Крещение руси царь: КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Раритеты Президентской библиотеки о крещении Руси, определившем духовный путь Отечества

28 июля 2018 года отмечается 1030-летие крещения Руси и 1003-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтит Церковь и все, приверженные православию. В фонде Президентской библиотеки собрано множество материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи. Они освещают крещение Руси как исторический факт, раскрывая при этом личность Владимира Красно Солнышко, мотивацию выбора государственной религии и последствия этого решения для укрепления и развития государства.

«Велика и всякими богатствами обильна наша матушка-Русь святая! – читаем в книге Н. Фреймана «Рассказы сельского учителя; Начало Руси» (1894). – Сколько городов богатых в ней настроено, сколько храмов божьих!.. Дивится на нее весь мир, и ни один царь не дерзнет идти против Русского Царя, страшась его силы и могущества! А то ли было лет 1800 назад? Нет, не то было в те поры! <…> В тех местах, где теперь храмы Божии благолепием сияют. .. там в те поры проливалась кровь человеческая и славились боги языческие».

Впрочем, выросший в период язычества Владимир не был его убеждённым приверженцем. «Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было, – пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), – Киев, имевший в своём населении в то время уже несколько христианских храмов, мало-помалу отвыкал от старинного язычества». Но до принятия христианства как основной религии в государстве было ещё далеко.

Укрепление государства, однако, требовало принятия единой веры, нужно было только не ошибиться с выбором. И Владимир начинает изучать четыре господствующие религии, чтобы выбрать из них одну для матушки-Руси.

Между тем славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принёс на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место, где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: „Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся“. После этих слов Апостол взошёл на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888). Свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко. О продвижении веры в среду славянских народов пишет К. Бестужев-Рюмин в сочинении «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910).

Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описывается в «Повести временных лет», прокомментированной А. А. Шахматовым и напечатанной в 1916 году, в рукописном курсе лекций «Древняя русская история» О. В. Ключевского, опубликованных в 1885 году, и ещё в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской библиотеки. Если верить летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же ещё до крещения Руси многие жители Киева уже приняли христианство.

В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила издание «Святой равноапостольный князь Владимир». Из него мы, в частности, можем узнать, что посланцам князя Владимира не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от православного: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определён.

Датой крещения Киевской Руси считается 988 год, когда в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир. В раритетной книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888) повествуется, как всё происходило: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».

Как и многие другие реформы, крещение Руси было воспринято недоверчиво. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910). В народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но результат мессианского подвига Владимира всё же принёс неоспоримые плоды: Россия стала с успехом развиваться как православная страна.

Кардинальный разворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести слова священника В.  П. Некрасова из речи «К девятисотлетию крещения Руси», которую он произнёс в 1888 году на заседании Совета Виленского православного свято-духовского братства: «Оно явилось духовным рождением страны, оно положило в основу тогдашней России новые начала, с нею началось усвоение и воплощение в жизни русского народа тех высочайших истин, которые принесены с неба Спасителем и которые полагают в жизни каждого народа основание христианской гражданственности».

Великий князь Владимир – в исследованиях материалов Президентской библиотеки

В день 1027-летия крещения Руси и 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира Президентская библиотека представила уникальные издания – раритетные книги о жизни и деятельности святого, приобщившего русский народ к православной вере.

«Велика и всякими богатствами обильна наша матушка – Русь святая! – читаем в электронной копии книги составителя Н. Фреймана 1894 года «Рассказы сельского учителя; Начало Руси». – Сколько городов богатых в ней настроено, сколько храмов божьих! Питает она великое множество людей, дает всем хлеб насущный и кров теплый… Дивится на нее весь мир, и ни один царь не дерзнет идти против Русского Царя, страшась его силы и могущества!

А то ли было лет 1800 назад? Нет, не то было в те поры! Не знали предки наши веры христианской, в русалок, домовых да леших веровали, истуканам поклонялись… Наставить же их некому было!»

С приходом к власти великого равноапостольного князя Владимира, взявшего на себя великий труд изучить, осмыслить и привить на Руси христианство по византийскому образцу в противовес Риму, был взят курс на новое цивилизационное развитие державы. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым.

Укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси.

Подробно выбор Владимиром веры и крещения Руси описывается в «Повести временных лет», прокомментированной А. А. Шахматовым и изданной в 1916 году, а также в курсе лекций «Древняя русская история» О. В. Ключевского, изданных в 1885 году, и еще в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской библиотеки. Если верить летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же еще до крещения Руси многие жители Киева уже приняли христианство.

Датой крещения Киевской Руси считается 988 год. В этом году в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир Красно Солнышко. В раритетной книге Ивана Некрасова 1888 года «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» повествуется, как все происходило: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».

Как и многие другие реформы, крещение Руси было воспринято тяжело и подозрительно. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском».  В народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но результат мессианского подвига Владимира все же принес неоспоримые плоды: Россия стала с успехом развиваться как православная страна.

Историческое значение крещения Руси для развития государства трудно переоценить. После 988 года Русь как христианское государство смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры это событие также стало эпохальным.

Русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира 28 июля, в этот день в России также празднуется и День крещения Руси.

Крещение Его Святейшества князя Александра Георгиевича Романова

 Крещение Его Светлости князя Александра Георгиевича Романова

Москва, 6 декабря 2022 года в 13 часов в Храме Христа Спасителя

Таинство Крещения в христианской православной традиции совершается через 40 дней после ребенок рождается. 6 декабря — день святого Александра Невского, важной фигуры православной веры и русской истории.

СВ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ГЕОРГИЕВИЧА РОМАНОВА

Его Светлость Князь Александр Георгиевич Романов родился в Москве 21 октября 2022 года.

Первый член династии Романовых, родившийся в России после Октябрьской революции, он также является первым членом Императорской семьи Романовых, получившим Таинство Крещения на русской земле.

До него последним членом Романовых, родившимся в России, был его прадед Е. И.В. Великий Князь Владимир в 1917 г. — -дед Е.И.В. Георгия Российского — который в то время родился в Поорво, Финляндия, Императорская Россия.

ХШ родился в больнице ЗКБ в 10:32 и весил 2,7кг.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Его Святейшество Князь Александр Георгиевич будет Крещен в Москве в Храме Христа Спасителя.

Во времена СССР церковь была полностью разрушена и превращена в общественный бассейн. В период с 1995 по 2000 год он был перестроен. Сегодня церковь является резиденцией Московского Патриархата (аналог церкви Святого Петра в Ватикане для католиков).

Собор был местом канонизации Романовых, когда последний царь Николай II и его семья были причислены к лику святых по просьбе, представленной Е.И.В. Великой Княгиней Марией как Главой Семьи.

Церемонию посетят около 400 иностранных гостей.

ПЛАТЬЕ ДЛЯ КРИСТИН

Для этого события крестильное платье для ребенка представляет собой семейное платье с кружевным узором. Это платье принадлежит семье Романовых уже более двух столетий и использовалось другими членами Императорского Дома.

КРЕСТНЫЕ

-Его Королевское Высочество принцесса Греции Ольга -правнучка короля Греции Георга I и жена Его Королевского Высочества принца Аймоне ди Савойя Аоста

-Его Королевское Высочество принц Иоахим Мюрат де Понтекорво

-Российская принцесса Елизавета Лапукин

-Михель Орлов -внук покойного короля Египта Фарука

Графиня Двинская Элен Кирби и Багратион -тетя Е.И.В Великого Князя Георгия России -которая не будет присутствовать по медицинским показаниям

— Русский князь Стефан Белосельский Белозерский — член и представитель ANRF Association de la Noblesse Russe en France — является официальной организацией, перегруппировавшей «белую русскую» диаспору в Париже после Октябрьской революции.

-Мадам Оксана Гирко друг семьи

-Мадам Юлия Абросимова друг семьи

СЕМЬЯ

На Крещение будет присутствовать вся семья:

-ЕЕ Высочество Великая Княгиня Мария Российская, Глава Императорской Фамилии Россия.

-Его Королевское Высочество принц Франц Вильгельм Прусский (известный в России как Его Высочество великий князь Михаил Павлович, титул, который он получил, когда вступил в брак с великой княгиней Марией) в сопровождении принцессы Пруссии Нади (его вторая жена).

-Посол Беттарини и жена Карла (родители принцессы Виктории).

ПЛАТЬЕ Ее Светлости ПРИНЦЕССЫ ВИКТОРИИ РОМАНОВНЫ РОМАНОВ

Платье было создано специально для этого случая русским дизайнером Элиной Самариной, которая руководит брендом Sergio Marcone в Москве и которая также реализовала части свадебного платья принцессы Виктории.

ТОРТ

Торт был создан шеф-поваром Майклом Льюисом-Андерсоном, который также разработал торт для свадьбы великого герцога Джорджа и принцессы Виктории. Рецепт торта «Виктория Романовна» был создан специально для свадьбы Шеф-поваром и невестой.

Смесь русского масляного крема и флердоранжевой воды сочетает в себе русские и итальянские традиции в честь невесты. Торт выполнен в традиционном королевском стиле с воссозданием деталей семьи Романовых, таких как грифон.

«Торт Виктории Романовны стал частью исторического события: первой после революции свадьбы Романовых в России. Теперь это становится частью другого исторического события: Крещения нашего сына Александра Георгиевича, первого члена династии Романовых, родившегося в России после 1917 года. Благодаря невероятному таланту шеф-повара Майкла Льюиса Андерсона оба события были дополнены элегантность и изысканность вкуса и оформления торта.

Мы рады, что эта семейная традиция является посланием мира и гармонии во всем мире». — заявила княгиня Виктория Романовна.

ПРОГРАММА

Таинство Крещения начнется в 13:00 по московскому времени и закончится через 60 минут, после чего состоится прием в помещении храма.

Первый викарий Святейшего Патриарха Высокопреосвященнейший митрополит Дионисий Воскресенский совершит Таинство.

После совершения Таинства Императорской Семье будут вручены иконы Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. В первой находятся мощи святого Александра Невского, специально привезенные из Санкт-Петербурга протоиереем Александром Ткаченко по просьбе Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсанофия, который в прошлом году совершил венчание великого князя Георгия и княгини Виктории. вторая икона была подарком кавалеров Российских Императорских и Царских Орденов.

ПИСЬМО ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ГЕОРГИЯ И ПРИНЦЕССА ВИКТОРИИ

«Для нас это радостное событие — иметь возможность отпраздновать это Крещение в России. Наш сын Александр — первый член Семьи, родившийся в нашей стране с тех пор, как мы разрешено вернуться в Россию в 1991 году. Для нашей Семьи это историческое событие, а также продолжение нашей династии и истории России», — сказал Великий Князь Георгий и Брюсселе, великий герцог Георгий и принцесса Виктория управляют двумя фондами.0003

Российский Императорский Фонд помогает в основном детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями и аутизмом. А ФудбанкРус, крупнейший на сегодняшний день Фудбанк в России, в этом году отметил свое 10-летие. Имперский фонд также профинансировал в прошлом году короткометражный фильм для повышения осведомленности об аутизме, который стал лучшим детским фильмом на Московском кинофестивале 2022 года. доноров и 52 региональных отделения.

ФудбанкРус является членом Европейской ассоциации Foodbank FEBA, а также Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН ФАО.

«Сегодня наша Семья продолжает свою многолетнюю миссию помощи нуждающимся. Принцесса Виктория и я убеждены, что вложение нашего наследия в помощь нуждающимся — это лучший способ поддержать ценности нашей семьи», — сказал великий герцог Джордж.

https://www.russianlegitimist.org/the-christening-of-hsh-prince-alexander-georgievich-romanoff

Благочестивая святая или королева-убийца?

 

Часто провозглашаемая основательницей русского христианства, святая Ольга Киевская (также Киевская) была канонизирована почти через 600 лет после своей смерти в честь ее усилий по распространению христианства в средневековом царстве Киевской Руси. В христианской церкви люди на протяжении всей истории возводились в сан святых по самым разным причинам. Некоторые, как святой Николай, были канонизированы за свою щедрость. Другие люди, такие как святой Августин, были канонизированы за их интеллектуальный вклад в христианство. Однако наследие, которым известна Ольга, не имеет ничего общего с ее святыми делами. Скорее, эта средневековая королева прославилась благодаря легендам, связанным с кампанией жестокой мести, которую она развязала соседнему русскому племени после того, как они убили ее мужа и угрожали ее трону. Легенды о святой Ольге, являющиеся предметом как споров, так и интереса, пережили более 1000 лет, пока ученые и любители истории борются с двойственными личностями древнего монарха.

 

Ольга Киевская: Невеста Руси
Портрет св. Ольги Киевской , работы Николая Бруни , ок. конец 19 века, через ozy.com

 

Существует мало документов об Ольге до ее замужества с Игорем Киевским, но считается, что она родилась около 900 г. н.э. в городе Пскове. Записи показывают, что Ольга Киевская, вероятно, была варягом, группой людей, которые произошли от викингов и скандинавов, которые в основном жили у реки Волги. В 903 г. н.э. Ольга вышла замуж за Игоря Киевского, который был лидером Киевской Руси. Ко времени женитьбы Игоря и Ольги Киевская Русь усилиями отца Игоря Рюрика превратилась из группы враждующих племен в небольшое, но грозное княжество.

Рюрик, а позже его сын Игорь, расширили территорию и политический авторитет Киевской Руси за счет покорения соседних племен и сбора с них дани. В результате русы за короткий промежуток времени собрали значительное количество богатств и власти.

 

На протяжении большей части брака Игоря и Ольги ее муж часто вступал в конфликты с различными племенами, либо же был вовлечен в военные стычки с Византийской империей. В записях этого периода мало упоминается об Ольге Киевской, за исключением рождения ее сына в 942 г. н.э., которого назвали Святославом. В 912 г. н.э., когда Игорь вел кампанию по расширению своей территории, многие племена, традиционно платившие дань Киевской Руси, прекратили присылать платежи. После того, как Игорь вернулся из своих многочисленных походов в 945 г. н.э. он решил восстановить систему налогообложения и потребовать дань со всех племен, которые перестали платить.

 

Кулон Киевская Русь , ок. 11–12 вв. н.
э., через Метрополитен-музей

 

Одним из племен, с которыми столкнулся Игорь, была группа, известная как древляне. Древляне (также называемые древлянами и древлянами) были восточнославянским племенем, которое изначально сопротивлялось Киевской Руси, но решило вступить в союз с Русью во время их похода против Византийской империи при условии, что древляне будут платить дань. Однако, как и многие другие вассальные племена, древляне перестали платить дань, пока Игорь был в отъезде. Когда он столкнулся с древлянами, Игорю сначала удалось собрать с них дань. Однако по непонятным причинам вождя Киевской Руси не удовлетворило то, что дали древляне, и он вернулся, чтобы потребовать дополнительную дань.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В ответ на требования Игоря древляне устроили засаду и убили вождя. Византийский историк Лев Диакон утверждал, что древляне убили Игоря, привязав его ноги к двум согнутым назад березам.

Тогда березы были отпущены, и сила выпрямившихся деревьев разорвала Игоря надвое. Поскольку Киевская Русь была патриархальным обществом, корона Игоря перешла к его сыну Святославу после его смерти. Однако, поскольку мальчику тогда было всего три года, его мать стала регентом и эффективным лидером Киевской Руси. В результате королева Киева Ольга теперь оказалась овдовевшим правителем королевства, которому угрожало восстание, которое только что унесло жизнь их короля.

 

Месть королевы
Иллюстрация Королева Ольга проводит поминки по мужу, ок. 1836, через ozy.com

 

После убийства царя Игоря в Киев прибыли древлянские послы и предложили Ольге выйти замуж за их вождя, князя Мала. Согласно

Первичной хронике , важному источнику информации о королеве, Ольга ответила на их предложение, сказав : «Ваше предложение мне приятно; воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых» . Затем она попросила древлянских послов вернуться к ней на следующий день и потребовать, чтобы Киевская Русь перевезла древлян в город на своей лодке. В тот же день Ольга приказала своим людям вырыть за городом большой ров. Когда представители Ольги прибыли на следующий день за древлянами, они сделали по указанию царицы и потребовали, чтобы русы перевезли их в город на своих лодках. Когда русы доставили древлян Ольге, она приказала своим людям сбросить их в ров. Затем Ольга приказала заживо похоронить древлянских послов в их лодке.

 

Не успели древляне узнать о судьбе своих послов, как Ольга отправила племени очередное сообщение. В этом послании Ольга заявила, что встретит их князя, если древляне пришлют в сопровождении своих самых знатных мужчин. В ответ древляне послали своих наместников вернуть королеву. Когда группа приехала, Ольга пригласила их попариться в своей бане. После того, как древлянские воеводы вошли внутрь, Ольга подожгла баню и сожгла их заживо.

 

Художественное изображение средневекового Киева , через пункты назначения

 

Вслед за этим Ольга отправила древлянам еще одно послание, в котором сообщила им, что хочет приехать в город, где древляне убили ее мужа (Искоростня), чтобы посетить могилу Игоря и устроить по нему панихиду. Древляне, еще не зная, что Ольга убила их послов и наместников, приветствовали Ольгу Киевскую в своем городе и помогли ей приготовить поминки. Когда пир был готов, Ольга пригласила древлян вместе с ней поесть и выпить. После того, как древляне сильно опьянели, Ольга приказала своим людям убить их, и они убили около 5000 человек, прежде чем вернуться в Киев.

 

Ювелирные изделия Киевской Руси, ок. 12 век н.э., через Британский музей

 

Затем Киевская Русь собрала войско и выступила против уцелевших древлян. Не сумев победить русов в открытом бою, древляне бежали в свои города и забаррикадировались внутри. Затем Ольга и ее войско целый год осаждали древлянский город Искоростень. Когда древляне не уступили, Ольга отправила им сообщение, в котором говорилось, что она больше не хочет мести. Вместо этого она попросила их отдать дань уважения, в частности, попросив по три голубя и три воробья из каждого дома в городе.

 

Ольга Киевская пообещала снять осаду с города, если ей заплатят дань, на что древляне с радостью подчинились.

Однако в ту ночь Ольга приказала своим людям привязать к каждой птице кусок серы и ткани, поджечь ткань, а затем отпустить птиц. Птицы тут же улетели обратно в свои курятники в городе, устроенные в крышах и карнизах деревянных домов. Почти каждое здание в городе было подожжено, и Ольга с легкостью смогла захватить город. Затем большинство населения города было убито или обращено в рабство, а остальным пришлось платить тяжелую дань, которую Ольга наложила после поражения древельцев.

 

Ольга Киевская: первая русская христианка
Византийский лекционарий Джахариса , ок. 1100 г. н.э., через Метрополитен-музей

 

После того, как Ольга покорила древлян, записи показывают, что она вернулась в Киев и мирно правила в течение ряда лет. Используя свои полномочия регента, королева открыла торговые фактории по всему региону и создала систему централизованного управления. Ольга также внесла изменения в систему дани Киевской Руси, что стало одной из первых правовых реформ в Восточной Европе.

В 948 г. н.э. средневековая королева посетила Константинополь в Византийской империи, которой в то время правил император Константин VII.

 

Согласно «Первой летописи» , император Константин сделал предложение Ольге и предложил ей править вместе с ним. Однако Ольга ответила, что не может выйти за него замуж, потому что она язычница, поэтому император Константин крестил ее и дал имя Елена. После крещения император снова обратился к царице Киевской Руси. На этот раз, однако, Ольга ответила, что технически она является «дочерью» Константина по вере, потому что он ее крестил, а кровосмесительный брак считается в христианстве грехом, поэтому она не может выйти за него замуж. Хроника утверждает, что затем император Констатин признал, что Ольга победила его, и отправил ее домой с подарками в виде золота, серебра, шелка и других ценных предметов.

 

Ювелирный византийский браслет, ок. 500–700 гг. н.э., через Метрополитен-музей

 

Вернувшись домой, Ольга провела большую часть оставшейся жизни, выступая за принятие христианства среди своего народа, и пыталась убедить своего сына обратиться в христианство. Хотя Святослав отказался обратиться, потому что он чувствовал, что его люди будут насмехаться над ним за это, он согласился не преследовать никого, кто обратился. При этой поддержке Ольга успешно построила церкви в нескольких городах, таких как Киев и ее родной город Псков. В 968 г. н.э. Ольга защитила Киев от атакующей болгарской армии, которая пришла, чтобы занять престол Святослава, пока он был в походе. Год спустя грозная королева умерла от болезни в 969 году нашей эры.

 

Сложный счет: кровожадный монарх или стратегический гений?
Карта территории Киевской Руси через Smart History

 

История похода Ольги на древлян, взятая на первый взгляд, кажется классической историей о мстительной царице, совершившей библейское возмездие за убийство своего мужа. Однако в этой истории интересно то, что Ольга изображена искусным политическим и военным стратегом. Столкнувшись с группой, которая только что убила ее мужа, Ольга несколько раз смогла завести древлян в смертельные ловушки. Кроме того, Ольга умело использовала свой интеллект, чтобы проникнуть в цитадель врага или прорвать осаду, когда грубая сила не удалась. Соответственно, можно также утверждать, что весь поход Ольги на древлян представляет собой подробное изложение средневековой стратегии.

 

Смерть мужа Ольги, Игоря, поставила бы под угрозу политический авторитет Киевской Руси в то время, когда группе нужно было сохранить свою власть над племенами, на покорение которых Игорь потратил последние несколько десятилетий. Если бы королева Ольга вышла замуж за князя Мала, это дало бы древлянам контроль над Киевской Русью и фактически лишило бы эту группу автономии. Киевская Русь также рисковала потерять свою власть, если бы древляне смогли победить их в бою. Однако, если бы древлянам удалось успешно бросить вызов русам, возможно, древляне вдохновили бы другие племена на восстание, даже если бы они проиграли. Таким образом, Ольга могла бы провести годы, борясь с чередой восстаний других своих вассалов. В записях царствования Ольги не упоминается о каких-либо восстаниях после ее жестокого подавления древлян, поэтому вполне возможно, что целью похода Ольги на древлян было отбить охоту у других племен восставать против русов.

 

Реконструкция крепости Киевской Руси в Киеве, через Re-thinkingthefuture.com

 

Помимо более крупных политических соображений, можно также утверждать, что действия Ольги против древлян были мотивированы ее личной позицией в политической ситуации. Записи показывают, что в обществе Киевской Руси преобладали мужчины, а женщины этой культуры не имели значительного влияния или политической власти. Как недавно овдовевший монарх в патриархальном обществе с маленьким сыном, которого нужно было защищать, Ольга, вероятно, находилась в шатком политическом положении, которое сделало бы ее уязвимой как для внутренних конфликтов, так и для внешнего господства. Если бы Ольга вышла замуж за князя Мала, она была бы вынуждена передать свою власть древлянскому князю и, вероятно, потеряла бы поддержку своего народа за подчинение врагу. Возможно, возмездие Ольги против древлян послужило предупреждением для всех, кто угрожал ей, одновременно завоевав лояльность ее народа через поражение племени, убившего их царя. Это укрепило бы ее репутацию и политическое влияние как лидера, что помогло бы обеспечить безопасность ее самой и ее семьи. Кроме того, это влияние могло способствовать ее способности проводить политические изменения позже, во время ее регентства.

 

Кольцо Киевской Руси
, ок. 12 век н.э., через Британский музей, Лондон

 

Личность Ольги как политического стратега дополнительно подтверждается отчетом о ее посещении Византийской империи и ее обращении в христианство. Подобно ее предполагаемому браку с князем Малом из древлян, брак Ольги с императором Константином дал бы Византийской империи контроль над Киевской Русью и подорвал бы политическую независимость княжества. Однако Ольга не хотела бы обидеть Константина, потому что Византийская империя была не только намного больше и могущественнее, чем Русь, но и народ Ольги сильно зависел от византийцев в плане доходов от торговли. Таким образом, некоторые ученые предполагают, что обращение Ольги в христианство было ее способом сохранить союз своего народа с Византийской империей, не отказываясь от своей политической автономии.

 

Небылица о язычестве и христианстве?
Религиозные мозаики в церкви св. Софии , построены Киевской Русью ок. 1037, Киев, Украина, через Smart History

 

Хотя ученые в целом сходятся во мнении, что убийство мужа Ольги и последовавшая за ней военная акция против древлян действительно имели место, некоторые эксперты предполагают, что детали конфликта могли быть значительно преувеличены. Записи, в которых подробно описывается конфликт Ольги с древлянами, были написаны более чем через 200 лет после ее смерти, и некоторые ученые отмечают, что основные темы в истории Ольги, такие как мстительная вдова, являются общими мотивами в скандинавском фольклоре. Основываясь на этом, некоторые ученые предполагают, что этот рассказ мог быть мифом, который использовался для иллюстрации хитрости и храбрости королевы Ольги как основателя русского христианства и династии Рюриковичей. Подтверждением этой теории является тот факт, что эти записи были написаны монахами, которых финансово поддерживали потомки Ольги.

 

Другие ученые предполагают, что рассказ о мести Ольги древлянам был способом подчеркнуть жестокость Ольги как языческого монарха и подчеркнуть ее исправление после обращения в христианство. Эта теория подтверждается такими записями, как Первичная хроника , в которой особо подчеркиваются добродетели и мудрость королевы как новообращенной христианки, которая также пыталась обратить свой народ. Ученые отмечают, что тема этического преобразования после религиозного обращения распространена в христианстве, а также в других религиях, таких как буддизм. Можно также утверждать, что эта теория дополнительно подтверждается отказом Ольги от повторного брака после смерти мужа, что иллюстрирует христианскую добродетель верности супругу.

 

Ольга Киевская: святая царица Киевской Руси
Св. Ольга , Михаила Васильевича Нестерова , ок. 1892 , находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, через The Moscow Times

 

Хотя ученые до сих пор спорят, насколько правдива история Ольги, ясно, что она была настоящим монархом, оказавшим неоспоримое влияние как на свой народ, так и на всю историю Восточной Европы. Политические и экономические реформы, проведенные Ольгой Киевской во время ее правления, заложили основы, на которых ее потомки объединили всю Русь и основали первую правящую династию. Названная в честь отца Игоря Киевского, династия Рюриковичей правила более 700 лет, прежде чем ее сменила династия Романовых. Хотя Ольге не удалось обратить сына, ее внук Владимир Великий обратился в христианство в 9 г.88 г. н.э. и поощрять распространение христианства среди Киевской Руси. В 1547 году Русская православная церковь канонизировала Ольгу Киевскую за ее вклад в русское христианство.

 

Записи гласят, что когда Ольга умерла, все Русское княжество оплакивало ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *