Азич: Индонежно любимая Азия – Газета Коммерсантъ № 59 (7504) от 06.04.2023

Центральная Азия пришла в движение / СНГ / Независимая газета

Тэги: центральная азия, таджикистан, туркменистан, сотрудничество, газопровод, китай

Сердар Бердымухамедов собирается ехать к соседям с миром. Фото РИА Новости

Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов посетит с двухдневным официальным визитом Таджикистан 10 апреля. С таджикским лидером Эмомали Рахмоном он обсудит расширение сотрудничества в сферах транспорта и грузоперевозок, создание промышленных предприятий и использование транспортных коридоров Туркменистана. Главы двух государств также обсудят вопросы, связанные с Афганистаном, и подготовку к V, юбилейной, Консультационной встрече глав государств Центральной Азии, которая пройдет 14–15 сентября в Душанбе.

Накануне визита Сердара Бердымухамедова в Душанбе пройдет первое заседание Делового совета, а также бизнес-форум предпринимателей двух стран.

Для участия в мероприятии из Туркменистана приедет представительная делегация с конкретными экономическими проектами. Ожидается, что визит туркменского президента станет прорывным.

«Предстоящий визит Сердара Бердымухамедова в Таджикистан в первую очередь призван нормализовать отношения между странами, даже больше – отношения между правящими кланами, что для Востока является принципиальным, и перевернуть окончательно страницу испорченных отношений», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии Сердар Айтаков.

Напомним, что «история испорченных отношений» начиналась в 2013 году с подписания договора о строительстве железной дороги Туркменистан–Афганистан–Таджикистан (ТАТ). С этой инициативой выступил Эмомали Рахмон, чтобы обойти Узбекистан, первый президент которого, Ислам Каримов, загнал Таджикистан в транспортную блокаду ради предотвращения строительства Рогунской ГЭС. По мнению Каримова, гидросооружение могло стать угрозой для водохозяйственного комплекса региона.

Железная дорога должна пройти через Афганистан, в обход Узбекистана с юга. Туркменистан сразу приступил к строительству, доведя магистраль до Афганистана, где начал строительство логистической инфраструктуры.

После смерти Ислама Каримова таджикские власти отказались от реализации этого проекта. При этом, как отметил Айтаков, отказ от участия в проекте прозвучал в оскорбительной форме, особенно с учетом традиций Востока. Посол Таджикистана в Узбекистане в сентябре 2018 года публично сообщил об отказе от работ по проекту ТАТ, обосновав этот шаг «потеплением отношений между странами» (Узбекистаном и Таджикистаном. – «НГ»), подразумевая смену вектора политики нового президента Шавката Мирзиёева и отмену фактической транспортной блокады со стороны Узбекистана. Туркменский МИД выразил таджикской стороне «недоумение», а все межгосударственные отношения вошли в глубокое пике. Дело дошло до фактического запрета таджикским дальнобойщикам следовать через территорию Туркменистана, что намного увеличило транспортное плечо доставки грузов через Россию и Казахстан.

В Душанбе готовы к встрече высокого
туркменского гостя.   
Фото с сайта www.dushanbe.tj
«Из клинча двусторонние отношения начали выходить в 2021 году, после визита Эмомали Рахмона в Туркменистан, но вопрос о строительстве ТАТ так и не был решен, из-за чего отношения между странами оставались прохладными. И сам визит даже под статусом государственного не устранил проблемы», – отметил Айтаков.

Пока Таджикистан и Туркменистан не урегулируют отношения, Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который заключили Казахстан, Узбекистан и Киргизия по итогам IV Консультационной встречи в Чолпон-Ате в 2022 году, подписан не будет. Эта неурегулированность тормозит кооперацию, которую в 2017 году инициировал Ташкент при поддержке Астаны. Сегодня регион пришел в движение, не только политическое, но и экономическое. Как считает директор Центра исследовательских инициатив Man’o Бахтиер Эргашев, страны Центральной Азии проявляют готовность к диалогу и компромиссу, продвигают общие инициативы, находят решения по сложным вопросам.

За пять лет объем взаимной торговли между ними увеличился на 50%. Это свидетельствует о продуктивности регионального сотрудничества. «Практика минувших лет показала, что при активном участии всех заинтересованных сторон региональная интеграция – это не какая-то политическая конъюнктура на злобу дня, а серьезная стратегия, рассчитанная на долгую перспективу», – отметил Эргашев. Не исключено, что на душанбинском саммите будет принята программа промышленной кооперации. Документ находится на стадии согласования. Кроме того, прорабатывается вопрос создания регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. По мнению эксперта, на предстоящем саммите в Душанбе «пятерка» обсудит и этот вопрос.

Второй, не менее, а может, и более важной темой визита туркменского президента, как считает эксперт Сердар Айтаков, является согласование позиций перед предстоящим в мае знаковым саммитом «Китай – Центральная Азия», на который китайская сторона возлагает большие надежды, анонсировав принципиально новый формат отношений, который официально будет предложен странам региона и который в настоящий момент усиленно прорабатывается в деталях. «Возможно, нормализация отношений между странами стала результатом дипломатических усилий именно китайской стороны, которая придает большое значение региональному сотрудничеству, а значит, любая конфронтация в регионе противоречит ее интересам», – полагает Айтаков.

По его словам, интересы у Китая вполне определенные. До сих пор окончательно не решен вопрос строительства линии D газопровода Туркменистан–Китай, которая должна пройти в том числе и через Таджикистан (подробнее см. «НГ» от 15.01.23). Наблюдатели связывают это не только с несогласованностью условий поставок газа в Китай между собственно Туркменистаном и Китаем, но и с неустраненными разногласиями между Душанбе и Ашхабадом. Более того, Китай приступил к практической реализации ряда проектов в соседнем Афганистане. Так, в непосредственной близости от границы Афганистана с Туркменистаном китайские компании начали добывать нефть и строить нефтеперерабатывающий завод для насыщения ГСМ внутреннего рынка северных провинций Афганистана, где в настоящий момент идет строительство крупного ирригационного канала Куш-Тепа, подводящего воду Амударьи в северные провинции Афганистана Балх, Фарьяб и Джаузджан с целью масштабного освоения территорий под нужды сельского хозяйства (см.

«НГ» от 26.03.23). «Учитывая интерес Китая к полезным ископаемым Афганистана, все его миротворческие и посреднические усилия в регионе будут последовательны, настойчивы и убедительны», – подчеркнул Сердар Айтаков. 

Калининградец объехал автостопом и на велосипеде 5 стран Юго-Восточной Азии

  1. Статьи

Авторы: Денис Лобов, Оксана Сазонова

В арт-пространстве «Ворота» открылась выставка калининградского фотографа и путешественника Юрия Чернышова под названием «Человек на карте: Азия». На снимках — кадры из поездок по Юго-Восточной Азии: Таиланду, Непалу, Индии, Вьетнаму и Лаосу. Юрий рассказал газете «Страна Калининград», как его принимали в разных странах.

Волонтёрил в Европе

В первое длинное путешествие Юрий отправился в 2015 году. Перед тем, как устраиваться на работу после учебы (он окончил КГТУ по профессии инженер-геодезист), решил сделать перерыв и осуществить мечту: обойти пешком Байкал. Двести километров в одиночку с палаткой и запасом еды преодолел за неделю, потом было восхождение на Эльбрус. И за это время наш земляк понял, что связывать жизнь со стройками совсем не хочется, а вот увидеть мир — ещё как!

Тогда Юрий на год уехал в Европу. Поскольку сбережений у бывшего студента особо не было, нужен был способ, чтобы путешествовать практически бесплатно. Вариант нашёлся: зарегистрировавшись на специальной платформе, Юра стал участником волонтёрских программ: когда ты работаешь в интересных местах и за это получаешь жильё и еду.

— Сначала я поехал в Финляндию помощником на ферме по разведению хасок, — вспоминает наш собеседник. — Жил в лесу с семьёй хозяев и сотней собак: следил за ними, ухаживал. Потом в Польше работал на ферме с контактным зоопарком, попробовал разные варианты в Италии, Испании и Марокко. Волонтёрство дало мне возможность почувствовать себя не туристом и пообщаться с людьми со всего мира. 

Принимали как дорогого гостя

После такого опыта останавливаться не захотелось, и после небольшого перерыва Юрий на три года уехал в Юго-Восточную Азию – с маленьким рюкзаком для ручной клади, большую часть которого занимали палатка и фотоаппарат.

— Два месяца я провёл в Индии, проехал её автостопом (и возвращался туда ещё не раз, в том числе проехал 2 000 километров на велосипеде) — это невероятная страна! — поделился наш герой. — Да, она не для каждого: там много мусора, грязи, нищеты, шума и т. д. Но если ты готов всё принять и увидеть за этим жизнь, тебя ждёт множество открытий. Несмотря на стереотип, что индийцы приставучие и хотят от приезжих лишь денег, мой опыт был абсолютно другим. Конечно, я ездил не по туристическим местам — и мне всегда и везде помогали, незнакомца встречали как дорогого гостя. Помню, однажды оказался в новом городке уже ночью и искал ночлег. Постучался в первый попавшийся дом (выбрал на вид побогаче, потому что там могли говорить по-английски). Хотел попросить разрешения поставить во дворе палатку, но хозяин оказался директором пятизвёздочного отеля и бесплатно поселил меня там. Когда куда-то приезжаешь, с тобой сразу начинают знакомиться, а потом водить к друзьям и родственникам. Так что через пару часов обрастаешь толпой! В один из таких моментов к нам подъехал эскорт на дорогих машинах, и меня позвали погостить в доме у губернатора штата. И таких случаев было немало! 

Нужно не так много

Не менее радушный и тёплый приём встречал калининградца в других странах Южной Азии, а также в Китае, Монголии и во время остальных поездок.

— Путешествия расширяют кругозор, позволяют узнать мир не только по книгам или кино. И меняют, — уверен Юрий. — Меня, например, из замкнутого превратили в общительного и научили взаимодействию. Главное, что я вынес за эти годы: человек человеку — не волк. Отношение зависит от того, с чем приходишь: если с открытым сердцем, то и тебе ответят тем же. Не нужно бояться: за всё время у меня не было ни одного неприятного или опасного случая. Хотя, конечно, не стоит забывать о безопасности. Следует быть, когда нужно, осторожным. Безусловно, стоит выучить английский – на нём хотя бы немного говорят везде, но понять друг друга и о чём-то договориться можно даже без языка. Понятно, что нужны деньги, но на самом деле не так много, если готов к свободному формату. Я часто передвигаюсь автостопом или на велосипеде, живу по системе «каучсёрфинг» бесплатно или в палатке.

На транспорт и какие-то обязательные расходы коплю, когда работаю в перерывах между поездками (в последние годы был гидом), иногда удается подработать в пути. Серьёзно помогает сдача квартиры в Калининграде.

В прошлом году Юра проехал по Киргизии на велосипеде, а в этом планирует провести несколько месяцев в Дагестане, снимая мастеров с традиционными ремеслами.

— Если начинал путешествия я без особой цели, то сейчас мне хочется делать фотопроекты и делиться с другими людьми тем, что вижу, — объяснил калининградец.