Бангладеш как живут люди: Уровень жизни и цены в Бангладеше в 2022-2023 годах

Из чего соткан муравейник Бангладеш? — Сергей Строителев

Сергей Строителев, 15 октября 2019, 14:14 — REGNUM Дакка — столица Бангладеш, является самым перенаселённым городом планеты.

Население города составляет по примерным оценкам до 21 млн. человек с ежегодным приростом в 5 процентов, это самый высокий процент в Азии. Есть города с большим населением — Шанхай или Чунцин в Китае, однако если оценивать плотность, то Дакка берёт первое место. По статистике ООН, Дакка входит в тройку городов, где жизнь является настолько тяжкой, что выжить тут практически невозможно даже в мирное время. Перенаселение, безусловно, является причиной прочих проблем, которые помогли городу попасть в топ. Я решил посетить город, чтобы изучить проблему перенаселения более детально.

Дакка, столица Бангладеш

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Мужчины на улице в Дакке

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Главной причиной происходящего является огромный поток людей, приезжающих в столицу на заработки, особенно из столичного пригорода

Барисал. Дело в том, что в Бангладеш разрешено многожёнство. Обычно мужчина в Барисале имеет 5−6 жен и по 4−5 детей от каждой. Как только ребёнок достигает возраста 12−13 лет, он плывёт на пароходе в столицу — работать рикшей, на заводе или фабрике, собирать мусор, одним словом, заниматься тяжёлой, черновой работой.

Паром

Сообщение между Даккой и этой местностью хорошее — циркулируют паромы, транспортирующие в 5−6 раз больше людей, чем положено по технике безопасности. Время в пути не критическое — ночь, и уже на месте. То же самое, что добраться из Петербурга в Москву, например.

Посадка на паром осуществляется в хаосе как и большинство других процессов в Бангладеш. Некоторые пассажиры запрыгивают на борт, когда паром уже отправился в путь

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Паром ночью, люди спят на палубе

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Фонарь освещает берег, и несколько сотен сельских жителей с тюками и баулами готовятся отправиться в путь к новой мечте. В Барисал же паром идет практически пустым, среди путешествующих был и я. Оказавшись на борту, я поднялся на второй этаж и махнул рукой парнишке, который бегал туда сюда с подносом. Он быстро и ловко вскарабкался по железным ограждениям на второй этаж, оторвал мне половину игральной карты, которая должна служить ложкой, и отсыпал порцию каких-то хлопьев с перцем в кулек из газетки. Острая, сухая еда. Я был настолько голоден, что забыл о всякой санитарии.

Торговец на пароме

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Торговец на пароме

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Палуба парома

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Многожёнство

На следующее утро я был в Барисале, где должен был встретиться с несколькими большими семьями. На узкой лодочке я плыл по каналам, разрезающим местность. Было очень жарко и влажно, густая растительность не давала рассмотреть детали местности. Лодка проносилась под мостами, сделанными из большого бамбука, согнутого и перевязанного веревкой, переход по которым явно требовал сноровки.

На скользком берегу меня ожидал бородатый мужчина и несколько ребятишек.

Назмулу 52, у него пять жён. На вопрос, сколько у него детей, Назмул ответить затруднился и начал улыбаться. Первый ребёнок родился у него ещё в возрасте 16 лет. Многие дети Назмула выросли и переехали в Дакку, мобильный телефон он не использует и связи с ними нет, ездить домой дорого. Семья Назмула занимается абсолютно разными делами — некоторые мужчины работают лодочниками, некоторые занимаются сельским хозяйством. Бюджет семьи составляет примерно 15 тысяч так (около 170 долларов США) в месяц. Назмул пользуется непререкаемым авторитетом в семье, его решение нельзя оспорить. Однажды, он выгнал сына из дома за то, что тот забыл покормить скотину.

Назмул с семьей

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Назмул

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Чандан со своей семьей: четырьмя жёнами и тринадцатью детьми. «Это не все дети, — говорит Чандан, — двое сыновей уехали в столицу работать рикшами». Чандану 43 года, и он собирается ещё раз жениться и завести от новой жены еще 3−4 детей. Чандан говорит, что деревенская жизнь не богата, лишнего не позволишь, но и голодать особо не приходится. Семья Чандана занимается сельским хозяйством, держит небольшое количество скота. Он не понимает, почему молодые стремятся в столицу, ведь там не найдешь семьи и не женишься, но отговорить не получается, и старший сын Чандана также готовится отправиться в Дакку, покорять столицу.

Чандан с семьей

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Чандан

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Последняя семья, которая приняла меня в Барисале, была семья торговца Сайфула. Я вышел из лодки, и меня окружила толпа детворы — дети мужчины. В ожидании Сайфула, который шел из своей лачужки, чтобы повстречаться со мной, дети оборудовали мне царское место: принесли стул, заставили сесть и начали обмахивать пальмовой веткой. Я хотел было вскочить, но меня удержали: таково гостеприимство. Большая рука опустилась мне на плечо — это был глава семьи, в которую входили 4 женщины-жены и 19 детей. Дом Сайфула чистый и довольно просторный, внутри мы устраиваемся для чаепития. Сайфул рассказывает, что в своё время тоже уехал в столицу, но вернулся: устроить жизнь не вышло, везёт не всем. Хорошо, что отец принял его обратно в семью, не всегда так происходит. Сайфул считает, что каждый волен решать, что ему делать, и если его дети захотят уехать, он их отпустит, ведь старшего сына уже отпустил. Сайфул считает, что это Аллах решает, когда ребенку появиться на свет — сколько еще будет детей, столько он и примет. Смеется, что если не будет больше денег, едой можно всегда поделиться, оставив себе меньшую порцию.

Сайфул с семьей

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Сайфул

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Обратно я путешествовал с толпой людей, которые, как казалось, ехали друг у друга на голове. Было ощущение, что масса людей с их многочисленными сумками и баулами вдавила лодку на несколько метров в воду, и шторм мог легко перевернуть эту посудину, но его не случилось.

Я прибыл обратно в столицу.

Дакка

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Карван базар

Съезжающиеся в Дакку не могут позволить себе снимать и тем более покупать жильё, поэтому им приходится ютиться рядом со свалками или железнодорожными путями, где, естественно, создаётся огромный объём мусора из-за невозможности его утилизировать.

Типичное жилье в трущобах столицы

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Внутри дома

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Конкуренция за рабочие места очень высокая, молодые люди, ожидавшие от столицы немного другой жизни, не выдерживают её. В итоге их путь также рано или поздно заканчивается около железной дороги. Одной из главных трущоб столицы является район «Карван базар». Это несколько сотен лачуг, построенных из подручных материалов: полиэтилена, мешков, досок, коробок; и столько же семей, пытающихся устроить свой быт рядом с железнодорожными путями и поездами, проезжающими раз в 20 минут в опасной близости от домов.

Здесь погибло немало людей, особенно тех, кто в нетрезвом состоянии ходил по рельсам, потеряв страх. Местные сказали, что переполненный и вечно опаздывающий поезд не будет тормозить ради какого-то пьянчуги. Детей заметить в темноте ещё сложнее. Но такова реальность обитателей Карвана.

Карван базар — трущобы на железнодорожных путях

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Пока поезда нет, люди занимаются своими делами на рельсах

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Жилища сооружены из всего, что попалось под руку

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Молодой парень подходит ко мне: «Это плохой район для тебя, ты должен уходить, здесь много опасных людей». Я начал заходить в лачуги. В углу плохо освещённой коробки я слышу детский плач, у меня закружилась голова. На крыльце женщина моет посуду, мимо проносится очередной поезд, и мальчишки, уцепившиеся за двери и окна, машут рукой, увидев камеру.

Дети Карван базара

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Мать и сын внутри дома в Карван базаре

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Прибытие поезда

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Чем больше людей, тем больше мусора

Перенаселение столицы является причиной других серьезных проблем. Это работает как снежный ком: одно цепляется за другое. Огромное количество людей производят такое же количество мусора. И усугубляется всё это отсутствием финансовой возможности его перерабатывать. Экономика Дакки просто не способна справиться с объемами мусора, требующего утилизации. Мусора, произведенного 21-миллионной армией. Также стоит отметить, что люди, пользующиеся благами природы, разлагающимися естественным образом, были познакомлены с пластиком и прочими благами цивилизации, завезенными с запада. У Бангладеш просто нет технологий, если хотите, эко-воспитания и понимания, что рано или поздно весь выкинутый пластик воздействует на природу, что он опасен для следующего поколения. Но это слишком сложная концепция для населения, образованного только на 30%. По этим причинам люди передвигаются по мусору, которым переполнены улицы Дакки, так же, как и водные ресурсы столицы. Самое интересное, что люди кидают пластик в воду не только безо всяких угрызений совести, но и веря, что делают благо другим.

Набережная реки Буриганги

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Мост через Буригангу

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Утилизация

На большом мосту через местную речку Буригангу я увидел двух мужчин, вытряхивающих несколько мешков мусора в воду. Они оказались работниками ресторана. «Всё равно, выловят этот мусор, размельчат и продадут стружку, для кого-то это — заработок, так что мы помогаем», — мужчины по-азиатски качают головами, что должно подтвердить правдивость и мудрость их слов. Целый день я провёл на берегах реки. Какую-то часть мусора вылавливают на лодках сетями или собирают около берега руками, потом топчут мозолистыми ступнями в специальных босках — размельчают, далее сушат на набережной. Малоимущие женщины также вовлечены в процесс: они размельчают пластик с помощью специальной машины. Все, кто работают тут, — жители трущоб. Несмотря на все эти процессы, 99% пластика остаётся в воде. Все несёт дальше по течению в Индию, засоряя океаны. Неподалеку от моста, с железного пирса прыгают в мутную воду бронзового оттенка маленькие дети, радующиеся, что есть отличное место для купания.

Дети купаются в реке

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Детские купания. Очень жарко и освежится, в принципе приятно, однако рядом огромная гора мусора. Чистое место на берегу Буриганги найти невозможно, по крайне мере в пределах города

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Дети купаются в Буриганге

Сергей Строителев © ИА REGNUM

В воде жители ближайших трущоб так же стирают свои вещи

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Переработка пластика на берегу

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Пластик измельчают и сушат

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Транспортировка пластика к месту переработки осуществляется на лодках

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Рядом с местом переработки пластика семья купает своих детей

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Механическая переработка пластика осуществляется женщинами, жительницами трущоб

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Гулистан

Магазины столицы переполнены каждый день с момента открытия и до победного конца. Боюсь, что даже при таком раскладе, они не способны обслужить всех желающих. В потоке пыли я двигаюсь по направлению к Гулистану — центральному торговому району города. Плыву в реке людей. Порой движение просто невозможно, всё медленно сливается в единый поток: рикши, пешеходы, животные, грязь. Несмотря на людской траффик, я выделяюсь: иностранцев на улице нет. Да и что тут делать туристу? Подумалось, что если здесь оказался бы человек, до этого не бывавший в Азии, у него случился бы культурный шок. К слову будет сказано, иностранцев пускают в Бангладеш нехотя, тем более фотографов и журналистов. Обычно визы выдают туристам, желающим посетить Кокс-базар — туристическую зону на юге страны. Все остальные области не очень желательны для посещения с сумкой аппаратуры. Кому же захочется, чтобы проблемы его дома выносили за дверь?

Людской траффик в Дакке

Сергей Строителев © ИА REGNUM

В торговом центре

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Женщина идет за покупками

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Уличная торговля обувью в Дакке

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Через несколько часов я оказался на большой площади, которая была полностью заполнена людьми. Людские голоса сливались в белый шум, на который ложились сигналы автобусов, мычание коров, музыка из магазинов. Здесь не знают слов «приватность» и «личное пространство», ноги надо беречь, чтобы не отдавили, а также стоит уворачиваться от сигарет, то и дело проносящихся мимо лица в руках активно жестикулирующих прохожих. Местные смеются и называют отсутствие приватности — единством — они везде всё делают вместе, большой толпой, массой; и хождение по ногам прохожих не считается тут чем-то неудобным и неправильным. Интересным фактом является то, что в уличных давках участвуют по большей части мужчины.

Гулистан — самая главная торговая точка города

Сергей Строителев © ИА REGNUM

В Гулистане можно купить все, что угодно. Главная задача найти это

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Гулистан

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Мусульманское общество является патриархальным — мужчина неизменно глава семьи, он работает, бегает по делам, женщина — сидит дома, ходит по магазинам, передвигаясь в основном на велорикшах. В редких случаях, можно сказать — безысходных ситуациях, женщины занимаются тяжким физическим трудом. Как я писал выше, по большей части это жители трущоб.

Мужчины во время религиозного митинга

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Религиозный митинг

Сергей Строителев © ИА REGNUM

В Гулистане стемнело, под ногами ничего не видно, но, судя по ощущениям, я шёл по банановой кожуре и сену. Жизнь тут не прекращалась ни на минуту, одни люди уходили, освобождая драгоценное место для других, более маргинальных личностей.

Гулистан ночью

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Ночью город превращается в еще более сложный организм

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Улица Гулистана ночью

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Образование

В классах школ учатся по 60 детей, школы также переполнены. Далеко не факт, что родителю удастся устроить свое чадо в одну из них, пусть даже самую скромную школу столицы. Прежде чем я смог снять типичный класс в одной из школ, меня долго допрашивал директор. Спросил, мусульманин ли я, был ли я в Чечне, и каково моё отношение к конфликту там. Сначала мне показалось все происходящее очень странным, однако потом я прочитал про большое сосредоточение сил ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в стране. Наверное, такое недоверие обоснованно. Как только директор почувствовал, что от меня не исходит опасности, рассказал, что хотел бы обучить больше детей, но он не решает эти вопросы. «Образование очень ценится в стране: те, кто его получил, работают на хороших местах», — сказал мужчина. Я подумал о том, что хотя бы тут корка диплома решает что-то. После непродолжительной беседы я вошёл в класс, 60 девочек в белом сидели прилежно, слушая преподавателя, который вещал через микрофон, ведь задним рядам попросту не будет слышно, если его не использовать. Девочки слушают очень внимательно, буквально внимая каждому слову.

Класс девочек в школе Дакки

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Религия

Вечером запел мулла, зазывая в крупнейшую в городе мечеть Бейтул Муккарам. Я сидел совсем неподалеку, ко мне подошел юродивый и постучал мне по плечу беспалой рукой. Я отсыпал ему несколько монет, понимая, что это не решит его страданий. Я снял обувь и вошёл внутрь необъятного белого здания. Несмотря на огромные толпы людей, ежеминутно входящих и выходящих, святое место было чистым. Тут ощущалось спокойствие. Единственное, неприкосновенное.

Внутри мечети

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Внутри мечети

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Внутри мечети

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Трудоустройство

На следующий день было примерно +40, и я ступнями чувствовал жар асфальта через обувь. Я прыгнул в авторикшу. Мимо проносился поток рикшей, мелькал недострой — проекты огромных комплексов, отелей, бизнес-центров — город постоянно расширяется, но непонятно, где они находят места под новые здания? Мы встали в пробке, рикша закурил сигарету: «Мой сын хотел бы уехать. Ты откуда? Ты заберешь его отсюда?» — спросил на ломаном английском мужчина. Я было собрался что-то сказать, но рикша громко включил музыку, видимо, не надеясь на положительный ответ.

Вид на столицу

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Дакка

Сергей Строителев © ИА REGNUM

По большой лестнице обшарпанного здания я поднялся на 4-й этаж: тут располагается текстильная фабрика. Еще до поездки я знал, что Бангладеш является одним из центров производства одежды для вещевых компаний и модных домов. Тут очень дешевая рабочая сила. Мне было очень важно посмотреть на рабочие условия, которые являются ежедневной рутиной для этого перенаселённого города.

Я увидел огромный пыльный зал, в котором несколько сотен человек ритмично работали на швейных машинах. Не глядя, они кидают обработанные куски ткани в общую кучу, время от времени вытирая пот со лба. Воздух был спёртый, дышать нечем. Я достал камеру, через секунду ко мне подбежал маленького роста человек и начал активно размахивать руками, выталкивая меня наружу. Дело в том, что 24 апреля 2013 года в пригороде Дакки рухнула фабрика Рана Плаза. Трагедия унесла жизни более 1100 человек и стала одной из самых ужасных в истории текстильной промышленности. Это произошло из-за нарушений технических регламентов. Подобные нарушения имеют место на каждом производстве. Трагедия имела огромный резонанс: пошли проверки, критика, увольнения. По этим причинам меня вытолкали обратно наружу, в человеческий поток.

На улице столицы

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Множественность Дакки

Особенность Дакки — это множественность, от которой рябит в глазах. Невозможно найти безлюдную улицу или площадь. Но в этой витальности и хаосе есть что-то упорядоченное и гармоничное, по крайней мере, для местных жителей. А может быть, — просто привычное и рутинное. Смогли бы жители столицы Бангладеш жить по-другому? Это очень комплексный вопрос. Мне кажется, что всё-таки нет. Азиатский менталитет — положиться на карму и пустить всё на самотёк, отсутствие образования и общественной ответственности — так же сильно влияют на общую ситуацию. Почему-то есть ощущение, что если взять большую метлу, вычистить в Дакке каждый угол, то через неделю всё вернётся на круги своя.

Политические плакаты в Дакке

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Одна из улиц столицы

Сергей Строителев © ИА REGNUM

По оценкам специалистов, население вечно строящегося муравейника Дакки к 2030 году может составить 40 млн человек в столице и окружающих её пригородах.

Житель столицы отдыхает на скамейке

Сергей Строителев © ИА REGNUM

Читайте ранее в этом сюжете: Жизнь отверженных. Проказа — болезнь или проклятие?

Читайте развитие сюжета: Джодхпур — голубой город под индийским небом

Пора валить.

В Бангладеш? — Пора валить? Все об эмиграции. — LiveJournal

Полистал ленту сообщества, почитал о разных странах, и стали в памяти очень яркими воспоминания о том, как я свалил в Бангладеш. К счастью ненадолго, всего на неделю, но впечатлений хватит на всю жизнь. Теперь я могу сказать с уверенностью: кто не был в Бангладеш, тот мира не видал. Ниже — краткий фото-обзор. Дакка, столица республики Бангладеш, октябрь 2015 года.


Облезлый прилавок — это паспортный контроль в столичном международном аэропорту Шахджалал. Перед нами с коллегой в очереди один человек, после — никого. Все остальные — из стран, для которых отдельные очереди. Сотрудник паспортного контроля был весьма разочарован, увидев у меня в паспорте бангладешскую визу — ведь если бы я не получил её заранее, то с меня можно было бы взять хорошую мзду за проставление её в паспорте по прибытии. Пограничник смотрел паспорт минут 15. Перелистывал его в обоих направлениях, тщательно изучая каждую страницу, записывая что-то себе в блокнотик (паспорт был пустой, в нём на тот момент была всего пара штампов и ни одной другой визы). Спросил «что это за буква на визе — T, J, или 7?» Пришлось объяснить, что это его родное консульство выдало визу и написало эту закорючку, так что пусть сам разбирается, что это такое. После этого последовал ещё более идиотский вопрос — «А что это за тип визы?». Всё тот же ответ его вполне устроил.

Вот та самая виза и та самая закорючка. Меры защиты? Голограммы? Фотография? Бумага с сеткой? Не, не слыхали.


А это один из первых моих снимков на выходе из аэропорта. Комфортабельные автобусы ждут гостей столицы. На улице по местным меркам прохладно (октябрь, пять утра). Примерно 33 градуса, тропическая влажность, тяжёлый вонючий воздух.

Нас встретили с почётом — выделили авто с водителем на всё время пребывания. Тойота Королла примерно десятилетней свежести. Такая на местном рынке стоит примерно $25,000. Едем из аэропорта:

Хайвей из аэропорта пустой (раннее утро), скорость — около 80. Перелезши через разделитель, дорогу перебегает бородатый дед. Ещё один топает навстречу нам по хайвею, впряжённый в какую-то тачку.


Вот эти палки на машинах — уже традиция. Раньше их привинчивали на передний бампер, сваренный из трубы. Бампер предохранял машину от ущерба в невероятно плотном уличном траффике Дакки (впрочем, предохранял слабо), а верхний конец торчалки был виден водителю и тот знал, где впереди «кончается» его машина — в таком потоке и на такой скорости речь идёт буквально о сантиметрах. Потом эти палки стали украшать лампочками, светодиодами, закрывать чехлами, они превратились в аксессуар и их стали привинчивать не только на бампер, но просто на передок машины, где придётся.

А это не долгострой и не последствия урагана. Это то ли торговый центр, то ли офисятник:

Недвижимость непомерно дорогая. Вот в таком многоэтажном здании квартира может стоит от $400,000 и гораздо выше. За наличный расчёт.

Каждый уважающий себя бангладешец, заработав хоть сколько-то така, изо всех сил стремится переселиться в Москву Дакку, несмотря на то, что есть города немного почище и поприличнее (Читтагонг например).

Так выглядит номерной знак, а заодно видно и задний дополнительный бампер. Такими тут снабжены практически все машины:

На некоторых машинах вместо обычной палки торчит целый агрегат. Вот например на машине с опознавательными знаками ООН (плохо видно, но высовываться из окна в таком потоке чревато):

А вот мужик едет на автобусе. Не в автобусе, а именно на автобусе. Обычное дело — сидят на крышах целыми группами:

Что-то вроде маршрутного такси. Человек, прицепившийся сзади — это не тот, которому не хватило места. Это кондуктор. Он собирает плату за проезд, а пока маршрутка стоит в траффике, он подходит к водителю, отсчитывает ему деньги и болтает с ним за жизнь.

В потоке попадаются и относительно новые, небитые машины. Они стоят больших денег. Например почти новый Range Rover стоит (внимание!) — около $1,000,000 (одного миллиона долларов), поскольку ввозные пошлины на такие машины составляют около 1000%. Едва ли не все машины — японки. Внешне — привычная японская машина. Сзади — логотип, допустим, Тойоты. Но на решётке радиатора — совершенно чужеземный значок. И такое сплошь и рядом. Попадались полицейский Ford F-150, упомянутые Range Rover.

Траффик просто потрясающий — погуглите на ютубе, если интересно. Манхэттен по сравнению с ним — просто пустыня. Машины, рикши, пешеходы, тук-туки, мопеды, автобусы и мотоциклы расходятся в считаных сантиметрах, всё это непрерывно сигналит, кричит и гремит. Скорость траффика просто мизерная — наш ежедневный путь длиной примерно 6 километров от отеля до офиса занимал в машине от 40 минут до часа, причём выезжать из отеля нужно было не позже 8.15 утра, поскольку около 9 по городу проезжала премьерша, для которой перекрывали и очищали улицы. Столкновения постоянны — водители выходят, пол-минуты орут друг на друга, потом едут дальше. Зато серьёзных аварий нет вообще — всё потому, что скорость потока сравнима со скоростью пешехода. Светофоров видели штуки две, дорожных знаков гораздо больше, но на них никто не обращает внимания.

В городе, по разным оценкам, около 600,000 велосипедных рикш. Их настолько много, что вот эта скульптура сделана целиком из велосипедных цепей:

Рикша зарабатывает около $20 в день, из них около $10 отдаёт хозяину повозки за её аренду. Новая таратайка стоит $200..$300, рикши не могут себе позволить такую роскошь. Живут целыми колониями-трущобами — жильё представляет собой торчащие из земли палки, поддерживающие стены из тряпок, шифера и картона.

А вот и повозка. Куча усилий тратится на украшение этого транспортного средства, целая индустрия декораторов работает круглосуточно, вырисовывая орнаменты и портреты киноартистов:


Этот косоглазый джентльмен — ещё одна местная традиция. Подобные портреты висят на улицах Дакки тысячами. Это портреты политиков, депутатов и прочей элиты. Это не предвыборная агитация — до выборов ещё далеко. Тексты под подобными портретами воздают хвалу премьер-министру от имени изображённого товарища, и благодарят её (премьер — женщина) за оказанное доверие и высокий пост. Пусть костюм и галстук вас не обманывают — такой джентльмен может запросто разуться на улице (сняв свои тапки-говноступы, ибо другой обуви здесь нет), войти в помещение босым, и есть рис из тарелки руками.

Рикша повышенной комфортности. Подобные ящики также используются в качестве школьных автобусов:

Вид из окна отеля в дипломатическом квартале Дакки, вблизи от посольств и консульств. На соседней крыше кто-то живёт, а однажды бангладешская домохозяйка охотилась там с палкой на ворону. Охота была удачной, ворона была утащена в качестве добычи:

А внутри отель более-менее терпим, хотя платяной шкаф в номере использовать не рискнули, держали закрытым — настолько сильно внутри воняло прогорклым мебельным лаком.

В меню отельного ресторана было больше 230 блюд с экзотическими названиями. Как выяснилось, все они не баловали разнообразием — рис с курицей и какой-то травяной подливой, рис с подливой и курицей, курица с подливой и рисом, курица с курицей в рисе, и тому подобное. Холодильников практически нигде нет, свинина запрещена законом, поэтому курица — единственное доступное мясное блюдо. Доставляется в живом виде в огромных корзинах на головах, или связанными в пучок по нескольку штук за ноги. На кухне курица обезглавливается и сразу идёт в дело. Размер такой «курицы» — чуть крупнее средней чайки. Те немногие холодильники, которые мне довелось увидеть, предназначались для редких деликатесов — кока-колы, фанты, спрайта и т.п. Эти напитки здесь очень дорогие — двухсотграммовая банка стоит больше двух долларов. Каждая банка запечатана в полиэтилен — в стране повсеместно такая жуткая антисанитария, что без этой предосторожности любой, коснувшийся губами края банки, скорее всего провёл бы остаток жизни на унитазе.

Апогеем ресторанных впечатлений стал аккуратно сервированный столик; на белой чистой тарелке, в самой середине лежала дохлая муха. Как она туда попала — умерла ли на лету, или приползла умирать на тарелку — никто не знает. Фотографии нет; вместо того, чтобы фотографировать, отдал тарелку официанту. К чести его нужно сказать, он никак не выказал своего удивления.

От отеля буквально сто шагов до набережной. На набережной кто-то живёт — нельзя сказать, чтобы в шикарных условиях, но по крайней мере в отдельном жилье. За загородкой бегают тощие куры, кто-то стирает тряпки в озере. Озеро мёртвое, в нём нет ничего, кроме бактерий. Вонь стоит такая, что находиться долго возле воды невозможно. Смотрели «Орёл и Решка», эпизод в Бангладеш? Видели, где ведущие припрятали бутылку со стодолларовой банкнотой? Это как раз здесь, примерно в 50 метрах. Кликните по ссылке и посмотрите, очень рекомендую.

Жаль, не нашёл фото, где на набережной стоят вдоль дорожки уличные фонари, обмотанные по спирали снизу доверху колючей проволокой. Сами догадайтесь зачем.

А это красивое жилое здание, которое расположено за забором, увенчанным колючей проволокой, и выходит окнами на то самое озеро, ту самую индивидуальную постройку и тех самых кур. От него до озера метров 40.


Военная база. «Вам туда можно» — сказали местные. Дело в том, что в стране нет белого населения. Вообще. Совсем. Точка. Белым здесь можно всё. Стоит выйти на улицу, как возле тебя собирается толпа. Пройти на территорию военной базы? Не проблема. Никто и слова не скажет. Охранник возле отеля встаёт, завидя как ты выходишь из машины. Гвардия, охраняющая резиденцию премьерши, отдаёт честь.

А вот и гвардия. Не та же самая, но тоже охраняет государственные органы, находящиеся за забором:

Помните, я раньше упомянул про косоглазого политика? Вот ещё один. А дама на фото — премьер-министр:

Коррупционер побогаче оплатил целый биллборд:

Доставка кур:

И ещё. Куры здесь ходовой товар.


А это местный уличный рэкет. Откуда ни возьмись — два слона с погонщиками. Схема вымогательства очень проста: слон выходит на проезжую часть и садится. Он не сдвинется с места, пока водители не скинутся и не заплатят погонщику. В здешнем траффике, чтобы вы понимали, это означает полную невозможность какого-либо движения. Знакомый забор? Это его охраняют гвардейцы. За ним — государственные службы.

Высоко в небе летают птицы. Судя по всему — привычные хищники, или крупные вороны. Но приглядевшись, обнаруживаю, что они больше смахивают не небольших бэтменов. Местные подтверждают — это действительно bats, как они их называют. На самом деле — летучие лисицы.

Кто был в Северной Америке, должен знать, что такое Wendy’s и как выглядит эта сеть быстрого питания. А вот бангладешский филиал, про который корпорация ни сном ни духом:

Здесь есть такие же закусочные KFC — про них тоже настоящий KFC не имеет ни малейшего понятия.

Помойка и рикша-мусоровоз:

Но стоит поднять глаза, и видим воочию, что Дакка — город контрастов:

Даже рикши есть получше:

…а есть и похуже (хотя казалось бы, куда уж?)

Один рикша нередко везёт двоих, а иногда и троих сразу. На небольших подъёмах спешивается и толкает.

А это штука для тех, кто побогаче. Называется «тук-тук» (потому что издаёт такой звук) или CNG (compressed natural gas — не нём она работает):

Борта у многих изрезаны и заштопаны — это местные уличные грабители потихоньку прорезают дыру и выхватывают из руки пассажира телефон.


Официальный срок службы такого агрегата — 9 лет. Чуть больше 9 лет назад огромное количество тук-туков было поставлено из Индии. Когда пришёл срок их списывать, водители просто забастовали… и правительство увеличило срок до 13-ти.

Вообще забастовки и беспорядки тут — обычное дело, как нам сказали. Недавно был случай — бастовали водители автобусов. Повод для забастовки нелепый до чрезвычайности — полицейский остановил автобус, к чему-то придрался, и выписал штраф. Штраф! Полицейский отказался брать взятку, как это здесь принято! Этого стало достаточно, чтобы водители стали бастовать. Полиция берёт взятки прямо на улице, не стесняясь. Средний размер взятки — 10..40 центов в долларовом эквиваленте.

Дорожная полиция вооружена дубинками, но не такими, о которых вы подумали, а самыми настоящими. У кого ножка от табуретки, у кого черенок от лопаты, у кого просто здоровенный сучок. Это и для «регулировки» «движения», и для силовых мер.

Внутри большого бизнес-центра — редакции газеты Dhaka Daily Star:

А это — если подойти поближе к окну и выглянуть наружу:

И ещё один вид из окна того же бизнес-центра:


Дождей не было уже много дней. Жара +35. Казалось бы, откуда на улицах вода, по которой не смущаясь шлёпают местные? Всё очень просто: в новых жилых многоэтажках всё сделано как положено, в том числе и канализация, в которую пихают всё подряд и быстро забивают на выходе из здания, после чего нечистоты находят себе удобное место, чтобы выйти на поверхность и продолжить путь прямо по улице.

Ан нет, нашёл всё же одну фотографию, на которой слева видно обмотанный колючей проволокой фонарный столб (слева на фото):

Сразу за этой помойкой начинается шикарный парк на набережной. Такое впечатление, что помойка здесь везде. Исключений просто нет. Город-помойка.

Плотность населения колоссальная — Бангладеш очень маленькое государство, его площадь примерно равна площади Омской области, но население его больше, чем всё население России. Подавляющее большинство было бы счастливо хоть краешком глаза взглянуть снизу на черту бедности, но Большая Медведица ближе. Уровень жизни (или смертности?) таков, что детей до 10 лет вообще не регистрируют — вот если дожил до 10 лет, тогда получает свидетельство о рождении. Значит выжил. Поэтому очень много бангладешцев «родилось» 1 января.

Когда решите, что у вас в жизни всё ужасно, и пора валить — откройте google street view и прогуляйтесь по Дакке. Возможно всё не так уж и плохо.

Население Бангладеш (2023 г.) — Worldometer

  • Текущее население Бангладеш составляет 169 026 300 по состоянию на субботу, 25 февраля 2023 г., на основе обработки Worldometer последних данных Организации Объединенных Наций.
  • Население Бангладеш в 2020 году оценивается в 164 689 383 человек на середину года по данным ООН.
  • Население Бангладеш эквивалентно 2,11% от общей численности населения мира.
  • Бангладеш занимает 9 место0004 8 в списке стран (и зависимостей) по населению.
  • Плотность населения в Бангладеш составляет 1265 человек на 2 км (3277 человек на милю 2 ).
  • Общая площадь земли составляет 130 170 км2 (50 259 кв. Миль)
  • 39,4 % из населения Городской (64,814 953 человек в 2020 году
  • Median Age . .

Население Бангладеш (2020 г. и исторические данные)

9.3696919.3696919.36969.36969.369.36969.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.369.36.369.369.36.369.36.369.369.369.36919.,501.0086
  • 9544
    Year Population Yearly %
    Change
    Yearly
    Change
    Migrants (net) Median Age Fertility Rate Density (P/Km²) Urban
    Pop %
    Городское население Доля страны в
    Население мира
    Население мира Бангладеш
    Глобальный рейтинг
    2020 60045 604,85 904,85,383 1.01 % 1,643,222 -369,501 27.6 2.05 1,265 39.4 % 64,814,953 2.11 % 7,794,798,739 8
    2019 163,046,161 1. 03 % 1,669,453 -369,501 26.1 2.18 1,253 38.6 % 62,865,820 2.11 % 7,713,468,100 8
    2018 161,376,708 1.06 % 1,691,284 -369,501 26.1 2.18 1,240 37.8 % 60,944,245 2.11 % 7 631 091 040 8
    2017 159,685,424 1,08 % 1,708,27111186
    26.1 2.18 1,227 37.0 % 59,046,818 2.12 % 7,547,858,925 8
    2016 157,977,153 1. 10 % 1,720,877 -369,501 26.1 2.18 1,214 36.2 % 57,168,030 2.12 % 7,464,022,049 8
    2015 156,256,276 1.15 % 1,736,169 -461,368 25.7 2.21 1,200 35.4 % 55,305,132 2.12 % 7,379,797,139 8
    2010 147 575 430 1,20 % 1 707,985 -650,956 24,0 2,48 1,134 31,48 1,134 31,48 % 46,347,089 2.12 % 6,956,823,603 8
    2005 139,035,505 1.72 % 2,275,530 -298,507 22.5 2. 94 1,068 27.7 % 38,452,976 2,13 % 6 541,907,027 8
    2000 127,657 854 2.08 % 2.08 % 2.08 % 2.08 % 2.08 %0085 2,497,585 -143,980 21.0 3.43 981 24.3 % 31,040,651 2.08 % 6,143,493,823 8
    1995 115,169,930 2.22 % 2,399,595 -162,759 19,6 4,06 885 22,4 % 25,751,454 2,00 % 5,7444,21111,9799999999999999999999999999996999999999999999699699999699699999999999969999969969009а.0085 9
    1990 103,171,956 2. 60 % 2,481,555 -43,873 18.6 4.98 793 20.4 % 21,037,450 1.94 % 5,327,231,061 9
    1985 90,764,183 2.65 % 2,224,938 -158,765 17.8 5.98 697 18.0 % 16,305,971 1.86 % 4,870,921,740 9
    1980 79,639,491 2.59 % 1,914,638 -227,469 17.4 6.63 612 15.2 % 12,099,053 1.79 % 4,458,003,514 8
    1975 70,066,301 1.75 % 1,166,764 -609,057 17.7 6.91 538 10. 0 % 7,013,461 1.72 % 4,079,480,606 9
    1970 64,232,482 3.01 % 1,769,474 -32,364 17,8 6,92 493 7,7 % 4,938 975 1,74 % 3,70087,046 3 700,437,046 3,700,437,046 3,700,437,046 3,775,046 3,775 3,775.0085 9
    1965 55,385,112 2.90 % 1,474,322 -28,476 18.4 6.80 425 6.3 % 3,467,675 1.66 % 3,339,583,597 12
    1960 48,013,504 2.67 % 1,185,441 297 19.0 6.62 369 5. 2 % 2,474,987 1.58 % 3,034,949,748 11
    1955 42,086,301 2.12 % 838,324 -11,019 19.3 6.36 323 4.7 % 1 974 441 1,52 % 2 773 019 936 12

    0626

    Подготовка данных Организацией Объединенных Наций, Департаментом по экономическим и социальным вопросам, Отделом народонаселения. Перспективы народонаселения мира: пересмотр 2019 года. (Среднеплодородный вариант).

    Back to Top ↑


    Прогноз популяции Бангладеш

    -310,080

    39,4 %
    Год Популяция ЕЖДАЛИКА
    . Density (P/Km²) Urban
    Pop %
    Urban Population Country’s Share of
    World Pop
    World Population Bangladesh
    Global Rank
    2020 164,689,383 1,06 % 1 686 621 -369,501 27,6 2,05 1,265 39,4 % 64,814,953 64,814,953 64,814,953 64,814,953 64,814,953 64,814,953 64,814,953. 4,798,739 8
    2025 172,399,078 0.92 % 1,541,939 -348,061 29.5 2.05 1,324 43.4 % 74,837,709 2.11 % 8,184,437,460 8
    2030 178,993,869 0.75 % 1,318,958 -330,093 31.6 2.05 1,375 47.3 % 84,688,911 2.09 % 8,548,487,400 8
    2035 184,374,127 0.59 % 1,076,052 -311,798 33.8 2.05 1,416 51.0 % 93,957,922 2.07 % 8,887,524,213 8
    2040 188,416,727 0. 43 % 808,520 -311,802 35.9 2.05 1,447 54.4 % 102,422,390 2.05 % 9,198,847,240 8
    2045 191,142,270 0.29 % 545,109 -311,080 38.0 2.05 1,468 57.8 % 110,433,246 2.02 % 9,481,803,274 8
    2050 192,567,778 0.15 % 285,102   40.0 2.05 1,479 61.2 % 117,836,927 1.98 % 9,735,033,990 9

    Источник: Worldometer (www.Worldometers.info)

    Подготовка данных Организацией Объединенных Наций, Департаментом по экономическим и социальным вопросам, Отделом народонаселения. Перспективы народонаселения мира: 2019 г.Редакция. (Среднеплодородный вариант).

    Main Page: Demographics of Bangladesh

    Life Expectancy

    73.57 years

    (life expectancy at birth, both sexes)
    View by sex and historical chart

    Infant Mortality

    21.6

    (infant deaths на 1000 живорождений)
    Посмотреть историческую диаграмму

    Смертность в возрасте до 5 лет

    26,1

    (на 1000 живорождений)
    Посмотреть историческую диаграмму

    Main Cities by Population in Bangladesh

    (includes boroughs, districts, urban agglomerations, etc.)

    15 Bagerhat 2 293 6220081 3 8 Лаксхам 6 9

    85 Lalmonirhat

    0081 Чилмари110625

    См.

    Также
    • Демография Бангладеш
      • Средний возраст (Историческая диаграмма)
      • Общая численность фертильности (историческая диаграмма)
      • urban v.s.
    • Валовой внутренний продукт (ВВП) Бангладеш
    • Население Азии
    • Население мира
    • Карта мира
    • Население мира по странам

    вернуться к началу ↑

    Примечания

    Счетчик Население Бангладеш (живое) показывает постоянно обновляемую оценку текущего населения Бангладеш, полученную с помощью алгоритма RTS Worldometer, который обрабатывает данные, собранные Отделом народонаселения ООН.

    На диаграмме населения Бангладеш (1950–2019) показана общая численность населения по состоянию на 1 июля каждого года с 1950 по 2019 год.

    Годовой прирост населения 9На диаграмме 0005 показаны ежегодные процентные изменения численности населения, зарегистрированные 1 июля каждого года, с 1951 по 2019 год. Это значение может отличаться от годового процентного изменения , показанного в исторической таблице, которая показывает эквивалентное процентное изменение за последний год при условии однородного изменения. в предыдущий пятилетний период.

    Определения

    Год : по состоянию на 1 июля указанного года.

    Население : Общая численность населения (обоих полов и всех возрастов) в стране по состоянию на 1 июля указанного года, согласно оценке Организации Объединенных Наций, Департамента по экономическим и социальным вопросам, Отдела народонаселения. Перспективы народонаселения мира: 2019 г.Редакция. Для прогнозируемых лет используется вариант средней рождаемости ООН.

    Годовое изменение, % : Для 2019 г.: процентное изменение общей численности населения за последний год (с 1 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г.). Для всех остальных лет: эквивалент годового процентного изменения за последний год при условии однородного изменения за предыдущий пятилетний период, рассчитанный путем обратного начисления сложных процентов.

    Годовое изменение : За 2019 г.: абсолютное изменение общей численности населения (увеличение или уменьшение численности населения) за последний год (с 1 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г.).). Для всех остальных лет: среднегодовое численное изменение за предшествующий пятилетний период.

    Мигранты (нетто) : Среднегодовая численность иммигрантов за вычетом численности эмигрантов за предшествующий пятилетний период (с 1 июля по 30 июня начального и последнего года) или последующий пятилетний период (за 2016 г.). данные). Отрицательное число означает, что эмигрантов больше, чем иммигрантов.

    Медианный возраст : возраст, который делит население на две численно равные группы: половина людей старше указанного медианного возраста, а половина моложе. Этот параметр дает представление о возрастном распределении.

    Коэффициент рождаемости : (Общий коэффициент рождаемости, или СКР), он выражается в количестве детей на одну женщину. Он рассчитывается как среднее количество детей, которое будет иметь средняя женщина в течение репродуктивного периода (от 15 до 49 лет), исходя из текущих коэффициентов рождаемости для каждой возрастной группы в стране и при условии, что она не подвержена смертности.

    Плотность (Ч/км²) : (Плотность населения) Численность населения на квадратный километр (км²).

    Городское население % : Городское население в процентах от общей численности населения.

    Городское население : Население, проживающее в районах, классифицируемых как городские в соответствии с критериями, используемыми каждой страной.

    Доля страны в мировом населении : Общая численность населения страны в процентах от общей численности населения мира на 1 июля указанного года.

    Население мира : Общее население мира на 1 июля указанного года.

    Глобальный рейтинг : Позиция Бангладеш в списке всех стран мира, ранжированных по численности населения (от самой высокой до самой низкой численности населения) по состоянию на 1 июля указанного года.

    10 главных фактов об условиях жизни в Бангладеш

    Блог — Последние новости

    Бангладеш


    Бангладеш, небольшая страна в Южной Азии, расположенная справа от Индии, известна своей пышной зеленью и обширными водными путями. Страна с одним из самых длинных непрерывных пляжей на планете и единственным в мире мангровым лесом отличается своей природной красотой. Однако, поскольку на каждом квадратном километре проживает более 1100 человек, страна сталкивается с уникальными проблемами. Вот 10 главных фактов об условиях жизни в Бангладеш:

    10 основных фактов об условиях жизни в Бангладеш
    1. Согласно данным Всемирного банка за 2015 год, почти четверть населения Бангладеш живет за национальной чертой бедности. Это примерно соответствует почти 41 миллиону человек. Кроме того, по данным Портала продовольственной безопасности, «высокий уровень бедности и недоедания в Бангладеш усугубляется частыми стихийными бедствиями и высокой плотностью населения».
    2. В столице Дакки проживает почти 9миллионов человек. Более 2 миллионов из этих людей либо живут в трущобах, либо не имеют надлежащего жилья.
    3. Резкий приток беженцев из Мьянмы означает, что у людей нет иного выбора, кроме как жить в опасных и переполненных условиях. По данным Всемирной продовольственной программы, «склоны в лагерях неустойчивы и могут обрушиться во время муссонных дождей». По оценкам ЮНИСЕФ, с апреля 2018 года 693 000 рохинджа (более половины из которых — дети) были изгнаны в Бангладеш9.0008
    4. Отсутствуют медицинские условия и услуги. По данным Всемирной организации здравоохранения, на 1699 человек приходится всего четыре больничных койки. Кроме того, только 3 процента всех расходов ВВП Бангладеш направляются на здравоохранение.
    5. Хотя доступ к питьевой воде широко распространен, половина из них не соответствует стандартам безопасности. Кроме того, единственным городом в стране, имеющим канализационную систему, является Дакка, и она обслуживает только 18 процентов города. По данным Всемирного банка, в городских районах Бангладеш только около трети населения имеет доступ к водопроводной воде.
    6. Дороги страдают от экстремальных и частых пробок из-за невероятно высокой плотности населения страны. По данным Internations, «это делает вождение в городах очень трудным и неприятным из-за проблем с загрязнением воздуха, опасным вождением и обычными инцидентами на дорогах».
    7. Бангладеш снизила общий коэффициент рождаемости с 5 (детей на женщину) в 1966 году до 2,44 в 2016 году. население страны не увеличивается и не уменьшается.
    8. Страна делает успехи в развитии. Экономика растет, что привело к улучшению начального образования, гендерному равенству, а также снижению показателей детской и материнской смертности.
    9. Значительно улучшились показатели открытой дефекации. В 2015 году только 1 процент населения прибегал к открытой дефекации по сравнению с 34 процентами в 1990 году. Хотя темпы роста низкие и составляют всего 1,1 процента в год, текущий уровень улучшения санитарных условий составляет 61 процент.
    10. Бедность и крайняя бедность снижаются и в настоящее время составляют 31,5 и 17,6 процента соответственно. Уровень бедности сократился почти вдвое с 1990 года: 44,2 миллиона человек считались бедными в 1991 году и 24,1 миллиона человек в 2015 году.

    Продолжая сталкиваться с уникальными обстоятельствами, обусловленными высокой плотностью населения и географическим положением, Бангладеш предпринимает шаги по улучшению условий жизни своего населения. Эти 10 основных фактов об условиях жизни в Бангладеш отражают лишь часть разнообразной и развивающейся страны и указывают на то, что у жителей страны светлое будущее.

    – Chelsey Crowne
    Фото: Flickr

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    [18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

    Карта сайта

    # CITY NAME POPULATION
    1 Dhaka 10,356,500
    2 Chittagong 3,920,222
    3 Khulna 1,342,339
    4 Rajshahi 700,133
    5 Comilla 389,411
    6 Shibganj 378,701
    7 Natore 369,138
    8 Rangpur 343,122
    9 Тунги 337 579
    10 Нарсингди 281 080
    266,388
    12 Cox’s Bazar 253,788
    13 Jessore 243,987
    14 Nagarpur 238,422
    15 Sylhet 237,000
    16 Мименсингх 225 126
    17 Нараянгандж
    18 Bogra 210,000
    19 Dinajpur 206,234
    20 Barisal 202,242
    21 Saidpur 199,422
    22 Пар Наогаон 192 464
    23 Пабна 186 781
    246 Палтан0085 184,492
    25 Tangail 180,144
    26 Jamalpur 167,900
    27 Puthia 159,406
    28 Nawabganj 142,361
    29 Куштия 135 724
    30 Сонаргаон 130 000
    0 30085 Satkhira 128,918
    32 Sirajganj 127,481
    33 Faridpur 112,187
    34 Sherpur 107,419
    35 Bhairab Bazar 105,457
    36 Шахзадпур 102 420
    37 Бхола9
    38 Azimpur 96,641
    39 Kishorganj 90,690
    40 Bibir Hat 89,030
    41 Habiganj 88,760
    42 Мадарипур 84 789
    43 Фени 84 028
    440085 82,290
    45 Ishurdi 81,995
    46 Sarishabari 81,325
    47 Netrakona 79,016
    48 Joypur Hat 73,068
    49 Тхакургаон 71 096
    50 Паланг 67 652
    65,127
    52 Raipur 64,652
    53 Tungipara 62,210
    54 Lakshmipur 61,703
    55 Maulavi Bazar 57,441
    56 Джоймонтоп 56 000
    57 Рамгандж 55 246
    58 Narail 55,112
    59 Pirojpur 54,418
    60 Sandwip 52,152
    61 Satkania 52,005
    62 Патия 51 360
    63 Кхаграчари 50 364
    64 49,736
    65 Nageswari 49,425
    66 Panchagarh 48,531
    67 Uttar Char Fasson 48,305
    68 Parbatipur 48,020
    69 Бурхануддин 45 670
    70 Калигадж 45 631