Из чего соткан муравейник Бангладеш? — Сергей Строителев
Сергей Строителев, 15 октября 2019, 14:14 — REGNUM Дакка — столица Бангладеш, является самым перенаселённым городом планеты.
Население города составляет по примерным оценкам до 21 млн. человек с ежегодным приростом в 5 процентов, это самый высокий процент в Азии. Есть города с большим населением — Шанхай или Чунцин в Китае, однако если оценивать плотность, то Дакка берёт первое место. По статистике ООН, Дакка входит в тройку городов, где жизнь является настолько тяжкой, что выжить тут практически невозможно даже в мирное время. Перенаселение, безусловно, является причиной прочих проблем, которые помогли городу попасть в топ. Я решил посетить город, чтобы изучить проблему перенаселения более детально.
Дакка, столица Бангладеш
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Мужчины на улице в Дакке
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Главной причиной происходящего является огромный поток людей, приезжающих в столицу на заработки, особенно из столичного пригорода
Паром
Сообщение между Даккой и этой местностью хорошее — циркулируют паромы, транспортирующие в 5−6 раз больше людей, чем положено по технике безопасности. Время в пути не критическое — ночь, и уже на месте. То же самое, что добраться из Петербурга в Москву, например.
Посадка на паром осуществляется в хаосе как и большинство других процессов в Бангладеш. Некоторые пассажиры запрыгивают на борт, когда паром уже отправился в путь
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Паром ночью, люди спят на палубе
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Фонарь освещает берег, и несколько сотен сельских жителей с тюками и баулами готовятся отправиться в путь к новой мечте. В Барисал же паром идет практически пустым, среди путешествующих был и я. Оказавшись на борту, я поднялся на второй этаж и махнул рукой парнишке, который бегал туда сюда с подносом. Он быстро и ловко вскарабкался по железным ограждениям на второй этаж, оторвал мне половину игральной карты, которая должна служить ложкой, и отсыпал порцию каких-то хлопьев с перцем в кулек из газетки. Острая, сухая еда. Я был настолько голоден, что забыл о всякой санитарии.
Торговец на пароме
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Торговец на пароме
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Палуба парома
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Многожёнство
На следующее утро я был в Барисале, где должен был встретиться с несколькими большими семьями. На узкой лодочке я плыл по каналам, разрезающим местность. Было очень жарко и влажно, густая растительность не давала рассмотреть детали местности. Лодка проносилась под мостами, сделанными из большого бамбука, согнутого и перевязанного веревкой, переход по которым явно требовал сноровки.
Назмулу 52, у него пять жён. На вопрос, сколько у него детей, Назмул ответить затруднился и начал улыбаться. Первый ребёнок родился у него ещё в возрасте 16 лет. Многие дети Назмула выросли и переехали в Дакку, мобильный телефон он не использует и связи с ними нет, ездить домой дорого. Семья Назмула занимается абсолютно разными делами — некоторые мужчины работают лодочниками, некоторые занимаются сельским хозяйством. Бюджет семьи составляет примерно 15 тысяч так (около 170 долларов США) в месяц. Назмул пользуется непререкаемым авторитетом в семье, его решение нельзя оспорить. Однажды, он выгнал сына из дома за то, что тот забыл покормить скотину.
Назмул с семьей
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Назмул
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Чандан со своей семьей: четырьмя жёнами и тринадцатью детьми. «Это не все дети, — говорит Чандан, — двое сыновей уехали в столицу работать рикшами». Чандану 43 года, и он собирается ещё раз жениться и завести от новой жены еще 3−4 детей. Чандан говорит, что деревенская жизнь не богата, лишнего не позволишь, но и голодать особо не приходится. Семья Чандана занимается сельским хозяйством, держит небольшое количество скота. Он не понимает, почему молодые стремятся в столицу, ведь там не найдешь семьи и не женишься, но отговорить не получается, и старший сын Чандана также готовится отправиться в Дакку, покорять столицу.
Чандан с семьей
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Чандан
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Последняя семья, которая приняла меня в Барисале, была семья торговца Сайфула. Я вышел из лодки, и меня окружила толпа детворы — дети мужчины. В ожидании Сайфула, который шел из своей лачужки, чтобы повстречаться со мной, дети оборудовали мне царское место: принесли стул, заставили сесть и начали обмахивать пальмовой веткой. Я хотел было вскочить, но меня удержали: таково гостеприимство. Большая рука опустилась мне на плечо — это был глава семьи, в которую входили 4 женщины-жены и 19 детей. Дом Сайфула чистый и довольно просторный, внутри мы устраиваемся для чаепития. Сайфул рассказывает, что в своё время тоже уехал в столицу, но вернулся: устроить жизнь не вышло, везёт не всем. Хорошо, что отец принял его обратно в семью, не всегда так происходит. Сайфул считает, что каждый волен решать, что ему делать, и если его дети захотят уехать, он их отпустит, ведь старшего сына уже отпустил. Сайфул считает, что это Аллах решает, когда ребенку появиться на свет — сколько еще будет детей, столько он и примет. Смеется, что если не будет больше денег, едой можно всегда поделиться, оставив себе меньшую порцию.
Сайфул с семьей
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Сайфул
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Обратно я путешествовал с толпой людей, которые, как казалось, ехали друг у друга на голове. Было ощущение, что масса людей с их многочисленными сумками и баулами вдавила лодку на несколько метров в воду, и шторм мог легко перевернуть эту посудину, но его не случилось.
Дакка
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Карван базар
Съезжающиеся в Дакку не могут позволить себе снимать и тем более покупать жильё, поэтому им приходится ютиться рядом со свалками или железнодорожными путями, где, естественно, создаётся огромный объём мусора из-за невозможности его утилизировать.
Типичное жилье в трущобах столицы
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Внутри дома
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Конкуренция за рабочие места очень высокая, молодые люди, ожидавшие от столицы немного другой жизни, не выдерживают её. В итоге их путь также рано или поздно заканчивается около железной дороги. Одной из главных трущоб столицы является район «Карван базар». Это несколько сотен лачуг, построенных из подручных материалов: полиэтилена, мешков, досок, коробок; и столько же семей, пытающихся устроить свой быт рядом с железнодорожными путями и поездами, проезжающими раз в 20 минут в опасной близости от домов.
Здесь погибло немало людей, особенно тех, кто в нетрезвом состоянии ходил по рельсам, потеряв страх. Местные сказали, что переполненный и вечно опаздывающий поезд не будет тормозить ради какого-то пьянчуги. Детей заметить в темноте ещё сложнее. Но такова реальность обитателей Карвана.Карван базар — трущобы на железнодорожных путях
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Пока поезда нет, люди занимаются своими делами на рельсах
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Жилища сооружены из всего, что попалось под руку
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Молодой парень подходит ко мне: «Это плохой район для тебя, ты должен уходить, здесь много опасных людей». Я начал заходить в лачуги. В углу плохо освещённой коробки я слышу детский плач, у меня закружилась голова. На крыльце женщина моет посуду, мимо проносится очередной поезд, и мальчишки, уцепившиеся за двери и окна, машут рукой, увидев камеру.
Дети Карван базара
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Мать и сын внутри дома в Карван базаре
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Прибытие поезда
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Чем больше людей, тем больше мусора
Перенаселение столицы является причиной других серьезных проблем. Это работает как снежный ком: одно цепляется за другое. Огромное количество людей производят такое же количество мусора. И усугубляется всё это отсутствием финансовой возможности его перерабатывать. Экономика Дакки просто не способна справиться с объемами мусора, требующего утилизации. Мусора, произведенного 21-миллионной армией. Также стоит отметить, что люди, пользующиеся благами природы, разлагающимися естественным образом, были познакомлены с пластиком и прочими благами цивилизации, завезенными с запада. У Бангладеш просто нет технологий, если хотите, эко-воспитания и понимания, что рано или поздно весь выкинутый пластик воздействует на природу, что он опасен для следующего поколения. Но это слишком сложная концепция для населения, образованного только на 30%. По этим причинам люди передвигаются по мусору, которым переполнены улицы Дакки, так же, как и водные ресурсы столицы. Самое интересное, что люди кидают пластик в воду не только безо всяких угрызений совести, но и веря, что делают благо другим.
Набережная реки Буриганги
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Мост через Буригангу
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Утилизация
На большом мосту через местную речку Буригангу я увидел двух мужчин, вытряхивающих несколько мешков мусора в воду. Они оказались работниками ресторана. «Всё равно, выловят этот мусор, размельчат и продадут стружку, для кого-то это — заработок, так что мы помогаем», — мужчины по-азиатски качают головами, что должно подтвердить правдивость и мудрость их слов. Целый день я провёл на берегах реки. Какую-то часть мусора вылавливают на лодках сетями или собирают около берега руками, потом топчут мозолистыми ступнями в специальных босках — размельчают, далее сушат на набережной. Малоимущие женщины также вовлечены в процесс: они размельчают пластик с помощью специальной машины. Все, кто работают тут, — жители трущоб. Несмотря на все эти процессы, 99% пластика остаётся в воде. Все несёт дальше по течению в Индию, засоряя океаны. Неподалеку от моста, с железного пирса прыгают в мутную воду бронзового оттенка маленькие дети, радующиеся, что есть отличное место для купания.
Дети купаются в реке
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Детские купания. Очень жарко и освежится, в принципе приятно, однако рядом огромная гора мусора. Чистое место на берегу Буриганги найти невозможно, по крайне мере в пределах города
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Дети купаются в Буриганге
Сергей Строителев © ИА REGNUM
В воде жители ближайших трущоб так же стирают свои вещи
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Переработка пластика на берегу
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Пластик измельчают и сушат
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Транспортировка пластика к месту переработки осуществляется на лодках
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Рядом с местом переработки пластика семья купает своих детей
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Механическая переработка пластика осуществляется женщинами, жительницами трущоб
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Гулистан
Магазины столицы переполнены каждый день с момента открытия и до победного конца. Боюсь, что даже при таком раскладе, они не способны обслужить всех желающих. В потоке пыли я двигаюсь по направлению к Гулистану — центральному торговому району города. Плыву в реке людей. Порой движение просто невозможно, всё медленно сливается в единый поток: рикши, пешеходы, животные, грязь. Несмотря на людской траффик, я выделяюсь: иностранцев на улице нет. Да и что тут делать туристу? Подумалось, что если здесь оказался бы человек, до этого не бывавший в Азии, у него случился бы культурный шок. К слову будет сказано, иностранцев пускают в Бангладеш нехотя, тем более фотографов и журналистов. Обычно визы выдают туристам, желающим посетить Кокс-базар — туристическую зону на юге страны. Все остальные области не очень желательны для посещения с сумкой аппаратуры. Кому же захочется, чтобы проблемы его дома выносили за дверь?
Людской траффик в Дакке
Сергей Строителев © ИА REGNUM
В торговом центре
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Женщина идет за покупками
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Уличная торговля обувью в Дакке
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Через несколько часов я оказался на большой площади, которая была полностью заполнена людьми. Людские голоса сливались в белый шум, на который ложились сигналы автобусов, мычание коров, музыка из магазинов. Здесь не знают слов «приватность» и «личное пространство», ноги надо беречь, чтобы не отдавили, а также стоит уворачиваться от сигарет, то и дело проносящихся мимо лица в руках активно жестикулирующих прохожих. Местные смеются и называют отсутствие приватности — единством — они везде всё делают вместе, большой толпой, массой; и хождение по ногам прохожих не считается тут чем-то неудобным и неправильным. Интересным фактом является то, что в уличных давках участвуют по большей части мужчины.
Гулистан — самая главная торговая точка города
Сергей Строителев © ИА REGNUM
В Гулистане можно купить все, что угодно. Главная задача найти это
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Гулистан
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Мусульманское общество является патриархальным — мужчина неизменно глава семьи, он работает, бегает по делам, женщина — сидит дома, ходит по магазинам, передвигаясь в основном на велорикшах. В редких случаях, можно сказать — безысходных ситуациях, женщины занимаются тяжким физическим трудом. Как я писал выше, по большей части это жители трущоб.
Мужчины во время религиозного митинга
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Религиозный митинг
Сергей Строителев © ИА REGNUM
В Гулистане стемнело, под ногами ничего не видно, но, судя по ощущениям, я шёл по банановой кожуре и сену. Жизнь тут не прекращалась ни на минуту, одни люди уходили, освобождая драгоценное место для других, более маргинальных личностей.
Гулистан ночью
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Ночью город превращается в еще более сложный организм
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Улица Гулистана ночью
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Образование
В классах школ учатся по 60 детей, школы также переполнены. Далеко не факт, что родителю удастся устроить свое чадо в одну из них, пусть даже самую скромную школу столицы. Прежде чем я смог снять типичный класс в одной из школ, меня долго допрашивал директор. Спросил, мусульманин ли я, был ли я в Чечне, и каково моё отношение к конфликту там. Сначала мне показалось все происходящее очень странным, однако потом я прочитал про большое сосредоточение сил ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в стране. Наверное, такое недоверие обоснованно. Как только директор почувствовал, что от меня не исходит опасности, рассказал, что хотел бы обучить больше детей, но он не решает эти вопросы. «Образование очень ценится в стране: те, кто его получил, работают на хороших местах», — сказал мужчина. Я подумал о том, что хотя бы тут корка диплома решает что-то. После непродолжительной беседы я вошёл в класс, 60 девочек в белом сидели прилежно, слушая преподавателя, который вещал через микрофон, ведь задним рядам попросту не будет слышно, если его не использовать. Девочки слушают очень внимательно, буквально внимая каждому слову.
Класс девочек в школе Дакки
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Религия
Вечером запел мулла, зазывая в крупнейшую в городе мечеть Бейтул Муккарам. Я сидел совсем неподалеку, ко мне подошел юродивый и постучал мне по плечу беспалой рукой. Я отсыпал ему несколько монет, понимая, что это не решит его страданий. Я снял обувь и вошёл внутрь необъятного белого здания. Несмотря на огромные толпы людей, ежеминутно входящих и выходящих, святое место было чистым. Тут ощущалось спокойствие. Единственное, неприкосновенное.
Внутри мечети
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Внутри мечети
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Внутри мечети
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Трудоустройство
На следующий день было примерно +40, и я ступнями чувствовал жар асфальта через обувь. Я прыгнул в авторикшу. Мимо проносился поток рикшей, мелькал недострой — проекты огромных комплексов, отелей, бизнес-центров — город постоянно расширяется, но непонятно, где они находят места под новые здания? Мы встали в пробке, рикша закурил сигарету: «Мой сын хотел бы уехать. Ты откуда? Ты заберешь его отсюда?» — спросил на ломаном английском мужчина. Я было собрался что-то сказать, но рикша громко включил музыку, видимо, не надеясь на положительный ответ.
Вид на столицу
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Дакка
Сергей Строителев © ИА REGNUM
По большой лестнице обшарпанного здания я поднялся на 4-й этаж: тут располагается текстильная фабрика. Еще до поездки я знал, что Бангладеш является одним из центров производства одежды для вещевых компаний и модных домов. Тут очень дешевая рабочая сила. Мне было очень важно посмотреть на рабочие условия, которые являются ежедневной рутиной для этого перенаселённого города.
Я увидел огромный пыльный зал, в котором несколько сотен человек ритмично работали на швейных машинах. Не глядя, они кидают обработанные куски ткани в общую кучу, время от времени вытирая пот со лба. Воздух был спёртый, дышать нечем. Я достал камеру, через секунду ко мне подбежал маленького роста человек и начал активно размахивать руками, выталкивая меня наружу. Дело в том, что 24 апреля 2013 года в пригороде Дакки рухнула фабрика Рана Плаза. Трагедия унесла жизни более 1100 человек и стала одной из самых ужасных в истории текстильной промышленности. Это произошло из-за нарушений технических регламентов. Подобные нарушения имеют место на каждом производстве. Трагедия имела огромный резонанс: пошли проверки, критика, увольнения. По этим причинам меня вытолкали обратно наружу, в человеческий поток.
На улице столицы
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Множественность Дакки
Особенность Дакки — это множественность, от которой рябит в глазах. Невозможно найти безлюдную улицу или площадь. Но в этой витальности и хаосе есть что-то упорядоченное и гармоничное, по крайней мере, для местных жителей. А может быть, — просто привычное и рутинное. Смогли бы жители столицы Бангладеш жить по-другому? Это очень комплексный вопрос. Мне кажется, что всё-таки нет. Азиатский менталитет — положиться на карму и пустить всё на самотёк, отсутствие образования и общественной ответственности — так же сильно влияют на общую ситуацию. Почему-то есть ощущение, что если взять большую метлу, вычистить в Дакке каждый угол, то через неделю всё вернётся на круги своя.
Политические плакаты в Дакке
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Одна из улиц столицы
Сергей Строителев © ИА REGNUM
По оценкам специалистов, население вечно строящегося муравейника Дакки к 2030 году может составить 40 млн человек в столице и окружающих её пригородах.
Житель столицы отдыхает на скамейке
Сергей Строителев © ИА REGNUM
Читайте ранее в этом сюжете: Жизнь отверженных. Проказа — болезнь или проклятие?
Читайте развитие сюжета: Джодхпур — голубой город под индийским небом
Пора валить.
В Бангладеш? — Пора валить? Все об эмиграции. — LiveJournalПолистал ленту сообщества, почитал о разных странах, и стали в памяти очень яркими воспоминания о том, как я свалил в Бангладеш. К счастью ненадолго, всего на неделю, но впечатлений хватит на всю жизнь. Теперь я могу сказать с уверенностью: кто не был в Бангладеш, тот мира не видал. Ниже — краткий фото-обзор. Дакка, столица республики Бангладеш, октябрь 2015 года.
Облезлый прилавок — это паспортный контроль в столичном международном аэропорту Шахджалал. Перед нами с коллегой в очереди один человек, после — никого. Все остальные — из стран, для которых отдельные очереди. Сотрудник паспортного контроля был весьма разочарован, увидев у меня в паспорте бангладешскую визу — ведь если бы я не получил её заранее, то с меня можно было бы взять хорошую мзду за проставление её в паспорте по прибытии. Пограничник смотрел паспорт минут 15. Перелистывал его в обоих направлениях, тщательно изучая каждую страницу, записывая что-то себе в блокнотик (паспорт был пустой, в нём на тот момент была всего пара штампов и ни одной другой визы). Спросил «что это за буква на визе — T, J, или 7?» Пришлось объяснить, что это его родное консульство выдало визу и написало эту закорючку, так что пусть сам разбирается, что это такое. После этого последовал ещё более идиотский вопрос — «А что это за тип визы?». Всё тот же ответ его вполне устроил.
Вот та самая виза и та самая закорючка. Меры защиты? Голограммы? Фотография? Бумага с сеткой? Не, не слыхали.
А это один из первых моих снимков на выходе из аэропорта. Комфортабельные автобусы ждут гостей столицы. На улице по местным меркам прохладно (октябрь, пять утра). Примерно 33 градуса, тропическая влажность, тяжёлый вонючий воздух.
Нас встретили с почётом — выделили авто с водителем на всё время пребывания. Тойота Королла примерно десятилетней свежести. Такая на местном рынке стоит примерно $25,000. Едем из аэропорта:
Хайвей из аэропорта пустой (раннее утро), скорость — около 80. Перелезши через разделитель, дорогу перебегает бородатый дед. Ещё один топает навстречу нам по хайвею, впряжённый в какую-то тачку.
Вот эти палки на машинах — уже традиция. Раньше их привинчивали на передний бампер, сваренный из трубы. Бампер предохранял машину от ущерба в невероятно плотном уличном траффике Дакки (впрочем, предохранял слабо), а верхний конец торчалки был виден водителю и тот знал, где впереди «кончается» его машина — в таком потоке и на такой скорости речь идёт буквально о сантиметрах. Потом эти палки стали украшать лампочками, светодиодами, закрывать чехлами, они превратились в аксессуар и их стали привинчивать не только на бампер, но просто на передок машины, где придётся.
А это не долгострой и не последствия урагана. Это то ли торговый центр, то ли офисятник:
Недвижимость непомерно дорогая. Вот в таком многоэтажном здании квартира может стоит от $400,000 и гораздо выше. За наличный расчёт.
Каждый уважающий себя бангладешец, заработав хоть сколько-то така, изо всех сил стремится переселиться в Москву Дакку, несмотря на то, что есть города немного почище и поприличнее (Читтагонг например).
Так выглядит номерной знак, а заодно видно и задний дополнительный бампер. Такими тут снабжены практически все машины:
На некоторых машинах вместо обычной палки торчит целый агрегат. Вот например на машине с опознавательными знаками ООН (плохо видно, но высовываться из окна в таком потоке чревато):
А вот мужик едет на автобусе. Не в автобусе, а именно на автобусе. Обычное дело — сидят на крышах целыми группами:
Что-то вроде маршрутного такси. Человек, прицепившийся сзади — это не тот, которому не хватило места. Это кондуктор. Он собирает плату за проезд, а пока маршрутка стоит в траффике, он подходит к водителю, отсчитывает ему деньги и болтает с ним за жизнь.
В потоке попадаются и относительно новые, небитые машины. Они стоят больших денег. Например почти новый Range Rover стоит (внимание!) — около $1,000,000 (одного миллиона долларов), поскольку ввозные пошлины на такие машины составляют около 1000%. Едва ли не все машины — японки. Внешне — привычная японская машина. Сзади — логотип, допустим, Тойоты. Но на решётке радиатора — совершенно чужеземный значок. И такое сплошь и рядом. Попадались полицейский Ford F-150, упомянутые Range Rover.
Траффик просто потрясающий — погуглите на ютубе, если интересно. Манхэттен по сравнению с ним — просто пустыня. Машины, рикши, пешеходы, тук-туки, мопеды, автобусы и мотоциклы расходятся в считаных сантиметрах, всё это непрерывно сигналит, кричит и гремит. Скорость траффика просто мизерная — наш ежедневный путь длиной примерно 6 километров от отеля до офиса занимал в машине от 40 минут до часа, причём выезжать из отеля нужно было не позже 8.15 утра, поскольку около 9 по городу проезжала премьерша, для которой перекрывали и очищали улицы. Столкновения постоянны — водители выходят, пол-минуты орут друг на друга, потом едут дальше. Зато серьёзных аварий нет вообще — всё потому, что скорость потока сравнима со скоростью пешехода. Светофоров видели штуки две, дорожных знаков гораздо больше, но на них никто не обращает внимания.
В городе, по разным оценкам, около 600,000 велосипедных рикш. Их настолько много, что вот эта скульптура сделана целиком из велосипедных цепей:
Рикша зарабатывает около $20 в день, из них около $10 отдаёт хозяину повозки за её аренду. Новая таратайка стоит $200..$300, рикши не могут себе позволить такую роскошь. Живут целыми колониями-трущобами — жильё представляет собой торчащие из земли палки, поддерживающие стены из тряпок, шифера и картона.
А вот и повозка. Куча усилий тратится на украшение этого транспортного средства, целая индустрия декораторов работает круглосуточно, вырисовывая орнаменты и портреты киноартистов:
Этот косоглазый джентльмен — ещё одна местная традиция. Подобные портреты висят на улицах Дакки тысячами. Это портреты политиков, депутатов и прочей элиты. Это не предвыборная агитация — до выборов ещё далеко. Тексты под подобными портретами воздают хвалу премьер-министру от имени изображённого товарища, и благодарят её (премьер — женщина) за оказанное доверие и высокий пост. Пусть костюм и галстук вас не обманывают — такой джентльмен может запросто разуться на улице (сняв свои тапки-говноступы, ибо другой обуви здесь нет), войти в помещение босым, и есть рис из тарелки руками.
Рикша повышенной комфортности. Подобные ящики также используются в качестве школьных автобусов:
Вид из окна отеля в дипломатическом квартале Дакки, вблизи от посольств и консульств. На соседней крыше кто-то живёт, а однажды бангладешская домохозяйка охотилась там с палкой на ворону. Охота была удачной, ворона была утащена в качестве добычи:
А внутри отель более-менее терпим, хотя платяной шкаф в номере использовать не рискнули, держали закрытым — настолько сильно внутри воняло прогорклым мебельным лаком.
В меню отельного ресторана было больше 230 блюд с экзотическими названиями. Как выяснилось, все они не баловали разнообразием — рис с курицей и какой-то травяной подливой, рис с подливой и курицей, курица с подливой и рисом, курица с курицей в рисе, и тому подобное. Холодильников практически нигде нет, свинина запрещена законом, поэтому курица — единственное доступное мясное блюдо. Доставляется в живом виде в огромных корзинах на головах, или связанными в пучок по нескольку штук за ноги. На кухне курица обезглавливается и сразу идёт в дело. Размер такой «курицы» — чуть крупнее средней чайки. Те немногие холодильники, которые мне довелось увидеть, предназначались для редких деликатесов — кока-колы, фанты, спрайта и т.п. Эти напитки здесь очень дорогие — двухсотграммовая банка стоит больше двух долларов. Каждая банка запечатана в полиэтилен — в стране повсеместно такая жуткая антисанитария, что без этой предосторожности любой, коснувшийся губами края банки, скорее всего провёл бы остаток жизни на унитазе.
Апогеем ресторанных впечатлений стал аккуратно сервированный столик; на белой чистой тарелке, в самой середине лежала дохлая муха. Как она туда попала — умерла ли на лету, или приползла умирать на тарелку — никто не знает. Фотографии нет; вместо того, чтобы фотографировать, отдал тарелку официанту. К чести его нужно сказать, он никак не выказал своего удивления.
От отеля буквально сто шагов до набережной. На набережной кто-то живёт — нельзя сказать, чтобы в шикарных условиях, но по крайней мере в отдельном жилье. За загородкой бегают тощие куры, кто-то стирает тряпки в озере. Озеро мёртвое, в нём нет ничего, кроме бактерий. Вонь стоит такая, что находиться долго возле воды невозможно. Смотрели «Орёл и Решка», эпизод в Бангладеш? Видели, где ведущие припрятали бутылку со стодолларовой банкнотой? Это как раз здесь, примерно в 50 метрах. Кликните по ссылке и посмотрите, очень рекомендую.
Жаль, не нашёл фото, где на набережной стоят вдоль дорожки уличные фонари, обмотанные по спирали снизу доверху колючей проволокой. Сами догадайтесь зачем.
А это красивое жилое здание, которое расположено за забором, увенчанным колючей проволокой, и выходит окнами на то самое озеро, ту самую индивидуальную постройку и тех самых кур. От него до озера метров 40.
Военная база. «Вам туда можно» — сказали местные. Дело в том, что в стране нет белого населения. Вообще. Совсем. Точка. Белым здесь можно всё. Стоит выйти на улицу, как возле тебя собирается толпа. Пройти на территорию военной базы? Не проблема. Никто и слова не скажет. Охранник возле отеля встаёт, завидя как ты выходишь из машины. Гвардия, охраняющая резиденцию премьерши, отдаёт честь.
А вот и гвардия. Не та же самая, но тоже охраняет государственные органы, находящиеся за забором:
Помните, я раньше упомянул про косоглазого политика? Вот ещё один. А дама на фото — премьер-министр:
Коррупционер побогаче оплатил целый биллборд:
Доставка кур:
И ещё. Куры здесь ходовой товар.
А это местный уличный рэкет. Откуда ни возьмись — два слона с погонщиками. Схема вымогательства очень проста: слон выходит на проезжую часть и садится. Он не сдвинется с места, пока водители не скинутся и не заплатят погонщику. В здешнем траффике, чтобы вы понимали, это означает полную невозможность какого-либо движения. Знакомый забор? Это его охраняют гвардейцы. За ним — государственные службы.
Высоко в небе летают птицы. Судя по всему — привычные хищники, или крупные вороны. Но приглядевшись, обнаруживаю, что они больше смахивают не небольших бэтменов. Местные подтверждают — это действительно bats, как они их называют. На самом деле — летучие лисицы.
Кто был в Северной Америке, должен знать, что такое Wendy’s и как выглядит эта сеть быстрого питания. А вот бангладешский филиал, про который корпорация ни сном ни духом:
Здесь есть такие же закусочные KFC — про них тоже настоящий KFC не имеет ни малейшего понятия.
Помойка и рикша-мусоровоз:
Но стоит поднять глаза, и видим воочию, что Дакка — город контрастов:
Даже рикши есть получше:
…а есть и похуже (хотя казалось бы, куда уж?)
Один рикша нередко везёт двоих, а иногда и троих сразу. На небольших подъёмах спешивается и толкает.
А это штука для тех, кто побогаче. Называется «тук-тук» (потому что издаёт такой звук) или CNG (compressed natural gas — не нём она работает):
Борта у многих изрезаны и заштопаны — это местные уличные грабители потихоньку прорезают дыру и выхватывают из руки пассажира телефон.
Официальный срок службы такого агрегата — 9 лет. Чуть больше 9 лет назад огромное количество тук-туков было поставлено из Индии. Когда пришёл срок их списывать, водители просто забастовали… и правительство увеличило срок до 13-ти.
Вообще забастовки и беспорядки тут — обычное дело, как нам сказали. Недавно был случай — бастовали водители автобусов. Повод для забастовки нелепый до чрезвычайности — полицейский остановил автобус, к чему-то придрался, и выписал штраф. Штраф! Полицейский отказался брать взятку, как это здесь принято! Этого стало достаточно, чтобы водители стали бастовать. Полиция берёт взятки прямо на улице, не стесняясь. Средний размер взятки — 10..40 центов в долларовом эквиваленте.
Дорожная полиция вооружена дубинками, но не такими, о которых вы подумали, а самыми настоящими. У кого ножка от табуретки, у кого черенок от лопаты, у кого просто здоровенный сучок. Это и для «регулировки» «движения», и для силовых мер.
Внутри большого бизнес-центра — редакции газеты Dhaka Daily Star:
А это — если подойти поближе к окну и выглянуть наружу:
И ещё один вид из окна того же бизнес-центра:
Дождей не было уже много дней. Жара +35. Казалось бы, откуда на улицах вода, по которой не смущаясь шлёпают местные? Всё очень просто: в новых жилых многоэтажках всё сделано как положено, в том числе и канализация, в которую пихают всё подряд и быстро забивают на выходе из здания, после чего нечистоты находят себе удобное место, чтобы выйти на поверхность и продолжить путь прямо по улице.
Ан нет, нашёл всё же одну фотографию, на которой слева видно обмотанный колючей проволокой фонарный столб (слева на фото):
Сразу за этой помойкой начинается шикарный парк на набережной. Такое впечатление, что помойка здесь везде. Исключений просто нет. Город-помойка.
Плотность населения колоссальная — Бангладеш очень маленькое государство, его площадь примерно равна площади Омской области, но население его больше, чем всё население России. Подавляющее большинство было бы счастливо хоть краешком глаза взглянуть снизу на черту бедности, но Большая Медведица ближе. Уровень жизни (или смертности?) таков, что детей до 10 лет вообще не регистрируют — вот если дожил до 10 лет, тогда получает свидетельство о рождении. Значит выжил. Поэтому очень много бангладешцев «родилось» 1 января.
Когда решите, что у вас в жизни всё ужасно, и пора валить — откройте google street view и прогуляйтесь по Дакке. Возможно всё не так уж и плохо.
Население Бангладеш (2023 г.) — Worldometer
- Текущее население Бангладеш составляет 169 026 300 по состоянию на субботу, 25 февраля 2023 г., на основе обработки Worldometer последних данных Организации Объединенных Наций.
- Население Бангладеш в 2020 году оценивается в 164 689 383 человек на середину года по данным ООН.
- Население Бангладеш эквивалентно 2,11% от общей численности населения мира.
- Бангладеш занимает 9 место0004 8 в списке стран (и зависимостей) по населению.
- Плотность населения в Бангладеш составляет 1265 человек на 2 км (3277 человек на милю 2 ).
- Общая площадь земли составляет 130 170 км2 (50 259 кв. Миль)
- 39,4 % из населения Городской (64,814 953 человек в 2020 году
- Median Age . .
Население Бангладеш (2020 г. и исторические данные)
Year | Population | Yearly % Change | Yearly Change | Migrants (net) | Median Age | Fertility Rate | Density (P/Km²) | Urban Pop % | Городское население | Доля страны в Население мира | Население мира | Бангладеш Глобальный рейтинг | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2020 60045 604,85 904,85,383 | 1.01 % | 1,643,222 | -369,501 | 27.6 | 2.05 | 1,265 | 39.4 % | 64,814,953 | 2.11 % | 7,794,798,739 | 8 | |||||||||||||
2019 | 163,046,161 | 1. 03 % | 1,669,453 | -369,501 | 26.1 | 2.18 | 1,253 | 38.6 % | 62,865,820 | 2.11 % | 7,713,468,100 | 8 | ||||||||||||
2018 | 161,376,708 | 1.06 % | 1,691,284 | -369,501 | 26.1 | 2.18 | 1,240 | 37.8 % | 60,944,245 | 2.11 % | 7 631 091 040 | 8 | ||||||||||||
2017 | 159,685,424 | 1,08 % | 1,708,27111186 | 26.1 | 2.18 | 1,227 | 37.0 % | 59,046,818 | 2.12 % | 7,547,858,925 | 8 | |||||||||||||
2016 | 157,977,153 | 1. 10 % | 1,720,877 | -369,501 | 26.1 | 2.18 | 1,214 | 36.2 % | 57,168,030 | 2.12 % | 7,464,022,049 | 8 | ||||||||||||
2015 | 156,256,276 | 1.15 % | 1,736,169 | -461,368 | 25.7 | 2.21 | 1,200 | 35.4 % | 55,305,132 | 2.12 % | 7,379,797,139 | 8 | ||||||||||||
2010 | 147 575 430 | 1,20 % | 1 707,985 | -650,956 | 24,0 | 2,48 | 1,134 | 31,48 | 1,134 | 31,48 % | .008646,347,089 | 2.12 % | 6,956,823,603 | 8 | ||||||||||
2005 | 139,035,505 | 1.72 % | 2,275,530 | -298,507 | 22.5 | 2. 94 | 1,068 | 27.7 % | 38,452,976 | 2,13 % | 6 541,907,027 | 8 | ||||||||||||
2000 | 127,657 854 | 2.08 % | 2.08 % | 2.08 % | 2.08 % | 95442.08 %0085 2,497,585 | -143,980 | 21.0 | 3.43 | 981 | 24.3 % | 31,040,651 | 2.08 % | 6,143,493,823 | 8 | |||||||||
1995 | 115,169,930 | 2.22 % | 2,399,595 | -162,759 | 19,6 | 4,06 | 885 | 22,4 % | 25,751,454 | 2,00 % | 5,7444,21111,9799999999999999999999999999996999999999999999699699999699699999999999969999969969009а.0085 9 | |||||||||||||
1990 | 103,171,956 | 2. 60 % | 2,481,555 | -43,873 | 18.6 | 4.98 | 793 | 20.4 % | 21,037,450 | 1.94 % | 5,327,231,061 | 9 | ||||||||||||
1985 | 90,764,183 | 2.65 % | 2,224,938 | -158,765 | 17.8 | 5.98 | 697 | 18.0 % | 16,305,971 | 1.86 % | 4,870,921,740 | 9 | ||||||||||||
1980 | 79,639,491 | 2.59 % | 1,914,638 | -227,469 | 17.4 | 6.63 | 612 | 15.2 % | 12,099,053 | 1.79 % | 4,458,003,514 | 8 | ||||||||||||
1975 | 70,066,301 | 1.75 % | 1,166,764 | -609,057 | 17.7 | 6.91 | 538 | 10. 0 % | 7,013,461 | 1.72 % | 4,079,480,606 | 9 | ||||||||||||
1970 | 64,232,482 | 3.01 % | 1,769,474 | -32,364 | 17,8 | 6,92 | 493 | 7,7 % | 4,938 975 | 1,74 % | 3,70087,046 | 3 700,437,046 | 3,700,437,046 | 3,700,437,046 | 3,775,046 | 3,775 | 3,775 | .0085 9 | ||||||
1965 | 55,385,112 | 2.90 % | 1,474,322 | -28,476 | 18.4 | 6.80 | 425 | 6.3 % | 3,467,675 | 1.66 % | 3,339,583,597 | 12 | ||||||||||||
1960 | 48,013,504 | 2.67 % | 1,185,441 | 297 | 19.0 | 6.62 | 369 | 5. 2 % | 2,474,987 | 1.58 % | 3,034,949,748 | 11 | ||||||||||||
1955 | 42,086,301 | 2.12 % | 838,324 | -11,019 | 19.3 | 6.36 | 323 | 4.7 % | 1 974 441 | 1,52 % | 2 773 019 936 | 12 |
0626
Подготовка данных Организацией Объединенных Наций, Департаментом по экономическим и социальным вопросам, Отделом народонаселения. Перспективы народонаселения мира: пересмотр 2019 года. (Среднеплодородный вариант).
Back to Top ↑
Прогноз популяции Бангладеш
-310,080
Год | Популяция | ЕЖДАЛИКА | . | Density (P/Km²) | Urban Pop % | Urban Population | Country’s Share of World Pop | World Population | Bangladesh Global Rank | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2020 | 164,689,383 | 1,06 % | 1 686 621 | -369,501 | 27,6 | 2,05 | 1,265 | 39,4 % | 64,814,953 | 39,4 %64,814,953 | 64,814,953 | 64,814,953 | 64,814,953 | 64,814,953 | 64,814,953 | . 4,798,739 | 8 | |||
2025 | 172,399,078 | 0.92 % | 1,541,939 | -348,061 | 29.5 | 2.05 | 1,324 | 43.4 % | 74,837,709 | 2.11 % | 8,184,437,460 | 8 | ||||||||
2030 | 178,993,869 | 0.75 % | 1,318,958 | -330,093 | 31.6 | 2.05 | 1,375 | 47.3 % | 84,688,911 | 2.09 % | 8,548,487,400 | 8 | ||||||||
2035 | 184,374,127 | 0.59 % | 1,076,052 | -311,798 | 33.8 | 2.05 | 1,416 | 51.0 % | 93,957,922 | 2.07 % | 8,887,524,213 | 8 | ||||||||
2040 | 188,416,727 | 0. 43 % | 808,520 | -311,802 | 35.9 | 2.05 | 1,447 | 54.4 % | 102,422,390 | 2.05 % | 9,198,847,240 | 8 | ||||||||
2045 | 191,142,270 | 0.29 % | 545,109 | -311,080 | 38.0 | 2.05 | 1,468 | 57.8 % | 110,433,246 | 2.02 % | 9,481,803,274 | 8 | ||||||||
2050 | 192,567,778 | 0.15 % | 285,102 | 40.0 | 2.05 | 1,479 | 61.2 % | 117,836,927 | 1.98 % | 9,735,033,990 | 9 |
Источник: Worldometer (www.Worldometers.info)
Подготовка данных Организацией Объединенных Наций, Департаментом по экономическим и социальным вопросам, Отделом народонаселения. Перспективы народонаселения мира: 2019 г.Редакция. (Среднеплодородный вариант).
Main Page: Demographics of Bangladesh
Life Expectancy
73.57 years
(life expectancy at birth, both sexes)
View by sex and historical chart
Infant Mortality
21.6
(infant deaths на 1000 живорождений)
Посмотреть историческую диаграмму
Смертность в возрасте до 5 лет
26,1
(на 1000 живорождений)
Посмотреть историческую диаграмму
Main Cities by Population in Bangladesh
(includes boroughs, districts, urban agglomerations, etc.)
# | CITY NAME | POPULATION | |
---|---|---|---|
1 | Dhaka | 10,356,500 | |
2 | Chittagong | 3,920,222 | |
3 | Khulna | 1,342,339 | |
4 | Rajshahi | 700,133 | |
5 | Comilla | 389,411 | |
6 | Shibganj | 378,701 | |
7 | Natore | 369,138 | |
8 | Rangpur | 343,122 | |
9 | Тунги | 337 579 | |
10 | Нарсингди | 281 080 | |
266,388 | |||
12 | Cox’s Bazar | 253,788 | |
13 | Jessore | 243,987 | |
14 | Nagarpur | 238,422 | |
15 | Sylhet | 237,000 | |
16 | Мименсингх | 225 126 | |
17 | Нараянгандж | 2 293 6220081||
18 | Bogra | 210,000 | |
19 | Dinajpur | 206,234 | |
20 | Barisal | 202,242 | |
21 | Saidpur | 199,422 | |
22 | Пар Наогаон | 192 464 | |
23 | Пабна | 186 781 | |
24 | 6 Палтан0085 184,492 | ||
25 | Tangail | 180,144 | |
26 | Jamalpur | 167,900 | |
27 | Puthia | 159,406 | |
28 | Nawabganj | 142,361 | |
29 | Куштия | 135 724 | |
30 | Сонаргаон | 130 000 | |
0 30085 Satkhira | 128,918 | ||
32 | Sirajganj | 127,481 | |
33 | Faridpur | 112,187 | |
34 | Sherpur | 107,419 | |
35 | Bhairab Bazar | 105,457 | |
36 | Шахзадпур | 102 420 | |
37 | Бхола | 9 | |
38 | Azimpur | 96,641 | |
39 | Kishorganj | 90,690 | |
40 | Bibir Hat | 89,030 | |
41 | Habiganj | 88,760 | |
42 | Мадарипур | 84 789 | |
43 | Фени | 84 028 | |
44 | 8 Лаксхам0085 82,290 | ||
45 | Ishurdi | 81,995 | |
46 | Sarishabari | 81,325 | |
47 | Netrakona | 79,016 | |
48 | Joypur Hat | 73,068 | |
49 | Тхакургаон | 71 096 | |
50 | Паланг | 67 652 | 65,127 |
52 | Raipur | 64,652 | |
53 | Tungipara | 62,210 | |
54 | Lakshmipur | 61,703 | |
55 | Maulavi Bazar | 57,441 | |
56 | Джоймонтоп | 56 000 | |
57 | Рамгандж | 55 246 | 0081|
58 | Narail | 55,112 | |
59 | Pirojpur | 54,418 | |
60 | Sandwip | 52,152 | |
61 | Satkania | 52,005 | |
62 | Патия | 51 360 | |
63 | Кхаграчари | 50 364 | |
64 | Чилмари49,736 | ||
65 | Nageswari | 49,425 | |
66 | Panchagarh | 48,531 | |
67 | Uttar Char Fasson | 48,305 | |
68 | Parbatipur | 48,020 | |
69 | Бурхануддин | 45 670 | |
70 | Калигадж | 45 631 |