Эверест. Что такое шерпа-роуп? — Жизнь как приключение — LiveJournal
День сурка продолжался. И согласно затянувшей нас временной петле мы вновь перемещались в лагерь два на высоту 6500 метров.
Однако, уже к вечеру у нас появился шанс из петли той временной выпрыгнуть, внеся в жизнь какие-то изменения.
Ну, или достигнув нужной точки просветления. Кому какая версия ближе.
И помочь нам в этом должно было новое знание. В тот вечер мы наконец воочию увидели чудесное приспособление под названием шерпа-роуп. И не только увидели. Ещё и в действии опробовали.
Но до вечера ещё было далеко, пока же нас ждал до боли знакомый путь во второй лагерь.
1.
14 мая. День 26. Восхождение. Лагерь 1 — Лагерь 2.
В полвосьмого нас разбудили традиционно привычным предложением выпить чаю или кофе.
И тут же сообщили, что вкусный завтрак, который принесли из базового лагеря, уже ждёт нас в столовой.
Вот такое прекрасное начало ещё одного дня.
Я, да что уж там, думаю, не только я, с момента выхода из базового лагеря считала, сколько дней осталось напрячься, потерпеть, пережить, чтобы потом…
Как написала мне одна девушка, «потерпи, ещё одна неделя, и потом будет много тепла и кислорода».
Вот эти дни без тепла и кислорода я ежедневно подсчитывала, мысленно вычёркивая — один день пережили, до первого лагеря дошли. До восхождения, если всё пойдёт по плану, осталось четыре дня.
Впереди был второй день. Наверное, самый лёгкий из предстоящих.
Можно сказать, день отдыха. Всего-то надо было часа четыре прогуляться до второго лагеря. И потом снова целый день отдыхать.
Отдых, конечно, сомнительный. С другой стороны — и не десять часов шагать.
2.
После завтрака мы собрали вещи, освободили палатки.
Шерпы тут же стремительно начали сворачивать лагерь, упаковывая коврики для переноски в верхние лагеря — больше они нам здесь не пригодятся, ночевать на спуске в этом лагере мы не планировали.
Так что это была наша прощальная ночь в первом лагере.
По крайней мере, мы очень на это надеялись.
3.
И по мере готовности все потопали по уже до боли знакомому маршруту. В тот день разрешено было идти без шерп — они помогали собирать лагерь и потом в своём темпе, по дороге, видимо, обогнав нас, должны были дойти до второго лагеря.
4.
С первых же шагов стало понятно, что за ночь ничего особо в моём самочувствии не изменилось.
Нет, почти 12 часов сна конечно же придали сил. Но в целом шла я по-прежнему тяжело, и организм всем своим видом говорил о том, что он не наотдыхался, и что он на такое вообще не подписывался. Потому что он, организм этот, много думал и был уверен, что стоит только попасть в Непал к подножью Эвереста, а там шерпы по-любасу на вершину занесут.
Поэтому я решила идти максимально медленно, глядя по сторонам, любуясь пейзажами, чтобы придти в таком состоянии, как будто никуда и не ходила. Ну, раз день отдыха, чтобы отдыхать уж по-полной.
И стараться не думать о том, с какой скоростью передвигается вся остальная группа.
5.
— Вот, — думала я — накоплю силы, или хотя бы сберегу имеющиеся, а там уже и поглядим.
Не знаю, на что я глядеть собиралась, но мысль эта в свете предстоящих тягот и лишений, даже немного бодрила.
6.
Одна трещина, другая, лестница, выход из зоны трещин туда, где уже вдали рыжеют первые палатки второго лагеря.
7.
Ещё минут сорок до этих самых палаток. И час до нашего лагеря.
Мы шли здесь третий раз (а если считать со спусками, то пятый). И казалось каждый шаг навсегда впечатался в память.
8.
Был солнечный (и конечно же опять очень жаркий) день.
Зато никакие облака не закрывали красоту. Хотя иногда я была бы не против, чтобы они её немного позакрывали, сделав окружающую среду чуть прохладнее.
9.
Но нет. Прохлады опять не было.
Зато были свисающие со скал голубые глыбы льда.
10.
И бирюзовые лужицы подтаявшей воды.
11.
Практически все эти дни погода стояла солнечная, так что всё вокруг сильно потаяло.
Когда мы ходили во второй лагерь во время акклиматизации, не было таких голубых озёр — результатов таяния льда.
12.
И на месте, где стоят лагеря, снег сильно стаял, обнажив камни.
13.
Я уже не говорю о тропинке рядом с нашим лагерем. Последние метры к лагерю пришлось просто по камням в кошках топать.
14.
Почти все участники нашей группы уже ушли вперёд. А где-то незадолго до лагеря, начали обгонять шерпы, несущие коврики и прочие полезные для жизни штуки.
15.
Четыре часа — и я на месте (все остальные уже давно на месте, но кто ж это считает).
16.
В столовой на обед предлагали ежедневный чикен-суп.
У меня с куриным бульоном и так отношения сложные. Не очень я его люблю. Хотя во время акклиматизации такой ароматный супчик пару раз неплохо заходил. Но только вначале.
К моменту восхождения каждый раз, когда заходила в столовую и вдыхала аромат этого супа, я начинала чувствовать подступающую дурноту.
А народу ничего — им нравилось. Некоторые говорили, что могли бы одним этим супом питаться.
Там картошка большими кусками, мясо и бульон…
Но для меня это стало каким-то моим персональным обеденным кошмаром.
К счастью, в этом лагере было много других вкусных (хоть и не таких полезных вещей) — сыр, колбаса, печенье и прочие неполезные, но приятные штуки.
До вечера мы опять расползлись по палаткам.
А на пять часов были назначены занятия с кислородом, шерпа роуп и прочая подготовка к переходу в третий лагерь, куда нам предстояло идти уже по-взрослому, репетируя процесс восхождения на вершину — в связке со своим шерпой и с кислородом.
Когда-то же надо было начинать практиковаться.
В пять часов вечера все участники и шерпы собрались возле столовой, чтобы провести ревизию высотных продуктов и освоить последние, самые необходимые навыки, которые могут понадобиться на восхождении: ношение кислорода в рюкзаке и хождение с шерпа роуп, которую шерпы называют «клиент роуп».
И здесь пришло время сделать паузу в повествовании и немного заняться теорией, пояснив какие-то вещи про шерп.
Во-первых, многих интересовало, сколько у нас было высотных шерп и ходили ли они с нами на вершину.
У каждого участника был свой персональный высотный шерпа, которого мы, как вы помните, выбрали ещё в первом лагере перед выходом на восхождение (у одной участницы было два шерпы, да, так тоже можно)- с этими шерпами мы надеялись были оказаться на вершине.
Плюс была отдельная команда высотных шерп.
Кажется 6 или 7 человек, так называемая рескью тим — спасательная команда.
Они поднимались до лагеря на 8000 и находились там, чтобы в случае необходимости заменить кого-то из персональных шерп.
Также в день восхождения в случае необходимости они заносили дополнительный кислород на балкон (8400), чтобы им можно было воспользоваться на спуске.
И в принципе были готовы принять участие в спасательных работах.
Когда сторонние наблюдатели читают про бытовую сторону нашей жизни, особенно в базовом лагере, многие делают вывод, что высокая стоимость экспедиции складывается из вот тех излишних ништяков — повара из крутого ресторана, массажиста, отдельных палаток.
В этом есть доля правды, но такая — малюсенькая доля.
Основная стоимость складывается не из удобства хождения в туалет, а из тех вещей, которые непосредственно влияют на безопасность — большое количество кислорода и большая команда высотных шерп, готовая отправиться на спасательные работы.
Если всё идёт по-плану, то ни кислород, ни команда спасателей вам скорее всего не понадобится.
Но, знаете, это как воздух, который нас окружает ежедневно.
Пока с ним всё в порядке, мы его не замечаем. Мы просто дышим. Замечаем мы только его отсутствие.
Вот так и здесь. Большая дорогая экспедиция подразумевает некий запас прочности, который даёт уверенность, что если что-то пойдёт не так, у тебя больше шансов быть вытащенным из этого нетака.
Пока мы акклиматизировались и отдыхали, высотные шерпы ставили 3 и 4 лагеря, заносили туда кислород для восхождения.
Без дела не сидели. А делали, в общем-то, нелёгкую такую работёнку.
Ну, а теперь — отступление два. Непосредственно про высотных шерп.
Меня кто-то, памятуя о моём не очень удачном опыте хождения с шерпом на Ама-Дабламе, спросил, нужен ли был шерпа на восхождении на Эверест или скорее он мешал.
Поэтому скажу сразу, чтобы не было вопросов.
Признаем честно, восхождения на 8000+ метров в нынешнем виде без шерп были бы в принципе невозможны.
Восхождения на восьмитысячники без шерп остались бы уделом единиц спортсменов.
Не будем рассуждать, хорошо это или плохо. Просто примем это как факт.
И будем помнить, например, о том, что пока мы совершали свои героические шаги к вершине, преодолевая шаг за шагом границы возможного (при этом идя с рюкзаком, в котором был один баллон кислорода — 5 кг), рядом с каждым из нас шёл персональный шерпа, в рюкзаке которого было 4 баллона кислорода — два для себя, два для клиента.
То есть, понимаете, рассуждать, помогал или мешал шерпа — бессмысленно. Он шёл рядом и нёс твою жизнь. Потерять где-то по дороге шерпу — всё равно, что потерять шансы на выживание.
В темноте, в толчее, в непонятных условиях нередко бывали случаи, когда шерпы куда-то пропадали.
Поэтому была придумана шерпа-роуп — трёхметровая верёвка, соединяющая шерпу и клиента, которую шерпам запрещено отстёгивать под страхом лишения бонуса за восхождения (а он, на минуточку — 2000 долларов).
Это одна сторона вопроса.
С другой стороны — не стоит слишком обольщаться и идеализировать образ высотного шерпы.
Кто они такие?
Зачастую, это молодые ребята 20-25 лет от роду, не обременённые слишком большим интеллектом и знаниями (большинство из них хорошо если 3 класса закончили).
Всё, что они умеют делать хорошо, что они делают с самого детства — берут тяжести и переносят на большие расстояния.
Если вы попросите охарактеризовать какого-нибудь условно «западного» гида у его коллег, то в первую очередь вам скажут про его опыт, внимание, заботу, соблюдение правил безопасности.
Если вы попросите шерпу описать коллегу, то в 100% случаев услышите:«Он очень сильный».
Это лучшая похвала, которую шерпы дают друг другу.
Да, есть исключения. Кто-то старше, опытнее, заботливее, внимательнее.
Но как правило, это молодые сильные ребята, которые хотят поскорее сделать свою работу и получить свой бонус.
А ещё — они немного вечные дети. Весёлые, незлобные, если что-то делают не так, то скорее всего не по злому умыслу, а потому что им так кажется правильнее.
Опять же. Это не плохо, не хорошо. Это надо принять как данность и помнить о том, что ваша жизнь — всё-таки в ваших руках (несмотря на то, что ваш кислород — в рюкзаке у шерпы).
Об этом нам постоянно напоминал Абрамов.
О том, что мы должны сами следить за тем, чтобы шерпа взял еду в верхние лагеря, чтобы у него было две маски с редуктором (потому что шерпы весьма легко относятся к вопросам безопасности и часто оставляют свою запасную маску где-то внизу), чтобы вы вовремя проснулись, вскипятили воду и подготовились к выходу, чтобы на восхождении мы сами следили за кислородом и масками (и меняли баллоны по команде от Абрамова, а не по мнению шерпы) и прочее, прочее, что поможет сохранить нам жизнь и здоровье.
В общем, как говорится, на шерпу надейся, а сам не плошай.
Собственно, вот этому неплошанию и был посвящён вечер во втором лагере.
В пять часов вечера у столовой собралась не маленькая толпа.
С одной стороны — полтора десятка галдящих, весело толпящихся шерпов.
С другой — полусонные, пытающиеся сориентироваться в пространстве, участники мероприятия.
— А что с этой едой делать?
— А баллон уже сейчас надевать?
— А у моего шерпы только одна маска!
— А страховочную систему приносить?
И посередине — Абрамов, пытающийся навести хоть какой-то порядок на этом детском утреннике.
17.
— Шерпы! — провозгласил он, голосом Каа, взывающего к бандерлогам, пытаясь перекричать десяток, не слушающих его людей — Каждый шерпа приносит два мешка еды — для третьего и четвёртого лагеря. Покажите, что у вас есть еда.
Тут небольшое пояснение.
В базовом лагере, как вы помните, мы жили в номерах люкс и питались от шефа из ресторана Ля Шерпа.
В первом и втором лагере мы жили в палатках по двое, была кухня, где готовил повар, и столовая, где мы все вместе собирались и ели.
В третьем и четвёртом лагере каждый участник должен был жить в палатке со своим шерпой.
На каждую палатку выдавался комплект высотной еды — на один лагерь один мешок.
Также в каждой палатке был комплект из горелки и кастрюлек, в которых можно было вскипятить воду, чтобы попить и поесть.
Вот эту еду для начала должны были принести шерпы, чтобы мы могли восхититься изобилием (еды там было на меленькую роту, а не на двух человек).
В мешке с едой были: высотная сублимированная еда, 2 пакета; доширак, 2 пакета (любимая еда шерп), пакеты с гречкой (моё спасение), банка тунца, сухари, печенья, сухой напиток, чай, кофе, овсяная каша Быстров, какие-то сладости, рулон туалетной бумаги (при таком-то изобилии — необходимая вещь) и что-то ещё, теперь уже не вспомню.
18.
— Посмотрите, что в пакетах и то, что вы не будете есть, оставьте здесь, — велел Абрамов.
Я, уточнив у Нимы, что ему это тоже не нужно, убрала баночки с мёдом, с джемом, пакеты с сухим молоком и так, ещё чего-то по мелочам, хоть немного облегчив его ношу.
Оглядевшись по сторонам, заметила, что некоторые мои коллеги достаточно рьяно взялись за разбор продуктов и гора того, что они решили оставить, уже начала превышать то, что они планировали взять с собой.
Оказалось, что не все поняли, что это еда на двоих.
Ещё раз уточнили, подтвердили, и снова начали перебирать еду, уже исходя из интересов всех участников мероприятия.
19.
С едой разобрались.
Не скажу, что мешки сильно уменьшились, но всё же.
После этого велено было участникам принести свою основную маску с регулятором, а шерпе — баллон с кислородом.
20.
Шерпы принесли баллоны и тут же начали откручивать от них заглушки, раздался звук, убегающего в космос кислорода.
— Стоп, шерпы, стоп! Не трогаем баллоны! — надрывался Абрамов.
Кто-то, не слушая его, продолжал откручивать крышку баллона, кто-то пытался вернуть всё назад, кто-то просто вообще ничего не слушал.
Абрамов кричал, кислород шипел, шоу продолжалось.
О, вы себе не представляете, какой это был дивный бардак и сутолока.
Как в школе на большой перемене, когда толпа мальчишек наконец-то вырывается со скучнейшего урока и хочет уже поскорее что-то сотворить.
Казалось, это никогда не достигнет какого-то результата и порядка.
Но вот шерпов построили ещё раз, ещё раз объяснили, что надо делать, а что не надо.
— Открытый баллон — плохой баллон. Закрытый — хороший, — на пальцах объяснял Абрамов и шерпы кивали головами.
21.
Чтобы вы понимали глубину проблемы, все эти шерпы уже принимали участие в экспедициях на Эверест, в том числе и в экспедициях 7 Вершин. Некоторые уже не по одному разу.
Но это не мешало всё начинать с чистого листа.
Следующие полчаса мы с шерпами подсоединяли баллон к маске.
— Саша, мой шерпа не умеет накручивать баллон, — удивлённо говорила В. Она, как и я обрела шерпа в последний момент, удивлялась его необычному для шерпов именем — у всех Мингмы, Нимы и Пембы, а у неё — Марсель. Теперь же её удивление слегка поменяло окраску.
— Ничего, научится. Сама накрути, ты же умеешь.
Не прошло и получаса, а у каждого из нас был баллон, подсоединённый к маске, убранный в рюкзак так, чтобы датчик кислорода был виден.
На следующий день мы начинали ходить с кислородом.
Во время акклиматизации, как вы помните, в 3 лагерь на 7100 мы поднимались без кислорода. Но теперь пришло время экономить силы.
Поэтому на ближайшие дни — кислород становился нашим почти вечным спутником.
Из лагеря 2 в лагерь 3 мы шли, выставив кислород на 2 литра. Из лагеря 3 в лагерь 4 — на 3 литра. Из лагеря 4 на вершину — на максималку, на 4 литра.
В лагере 3 и 4 спать предполагалось тоже с кислородом, выставив его на 0,5.
Таким образом, одного баллона нам должно было хватить на переход в лагерь на 7100 и на ночь там.
Второго баллона — на переход в лагерь на 8000 и условный кусочек отдыха перед восхождением там.
И три баллона мы должны были выдышать по пути из лагеря 4 до вершины и обратно.
И завершающим номером программы достали шерпа-роуп.
Абрамов ещё раз произнёс пламенную речь про то, что отстёгиваться друг от друга (вернее, шерпа от клиента) можно только в лагере.
Для закрепления навыка мы уже в третий лагерь пойдём пристёгнутые друг к другу.
И тут же были устроены небольшие показательные выступления, потому что выяснилось, что не все шерпы точно понимают, что от них требуется.
22.
Мой, кстати, оказался молодцом.
Всё делал быстро, чётко и в принципе на фоне творящегося хаоса выглядел очень адекватным, несмотря на то, что был чуть ли не одним из самых младших — ему был 21 год.
Впрочем, он говорил, что был на Эвересте уже три раза.
И у меня в голову начала закрадываться надежда, что на этот раз моя неудачная карма общения с шерпами не сработает. Что при разборе шерп я совершенно случайно вытянула себе лотерейный билет.
На этом программа подготовительных мероприятий закончилась.
Шерпы унесли обратно мешки с едой, мы утащили к себе в палатку рюкзаки с баллонами (не знаю почему, но мне в первую ночь как-то стрёмно было спать рядом с кислородным баллоном).
И все пошли ужинать.
Не представляю, когда только повар умудрился его приготовить.
Пока происходил весь наш мощный цирк с конями, шапито-шоу и прочий балаган, в нём приняли участие все обитатели лагеря.
Пока Абрамов объяснял шерпам, чем закрытый баллон кислорода отличается от открытого, я изучала устройство нашей кухни. Благо она была совершенно пуста весь вечер.
23.
И лишь один человек остался в стороне от происходящего. Он во время всего этого мыл посуду и лишь посмеивался, наблюдая за всем с этой своей стороны.
Шерпы они вообще весёлые.
24.
Спать мы разошлись пораньше. Наступала последняя ночь в относительно комфортных условиях. Дальше надо было в лучшем случае на три дня оторваться от этих, уже казавшихся верхом цивилизации, условий и перейти в режим высотных лагерей.
Кстати, наш третий лагерь, вполне хорошо было уже видно на склоне.
25.
Tags: Непал, Эверест, путешествия
Telegram channel
Светлана Лукаш: «Мы все выиграли больше, чем уступили»
Саммит G20 на Бали, где западные медиа прочили России бойкот и изоляцию, стал уникальным форматом. Вопреки глубочайшему кризису в отношениях Москвы и Запада страны согласовали совместное заявление по ключевым мировым проблемам, включая конфликт на Украине и санкции. Шерпа президента России в G20, заместитель начальника экспертного управления президента России Светлана Лукаш рассказала «Ведомостям» о том, как тяжело шло согласование общего коммюнике, кто поддерживал российскую делегацию в самые напряженные моменты и какой эффект балийская декларация оказала на международные отношения.
«Россия не в изоляции»
– Следующий саммит G20 пройдет осенью 2023 г. в Индии. Как скоро начнется подготовка к нему?
– Уже через неделю у нас начнется первая встреча в Индии, где будем думать, как воплощать в жизнь решения балийского саммита и формировать новую повестку.
– Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высоко оценил ваши усилия, чтобы коммюнике по итогам саммита G20 на Бали появилось на свет. Действительно ли существовала вероятность, что первый раз в истории саммит на уровне глав государств мог закончиться без принятия итогового коммюнике?
– На самом деле такая вероятность была крайне высокой. Можно даже сказать: никто не надеялся, что будет согласована итоговая декларация. Посмотрите на весь 2022 год: собирались профильные министры стран «двадцатки» и получалось так, что решения, которые прорабатывались в сфере финансов, цифровой трансформации, в сфере занятости, здравоохранения, не получали статус заявлений министров. Вместо этого появлялось декларативное заявление председателя мероприятия. Все это происходило исключительно из-за того, что навязывался определенный подход по трактовке конфликта на Украине, из-за чего невозможно было договориться по другим вопросам, возникал ступор в работе.
Если бы это произошло еще и на уровне лидеров государств, то это уже означало бы полный коллапс крупнейшего форума ведущих экономик мира. Ведь если нет согласованных решений – это сигнал о том, что страны и их лидеры не могут больше вместе работать, не могут вместе дальше решать ключевые задачи: вопросы изменения климата, развития, борьбы с неравенством, финансового сотрудничества, борьбы с пандемиями. Поэтому то, что удалось в итоге выйти на согласованное решение по украинскому сюжету, позволило фактически разблокировать работу форума. Посмотрите на итоговую декларацию: там четко написано, что мы, лидеры ведущих экономик мира, договариваемся о том, чтобы поддерживать открытые рынки и содействовать торговле, вместе работать в сфере цифровой трансформации, договариваемся о решениях по противодействию пандемиям. Это колоссальный успех, а «большая двадцатка» доказала свою работоспособность.
– А если бы коммюнике не было принято, какие были бы последствия?
– Это подорвало бы усилия всех следующих председателей. Заметьте: в следующие три года в G20 председательствуют наши партнеры по БРИКС – Индия, потом Бразилия и ЮАР. Это подорвало бы доверие к тому, что «большая двадцатка» вообще работоспособна. Это показало бы и то, что пытаются доказать западные государства весь год, – что Россия якобы находится в изоляции, – а это не так. И нас поддерживает значительное число стран. Но главное то, что на свет появилась совместная декларация всех стран – и развитых, и развивающихся, и условно пророссийских, и тех, кто развязал антироссийскую кампанию. Все страны все равно готовы сотрудничать для решения глобальных проблем – вот ключевой результат саммита.
«Голос «семерки» больше не доминирует в G20»
– Как именно шли сами переговоры по итоговому тексту? Кто, может быть, настаивал на жестких формулировках, а кто хлопал дверью?
– Основные вопросы, по которым необходимо было договориться, – то, как оценивать ситуацию на Украине, и договоренности по зерновой сделке. Это было два ключевых элемента, и в итоге две ключевые победы России и развивающихся экономик.
– Почему вы так это расцениваете?
– Во-первых, те формулировки, которые были найдены, полностью соответствуют нашим интересам. Более того, они не позволяют доминировать голосу Запада. Весь год Запад пытается доказать, что во всех текущих кризисных явлениях на продовольственных или энергетических рынках виновата Россия и ее специальная военная операция. Текст декларации же доказывает ровно противоположное.
Как там отражена ситуация на Украине? Мы нашли единственную правильную формулу, прибегнув к фактологии. До этого в более соответствующих форматах, прежде всего в Совете Безопасности и на Генеральной ассамблее ООН, страны уже высказывали свои позиции по данной ситуации. Это и отражено сейчас в тексте декларации: позиции уже высказаны, с этим не поспоришь. Каким образом происходит голосование в ООН и насколько страны действительно привержены той или иной позиции – на самом деле не понятно. Но эта отсылка к конкретному факту позволила избежать конкретных оценок конфликта на Украине со стороны самой «двадцатки».
Второй важный момент – зафиксировано, что нет доминирования западной концепции, обвиняющей во всех негативных процессах Россию. Вместо этого признается, что существуют различные взгляды как на ситуацию на Украине, так и на ее последствия для мировой экономики. И здесь впервые появляется упоминание санкций как ключевого элемента, который влияет сейчас на состояние мировой экономики. До этого ни в одном документе, даже в декларациях БРИКС, не упоминалась роль санкций и их влияние на ситуацию в экономике. Сейчас в балийской декларации признается, что есть разные мнения как в отношении конфликта на Украине, так и в отношении роли санкций.
Есть в декларации саммита G20 и осуждение, но не России. Осуждается война как таковая. Которая, безусловно, оказывает влияние на ситуацию в мировой экономике, усугубляя те тренды, которые существовали до этого и были вызваны, прежде всего, пандемией или, например, безответственной политикой по развитию энергетики в развитых странах. То есть мы не можем не замечать эту ситуацию, но не даем никаких оценок в отношении России. Просто признается факт, что эта ситуация влияет на развитие мировой экономики.
И дальше говорится о том, что «Группа двадцати»– совершенно не тот формат, который должен решать вопросы безопасности. Для этого существует Совбез ООН. Да, G20 не может не замечать влияния на мировую экономику определенных геополитических трений и конфликтов, но она не хочет и не будет этим заниматься. Ведь она создавалась как формат для решения проблем в мировой экономике, финансах, для ответа на глобальные социальные вызовы. А не для геополитики и вопросов безопасности, т. е. того, что блокировало нормальную работу в течение всего года.
– И все-таки были ли какие-то демонстративные действия западных стран, которые нарочито хотели показать, что игнорируют российскую делегацию?
– Никаких демаршей не было. Мне кажется, все страны были заинтересованы в том, чтобы добиться результата, по крайней мере, при подготовке саммита и согласовании декларации. Но я пережила нечто похожее в июле, когда была встреча шерп и представители ряда стран отказывались разговаривать и замечать нас, следуя своим инструкциям. При том что многие из этих людей знают меня годами. Это очень смешно выглядело.
Надо отдать должное Индонезии как председателю G20. Ее представители создали настолько комфортную обстановку путем колоссальных дипломатических усилий. Может быть, сыграли свою роль их культура и философия, но они заставили все западные страны вести диалог и разговаривать. И это очень способствовало тому, что нам удалось прийти к результату. Безусловно, очень ценна и поддержка дружественных стран, прежде всего наших стратегических партнеров Китая, Индии, которые содействовали поддержке российской позиции и отстаиванию наших общих интересов.
– А страны G7 более консолидированы в этом плане?
– «Группа семи», безусловно, более консолидирована. Они заранее собираются и принимают какие-то совместные решения вроде того, как попытаться кого-то не замечать. Но у них это не удается, и декларация еще раз, кстати, показывает, что больше их голос не доминирует в G20.
«Мы были на грани провала, с каждым новым вариантом текста»
– А какие проблемы были с упоминанием второй части зерновой сделки?
– Я бы сказала, это было самой сложной задачей. Очень долго многие страны отказывались признавать тот факт, что это пакетная сделка и там есть взаимосвязанные соглашения. Там лишь одна часть касается вывоза зерна с Украины, а другая касается содействия российскому экспорту зерна, удобрений и продовольствия. И ряд стран, сначала признавая в кулуарах, что существует эта часть сделки, сидя за общим столом, отказывались это делать.
– То есть были страны, которые противодействовали именно этому пункту? Как удалось договориться?
– Сначала надо было доказать, что нельзя говорить только о Черноморской зерновой инициативе, а есть еще и обязательная к исполнению российская часть соглашений. Только в последний момент удалось наконец это доказать, в том числе при поддержке ООН и Турции, которые начали также объяснять со своей стороны, что это важно. И то, что в декларации впервые в публичном документе отражена четкая зависимость двух соглашений друг от друга, т. е. «пакетность» сделки, правильные названия этих соглашений, – это, конечно, ключевая история. И более того, несмотря на то что шло давление со стороны Запада о необходимости продления или расширения сделки, в декларации четко зафиксировано, что решать все будут только сами ее стороны.
– Вы отмечали, что в коммюнике впервые появился термин санкций. Можем ли мы ожидать реальное переосмысление того, что санкции оказывают негативный эффект на всех? Можем ли ожидать, что снизится санкционное давление на Россию, да и на другие страны?
– Конечно, не нужно быть наивными и ожидать, что из-за решения G20 сейчас снимут какие-то санкционные ограничения. Роль многосторонней дипломатии в том, чтобы показать реальную картину. Значение балийской декларации в том, что впервые, по крайней мере ведущие экономики, в том числе недружественные нам страны, признали сам факт влияния санкций на мировую экономику. Этого раньше не было, и во всем винили специальную военную операцию России. То есть, во-первых, был признан этот факт, а во-вторых, было отражено, что многие страны придерживаются этого мнения, что санкции в отношении России усугубляют кризис на продовольственных рынках, в энергетике, тормозят дальнейшее развитие мировой экономики.
– Вы упомянули, как минимум, три очень спорных пункта, по которым удалось добиться сдвигов. А может быть, вы сможете вспомнить какую-то максимально драматичную ситуацию, когда в ходе этих переговоров все находилось в шаге от провала и кто-то, может быть, проявил политическую волю?
– Это касается ситуации о согласовании описания украинского сюжета. Ключевую роль в этом сыграло, прежде всего, решение России о необходимости договориться. И помощь, наверное, Индии, которая организовала взаимодействие с «Группой семи», после того как те в очередной раз отказались обсуждать формулировки.
Но на самом деле вся ситуация на саммите была критичная, понимаете? Мы были на грани провала каждую новую итерацию, с каждым новым вариантом текста. Мы с индонезийскими партнерами уже обсуждали варианты: а что делать, если не удастся выйти на совместную декларацию? Как фиксировать тогда результаты саммита, какой тогда план Б? Потому что решения по другим сферам действительно важны и у них должен быть сильный статус. Все было на грани срыва.
– Индонезийцы, наверное, очень не хотели, чтобы так получилось?
– Мне все-таки кажется, что всем странам нужно было договориться. Как признавались потом многие коллеги, в том числе западные, мы все выиграли от этой декларации больше, чем, может быть, уступили в чем-то.
– А вы не ощущали, что личное отношение и политическая позиция западных делегаций отличались? Может быть, они понимали всю сложность вашего положения как человека, который должен был отстаивать российскую позицию вопреки той же «Группе семи»?
– Я думаю, да. И то, что диалог все время продолжался, так или иначе позволяет сблизить позиции. Ведь чтобы договориться, нужно не пытаться пробить стену напролом. И даже не всегда помогает разбор стены по кирпичикам. Главное – нужно убедить тех, кто построил эту стену, начать ее разбирать. То есть это возможно, только если ты начинаешь думать в интересах фактически другой стороны. Что бы ты сделал, если бы был на его месте? Вот в какой-то момент на Бали, мне кажется, всем удалось начать договариваться именно с таких позиций. Без этого не было бы возможности достичь консенсуса по таким острым темам.
«Мы точно не вернемся к холодной войне»
– А были ли на саммите предложены какие-то интересные рецепты по преодолению кризисных явлений?
– Рецепт очевиден: необходимо сотрудничество. И кстати, в балийской декларации зафиксирован призыв к необходимости диалога производителей и потребителей энергоресурсов. Это предложение было выдвинуто Россией еще в 2021 г., о необходимости такого диалога всегда говорил президент Владимир Путин. Кроме того, сейчас зафиксировали, что необходимо более ответственно относиться к развитию зеленой энергетики, соблюдая определенный баланс для поддержания энергобезопасности.
– По климатической повестке были ли какие-то новые тенденции на этом саммите?
– Основой для обсуждения, конечно, были договоренности климатической конференции в Глазго 2021 г., в которой, в частности, были зафиксированы обязательства развитых стран по финансированию климатических усилий развивающихся государств. В текущем году, продолжая настаивать на амбициозных целях по снижению выбросов, развитые страны стали уходить от своих обязательств, заявляя, что речь идет вовсе не только о финансировании развивающихся государств. Вот это было очень интересно. Прослеживался четкий отход от решений Глазго. Мне кажется, что некоторое лицемерие развитых государств, безусловно, обижало многих партнеров из развивающихся стран и, конечно, показывало, что не так честны были изначальные намерения Запада.
1999
Работала в Федеральной энергетической комиссии.
2001
Работала в частных консалтинговых компаниях в качестве специалиста по проблемам реформирования естественных монополий.
2003
Руководитель проектов аналитического центра журнала «Эксперт».
2005
Сотрудник экспертного совета по подготовке и проведению председательства России в G8.
2007
Перешла на работу в экспертное управление администрации президента России.
2008
Также исполняла обязанности руководителя офиса российского шерпы в G8 и G20.
2013
Стала представителем президента (российским шерпой) в G20.
– Индонезийцы весь год отбивались от давления Запада и его призыва не приглашать на саммит российского президента. Не было ли у них, может быть, легкого разочарования, что в итоге Владимир Путин не приехал, а делегацию возглавил Сергей Лавров?
– Вы знаете, Индонезия была, во-первых, абсолютно готова к такому сценарию. Накануне саммита произошел разговор Владимира Владимировича Путина с президентом Индонезии Джоко Видодо. Насколько я понимаю, то, как они проговорили этот вопрос, полностью удовлетворило индонезийскую сторону. Очевидно, что были даны разъяснения, оказана поддержка и Индонезия была рада участию России на том уровне, на котором мы были представлены.
Более того, Сергей Викторович Лавров, безусловно, очень ярко проявил себя на саммите как в выступлениях, так и на полях, где у него произошло много двусторонних встреч. И мне кажется, что Индонезия добилась главного: благодаря России и Сергею Викторовичу Лаврову был достигнут результат, к которому они стремились, т. е. совместная декларация.
– Как думаете, повышенное внимание мировых рынков к встрече Джо Байдена и Си Цзиньпина не свидетельствует, что после преодоления, как мы все надеемся, нынешнего кризиса может возникнуть отнюдь не многополярный мир, а мы снова вернемся к холодной войне двух сверхдержав? Потому что все ждали встречи глав этих государств чуть ли не как лидеров двух мировых блоков.
– Мы точно не вернемся к холодной войне, и результаты саммита это подтверждают. Если бы, кстати, у нас не было совместной декларации, то это был бы очень сильный негативный сигнал для рынков. Это означало бы, что страны разобщены, никто не готов работать вместе, не будет никакого сотрудничества, не будет договоренностей. И это был бы самый, наверное, большой удар по состоянию экономики, который можно себе было бы вообразить.
А то, что всегда большое внимание приковано к встрече политических гигантов, – это логично. Если бы Владимир Владимирович Путин был на саммите, то я думаю, что все внимание было бы на нашей стороне.
– Можно ли сказать, что вы как представитель России верите до сих пор в стратегию win-win, когда все выигрывают? Речь идет только про мировую экономику, или, с вашей точки зрения, и в мировой политике такое возможно?
– Я лично считаю, что всегда нужно верить в возможность именно такой стратегии, когда побеждают все стороны. И если продолжать диалог, если продолжать взаимодействие, то всегда можно найти возможность изменить ситуацию к лучшему. Я в этом убеждена совершенно точно.
«Что произошло на Бали, должно оставаться на Бали»
– Вы уже около 15 лет представляете Россию в G20. В чем важность этой работы? И что для вас главный критерий успеха после каждого саммита? Вы себе ставите какие-то цели каждый год?
– Саммит – это уже кульминация работы, которая продолжается в течение всего года. Сначала обсуждаются идеи, подходы, потом решения прорабатываются на уровне экспертов, министерств, чтобы потом вынести все решения на уровень глав государств. Я наблюдаю эволюцию «двадцатки» с момента ее зарождения на уровне лидеров, т. е. с 2008 г., с первого саммита, сначала в роли сушерпы, а с конца 2013 г. уже в роли шерпы – представителя президента.
Я считаю, что G20 даже в 2022 г. является наиболее эффективной динамичной площадкой, которая позволяет принять по-настоящему действенные решения по таким глобальным вызовам, как, например, борьба с неравенством, устойчивое развитие, сохранение климата, регулирование и настройка финансовой системы, новые подходы к международному налогообложению с учетом цифровизации. Если страны не будут взаимодействовать и общаться по этим вопросам, то мы не сможем выйти на устойчивый рост в интересах всех и каждого, не сможем победить бедность, не сможем сохранить окружающую среду.
Пусть это, может быть, звучит достаточно наивно, но это то, ради чего, собственно, страны и собираются в формате G20 и пытаются договориться. Когда, несмотря на различные противоречия и интересы, ты способствуешь достижению общего результата – это очень важно. А затем успех на этой площадке транслируется и на другие переговорные форматы. Это, кстати, доказало принятие совместной декларации на саммите АТЭС, на которую удалось выйти тоже благодаря использованию языка «двадцатки» по ключевой проблеме.
– Получается, удалось фактически родить новый подход в этом отношении?
– Я считаю, что любое сотрудничество, любое взаимодействие и достигнутый вместе успех порождают волну дальнейших более позитивных преобразований. Поэтому не исключаю, что поддержка России со стороны других стран вследствие этой работы на G20 будет только усилена и это может оказать позитивное влияние как на двусторонние отношения, так и на мировое сообщество в целом.
– Но со стороны эти решения зачастую видятся абстракциями. Были ли примеры, когда благодаря нашей работе в G20 предпринимались какие-то практические шаги, в том числе выгодные для России?
– На саммите действительно присутствует внутренняя кухня, которую не всегда видно из-за этого птичьего языка декларации, которую, конечно, сложно читать нормальному человеку. Но это поэтому и называется внутренней кухней, что она остается внутри. Я все-таки уважаю партнеров и не буду все это раскрывать. То, что произошло на Бали, должно оставаться на Бали.
– А все-таки интересно, что же там такое произошло…
– Я считаю, что мы победили. Вот это произошло на Бали. Российская позиция нашла отражение, и более нет доминирования западной точки зрения.
Шерпа — Энциклопедия Нового Света
Шерпа-носильщик, несущий дрова в Гималаях, недалеко от Эвереста
Шерпа — этническая группа из самого гористого региона Непала, высоко в Гималаях. В Тибете шар означает Восток; pa — это суффикс, означающий «люди»: отсюда и слово шарпа или шерпа, означающее «люди с Востока». Термин «шерпа» (предпочтительное написание с первой буквы нижнего регистра) также используется для обозначения местных жителей, обычно мужчин, работающих в качестве носильщиков или проводников в альпинистских экспедициях в Гималаях. Они высоко ценятся как специалисты по альпинизму и местности, а также как обладающие хорошей физической выносливостью и устойчивостью к высокогорным условиям. Однако шерпа не обязательно является членом этнической группы шерпа.
Содержание
- 1 История
- 2 Культура
- 2.1 Религия
- 2.2 Йети
- 3 Современная жизнь
- 3.1 Альпинизм
- 3.2 Выпас яков
- 4 известных шерпа
- 5 Примечания
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
Шерпы мигрировали из восточного Тибета в Непал в течение последних 500 лет. Преимущественно буддисты, эти люди установили необычайно тесные отношения с англичанами благодаря альпинистским экспедициям, начавшимся в XIX в.20-х, который распространился на большинство жителей Запада. Это помогло сформировать множество организаций, помогающих шерпам в экологическом, экономическом, культурном и многих других отношениях. Шерпам удалось сохранить свою культуру и извлечь выгоду из западных и технологических достижений, что привело к взаимной выгоде и процветанию.
История
Отдельные этнические группы Непала;
Бхотия, Шерпа, Такали
Гурунг
Киранти, Рай, Лимбу
Невари
Пахари
Таманг
Шерпа изначально прибыли из восточного Тибета, пересекли перевал Нангпа Ла на высоте 5 900 м 19 200 футов. Они поселились в районе Кумбу, известном как ворота к горе Эверест на юге. Традиционно это торговцы, ведущие знаменитую трансгималайскую торговлю между Непалом и Тибетом. Они привозят с юга зерно, хлопчатобумажную одежду, утюги, бумагу, а затем обменивают их на соль, шерсть, овец и тибетские артефакты в Тибете. Они также ведут кочевой образ жизни, пасут яков, а некоторые возделывают высокогорные поля картофеля, ячменя, пшеницы и гречихи.
Веками шерпы осторожно обходили горы, а не пересекали их, так как считали, что это резиденция богов и богинь и подниматься на них было бы кощунством. Гора Эверест на тибетском языке известна как Джомолунгма или Джомолунгма, что означает «богиня-мать». Вероятно, взаимное уважение, сложившееся между горцами, помогло им развить это умение и до сих пор чтить своих богов.
Большинство шерпов проживает в восточных районах Непала Солу, Кхумбу или Фарак. Однако некоторые живут дальше на запад в долине Ролвалинг и в районе Хеламбу к северу от Катманду. Пангбоче — старейшая деревня шерпов в Непале, построенная, по оценкам, более 300 лет назад. Некоторые живут недалеко от Намче Базара. Джирелы, коренные жители Иржи, этнически связаны с шерпами. Говорят, что джирелы являются потомками матери-шерпа и отца сунувара (другая этническая группа восточной части Непала). В Индии шерпы также населяют города Дарджилинг и Калимпонг и индийский штат Сикким. Перепись населения Непала 2001 года зафиксировала 154 622 шерпа в этой стране, из которых 92,83 процента были буддистами, 6,26 процента — индуистами, 0,63 процента — христианами и 0,20 процента — бонами.
Культура
Шерпы говорят на своем собственном языке шерпов, который является диалектом тибетского языка со словами, заимствованными из непальского, неварского и тамангского языков. Традиционно (хотя и не строго соблюдаемые) имена шерпов часто отражают день недели, в который они родились:
Нгима (Нг’ — фонема / ŋ /.) — воскресенье
Дава — понедельник
Mingma —DAYDAY
LHAKPA — среда
PHURBA — THURSDATY
PASANG — ПЕРЕДИН
PEMBA — СПАТИЧЕСКИЙ
Sherpa Общество накапливается в зависимости от ESCOG. Иерархическая структура общества, характерная для индуистских каст Непала, совершенно чужда шерпам. Согласно традиционной системе кипат , в соответствии с которой клан обладал исключительными правами общины на большое определенное поселение и территорию возделывания, вся территория шерпа была их клановой землей. Только члены определенного клана могли владеть землей или истребовать необработанные земли в пределах юрисдикции кипатов, включая ручьи и леса. Родовые земли были экспроприированы с отменой кипатской системы в 19 г.49. [1]
До прихода западного влияния шерпы почитали Гималаи как место обитания богов и богинь. На протяжении веков сама мысль о восхождении на них считалась кощунством против сверхъестественных существ. Гора Эверест считалась местом обитания Мийо Лунгсунгамы, богини людей и процветания. Когда шведы, немцы и британцы впервые прибыли на гору Эверест, соблазн восхождений на горы ради славы и денежной выгоды стал очень привлекательным для шерпов, и они были высоко оценены и должным образом вознаграждены за пробный камень высотных достижений. Это был радикальный сдвиг в традиционной культуре, поскольку шерпы всегда сохраняли роль торговцев и фермеров, делая упор на свои мирные религиозные обряды. Роль предков остается очень важной для этих горцев, но альпинистская индустрия с сопутствующим туризмом стала основным продуктом их экономики.
Религия
Культура шерпов сильно отличается от других 50 этнических групп Непала, включая индуистов, мусульман и буддистов. На большей части территории Непала индуистские и буддийские доктрины часто сливались в единую идеологию, тогда как шерпы адаптировали свои верования из ряда различных школ мысли, включая тибетский анимизм. Буддисты-шерпы учат духовному взаимопониманию между всеми существами, что характерно для анимистических религий. Это также объясняет гостеприимство и открытое принятие жителей Запада как естественный аспект культуры шерпов. Несмотря на то, что они пацифисты, шерпы Тибета также известны как одни из самых свирепых воинов. Божество-хранитель шерпа названо Кхумбу, , что буквально переводится как «Бог страны Кхумбу».
Буддизм, вероятно, был принесён в регион Кхумбу в конце семнадцатого века ламой Санге Дорджи из монастыря Ронгбук секты Ньингпа в Тибете. Согласно легенде, он пролетел над Гималаями и приземлился на скале в Пангбоче и Тьянгбоче, оставив на камне свои следы. Считается, что он был ответственен за основание первых гомп (монастырей) в районе Кхумбу, в Пангбоче и Тами. Гомпы в Тьянгбоче и Намче-Базаре были созданы позднее. Каждый год во время полнолуния в ноябре-декабре проводится фестиваль с масками, костюмами и ритуальными танцами, чтобы отпраздновать победу буддизма над боном, древней анимистической религией Тибета.
Шерпы жадно переваривают любые сказки и истории, а их устные предания передаются из поколения в поколение. Возможно, это качество помогло укрепить хорошие отношения с жителями Запада. Известная история шведских миссионеров иллюстрирует отношение шерпов. Миссионеры путешествовали в Тибет, когда он открывался на запад, и тибетцы открыто принимали рассказы из Библии, слушая их с напряженным интеллектом, задавая вопросы и споря между собой. Хотя они и не были обращены, когда позже тибетцев спросили об их первой встрече с христианскими миссионерами, они ответили, что миссионеры были замечательными рассказчиками.
Йети
Шерпы твердо верят в Йети, крупное волосатое существо, похожее на человека, которое является предметом большого восхищения и догадок. Йети фигурирует во многих народных сказках и картинах. Многие альпинисты сообщали о странных наблюдениях и звуках, которые кажутся необъяснимыми, за исключением существа, похожего на йети. В 1974 году на девушку-шерпа предположительно напал йети, когда она пасла своего яка. У нескольких яков были сломаны шеи, и она сказала, что йети взял их за рога и скрутил им шеи. [2] Хотя их существование еще предстоит доказать, истории о йети наверняка останутся и будут интересны.
Современная жизнь
Альпинизм
Шерпы имели неизмеримое значение для первых исследователей Гималаев, служа проводниками и носильщиками на экстремальных высотах пиков и перевалов в регионе. Сегодня этот термин небрежно используется для обозначения почти любого гида или носильщика, нанятого для альпинистских экспедиций в Гималаях. Тем не менее, в Непале шерпы настаивают на том, чтобы проводить различие между собой и обычными носильщиками, поскольку они часто выполняют роль проводников и пользуются более высокой оплатой и уважением со стороны общества.
Шерпы известны в международном альпинистском сообществе своей честностью, выносливостью, опытом, самоотверженностью и опытом работы на больших высотах. Многие предполагают, что часть способностей шерпов к восхождению может быть связана с генетически большей емкостью легких, что позволяет гораздо лучше работать на больших высотах. Также было высказано предположение, что одна из причин, по которой их широко использовали в качестве носильщиков, заключается в том, что у них было меньше диетических запретов, чем у большинства жителей региона, и они были готовы есть все, что им давали в экспедициях.
Различные местные культурные традиции создали очень тесные отношения с жителями Запада и западной мыслью. Они славятся своим гостеприимством. Во время первой экспедиции на Эверест в 1921 году английские альпинисты были очень впечатлены мастерством и выносливостью местных шерпов, а близость между жителями Запада и цивилизацией шерпов переросла в тесное взаимопонимание между совершенно разными культурами. Взаимную дружбу, например, можно увидеть в адаптации ботинок в техасском стиле и ковбойских шляп, которые шерпы интегрировали в свою местную одежду в качестве замены традиционной одежды шерпов. В то же время буддийские молитвенные флаги украшают западные лагеря.
Непальский шерпа и его стая.
Хотя многие шерпы погибли, почти каждый знает кого-то, кто погиб в горах, и около трети погибших в экспедициях являются шерпами, западное влияние альпинизма в целом принесло пользу всему региону. Это влияние настолько распространено, что сегодня западные закуски легче достать в Кумбу, чем традиционную еду шерпов. Очень хорошие отношения между шерпами и альпинистами стимулировали множество полезных проектов. Непал получает много видов иностранной помощи из различных источников, таких как проекты электрификации из Австрии для медицинских клиник из Англии. Есть также многочисленные фонды частного сектора, которые помогают окружающей среде, а также помогают шерпам сохранять свою культурную самобытность. Это один из случаев, когда коренные народы действительно налаживают полезные отношения с развитыми странами.
Шерпы вносят существенный вклад в благорасположение Непала, а также в экономический рост и стабильность своей страны.
Пастбище яков
Як — самое полезное животное для шерпа. Они процветают на большой высоте и не могут жить ниже 10 000 футов. Высота также держит их подальше от других животных, которые могут заразить их болезнями, от которых они необычайно уязвимы. Их легкие большие, чтобы поглощать кислород из разреженного горного воздуха. Они весят до 1200 фунтов. и перевозить до 220 фунтов нагрузки. У них очень густой мех, который делает их невосприимчивыми к холоду, поскольку они уверенно ходят по узким горным перевалам. Они также помогают вспахивать поля, дают мясо, молоко, масло, шерсть для одежды и навоз для топлива. Волосы идут на изготовление веревок, мешков, одеял и палаток. Даже их рога становятся украшением дома. Кровь живого яка считается хорошим лекарством и может стоить около одного доллара за стакан. Они скрещивают яков с крупным рогатым скотом, чтобы получить породу, называемую Дзо для самца и Дсомо для самки, которая более приспособлена для жизни на более низких высотах.
Известные шерпы
Статуя Тенцинга Норгея
Самый известный шерп — Тенцинг Норгей, который впервые поднялся на Эверест с Эдмундом Хиллари в 1953 году. Тенцинг и Хиллари были первыми людьми, которые окончательно ступили на вершину горы Эверест, но журналисты настойчиво повторяли вопрос, кто из двоих имеет право на славу первого, а кто всего лишь второй, ведомый. Тенцинг подчеркнул единство таких команд и их достижений. Он отмахнулся от обвинений в том, что его когда-либо кто-то тянул, но сообщил, что Хиллари была первой, кто ступил на вершину. Он заключил: «Если стыдно быть вторым человеком на Эвересте, то мне придется жить с этим позором». [3]
Два шерпа, Пемба Дорджи и Лхакпа Гелу, недавно соревновались, кто быстрее поднимется на Эверест из базового лагеря. 23 мая 2003 года Доржи поднялся на вершину за 12 часов 46 минут. Три дня спустя Гелу побил свой рекорд на два часа, поднявшись на вершину за 10 часов 46 минут. 21 мая 2004 года Доржи снова улучшил рекорд более чем на два часа с общим временем 8 часов 10 минут. [4]
16 мая 2007 года Аппа Шерпа в 17-й раз успешно поднялся на Эверест, побив свой собственный рекорд по количеству успешных восхождений. [5]
Пожалуй, самая известная непальская альпинистка, двукратная восходительница на Эверест Шерпа Пемба Дома погибла после падения с Лхоцзе 22 мая 2007 года. Сайт шерпов Непала www.sherwa.de . Проверено 10 декабря 2007 г.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Норгей, Тенцинг и Джеймс Рэмси Ульман. [1955] 2007. Человек с Эвереста (также опубликовано как Снежный тигр ) Gibson Square Books Ltd. ISBN 978-1
3312
- Ортнер, Шерри Б. 2001. Жизнь и смерть на горе Эверест: шерпы и гималайский альпинизм. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691074481
- Шерпа, Лхакпа Дома, Чхири Тенди Шерпа (Салака) и Карл-Хайнц Кремер (Цак). Беседа с шерпами и основные слова. Катманду, Непал: Ratna Books, 2006 ISBN: 9993358029
- Тинзинг, Джуди, 2003. Тинзинг и шерпы Эвереста. Электронные книги Харпер Коллинз. ASIN B000FC143A
Внешние ссылки
Все ссылки получены 27 января 2023 г.
- Веб-сайт шерпов Непала www.sherwa.de .
- News: Шерпа побила рекорд на Эвересте BBC News .
Кредиты
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили Википедию статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Sherpa_people history
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Sherpa»
Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Шерпа, профессиональный гид по Эвересту на границе Непала и Тибета
Шерпа — этническая группа, принадлежащая к горным районам Тибета , Непала , Бутан , а также Индия . Это народы Гималаев. Шерпа — это тибетский термин, обозначающий восточных людей (шер = восток и па = люди). Использование слова шерпа в качестве фамилии является результатом ошибки переписчиков, которые не знали, что у этих людей нет никакой фамилии и они используют только одно имя. Таким образом, слово шерпа в качестве фамилии было принято невольно, хотя в культуре шерпов нет обычая использовать фамилии.
Люди шерпа
История шерпов и условия их жизни
С древних времен шерпы перемещались из одного места в другое в пределах различных регионов Гималаев и выживали как альпийские торговцы. Первоначально они были кочевой общиной, которая постепенно поселилась в непальском районе под названием Кхумбу или Солукхумбу . Впоследствии они рассеялись по разным местам четырьмя группами, образовав четыре клана шерпов, а именно Тимми , Чава , 9.0256 Миньягпа и Сертва . И эти четыре группы шерпов постепенно разделились на более чем 20 различных родственников, которые существуют в настоящее время.
Условия жизни шерпов
Генетические данные показывают, что большая часть шерпов происходила из тибето-бирманского происхождения и имеет очень сильное генетическое родство с тибетцами. Они также имеют наследственную связь с непальцами, а именно Рай , Таманг и Магары человек. Но они показывают очень скромные доказательства их связи с любыми другими непальскими кланами, так сказать. Недавнее исследование шерпов выявило значительную генетическую связь с Индийским субконтинентом у большого числа шерпов, живущих в Тибете. Однако последующее исследование, проведенное в 2017 году, отвергло эту доктрину.
Шерпы считаются опытными альпинистами, а также хорошо осведомленными о местности. Следовательно, они чрезвычайно ценны для исследователей холмистой местности Гималаев. На самом деле они незаменимые проводники для тех, кто отваживается взойти на Эверест . И именно поэтому термин «шерпа» часто используется этими иностранными исследователями для обозначения любого гида, назначенного для помощи в альпинистских экспедициях, особенно в Гималаях, независимо от их этнической принадлежности.
Шерпы считаются хорошими альпинистами.
Многие шерпы зарабатывают себе на жизнь, помогая бесчисленным исследователям Гималаев в альпинизме. Они исключительно опытны и эффективны в том, что касается лазания по горам, и считается, что эта особая способность является результатом генетической адаптации к их постоянному проживанию на больших высотах .
Шерпы, как правило, менее образованы и часто ведут нестандартный образ жизни. Их общество заражено алкоголизмом, азартными играми и другими сопутствующими проблемами. Однако состояние значительно улучшилось по сравнению с тем, что было раньше, по-прежнему ощущается значительная нехватка образовательной инфраструктуры и социальной осведомленности среди масс.
>> Присоединяйтесь к тибетскому базовому лагерю Эвереста. Туры, чтобы оценить мировую вершину. На самом деле это смесь лхасского и восточно-тибетского языков. Однако он сильно отличается от лхасского тибетского языка и, следовательно, непонятен лхасцам.
Йети
Самый выдающийся элемент фольклора шерпов должен быть Йети , который, согласно легендам, является чудовищным снежным человеком. Это обезьяноподобное существо значительно выше обычных человеческих фигур и обитает в гималайском регионе Тибета. Согласно тем же легендам, эти существа встречались в больших количествах в прошлые годы и использовались, чтобы терроризировать местность своими внезапными нападениями на людей. Но научное сообщество отвергает существование этой сущности даже в любое время из-за отсутствия каких-либо убедительных доказательств. Однако Йети был популярным персонажем в нескольких фильмах, комиксах и играх, выпущенных в разное время.
Шерпы в основном исповедуют религию Ньингмапа , которая считается древнейшей формой тибетского буддизма. В дополнение к буддизму сообщество шерпов верит в ряд божеств, а также демонов, которые, согласно их вере, обитают в каждой пещере, горе и лесу. И поэтому они считают несколько гималайских гор в высшей степени священными . Например, они поклоняются горе Эверест как Джомолунгме, что означает мать мира, и горе Макалу как Господу Шиве. Они также верят в секретные долины и скрытые сокровища.
Шерпы обычно совершают буддийский ритуал в храме перед экспедицией на Эверест, молясь за свою безопасность.
Повседневные религиозные дела шерпов руководят в основном буддийскими духовными лидерами, называемыми ламами, которые обычно соблюдают целибат . Как правило, это очень уважаемые люди в сообществе шерпов. Кроме того, Миндунг (предсказатели) и Ихава (шаманы) имеют дело с более темной стороной мира, такой как духи и другие сверхъестественные элементы. Небольшое количество шерпов также исповедует католицизм и индуизм.
Обычаи и одежда, кухня и образ жизни шерпа
Шерпы имеют свои социальные обычаи и традиции. Когда человек женится и заводит детей, он должен построить новый отдельный дом , так как существующий дом не может вместить больше членов. И почти по обычаю соседи всячески помогают человеку построить новый дом. Помимо оказания ручной помощи, они также обеспечивают новую семью необходимой едой и питьем на этом этапе.
Свадебная церемония шерпов
Что касается одежды шерпов, мужчины надевают мантии с длинными рукавами, называемые kitycow , которые немного ниже колена. Шерпы часто завязывают чуббу на талии , которая представляет собой своего рода сумку для переноски мелких предметов. Традиционно изготавливается из грубой домотканой шерсти. Брюки, которые носят мужчины, называются канам , а верхняя куртка — тетунг . Женщины, как правило, носят длинные платья с длинными рукавами из тонгкок , более толстая шерсть. Платье без рукавов, известное как анги , надевается поверх раатука или блузки во время червей. И носят их в сочетании с хорошо декорированными красочными фартуками. Однако готовые западные платья постепенно все больше вытесняют традиционную одежду шерпов.
Sherpa Cuisine
В продуктах питания шерпов преобладают продукты, содержащие крахмал , а картофель занимает видное место в их таблице продуктов питания. Несколько раз в день пьют тибетский чай с добавлением масла и соли. Некоторые распространенные продукты питания, которые употребляются почти регулярно: Сен (тесто из разных зерен), Шакпа (тушеное мясо с картофелем и другими овощами) и цампа (обжаренная мука). Популярным напитком среди шерпов является Chang , пиво, приготовленное из проса, кукурузы и других зерен.
Дом шерпа
Дома шерпа обычно строятся таким образом, чтобы внутри были поля. Также отведено место для божеств, чтобы при необходимости можно было наблюдать за духовными церемониями. Также есть достаточно места для животных. Стены домов в основном каменные, а покатая крыша – из натуральных материалов. Однако состоятельные семьи часто используют для кровли импортные материалы, такие как сталь. В случае переезда дома обычно передаются членам семьи, а не продаются.
По какому случаю (фестивалю или месту) туристы могут знакомиться с культурой и обычаями шерпов
Шерпы отмечают ряд фестивалей и общественных мероприятий, таких как Думдже , Мани Римду , Лосар , Ньюнгне и другие .
Думье наблюдается в июне для поддержания благосостояния, процветания, крепкого здоровья и общего благополучия сообщества шерпов. Это продолжается в течение недели, в течение которой шерпы регулярно посещают монастыри и клянутся богами за все эти вещи.
Лосар отмечается пышно с танцами.
Лосар — праздник, посвященный началу года по тибетскому календарю. Он приходится на последнюю неделю февраля. Его празднуют помпезно с танцами, пением и выпивкой, как мы это делаем на праздновании Нового года.
Мани Римду — красочный фестиваль, который отмечается четыре раза в году. Он отмечается в монастырях Тенгбоче и Тани в Кхумбу первые два раза и в монастырях Таксиндху и Чивонг в Солу-кхумбу еще два раза. Монахи, одетые в красочные костюмы и маски, изображают из себя богов и дьяволов и исполняют духовные танцы, чтобы отпугнуть злые силы.
Монахи, одетые в красочные костюмы и маски.
В то время как выпивка является неотъемлемой частью фестиваля шерпов, Нюнгне является единственным исключением из этого правила. Во время этого праздника, который продолжается три дня, люди воздерживаются от выпивки и веселья . Некоторые также идут на полное голодание . Причина этого в том, что шерпы считают эти дни временем самоистязания за все проступки, совершенные в течение года. В эти дни они регулярно посещают гомпу и читают священные гимны вместе с ламами.
Если вы посетите Тибет во время любого из вышеупомянутых фестивалей, у вас будет хорошая возможность получить непосредственный опыт того, как на самом деле выглядят и ощущаются эти фестивали.
>> Присоединяйтесь к веселым турам Тибетского фестиваля
Где вы можете встретить шерпов во время тура по Тибету
Изначально шерпы жили в Тибете сотни лет назад. Но впоследствии они постепенно перебрались в Непал. Однако и сегодня в Тибете постоянно проживает много шерпов. Некоторыми частями Тибета, в которых шерпы живут в большом количестве, являются Чжанму, Тингри и Динге. Включите эти места в свой тур по Тибету, если вы хотите познакомиться с шерпами и узнать их жизнь с близкого расстояния.