Беляны – речные гиганты | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
За последние сто лет изменилось очень многое. Из нашего лексикона ушло много слов, правда, и появилось ещё больше.
На что похоже больше?Вряд ли кто сегодня сможет, не заглядывая в гаджет, ответить на вопрос, что такое беляны. А ведь это уникальные русские речные суда. Даже сегодня по размерам они могут поспорить с океанскими кораблями. Имеются данные, что некоторые суда достигали 120 метров в длину и имели высоту бортов до 6 метров!
В нашей стране всегда находились умельцы, которые были впереди планеты всей. Достаточно вспомнить первый винтовой лифт, первый полярный ледокол, парашют, проект первой ракеты и ещё множество предметов, которыми наши соотечественники смогли отметиться в истории. Вот к таким уникальным изобретения мы с полным успехом можем отнести и беляны.
Беляна на Волге
Правда, кораблём это сооружение можно было назвать с большой натяжкой. На самом деле это скорее плот. Правда, сделанный русскими мастерами по всем канонам судового дела. Главной речной дорогой у белян были русла Камы и Волги. Конечный путь этих гигантов пролегал в Каспийское море. Дальше Астрахани они не плавали. Там беляну разбирали до брёвнышка и продавали. Жизни белянам отпускалось всего в один сезон навигации. В особо активные годы вниз по Волге величественно проплывало до 150 таких замечательных кораблей.
Как строили?А начиналось сооружение белян ещё зимой. Бригады рубщиков уходили в тайгу на три-четыре месяца, где жили в зимницах (маленьких избушках) и заготавливали лес. Всё, что нарубили, сволакивали к сплавным речкам, и в половодье, связав плоты, гнали их к реке Ветлуге, где и начинали собирать беляны. На Ветлуге их строили на трёх верфях, самая известная из них Баковская.
Беляны строились из стволов, очищенных от коры. Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых брёвен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны.
Сооружения получались белыми, и название потому получили – беляны. Сначала из брёвен укладывали барку, а потом внутрь укладывали штабелями оставшийся лес. Штабеля укладывались со многими пролётами, чтобы было легко добраться к днищу в случае течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Сами корабелы говорили: «Разберёшь беляну одними руками, не соберёшь беляны всеми городами». Как только лес начинал возвышаться над бортами, их наращивали. И так несколько раз. Палуба настилалась тёсом, на ней ставились избушки-«казёнки», в которых и обитала команда. Будка лоцмана украшалась резьбой и флагами.
Бурлакам на прокормТак и спускалась беляна вниз по течению, белая и нарядная. Грузоподъемность таких судов впечатляла. Не самые большие беляны вмещали по 100-150 тысяч пудов, а вот грузоподъемность гигантов достигала 800 тысяч пудов (пуд, напомним, – 16,38 кг).
Расцвет белян приходится на середину XIX века, а именно – на начало массового прихода на реки пароходов. Первое время пароходы ходили исключительно на дровах, можно было представить, сколько дров надо было завезти в города на нижней Волге, где преобладали степные просторы, то есть с лесом было напряжённо. А вот позже, с переходом пароходов на нефть, спрос на дерево немного упал.
К.И. Горбатов. Беляны
В Астрахани беляны попросту исчезали, всё уходило на продажу, вплоть до крепежа, канатов. Правда, небольшие беляны жили немного дольше. В Астрахани их загружали рыбой, и бригады бурлаков тянули их вверх по реке. Потом их также разбирали и продавали на дрова. Держать деревянную постройку, подверженную гниению, больше одного сезона было просто невыгодно.
У некоторых белян судьба была немного интереснее. Их за сезон собирали и разбирали дважды. Небольшие беляны там, где теперь находится Волго-Донской канал, разбирали и на конных повозках перевозили к Дону, там опять собирали, и заканчивали они своё плавание в низовьях уже этой реки.
Источник фото: https://livejournal.com
Беляны, самые уникальные речные суда на свете » BigPicture.ru
Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные даже по нынешним меркам суда. По некоторым данным, существовали беляны длиной до 120 метров. Высота борта могла достигать 6 метров.
Давайте узнаем, в чем же была их уникальность…
Давным-давно, еще до революции, каждую весну, как только Ветлуга вскрывалась ото льда, жители прибрежных деревень зачарованно провожали взглядом величественные белоснежные сооружения, медленно проходившие по реке. Величали их «белянами» — белые, значит. В отличие от плотов и сойм они грузились только обработанным, «белым» лесом — оттого считались более ценными и дорогими. Директор краеведческого музея Краснобаковского района Ирина Сергеевна Корина считает, что начало судостроительному промыслу было положено в XVII веке, когда после Стрелецкого бунта 1698 года на Ветлугу и ее приток Усту были сосланы семьи стрельцов, а также провинившихся корабельных мастеров.
А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере усыхания заменялись все большими и большими по размеру.
При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, и их надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров! Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля — лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот.
Он поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных. Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.Смотрите также:
Корабли и офицеры ВМФ Российской империи 1893 года,
Корабли-призраки,
Бурлаки в СССР: как появился бессовестный фейк сталинской эпохи
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Беляна: Гигантские деревянные лодки России
Беляна были одними из самых больших деревянных кораблей, когда-либо построенных. Тем не менее, они были предназначены только для одного путешествия.
Строились для перевозки огромного количества леса по Волге и Каме. Вместо того, чтобы просто сплавлять бревна по рекам, они были превращены в огромные корабли, и эти большие суда гребли или плыли вниз по реке. В пункте назначения судно было разобрано, а древесина продана. Между 16 и 19века ежегодно строились сотни белян и спускались по рекам.
Имея более пятой части мировых лесов, производство древесины является одной из старейших экономик страны. Зимой рубили дрова. Всю зиму лесорубы проводили в лесу, рубя деревья и подготавливая их к транспортировке. После весеннего паводка, когда реки пришли в норму, началось строительство белян. Брали все лето, заканчивая осенью. Сначала корпус был построен из еловых балок и сосновых досок. Плоское дно было из ели, а стены из сосны. На постройку бельяна средних размеров понадобилось около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Суда первоначально строились без единого гвоздя и только позже, в 19 в.20 века стали использовать железные гвозди. Осмоление не производилось, а бревна просто крепко связывались друг с другом. Отсутствие смолы придавало белянам белесый вид, от чего и произошло его название. Беляна означает «выцветшая» или «белая».
Нагрузка из бревен, брусьев и досок распределялась ровными рядами с широкими проемами между ними, чтобы обеспечить быстрый доступ к его днищу в случае пролома или иной аварии. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее сохнут, что предохраняет их от гниения. Как корпус и надстройка, так и палуба была сделана из груза, обычно из обрезных досок. Рядом с кормой были установлены две каюты, служившие балансиром и помещением для экипажа. Между их крышами был устроен высокий поперечный мостик с прорезанной посередине кабиной, где располагался пилот. Беляны богато украшались как государственными, так и конкретными купеческими флагами, на которых чаще всего изображались благословения святых или какие-либо соответствующие случаю символы.
Малые беляны имели осадку от 2,5 до 2,8 метров и могли перевозить до 1600 тонн. Средние беляны имели осадку около 3,5 м и могли перевозить 3200 тонн. Крупные из них имели длину до 120 м, ширину до 25 м и осадку до 5 м. Они могли перевозить 12 800 тонн древесины, что сравнимо с современным контейнеровозом.
Экипаж каждой беляны составлял от 15 до 35 матросов, а на более крупных — до 100. Большинство из них работало на насосах, откачивающих воду из корпуса, который имел тенденцию затапливаться во время пути.
Беляны не имели гребных винтов и двигались под действием течения реки. Огромный руль, размещенный в корме судна, позволял лоцману управлять беляной.
Проехав 2000-3000 км по Волге, беляна достигала места назначения, которым обычно были Саратов, Царицын (нынешний Волгоград) и Астрахань, где бревна и корпуса разбирали на дрова или отправляли на лесопилки для окончательная обработка. Каюты лодок продавались как готовые дома.
Расцвет белянов пришелся на середину 19 века, когда пароходы ходили на дровах, которые нужно было привозить в города Нижней Волги. До 500 пароходов на Волге нуждались в большом количестве дров для движения. После того, как корабли начали использовать нефть, спрос на древесину снизился. Кроме того, с развитием железнодорожной системы стоимость перевозки по железной дороге стала дешевле, чем по воде, и беляны устарели.
Беляна Забытые речные великаны
Беляна: Они были полностью построены из стволов деревьев и по сей день являются одними из самых больших деревянных кораблей, когда-либо построенных.
Тем не менее, эти гигантские парящие в воздухе штабеля дерева были предназначены для одноразового использования. Они использовались для одной поездки.
На долю России приходится пятая часть лесов земного шара, поэтому пиломатериалы веками были неотъемлемой частью экономики страны.
Лодки были огромными.Содержание
- Жилье
- 13 000 тонн
- Пароходы
- Без двигателей
И хотя экономическое благополучие других стран также зависит от лесного хозяйства — Канада является ярким примером — российский способ доставлять древесину из лесов в поселки и города когда-то был уникальным .
Лесорубы строили лодки, называемые белянами, из той самой древесины, которую перевозили, и когда она доходила до места назначения, суда разбирали.
Жилье
После этого бревна, балки и доски были добавлены на склад и проданы лесопилкам, которые производили конечный продукт. Затем измельченную древесину продавали и использовали для строительства жилья.
Типичный деревянный дом того времени. © It’s HistoriaЭто был необычный, но очень эффективный метод транспортировки пиломатериалов, который закончился только после того, как нефть стала основным топливом в стране. Но с 16 до начала 20 века Россия использовала беляны для перемещения древесины от ее источника к фабрикам и заводам, которые превращали ее в очищенные пиломатериалы.
Некоторые из них были массивными, способными буксировать многие тонны древесины по рекам, таким как Волга и Ветлуга. Каждое предприятие было гениальным.
Строительство беляны. Беляны строились в местах производства древесины в Верхневолжском и Прикамье.13 000 тонн
Сначала вырубали деревья, всегда в зимнее время. Весной реки вздулись от талого снега и дождя, поэтому только когда они вернулись к нормальному уровню, рабочие построили беляну.
Иногда эти корабли могли перевозить до 13 000 тонн древесины. В сочетании с сосной и елью, которые использовались для строительства беляны, каждая партия была значительно больше и ценнее, когда она прибыла, чем когда она была отправлена. Как только беляна пришвартовалась в прибрежном городе, лодку разобрали.
Одни из самых больших деревянных кораблей, когда-либо построенныхПароходы
Беляны были особенно полезны жителям крупных рек России. С 16 го века и до середины 20 века эти города зависели от поставок древесины, поэтому они могли отапливать свои дома и строить новые постройки.
Когда в 19 ом веке пароходы стали обычным явлением, они возили лес для этих городов, и постепенно беляны использовались все реже и реже.
Даже по современным стандартам судоходства, когда длинные грузовые суда часто встречаются на водных путях и торговых путях по всему миру, бельяны были огромными. Некоторые из них были длиной до 120 метров.
Строительство белян было изнурительной работой для тех, кто их строил в лесном хозяйстве, часто требовательные бригады месяцами отсутствовали вдали от своих семей.
Экипаж украсит свой «дом» флагами и транспарантами с названием своей компании.No Engines
Бельяны были действительно весьма гениальным изобретением. У них не было ни двигателей, ни даже парусов. Их просто пустили по течению реки и плыли вниз по течению, пока не достигли места назначения. Вплотную к корме были построены две каюты, которые служили помещениями экипажа и пилота.
Работа пилота заключалась в том, чтобы управлять рулем и уклоняться от многих опасностей реки размером и скоростью Волги. После пристыковки беляны были быстро разобраны. Каюты экипажа были проданы как готовые дома.
У Беляны могла быть команда от 15 до 35 человек. У самой большой команды было около 100 человек. Их основная задача состояла в том, чтобы управлять насосами, чтобы помочь удержать лодку на плаву.
В следующем году экипажи начали всю процедуру заново.
При строительстве не использовались электроинструменты.РЖД
Но прогресс обречен на белянас. С появлением железной дороги на территории тогдашнего Советского Союза пиломатериалы стали более экономично доставляться поездом.