День крещения Руси Сегодня | ЦОК ВКС
28 июля Россия отмечает праздник – День крещения Руси. В качестве памятной даты этот день был установлен Федеральным законом “О внесении изменения в статью 11 Федерального закона “О днях воинской славы и памятных датах России” 1 июня 2010 года.
В православном церковном календаре дата 28 июля (по старому стилю – 15 июля) – день памяти великого равноапостольного князя Владимира (ок. 960-1015), крестителя Руси.
В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника.
Крещение Руси связано с именем киевского князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь – святым равноапостольным, а народ –Владимиром Красное Солнышко.
Он правил Русским государством 37 лет (с 978 года), из них 28 прожил крещеным.
Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и “вещей девы” Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править он начал в Новгородской земле. В это время князь был убежденным язычником. Владимир сумел объединить под своей властью Киев, Новгород и Полоцк и к 980 году стал единоличным правителем Руси.
Во второй половине 980-х годов стал делать первые шаги к принятию крещения.
Летопись “Сказание об испытании или выборе вер” повествует, что Владимир направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали об их религиозных обычаях. Они побывали в мусульманской мечети у болгар, у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе). Согласно “Повести временных лет”, в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси “по закону греческому”. В 988 году, после того как киевский князь отбил у византийцев Корсунь (Херсонес – Херсонесское городище на территории современного Севастополя), на мирных переговорах с императорами Василием II и Константином VIII Владимир предложил вернуть город, если они отдадут ему в жены свою сестру Анну, а те поставили ему условие – креститься. Владимир согласился. Крещение было совершено в церкви святого Василия на корсунской торговой площади. С князем крестилась и его дружина. За крещением был совершен брак с Анной. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора. Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: “Ныне познал я Бога истинного!”. После женитьбы Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.
Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен. Идолы были изрублены в щепки и сожжены.
После князь велел собрать всех жителей Киева на берегу Днепра: “Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг”.
Там, при впадении речки Почайны в Днепр, над зашедшими в воду киевлянами греческие и корсунские священники совершили обряд крещения. Это важнейшее событие в жизни Руси совершилось в 988 году.
Вскоре в Киев прибыл посвященный святым патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, мощами и другими святынями.
Вслед за Киевом христианство стало приходить в другие города Киевской Руси: Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Луцк. В целом Крещение Руси продолжалось немногим более столетия. Ростов был крещен в конце XI века, в Муроме сопротивление язычников продолжалось до XII века. Дольше всех славянских племен оставались язычниками вятичи. Их просветителем в начале ХII веке был преподобный Кукша – Печерский инок, принявший в тех местах мученическую смерть.
Принятие новой, единой веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.
Впервые празднование Дня крещения Руси на государственном уровне прошло в 1888 году, когда со времени принятия христианства отмечалось 900 лет.
В СССР в 1988 году прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси. Юбилейные мероприятия прошли в Москве, Петербурге, Великом Новгороде, Киеве и других городах.
В последние годы в День крещения Руси во всех храмах Русской православной церкви по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла в полдень совершается праздничный колокольный звон. В 2012 году впервые волна единовременного звона-благовеста “Слава Тебе, Боже!” объединила православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана.
В Москве стало традицией совершать крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме, а возле него – торжественный молебен святому.
В 2021 году традиционный крестный ход в столице не состоялся из-за пандемии коронавируса. Патриарх Кирилл отслужил Божественную литургию в Александро-Невском скиту возле Переделкина.
28 июля 2022 года на Боровицкой площади в Москве состоится торжественное Патриаршее молебное пение. После него для верующих будет организован доступ к мощам святого князя Владимира, ковчег с частицей который будет изнесен крестным ходом из Кремля на Боровицкую площадь.
Материал подготовлен на основе материалов РИА Новости и открытых источников
Как православные астраханцы отметили День Крещения Руси
Главная
Новости
Как православные астраханцы отметили День Крещения Руси
28.07.2022 16:44
Поделиться в
С самого утра зазвонили все колокола на звонницах в храмах Астраханской области − так православные отметили важное событие. С именем князя Владимира связано Крещение Руси, которое определило традиции, язык и даже геополитическое положение нашей страны. В соборе святого князя Владимира на божественной литургии побывал наш корреспондент.К иконе крестителя Руси, богато вышитой бисером и с вазами из нежных цветов по бокам, верующие подходили один за другим. День памяти князя Владимира православные считают одним из самых значимых праздников на Руси. Историки называют его Великим, церковь − святым равноапостольным, народ любовно нарёк Владимиром Красное Солнышко. Летом 988 года князь Владимир провозгласил христианство официальной религией. Крещение Руси − эпохальное событие в истории страны, которое на много веков определило вектор её развития.
«Благодаря этому дню мы знаем ту великую Россию-матушку, величие которой невозможно переоценить, то духовно-культурное наследие. Почему называют “Святая Русь”, потому что образцом жизни было святое православие. Мы сейчас не случайно строим возле крещенской купели, где крестятся и ныне люди», − говорит настоятель собора святого равноапостольного князя Владимира протоиерей Александр Успенский.
«Мой святой. Обращение к нему в молитве мне во многом по жизни помогает, и это чувствуется. Он как ходатаец, что ли, перед богом», − делится прихожанин Василий Кабаков.Одна из визитных карточек Астрахани. Собор построен в псевдовизантийском стиле, фасад отделан резьбой и лепниной. Он выглядит лёгким и изящным, несмотря на большие размеры. Многие жители области знают о трагических страницах истории этой православной святыни. Один из красивейших соборов Нижнего Поволжья в годы советской власти был разграблен, закрыт и приспособлен под автовокзал.
«Когда я была маленькой девочкой, снимали крест. Вы знаете, этот крест так медленно падал. И весь Эллинг, весь народ сбежался. Верующих много тогда было. И вы знаете, какой был вопль, как люди плакали», − вспоминает прихожанка Екатерина Козловских.Более 20 лет назад здание передали верующим. А недавно храм Святого равноапостольного князя Владимира в Астрахани вошёл в дополнительный список объектов культурного наследия Русской православной церкви и получил финансирование из федерального бюджета. Поэтому в верхнем храме сейчас идёт ремонт.
«В этом храме ведётся большая просветительская, духовная деятельность, а также реализуются огромные социальные проекты, работает воскресная школа, куда приходят со всего района детки. Мы помогаем людям, выдаём гуманитарную помощь», − отметила руководитель проекта «Твори Благо» Анна Авдеева.
«Проезжал мимо и зашёл успокоить нервы, поставить свечку, помолиться. Настроение улучшилось. Этот храм мне нравится и архитектурой, и убранством», − сказал прихожанин Валентин Косарев.Перед храмом стоит памятник князю Владимиру. Величественный монумент почти 11 метров в высоту – подарок стратегического партнёра Астраханской области, Азербайджана. Правая рука крестителя Руси в княжеских одеждах и шапке Мономаха поднялась в благословляющем жесте, в левой − монументальный крест, как символ Крещения Руси.
Подписывайтесь на нас в сервисах «Новости» и «Дзен», а также в Telegram и в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» чтобы оставаться в курсе новостей региона.
Патриаршее и Синодальное Послание Русской Православной Церкви к 1030-летию Крещения Руси по случаю 1030-летия Крещения Руси.
Настоящий документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года.
Благословен Господь Иисус Христос,
возлюбивший свой новый народ, землю Русскую,
и просветил их Святым Крещением.
(Русская Первая Летопись)
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Вся полнота нашей Церкви ныне чтит Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад трудами этого человека, избранного Бог и сильный духом. Благодатным действием Святого Духа князь обратился от языческих заблуждений, уверовал во единого Сына Божия Иисуса Христа и, приняв святое Крещение вместе со свитой, принес на Русь спасительный свет Евангелия.
Почему мы называем Крещение Руси поворотным моментом в истории наших народов? Потому что оно навсегда изменило облик всей славянской цивилизации и предопределило последующий путь ее развития. Это было поистине решительное обращение от тьмы к свету, от хождения во тьме ложных идей и представлений к обретению богооткровенной истины и спасения.
Человеколюбивый и щедрый Господь даровал нам ни с чем не сравнимую милость и великое счастье: возможность принадлежать Православной Церкви, составить единое Тело Христово и причаститься неисчерпаемому источнику воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Итак, мы уже не пришельцы и не пришельцы, но сограждане святым и Богу их, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, и имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:19).-20).
Мы очень мало знаем о жизни Руси до ее Крещения. Дошедшие до нас исторические свидетельства сохранили довольно противоречивые образы наших предков как людей жестоких и коварных, с одной стороны, и доблестных и великодушных, с другой. Следуя законам кровной мести, славяне в то же время отличались особым гостеприимством и широтой души. Но во время походов миролюбивый славянин превращался в грозного и безжалостного воина: ярости его не было предела, и ради ценной добычи он шел на все.
Славянский мир стоял как бы на перекрестке между добром и злом, являя то благородное качество души, то страшную бездну тьмы. Потребовался твердый и решительный шаг, чтобы наконец сделать этот судьбоносный выбор, и этот выбор сделал святой равноапостольный князь Владимир. Православная вера, утвержденная в жизни наших предков трудами великого князя, преобразила наш народ, воспитав в нем дух самоотверженности и кротости, жертвенности и терпения.
В течение столетий, последовавших за Крещением в благословенных водах Днепра, Русь пыталась строить свое существование на фундаменте высоких христианских идеалов и верности Евангелию и стремилась построить свою жизнь по тому, что говорил философ Иван Ильин. называется «целование Креста», то есть усердная любовь к Господу и благоговение перед Его искупительной жертвой. Несмотря на сложные перипетии истории, несмотря на все ошибки, отклонения и даже падения, главным для нашего народа всегда оставалось служение Божественной истине и стояние в истине.
Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, помимо выбора мировоззрения, христианским направлением общественной жизни и культурного стиля. Это был выбор цивилизационного пути. Сейчас мы уже не можем представить нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и тем. Проникнутые христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься над вечными вопросами бытия и смысла человеческой жизни.
Но принадлежность к православной культуре только по рождению не делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань уважения «любви к гробницам отцов» и отечественной истории. Быть православным христианином — это прежде всего сознательный выбор жизненного пути, постоянный поиск Христа и Его правды. Как равноапостольный князь Владимир, соложив ветхого человека и дела его и облекшись в нового (Кол. 3:9-10), навеки отдал сердце свое Господу Иисусу, так и мы , вспоминая, какой мы дух (Луки 9:55), призванных быть не только слушателями, но и исполнителями слова (Иак. 1:22), вполне сознающими, что наша жизнь сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3).
Искание правды Христовой и стояние за нее есть главное завещание святого князя Владимира народам Святой Руси – наследникам Днепровской купели. С познанием этой истины связана вся наша общая история и культура, вся многовековая духовная и церковная традиция наших народов. Оно составляет сердцевину нашего бытия и самосознания, объединяет всех нас и дает силы идти по пути исторического развития, преодолевая все невзгоды, бедствия и вражду.
И вот в нашей братской Украине, в стране, где находится святая Днепровская купель народов Руси, силы мира сего восстают против Церкви Святого Князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой Святой Церкви .
Духовенство и верующие подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Но мы верим, что никакое давление извне не сможет разрушить священные узы любви Христовой, соединяющей нас в единое Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет преодолеть все испытания и сохранить чистоту православной веры и верность канонической истине.Едиными устами и единым сердцем, прославляя Творца за Его неизреченную милость к нам, сподобимся сей обильно излитой любви Божией и сего великого духовного приношения, которое равноапостольный князь Владимир дал нашим люди.
Молитвами сего славного угодника Господня да благословит Небесный Владыка миром страны исторической Руси, и да укрепит пастырей и верующих Украины, мужественно хранящих верность канонической Церкви, и да дарует Свою непрестанную помощь на пути спасения, дабы мы, не сообразуясь с веком сим, но преображаясь обновлением ума нашего (Рим. 12:2), могли совершить служение Богу и человекам, свидетельствуя о неувядающей красоте и созидательном сила веры во Христа.
Православие.com
Россия и Украина: «один народ», как утверждает Путин?
Поскольку военные угрозы России Украине усиливаются, стоит проанализировать использование президентом Путиным исторических реквизитов для оправдания заявления о том, что Россия и Украина — одна нация.
В июле президент России Владимир Путин опубликовал экстраординарное эссе, отрицающее независимость истории Украины. Бывший президент Дмитрий Медведев последовал за этим с открытым письмом, используя недипломатический язык, чтобы заклеймить украинцев как «людей, не имеющих стабильной самоидентификации», «жертв оголтелых националистических сил» и «абсолютно зависимых людей». «Нам нет смысла иметь дело с этими вассалами», — заключил Медведев.
В настоящее время Путин работает в изоляции из-за пандемии коронавируса. Тем не менее, ему, по-видимому, доставили исторические файлы, чтобы он мог больше «изучать» украинский вопрос, что указывает на то, что в будущем может появиться еще больше эссе. Вся тема для него явно личная идея-фикс: еще в июле 2013 года, еще до аннексии Крыма и последовавшей в течение следующего года войны на востоке Украины, он выступил в Киеве с речью о том, что все Украины были историческая Россия.
Исторические «кратчайшие пути»
Путин использует три характерных приема. Во-первых, он постоянно меняет терминологию, называя всех «русскими». Это просто игра с языком; это не настоящий аргумент. Во-вторых, Путин игнорирует то, что происходило, когда украинцы и русские жили в отдельных государствах — фактически дольше, чем когда они жили вместе. В-третьих, он постоянно утверждает наличие общего языка и религии, что на самом деле не так. Русская православная церковь существует в Украине, как Украинская православная церковь (Московский патриархат), но есть и отдельная православная церковь, плюс греко-католическая вера, а именно те, которые следуют православным обрядам, но признают главенство Ватикана.
Ключевой троп Путина в том, что украинцы и русские — «один народ», и он называет их обоих «русскими». Он начинает с мифа об общем происхождении: «Русские, украинцы и белорусы — все потомки Древней Руси», которая была самым большим государством в Европе IX–XIII вв. Здесь Путин использует правильное слово — Русь — а не современное слово для «России», которое есть Россия , эллинизм, появившийся только в 17 веке. Украинцы, русские и белорусы использовали Русь как часть их составного названия в разное время; но это значит только, что они родственники, а не «один и тот же народ». Таким образом, аргумент Путина о том, что древние русы были древними русскими, является лишь одним из четырех возможных вариантов. Столицей Древней Руси был Киев, что делало его протоукраинским. Многие украинцы говорят, что русская история — это действительно московская история, начинающаяся в 14 веке. Русь можно рассматривать как общее предприятие украинцев и русских или как образование, существовавшее до того, как сформировались современные национальные идентичности. Утверждение Путина о том, что «и дворянство, и простолюдины воспринимали Русь как общую территорию, как свою родину», весьма сомнительно. Государство было огромным; общины «простых людей» были досовременными, местническими и неграмотными.
цитатаПутин нигде в своих трудах не допускает украинской субъективности – возможности того, что украинцы могут иметь собственное мнение о том, кто они такие
центральное правление и фрагментация». Путин не называет даты этого процесса дробления Древней Руси, но он произошел между 1240 и 1654 годами. Он говорит, что «люди и в западных, и в восточных русских землях говорили на одном языке. Их вера была православной». Так что, якобы, за четыреста лет ничего не изменилось. Но на самом деле «западные» земли — территория сегодняшней Украины — сильно изменились. Украинский язык впитал в себя влияние всех своих соседей: польского, тюркского и других европейских языков. Украинская церковь, просуществовавшая до 1686 г. и восстановленная в 2019 г.находился под сильным влиянием Ренессанса, Реформации и Контрреформации – в отличие от гордо обособленной Русской Церкви.
Путин утверждает, что, когда большинство украинцев находились под властью России — процесс, который длился долго, с 1654 по 1795 год, — «имеются объективные свидетельства того, что Российская империя была свидетелем активного процесса развития малорусской [украинской] культурной идентичность в составе большой русской нации». Это действительно так, по крайней мере вначале: в 18-м и начале 19-гоХХ века украинцы и русские внесли свой вклад в общую культуру, как англичане и шотландцы внесли свой вклад в британскую культуру. Но это прекратилось под растущим влиянием русского национализма в конце 19 века; империя ограничила процесс ассимиляции, приняв путинскую политику, утверждая, что украинцы уже были русскими.
Путин также утверждает, что «во второй половине XVIII века, после войн с Османской империей, Россия присоединила к себе Крым и земли Причерноморья, которые стали называться Новороссия [Новая Россия]. Их населяли люди со всех губерний России». При этом игнорируется тот факт, что территория была заранее заселена на протяжении сотен лет казаками и крымскими татарами. Люди действительно приезжали со всей империи, чтобы поселиться в городах, как и так называемые черноморские немцы ( Schwarzmeerdeutsche ). Но простая география означала, что большинство сельских жителей были выходцами из глубинки Украины.
Политические злоупотребления
Заявления Путина о Крыме просто колониальные. Он утверждал, что крещение средневекового князя Владимира в Крыму в 9 г.88 придает Крыму «сакральное значение для России, как Храмовая гора в Иерусалиме для последователей ислама и иудаизма». А вот Владимир – украинское написание Владимир – был киевским князем. Его место крещения оспаривается историками. Возможно, он ненадолго завоевал греческие колонии в Крыму; но это мало что значит по сравнению со многими веками существования Крымскотатарского ханства, с 15 века до русского завоевания в 1783 году, когда более 80% населения составляли крымские татары. Остальные – христианские меньшинства – были греками или армянами, а не русскими.
Русское правление в Крыму является хрестоматийным примером поселенческого колониализма: до 1783 года русских там не было в значительном количестве, а русская историческая литература намеренно вычеркнула коренные народы из поля зрения. Крымские татары — гражданская нация, состоящая из всех местных групп: генуэзских итальянцев, готов и греков, а также татар и монголов. Примечательно, что с 2014 года украинская историография сместилась в сторону подчеркивания параллельной судьбы украинских казаков и крымских татар в контроле над Крымом и побережьем Черного моря. В июле 2021 года Киев принял закон о коренном статусе крымских татар.
КредитКрещение киевлян Клавдием ЛебедевымВсе украинское самоутверждение в современную эпоху Путин винит в чужих интригах: во-первых, «стремлении лидеров польского национального движения использовать «украинский вопрос» в своих интересах»; а затем как «австро-венгерские власти… ухватились за этот нарратив», чтобы навредить России.
Виноваты, по мнению Путина, и большевики, создавшие Украинскую республику в Советском Союзе. «Украинизация часто навязывалась тем, кто не считал себя украинцем», — утверждает Путин. Федерализм был «самой опасной бомбой замедленного действия, которая взорвалась в тот момент, когда механизм безопасности, обеспечиваемый руководящей ролью КПСС, исчез, а сама партия развалилась изнутри». Путин заключает: «Современная Украина — полностью продукт советской эпохи. Мы хорошо знаем и помним, что она формировалась — в значительной части — на землях исторической России». Однако это утверждение не имеет смысла, если Украина и Россия — одно и то же.
С 1939 по 1954 год большевики присоединили к Украине территорию межвоенной Польши, Чехословакии и Румынии вместе с Крымом в 1954 году. что вы привезли с собой» — имея в виду территорию, которая была у УССР при создании СССР в 1922 году. Но, кроме Крыма, вся путинская Новороссия — восточная и черноморская Украина — тогда была частью Украины.
В общем, Путин заканчивает свое «историческое» разглагольствование тем, что возлагает все проблемы на «внешнее управление» и называет украинских лидеров марионетками Запада, излюбленным образом RT — московской зарубежной пропагандистской сети — и российских троллей в социальных сетях. Это показывает, насколько сильно пропаганда пропитана всей этой «историей»; нигде в своих работах на эту тему Путин не допускает украинской субъективности — возможности того, что украинцы могут иметь собственное мнение о том, кто они такие.
Но реальность такова, что украинцы и русские жили порознь больше, чем вместе; и когда они жили вместе, они не всегда ладили. И последнее слово за украинцами. В опросе общественного мнения, проведенном в июле-августе, сразу после выхода статьи Путина, 70% украинцев не согласились с Путиным, заявив, что украинцы и русские — это , а не один народ.
Мнения, выраженные в этом Комментарии, принадлежат его автору и не отражают точку зрения RUSI или какой-либо другой организации.
У вас есть идея для комментария, который вы хотели бы написать для нас? Отправьте короткое сообщение по адресу [email protected] , и мы свяжемся с вами, если это соответствует нашим исследовательским интересам. Полное руководство для участников можно найти по телефону здесь .
В новостях
Министр обороны Бен Уоллес цитирует Комментарий профессора Эндрю Уилсона в своей статье о ситуации в Украине, опубликованной 17 января 2022 г.