Беляна: Беляны – речные гиганты | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Беляны – речные гиганты | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

За последние сто лет изменилось очень многое. Из нашего лексикона ушло много слов, правда, и появилось ещё больше.

На что похоже больше?

Вряд ли кто сегодня сможет, не заглядывая в гаджет, ответить на вопрос, что такое беляны. А ведь это уникальные русские речные суда. Даже сегодня по размерам они могут поспорить с океанскими кораблями.  Имеются данные, что некоторые суда достигали 120 метров в длину и имели высоту бортов до 6 метров!

В нашей стране всегда находились умельцы, которые были впереди планеты всей. Достаточно вспомнить первый винтовой лифт, первый полярный ледокол, парашют, проект первой ракеты и ещё множество предметов, которыми наши соотечественники смогли отметиться в истории. Вот к таким уникальным изобретения мы с полным успехом можем отнести и беляны.


Беляна на Волге

Правда, кораблём это сооружение можно было назвать с большой натяжкой. На самом деле это скорее плот. Правда, сделанный русскими мастерами по всем канонам судового дела. Главной речной дорогой у белян были русла Камы и Волги. Конечный путь этих гигантов пролегал в Каспийское море. Дальше Астрахани они не плавали. Там беляну разбирали до брёвнышка и продавали. Жизни белянам отпускалось всего в один сезон навигации. В особо активные годы вниз по Волге величественно проплывало до 150 таких замечательных кораблей.

Как строили?

А начиналось сооружение белян ещё зимой. Бригады рубщиков уходили в тайгу на три-четыре месяца, где жили в зимницах (маленьких избушках) и заготавливали лес. Всё, что нарубили, сволакивали к сплавным речкам, и в половодье, связав плоты, гнали их к реке Ветлуге, где и начинали собирать беляны. На Ветлуге их строили на трёх верфях, самая известная из них Баковская.

Беляны строились из стволов, очищенных от коры. Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых брёвен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны.

Сооружения получались белыми, и название потому получили – беляны. Сначала из брёвен укладывали барку, а потом внутрь укладывали штабелями оставшийся лес. Штабеля укладывались со многими пролётами, чтобы было легко добраться к днищу в случае течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Сами корабелы говорили: «Разберёшь беляну одними руками, не соберёшь беляны всеми городами». Как только лес начинал возвышаться над бортами, их наращивали. И так несколько раз. Палуба настилалась тёсом, на ней ставились избушки-«казёнки», в которых и обитала команда. Будка лоцмана украшалась резьбой и флагами.

Бурлакам на прокорм

Так и спускалась беляна вниз по течению, белая и нарядная. Грузоподъемность таких судов впечатляла. Не самые большие беляны вмещали по 100-150 тысяч пудов, а вот грузоподъемность гигантов достигала 800 тысяч пудов (пуд, напомним, – 16,38 кг).

Расцвет белян приходится на середину XIX века, а именно – на начало массового прихода на реки пароходов. Первое время пароходы ходили исключительно на дровах, можно было представить, сколько дров надо было завезти в города на нижней Волге, где преобладали степные просторы, то есть с лесом было напряжённо. А вот позже, с переходом пароходов на нефть, спрос на дерево немного упал.


К.И. Горбатов. Беляны

В Астрахани беляны попросту исчезали, всё уходило на продажу, вплоть до крепежа, канатов. Правда, небольшие беляны жили немного дольше. В Астрахани их загружали рыбой, и бригады бурлаков тянули их вверх по реке. Потом их также разбирали и продавали на дрова. Держать деревянную постройку, подверженную гниению, больше одного сезона было просто невыгодно.

У некоторых белян судьба была немного интереснее. Их за сезон собирали и разбирали дважды. Небольшие беляны там, где теперь находится Волго-Донской канал, разбирали и на конных повозках перевозили к Дону, там опять собирали, и заканчивали они своё плавание в низовьях уже этой реки.

Источник фото: https://livejournal.com

Беляны, самые уникальные речные суда на свете » BigPicture.ru

Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные даже по нынешним меркам суда. По некоторым данным, существовали беляны длиной до 120 метров. Высота борта могла достигать 6 метров.

Давайте узнаем, в чем же была их уникальность…

Давным-давно, еще до революции, каждую весну, как только Ветлуга вскрывалась ото льда, жители прибрежных деревень зачарованно провожали взглядом величественные белоснежные сооружения, медленно проходившие по реке. Величали их «белянами» — белые, значит. В отличие от плотов и сойм они грузились только обработанным, «белым» лесом — оттого считались более ценными и дорогими. Директор краеведческого музея Краснобаковского района Ирина Сергеевна Корина считает, что начало судостроительному промыслу было положено в XVII веке, когда после Стрелецкого бунта 1698 года на Ветлугу и ее приток Усту были сосланы семьи стрельцов, а также провинившихся корабельных мастеров.

Разновидностей речных судов в свое время было великое множество: гусянки, подчалки, полулодки, паромы, барки… Судостроительное дело считалось престижным и прибыльным: до появления в России доступных железных и автомобильных дорог река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов. В зависимости от особенностей реки на ней пользовались популярностью определенные виды судов. Ветлуга прославилась белянами. Их строили только на трех судоверфях, одна из которых была Баковской. …Красивое это было зрелище — идущая по синим ветлужским водам величественная беляна. Не каждый, наверное, задумывался над тем, ценой какого неимоверного труда создавалась эта красота. Труд сплавщиков можно было сравнить с каторжным, с той лишь разницей, что каторга — это труд подневольный. Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тысяч пудов (пуд — 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тысяч пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани! Рубка и сплав леса велись варварскими способами при отсутствии какой-либо механизации.
Рубить лес рабочие отправлялись артельно, захватив с собой из дома продовольствие. Жили в лесу, по три-четыре месяца не бывая дома, довольствуясь скудным и однообразным питанием, ночуя в маленьких избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло. Срубленный лес надо было стащить к сплавной речке (притоку Ветлуги). Здесь бревна связывали в звенья и, когда начиналось половодье, гнали к Ветлуге (до устья сплавной речки). Делалось это с применением длинных шестов, которыми оттаскивали связанные бревна от берегов, чтобы не было затора, а некоторые отважные молодцы усаживались на небольшие плоты и лихо мчались к устью речонки по быстрой воде, направляя движение плывущего леса. Несмотря на то что работа бурлака была очень опасной, угрожающей иногда потерей здоровья и даже гибелью, люди шли сюда, так как работа эта была хотя и скудным, но подспорьем в крестьянской жизни. Женщины тоже работали на белянах, но их труд оплачивался гораздо ниже. Поэтому сплавлялись они в редких случаях, лишь когда плот обслуживала вся семья.
Лес в беляне укладывался особым способом — ровными рядами с широкими проемами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения. Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта — из сосны. Расстояние между шпангоутами — не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями. Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз — «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае все беляны были всегда белыми, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились! Одна из последних белян, начало 20-го века.

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере усыхания заменялись все большими и большими по размеру.

При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, и их надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров! Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля — лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот.

Он поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных. Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.
При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской «под золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, беляны тем не менее богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить! Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших — от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так, чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала туда! Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения.
Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот. Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах, и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и, загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани. Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж — абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно! История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон.
После этого разбирали и сами беляны, везли вслед за грузом, вновь собирали их и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!

Смотрите также:
Корабли и офицеры ВМФ Российской империи 1893 года,

Корабли-призраки,
Бурлаки в СССР: как появился бессовестный фейк сталинской эпохи

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Беляна: Гигантские деревянные лодки России

Беляна были одними из самых больших деревянных кораблей, когда-либо построенных. Тем не менее, они были предназначены только для одного путешествия.

Строились для перевозки огромного количества леса по Волге и Каме. Вместо того, чтобы просто сплавлять бревна по рекам, они были превращены в огромные корабли, и эти большие суда гребли или плыли вниз по реке. В пункте назначения судно было разобрано, а древесина продана. Между 16 и 19века ежегодно строились сотни белян и спускались по рекам.

Имея более пятой части мировых лесов, производство древесины является одной из старейших экономик страны. Зимой рубили дрова. Всю зиму лесорубы проводили в лесу, рубя деревья и подготавливая их к транспортировке. После весеннего паводка, когда реки пришли в норму, началось строительство белян. Брали все лето, заканчивая осенью. Сначала корпус был построен из еловых балок и сосновых досок. Плоское дно было из ели, а стены из сосны. На постройку бельяна средних размеров понадобилось около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Суда первоначально строились без единого гвоздя и только позже, в 19 в.20 века стали использовать железные гвозди. Осмоление не производилось, а бревна просто крепко связывались друг с другом. Отсутствие смолы придавало белянам белесый вид, от чего и произошло его название. Беляна означает «выцветшая» или «белая».

Нагрузка из бревен, брусьев и досок распределялась ровными рядами с широкими проемами между ними, чтобы обеспечить быстрый доступ к его днищу в случае пролома или иной аварии. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее сохнут, что предохраняет их от гниения. Как корпус и надстройка, так и палуба была сделана из груза, обычно из обрезных досок. Рядом с кормой были установлены две каюты, служившие балансиром и помещением для экипажа. Между их крышами был устроен высокий поперечный мостик с прорезанной посередине кабиной, где располагался пилот. Беляны богато украшались как государственными, так и конкретными купеческими флагами, на которых чаще всего изображались благословения святых или какие-либо соответствующие случаю символы.

Малые беляны имели осадку от 2,5 до 2,8 метров и могли перевозить до 1600 тонн. Средние беляны имели осадку около 3,5 м и могли перевозить 3200 тонн. Крупные из них имели длину до 120 м, ширину до 25 м и осадку до 5 м. Они могли перевозить 12 800 тонн древесины, что сравнимо с современным контейнеровозом.

Экипаж каждой беляны составлял от 15 до 35 матросов, а на более крупных — до 100. Большинство из них работало на насосах, откачивающих воду из корпуса, который имел тенденцию затапливаться во время пути.

Беляны не имели гребных винтов и двигались под действием течения реки. Огромный руль, размещенный в корме судна, позволял лоцману управлять беляной.

Проехав 2000-3000 км по Волге, беляна достигала места назначения, которым обычно были Саратов, Царицын (нынешний Волгоград) и Астрахань, где бревна и корпуса разбирали на дрова или отправляли на лесопилки для окончательная обработка. Каюты лодок продавались как готовые дома.

Расцвет белянов пришелся на середину 19 века, когда пароходы ходили на дровах, которые нужно было привозить в города Нижней Волги. До 500 пароходов на Волге нуждались в большом количестве дров для движения. После того, как корабли начали использовать нефть, спрос на древесину снизился. Кроме того, с развитием железнодорожной системы стоимость перевозки по железной дороге стала дешевле, чем по воде, и беляны устарели.

Меню веб-сайтов ITA

Меню веб-сайтов ITA
com/images/top_bckgr.gif» valign=»middle» align=»center»> Добро пожаловать в ITA – Ассоциация информационных технологий



Пожалуйста, посетите некоторые из наших популярных и важных веб-сайтов:

Всемирная книга фактов

Анатомия человека

Справочная энциклопедия лекарственных средств

Статистика переписи населения США

Геномный словарь

Флаги Всех стран

Международная классификация болезней

Карты Google и просмотр улиц

Энергетический словарь

Таблица цветов HTML

Центральный вокзал Лупус

Карты нефтегазопроводов/продуктопроводов

Британская энциклопедия, 11-е издание

Глоссарий погоды

Базовая биометодология для лабораторных мышей

Трудовой словарь

Классификация публикаций правительства США

Занавески для одежды

Графические имена

Карты трубопроводов в мире


Переводчики

Медицинские темы

Словарь профессиональных титулов (DOT)

Статистика Китая

Стандартные отраслевые классификации (НИЦ)

Геологический словарь

Глоссарий по ВИЧ/СПИДу

Все о бриллиантах

Коды аэропортов

Рецепты Теодоры

Бесплатные статьи для вашего сайта

Европейские лекарства

Geographic. Org

Мода

Медицинский словарь

Программы исследований нетрадиционных газов Министерства энергетики США 1976-1995

Офисные брокеры по всему миру

Бандерас-де-тодос-лос-Пасес

Nombres Geogrficos

Олеодуктос и газодуктос мундиаль

SEO/реклама на этих сайтах

     

 


иммиграционных юристов в Интернете

 

Отредактировано 20 марта 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта