Большой дворец ораниенбаум: Большой Меншиковский дворец / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Большой Меншиковский дворец / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Дата постройки: 1711-1727 гг.

Архитекторы: Д.М. Фонтана (1670-1712?) И.Ф. Браунштейн (даты жизни неизвестны), И.Г. Шедель (1680-1752).

Большой Меншиковский дворец – старейшее сооружение Ораниенбаума. Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени – эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю. Расположен он почти у самых вод залива, связан с морем, устремлен к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени – утверждения России на берегах освобожденного моря.

А. Д. Меншиков деятельно принимал участие в создании дворца, в 1711 году заложенного по его указанию на границе возвышенности, образованной естественным путем. Для строительства своей резиденции Светлейший князь пригласил иностранных архитекторов: Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя.

Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. У его подножия мастерами Вицлавом и Грацом был разбит регулярный сад, декорированный скульптурами и фонтанами. Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.

Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры вызывали восхищение и удивление. В усадьбе гостей ожидало множество «диковинок». Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась «турецкая баня» со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I. Залы и жилые комнаты были декорированы росписью по штукатурке и на холсте, шпалерами, мрамором, даже свинцовые переплеты окон были позолочены, а стены многих комнат были облицованы голландскими и немецкими кафлями. Во дворце имелось два особых покоя, предназначенных для императора: спальня и передняя. Их декор был сравнительно прост, лишь камин и стены были облицованы голландскими плитками.

Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.

Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – «Японский». По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.

На ранних этапах своего существования Ораниенбауму суждено было стать свидетелем главных трагедий эпохи дворцовых переворотов. Но XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики, при котором допускалось смешение разнородных стилевых элементов. От Елены Павловны Ораниенбаум перешел во владение её дочери, Екатерины Михайловны, а затем и внукам – немецким герцогам Мекленбург-Стрелицким.

В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета, и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики. В Большом дворце в разное время размещались госпиталь, Сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было отдано ВМФ – пространство Церковного павильона разделили межэтажными перекрытиями, а уникальный иконостас начала XVIII века демонтировали. Только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику. Его двери как музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.

В трехвековой истории Большого Меншиковского дворца времена расцвета неоднократно сменялись периодами забвения и упадка. Тем не менее, дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек и сохранился до наших дней, как один из немногих подлинных памятников русской архитектуры первой половины XVIII века.

В экскурсионный маршрут входит посещение Церковного павильона и историко-музейного проекта «Ораниенбаум сквозь века».

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая башенный павильон Большого Меншиковского дворца, построена по приказу первого владельца Ораниенбаума князя А.Д. Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года. Храм, задуманный как триумфальный памятник морским «викториям» петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви, став средоточием религиозной жизни Ораниенбаума.

За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз. Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Стены и купол были расчленены угловыми пилястрами и карнизами. Отделка нижних частей стен имитировала мрамор, в верхнем ярусе и куполе помещались росписи с изображениями ангелов и апостолов. Главным украшением интерьера стал великолепный золочёный и серебрёный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. Образы иконостаса были выполнены в неизвестной русским иконописцам того времени технике масляной живописи на холсте.

Реставрация Церковного павильона Большого Меншиковского дворца состоялась при поддержке Банк «ВТБ» (ПАО).

На экспозиции историко-музейного проекта «Ораниенбаум сквозь века», расположенной в Большом Меншиковском дворце, впервые представлена история Светлейшего князя А.Д. Меншикова, первого владельца и строителя парадной резиденции в Ораниенбауме. В нескольких залах объединены традиционные музейные экспозиционные приемы и новейшие мультимедийные технологии. Сопровождает зрителей, готовых совершить путешествие сквозь пространство и время, голос известного журналиста Владимира Владимировича Познера.

ГМЗ «Петергоф» создал мультимедийный проект «Ораниенбаум сквозь века» совместно со Студией сценографии и технологии «Шоу Консалтинг».

Большой Ораненбаумский дворец «Ораниенбаум»

  • Большой Меньшиковский дворец (касса)
  • Большой Меньшиковский дворец (последняя реставрация)

Архитекторы: Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Ф. Браунштейн, 1711-1727

Большой Ораненбаумский дворец – один из немногих памятников петровского зодчества, сохранившихся до наших дней. Другое название дворца – Меншиковский. Он был построен в 1710-1725 гг. архитекторами Д. М. Фонтана и И. Г. Шеделя.

Возвышенность, где находиться этот великолепный, обращенный к морю и развернутый по дуге длинно в двести десять метров дворец, имеет два яруса террас с отвесными стенами, пандусами и лестницами. Террасы составляют подножие дворца и придают его облику монументальность, торжественность и неожиданную легкость. Здание как бы парит над берегом.

Главный корпус дворца двухэтажный. К нему с обеих сторон примыкают развернутые дугой одноэтажные крылья. Они заканчиваются высокими павильонами – Церковным и Японским. К павильонам с южной стороны примыкают флигеля – Фрейлинский и Кухонный, которые ограничивают собою Парадный двор (курдонер).

План сложной конфигурации и словно самостоятельные объемы разной высоты предопределили архитектурно-пластический строй Большого дворца.

Памятник архитектуры раннего барокко. Построен на отвоеванном в ходе Северной войны участке побережья Финского залива, полученном в собственность А. Д. Меньшиковым, который лично руководил всеми работами в Ораниенбаумедо момента своей опалы в 1727 году. В строительстве и последующих перестройках дворца принимали участие М. Г. Земцов, П. М. Еропкин, И. К. Коробов, М. Л. Гофман, Ф. Б. Растрелли, А. Ринальди, Г. А. Боссе, Г. Г. Прейс, К. Г. Прейс, О. А. Паульсон. Дворцовая церков была освящена 3 сентября 1727 года в честь Святого Великомученника и Целителя Пантелеймона.

С 1743 года Ораниенбаум являлся резиденцией великого князя Перта Федоровича, будущего императора Петра III и его супруги княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Большой дворец перестраивается для нужд «малого двора» под руководством Ф. Б. Растрелли. Он переделал дворцовые интерьеры, а позади восточного павильона выстроил дворцовый флигель, оградивший с востока парадный вход. В Восточном павильоне на золоченых резных кронштейнах разместил более 200 предметов японского и китайского фарфора. С этого времени павильон стал называться Японским. Также были переделаны террасы перед северным фасадом. В Нижнем саду разбиваются цветочные партеры, размещаются померанцевые и лавровые деревья в кадках, подстриженные в виде шаров и конусов, аллеи украшает привезенная из Италии мраморная скульптура.

С 1762 г. во дворце работал архитектор А. Ринальди. Вновь переделав террасу, он соорудил великолепную гранитную лестницу с полуциркульным балконом. Интерьеры дворца были украшены живописью, лепкой, тканями и зеркалами.

В 1770-е годы по проекту А. Ринальди сооружаются подпорные стены террас и гранитное крыльцо, сохранившееся до настоящего времени. В конце XVIII столетия по указу императора Павла I владельцем Большого дворца становится его старший сын великий князь Александр Павлович, будущий император Александр I. В период с 1809 по 1825 год Большой дворец является императорской резиденцией.

С 1827 года дворцом владеют братья императора, великие князья Константин и Михиил Павловичи. Новый этап перестройки связан с именем великой княгини Елены Павловны, вдовы великого князя Михаила Павловича, которая владела Ораниенбаумом почти полвека. Усадьба становится ее любимым местом летнего отдыха, во дворце происходят заметные изменения в планировке и декоративной отделке интерьеров при участии архитекторов Л. Бонштедта, Г. Боссе и Г. Г. Прейса.

В 1873 году дворец наследует дочь Михаила Павловича и Елены Павловны — великая княгиня Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, передавшая его своим детям — герцогам Михаилу и Георгию Мекленбург-Стрелицким.

Герцог М. Г. Мекленбург-Стрелицкий владел Большим дворцом до 1917 года.

Во время Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь, в 1919 году он уступил место средней Сельскохозяйственной школе, затем здание передали Лесному техникуму, а еще через десять лет дврец поступил в распоряжение военно-морских сил.

Восстановительные работы во дворце начались в 1946 году, после чего здание было передано для размещения Научно-исследовательского института, а в 1948 году перешел в ведение Министерства судостроительной промышленности. В 1956 году по проекту, архитекторов К. Д. Халтурина, при участии А. Э. Гессена и Е. В. Казанской проведена комплексная восстановильная реставрация фасадов дворца. В 1980-е гг. по проекту ЛФ института «Гипротеатр» отреставрирован Японский (восточный) павильон дворца, в котором проходили временные музейные выставки.

Большой Меншиковский дворец, Ораниенбаум, Санкт-Петербург

Земли, на которых были основаны Ораниенбаум и город Ломоносов, были впервые подарены Петром Великим великому князю Александру Меншикову около 1710 года. морской форт в Кронштадте на острове Котлин, в 5 км от полигона через Финский залив.

Меншиков начал строить здесь свою резиденцию в 1713 году, примерно в то же время, когда Петр начал работу над собственным имением в Петергофе. Меншиков, казалось, стремился превзойти своего хозяина в плане масштабов и величия, и поручил архитекторам Джованни Марио Фонтана и Готфриду Шаделю, которые уже строили Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге, спроектировать свой приморский дворец. После более чем десятилетней работы, которая в конечном итоге обанкротила Меншикова, дворец был завершен.

Очаровательное желто-белое здание, обращенное к морю, с двухуровневой террасой перед ним, состоит из вогнутого центрального блока с двумя одноэтажными галереями, ведущими к выдающимся восьмиугольным павильонам, в одном из которых находится дворцовая часовня. С южной стороны здания от павильонов перпендикулярно центральному блоку отходят два больших подсобных крыла, Кухонное и Женское.

Меншиков не успел насладиться своим новым дворцом, как в 1727 году его арестовали и сослали. Усадьба в Ораниенбауме перешла к государству, а дворец Меншикова стал военно-морским госпиталем. В 1743 году усадьба была подарена императрицей Елизаветой Петровной своему племяннику, будущему Петру III, который поручил отреставрировать дворец Франческо Бартоломео Растрелли, крупнейшему архитектору позднего барокко, творившему в России. Растрелли оставил внешний вид дворца почти нетронутым, но создал роскошные интерьеры, которые, к сожалению, давно разрушены. В это время западный павильон стал известен как Японский павильон благодаря хранившейся в нем коллекции японской и китайской керамики.

Дворец был снова перестроен в 1762 году Антонио Ринальди, который добавил гранитную лестницу и полукруглый балкон к северным террасам и отремонтировал многие интерьеры. После службы в качестве Морского кадетского училища с конца 18 века дворец использовался как резиденция как Александра I, так и его брата Михаила. В течение 19 века несколько известных архитекторов, в том числе Луиджи Руска, Карло Росси и Василий Сацов, переделывали интерьеры дворца.

Сегодня, хотя Большой Меншиковский дворец по-прежнему впечатляет снаружи, его интерьеры находятся в плачевном состоянии, и необходимо провести капитальный ремонт, чтобы предотвратить обрушение частей здания. Посетителям мало что можно увидеть, кроме коллекции портретов различных владельцев Ораниенбаума.

Открыто: Ежедневно с 10:30 до 18:00. Последний вход в 17:00.
Закрыто: с 1 мая по 9 октября: Понедельник. С 10 октября по 30 апреля: вторник и последняя среда каждого месяца.
Вход: Взрослый: RUB 400.00 Дети: RUB 200.00
Фото и видео: не допускается
Примечание: Извините, это музюм.

Ораниенбаум / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меньшиков построил усадьбу с дворцом и регулярным парк напротив Кронштадта. Ораниенбаум должен был стать частью грандиозной панорамы, встречающей всех гостей новой российской столицы у моря. Большая резиденция «первый» дворянин страны, также следует воспринимать как символ Победы России, победившей в Северной войне.

В переводе с немецкого языка «Ораниенбаум» означает «апельсиновое дерево». Легенда связывает историю названия с эпизодом из Северной войны, когда на территории будущего меншиковского усадьбы была найдена небольшая теплица из апельсиновых деревьев с надписью: «ОРАНИЕНБАУМ», написанной большими буквами над каждым из их. Находка настолько понравилась Петру, что он захотел дать это имя усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова в окрестностях Воронежа Ораниенбургом. Изображение апельсинового дерева с его ярко-оранжевыми плодами стало главной эмблемой герба Ораниенбаума.

После запрета Меншикова усадьба была передана в собственность Адмиралтейств-коллегии. Но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала его цесаревичу, великому князю Петру Феодоровичу и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне. Таким образом, Ораниенбаум стал резиденцией меньшего двора. На территории Верхнего парка для забавы будущего императора была построена «веселая» крепость. Назывался «Петерштадт» , и был построен по всем правилам фортификационного искусства. Ныне напоминающие крепостные ворота и дворец свергнутого императора напоминают о недолгом царствовании Петра III.

Ансамбль «Частная дача» занимает особое место в истории русской культуры. Он был задуман как загородная резиденция императрицы Екатерины II, когда она была великой княгиней. С Китайским дворцом для приемов и горкой для летних развлечений.

В конце XVIII века Ораниенбаум стал собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Позже это была летняя резиденция младшего брата Михаила Павловича. Его дочь Екатерина Михайловна, в браке с герцогиней Мекленбург-Стрелицкой, и внуки — Елена, Георгий и Михаил, жившие в Ораниенбауме вплоть до эмиграции, дорожили наследием своих предков.

После революции 1917 года Ораниенбаумские дворцы были национализированы. В дворцовых постройках размещались новые службы: учебные и военные учреждения, а также госпитали. Самым тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции стала Вторая мировая война, когда Ораниенбаум оказался в фашистской осаде. Защитники легендарного Ораниенбаума

«карман» , выдержав натиск врага, сохранил тот небольшой клочок земли, который стал базой обороны. Благодаря мужеству русских воинов в резиденции сохранились подлинные дворцы и павильоны, а также музейные коллекции.

В 1948 году городу было присвоено имя Ломоносова, в честь великого русского ученого, который в 1754 году основал близ Ораниенбаума, в селе Усть-Рудица, завод цветного стекла.

В наши дни Ораниенбаум, долгое время пребывавший в забвении, начинает возрождаться. Двери Большого Меншиковского дворца открыты для посетителей, приводится в порядок парк и после долгой и трудной реставрации открыта часть интерьеров Китайского дворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *