Бронюс майгис: Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр? — Общество — Новости Санкт-Петербурга

Содержание

Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр? — Общество — Новости Санкт-Петербурга

15 июня. В этот день в 1985 году в Эрмитаже случился акт вандализма — житель города Каунаса Литовской ССР Бронюс Майгис плеснул на полотно кисти Рембрандта «Даная» серной кислотой и нанес два сквозных пореза. Несмотря на экстренные меры, красочный слой был частично утрачен, и «Даная» ушла на реставрацию, которая длилась почти 12 лет. 

Действие Бронюса Майгиса удивили специалистов. Его нельзя было назвать одержимым какой-то манией, и первые экспертизы признали его здоровым. Тем более что поначалу он говорил, что совершил нападение на картину в рамках политического протеста, против оккупации Литвы Советским Союзом перед Второй мировой войной. 

Затем он сделал акцент на том, что его всегда раздражали развратные картины и он чувствовал необходимость уничтожить эти публичные образцы разврата, каковой является обнаженная Даная. У следователей были сомнения, поэтому пришлось отправиться на родину преступника.  

Оказалось, Майгис не окончил даже школу. После службы в Советской Армии он работал в том числе на радиозаводе. Там у него возникли проблемы со зрением. Он уволился и стал жить у знакомых в подсобке, хлопоча о пенсии. Он был склонен к пространным рассуждениям, в которых сплетались самые разные темы — и идеи национализма, и борьбы с растущим растлением общества. В каморке у Майгиса были действительно обнаружены репродукции «Данаи» и ряда других картин, которые, правда, находились в московских музеях. Оказывается, у него было несколько вариантов своей акции и в Ленинград он поехал потому, что были билеты на поезд. 

Майгис в итоге отправился в психиатрическую клинику в Черняховске, где спокойно, без каких-либо эксцессов просидел до 1992 года. Затем его отправили в Литву, в Вильнюсскую психиатрическую клинику, где он и пребывал до 2006 года – позже его перевели в местный дом престарелых. По мнению медиков, он действительно страдал психическим заболеванием, которое локализовалось в виде навязчивой идеи борьбы с развратом – то есть обнаженной натурой.  

Со временем он опять стал трактовать свои действия как арт-протест против оккупации Литвы Советским Союзом. Однако ни он сам, ни даже те, кто разделяет идеи литовского национализма, не могут понять, почему он выбрал своей жертвой именно «Данаю» или других обнаженных красавиц, которых никак нельзя связать ни с Россией, ни с большевизмом. 

Или всё-таки тяга к славе Герострата всегда теплится в глубине любой человеческой души?

Все выпуски программы Nota Bene доступны в архиве программ интернет-канала [Фонтанка.Офис]

«Полотно будто дымилось». Отрывок из книги о преступлениях в российских музеях

В своей книге «Воры, вандалы и идиоты: криминальная история русского искусства» (издательство «Эксмо») Софья Багдасарова, искусствовед и писатель, удивляется «изобретательности» музейных преступников. Вот как она описывает вандализм в петербургском Эрмитаже: «Разбить по пьяни камнем окно музея, выпить еще, забыться сном на антикварной мебели. И быть взятым с поличным — с единственной бронзовой статуэткой». И таких случаев много, но собрать их в одну книгу до недавних пор никто не решался. Можно сказать, что это первое издание о вопиющих случаях нападений на предметы искусства в России. 

Похитители могут складывать холсты в несколько раз, хранить их в не подходящей для них температуре, из-за чего реставраторам потом нужны годы и годы на работу, а некоторые шедевры и вовсе могут потерять первозданный вид. 

Отдельная категория — люди, которые, не устояв перед красотой искусства, теряют голову и портят экспонаты просто так. Яркий пример: недавнее «покушение» на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван»: один из посетителей Третьяковской галереи прорвался к полотну и несколько раз ударил его металлической стойкой ограждения. А помните ли вы о картине Рембрандта «Даная», которую в 1985 году облили кислотой и дважды полоснули по холсту? Автор книги рассказывает о том вопиющем случае и пытается объяснить, почему он произошел.

 

Обложка книги Софьи Багдасаровой «Воры, вандалы и идиоты: криминальная история русского искусства»

© Издательство «ЭКСМО»

Царевна и кислота

А сейчас, дорогие читатели, мы попробуем занырнуть в мир истинного безумия, политики, национализма и карательной психиатрии. Устраивайтесь поудобнее, наливайте чайку погорячее, желательно с мятой или с чабрецом, дальше будет грустно, суета сует, всяческая маета и протоколы обыска.

Начнем сию печальнейшую из глав, пожалуй, с упоминания о том, что самая крутая в мире регулярная выставка искусств — это Венецианская биеннале, основанная еще в 1895 году. Выставлять на ней стараются всегда самое лучшее и самое важное. В 2015 году на 56-й Венецианской биеннале можно было увидеть нечто особенное. Дело в том, что у многих стран на этом фестивале есть свои государственные павильоны. И вот в здании, отведенном Литве, был представлен проект контемпорари-художника Дайнюса Лишкявичюса под названием «Музей».

Перескажу своими словами, что писала литовская пресса об этом «Музее». Этот проект, гласил пресс-релиз, попытался иронически перетолковать период советской оккупации как историю современного искусства. Проект, писали журналисты, рассказывал о мятежных, революционных, иногда непостижимых личностях, борцах за свободу. Одной из этих личностей был Бронюс Майгис. «Он, — говорит о нем упомянутый современный художник, — туманная революционная фигура, которую у нас еще не легитимизовали, неправильно поняли, «поставили на полку». Мы, литовцы, говорим о нем как о позоре, пятне на национальном флаге, хотя это был замкнутый и травмированный человек. Я пытался поместить эту личность в культурный контекст». Поступок Майгиса подается как авангардная форма искусства, запрещенная в советское время, как перформанс, отрицающий традиционные ценности.

На эту тему

Давайте же взглянем попристальней на этого Бронюса Майгиса, чей перформанс настолько существен для мирового культурного контекста, что его документация стала одним из главных сюжетов павильона целого независимого государства на Венецианской биеннале.

Это случилось 15 июня 1985 года. Для начала этой истории, говорят, было важно, что это был следующий день после 44-летия начала массовой депортации литовцев (всего репрессировано более 130 тыс. человек). Для ее финала, безусловно, было значимо, что это случилось несколько месяцев спустя после избрания Михаила Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС.

Накануне Бронюс Антонович Майгис, чей отец-литовец в 1944 году был застрелен советскими войсками как член фашиствующих «лесных братьев», покинул Каунас и сел на поезд, идущий из города Калининграда в Ленинград. Дома, в маленькой каморке, у него оставались дорогие для него вещи и документы — два молитвенника, журналы «Здоровье и труд» и «Международное право», несколько портретов Гитлера, собственные рентгеновские снимки и многочисленные справки из различных больниц.

Еще там потом нашли вырезку из журнала «Огонек» с изображением картины Рембрандта «Даная» и другие репродукции.

Прибыв в Ленинград, Майгис отправился в Эрмитаж. И попал туда. Почему-то в подобных историях никогда не встречается совершенно реалистичных жизненных поворотов, как бывает у нормальных людей: мол, пошел в Эрмитаж, там была огромная очередь, встал в нее, простоял четыре часа, по ногам промаршировали два класса переростков-восьмиклассников (с гоготом), потом почувствовал, что скоро будет тепловой удар, но вот уже виднеется касса! И когда передо мной оставалось буквально три человека, кассир закрыл окошко со словами «билетов на сегодня больше нет», и я, опечаленный, что зря потратил день, грустно поплелся к себе домой…

Нет, такие статистически частые стечения обстоятельств случаются только с нами, нормальными людьми. А злоумышленники всегда проникают в музеи безо всяких проблем, будто судьба нарочно им красные ковровые дорожки расстилает и отменяет фейс-контроль.

48-летний Бронюс Майгис, безработный, болезненный, потасканный жизнью, ранее работавший на лесозаготовках и шахтах под Пермью и Кемеровом, легко прошел в Эрмитаж.

Было солнечное субботнее утро. Он явился в зал, посвященный голландской живописи. К его ногам под брюками были привязаны два самодельных взрывных устройства типа фугас, сделанных из обрезков труб, набитых аммонитом. От них к поясу шли провода, на нем крепилась батарейка. В сумке у Майгиса лежали емкость с кислотой и острый нож.

Он достал этот нож. И сначала несколько раз ударил рембрандтовское полотно, ударил обнаженное тело аргосской царевны в область паха, по животу и бедрам. Почему-то вандалы особенно любят резать холсты ножом, видимо, это доставляет им атавистические наслаждения.

На эту тему

Бедный Рембрандт: десятью годами ранее другой безработный, бывший школьный учитель, так же порезал ножом «Ночной дозор». А прежде «Ночной дозор» резали в 1911 году — это сделал безработный сапожник, протестовавший, по его словам, из-за того, что не мог найти работу.

(Эта глава что-то получается совсем несмешная. Оказывается, есть темы, на которые даже я шутить и ерничать не могу.

)

Потом Майгис достал банку с серной кислотой и облил уже порезанную «Данаю». Почему-то вандалы с той же страстью, что и ножи, любят серную кислоту, возможно, и в этом акте деструктивного выплескивания есть какие-то фрейдистские мотивы. Статистика говорит, что плещут обычно на лица, на «живые» глаза.

Бедный-бедный Рембрандт. Если взять тот же «Ночной дозор», то в третий раз ему достанется в 1990 году: его обольет серной кислотой некий мужчина с психиатрическим диагнозом (наверняка тоже безработный!). Из рембрандтовских работ от кислоты еще пострадали две картины в замке Вильгельмсхёе в Касселе — «Автопортрет» 1654 года и «Иаков, благословляющий Иосифа». В 1977 году, за несколько лет до трагедии в Эрмитаже, их облил Ханс-Йоахим Болманн, серийный вандал, окативший с 1977 по 2006 год кислотой 56 картин. Его все время ловили, судили, отправляли на лечение, потом он опять обливал картины, его снова ловили. Под конец жизни он нашел новую забаву — обливал картины не кислотой, а бензином и поджигал.

В 2009 году он умер в возрасте 72 лет, на свободе.

Это было лирическое отступление, призванное показать, что СССР по музейной безопасности занимал равноправное место на арене мировых музейных сумасшедших, ничуть не уступая Голландии, Германии и прочим странам второй половины ХХ века. Теперь же вернемся к нашим отечественным березкам и аммонитам.

После ножа и кислоты воспользоваться третьим орудием — самодельной взрывчаткой — Майгис не успел: его скрутили охрана и посетители. Сам он потом говорил, что и не собирался — увидел, что в зале много людей, и не хотел их поранить. Его целью были только картины.

Некоторые говорят, что Майгис кричал: «Слава Литве!» во время совершения преступления. Другие это отрицают. Молчат об этом и протоколы. В 1985 году в советском государстве никому не были нужны процессы со столь яркой политической направленностью. 

На эту тему

При изучении истории вообще кажется, что власти изворачивались как могли, чтобы дать Майгису наказание помягче, записать его не в националисты-взрывники, а в душевнобольные, выпятить тему эротической озабоченности.

Сотрудники музея бросились спасать «Данаю», пока краска стекала с полотна. Жидкость пузырилась и, капая, проедала паркет. Картину поливали водой, пытаясь смыть кислоту, — больше ничего сделать было нельзя.

Кислота оставила на холсте широкие борозды. Полотно как будто дымилось: серная кислота вступила в реакцию с минеральными пигментами. Вся центральная часть композиции представляла собой мешанину из бурых рельефных пятен с грязными набрызгами, вертикальными натеками, утратами краски.

По Ленинграду начали циркулировать слухи, поскольку скрыть подобную трагедию было невозможно. А в музей приезжали господа из обкома и горкома — как рассказывал потом один из работников Эрмитажа, они приговаривали, как заклинание: «Товарищи, все должно быть хорошо. Товарищи, следы надо удалить полностью и незаметно». Их слова звучали абсурдом. Когда все просохло, оказалось, что пострадали центральные участки картины, утрачено 27% живописи. Слухи достигли иностранцев — уже 22 июня New York Times напечатала абзац, что с картиной что-то случилось, однако что — непонятно. «Голос Америки» тоже рассказал о событии — как об акте политического протеста. В Эрмитаже была создана государственная комиссия, которая решала, что делать дальше.

Примерно о том же размышляли в КГБ.

Арестованный Майгис сидел молчаливо и смотрел в одну точку. В папку постепенно собирались характеризующие его документы: холост, беспартийный, четыре класса образования. Был призван в армию, после демобилизации работал на лесозаготовках и шахтах. Вернулся в Литву, поселился в Каунасе, работал на бумажной фабрике, воровал с производства, работал кочегаром, потом нигде не работал, потом фарцевал. Как-то пытался покончить с собой. Постоянно жаловался на здоровье. В конце 1970-х литовские врачи уже поставили ему диагноз «депрессивно-параноидальный синдром, возможно, шизофрения». Увлекался игрой на скрипке и коллекционированием монет, открыток и книг, потом все распродал. Последние семь лет не работал. Последние два года не имел постоянной прописки. Жил в кладовке у друга. В Литовской ССР его неплохо знали: он постоянно писал жалобы в прессу и в горсовет, пытался выбить себе пенсию по состоянию здоровья. Нелюдимый, мрачный отшельник — так говорили о нем знакомые. Обыск съемной каморки в Каунасе довершил угнетающее впечатление.

На эту тему

Тело Данаи облепили частички краски, перемешанные с кислотой и водой. Темное масло, стекшее с верхней части картины, превратилось в грубые губчатые наросты на нежном теле царевны. В поры холста проникла грязь. Скальпели реставраторов не могли удалить эти «грибы». Реставраторы «Данаи» — Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков, а также Татьяна Алешина, которая обеспечивала научно-методическую часть, — поняли, что им предстоит работа на много лет.

А товарищи из начальственных структур твердили: за год! Чтобы через год она была как новенькая!

В протоколе следователь строчил, что со слов Майгиса записано: «Этот акт не является выражением моего враждебного отношения к советской власти, к советскому государственному и общественному строю». Раньше говорил другое. Еще говорил, что «Даная» — плохая, неприличная, ее надо наказать. Потом еще говорил, что это месть безразличным врачам.

В психиатрической больнице № 5 города Ленинграда Майгису провели экспертизу: интеллект соответствует низкой норме. «Я лично считаю себя человеком здоровым. Никакого сожаления о том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать», — рассудительно объяснял вандал на допросе.

Следователь по особо важным делам КГБ СССР по Ленинградской области Виктор Егоров, который занимался делом, хорошо запомнил преступника, его тихий, ровный голос без признаков сожаления и раскаяния. «Спокойный, безразличный, с пустыми глазами», — говорила о нем подполковник милиции Рита Кравец. Майгис говорил, что если будет такая возможность, то обязательно повторит что-нибудь подобное. В камере хранения вокзала нашли еще несколько банок с серной кислотой. «Если бы я пронес всю посуду с кислотой, я уничтожил бы несколько картин», — потом говорил он при допросе. Но побоялся, что с большой сумкой его в музей не пустят.

В 1985 году «Данаю» Рембрандта могли взорвать

Более 30 лет прошло после страшного преступления в Государственном Эрмитаже. 15 июня 1985 года душевнобольной литовец Бронюс Майгис облил шедевр Рембрандта «Даная» серной кислотой. Отсутствие объективной информации породило массу слухов. Но главный факт не обнародовался никогда: Майгис готовил взрыв мирового шедевра.

О раскрытии этого преступления рассказал Виктор Николаевич Егоров, в то время следователь по особо важным делам 1-го отделения Следственного отдела УКГБ СССР по Ленинградской области. В тот субботний день он дежурил по управлению, когда поступило сообщение о том, что в выставочном зале Эрмитажа приезжий из Прибалтики облил кислотой и порезал ножом картину Рембрандта «Даная». При задержании у злоумышленника были изъяты спрятанные на теле два самодельных взрывных устройства. Заметим, что в то время самодельные взрывные устройства (СВУ) использовались преступниками нечасто, поэтому было необходимо выяснить, не затронуты ли здесь интересы госбезопасности.

Войдя в зал, где экспонировалась «Даная», следователь увидел, что несколько человек поливают картину водой, чтобы уменьшить разрушительное действие концентрированной серной кислоты. Неподалеку небольшая группа искусствоведов Эрмитажа приглушенно переговаривалась. В нескольких шагах от них одиноко стоял Борис Борисович Пиотровский, с опущенными плечами, отрешенно глядя на как бы дымящуюся, изуродованную «Данаю».

— Я подошел к нему и поздоровался, он просто машинально протянул руку для приветствия. Глядя на его побледневшее, осунувшееся лицо, я увидел, как по его щекам скатывались крупные слезы… Передо мной в скомканной куче изолированных электропроводов диаметром порядка 0,5 миллиметра лежали два

пластмассовых обрезка сантехнической трубы черного цвета, из которой делают отводы для раковин, ванн, диаметром пять-шесть сантиметров и длиной примерно по 20 сантиметров. Один торец этих обрезков был заглушен пробками, а к другим через картонную прокладку вовнутрь подведены провода, общая длина которых была навскидку метров 20, — вспоминает следователь.

Позднее СВУ были вывезены и подорваны в подвале на Литейном, 4. Но если предположить, что Майгис смог бы осуществить подрыв картины, то от полотна в лучшем случае остались бы одни лохмотья и щепки от рамы. Были бы повреждены и другие ценности, находившиеся поблизости, также могли пострадать посетители и персонал Эрмитажа, ведь в обоих устройствах в общей сложности было более 300 граммов аммонита.

На допросе Майгис рассказал, что, отслужив в армии в конце 1960-х годов, он работал подсобником на шахтах Пермской и Кемеровской областей. После взрывных работ собирал частично деформированные, а зачастую и с детонаторами шашки, которые не сработали. Так он набрал трехлитровую банку взрывчатки. А два литра серной кислоты он тоже «на всякий случай» приобрел на дрожжевом заводе в Каунасе, где работал позднее. На территории якобы открыто стояла большая емкость с серной кислотой, откуда все желающие брали ее по мере необходимости.

Приехав в Ленинград, в вокзальном туалете мужчина привязал к ногам под брюки две металлические фляжки с серной кислотой по 500 миллиграммов каждая и взрывные устройства, за поясом прикрепил батарейку, в сумочке спрятал литровую банку с кислотой и нож. В таком виде Майгис отправился в Эрмитаж. В случае отсутствия в зале посетителей он планировал подорвать картину своими СВУ. Но, оказавшись в зале, где была выставлена «Даная», он увидел довольно много людей и от замысла отказался. И реализовал свой «запасной» вариант с кислотой и ножом. Так что посетители, можно сказать, спасли картину от полного уничтожения.

Занимаясь личностью Майгиса, Виктор Егоров выяснил, что он родился в селении Альнес Молетского района Литвы в феврале 1937 года. Однако за всю его жизнь не удалось найти и пяти человек, которые хоть как-то охарактеризовали бы Бронюса. Единственное, что о нем говорили, что он жил отшельником, был нелюдимым и неразговорчивым. Следователь подчеркнул, что «его спокойный, ровный голос, рассказывающий об этом своем злодеянии, без каких-либо признаков сожаления или раскаяния, также наводил на определенные размышления. И он неоднократно заявлял о возможности повторения в будущем аналогичного акта вандализма». Все это давало достаточно оснований для направления Майгиса на психиатрическую экспертизу. Врачи пришли к выводу, что «Майгис Б. А. страдает хроническим заболеванием в форме шизофрении вялотекущей, лишающей его способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. По своему психическому состоянию (текущий шизофренический процесс) и характеру совершенного им общественно опасного деяния Майгис представляет особую угрозу для общества и нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа МВД СССР».

После крушения СССР новоиспеченные государства Прибалтики добились депортации из тюрем и больниц специального типа своих сограждан, находившихся там по решению судов. Таким образом отбыл к себе на родину и Майгис.

О причинах преступления

Майгис не раз заявлял, что его действия не носят ни политического, ни националистического характера. В протоколе с его слов было записано: «Этот акт не является выражением моего враждебного отношения к советской власти, к советскому государственному и общественному строю». Это был как бы знак протеста против тех медицинских работников, которые на протяжении длительного времени не оказывали ему должной врачебной помощи, не назначали инвалидности, чтобы он мог официально не работать. По его мнению, он уже много лет серьезно болен, врачи утверждали обратное. Майгис озлобился и стал вынашивать планы совершить что-то неординарное, чтобы привлечь этим внимание общественности и власти, которые разберутся с несправедливым отношением к его здоровью.

Такие мысли преследовали его несколько лет. Он прочитал, что в Эрмитаже выставлен мировой шедевр живописи — картина Рембрандта «Даная». И решил уничтожить именно эту картину, полагая, что из-за нее и поднимется тот самый шум, который поможет решить и его проблемы.

Он ранил Данаю

На минувшей неделе, в 1985 году, 36 лет назад, субботним утром, в ленинградском Эрмитаже было совершено жуткое преступление…

В присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю» Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего с криком «Свободу Литве!» дважды пырнул картину ножом.

Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс Майгис, который объяснил свои действия «политическими соображениями».

Человеком, который обезоружил «безумного» Майгиса, оказался Василий Клешевский, белорусский милиционер, а не сотрудник ленинградской милиции, как считалось много лет (!). Тогда еще 30-летний старшина белорусской милиции оказался в Эрмитаже один на один с вандалом в последний день своего отпуска. Благодаря его рассказу выясняется, что в тот день Майгис планировал не только уничтожить картину, но и устроить мощный взрыв.

— В зале с «Данаей» нас было только двое, — рассказывает Василий Клешевский.— Я обернулся, когда услышал, как что-то капает: это полилась кислота. Увидев нож в руке человека, я сначала подумал оглушить его зонтиком, который забыл сдать в гардероб. Но вижу, что он не оборачивается и смотрит на картину. Я быстро подошел к нему, заломил руку с ножом за спину и откинул нож на подоконник. Он не сопротивлялся, а только сказал: «Теперь все». Ко входу в зал подошли две женщины. Видя, что я не знаю, куда с ним идти, одна из них закричала: «Помогите!». И вот только тогда прибежал сержант милиции. Я уже к этому времени поставил Майгиса к стене. Он и тогда не сопротивлялся, только достал платок из кармана. Я не запрещал, потому что, наверное, кислота на руку попала, и он пытался ее вытереть.

А когда мы стали его уже тщательно осматривать, то на поясе я обнаружил приклеенное устройство, размером и формой как плоский фонарик, завернутое в белую бумагу, с отверстием. Я аккуратно оторвал его и положил на подоконник. Взрывателя я там не нашел. Но когда дошли до ног, то в левой штанине спортивного костюма, который он надел под добротный серый костюм, нашли аммоналовую шашку. Сержант уже связался с кем-то и сказал: «Подойдите, здесь „Данаю“ облили». Прибежало 3–4 гражданских человека, стали перекрывать зал, женщин удалили. Картина в это время покрывалась бурыми пятнами. И я посоветовал слить кислоту водой из гидранта. Но меня уже не слушали. Поэтому я подумал: зачем лезть не в свой монастырь, и, спросив, нужен ли я здесь, пошел на улицу. Через несколько часов я уезжал в Минск. Сержант даже не записал моих данных.

Спасать шедевр принялись мгновенно, промывая полотно водой. К вечеру реакция была остановлена, но стало очевидно, что 30 процентов авторского письма утрачено навсегда. Пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали — например, драпировка, прикрывавшая ноги Данаи -и вовсе исчезли, зато обнаружились ранние редакции картины. Некоторые предлагали законсервировать шедевр, поместив в хранилище, а в экспозицию представить копию. Однако из Москвы поступила директива: «Восстановить как можно быстрее!» Бригада реставраторов трудилась над восстановлением «Данаи» 12 лет. Только натеки с картины снимали более 2 лет. Решено было не ничего не дорисовывать и не удалять все последствия катастрофы. «Даная» появилась перед посетителями музея только в октябре 1997 года и под бронированным стеклом.

Судьба Майгиса сложилась гораздо прозаичнее — он долгое время находился в психушке и отказывался вспоминать эту историю с картиной Рембрандта. Недавно журналисты газеты «Лиетувос ритас» выяснили, что Бронюс Майгис живет сегодня в литовском пансионате, играет на местном рынке на аккордеоне и вроде как на досуге пишет воспоминания о покушении на «Данаю».

Текст и фото: Галина Андреева, паблик «Обратно в СССР» в Фейсбуке. Использованы материалы из газет «Известия» и «Комсомольская правда».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Бойтесь «Данайцев» | Aperture Science (Portal 2)

Автор: Татьяшка Иващенко.

15 июня 1985 года на один из ленинградских вокзалов прибыл уроженец Литвы Бронюс Антонович Майгис. В его багаже были ножи, серная кислота и самодельные взрывные устройства. Он направлялся в Эрмитаж.

Прибыв на место, 48-летний Бронюс целенаправленно направился к «голландцам», вежливо поздоровался со смотрительницей и подошёл к «Данае» Рембрандта. Крайне ценная картина в коллекции Эрмитажа в общем и России в частности. Полюбовавшись ею – совсем недолго!, — он достал нож, несколько раз полоснул по картине, затем достал баночку с кислотой и облил «Данаю». Больше ничего он сделать не успел: на крики прибежала охрана, вандала скрутили и увезли в милицию, а сотрудники музея остались спасать то, что ещё можно было спасти.

Кто же такой был этот Бронюс Майгис? Зачем он напал на картину? Давайте по порядку.

«Даная» после нападения.

По сути, он – никто. Родился в 1937 году в Литве, отца расстреляли в 1944 то ли за дезертирство, то ли за членство в «лесных братьях». Закончил четыре класса, за всю жизнь сменил множество мест работы, но подолгу нигде не задерживался. Постоянно писал жалобы государству, что работа на заводах подорвала его здоровье, и требовал пенсию по состоянию последнего. В 1970-х в Литве ему был поставлен диагноз «депрессивно-параноидальный синдром, возможно, шизофрения». Несколько лет до нападения жил в кладовке у знакомого, где при обыске нашли два молитвенника, журналы «Здоровье и труд» и «Международное право», несколько фотографий Гитлера, мини-версию собственной больничной карты и репродукции нескольких картин, «Данаи» в том числе.

Жизнь мечты, не так ли?

Пожалуй, единственное фото Бронюса Майгиса, которое сейчас можно найти.

При даче показаний Бронюс проявил ту же нестабильность, что и в жизни: сначала утверждал, что этот акт вандализма был нужен для привлечения внимания к оккупации Советами Литвы, затем, что это акт мести врачам, которые не обращали внимания на его жалобы, а третья версия (хоть она!) относилась уже к самой «Данае»: она порочная, она развращает общество, её необходимо поэтому уничтожить. На этом моменте врачи, наконец-то, обратили на него очень пристальное внимание и выдали заключение, где прописали: «Майгис Б. А. страдает хроническим заболеванием в форме шизофрении вялотекущей, лишающей его способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. По своему психическому состоянию (текущий шизофренический процесс) и характеру совершенного им общественно опасного деяния Майгис представляет особую угрозу для общества и нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа МВД СССР».

Таким образом наш герой переехал в психиатрическую больницу закрытого типа в городе Черняховск Калининградской области. Аминь.

А что же с «Данаей»?

На ней остались два глубоких пореза, 2,5 см и 12 см. Кислота почти полностью смыла тело царицы. Сразу же после нападения картину опрыскивали водой, минимизировать урон, но 27% живописи всё равно были утрачены. Высокое начальство не допускало утечки информации о происшествии в СМИ и настаивало, чтобы реставрация была завершена за год. Технически, однако, это было невозможно. Реставраторы Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина трудились над восстановлением картины 12 лет. Параллельно шли дискуссии, мол, тут уже ничего не поделать (господь, жги!), это будет не реставрация, а перерисовка.

Группа реставраторов за работой.

Работа предстояла огромная. Кислота повредила картину на разную глубину, краска отслаивалась от грунта. Для спасения от этого картину дважды пропитали осетрово-медовым клеем, которые эти слои закрепил. Кислота смешалась с краской, создав грязные рельефные натёки: их увлажняли водой, а затем очень аккуратно снимали в течение года. Порезанные места холста продублировали новым, такого же плетения. Провели работу с лаком: старый и так был в плохом состоянии, а нападение его добило. Несколько слоёв лака сняли, оставшиеся – выровняли. Таким образом стали лучше видны оттенки, которые художник использовал изначально. Последним этапом было восстановление живописных утрат, их сделали тонированием, то есть приглушали красками «раны» шедевра. Было решено оставить по возможности максимум руки автора, не закрашивая повреждённые места целиком. Например, «новая» версия картины лишилась покрывала у ног царицы.

Фрагмент картины после нападения.

Фрагмент до и после тонирования.

Здесь можно привести множество восклицаний вроде «титанический труд», «великолепная работа», «первоклассные специалисты», но лучше посмотрите на картинку 4: она проиллюстрирует работу реставраторов куда лучше слов.

В 1997 году «Даная» вернулась в Эрмитаж и по-прежнему радует посетителей. Теперь, правда, за бронированным стеклом.

Итог реставрации.

Бронюс Майгис же вернулся в Литву после распада Союза. С журналистами не общается, по-прежнему нелюдим. Его мнение о произошедшем укладывается в две фразы: «Никакого сожаления о том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».

Вот такая странная история странного человека. Пожалуйста, не разрушайте картины. Даже если они охраняются одной бабушкой-смотрительницей.

Автор: Татьяшка Иващенко.
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_284797

Пост с навигацией по Коту

Оригинал

Картина Рембрандта «Даная» — РИА Новости, 02.03.2020

Оракул предсказал Акрисию гибель от руки внука, и царь решил навечно заточить в темницу свою дочь Данаю. Но властитель Олимпа, всемогущий Зевс, в виде золотого дождя проник в подземелье прекрасной Данаи и стал ее возлюбленным.

Картину «Даная» Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник любил свою жену и часто изображал ее на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами походит на творения более позднего периода его творчества. Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине XX века. Оказалось, что картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд ее был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повернута ладонью вверх.

В 1656 году Рембрандт обанкротился, все его картины арестовали, в том числе и «Данаю». После распродажи имущества художника след картины потерялся. Лишь в XVIII веке картина обнаружилась у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трем его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица ЕкатеринаII начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекция Кроза, находящейся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретенных картин была «Даная» Рембрандта.

15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришел мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошел к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул ее содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет – в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению Ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провел шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был вскоре выпущен, ввиду отделения Литвы от Советского Союза.

Процесс реставрации картины начался сразу же. После консультации с химиками, художники-реставраторы начали промывку поверхности картины водой (в вертикальном положении) и добились прекращения химической реакции. Затем красочный слой был укреплен традиционным для эрмитажной реставрационной методики трехпроцентным осетрово-медовым клеем.

Для руководства реставрацией шедевра были созданы Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и представители администрации музея, и Рабочая комиссия Государственного Эрмитажа.

Сложнейшая реставрация картины длилась 12 лет. В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. Картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как бронированное стекло.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«В Эрмитаже произошёл акт вандализма» | «Вечёрка» Санкт-Петербург

Будучи музой художника красавица Саския была изображена молодым Рембрандтом в образе Данаи. Позируя, молодая Саския, наверное, даже вообразить не могла, что след, который она оставит в истории мировой живописи, будет не менее драматичен, чем её жизнь.

15 июня 1985 года в главном музее Санкт-Петербурга шёл самый обычный день. В зале фламандской и голландской живописи проходила очередная экскурсионная группа.

К «Данае» подошёл неприметный мужчина, ничем не отличающийся от основной массы посетителей, и… нанес два сквозных удара ножом по полотну, после чего трижды облил картину серной кислотой.

«Культурное преступление» было совершено 48-летним литовцем Бронюсом Майгисом. Виновник несколько раз называл разные причины содеянного. Изначально он заявлял свой акт вандализма как политическим протест. И действительно, существует распространенный слух о том, что, совершая свою атаку на «Данаю» Майгис кричал: «Свободу Литве!». Однако этот факт нигде не подтвержден документально.

Позже им заявлялось, что он всегда испытывал неприязнь к обнаженной натуре, которая является «образцом разврата». Эта версия может быть подтверждена тем, что в каморке Майгиса были найдены репродукции «Данаи» и других картин, находящихся в Москве. Оказалось, что у культурного преступника были подготовлены разные варианты проведения своей акции. Но всё решил билет на поезд в Ленинград.

Приехав в Ленинград, мужчина направился в вокзальный туалет, где привязал к ногам две металлические фляжки с серной кислотой и самодельные взрывные устройства. Банку с кислотой и нож спрятал в сумке. Малоизвестен тот факт, что одним из вариантов уничтожения картины, Майгис рассматривал подрыв. Решающую роль сыграло то, что в зале находилось ещё несколько человек, которые могли пострадать от взрыва, из-за чего Майгис решил не рисковать. Таким образом, можно даже сказать, что посетители «спасли» картину от полного уничтожения. Ведь если бы злоумышленнику удалось совершить задуманное, от картины бы не осталось ничего, кроме щепок от рамы.

Совершив акт нападения, Майгис не предпринимал попыток скрыться, при задержании не сопротивлялся. Позже им отмечалось, что его преступление не носит политического характера.

Атака на «Данаю» была для него знаком протеста. Дело в том, что длительное время Бронюс пытался добиться от медицинских работников назначения инвалидности, чтобы он мог официально не работать. Таким способом Майгис пытался привлечь внимание к своей проблеме.

Позже, по результатам судебной экспертизы, Майгис был признан невменяемым. Следователь отмечал, что, рассказывая о своем злодеянии, Бронюс был спокоен, не подавал признаков сожаления и не раскаивался.

Врачами был поставлен диагноз «вялотекущая шизофрения», после чего литовец был принудительно отправлен на лечение в психиатрическую больницу. В дальнейшем был депортирован на родину, спустя несколько лет был переведён в дом престарелых, где находится и по сей день.

Но что же случилось с шедевром Рембрандта?

В минуту происшествия 15 июня 1985 года мало кого интересовала персона злоумышленника. Сразу же после акта нападения сотрудники Эрмитажа начали ополаскивать полотно водой, чтобы убрать действующий реактив, длилось это полтора часа, после чего слой был укреплён трехпроцентным осетрово-медовым клеем.

Однако картине были нанесены серьёзные повреждения: больше всего пострадала женская фигура, растворилась драпировка, покрывающая ноги «Данаи», кислота оставила в картине глубокие борозды, которые заполнились подтеками краски – 30% письма Рембрандта были невозвратно утеряны.

Спустя три дня была созвана государственная комиссия, на которой ведущими экспертами реставрации решалась дальнейшая судьба «Данаи»: оставить полотно, как есть или начать реставрацию. В результате комиссии было принято решение восстановить полотно, при этом максимально сохранив руку мастера.

Так началась реставрация, которая продлилась 12 лет.

Чтобы спасти шедевр мировой живописи, трудились ведущие реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. Первым этапом работы была консервация картины. Был укреплён красочный слой и грунт, также реставраторами был подведён новый дублирующий холст.

Полтора года велась работа по удалению натёков под микроскопом. В местах утрат подводился новый реставрационный грунт. Восстановление утраченных фрагментов проводилось в традиционной для Эрмитажа технике масляной живописи.

Причём, на слое лака, который отделял авторскую живопись от реставрационного слоя, чтобы была возможность вернуть полотно в изначальный вид. Для восстановления «Данаи» были собраны шесть лучших её копий. Самой близкой к оригиналу была признана копия «Данаи», написанная неизвестным, которая находится в музее им. М.А. Врубеля.

В одном из интервью директор Эрмитажа говорил, что для реставраторов особой задачей было не повредить мазок художника, не вторгнуться в его живопись: «Наши реставраторы работали только при дневном свете. Важно было ни в коем случае не дописать ничего за художника. Что можно восстановить — восстановлено, что нельзя — того нет. Это видно простым глазом. Ноги Данаи были покрыты прозрачным покрывалом. Сейчас покрывала в ногах Данаи нет, никто его не дописывал. Многие черты лица и тела, которые больше всего пострадали, не восстановлены. Создается новое впечатление от картины, когда все её боковые части, весь фон вдруг стал по-новому виден».

Позже, во вступительной статье к книге «Даная. Судьба шедевра Рембрандта» Пиотровский писал: «Данае удалось сохранить душу. Искалеченная, она тем не менее жива, излучает свой таинственный свет».

И вот, после долгих лет работы, в 1997 году «Даная» была возвращена в зал голландской и фламандской школ. Около года была представлена выставка, с фотографиями и документами уникальной реставрации. Теперь «Даная» закрыта бронированным стеклом, во избежание повторных актов вандализма, так как нередко у преступников, совершающих такие громкие злодеяния появляются подражатели.

Михаил Пиотровский отметил: «К сожалению, мы живём в эпоху вандализма, и от него никто не застрахован. Есть хороший фильм про покушение на «Данаю». Но всякий раз, когда его показывают, думаю: вдруг это подействует на какого-нибудь неуравновешенного человека, и ему тоже захочется таким образом попасть в историю?»

Примечательно то, что картина имела интересную историю ещё при жизни мастера. Как уже отмечалось, в образе Данаи Рембрандт изобразил свою молодую жену Саскию Ван Эйленбюрх. После многочисленных родов Саския скончалась, а новой музой Рембрандта стала Гертье Диркс.

Позже Рембрандт придал «Данае» больше черт лица Гертье, и перерисовал купидона в правом верхнем углу, сделав его плачущим в знак скорби об ушедшей Саскии.

Внесение изменений подтвердилось рентгенографическим анализом картины.


Ольга Гуго

Будущее виртуальных музеев в свете необходимости страхования культурных ценностей

В 1985 году, позже признанный психически больным, Брониус Майгис облил серной кислотой картину Рембрандта «Даная», которая до сих пор находится в Эрмитаже. После 12 лет реставрационных работ картина снова заняла свое место в экспозиции петербургского музея за бронированным стеклом, а красочный слой был практически незаметен (опосредован стеклянной перегородкой) для посетителей, желавших увидеть знаменитого голландского мастера. «С натуры» (техника).

Копия картины «Даная» экспонируется в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля. И, с точки зрения истории искусства, почти нет разницы, где смотреть картину: в Эрмитаже, в Омском музее или на экране широкоформатного монитора, открыв одну из виртуальных галерей, внешний вид это, по мнению многих экспертов, продлит жизнь оригиналам культурного наследия и сэкономит существенную страховку при страховании картин или скульптур, перевозимых на выставки.

С появлением полноценных виртуальных галерей музеям больше не нужно будет владеть специализированным транспортным средством, требующим обслуживания и страховки. Рассчитать ОСАГО онлайн Каждый может убедиться, что «автогражданин» — не такая уж дорогостоящая статья расходов для музеев. Но помимо обязательного автострахования существует комплексное автострахование. Полис Каско (во много раз дороже ОСАГО) часто покупают музеи.

Организуя виртуальные 3D-галереи, можно было оставить то же самое. калькулятор каско без работы и потратить высвободившиеся деньги на реставрацию картин или музейных помещений.По мнению экспертов, в ближайшее время музеям, расположенным в старинных особняках, придется сократить количество посетителей, чтобы избежать разрушения построек. Например, комендантский час в Эрмитаже до последней реставрации находился в плачевном состоянии. Насколько «хватит» на этот раз — неизвестно.

Страхование культурных ценностей обязательно на время перевозки. Счетная палата России неоднократно напоминала об этом, в частности руководству того же Эрмитажа, пока в 2000 году Минкультуры РФ не заключило общий полис страхования всех культурных ценностей, экспонируемых на выставках в России и за рубежом.

Стоимость выпуска достигает, по разным оценкам, одного миллиарда долларов. Для сравнения, цифры на калькуляторе КАСКО, не говоря уже об сервисах, позволяющих рассчитать ОСАГО онлайн, просто смешны. Полная стоимость страхования позволит России развивать новейшие формы виртуальных музеев, не снижая при этом доходов обычных музеев.

Прибыль выставочных галерей вряд ли снизится из-за уникальности коллекций, тактильных и «естественных» способов восприятия.Идеальные копии на 3D-принтере позволят прикоснуться к экспонатам, модуляторы запаха создадут атмосферу художественной мастерской, а развитие «культурного» туризма поможет не только нашим музеям, но и стране в целом.

Отметим, что российские страховщики вряд ли поддержат массовый отказ музеев от посещения выставок. Страховщики теряют очень солидный джекпот. Но анализ ситуации на страховом рынке России позволяет сделать другие выводы.Страхование культурных ценностей в России не превышает 1% от суммы премий всех страховщиков за год. Цифра более чем скромная.

Кроме того, по мнению Art Consulting, у российских страховщиков нет возможности «плотно» заниматься страхованием культурных ценностей: нет персонала, способного отличить подделку от оригинала или рассчитать количественные показатели риска. Так, в мире процент фейковых картин, например, Айвазовского достигает 20%, а Сомова уже 60%.Дорогие обследования зачастую просто не подходят ни страховщикам, ни страхователям.

В 2006 году финансист Рустам Тарико потратил более 90 миллионов долларов на картину Пикассо «Дора Маар с кошкой» и, по некоторым данным, не смог застраховать полотно в России. Местонахождение картины неизвестно, и ее, как и многие другие предметы искусства из частных коллекций, теперь можно увидеть только в виртуальных выставочных залах, которые, однако, легко могут заменить оригинал фотографией с высоким разрешением и богатыми сопроводительными материалами.

История создания картины и интересные факты ее создания

В истории живописи немало картин с трагической и в то же время загадочной историей. Полотно «Даная» Рембрандта — одно из них. Сегодня картина демонстрируется ценителям искусства в зале голландской и фламандской живописи на втором этаже главного здания Эрмитажа. В целях безопасности «Дана» была защищена бронестеклом.

Вы спросите, почему такая осторожность? 15 июня 1985 года картина «Даная» Рембрандта подверглась нападению со стороны психически больного человека, который облил картину серной кислотой и применил несколько ножей с ножом.Этим человеком был житель Литвы Бронюс Майгис, который впоследствии объяснил акт вандализма политическими мотивами. Больше всего пострадала самая важная часть полотна — фигура Даная.

Реставрация длилась долгие 12 лет, и 14 октября 1997 года «Даная» Рембрандта заняла свое почетное место в зале Эрмитажа.

История создания картины ее истоков уходит в 1636 год. Полотно написано по истории древнегреческого мифа о Данае, эту историю разыгрывали многие известные художники.История повествует о прекрасной Данае, которую его собственный отец, царь древнегреческого города Аргос, заключил в темницу. Он боялся пророчества, в котором говорилось, что он умрет от руки своего внука, которого назовут Персеем. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в темницу. Вскоре красавица Даная родила сына Персея.

Рембрандт очень горячо любил свою жену Саскьяван Эйленбюрх и очень часто писал это на своих холстах.«Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник не выставлял на продажу. Полотно не покидало стен его дома до аукционной продажи всего его имущества в 1656 году. Искусствоведы терялись в догадках, почему сходство с Саскией на этой картине не было столь очевидным, как на других полотнах мастера. этого периода. Стиль живописи говорит о более позднем периоде его творчества.

Только в середине прошлого века с появлением флюороскопии реставраторам удалось приоткрыть завесу этой тайны.На снимках было видно, что на самом деле художник скопировал его после смерти супруги. Портрет женщины на нижнем слое картины был очень похож на Саксию. Позже он влюбился в другую женщину, кормилицу ее сына Гертье Диркса, поэтому в «Данаях» были объединены образы двух любимых женщин.

Еще один интересный факт: при написании золотого дождя (на картинке снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник смешал измельченный янтарь с масляной краской.

«Даная» Рембрандта находилась в Эрмитаже в те времена, когда покровителями музеев были короли, с помощью которых собирались коллекции. В 1772 году картину купила королева Екатерина II вместе с частью некогда большой коллекции произведений искусства барона Крозе во Франции. Это полотно на протяжении веков считалось одним из главных шедевров Эрмитажа.

Надо знать и помнить, что одним из величайших голландских художников золотого века является Рембрандт. «Даная» — не единственная картина художника, пострадавшего от вандалов.В прошлом веке Ночной дозор Рембрандта трижды подвергался нападениям. Поэтому сотрудники музея вынуждены прибегать к такой мере, как бронестекло.

Warum hat der Vandal dieses Bild gewählt?

Am 15. июня 1985, an einem schönen Sommersamstag, war die Leningrader Eremitage wie immer überfüllt. In dem Saal, der dem Werk des niederländischen Künstlers Rembrandt gewidmet ist, waren jedoch nur sehr wenige Besucher. Eine Gruppe von Ausflügen unter Anleitung eines Führers war irgendwo in der Nähe, hatte sich aber noch nicht an Rembrandt gewandt.

Гелесен фон Дмитрия Кременского

In der Nähe des Bildes «Danae» blieb ein kleiner Mann mittleren Alters stehen. Zuerst sah er sich um und rieb sich freudig die Hände: Es war absolut niemand neben ihm. Dann löste er die Knöpfe seiner Jacke, holte ein mit einer farblosen Flüssigkeit gefülltes Literglas aus seiner Achselhöhle und stellte es zu seinen Füßen. Danach nahm er ein Messer heraus und schnitt das Bild zweimal auf. Am Oberschenkel und Bauch von Danai. Dann spritzte er dreimal Schwefelsäure darauf.

Rache an sich selbst?

… Einige Jahre später, als in der UdSSR mehrere nationale Revolutionen beginnen, schrieb jemand, er sei ein Vandalismus, und es stellte sich heraus, dass er ein 48-jähriger Arbeitsloser aus Kaunas war, Bronius Maygis, der laut ! ». Aber die Litauer selbst bestreiten diese Tatsache — Missbrauch der großen Leinwand und der Weg zur Unabhängigkeit — immer noch auf verschiedenen Ebenen. Auf der anderen Seite wollte der Angreifer am wenigsten Aufmerksamkeit erregen — sein Ziel war eines: all Enttäuschungen im Leben in eine Art Protest umzuwandeln.Die außer Kontrolle geratenen Besucher hätten ihn daran hindern können, seinen finsteren Plan umzusetzen, und die Tatsache, dass dies das Ziel war, bestätigt indirekt die Tatsache, dass Bronus während der Haft keinteen Widerstand lex. Zu diesem Zeitpunkt hatte er seine Hauptaufgabe bereits erledigt, und was danach passieren würde, interessierte ihn wenig…

Ist Saskia die best, die Rembrandt im Leben gekannt hat?

Wir kennen dieses Bild als «Danae». In der Heimat des Künstlers sagen sie beim Anblick dieses Meisterwerks oft ein anderes Wort — Саския.So hieß die 21-jährige Schönheit, die der junge 27-jährige aufstrebende Porträtmaler Rembrandt 1634 in eine der Amsterdamer Kirchen brachte, um sie auf die Liste der Handlungen zu setzen. Sie ist die Tochter des Bürgermeisters der Stadt Lauwarden, er ist der Sohn eines Müllers aus Leiden. Sie wollte wirklich nicht für ihn geben, immer noch arm und nicht berühmt.

Wie sehr wird Gott ihr Glück messen? Dann ahnten sie das schrecklich wenig nicht. Acht Jahre später, im Juni 1642, betritt die untröstliche Witwerin die Oudekerk-Kirche nach dem Grab ihrer geliebten Frau.Verbrauch. Acht Jahre grenzenloses Glück. Vier Schwangerschaften, Geburt. Nur ein Kind, das letzte, wird überleben, indem es der Mutter während der Schwangerschaft die letzten Säfte des Lebens entzieht. Eine Bleistiftskizze des Porträts der Frau des Künstlers, die am dritten Tag nach der Hochzeit von ihm selbst angefertigt wurde. Und dieses Bild ist «Danae», das das Genie des Pinsels zwei Jahre nach der Hochzeit 1636 vollendete.

Aber beeil dich nicht, Danai ins Gesicht zu sehen und zu versuchen, Саския ин ихм цу эркеннен.Dies ist sie und gleichzeitig nicht sie. Nach dem Tod seiner geliebten Frau brauchte Rembrandt noch die Muse, der er seine Arbeit widmen würde. Er hat sie nicht sofort gefunden, und ihr Name ist nicht so berühmt, schon weil sie kein so tragisches Schicksal wie Saskia hatte. Einmal sah Gertier Dirks, mit dem sich der Meister nach dem Tod seiner Frau traf, ein Bild und machte dem Künstler einen großen Skandal: «Wen liebst du? Ich oder eine Frau, die schon lange nicht mehr da ist? »

Zeigen Sie keine Bilder zu Geliebten…

Рембрандт начал sich zu entschuldigen, aber ihre Worte berührten sie nicht sehr.Sie drohte zu gehen. Dann nahm er einen Pinsel und fing wieder an, an Saskias Gesicht zu arbeiten. Irgendwo änderte sich etwas, fügte hinzu. Gertier zeigte sich mit der Arbeit zufrieden — im Porträt der zweiten Ausgabe waren viel mehr ihrer Züge zu sehen als в Саскии. Aber die unermüdliche Frau würde hier nicht aufhören. Sie forderte, dass ihr Ehemann unbedingt die Haltung einer Lügnerin ändern solle. «Was ist das für eine Schande? Die linke Brust ist verengt, was sie unnatürlich erscheinen lässt.Schau mich genau an? Sehen Sie mindestens einen Fehler в мире? »

Der Künstler erkannte, dass dies auf unbestimmte Zeit weitergehen würde. Ohne ein Wort zu sagen, entfernte er das Bild von der Wand und trug es zur Speisekammer, damit Gertier sich nicht mehr festhielt. Und dann — er wird wahrscheinlich viele Frauen wie Gertier haben, aber vielleicht wird es überhaupt keine Meisterwerke wie Danae geben. Und bald verlangte die Mitbewohnerin zu eindringlich, dass Rembrandt sie heiraten sollte.Sie beschloss, die Behörden in diese Angelegenheit einzubeziehen — Rembrandt wurde in die «Familienstreitkammer» gerufen, wo die Richter den Künstler aufforderten, Gertier eine großzügige Entschädigung zu zahlen. Die Musik spielte jedoch nicht lange — ein Jahr später war sie im Gefängnis…

12 Jahre harte Arbeit

Aber in den letzten Jahren des turbulenten 20. Jahrhunderts. 15. Июнь 1985 г. «Даная» schien für immer verloren. Sie beginnen sofort, das Meisterwerk zu retten und die Leinwand mit Wasser zu waschen.Aber der wertvollste Teil des Gemäldes, die weibliche Figur, war sehr betroffen: Säure verbrannte tiefe Furchen in der Malschicht, die sofort die dunklen Farben füllten, die von der Oberseite des Gemäldes flossen, gemischt mit. Die Vorhänge, die Danais Beine bedeckten, lösten sich vollständig auf. Aber am Abend wurde die chemische Reaktion gestoppt. Computeranalysen ergaben, dass etwas weniger als 30 Prozent des Schreibens des Autors für immer verloren gingen…

Die Restauratoren haben lange 12 Jahre um die Restaurierung des Bildes gekämpft.Ende 1985 konnten sie den Anstrich und die Grundierung verstärken, den Lack restaurieren und eine neue Leinwandkopie anfertigen. Weitere zwei Jahre kämpften sie mit den Undichtigkeiten, die am 15. Juni 1985 auftraten, als Farbpartikel, die mit Säure und Wasser vermischt waren und vom oberen, dunklen Teil der Leinwand herabflossen, Danais Köistenrper umkrendrans. Obwohl es immer noch keine Einigkeit zwischen den Restauratoren gibt, riefen einige von ihnen dazu auf, das Gemälde nicht zu «verspotten», sondern alles so zu lassen, wie es ist…

1997 tauchte das Meisterwerk in der Eremitage wieder auf.Diesmal unter Panzerglas…

Und keine Reue…

Der Prozess gegen Bronius Maygis fand в Ленинградской области. Es endete am 26. Август 1985 г. mit der Verurteilung: sich Maygis schuldig zu bekennen und ihn von der strafrechtlichen Haftung als Geisteskranker (träge Schizophrenie) zu befreien. Er wurde einige Zeit в einer Psychiatrischen Klinik в Ленинграде behandelt und dann nach Litauen geschickt, wo er aus der Klinik entlassen wurde, weil Litauen ein unabhängiger Staat wurde. Einmal gelang es den Journalisten einer der republikanischen Zeitungen, den Vandalismus zu finden.Er wohnte in einer Pension und spielte sehr gern Akkordeon. Шляпа Майгис невод Тат береут? Anscheinend nicht. Er sagte einmal: «Ich bedaure nicht, dass ich ein Meisterwerk von Weltrang zerstört habe. Es bedeutet, dass er schlecht bewacht und geschätzt wurde, wenn ich es so leicht schaffte. «Warum wählte er dieses besondere Gemälde? Es wird gemunkelt, dass er den Hausmeister der Eremitage einmal gefragt hat: «Und wie viel kostet dieses Bild? Миллионен Рубель? Mehr? «Der Hausmeister antwortete:« Danae »ist von unschätzbarem Wert! Sie hat keinen Preis. Das ist ein Weltmeisterwerk! »

Ach, arme, arme Saskia. Sie war nicht dazu bestimmt herauszufinden, dass ihr einziger überlebender Sohn etwas mehr als 20 Jahre leben würde. Er heiratet und stibt, wenn seine Frau Schwanger ist. Sie wird ihrerseits eine Tochter zur Welt serveen und auch nach der Geburt sterben. Rembrandt wird sein Leben in völliger Armut beden, sein Haus wird beschlagnahmt und ein unhöflicher Schuster wird hineinfahren. Und der Grabstein aus Saskias Grab wird von Rembrandt an die Totengräber verkauft, um seine letzte Liebe zu begraben — Hendrik…

Migis hatte keine Ahnung davon.Er absolvierte kaum vier Schulstufen…

quadri di storia e fatti interessanti della sua creazione

Nella storia dell’arte ci sono una serie di dipinti con un tragico e allo stesso tempo una storia misteriosa. Питтура «Даная» Рембрандта — uno di loro. Oggi, l’immagine viene visualizzata for gli amanti dell’arte nella sala degli olandesi e dipinti fiamminghi al secondo piano dell’edificio Principale del Hermitage. Per motivi di sicurezza «dato» protetto vetro blindato.

Si può chiedere perché tale cautela? 15 января 1985 года вышло «Даная» Рембрандта, которое было атаковано одним малым человеком, чье тело было связано с солью тела питтура и кислоты и его сильным кольпитом с кольтелло. Questa persona era un residence della Lituania, Bronius Maygis, преемник вандализма из политических мотивов. Самый важный из них — это фигура Даная.

Реставрация продолжалась 12 месяцев в год, до 14 дней после дня 1997 года «Даная» Рембрандта была создана после того, как она прошла через зал Эрмитажа.

История питтуры, сделанная из первых рук в 1636 году. Эта история написана полностью греко-мифическим персонажем Даная, это история игры с множеством знаменитых художников. La Storia racconta della bella Dana, che il proprio padre, il re della città greca di Argo, è Entrato in Prigione. Aveva paura della profezia, che ha dichiarato, che sarebbe morto per mano di suo nipote, che saranno chiamati Perseo. Ma, nonostante tutto, il dio Zeus si trasformò в una pioggia d’oro, Penetro nel dungeon.Presto bella Danae ha dato alla luce suo figlio Perseo.

Рембрандт — это много неевреев, страдающих любовью от Саскии ван Уиленбург и его спеси, написанной на теле. «Даная» Рембрандта non ha fatto eccezione, questa immagine di l’artista non ha scritto per la vendita. Il web non ha lasciato le mura della sua casa fino alla vendita all’asta di tutte le sue attività nel 1656. Gli storici ricercatori-art sono stati persi in varie congetture perché somiglianze con Saskia in questo quadro non era chiarti come in altri маэстро дель периодо.питтура става парландо дель периодо пинь тардо делла суа опера.

Solo a metà del secolo scorso, con l’avvento dei Restauratori a raggi X, riuscito a sollevare il velo di segretezza. Immagini hanno mostrato che in realtà l’artista ha scritto dopo la morte della moglie. Ritratto di una donna al livello inferiore del dipinto aveva una forte somiglianza con i Sassoni. In seguito, si è innamorato di un’altra donna, il figlio di un infermiere Geert Dirks, quindi, «данные» le images delle due donne Preferenceite sono state combinate.

Interessante — это фатто, которое было написано для пуджи (не только фото, но и сотто) и luce dorata, che vediamo oggi, l’artista mescolato nel pittura ad olio ambrato schiacciato.

«Даная» Рембрандта — это место в Эремо, которое находится в окружении патронов, в музеях искусства, в духе разлуки и покоя. В 1772 году, он был приобретен за Марину Катерину II, и находится во Франции. Это блюдо для защиты от солнца является статусом единственного человека, принадлежащего к столице Эрмитажа.

Dobbiamo sapere e ricordare che uno dei pi grandi pittori del Secolo d’Oro olandese è un Rembrandt. «Даная» — Non una singola immagine dell’artista, vittima di vandali. Nel secolo scorso, «Ronda di notte» di Rembrandt tre volte sofferto dagli attacchi. Пертанто, персональный музей, вернувший ошибку, пришел к слепому ветру.

Вандализм по отношению к шедеврам искусства

25 мая 2018 года в Третьяковской галерее вандал повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (полотно более известно как «Иван Грозный убивает своего сына»).Это не первая акция вандализма не только по отношению к этой картине, но и по другим великим произведениям изобразительного искусства.

«В приступе душевной болезни» В январе 1913 года в Третьяковской галерее молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрама Балашова «в приступе душевной болезни» с криком « Хватит крови! Никакой крови! «Вырезать знаменитую картину Ильи Репина« Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года ». Три пореза прошли по лицу принца, но не коснулись глаз.Картина была спасена стараниями реставраторов и самого художника, приехавшего по вызову из своего загородного дома в Финляндии. Шедевр был спасен, но куратор Третьяковской галереи психологически не выдержал этого нападения и, узнав о порче картины, бросился под поезд.

«Акт протеста против ареста друга»

«Венера с зеркалом», Диего Веласкес, 1647.

В марте 1914 года в Лондонской национальной галерее 25-летняя Мэри Ричардсон нанесла удар ножом в нескольких местах картине Диего Веласкеса «Венера с зеркалом».Ричардсон была суфражисткой (участницей движения за предоставление женщинам избирательных прав — прим. Artspacedream.com) и одной из самых воинственных — она ​​жгла, била окна в МВД, взрывала вокзалы. Свое нападение на картину она назвала «актом протеста против ареста своей подруги». За повреждение картины Ричардсон был заключен в тюрьму на 6 месяцев.

«Приступ необъяснимого гнева» «Приступ необъяснимого гнева»

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи, 1503 год.

В 1956 году молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в припадке необъяснимой злости бросил камень в полотно Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джаконда). С тех пор на левом локте Моны Лизы появилась еле заметная вмятина. Всего за последнее десятилетие Мона Лиза подвергалась нападениям четыре раза, из-за участившихся случаев вандализма картину защищали пуленепробиваемым стеклом. Это помогло уберечь произведение от других атак.Например, в апреле 1974 года, когда Джаконда была выставлена ​​в Токийском национальном музее, японцы брызнули на картину красной краской — таким образом она протестовала против политики музея в отношении людей с ограниченными возможностями. Стекло спасло холст.

«По чину Иисуса Христа»

«Ночной дозор», Рембрандт, 1642.

В сентябре 1976 года в Рейхсмузеуме Амстердама бывший школьный учитель, психически больной голландец Вильгельм де Ринк, сделал 12 надрезов на шедевре Рембрандта «Ночной дозор» ножом для хлеба.Он пояснил, что повредил полотно якобы по приказу Иисуса Христа. Де Ринка отправили в психиатрическую больницу, где он покончил жизнь самоубийством.

«Политически мотивировано»

«Даная», Рембрандт, 1636 год.

В июне 1985 года литовец Бронюс Майгис ударил серной кислотой по полотну Рембрандта «Даная» в Эрмитаже и дважды проткнул полотно ножом. Он объяснил свои действия политическими мотивами.Мужчина был признан психически больным и отправлен на принудительное лечение.

«Вандализм vs. абстракционизм»

«Кто боится красного, желтого и синего III», Барнетт Ньюман, 1967.

В марте 1986 года в амстердамском музее Stedelek Герард Ян ван Бладерен вырезал картину американского абстракциониста Барнетта Ньюмана «Кто боится красного, желтого и синего III». Свою атаку он объяснил чтением монограммы о современном искусстве, в которой критиковались идеи абстракционизма.Он был отправлен в тюрьму на 8 месяцев, но не отказался от идеи «вандализма против абстракции». В ноябре 1997 года он снова пошел в музей, где вырезал еще одну картину Ньюмана «Cafedrue». Специальным постановлением голландских властей арт-террористу было отказано в доступе во все музеи страны.

«Недовольство политикой Тэтчер»

«Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», Леонардо да Винчи.

В июле 1987 года британец Роберт Кембридж пронес под пальто пистолет в Лондонскую национальную галерею.Он открыл огонь по картине Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Христом». Карту остановило защитное стекло, но его осколки серьезно повредили картину. Кембридж объяснил свой поступок «неудовлетворенностью политикой Тэтчер». Впоследствии его признали невменяемым.

«Против коммерциализации искусства»

«Белый крест сторонников превосходства», Казимир Малевич, 1927.

В январе 1997 года в музее Стеделек в Амстердаме житель Алма-Аты художник-акционист Александр Бренер нанес ущерб картине Казимира Малевича «Белый крест сторонников превосходства» (также известной как «Белый крест на сером фоне»). , «Супрематизм» — заметка на Artspacedream. com). Он нарисовал символ доллара на холсте зеленой краской из банки. Бренер объяснил свой поступок протестом против «коммерциализации искусства». Решением суда Бреннер был приговорен к пяти месяцам тюремного заключения плюс пять месяцев произвольного ареста. Кроме того, ему наложили двухлетний запрет на посещение Стеделека и обязали оплатить стоимость работ по реставрации картины.

«Акт политического неповиновения»

Справа — «Женщина в красном кресле», Пабло Пикассо, 1929 год.

В июне 2012 года в музее американского города Хьюстон Menil Collection 22-летний Уриэль Ландерос испортил картину художника Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле». С помощью спрея и трафарета вандал оставил на холсте изображение тореадора, быка и слово «conquista». Позже Ландерос сказал, что не жалеет о содеянном. Он назвал это актом политического неповиновения. «Это просто кусок ткани, который важнее человеческих страданий.Я хотел дать голос тем, кого не слышат. К сожалению, наше общество стало испорченным, жаждущим войны, убийств и изнасилований ».


история слике и занимливость од ньеговог настанка

У повести умение посты низ слика с трагическим и истовремено мистериозну прослость. Картина «Даная» Рембрандта — джедан од нджих. Danas je slika prikazana za ljubitelje umjetnosti u sali holandske i flamanski slika na other katu glavne zgrade Ermitaž. Из сигурносных разлога, «Даная» непробойным стаклом.

Možda se pitate zašto takav oprez? 15 июня 1985 года слика «данае» Рембрандта напала мысленно болестан човьек коди и полиомиелит сумпорном киселином слика платну и ударио неколико пута ножем. Та особа био становник Литва Брониус Майгис накнадно объяснио чин вандализма политическим мотивом. Najviše pogođeni je najvažniji dio tkanine — lik Danaja.

Restauracija je trajala 12 dugih godina, a sada Oktobar 14 1997 «Даная» Рембрандт и заузела свое почасно место у сали Эрмитаж.

Povijesti slikanja svoje korijene idu u 1636. Platno je napisano na povijesti drevnog grčkog mita o Danae, ova priča game s mnogim poznati umjetnici. Прича говори о прекрасной Дана, коди е отац, краль древног грчког града Аргос, ушао у тамнику. Bojao se proročanstva, u kojem se navodi da će umrijeti na rukama svog unuka, koji će se zvati Perseus. Али, упркос свему, болото Зевс претворио у златну кишу, ушла у тамнику. Ускоро прекрасным Даная му жё родила сина Персей.

Rembrandt je vrlo ljubazan voleo svoju ženu Saskia van Uylenburgh i često pisao ga na svoja platna.»Даная» Рембрандт nije bio izuzetak, ova slika umjetnika napisao nije na prodaju. Web nije ostavio zidovima svoje kuće do aukcijska prodaja sve svoje imovine u 1656. istoričari istraživači-art su izgubljeni u raznim nagaanja zašto sločnosti sa Saskia na ovoimaris, kamaa, b. Slikarstvo stil je govorio o kasnijem periodu svog rada.

Тек средним прохождение стола с появлением рентгеновских реставраторов uspio da podigne veo tajnosti. Slika je pokazala da je u stvari umjetnik ga je napisao nakon smrti njegove supruge. Портрет жене на дну слйка имао snažnu slčnost Saksonaca. Kasnije, on se zaljubio u other ženu, medicinska sestra sin Geert Dirks, dakle «s obzirom» slike od dva omiljena žene su zajedno.

Zanimljiva je činjenica da je prilikom pisanja zlatne kiše (Na Sli ispod) i zlatno svjetlo koje sada vidimo, umjetnik miješa u uljanom bojom slomiti ambera.

«Даная» Рембрандт дошао у Эрмитаж у данима када су кралеви били покровители музея, что прикупление и идее. 1772 г. Година, слика е купио царица Катарина II, заедно са великим диелом некада уметности збирке барон Крозат у Франкуской.Ova slika stoljećima smatran je jednim od najvećih remk-u Hermitage.

Moramo znati i zapamtiti da je jedan od najvećih slikara nizozemskog Zlatnog doba je Rembrandt. «Даная» — ни jedna slika umjetnika, žrtva vandala. У прошлом века, «Ночная стража» Рембрандта три пути патила од напада. Stoga, osoblje muzeja pribjeći mjerama kao što su oklopna stakla.

Udio u društvenim mrežama:

Povezani

Фотографии.

Картины Рембрандта с именами. Художник Рембрандт

Рембрандт Ван Рейн, картины которого можно увидеть во многих музеях мира, сегодня известен каждому жителю Земли.Страх и радость, удивление и негодование в его произведениях отражены настолько естественно, что им невозможно не поверить. Бешеная популярность, трагическая судьба и печальный закат жизни до сих пор являются поводом для сплетен и философских рассуждений.



Молодежь

Художник Рембрандт родился в семье пекаря в 1606 году в голландском городе Лейден, расположенном на берегу Рейна. Очень рано он почувствовал в себе артистический талант. Проучившись дома несколько лет, молодой человек отправился в Амстердам, чтобы брать уроки у известного художника Ластмана.Обучение длилось недолго, и в 19 лет Рембрандт вернулся в Лейден. В это время он пишет портреты своей семьи и друзей, а также уделяет большое внимание автопортретам. До наших дней сохранились многие работы автора, где он изображает себя в различных образах.



Признание

Однажды начинающий художник получает отличный заказ от гильдии хирургов. Так появляется произведение «Урок анатомии». Картина приносит Рембрандту признание. Он сразу получает более пятидесяти заказов на портреты дворян и дворян Амстердама.Одновременно с популярностью растет благосостояние мастера. Он начинает собирать антиквариат и антикварные костюмы. Он получает шикарный дом, наполненный изысканной антикварной мебелью и предметами искусства.



Саския

В 28 лет Рембрандт, картины которого становятся все более популярными, женится на богатой девушке Саскии. Он женился по любви и не только скопил, но и приумножил капитал любимой. Рембрандт боготворил свою жену, часто изображая в своих произведениях в различных образах.На одной из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» изображен счастливый Рембрандт с молодой женой. Одновременно художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Итак, есть картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Праздник Валтасара». К этому же периоду относится одно из самых известных произведений мастера Даная. Картина была скопирована художником несколько раз и имеет несколько авторских прав.



Закат жизни

Беззаботное время художника длилось недолго.Не всем нравился способ Рембрандта изобразить человека таким, какой он есть. После написания картины «Ночной дозор» разгорелся невероятный скандал. На полотне появились посторонние. Возможно, причина в том, что в самый разгар работы его возлюбленная Саския умирает от туберкулеза. На снимке наряду с фигурами лучников виден силуэт девушки, напоминающей жену хозяина. Популярность автора начинает снижаться. Новых заказов почти нет. Потеряв дом и все свое имущество, Рембрандт, картины которого приобретают новый, философский смысл, начинает изображать простых людей и своих близких.Он много пишет об образе своего сына, а также людей, которые его окружают в последние годы жизни. В это время родились картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет читающего сына Тита» и другими произведениями. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр — «Возвращение блудного сына». На этой картине мастер изображает себя вечным странником, который вынужден скитаться трудными дорогами вечной славы.В 1969 году, похоронив сына с невестой, умирает сам Рембрандт, навсегда оставивший свой творческий след в этом мире. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.



Самые известные картины Рембрандта. «Урок анатомии» (1632)

Эта картина — первый крупный заказ, полученный Рембрандтом после его переезда в Амстердам. На полотне изображено вскрытие, проведенное доктором Тулпом. Врач держит руки сухожильными щипцами, показывая ученикам, как сгибаются пальцы.Подобные групповые портреты в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Правда, как правило, им позировали участники группы, сидя в ряд. Рембрандт, картины которого были естественны и реалистичны, изображал студентов в тесном кругу, внимательно прислушиваясь к словам доктора Тулпа. Бледные лица и сам труп с яркими светлыми пятнами выделяются на темном и темном фоне картины. Работа принесла Рембрандту первую популярность, после чего заказы на автора посыпались с невероятной скоростью.



«Автопортрет с Саскией» (1635)

За свою жизнь Рембрандт написал невероятное количество автопортретов. Эта картина — одна из самых известных. Вот ликование художника от счастья иметь любимую. Эмоциональное состояние живописца отражается в открытом взгляде персонажей, в сияющем лице Рембрандта, словно задыхающемся от счастья и благополучия. Впрочем, в портрете таится и таинственность: ведь художник изображает себя в образе того самого «блудного сына», упивающегося обыкновенной куртизанкой.Как сильно отличается «блудный сын» на этом автопортрете от того, что знают зрители по одноименной картине!

Даная (1636)

Самая известная из картин Рембрандта. Он был написан на основе мифа о матери Персея Данаи. Согласно легенде, отец девушки узнал, что он умрет от сына собственной дочери, и заключил ее в темницу. Зевс вошел в плен в виде золотого дождя, после чего родился Персей. Картина привлекает необычным колоритом, характерным для творчества художника.В центре — обнаженная женщина, тело которой освещено ярким солнечным светом. В этом образе Рембрандт, на картинах которого часто изображены близкие ему люди, запечатлел образ своей любимой жены Саскии. Образ ангела атрибутировали после смерти жены. Кажется, он всегда оплакивает судьбу умершего. Рембрандт долгое время переписывал свое любимое детище, меняя настроение картины в соответствии со своими чувствами. Сочетание переливающихся тонов и золотистых бликов поражает своей изысканностью и великолепием.

Судьба картины удивительна и драматична, как и история жизни самого художника. Шедевр после смерти автора сменил множество владельцев. После приобретения работ Екатерины II Даная заняла почетное место в знаменитом собрании Эрмитажа. В 1985 году в музее произошел неприятный инцидент, который практически лишил мир возможности лицезреть творчество Рембрандта. Один сумасшедший подошел к картине и пролил на нее кислоту. Краска сразу начала пузыриться.Но злоумышленнику этого показалось мало: ему удалось сделать на полотне пару надрезов ножом, пока его не остановили. Ущерб затронул около 30% шедевра. Маньяком оказался некий Брониус Майгис, который спустя 6 лет пролежал в психиатрической клинике. Реставрация картины длилась 12 лет. Сейчас он выставлен в Эрмитаже под бронированным стеклом, защищающим шедевр от вандалов. Интересен еще один факт. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в кино.Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина».



«Ночной дозор» (1642)

Картина была заказана Рембрандтом как начальником пехотной дивизии. На полотне изображена рота ополченцев, идущая в поход. Мушкетеры, подбадриваемые барабанной дробью, изображены вместе с солдатами разного социального статуса и возраста, готовыми к бою. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Работа прорисована тщательно, все изображения и детали.Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей полное ощущение реальности происходящего. Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата. Апофеоз картины — триумфальная арка — символ былых успехов и предвестник новой славной победы. С помощью красочных красок (золотого, черного и желтого) зритель раскрывает энергию, драматизм и торжественность военного настроения.Характер и судьба каждого персонажа читается благодаря кисти известного художника.

Существует множество версий о девушке, изображенной почти в центре картины. Он отличается от всех яркими красками и ангельским внешним видом. Возможно, это талисман ополченцев. По другой версии, девушка — образ любимой жены автора, ушедшей в мир иной посреди живописи. Как известно, работа заказчиков не понравилась. Купив картину, они варварски разрезали полотно и повесили в банкетном зале.



«Возвращение блудного сына» (1666–1669 гг.)

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — одна из ярких вершин творчества известного художника. Написано в последние годы жизни мастера. На этот раз, когда он был очень стар и слаб, он нуждался и голодал. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Эта работа является заключением, подводящим итоги многолетних творческих странствий известного автора.Картина излучает всю теплоту и глубину палитры Рембрандта. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. В облике почтенного старика и его блудного сына выражена целая гамма разнообразных чувств: покаяние и любовь, милосердие и горечь запоздалого прозрения. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Он вложил весь накопленный творческий опыт, всю свою страсть, все свое вдохновение в свое детище.



Заключение

Сложно даже представить, как Рембрандт изобразил картины, описанные в этой статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *