Сколько давать чаевые официанту 🚩 Полезные советы
Инструкция
Сумма чаевых довольно сильно различается, в зависимости от того, на сколько вы «посидели», а также, в какой стране вы находитесь. Более или менее универсальным решением можно назвать идею давать чаевые в размере около 10% от суммы всего заказа.Оставлять на чай меньше 5% считается дурным тоном и проявлением жадности. Есть планка и с другой стороны: не следует давать чаевых больше, чем 25%. В России не существует традиции давать фиксированные чаевые, поэтому нередко люди просто оставляют ровную сумму, округляя то, что написано в чеке. В этом случае обязательно следует сказать официанту, что сдачи не нужно. Иногда посетители ресторанов предпочитают ничего не говорить, просто не забирая сдачу, но здесь самим официантам не совсем ясно, возможно, вы просто забыли эти деньги, а не оставили им на чай.
Чаевые в России оставляют в том случае, когда людям в ресторане понравилось. Если обслуживание было на высоте, еда вкусной, а официанты предупредительными, обязательно стоит оставить чаевые. Можно даже добавить сверх того, сколько вы оставляете обычно, чтобы поощрить персонал заведения. Обычно, если обслуживание бывает плохим, клиенты оставляют примерно 5%, а если очень хорошим, сумма нередко увеличивается до 15%. Больше 15% на чай дают, как правило, только расточительные или нетрезвые посетители.
Существуют правила хорошего тона, касающиеся чаевых. Например, в Германии принято говорить официанту, что вы довольны обслуживанием, когда вы оставляете чаевые. В России устоявшихся норм нет. Есть страны, где оставить чаевые считается оскорблением, например, это Япония. Полезно уточнить традиции, касающиеся чаевых перед тем, как вы поедете куда-то.
Некоторые заведения ставят коробку для чаевых прямо на кассе. Обычно на ней бывает написано что-то вроде «для чаевых», но порой изобретательные официанты придумывают различные смешные надписи, чтобы поднять настроение клиентам или рассмешить их. Надо сказать, что такая политика работает, чаевых в подобных коробках скапливается гораздо больше.
Обратите внимание
Политика использования чаевых различается, в зависимости от заведения. В некоторых местах официант забирает себе все чаевые, которые получил лично он, а в других чаевые складывают в общую кучу, сумму которой по окончанию смены делят на всех поровну. Бывает и такое, что чаевые уже включены в стоимость блюд, об этом дополнительно сообщается в меню или в счете.
Полезный совет
В некоторых заведениях чаевые, которые получает официант и бармен, значительно превышают размер их заработной платы. Размер чаевых зависит от качества обслуживания, вежливые и расторопные официанты всегда могут рассчитывать на хорошее вознаграждение от клиентов. Существуют страны, где официанты работают только за чаевые, не получая никакой зарплаты, например, это не редкость в США.
www.kakprosto.ru
Определяем сумму чаевых за хорошее обслуживание
Определяем сумму чаевых за хорошее обслуживание
Великолепно провели время в ресторане, вас порадовала кухня и обслуживание? Не забудьте оставить чаевые. Небольшая благодарность может быть основным заработком обслуживающего персонала заведения. Чаевые волнуют и официантов, и гостей. «Как так?», — спросите вы, не понимая, почему небольшое денежное вознаграждение вызывает противоречивые эмоции у любителей пабов и ресторанов. Ответ прост: «Мало кто знает, сколько оставлять чаевых». Далеко не во всех заведениях в чеке прописывают «процент персонала» от основного счёта. Гость теряется, не хочет дать слишком мало или много. Раскроем все карты. Разберёмся, сколько принято давать чаевых в разных странах, как и когда их лучше оставить.
История появления традиции благодарить за радушное обслуживание
В каком городе и когда впервые дали чаевые? Однозначный ответ на этот вопрос никто не даст. Существуют разные версии. По сей день они имеют право на существование. Однако все согласны с тем, что чаевые произошли от слова «чай».
Итак, вашему вниманию первая версия. Согласно ей, «виновниками» появления традиции давать чаевые были англичане. Дело в том, что в 18 столетии в Великобритании чаепитие считали мегапопулярным. Горячий напиток употребляли в специальных чайных зонах. В этих живописных садах стояли столики для гостей с табличками T.I.P.S. Под аббревиатурой подразумевали фразу To Insure Prompt Service. Если перевести её на русский, смысл будет следующим: «за быстрое обслуживание готовь деньги». Клиенты, которые не хотели долго ждать свой чай, платили по счёту и благодарили официантов не только на словах. Сверху обслуживающий персонал получал небольшое материальное вознаграждение.
Имеет ли это версия право на существование? Да, так как в кафе в некоторых странах на столах до сих пор стоят таблички с T.I.P.S. Любители отдыха в Египте и Турции могут убедиться в сказанном лично.
Теперь о другой версии появления чаевых. Её приверженцы рассказывают о том, что в 16 столетии в Германии ввели следующее понятие — trinkgeld. Означает оно «питьевые деньги». Что под этим понятием подразумевали немцы? Услугу, которую предоставляли бравые парни. Они за небольшую плату помогали отнести воду из городских колодцев до дома. Ресурс был бесплатен. Однако донести тяжёлые вёдра воды к дому мог не каждый, поэтому молодые люди предлагали свою помощь.
Также нельзя не упомянуть о русской версии появления чаевых. В 18–19 столетиях люди, которые любили проводить досуг в ресторане, начали благодарить официантов за оперативный и качественный сервис. Представителей обслуживающего персонала тогда называли половыми. Сколько же оставляли любители ресторанов расторопным официантам? Сумма была равна стоимости самого недорогого чая из меню. Не кажется ли вам эта версия самой правдоподобной?
Благодарили официантов и жители США. Первыми начали делать это ковбои. Они заходили в заведение и клали на стол некую сумму. Этим жестом ковбои показывали свою платёжеспособность, готовность оставить деньги сверху за хорошую работу. Если обслуживание устраивало посетителя, официант получал показанную ранее сумму.
Рассчитываем оптимальный размер чаевых
По этикету поведение гостя общественного заведения, который не отблагодарил официанта за хорошее обслуживание, считают некорректным. Хотя оставлять чаевые или нет — личное дело каждого. Правильно благодарить старательных работников пабов, кафе, ресторанов. Как же рассчитать оптимальную сумму? Она зависит от множества факторов:
- уровня заведения;
- сервиса;
- личностной точки зрения;
- суммы чека.
Зачастую сумма составляет 5–15 % от «общего приговора». Оптимальный процент определяет клиент с учётом упомянутых факторов и собственных впечатлений от посещения. В хорошем настроении щедрый человек отблагодарит сполна, а вот скупой найдёт недостатки даже при их отсутствии. Человеческий фактор никто не отменял. Да и не все знают правила этикета и следуют им.
Чаевые во время путешествий
Каждая страна — территориальная единица с уникальными традициями. Как говорят: «Что для русского — хорошо, для немца — смерть». У каждой нации есть свои правила. Установлены нормы и в области общепита. Далеко не везде принято давать чаевые. Да-да, такие страны существуют, при этом они прогрессивны и развиты.
Собираетесь в командировку или путешествие? В какое-либо заведение вы точно попадёте, чтобы вкусно покушать или просто выпить чашечку кофе. И, конечно же, наступит момент расчёта за заказ. Нужно ли благодарить официанта за хороший сервис, и сколько чаевых дать? Учитывайте информацию из следующей таблицы и принимайте правильное решение.
№ | Страны | Размер чаевых |
1. | Франция | Денежное вознаграждение за хороший сервис включают в сумму заказа. Называют его пурбуар. Благодарят в кафе и ресторанах 15% от суммы, указанной в чеке. Положен пурбуар также таксистам (5–10%), уборщицам (1–2 евро). |
2. | Испания, Португалия | Как, будучи в этих странах, отблагодарить за хороший сервис? Помимо заказа, дать 10–15% от суммы официантам, несколько евро — горничным. Порадовала поездка в такси? Не берите сдачу, если она невелика. Все останутся довольны. |
3. | ОАЭ | Правила в этом шикарном туристическом государстве весьма необычны и строги. Работникам отелям запрещают прикасаться к деньгам клиентов, которые лежат в номере. За качественный сервис туристы дают 1–2 доллара горничным и носильщикам. Таксисты, кстати, вознаграждения не ждут. Однако цену поездки нужно обсуждать во время посадки, а не высадки. Если этого не сделать, водитель вправе назвать заоблачную сумму. Оптимальный процент официантов в ОАЭ — 10. |
4. | Япония | Сервис стоит на первом месте в ресторанах, пабах, кафе. Работники не позволяют себе обслуживать гостя плохо. Всё ориентировано на клиента. Однако, несмотря на внимательное отношение, оставлять на чай в Японии не нужно. Как так? Хозяева и работники посчитают подобный шаг оскорбительным. Сдачу в японских ресторанах возвращают до копейки. И желательно всю её забрать, чтобы не обидеть гостеприимный народ. |
5. | Израиль | Чаевых тут ждут все, кто предоставляет какие-либо услуги, в размере 10–15%. |
6. | Таиланд, Индия | В этих странах люди не привыкли к чаевым. Туристы с ограниченным бюджетом могут рассчитываться строго по чеку. Однако несколько долларов положительно повлияют на уровень сервиса. |
7. | Чехия, Германия | Чаевые тут включают в чек. Однако обслуживающий персонал рассчитывает получить немного денег за старания. Если сервис порадовать, в расчётную книжечку можно положить мелочь или купюру небольшого номинала. |
8. | Новая Зеландия, Австрия | В этих странах не принято брать на чай. Однако обслуживающий персонал с удовольствием и радостью заберёт «сдачу». |
9. | Китай | В китайских ресторанах официально запрещено брать на чай. За выполнением этого правила внимательно следят во всех провинциальных заведениях. Однако в дорогих ресторанах можно оставить 4–5% от общей суммы чека. Чаевые у трудолюбивых китайцев радости не вызовут. Сначала они откажутся их брать. Повторная просьба изменит ситуацию. |
10. | Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия | Скандинавские государства не ждут от гостей благодарности в виде денег. Тут смело можно рассчитываться по чеку, не давая ни копейки сверху, и забирать сдачу. Если хочется оставить чаевые, лучше дать их прямо в руки. |
11. | Австрия, Нидерланды, Швейцария | Оставлять чаевые в обычных кафе — признак дурного тона. За обслуживание благодарят только в элитных заведениях. Размер вознаграждения — 3–10% от суммы. |
12. | Италия | Денежное вознаграждение за сервис называют коперто. Его включают в чек, и составляет он 5–10%. Помимо карпето, на столе можно оставить несколько евро. |
13. | Египет | Зарплата у египтян ничтожно мала, поэтому они возлагают надежды на щедрых туристов. Многие работники будут стоять и улыбаться до тех пор, пока клиент не даст 1–2 доллара. Слово «спасибо» в Египте никто не знает. Кстати, работают там только мужчины. Миссия женщин — рожать и воспитывать детей. Некоторые девочки даже не получают среднего образования, не умеют читать и писать. Родители не видят смысла учить свою дочь, так как ей в будущем не придётся работать. В кафе тут принято оставлять 10% от заказа. |
14. | Англия | В Великобритании никогда в чеках не указывают «процент официанта». Гости оставляют 10–15% от заказа. Барменов преимущественно благодарят бокалом пива или другого напитка. |
15. | Греция | Довольные клиенты никогда не дают деньги официантам непосредственно в руки. Чаевые называют фидоримы. Получают их услужливые носильщики, горничные, таксисты. |
16. | Канада, Америка | Гости заведений питания щедрые и радуют денежным вознаграждением всех работников. В Канаде и США чаевые получают бармены, официанты и уборщицы. За хороший сервис также принято благодарить таксистов и горничных в отелях. Процент вознаграждения в элитных ресторанах от суммы чека равен 25%. Если гость оставил мало чаевых или не сделал этого вовсе, администратор беседует с обслуживающим персоналом. Считается, что работник недостаточно хорошо обслужил посетителя. |
17. | Турция, Болгария | Вознаграждают старательных работников ресторанов и кафе бакшишем. Его размер прописывают в «конечном приговоре». Однако, помимо бакшиша, работники ждут ещё денег. Учитывая традиции Болгарии и Турции, туристу приходится платить трижды! Помимо бакшиша, вполне нормально дать не больше 1–2 долларов. |
18. | СНГ | В России и странах-соседях размер благодарности официанту в основном зависит от уровня места общепита. Довольные клиенты ресторанов оставляют 10–15 % от суммы чека. В кафе среднего уровня официанты получают меньше. Гости зачастую округляют сумму в чеке и уходят, не дожидаясь сдачи. В кафе-столовых и «Макдональдсах» обслуживающий персонал редко благодарят. |
www.obed-online.ru
Кому и сколько давать чаевых, чтобы не опозориться
Сколько стран, столько и обычаев. Это касается любой сферы жизни, в том числе и общепита — правил поведения, выбора блюд и даже чаевых. Туристу не всегда легко определиться, стоит ли дать на чай и в каком количестве.
Везде ли принято оставлять чаевые
В Китае и Японии культура чаевых не развита. К тому же подобное поведение считается дурным тоном. Если какой-нибудь обслуживающий персонал поймают на том, что он принимает благодарность от гостя, то это прямая дорога к увольнению.
Такие устои присутствуют и в Скандинавских странах. Здесь сервисный сбор уже включен в счет за отель или ресторан. Дополнительно благодарить водителей такси и носильщиков в Скандинавии не принято.
Другая категория стран, таких как Россия, Таиланд, ОАЭ, Турция и многие европейские страны, оставляют выбор оставлять на чай за вами. В этих регионах вы по желанию можете одарить благодарностью и горничную, и таксиста, и гида. Для подобных специальностей достаточно оставить всего 1-2 евро.
В ресторане, как это часто бывает, сумма чаевых колеблется в районе 10% от стоимости вашего ужина.
А вот в Англии подобное стоит делать ненавязчиво. Например, чтобы поблагодарить бармена, можно купить дополнительный напиток и сказать, что это для него. Если вы уж намерились добавить к счету немного наличных, то лучше не превышать лимит в 1-2 фунта.
Есть и такие страны, где благодарить за обслуживание крайне необходимо. В США возможный процент чаевых прописан в чеке. Как правило, вам не оставляют выбора, чтобы вообще не доплачивать, т.к. подобное поведение вызовет бурное негодование у персонала.
Смотрите также:
Дойдет и до того, что к вам подойдет менеджер и начнет допытливо выяснять, чем вам не угодили.
Каков же обязательный процент? В ресторанах оставляют от 10% до 25%, таксисту дают не меньше 15%, а в фаст-фудах, как минимум, нужно положить 2 доллара.
Отблагодарить обслуживающий персонал отеля также входит в ваши обязанности. Тут придется выложить от 2 до 5 долларов в день.
Основные традиции подачи чаевых
Опытные путешественники осведомлены, что в зависимости от страны, форма подачи чаевых может отличаться. Во многих странах официанты не наседают на посетителей, а в других прямо таки требуют.
Обычно денежное вознаграждение оставляют под пустой чашкой или тарелкой, кладут в счет или просто не забирают сдачу.
Носильщикам и гардеробщикам принято давать прямо в руки. Чтобы отблагодарить порядочного таксиста, можно не забирать сдачу. Горничным чаевые оставляют на видном месте, например, на тумбочке.
Смотрите также:
Сколько положено давать
Из-за того, что во всем мире к денежному вознаграждению за предоставляемые услуги относятся по-разному, разнится и оставляемая сумма. Судя из сказанного выше, больше всего придется отдать в Штатах (в среднем 15% от счета). Во Франции этот процент чуть меньше и равен 10%.
Испанцы предпочитают оставлять не больше 7%. В Египте подобное явление очень редкое среди местного населения.
Также стоит обращать внимание на счет, выставленный вам в заведении. Не является редким тот случай, когда в нем уже учтена сумма за обслуживание. В таком случае сверху платить не имеет смысла.
В любом случае принудительно давать на чай заставить вас не могут. К тому же есть случаи, когда сервис вам мог прийтись не по душе. Поэтому решение всегда остается за вами.
Загрузка…Поделитесь в сетях!
pan.ru
сколько давать на чай в ресторане, кафе, отеле в России и за границей. Совет на Туристер.Ру
Чаевые как форма добровольного вознаграждения за качественный сервис — норма во многих популярных у туристов странах.
Закономерные вопросы вызывает этикет оставления чаевых: когда, кому и сколько платить, как передавать деньги — лично или оставлять на видном месте. Наконец, чаевые — это не только пункт этикета, но и статья расходов, которую нужно предусмотреть заранее.
На многолюдных курортах и в странах, где традиция давать чаевые сложилась исторически, дополнительное денежное поощрение получают официанты, бармены, гостиничный персонал, стюардессы, водители автобусов и такси, гиды, реже — парикмахеры и работники заправок.
В то же время этикет других стран не только не предполагает денежной благодарности за и так оплаченную услугу, но и дает основание расценивать такой порыв как способ унизить обслуживающий персонал. Именно поэтому перед поездкой всегда уместно ознакомиться с традициями страны, которую вы собираетесь посетить.
Сколько принято оставлять чаевых
Оптимальный размер чаевых различается по странам, а часто и по регионам внутри страны. Градация платежей наблюдается по сферам обслуживания. Ниже приведен средний размер чаевых за рубежом: кто и сколько получает в зависимости от профессии.
- Официант, бармен, повар — 10%;
- Таксист — 10–15%;
- Носильщик — 1–2 евро;
- Горничная — 5 евро в неделю;
- Экскурсовод — 5–10 евро;
- Курьер — 1–2 евро;
- Стюардесса — 5 евро.
Оставить чаевые можно не только наличными, в некоторых ресторанах предлагают выбрать сумму для списывания с карты. В ряде заведений фастфуда, небольших отелях вопрос с вознаграждениями для персонала решается еще проще: на видном места стоит банка для чаевых (Tip jar).
Беспокоиться о размере чаевых не нужно, если они включены в счет и уже прописаны отдельной строкой. И если сервис был превосходным, даже в таком случае можно отблагодарить дополнительно, прибавив от себя еще 5–10% к чеку.
Чаевые в России
В России чаевые в основном оставляют в кафе и ресторанах — официантам. На практике закрепляется европейское правило — от 10% от счета, аналогично — в Беларуси, Украине, Казахстане. В таком же размере можно выразить благодарность повару или бармену.
Актуальный в первую очередь для офисных работников вопрос — давать ли чаевые на бизнес-ланче — каждый вправе решать самостоятельно. Доплаты в виде чаевых в целом остаются добровольными.
В отелях чаевые в России дают реже, чем в ресторанах. Сумма, оставляемая для горничных и носильщиков, зависит и от статуса гостиницы. Сохраняется разница между стоимостью услуг и, соответственно, чаевыми в Москве, Санкт-Петербурге и в регионах.
Чаевые в Турции
Размер чаевых в Турции умеренный — в пределах 5–10% от суммы счета. Выше могут быть чаевые в престижном ресторане (около 15%, если уже не указаны в счете) при посещении хаммама (15–20%), по желанию — чаевые гиду и водителю автобуса. Отельному персоналу, носильщикам и горничным, уместно оставлять в качестве благодарности 1–2 доллара. В ресторанах и отелях также распространены коробки для чаевых.
Чаевые на Кипре
Распространенный размер чаевых на Кипре — 5–10% от стоимости заказа по усмотрению клиента. Внимательно изучите полученный счет: в него уже может быть включено обслуживание, и тогда доплата не требуется. Чаевые в отелях тоже добровольные: 1–2 евро горничной и 5 евро администратору, причем передавать деньги желательно лично, далеко не везде персонал принимает мелочь или купюры, оставленные на постели.
Чаевые в Таиланде
Решая вопрос с чаевыми в Таиланде, вы можете смело довериться собственным симпатиям и благодарить только за хорошо указанную услугу. Демонстративная щедрость ни к чему, ориентиром остаются классические 10% на чай. Кому оставлять чаевые? Официантам, горничным, носильщикам и администраторам отелей, гидам, массажистам.
Чаевые во Вьетнаме
Никаких обычаев и правил, касающихся финансовой благодарности, во Вьетнаме нет. «Коридор» для чаевых — 3–10%, уместно просто заплатить больше, чем в предъявленном счете. Передавать деньги желательно лично в руки, а не оставлять на видном месте в номере.
Чаевые в Тунисе
Доплата за обслуживание в Тунисе не является обязательной, но желательна в знак благодарности официантам (10%), носильщикам (1 динар), горничным (5 динаров в неделю), гидам (групповые экскурсии) и водителям — по 3–5 динаров.
Чаевые в Израиле
За хорошее обслуживание официанты израильских ресторанов и кафе будут рады получить 10–15% сверх счета, хотя чаевые в стране в основном остаются добровольными. В некоторых местах плата за обслуживание уже входит в счет. Хороший тон для иностранцев в такси — округлить до целого шекеля в большую сторону. Вознаграждение для носильщиков, горничных, курьеров в Израиле — от 5 до 10 шекелей.
Чаевые на Бали
На популярном у туристов острове Бали и в Индонезии в целом размер чаевых весьма скромный по международным меркам. При этом стоит иметь в виду, что в балийских ресторанах доплата за сервис уже включена в счет и обычно составляет до 5%. Считается нормальным оставить горничной 0,5 доллара (около 7000 местных рупий), а носильщику — по 0,2 доллара за чемодан. В такси оставляют сдачу.
Чаевые в Европе
В странах Европы нормы чаевых различаются, но в основном составляют 10–15% от счета, в ресторанах нередко уже входят в конечную сумму — выведены отдельной строкой в чеке.
Не забывайте, что в странах, где приняты чаевые, такая форма благодарности будет уместна и по отношению к гидам, водителям экскурсионных автобусов.
Италия
Ситуация с чаевыми в Италии не так проста: в ресторанах эта сумма нередко включена в счет, но допустимо оставить и сверх — около 10%; а в отелях такую благодарность могут принять далеко не всегда. В такси будет удобно как округлить сумму, так и немного доплатить. Обслуживающему персоналу желательно вручать деньги лично, а не оставлять в номере.
Испания
Предъявляемый счет в Испании всегда конечный, практики «условно обязательных» чаевых в стране нет, а в качестве благодарности можно оставлять даже мелочь — никто не обидится. Доплата клиента за сервис может достигать 3–10% от чека. Стоимость проезда в такси округляется до следующего евро.
Чехия
Размер чаевых в Чехии — 10%. В некоторых ресторанах в Праге и популярных курортных городах чаевые по умолчанию включаются в заказ и выводятся отдельной строкой в чеке. В такси и на экскурсиях можно округлить сумму в большую сторону. В отелях оставлять чаевые желательно с запиской — так ваши намерения точно поймут.
Германия
В размере 5–10% чаевые, как правило, уместно оставлять в кафе и ресторанах, хотя в счет уже входит сбор за обслуживание. При расчете официанту нужно назвать полную сумму, самостоятельно посчитав и включив в нее чаевые. Оплатить можно в том числе и картой. Если счет небольшой, до 10 евро, то за обслуживание оставляют 1 евро либо сдачу. Счет в такси в Германии просто округляют. В номере отеля для персонала можно оставить 1–2 евро, хотя эту практику и нельзя назвать повсеместной.
Страна | Включены в счет | Дополнительно, по желанию | Особенности |
Австрия | 10% в большинстве ресторанов. | 5% | |
Бельгия | 10% в кафе и ресторанах. | 5% | В такси сумму округляют или добавляют пару евро. |
Болгария | — | Размер не установлен, в престижных ресторанах — до 10%; персоналу гостиниц — 1–2 лева. | В такси водители часто округляют сумму. |
Великобритания | 10% в кафе и ресторанах. | В такси — 10% либо 1 фунт, носильщику — 1 фунт. | В пабах оставлять не принято. |
Венгрия | — | Стандартные — 10%, в дорогих ресторанах и элитных отелях — 20%. | За обслуживание принято доплачивать официантам, горничным, таксистам, парикмахерам, заправщикам. |
Греция | До 10–13% в некоторых ресторанах. | 5–10%, если не включены в счет. В отеле, такси — 1–2 евро. | |
Латвия | 5–10% | 1–2 евро горничной и 1 евро носильщику. | Чаевые в отелях — редкость. |
Литва | 5–10% | В любом размере, по желанию (нормально — 1 лит, 1 евро). | |
Польша | — | До 10% либо округлить в большую сторону. Горничной — 3–5 злотых. | В такси водитель выдает сдачу полностью, даже мелочью. |
Португалия | Входят в стоимость блюд в ресторанах и кафе. | До 10% либо 1 евро в ресторанах, отелях (горничной и носильщикам), такси. | |
Франция | 10–15% | До 5%, если не включены в счет. | |
Хорватия | В ресторанах часто включены в счет. | 10% от суммы счета (если не включены). В отелях: горничным — 5 кун, носильщикам и барменам — 5–10 кун. | |
Черногория | В ряде мест могут быть указаны в чеке. | 1 евро либо до 10% обслуживающему персоналу. | |
Швейцария | В ресторанах, гостиницах и такси. | Приемлемо — 1–2 франка. | В основном чаевые даются за дополнительные услуги. |
Эстония | 5–10% | До 10% |
Чаевые в США
Культура чаевых в США развита настолько, что дополнительную оплату труда ожидает большинство сотрудников сервиса, существует даже градация чаевых по городам и сферам обслуживания.
Размер чаевых в Америке периодически вызывает недовольство туристов: доплачивать рекомендуется 15–25% сверх счета и выделить менее 10% уже считается неприличным. Такие весьма щедрые суммы даже по сравнению с европейскими странами объясняются просто: для сотрудников кафе и ресторанов, получающих минимальную почасовую зарплату, чаевые часто составляют основную часть дохода. Небольшие чаевые (1–5 доллара) американцы иногда оставляют даже в заведениях с самообслуживанием.
В гостиницах доплачивать принято метрдотелю, портье, горничной. Приемлемая сумма зависит от региона и статуса отеля.
Чаевые таксистам — 15% в дополнение к сумме по счетчику. Парикмахерам и специалистам по маникюру оставляют около 20%.
Однако отказаться от выплаты чаевых можно даже в США, если не устроило качество обслуживания.
На практике разобраться с градацией чаевых в США и Канаде, где закрепились схожие традиции, может помочь приложение-калькулятор для расчета чаевых, в который включены и советы по размеру доплаты.
Подробнее — в советах опытных путешественников на Туристер.Ру:
В каких странах не принято оставлять чаевые
Япония — классический пример страны, где желание дать чаевые может быть принято за оскорбление. Туристам вовсе не стоит беспокоиться о доплатах и вникать в тонкости оставления денег до услуги — этот момент этикета весьма деликатный и касается в основном социальных отношений между японцами.
Категорический отказ от чаевых можно встретить и в Южной Корее. Считается, что за все товары и услуги уже назначена достаточная цена. Разумеется, в отелях и ресторанах западного типа к чаевым относятся спокойно.
В Китае в большинстве случаев чаевые не приняты, в том числе в Гонконге. Исключение — дорогие рестораны, заведения европейской кухни: однако там в счет нередко уже включен сервисный сбор, но и от дополнительных материальных «спасибо» никто не откажется.
Чаевые в Сингапуре не одобряются местными властями, и в некоторых местах можно даже встретить знаки, указывающие на этот запрет. В отелях и ресторанах сбор входит в счет.
В Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции давать на чай тоже не нужно: плата за обслуживание в ресторанах, гостиницах и такси уже включена в счет.
Чаевые в круизе
Под чаевыми в морских круизах обычно понимается сервисный сбор, который является обязательным у большинства международных компаний: насчитывается по дням, а списываться может как посуточно, так и в последний день круиза, либо оплачивается наличными (по выбору). Так как чаевые могут составлять существенную сумму даже в сравнении со стоимостью круиза, уточнять условия их начисления нужно заранее.
В конце круиза можно отказаться от выплаты чаевых, заполнив соответствующее заявление на ресепшене. Однако для этого потребуется указать, что именно в сервисе вас не устроило. Так как на круизных лайнерах обслуживание обычно на высоком уровне, пассажирские отказы от выплаты чаевых минимальны и считаются дурным тоном.
Если у вас остались вопросы по теме чаевых за границей, их можно задать в разделе «Вопросы и ответы на Туристер.Ру», выбрав интересующее направление: тогда отвечать будут эксперты по региону. Смотрите также это подробное обсуждение.
Дорогие читатели, а сколько вы даете на чай в путешествиях? Будем признательны, если вы поделитесь в комментариях ниже своим опытом.
www.tourister.ru
На какие чаевые рассчитывают официанты в России – Варламов.ру – ЖЖ
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Interesting
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
varlamov.ru
Сколько оставлять чаевых официанту
Каждый человек в своей жизни хотя бы раз посещал ресторан и сталкивался с вопросом: оставлять официанту чаевые или нет? С одной стороны, оставлять на чай – это старая традиция, с другой стороны, давать или не давать деньги зависит от того, насколько они были заслужены.
Сколько принято оставлять чаевых
В каждой стране существуют собственные неписаные законы или порядки насчет того, сколько процентов чаевых следует оставить при посещении ресторанов или кафе.
Размер чаевых зависит от множества факторов, в числе которых:
- уровень качества обслуживания;
- вид заведения по степени элитности;
- личная позиция клиента;
- сумма чека.
Чаще всего принято по этикету оставлять от 5 до 20 % суммы заказа, но эта цифра может существенно изменяться в зависимости от страны
Например, в Японии официант может догнать посетителя и отдать ему деньги, оставленные на чай, поскольку в стране восходящего солнца оставлять на чай не принято.
В Европе сумма «на чай» также разнится в зависимости от страны. В большинстве своем в Центральной Европе нормальным считается оставить «на чай» за качественное обслуживание не более 15 % от суммы заказа. В Италии данный процент существенно ниже, поскольку официанты имеют привычку завышать сумму сделанного посетителем заказа. А чем севернее продвигаться вглубь Европы, тем ниже требуется оставить в качестве чаевых. Сумма чаевых в России также составляет общепринятые 10–12 % от заказа.
Оставлять «на чай» или нет? Это зависит от собственного желания клиента. При этом, согласно данным статистики, примерно 30 % всего населения всегда оставляет официантам или обслуживающему персоналу небольшое вознаграждение, 30 % постоянно пребывают в замешательстве, сколько оставить и как это сделать, а оставшееся число не платит просто принципиально.
Хотя нет установленного закона платить чаевые, но будет не лишним, если качество и скорость обслуживания были на высоте, оставить официанту небольшое вознаграждение, поскольку данная сумма будет его дополнительным заработком и простимулирует работать еще лучше.
Однако не стоит опасаться не оставлять «на чай» из боязни, что в следующий раз отношение будет предвзятым. Каждый официант или любое лицо из обслуживающего персонала в первую очередь должно выполнять свою основную работу.
История появления чаевых
Термин «чаевые» подразумевает вручаемую на добровольной основе со стороны клиента обслуживающему персоналу некую сумму сверх указанной стоимости счета.
История возникновения данного явления туманна, и каждая страна претендует на собственную версию появления словосочетания «на чай»
Самые распространенные версии:
1. Англия. В 18 веке питье чая в Англии происходило в специальных «чайных садах», где на самых презентабельных столиках были таблички с аббревиатурой TIPS, что в переводе означает «ускоренное обслуживание за плату сверх установленных расценок». До сих пор в некоторых туристических странах можно увидеть подобные таблички в кафе или в ресторане.
2. Германия. В Германии возникновение понятия «чаевые» восходит к 16 веку. Тогда в каждом городе имелись колодцы для публичного пользования, и каждый желающий мог набрать воды. Подростки в порядке помощи предлагали свои услуги за символическую плату.
3. Россия. В позапрошлом столетии в России было принято давать половому небольшую сумму денег, которая равнялась самой дешевой порции чая. Половой – это современный официант. Это мера полагала повышение скорости обслуживания.
4. США. В Америке бытует история, что во времена Дикого Запада ковбой, посещающий салун, всегда кидал официанту некоторую сумму денег, что подразумевало возможность последнему заработать при хорошем обслуживании посетителя.
Видео по теме
skolkoinfo.ru
Чаевые: правила, происхождение и возможная революция
Шеф-повар ресторанов Delicatessen и «Юность» Иван Шишкин обладает энциклопедическими познаниями о мире еды, любит о ней говорить и умеет в нее влюблять. «Афиша Daily» представляет конспект части лекции, первой в 2017 году.
Чаевые: давать или не давать
Представьте себе: потребитель пришел в ресторан, повесил одежду, сел. Его главная задача, внутреннее обязательство — сделать заказ. Он находится в ожидании и волнуется, потому что задача должна быть выполнена. Заказ приняли — начинается новый цикл ожидания. Принесли вилки — цикл опять обнулился. Поставили стакан воды — новый цикл. Таким образом, кстати, можно довольно долго человека держать без еды. Один из секретов успешного ресторана — не позволять гостю чувствовать себя брошенным. Обслуживать его.
Сервис — это то, за чем люди во многом приходят в ресторан: не только за экзотической едой, но и чтобы быть обслуженными, поесть и не готовить. Человек платит за это деньги, зачастую довольно большие. Он получает эмоции, впечатления, питательные вещества и, помимо прочего, отдыхает. Разумно, что официант предполагает получить награду. При оплате чека возникает вопрос, который в отличие от процесса ожидания уже не так вдохновляет: «Сколько заплатить человеку, который вас обслужил? Как сделать так, чтобы ему было приятно?» Люди оставляют чаевые. Потому что предполагают, что иного варианта нет. И зачастую это так.
Помните начальную сцену из «Бешеных псов»? Одно из самых красноречивых высказываний о ценности чаевых и их месте в американской жизни. Тем не менее это касается и наших ресторанов, ведь в России по-любому вынь да положь 10 процентов, иначе — дурной тон.
Происхождение чаевых
Что такое чаевые? По сути дела, это способ расплатиться с обслуживающим персоналом помимо кассы. Я читал, что в Средние века перед казнью будущая жертва посылала золотую монетку палачу, чтобы тот половчее срубил башку. Это были «горловые» — способ коррумпировать исполнителя помимо естественной системы оплаты его труда.
Происхождение названия «чаевые» достоверно неизвестно. Насчет появления слова tips ломается огромное количество копий. Тут есть любопытнейшая легенда о том, что tips — это аббревиатура от to insure prompt service, «для обеспечения скорости обслуживания». Якобы в Британии в чайных салонах и постоялых дворах стояла коробочка, в которую гость мог закинуть монетку и таким образом обратить на себя внимание обслуживающего персонала. Лингвисты долго спорили по этому поводу, пока не выяснилось, что до XX века в английском языке фактически не было акронимов и ожидать, что в XVIII веке англичане могли делать подобные аббревиатуры, не приходится. Поэтому tips в этом значении скорее бэкроним. Доказано, что слово происходит от тайного уголовного языка, используемого в Британии конца XVI — начала XVII века, где to tip означало «делиться, отдавать какую-то часть кому-то». В начале XVIII века оно попало в литературный английский язык в значении «делиться чем-то, дать что-то небольшое».
Чаевые как повод для скандала
Во многих странах чаевые — это must, который необходимо оставить, вплоть до скандалов. В 2004 году в Нью-Джерси человека арестовали за то, что он недоплатил чаевых в ресторане Sopranoʼs Grill. В итоге судья решил, что задержали человека незаконно, потому что чаевые — добровольная благодарность, если в чеке не написано, что это обязательный сервисный сбор. Вообще, в Нью-Йорке, например, это мучительный и сложный процесс, когда ты приходишь и смотришь на цену, в уме добавляешь налог с продаж и вычисляешь 18 процентов, пересчитываешь мелочь в кармане и не дай бог просчитался и оставил чуть меньше, за тобой уже бегут со словами: «Что не так?»
Великий Дэнни Майер, restaurateur extraordinaire, человек, который придумал Gramercy Tavern, Eleven Madison Park и Shake Shack, значительный игрок нью-йоркской ресторанной сцены, рассказывает в своих интервью, как он неоднократно видел рыдающих официанток, отработавших весь вечер на большую компанию немцев, которые ушли и не оставили чаевых, потому что им не пришло это в голову. Просто потому, что немцам или японцам непривычны чаевые. В Японии высшая степень оскорбления — оставить деньги на столе. Это подразумевает, что тебя плохо обслужили.
© Maria Fuchs / GettyImages.ru
«Косая» экономика чаевых
Система чаевых создает противоестественную экономику. Ресторан купил продукты, приготовил их, затратил силы, продал еду потребителю, тот заплатил деньги сначала за нее, а потом вдруг заплатил отдельно чаевые. Для меня это в высшей степени раздражающий фактор. Потому что возникает вопрос: этот сотрудник работает на меня или на себя? В целом главный перекос именно в том, что непонятно, кто на кого работает и кто кому платит. По идее, ресторан должен бы оплачивать полностью труд работников, а потребитель оплачивать счет ресторану. Никаких дополнительных платежей возникать не должно.
Я хорошо помню времена, когда говорили: «Сейчас подойдет ваш официант», и ты подспудно ждал обслуживания от некоего «твоего» человека. По какому принципу он получил меня как потребителя? Лет пятнадцать назад в ресторанах чуть ли не драки возникали, когда заходила компания пузатых людей в хороших костюмах, и за ними официанты начинали локтями толкаться, по жребию делили столы: этот стол хороший, тот плохой. Такое было сплошь и рядом и чудовищно коррумпировало официантов, потому что они вообще переставали думать о ресторане. Они думали только о том, как продать самое дорогое блюдо и получить максимальный барыш.
Вычислять цену услуги как процент от стоимости продукта — в высшей степени противоестественно. На подачу стейка ты затрачиваешь столько же усилий, сколько на подачу чипсов: взял и принес. Суть продажи — ровно та же. Мы пытались работать иначе в Delicatessen. Два года протянули в режиме, когда все чаевые забирались в кассу и потом делились как премия между работниками. В итоге все равно были вынуждены увеличить дробность этого распределения, потому что система пока такова, что большинство официантов приходят на работу с комплексом «живем одним днем»: на этой неделе заработал, на следующей посмотрим, чего будет.
Помимо «косой» экономики чаевые как институция создают довольно серьезное неравенство, провоцируют своего рода дискриминацию. Известно, что симпатичные девушки получают больше чаевых, чем несимпатичный юноша. И это не значит, что они лучше продают или лучше обслуживают. И предпочтение отдается людям определенного цвета кожи или национальности.
Чаевые в России
Средние чаевые в России невысоки, и их уровень пересекается с низкой оплатой работников общественного питания в целом. Упоминания о чаевых швейцарам или прислуге встречаются где-то с начала XIX века. При этом позже, в Советском Союзе, чаевые крайне не поощрялись. Их заклеймили как буржуазный пережиток из соображений неравенства людей, а также отсутствия контроля за движением денег. Тем не менее они существовали. Это была завуалированная взятка, способ поддержания хороших отношений с нужным человеком, от продавца мясного отдела до парикмахера.
Сейчас в нашей стране институт чаевых находится в сером поле. По-хорошему, люди должны декларировать и платить 13 процентов от тех денег, которые получают. Но я сомневаюсь, что хотя бы один официант заплатил налоги с чаевых. По закону о правах потребителей вписывать сервисный сбор в чек незаконно — мы не можем себе позволить официально провести 10 процентов от стола в чеке как сбор за услуги. Запрещено обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных. Можно дать общий чек, где обслуживание будет равномерно включено в стоимость блюд. На российском правовом поле темы чаевых практически не существует.
Чаевые в мире
В 2015 году Дэнни Майер объявил, что собирается запретить чаевые в своих ресторанах. Это был гром среди ясного неба, потому что институт чаевых в американском обществе — краеугольный камень всей сферы услуг, способ жизни и выживания огромного количества людей. Все было постепенно: сначала он сделал массу подробных заявлений, где расшифровал свою точку зрения. Майер исходит из соображений, во-первых, прозрачности, когда сервис обеспечивает ресторан, а не конкретный официант, и у потребителя не остается сомнений, кто его кормит. Также он разыграл очень болезненную для американцев карту неравенства, утверждая, что институт чаевых связан с отсутствием минимального размера оплаты труда или его недоплатой.
После Гражданской войны в Соединенных Штатах начали развиваться и ресторанная индустрия, и трансконтинентальные железнодорожные перевозки. Пример — пульмановские вагоны, в которых пассажирам предоставляли услуги, в частности питание. Основной набор сотрудников в северных штатах происходил из чернокожего контингента, готового работать за низкую оплату или вовсе без нее и надеяться на то, что ему оставят благодарность в виде чаевых. На уровне правительства США были приняты первые законодательные акты, которые позволили определенным компаниям для развития их бизнеса нанимать работников либо вообще без оплаты, либо с минимальной оплатой труда.
До середины 1920-х в Америке велись общественные и юридические дебаты, должны ли чаевые быть запрещены как явление. Лишь после Второй мировой войны они стали повсеместно обязательными и их размер вырос втрое за 50 лет. Так вот Дэнни Майер начал с того, что осенью 2015 года отменил чаевые в ресторане The Modern в Музее современного искусства в Нью-Йорке и поднял цены в меню на 30 процентов. И 2016 год был самым прибыльным: выяснилось, что для потребителя высчитывать проценты — это крайне волнительный, нервный и неприятный процесс. А отмена чаевых привела людей в состояние покоя, они стали спокойно есть в ресторане. Я бы тоже так хотел. К сожалению, современная экономическая система и состояние дел на рынке и, может быть, отсутствие достаточной смелости не позволяют сейчас мне совершить такую акцию. Но в России есть ряд хорошо стоящих на ногах ресторанов, которые могли бы спокойно быть флагманом революции чаевых.
Вторую часть этой первой в 2017 году лекции о других важных темах ждите в следующий понедельник.
Приготовительные классы Ивана Шишкина — возобновленный курс лекций, который некогда шеф-повар вел для своих поваров и сотрудников, теперь ставший открытым для всех желающих. Каждая лекция посвящена нескольким темам, но не привязана строго к ним и проходит в формате дискуссии. Проводятся они нерегулярно, за расписанием можно следить на страничке «Юности» в фейсбуке.
Максимально образно о конкретном — в инстаграме «Афиши Daily».daily.afisha.ru