Чеченская шашка: Корнетъ | Шашка чеченская «Гурда».

Черкесская шашка — клинковое холодное оружие адыгов (черкесов)

Главное

С этим оружием выходят на военных парадах ассистенты знаменных групп при торжественном выносе Боевого знамени и офицеры почетных караулов. Им награждают за особые боевые заслуги представителей высшего военного командования. Это совершенное клинковое оружие – последнее, имевшее массовое применение в истории в годы Великой Отечественной войны – изобретено адыгами (черкесами). Шашка – само слово звучит, как свист клинка, рассекающего воздух. Оно происходит от слова «сэшхо», что значит «большой нож».

История

История адыгов (черкесов), с древнейших времен связанная с постоянной необходимостью давать отпор многочисленным неприятелям, вынуждала их совершенствовать свое вооружение. Издревле территория исторической Черкесии славилась как оружейная мастерская, где создавались одни из лучших в мире образцов доспехов и холодного оружия. Так, в XVII в. в Москву приглашали «черкас пансырного дела самых добрых мастеров да булатного сабельного дела сварщиков самых добрых мастеров».

Адыгские оружейники владели секретами изготовления дамасской стали. Их изделия были максимально эффективны как в условиях гор, так и на равнине, для пешего и для конного боя.

Исторически наиболее поздним видом холодного оружия адыгов является шашка. В русских письменных источниках она упоминается изначально как «сашка», восходя к адыгскому ее наименованию «сэшхо». В XIX веке ее уже знают как шашку. Великий русский поэт А.С. Пушкин, описывая облик черкеса, подчеркнул, что «шашка – верная подруга его трудов, его досуга».

Она имеет более короткий, по сравнению с саблей, и довольно тонкий однолезвийный, слабоизогнутый клинок с долами. Вес шашки колеблется от 350 до 600 г, а длина – примерно от 75 до 85 см. Ее рукоять не имеет перекрестья (гарды) и свободно утапливается в ножнах до головки, обычно раздвоенной, а само оружие подвешивается на портупее лезвием кверху. В этом состоят главные особенности шашки. Это давало возможность с невероятной скоростью вынимать оружие из ножен и приводить его в боевую готовность.

Легким молниеносным движением одной руки, без размыкания рукояти и ножен, хорошо обученный воин обнажал оружие и наносил противнику рубящий, почти всегда смертельный удар. Искусству владения шашкой обучались с детства. Это не требовало большой физической силы: нужна была ловкость и сноровка.

Благодаря своей эффективности этот вид оружия широко распространился на Кавказе и в сопредельных регионах, его переняли казаки, а с 1881 г. – официально приняли на вооружение в Российской армии.

Состояние

Последний раз массово шашки были применены кавалерийскими частями Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Развитие военных технологий привело к отказу от шашки в боевых условиях к середине XX века. Но это самое совершенное в своем классе оружие осталось в качестве парадного и наградного в Российской Армии. Оно стало символом и геральдическим знаком, украшающим ордена и медали. Старинные экземпляры черкесских шашек украшают экспозиции ведущих музеев мира и частные собрания, их характеристики изучают профессиональные оружиеведы и любители.

Отмечая высокие боевые качества шашек, исследователи указывают на особый, черкесский стиль их отделки и орнаментации, который сразу распознают знатоки. Его отличает изысканность и в то же время сдержанность. Рукоять шашки изготавливалась из кости, рога или обкладывалась серебром. Ножны, обтянутые кожей, украшались галунами, а их устье, обоймицы и навершие – серебряными накладками с гравировкой. Иногда шашку отделывали позолотой и вставками полудрагоценных камней, но никогда не перегружали орнаментом и украшениями – это считалось признаком дурного вкуса. Сияние драгоценных металлов всегда притенялось чернью, поскольку яркий блеск мог демаскировать воина. Для «черкесского стиля» ювелирного орнамента характерны рогообразные завитки, гирлянды листочков в виде запятых и другие растительные мотивы. Парадные шашки оформлялись более нарядно, а боевые были весьма скромными в декоре.

Казалось, что время черкесских шашек безвозвратно ушло, секреты мастеров-оружейников навсегда утрачены, и теперь место шашек – только в музеях и коллекциях любителей старины. Но суровая красота старинных клинков не оставляет равнодушными и наших современников. Есть еще отдельные энтузиасты, которые по крупицам собирают информацию о технологиях адыгских оружейников и ювелиров, восстанавливая прадедовские приемы обработки металлов. Среди них – художник-ювелир Мурат Гогуноков и кузнец-оружейник Арсен Хашхожев.

Впечатления

Изделия современных адыгских оружейников пользуются спросом: шашки приобретают в качестве спортивного оружия, подарков и как семейные реликвии, напоминающие о связи с прошлым, с историей и культурой адыгского народа. Мастера готовы поделиться своими знаниями. Так, оружейник Арсен Хашхожев регулярно проводит открытые мастер-классы на площадках этнографических праздников в Республике Адыгея, пропагандируя древнее кузнечное ремесло. Его можно увидеть на ежегодном Фестивале адыгейского сыра в окружении зрителей. Некоторые даже решаются сделать свои первые в жизни удары молотом по раскаленному металлу. Но, чтобы стать настоящим кузнецом, нужен талант, огромное трудолюбие и горячая любовь к этому истинно мужскому искусству.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

  • {{brand.name}}

 

Адрес: {{objectCandidate. address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object. name}}

Комментарии для сайта Cackle

Шашка-Терс-Маймал — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое

…Чеммы биться будем, среди гор отвесных?

Шашками вернее нам рубиться будет,

Шашка не обманет, коль рука не дрогнет,

Так сказал великий Ахмад Автуринский.

 

«Ахмад Автуринский”, чеченская народная героическая песня илли, воспевающая дружбу Ахмада с терским казаком.

Середина XIX века.

Слово «шашка» происходит от черкесского сашхо — длинный нож. Шашка имела слабо изогнутый клинок, защита для руки отсутствовала, рукоять утапливалась в ножны по самую головку. Носилась она лезвием вверх на плечевой или поясной портупее.

Шашка завоевывает большую популярность. Отсутствие крестовины, небольшая изогнутость, легкость создают удобства и значительное преимущество. Воин, выхватывающий саблю из ножен, рисковал зацепить крестовиной одежду или ремни.

Однако этот риск с шашкой полностью исключался. Без всяких помех ее одинаково удобно было обнажить перед собой пешему и конному воину.

На Кавказе к оружию было немало требований. Клинок шашки прежде всего должен был быть » легким как перышко, упругим как лоза и острым как бритва». Ко всему этому чеченцы достигали гибкости клинка настолько, что его свободно сворачивали и

размещали в обычном домашнем сите для просеивания муки.[1] Существовала поговорка: «Чеченский волк уснул в своем логове. Осмелишься ли ты его разбудить?» Грозный, пружинистый клинок, острый, как бритва, вынуть из сита не каждый осмеливался.

Кавказская шашка впоследствии завоевала большое признание. Она послужила образцом для шашки, принятой в 1840-х годах на вооружение донскими казаками, а в 1881 году — большей частью русской кавалерии. Кавказской шашкой пользовались также терские и кубанские казаки.

По мнению В. А. Потто, к началу XIX века русская армия, считавшаяся одной из сильнейших в мире, не имела на вооружении хороших клинков.

В отличие от регулярной армии «арсенал линейных казаков на Кубани и Тереке представлял оригинальную мозаику, такую смесь оружия всех времен, что специалисты

только диву давались».[2]

Встречались на Кавказе также клинки с различными изображениями и латинскими надписями. Такие клинки, по свидетельству В. А. Потто, могли быть добыты горцами из могил венецианских и генуэзских воинов, погребенных в Колхиде, а затем переделаны. Однако, основная масса оружия у горцев и казаков была местного, кавказского производства.

Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки Гурда, Терс-маймал (другое название «волчок») и Калдам. Быть обладателем этих шашек являлось большой честью. Имея высокое качество, они стоили очень дорого, составляли предмет гордости не только горцев и казаков, но и офицеров царской армии, служивших на Кавказе.

По свидетельству В. А. Потто, после прихода на Кавказ русские были очарованы шашками горцев, » удары которых, нередко перерубавшие ружейные стволы и даже рассекавшие панцири, приводили всех в изумление». Имена владельцев подобных клинков были известны и вызывали зависть молодцев из многих аулов и станиц. Нередко Гурда, Терс- маймал и Калдам добывались в жестоких боях, «когда над телом убитого завязывались отчаянные схватки, и смерть одного влекла за собой гибель десятка других прежде, чем удавалось завладеть оружием».

Есть различные мнения, объясняющие термин Терс-маймал. Одни полагают, что Терс- маймал означает «ревущая обезьяна» (чеч. терс — рев; маймал — обезьяна). Однако мнение

А.С. Сулейманова — краеведа, историка, поэта, посвятившего десятки лет топонимике Чечено-Ингушетии, расходится с мнением ряда ученых. Он считает: «Терс-маймал тур — клинок особой закалки и особой стали. В основу названия легло арабское турс — щит, маймун — меч…»[3]

Клинкам Терс-маймал была присуща легкость, гибкость, значительная часть их складывалась в кольцо. Им был свойственен особый звон, свист, которые они издавали при сильных взмахах, в сражениях и сравниваемый в народе с ревом обезьяны. Проворство, ловкость обезьяны, ее пронзительный крик, способный влиять на психику, послужили, по мнению многих краеведов, поводом для оригинального названия клинка.

В числе этих точек зрения заслуживает внимание и мнение академика И.Ю. Алироева, склоняющегося к версии о существовании восточных клинков с изображением обезьяны, имевших высокое качество, широкую известность в Чечне и нареченных чеченцами Терс-маймал («ревущая обезьяна»).

Впоследствии, по мнению Алироева, чеченские мастера-оружейники сохранили популярное в народе название Терс-маймал и стали им называть собственные клинки с изображением своего символа — волка.[4]

Возможно и еще одно толкование этого названия. В арабском языке среди значений слова маймун есть и «обезьяна», и «счастливый, благословенный, блаженный» (значения » меч» нет). Слово терс означает «щит». Сочетание слов терс-маймун можно истолковать как «благословенный щит».

В своей работе «Кавказская война» в разделе «Несколько слов о холодном оружии» В. А. Потто доводит до нас рассказ путешественника: «Клинок был превосходный, настоящий терс- маймун, и рубил гвоздь как сахар. Показывая шашку, вытащенную им из какого-то подполья, старик предварительно запер двери и огляделся кругом, чтобы его не подслушали. На вопрос, как ему не стыдно продавать такую шашку, казак отвечал: «А куда ее передать? Детей у меня нет, а держать такую вещь мне, одинокому старику, не безопасно. Я уже пустил славу, что сбыл ее на правый фланг, да все как-то не верят, все будто присматривают за мной. Далеко ли до греха!»».[5]

В.        А. Потто там же отмечает: «Эти клинки, высоко ценимые на Кавказе, чаще попадаются в Чечне… Неизвестно почему чеченцы опознали в этом зверьке обезьяну — «маймун», отчего произошло у них и самое название клинков».

Изображение волка встречается и на изделиях европейских оружейников. Среди них первыми его употребили мастера немецкого города Пассау в XIV веке — изображение было заимствовано из городского герба. Бегущий волк выполнялся глубокой инкрустацией медной проволочкой. Клинки пользовались большим спросом. Эти же клинки на Кавказ могли проникнуть в XIV-XV веках.[6]

Подтверждением тому могут служить слова А.П. Ипполитова: «…И теперь еще можно встретить горцев, у которых эти вещи (клинки) …времен Крестовых Походов или периода существования республик Генуэзской и Венецианской… Между этими вещами встречаются такие, которые для наших антиквариев были бы действительной находкой»[7].

На Кавказе среди западных клинков встречались и клинки с буквами «НМ». Они, по ряду мнений, берут начало в XII веке. Предполагается, что партия таких клинков была изготовлена для свиты одного из участников Крестового похода и принадлежала знатному французскому роду Монморанси.

В XVI-XVII веках появились подражания пассауским волчкам на изделиях мастеров города Золингена. Здесь изображения волка делались гравировкой, без инкрустации.[8] В XIX в. золингенские «волчки» появились и на Кавказе, пользовались большим спросом у горцев.[9]

Чеченские «волчки» Терс-маймал и сходны с золингенскими, и отличаются от них. Волк на чеченских клинках имеет не открытую, а закрытую пасть, кроме того, по обеим его сторонам расположены розетки с крестом внутри, так называемые «пчелы».

Как можно связать Терс-маймал с пассауским или золингенским «волчком» (wolf-klinge), трудно сказать. Однако более вероятно их существование независимо друг от друга, ведь волк — символ храбрости у чеченцев, упоминаемый в народных песнях и сказаниях, и его изображение было естественным также на раннем оружии. В пользу этой версии говорит и древнее вайнахское название бронзы — борза (волк).

В последующем попавшие на Кавказ западные клинки с изображением волка могли понравиться чеченцам, и их мастера стали наносить на свои изделия изображение волка, приближенное к золингенскому и вместе с тем отличающееся от него (закрытая пасть, «пчелы»), сохранив при этом старое, популярное в народе и широко известное на Кавказе название — Терс-маймал. Рисунок волка в разные времена мог видоизменяться, в чем нас убеждает их разнообразие на кавказских клинках (см. рис. на с. 58).

По словам потомков оружейных династий, некоторые шашки Терс-маймал не имели рисунка волка из-за запрета в мусульманской религии изображать живые существа.

«Чеченское оружие», И. А. Асхабов

_______________

[1]   Подобную гибкость имели только шашки Терс-маймал. Они укладывались в домашнее сито диаметром 45-55 см. Вероятнее всего гибкость шашкам Терс-маймал чеченцы стали придавать позднее, когда перестали широко пользоваться кольчугой и другими защитными средствами.

[2]   Потто В.А. Указ. соч. Т.4. С. 545.

[3]   Сулейманов А.С. Топонимия Чечни. Изд. второе. Нальчик, 1997. С. 669.

[4]   Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный. 1990. С. 275.

[5]   Потто В.А. Указ. соч. Т. 4. С. 504.

[6]   Колонии генуэзцами были основаны на Азовском и Черноморском побережьях в XIV в. «Каталонский атлас» и географические карты братьев Пиццигано датируются 1375 годом.

[7]  Ипполитов А.П. Указ. соч. С. 53.

[8]   Ленц Э. Э. О клеймах мастеров на оружии. СП6,1911. С. 3-5, 17-19.

[9]   Наряду с «волчками» на Кавказе большой популярностью пользовались и другие золингенские клинки, например так называемые венгерские, прусские, польские слегка изогнутые, изредка еще встречающиеся на Кавказе (см. Аствацатурян. Указ. соч. С. 32).

Просмотров 15 263

Чеченский определение и значение | Dictionary.com

  • Верхние определения
  • Викторина
  • Примеры
  • British

[Chuh-chen]

/ tʃəˈtʃɛn /

Сохраните это слово!


сущ., множественное число че·ченцы, (особенно собирательно) че·чен на 1.

представитель мусульман-суннитов, проживающий в Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районах, тесно связанный с ингушами.

Кавказский язык, на котором говорят чеченцы.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Слова рядом Чеченский

чебец, чебек, чебоксары, неравенство Чебышева, чечако, чеченский, Чечено-Ингушская АССР, Чеченская Республика, чехия, Чечня, проверка

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022

Как использовать чеченский в предложении

  • Кадыров назвал репортеров «Новой газеты» «врагами нашей веры и нашей родины» в речи, которую он произнес на главной мечети в столице Чечни Грозном вскоре после того, как стало известно о репрессиях.

    Закрытие последнего крупного независимого российского новостного агентства|Майкл К. Лейверс|28 марта 2022 г.|Washington Blade

  • Магомед Тушаев, чеченский военачальник, принимавший участие в репрессиях против ЛГБТК на своей родине, в субботу погиб во время перестрелки с элитной группой «Альфа» украинских военных под Киевом.

    Нападение на четырех украинских ЛГБТК-активистов в киевском офисе|Майкл К. Лейверс|1 марта 2022|Washington Blade

  • Магомед Тушаев, чеченский полевой командир, принимавший участие в репрессиях против ЛГБТК на своей родине, в субботу скончался во время стычки с элитной группой «Альфа» украинских военных под Киевом, столицей страны.

    Европейские ЛГБТК-активисты солидарны с украинскими коллегами|Майкл К. Лейверс|28 февраля 2022 г.|Washington Blade

  • Согласно сообщениям, чеченские власти заставили братьев снимать «видео с извинениями» после того, как их пытали.

    Братья, вернувшиеся в Чечню, получили длительные сроки тюремного заключения|Майкл К. Лаверс|22 февраля 2022|Washington Blade

  • Чеченские власти в апреле 2020 г. посты на Осал Нах 95 — Telegram-канал, которым пользуются противники Кадырова.

    Государственный департамент вновь выражает озабоченность по поводу ситуации с правами человека в Чечне|Майкл К. Лейверс|27 января 2022 г.|Вашингтон Блейд

  • Год назад на открытом заседании Кадыров обвинил НПО и ее юристов из СМГ в том, что они являются «врагами чеченского люди.»

    Любимый помощник Путина терроризирует правозащитников|Анна Немцова|14 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Но чеченский лидер Кадыров не считает, что Комитет против пыток был нужен в Чечне.

    Любимый помощник Путина терроризирует правозащитников|Анна Немцова|14 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Снаружи, опять же, напряженность в чеченской столице не была такой высокой уже много лет.

    Куда уезжают чеченцы, чтобы сбежать от своего сюрреалистического прошлого и рискованного настоящего|Анна Немцова|9 декабря 2014|DAILY BEAST

  • На нем молодой безбородый мужчина говорит по-чеченски и по-арабски с мягким акцентом.

    Ожесточенные бои в Грозном вызывают призрак влияния ИГИЛ в России|Анна Немцова|4 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • В 2012 году чеченские власти сообщили о явке избирателей на уровне 99,55%.

    Рамзан Кадиров: Человек между Путином и Исидой | Анна Немтсова | 8 октября 2014 г. | Daily Beast

Определения британского словаря для Чечена

/ (ˈtʃɛtʃɛn) /


-nour-lren chen

представитель народа России, говорящий на черкесском языке и проживающий в основном в Чеченской Республике

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Издательства 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Кавказский Узел | На Украине кадыровцы пытаются использовать тактику тотальной проверки

На Украине чеченские военные изучают содержимое смартфонов беженцев, сообщил один из них в видео, размещенном в Telegram-канале Рамзана Кадырова. Проверка фотографий и корреспонденции – обычная практика в Чечне, и кадыровцы использовали ее в Украине, отмечают опрошенные «Кавказским узлом» эксперты.

Как сообщал «Кавказский узел», 26 февраля Рамзан Кадыров заявил, что чеченские боевики отправились в Украину выполнять приказы Владимира Путина и защищать украинский народ. 2 марта лидер Чечни пообещал покончить с боевиками на Украине, которые называют себя чеченцами и выступают против российских войск.

3 марта в Telegram-канале главы Чечни Рамзана Кадырова было размещено видео, на котором военные с георгиевскими ленточками на военной форме; к ним идут мирные жители. Один из военнослужащих спросил их: «Откуда вы?» Гражданские ответили, после чего военные сказали: «Ваши телефоны надо проверить, нас четыре дня бомбят и обстреливают из-за этого».

Далее военные провожают мирных жителей по улице; затем показывают какой-то подвал с несколькими десятками людей в штатском.

«Украинские беженцы массово бегут от бандеровского гнета. Они также в большом количестве встречаются на пути наших отрядов. На этих кадрах им помогают бойцы во главе с нашим дорогим братом, командиром Хусейном Межидовым. Наши ребята находят приютить их и поместить в безопасное место», — написал Рамзан Кадыров в посте на своем Telegram-канале, сопровождающем видео.

Светлана Ганнушкина Председатель Комитета «Гражданское содействие»* провела параллели с пропагандой на федеральных телеканалах. «Это то, что заявляют федеральные российские телеканалы. Абсолютный повтор, что, мол, мы их спасем, они нас встретят цветами», — сказала она корреспонденту «Кавказского узла».

Кадры с военными о необходимости проверки телефонов мирных жителей подтверждают сложившуюся в Чечне практику проверки содержания переписки и фотографий с последующим выявлением неугодных режиму, отметила Ганнушкина.

Политолог Алексей Малашенко усомнился в искренности чеченских силовиков на видео. «Чтобы понять, что происходит на самом деле, нужно быть там и видеть реальные доказательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *