Чемодан Louis Vuitton на Красной площади вызвал неоднозначную реакцию политиков и экспертов
Кто разрешил установить на Красной площади павильон-чемодан для предстоящей выставки модного парижского дома Louis Vuitton, намерены выяснить депутаты Госдумы и члены Общественной палаты РФ. В ГУМе объясняют, что павильон — временный проект. В «Архнадзоре» напоминают, что Красная площадь — территория памятника ЮНЕСКО.
Депутатская фракция КПРФ намерена обратиться в правоохранительные органы с требованием разобраться, каким образом стала возможна установка на Красной площади павильона, выполненного в виде чемодана модного дома Louis Vuitton. «Есть особый статус Красной площади. Это сакральное место российского государства.
Есть такие символы, которые нельзя опошлять и порочить, потому что от этого зависит и будущее государства.
Мне казалось, что нынешняя власть наконец это поняла, поэтому прекратила разговоры о перезахоронениях, о гробокопательстве», — заявил РИА «Новости» секретарь ЦК КПРФ, депутат Сергей Обухов. Он добавил, что не оставит без внимания эту «похабщину».
Недовольны появлением павильона-чемодана и в «Единой России». Депутат фракции Андрей Сидякин уже направил в Федеральную антимонопольную службу запрос с требованием проверить соответствие его появления в самом центре столицы закону «О рекламе». О намерении выяснить, по чьему распоряжению появился чемодан на Красной площади, заявляют и в Общественной палате РФ. Ранее появление чемодана на главной площади страны вызвало волну возмущения в блогосфере.
В столичной мэрии напомнили, что городские власти не имеют отношения к Красной площади, являющейся федеральной территорией.
Огромный чемодан Louis Vuitton появился на Красной площади у торгового дома ГУМ неделю назад. Со 2 декабря 2013 года по 19 января 2014 года в павильоне-чемодане, который выполнен в виде сундука модного дома Louis Vuitton размером девять метров в высоту и 30 метров в длину, пройдет выставка «Душа странствий». На выставке будут представлены личные вещи легендарных клиентов модного дома (а это Николай II, Тамара Лемпицки, Эрнест Хэммингуэй, Грета Гарбо, Катрин Денев, Демиан Хёрст, Диана Вешнева, Шэрон Стоун и многие другие), посетители смогут увидеть 25 исторических сундуков и 12 видеоинсталляций современных художников, пишет сайт Louis Vuitton.
Еще в сентябре президент Louis Vuitton в Северной Европе Роберто Эггз сообщал, что этой экспозицией торговый дом хочет продемонстрировать, что его связи с Россией намного более давние и прочные, чем об этом можно было подумать.
Ответить на вопрос, с кем была согласована установка павильона и сколько это стоило, в пресс-службе Louis Vuitton не смогли, переадресовав вопрос в ОАО «ТД «ГУМ».
В ГУМе объяснили, что павильон Louis Vuitton — временный проект. Как заявил председатель комитета по стратегическому развитию ГУМа Михаил Куснирович на заседании комиссии по градостроительной политике, транспорту и связи Общественной палаты Москвы во вторник, это «благотворительная акция для детей с ограниченной двигательной системой, здесь не идет речь о жажде наживы».
«Что касается использования общественных пространств на Красной площади, мы обращались в федеральные органы власти для согласования, долго их проходили, представляли все чертежи, объясняли, для чего это все», — цитирует Куснеровича «Интерфакс».
Мнения экспертов о появлении закрывающего вид на старый Кремль и Мавзолей модного чемодана разделились.
По словам координатора «Архнадзора», члена комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Константина Михайлова, он крайне негативно относится к появлению подобного объекта. Ведь речь идет о главной площади страны. «Извлекать коммерческую выгоду можно разными способами, но давайте считаться со статусом этого места и с тем, что туда приходят десятки тысяч людей, которые хотят увидеть именно Красную площадь, а не павильон одной известной фирмы…
Мне весьма интересно, по чьему распоряжению это было поставлено, является ли это коммерческим проектом и кто является его выгодополучателем?»
Кроме того, напоминает эксперт, впереди Новый год, а одним из символов этого праздника в России являются куранты на Спасской башне. «Многие люди специально приходят на Красную площадь, чтобы встретить Новый год под бой курантов. И благодаря каким-то людям теперь Москва должна будет встречать этот праздник с сундуком на Красной площади», — говорит он.
В свою очередь художник, теоретик современного искусства Анатолий Осмоловский считает, что «ничего страшного в том, что это происходит на Красной площади, нет». «Красная площадь всегда была местом, где общество перформативно заявляло о себе — парадами, концертами, акциями, перформансами.
Недавно здесь прошла акция художника Павленского, а теперь появился рекламный объект», — напоминает эксперт.
По его словам, такие объекты нужны городу — «они снимают стресс, вызывают реакцию горожан, выбивая их из рутины», и Москве такого уличного искусства «отчаянно не хватает» — из объектов паблик-арта в Москве можно видеть только памятники, но они не вызывают реакции, потому что быстро всасываются в плоть и кровь города. «Этот прием — увеличение предметов до несвойственных им размеров — называется художественным форматированием, — пояснил Осмоловский «Газете.Ru». — Конечно, по гамбурскому счету, это не арт-объект — в нем нет предмета новизны, а есть рекламное содержание. Но, как ни странно, гигантский чемодан выполняет его функции».
Рекламщики очень часто пользуются технологиями, которые разработаны современными художниками, добавляет галерист Марат Гельман. Например, эстетика рекламы на билбордах рождена Энди Уорхолом. Политические активисты используют приемы из перформансов художников. «Рекламщики следят за сферой искусства, так было всегда, и здесь они адаптировали под рекламные задачи какие-то вещи, связанные с паблик-артом, — отмечает Гельман.
— Конечно, там есть смешные параллели — LV, Louis Vuitton, Ленин Владимир. И эта случайная коммуникация добавляет проекту новые смыслы».
По словам Гельмана, для десакрализации Красной площади чемодан Louis Vuitton сделал больше, чем акция Павленского. «Ведь какие были аргументы — это же Красная площадь, здесь проходил Парад Победы, здесь Ленин похоронен. И этот жест делает больше для десакрализации, поскольку коммерческое пространство — утилитарно», — отмечает он.
Гельман также считает, что развиваться Красной площади мешают скорее могилы, а не эта временная конструкция, которая сегодня есть, а завтра ее нет. «Ничего не нарушили, ничего не разрушили — это самое главное, — считает галерист. — Скорее можно говорить о том, что у Louis Vuitton получилось — как они смогли договориться с администрацией президента?»
Впрочем, в управделами президента РФ отрицают всякую связь с появлением на Красной площади огромного «дома-чемодана» французской фирмы.
«Управделами не имеет никакого отношения к вопросу, связанному с установкой павильона Louis Vuitton на Красной площади», — сказал «Интерфаксу» во вторник пресс-секретарь управделами президента РФ Виктор Хреков.
Между тем использовать главную площадь страны для празднования своего 120-летнего юбилея собирается и ТД «ГУМ». Как сказано на сайте торгового дома, 1 декабря на Красной площади откроется первая в истории современной России рождественская ГУМ-ярмарка.
«У стен Кремля появятся 23 сказочно-игрушечных домика. В середине — лавки с традиционным зимним угощением… И, по традиции Старого Света, глинтвейн, колбаски-гриль, венские вафли, жареные каштаны. Вокруг — хоровод палаток с сувенирами».
Чемодан Louis Vuitton на Красной площади разглядели из Кремля и потребовали убрать злополучный павильон
Чемодан модного дома Louis Vuitton на Красной площади наконец-то заметили и из Кремля — администрация президента потребовала снести павильон, спокойно простоявший на территории памятника ЮНЕСКО больше недели. Ранее о своем решении убрать гигантский саквояж заявило руководство столичного ГУМа. Вопрос, с кем конкретно была согласована его установка и сколько это стоило, остается открытым.
После разразившегося накануне скандала руководство столичного ГУМа решило не усугублять ситуацию и убрать с Красной площади павильон, выполненный в виде чемодана модного дома Louis Vuitton. «Учитывая позицию части общества, а также то, что по факту конструкция павильона превысила допустимые согласованные габариты, мы сообщили российскому представительству Louis Vuitton о необходимости незамедлительного демонтажа павильона и предпримем все усилия для того, чтобы снять какие-либо раздражающие эффекты, связанные с выставочным павильоном Louis Vuitton в кратчайшие сроки», — говорится в официальном ответе торгового дома на запрос «Газеты. Ru».
Что касается появления циклопической конструкции на Красной площади, то, как объяснила пресс-служба ГУМа, в декабре 2013 года «Главному универсальному магазину» исполняется 120 лет, и крупнейшие международные партнеры ГУМа посвятили юбилею различные инициативы. В частности, «мировой лидер товаров для путешествий — дом Louis Vuitton — предложил сделать ретроспективную благотворительную выставку, посвященную истории странствий с предметами Louis Vuitton», разместив ее в павильоне, «стилизованном под исторический дорожный саквояж князя Владимира Орлова с российским триколором».
Это абсолютно некоммерческий проект, подчеркивают в ГУМе: заработанные средства предназначались для передачи в пользу фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой.
Павильон-сундук размером 9 м в высоту и 30 м в длину, закрывший вид на Кремль и Мавзолей, был установлен у ГУМа неделю назад. Планировалось, что размещенная в нем выставка личных вещей известных клиентов модного дома продлится со 2 декабря по 19 января. Однако появление этого чемодана на главной площади страны вызвало большой общественный резонанс.
Первоначально торговая компания, а также согласовавшие ее действия власти попали под резкую критику со стороны блогеров.
Затем о своем намерении разобраться, каким образом стала возможна установка на Красной площади павильона, заявила депутатская фракция КПРФ. «Занесли куда надо маленький чемоданчик — всего-то делов», — иронизировали в своих комментариях к этой новости читатели «Газеты.Ru».
К среде по чемоданной теме отметились многие общественные деятели и политики, включая представителей партий «Единая Россия» и ЛДПР, а также комиссии по культуре Общественной палаты РФ, предложившей разработать «особый регламент сакральных зон», устанавливающий правила поведения в местах исторической важности.
Кроме того, столичный департамент СМИ и рекламы города Москвы обратился в Федеральную антимонопольную службу с просьбой определить, является ли павильон рекламной конструкцией. Хотя еще во вторник в московской мэрии журналистам напоминали, что городские власти не имеют отношения к территории федерального подчинения, каковой является Красная площадь.
В среду чемодан Louis Vuitton на Красной площади наконец-то заметили и из Кремля.
Как сообщил российским информагентствам пожелавший остаться анонимным высокопоставленный источник в Кремле, руководство администрации президента потребовало немедленно снести злополучный павильон, уточнив, что его «строительство на Красной площади не согласовывалось с администрацией президента РФ».
Ответ на вопрос, с кем же все-таки была согласована установка мегаконструкции и сколько это стоило, широкая публика, похоже, так и не получит.
Накануне председатель комитета по стратегическому развитию ГУМа Михаил Куснирович обтекаемо заявил на заседании комиссии по градостроительной политике, транспорту и связи Общественной палаты, что относительно «использования общественных пространств на Красной площади» торговый дом обращался «в федеральные органы власти для согласования, долго их проходил, представлял все чертежи, объяснял, для чего это все».
Конкретные «федеральные органы власти» от своего возможного участии в согласовании проекта дружно открестились. Министерство культуры перенаправляло СМИ в администрацию президента РФ, где, в свою очередь, также отрицали всякую связь с появлением саквояжа французской фирмы на Красной площади. «Управделами не имеет никакого отношения к вопросу, связанному с установкой павильона Louis Vuitton», — заявил во вторник пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков. Не выдавала разрешения на установку павильона и отвечающая за безопасность Кремля и окружающей территории Федеральная служба охраны, сообщили в пресс-службе ФСО, хотя и припомнили, что о самом факте такого согласования «что-то слышали».
«Появление этого сундука – следствие пренебрежения законом на самом верху и свидетельство абсолютной продажности чиновников, которые несут ответственность за сохранность памятника ЮНЕСКО, каковым является Красная площадь», — считает вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко.
По словам Клименко, Красной площадью, как и Кремлем, распоряжается администрация президента, которая «многократно нарушала российское законодательство об охране памятников». В частности, эксперт напомнил о скандале вокруг реконструкции «Средних торговых рядов» на Красной площади и строительство вертолетной площадки в Тайницком саду. «Все эти противоречащие статусу Красной площади как объекта ЮНЕСКО безобразия на ее территории, начиная с катков и рок-концертов и кончая чемоданом, – дело рук администрации президента под присмотром ФСО», — уверен Клименко.
Кроме того, считает эксперт, в ситуацию с самого начала должны были вмешаться Минкультуры и Мосгорнаследие.
«Это сфера их прямой ответственности, — говорит Клименко. — И специальный уполномоченный орган по защите культурного наследия не должен прятать голову в песок молчать, кто бы ни согласовал этот балаган на неприкасаемом объекте культурного наследия. Впрочем, Красная площадь – яркое воплощение положения дел в стране, когда главными распорядителями национальных сокровищ являются люди в сапогах, а все остальные – пустая декорация. Очень показательно, кстати, и молчание РПЦ».
В среду ситуацию вокруг выставки Louis Vuitton на Красной площади и то, как с этим связан фонд «Обнаженные сердца», прокомментировала в фейсбуке находящаяся на съемках в Париже основатель фонда и топ-модель Наталья Водянова.
Иронизируя, что «с задержкой в двадцать дней в СМИ наконец-то появилось приглашение всех на выставку «Душа странствий», Водянова отмечает, что «если выставка не состоится, то не только мы с вами окажемся лишены увлекательного путешествия в историю и красоту, но также не будут привлечены благотворительные средства от продажи билетов, которые компания Louis Vuitton, задумывая этот проект, изначально предлагала перечислить в фонд помощи российским детям «Обнаженные сердца».
Водянову связывают с французским модным домом и личные отношения. Ее жених и отец будущего ребенка Антуан Арно – пиар-директор компании LVMH и сын Бернара Арно, владельца контрольного пакета. Концерн известен как производитель предметов роскоши под торговыми марками Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Kenzo, Chaumet, Moet & Chandon, Hennessy и т. д. По версии Forbes, состояние Арно-старшего оценивается в 21,5 млрд долларов.
Водянова напоминает, что компания LV помогает ее фонду уже много лет (дарит российским интернатам детские площадки, теплицы и автобусы), и выражает надежду, что «выставку не отменят, а лишь перенесут в другое место».
Ряд СМИ уже даже сообщил о том, что получивший беспрецедентную рекламу павильон готовы принять на ВВЦ. Однако, как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ВВЦ, говорить об этом преждевременно. «Если к нам обратятся организаторы выставки, мы рассмотрим этот вопрос. Пока таких обращений не было», — уточнили в пресс-службе.
Гигантский сундук Louis Vuitton, загруженный с Красной площади: двусторонний: NPR
Двусторонний
Туристы и посетители проходят мимо двухэтажного чемодана Louis Vuitton, установленного на Красной площади в Москве в среду. Это не понравилось политикам, это не понравилось публике, поэтому гигантский чемодан Louis Vuitton вывозят с Красной площади. Павел Головкин/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Павел Головкин/AP
Туристы и гости города проходят мимо двухэтажного чемодана Louis Vuitton, установленного на Красной площади в Москве в среду. Это не понравилось политикам, это не понравилось публике, поэтому гигантский чемодан Louis Vuitton вывозят с Красной площади.
Павел Головкин/AP
Louis Vuitton решил, что двухэтажный дизайнерский чемодан, брошенный посреди Красной площади, был способом отпраздновать свои более чем столетние связи с Россией. Оказывается не так уж и много.
Официальное российское информационное агентство РИА-Новости сообщает:
«Организаторы инсталляции, спонсируемой Louis Vuitton, готовились к ее демонтажу в среду днем, сообщили в городском департаменте по СМИ и рекламе после того, как Кремль и знаковый ГУМ Москвы Магазин попросил убрать их нового соседа, ГУМ подтвердил днем в среду, что начались работы по демонтажу титанического багажника9.0007
«Большой чемодан длиной 100 футов и высотой 30 футов, украшенный логотипом Louis Vuitton, предназначался для выставки «Душа путешествий», организованной знаменитым французским домом моды со 2 декабря по 19 января.»
В сундуке, который две недели простоял в двух шагах от могилы Ленина, должна была разместиться шестинедельная выставка. Чемодан также закрыл вид на собор Василия Блаженного со стороны площади, что вызвало ярость у некоторых политиков.
«Это священное место для Российского государства», — сказал Сергей Обухов, член ЦК Коммунистической партии, согласно The Wall Street Journal . «Есть некоторые символы, которые нельзя опошлить или очернить».
ABC News отмечает, что багажник воспринимался не только как мозолит глаза, но и как «помеха на пути к предстоящим новогодним праздникам». пространство с массивным чемоданом».
Должностные лица стремились избежать обвинений в разрешении проведения выставки.
Louis Vuitton сказал, что чемодан был смоделирован по образцу сундука, когда-то принадлежавшего князю Владимиру Орлову, русскому дворянину.
россиян не в восторге от гигантского чемодана Louis Vuitton на Красной площади в Москве
Гигантский дизайнерский павильон в форме чемодана Louis Vuitton, установленный посреди Красной площади в Москве, демонтируют после волны общественного возмущения и многочисленных требований о его сносе 27 ноября , 2013 г. Москва, Россия. В этом чемодане-павильоне со 2 декабря по 19 января планировалась выставка «Дух странствий»..Kommersant Photo / Getty Images Автор000Z» content=»2013-11-27T20:06:47.000Z»> 27 ноября 2013 г., 20:06 UTC
Ян Бейтсон, Reuters
Гигантский дизайнерский павильон в форме чемодана Louis Vuitton, установленный посреди Красной площади в Москве, демонтируют. после волны общественного возмущения и многочисленных требований о его удалении 27 ноября 2013 года в Москве, Россия. TheKommersant Photo / Getty Images ContributorМОСКВА. Матиас Руст потряс Советский Союз, когда в 1919 году молодой немец посадил небольшой самолет на Красной площади.87. На этой неделе гигантский символ маммоны появился в самом почитаемом общественном месте России, и традиционалистам это не понравилось.
В среду правительство президента Владимира Путина столкнулось с трудностями в сдерживании возмущения по поводу гигантского чемодана Louis Vuitton, предназначенного для выставки о путешествиях и имуществе богатых и знаменитых.
Коммунисты осудили павильон в форме чемодана, расположенный всего в нескольких шагах от Кремля и мавзолея большевистского революционного лидера Владимира Ленина, как вызывающий воспоминания символ демонстративного потребления, охватившего Россию с XIX века.
«Мне стыдно за нашу страну за то, что она поставила чемодан на ее главную площадь, это священное место, которое должно охраняться государством», — сказал Валерий Рашкин, депутат Государственной Думы от коммунистической партии, нижней палаты парламента. Он назвал это «бельмом на глазу».
Протесты, похоже, подействовали, так как к позднему вечеру среды на заборе, окружающем сооружение, появилась табличка о том, что его демонтируют, хотя сооружение осталось нетронутым
Несмотря на ремни на павильоне в цветах российского флага, образ западного предмета роскоши, который могут позволить себе только самые богатые, омрачен призывами Путина к патриотизму перед лицом того, что он называет иностранными угрозами российской культуре9.0007
Его репутация несколько пошатнулась из-за протестов либеральных горожан в 2011-2012 годах, Путин поддерживает рядовых провинциальных россиян, для которых поездка в Москву и прогулка по Красной площади — редкое удовольствие.Сторонники Путина в его партии «Единая Россия» также выступили против негабаритного чемодана, а националист Владимир Жириновский заявил во вторник, что его следует перевезти в более отдаленный район Москвы.
Ссылаясь на неназванный источник в Кремле, российские информационные агентства сообщили в среду, что администрация Путина приказала убрать чемодан длиной 100 футов и высотой 30 футов.
«В самом багажнике нет ничего страшного, а в благих намерениях — наоборот», — заявил журналистам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. «Но очевидно, что есть проблема с чувством масштаба».
Несмотря на то, что в последние годы на Красной площади к зимним праздникам устроили каток, Кремль трепетно относится к использованию пропитанных историей просторов в сердце Москвы.
Протестная группа Pussy Riot выступила на площади за месяц до своей «панк-молитвы» в соборе, за которую посадили в тюрьму, а мужчине, разделившемуся догола и прибившему интимные части к булыжникам в этом месяце, может грозить уголовная ответственность.