Икона Успения Божией Матери. Успенский Псково-Печерский монастырь / Монастырский вестник
В 1521 году в Псково-Печерский монастырь двумя псковскими людьми Василием и Феодором принесена была новая икона Успения Божией Матери в житии, т. е. с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери.
Написание иконы поручили они одному благочестивой жизни иконописцу, именем Алексию, по прозванию Малому.
Икона была поставлена в храме Успения Богоматери.
Феодор впоследствии пострижен был в монашество и наречен Феофилом, по смерти погребен в Богом зданной пещере.
С 1523 года сия икона стала прославляться многими чудесами:
Исцелила бесноватых — чернеца и отрока; на праздник же Успения даровала одной женщине и отроку прозрение их очам и освободила от болезни нищего человека из Изборска, страдавшего в новолуние (лунатика).
Начиная с того праздника и в иные праздники происходят не только 3 или 5 чудес, но и по 50, и по 60 мужчин и женщин получают исцеления от различных недугов.
Множество и иных чудес сотворилось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые же из братии много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем Пречистой, расположенным в овраге,- и не только иноки видели это, но и мирские люди.
Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это от вещественного огня что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса. Об этом он сам поведал; иноки же восславили Бога, показавшего такие дивные чудеса в обители Пречистой Богородицы.
Псково-Печерские иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году.
При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Божией Матери.
За несколько дней до приступа, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, один благочестивый старец Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей келии, и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который, возвышаясь до неба над Печерскою обителью, шел к Пскову чрез реку Великую по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, поддерживаемую по левую руку преподобным Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую — Корнилием, игуменом Успенской Печерской обители.
Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила:»Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?»
Св. епископ немедленно предстал пред Нею и с великою скорбию сказал: «Госпоже Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не бяше литургии».
На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, лежащие в церкви св.
И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их стали Николай Псковский и святые Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей.
Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на вас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали».
В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: «Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!» Все благоверные князья тоже припали к ногам Ее и со слезами молили о пощаде города.
Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери. Она сказала ему: «Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы Ее Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу и стреляли бы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры.
Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих и молили бы Милостивого Бога о помиловании, а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов».Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, тогда Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные хождения с иконою Успения Богородицы и другими иконами на указанное место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные.
Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу. Старейший из псковского духовенства, Печерский игумен Тихон, по некоему откровению, созвал поутру 6 сентября благовестом граждан в собор и сделал оттуда крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Успения, с мощами св. благоверного князя Гавриила Псковского и со старою Печерскою хоругвиею. Весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ниоткуда, кроме Бога.
На другой день Стефан Баторий с самого рассвета открыл сильную пушечную пальбу по городу и продолжал ее во весь день до ночи и на другой день до девяти часов утра; в стене образовался большой пролом; начался приступ, и загорелась жестокая битва. Неприятель взял уже две башни и распустил на них знамена польские; защитники ослабевали; воевода Шуйский был ранен. Страх овладел сердцами всех, старики, женщины и дети наполняли церковь воплями и, по словам летописи, весь пол в Троицком соборе залили слезами, моля Бога о защите.
В эту тяжкую минуту немедленно были подняты святыни из собора и принесены к пролому. Мощи благоверного князя Гавриила с чудотворною иконою Печерскою, а наперед их прибыли к пролому три инока Печерского монастыря, родом бояре, бывшие ранее храбрыми воинами, и воскликнули громким голосом: «Не бойтесь, братие! Станем крепко! Устремимся на литовскую силу вместе! К нам грядет Богородица с милостию и заступлением и с помощию всех Святых».
Этот неожиданный голос духовных воинов воодушевил всех: «Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя! Не предадим града Пскова».
Вместе с этим началось молебствие пред проломом в виду защитников и врагов, и продолжалось крестное хождение к Покровской церкви.
Защитники мужественно устремились в пролом и крепко отражали врагов; даже женщины вмешивались в сражение, иные приносили жаждущим воинам воды, другие подавали им оружие, многие сами бросали на врагов камни и со стен лили на них горячую воду.
В это время защитники поставили большое псковское орудие у церкви Похвалы Богородицы и употребили его на поражение неприятеля.
Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. К ночи 8-го сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где на бегу поражены были народом и многие взяты в плен.
Осада продолжалась еще 6 месяцев, но продолжались и крестные ходы ежедневно на стены города с чудотворною Печерскою иконою Богородицы.
Во время настоятельства игумена Саввы в Псково-Печерском монастыре царь Иоанн Васильевич IV повелел воеводе своему Юрию Токмакову обложить золотом от своей царской казны чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы в житии и сделать серебряный киот для нее.
Псковская митрополия и Псково-Печерский монастырь / Псково-Печерский монастырь / Православие.
Ru Псковская митрополия и Псково-Печерский монастырь / Псково-Печерский монастырь / Православие.RuРадость покаяния
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)В основе этой книги — проповеди и выступления митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова).
Рейтинг: 7|Голосов: 3
Подорожник для разбитого сердца
Светлана Зайцева
В книгу вошли рассказы жены православного священника, мамы восьмерых детей, двое из которых — особые. Как смириться с рождением «особенного» ребенка? Как не утратить веру в Бога и людей?
Рейтинг: 10|Голосов: 3
Цесаревич Алексий. Научись у святого
Роман Котов
Цесаревич Алексей — наследник российского престола, сын императора Николая II и Александры Фёдоровны, мальчик, который жил 100 лет назад в России.
Рейтинг: 9. 9|Голосов: 528
Добрый батюшка
История одной поездки в Печоры
Не иссякает народная любовь к отцу Иоанну и память о нем: как и в прошлом веке, устремляются к батюшке тысячи людей.
Флористика в Печорах: расписание на весну 2023 года
14 февраля 2023 г.|Рейтинг: 9.4|Голосов: 79
С 14 по 20 февраля издательство «Вольный Странник» проводит распродажу книг со скидками до 40%
Приобрести книги со скидкой можно на сайте Издательства https://vsbook.ru/
10 февраля 2023 г.|Рейтинг: 9.9|Голосов: 141
«Пишем цветом» (+ВИДЕО)
На открытом воздухе в Псково-Печерском монастыре расположили свои мольберты художники Российской Академии художеств.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 255
Отец Иоанн о главном в христианской жизни
Слово в празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и день памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Они засвидетельствовали жизнью, страданиями и смертью верность самому прекрасному, самому высокому, что есть на свете, – Господу Богу.
4 февраля 2023 г.|Рейтинг: 9.9|Голосов: 627
5 февраля в Псково-Печерском монастыре торжественно отметят день памяти старца Иоанна (Крестьянкина)
17 лет назад, 5 февраля 2006 года, почил о Господе старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Рейтинг: 10|Голосов: 555
Следственное дело архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Часть 3. Инвалидный лагерь под Самарой «Гаврилова Поляна»
Анастасия Горюнова
«Всегда надо помнить о том, что при отсутствии должной любви к ближним ничто не может быть угодным Богу».
Рейтинг: 9.9|Голосов: 455
Следственное дело архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Часть 2. Каргопольлаг
Анастасия Горюнова
Любовь к Богу и к людям — вот что определяло все его поведение, вот о чем говорил он весь, летящий, устремленный вперед.
Рейтинг: 9. 8|Голосов: 528
Следственное дело архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Часть 1. Арест и следствие
Анастасия Горюнова
«Преступлений антисоветского характера я не совершал, и показывать мне об этом нечего».
30 января 2023 г.|Рейтинг: 9.8|Голосов: 111
4 и 5 февраля из Пскова в Печоры будут курсировать бесплатные монастырские автобусы
Отправление автобусов от главного входа вокзала в 8:20 и 10:40.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 8
В Псково-Печерском монастыре продолжаются исследования объектов культурного наследия
Ученые установили автоматические сканирующие системы.
Рейтинг: 10|Голосов: 5
На ГТРК «Псков» вышел сюжет о праздновании Святок в Печорах
В Печорах масштабно отметили Рождество. В честь праздника возле Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря организовали народные гуляния с интерактивными площадками и фотозонами.
Рейтинг: 10|Голосов: 1
На ГТРК «Псков» вышел сюжет о праздничном богослужении в Рождественскую ночь
В главном кафедральном соборе Псковской епархии на Рождество по традиции нет свободного места. Сам храм украшен хвойными деревьями, живыми цветами и яркими огнями свечей.
Рейтинг: 10|Голосов: 2
Митрополит Тихон поздравил братию Мирожского монастыря с праздником Рождества Христова
В день памяти святого первомученика Архидиакона Стефана Псковский Владыка совершил Литургию в Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре.
9 января 2023 г.|Рейтинг: 9.9|Голосов: 208
Рождественские колядки в Псково-Печерском монастыре (+ФОТО +ВИДЕО)
Дети воскресной школы исполнили Рождественские колядки. Всем христаславам Владыка митрополит вручил сладкие подарки.
Рейтинг: 9. 3|Голосов: 18
Образ места Рождества Христова в Псково-Печерском монастыре
Слово в Рождественский сочельник
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Я долго не мог понять, почему же именно в коровнике так хорошо, мирно, благодатно..
Рейтинг: 9.9|Голосов: 677
Монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре
ФОТОРЕПОРТАЖ
Братство монастыря пополнилось монахами Мелитоном и Никодимом.
Святые Марк, Иона и Васса Псково-Печерские
Свв. Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (День памяти — 29 марта) |
Святые Марк, Иона и Васса почитаются как основатели Псково-Печерского монастыря.
Точно неизвестно, когда первые монахи-отшельники поселились у Каменецкого ручья в естественных пещерах холма, который местные жители называли «святым холмом». Монастырь Летопись приводит рассказ очевидцев, охотников-звероловов из Изборска по прозвищу Селиши: «Пришли мы с отцом нашим на крайний холм, где ныне церковь Богородицы, и услышали как бы церковное пение. Они пели стройно и благоговейно, но певцов не было видно, и воздух был наполнен благоуханием ладана».
Из первых старцев Псково-Печерского монастыря по имени известен только Марк, который якобы происходил из Киево-Печерской Лавры. Хроника говорит о нем: «Вначале жил на Каменце у пещеры некий старец. Некоторые рыбаки видели его у трех скал над пещерой храма Пресвятой Богородицы, но не могли узнать, кто он, его происхождение, как и откуда он попал в это место, как долго он там жил и как умер».
Второй настоятель Псково-Печерского монастыря идентифицирован как старец Марк в монастыре Синодик . Святой Корнилий (память 20 февраля) усомнился в правдивости этой надписи и повелел убрать это имя из Синодикон . Внезапно он тяжело заболел, и ему открылось, что это было его наказанием за то, что он приказал вычеркнуть имя святого Марка из монастырских диптихов.
Попросив прощения у могилы старца Марка, святой Корнилий восстановил свое имя. Когда была раскопана пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел могилу святого Марка в запущенном состоянии, но его мощи и одежды сохранились.
В 1472 году крестьянин Иван Дементьев вырубил лес на холме. Одно из поваленных деревьев покатилось вниз по склону, вырвав с корнем из земли другое дерево. Горка открывала вход в пещеру, над которой была надпись: «Пещера, устроенная Богом» (Есть предание, что святой Варлаам, юродивый, часто приходил в пещеру и стирал эту надпись, но она каждый раз чудесным образом появлялась снова).
На это святое место, где молились первые подвижники, пришел священник Иоанн (по прозвищу «Шестник», что означает «пришелец»). Он был родом из «московских земель» и служил священником в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, устроенной псковичами» и посвященной святителю Николаю и великомученику Георгию. Он и священник Исидор духовно окормляли живших там русских. У отца Иоанна также была жена по имени Мария и двое сыновей.
В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков из-за гонений со стороны немецких католиков, казнивших православных священников. Узнав о мученической кончине святого Исидора (память 8 января), отец Иоанн решил около 1470 года поселиться в новоявившейся «Боготворенной пещере», чтобы там, на самой границе с ливонцами, мог основать монастырь как форпост православия. Между тем жену и сыновей он оставил в доме Ивана Дементьева, а сам начал строить церковь в горе к западу от пещеры.
Вскоре его жена заболела и скончалась после принятия монашеского пострига с именем Басса. Ее праведность была доказана сразу после ее смерти. Ее муж и духовник погребли святую Бассу (память 19 марта) в стене «пещеры, устроенной Богом», но ночью ее гроб был «невидимой силой Божией взят от земли».
Отец Иоанн и исповедник святой Вассы были расстроены, думая, что это произошло из-за того, что они не совершили полное заупокойное служение. Так отпевали во второй раз отпевание и снова хоронили тело. Утром, однако, его нашли над землей. Тогда стало ясно, что это знамение от Бога, и выкопали могилу святого Бассы с левой стороны пещеры. Потрясенный чудом, Иоанн принял монашество с именем Иона и еще более усердно предался духовным подвигам.
Выкопал пещерную церковь и построил две келии на столбах, потом ходатайствовал перед клиром Псковского Троицкого собора о ее освящении, но они пока решили этого не делать «из-за необычного расположения». Тогда святой Иона испросил благословения у архиепископа Новгородского Феофила.
15 августа 1473 года пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время освящения произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы: прозрела слепая женщина, «посланная милостивым Богом, начав великие дары Свои Пречистой Матери» (эта икона, которую называют «старая», чтобы отличить ее от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы со сценами ее жития по краям, написана около 1421 года псковским иконописцем Алексеем Малым и ныне хранится в алтаре Успенской церкви Икона с изображением окантовки – престольная икона Печерской церкви).
Дата освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Святитель Иона подвизался в Псково-Печерском монастыре до 1480 года, после чего мирно почил в Господе. После его смерти на его теле обнаружили кольчугу. Это было повешено над его могилой в знак его тайного аскетизма, но было украдено во время немецкого вторжения.
Мощи святого Ионы покоятся в Пещерах рядом с мощами старца Марка и святого Бассы. Однажды, когда монастырь был осажден, ливонские рыцари хотели мечом открыть крышку гроба святого Бассы, но из гроба вырвался огонь. Следы этого карающего огня до сих пор можно увидеть на гробе святой Бассы.
Морское чудо ::: Центр Св. Николая
диакон Владимир Василик
Эту историю я услышал от иеромонаха Феофилакта, монаха Псково-Печерского монастыря, во второй половине 1980-х годов. Ему это рассказал военный — капитан первого ранга и верующий человек. Как он пришел к вере?
Открытка из Загреба Коллекция Центра Святого Николая |
В юности командовал миноносцем на Тихом океане. Однажды лодка вышла на вахту в море. Прогнозы погоды были хорошими, и ничего не предвещало беды. Тем не менее на горизонте сначала появилось большое темное облако, которое стало быстро расти. Подул резкий ветер, переросший в сильный шквал. Началась буря. Огромные волны начали биться о маленький корабль.
Корабль бросало из стороны в сторону. Вода попала в машинное отделение. Корабль вот-вот остановится, и это будет фатально для всех.
Капитан не был трусом, но тем не менее страх смерти достиг его сердца — ведь он был не один; он ответил за всю компанию. Что он должен сделать? И вдруг он вспомнил давние слова матери: «Молитесь Богу. Он спасает людей повсюду». И слова его деда, старого морского волка: «Кто не был в море, тот никогда не молился Богу». Капитан с детства не ходил в церковь — сначала пионеры, комсомол, потом служба. Он не знал, как молиться. Но внутри, в душе он кричал: «Господи, спаси! Господи, помилуй!»
Внезапно случилось чудо. Он увидел старика, идущего прямо по волнам в одежде священника. Капитан успел даже взглянуть на его лицо — правильные черты, бородка и ясный взгляд. Старик обеими руками благословил корабль, и тут же стих ветер. Море стало ровным. Буря закончилась. У капитана перехватило дыхание.
Вернувшись, он пообещал себе без промедления пойти в церковь и поставить свечку в знак благодарности за свое избавление и спасение экипажа. Но на Дальнем Востоке за годы гонений почти все храмы были разрушены.
Тем не менее, вскоре представилась возможность. Его командировали в Ленинград. Во время путешествия по КАД капитан заметил красивый пятиглавый собор. Он вышел из трамвая и подошел к нему. Это был Никольский собор морской славы. Но капитан об этом не знал. Он вошел в полутемную нижнюю церковь, купил свечу за два рубля пятьдесят копеек и огляделся в поисках подсвечника, чтобы поставить ее. Он заметил икону с изображением благочестивого старца в архиерейском облачении и решил: «Я поставлю свечку перед этим дедушкой». Капитан подошел ближе, посмотрел на икону и замер.