Что такое юрта с фото: Фото юрт — Юрты мира

Маленькая вселенная: как устроена юрта монгольских кочевников

ИсторииПутешествия

Фото
Jorge Fernandez / Alamy via Legion Media

История юрты

Большинство ученых сходятся в том, что юрта в ее нынешнем виде впервые появилась в VI веке у тюркских кочевников евразийских степей. Известно, что у нее были предшественники: конический чум, имеющий дымовое отверстие; яранга с двухъярусным каркасом, где шесты свода опираются не на землю, как у чума, а на треноги нижнего яруса; шалаш хуннуского типа с плетеными разборными стенами, сохранявшийся до недавнего времени у кочевников Северного Ирана (он называется «алачуг», и от него происходит русское слово «лачуга»).

Интересно происхождение термина «юрта». Так называют жилище тюркских и монгольских кочевников и в научной литературе, и в бытовом обиходе. Но сами монголы называют свое жилище гэр. Считается, что слово «юрта» заимствовано из тюркского языка. Конечно, тюрки (казахи, киргизы, татары, ногайцы и др.) пользуются этим словом, но у каждого из них имеется и свое собственное название для юрты.

Есть версия, что термин «юрт» первоначально означал владение с находящимися на его территории жилищем, пастбищными угодьями и населением. Современные города Северного Кавказа — Хасавюрт, Кизил юрт — более всего соответствуют такому изначальному пониманию этого слова.

Монгольская юрта почти всегда ориентирована по оси «север — юг». Исключения возможны по ландшафтно-климатическим причинам, но они только подтверждают правило. Вход — с южной стороны, строго напротив него — почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов.

Теперь встанем лицом к югу, спиной к северу (таков у монголов способ ориентации по странам света) и попробуем разобраться, что у нас справа, а что слева. Правая, западная сторона юрты — мужская: здесь находится кровать главы семьи и его жены, охотничье снаряжение, конское седло, упряжь для верблюдов или быков, бурдюк с кумысом и прочие принадлежности скотоводческого хозяйства, которые ассоциируются в основном с мужскими видами занятий. Левая, восточная сторона — женская: здесь мы видим постель старшей незамужней женщины в семье (сестры или дочери хозяина), сразу у входа — полки с посудой и шкафчик с продовольствием, ведра для дойки скота и прочие предметы, связанные с женским трудом.

Юрта в разрезе

Строительный материал для юрты — дерево, войлок, кожа. Из тонких деревянных шестов сделаны секции ее легко разбирающихся и собирающихся стен — хана (1). Юрта среднего размера имеет шесть или восемь таких секций, а если их двенадцать, то это уже большая парадная или гостевая юрта.

Тонкие жерди — уни (2) — соединяют стены с дымовым отверстием, образуя конусообразную крышу. Сквозь дымовое отверстие — тооно (3) — проникает и солнечный свет. Снаружи решетчатые стены и крышу покрывают большими кусками войлока (4). Куски длинные, 6–8 м, требуется их от четырех до восьми. Летом юрта покрыта ими в один слой, зимой — в два (в ХХ веке стали поверх войлока натягивать на юрту белую ткань, обычно водонепроницаемую).

Поверх конструкцию обматывают тонкими, но очень прочными кожаными или сплетенными из конского волоса веревками, чтобы и войлок, и ткань плотно прилегали к стенам. Летом юрту ставят прямо на землю, и в жару для вентиляции приподнимают края вой лочного покрытия. Зимой, вернувшись на место постоянной стоянки, юрту ставят на дощатый пол, который покрывают кусками старого войлока и шкурами.

От центра дымового отверстия до пола спускается прочная веревка, к которой привязывают весьма массивный камень. Он придает юрте ветровую устойчивость, а сильные ветры гуляют по монгольской степи практически круглый год.

В центре юрты находится очаг — главный сакральный объект всякого человеческого жилища. Его основу составляют три больших камня — авын гурван чулуу (5), «три отцовских камня». Эти камни путешествуют вместе с юртой, и при ее установке их первыми кладут на место будущего очага.

Возле очага, вертикально (если их два) или слегка под углом (если он один), стоит багана (6) — опорный столб или шест, упирающийся нижним концом в пол, а верхним, имеющим развилку, в обод дымового отверстия. Это символ магической связи поколений и времен. Когда в семье рождался ребенок, на развилке шеста делалась маленькая зарубка, во время родов женщина часто держалась обеими руками за багана. Порой его вместе с умершим отвозили на кладбище, а для юрты вырезали новый.

Подставка для котла, устанавливаемая на очаге

На очаге стоит металлическая подставка (7), способная удержать большой чугунный котел (8), в котором варят баранину, готовят чай с молоком и солью. Котел не моют, не отскребывают с его боков остатки еды, просто ополаскивают — так, по мнению кочевников, вкуснее, да и воду в степи надо беречь.

Готовый чай сливают в домбо (9) — стоящий рядом с очагом высокий деревянный сосуд, в котором напиток долго сохраняется теплым. В середине ХХ века на смену домбо пришли китайские термосы. Их меняли на шкурки тарбаганов по «курсу» 10:1. Учитывая, что на ленивых, отъевшихся за лето тарбаганов в сезон охотились почти все, обмен был вполне выгодным.

Пространство между очагом и алтарем занимают невысокий стол и несколько маленьких табуреток (10) — для гостей. Хозяева обычно сидят, скрестив ноги, на полу. Стоит только хозяйка, она разливает по пиалам чай или бульон. Отдельно в большой миске на стол ставят вареное мясо. Каждый гость сам отрезает себе понравившуюся часть и долго ее обгладывает. Вернуть необглоданную кость считается неприличным. Спиртным угощает хозяин. Он наливает горячительное в большую пиалу и, держа ее обеими руками, подносит сначала самому почетному и уважаемому гостю.

Надо отпить глоток (пить до дна не принято) или хотя бы пригубить. И точно так же, двумя руками, вернуть пиалу хозяину, который доливает ее и передает следующему гостю.

В любой юрте есть два обязательных оберега: веревка чагтага (11), заплетенная между уни и напоминающая бараньи кишки, — символ богатства и благополучия, и мешочек с зерном и клочками шерсти (12) — жертва духу — хранителю очага.

Фото
GAUTIER Solange / Hemis via Legion Media

В юрте много предметов разного назначения, но лишних нет: при частых кочевках они ни к чему. К тому же с каждым предметом связана не просто утилитарная функция — он еще выступает в роли определенного символа в системе монгольской культуры.

Юрта для монгола — микромир, его маленькая вселенная. Здесь рождаются дети и умирают старики. Здесь пространство делится на мужское и женское, и каждый гость знает, что, войдя в юрту, он должен пройти на определенную его полом половину и сесть там. Здесь по солнечному лучу, проникающему сквозь дымовое отверстие, определяют время суток — механических часов Монголия не знала вплоть до начала ХХ века.

Ну и к тому же монгольская юрта неразрывно связана с календарем — не вообще, а с конкретным восточноазиатским 12-летним «животным» циклом, все домашние, дикие и мифологические персонажи которого прочно ассоциируются с какой-либо частью юрты.

А что вокруг?

Вокруг жилой юрты (1) на пространстве радиусом 5–6 м размещается то, что не может находиться внутри, но без чего хозяева никак не могут обойтись. К северо-востоку от юрты — загон для скота (2), куда на ночь загоняют овец и молодняк всех видов. На юго-востоке — коновязь (3): два столба, соединенные веревкой.

Две палки и кусок старой тряпки, растянутой между ними, образуют туалет (4) с неким заграждение от нескромных глаз, необходимым не столько для самих монголов, которые много веков обходились без этих «излишеств», сколько для приезжих иностранных гостей. Маленькая хозяйственная юрта (5) — это кочевой склад продовольствия и вещей, в данный момент не используемых.

Сложенный в кучу аргал (6) — сухой навоз крупного рогатого скота, им топят очаг или железную печку в юрте, на нем готовят еду. Кучу прикрывают старыми шкурами, края которых прижаты к земле камнями — чтобы ветер не унес и дождь не размочил топливо.

Недалеко от юрты стоит деревянная двухколесная повозка (7). Как и сотни лет назад, она делается без единого железного гвоздя — они и не требуются, настолько хорошо все детали подогнаны друг к другу. Корзину (8) для сбора аргала (основной вид топлива в степной части Монголии) носят на спине, как рюкзак, подсохшую лепешку коровьего навоза подхватывают плетенной из ивы лопатой (9) и закидывают в корзину.

Когда же приходит время кочевать — в период с конца весны до середины осени, иногда по нескольку раз в месяц, что определяется погодой и состоянием пастбищ, — два человека за два часа способны разобрать юрту, компактно сложить друг на друга решетчатые стены, скатать в один рулон все войлочные покрытия и разместить все это на двух верблюдах, а всю мебель — на одной двухколесной повозке, в которую запрягают быка.

Поверх сложенной мебели закрепляют самую большую корзину для сбора аргала. Из нее торчат детские головки, лица у детей счастливые — ну как же, кочевка, это всегда так интересно! Хозяин берет в руки поводок первого верблюда, и караван неспешно трогается в путь на новое место стоянки.

Иллюстрации: Александра Уткина

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2011, частично обновлен в январе 2022

Наталья Жуковская


Теги

  • история
  • путешествия

Юрта | это… Что такое Юрта?

Казахский шанырак

Деревянный каркас юрты

Киргизская юрта

Ю́рта (тат. йорт — дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.

Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана, Кыргызстана и Монголии.

Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», «Родина», а также — пастбище, родовая земля. В киргизском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество», дословно: «Отцовский дом». В современном монгольском языке слово юрта (

гэр) синонимично «дому».

Содержание

  • 1 История
  • 2 Устройство юрты и её сборка
  • 3 Юрта в топонимике
  • 4 Галерея
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История

Монгольская юрта с деревянным полом

Монгольская юрта без деревянного пола

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Юрта появилась в эпоху поздней бронзы XII—IX веках до нашей эры, по мнению некоторых историков наиболее близким являются жилища андроновцев. Но жилища адроновцев представляли собой бревенчатые хижины. Поэтому нельзя полагать эту версию достоверной. Возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н. э. Юрты известны со времен хуннов. Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Казахские и туркменские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах кроме деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог. Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения. Недалеко от деревни Алыбай Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области обнаружено изображение шатрового типа жилища с четким делением на правую и левую, мужскую и женскую части.

Другое изображение жилища эпохи ранних кочевников обнаружено в ущелье Доланалы севернее села Калжыр Курчумского района Восточно-Казахстанской области. Сейчас юрты используются и для туристического отдыха. В этом случае они могут иметь богатое убранство.
[1]

Устройство юрты и её сборка

Монгольская юрта, как правило, ориентирована по оси север — юг. Вход — с южной стороны. Почетная сторона юрты куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов находится на север.[2] В центре юрты расположен очаг.

В летнюю жару войлочные стенки могут подниматься на высоту до метра, тогда ветер свободно обдувает помещение, а хозяева могут сидя обозревать окрестности. Изнутри юрта делится на две половины. У монголов восток — женская, а запад — мужская.[2]

На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы.

На женской — девичьей — постель невесты — дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ достатка. Эта половина гостевая. На этой половине также стелют постель для хозяина юрты как часть ритуала его похорон.[источник?]

Юрта в топонимике

На Северном Кавказе корень «юрт» является одной из основ названий населенных пунктов: Верхний Юрт, Бабаюрт, Кизилюрт, Ножай-Юрт, Толстой-Юрт, Хасавюрт. Эти названия вероятнее всего даны тюркскими жителями Северного Кавказа, возможно ногайцами и кумыками.

Также в Иркутской области существует железнодорожная станция и посёлок городского типа Юрты. Есть другие населённые пункты с этим названием (см. Юрты) в местностях, где проживали тюркоязычные народы или казаки.

Галерея

См. также

  • Национальные типы жилья народов мира

Примечания

  1. Отдых в юртах
  2. 1 2 Жуковская, Н. В., Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах, Москва, «Наука», 1990, с. 7.

Ссылки

  • Сферическая панорама интерьера башкирской юрты XIX в. (уфимский центр этнологических исследований)
  • Юрта: мир за войлочными стенами
  • «Юрты Востока» : Инструкция по сборке юрты
  • Палаты каменные и юрты бронзовые Зайнолла САМАШЕВ, главный научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Маргулана МОН РК, к.и.н.
  • Изображения монгольских юрт (англ.)
Фотографии

юрт | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

Юрта картинки | Скачать Free Images на Unsplash
  • ФотоФотографии 79
  • Пачка фотографийКоллекции 290
  • Группа людейПользователи 22

палатка

кемпинг

на природе 9001 1

здание

сельская местность

гер

сельская местность

природа

серый

архитектура

жилье

активный отдых

логотип Unsplash Unsplash+

В сотрудничестве с Уэсли Тинги

Unsplash+

Разблокировать

подсвет

Винс Gx

mongolieTravel imagesmongolia

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Патрик Шнайдер

Milky WaynightGalaxy images & images

Патрик Шнайдер

палатки и кемпинг

Эспен Беруд

аренда4847 арендастромсавтобуслетта 7 90 011 Yang Shuo

монгольский yurtyiningxinjiang

Логотип Unsplash Unsplash+

В сотрудничестве с Wesley Tingey

Unsplash+

Разблокировать

glampingdu skЗакат фото

Yang Shuo

злаковикПрирода фото

Vitor Rossetto

HD картинкиHq фон фотоgoblin Valley

Кайл Гленн

СьюардХаус изображенияхижина

Энни Спратт

ВеликобританияMonkton Heathfieldbench

Томас Эванс

kyrgyzstannomadcentral aisa

Unsplash logo Unsplash+

В сотрудничестве с Wesley Tingey

Unsplash+

Unlock

airbnbaccommodationrental

Annie Spratt

фермаЖивотные изображения и изображенияПтицы изображения

Maher El Aridi

el cosmicomarfaunited States

Эстен Эрбол

kazakhstanoi qaragaiTree images & images

Oziel Gómez

song-kulMountain images & imagesnomads

Wouter Naert

HD снежные обоиoutdoorcamp

Unsplash logo Unsplash+

В сотрудничестве с Wesley Tingey

Unsplash+

900 10 Разблокировать

outdoorsdomesee через

Annie Spratt

Somerset yurtsfieldman

poddawn

палатки икемпинг

монгольские юртыининсиньцзян

глэмпингсумеркиЗакат фото

Hd картинкиHq фоновые изображениядолина гоблинов

Великобританияmonkton heathfieldbench

фермаЖивотные изображения и изображенияПтицы изображения

казахстанский карагайИзображения деревьев и изображения

outdoorsdomessee through

–––– –––– –––– ––––– – – ––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

монголияПутешествие фотомонголия

млечный путьночьГалактика фото0011

kyrgyzstannomadcentral aisa

airbnbaccommodationrental

el cosmicomarfaunited States

song-kulMountain images & imagesnomads

Hd обои со снегомoutdoorcamp

9 0010 somerset yurtsfieldman

poddawn

rental4847 rentalstrømsbusletta 7

Hd картинкиHq фон фотоgoblin Valley

airbnbжильерентал

el cosmicomarfaunited States

HD снежные обоиoutdoorcamp 9Фотографии природы irds images

song-kulMountain images & imagesnomads

outdoorsdomessee through

–––– –––– –– –– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

млечный путь, ночь, галактика0011

glampingduskSunset images & images

sewardHouse imagescabin

United Kingdommonkton heathfieldbench

kazakhstanoi qaragaiTree images & images

Unsplash logo

Сделай что-нибудь потрясающее

9000 0 юрта

Юрта представляет собой переносное круглое жилище, состоящее из решетки из гибких жердей и обтянут войлоком или другой тканью. Это прочный и надежный тип палатки. Юрты были основным стилем дома в Центральной Азии, особенно в Монголии, на протяжении тысячелетий. На установку или демонтаж юрты уходит от 30 минут до 3 часов, и обычно в ней проживает от пяти до 15 человек. Обычно они имеют высоту чуть более 2 метров (6 футов) со слегка куполообразным верхом, возвышающимся еще на метр. В центре традиционной юрты стоит дровяная железная печь с длинным дымоходом, выходящим за крышу. Строительство юрты Юрта представляет собой палатку, построенную на плоском участке земли, часто покрытом коврами. Традиционная юрта белого цвета с красной дверью. Решетка традиционной юрты разделена на секции, называемые хана

. Каждая хана представляет собой набор складных перекрещивающихся деревянных шестов. Столбы изготавливаются из легкого дерева, например, из ивы, березы, тополя или даже из бамбука. Хана крепятся друг к другу веревками из кожи или шерсти животных. Крыша юрты – самая сложная часть конструкции. Центральная часть крыши называется венцом. Корона представляет собой кольцо, к которому крепятся столбы крыши, называемые уни, прилагаются. Рисунок короны из дерева, тростника или ткани может передаваться из поколения в поколение. хану и ткань юрты можно заменить, а корону прослужить годами. Корона частично открыта, что позволяет воздуху циркулировать и дымоходу проникать в конструкцию. Круглое потолочное окно, образованное короной, называется тооно, , а колонны, которые иногда поддерживают тяжелую корону, называются
багана.
Юртовые общины часто относятся к скотоводческим культурам, и войлок, покрывающий юрту, обычно делается из шерсти, собранной с домашних овец, коз или яков. Большинство юрт имеют от трех до пяти слоев войлока и часто внешний слой из водонепроницаемой ткани, например брезента. Есть два основных типа юрт: юрты и гнутые юрты. Отличие только в их крыше. Юрта представляет собой старый традиционный стиль юрты. На самом деле «юрта» — это русское слово, обозначающее то, что монголы называют гэр. Крыша юрты сделана из прямых жердей (uni) прикреплен к круглой заводной головке. Геры имеют очень пологую крышу. Юрты из гнутого дерева, иногда называемые тюркскими юртами, более распространены в западной части Средней Азии. Создатели юрт из гнутого дерева используют пар, чтобы согнуть столбы крыши, прежде чем прикрепить их к короне.
Uni
служат верхом стен и крышей юрты из гнутого дерева. Юрты из гнутого дерева обычно имеют более высокую и крутую форму. Современные юрты популярны в Северной Америке и Европе, особенно в сельской местности или в лагерях. Некоторые потребители предпочитают использовать для своих юрт местные лиственные породы, такие как ясень или каштан. Все больше потребителей используют высокотехнологичные материалы, такие как авиационные тросы, для более надежной конструкции. В отличие от традиционных юрт, эти современные юрты обычно предназначены для относительно постоянного проживания. География юрт Юрты существовали на протяжении тысячелетий в Центральной Азии практически в том же виде, в каком они существуют сегодня. Это идеальные жилища для кочевых культур грозных среднеазиатских степей. Сухие, плоские луга степи — это исследование экстремальных погодных условий. Это очень ветреный биом, потому что деревья, кустарники или высокая трава не служат защитой от ветра. Весенние ветры могут регулярно дуть со скоростью до 9 километров в час (6 миль в час). Степь также имеет огромный диапазон температур, примерно от 24° по Цельсию (75° по Фаренгейту) до -28° по Цельсию (-19° по Фаренгейту).° по Фаренгейту). Юрты идеально подходят для этого биома. Круглая форма юрт позволяет им противостоять ветрам с любого направления. Уязвима только дверь юрты, а двери юрты обычно очень прочные и современные. У них часто деревянная рама, а иногда и сама дверь из дерева, а не створка, открывающаяся из войлока. Это укрепляет дверь и юрту от сильных степных ветров. Наклонная аэродинамическая форма крыши также означает, что ветер вряд ли сорвет балки крыши. Круглая форма юрт также позволяет легко и эффективно их нагревать и охлаждать.
toono, или отверстие под корону обеспечивает постоянную циркуляцию свежего воздуха. Центральная печь обеспечивает равномерное тепло, а дополнительные слои войлока могут дополнительно изолировать от холодной степной зимы. В сезон дождей семьи нередко выкапывают вокруг юрты траншею, похожую на ров. Это улавливает дождь и препятствует тому, чтобы юрта стала слишком грязной или неустойчивой. Традиционная ориентация юрты дверью на юг. Самое священное место юрты находится на севере. Здесь располагался бы алтарь, если бы жители были христианами или буддистами, и он служил бы традиционным местом для сидения деревенских старейшин или уважаемых лидеров. Определенное значение имел и внутренний дизайн юрты. Западная половина юрты считалась «мужской» частью жилища, а восточная – местом, где жили и работали женщины. История юрт Юрты являются частью самобытности Центральной Азии. Исторически кочевники Средней Азии перемещались несколько раз в год. Мало того, что юрты облегчали передвижение, поскольку их так быстро устанавливали, они также были очень легкими.
Большие семейные юрты можно было полностью разобрать за час и затащить на них двух или трех вьючных животных, таких как лошади, верблюды или яки. (Западнее, на территории современных Афганистана и Пакистана, кочевники чаще использовали ослов в качестве вьючных животных.) древесина. Торговцы и квалифицированные столяры продавали или обменивали строительные материалы в различных формах. За наименьшее количество товаров или услуг они обменивали бревна ивы или березы. По средней цене потребители могли торговать предварительно нарезанными столбами. За самую высокую цену они могли купить полную хану. Толстый войлок или нетканая шерсть, которыми покрывали юрты, происходили от собственных животных кочевников. У кочевников Центральной Азии были стада овец, яков и коз. (Кашемир, например, одна из самых мягких, легких и ценных шерстяных тканей, получают от монгольских коз.) Шерсть всех этих животных можно было валять. Традиционный метод валяния шерсти среди степных общин заключался в том, чтобы ее тщательно намочить, обмотать вокруг шеста, завернуть в шкуру яка и волочить за скачущей лошадью.
Это эффективно сжимало шерстяные волокна в прочный войлок. Юрты хорошо задокументированы в истории. Бурятская монгольская община Сибири считает свою землю родиной юрты, а самое раннее известное изображение этого сооружения происходит из бронзовой чаши, обнаруженной в горах Загрос в Иране. Чаша датируется примерно 600 годом до нашей эры. Греческий историк Геродот писал о юртах, использовавшихся скифами около 440 г. до н.э. Скифы были кочевым народом из земель, окружающих Черное и Каспийское моря. Итальянский исследователь Марко Поло подробно описал гэры, использовавшиеся монголами в то время, когда он жил с ними, между 1274 и 129 годами.1. Монгольский лидер Чингисхан управлял всей своей империей с большого юрта. Эта империя простиралась на всю Среднюю Азию, от Корейского полуострова на восток; через Китай, Тибет и Иран на юго-западе; и через Грузию и Россию на севере. Согласно легенде, юрту Чингисхана так и не разобрали полностью. Вместо этого он был установлен на огромной колесной повозке, запряженной 22 волами. Гэр был 9 метров (30 футов) в диаметре и постоянно охранялся монгольскими солдатами и кавалерией. По мере расширения Монгольской империи она в конечном итоге достигла Восточной Европы. Степь современной Турции, Венгрии и Румынии была завоевана преемниками Чингисхана. Когда монголы расширили свою империю, они принесли с собой юртовую культуру. Юрты оставались очень распространенными в Турции до 19 века.60-х и 1970-х годов, и они до сих пор встречаются в сельских районах Венгрии. юрт Сегодня юрт по-прежнему чаще всего ассоциируются со страной Монголия. На самом деле само слово «гэр» в переводе с монгольского означает дом или домашнее хозяйство. Сегодня в юртах проживает более половины монголов, в том числе около 61 % в столице Улан-Баторе и 90 % сельского населения. В крупных городах, таких как Улан-Батор, есть «юрточные кварталы», отделенные от других зон застройки высокими заборами. Образ жизни в юртовых кварталах гораздо более общинный, чем традиционная городская жизнь. Многодетные семьи делят жильё и еду. Геры или другие жилища в юртовых кварталах редко подключаются к городскому водоснабжению, поэтому сауны, спа и бани являются общими для общины. Юртовые кварталы Улан-Батора становятся все более многолюдными и противоречивыми. Всего за три десятилетия более 20% населения Монголии переехало в Улан-Батор. Эти бывшие скотоводы-кочевники приезжают в поисках более стабильного экономического будущего, а также более широкого доступа к здравоохранению и образованию. Многие сельские монголы также вынуждены жить из-за стихийных бедствий. Разросшиеся городские юртовые кварталы создают огромные проблемы с инфраструктурой: дороги и транспортные сети, здравоохранение, школы и подключение к городским водопроводным и канализационным сетям. Юртовый квартал вносит огромный вклад в загрязнение города. Хотя большинство юртовых кварталов имеют достаточный доступ к электросети, большинство жителей предпочитают использовать уголь для отопления и приготовления пищи. Это способствует загрязнению воздуха. Улан-Батор страдает от одного из самых сильных загрязнений воздуха в мире, и до 80% этого загрязнения непосредственно вызвано работающими на угле печами. Отсутствие подключения к городским канализационным сетям приводит к тому, что в большинстве юртовых кварталов используются выгребные ямы, которые способствуют загрязнению воды и почвы. По мере того как все больше монголов переселяются из юрт в дома и квартиры, уровень загрязнения снижается. Юрты являются ключевой частью культурной географии Центральной Азии. Проживание в герах является частью деревенского очарования Внутренней Монголии, популярного туристического направления в Северном Китае. Тувинцы, сибирские кочевники России, также используют юрту, поскольку они следуют за стадом оленей в течение всего года. Юрты из гнутого дерева более распространены дальше на запад в Центральной Азии. Кочевники в сухих степях Ирана и Ирака используют юрты из гнутого дерева. Юрта также стала объединяющим символом «станов»: Афганистана, Пакистана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. На флаге Кыргызстана в центре рисунка изображена корона юрты. Герб Казахстана построен вокруг узловатой макушки юрты.

Краткий факт

Последствия изменения климата Изменение климата повлияло на погоду в Монголии до такой степени, что оно угрожает традиционным культурам юрт. Изменение климата способствовало увеличению вероятности попадания дзуда в Монголию. дзуд описывает местную погодную ситуацию, при которой особенно сухое лето сменяется суровой зимой. Сухое лето затрудняет выращивание и сбор травы, а более суровые зимы требуют еще большего запаса кормов. Во время дзуда 2009 года погибло до 10 миллионов голов скота.. Кочевые пастухи вынуждены покинуть свои юрты и переехать в Улан-Батор.

Быстрый факт

Inspirational Nat Geo Человек, который представил юрты в США, Уильям Копертуэйт, был вдохновлен статьей о Монголии в номере журнала National Geographic за 1962 год.

Краткая информация

Нематериальное культурное наследие В 2013 году «традиционное мастерство монгольского гэра и связанные с ним обычаи» было признано ЮНЕСКО частью нашего нематериального культурного наследия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *