Маленькая вселенная: как устроена юрта монгольских кочевников
ИсторииПутешествия
- Фото
- Jorge Fernandez / Alamy via Legion Media
История юрты
Большинство ученых сходятся в том, что юрта в ее нынешнем виде впервые появилась в VI веке у тюркских кочевников евразийских степей. Известно, что у нее были предшественники: конический чум, имеющий дымовое отверстие; яранга с двухъярусным каркасом, где шесты свода опираются не на землю, как у чума, а на треноги нижнего яруса; шалаш хуннуского типа с плетеными разборными стенами, сохранявшийся до недавнего времени у кочевников Северного Ирана (он называется «алачуг», и от него происходит русское слово «лачуга»).
Интересно происхождение термина «юрта». Так называют жилище тюркских и монгольских кочевников и в научной литературе, и в бытовом обиходе. Но сами монголы называют свое жилище гэр. Считается, что слово «юрта» заимствовано из тюркского языка. Конечно, тюрки (казахи, киргизы, татары, ногайцы и др.) пользуются этим словом, но у каждого из них имеется и свое собственное название для юрты.
Есть версия, что термин «юрт» первоначально означал владение с находящимися на его территории жилищем, пастбищными угодьями и населением. Современные города Северного Кавказа — Хасавюрт, Кизил юрт — более всего соответствуют такому изначальному пониманию этого слова.
Монгольская юрта почти всегда ориентирована по оси «север — юг». Исключения возможны по ландшафтно-климатическим причинам, но они только подтверждают правило. Вход — с южной стороны, строго напротив него — почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов.
Теперь встанем лицом к югу, спиной к северу (таков у монголов способ ориентации по странам света) и попробуем разобраться, что у нас справа, а что слева. Правая, западная сторона юрты — мужская: здесь находится кровать главы семьи и его жены, охотничье снаряжение, конское седло, упряжь для верблюдов или быков, бурдюк с кумысом и прочие принадлежности скотоводческого хозяйства, которые ассоциируются в основном с мужскими видами занятий. Левая, восточная сторона — женская: здесь мы видим постель старшей незамужней женщины в семье (сестры или дочери хозяина), сразу у входа — полки с посудой и шкафчик с продовольствием, ведра для дойки скота и прочие предметы, связанные с женским трудом.
Юрта в разрезе
Строительный материал для юрты — дерево, войлок, кожа. Из тонких деревянных шестов сделаны секции ее легко разбирающихся и собирающихся стен — хана (1). Юрта среднего размера имеет шесть или восемь таких секций, а если их двенадцать, то это уже большая парадная или гостевая юрта.
Тонкие жерди — уни (2) — соединяют стены с дымовым отверстием, образуя конусообразную крышу. Сквозь дымовое отверстие — тооно (3) — проникает и солнечный свет. Снаружи решетчатые стены и крышу покрывают большими кусками войлока (4). Куски длинные, 6–8 м, требуется их от четырех до восьми. Летом юрта покрыта ими в один слой, зимой — в два (в ХХ веке стали поверх войлока натягивать на юрту белую ткань, обычно водонепроницаемую).
Поверх конструкцию обматывают тонкими, но очень прочными кожаными или сплетенными из конского волоса веревками, чтобы и войлок, и ткань плотно прилегали к стенам. Летом юрту ставят прямо на землю, и в жару для вентиляции приподнимают края вой лочного покрытия. Зимой, вернувшись на место постоянной стоянки, юрту ставят на дощатый пол, который покрывают кусками старого войлока и шкурами.
От центра дымового отверстия до пола спускается прочная веревка, к которой привязывают весьма массивный камень. Он придает юрте ветровую устойчивость, а сильные ветры гуляют по монгольской степи практически круглый год.
В центре юрты находится очаг — главный сакральный объект всякого человеческого жилища. Его основу составляют три больших камня — авын гурван чулуу (5), «три отцовских камня». Эти камни путешествуют вместе с юртой, и при ее установке их первыми кладут на место будущего очага.
Возле очага, вертикально (если их два) или слегка под углом (если он один), стоит багана (6) — опорный столб или шест, упирающийся нижним концом в пол, а верхним, имеющим развилку, в обод дымового отверстия. Это символ магической связи поколений и времен. Когда в семье рождался ребенок, на развилке шеста делалась маленькая зарубка, во время родов женщина часто держалась обеими руками за багана. Порой его вместе с умершим отвозили на кладбище, а для юрты вырезали новый.
Подставка для котла, устанавливаемая на очаге
На очаге стоит металлическая подставка (7), способная удержать большой чугунный котел (8), в котором варят баранину, готовят чай с молоком и солью. Котел не моют, не отскребывают с его боков остатки еды, просто ополаскивают — так, по мнению кочевников, вкуснее, да и воду в степи надо беречь.
Готовый чай сливают в домбо (9) — стоящий рядом с очагом высокий деревянный сосуд, в котором напиток долго сохраняется теплым. В середине ХХ века на смену домбо пришли китайские термосы. Их меняли на шкурки тарбаганов по «курсу» 10:1. Учитывая, что на ленивых, отъевшихся за лето тарбаганов в сезон охотились почти все, обмен был вполне выгодным.
Пространство между очагом и алтарем занимают невысокий стол и несколько маленьких табуреток (10) — для гостей. Хозяева обычно сидят, скрестив ноги, на полу. Стоит только хозяйка, она разливает по пиалам чай или бульон. Отдельно в большой миске на стол ставят вареное мясо. Каждый гость сам отрезает себе понравившуюся часть и долго ее обгладывает. Вернуть необглоданную кость считается неприличным. Спиртным угощает хозяин. Он наливает горячительное в большую пиалу и, держа ее обеими руками, подносит сначала самому почетному и уважаемому гостю.
Надо отпить глоток (пить до дна не принято) или хотя бы пригубить. И точно так же, двумя руками, вернуть пиалу хозяину, который доливает ее и передает следующему гостю.
В любой юрте есть два обязательных оберега: веревка чагтага (11), заплетенная между уни и напоминающая бараньи кишки, — символ богатства и благополучия, и мешочек с зерном и клочками шерсти (12) — жертва духу — хранителю очага.
- Фото
- GAUTIER Solange / Hemis via Legion Media
В юрте много предметов разного назначения, но лишних нет: при частых кочевках они ни к чему. К тому же с каждым предметом связана не просто утилитарная функция — он еще выступает в роли определенного символа в системе монгольской культуры.
Юрта для монгола — микромир, его маленькая вселенная. Здесь рождаются дети и умирают старики. Здесь пространство делится на мужское и женское, и каждый гость знает, что, войдя в юрту, он должен пройти на определенную его полом половину и сесть там. Здесь по солнечному лучу, проникающему сквозь дымовое отверстие, определяют время суток — механических часов Монголия не знала вплоть до начала ХХ века.
Ну и к тому же монгольская юрта неразрывно связана с календарем — не вообще, а с конкретным восточноазиатским 12-летним «животным» циклом, все домашние, дикие и мифологические персонажи которого прочно ассоциируются с какой-либо частью юрты.
А что вокруг?
Вокруг жилой юрты (1) на пространстве радиусом 5–6 м размещается то, что не может находиться внутри, но без чего хозяева никак не могут обойтись. К северо-востоку от юрты — загон для скота (2), куда на ночь загоняют овец и молодняк всех видов. На юго-востоке — коновязь (3): два столба, соединенные веревкой.
Две палки и кусок старой тряпки, растянутой между ними, образуют туалет (4) с неким заграждение от нескромных глаз, необходимым не столько для самих монголов, которые много веков обходились без этих «излишеств», сколько для приезжих иностранных гостей. Маленькая хозяйственная юрта (5) — это кочевой склад продовольствия и вещей, в данный момент не используемых.
Сложенный в кучу аргал (6) — сухой навоз крупного рогатого скота, им топят очаг или железную печку в юрте, на нем готовят еду. Кучу прикрывают старыми шкурами, края которых прижаты к земле камнями — чтобы ветер не унес и дождь не размочил топливо.
Недалеко от юрты стоит деревянная двухколесная повозка (7). Как и сотни лет назад, она делается без единого железного гвоздя — они и не требуются, настолько хорошо все детали подогнаны друг к другу. Корзину (8) для сбора аргала (основной вид топлива в степной части Монголии) носят на спине, как рюкзак, подсохшую лепешку коровьего навоза подхватывают плетенной из ивы лопатой (9) и закидывают в корзину.
Когда же приходит время кочевать — в период с конца весны до середины осени, иногда по нескольку раз в месяц, что определяется погодой и состоянием пастбищ, — два человека за два часа способны разобрать юрту, компактно сложить друг на друга решетчатые стены, скатать в один рулон все войлочные покрытия и разместить все это на двух верблюдах, а всю мебель — на одной двухколесной повозке, в которую запрягают быка.
Поверх сложенной мебели закрепляют самую большую корзину для сбора аргала. Из нее торчат детские головки, лица у детей счастливые — ну как же, кочевка, это всегда так интересно! Хозяин берет в руки поводок первого верблюда, и караван неспешно трогается в путь на новое место стоянки.
Иллюстрации: Александра Уткина
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2011, частично обновлен в январе 2022
Наталья Жуковская
Теги
- история
- путешествия
Юрта | это… Что такое Юрта?
Казахский шанырак Деревянный каркас юрты Киргизская юртаЮ́рта (тат. йорт — дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.
Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана, Кыргызстана и Монголии.
Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», «Родина», а также — пастбище, родовая земля. В киргизском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество», дословно: «Отцовский дом». В современном монгольском языке слово юрта (
Содержание
|
История
Монгольская юрта с деревянным полом Монгольская юрта без деревянного полаВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Юрта появилась в эпоху поздней бронзы XII—IX веках до нашей эры, по мнению некоторых историков наиболее близким являются жилища андроновцев. Но жилища адроновцев представляли собой бревенчатые хижины. Поэтому нельзя полагать эту версию достоверной. Возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н. э. Юрты известны со времен хуннов. Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Казахские и туркменские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах кроме деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог. Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения. Недалеко от деревни Алыбай Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области обнаружено изображение шатрового типа жилища с четким делением на правую и левую, мужскую и женскую части.
Другое изображение жилища эпохи ранних кочевников обнаружено в ущелье Доланалы севернее села Калжыр Курчумского района Восточно-Казахстанской области. Сейчас юрты используются и для туристического отдыха. В этом случае они могут иметь богатое убранство.Устройство юрты и её сборка
Монгольская юрта, как правило, ориентирована по оси север — юг. Вход — с южной стороны. Почетная сторона юрты куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов находится на север.[2] В центре юрты расположен очаг.
В летнюю жару войлочные стенки могут подниматься на высоту до метра, тогда ветер свободно обдувает помещение, а хозяева могут сидя обозревать окрестности. Изнутри юрта делится на две половины. У монголов восток — женская, а запад — мужская.[2]
На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы.
На женской — девичьей — постель невесты — дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ достатка. Эта половина гостевая. На этой половине также стелют постель для хозяина юрты как часть ритуала его похорон.[источник?]
Юрта в топонимике
На Северном Кавказе корень «юрт» является одной из основ названий населенных пунктов: Верхний Юрт, Бабаюрт, Кизилюрт, Ножай-Юрт, Толстой-Юрт, Хасавюрт. Эти названия вероятнее всего даны тюркскими жителями Северного Кавказа, возможно ногайцами и кумыками.
Также в Иркутской области существует железнодорожная станция и посёлок городского типа Юрты. Есть другие населённые пункты с этим названием (см. Юрты) в местностях, где проживали тюркоязычные народы или казаки.
Галерея
См. также
- Национальные типы жилья народов мира
Примечания
- ↑ Отдых в юртах
- ↑ 1 2 Жуковская, Н. В., Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах, Москва, «Наука», 1990, с. 7.
Ссылки
- Сферическая панорама интерьера башкирской юрты XIX в. (уфимский центр этнологических исследований)
- Юрта: мир за войлочными стенами
- «Юрты Востока» : Инструкция по сборке юрты
- Палаты каменные и юрты бронзовые Зайнолла САМАШЕВ, главный научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Маргулана МОН РК, к.и.н.
- Изображения монгольских юрт (англ.)
юрт | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
Юрта картинки | Скачать Free Images на Unsplash- ФотоФотографии 79
- Пачка фотографийКоллекции 290
- Группа людейПользователи 22
палатка
кемпинг
на природе 9001 1
здание
сельская местность
гер
сельская местность
природа
серый
архитектура
жилье
активный отдых
логотип Unsplash Unsplash+В сотрудничестве с Уэсли Тинги
Unsplash+
Разблокировать
подсвет
Винс GxmongolieTravel imagesmongolia
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Патрик ШнайдерMilky WaynightGalaxy images & images
Патрик Шнайдерпалатки и кемпинг
Эспен Берударенда4847 арендастромсавтобуслетта 7 90 011 Yang Shuo
монгольский yurtyiningxinjiang
Логотип Unsplash Unsplash+В сотрудничестве с Wesley Tingey
Unsplash+
Разблокировать
glampingdu skЗакат фото
Yang ShuoзлаковикПрирода фото
Vitor RossettoHD картинкиHq фон фотоgoblin Valley
Кайл ГленнСьюардХаус изображенияхижина
Энни СпраттВеликобританияMonkton Heathfieldbench
Томас Эвансkyrgyzstannomadcentral aisa
Unsplash logo Unsplash+В сотрудничестве с Wesley Tingey
Unsplash+
Unlock
airbnbaccommodationrental
Annie SprattфермаЖивотные изображения и изображенияПтицы изображения
Maher El Aridiel cosmicomarfaunited States
Эстен Эрболkazakhstanoi qaragaiTree images & images
Oziel Gómezsong-kulMountain images & imagesnomads
Wouter NaertHD снежные обоиoutdoorcamp
Unsplash logo Unsplash+В сотрудничестве с Wesley Tingey
Unsplash+
900 10 Разблокироватьoutdoorsdomesee через
Annie SprattSomerset yurtsfieldman
poddawn
палатки икемпинг
монгольские юртыининсиньцзян
глэмпингсумеркиЗакат фото
Hd картинкиHq фоновые изображениядолина гоблинов
Великобританияmonkton heathfieldbench
фермаЖивотные изображения и изображенияПтицы изображения
казахстанский карагайИзображения деревьев и изображения
outdoorsdomessee through
–––– –––– –––– ––––– – – ––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
монголияПутешествие фотомонголия
млечный путьночьГалактика фото0011
kyrgyzstannomadcentral aisa
airbnbaccommodationrental
el cosmicomarfaunited States
song-kulMountain images & imagesnomads
Hd обои со снегомoutdoorcamp
9 0010 somerset yurtsfieldmanpoddawn
rental4847 rentalstrømsbusletta 7
Hd картинкиHq фон фотоgoblin Valley
airbnbжильерентал
el cosmicomarfaunited States
HD снежные обоиoutdoorcamp 9Фотографии природы irds images
song-kulMountain images & imagesnomads
outdoorsdomessee through
–––– –––– –– –– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
млечный путь, ночь, галактика0011
glampingduskSunset images & images
sewardHouse imagescabin
United Kingdommonkton heathfieldbench
kazakhstanoi qaragaiTree images & images
Unsplash logoСделай что-нибудь потрясающее
9000 0 юрта Юрта представляет собой переносное круглое жилище, состоящее из решетки из гибких жердей и обтянут войлоком или другой тканью. Это прочный и надежный тип палатки. Юрты были основным стилем дома в Центральной Азии, особенно в Монголии, на протяжении тысячелетий. На установку или демонтаж юрты уходит от 30 минут до 3 часов, и обычно в ней проживает от пяти до 15 человек. Обычно они имеют высоту чуть более 2 метров (6 футов) со слегка куполообразным верхом, возвышающимся еще на метр. В центре традиционной юрты стоит дровяная железная печь с длинным дымоходом, выходящим за крышу. Строительство юрты Юрта представляет собой палатку, построенную на плоском участке земли, часто покрытом коврами. Традиционная юрта белого цвета с красной дверью. Решетка традиционной юрты разделена на секции, называемые хана
Краткий факт
Последствия изменения климата Изменение климата повлияло на погоду в Монголии до такой степени, что оно угрожает традиционным культурам юрт. Изменение климата способствовало увеличению вероятности попадания дзуда в Монголию. дзуд описывает местную погодную ситуацию, при которой особенно сухое лето сменяется суровой зимой. Сухое лето затрудняет выращивание и сбор травы, а более суровые зимы требуют еще большего запаса кормов. Во время дзуда 2009 года погибло до 10 миллионов голов скота.. Кочевые пастухи вынуждены покинуть свои юрты и переехать в Улан-Батор.
Быстрый факт
Inspirational Nat Geo Человек, который представил юрты в США, Уильям Копертуэйт, был вдохновлен статьей о Монголии в номере журнала National Geographic за 1962 год.
Краткая информация
Нематериальное культурное наследие В 2013 году «традиционное мастерство монгольского гэра и связанные с ним обычаи» было признано ЮНЕСКО частью нашего нематериального культурного наследия.