Цвингер это – Цвингер в Дрездене — путеводитель и краткое описание для туристов

Содержание

Цвингер

Цвингер я мечтала увидеть в Дрездене в первую очередь. Знаете, почему? Когда я была ещё ребёнком, а родители служили в ГДР, в Цвингере мы побывали вместе. Поэтому в свой первый взрослый визит Дрездена я сразу же пришла сюда. И обрадовалась тому, что многое осталось точно таким, как мне запомнилось.

Для меня Цвингер — множество ассоциаций, которые дают повод фантазировать и размышлять.

«Процвингер»

Слово Zwinger переводится с немецкого как «псарня», «конура» или «питомник». Но раньше, в Средневековье, цвингером называли часть крепости между внутренней и наружной стеной. Не знаю, держали ли на этой территории псов или других животных, но какая-то связь, очевидно, между этими названиями есть. А может быть всё дело в том, где построили дрезденский Цвингер?

Прежде он располагался между крепостными стенами столицы Саксонии и ничего общего с «конурой» в нём нет. А есть великолепный двор с фонтанами, а вокруг него несколько зданий в стиле барокко. Проектировал этот дворцовый ансамбль архитектор Пёппельман ещё в XVIII веке. Его дело подхватили последователи Земпер и Крюгер. В результате получился пышный комплекс из объединённых галереями нарядных павильонов. К нему же относится здание Галереи старых мастеров.

Даже не заходя в неё, как и в другие музеи Цвингера (о них чуть позже), здесь можно провести больше часа. По крайней мере, так получилось у меня. Я пыталась представить себе 1709 год — тогда и началась история дворцового комплекса.

У нас в России ломал старые устои Петр I, а здесь построили нечто деревянное, похожее на амфитеатр — это сооружение и стало «працвингером». Постройка окружила площадь, где гуляла и устраивала турниры саксонская знать. А потом пришёл Маттеус Даниэль Пёппельманн, и три стороны Цвингера «окаменели». Четвертая сторона выпала на долю Готфрида Земпера, и к 1855 году каменный Цвингер был полностью построен.

Не знаю, можно ли назвать постройки грациозными, но Zwinger для меня грациозен. Его фасад, линии, переходы, контуры павильонов и ворот — настоящее произведение искусства. Всё симметрично, чётко, возвышенно: и Коронные ворота, и Прямые галереи на южной границе Цвингера, и архитектурные композиции на восточной и западной стороне. А сколько изумительных скульптур! Я долго рассматривала «Купальню нимф»: она справедливо считается одним из главных украшений дворцового комплекса, и в это время на часах Цвингера зазвучали мелодичные фарфоровые колокольчики. Прелесть!

История создания Цвингера

Самым интересным для меня было то, что строился дворцовый комплекс по наитию. Никто, несмотря на архитектурные разработки, не знал, куда кривая выведет. Сначала Цвингер задумывали сделать оранжереей, а в итоге получили королевский комплекс естественнонаучных музеев. Начал это дело, как и всё самое главное в Дрездене, Август II Сильный, а закончил Фридрих Август I, саксонский курфюрст.

Как я уже говорила, здесь когда-то была мощная крепость. Там, где сейчас расположен Цвингер, находился один из бастионов, а внутри него располагался сад. В 1709 году, о котором уже шла речь, Август Сильный приказал архитекторам позаботиться о здании оранжереи: она должна была появиться на внутренней стороне крепостного вала. В оранжерее сажали экзотические для Саксонии: апельсины, лимоны и лавры. Когда наступали тёплые деньки, придворные дамы и кавалеры прогуливались по аллеям, составленным из кадок — деревца с их яркими плодами выносили во двор и создавали из них волшебный сад. Честно говоря, я им немножко завидую, ведь таким дворец нам уже не увидеть.

Итак, изначально Цвингер был оранжереей. А в это самое время на другом берегу Эльбы строили фарфоровый замок Августа Сильного — уникальная коллекция фарфора ныне занимает четвёртую часть помещений Цвингера. Как жаль, что машины времени не существует: я бы так хотела перенестись в те времена и посмотреть, как всё это создавалось!

Пристрастие к экзотике и фарфору возникло не просто так: особо ценили их при дворе французского короля Людовика XIV, а немецким князьям так хотелось ему подражать! Но пустозвонами они не были. Мода модой, а наука наукой: в Германии тайнами производства фарфора занимались серьёзно. В 1710 году в Мейсене немцы построили первый в своей стране фарфоровый завод. Гордиться им трудолюбивый народ может и сегодня.

Соперничество сильнейших

Как же хотелось Августу Сильному превзойти всех и вся! Находясь в Цвингере, я то и дело думала о великом правителе Саксонии и его непомерных амбициях. Его величество собственноручно сделал набросок того, как должна выглядеть королевская оранжерея: Август желал построить три полукруглые террасы, расположенные одна над другой. Экзотические деревья должны были располагаться на них рядами. На практике вышло по-другому: расчеты архитекторов преобразили замысел курфюрста. Но получилось достойно, и король утверждал, что Цвингер полностью соответствует его идее. И, я думаю, не нашлось никого, кто стал бы спорить с ним вслух.

Разве что посмеивался потихоньку сам М. Д. Пёппельман: у него получилось лучше, чем хотел Август Сильный: не просто оранжерея, а здание для торжественных церемоний и праздников. Я считаю, что вышло просто великолепно! Конечно, построить его без ведома и разрешения короля у Маттеуса Даниэля ни за что бы не вышло. Поэтому, думаю, умница-архитектор проявил невероятную деликатность и дипломатию — часть имевшихся бастионов и строений снесли, фарватер Эльбы укрепили, и из каменоломен города Кёнигштайна стали доставлять блоки из песчаника.

Ода архитектору

Маттеус Пёппельман, как мне кажется, был парень не промах. Имелся у него ещё один талант: он умел ждать. Строительство Цвингера архитектор возглавил за три года до своего пятидесятилетия. При дрезденском дворе он прослужил целых 20 лет. Фортуна улыбнулась Пёппельману в 1705 году, когда после кончины своего начальника он смог заявить о своих неординарных возможностях и был назначен архитектором Саксонии.

В своём новом статусе Пёппельман приложил руку к строительству Ташенбергского дворца (1707 год), а в 1709 предложил построить в Цвингере постоянные зимние помещения для деревьев — две закруглённые галереи. Поставил он их на низкой террасе. С садом её связывала лестница.

Для прогулок придворных была создана верхняя терраса. С удовольствием прошлась по ней и я. Окна галерей Пёппельман спроектировал до пола. Перед каждым окном архитектор расположил консоль. На неё в тёплое время года выносить цитрусовые деревья в объёмных кадках было очень удобно.

Август Сильный был впечатлён. Для того, чтобы мы все увидели Цвингер таким, каков он есть, он отправил архитектора в Рим и Вену. Пусть по королевской воле подучится тому, как следует строить дворцы и разбивать сады!

Пёппельман съездил не зря. Вернувшись из-за границы в 1710 году, он выложил правителю свой план: почему бы не пристроить два двухэтажных павильона к закругленным галереям? Перепад высоты между садом и цвингеровским валом можно использовать для создания фонтанов и каскадов. Август произнёс своё решающее «да», и в Цвингере появился так называемый «водяной театр». Позже его назвали Купальней нимф, у которой в наши дни фотографируются все гости Цвингера. Скульптуры прелестных купальщиц создал Бальтазар Пермозер и его помощники. На мой взгляд, это шедевр!

Лиха беда начало

Наступил 1712 год, который в Цвингере я старалась представить, как могла: очень люблю историю. Территория, отведённая под комплекс, стала кардинально меняться. Обе западные закругленные галереи были построены полностью. Через несколько месяцев предстали во всей красе оба угловых павильона. Наступила очередь Коронных ворот и обеих южных галерей. Осматривая их сегодня, я старалась представить себе, как выглядел Цвингер без них. Надо сказать, у меня ничего не получилось. А ведь было здесь всё когда-то совсем по-другому! И защитный ров был, и вал с оборонительными сооружениями. Но когда наступило время постройки Коронных ворот и прямых галерей, от вала и рва мало что осталось. Но вот что интересно, друзья: если цвингерский экскурсовод ничего не напутал, то даже в 1715 году окончательных планов по завершению Цвингера не было! И тогда Август решил Пёппельмана послать. Нет, не по известному адресу, а в Париж.

Вот это свадьба

Оказавшись во французской столице, Маттеус бросился изучать интерьеры и тонкости дворцовых сооружений. Как угодить требовательному королю и добиться совершенства? Поездка помогла: архитектор решил наконец проблему, которая не давала ему покоя несколько лет. Пёппельман понял, как следует оформить стык между западными Закругленными галереями. Нужен Павильон на валу! Он увенчал бы всю архитектурную группу. В нём должны были быть расположены входные двери в обе закруглённые галереи, лестницы, парадный зал… Как я любовалась всем этим во время своей экскурсии!

У Маттеуса всё получилось! В 1718 году Павильон на валу был закончен так же, как и его собратья — Физико-математический и Французский павильоны. И вот тут… Кронпринц Фридрих-Август решил жениться на Марии Жозефе, старшей дочери почившего императора. Этот брак мог привести Саксонию к обладанию имперской короной. Торжество назначили на лето 1719 года, и Август II Сильный решил, что праздник должен состояться в цвингеровском саду. Что тут началось! Сад закончен не был, территория Цвингера с востока и севера оставалась открытой. Строители бросились возводить каменные Музей фарфора и Немецкий павильон: два новых угловых строения. Остальные постройки сделали из дерева. К августу 1719 года Цвингер приобрел завершённый вид — современники сочли его бесподобным. И тогда Мария Жозефа стала женой кронпринца.

На свадьбе погуляли от души: после неё в казне Саксонии мало что осталось. Так что и в строительстве Цвингера настал мёртвый период. Когда наступил 1722 год, восточные Закруглённые галереи и Городские ворота стали каменными, а на их стражу встал Геркулес, вооружённый дубинкой (о нём расскажу чуть позже).

Цвингер меняет назначение

Свадьба Фридриха-Августа, если не ошибаюсь, была единственной проводившейся в комплексе: теперь по Цвингеру гуляем только мы, туристы, причём осторожно и с почтением. В 1728 году Август Сильный прекратил променад даже своих придворных. По его распоряжению, растения и деревья из галерей Цвингера убрали. На их месте появился Кабинет графики и естественнонаучные музеи.

Ещё через два года Цвингер «засветился» как самый значительный европейский естественнонаучный музейный комплекс. Здесь появились:

  • экспонаты кунсткамеры;
  • графика;
  • коллекция минералов;
  • коллекция окаменелостей;
  • коллекция раковин, янтаря и кораллов;
  • материалы по анатомии, ботанике и зоологии;
  • естественнонаучная библиотека.

Отцвела оранжерея, забыли о ней, как и о праздниках: Цвингер превратился в Королевский дворец наук. Скучно? Может быть, зато как полезно!

Восставший из пепла

Цвингеру на его веку достались не только наука и праздники, но и войны. Впервые он пострадал от Семилетней войны 1756–1763 годов — постаралась прусская армия. Подвел и сам песчаник — камень, из которого построили Цвингер: мягкий и податливый воздействию ветра он постоянно нуждается в реставрации. Знаете, это заметно: у меня постоянно было ощущение и прочности, и зыбкости.

Почти вся восточная часть Цвингера сгорела в 1849 году, когда в Дрездене начались революционные бои. Восстанавливать строения спустя восемь лет взялся К. М. Хэнель, но принёс больше вреда, чем пользы. Хэнель не знал, что олифа, которой он покрывал статуи и стены, вызывает разрушение песчаника. Лишь спустя почти полвека, в 1910 году, олифу сняли растворителем и занялись наследием Цвингера более профессионально.

Реставрацию закончили к 1936 году, но Вторая мировая война ударила рикошетом и по всему Дрездену, и по комплексу: 13 февраля 1945 года любимое строение Августа Сильного пострадало от бомбежки. Лишь к 1964 году его удалось отреставрировать: тогда это обошлось ГДР в 20 миллионов марок.

Вместе с родителями я впервые увидела Цвингер на исходе семидесятых, когда всё уже было восстановлено. А мой самостоятельный визит состоялся намного позднее. И, знаете, что интересно? В Цвингере появляется ощущение какого-то тихого праздника, торжественности. Происходит какое-то внутреннее преображение, причём не только у меня — я невольно обращала внимание и на других посетителей — у всех просветлённые лица, нет ни скуки, ни уныния. За время своей прогулки я не заметила, чтобы кто-то нервно закурил или заговорил со своими спутниками на повышенных тонах. Конечно, не все непрестанно восторгаются, как я, или устраивают себе воображаемое путешествие в прошлое, но не торопятся и уйти отсюда: рассматривают, фотографируют и улыбаются. Прекрасно, правда?

Музеи Цвингера

Вдоволь налюбовавшись Цвингером снаружи, я прошла внутрь — в музеи:

  • Музей фарфора, расположился в помещениях от Закругленной галереи Колокольного павильона до восточной Прямой галереи.
  • Физико-математический павильон со своей почти трёхсотлетней коллекцией находится в одном из двух павильонов, соединённых Закруглёнными галереями с Павильоном на валу.
  • Галерея старых мастеров

Музей фарфора

Музей фарфора — это такой размах впечатлений! Экспонаты — восторг, само собой, и об этом чуть позже. Первое ощущение — царство солнца — здесь удивительно светло из-за огромных окон. И еще, знаете, на каких бытовых запросах я себя поймала? Это как же надо постараться, чтобы не было ни соринки, ни пылинки, и чтобы стекла блестели такой чистотой! У меня дома всего четыре окна, и они далеко не такие чистые, каюсь. А тут… Потрясающе! И когда работники музея успевают протирать ВСЕ стекла? А потом, как бы ни были защищены от пыли экспонаты, она вездесущая. Как-то мы привезли из Германии фарфоровые статуэтки на память: дам, кавалеров и особенно любимую мной карету, из которой выходит красавица в белоснежном парике в стиле XVIII века. Так вот: я всегда задавалась мыслью, как сделать так, чтобы в складках платья фарфоровой дамы не было пылинок? Так вот в Цвингере, в Музее фарфора, нет даже намёка на пыль.

Что сказать об экспозициях? Здесь несколько залов, в том числе в восточном стиле. Мне очень понравилась коллекция китайского фарфора эпохи Канси, у нас с королём Августом II одинаковый вкус (шучу!). Во время его правления эти статуэтки свободно продавались на рынках Европы: не надо было ехать за тридевять земель, чтобы их приобрести. И вот теперь на пурпурно-золотом фоне красуются на радость всем эстетам белоснежные фигурки с китайской внешностью. А совсем близко коллекция ваз и тарелок, голубые, бирюзовые и бордовые тона. Настолько красивые изделия, что глаз не отвести! Будь у меня дома хоть что-то подобное, я бы не то чтоб не ела из таких тарелок, а даже не дышала на них. И в вазы бы никогда цветы не ставила, ведь испортятся от стеблей изнутри!

В музее фарфора меня поразила симметрия: такое ощущение, что расположение экспонатов рассчитано до миллиметра.

А некоторые экспонаты напомнили мне нашу русскую гжель.

Еще здесь очень много статуэток птиц (от экзотических попугаев до привычных зябликов, сов, лебедей, уток) и животных: слонов, медведей, львов, обезьян.

Но больше всего меня поразил вот этот букет, так как он тоже выполнен из фарфора!

Королю Августу III его передала из Парижа дочь, Мария Жозефа Саксонская, супруга Людовика XV.

На фоне этого шедевра остальные экспонаты для меня померкли. Перед тем, как уйти из музея, я посмотрела на букет ещё раз, чтобы фантастическое впечатление осталось в моей памяти надолго.

Физико-математический салон

По сравнению с музеем фарфора лично для меня здесь почти нет ничего интересного. Конечно, музыкальные автоматы родом из XVI и XVII вв. и глобусы разных эпох — занимательные экспонаты, но они больше вызывают вежливую скуку, чем восторг.

Этот салон — своего рода дань науке и искусству: например, здесь есть заводной музыкальный шкаф, в котором движутся фигурки, стоит лишь повернуть ключ. Наверное в детстве такая штучка впечатлила бы, а сейчас смотришь на неё и думаешь: стоило ли тратить время? Хотя, с другой стороны, какие в ту пору были развлечения? Так что игрушка для больших и маленьких приходилась кстати.

Очень много в физико-математическом салоне разных приборов, связанных с астрономией. Это красиво и интересно, но, повторюсь, не для меня. Поэтому пойдем дальше.

Галерея старых мастеров

Когда я была в Цвингере в самый первый раз ребёнком, мне запомнилась надпись времён Великой Отечественной войны, позже я рассматривала её на семейных фотографиях: «Музей проверен, мин нет. Проверял Ханутин». Позже я узнала, что Иван Степанович Ханутин — разведчик и сапёр, участвовал в разминировании шахты, в которой находилось собрание картин из галереи старых мастеров, и имя нашего героя стало для меня неразрывно связано с Дрезденской картинной галереей.

Так выглядела эта надпись в сороковых годах:

А вот то, что от неё осталось:

Как-то грустно от этого. Насколько я помню, на открытие одного из восстановленных после войны соборов Дрездена немцы пригласили гостей из Великобритании и США. Выходит, потомкам тех, кто разрушил Дрезден, почёт. А тем, кто разминировал, забвение…

Но ладно, это мои эмоции. К тому, что Цвингер не был взорван минами, И. С. Ханутин имеет такое же отношение, как к спасению коллекции живописи. Вспомним Ивана Степановича, входя в Галерею старых мастеров, не без его стараний она выглядит вот так:

О своих впечатлениях от собрания картин я уже рассказывала в описании музеев Дрездена, поэтому скажу лишь одно: самое сильное впечатление на меня произвела «Сикстинская мадонна». Этому полотну, трагическому и прекрасному, нет равных на Земле.

Интерьеры Цвингера

До самого рокового 1945 года на потолке Физико-математического павильона были огромные плафоны. Расписывал их француз Луи де Сильвестр. В сильвестровском изображении мифа об Амуре и Психее нашлось место и Августу Сильному: он предстал в образе Юпитера. «Натурой» для других богов послужили дрезденские придворные.

Французским павильоном занимался Г. К. Фелинг, придворный художник Августа II. На плафоне, благодаря ему, появилось изображение четырёх времён года, а на стене — медальон с поясным изображением заказчика-правителя. Под ним красовался побеждающий львов Геркулес — намёк на власть и силу. С ним мы ещё встретимся.

Скульптуры Цвингера

Оказавшись в Цвингере впервые, вы, как и я, заметите, что у фасадов нет ровных поверхностей. Рельеф здесь очень живописный — ниши, выступы, колонны, пилястры придают ему оригинальный вид. А уж как постарался украсить Цвингер скульптурами Бальтазар Пермозер, придворный мастер! В годы строительства комплекса он был по меркам своего времени глубоким стариком: скульптору было больше 60 лет. Но этот мэтр, потомок баварских крестьян, сохранил весёлый нрав и непосредственность. Да так, что на анатомические пропорции в своих скульптурах махнул рукой. Поэтому детские фигурки Пермозера выглядят не в меру упитанными, молодые женщины имеют лебединые шеи, а фавны щеголяют внушительными по размеру копытами. Но мне все они показались милыми и забавными!

Вместе со своими помощниками Пермозер придерживался созданного им же «цвингеровского стиля»: форма и метод обработки камня у него были особенными. То, что у него получилось, я увидела, как и все туристы, в фигурах древних божеств плодородия, тритонов, морских чудовищ и фигур богов, им нашлось место наверху — на воротах и крышах павильонов.

Орлы и Геркулес

Одной своей скульптуре, высотой в человеческий рост, Бальтазар уделил ещё более пристрастное внимание. Этим любимцем была статуя Геркулеса, венчающая Павильон на валу. Шутка ли, ведь Геркулес был аллегорией самого Августа Сильного, и правитель прекрасно об этом знал! Будь моя воля, я бы похулиганила и каким-то образом к нему добралась, чтобы сфотографироваться в обнимку.

Насколько я знаю, герой-полубог — курфюрст Саксонии за годы жизни не раз становился объектом лести. Монарху надо было угодить, и Пермозер не подкачал: его Геркулес впечатляет и сегодня. По крайней мере, меня.

У Земного шара, который находится на плечах героя, свой смысл. Во-первых, это намёк на золотые плоды, которые по распоряжению Августа Сильного должны были привезти в Дрезден с далекого Востока. Во-вторых, Геркулес считался «заместителем» Атланта, а Август Сильный был после кончины императора Иозефа I имперским викарием. Он отвечал за империю так же, как Геркулес, взваливший на себя непомерную тяжесть. Викарий вполне мог принять сан императора, и Август явно об этом мечтал. Не зря же со стороны двора на фронтонах Французского и Физико-математического павильонов красуются двуглавые орлы — символы имперской власти?

Орлов в Цвингере много. Четыре из них напоминают о польском гербе: они есть на Коронных воротах, ставших постаментом для польской короны. Под куполом, на внешней стороне ворот, красуется большой герб со всадниками и орлами — это уже символ Литвы. А ещё повсюду голова Геркулеса с переплетёнными инициалами «АР». Это значит «Аугустус Рекс» («король Август»). И немудрено, что они там есть, ведь королём Польши Август Сильный ухитрился стать ещё в 1697 году, одной Саксонии ему было мало!

Бассейны и фонтаны

Не смейтесь, пожалуйста, но в Цвингере я вдруг вообразила себе, что могло бы произойти, окажись он в России в День ВДВ.

Прямо в центре цвингеровского двора находятся целых четыре больших бассейна с фонтанами. Представляете себе эту роскошь у нас в начале августа? Нет, ребята, всё не так, как спел бы Высоцкий. У этих бассейнов исключительно эстетическое назначение. Игра воды и света — вот их роль в Цвингере. Этим контрастом мастерски пользовался уже знакомый вам Пёппельман.

Гроты, фонтаны, каскады, та же Купальня нимф — рукотворное волшебство. Мастер Маттеус свёл «лицом к лицу» воздушность и массивность, строгие и легкомысленные формы, воду, льющуюся вниз и бьющую вверх. В Цвингере так много форм, мотивов и вариаций, что неисчерпаемой фантазией Пёппельмана можно только восхищаться.

«Купальня нимф» — своеобразный дворик, где можно посидеть, наслаждаясь плеском и журчанием воды: на неё, как известно, смотреть можно бесконечно. Нимфы «спрятались» в нишах. Может быть они являются сёстрами, но при всём сходстве разницу я заметила: у каждой — свой облик. Всего нимф четырнадцать, с каждой стороны по семь. Приглядывает за ними какое-то чудище, наверное, фавн.

А скульптуры, расположенные сверху, словно равнодушны к красавицам-нимфам: у них своя жизнь.

«Купальня нимф» — просто чудо, но вода в фонтане показалась мне мутноватой. Впрочем, это мелочи: любоваться этой красотой можно долго-предолго.

Как добраться

Чтобы увидеть Цвингер во всём его великолепии, приезжать нужно в тёплое время года, так вы застанете все самое пленительное. Но прекрасен он всегда: редкий для Германии снег и рождественские дни дарят комплексу дворцов такое же очарование, как и осенние краски!

Если вы окажетесь в Саксонии, обязательно загляните сюда, на Theaterplatz, 1, где вы не просто побываете у старинных стен, а станете соучастником истории, которая длится больше четырёх веков. Это стоит ощутить!

Добраться в Цвингер из любой точки Дрездена можно на трамвае: это самый «вездесущий» транспорт в городе. Если вы далеко от центра, то вам нужно сначала добраться до остановки Bahnhof («Вокзал»). Если вы уже на вокзале, то садитесь на трамваи №№ 4, 8, 9, которые идут до остановки Postplatz («Почтовая площадь»): на ней надо выйти и пройти до Theaterplatz, 1.

Если же вы располагаете личным или арендованным автомобилем, то возможность припарковаться зависит от того, в какой день и время вы приехали. Есть шанс оставить машину на парковке на Почтовой площади: стоянка находится в 5–7 минутах пешком от Цвингера. В будущем эту парковку собираются застроить, но пока она действует.

Припарковаться можно и иначе, заехав в центр с другой стороны: рядом с Frauenkirche (церковь Богородицы) есть подземные парковки. В самом историческом центре встать практически невозможно.

Средний тариф на парковки в Дрездене составляет 6 EUR (на весь день). Есть и другой вариант: 0,50 EUR за 20 минут, если вам нужно просто что-то быстро посмотреть и умчаться. Правда, к Цвингеру это уже не относится.

Посещение

В стоимость одного билета в Цвингере входит всё: посещение комплекса и трёх музеев, о которых я рассказала вам выше. Вход в музеи — 10 EUR, для студентов — 7,5 EUR, для детей до 16 лет — бесплатно.

При желании можно попасть на групповую экскурсию: проводятся они по субботам. Если заранее связаться с администрацией Цвингера, можно заказать гида: он расскажет обо всем на английском или немецком языке. Контакты указаны на официальном сайте дворца, там же вы прочтете подробности о выставках. В распоряжении экскурсантов и аудиогиды: пользование им стоит 2 EUR плюс небольшой денежный залог.

Часы работы

Независимо от времени года, Цвингер работает с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной день.

Про часы работы музеев и работу в праздники отдельно можно прочесть здесь. В начале января на несколько дней Цвингер закрывают на чистку.

Кстати, вход во двор свободный (он открыт с 5:00 д0 22:00) в течение всего года.

travelask.ru

Дрезден — дворцово-архитектурный комплекс Цвингер (Zwinger)

Цвингер (Zwinger) — это музейный комплекс Дрездена и часто его называют самым красивым архитектурным шедевром Германии.  Цвингер был построен как комплекс барочных зданий недалеко от набережной реки Эльбы.

Строительство Цвингера началось в 1709 году и строился он около 20 лет. Работы по возведению комплекса начались по приказу курфюрста Саксонии и Польского короля Августа ІІ Сильного. В процессе стройки планы относительно конечной цели работ менялись. Изначально планировалось возвезти оранжереи для зимних садов и редкостных растений из коллекции курфюрста, затем проект расширили и он превращается в комплекс зданий с парком и фонтанами. Несколько лет Цвингер занимал значимое место в придворной жизни — здесь проводились торжества, церемонии, балы.

В последствии Цвингер поменял свое значение — двор оставили без деревьев и торжества перестали здесь проводить. Вместо этого Август Сильный создал в Цвингере ряд естественно-научных и художественныхх музеев. С тех пор Цвингер стал крупнейшим музейным комплексом Европы.

Что он из себя представляет — комплекс из 7 зданий, соедииненных между собой галереями, имеющий внутренний квадратный двор размером 106 на 107 м с фонтанами и клумбами. Вот пару панорам.

Цвингер несколько раз поддавался разрушением — это и Семилетняя война 1756-1763, когда был разгромлен прусской армией, это и пожар во время революции 1849 г. в Дрездене. Каждый раз комплекс восстанавливали и реставрировали. Однако после бомбардировки Дрездена в 1945 г. англо-американскими войсками ВВС, Цвингер был практически полностью разрушен. Но при этом, как мы видим, его опять-таки восстановили, что говорит о бережном отношении немцев к памятникам архитектуры и искусства.

Ниже предоставляю план Цвингера с обозначением его зданий.

Наверное, самое известное здание — это картинная галерея или Галерея «Старых Мастеров». Август Сильный и его сын Август III были большими ценителями живописи и собрали галерею менее, чем за 50 лет. Самый известный экспонат Сикстинская Мадонна Рафаэля. Также собраны работы таких мастеров как Дюрер, Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт, Боттичелли и др.

Во время Второй Мировой войны работы были вывезены и спрятаны, благодаря чему сохранились неповрежденными, хотя само здание было разрушено.

Работает галерея с 10:00 до 18:00, выходной — воскресенье.

Напротив Галереи находятся Коронные ворота — это центральный вход в Цвингер.

Ворота так называются, потому что, как видим, увенчаны куполом в виде польской короны. Август Сильный был не только курфюрстом Саксонии, но и польским королем.

Кстати, после Второй Мировой войны, одними из первых были восстановлены именно эти ворота.

Между Картинной галереей и Коронными воротами находится Павильон Колокольчиков или, его еще называют, Павильон Курантов.

Само здание было построено в 1723 году. Оно восстанавливалось и после пожара в 1849 г. и после Второй Мировой войны.

Часы на здании были установлены в 1933 году. А в их механизм встроено 40 колокольчиков из мейсенского фарфора.

Теперь туристы каждые 15 минут могут наслаждаться мелодией, которую специально для этих часов сочинил Гюнтер Шварце.

А несколько раз в день в 10.15, 14.15, 18.15, а летом и в 22.15 в их исполнении можно услышать мелоддии композиторов-классиков.

Издали колокольчики кажутся совсем незаметными, но если подойти близко к зданию, то их отлично видно. Я их даже пересчитала, действительно ли их 40 🙂

Крышу павильона украшает статуя Геркулеса с земным шаром в руках.

Павильон с Курантами является боковым входом в Цвингер, а по его боковым лестницам можно подняться на крышу и пройтись по периметру. По левую сторону Павильона с Курантами находится Немецкий павильон, в нем расположены Реставрационнные мастерские Государственной коллекции Дрездена. А с правой стороны Павильона находится Павильон с коллекцией фарфора. Собрание насчитывае более 20 тысяч экспонатов и является самым обширным в мире — здесь можно встретить работы китайских, японских мастеров, а также лучшие образцы мейсенского фарфора.

Рядом с Картинной галереей находится Оружейная палата, здесь находится коллекция парадного придворного оружия и турнирного снаряжения.

Напротив Павильона с курантами расположен Павильон на Валу. Это самая высокая точка Цвингера. Его также украшает статую Геракла с земнным шаром в руках, а по бокам можно увидеть скульптуры других богов — Зевс, Парис, Афродита, Артемида, Гера. Павильон был на реставрации, но по его боковым лестницам также можно было подняться на крышу.

Справа Павильона расположен Французский салон. Долгое время здесь выставлялись экспонаты Дрезденского музея зоологии, а также выставка скульптур.

Через Французский павильон можно пройти к Купальне нимф — она представляет собой водопад по центру, окруженный статуями нимф в нишах.

С левой стороны от Павильона на Валу находится физико-математический салон. Он известен, в первую очередь, коллекцией исторических часов и научных инструментов.

Самые интересные экспонаты — арабский глобус неба 13 века, счетная машина Блеза Паскаля, часы с круговоротом планет, которые показывают положение планет в зависимости от времени суток.

Если посмотреть на фасады Цвингера, то можно увидеть, что некоторые элементы здания потемнели. Это потому что строили из камня песчанника, который легко поддавался обратке и ему можно было с легкостью придавать разнообразные формы. Однако со временем камень темнеет, но при этом остается таким же прочным.

Цвингер построен в стиле барокко и является одним из самых впечатляющих барочных памятников Германии. В моей жизни — так точно.

Почему именно барокко? Наверное, потому что барокко лучше всего подходит для строительства королевских дворцов, различных ансамблей зданий, характерным его стремлением является показание пышности и богатства. А его отличительная особенность — многообразие архитектурных деталей, форм, изобилие скульптур на фасадах.

Именно элементы стиля барокко впечатляют своей округлостью, детальностью и тонкостью линий.

Это можно легко наблюдать, прогуливаясь по внутреннему двору Цвингера.

Мне кажется, можно бесклнечно рассматривать убранство фасадов.

Скульптуры кажутся настолько живыми и реалистичными. Даже не представляю насколько это кропотливый труд.

Но самые яркие впечатления от архитектурного стиля Цвингера я получила, когда поднялась на второй этаж — можно сказать крышу, и прошлась по периметру.

Здесь, прогуливаясь вдоль всех этих скульптур, появляется возмость более близко и детально все рассмотреть.

Это многочисленные статуи богов, младенцев, ваз с цветами, это и позолоченные отдельные элементы.

Это и богатая лепнина на фасадах.

Прохаживаясь мимо всего этого богатого убранства ощущаешь все его великолепие и богатство, будто переносишься во времена королев и королей, лошадей и колестниц, представляешь балы и слышишь звуки оперы.

Я раньше думала, что Дрезден — это непримечательный город, который входит во многие маршруты автобусных туров, но побывав здесь, я полностью поменяла своем  нение. Меня даже Париж настолько архитектурно не впечатлил как Дрезден.

С крыши открываетсяи отличный вид на внутренний двор. Жаль, что фонтаны не работали. Но не удивительно — это был конец октября.

ru-travel.livejournal.com

Цвингер — это… Что такое Цвингер?

(Zwinger), дворцовый ансамбль в Дрездене (1711—22, архитектор М. Д. Пёппельман). Комплекс дворцовых павильонов сочетает регулярность плана с прихотливостью архитектурных форм и декора позднего барокко. Разрушен в 1945 американской авиацией, восстановлен в 1955—62. Музеи: фарфора, олова; отдел старых мастеров Дрезденской картинной галереи и др.

ЦВИ́НГЕР (Zwinger), дворцовый ансамбль в Дрездене (см. ДРЕЗДЕН) (в Старом городе). Построен в 1711—22, архитектор М. Д. Пеппельман (см. ПЕППЕЛЬМАН Маттеус Даниель) и скульптор Б. Пермозер (см. ПЕРМОЗЕР Бальтазар). Комплекс состоит из легких павильонов, объединенных галереями с трех сторон двора, сочетает регулярность плана с прихотливостью форм и декора позднего барокко (см. БАРОККО). Во дворе несколько фонтанов. Грот «Купальня нимф» является выдающейся архитектурной достопримечательностью Цвингера.

С южной стороны ансамбля находятся Прямые и Коронные ворота, увенчанные королевской позолоченной короной, с северной к нему примыкает пристроенное в 19 в. здание Дрезденской галереи (см. ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ), с западной и восточной — закругленные в виде подковы галереи, опирающиеся на два небольших павильона. В центре между этими галереями расположен Колокольный павильон, на котором установлены часы с колоколами из мейсенского фарфора (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР), играющие каждые четверть часа.

Цвингер (от нем.

«клетка») строился в течение 20 лет при Августе II Сильном (см. АВГУСТ II Сильный), по первоначальному плану это должна была быть оранжерея, но план строительства постоянно менялся, и в результате был построен дворцовый ансамбль для празднеств и торжественных церемоний. Во время строительства архитектор Пеппельман несколько раз направлялся в Рим, Вену, Париж для изучения дворцовых сооружений и интерьеров. В 1719 в незаконченном Цвингере состоялась пышная свадьба кронпринца Фридриха Августа (см. АВГУСТ III Фридрих), после которой казна была опустошена, и строительство возобновилось только в 1722. К 1730 назначение Цвингера изменилось, он стал крупнейшим комплексом естественнонаучных музеев.

В начале 1920-х гг. здания Цвингера стали нуждаться в кардинальной реставрации, городские власти собирались его сносить. Один из преподавателей Дрезденской архитектурной школы, Г. Эрмиш, вместе со своими учениками добился решения на восстановление Цвингера и занимался этим проектом в течение 15 лет. К 1940 здание было восстановлено, но было почти целиком разрушено в 1945 в результате бомбардировок англо-американской авиации. В 1955—1964 Цвингер вновь реставрировался при деятельном участии Архитектурной школы во главе опять же с Г. Эрмишем.

В Цвингере находится несколько музеев: в том числе Дрезденская галерея (см. ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ) («Галерея старых мастеров»: полотна Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), Джорджоне, (см. ДЖОРДЖОНЕ) Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро), Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис), Кранаха (см. КРАНАХ Лукас Старший), Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт) и др. выдающихся живописцев), музей фарфора, олова, Исторический музей (старинное оружие и доспехи), Физико-математический салон (старинные измерительные приборы).

dic.academic.ru

Цвингер в Дрездене

В средние века цвингером называли городские укрепления, часть которых располагалась между внутренними и наружными крепостными стенами.

Но известный своей тягой к роскоши Август Сильный создал эту жемчужину архитектуры Дрездена не ради оборонительных целей, а как место для проведения великосветских празднеств, хранения библиотеки и ценных художественных собраний. Сегодня достопримечательность, которая имеет всемирное значение является одной из самых известных в мире, представляет собой уникальный созданный в стиле позднего барокко архитектурный ансамбль, здания которого обрамляют квадратный, 106 на 107 метров, двор с цветущими клумбами и симметричными фонтанами.

Округлые архитектурные формы зданий Цвингера гармонично сочетаются сделанными из песчаника богатыми по форме выражения скульптурными ансамблями, которые со временем потемнели и придали особую загадочность фантастично красивым скульптурным группам. Павильоны и балюстрады, галереи и скульптурные украшения стали настоящим оазисом для стремящихся к красоте и гармонии туристов.

История Цвингера в Дрездене

Во время правления саксонского курфюрста Августа II, прозванного Сильным, началось строительство дворца Цвингер. Проект будущей достопримечательности Дрездена создали Маттеус Даниэль Пёппельман, и придворный скульптор Бальтазар Пермозер. Всё началось с оранжереи с лимонами, апельсинами, лаврами и иными экзотическими деревьями, которую в 1709 году построили на внутренней стороне крепостных валов. Почти через двадцать лет по распоряжению Августа Сильного флору оранжереи убирают и располагают в этом здании кабинет графики и посвящённый естественным наукам музей. Строительство самого дворца было закончено в 1732 году и за всю свою историю этот шедевр архитектуры подвергался разрушениям в ходе многочисленных войн. В 1945 году Цвингер был практически полностью разрушен, но уважительно относящийся к своей культуре и истории немецкий народ приступил в 1946 году к реконструкции этого памятника архитектуры, и в 1963 году восстановительные работы были завершены.

Достопримечательности

Пышное убранство Цвингера напоминает дворец, но на самом деле здания архитектурного комплекса задумывались саксонским курфюрстом как место для хранения всевозможных коллекций, включая картины, фарфор, оружие и иных ценных вещей.

Ворота Кронентор

Коронные ворота являются одним из символов великолепного Цвингера в Дрездене, и они стали самым известным входом в музейный комплекс. Архитектура ворот напоминает об итальянском барокко богато украшенными колоннами и вертикальными пилястрами, здесь обнаруживается влияние триумфальных арок античности, что и неудивительно, ведь ворота Кронентор увенчаны покрытой золотом польской короной –атрибутом власти Августа II. Это архитектурное сооружение с медным, украшенным позолоченным орнаментом, синим куполом имеет множество скульптур, а там, где ворота переходят в длинные галереи стоят фигуры грозных богов античности Вакха и Вулкана, Помоны и Цереры, выполненные в человеческий рост. На верхнем этаже ворот находится открытый с четырёх сторон зал, в мансарде стоят олицетворяющие сезоны года статуи и Геракл, которого изваял Иоганн Томэ.

Павильон на валу (Wallpavillon)

Павильон относится к одним из самых знаменитых и популярных построек Цвингера в Дрездене. Архитекторы замечают, что павильон причисляется к высшим достижениям Маттеуса Даниэля Пёппельмана. В этом здании с ровными рядами колонн и окон, которые завершают полукруглые арки, вниманию предстают многочисленные скульптуры, в числе которых стоит изваяние Августа Сильного.

Павильон колокольчиков

Ещё одна знаменитая постройка архитектурного комплекса Цвингер находится напротив Павильона на валу. Внимание в первую очередь обращено на украшение фасада здания – часы из мейсенского фарфора с сорока фарфоровыми колокольчиками. Каждые пятнадцать минут звучит мелодичный перезвон колокольчиков, и что интересно, пока час не пройдёт колокольчиками отбиваются разные мелодии, которые меняются в зависимости от сезона. В павильоне колокольчиков тоже стоят скульптуры древних греческих и римских богов и героев.

Французский павильон

Полукруглая галерея, за которой находится живописный фонтан в стиле барокко «Купальня нимф», созданный Бальтазаром Пермозера. Здесь застыли в камне фигурки нимф, тритоны и рыбоподобные чудовища.

Физико-математический салон в Цвингере

Расположен этот салон в павильоне Wallpavillon, в его левой части, и в момент своего строительства, в 1730 году, он планировался Августом Сильным как здание, предназначенное для музея. Здесь, в этом старейшем научно-техническом музее, находятся относящиеся к шестнадцатому веку коллекции, которые насчитывают более двух тысяч экспонатов. В музее представлена история развития точных наук в качестве необходимого математике, физике, астрономии, метрологии и геодезии инструментального оборудования. К наиболее ценным экспонатам причисляются астрономические глобусы, дата создания которых относится к 1279 году.

Музей фарфора

Музей считается одним из самых крупных музеев Европы, по своей коллекции он уступает только стамбульскому и серальскому музеям. В музее представлены различные тематические экспозиции, посвящённые мейсенскому фарфору, корейскому, китайскому и японскому. Интересны драконьи вазы, высота которых достигает одного метра.

Исторический музей

Музей, основанный в 1932 году, посвящён истории оружия и доспехов. В музее собрано более пятнадцати тысяч экспонатов, среди которых можно увидеть доспехи Фредерика Сварливого и Кристиана II, коронационные одеяния Августа Сильного и меч, выкованный в пятнадцатом веке.

Галерея старинных мастеров в Цвингере

Шедевры изобразительного искусства, представленные в галерее, начали собирать ещё в шестнадцатом веке. Здесь хранятся только подлинники картин, и к самым значительным из них относятся картины Рубенса, Тициана и Гольбейна, а «Сикстинская мадонна» кисти великого Рафаэля собирает около себя многочисленных, полных восхищения, посетителей галереи. Громкие имена знаменитых живописцев предстают в удивительном разнообразии великих полотен, созданных в разных столетиях, и это делает дрезденскую галерею самой значительной в мире коллекцией произведений искусства.

Интересно, что в картинной галерее, на цоколе стоящей у входа в музей колонны, до сих пор есть надпись, сделанная в 1945 году советским сапёром Ханутиным, где сообщается, что музей проверен и мин в нём нет.

Часы работы

Работает музей Старинных мастеров, находящийся в самом центре Дрездена, с десяти утра до шести часов вечера ежедневно, только в понедельник – выходной. Билет стоит десять евро. По билету, купленному в дрезденскую галерею турист может пройти в исторический музей и музей фарфора.

putevojdnevnik.ru

Дрезден — дворцово-архитектурный комплекс Цвингер (Zwinger)

Цвингер (Zwinger) — это музейный комплекс Дрездена и часто его называют самым красивым архитектурным шедевром Германии.  Цвингер был построен как комплекс барочных зданий недалеко от набережной реки Эльбы.

Строительство Цвингера началось в 1709 году и строился он около 20 лет. Работы по возведению комплекса начались по приказу курфюрста Саксонии и Польского короля Августа ІІ Сильного. В процессе стройки планы относительно конечной цели работ менялись. Изначально планировалось возвезти оранжереи для зимних садов и редкостных растений из коллекции курфюрста, затем проект расширили и он превращается в комплекс зданий с парком и фонтанами. Несколько лет Цвингер занимал значимое место в придворной жизни — здесь проводились торжества, церемонии, балы.

В последствии Цвингер поменял свое значение — двор оставили без деревьев и торжества перестали здесь проводить. Вместо этого Август Сильный создал в Цвингере ряд естественно-научных и художественныхх музеев. С тех пор Цвингер стал крупнейшим музейным комплексом Европы.

Что он из себя представляет — комплекс из 7 зданий, соедииненных между собой галереями, имеющий внутренний квадратный двор размером 106 на 107 м с фонтанами и клумбами. Вот пару панорам.

Цвингер несколько раз поддавался разрушением — это и Семилетняя война 1756-1763, когда был разгромлен прусской армией, это и пожар во время революции 1849 г. в Дрездене. Каждый раз комплекс восстанавливали и реставрировали. Однако после бомбардировки Дрездена в 1945 г. англо-американскими войсками ВВС, Цвингер был практически полностью разрушен. Но при этом, как мы видим, его опять-таки восстановили, что говорит о бережном отношении немцев к памятникам архитектуры и искусства.

Ниже предоставляю план Цвингера с обозначением его зданий.

Наверное, самое известное здание — это картинная галерея или Галерея «Старых Мастеров». Август Сильный и его сын Август III были большими ценителями живописи и собрали галерею менее, чем за 50 лет. Самый известный экспонат Сикстинская Мадонна Рафаэля. Также собраны работы таких мастеров как Дюрер, Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт, Боттичелли и др.

Во время Второй Мировой войны работы были вывезены и спрятаны, благодаря чему сохранились неповрежденными, хотя само здание было разрушено.

Работает галерея с 10:00 до 18:00, выходной — воскресенье.

Напротив Галереи находятся Коронные ворота — это центральный вход в Цвингер.

Ворота так называются, потому что, как видим, увенчаны куполом в виде польской короны. Август Сильный был не только курфюрстом Саксонии, но и польским королем.

Кстати, после Второй Мировой войны, одними из первых были восстановлены именно эти ворота.

Между Картинной галереей и Коронными воротами находится Павильон Колокольчиков или, его еще называют, Павильон Курантов.

Само здание было построено в 1723 году. Оно восстанавливалось и после пожара в 1849 г. и после Второй Мировой войны.

Часы на здании были установлены в 1933 году. А в их механизм встроено 40 колокольчиков из мейсенского фарфора.

Теперь туристы каждые 15 минут могут наслаждаться мелодией, которую специально для этих часов сочинил Гюнтер Шварце.

А несколько раз в день в 10.15, 14.15, 18.15, а летом и в 22.15 в их исполнении можно услышать мелоддии композиторов-классиков.

Издали колокольчики кажутся совсем незаметными, но если подойти близко к зданию, то их отлично видно. Я их даже пересчитала, действительно ли их 40 🙂

Крышу павильона украшает статуя Геркулеса с земным шаром в руках.

Павильон с Курантами является боковым входом в Цвингер, а по его боковым лестницам можно подняться на крышу и пройтись по периметру. По левую сторону Павильона с Курантами находится Немецкий павильон, в нем расположены Реставрационнные мастерские Государственной коллекции Дрездена. А с правой стороны Павильона находится Павильон с коллекцией фарфора. Собрание насчитывае более 20 тысяч экспонатов и является самым обширным в мире — здесь можно встретить работы китайских, японских мастеров, а также лучшие образцы мейсенского фарфора.

Рядом с Картинной галереей находится Оружейная палата, здесь находится коллекция парадного придворного оружия и турнирного снаряжения.

Напротив Павильона с курантами расположен Павильон на Валу. Это самая высокая точка Цвингера. Его также украшает статую Геракла с земнным шаром в руках, а по бокам можно увидеть скульптуры других богов — Зевс, Парис, Афродита, Артемида, Гера. Павильон был на реставрации, но по его боковым лестницам также можно было подняться на крышу.

Справа Павильона расположен Французский салон. Долгое время здесь выставлялись экспонаты Дрезденского музея зоологии, а также выставка скульптур.

Через Французский павильон можно пройти к Купальне нимф — она представляет собой водопад по центру, окруженный статуями нимф в нишах.

С левой стороны от Павильона на Валу находится физико-математический салон. Он известен, в первую очередь, коллекцией исторических часов и научных инструментов.

Самые интересные экспонаты — арабский глобус неба 13 века, счетная машина Блеза Паскаля, часы с круговоротом планет, которые показывают положение планет в зависимости от времени суток.

Если посмотреть на фасады Цвингера, то можно увидеть, что некоторые элементы здания потемнели. Это потому что строили из камня песчанника, который легко поддавался обратке и ему можно было с легкостью придавать разнообразные формы. Однако со временем камень темнеет, но при этом остается таким же прочным.

Цвингер построен в стиле барокко и является одним из самых впечатляющих барочных памятников Германии. В моей жизни — так точно.

Почему именно барокко? Наверное, потому что барокко лучше всего подходит для строительства королевских дворцов, различных ансамблей зданий, характерным его стремлением является показание пышности и богатства. А его отличительная особенность — многообразие архитектурных деталей, форм, изобилие скульптур на фасадах.

Именно элементы стиля барокко впечатляют своей округлостью, детальностью и тонкостью линий.

Это можно легко наблюдать, прогуливаясь по внутреннему двору Цвингера.

Мне кажется, можно бесклнечно рассматривать убранство фасадов.

Скульптуры кажутся настолько живыми и реалистичными. Даже не представляю насколько это кропотливый труд.

Но самые яркие впечатления от архитектурного стиля Цвингера я получила, когда поднялась на второй этаж — можно сказать крышу, и прошлась по периметру.

Здесь, прогуливаясь вдоль всех этих скульптур, появляется возмость более близко и детально все рассмотреть.

Это многочисленные статуи богов, младенцев, ваз с цветами, это и позолоченные отдельные элементы.

Это и богатая лепнина на фасадах.

Прохаживаясь мимо всего этого богатого убранства ощущаешь все его великолепие и богатство, будто переносишься во времена королев и королей, лошадей и колестниц, представляешь балы и слышишь звуки оперы.

Я раньше думала, что Дрезден — это непримечательный город, который входит во многие маршруты автобусных туров, но побывав здесь, я полностью поменяла своем  нение. Меня даже Париж настолько архитектурно не впечатлил как Дрезден.

С крыши открываетсяи отличный вид на внутренний двор. Жаль, что фонтаны не работали. Но не удивительно — это был конец октября.

yuliya-olekhova.livejournal.com

Дрезденская галерея. Музеи Цвингера.

В последнее время становятся очень популярными туры из Праги в Дрезден на один день. Но посмотреть город за один очень сложно, он вместил в себя огромное количество достопримечательностей (говорят, их около 13 тысяч), так что здесь стоит провести минимум 3-4 дня. А если Вы ценитель живописи то и целую неделю, ведь только одна Дрезденская картинная галерея займет у вас полный день. А ведь это только один из нескольких музеев в Цвингерв — главной достопримечательности Дрездена. Перед нами же стояла совсем непосильная задача — посмотреть все самое интересное в Дрездене за один день c двухмесячным младенцем на руках. Которому нужно регулярно спать, есть и менять подгузник, и при этом мы были лишены нашего автомобиля, который очень облегчает жизнь в любых путешествиях с ребенком. Но мы, как всегда, справились — ведь по-другому не бывает! 🙂 Но обо всем по порядку…

Общественный транспорт Дрездена

Чтобы добраться до центра, нам пришлось использовать общественный транспорт Дрездена. Мы уже почти добрались от отеля до автобусной остановки, когда увидели, что наш автобус вот-вот отправится. А что вы делаете, когда видите автобус нужного вам маршрута, пытающийся уехать у вас из под носа? Правильно — пытаетесь его догнать. 🙂 Купили билеты у водителя и довольные, что успели, отправились в путь. Кстати, если вы путешествуете семьей и хотите сэкономить на общественном транспорте, то покупайте семейный билет. Он стоит всего 8 евро, а действует на двоих взрослых и на 4-х детей в возрасте от 6 до 14 лет. Если бы мы покупали билеты на каждую поездку, то заплатили минимум по 2 евро с человека за одно перемещение. Дорога туда-обратно для двух взрослых полностью окупает стоимость семейного билета.

Кстати!
Если вы планируете, или только что подумали о том, чтобы посетить Дрезден, находясь в Праге или ее окрестностях, настоятельно рекомендуем почитать, какими способами выгоднее всего добраться из Праги в Дрезден в нашей подробной инструкции.

От района Брисниц до центра всего 10-15 минут езды. Минут через пять у нас появились первые сомнения — а туда ли мы вообще едем?! А спустя 10 минут стало понятно, что едем мы не в центр Дрездена, как собирались, а наоборот! Пришлось нам выходить из прохладного автобуса и ждать другой. Вот что бывает, когда спешишь! 🙂

Цвингер в Дрездене

Побывать в Дрездене, и не увидеть Цвингер (не путать со свингерами, это совсем другое:)) было бы преступлением, поэтому обязательным пунктом нашей прогулки по городу стало посещение именно этого архитектурного ансамбля. Цвингер находится в Альтштадте – старом городе Дрездена.

Название «Цвингер» возникло не случайно: в средние века именно так называли часть крепости между наружными и внутренними стенами, а первое здание Цвингера было построено как раз между такими стенами. Первое деревянное строение появилось в 1709 году, внешне оно было очень похожее на амфитеатр. Три стены из камня были построены к 1732 году. Архитектором трех из четырех зданий был Маттеус Даниэль Пеппельманн. Автором четвертой стены Цвингера, построенной почти сто лет спустя в 1847-1855 годах, стал Готфрид Земпер. Очень часто говорят, что Цвингер – это дворец или замок, но на самом деле это не так. Несмотря на то, что своим богатым убранством здания напоминают дворец, весь комплекс изначально задумывался и строился как музей. Здесь проводились балы и концерты, но королевская семья в Цвингере никогда не жила.

Здания образуют квадратный двор 106 на 105 метров, с клумбами и фонтанами по центру. Мы отправимся осматривать Цвингер против часовой стрелки, начиная с самого молодого здания ансамбля — с Картинной галереи.

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Дрезденская картинная галерея или «Галерея старых мастеров» (Gemäldegalerie Alte Meister) — пожалуй, один из самых знаменитых музеев Дрездена. На фото ниже это длинное здание справа, его  спроектировал Готфрид Земпер специально для того, чтобы в его стенах поместить коллекцию картин Веттинов. Работает галерея со вторника по воскресенье с 10 до 18 часов. Стоимость билета 10 евро и он позволит вам посмотреть не только «Галерею старых мастеров», но и музей фарфора с физико-математическим салоном. Кстати, как утверждает официальный сайт Цвингера, дети до 17 лет могут попасть в музей бесплатно. Аудиогид на Русском обойдется вам еще в 3 евро, но если вы не хотите осматривать шедевры мировой живописи в одиночестве, то можно присоединиться к экскурсионной группе и тут стоимость будет зависеть от количества участников и языка экскурсии.

В галерее собрано множество картин старых мастеров, приобретенных саксонскими правителями — Веттинами. Старыми мастерами принято называть выдающихся художников Западной Европы, которые писали свои картины до XVIII столетия. К ним относятся, например, Рембрандт ван Рейн, Рафаэль, Боттичелли, Дюрер и другие. Помимо Дрездена Галереи старых мастеров так же есть в Касселе и Будапеште.

В 1937 году нацистами были уничтожены многочисленные работы немецких экспрессионистов как «искусство упадничества и вырождения». Пострадало около 300 работ. От бомбардировок серьезно пострадало и само здание картинной галереи Земпера. В 1945 году советские войска в качестве трофеев вывезли из Дрездена значительную часть собрания работ и на протяжении 10 лет эти картины хранились в музее им. Пушкина. В 1955 году, во время визита Никиты Хрущева в ГДР, были возвращены 1240 полотен. В 1956 году часть галереи снова открылась для посетителей, а в 1960г здание было восстановлено полностью.

Самыми известными работами Дрезденской картинной галереи являются «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Портрет молодого человека» Дюрера, «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара и многие другие. Ценители хорошей живописи проведут тут не один час, получая колоссальное удовольствие.  Если стоять лицом к «Галерее Старых мастеров» и выходу на Театральную площадь, то слева от нее вы увидите здание Французского павильона.

Знаменит он тем, что в нем располагается платный туалет. Такое название он получил потому, что именно в нем до 1945 года хранились полотна французских художников. Потому здесь находился музей зоологии, а позднее — музей скульптур.

Если пройти насквозь через французский павильон, то окажетесь в Купальне нимф (Nymphenbads).

Купальня нимф представляет собой фонтан и бассейн работы Бальтазара Пермозера.

По периметру купальни располагаются статуи прекрасных нимф — по семь с каждой стороны.

Физико-математический Салон

Рядом с французским павильоном и купальней нимф находится Физико-математический Салон (Mathematisch-Physikalischer Salon). А башня между ними называется Павильон на валу (Wallpavillon). Физико-математический Салон – это тоже музей, в собрании которого находятся всевозможные исторические часы и научные приборы и инструменты. Здесь хранятся редкие астрономические, геодезические и оптические приборы XVI-XVIII столетий.

До 20-го столетия именно в здании Физико-математического Салона производился точный отсчет времени для Дрездена и Саксонии. В 2013 году музей вновь открылся для туристов после реставрации. Она длилась шесть лет и обошлась немецким музейщикам в 17 миллионов евро. Работает музей со вторника по воскресенье с 10 до 18, цена билета — 6 евро.

Павильон на валу – самая высокая часть Цвингера. На его крыше установлена скульптура «Саксонский Геракл», который держит в руках шар. Павильон на валу был построен в 1715-1717 годах.

Павильон Колокольчиков

На противоположной стороне от него находится Колокольный павильон или павильон Колокольчиков (Glockenspielpavillon). На его крыше расположилась еще одна фигура с шаром в руках — «Геркулес с земным шаром».

На башне павильона располагаются часы, которые каждые 15 минут радуют туристов мелодичным звоном Фарфоровых Мейсеновских Колокольчиков. Часы появились там сравнительно недавно — в 1933 году и, что удивительно, не пострадали во время Второй Мировой войны. Именно после установки часов это здание получило свое название Колокольный павильон, а  до 1930 годов оно называлось Городским павильоном (Stadtpavillon).

Раньше на первом этаже «павильона колокольчиков» располагался центральный вход в музейный комплекс Цвингер, но во время нашего путешествия в июне 2013 года, проход через эти ворота был закрыт на реставрацию. Невозможно было подняться и по боковым лестницам на крышу галерей.

Павильоны соединены между собой полукруглыми арочными галереями. Изначально они были задуманы как оранжереи, чтобы тропические растения чувствовали себя комфортно и зимой и летом. Сейчас здесь частично располагаются экспозиции музеев, а частично — зимний сад.

Музей фарфора в Дрездене

За кадром остался Немецкий павильон и Королевское собрание фарфора (Porzellansammlung). Очень редко некоторые историки (по аналогии с немецким и французским павильонами) называют Фарфоровый Салон «Китайским павильоном». Коллекция фарфора в Дрездене является самой богатой не только в Европе, но и в мире! В арсенале музея не только фарфор из знаменитого немецкого Мейсона, но и прекрасные экспонаты из Японии и Китая. Часы работы Фарфорового павильона, как и Галереи старых мастеров — со вторника по воскресенье с 10 до 18. Кстати, если вы хотите посетить только музей фарфора, то билет сюда будет стоить 6 евро.

Прогулявшись по музеям Цвингера можно подняться на крышу длинной галереи и прогуляться по ней. Кстати, большинство наших фотографий, как не сложно догадаться, сделано именно оттуда.

С крыши галереи лучше всего видно Коронные ворота, или как их еще называют, «Ворота под короной» (Kronentor). В июне 2013 года они находились на реставрации, поэтому мы не смогли оценить всю их красоту. А между тем, это и есть центральный вход в Цвингер.

Примечательно, что ворота венчает купол в форме польской короны. Дело в том, что Август Сильный (по чьему приказу был построен Цвингер) был не только курфюрст Саксонии, но являлся по совместительству еще и польским королем. 🙂

А этот кадр сделан уже за пределами Цвингера. Если приглядеться, то видно, что группа туристов стоит не просто на брусчатке, а на крышке некоего люка. Если не знать, то сам вряд ли догадаешься, что это — лифт для картин. Вынести некоторые мировые шедевры из музея через дверь невозможно, поэтому лифт из запасников Цвингера ведет сразу на улицу.

Опера Земпера

Здесь же, в «старом городе» Дрездена, напротив Цвингера стоит здание Саксонской государственной оперы или «Оперы Земпера». Это один из самых красивых музыкальных театров Европы и мира. История этого театра насчитывает почти полвека. Первое здание театра на этом месте появилось в 1648 году. Чуть позже поблизости были построены еще 8 театров и площадь, на которой располагается Дрезденская опера, стала называться Театральной. В 1841 году немецкий архитектор Готфрид Земпер (тот самый, что строил одну из стен Цвингера) возвел новое здание оперы, но к сожалению в 1869 году оно сгорело. Спустя три года, в 1871 году, Земпер вместе с сыном начали строительство нового здания, которое мы и можем наблюдать сегодня. После бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года здание оперы было сильно повреждено. Реставрация началась только в 1985 году и продлилась восемь лет.

По зданию оперы Земпера (Semperoper Dresden) проводятся экскурсии, причем не только на немецком и английском языке, но и на русском. Посмотреть цены на такие экскурсии и купить билеты он-лайн можно на одном из сайтов оперы. Кроме того, там иногда проводятся «Дни открытых дверей», когда все посетители могут постоять на сцене, заглянуть за кулисы и в костюмерные.

Ну и конечно, если вы любите оперу и балет, то вечером вы можете попасть на сам перформанс. Билеты можно купить онлайн заранее на сайте оперы, и не переплачивать спекулянтам и туристическим агентам.

Внимательный читатель заметил, что одна из фотографий нашего сегодняшнего фотоотчета подписана не только водяными знаками. 🙂 Дело в том, что пешеходные дорожки между клумбами и зданиями Цвингера покрыты не асфальтом, а песчано-керамзитной смесью, на которой очень удобно делать рисунки. Этим и занимаются некоторые туристы. 🙂 Ну и мы решили не отличаться и написали название нашего сайта. Надеемся, что в Дрездене не очень высокие штрафы за несанкционированную наружную рекламу. 🙂 Для тех, кто пропустил этот кадр, мы покажем получившуюся надпись с другого ракурса. Кстати, подписчики нашей странички в Instagram могли видеть эти фотографии в реальном времени, прямо в процессе нашего путешествия.

Цвингер это безусловно то место, которое необходимо обязательно посетить в Дрездне. Это невероятно красивый комплекс зданий, который не оставит никого равнодушным. Каждый для себя найдет здесь интересный музей и если вы собираетесь посетить несколько, то рекомендуем приобрести «единый» билет за 10 евро — так вы существенно сэкономите.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

А если Вы не любите музеи, то просто прогуляйтесь по крыше длинной галереи и насладитесь прекрасным образцом архитектуры позднего барокко и итальянского ренессанса.

После прогулки по Цвингеру мы отправились на обзорную экскурсию по городу на двухэтажном автобусе, а потом еще немного прогулялись по центру Дрездена, но обо всем этом — в следующем посте.

Все отели Дрездена на карте

Самые дешевые билеты из Москвы в Дрезден и обратно

Билеты без пересадок из Москвы в Дрезден

Zwinger и опера Земпера на карте

codepeople-post-map require JavaScript

Поделиться «Дрезденская картинная галерея, Цвингер и опера Земпера»

Дрезденская картинная галерея, Цвингер и опера Земпера 2014-02-03T09:21:30+03:00 2019-07-30T15:40:54+03:00 Natalya ‘Poznamka’

Ваc также могут заинтересовать эти публикации

poznamka.ru

Цвингер – архитектурный ансамбль в стиле барокко в Дрездене

Здравствуйте, друзья! Дрезденский Цвингер — комплекс достопримечательностей, который в определенной степени известен каждому из вас. Причиной тому является Сикстинская Мадонна — шедевр мировой известности, который находится в картинной галерее, которая, в свою очередь, размещается в одном из зданий Цвингера.

Но если Дрезденская картинная галерея на слуху, то об архитектурном ансамбле в стиле барокко, называемом Цвингер, говорят те путешественники, которые по-настоящему заинтересовались достопримечательностями Дрездена.

 

Либо еще до поездки в этот город, либо уже во время экскурсий по Дрездену, каждый уясняет для себя, что Цвингер – главное архитектурное достояние в стиле барокко не только Дрездена, но и, возможно, всей Германии. Знакомимся подробнее в этой статье:

  1. Общее представление о Цвингере
  2. Колокольный павильон
  3. Фонтан Купание нимф
  4. Верхние галереи Цвингера

Общее представление о комплексе Цвингер

Цвингер занимает внушительную часть старого города Altstadt. Это прямоугольник, обрамленный такими роскошными павильонами и галереями, что их, не сомневаясь, определяют как шедевр барокко:

 

С каждой стороны этот архитектурный прямоугольник располагает входной аркой. Самый важный и парадный вход в Цвингер находится с юго-западной стороны и называется Коронные ворота:

 

Откуда такое название – Цвингер? В буквальном смысле это слово обозначает территорию, размещенную за городскими укреплениями. По отношению к королевскому дворцу и придворной церкви, которые располагаются ближе к Эльбе, территория Цвингера во время его застройки находилась за оборонительной стеной, которую снесли только в начале XIX века.

Цвингер создавался, начиная с 1710 года не только по распоряжению Августа Сильного, но и при его прямом участии. Король поручил строительство галерей и павильонов в стиле барокко архитектору Матеусу Пёппельману и его помощнику Бальтазару Пермозеру. Первыми объектами стали два угловых салона, соединенных дугообразной галереей:

 

В этом салоне в настоящее время размещается физико-математический музей, где представлена коллекция старинных технических приборов.

От двухэтажного салона протянулась дугой соединительная галерея. На фото видны строительные леса, так как галерея летом 2016 г. находилась на реставрации. Но интерес представляет сооружение над галереей, которое называют павильоном на валу. В этот объект архитекторы и скульпторы вложили все свое мастерство, создав мифологическую композицию:

 

Самой важной скульптурой композиции является центральная статуя, которую называли Геркулесом Саксонским, подразумевая в этом образе самого короля Августа Сильного.

Завершает северо-западную сторону Цвингера еще один двухэтажный павильон, получивший название Французский:

 

Через этот павильон выходят к фонтану «Купание нимф». И мы вернемся к нему, после того как ознакомимся с общим планом архитектурного комплекса.

Посмотрим от математического салона на двор Цвингера – на фото изображена вся южная часть комплекса с Коронными воротами и еще одним угловым павильоном, в котором открыта выставка фарфора из королевской коллекции:

 

И переведем взгляд далее, на юго-восточную сторону Цвингера. Как видим, она застроена по аналогии с противоположной стороной и обладает угловыми павильонами, которые соединены галереей в форме дуги:

 

И завершается эта сторона еще одним 2-этажным салоном – общий вид все тот же, архитектурный стиль и богатая скульптурная отделка сохраняется, но имеет свои отличительные черты:

 

В XVIII веке Цвингер на этом и заканчивался. По сути, пышная архитектура образовывала открытый прямоугольник с большой площадью, где проводились увеселительные и торжественные мероприятия. Возможно, поэтому и сейчас внутреннее пространство двора оформлено только фонтанами и коротко стрижеными газонами. Никаких клумб и цветов во дворе Цвингера нет:

 

Размеры двора впечатляющие. И теперь уделим внимание еще одной стороне Цвингера, которая появилась гораздо позднее и отличается своим архитектурным стилем, что отчетливо видно на фотографии.

Активная застройка комплекса велась при Августе Сильном и приостановилась по завершению периода его правления. Продолжили строительство через сто лет, когда назрела необходимость реставрировать Цвингер после Семилетней войны. Реставрацию поручили профессору королевской академии знаменитому архитектору Готфриду Земперу.

Земпер планировал увеличить территорию Цвингера, продлив его до набережной Эльбы. Архитектор мечтал дополнить этот очаг искусства и культуры в Дрездене оперным театром. Но, осуществив реставрацию Цвингера, мастер вынужден был отказаться от своих планов из-за недостатка финансов.

Когда уже был построен театр, ныне известный как опера Земпера, в 1847 г. опять продолжились работы в Цвингере. Но было принято решение замкнуть уже существующий барочный комплекс единым зданием в стиле неоренессанс, ставшим впоследствии площадкой картинной галереи Старые мастера.

В центре неоренессансного здания находится арка, соединяющая двор Цвингера с Театральной площадью. Со стороны арки расположен и вход в Дрезденскую картинную галерею.

 

Колокольный павильон

Еще одна арка, связывающая Цвингер с городскими кварталами, находится в Колокольном павильоне:

В этой стороне комплекса выставлено собрание фарфора, а непосредственно в павильоне помещается коллекция колокольчиков из майсенского фарфора.

Павильон украшен с обеих сторон башенных часов рядами колокольчиков. Говорят, что колокольчики мелодично звенят каждые полчаса. Но я, к сожалению, не обратила внимания на этот факт и не припоминаю колокольный звон во время нашего посещения Цвингера.

 

Фонтан Купание нимф

Обратимся еще к одному барочному шедевру Цвингера. Я имею в виду фонтан «Купальня нимф», созданный придворным архитектором Пермозером:

 

Фонтан расположен за Французским павильоном. Собственно, и подходят к нему через этот угловой павильон. Перед каскадным фонтаном, который на фото выше, оборудована большая чаша:

 

И где же нимфы? Статуи нимф установлены в нишах по обеим сторонам большой чаши фонтана. Все скульптуры уникальны. Особенно обратите внимание на крайнюю слева)))

Признаться, то ли эпоха барокко повлияла на образ нимф, то ли сложение натурщиц, позировавших скульптору, но выглядят здешние нимфы чрезмерно мускулисто… Я долго выбирала самую утонченную из них:

Идея Пермозера заключалась в том, что нимфы еще только собрались купаться, а за ними подглядывают разные рыбоподобные существа, демоны и сатиры.

 

Верхние галереи Цвингера

Изучив прекрасный дрезденский комплекс внизу, обязательно поднимитесь к верхним галереям. Подъем предусмотрен и через арку с колокольчиками, и в павильоне на валу.

Когда осматриваешь архитектуру галерей, и в голову не приходит, что наверху проложены настоящие проспекты. Так выглядит галерея внизу:

 

И вот в такой тротуар эта же галерея превращается наверху:

 

Великолепные Коронные ворота со всей их атрибутикой совсем рядом. Барочный купол ворот украшен позолоченной короной. Это символ польской короны, так как Август Сильный был королем и Саксонии, и Польши. Под куполом также расположен небольшой павильончик с четырьмя арками и угловыми нишами, где установлены скульптуры Пермозера «Времена года».

Этот верхний тротуар проложен по всей длине архитектурного комплекса, и по нему можно перейти от одного углового салона к другому. Еще сверху открывается прекрасный обзор всего Цвингера и его архитектурных деталей:

 

Друзья, думаю, вы согласитесь со мной, что Цвингер в Дрездене, если не самый значительный архитектурный комплекс Германии, то входит в пятерку наиболее масштабных достопримечательностей. На внешний осмотр Цвингера понадобится несколько часов, а еще все стремятся посетить картинную галерею.

Для посещения Галереи Старых мастеров, Физико-математического салона и Собрания фарфора существует единый билет стоимостью 10 €. За один день познакомиться с Дрезденом и основательно осмотреть Цвингер не просто… Или вам удалось?.. Поделитесь секретом своей организованности!

Ваш euro-проводник Татьяна

euro-provodnik.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о