Русская церковь в XIV–XV веках
Русская христианская религиозность в XIV-XV веках
Много смуты было в XIV–XV веках и в русской церкви. Русский народ был очень набожен. Иностранцев, заезжавших в русские земли, всегда поражало обилие церквей. Строились они беспрестанно. Постигала какая-либо беда город с его областью: бездождие, голод, мор, – русские спешили молитвою отвратить беду, ставили по обету «обетные» церкви, воздвигали их иногда в один день, даже в одно утро, и в тот же день освящали. Жители русского города или селения сговаривались на сходе соорудить такую «обыденную» церковь, шли в лес, рубили бревна, свозили их, а иногда из усердия на плечах сносили их на место и всем миром строили церковь во имя дневного святого. Если беда не прекращалась, строили новую обыденную церковь другому святому и т. д. Во всех русских городах XIV–XV веков было так много церквей, кто иногда нечем было их содержать, недоставало на все церкви причта, и приходилось отыскивать свободных священников, которых и призывали по временам служить в тех церквах. По главным храмам часто называли и русские города. Так, Новгород назывался городом св. Софии; Псков – св. Троицы; Московская область звалась землею Богородицы (по Успенскому собору в Москве). Река Угра на границе с Литвою называлась поэтому поясом Богородицы и т. п. Сильно заботились русские предки наши XIV–XV веков и об украшении церквей. Красивые колокольни, «доброгласные и многошумные» колокола, богатые, блистающие золотом и драгоценными камнями оклады на иконах очень занимали благочестивых русских людей.
Сильна была вера в чудотворную силу некоторых св. икон и мощей святых угодников. В разных русских городах были свои местные святыни. Москва, собирая около себя всю Русскую землю, стала собирать к себе, начиная с перенесения Владимирской иконы, и русские местные святыни с разных концов и таким образом становилась дорогим священным городом для всей Русской земли. В честь новоявленных святых и св. икон строились новые церкви устанавливались новые праздники. Постоянно совершались молебствия и крестные ходы; пред большими праздниками толпы богомольцев двигались по пути к разным монастырям, к разным местам, где была какая-либо святыня. Из северных монастырей после Троице-Сергиевской лавры в XIV–XV веках обыкновенно высоко чтился Кирилло-Белозерский монастырь (возник в XIV столетии). Строго соблюдались посты, подолгу выстаивали благочестивые русские люди в церквах на долгих праздничных богослужениях, усердно произносили молитвы, свято соблюдали всякие благочестивые обряды.
Нужда в церковном просвещении
Набожны, богомольны были русские люди того времени, но многим ли из них понятен был внутренний смысл учения церкви и Христа? Многие ли соблюдали главные заповеди Христовы? Жалобы современников на насилия, лихоимство, алчность и разные пороки, в которых погрязли русские того времени, показывают, что нет. Далеко не всегда понимали они, в чем заключается свет и правда христианства, хоть и называли себя православными христианами и гнушались всех неправославных. И винить их за это нельзя было – учить их было некому.
Татарский погром, народная нищета, поборы тяжелой дани два с половиной века не давали очнуться русскому народу. С благодатного юга орды татар оттеснили русскую жизнь на бедный северо-восток; сношения с Византией затруднились, а латинского Запада русские XIV–XV веков чуждались; с ним были сношения только торговые чрез Новгород.
Где нужда да беда, там тесно и науке. После принятия христианства книжное дело пошло было на Руси бойко. Церковные книги переписывались, переводились с греческого поучительные сочинения, составлялись сборники, жития святых; не только духовные лица заботились о книжном деле, но и между русскими князьями и боярами были «книголюбцы», которые скупали рукописи, не жалея денег, нанимали писцов списывать книги, изучали греческий язык; пробовали сами писать сочинения. Но настала тяжкая пора татарщины – и церковное просвещение начало глохнуть на Руси; глохло оно и там, где без него никак уж обойтись нельзя было – в церкви. В XIV, да и в XV веке школ на Руси почти совсем не было. Кто из русских хотел, мог перенять грамоту кое-как от духовных лиц да церковных причетников. Эти «мастера», как их звали, сами были не сильны в книжном деле, не многому могли научить своих учеников, и русским нередко приходилось ставить в священники почти безграмотных людей. Новгородский архиепископ Геннадий в своем послании митрополиту горько жалуется на это.
«Приводят ко мне, – пишет он, – мужика в попы ставить. Я велю ему читать Апостол, а он и ступить не умеет; приказываю ему дать Псалтырь, а он и по той едва бредет. Откажу я ему, – и на меня жалобы: земля, господине, такова; не можем добыть, кто бы умел грамоте… Бьет мне челом, господине, вели учить. Приказываю учить ектению, а он и к слову пристать не может; ты говоришь ему то, а он говорит иное. Я велю им учить азбуку, а они поучатся мало азбуке да просятся прочь и не хотят ее учить…»
Даже и высшие русские духовные лица были часто люди некнижные, своих поучений говорить не могли; понадобилось составить для них сборник готовых поучений на воскресные и праздничные дни. Но с чужим знанием и умением далеко не уйдешь. У греков наряду с хорошими книгами было немало дурных сочинений, где вкривь и вкось объяснялось Священное писание, а нередко вносились и заведомо ложные толкования. Эти книги справедливо осуждались ученым византийским духовенством, их запрещали, называли ложными, отреченными книгами (апокрифы). Наше же русское духовенство по своему невежеству пользовалось и этими книгами и усваивало различные ложные толкования. Если и высшее, избранное духовенство русской церкви XIV–XV веков – епископы, – и те не сильны были просвещением, то нечего и говорить о низшем духовенстве, о священниках, которым и простая грамотность с трудом давалась. Где было им толковать Священное писание, учить мирян, когда сами они по большей части не разумели его. Таким приходилось даже запрещать поучать народ, чтобы не сбивали его с толку. Мудрено ли, что при таком упадке русского церковного просвещения и миряне в XIV–XV веках не понимали истинного смысла учения Христова, – соблюдали церковные обряды, строго держались постов, долго и усердно молились – и думали, будто все, что требовалось от христианина, ими сделано. Даже молитвы и обряды русской церкви не могли сохраниться в полной чистоте; с ними смешивались разные языческие суеверия и обычаи.
Юродство Христа ради в русской церкви
Темна и мелка была мирская жизнь в те времена, а нравы были страшно грубы. Человеку с большим умом и чутким сердцем часто невмочь становилось жить в «миру». Лучшие деятели русской церкви XIV–XV веков, подвижники, чуждались мирян, презирали мирскую жизнь, полную греха и соблазна, бежали от нее. Человеческому уму не было тогда, где развернуться, не было для него настоящего дела: никаких наук тогда и в помине не было; общественного дела, где приходится пораскинуть умом, потрудиться на общую пользу, тоже не было; притом тогда даже думным боярам не позволялось «высокоумничать». Русскому человеку XIV–XV веков оставалось заниматься только своими мелкими житейскими делами – ум его мельчал, обращался в хитрость, в сметливость, в житейскую ловкость, в уменье обделывать свои делишки… Более чуткие русские люди, конечно, понимали, что такой мелкий ум большой цены не имеет. А в делах веры ум человеческий еще меньше ценится: здесь требовалось всем сердцем верить тому, что дано высшим, божественным разумом. Что надо было истолковать, то истолковано апостолами и святыми отцами церкви. Объяснять что-либо по-своему значило впадать в ересь, в суемудрие, в гордость. Как своеволие в мирских делах считалось преступным, так и своемыслие в делах веры считалось греховным. Таким образом, ум мог считаться источником греха. Отсюда русской церкви XIV–XV веков нетрудно было прийти к презрению ума. Были на Руси особенные подвижники – «юродивые», они отрекались не только от всех благ и радостей мирских, но и от разума, этого высшего человеческого дара. Русские юродивые старались уподобиться «детям несмысленным», прикидывались безумными, творили всякие чудачества, чтобы вызвать насмешки, брань, даже побои. Чем больше удавалось им потерпеть от легкомысленных людей, тем больше достигалась цель их подвижничества, «юродства ради Христа». Часто между русскими юродивыми были очень дальновидные, чуткие люди. Нередко они смело высказывали горькую правду сильным людям; своим детским незлобием, чистотою сердца и самоотвержением они служили живым укором своекорыстным и жестоким людям. Но людей с просвещенным умом – людей, могущих объяснять мирянам, как надо жить не только на пользу себе, но и другим, в чем состоит истинное христианское благочестие, – таких людей в русской церкви XIV–XV веков, на беду, почти не было, а в них-то и была особенная нужда.
Церковь и государство в конце XV – начале XVI века
В конце 15 – начале 16 веков на Руси происходили события, на долгое время предопределившие пути её социально-политического развития.
Царские регалии
Именно в тот период русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Поэтому то время отмечено весьма острой полемикой по многим религиозным и политическим вопросам. Именно на эти темы мы сегодня поговорим на нашем уроке.
Православная церковь поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства.
Она поддерживала Александра Невского в его мирных отношениях с Ордой, выступала против княжеских усобиц, оказала поддержку князьям в Куликовской битве и противостоянии с ханом Ахма̀том.
Великие князья, в борьбе за объединение Руси, поддерживали церковь, предоставляли ей земельные владения и льготы, делали в монастыри и церкви богатые вклады.
В 1439 году на соборе во Флорѐнции, иерархи Греческой и Римской церкви заключили унию – акт о соединении обеих ветвей христианства.
За участие в этой акции собор московских владык прогнал митрополита Исидо̀ра, избрав вместо него в 1448 году рязанского владыку Ио̀ну.
В 1453 году пал Константинополь. Выборы митрополита стали внутренним делом русской церкви. Она перестала зависеть от патриархов Византии и получила полную самостоятельность, провозгласив свою автокефа̀лию. Авторитет церкви возрос.
Но такое положение дел имело обратную сторону. Митрополит зачастую избирался с согласия великого князя, что давало возможность последнему вмешиваться в церковные дела. Князья видели, что церковь с её огромным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала соперничать с великокняжеской властью.
Церковные деятели противились такому положению дел. Они старались помешать князьям в их устремлениях. Часто это приводило к конфликтам.
Церковь оставалась мощной религиозной силой, богатейшим землевладельцем и средоточием культурных ценностей.
Церковь вела себя агрессивно по отношению к другим религиям, которые исповедовали враги России, – к католичеству и мусульманству. Все это было на руку великокняжеской власти. Поэтому, не смотря на противоречия, церковь и государство нуждались друг в друге.
Вторая половина 15 – первая 16 века – период распространения на землях Руси различных еретических учений. Ѐреси – это отступление от официального церковного учения и церковных догм.
Одним из центров распространения ереси был Новгород. Он был ближе всего к Западу, любое вольнодумство быстро достигало этого города по торговым путям вместе с привозимыми товарами.
Первые ереси появились в Новгороде в 14 веке. Приверженцев такого учения называли «стриго̀льниками». Руководителями движения стали диаконы Карп (который был стригольник, или парикмахер, от его профессии и произошло название «стригольники») и Никита.
Суть учения выражалось в неприятии поклонения иконам, неприятии молитв святым. Они отрицали, существование души и загробную жизнь. Выступали против взяточничества священников, церковного землевладения, угнетения одних людей другими.
Новая ересь, известная под именем жидо̀вствующих, появилась в Новгороде во второй половине 15 века и оттуда перешла в Москву. Её приверженцы частично использовали иудейское учение, отсюда и название.
Еретики отрицали божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, поклонение святым. Критиковали монашество за непотребный образ жизни.
Взгляды еретиков нашли поддержку среди народа, некоторой части духовенства, бояр, дьяков, людей близких к Ивану 3.
Иван 3 не вмешивался в религиозные споры и терпимо относился к еретикам, поскольку те, обличая церковь, поддерживали великокняжескую власть и требовали отмены особого положения церкви в государстве.
Но вскоре споры возникли и внутри руководства православной церкви. Их основой был вопрос о церковных богатствах.
15 век был периодом бурного развития монастырей. В различных частях страны появилось большое количество новых обителей. В 1436 году, в землях Новгорода, монахами Зо̀симой и Германом был основан Соловѐцкий монастырь.
В 1479 году преподобным Иосифом был основан Ио̀сифо-Волокола̀мский монастырь.
Ещё в 14 веке Сергием Ра̀донежским был основан Троице-Сергиев монастырь, бывший одним из самых богатых на Руси.
Монастыри получали богатые подношения, являлись собственниками земли. Собирали деньги и товары за свою церковную деятельность. Монастыри занимались торговлей и ростовщичеством. Тем не менее, монастыри занимались благотворительностью.
Другая ситуация была в небольших монастырях, скѝтах и пу̀стынях. Там монахи жили от собственного труда. Вели аскетический образ жизни.
Скит
Постепенно между этими двумя крайностями возник спор. Первая сторона «нестяжа̀тели», проповедовали уход от мира отказ церкви от приобретения
богатств и земель. Их вдохновителем был известный церковный деятель Нил Со̀рский.
Вторая – «иосифля̀не» – последователи Иосифа Воло̀цкого. Они доказывали, что монастыри нуждаются в землях и крепком хозяйстве. Что только так возможно распространять идеи христианства, помогать верующим и заниматься посвящением.
Великий князь поддерживал нестяжателей. При помощи их и еретиков он стремился ограничить влияние и богатство церкви и усилить свою власть.
Но вскоре иосифляне изменили своё учение. Теперь они признавали главенство князя над церковью, передавали ему решение многих церковных вопросов. В руки князя перешла обязанность борьбы с ересью. Князь поддержал иосифлян. Вскоре с ересью и нестяжателями было покончено. Представители этих учений были сосланы либо казнены.
В то время как иные православные страны Европы и сам центр православия Византия были покорены османами, русские земли объединились в единое сильное государство.
Постепенно русские церковники пришли к выводу о главенствующей роли России в Православном мире, о её преемственности Византии, которой больше не существовало. Теория получила название «Москва – Третий Рим».
Первым эту теорию в 1490 году озвучил митрополит Зосима. Он приравнял Ивана 3 к императору Константину, а Москву – к Константинополю.
В явном виде теория была сформулирована в посланиях старца Филофѐя великому князю Московскому Василию 3.
Теория обосновывала значение Москвы как религиозного и политического центра, ставшего преемником Рима и Константинополя, которые пали по причине «уклонения от истинной веры».
Данная теория стала основой представлений о роли и значении России, как единственного центра истиной веры, которые сложились в период образования Русского государства.
Церковные деятели, проповедовали о том, что род Рюриковичей происходит от римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Самим Богом дана и власть московских монархов.
Итогом развития отношений церкви и государства были следующие моменты.
Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии.
Внутри церкви появились разногласия. Церковь попала в зависимость от великих князей.
Главной заслугой церкви было то, что при её поддержке проходило объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание Российского централизованного государства.
Православная вера — Том III — История Церкви — Пятнадцатый век — Россия
Том III — История Церкви
Пятнадцатый век
Возникновение Московского государства
В то время как Византийская империя падала перед турками-османами, семена грядущей Российской империи пускали корни в Москве. Святителя Димитрия Донского сменили на посту великого князя Московского три выдающихся полководца 15 в.: Василий I (или Василий; год правления 1389).–1425), Василия II (годы правления 1425–1462) и Ивана III (годы правления 1462–1505).
Эти правители были убеждены, что Бог избрал их, чтобы возглавить русских в свержении татарского ига и в защите православия. Они осторожно и обдуманно шли к укреплению и расширению могущества Московского государства.
Главным образом путем дипломатических переговоров, ведущих к покупкам и аннексиям, они постепенно приобретали власть над соседними городами и провинциями. Они и, вероятно, большинство народа понимали, что необходимо сильное централизованное политическое государство, чтобы объединить всех русских в их сопротивлении татарам и защитить землю от других врагов на западе.В 1472 году великий князь Иван III женился на Софье Палеологе, племяннице императора Константина XI, последнего из византийских императоров. Теперь Иван был напрямую связан с последней императорской династией Нового Рима. Он взял в качестве своего герба византийского двуглавого орла.
В 1479 году Ивану удалось включить очень важный город-государство Новгород у Балтийского моря в состав Московского государства. Эта аннексия дала большой толчок объединению центральных и северных княжеств, но за это пришлось заплатить высокую цену. Ведь москвичи, подозрительно относившиеся к активным торговым связям Новгорода с Западной Европой, закрыли связи города-государства с Западом.
В 1480 году, уже на следующий год, Иван почувствовал, что Россия достаточно сильна, чтобы перестать платить ежегодную дань татарам. В 1498 году он был коронован митрополитом Московским Симоном как «царь [по-русски „кесарь“], великий князь и самодержец всея Руси». Митрополит поручил ему «заботиться о всех душах и о всем православном мире».
К настоящему времени все элементы идеологии Москвы как «Третьего Рима» были в основном готовы.
Восстание обладателей и невладельцев
В России XV века постепенно складывались два совершенно разных подхода к монашеской жизни и к отношениям между Церковью и государством. Лидерами двух «партий» — разделивших наследие преподобного Сергия Радонежского и причисленных к лику святых Церкви — были Нил Сорский (1433–1508) и Иосиф Волоцкий (1439). –1515).
Святой НилСвятой Нил (Нил) возглавлял партию «нестяжателей». Монахи этого исповедания жили большей частью за Волгой, поэтому их иногда называли «заволжцами». Предпочитая полуотшельническую жизнь в небольших скитах, нестяжатели считали, что монастыри не должны владеть и управлять большими имениями. Они считали, что церковь должна быть свободна от прямого влияния и контроля государства, и решительно выступали против права государства казнить еретиков. Они защищали бедность как главную добродетель, а смирение и духовная свобода пронизывали созерцательную, молчаливую и затворническую жизнь монахов. Они были наследниками мистических, исихастских и кенотических традиций преподобного Сергия и отшельников Киево-Печерского монастыря.
Святой Иосиф«Владетелей» возглавлял Святой Иосиф. Поэтому их иногда называли иосифлянами. Предпочитая крупные общежительные монастыри, они считали, что монастырям уместно владеть крупными поместьями, в том числе крепостными, поскольку это давало бы доход для строительства и содержания их крупных заведений, а также обеспечивало бы доход для раздачи бедным. Они считали, что церковь и государство должны быть в тесной связи, и что церковь должна служить социальным и политическим нуждам зарождающейся русской нации. Они подтвердили право государства казнить еретиков. Они подчеркивали жизнь строгой аскетической дисциплины и активного общественного служения среди людей, которые коренились бы в строгом соблюдении литургических ритуалов.
В большинстве этих тенденций Стяжатели также следовали традиции преподобного Сергия. И преподобный Сергий, и митрополит Московский Алексий играли заметную роль в общественной и политической жизни России прошлого века, о чем особенно свидетельствуют видение и деятельность преподобного Феодосия Киево-Печерского монастыря.
Хотя дух нестяжателей так и не был полностью устранен из жизни русского народа, именно путь стяжателей доминировал в русском церковном и национальном развитии до начала XIX в.век.
Предыдущий
Основание ромового милета
Том III — История Церкви:
Пятнадцатый век
Следующий
Другие разработки на Западе
Том III — История Церкви:
Пятнадцатый век
15 век | Россия
XV век начался с того, что Москва и другие русские земли играли вторую роль после могущественной Литвы, чей великий князь Витовт был самым влиятельным правителем в регионе. Затем Москва была еще больше ослаблена гражданской войной, которая продолжалась несколько десятилетий. Однако в оставшуюся часть века Москва возродилась, поскольку ее лидер Иван Великий объединил большую часть Руси под властью Москвы и, наконец, сбросил монголо-татарское иго.
Отношения с Литвой
В 1392 Литва и Москва заключили союз, по которому Великий князь Московский Василий I женился на единственной дочери Великого князя Литовского Витовта (по-русски Витовт). Кроме того, митрополитом в Москве был Киприан (Киприан), ранее служивший в Литве и подозревавшийся Дмитрием Донским в слуге Литвы. В результате Москва оказалась под сильным влиянием Литвы. В 1404 годах Витовт завершил свой поход против Смоленского великого княжества и полностью присоединил его к Литве. Бывший смоленский князь Юрий Святославич отправился к Василию I с даром Смоленской иконы Божией Матери и просил помощи в возвращении его княжества. Это привело к войне между Москвой и Литвой. Мир был восстановлен только в 1408 и в процессе Литва получила еще большее влияние на Новгород и Псков, сохранив при этом Смоленск.
Восстановление верховенства татар
После окончания Тимуро-Тохтамышской войны великий князь Московский Василий I перестал платить русскую дань Орде, которой теперь правил хан Олуг Мёксаммед (Улуг Мухаммед), но власть принадлежала военачальнику Едигею. После того, как Тохтамыш был убит в 1406 годах, Едигей обратил свое внимание на Русь и в 1408 начал кампанию по наказанию Василия I за самодеятельность. Были разграблены Серпухов, Верея, Дмитров, Клин, Городец, Нижний Новгород и Коломна. Москва три дня находилась в осаде, не в силах взять кремль. Осада закончилась, когда Москва была вынуждена заплатить татарам выкуп за уход. При отступлении татары сравняли с землей окраины города и приступили к разорению Рязанского княжества. Едигей устроил четкую демонстрацию места Москвы как вассала Золотой Орды, и Василий I был вынужден возобновить выплату дани.
Гражданская война в Москве: Василий II против Юрия Звенигородского и Галичского
Одна из причин, по которой Москве удалось стать могущественной за счет других русских княжеств, заключалась в том, что она была избавлена от любых династических распрей между московской ветвью Рюриковичей. князья. Однако этой гармонии угрожала смерть Василия I в 1425 годах. Василию I сразу же наследовал его сын Василий Васильевич — Василий II, однако это оспаривал брат Василия I князь Звенигородский и Галичский Юрий Дмитриевич, который утверждал, что традиционно престол переходил к братьям раньше сыновей, и сам Дмитрий Донской даже заявлял об этом в своем завещание (хотя оно было написано, когда Василий I был еще бездетным).
Сначала племянник и дядя решили уладить этот вопрос через хана. В 1431 хан Олуг Мёксаммед поддержал притязания Василия II, но также решил передать город Дмитров во владения Юрия Дмитриевича. Несмотря на закрепление за собой великокняжеского титула, Василий не удовлетворился принуждением отдать Дмитров и отказался передать город. Последней каплей стало 1433 , когда мать Василия II публично оскорбила сына Юрия Василия Косого на свадьбе Василия II, потребовав от него вернуть ремень, который был на нем, якобы являвшийся частью великокняжеских вещей. Василий Косой вернулся к своему отцу в Галич, где они решили, что с них хватит, и приготовились к войне, чтобы восстановить честь своей семьи и заявить права на то, что, по их мнению, принадлежало им по праву. Юрий и два его сына Василий Косой и Дмитрий Шемяка двинулись на Москву с войсками из Галича. Они быстро захватили Москву, и Василий II бежал в Тверь, а затем в Кострому.
Юрий впоследствии помирился с племянником и отдал ему Коломну, но не смог закрепить за собой великокняжеский статус. Влиятельные бояре и чиновники стали уезжать из Москвы ко двору Василия II в Коломну. Судьба Юрия была решена, когда двое его собственных сыновей также покинули его и в 1433 годах он покинул Москву, позволив Василию II вернуться великим князем. Позднее обращение Василия II с теми, кто поддерживал Юрия, вновь разожгло конфликт. Сначала сыновья Юрия воевали против Василия II, а затем, после разграбления Галича московскими войсками, вмешался сам Юрий и разгромил войска Василия II под Ростовом. Юрий вновь стал великим князем в 1434 и правил до своей смерти (возможно, в результате отравления) несколько месяцев спустя, оставив престол своему сыну Василию Косому.
Московская гражданская война: Василий II против Василия Косого
Младшие братья Василия Косого Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный не поддержали его притязания на великокняжество и вступили в союз с Василием II и получили от него соответственно Углич и Галич в составе союз. Трое князей двинулись на Василия Косого в Москву, который бежал с казной в Новгород, затем в Кострому, где организовал войско для похода на Москву. В конце концов он потерпел поражение под Ярославлем, но ему удалось бежать в Вологу, где он собрал еще одну армию и двинулся на Ростов. После последовавшей битвы в 1436 Василий Косой был схвачен и ослеплен, получив прозвище Косой, что означает «Косоглазый».
Распад Золотой Орды
Не только Москва переживала внутреннюю борьбу в первой половине XV века. Не все было хорошо в Орде, так как соперничающие фракции постоянно боролись друг с другом за титул хана. Решающий удар был нанесен в 1437 , когда хан Олуг Мёксаммэд был свергнут Саидом Ахмадом. Олуг Мёксяммед и его сторонники бежали на восток, в Казань, где он основал Казанское ханство на остатках того, что когда-то было Волжской Булгарией. За лидерством Олуга Мёксяммеда последовало примерно 1441 , когда полководец Хаджи-Гирей основал Крымское ханство с самим собой в качестве хана в Бахчисарае, а затем снова в 1460-х годах , когда Махмуд основал Астраханское ханство. Наконец, в конце 15 века Тайбуга основала центр Сибирского ханства вокруг современной Тюмени. То, что осталось от Золотой Орды, управляемой Ахмадом и сосредоточенной вокруг Сарая, стало известно как Великая Орда.
Хан Олуг Мёксаммед, не теряя времени, продемонстрировал размах своего нового ханства и предпринял несколько походов на Москву из Казани с 1439 и далее в надежде захватить Нижний Новгород. В 1444 годах ханские войска взяли Нижний Новгород и Муром, но Василий II смог освободить города в том же году. В 1445 Олуг послал своих сыновей против Василия II, который организовал встречный поход, встретивший татар у Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Василий II был взят в плен и освобожден только после того, как Москва заплатила огромный выкуп.
Москва Гражданская война: Василий II против Дмитрия Шемяки
Поражение Василия II от татар значительно уменьшило его авторитет и привело к его свержению в пользу Дмитрия Шемяки в 1446 . Василий II был заключен в Троице-Сергиеву Лавру в Сергиевом Посаде, где был ослеплен, за что получил прозвище «Темный» — Слепой. Из Сергиева Посада его отправили далее в Углич и Вологду. Однако, как и раньше, бояре и различные уездные князья начали переходить от Дмитрия к Василию II. В 1447 когда Дмитрий Шемяка был вне столицы, Василий II во главе войска вновь вступил в Москву великим князем. Позже Дмитрий Шемяка потерпел поражение под Галичем, а затем под Великим Устюгом. В 1452 годах он бежал в Новгород, где и умер, положив конец периоду, известному как Московская Гражданская война или Великая Феодальная война.
Независимость Русской Православной Церкви
В 1441 Митрополит Киевский и всея Руси Исидор, сам грек, вернулся в Москву после участия во Флорентийском соборе, где поддержал воссоединение православной и католической церквей. Это решение вызвало сильные споры в Москве, и когда Исидор затем ввел латинские элементы и благословил папу во время службы в Успенском соборе Московского Кремля, это оказалось слишком. Исидор был арестован за ересь. Митрополичий престол оставался пустым в течение следующих семи лет. В 1448 собрание российских архиереев единогласно назначило новым митрополитом епископа Рязанского и Муромского Иоанна (Иону) без консультации с Константинопольским патриархом, тем самым установив фактическую независимость Русской Православной Церкви. В результате в 1458 годах в Великом княжестве Литовском был избран отдельный митрополит. Стали известны митрополиты Московский и Литовский и митрополит Московский и всея Руси и митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси соответственно
Третий Рим
Великий князь Василий II умер в 1462 и ему наследовал его сын Иван Васильевич (Иван III). Иван III также известен в истории как Иван Великий. Важным событием царствования Ивана III, благодаря которому он получил прозвище «Великий», стало создание концепции Москвы как Третьего Рима. В 1472 годах Иван III взял во вторую жену Софью Палеологину. София была византийской принцессой и племянницей последнего византийского императора. Брак фактически был предложен Папой Римским в надежде подчинить Россию и всю Православную Церковь влиянию Католической Церкви. План примирения Папы резко провалился. Вместо этого Иван III стал считать себя законным наследником византийского императора и принял имперского двуглавого орла, который до сих пор появляется на гербе России. Вдобавок Москва, как говорили, стала Третьим Римом вслед за Римом, утратившим истинную христианскую веру и ставшим католическим, и Константинополем, захваченным турками. Москва теперь была главным городом православной веры, и поэтому Иван III приказал построить Успенский собор в Московском Кремле, чтобы признать этот новый приподнятый статус.
Собирание Русских Земель
Помимо того, что он был Великим, Иван III также известен как Собиратель Русских Земель за его политику объединения различных Русских княжеств под властью Москвы. В 1463 году право на управление Ярославским княжеством было продано Москве по принуждению и перешло к непосредственному Московскому правлению после смерти его последнего самостоятельного князя в 1471 . В 1472 годах умер брат Ивана III, и его Дмитровское княжество вернулось к Москве, несмотря на сопротивление оставшихся в живых младших братьев Ивана. В 1474 Ростовское княжество также вошло в состав Московского царства.
Следующей целью Ивана III была непокорная Новгородская республика. Правительство Новгорода, известное как вече, состояло из пролитовских и промосковских партий, и Иван III был обеспокоен тем, что республика все больше сближается с Литвой. Для борьбы с этим Иван III вел походы на Новгород в , 1470, годах и дважды разбивал новгородские армии в , 1471, годах, установив сильное московское влияние на республику и заручившись обещанием, что она не будет вступать в союзы с Литвой. К 1477 Новгород снова обратил свой взор на Литву под предводительством вдовы Марфы Борецкой, и последней каплей стало то, что новгородские посланники публично называли Ивана III господином, а не государем. . Иван III направил свои войска к Новгороду, и некогда великой республике ничего не оставалось, как сдаться на условия Москвы в 1478 годах. Бывшая Новгородская республика была признана частью Москвы, и многие дворяне из города были сосланы в разные края Руси. Марфа Борецкая закончила свои дни монахиней в монастыре Нижнего Новгорода. Не пощадили и увезли в Москву даже колокол, созывавший собрания новгородских вечевых собраний. Господин Новгород Великий был покорен раз и навсегда.
После победы над Новгородом Москва поглотила некогда могущественное Тверское княжество в 1485 . Рязанское княжество к этому времени находилось под контролем Москвы, так как им правили племянники Ивана III, которыми руководила их мать Анна Васильевна — сестра Ивана III. Княжество окончательно было присоединено к Москве в 1521 .
Великое стояние на реке Угре
Третьим важным событием, которое привело к признанию Иваном III величия, является окончательное снятие монголо-татарского ига. Почти четверть тысячелетнего господства татар над русскими княжествами подошло к несколько разочаровывающему концу в 9 г.0065 1480 в метко названном Великом Противостоянии на реке Угре. Иван III отказался платить стандартную дань уже ослабленным татарам Большой Орды. В результате была начата кампания против Москвы с целью восстановления татарского превосходства.
Татарское войско дошло до реки Угры и ждало ожидаемого подкрепления из Литвы. Однако литовцы так и не прибыли после того, как были заняты внутренними делами и нашествием крымских татар – союзников Москвы. Тем временем Иван III смог собрать большое войско, и татары с растущим нервным напряжением наблюдали, как русские войска в большом количестве собираются на другом берегу реки. В конце концов, не обнаружив никаких признаков своих литовских союзников и значительной русской армии в ожидании, татары поднялись и ушли без боя. Иван III и его армия с триумфом вернулись в Москву. Несмотря на то, что не было ни поражения, ни даже битвы, русские поняли, что это уже не вассальное государство татар, а независимая страна, способная следовать своей судьбе.
Отношения с Ливонией и Швецией
Аннексия Москвой Новгородской республики привела ее к прямым контактам со своими новыми соседями Швецией и Ливонской конфедерацией (расположенной на территории современных Латвии и Эстонии). В 1480 годах ливонцы начали осаду Пскова (все еще полунезависимой республики), и русским войскам, пришедшим на помощь Пскову, удалось в следующем году сразиться с Ливонской землей. В конце концов был подписан мирный договор, и Иван III воспользовался возможностью укрепить оборону Руси, главным образом, строительством внушительной Ивангородской крепости в 9 в.0065 1492 напротив Ливонской крепости, известной как Замок Германа.
Отношения с Литвой
Отношения Руси с Литвой значительно ухудшились в конце XV века прежде всего по трем основным причинам: бегством нескольких литовских дворян ко двору Ивана III, союзом Москвы с крымскими татарами, часто совершавшими набеги на литовские земли и территориальные споры между Москвой и Литвой за различные города на границе двух стран.