София Киевская: древний православный собор и его история, — ФОТО
Главным архитектурным и культурным памятником Киева является Собор святой Софии, расположенный в историческом центре города. Это уникальный объект, о котором журналисты 44.ua решили рассказать подробнее.
История основания Софиевского собора в Киеве
Точная дата строительства Собора Святой Софии в Киеве остается неизвестной, поскольку версии разнятся. «Повесть временных лет» говорит о 1037 году. К слову, Константинопольская София была построена ровно 500 лет назад, в 537. Однако, некоторые гипотезы утверждают, что Киевская София была возведена еще в 1011 или 1017.
София Киевская, Фото: Википедия
В Новгородской летописи упоминается и 1017, и 1037 год. Считается, что храм построили на том самом месте, где в 1036 году победили печенегов. Основателем же собора считают Ярослава Мудрого. Но по воспоминаниям епископа Титмара Мерзебургского, в 1018 Софиевский монастырь уже был действующим.
София Киевская, Фото: Retroua
Уже в наше время, популярной стала версия о том, что строить собор начал князь Владимир Великий, еще 4 ноября 1011 года. А завершил его дело уже Ярослав Мудрый, открыв и освятив собор 11 мая 1018. Но споры вокруг этой темы продолжаются, хотя в 2011 отмечалось 1000-летия собора.
Разграбления и реконструкции собора
Софиевский собор еще во времена своего появления стал одним из самых больших сооружений. Однако, раньше он имел несколько иной облик. Оценить его можно на воссозданных моделях. В частности, собор не был оштукатурен, а купола имели не современную форму православных храмов, а больше напоминающую иерусалимскую и константинопольскую стилистику.
София Киевская, Фото: Gerard Moloney
За свою историю, София Киевская неоднократно была разграблена. В 1169 году на Киев напал владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, который выкрал из Софии все золото и церковные реликвии, среди которых была и ценная икона Пресвятой Богородицы.
София Киевская, Фото: Yura Shkoda
Еще раз собор был разграблен в 1203 году, Рюриком Ростиславовичем и половцами, бывшими его союзниками. А в 1240 году Софию разграбил хан Батый. В 1416 году — Эдыгей, а в 1482 Менгли Гирей, крымский хан. В 1697 году произошел пожар, который в очередной раз повредил собор. Однако, все это время он неоднократно восстанавливался и реконструировался.
София Киевская, Фото: Andrzej Kartuzy
Отстраивали Софию, в частности, Изяслав Ярославич и митрополит Киприян. В 1497-1577 собор стоял без досмотра, пока его не отремонтировал Богуш Гулькевич-Глебовский. Затем здесь велись службы, был основан мужской монастырь.
София Киевская, Фото: Википедия
Производилось несколько капитальных ремонтов, в ходе которых были позолочены купола, надстроены этажи, возведена «Триумфальная звонница», и не только. Работы велись при митрополите Варлааме Ясинском. Участие в реконструкции принимали Петр Могила и Иван Мазепа. Постепенно, собор получал более знакомый современным киевлянам облик. Но, например, звонница сначала имела три секции, а лишь позже была достроена дополнительная, четвертая.
Граффити, фрески и саркофаги
В Соборе Святой Софии похоронено несколько киевских князей. Это и Ярослав Мудрый, и Всеволод Святославович, и Владимир Мономах, до этого коронованный здесь же. Похоронен в Софии и Вячеслав Владимирович.
Внутри собора обнаружено много древних граффити. Это надписи, оставленные князьями, горожанами. Некоторые граффити являются молитвами, нанесенными на стены, а некоторые сообщают о каких-либо исторических событиях.
София Киевская, Фото: Википедия
София Киевская, Фото: Википедия
София Киевская, Фото: Википедия
Внутри церкви находятся оригинальные фрески и мозаики, включая древнейшие, датируемые еще XI веком. Это 260 квадратных метров мозаик и 3000 м² фресок, состоящих из ценных икон, а также живописи. Например — изображен Первый Вселенский собор XVIII века. Есть в церкви и немало икон.
Возможное разрушение во времена СССР
С собором связано немало исторических событий. Например, именно на его площади проходили сборы во времена Украинской народной республики, и здесь же, 29 апреля 1918 года, Павел Скоропадский был посвящен в гетманы Украины.
София Киевская, Фото: Википедия
София Киевская, Фото: Википедия
София Киевская, Фото: Википедия
Однако, с приходом советской власти, на древние киевские церкви началась настоящая охота. Многие из них были уничтожены, включая самые ценные. Например, снесли Десятинную церковь, а также Михайловский Златоверхий монастырь, который ныне восстановлен. О нем мы уже подробно рассказывали ранее.
София Киевская, Фото: Dmytro Maksymchuk
Часть церковных ценностей из Михайловского было перенесено в Софию. В свою очередь, из Софиевского собора многое вывезено в Москву. Софиевскую церковь тоже могли снести, но в 1928-30 годах, Всеукраинская академия наук создала отдельную комиссию, которую возглавил Владимир Барвинок, и храм удалось спасти от сноса.
София Киевская, Фото: Википедия
В 1934 году, территория монастыря была объявлена Государственным историко-архитектурным заповедником. Существует такой и сейчас, в заповедник «София Киевская» входит не только сам монастырь, но и Андреевская церковь, Кирилловская церковь, Золотые Ворота, Дом митрополита.
София Киевская, Фото: Википедия
Службы здесь вести перестали, церковь превратили в музей. Однако, риск уничтожения повторился в 1941 году. Отступающие из Киева советские войска, заминировавшие центр города, заложили бомбу и в Софии. Ее вовремя обезвредили немецкие саперы, не дав собору разделить участь зданий на Крещатике.
София Киевская, Фото: Википедия
Но немцы, в свою очередь, тоже разграбили церковь и вывезли много ценных экспонатов в Германию. Еще одна реставрация была проведена в 1950-е годы. А уже в 1990-е, Софиевский собор стал объектом Всемирного наследия Юнеско. Также это памятник истории и архитектуры Украины национального значения.
Музей и его работа
На данный момент, София Киевская функционирует не как церковь, а как музей. Здесь проводится немало исследований, а также демонстрируются уникальные фрески и исторические события, связанные с Украиной. Работает музей с 10 утра до 18 вечера (некоторые части до 20, например звонница).
София Киевская, Фото: София Киевская
Вход оплачивается. 25 гривен за посещение территории, 100 гривен за посещение собора. 100 за посещение звонницы. Есть льготы. Единый билет стоит 200 гривен. Более подробную информацию о работе можно узнать на сайте st-sophia.org.ua, либо по телефону +380442792256.
Где находится собор и как туда добраться
Православный собор и музей расположен в районе Старого Киева, на Софиевской площади, по улице Владимирская, 24. С других сторон комплекса находятся ул. Рейтарская, Георгиевский переулок, Рыльский переулок и улица Стрелецкая. Прямо на площади останавливается автобус 24А. Также можно дойти с троллейбусов 6, 16 и 18 на Большой Житомирской, или от станций метро «Театральная» и «Золотые Ворота».
Напомним, что ранее мы также рассказывали про Киево-Печерскую лавру. Читайте наш телеграм-канал.
Софийский собор в Киеве — профессор Надежда Никитенко рассказала, почему основателем считают Ярослава Мудрого
Ярчайшей иллюстрацией того, что историю пишут победители, являются обстоятельства, связанные с созданием святыни народа Украины —старейшего из сохранившихся храмов Киева Софийского собора. В летописании Древней Руси сказано, что его построили на месте победы русичей над печенегами. Однако есть существенная неувязка — даты закладки собора в этих источниках называются уж очень разные. В Новгородской летописи — 1017 год, а в «Повести временных лет» — 1037-й. Однако в обеих летописях четко сказано, что София Киевская — детище великого князя Киевского Ярослава Мудрого.
Факты, свидетельствующие, что эти утверждения грешат против истины, обнаружила в соборе заведующая научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская» доктор исторических наук Надежда Никитенко
«Персонаж на фреске оказался… высокопоставленным евнухом императора»
— В ходе исследований в Софийском соборе фресок со светскими сюжетами у меня возникли серьезные сомнения в истинности летописных свидетельств о том, что этот храм — творение великого князя Киевского Ярослава Мудрого, — говорит Надежда Никитенко.
— Что конкретно натолкнуло вас на эту мысль?
— В южной башне собора (по ней князь и мужская часть знати поднимались на хоры) есть много интересных фресок. На той из них, которую можно назвать центральной, показана сцена с участием византийского императора на ипподроме в Константинополе. В императорской ложе изображен некий безбородый человек. Хотя в те времена все мужское население Византии носило усы и бороды. Мой предшественник в изучении этих фресок доктор исторических наук Сергей Александрович Высоцкий решил, что безбородый не кто иной (точнее иная), как киевская княгиня Ольга.
Ведь из исторических источников мы знаем, что в 957 году она посетила Константинополь и приняла там крещение. Понятно, что был смысл посвятить ее пребыванию в византийской столице одну из фресок в Софии Киевской. Однако, когда я во всех подробностях изучила дошедшие до нас сведения об обрядах, обычаях, традициях, бытовавших в Византии того времени, мне стало очевидно, что это не может быть Ольга.
— Хотите сказать, что женщинам находиться на ипподроме запрещалось?
— Да, причем в этот период истории Византии категорически. С какой стати императору Константину Багрянородному делать для княгини язычников-русичей исключение?
— Кто же в таком случае этот безбородый персонаж? И почему он стоит возле императора?
— Если знаешь о византийских реалиях Х века, то ответить несложно — это сановный евнух.
— Что дает основания утверждать такое?
— То, что среди придворных чиновников, в том числе высокопоставленных, было много скопцов.
— С какой стати им такая честь?
— В Византии считалось, что императором имеет право стать любой ромей (так сами византийцы называли себя), кроме скопца. Поэтому императоры охотно набирали этих людей на государственную службу, доверяли им высокие должности — вплоть до главы правительства. Наверняка евнух, изображенный на фреске в императорской ложе, занимал именно этот пост. Поэтому он и стоит подле императора — так полагалось по церемониалу. Замечу, что слово «ромеи» означает «римляне», ведь изначально Византия была восточной частью Римской империи.
— Если на фреске не княгиня Ольга, а евнух, то зачем было в соборе в Киеве изображать сцену на ипподроме в Константинополе?
— Затем, чтобы показать визит в Константинополь посольства великого князя киевского Владимира. Нужно понимать, что главным в программе визита посольства был прием на ипподроме — форуме византийцев, где Русь в лице ее посланников чествует вся империя во главе со знаменитым императором Василием ІІ. Глава посольства изображен в красных свадебных одеждах в императорской ложе.
— Почему в свадебных?
— Князь Владимир сватался тогда к сестре императоров-соправителей Василия ІІ и Константина VIII принцессе Анне. Согласно древней традиции, столь высокопоставленному жениху не следовало самому приезжать за невестой. Это могло быть опасно, ведь его могли убить. Поэтому было принято, чтобы роль властителя выполнял двойник-фактотум, возглавлявший его посольство. Фактотум даже обращался к византийским императорам от первого лица так, будто сам являлся князем Владимиром.
Читайте также: В Софийском соборе обнаружены портреты князя Владимира и его сыновей: сенсационное открытие украинских ученых
— Где сыграли свадьбу?
— В Корсуни (византийском городе в Крыму), где Владимир ожидал невесту. Вообще-то братья-императоры не хотели отдавать любимую сестру Анну в жены иноземцу-язычнику. До этого они отказали четырем претендентам. Кстати, не удивительно, что принцесса засиделась в девках: когда к ней посватался Владимир, ей было уже 26 лет, по тем временам изрядный для невесты возраст.
— Из-за этого обстоятельства императоры все же решились отдать ему сестру?
— Нет, причина в другом. У императоров появился опасный конкурент. Победить его имевшимися у них силами было проблематично. Речь идет о могущественном феодале, командующем византийской армией Варде Фоке. Мятежники его короновали (ведь императором имел право стать любой ромей), и он дошел с войском до Константинополя. Императорам пришлось обратиться за помощью к Владимиру. Тот согласился прислать шеститысячный воинский корпус, чтобы одолеть бунтовщика. За эту услугу потребовал отдать ему в жены Анну.
Но братья-императоры не спешили выполнить свою часть уговора. Чтобы заставить их это сделать, Владимир пошел походом на Корсунь. Только тогда императоры окончательно решились расстаться с сестрой. Но поставили условие: Владимир перед свадьбой должен пройти обряд крещения. Это было сделано в церкви в Корсуни. Затем состоялась свадьба. Вернувшись с молодой женой домой, Владимир крестил киевлян. Из Киева христианская вера распространилась на всю страну.
В связи с браком с Анной произошло важное событие: в Киеве византийские послы от имени императоров короновали Владимира. Ведь мужем византийской принцессы должен быть равный ей по статусу властитель. Поэтому киевскому князю был дарован титул кесаря.
Кстати, сцена коронации самой Анны изображена на фресках северной (женской) башни Софии Киевской.
Фреска на стене Софийского собора, на которой изображена коронация Анны в Константинополе — перед тем, как Анна вышла замуж за князя Владимира, ее короновали и она получила статус царицы«В скандинавской саге рассказано, что наемники-викинги убили князя Бориса по заказу Ярослава Мудрого»
— В Софийском соборе одна из самых известных фресок со светскими сюжетами — это княжеский семейный портрет (очень большое, длиной 15 метров, художественное произведение), — продолжает Надежда Никитенко. — Прежде аксиомой являлось то, что на ней изображен Ярослав Мудрый с супругой — шведской принцессой Ингигерд-Ириной — и детьми. Ведь практически все специалисты были уверены, что собор построен по воле Ярослава. Но у меня возник вопрос: если эта трактовка верна, то почему на князе и княгине царские короны и облачения (плащи-корзо)? В странах, находящихся под влиянием Константинополя (Русь, несомненно, входила в их число), исключительное право короновать правителей имели византийские императоры.
— Получается, на фреске изображена семья другого великого князя киевского?
— Напрашивается именно такой вывод. Кто из наших великих князей был коронован византийскими императорами? Отец Ярослава князь Владимир, крестивший в 988 году Русь. Неопровержимым доказательством того, что Владимир был коронован, являются его монеты — на них он в короне. Его жена византийская принцесса Анна была царского рода, получила царский титул, поэтому, конечно же, имела право носить корону и мантию.
На княжеском портрете в руках Владимира изображена модель пятикупольной Десятинной церкви (ее приблизительный вид мы знаем благодаря сохранившимся фундаментам), которую прежде он построил. Закладывая новый храм — Софийский собор, Владимир несет модель уже существующей церкви. Это давняя традиция: такие модели (иерусалимы) вносили в храмы при их освящении.
В княжеском портрете есть еще одна любопытная особенность: возле Владимира и Анны художник изобразил не только их общих детей, но и Ярослава Мудрого. Да, он сын Владимира, но не Анны.
Образ Владимира на княжеском портрете— Почему же Ярослав показан на этой фреске?
— Тут дело тонкое, политическое. Поясню. Ученые пришли к выводу, что эта фреска была создана одной из последних в Софийском соборе. Это дает основание говорить о том, что, когда Ярослав в 1019 году окончательно захватил власть в Киеве, он приказал «отредактировать» княжеский портрет, включив в число его персонажей себя. Причем он изображен первым из сыновей — следующим за отцом. Тем самым Ярослав хотел дать понять, что является законным наследником. На самом деле это не так.
Из письменных источников мы знаем, что Владимир завещал престол сыновьям Борису и Глебу, которых ему родила Анна. Ведь Владимир хотел, чтобы после него Русью правили князья, в жилах которых течет кровь византийских императоров.
Читайте также: Внук Ярослава Мудрого получил от Папы Римского титул короля Руси: в Киеве презентовали уникальные манускрипты времен Киевской Руси
— Ярослав знал, что отец назвал своими наследниками Бориса и Глеба?
— Да. Он резко отреагировал на такое решение отца — отказался повиноваться ему и не отправил из Новгорода, где тогда правил, в Киев положенные две тысячи гривен. Владимир стал собираться в поход на строптивого сына. Во время этих приготовлений (в 1015 году) он неожиданно умер. Бориса на тот момент не было в Киеве — с дружиной находился в походе на печенегов. Младший Глеб, как свидетельствует «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора, находился при дворе отца. Братьям так и не было суждено стать соправителями Руси — обоих убили.
— Кто?
— Темная история. Оба старших сына — Святополк Туровский и Ярослав Новгородский — претендовали на престол по древнему праву старшинства. Оба были заинтересованы в том, чтобы избавиться от законных наследников, которым отец завещал великокняжеский престол. Первым был убит Борис, затем Глеб. Бориса и Глеба похоронили у церкви святого Василия в Вышгороде, где был создан их храм-мемориал, и причислили к лику святых. Ответственность за их смерть летопись возлагает на Святополка.
В связи с этим ему даже дали позорное прозвище Окаянный. Однако версия о том, что он виноват в гибели своих сводных братьев, вызывает серьезные сомнения: летом 1015 года, когда они погибли, Святополка в Руси не было — он бежал в Польшу, откуда вернулся только через три года.
Следует понимать, что историю пишут победители. Победителем в длившейся пять лет междоусобной войне за великокняжеский престол стал самый целеустремленный и удачливый — хромец Ярослав. В его власти было преподнести в летописи обстоятельства убийства Бориса и Глеба в выгодном для себя свете — возложить вину на Святополка.
Читайте также: Украинские ученые опровергли легенду о князе Владимире Крестителе
— Возможно, сохранились независимые источники, в которых рассказана эта история?
— Да, такой источник есть — древняя скандинавская Эймундова сага. Как известно, в княжеских дружинах русичей служило много наемников-варягов, поэтому в их эпосе и рассказано о событиях в Руси. В саге четко говорится, что Бориса убили по приказу Ярослава.
— Как конкретно описана эта расправа?
— Борис с войском шел на Киев отвоевывать престол. Вечером его дружинники изрядно напились хмельного меда. Нанятые Ярославом варяги сумели незамеченными пробраться в лагерь и убить князя. Его голову они принесли заказчику убийства.
Читайте также: Считавшиеся утраченными сокровища из Софийского и Успенского соборов Киева нашлись в Москве (фото)
— На фреске с изображением княжеской семьи Борис и Глеб нарисованы в царских облачениях?
— Да, они и их старшая сестра Феофана.
— Она пережила кровавую усобицу?
— Да, как и другие три дочери Владимира и Анны. На княжеском портрете изображены все четыре сестры. Мы знаем имена каждой из них, а также то, как сложились их судьбы. Феофана (она, кстати, названа в честь своей бабушки по материнской линии, знаменитой византийской красавицы-императрицы Феофано) вышла замуж за новгородского посадника (одна из высших должностей в Новгородской республике) Остромира. Он заказал в Киеве написать для него Евангелие. Остромирово Евангелие сохранилось и является одним из самых древних и ценных письменных источников времен Руси. В послесловии к этому манускрипту он упоминается вместе с женой Феофаной. Ее сестра Премислава стала женой венгерского герцога Ласло Сара. А сестра Агата — английского принца Эдуарда Изгнанника. Он некоторое время жил в Киеве при дворе Ярослава Мудрого, тогда и познакомился с Агатой. Младшая дочь Владимира и Анны Мария-Добронега стала королевой — ее мужем был король Польши Казимир I.
— Вам удалось найти на сто процентов неопровержимые доказательства того, что Софийский собор — это прежде всего детище князя Владимира.
— Да, такие доказательства нашла вместе с заместителем генерального директора Национального заповедника «София Киевская» доктором исторических наук Вячеславом Корниенко. Доказательства — в самом соборе. Вы, наверное, знаете, что на его стенах есть тысячи граффити, нацарапанные в разные периоды истории храма, прежде всего в княжеские времена. Так вот, самое древнее граффити из тех, на которых указана дата их написания, сделано в 1018 году. Это значит, что к тому времени не только уже был построен собор, но и расписаны его интерьеры. Ведь граффити писали на фресках. Корниенко также обнаружил надписи 1019, 1022, 1023, 1028, 1033, 1036 годов. То есть сделанные до 1037 года — даты начала строительства Софии Киевской, указанной в «Повести временных лет». Получается, что эти данные в летописи не соответствуют действительности. Вряд ли летописец сделал ошибку случайно.
В Новгородской летописи указана значительно более ранняя дата заложения Софии Киевской — 1017-й. Однако построить и расписать его за один год было нереально.
Надежда Никитенко: «Дата начала строительства Софии Киевской, указанная в «Повести временных лет», неверна. Вряд ли летописец сделал ошибку случайно». Фото предоставлено Надеждой НИКИТЕНКО— Ярослав внес свой вклад в строительство Софийского собора?
— Да, он завершил работы над ним. Прежде всего он обустроил в соборе усыпальницу для себя. Подобная практика существовала с незапамятных времен: властитель занимает трон, и одно из первых дел, к которым приступает, — начинает возводить для себя усыпальницу. Один из примеров тому — египетские пирамиды. В Византии к каждому новому императору приводили… гробовщика. Тот являлся с образцами мрамора, чтобы император выбрал, что ему понравится, и после этого сразу начиналось создание гробницы. Ярослав поступил примерно так же: окончательно захватив в 1019 году власть в Руси, позаботился о собственной гробнице.
Читайте также: Раскрыта тайна загадочного сооружения времен Киевской Руси рядом с Софийским собором
Изначально Софийский собор окружали открытые галереи (напомню, что современный вид храм приобрел на рубеже XVII—ХVIII веков). Арки северной галереи заложили кирпичом-плинфой и обустроили в восточном торце роскошную усыпальницу. Это был акт «присвоения» Ярославом собора, заявкой на власть в Руси, которую он захватил силой.
Софийский собор приобрел свой нынешний вид в конце XVII — начале XVIIІ вв— Как вам удалось вычислить даты начала и завершения строительства Софийского собора?
— В этом помогли древнерусские святцы. В них указано, когда следует отмечать те или иные церковные праздники. Там приводятся два дня освящения Софии Киевской, то есть, если говорить простым языком, закладка храма и его открытие. Это 11 мая и 4 ноября (даты даны по старому стилю). Софийский собор — это храм Премудрости Божией. Поэтому его освящение могло быть только в день Господень, в воскресенье. Благодаря датированным граффити мы знаем, что к 1018 году София Киевская уже была построена и расписана. Оставалось изучить календарь. Во втором десятилетии XI века эти две даты приходятся на воскресенье только в 1011 (4 ноября) и 1018 (11 мая) годах. Так я и определила, когда конкретно был построен собор. Кстати, хорошо знавший источники, в том числе и те, что до нас не дошли, киевский митрополит Петр Могила в 1634 году сообщил в огромной надписи под куполом Софии, что ее начали строить в 1011 году.
ЮНЕСКО признала доказательства того, что София Киевская — это детище прежде всего князя Владимира Крестителя. Благодаря этому решением ЮНЕСКО 10 лет назад было на государственном уровне отпраздновано 1000-летие заложения Софии Киевской.
— Если собор заложили в ноябре, то почему годовщина празднуется 21 сентября?
— Потому что несколько столетий назад возникла традиция праздновать освящение храма Софии Премудрости Божией в Киеве в день Рождества Богородицы — 8 сентября по старому стилю, 21 сентября по новому.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об уникальном документе, который экспонировался в Софии Киевской — оригинале Конституции Филиппа Орлика. Впервые за 311 лет, прошедших с ее написания, этот раритет вывезен за пределы Швеции.
Читайте также: «Возле Десятинной церкви нашли клад, который с трудом поместился в два мешка»
4382
Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Instagram
Сделайте «ФАКТЫ»избранным источником
в Google News
Софийский собор в Киеве | DailyArt Magazine
Святая София, потрясающий собор XI века в Киеве, Украина, является памятником того времени, когда Киев был столицей огромной империи под названием Киевская Русь. Его нынешний статус после недавнего российского вторжения в Украину неизвестен.
Киевская Русь
Собор Святой Софии был построен между 1011 и 1018 годами н.э. при двух главных правителях Киевской Руси, князе Владимире Святославиче (годы правления 980-1015) и его сын, князь Ярослав Мудрый (годы правления 1016-18 и 1019-54). 1 Первый был лидером, ответственным за первое обращение Киевской Руси в православие в 988-989 гг.; легенды рассказывают о массовых Крещениях в Днепре.
После обращения Владимир установил тесные связи с другими христианскими народами, особенно с Византийской империей. Считается, что над строительством и украшением Святой Софии работали византийские художники. Киевская Русь была политическим, экономическим и художественным центром региона в 11-м и 12-м веках, и она получила величественный собор, достойный этого статуса. Эта идея о том, что новая страна намеренно строит себя по образцу более устоявшейся империи, широко распространена в древнем мире и в средние века.
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве имеет необычную форму, оказавшуюся влиятельной. Первоначально построенный в средние века, он имел форму греческого креста с пятью нефами, пересекаемыми трансептами и заканчивающимися пятью апсидами, содержащими алтарь. Были также несколько рядов одно- и двухэтажных галерей, крестообразные опоры и 13 куполов (некоторые из них были изменены во время более поздних реконструкций). Снаружи церковь имеет характерную форму пирамиды, созданную нисходящей высотой куполов.
Несмотря на то, что церковь получила свое название от широко подражаемого собора Святой Софии в Константинополе/Стамбуле, Святая София Киевская на самом деле не так уж много общего со своим тезкой. Оба имени означают Святую Мудрость, важное понятие в православном христианстве. Однако вместо прямого копирования византийских образцов Святая София по-своему обыгрывает византийскую архитектурную лексику. Крестообразный план был популярен в Византии в то время, но ни уникальный взгляд на эту форму Святой Софии, ни ее пирамидальный профиль не имеют византийских параллелей. Их следует считать результатом слияния византийской архитектуры с специфически украинскими заботами, а не импортированным византийским дизайном. Соответственно, его влияние проявляется по всей Киевской Руси. Новгород, например, может похвастаться своей упрощенной версией Святой Софии.
Изобилие украшений
Внутри собор Святой Софии имеет обильное, но не экстравагантное убранство, относящееся в основном к средневековому периоду. На стенах 3000 квадратных метров фресок, а на сводах и куполах 260 квадратных метров мозаики на золотом фоне. 2 Оба типа были восстановлены в их былом величии в 19-м веке, с выборочной росписью маслом, заменяющей утраченные части. В то время как фрески изображают самые разные материалы, мозаики изображают наиболее значимые сцены православной христианской традиции. К ним относятся Христос Пантократор (Христос Вседержитель), Богородица Оранта (Богоматерь в молитве), Причастие апостолов (Христос, причащающий апостолов), Деисус (медальоны с изображением Христа, Иоанна Крестителя и Богородицы). Марии) и Благовещения. Иерархическая декоративная программа помещает Пантократора в окружении архангелов на самый высокий купол.
На фресках изображены сцены из жизни Христа в сочетании со сценами русской царской семьи, а также более 500 святых. Обилие украшений появляется почти на каждой поверхности, о чем свидетельствует этот виртуальный 3D-опыт.
Непоколебимая история
История показывает, что Софийский собор в Киеве за свою долгую жизнь уже пережил немало опасностей и лишений. Киевская Русь пала перед монголами в 1240 году н.э., и в последующие столетия собор пережил длительные периоды запустения и упадка. Во многих случаях он чудом избежал разрушения в результате войн и политических потрясений.
Однако периоды восстановления и обновления компенсировали эти проблемы. Софийский собор когда-то был резиденцией митрополита, главы Украинской православной церкви. Это было также место захоронения правителей Киевской Руси, в том числе Ярослава Мудрого, и киевских митрополитов. Несколько последующих митрополитов проявили особый интерес к его восстановлению. В частности, Петр Могила, митрополит с 1633 по 1647 год, основал на этом месте монастырь. Хотя этот монастырь был снесен в советское время, вокруг собора до сих пор сохранились некоторые монастырские постройки Могилянского барокко.
Пристройки в стиле украинского барокко
В 18 веке в связи с повреждениями и частичным обрушением собор подвергся капитальному ремонту в стиле барокко внутри и снаружи. Внешние изменения, в том числе структурные модификации и побелка стен, сформировали вид в стиле барокко, который можно увидеть и сегодня. Эти элементы делают собор памятником стиля украинского барокко, более сдержанного родственника западного барокко. Интерьер также был побелен, но в 19 в.ХХ века вернули фрескам и мозаикам их средневековый вид. Резной и позолоченный деревянный иконостас (ширма для выставления икон) и богато украшенные двери — два замечательных пережитка интерьера в стиле барокко.
Недавнее прошлое Софийского собора
Киевский Софийский собор избежал антирелигиозного разрушения в советский период и фактически стал центром изучения и сохранения. Однако с 1934 года он фактически не функционировал как церковь, а работал как музей. Софийский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 19 века.90, рядом с отдельным участком Киево-Печерской лавры, а также считается одним из семи чудес Украины.
Перенеся столько, остается только надеяться, что этот великолепный собор, как и украинский народ, выживет еще раз.
Сноски
1
Дата 1038 иногда появляется для строительства Святой Софии, как правило, по острым причинам восточноевропейской политики. В кн.: «Период строительства собора». Национальный заповедник Святой Софии Киевской. По состоянию на 28 февраля 2022 г.
2
«Музей Софийского собора». Национальный заповедник Святой Софии Киевской. По состоянию на 28 февраля 2022 г.
Библиография
1.
Дашко Вальтер. «Софийский собор». Энциклопедия Украины . об. 4 (1993). По состоянию на 28 февраля 2022 г.
2.
Фриман, Эван. «Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие». Smarthistory , 10 мая 2021 г. По состоянию на 28 февраля 2022 г.
3.
Певный, Оленька З. «Киевская Русь» в Слава Византии: Искусство и культура средневизантийской эпохи 843-1261 н. э. . Хелен С. Эванс и Уильям Д. Виксон, ред. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1997. С. 280–319. Доступ онлайн 28 февраля 2022 г.
4.
Салливан, Элис Изабелла. «Ключевой памятник средневековой Руси: Софийский собор в Киеве». Medievalists.net, февраль 2022 г. По состоянию на 28 февраля 2022 г.
5.
Сайт национального заповедника «Святая София Киевская». По состоянию на 28 февраля 2022 г.
- «Архитектура собора»
- «Шедевры барокко»
- «Историческая судьба»
- «Мозаики и фрески»
- «Период строительства собора»
Топ-10 выдающихся фактов о Софийском соборе в Киеве
Софийский собор в Киеве. Фото Рбречко Wikimedia
Софийский собор в Киеве, Украина, является памятником архитектуры Киевской Руси. Бывший собор является одной из самых известных достопримечательностей города и первым объектом наследия в Украине, внесенным в Список всемирного наследия наряду с комплексом Киевского пещерного монастыря.
Помимо основного здания собор включает в себя ансамбль несущих конструкций, таких как колокольня и дом митрополита.
В 2011 году историческое место было передано из ведения Министерства регионального развития Украины в ведение Министерства культуры Украины.
Давайте посмотрим на некоторые выдающиеся факты о Софийском соборе;
1. Собор представляет архитектуру и монументальность начала века
Интерьеры и коллекция мозаичных и фресковых архитектурных элементов, Софийская, г. Киев. Автор Google Cultural Institute WIKIMEDIA
Софийский собор, расположенный в историческом центре Киева, является одним из крупнейших памятников архитектуры и монументального искусства начала XI века.
Собор был построен при участии местных строителей и византийских мастеров в годы правления великого князя Киевского Ярослава Мудрого, как главный христианский храм столицы Киевской Руси.
Собор сохранил свои старинные интерьеры, а коллекция мозаик и фресок XI века уникальна своей целостностью. Среди его шедевров — Пантократор, Богородица Орана, Причастие апостолов, Деисус и Благовещение.
Архитектура и монументальное искусство собора оказали большое влияние на архитектуру и убранство храмов Киевской Руси. Собор окружают монастырские постройки XVII-XVIII веков в стиле украинского барокко.
2. Собор является памятником-символом
Софийский собор. Универсальный Символ с момента его создания. Иван Седловский Wikimedia
Софийский собор в Киеве — памятник-символ. Если универсальным символом Церкви Премудрости была и остается святая София в Константинополе, то святая София в Киеве была таким символом для восточнославянского мира.
На протяжении веков он был главной святыней Руси-Украины, средоточием высшей мудрости, которая гармонизирует жизнь народа, оберегает и освещает его судьбу. Софийский собор – настоящий памятник христианизации Руси-Украины, памятник княжеского благочестия, богатства и славы, государственной мудрости и щедрости.
Пришел в наше время из героико-быленных времен Киевской Руси, дней Владимира Великого и Ярослава Мудрого.
3. София служила усыпальницей
Софийский собор с момента основания служил усыпальницей. Некрополь собора содержал захоронения князей и высшего духовенства. Он также является старейшим на Руси и охватывает длительный период истории.
Большинство имен захороненных в Софийском некрополе неизвестны; однако эти идентифицированные захоронения указывают на то, что здесь были захоронены выдающиеся деятели.
Самые известные захоронения принадлежат Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху (1053-1125).
4. Колокольня собора — памятник архитектуры
Колокольня Софийского собора в Киеве 1699-1706 гг. Рисунок Георгия Чернилевского Wikimedia
Колокольня Софийского собора в Киеве — памятник архитектуры в стиле казацкого барокко. Его строительство финансировал Иван Мазепа в 1699 году.
Высота 76 метров (250 футов). Первоначально колокольня была трехъярусной, но в 1851-1852 годах ее надстроили еще на один ярус и увенчали деревянной грушевидной луковицей, покрытой золочеными медными листами.
Скульптурный декор колокольни идеально сочетается с ее архитектурной композицией. Он украшен разнообразными лепными орнаментами, которые переплетаются с сюжетными барельефами. Почти вся лепнина сохранилась.
5. Святая София пережила нашествие врага
Тысячелетняя история собора была тревожной. Софийский собор пережил вражеские нашествия, разграбление, частичное разрушение, ремонт и реконструкцию.
Первой серьезной угрозой для церкви было разграбление города в 1169 г.. Киев был захвачен и разрушен князем Андреем Благочестивым (ок. 1111-1174) Владимиро-Суздальским, который забрал все золотые вещи и церковные реликвии, в частности, икону Пресвятой Богородицы.
Собор уцелел и возродился. Затем наступил один из самых тяжелых периодов истории Киева – осада города полчищами хана Батыя в 1240 году, когда большинство архитектурных сооружений было обращено в пепел. Софийский собор снова устоял.
6. Софийский собор – центр притяжения туристов
Софийская площадь перед Софийским собором в Киеве, столице Украины. Рисунок Лосося. Wikimedia
В послевоенное время в соборе и прилегающих к нему зданиях было проведено множество реконструкций. Было обнаружено много новых фресок и мозаик, проведены исследования.
В 1990 году ансамбль Софийского собора был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня собор является очень популярным и известным зданием, привлекающим туристов со всего мира.
Площадь перед собором регулярно используется для празднования Дня Независимости, Рождества, Пасхи и многих других праздников.
7. Софийский собор построен князем Ярославом
Софийский собор, названный в честь Софийского собора в Константинополе, был построен в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым (978-1054) как усыпальница киевских правителей .
Впервые собор был разграблен в 1169 г. князем Владимиро-Суздальского княжества Андреем Боголюбским, а в 1240 г. монголами, из-за которых он пришел в негодность.
После Брестской унии (1595-1596) Софийский собор был присоединен к Украинской греко-католической церкви, пока не был восстановлен украинским православным митрополитом Петром Могилой в 1633 году.
8. Собор передан Министерству. культуры
Государственные чиновники посещают собор со статусом ЮНЕСКО. Посольство США в Киеве Украина Wikimedia
В 2011 году историческое место было передано из ведения Министерства регионального развития Украины в ведение Министерства культуры Украины.
Одной из причин переезда было то, что и Софийский собор, и Киево-Печерская Лавра признаны Программой всемирного наследия ЮНЕСКО как один комплекс, а в Украине ими управляли разные государственные органы. В настоящее время это музей.
9. Петр и Иван финансировали реконструкцию собора
В XVII веке Петр Могила (1597-1647) и Иван Мазепа (1639-1709) финансировали реконструкцию собора и капитально перестроили верхнюю часть Софийского собора .
Для этой работы был приглашен итальянский архитектор Октавиано Манчини (ок. 1580-1638). Также был построен весь ансамбль окружающих зданий Святой Софии.
Здание собора после реконструкции и окружающие постройки имеют отличительные черты казачьего барокко.