Деревенская изба снаружи: Изба рисунок. Русская изба рисунок. Рисунок избы снаружи. Как нарисовать избу. Деревня рисунок.

Деревенская изба | Славянские традиции

Деревенская изба
7 особенных мест в русской избе.

Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.
Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
1 Двери
Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без Бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.
2 Печь
Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.
3 Красный угол
В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть Куммиров, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
4 Стол
Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
5 Лавки
Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.
6 Матица
Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.
7 Окно
Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

от глагола «топить»: vodolei_13 — LiveJournal

Когда учителя нам рассказывали, что первобытные люди жили в пещерах, я очень удивлялась: ведь в деревне у бабушки с дедушкой совсем нет пещер, нет гор — как же? где же они жили? или у нас не было первобытных людей?  По поводу уж совсем первобытных — я не знаю, но тем не менее стоянки древних племён в нескольких десятках километров откопали. Всё  просто: они жили в шалашах (летом) и в землянках (зимой), внутри жилища был очаг, который «хранила женщина» пока мужчина бегал за мамонтом.  Но вот появилось железо  — человек сделал топор, начал валить деревья и строить деревянное жилище — четырёхугольное сооружение из брёвен, сердцем которого становится печь: сначала совсем допотопная, которая потом превратилась в настоящую, русскую.  И это жилище получило название изба (от глагола «топить», древнерусское «истьба»).


Начало 1960х.

В нашей  богатой лесами стране избе суждено было просуществовать до наших дней.
«Белая изба в основном состоит из четырёхстенного сруба в 7—10 аршин [7,1 м], с тремя окнами на улицу, крытого чаще соломой, реже дранкою или железом, и с одной дверью в задней стене. » (Из краеведческого очерка 1922)

Кстати, на верхнем фото слева видно, что часть крыши пока не успели докрыть шифером, и там как раз и есть «дранка» — расщеплённые деревянные дощечки, фактически «деревянная черепица». На фото внизу можно увидеть, как  та же дранка (что на верхнем фото) выглядит с чердака в наши дни.

Если кого-то смущает фраза «белая изба», то поясню, что были ещё «чёрные избы» (курные избы)  — без дымохода и  топились они «по-чёрному»,   когда дым застилал комнату и настежь открывалась  дверь. Кстати, в 1922 году краеведы говорят, что в наших краях несколько чёрных изб ещё существовало — конечно, не совсем таких как на картинке))

Мне раньше было непонятно выражение  «изба-пятистенка». Что это такое? В нашей деревне пятистенок  почти не было. Оказалось, что это фактически две избы под одной крышей, соединённые одной общей стеной — как на нижнем фото. В пятистенке печь ставят так, чтобы она обогревала обе половины — у капитальной смежной стены.

В этом случае — одна половина служит кухней и столовой, а другая — чистая половина — гостиной и спальней для привилегированных членов семьи. Такие пятистенки могли строиться в ширину (фото вверху) или в длину (фото внизу — там, похоже,  даже «семистенка» какая-то — 3 внутренних стены ).

Собственно, сами избы, в принципе, все однотипны — «четырёхугольная клеть», но хозяевам хотелось сделать свой дом особенным, поэтому они стремились украшать избу снаружи резьбой наличников на окнах. Тут уж  всякий старался, как мог.


фото : http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=48&t=178067&view=print

Кроме двускатной крыши, делали ещё трёхскатную с сооружением   «в виде резной будки с вставленным в неё слуховым окном».

Почти четверть избы занимает печь и сооружения вокруг неё — полати, лесенки, ступени, кладовочки — «около неё деревянный голбец, от печного плеча к передней стене досчатая перегородка, разделяющая сруб на дне неравных половины. »  (Из краеведческого очерка 1922)
Голбец
это и есть конструкция  при печи  и для всхода на печь, оформленная у всех по-разному: в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Например, как  внизу на рисунке.

фото http://big-pig.ucoz.ru/index/0-40

Внутри избы делается лёгкая перегородка из досок, которая зачастую не  достаёт до потолка — чтоб по верху  циркулировал тёплый воздух. Всё, что рядом с печкой — это кухонно-хозяйственно-столовая зона, за перегородкой -«перёд» —  всё в одном: там спят, принимают гостей, отдыхают и т.п. Приглашая гостей пройти, у нас говорили: «Проходите на перЁд».


http://www.yaroslavskiy-kray.com/531/508-krestyanskaya-semya-za-obedom.jpg.html

«В переднем углу божница с иконами и лампадой, стол, по стенам лавки, над ними полки (полавошники), к задней стене на брусу полати, внизу коник или кровать.» (Из краеведческого очерка 1922)

Угол, где стояли иконы назвали красным. Первое дело для вошедшего в избу — перекреститься на иконы, а потом уже поздороваться с хозяевами. В  церковные праздники перед иконами зажигают лампаду  — масляный светильник с фитилём.

Так как главное богатство крестьянской семьи — дети, то на потолке обязательно был крепкий крюк для качки (люльки). По рассказам тётушки  у них в семье была плетёная люлька — возможно, такая как на фото.


фото http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?p=9397&sid=eca294c87c7e7dfa064dbcba06635c43

Что ещё было в крестьянской избе? Шкафчик с посудой, сундук мог стоять,  «патреты» висели в рамках,  картинки на стене, над столом — лампочка  (ранее — висячая керосиновая лампа), в простенке между окнами зеркало. На фото внизу — вот в такой раме висело у нас зеркало — помню его с раннего  детства. А отыскалось она в прошлом году — я спасла его, можно сказать: в деревне со «старьём»  не церемонятся — всё сжигают. Этим летом попытаюсь восстановить. Жаль нет самого зеркала — оно было старое-престарое, искажающее отражение, с потрясающими разводами и трещинами, с радужными рисунками на  древней амальгаме  Его можно было рассматривать как произведение искусства. ..

Давно хочу сфотографировать кое-что из оставшейся  раритетной самодельной мебели, чудом уцелевшей до наших дней. Как только мне удастся это сделать, обязательно покажу и расскажу.

Кроме русской печи  для поддержания тепла в доме на зиму ставилась железная печка  с железными же трубами, ведущими к дымоходу  русской печи.

Она топилась практически целый день. Деревенские дети любили  печь на ней картошку — приклеивали к металлической поверхности разрезанную картошину — и ждали. Такой вот был гриль…

Позади каждого крестьянского дома — двор (для скота), представляющий собою большой сарай с двух или трёхскатной крышей. Двор соединяется с домом неотапливаемым сооружением, которое называют сенями (а у нас  — мостом). Там отгораживается чулан (отгороженное подсобное помещение), могут быть кладовки и т.п.
Двор для скота  до появления электричества был тёмен,  зимой — холоден.  Он разгораживался  на хлевы для скота: у нас корове была выделена во дворе персональная капитальная (из брёвен) «комната» с дверью. У овец хлев был попроще — отгорожен досками: они ж в «стае», у них — шерсть — им тепло…


http://akak.ru/steps/pictures/000/034/010_large.jpg

Если владельцы дома, где сохранился  «двор»  60-70х годов, мне разрешат сделать фотографии, то я обязательно их выложу.

До 70-х годов 19  столетия по деревням освещение было лучинное. В качестве вспомогательного средства (для выхода во двор к скотине и прочего) употребляли сальные свечи. В каждой избе был «светец», состоявший из подставки с железными рожками и корытом. Светец я не застала, конечно)) Потому что  с 1876   в нашем краю перешли на керосиновые лампы.


фото http://reviewdetector.ru/lofiversion/index.php?t175877.html

 Первое время употреблялись лампы без стёкол «коптилки», потом появились и настоящие лампы со стёклами. Про «лучниушку  и коптилки» вспомнили в революцию — керосина почему-то не стало. А с 1920х годов потихоньку началась «электрификация»- как бонус к Советской власти (помните : «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны»?)
Не застала я уже и  керосиновую лампу, впрочем, и коммунизма не дождалась))
Зато  нашла артефакт.

Заставшие переход от керосина к электичеству рассказывали, каким чудом казался электрический свет после керосиновой лампы. А вот  снимок 50х годов — так выглядела крестьянская изба в советское время. В красном углу вместо икон у некоторых висели портреты вождей. Потом стены начнут красить, обивать дощечкой и даже клеить обои.


фото Д. Бальтерманц

В нашей семье портреты вождей не заменили иконы. А вот всё остальное похоже — занавески, часы на том же месте, и приёмник под кружевной салфеткой.

В эти годы  появился знаменитый советский радиоприёмник «Звезда», дизайн которого «содрали» с французского «Excelsior-52» выпуска 1952 года. Что называется : почувствуйте разницу — на фото вверху наша «Звезда» , а внизу — французский «Excelsior».


Фото:http://rw6ase.narod.ru

Именно его и приобрели бабушка с дедушкой в 50х годах, именно по нему всё своё детство я слушала «Радионяню», «Театр у микрофона», именно его бульканье, шипенье и свист я принимала за инопланетные космические сигналы. Да, я была ещё та фантазёрка))  Телевизора у них так и не появилось — он им был попросту не нужен.

«Деревни «по своей распланировке они весьма похожи одно на другое и состоят большею частию из двух порядков деревянных изб, построенных одна против другой. Встречаются некоторые исключения из этого, где постройки поставлены в виде четырёхугольника или в несколько улиц и переулков. Позади дворов хозяйственные постройки: погреба, амбары, сараи, за огородом или садом овины, молотилки. Бань нигде нет. Улица по большей части свободна от хозяйственных построек, исключение делается для часовен, школ, пожарного депо в деревне и для церкви в селе.»(Из краеведческого очерка 1922)

А вот двухэтажные деревянные, а также каменные крестьянские дома — в нашей округе  были редким исключением. В деревне у нас не было вообще. Объяснялось это тем, что каменные постройки были намного сырее и холоднее деревянных. К тому же — древесины было много — легче было лес заготовить, чем кирпичи лепить и обжигать. Но минус деревянных  изб в их высокой пожароопасности. Горели. И горят — в эту зиму в нашей деревне сгорел один дом.

И ещё про «зимовки» я ничего не знаю, если честно. Но краеведы пишут :
«Нередко сзади лицевого дома под дворовой крышей стоит традиционная зимняя избушка, куда семья переходит с первыми заморозками на зиму и оставляет её на пасху с переходом в летнюю избу. Зимовка — обычно небольших размеров избушка, огаченная соломой, что также делается без исключения около всех домов, где зимуют. От этого зимою света в доме ещё меньше, чем полагается.» (Из краеведческого очерка 1922)

Ну вот, пожалуй, это и есть основные сведения о крестьянском жилье — деревянной избе. А о её «сердце» — русской печке — я расскажу в следующий раз.

А вот дом, который был на первой фотографии — но теперь уже в конце 90х годов.
И снова меня тут нет — я у объектива))

Продолжение следует…

Начало Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина
Крестьянская одежда начала 20 века
Деревенская свадьба начала 20 века
Крестьянская семья
Домострой?
На разных русских языках

Деревенская хижина с соломенной крышей и прикрепленными снаружи фетишами, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения.

Рис. EUB-20075199

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | $34,99
Информативный сайт | 44,99 $
Издательский. Книга внутри | 69,99 $
Путешествия и туризм | 89,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 109,99 $
Корпоративное общение | 129,99 $
Прямой маркетинг | 249,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ЕСБ-20075199 Фотограф: Коллекция: Глаз вездесущий Пользовательская лицензия: Управление правами Дата съемки: 24. 07.2008 Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (5403 х 3592 пикселя — 18″ х 12″ — 300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Эксклюзивность: Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить лицензию на это изображение с исключительными правами.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.

Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Действующая интерактивная деревенская хижина открывается в зависимости от температуры

Джон Эстбери | Оставить комментарий

Гидравлическая система открывает и закрывает три панели этого центра для посетителей в деревне Сяхуаюань, Китай, в зависимости от температуры снаружи.

Разработанная командой из Школы архитектуры Университета Цинхуа под руководством профессора Вейгуо Сюй, интерактивная хижина в рабочем состоянии имеет стены, которые закрываются, когда температура падает ниже 16 градусов по Цельсию или поднимается выше 29 градусов.

Система одновременно запускает либо систему нагрева, либо кондиционер.

Популярная среди туристов деревня Сяхуаюань с пологими горными холмами и пологими лессовыми склонами сейчас активно готовится к наплыву туристов, которые придут в связи с Зимними Олимпийскими играми 2022 года в Пекине.

Своей граненой каменной формой хижина повторяет грубые формы близлежащих гор.

«Будучи и центром приема гостей, и комнатой для продажи сувениров, хижина также может выполнять функции сцены во время фестивалей или масштабных мероприятий», — пояснили в архитектурном училище.

Действующая интерактивная деревенская хижина состоит из 16 сборных стеклобетонных панелей, прикрепленных к каркасу из стальных труб.

Грубый землистый вид экстерьера был создан путем покрытия панелей облицовкой из утрамбованной земли и травы, материала, характерного для деревни, который еще больше помогает ей слиться с окружающими холмами.

Хижина стоит на небольшом подиуме из местного красного кирпича, который продолжается вверх по пологому склону, примыкающему к строению, создавая то, что архитекторы называют «естественной аудиторией», которую можно использовать, когда хижина находится в открытом состоянии.

Хижина на границе представляет собой автономный убежище со стенами, открывающимися на шкивах

Внутри панели из древесного композита отражают неправильную форму экстерьера, а ряд небольших треугольных отверстий помогает проникать свету, когда хижина полностью закрыта.

Команда проекта рассматривает этот проект как прототип нового способа строительства, который может лучше реагировать на окружающую среду.

«Чтобы по-настоящему реализовать экологический дизайн, необходимо объединить существующие технологии и создать новую строительную систему», — сказали в архитектурной школе.

Несколько архитекторов изучают потенциал динамических материалов и зданий для улучшения экологических характеристик.

В прошлом году Manuel Herz Architects завершила многоквартирный дом со стенами, которые разворачивались для создания балконов и защиты от солнца, а в CF Møller спроектировали стеганую теплицу, которая надувается для изменения условий освещения и температуры.

Фотография сделана Школой архитектуры Университета Цинхуа.


Кредиты проекта:

Архитектор: Weiguo Xu
Команда дизайнеров: Weiguo Xu, Dong Han, Yuan Gao, Jie Zuo, Yanzhen Ji, Yuqian Li, Jie Liu

Подпишитесь на нашу рассылку

Ваш электронный адрес

Dezeen Debate

Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Dezeen Agenda

Рассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Dezeen Daily

Ежедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.

Новинка! Dezeen In Depth

Рассылаемый в последнюю пятницу каждого месяца, Dezeen in Depth содержит оригинальные тематические статьи, интервью и мнения, которые глубже раскрывают основные истории, формирующие архитектуру и дизайн.

Dezeen Jobs

Ежедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.

Dezeen Awards

Новости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.

Dezeen Events Guide

Новости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.

Мы будем использовать ваш адрес электронной почты только для отправки запрошенных вами информационных бюллетеней. Мы никогда не передадим ваши данные кому-либо еще без вашего согласия. Вы можете отказаться от подписки в любое время, нажав на ссылку отказа от подписки в нижней части каждого письма или написав нам по адресу [email protected].

Для получения более подробной информации см. наше уведомление о конфиденциальности.

Спасибо!

Вскоре вы получите приветственное письмо, поэтому проверьте свой почтовый ящик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *