фото, адрес и режим работы
Если выйти из Ипатьевской обители, пройти вдоль монастырских стен берегом реки в сторону стрелки, можно попасть в музей деревянного зодчества. Совсем не обязательно ехать на границу с Финляндией, в далекие Кижи, чтобы насладиться шедеврами деревянной архитектуры — фирменным стилем русского средневекового зодчества, сочетающим красоту и функциональность построек.
Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» подарит не меньшие впечатления, а его экскурсоводы побалуют Вас занимательными рассказами о том, почему в старину никогда не использовали пилу, что значит на самом деле «срубить избу» и какие еще природные материалы использовали строители.
Кострома строилась именно из дерева, даже дома богатейших дворян и купцов, в том числе и дом матери царя Михаила Романова, были деревянными. Множество построек сохранились по сей день, а самые колоритные из них были собраны в одном месте. В настоящее время здесь можно увидеть множество самых разнообразных деревянных сооружений, в том числе ветряную мельницу, свайные бани и крестьянскую избу, построенную в XIX веке, церковь 1552 года из села Холм Галичского района, церковь 1628 года из села Спас-Вежи и клетскую церковь начала XVIII века из села Фоминское Костромского района.
Музей — заповедник «Костромская слобода»– один из первых в России музеев под открытым небом. Его создание началось с перевоза в Кострому памятника деревянного зодчества начала XVIII века — Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вежи, поставленной на территории Нового города Ипатьевского монастыря в 1955 году. Тогда же из этих мест в Ипатьевский монастырь были перевезены четыре бани на сваях.
Основная территория музея располагается за южной стеной Ипатьевского монастыря (10 га.), на Стрелке, при впадении реки Костромы в Волгу. Сейчас этот участок является основной экспозиционной зоной музея.
Под влиянием различных природно-климатических условий, этнических контактов, причин исторического и социально-экономического характера в определенных зонах Костромской земли сложились своеобразные местные традиции, любопытные особенности архитектуры, быта, обычаев, обрядов и говоров. Недаром говорят: «Что город – то норов, что деревня — то обычай, что подворье – то поверье, что двор – то говор». Поэтому каждая постройка, находящаяся на территории музея, — особый мир во времени и в пространстве. Нужно лишь постараться увидеть в музейной экспозиции реальные сцены обыденной или праздничной жизни, услышать, как вертится гончарный круг, как скрипят половицы, как звенит за печкой сверчок, как неспешно ведут разговор хозяин с хозяйкой. Тогда перед гостями раскроются многие тайны прошлого, станут привычными забытые предметы быта, близкими и родными — незнакомые названия рек и озер, сел и деревень, урочищ и пожен.
Как красиво и порой совсем непонятно звучат названия костромских городов и поселков: Судиславль, Галич, Нерехта, Буй, Чухлома, Шарья, Кологрив, Пыщуг, Вохма… В них сохранилась память о глубокой древности, о людях, живших в этих местах, о тех временах, когда местное угро-финское население теснили славянские племена, которые шли сюда из Новгорода, Владимира и Суздаля. Подобно тому, как старики знают множество легенд и преданий о своей малой Родине, берегут воспоминания о прошлом и передают их из поколения в поколение, старые церкви и дома рассказывают о том, какие люди их строили, как жили, чем занимались.
Экспонаты музея «Костромская слобода»
Часовня из деревни Притыкино. Часовня из деревни Притыкино Шарьинского района, конец XVIII-начало XIX века. Эта часовня, перевезённая с берегов реки Ветлуги, своим строгим и лаконичным объёмом напоминает сторожевую башню. На нижнем четырёхгранном срубе здания установлены два последовательно уменьшающихся восьмерика, которые немного расширяются сверху, образуя повалы.
Часовня из деревни Большое Токарёво. Часовня из деревни Большое Токарёво Солигаличского района Костромской области, конец XVIII-начало XIX века. Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды (крещение, венчание, причастие и др.) в часовнях не совершались. Службы в часовнях проходили не каждый день и чаще всего были приурочены к каким-либо событиям.
Церковь Собора Богородицы XVI века, памятник вывезен из села Холм Галичского района. Памятник федерального значения. Самый древний, деревянный храм сохранившийся в Костромской области. По легенде, храм срубили плотники Карп и Папила, якобы похороненные под алтарем церкви. Площадь 316, 6 кв. м
Церковь Всемилостивого Спаса (1712 г.), памятник из села Фоминского Костромского района, перевезён в музей и восстановлен в 1971–1972 годах – автор проекта реставрации И. Ш. Шевелёв. Относится к широко распространённому типу клетских церквей. Состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Интерьер церкви – это замечательный образец народного мастерства: солея выполнена в каноне XVII века, лавки с фигурными ножками и резной опушкой врублены вдоль стен; клиросы, украшенные геометрической резьбой, установлены перед иконостасом у северной и южной стен. Площадь – 106,5 кв.м.
Церковь Илии Пророка XVI – Х1Х вв., памятник из села В. Березовец Солигаличского района, восстановлен в начале 1970-х годов – авторы проекта реставрации: И. Ш. Шевелёв, В. С. Ша-пошников. Особый интерес представляет интерьер летней церкви, где сохранились: так называемое «небо» — свод, обтянутый домотканым холстом с изображением сцен Страстей Христовых; резной четырёхъярусный иконостас; установленные по стенам четверика расписные тябла, на которых в два ряда размещались иконы; резная сень над плащаницей в северо-западном углу четверика. Площадь 266 кв. м.
Дом Липатова М.К. (1857 г.) из деревни Журавлёво (бывшее Кобылино) Макарьевского района, сработан артелью известного мастера Е.С. Зиринова. Памятник перевезён в музей и восстановлен в начале 1980-х годов, автор проекта реставрации В. С. Шапошников. Данный двухэтажный дом принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова. В настоящее время в доме размещены три выставки «Братчина», «традиции русского гостевания» и «традиции русского чаепития». Экспозиционная площадь – 114,6 кв. м.
Дом Серова А.Г. из д. Мытищи Макарьевского района (построен в 1873 году) перевезён в музей и восстановлен в 1969–1977 годах. Авторы проекта реставрации: И. Ш. Шевелёв, B. C. Шапошников, Л. С. Васильев. Дом объединяет в одном срубе избу и горницу. Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, расставлены рыболовные принадлежности, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу — хлева и кладовые. Экспозиционная площадь – 238 кв. м.
Дом Лоховой (2-ая пол. ХIХ в.) Дом крестьянки Лоховой из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (бывший Юрьевецкий уезд Костромской губернии). Середина XIX в. Он принадлежит к типу двухрядной постройки, называемой в народе «дом на два коня». Хозяйственный двор дома стоит сбоку от жилых помещений – зимней и летней изб. Особый интерес представляет зимняя изба: небольшая, словно игрушечная, с нарядным «красным» окном и двумя волоковыми оконцами по сторонам от него. Экспозиционная площадь – 82, 5 кв. м.
Дом Ципелёва (XIX в.) из деревни Аристиха Шарьинского района перевезён в музей и восстановлен в начале 1970-х годов. Автор проекта реставрации B. C. Шапошников. Дом экспонируется как изба гончара. В куту установлен гончарный круг, лавки и полки заполнены сырой гончарной посудой, перед печью стоит корыто, в котором показывается процесс обварки обожженной посуды. Показаны различные типы посуды: горшки, кринки, плошки, кашники, полевики, подойники, рыльники, водяники, кувшины, опарницы, корчаги и др. Экспозиционная площадь – 133 кв. м.
Дом Чапыгиной (нач. XX в.) из деревни Большое Андрейково Нерехтского района перевезён в музей и восстановлен в 1970-е годы, автор проекта реставрации И. Ш. Шевелёв. В доме восстановлен интерьер, характерный для бедной крестьянской семьи. Он состоит из собственно избы, сеней, маленькой горенки с одним окошком и небольшого скотного двора, который «кошелем» пристроен к боковой стене избушки. Экспозиционная площадь – 52 кв. м.
Дом Скобёлкина (XVIII в.) из деревни Стрельниково Костромского района – наиболее ранний образец деревянной жилой постройки на территории музея. Он перевезён в 1985–1986 годах и восстановлен по проекту А. В. Шапошникова. Это наиболее ранний образец деревянной жилой архитектуры. Согласно преданиям и родословной его бывших владельцев Скобёлкиных, их предки купили дом у проживавших в деревне Стрельниково стрельцов.
Дом крестьянина Ершова. Дом крестьянина Ершова из деревни Портюг Межевского района, середина ХIX века. Размеры и планировка и конструктивные элементы дома схожи с типами изб русского Севера. Холодная и тёплая избы соединяются друг с другом сенями — «мостом». Из сеней можно попасть в неотпапливаемую горницу.Подклет холодной избы использовался под амбар — кладовушку. Посередине кладовой устроена яма — погреб, где хранились соления, квашеная капуста и овощи.
Дом крестьянина Тарасова. Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района. Первая половина XIX в. Один из интереснейших памятников музея, так называемая «чёрная изба». Он состоит из двух срубов: избы, и неотапливаемой горницы. В избе находится глинобитная печь, которая топилась «по-чёрному».
Амбары из деревни Собакино. Амбары из деревни Собакино Нерехтского района. Конец XIX века. Использовались для хранения «главного богатства» семьи — запасов зерна.В целях предохранения от возможных пожаров, ставились на удалении от жилья.
Овин из деревни Пустынь Костромского района, конец XIX века. Предназначался для “огневой” просушки снопов ржи, пшеницы, ячменя, овса. Основной объем постройки представляет собой квадратный в плане двухъярусный сруб, покрытый двускатной самцовой тесовой кровлей.
Бани из деревни Ведерки. Конец XIX века. Деревня находилась на территории Костромской низины, которую во время весенних половодий заливало водой. Поэтому все постройки, в том числе и жилые дома, ставили на дубовые сваи.
Мельница-шатровка. Мельница-шатровка из д. Спас Нерехтского района. Основной объем мельницы с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию. Рубленый «с остатком» сруб образует крупный прямоугольный в плане нижний объем, покрытый тесовой вальмовой кровлей.Над ним в центре возвышается восьмерик-шатер, несущий более широкий восьмигранный вращающийся верхний ярус.
Интерактивные программы музея «Костромская слобода»
Этапы развития музея. История
История создания музея деревянного зодчества в Костроме
Стоимость посещения музея:
Полный билет (взрослые посетители, иностранные граждане) — 150 руб
Льготный билет (Российские студенты (очной формы обучения), школьники (при достижении возраста 17 лет), инвалиды 3 гр., пенсионеры) — 100 руб
Посещение территории музея без посещения интерьерных этнографических экспозиций в вечернее время в летний сезон (18.00-20.00 часов), участники свадебных церемоний — 100 руб
Месторасположение:
Музей «Костромская слобода» на карте города Кострома
- Сусанинская площадь. Пожарная каланча. Гауптвахта. Дом Борщева
- Стела «400 лет дома Романовых». Памятник Ивану Сусанину
- Памятник Юрию Долгорукому
- Центральный Парк. Беседка А.Н. Островского. Памятник Ленину
- Торговые ряды
- Богоявленско-Анастасьин монастырь
- Музей льна и бересты
- Ипатьевский монастырь
- Музей деревянного зодчества “Костромская слобода”
- Здание Дворянского собрания. Романовский музей
- Драматический театр им. А.Н. Островского
- Церковь Воскресения на Дебре
- Резиденция Снегурочки
- Терем Снегурочки
- Вечерняя жизнь
Экскурсии по Костроме и области
- Идеи на один день
- Идеи на выходные
- Идеи на несколько дней
Все достопримечательности Костромы
Музеи Костромы
Костромская слобода. Музей деревянного зодчества — Кострома, Россия
Фото с panoramio.com
Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» — один из старейших музеев под открытым небом России, находится в городе Костроме.
Основная территория музея-заповедника располагается за южной стеной Ипатьевского монастыря, при впадении реки Костромы в Волгу. Другая экспозиционная зона находится со стороны северной стены Ипатьевского монастыря (при подъезде к главному монастырскому входу): здесь расположен древнейший памятник церковной деревянной архитектуры всей Центральной России — церковь Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.)
История создания
Создание в Костроме музея деревянного зодчества (первоначальное название) связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища (1955—1957 гг.). В послевоенные годы (1946 — начало 1950-х) в Костромскую область было направлено несколько экспедиций Академии архитектуры СССР с целью выявления особо ценных памятников русской архитектуры. Первой стала экспедиция под руководством С. Л. Агафонова.
Создание коллекции музея началось с перевозки в Кострому с затапливаемых территорий замечательного памятника деревянного зодчества начала XVIII века — Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вёжи, поставленной на территории Нового города Ипатьевского монастыря в 1955 году. В дальнейшем по проекту А. В. Ополовникова была перевезена и поставлена у стен Ипатьевского монастыря церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм (Галичский район Костромской области), а по проекту И. Ш. Шевелёва — церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района.
Помимо памятников культового назначения перевозились и ставились у стен Ипатьевского монастыря крестьянские дома и хозяйственные постройки (бани, амбары, мельницы) XIX — нач. XX вв.
Экспонаты
Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Памятник впервые описан экспедицией Академии архитектуры СССР в 1946 году у села Холм под городом Галич (Костромская обл.). Памятник датируется 1552 годом. По преданию, распространенному в среде холмских жителей, церковь Собора Пресвятой Богородицы срубили два брата — плотники Карп и Папила, которые будто бы впоследствии были похоронены под этим храмом. Участниками экспедиции, возглавляемой С. Л. Агафоновым, в подцерковье здания действительно были обнаружены два захоронения, но находились они в разных частях подклета (одно захоронение под алтарем, второе — под трапезной). В 1960—1962 гг. памятник был перевезен в Кострому и установлен за рекой Костромой у северной стены Ипатьевского монастыря.
Церковь Всемилостливого Спаса
Церковь из села Фоминское Костромского района датируется 1712 годом. Относится к широко распространённому типу клетских церквей. Состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Восьмигранная колокольня врублена в кровлю сеней. Кровля храма двускатная «клинчатая», в два слоя тёса «со скалой» (между верхним и нижним слоями тёса уложены широкие листы бересты), главки четверика и колокольни покрыты осиновым лемехом. Интерьер церкви — это замечательный образец народного мастерства: солея выполнена в каноне XVII века, лавки с фигурными ножками и резной опушкой врублены вдоль стен; клиросы, украшенные геометрической резьбой, установлены перед иконостасом у северной и южной стен. Обращают на себя внимание полы, рубленные из плах, косящатые и волоковые окна и массивная входная дверь с секирным замком. Находится на основной территории музея-заповедника (южней Ипатьевского монастыря)
Церковь Ильи Пророка
Церковь из села Верхний Березовец Солигаличского района Костромской области. Точная дата постройки неизвестна. Исследователи памятника, основываясь на конструктивных и стилистических особенностях, дают неопределенную датировку его строительства — XVI—XVIII вв. Верхний этаж занимал «летний», то есть неотапливаемый храм в честь Ильи Пророка. Церковь имеет богатое внутреннее убранство. Особый интерес представляет интерьер летней церкви, где сохранились: так называемое «небо» — свод, обтянутый домотканым холстом с изображением сцен Страстей Христовых; резной четырёхъярусный иконостас; установленные по стенам четверика расписные тябла, на которых в два ряда размещались иконы; резная сень над плащаницей в северо-западном углу четверика.
Этнографическая деревня
Вдоль живописной речки Игуменки поставлены жилые крестьянские дома и множество хозяйственных построек: мельницы, амбары, бани, — всего около 30 памятников деревянной архитектуры Костромского края и соседних Нижегородского и Вологодского регионов. Внутри большинства построек открыты тематические экспозиции.
Культурно-массовые мероприятия
Территория музея-заповедника «Костромская слобода» является также площадкой для массовых народных гуляний в традициях дореволюционной России, фольклорных фестивалей, продвижения и поддержки народных художественных промыслов. Объекты, расположенные на территории музея-заповедника, всегда востребованы кинематографистами: на территории музея-заповедника часто работают киносъемочные группы, снимая как художественные, так и научно-популярные фильмы.
Музей деревянного зодчества — описание, фото, на карте
5 фото
Направления
Делиться
Музей деревянного зодчества «Костромская слобода» создан для сохранения лучших образцов народного зодчества XVIII-XIX веков. Он был открыт для посетителей в 1958. А до этого в течение многих лет деревянные избы, церкви, бани, мельницы в разобранном виде свозили на простор близ Ипатьевского монастыря из разных деревень Костромской области. И этот музей формировался под открытым небом.
В музее «Костромская Слобода» можно пройтись по деревне, заглянуть в крестьянские избы и сельскую церковь, украшенную резным иконостасом, полюбоваться баней, стоящей на сваях, как избушка Бабы Яги, и посмотреть на пасека и кузница. Во многих избах восстановлено внутреннее убранство, работают экспозиции, рассказывающие об обычаях и традициях сельских жителей. Самых маленьких посетителей порадует встреча с любимыми сказочными героями в «Далеком королевстве». В теплое время года музей организует тематические выставки и мастер-классы, различные фестивали и праздники.
Делиться Направления
Вы были здесь?
Оценить Музей деревянного зодчества:
Рядом
Посмотреть все 450 мИпатьевская слобода
Ресторан • Гостиница
1,1 кмПОРТ
Бар • Кальянная • Кафе • Банкетный зал
1,4 кмБИЗНЕС ОТЕЛЬ
Ресторан • Гостиница • Бар
1,8 кмШелестов
Ресторан • Гостиница • Банкетный зал • Кейтеринг
Адрес
ул Просвещения 1Б156004, , Кострома
Координаты GPS
57. 7747463820473, 40.8915853500366Телефон
+7 494 2373872Часы работы 9000 3
Сейчас — открыто
Пн-Вс 10:00-19:00
Рядом
- Все рядом
- Ориентиры
- Рестораны
- Твиттер
- Телеграмма
- Вайбер
- Скопировать ссылку
Туристические новости России — uVisitRussia
Главная О Туристических новостях России Музей деревянного зодчества «Костромская слобода»
Костромская слобода — архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник, раскинувшийся сегодня на десятках гектаров по стрелке Волги и Костроме реки в городе Костроме у стен древнего Ипатьевского монастыря.
Костромская Слобода – музей под открытым небом. Музей деревянного зодчества.
История Костромского музея тесно связана с антропогенным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища. С конца 1940-х годов несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области, в том числе и те, что попали в зону готовящегося затопления. Именно с целью спасения от наводнения несколько первых памятников деревянного зодчества были переведены в безопасную черту города.
Первым памятником, перевезенным в Кострому из затопленной Костромской низменности, была церковь из д. Спас-Вежи — Спасо-Преображенская церковь (построена в 1713 г.). Церковь была перевезена и установлена в районе Костромского Ипатьевского монастыря в 1954-57 гг. Именно этот момент можно принять за точку отсчета истории Костромского музея деревянного зодчества.
Но один перевезенный памятник еще не был настоящим музеем.
В 1958 специалисты Костромской специальной научно-производственной и реставрационной мастерской приступили к обследованию всей Костромской области с целью изучения памятников деревянного зодчества. Они обследовали северо-восточные районы края в верховьях реки Ветлуги и по ее притокам. Собран материал, свидетельствующий о том, что в глубинке в то время сохранились интересные культовые, жилые, хозяйственные и производственные постройки. По результатам экспедиции для вывоза в планируемый музей было рекомендовано несколько деревянных построек, среди них дом Ципелева из села Аристиха и часовня из села Притыкино Шарьинского района.
Экспедиции Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской на рубеже 1950-х – 60-х гг. выявили сооружения, впоследствии ставшие экспонатами музея, и в то же время показали, что значительная часть памятников, известных в начале и середине ХХ века было уже потеряно. В полуразрушенном состоянии находились уникальные храмы.
«Реставрация памятников непосредственно на земле не представлялась целесообразной, так как там они оставались без присмотра и были недоступны для обозрения», — отметила костромской реставратор Калерия Густавовна Тороп, архитектор Костромского музея деревянного зодчества, в пояснительной записке в 1950-х годов к намеченному заданию по составлению проекта Костромского музея деревянного зодчества. — Немалую трудность представляла и организация производства работ вдали от базы реставрационной мастерской. Учитывая эти обстоятельства, решение о сохранении памятников народной архитектуры в музее под открытым небом было единственно возможным и правильным, несмотря на то, что памятники теряют связь с привычной природной средой и этнографической средой.
По результатам научных экспедиций старейшим памятником деревянного зодчества стала церковь из села Холм Галичского района. Именно транспортировка этой церкви и установка ее у стен Ипатьевского монастыря в Костроме стали точкой, с которой можно говорить о рождении нынешнего Музея деревянного зодчества в городе Костроме.
3 мая 1960 года вышло решение Костромского облисполкома о создании в Костроме музея имени. Отвод земли под музей выдан решением Костромского горисполкома депутатов трудящихся от 16 мая 1960 года.
Церковь Спаса Преображения из д. Спас-Вежи (1713 г.), перевезена и установлен в 1954-1957 гг. и церковь Богородицкого собора из села Холм (1552 г.), перевезенная и установленная в 1960-1962. и стали первыми звездами созданного в Костроме ансамбля памятников деревянного зодчества.
В 1967-1969 годах на территорию близ Ипатьевского монастыря была перевезена Спасская церковь из села Фоминский Костромского района, памятник 1712 года.
Через год, в 1970 году, из-под Солигалича (с. Верхний Березовец) была перевезена церковь Ильи Пророка (построена ориентировочно с 18 века).
Жилые постройки — аутентичные старинные крестьянские дома, а также аутентичные постройки хозяйственного назначения: амбары, амбары, мельницы, сгруппированные вокруг этих памятников культового назначения.
Образованный де-юре в 1960 году, Костромской музей деревянного зодчества вошел в состав крупного Объединенного Костромского государственного исторического.
Помещения Ипатьевского монастыря переданы в ведение Русской Православной Церкви. Музей освободил помещения монастыря. Подразделения объединенного музея-заповедника взамен освободившихся монастырских помещений получили новые корпуса в центральной части города Костромы.
Однако памятники деревянного зодчества было нецелесообразно перевозить в центральную часть города или куда-либо еще, и они остались у стен монастыря. А Спасо-Преображенская церковь – первый экспонат музея – осталась на своем месте внутри монастыря. В 2002 году этот уникальный экспонат погиб во время пожара. Стало ясно, что без постоянного присмотра специалистов все исторические объекты деревянного зодчества, собранные вокруг Ипатьевского монастыря, могут быть утеряны.
Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» создан постановлением губернатора Костромской области «О реорганизации государственного учреждения культуры «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» от 21 февраля 2006 г.