Дионисий ферапонтов монастырь: Музей фресок Дионисия — Музей фресок Дионисия

Музей фресок Дионисия — Музей фресок Дионисия

Главная

Дионисий

Ферапонтов монастырь

Музей фресок

Библиотека

Справочная информация

Карта сайта

Выберите ракурс для просмотра росписи

  1. Западный фасад
  2. Купол, барабан и паруса
  3. Разрез по центральному поперечному нефу. Вид на восток
  4. Разрез по центральному поперечному нефу. Вид на запад
  5. Разрез по центральному продольному нефу. Вид на север
  6. Разрез по центральному продольному нефу. Вид на юг
  7. Разрез по северному продольному нефу. Вид на север
  8. Разрез по северному продольному нефу.
    Вид на юг
  9. Разрез по южному продольному нефу. Вид на юг
  10. Разрез по южному продольному нефу. Вид на север
  11. Разрез по западному поперечному нефу. Вид на запад
  12. Разрез по западному поперечному нефу. Вид на восток
  13. Разрез по восточному поперечному нефу. Вид на восток
  14. Разрез по восточному поперечному нефу. Вид на запад
  15. Медальоны
Материалы по теме:

Дионисий и Андрей Рублев

Преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец

Родословная иконника Дионисия

Техника росписи

В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени.

Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года. Надпись о времени создания росписи и ее мастерах была впервые приведена в книге И.И. Бриллиантова «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания. 1398–1898». Расположенная на поверхности арки северного входа собора, она сообщает о времени создания (1502 г.) и сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады». В 1911 году вышла монография В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» – первая работа, посвященная росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы, за которой последовало множество других исследований, посвященных истории создания росписи, ее иконографической программе, особенностям техники и стиля Дионисия и работавших с ним мастеров.

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом. Этот собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка.

Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.

Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты швов наложенного на стены левкаса. Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах, в щеках подпружных арок – Учение отцов церкви, в сводах – евангельские сцены, на западной стене – Страшный суд, на уровне окон четверика – композиции на текст Акафиста Богоматери, ниже – Вселенские соборы, на столпах – воины-мученики, в алтарных апсидах – Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец и сопутствующие сюжеты. Внизу, по периметру стен и столпов, располагаются «полотенца» с орнаментами. Наружные росписи на западной стене, отображая распределение сюжетов внутри собора, через образы Рождества Богородицы и Деисуса раскрывают темы спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного. Композиция над захоронением преподобного Мартиниана посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря – Ферапонта и Мартиниана.

Система ферапонтовской росписи, сохраняющая связь с памятниками византийского круга XIV – начала XV века (а отчасти и более раннего времени), вместе с тем является первым примером своеобразного сочетания сюжетов и тем, известного по целому ряду более поздних русских ансамблей – в частности, по фрескам Успенского собора Московского Кремля, исполненным в 1513–1515 годах и поновленным в середине XVII столетия. Тематика стенописей Рождественского собора не была непосредственно приурочена к русской действительности, но в силу емкости программы приобретала актуальный характер, чему способствовали изображения русских святых, в том числе московских митрополитов, и другие сюжеты, характерные именно для искусства Руси («Покров Богоматери» и т.п.).

Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи.

После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев.

С 1981 года в соборе Рождества Богородицы под контролем Научно-методического совета Министерства культуры СССР, а затем Российской Федерации, ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по особым методам, впервые разработанным специально для росписей Дионисия, осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев.  Профилактическая консервация фресок и отлаженный температурно-влажностный режим заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища, памятника российской и европейской культуры.


Собор Рождества Богородицы

Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего публициста, писателя и общественного деятеля того времени Иосифа Волоцкого. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций.

Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного

Поиск

Главная

Дионисий

Музей фресок

Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь. Музей фресок Дионисия — Школа Путешественника

Мне трудно писать о Ферапонтовом монастыре, какие слова подходят, чтобы рассказать о чуде? Уникальный, неповторимый, восхитительный? Да, безусловно. Но Ферапонтов монастырь – место, где остро ощущается присутствие душ тех, кто создавал его, украшал и хранил век за веком.

Более шестисот лет насчитывает история обители, с тех пор как сюда пришёл в поисках уединения её основатель. Величественная красота этого места запала ему в душу раньше, когда Ферапонт по делам Симонова монастыря, послушником которого был, обошёл пешком Белозерье. «И обрете место близ езера Паское зовомо, другое же езеро повыше того Бородавское… весьма красно место то и угодно на жительство паче инех мест».

Со скромной деревянной кельи преподобного Ферапонта началась обитель, которой суждено было на несколько столетий стать центром не только культурно-просветительского, но и политического влияния. Сюда к игумену Мартиниану приезжает за благословением на военный поход за возвращение московского княжеского престола Василий II Тёмный. Впоследствии посещать для богомолья Ферапонтов монастырь становится традицией для великих князей и княгинь, здесь бывали Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Их примеру следуют представители знати, церковные владыки.

Пожар уничтожил деревянную церковь Рождества Богородицы, построенную ещё при Ферапонте, в 1408 году. Игумен монастыря, архиепископ ростовский Иоасаф, выделил средства на постройку каменной церкви. Пригласил он для этого ростовских мастеров, которые и возвели собор с главным престолом в честь Рождества Богородицы и приделом святителя Николая.

Расписывать новый храм пригласили знаменитого иконописца Дионисия с сыновьями Владимиром и Феодосием. Об этом свидетельствует надпись, сохранившаяся в софите северной двери: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их господи мук вечных».

Поразительно, что огромная площадь стен – 600 квадратных метров — была расписана тремя мастерами за 34 дня! Сначала наносился слой специальной штукатурки – левкаса, по разглаженному и высохшему левкасу наносили рисунок древесным углем, затем по контуру рисунок обводили «чернилом».

Многие годы бытовал миф, что краски, которыми работали Дионисий и сыновья, были ими сделаны из гальки, собранной на берегу озера. Но исследования, проведённые учёными, доказали, что это не так. Иконописцы пользовались дорогими привозными красками, они давали чистые и нежные тона. Их названия звучат как журчание воды в ручье: лазорь, червлень, киноварь, белила, празелень…

В росписях храма Рождества Богородицы преобладает синий небесный цвет – «стенописная лазорь», приготовляемая из минерала лазурита. Прозрачный зелёный – празелень — краска из группы натуральных земель (веронская, богемская земля и др.), красящим началом которых является минерал глауконит. Но одно из главных мест в росписи занимает белый цвет, который давали свинцовые белила.

Церковь посвящена событию радостному – рождению Матери Божьей – и утончённые, высокие фигуры святых, их прекрасные лики, светлые краски фресок создают ощущение праздничное и вместе с тем торжественное. Не зря их создатель ещё в молодые годы заслужил репутацию «мастера преизящного»

На представленных в музее изображениях святых очевидна разница в манере письма Дионисия и его сына Феодосия.

Эту работу Дионисий выполнил без оплаты, чудесные фрески были его пожертвованием монастырю на вечное поминание, то есть до тех пор, покуда стоит храм Рождества Богородицы. Впоследствии имя иконописца никогда больше не упоминается в документах, возможно, он вскоре умер. Есть еще мнение, что за какое-то время до кончины Дионисий принял монашеский постриг и остаток дней провел в безмолвии и молитвах.

XVI столетие, когда страна была разорена и опустошена опричиной царя Ивана IV и эпидемией чумы, стало временем расцвета для Ферапонтова монастыря. Многие бояре из страха перед ограблением или конфискацией отдавали своё движимое и недвижимое имущество монастырям. В заклад шли земли и имения, деньги и драгоценности, иконы и богослужебные книги. Вкладчик до конца жизни продолжал пользоваться имуществом, во вкладных записях часто встречается такая формулировка: «А покамест Бог продлит живота, и архимандриту пожаловати меня вон не высылати». Вкладная книга Ферапонтова монастыря, начатая в 1534 году, упоминает среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других.

Монастырь расстраивается, возводится церковь Благовещения с трапезной, каменные служебные постройки. Но о том, чтобы превратить обитель в крепость, обнеся её мощными стенами, монахи не позаботились. Видимо, рассчитывали на заступничество святых и на непроходимые леса и болота, раскинувшиеся вокруг на много вёрст. Однако земля полнилась слухами о богатстве Ферапонтова монастыря, ставшего к началу XVII века крупнейшим вотчинником Белозерья – ему принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. Лакомый кусок для польско-литовских вооружённых отрядов, грабивших русские земли. Из-за отсутствия укреплений Ферапонтов монастырь стал для них лёгкой добычей, был разорён и частично сожжён в 1614 году.

Белозерье в первой половине XVII века пребывало в запустении: селения разграблены, жители убиты, что отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после «литовского разорения» было возобновлено каменное строительство. В середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта, церковь Мартиниана, колокольню.

Но этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с тем, что сюда был сослан опальный патриарх Никон. Общение с братией обители патриарху было запрещено, Богоявленская надвратная церковь стала его домовым храмом. К ней примыкала келья, в которой, по устному преданию, Никон жил некоторое время. Ссылка продлилась десять лет, и всё это время на монастырскую казну ложилось тяжкое бремя содержания не столько самого Никона и его помощников, сколько его охраны: стрельцов и приставов.

Пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Его посещало всё меньше паломников, он обеднел. Денег не хватало на первоочерёдные нужды братии, о поновлении храмовой живописи и мечтать не приходилось. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX веке сильно уменьшившуюся в размерах монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924. В 1930-х года здесь возник Музей фресок Дионисия, но долгие десятилетия научная работа в нём не велась. Охрану памятника культуры нёс один сторож, о котором до сих пор тепло вспоминают работники музея. Этому человеку удалось сохранить старинные здания от вандализма, но не от разрушительного действия времени.

По счастью, нашлись учёные -реставраторы, которые сумели разработать методику очистки фресок от скопившейся на них грязи: птичьего помёта, плесени, копоти, пыли. Долгий кропотливый труд по расчистке и закреплению красочного слоя занял тридцать пять лет. Увы, из тех, кто положил жизнь на то, чтобы мы могли любоваться прекрасной стенной росписью храма Рождества Богородицы, в живых осталось лишь двое. Они и сейчас, не смотря на почтенный возраст, приезжают каждый год проверить состояние фресок, но последователей у них нет. Так что экскурсовод настоятельно призывала нас приезжать и любоваться прекрасными творениями Дионисия пока есть такая возможность.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Рождественский собор Ферапонтова монастыря описание и фото — Россия — Северо-Запад: Вологодская область

Путешествия Статьи » Путешествия » Рождественский собор Ферапонтова монастыря описание и фото — Россия — Северо-Запад: Вологодская область

Рождественский собор Ферапонтова монастыря описание и фото — Россия — Северо-Запад: Вологодская область

Рождественский собор Ферапонтова монастыря описание и фото — Россия — Северо-Запад: Вологодская область. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1490 году, является первым каменным строением Ферапонтова монастыря, являющимся первоклассным образцом своеобразного ростовского зодчества, сохранившим признаки каменные постройки ранней Москвы.

Храм кубического типа — четырехстолпный, крестово-купольный, трехапсидный. Его объем, поставленный на высокий цоколь, увенчан тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Вверху фасады украшены орнаментом из поясов из балясин и керамических плит. Барабан центральной главы, а также кокошники и полукольца алтарных аспидов были щедро обработаны. В их оформлении представлены все виды декора – изразцовые пояса, балясины, фигурные ниши. Также собор имел южный придел, над которым возвышался небольшой купол. С северной стороны была пристроена небольшая колокольня.

Внутри собор разделен четырьмя квадратными колоннами на три нефа с приподнятыми арками под барабаном. Картина содержит 300 композиций и занимает всю поверхность стен, колонн, арок, дверей и оконных откосов. Снаружи собор расписан в центре стены, расположенной с запада, а также в нижней части южной над местом погребения преподобного Мартиниана.

Росписи Рождественского собора — единственная картина величайшего русского мастера Дионисия Мудрого, дошедшая до нашего времени в первозданном виде и полном комплекте. Роспись собора вместе с Дионисием выполняли его сыновья, они потратили на это тридцать четыре дня. Площадь росписи стен собора составляет 600 кв.м. Мягкие краски живописи, гармония красок и многочисленные сюжеты радуют глаз. Также древние иконы из храма принадлежат кисти Дионисия. Роспись велась сверху вниз, рядами, о чем можно судить по нахлестам слоев штукатурки. Композиции каждого яруса в основном объединены общей темой.

«Акафист Богородице» — живописное толкование хвалебного гимна, состоящее из 25 песен, занимает особое место среди росписей монастыря. Все песнопения отражены в Дионисии. Художник расположил сцены акафиста в третьем ярусе росписи по всему периметру храма. Дионисий создал одно из самых безупречных воплощений акафиста в живописи.

Пропорции и размеры композиций Дионисия органично сочетаются с интерьером собора и поверхностями стен. Легкость и изящество рисунка, слегка вытянутые силуэты, подчеркивающие невесомость фигур, а также утонченные, распространяющие неземной свет краски и богатство тонов определяют своеобразие живописи Дионисия. По преданию, для приготовления красок он, в частности, использовал разноцветные минералы, которые в виде россыпей располагались в округах Ферапонтова монастыря.

После разрушения немецкими фашистами многих новгородских храмов XII-XV веков картины Дионисия остаются одними из немногих уцелевших фресок древнерусских ансамблей. Среди памятников Древней Руси эти фрески также отличаются абсолютной сохранностью авторской живописи, которая не обновлялась. Росписи собора, как выяснилось в ходе научных исследований, имеют довольно прочный грунт с достаточно хорошо сохранившимися красочными слоями.

С 19 лет81 в Рождественском соборе проводились исследовательские работы по специализированным методикам, впервые разработанным специально для росписей Дионисия, наблюдения за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев. Консервация фресок, в целях профилактики, и отрегулированный температурно-влажностный режим позволили заложить научную основу для сохранения картины Дионисия Мудрого, как национального достояния — памятника не только русского, но и европейской культуры.

Рекомендуем также прочитать описание и фото Голубинского Провала — Россия — Северо-Запад: Архангельская область

Тема: Рождественский собор Ферапонтова монастыря описание и фото — Россия — Северо-Запад: Вологодская область .

Автор: Келли Костин

Новый фильм Президентской библиотеки рассказывает о фресках иконописца Дионисия

премьера фильма «Сохранившиеся фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря», снятого в Вологодской области киногруппой библиотеки.

«Места чудесные и благословенные! На каждом шагу природа дарит вам здесь свои возвышенные впечатления, освященные памятью людей, угодивших Богу и засеявших всю эту землю семенами духовного просвещения», — такими словами русский историк Иван Бриллиантов сделал эпиграф к публикации о Ферапонтовом монастыре. , изданной в 1898 г. Его книга привлекла внимание царя Николая II, в результате чего для восстановления древнего памятника была создана Императорская историческая комиссия.Работы по восстановлению монастыря начались в первые годы 20 века и продолжаются по сей день Сессия ЮНЕСКО в 2000 году включила монастырь в список Всемирного наследия.0003

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский мужской монастырь, один из древнейших на Русском Севере, стоит во главе всех Белозерских монастырей. Основанный преподобным Ферапонтом, он прославился благодаря фрескам продолжателя традиций Андрея Рублева, знаменитого иконописца Дионисия. Это единственная оригинальная авторская картина, сохранившаяся в стране.

В конце XV века на территории монастыря был возведен каменный собор Рождества Богородицы. В 1502 году для росписи собора была приглашена артель художников во главе со знаменитым мастером Дионисием, по тексту летописи на откосе северной двери камера задерживается на этом фрагменте, давая возможность зрителю всмотреться в древнюю летопись и оценить рукотворный подвиг во имя Спасителя, выдающегося представителя московской иконописной школы.

«Роспись храма — библия для неграмотных», — размышляет Михаил Шаромазов, генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника. — Через традиционные, казалось бы, библейские композиции мастер подводит нас к мысли о том, что настоящая вера существует в идеале как трудный выбор и осознанная необходимость. Личная ответственность за происходящее на Земле — это то, что Дионисий пишет на стене. И самая главная тема, пронизывающая все композиции, — личное дело. Никто за нас не сделает нашу судьбу, нашу историю. Как мы будем жить, как мы будем «делать» — таков будет мир, в котором мы живем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *