Монахи отшельники в россии: Русские старцы-отшельники на афонских Карулях / Православие.Ru

Смоленская газета — Рославльские монахи-отшельники

История

История

4 сентября 2013 года в 11:26

В Рославльских лесах на протяжении нескольких веков существовало такое уникальное явление религиозной и культурной жизни, как пустынножительство. Монахи, жившие уединённо в окрестностях села Екимовичи, стояли у истоков основания знаменитой Оптиной пустыни.

По мнению известного смоленского краеведа И. Орловского, возникновение села Екимовичи, существовавшего уже в XVI веке, принято связывать с именем монаха-отшельника по имени Яким. Местное предание гласит, что разбойники сожгли его келью, но икона, найденная в пепле, осталась невредимой.

На могиле монаха была построена церковь, вокруг которой образовалось село, названное Якимовичи.

Дальнейшие сведения об истории сельской церкви, которые нам удалось отыскать, относятся лишь к началу XIX века. В 1802 году отставной гвардии поручик Стефан Фомич Повало-Швыйковский (близкий родственник одного из пустынников – преподобного Зосимы) подал прошение о строительстве деревянной церкви в своём сельце Екимовичи, но получил отказ.

В 1807 году он всё же получил разрешение на строительство уже каменного храма. Духовную поддержку в освящении и увековечении места подвигов рославльских пустынников устройством в пустыни храма, вокруг которого образовался Екимовичский приход, оказывал помещику пустынножитель архимандрит Геннадий.

В 1817 году Повало-Швыйковский умер. По завещанию весь свой капитал он оставил на строившийся храм, а крестьян отпустил на волю с предоставлением им угодий.

Строительство было окончено лишь в 1823 году благодаря содействию душеприказчика Швыйковского Гильдельшанца и отца Геннадия. Церковь была освящена во имя Воздвижения Креста Господня. Село стало называться Воздвиженское (оно указано на карте межевания 1857 года), но сохранилось и закрепилось прежнее название.

Попечителем Кресто-Воздвиженского храма во второй половине XIX века долгое время являлся помещик Николай Михайлович Суходольский. Благодаря его заботам была сооружена трёхъярусная каменная колокольня взамен обветшавшей деревянной. В дальнейшем Суходольский помог приходу выстроить новый тёплый храм и возвести вокруг него каменную ограду.

В 1931 году Кресто-Воздвиженская церковь была закрыта и разобрана на стройматериалы. Село называется сейчас деревней Старые Екимовичи и находится в пяти километрах к юго-востоку от Екимовичей, по дороге на Ивановское.

Екимовичи (некогда районный центр, посёлок городского типа, а теперь село) возникли на дороге Москва – Варшава после её открытия в 1850 году вокруг почтовой станции Софиевка (белое каменное здание возле поворота на Десногорск). По версии рославльского краеведа С. Иванова, название от бывшего старого села переместилось вместе с людьми, постепенное переселение которых было вызвано возможностями новой экономической артерии.

В 2003 году в Екимовичах была возрождена Кресто-Воздвиженская церковь, настоятелем которой является иерей Алексий Шевяков. Как видно из краткого исторического экскурса, 2013 год по случайному совпадению стал дважды юбилейным для Кресто-Воздвиженской церкви.

Весной этого года зоотехник Татьяна Буцукина и агроном Галина Иванцова красили стоящую у дороги стелу с надписью «Колхоз Ивановский», обозначающую начало владений хозяйства, где они работают. Татьяна Ивановна часто вспоминала, как в детстве её мама рассказывала, что когда-то рядом с этим местом, на противоположной стороне дороги, стоял большой красивый храм. Женщины решили посмотреть, что там теперь. Они нашли на заваленной многолетним хламом и заросшей кустарником и бурьяном обочине надгробный камень с высеченными фамилиями Мясоедовых. Раньше рядом с церковью находились могилы священнослужителей и семейное захоронение здешнего помещика Мясоедова.

Печальное зрелище, особенно для того, кто знает, что долгие годы Екимовичский приход являлся своего рода центром пустынножительства. Сейчас уже невозможно сосчитать, сколько монахов-отшельников освятили нашу землю своими молитвами, совершая здесь подвиг веры и благочестия. В этой церкви были когда-то крещены предки и родственники многих местных жителей, в том числе и великий скульптор Сергей Конёнков.

Татьяна Ивановна посоветовалась с монахиней Еленой и председателем колхоза Виктором Ермаченковым, сообща они решили установить на месте разрушенной церкви Поклонный Крест.

Перед началом работ сходили на поклон к могилам старцев Никиты и Феофана с радостной мыслью, что настала пора придать достойный вид и нашей святыне, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Сопоставив сведения из краеведческой литературы и рассказов старожилов, мы определили место нахождения алтаря. Сразу активно включились в работу сын Андрей и невестка Елена. Председатель колхоза, специалисты и рабочие хозяйства, частный предприниматель Виктор Тюрин да и просто неравнодушные православные люди, к которым приходилось обращаться за помощью, ни в чём не отказывали, делали всё совершенно бескорыстно.

Не один день пришлось потрудиться, чтобы расчистить и выровнять участок, подсыпать, где надо, земли и песка. Тракторист Виктор Клячин вывез немало хлама и мусора, накопившегося здесь по привычной нашей беспечности за долгие годы разрухи в стране и в умах. Ребята-механизаторы собрали и привезли камни для укладки, женщины облагородили территорию, высадили цветы. Некоторые местные жители и дачники удивлялись, несколько скептично спрашивали: «Зачем вам это надо?» Мы не обижались, как могли, объясняли. Работать было легко, никто не уставал, все испытывали какой-то душевный подъём, умиротворение, радость, чувствовали исходящую от этого места благодать и не переставали удивляться.

Стараниями начальника отдела по ремонту зданий Смоленской АЭС Геннадия Алексеевича Нефёдова был изготовлен Поклонный Крест, на средства колхоза выполнена памятная плита с надписью. Решили, что освящение Креста и памятного знака должно стать настоящим праздником. И вот в воскресенье 25 августа, после Божественной Литургии в Кресто-Воздвиженской церкви из Екимовичей в сторону Старых Екимовичей вышел крестный ход. Хоругви несли казаки Рославльского хуторского казачьего общества под началом атамана Бориса Колпакова. Невиданное в здешних местах шествие, сопровождаемое на всём пути молитвой, собрало множество православных, от детей до стариков. Радостные лица, особое возвышенное состояние. По пути следования к крестоходцам присоединялись всё новые и новые люди. Завершала колонну длинная вереница машин. И нельзя было не удивляться, тому, что так много людей хотели быть причастными к происходящему в маленькой, казалось бы, давно забытой всеми деревушке.

Торжественный чин освящения Поклонного Креста и памятного знака на месте разрушенного Кресто-Воздвиженского храма совершили протоиерей Михаил, иерей Алексий и протоиерей Виталий Сладков, настоятель храма в честь иконы «Всех скорбящих радость» города Десногорска.

Сегодня для всех нас особый день! Благодаря подвижничеству монахов-пустынников, которые много сделали для духовного возрастания этого места, и появился здесь храм, — обратился к собравшимся иерей Алексий.

— В этом году исполняется 190 лет с его освящения. Потом его постигла печальная судьба многих храмов. Сегодня мы отдаём дань памяти не только истории, но и тех людей, которые здесь трудились. И очень знаменательно, что мы освящаем Поклонный Крест в год 10-летия возрождения литургической церковной жизни в нашем селе. Многие из вас приводили в порядок тот бывший магазин, который нам достался, и превращали его в церковь. И вот в этом году мы будем закладывать в Екимовичах новый храм. Дай Господь, чтобы он перенял добрые традиции храма, на месте которого мы сейчас стоим. Мы будем молиться рославльским подвижникам, чтобы духовная жизнь в Екимовичах утверждалась и процветала. Спаси вас всех Господь!

Фото: www.ropravda.ru

Как жили монахи и отшельники: vl_sokolov — LiveJournal

Среди монахов часто возникал вопрос, в чем состоит суть монашеской жизни. Что это значит – быть монахом? «Принуждать себя ко всему – вот в чем состоит дело монаха», – говорил Макарий Великий.

Когда тот же вопрос задали Захарии, он бросил на землю свой куколь и растоптал его, сказав: «Если человек не сокрушит себя вот так, он не может быть монахом». 

Строгий устав киновий, как у Пахомия Великого, не был самоцелью, а только помогал в достижении этой цели. В пустыне место надзирателя занимал старец – наставник и учитель, которому ученик отдавал себя целиком. Послушник полностью отказывался от своей воли, а поскольку сделать это было нелегко, его волю приходилось сокрушать, иногда очень суровыми методами.

Одним из них была бессмысленная работа. Антоний Великий поручал своему ученику Павлу Препростому плести пальмовые листья и к вечеру расплетать их снова. Иногда он нарочно рвал его одежду и заставлял ее сшивать, или приказывал ему черпать из колодца воду и тут же выливать ее обратно. Однажды он вылил на землю мед и распорядился собрать его по капле ложкой, да так, чтобы не попало ни крупицы грязи. 

В ходу были намеренные оскорбления и поношения, чтобы закалять волю и воспитывать смирение. Монах должен был быть как статуя или мумия: Макарий посылал учеников бросать камни в мумии, а потом поклоняться им и восхвалять, показывая им, что и они сами должны быть так же равнодушны ко всему, как мумии. Старцы говорили – чтобы спастись, надо быть как мертвый. Некоторые аскеты в буквальном смысле хоронили себя заживо: спали вместе с мумиями, селились в гробах, иногда даже замуровывали себя в гробницах. 

Старец мог давать ученику странные приказы. Авва Павел как-то поручил послушнику поймать в пустыне гиену и привести к нему. Когда тот так и сделал, Павел ударил его и сказал: «Дурак, что за глупую собаку ты привел!»

Бывало, что ученика посылали красть, и тот выполнял приказ, а потом старец тайком возвращал хозяевам украденное. Один из монахов по приказу старца избивал своего сына и даже бросил его в воду, из которой его пришлось спасать другим. Порой учеников заставляли есть в пост, то есть прямо нарушать христианские заповеди. 

Монах не должен был различать, что хорошо, что плохо, где правда, а где ложь: его разум и совесть как бы воплощались в старце, и он слушал его беспрекословно, не рассуждая и не колеблясь. Если старец говорил про испорченную пищу, что она вкусная, ученик повторял то же самое. Авва Силуан как-то назвал пробегавшего мимо вепря серной, и ученик подтвердил – да, это серна. 

Тот же Силуан однажды показал другим старцам силу послушания своего ученика Марка: он позвал его и отправил с каким-то поручением, а сам повел старцев в келью Марка и показал тетрадь с каллиграфическими надписями, которые тот делал в это время. Оказалось, что при первом же зове Марк встал и вышел, не дописав даже последней закорючки в букве.

Послушничество было безусловным правилом, доходившим порой до подвига и смерти. Был случай, когда двум монахам наказали отнести смоквы больному отшельнику. В пути они заблудились и умерли в пустыне от голода; когда их тела нашли, смоквы оказались нетронутыми.

Борьба с едой

Одним из главных занятий монахов была непрестанная борьба с едой. На еду смотрели не как на естественную надобность, а как на искушение дьявола, которым он улавливает душу для всякого греха. Это была как бы первая и самая важная линия обороны, взяв которую, нечистый дух уже мог действовать свободно. Поэтому за нее держались особенно крепко. 

В «Древнем патерике», описывающем жизнь монахов, часто встречаются истории, когда два старца, встретившись, забывают про еду за беседой и молитвой. «Свари-ка нам чечевицы. – Я еще вчера сварил. – А мы разве не ели? – Нет. – Ну, давай поедим». 

В другом месте рассказывается про инока, который весь день боролся с голодом, а к вечеру, помолившись, увидел, как из его утробы выходит дьявольская сила, заставлявшая его желать пищи. Старцы говорили, что демон насылает на монаха такой голод, что тот может сожрать весь Египет и выпить весь Нил – и не насытиться.

Сама по себе еда казалась монахам делом низменным, почти постыдным. Пимен отправлялся на общую трапезу со слезами, только чтобы не огорчить звавших его братьев. Исидор Странноприимец тоже плакал за столом: «Стыдно мне, разумному созданию, питаться бессловесной пищей». Некоторые монахи старались есть только на ходу, чтобы не считать еду делом.  

Отшельник мог сидеть с огурцом в руке и не есть его, но сокрушаться уже потому, что испытывает такое желание. Считалось, что если монах даже хлеб и воду вкушает для услаждения, а не по необходимости, он уже грешит. 

Отца Исайю как-то застали поедавшим соль с водой, и когда тот начал извиняться, сурово сказали: если хочешь есть похлебку, отправляйся в Египет, а не живи в скиту. Многие монахи укоряли себя за стакан выпитого вина и потом в наказание себе целый день не брали в рот воды.

В обычный рацион монаха входили зелень, овощи, финики, мелкая соленая рыба. Существовали так называемые паксамы – маленькие хлебцы из ячменя, долго хранившиеся и настолько сухие, что перед едой их приходилось долго размачивать. Считалось, что вполне достаточно есть два хлебца в день. Иногда варили чечевицу с маслом. 

Но это была самая мягкая диета, многие подвижники не ели ничего вареного и даже хлеба, питаясь одной зеленью. Авва Авраам употреблял только цикорий, салат и петрушку, они заменяли ему даже воду. Старец Савин ел заплесневелую муку. А Постумий пил так мало воды, что у него высох и растрескался язык.

Борьба со сном

Не менее жестоко велась борьба со сном. Пимен Великий однажды спросил одного монаха, чего тот достиг многократным постом. Тот ответил: «Когда я говорю сну «приходи», он приходит, а когда говорю «уходи» – уходит». 

Однако мало кто из монахов достигал такого совершенства. Антоний по субботам молился всю ночь от захода до восхода солнца, стоя с поднятыми к небу руками. Архип Иерапольский спал на мешке, набитом острыми камнями, положив голову на терновник. Арсений не спал каждую ночь и только под утро говорил себе: «Иди, раб лукавый», – и забывался ненадолго сидя. Он считал, что для сна достаточно одно часа в день. 

Один монах целых 40 лет спал только сидя или стоя. Другой 40 дней и ночей стоял посреди колючего терна, чтобы не спать. Третий, желая побороть сон, всю ночь висел на утесе: заснув, он бы тут же сорвался и погиб. 

Несмотря на эти изнуряющие подвиги – а может быть, именно благодаря им, – монахи были долгожителями. Отшельник Арсений прожил 95 лет, из которых 55 провел в пустыне. Макарий Александрийский дожил до ста. 

Многие подвижники были не иссохшими слабыми старцами, а силачами вроде аввы Моисея, который как-то связал в один пук и унес на плечах четверых разбойников, пришедших грабить его пещеру. Феодор Фермейский в похожем случае так же легко справился с тремя. 

Борьба с чувственностью

После еды и сна похоть была одним из самых сильных искушений. Старцы сравнивали женщину с водой, а монаха с солью: встретившись с водой, соль растворяется и исчезает. Даже стариков, постившихся по сорок лет, порой соблазняло воспоминание о какой-нибудь смазливой девице, которую они один раз увидели в молодости. 

Отшельник Пахон рассказывал, что, став монахом, двенадцать лет ни днем, ни ночью не мог избавиться от блудных помыслов: ему все представлялась какая-то эфиопка, которую он помнил еще с ранней юности, когда летом она собирала на поле солому. Пахону казалось, что она сидит с ним в келье, и он с ней согрешает.  

В пустыне монахи совсем не общались с женщинами или говорили с ними на большом расстоянии, например, сидя на разных берегах болота. Это относилось и к самым близким людям, даже матерям и сестрам. 

Авва Пимен, увидев свою мать, заперся в келье и не пускал ее, как она ни плакала и ни просила дать ей возможность его увидеть. На все мольбы он отвечал: «Лучше встретимся на том свете, чем на этом». То же самое ответила сестра пришедшему навестить ее брату: увидимся в Царствии Божьем. 

Плотские мысли нельзя было искоренить, потому что они исходили из поврежденной грехом человеческой природы. Для подвижника важно было не уничтожить искушение, а бороться с ним – молитвой, постом, бдением.

Авва Авраам говорил: мы слишком ничтожны, чтобы на нас нападали демоны, мы имеем дело только с собственными помыслами. От помыслов же никуда не деться: это все равно что, распахнув одежду, не впустить в нее воздух. Помыслы остаются до самой смерти, надо только сопротивляться им. Отсутствие искушений считалось плохим признаком – это значило, что ты уже жил во грехе, сам того не замечая.

Для борьбы с чувственным желанием в ход шли разные способы и средства. Одного молодого монаха блудные помыслы донимали так, что он по несколько раз на ночь приходил к старцу, очищая душу покаянием. Старец внушал ему: благодари Бога, что тебя не мучают такие помыслы, как меня, а то бы ты сразу пал.

Другой монах жаловался, что слишком слаб и не может бороться с блудным помышлением, даже молитва не помогает, потом что он не чувствует ее силу. Старец ему посоветовал: главное – молись, а польза будет; молитва – это как заклинание, которого не понимает сам заклинатель, зато понимает змея – и слушается. 

Некоторые старцы советовали относиться к плотским помыслам как к харчевне, из которой доносится сладкий аромат еды: просто вдохни запах и иди дальше. Другие говорили: если бросить одежду, она истлеет; если бросить дурные помыслы, то и они истлеют.

Но чаще всего монахи прибегали к умерщвлению плоти. Один старец замечал, что его никогда не смущали блудные мысли, потому что он все время страдал от голода, жажды и недостатка сна. Другой монах узнал, что женщина, которую он представлял в своих мыслях, умерла; тогда он пошел и выкопал ее из могилы и долго лежал в постели с разлагающимся трупом, чтобы наказать себя за греховные желания. Авва Евагрий зимой всю ночь сидел голым в колодце, борясь с похотью, другие монахи стояли по пояс в ледяной воде.

От чувственной страсти не защищал и возраст. Иоанн Ликольский отказался принять больную женщину, хотя ему было уже 90. Другой старец, заболев, пошел в город лечиться, хотя его предупреждали, что там он может впасть в блуд. Он ответил, что такого не может быть, потому что все его тело уже высохло и помертвело. А вернулся он в скит с ребенком, которого зачал во грехе с одной из девственниц, помогавшей ему при лечении в городе. 

Престарелому Сисою ученик однажды предложил переселиться поближе к людям, где не так сурова жизнь. «Веди меня туда, где нет женщин», – ответил тот. Ученику пришлось признать, что только в пустыне их и нет.

Именно в это время возник известный монашеский сюжет, послуживший позже образцом для многих похожих рассказов и легенд, в том числе для «Отца Сергия» Толстого: о том, как блудница соблазняет отшельника. Женщина легкого поведения, наслышавшись о подвигах одного старца, стала похваляться, что сумеет его соблазнить. Придя к нему ночью, якобы заблудившись, она со слезами просила приютить ее и, пользуясь его состраданием, проникла к нему в келью. Тогда его начала одолевать похоть, но, вспомнив про адский огонь, он подошел к свече и стал жечь на ней палец, потом другой и так делал до утра, пока не сжег все пальцы. Женщина, видя это, от страха «окаменела», то есть умерла, но старец наутро воскресил ее, чтобы «не воздавать злом за зло».

Некоторые монахи в борьбе против похоти доходили до полного отчаяния. Пахон нарочно ночевал в пещерах с гиенами, чтобы они его сожрали, и хватал змей, надеясь, что его укусят и убьют. Некоторые убивали себя сами, чтобы не сдаться и победить искушение хотя бы смертью: один монах заколол себя мечом, другой утопился в реке, третий бросился в пропасть. Но такие самоубийства не одобрялись Церковью и считались проявлением слабости. «Церковь приемлет победителей, а не побежденных», – говорил Амвросий Медиоланский.

Искушения вызывали не только женщины, но и красивые юноши. Одно из наставлений старцев гласило: «Не есть с женщиной и не иметь с ней дружбы; не спать на одном ложе с отроками, если сам молод, ни с братом своим или аввою; не обращаться на себя взора, когда надеваешь одежду». 

Один монах отказался переплывать реку, чтобы не снимать одежду и не видеть себя голым, и Бог перенес его на другой берег по воздуху. Пафнутий не принял в скит молодого Эвдемона, сказав, что в скиту не подобает быть лицу, похожему на женщину. 

Другой юноша, Захария, с детства рос в ските, но когда повзрослел, его изгнали из-за необычайной красоты. Долгое время он переходил из скита в скит, но его отовсюду выгоняли, пока однажды он не залез в соленое озеро и не просидел там несколько часов, погрузившись по самый нос в раствор селитры. Соль разъела и изуродовала его тело и лицо до неузнаваемости. Когда Захария вернулся в скит, пресвитер Исидор сказал: в прошлый раз ты причащался как человек, а в этот – как ангел.  

Между тем порок все-таки проникал в скиты, что видно по многочисленным рассказам в патериках. Эти поучительные истории говорят, однако, не о мерзости греха, а о том, что нельзя осуждать других. Старцы призывали не быть подозрительным и не верить, что брат согрешил, даже если ты видел это собственными глазами. Авва Пимен предупреждал: даже если ощупаете своими руками, все равно не свидетельствуйте. 

Одному иноку как-то показалось, что его сосед по келье согрешает с женщиной. Он долго терпел, наконец, не выдержал, подошел и пнул их ногой, крикнув: «Хватит уже, наконец!» Но оказалось, что это были два пшеничных снопа, которые ворошил ветер.

Вызов принят: 6 месяцев средневековым отшельником в России

Обновлено 4 марта, 2019 — 13:59 Калеб Стром

В наших многолюдных современных городах есть те, кто мечтает когда-нибудь в прошлом жить в одиночестве в отдаленной дикой местности. Они тоскуют по временам, когда жизнь была, по крайней мере предположительно, проще. С другой стороны, немногие действительно пытались жить этой жизнью. Однако в 2013 году в рамках проекта исторической реконструкции 24-летний русский мужчина провел 6 месяцев в усадьбе, построенной наподобие тех, что строились в средние века. Цель этого эксперимента состояла в том, чтобы дать представление о том, каково было жить отшельником в 9 г.Россия 10 века.

Первые отшельники

Первоначальная причина, по которой люди в Европе стали отшельниками, заключалась не только в том, чтобы сбежать из переполненных городов, но и в том, чтобы обрести более глубокую духовную связь, спасаясь от остального мира. Первые отшельники появились в конце 3 века нашей эры.

Отшельник молится. ( Public Domain )

Одним из первых, кто сделал это, был святой Антоний, который начал жить отшельником около 285 г. н.э. в пустынях Египта. В 4 веке, после того как христианство стало все больше ассоциироваться с Римской империей, многие христиане почувствовали, что кооптация их веры римским государством приведет к упадку подлинного христианства. В ответ многие ушли из городов в пустыню, чтобы жить как монахи-отшельники, то есть монахи, которые жили сами по себе. По сути, они были отшельниками.

Сцены из жизни отцов-пустынников (Фиваида), 1420. ( Public Domain )

Эти ранние отшельники жили рядом друг с другом в хижинах и небольших домах, образуя деревню одиноких монахов. . Каждый из них жил отдельно в своих хижинах и собирался вместе для поклонения только один или два раза в неделю, обычно по субботам и воскресеньям. Хотя большую часть времени они проводили в уединении, в молитвах и других религиозных мероприятиях, у них была общая жизнь, состоящая из ежедневных утренних и вечерних молитв, а также время от времени общих трапез. Они также делили работу.

Два отшельника в пещере. ( Public Domain )

Христианское монашество было принесено на славянские земли близ современной России к X веку. Однако общежительное монашество, когда монахи живут вместе в монастырях, по-видимому, было более распространено в то время, чем уединенное монашество раннего христианства. Одним монахом из этого края, который сначала был отшельником, был Антоний Дальне-Печерский Антоний (983-1073). Согласно преданию, он несколько лет жил в нескольких пещерах в окрестностях Киева, прежде чем начал привлекать учеников и основал монастырь. Он прославляется как один из основателей русского монашества.

Жизнь отшельника в египетской пустыне была бы достаточно тяжелой, но жизнь в России стала бы особенно тяжелой из-за суровой зимы. Это побудило некоторых энтузиастов исторической реконструкции попытаться воссоздать опыт русского отшельника, живущего в окрестностях Москвы.

Мучения святого Антония Микеланджело ( Public Domain )

Возрождение раннесредневекового монашества в 10 веке

В 2013 году группа исторической реконструкции заинтересовалась реконструкцией жизни русского отшельника. Они хотели посмотреть, сможет ли человек в одиночку пережить русскую зиму в раннем средневековье. Для этого они построили усадьбу, построенную по спецификациям специалистов, чтобы она была максимально похожа на настоящую раннесредневековую усадьбу. После этого они выбрали добровольца, который проживет в усадьбе в течение шести месяцев без каких-либо технологий или гаджетов после знакомства с 9.го-10 вв.

Волонтером был Павел Сапожников, 24-летний студент-медик, ставший специалистом по исторической реконструкции. В течение шести месяцев, что он был средневековым отшельником, медицинские работники проверяли его раз в месяц, чтобы убедиться, что он здоров.

«Русский отшельник» Павел Сапожников. Источник: Основы усадьбы

Жизнь на усадьбе

В течение шести месяцев, что Павел жил на усадьбе, он питался только зерном, которое было доступно в России в раннем средневековье. У него также были козы для молока и куры в качестве источника яиц. Сама усадьба состояла из трех комнат. Один, с традиционной печью и кроватью, был его жилым помещением. Другая комната была складом, где он хранил свое зерно. Третье помещение использовалось как сарай для животных.

Во время эксперимента Павел сказал, что одним из его самых важных инструментов был топор. С топором, говорил он, можно сделать почти все, а все, что нельзя сделать с помощью топора, можно сделать с помощью инструмента, который можно сделать с помощью топора. Павел также обнаружил, что, хотя на него не давила современная жизнь, он был очень занят. Каждое утро ему приходилось кормить кур, кормить и доить коз. После этого он топил печь и молотил зерно. Это дало ему достаточно работы, чтобы продержаться до обеда.

Павел Сапожников сказал, что топор был его самым важным инструментом. ( Основы усадьбы )

Помимо ежедневной работы, чтобы выжить, он также столкнулся с проблемами. Как только его козы и куры начали регулярно есть натуральную пищу, не модифицированную гормонами и антибиотиками, козы давали меньше молока, а куры производили меньше яиц. Он также подхватил лихорадку, которая не прошла легко. Он также поранился, используя свой топор, когда порезал палец прямо до кости. После того, как он закончил проект, документальный фильм, Один в прошлом, был создан с подробным описанием его приключений во времени с помощью экспериментальной археологии.

Эксперимент и историческая реальность

Павел смог выжить шесть месяцев в условиях раннего Средневековья, продемонстрировав, что человек той эпохи мог выдержать русскую зиму, живя в одиночку. Однако исторические записи показывают, что это, вероятно, было редкостью. Большинство монахов к тому времени жили не отшельниками, а в монастырях. Группа мужчин, живущих вместе, облегчила бы нагрузку, оставив больше времени для молитвы и религиозного поклонения. Исторические записи показывают, что в то время было обычным делом не работать в течение 12 дней Рождества. Это было бы невозможно для одного человека, работающего каждый день только для того, чтобы выжить.

Полезная экспериментальная археология

Экспериментальная археология полезна, потому что она может показать, правдоподобна та или иная археологическая теория. Однако следует отметить, что это не обязательно означает, что все произошло так, как показано в эксперименте.

Результаты этого эксперимента показывают, что если бы человек хотел жить отшельником в России IX-X веков, он мог бы, и были люди, которые жили. Несмотря на это, вероятно, это не было нормой для аскетов. Тем не менее, этот эксперимент полезен для того, чтобы пролить свет на то, каково было жить в раннем Средневековье, по крайней мере, для некоторых людей.

«Русский отшельник» собирает колодезную воду. ( CityDesert )

Верхнее изображение: паломник в снегу ( Captblack76 / Adobe Stock )

, Caleb Strom

7,

, 9000,,,giors giors, 9000. 8. ND Монашество в Православной Церкви . Доступно по ссылке: https://www.goarch.org/en/-/monasticism-in-the-orthodox-church

Mauro, J. 2019. Тысячелетний человек переживает средневековую зиму как отшельник . Доступно по ссылке: https://aleteia.org/2019/02/05/millennial-man-survives-a-medieval-winter-as-a-hermit/

Православная церковь в Америке. Н. Д. Преподобный Антоний Дальне-Киево-Печерский, основатель монашества на Руси . Режим доступа: https://oca.org/saints/lives/2008/07/10/101994-venerable-anthony-of-the-kiev-far-caves-founder-of-monasticism-i

Sputnik. 2013. 6 месяцев в средневековье: пережить московскую зиму . Режим доступа: https://sputniknews.com/analysis/20130923183672406-Six-Months-in-the-Middle-Ages-Surviving-the-Moscow-Winter/

 

Связанные статьи о древнем происхождении

8 июня, 2022 — 01:59 Джоанна Гиллан

Петр Великий (1672 – 1725 гг. н.э.), правитель Российской империи, был настолько одержим идеей модернизации России в соответствии с европейскими стандартами, что приказал всем мужчинам снять длинные пальто и побриться…

17 апреля, 2022 — 14:58 Эшли Коуи

Был ли на борту недавно затонувшего российского флагмана «Москва» частица «истинного креста» Христова? «Москва» была флагманом Черноморского флота России. Корабль затонул в прошлый четверг после…

29 декабря, 2021 — 01:00 aprilholloway

Исследователи, проводившие раскопки в усадьбе XII-XV веков, обнаружили полную берестяную грамоту в историческом центре Великого Новгорода на северо-западе России. …

25 января, 2021 — 00:00 Алисия Макдермотт

Исследователи на Аляске с помощью радара определили местонахождение неуловимого аляскинского форта 19 века. Найдены остатки значимого исторического памятника — родового дома тлинкитов…

28 апреля, 2020 — 14:00 Ancient-origins

Палеолитические наскальные рисунки, найденные в Сибири и Монголии, примерно на 7000 лет старше, чем считалось ранее, и древние художники использовали один и тот же художественный стиль в обоих местах. Ученые внимательно…

8 сентября, 2019- 17:39 древнее происхождение

Репортер «Сибирского времени» Женщина древней эпохи хунну взяла с собой в загробную жизнь стильный аксессуар. Археологу Павлу Леусу новая поразительная находка напомнила современный смартфон. Черный…

Келья отшельника на Русском Севере – Североамериканская Фиваида

On By zosimasIn Монастыри, Монашеские Писания, Духовность

«Здесь, в Келлии, ничего нет — ни золотых куполов, ни красивых озер, ни деревьев, которые могли бы укрыть и успокоить. Голая земля, голое море, голое небо — скелет божьего творения, голые кости, на фоне которых все остальное кажется ненужными деталями…»

Когда я наткнулся на этот пост в блоге отца Серафима Алдея, он напомнил мне, что я надеюсь найти такие места даже здесь, в североамериканской Фиваиде. Возможно, в Альберте или Новой Шотландии? Мы увидим!

Келья отшельника на Русском Севере

о. Серафима (Альдея), Монастырь Всех Кельтских Святых (Мулл Монастырь), 28 августа 2017 г.:

Часовня Отшельника на Русском Севере; фото отца Серафима Олдея с сайта mull Monastery.com

Соловецкий архипелаг находится менее чем в 200 милях от Северного кольца. К северо-востоку от главного Соловецкого острова, безмолвный и продуваемый бешеными ветрами, находится Анзер – остров соловецких отшельников. Здесь, на маленьком полуострове, всего в несколько метров в ширину и полностью открытом морю, находится небольшая келья преподобного Кирилла Новоозёрского. Бури стерли с этой полосы земли все деревья — здесь ничего не уцелело, кроме мелких тундровых кустиков, грибов и лесных ягод. И один отшельник, который даже не монах, потому что не считает себя достойным носить монашеское облачение.

Не знаю, почему я начинаю эту серию постов из моего нынешнего паломничества в Россию с этой маленькой кельи, почти совсем неизвестной даже бывалым русским паломникам. Это был трудный год для меня, посвященный завершению ремонта нашей церкви, покупке монастырского дома и шестинедельному паломничеству на острова Шотландии. Медленно, но заметно, как лето теряло силу, так и я – прости, что пропала на время, но это единственный способ продолжать идти.

Мы встретили Анатолия, рыбака-отшельника, в конце долгого дня похода по Анзеру. Потребовалось около двенадцати часов, чтобы пересечь остров и помолиться в некоторых его скитах и ​​отшельнических келиях. Здесь, в Келлии, нет ничего – ни золотых куполов, ни красивых озер, ни деревьев, которые могли бы укрыть и успокоить. Голая земля, голое море, голое небо — скелет божьего творения, голые кости, на фоне которых все остальное кажется ненужными деталями.

По сути, Соловецкий архипелаг очень похож на Кельтские острова. Их объединяет та же грубая нагота природы, которая почти заставляет человека увидеть свой собственный духовный «скелет». В этих местах становятся хорошо видны кости духовной жизни, ненужные детали.

Интерьер часовни Отшельника; фото отца Серафима Олдея, mullmonastery.com

Анатолий живет здесь один. Он приветствует нас почти без слов и отпускает нас помолиться в небольшой деревянной часовне Келии. К тому времени, как мы возвращаемся к его хижине, на столе уже чай и варенье из морошки, но он не остается с нами, пока мы едим. Когда мы уходим, он приносит нам подарки: свежую рыбу для матушки Никоны, нашей проводницы из монастыря, и лесных грибов для остальных. В сердце Анатолия есть любовь, а также глубокая тишина. Я понимаю его борьбу, чтобы сбалансировать два. Я знаю, что они питают одно от другого: любовь питает тишину, а тишина питает любовь, потому что оба они происходят из одного и того же источника: стремления человеческого сердца ко Христу.

Выживание в этих местах осуществляется на тонкой грани между Жизнью и Смертью. Все вещи – материальные и духовные – четко разделены на те, что имеют реальную субстанцию ​​(жизненные, живые, дающие жизнь) и те, которые существуют только для того, чтобы скрывать наши компромиссы. Не может быть серой зоны, если кто-то хочет выжить — физически и духовно — в таком месте. Не может быть никакого компромисса, никакой игры с совестью. Жизнь есть Жизнь, а Смерть есть Смерть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *