Дионисий фрески ферапонтова монастыря: Музей фресок Дионисия

Спасенные фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Автор
  • Дьяконова Татьяна Ивановна
  • Шаромазов Михаил Николаевич
  • Шелкова Елена Николаевна
  • Ярош Владимир Михайлович
  • Густоева Анастасия Дмитриевна
  • Остудина Светлана Валентиновна
  • Хоботов Игорь
  • Смолина Татьяна Евгеньевна
Описание

    Спасенные фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря : [документальный фильм] / автор сценария и режиссер, монтаж: Татьяна Дьяконова ; в фильме принимали участие: Михаил Шаромазов, Елена Шелкова ; операторы: Татьяна Дьяконова, Владимир Ярош ; редакторы: Анастасия Густоева, Светлана Остудина ; подбор фотоматериалов из фондов музея: Игорь Хоботов ; организаторы съемок: Татьяна Смолина, Михаил Шаромазов ; Президентская библиотека, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
— Электронные данные (1 видеофайл). -[Санкт-Петербург] : Президентская библиотека ; [Кириллов] : Кирилло-Белозерский музей-заповедник, 2020. —
Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки.
Заглавие с экрана.
На титульных кадрах: Президентская библиотека, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник представляют Спасенные фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Продолжительность: 56 мин 14 с. Цв., зв.
Копирование пользователями не разрешается.
Фильм рекомендован для использования в учебных целях.
В фильме «Спасенные фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря» рассказывается о шедевре древнерусского искусства Ферапонтове Богородице-Рождественском монастыре, основанном в XV веке преподобным Ферапонтом. В конце XV века на территории монастыря был возведен каменный собор Рождества Богородицы. В 1502 году расписать собор пригласили артель художников, которую возглавил мастер Дионисий. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV–XVI веков.
В фильме принимают участие главный хранитель фресок музея Дионисия Елена Шелкова и директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. Они рассказывают об истории реставрации памятника и об открытиях, которые были сделаны в ходе этих работ .
I. Дьяконова, Татьяна Ивановна. II. Шаромазов, Михаил Николаевич (1958-). III. Шелкова, Елена Николаевна. IV. Ярош, Владимир Михайлович. V. Густоева, Анастасия Дмитриевна. VI. Остудина, Светлана Валентиновна. VII. Хоботов, Игорь. VIII. Смолина, Татьяна Евгеньевна. IX. Президентская библиотека (Санкт-Петербург). X. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.1. Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы (Кириллов, город) — Фрески — Мультимедийные издания. 2. Народ (коллекция). 3. Территория России: Вологодская область (коллекция). 4. Территория (коллекция). 5. Фресковая живопись русская — 11 — 17 вв. — Мультимедийные издания. 6. Исторические документальные фильмы.
ББК 63. 3(2Рос-4Вол)-7я04
ББК 86.372.24-647я04
ББК 85.145.1(2)я04
Источник электронной копии: ПБ
Место хранения оригинала: ПБ

Издательство Президентская библиотека Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Объект в каталогах
  • История
  • Православие
  • Живопись

Какие секреты таятся во фресках Дионисия

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА

Общество

Фото: Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год)

Сколько времени надо, чтобы расписать храм? Сегодня художники просят год, а то и два. Нелегкое это дело — стоя на лесах, покрывать фресками целые стены, передавая мельчайшие детали и не забывая о единстве композиции.

А вот иконописцу Дионисию, чтобы преобразить весь — от пола до купола! — собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, хватило 34 дней.

Дионисий с двумя сыновьями, Владимиром и Феодосием, взялись за кисти 6 августа 1502 года. Итог месячного подвижнического труда: расписаны шестьсот квадратных метров, все своды, стены и столбы. Специалисты насчитывают триста сюжетов. Спаситель с раскрытой книгой судеб в куполе, архангелы и праотцы, молящиеся за род людской, обязательные евангелисты в парусах. Страшный суд, Вселенские соборы, евангельские сцены, мученики, праведники, монахи и князья. И четыре цикла, посвященные Богородице. Нехитрое арифметическое действие показывает: Дионисий «отрабатывал» по десять композиций в день, записывал по двадцать «квадратов»! Это сейчас фрески пишут по сухой штукатурке, что позволяет вернуться к неудавшемуся.

А Дионисий работал сразу набело, без права на ошибку, нанося краски на сырой грунт. За ночь стена высыхает и перестает впитывать краску. Как говорят художники, не принимает исправлений. Не так давно реставраторы обнаружили 34 шва-стыка между «дневными поверхностями» — значит, Дионисий не дал себе ни единого дня отдыха. Но, конечно же, искусство — это не «сколько», а «как». Не скорость исполнения и не метраж определяют художественную ценность работы, а оригинальность, техника и сила эмоционального воздействия. Во всем этом Дионисий непревзойден. Чуть вытянутые силуэты святых легки, даже невесомы, они словно парят. Голубого столько, что кажется, будто Дионисий просто расписал небо.

Это — наше русское Возрождение. Не только духовно, а даже хронологически, ведь Дионисий — современник Леонардо да Винчи.

Наверное, небесной легкости дионисиевой кисти способствовала и аура места. Святой Ферапонт пришел на вологодскую землю со своим учителем Кириллом. Выкопали пещеру, вокруг которой со временем вырос Кирилло-Белозерский монастырь, обнесенный толстенными стенами высотой до 11 метров, настоящая твердыня православия. Мы не знаем, почему Ферапонт ушел от учителя-аскета. Зато знаем то красивейшее место, которое он выбрал для новой обители, — залитый солнцем холм между двумя озерами. Всего пятнадцать верст разделяют монастыри, но как же они непохожи! Один суровый, мрачный, а другой живописный, купающийся в зелени трав и лазури озер и неба. Нет, совсем не случайно в Кириллове главный храм посвящен смерти (Успенский собор), а в Ферапонтове — жизни (собор Рождества Богородицы). И фрески Дионисия — радостные, под стать окружающей природе и, почему-то кажется мне, светлой душе святого Ферапонта.

Столетия неспешно текли, как барашки облаков в летнем небе над Вологодчиной. Ферапонтово утонуло в безвестности. Монастырь упразднили, потихоньку ветшавший храм передали приходу. Имей прихожане средства, старые фрески обязательно бы подновили, а то и вовсе закрасили, как это нередко случалось. Но денег, к счастью, не нашлось. Лишь благодаря этому мы сегодня имеем возможность видеть памятник мировой монументальной живописи в том виде, в котором его оставил автор. Пять фирменных цветов Дионисия — голубой, зеленый, белый, багряный и охра. Был, вероятно, еще и темный пигмент — для глаз. Но он оказался нестойким, и время словно размыло очи святых, придав фрескам особое очарование и одухотворенность.

Про уникальные росписи мир узнал в 1899 году, когда краевед Иван Бриллиантов из соседнего села Цыпина издал книгу про Ферапонтово. И в затерянное в северных лесах село потянулся народ. Сначала — редкие ценители, потом искусствоведы и реставраторы. А в шестидесятые-семидесятые годы XX века вся деревня жила тем, что сдавала углы в своих избах понаехавшим из Москвы и Питера отпускникам. Пара летних недель в Ферапонтове представлялась понятным выбором интеллигента — как отдых в Юрмале или Пицунде.

Дионисий был мастером прославленным и потому дорогим. Но за храм Рождества Богородицы денег не взял, оставив надпись на откосе северной двери: «писци Деонисие иконник съ своими чады о владыко Христе, всех царь, избави их господи мук вечных». И надо же, от росписей Дионисия в других храмах почти ничего не осталось, а сделанное бесплатно во славу Божию сохранилось в первозданности. Ну как после этого не верить в провидение и не видеть свет, льющийся с ферапонтовских фресок?

Читайте также: Готов ли ты умереть за свою веру

Религия

Русский иконописец, Новгородское училище живописи

 

Новгородская школа иконописи

Существует очень заметная разница в подходе между христианским искусством Дионисия, третий великий русский иконописец новгородской школы, и что своего великого предшественника Андрея Рублева (ок. 1360-1430). Вероятно, это следует отнести к интересу, который позже Новгородские живописцы 15 века начали заниматься композицией. Тогда как Рублев и его современники с удовольствием работали в старой иконописной традиции, не сознавая никаких ограничений, Дионисий и некоторые его современники сознательно экспериментировали с балансом и композицией. Их озабоченность этими проблемами ясно отражается в их работает.

Прекрасная икона Усекновение главы св. Иоанна Крестителя , за Например, раскрывает линии, по которым следовали их мысли. Святой изображен на фоне гор в стиле кубизма, круто возвышающихся одна над другой. Их возвышающаяся вертикальность подчеркивается с одной стороны узким, вертикальная часовня, с другой стороны очень прямое дерево. Напротив, верхняя часть тела святого согнута вперед под прямым углом, и это горизонтальную линию повторяет меч, готовый ударить его по шее. Использование таких горизонтальных линий в полностью вертикальной композиции знаменует новый отход в этой форме живописи, поскольку он вводит драматический дух, полученный из композиции, а не привычная поза и содержание. Иконы XV века приобрели новый качество изображения от таких экспериментов.

Тогда как Рублев был примитивен в лучшем смысле этого слова, Дионисий был взволнован вопрошающим духом, который предшествует всем периодам бурного развития и реформ, особенно в искусстве. При этом приезд в Москву группы Ранней Художники эпохи Возрождения из Италии выступили мощным стимулятором эволюции, а палитра и стиль Дионисия показывают, насколько глубоко итальянцы повлияли на его искусство. Его цвета мягче и конечно, менее захватывающие, хотя, возможно, такие же коварные, как и в предыдущих новгородской живописи, при этом его фигуры еще более вытянуты, чем было обычным делом в Новгороде.

Ранние работы

Самые ранние записанные произведения Дионисия росписи в церкви Парфунтьевского монастыря в Боровске, 60 верст к юго-западу от Москвы, которые датируются 1467-70 гг. Вероятно, они были писал, когда он был еще совсем молодым человеком, так как он работал там помощником живописца Митрофана. Однако десять лет спустя его собственное сыновья были его помощниками, из чего Грабарь делает вывод, что Дионисий должен был родиться в 1440-х годах.

Фрески фрески на Ферапонтов монастырь

Опять, как у Феофана и Рублева, виртуально ничего не известно о жизни Дионисия. Предполагается, что его смерть наступила в 1505 году. Его лучшие фрески можно увидеть в Ферапонтовом монастыре, расположенном на крайнем севере новгородской земли, недалеко от Кирилова на берегу Белой Озеро: см., например, Встреча Марии и Елизаветы (ок. 1480). Они входят в число лучших шедевров новгородской живописи и являются последние настенные украшения, которые Дионисий выполнил для Новгорода. Все более поздние его картины выполнялись для Москвы. Таким образом, оба города соперничают утверждая, что Новгород — последний из его великих хозяев, Москва — лучший из ее средневековых художники, работавшие в период закрытия Средневековья. Среди пологих пригорков и прекрасных лесов возвышается Ферапонтов монастырь. Его церковь посвящена Богородице, а пейзаж, на котором она стоит, образует восхитительную обстановку для его настенных росписей, на которых все изображено сцены из цикла жизни Богородицы.

Все они были работа Дионисия, но ему помогали его сыновья. Хотя эти конкретные религиозные картины могут отсутствовать что-то от интенсивности прежней новгородской работы, они собственная привлекательность и их мягкий цвет пигменты, в основном бирюзовые, розовые и сиреневые, деликатно смешиваются и сбалансированы, в то время как их импрессионистская манера письма передает интенсивную анимацию. Они представляют собой счастливейшую ступеньку между двумя периодами, потому что они сохранили лучшее из новгородской живописи и в известной степени предвосхитили позднее Строгановское училище.

Персональный стиль

Личный византийский стиль Дионисия искусство, получившее прозвище «московский маньеризм», характеризовалось наиболее очевидно его мастерство цвета в живописи. Его цвета нежные и прозрачные, производящие диапазон гармоничных аккордов, особенно в торжественных сценах, наполненных большими номера фигур. И при этом его фигуры еще более вытянуты, чем было принято в Новгороде, он избегал и искусственности, и изнеженности. Его драпировка оформлена в классическом стиле, что придает ему силу. в целом, и причудливо окрашенные холмы и архитектурные особенности в его фонах есть свежая жизненная сила. Идеальный интервал его фигуры и весьма удачное расположение каждой сцены не меньше всего его достижений, так как их наличие, будь то на подвеске или арка, настолько удовлетворительна, что ее можно принять как должное. А мастер многочисленных техник, включая энкаустику а также темперная живопись, Дионисий возможно, оказал еще большее влияние на современных русских художников чем его предшественник Рублев: действительно, лирический эффект его цвета схемы пронизывали большую часть искусства начала 16 века. Его стиль продолжили многочисленные последователи, в том числе его сыновья Феодосий и Владимир, украсивший Благовещенский собор в Кремле в 1508 г.

Иконопись (1482-1502)

В 1482 году Иоанн III призвал Дионисия в Москва напишет великолепный Деисус на иконостас собора Успения: (примечание: деисус есть изображение Христа сидящего, с Богородицей справа от него и Иоанном Крестителем слева, оба пытаются ходатайствовать за человечество). Он также украсил две часовни собора. с фресками. После этого перед Дионисием и его сыновьями была поставлена ​​задача обеспечить Иосифо-Волоколамский монастырь с сотней икон. Дионисий должен получил удовольствие от этого назначения, потому что он посвятил остаток своей жизни к религиозному панно. Тем более прискорбно, что так мало его икон до сих пор обнаружено. Из сотен нарисованных для Волоколамска в его описи упоминается только восемьдесят семь, а несколько все еще ждут очистки. Пока они не будут восстановлены до исходного состояния. при условии, что о Дионисии как иконописце нельзя составить исчерпывающего мнения, и в настоящее время, по крайней мере, его репутация должна основываться на превосходной работе которую он выполнил для Ферапонтова монастыря и со своим Московским деисусом. Этого, однако, достаточно как доказательство его исключительного мастерства.

 

Другое Средневековье Русские иконописцы

Помимо Дионисия, другие важные средневековые русские художники занимался иконописью (большинство из которых были также выполнены фресками художников) в том числе Феофан Грек (ок.1340-1410), Даниил Черный, Богдан Салтанов и Симон Ушаков. Примеры их работы можно увидеть в церкви здания, соборы и несколько лучших художественные музеи России, в том числе Третьяковский Галерея и Пушкин Музей изящных искусств. Популярность икон среди широких слоев населения России населения привело к возникновению нескольких различных школ иконописи, в том числе Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской, Владимиро-Суздальской и Москва. Город Санкт-Петербург был только построен (Петром Великим) в эпоху Петра искусства (1686-1725), после чего стал важным центром русской искусство. Именно здесь, например, в 1764 году императрица Екатерина Великая построил первоначальную структуру Эрмитажа музей искусства.

Музей фресок Дионисия. Ферапонтов монастырь

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом цельности и стилистической гармонии русского северного монастырского ансамбля XV–XVII вв., раскрывающим типичные черты архитектуры Русского централизованного государства. эпоха развития.

Ферапонтов Белозерский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы был возведен на рубеже XIV-XV веков, в период расширения политического влияния Московского Великого княжества, и на протяжении около 400 лет являлся одним из видных культурно-религиозных просветительских центров Белозерского края.

Во второй половине XV века и начале XVI века значимым духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья стал Ферапонтов монастырь, один из знаменитых Заволжских монастырей, старцы которого имели серьезное влияние на московскую политику.

XVI век — период расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся образцы писем светских и духовных властей, в первую очередь Ивана IV.

Первая каменная церковь Белозерья, собор Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутая ростовскими мастерами в 1490 году, явилась первым элементом каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV — XVII вв. В XVI веке к монастырю присоединилась монументальная Благовещенская церковь с трапезной, казенной палатой и хозяйственными постройками. Восстановившись после литовского разорения, в середине XVII века мастера монастыря возвели надвратные церкви у Святых ворот, Мартинианскую церковь и колокольню.

После Великой Отечественной войны, когда фашисты разрушили замечательные новгородские соборы XII–XV веков, «Фрески Дионисия» остались одним из немногих сохранившихся фресковых ансамблей Древней Руси московской школы росписи.

Ныне среди памятников Ферапонтова монастыря находится Музей фресок Дионисия, получивший статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Современная история музея восходит к 1975 году. Сегодня это научно-образовательный центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через различные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Настенная живопись Дионисия

Дионисий — выдающийся иконописец, самый почитаемый русский художник конца XV ​​— начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера. Чудом сохранившаяся настенная живопись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря не была известна до 1898 года. Монастырь был расписан Дионисием при содействии его сыновей Владимира и Феодосия в течение 34 дней в 1502 году. классические фрески, они выполнены в технике многослойной росписи. Роспись собора занимает около 600 квадратных метров. Роспись собора Рождества Богородицы, насчитывающая почти 300 композиций и персонажей, покрывает практически всю поверхность стен, сводов, колонн, оконных и дверных откосов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *