Диорама павла рыженко стояние на угре: Павел Рыженко. Диорама «Великое Стояние на Угре»

Павел Рыженко. Диорама «Великое Стояние на Угре»

Во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году построен музейный комплекс, включающий в себя помещение с диорамой «Великое Стояние на Угре». Это последнее масштабное произведение заслуженного художника России Павла Рыженко, законченное художником буквально за несколько месяцев до смерти.

Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Это огромное живописное произведение: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Два месяца труда. Художник так говорил про картину: «Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа победителя».

Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. Оно положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего, и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

В 1472 году Иван Третий отказывается выплачивать дань Орде, заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. А в 1476 году Иван отказался явиться в Орду для того чтобы получить от неё ярлык на великое княжение, таким образом отказавшись подчиниться ордынскому хану.

Летом 1480 года Ахмат, заручившись поддержкой Казимира Четвёртого, вышел в поход против Руси. Основные русские военные силы встретились с ордынским войском на речке Угре. Так началось Великое стояние на Угре. Полгода войска стояли, разделённые рекой. Периодически вспыхивали локальные сражения.

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду так, что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.

Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нордоулата, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения.

Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Это великое стояние положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

Значительную часть холста занимает озарённый солнцем русский лагерь. Белые палатки, кто-то лечится, кто-то отдыхает. Видно, что стоит артиллерия. Загодя в Москве был основан Иваном III Пушечный двор, где лили русские пушки, которые именно здесь впервые в Русской истории участвовали в противостоянии. Татарские стрелы не долетали до наших рядов войска, а картечная стрельба пушек приносили сильный урон сопернику.

Художник изобразил себя как вышедшего из боя раненного воина с саблей в руке. Голова его перевязана. Художник в последнее время мучился сильными головными болями. Рядом за столом сидит немец (на переднем плане с пикой), датчанин и француз. Уже тогда в войске были иностранные наёмники.

Без веры не победить. Церковь сыграла решающую роль в битве. Главный, по задумке художника, герой картины – преподобный Тихон Калужский (на дальнем плане с нимбом над головой иконой в руках). Его фигура на изображении намеренно едва заметна. Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Глубокий духовный и символический смысл – идея единства и непобедимости Святой Руси, – заложенная автором картины, постепенно раскрывается перед нами во всей своей убедительности и полноте.

Текст частично взят с сайта «Свято-Тихонова пустынь», автор фотографий Георгий Башкин.

Великое стояние на реке Угре

Автор:

Павел Рыженко

Годы создания:

2014

Размер живописного полотна:

6,7 х 23,6 м

Расположена:

Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре», Калужская область

Во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году построен музейный комплекс, включающий в себя помещение с диорамой «Великое Стояние на Угре». Это последнее масштабное произведение заслуженного художника России Павла Рыженко, законченное художником буквально за несколько месяцев до смерти.

Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Это огромное живописное произведение: длина — 23,6 м, высота — 6,7 м. Два месяца труда. Художник так говорил про картину: “Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа победителя”.

Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. Оно положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего, и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

В 1472 году Иван Третий отказывается выплачивать дань Орде, заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. А в 1476 году Иван отказался явиться в Орду для того чтобы получить от неё ярлык на великое княжение, таким образом отказавшись подчиниться ордынскому хану.

Летом 1480 года Ахмат, заручившись поддержкой Казимира Четвёртого, вышел в поход против Руси. Основные русские военные силы встретились с ордынским войском на речке Угре. Так началось Великое стояние на Угре. Полгода войска стояли, разделённые рекой. Периодически вспыхивали локальные сражения.

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду так, что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.

Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нордоулата, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения.

Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Это великое стояние положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

Значительную часть холста занимает озарённый солнцем русский лагерь. Белые палатки, кто-то лечится, кто-то отдыхает. Видно, что стоит артиллерия. Загодя в Москве был основан Иваном III Пушечный двор, где лили русские пушки, которые именно здесь впервые в Русской истории участвовали в противостоянии. Татарские стрелы не долетали до наших рядов войска, а картечная стрельба пушек приносили сильный урон сопернику.

Художник изобразил себя как вышедшего из боя раненного воина с саблей в руке. Голова его перевязана. Художник в последнее время мучился сильными головными болями. Рядом за столом сидит немец (на переднем плане с пикой), датчанин и француз. Уже тогда в войске были иностранные наёмники.

Без веры не победить. Церковь сыграла решающую роль в битве. Главный, по задумке художника, герой картины – преподобный Тихон Калужский (на дальнем плане с нимбом над головой иконой в руках). Его фигура на изображении намеренно едва заметна. Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Глубокий духовный и символический смысл – идея единства и непобедимости Святой Руси, – заложенная автором картины, постепенно раскрывается перед нами во всей своей убедительности и полноте.

Источник

Рыженко Павел Викторович 1970-2014 | Николай II

ФОТО: Павел Викторович Рыженко (1970-2014)

В этот день – 16 июля 2014 года – в Москве в возрасте всего 44 лет скончался великий православный художник Павел Викторович Рыженко. , художник-патриотик, монархист Павел Викторович Рыженко создал более 60 картин, изображающих сцены из истории Российской империи, в частности, из эпохи Святого Царственного мученика Николая II. Масштабные выставки его работ прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Костроме и других городах России.

Павел Рыженко родился 11 июня 1970 года в Калуге, Россия. В 1982 году поступил в Московское художественное училище при Суриковском институте. В 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, где занимался в историко-религиоведческой мастерской профессора Ильи Глазунова. С 1999 года преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В 2007 году Павел начал работать в Студии военных художников имени Рыженко, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства (за свою жизнь написал шесть масштабных диорам). В 2012 году Рыженко было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

К сожалению, Рыженко скончался 16 июля 2014 года. Знаменитый православный артист скончался накануне дня памяти кончины и мученической кончины Святых Царственных Мучеников, всего за 5 дней до своего 44-летия причиной смерти стала удар.

Ранняя смерть Павла Рыженко стала огромной утратой для художественного и духовного сообщества России.

ФОТО: Могила Павла Рыженко на Ждамировском кладбище, г. Ждамирово

Панихида по Павлу Рыженко состоялась в воскресенье, 22 июля 2014 года, в храме Всех Святых в поселке Красносельский район Москвы. Похороны состоялись в тот же день в Калуге с последующим захоронением на Ждамировском кладбище, в селе Ждамирово.

Во время моего первого визита в Екатеринбург в 2012 году мне выпала большая честь посетить выставку его работ. Выставка проходила в Патриаршем подворье, что напротив Храма-на-Крови.

Вечная память! Вечная Память!

Ниже представлены шесть полотен Рыженко, на которых изображен Святой Царственный мученик Николай II:

Прощание Царя с Войском: Из Триптиха «Императорская Голгофа». 2004

Раненый, последний царь на осмотре военного госпиталя на фронте в Первую мировую войну

Заключенный в Царском Селе: Из триптиха «Императорская Голгофа». 2004

Дом Ипатьева. Послезавтра: Из триптиха «Императорская Голгофа». 2004

Фотография на память: из триптиха «Русский век». 2007

Рождение российской авиации. 2007

Чтобы просмотреть полное собрание произведений исторического реализма Рыженко, нажмите ЗДЕСЬ , чтобы посетить его официальный веб-сайт .

© Пол Гилберт. 16 июля 2021

Нравится:

Нравится Загрузка…

Путь художника: вспоминая творчество Павла Рыженко

Как писатель я нахожу себя вдохновленным художниками не меньше, чем другими писателями. Один из моих любимых художников — Павел Рыженко, трагически погибший, когда ему было еще за сорок. Почти все его картины посвящены важным моментам русской истории. Но больше всего мне нравится их интуитивный реализм. Не так много прославления прошлого, по крайней мере, не в мечтательном, романтическом смысле. Он видел вещи такими, какие они есть, и искал ответы на сегодняшние проблемы в мудрости прошлого.

Путь художника: воспоминание о творчестве Павла Рыженко

«Приближаясь к важному возрасту в моей жизни, к веку, который не мог перейти Пушкин, к возрасту, которого многие не достигают, я спрашиваю себя последний вопрос: кому я служил? Не , что , а кого. И что вообще такое искусство? Надеюсь, что мои картины пробудят в моих современниках генетическую память, их гордость за свое Отечество. Может быть, они даже помогут кому-то найти единственно правильный путь. И тогда я буду доволен тем, что выполнил свой долг».

Эти несколько пафосные, но искренние слова однажды написал Павел Рыженко на своем сайте. Он неожиданно скончался 16 июля 2014 года, едва достигнув возраста Пушкина на момент смерти.

Художник с мировым именем, выпускник Российской академии изобразительного искусства, ваяния и зодчества. Был мастером Студии художников имени Грекова. Через два месяца после его смерти открылась эксклюзивная выставка его творчества, в которую вошла его последняя и самая масштабная работа — 26-метровая диорама «Противостояние на Угре» (историческое событие, о котором я писал здесь).

Кому Павел служил своим искусством? Что такое искусство, по его мнению? Русскоязычный журнал Фома взял интервью у его коллеги и друга Ивана Глазунова (о котором я рассказывал в этой статье). Это мой перевод этого интервью.

Иван, в детстве вы вместе с Павлом учились в Московской художественной школе…

Да, мы учились в параллельных классах. Возможно, не лучшие друзья, но мы проводили много времени вместе.

Можно ли было сказать даже в таком возрасте, что он станет великим художником?

Нет, конечно нет. Ни в детстве, ни в юности, когда человек так остро на все реагирует. И мальчики не судят друг друга беспристрастно. Помню, Павел был совершенно безудержный. Если он и смеялся, то громко. Если и кричал, то еще громче. Он не был душой компании. Но он был, в хорошем смысле, открытым сердцем. Он был удивительно неуклюж. Из тех детей, которые тянутся к книге на книжной полке, и вся полка падает ему на голову, затем дверь падает, когда он выходит из комнаты.

Для своего возраста Павел очень хорошо рисовал. Его идеи опережали его технические возможности. Если бы у него вдруг возникла идея, он мог бы найти оконную раму, какой-нибудь холст. Затем он натягивал холст на раму, плохо, торопясь, но через два часа его идея воплощалась в жизнь. Другим потребовались бы дни, чтобы сделать то, что он сделал за час. Как будто он всегда торопился.

Но это было не в смысле «покончить с этим», а, скорее, это был взрыв творчества. Он был таким же в колледже. Его мысли всегда бурлили. Он мог за десять минут взять огромный холст и за ночь закончить картину.

Это поразительное качество, которым владеют не многие. Это отличало его от других художников.

Исторические реалистические картины, особенно классические, иногда не кажутся современными или даже нежелательными. Значит ли это, что Рыженко пошел вопреки течению своего времени?

 

Да, он показал это, разыскав моего отца Илью Глазунова. Но я бы не зашел так далеко, чтобы сказать, что он так сильно сопротивлялся течению. Во время моих поездок в Краснодар я нашел столовую возле местной церкви, покрытую картинами Павла. Или в Екатеринбурге, где в церковной лавке были репродукции его работ. Любая церковь в Москве, хоть лавка в Сретенском монастыре. У каждого своя работа. Такая популярность говорит о многом.

В картине художник запечатлел квинтэссенцию события. Искренний человек, столкнувшись с одной из картин Павла, скажет примерно так. «Вот так я тоже вижу это событие, но не умею рисовать. Рыженко показал мне, как я это вижу, как я этого хочу».

Вот и все. Период. Катарсис. В этом смысле реалистическая живопись сейчас очень важна. Есть каста людей, которым нравится продвигать современное абстрактное искусство. А вот Рыженко, я думаю, и есть настоящий модерн. Его работы нужны современникам. И не только небольшой круг снобов. Многим нравится его работа.

Мы спорили об истории. О том, что важно показать зрителю. Он искренне беспокоился о том, что происходит в нашей стране. Он искренне любил Россию и любил всех, кого рисовал, — и царскую семью, и святых мужей. Судьба его страны, судьба человеческого духа — эти темы мучили его. Он всегда выбирал поворотные моменты русской истории. Ему нужно было быстро воплотить их в жизнь, быстро, потому что ему было все равно, что думают другие. Нужна была идея. Он знал, что всегда найдутся люди, которые оценят его видение.

Думаю, Рыженко искренне верил в то, что делал. Самое главное, что он никогда не был равнодушным.

Неважно какая тема, Рыженко вроде все делал экспансивно. Даже его картины были массивными. Они не помещаются даже в обычные музеи. Для рисования таких картин требуется огромная физическая сила. Как вы думаете, почему он предпочитал работать именно так?

Пересвет

Еще в студенческие годы Рыженко проявлял важную для художника черту — цепкую наблюдательность. Павел фиксировал в уме, как человек сидел, в каком состоянии, куда и как поворачивал голову, куда обращал взгляд. Благодаря этому наблюдательному таланту в его картинах есть точность реальной жизни, а не маски-лица в выдуманных позах. Даже на последних курсах Академии было понятно, куда он идет.

Его дипломный проект «Битва на Калке» отразил и его взгляд на современный мир. Это картина с историческим посылом, но также и с эстетическим. Сначала он баловался историческими портретами. Потом стали появляться сторонники. Как только художник чувствует, что он поймал течение, то есть он получил доступ к какой-то настоящей человеческой эмоции, тогда его усилия становятся более масштабными и масштабными.

И чем выше ты поднимаешься, тем выше ты хочешь идти. Вы хотите еще больших воплощений своей философии. Действительно большие картины означали, что он стал успешным и востребованным. Многие люди, думая об исторических личностях, таких как Царская семья или Дмитрий Донской, сразу представляют себе его картины.

В одном из своих интервью он сказал, что избегает проводить время с другими артистами. Он думал, что жизнь художника подобна жизни монаха. Это правда? Он действительно избегал других художников?

Конечно нет. Нет абсолютно ничего похожего между жизнью художника и жизнью монаха. Мне очень не нравятся такие сравнения. Однако видно, что в этих словах он пытался выразить незаконченную мысль о пути художника. Избегал ли он других художников? Да, когда у человека есть семья, дети и большие идеи, то нельзя не избегать других. Иначе вы никогда не закончите картину. Настоящие друзья — это не те, кто отнимает у вас время. Они дают вам время.

Ваш отец сказал, что он был талантливым художником, страстно увлеченным своей работой. Вы думаете, что он перегорел из-за своей работы?

Противостояние на Югре

Нет, не сказал бы. Он выгорел из-за того, что нервно видел мир. Все, что происходило с Россией, он носил близко к сердцу. Любое поражение на политической арене было личной болью. Может быть, это звучит сентиментально и пафосно, но его исторические персонажи, такие как трагедия царской семьи и последовавшие за ней мрачные дни… Все это он принимал на свой счет.

Он был очень взбешен в последний год своей жизни. Об этом рассказала его жена Анастасия. Она удивительная женщина, настоящая жена художника. Она отдавала себя творчеству мужа. Я не могу сказать точно, но я думаю, что он перегорел из-за своих внутренних страданий, потому что он видел и понимал именно то, что происходит в мире. Эта реальность подорвала его здоровье больше, чем энергия, необходимая для написания его полотен.

Вообще это был человек невероятной духовной и физической силы. Думаю, он бы просто продолжал работать и работать. Энергию художник получает от своего творчества, поэтому он не может переутомиться или перегореть даже от трудной творческой жизни. Творчество — это радость. Это дает силу.

Он был верным христианином с самого детства. Он часто причащался. Его вера была самой важной частью его жизни. Он словно плавал во всем этом.

Будут ли его помнить?

Когда Джотто расписывал церковь в Падуе, люди толпами приходили посмотреть. Сначала увидеть его процесс, потом — готовый продукт. В течение десятилетий после этого о его картинах говорили. Наш мир другой. Мы перегружены информацией. И вряд ли кто-то может отличить хорошее искусство от плохого. Впрочем, я уверен, что если его картины начнут публиковать в виде иллюстраций в учебниках, то его узнают даже те, кому наплевать на искусство. Я надеюсь, что память о нем сохранится.

Думаю, его время придет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *