Дом калантарова в тбилиси: Магия легендарного дома Калантаровых в Тбилиси

Магия легендарного дома Калантаровых в Тбилиси

https://sputnik-georgia.ru/20170818/Magia-legendarnogo-doma-Kalantarovyh-v-Tbilisi-237021327.html

Магия легендарного дома Калантаровых в Тбилиси

Магия легендарного дома Калантаровых в Тбилиси

Колумнист Sputnik Екатерина Микаридзе в очередном очерке из цикла «Прогулки по Тифлису» рассказывает историю дома Калантаровых на улице Мачабели — это… 18.08.2017, Sputnik Грузия

2017-08-18T17:25+0400

2017-08-18T17:25+0400

2019-07-30T11:57+0400

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23701/90/237019047_0:101:2000:1231_1920x0_80_0_0_2a64ae7b450eaf3a7ca2f5c161dab3af.jpg

Sputnik Грузия

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2017

Екатерина Микаридзе

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/22827/14/228271486_167:0:935:768_100x100_80_0_0_2ea8ffd8dcb8297feb5c1f93ce03c846. jpg

Екатерина Микаридзе

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/22827/14/228271486_167:0:935:768_100x100_80_0_0_2ea8ffd8dcb8297feb5c1f93ce03c846.jpg

Новости

ru_GE

Sputnik Грузия

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23701/90/237019047_0:37:2000:1295_1920x0_80_0_0_6e473ef68deda51dae8e9ac309119772.jpg

1920

1920

true

Sputnik Грузия

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Екатерина Микаридзе

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/22827/14/228271486_167:0:935:768_100x100_80_0_0_2ea8ffd8dcb8297feb5c1f93ce03c846.jpg

грузия, культура, тбилиси, туризм, общество, колумнисты, аналитика, прогулки по тифлису

грузия, культура, тбилиси, туризм, общество, колумнисты, аналитика, прогулки по тифлису

К написанию текста о каком-нибудь примечательном и именитом доме, коих в нашем старом городе предостаточно, я подхожу обстоятельно. Прихожу, переступаю порог, начинаю вслушиваться, даю волю воображению… В случае с домом предпринимателя Михаила Калантарова, что расположен по адресу Мачабели 17, бывшей Сергиевской, погрузиться в романтическую атмосферу оказалось сложно. «Пропитаться» им, уйти в прошлое, не дает одно обстоятельство – тебе не дают остаться с ним тет-а-тет. Туристы ходят в него в буквальном смысле толпами.

Дом предпринимателя Михаила Калантарова

Вроде бы только покинула одна группа роскошную парадную дома, ты начинаешь потихоньку растворяться в этой атмосфере восточного, мавританского стиля архитектуры. Отмечаешь про себя, что кто-то из этих двоих — или сам предприниматель, который заказывал дом архитектору, или талантливый архитектор Газарос (Лазарь) Сарксян — явно тяготился Востоком. Парадная дома смахивает скорее на декорацию к спектаклю о «Тысяче и одной ночи». И вот-вот появится на авансцене Шахерезада, польется восточный мотив, и вдруг, бац, дверь шумно открывается, и в парадную вместо Шахерезады вплывает очередной гид.

Парадная в доме Калантаровых

Кстати, самая распространенная из здешних легенд, а их много, гласит, что когда нефтепромышленник Михаил Калантаров задумал жениться на оперной певице, то она поставила ему одно условие. Построишь дом, похожий своим внутренним убранством на театр оперы, выйду за тебя замуж. И Калантаров поручил молодому и талантливому архитектору Сарксяну построить именно такой дом. В общем, дом построили, молодые поженились и народили детей.

Вход в парадную дома Калантарова

Парадная пустеет от очередной группы туристов, и я пытаюсь восстановить баланс в нарушенной романтической идиллии XIX столетия, созданной воображением.

Гений и армянская семья

Долгое время дом жил одними воспоминаниями о днях былой славы. О том, с какой торжественной мягкостью распахивались массивные двери и пропускали в теплую и роскошную парадную гостей. Печь, которая грела замерзших с улицы гостей, и по сей день находится под лестницей. И помнит, как постукивала трость господ на мраморных ступенях, и в какую приятную мелодию выливался шорох кринолина и шелка, создаваемый женскими платьями.

Между тем, дом старел, терял силы, и, кажется, никакой надежды на получение второго дыхания уже не было. Но оно все же открылось — в 2014-м, после завершения реставрационных работ. В доме восстановили парадную, фасад и внутренний двор.

Парадная в доме Калантаровых

В доме две парадные. После ремонта на обеих массивных дверях установили домофоны. Впрочем, просить соседей, чтобы открыли двери, как в других домах с домофонами, не приходится, во всяком случае, в одной из них точно. Дверь традиционно открыта, на первом этаже дома расположен артклуб Пиросмани. Клуб неслучайно назван в честь самого народного Тифлисского художника. Жизнь неожиданным образом связала художника с будущим предпринимателем.

О Никале, как называют художника, известно немногое. В том числе и о времени рождения. Принято считать, что родился он в 1862 году в Кахети, селе Мирзаани. Будущий художник рано осиротел. И на воспитание его взяла одна состоятельная армянская семья. Это были Калантаровы, те самые. Говорят, что мать Нико, умирая, попросила присмотреть за ее маленьким мальчиком хозяйку семейства, в котором работал в прошлом отец будущего художника.

 

© Sputnik / Ekaterina MikaridzeЗдания строились настолько качественно, что авторы собственных творений не боялись оставлять на них свои инициалы

Здания строились настолько качественно, что авторы собственных творений не боялись оставлять на них свои инициалы

Надпись на доме, рассказывающая об архитекторе

Парадная в доме Калантаровых

Мастерская художницы

Здания строились настолько качественно, что авторы собственных творений не боялись оставлять на них свои инициалы

Надпись на доме, рассказывающая об архитекторе

Парадная в доме Калантаровых

Мастерская художницы

Калантаровы привезли мальчика с собой в Тифлис. Они сильно привязались к нему. Обучили грамоте, языкам. Одним словом, занимались его образованием и относились к нему со всей теплотой. Говорят, у Нико в доме была своя комната. Только вряд ли все это происходило в этом самом доме. Потому как к моменту строительства дома, Нико, судя по указанной им самим дате рождения, был уже взрослым мужчиной. Возможно, он продолжал дружить с одним из сыновей — Михаилом Калантаровым, и частенько захаживал в этот гостеприимный дом.

Нико Пиросмани умер в бедности, в каморке под лестницей, в которой его приютил дворник. А Калантаровы покинули Грузию, по одним сведениям, в 1921 году, хотя, может, и раньше. Но Нико долго жил в нищете, однако за помощью ни к кому не обращался. Вот таким был удивительный Никала… Гордым, самолюбивым, видимо, всегда тяготившимся положением приживальщика. У скромного гения, чьи картины сегодня оцениваются в миллионы долларов, нет даже могилы…

Легенды и мифы

Пока я орудую фотоаппаратом, в коридоре парадной на втором этаже появляется одна из жительниц дома — Алла Альбертовна. Она знакома с каждым экскурсоводом.

— Вот это Лена, — завидев издалека на лестнице гида, говорит мне тихо моя новая знакомая. – А утром приходил Тристан, замечательный мальчик. Очень интересно рассказывает.

Парадная в доме Калантаровых

Когда туристы оказываются выше, она здоровается с молодым гидом Еленой и вступает в диалог. Потом Алла Альбертовна завязывает разговор с туристами, показывает самые выгодные ракурсы для фотографий и посвящает в легенды о доме. Чувствуется, что примеряемая ею роль гида доставляет ей искреннее удовольствие. Алла Альбертовна по образованию историк, но, как сама говорит, по специальности ни одного дня не работала. Как говорят соседи, Алла Альбертовна живет тут дольше всех, знает больше всех и может вполне сойти за одну из здешних достопримечательностей.

Алла подводит к раскрытому окну длинной галереи. Тот, кому знакома архитектура тбилисских домов, легко представит, — п-образный с внутренней стороны дом и длинные галереи, оттороченные резным деревом. Их в Тбилиси еще называли шушабанди, имелось в виду, что весь длинный коридор, в котором уже в советские времена размещалось по несколько квартир, сплошь застекленный. Эти окна в длиннющих коридорах не закрывались до поздней осени.

Галерея с цветами

Деревянный пол, узкие рамы окон из чистого дерева… Только в старинных домах и встретишь сегодня натуральные материалы. Этим окнам реставраторы сохранили даже родные задвижки.

— Они снимали старый, древесный слой на окнах каким-то аппаратом. А потом мазали сверху краской, — говорит Алла. – Видите окна напротив? Там и жила племянница Лаврентия Берия. И он сам, Лаврентий Павлович, жил тут. 

© Sputnik / Ekaterina MikaridzeФлигель, в котором после того, как семья Калантаровых съехала из дома, жила племянница Лаврентия Берия, Татьяна

Флигель, в котором после того, как семья Калантаровых съехала из дома, жила племянница Лаврентия Берия, Татьяна

Вообще, это одна из самых расхожих баек про обитателей дома. О том, что серый кардинал собственной персоной жил тут, рассказывают и жильцы, и гиды, приводящие сюда туристов. Возможно, он часто появлялся в этом доме, потому что здесь жила его племянница, но сам с матерью, супругой и сестрой жил в доме, где сегодня размещен Национальный олимпийский комитет.

— А вот дочку этой самой племянницы Берия Гулсунду я уже хорошо помню, — продолжает Алла. — Она вышла замуж и съехала от матери. У нее была трагическая судьба. Муж и единственный сын погибли в автокатастрофе. Она после этой трагедии была не в себе. Не знаю ее дальнейшую судьбу. Сейчас в этой квартире живет художница.

Парадная в доме Калантаровых

А вот там, на первом этаже, — показывает Алла, — живет один пожилой человек. Он про деда своего рассказывал, у которого приключилась занятная история с самими Михаилом Калантаровым. Дед моему соседу рассказывал, как Калантаров перед отъездом из этого дома жил уже совсем один. Все уехали. Он тоже решил эмигрировать. Власть менялась, и предприниматели покидали Грузию. Не знаю подробностей относительно того, как его дед, проживавший в 12 номере, подружился с Калантаровым, но факт, что тот предложил ему ехать вместе с ним. И вот они почти договорились, но дед моего соседа вдруг спохватился и передумал уезжать из Грузии. И тогда Калантаров ему предложил занять несколько комнат в своем доме. Видимо, он уже тогда понимал, что в Грузию его семья не вернется. Дед соседа вернулся. Зашел в дом и занял несколько комнат. После национализации дом превратили в коммунальное жилье. В собственность жильцам передали их квартиры уже после развала Советского Союза. Дом ни разу капитально не ремонтировали, — рассказывает наша собеседница. — Лишь в 72-м создали видимость, что что-то в нем все же делают. Окрасили интерьер в жуткий желтый цвет. Так дом и простоял до определенного времени. Пока в 2014-м не начался процесс реконструкции.

Мы с Аллой снова выходим в роскошный подъезд, из которого, по правде говоря, вообще никуда выходить не хочется. Есть в нем что-то притягательное, волшебное.

Парадная в доме Калантаровых

Алла кивает на кабину на втором этаже, пристроенную к стене. Кабина эта находится прямо над лестницей. Рассказывает, как архитекторы, пришедшие делать реставрацию, обещали с ней разобраться, снести ее. Но, в итоге, видимо решили не создавать проблем ни себе, ни жильцам. Вспоминает Алла Альбертовна и о том, как много лет назад к ним в дом приезжали наследники Калантаровых. О том же говорит сосед с первого этажа, но отмечает, что приезжали не двое, а один пожилой мужчина, который представлялся сыном Михаила Калантарова. Об этом ему рассказывал его отец. Одним словом, сведения относительно приезда наследников в дом достаточно спорные и противоречивые.

Кафельная печь и Татьяна Берия.

В дом можно было попасть и со стороны двора. Кованый ажур железных ворот смыкается лишь на ночь. В остальное время, двор, а вместе с ним и садик с кипарисами, открыт для любопытного взгляда. Это те самые кипарисы, про которые говорят, что каждый из них связан с рождением ребенка в семье Калантаровых. Детей в этой семье было шестеро, следовательно, и кипарисов должно быть столько же. До сегодняшнего дня дожили два дерева. Жильцы калантаровского дома говорят, что их вырубили во время укрепления соседнего дома.

Парадная в доме Калантаровых

Заглядываем во двор. На первом этаже идет капитальный ремонт. Раньше тут жила одна из старожилов этого дома Татьяна Курганова. Но недавно она продала квартиру и переехала к родным в Москву. Двор от маленького сада отделяет калитка. Есть у дома сбоку увитый виноградником и зеленью застекленный балкон. Открываем калитку, проходим мимо круглого палисадника, в прошлом бассейна. Раньше почти в каждом тбилисском дворе в обязательном порядке строился такой источник прохлады.

Поднимаемся по лестницам и стучимся в стеклянную дверь. Слышится собачий лай, и к двери флигеля подбегает огромный лабрадор. Потом появляется и хозяйка жилища Мака. Обнюхав, Леонардо, как гостеприимный хозяин, кидается к винтовой лестнице, проходящей вдоль застекленного эркера. Приглашает подняться по ней, составить им с хозяйкой компанию. Мака по специальности художник-декоратор. Она извиняется за беспорядок в квартире, объясняет, что это место служит ей мастерской. Для себя отмечаю, что если это и есть беспорядок, то, конечно же, абсолютно творческий.

Флигель служит сегодня художнице мастерской

Мака приобрела эту квартиру в 2002 году. Купила у престарелой племянницы Лаврентия Берия Татьяны Берия. На момент переоформления квартиры женщине было 92 года. Но, несмотря на возраст, держалась она бодро и молодцом. Она давно не жила в этом доме, впустила постояльцев. А они, прожив в ней несколько лет, оказались неплатежеспособны. И, в конце концов, квартиру решили продать. Сама Татьяна перебралась жить к своей дочери, которая на тот момент жила где-то в районе Санзоны. Мака встает и проходит за барную стойку. Комната, в которой мы сидим, служит одновременно и кухней, и столовой, и залом.

Дом Калантаровых

— Вам сколько ложек сахара положить в каркаде?— спрашивает Мака. — Я люблю, например, в жару его кисленьким, — улыбается женщина, убирая со лба выбившуюся рыжую прядь волос.

— Я полностью переделала все, что можно было, — продолжает Мака, возвращаясь со стаканами холодного напитка. — К слову, тут было две комнаты. Между ними была стена отделяющая. Мы снесли ее и освободили это пространство. Эти бесчисленные окна на эркерах были покрашены в депрессивный коричневый цвет. Полностью закрашены, понимаете?! В таком замечательном помещении! Но предыдущих жильцов можно понять. Ведь тут зимой нестерпимо холодно, а летом даже с кондиционером донимает жара. Пришлось ремонтировать и лестницу, она встретила ее совсем обветшалой.

Кафельная плитка, сохранившаяся в коридоре

Как говорит художница, купила квартиру она за 15 тысяч долларов, а вот на ремонт потратила все 20. И тут она с почти детской восторженностью замечает, что оно того стоило. Ведь теперь у нее есть мастерская в таком старинном и колоритном доме. Ну а после того, как Мака заводит меня в комнату, половину которой, как она говорит, купила у соседей, я мысленно добавляю, у нее теперь не просто две комнаты, но еще и старинная печь. Вы можете себе представить, чтобы задняя часть старинной, кафельной печи осталась у вас, а другая половина печи принадлежала соседям? Я тоже не могла, до сегодняшнего дня. Хотя можно посмотреть на это и с другой стороны. Жильцы любят свой дом, заботятся о нем и даже раритеты делят поровну, чтобы никому не было обидно.

Уникальное зеркало, сохранившееся в парадной дома

Ну, а если без шуток, то этот дом обладает какой-то магией. Он будто тебя не отпускает. Даже после променада по нему и сделанных в нем фотографий, общения с жильцами, он остается с тобой. Ты, может, и уходишь из него, а вот он из тебя — нет…

Магия легендарного дома Калантаровых в Тбилиси

Sputnik Грузия

К написанию текста о каком-нибудь примечательном и именитом доме, коих в нашем старом городе предостаточно, я подхожу обстоятельно. Прихожу, переступаю порог, начинаю вслушиваться, даю волю воображению… В случае с домом предпринимателя Михаила Калантарова, что расположен по адресу Мачабели 17, бывшей Сергиевской, погрузиться в романтическую атмосферу оказалось сложно. «Пропитаться» им, уйти в прошлое не дает одно обстоятельство – тебе не дают остаться с ним тет-а-тет. Туристы ходят в него в буквальном смысле толпами.

© Sputnik Грузия

Дом предпринимателя Михаила Калантарова

Видео дня

Вроде бы только покинула одна группа роскошную парадную дома, ты начинаешь потихоньку растворяться в этой атмосфере восточного, мавританского стиля архитектуры. Отмечаешь про себя, что кто-то из этих двоих —или сам предприниматель, который заказывал дом архитектору, или талантливый архитектор Газарос (Лазарь) Саркисян — явно тяготился Востоком. Парадная дома смахивает скорее на декорацию к спектаклю о «Тысяче и одной ночи». И вот-вот появится на авансцене Шахерезада, польется восточный мотив, и вдруг, бац, дверь шумно открывается, и в парадную вместо Шахерезады вплывает очередной гид.

Парадная в доме Калантаровых

Кстати, самая распространенная из здешних легенд, а их много, гласит, что когда нефтепромышленник Михаил Калантаров задумал жениться на оперной певице, то она поставила ему одно условие. Построишь дом, похожий своим внутренним убранством на театр оперы, выйду за тебя замуж. И Калантаров поручил молодому и талантливому архитектору Саркисяну построить именно такой дом. В общем, дом построили, молодые поженились и народили детей.

Вход в парадную дома Калантарова

Парадная пустеет от очередной группы туристов, и я пытаюсь восстановить баланс в нарушенной романтической идиллии XIX столетия, созданной воображением.

Гений и армянская семья

Долгое время дом жил одними воспоминаниями о днях былой славы. О том, с какой торжественной мягкостью распахивались массивные двери и пропускали в теплую и роскошную парадную гостей. Печь, которая грела замерзших с улицы гостей, и по сей день находится под лестницей. И помнит, как постукивала трость господ на мраморных ступенях и в какую приятную мелодию выливался шорох кринолина и шелка, создаваемый женскими платьями.

Между тем, дом старел, терял силы и, кажется, никакой надежды на получение второго дыхания уже не было. Но оно все же открылось — в 2014-м, после завершения реставрационных работ. В доме восстановили парадную, фасад и внутренний двор.

Парадная в доме Калантаровых

В доме две парадные. После ремонта на обеих массивных дверях установили домофоны. Впрочем, просить соседей, чтобы открыли двери, как в других домах с домофонами, не приходится, во всяком случае, в одной из них точно. Дверь традиционно открыта, на первом этаже дома расположен артклуб Пиросмани. Клуб неслучайно назван в честь самого народного Тифлисского художника. Жизнь неожиданным образом связала художника с будущим предпринимателем.

О Никале, как называют художника, известно немногое. В том числе и о времени рождения. Принято считать, что родился он в 1862 году в Кахети, селе Мирзаани. Будущий художник рано осиротел. И на воспитание его взяла одна состоятельная армянская семья. Это были Калантаровы, те самые. Говорят, что мать Нико, умирая, попросила присмотреть за ее маленьким мальчиком хозяйку семейства, в котором работал в прошлом отец будущего художника.

Известнейший грузинский художник Нико Пиросмани

Калантаровы привезли мальчика с собой в Тифлис. Они сильно привязались к нему. Обучили грамоте, языкам. Одним словом, занимались его образованием и относились к нему со всей теплотой. Говорят, у Нико в доме была своя комната. Только вряд ли все это происходило в этом самом доме. Потому как к моменту строительства дома, Нико, судя по указанной им самим дате рождения, был уже взрослым мужчиной. Возможно, он продолжал дружить с одним из сыновей — Михаилом Калантаровым и частенько захаживал в этот гостеприимный дом.

Нико Пиросмани умер в бедности, в каморке под лестницей, в которой его приютил дворник. А Калантаровы покинули Грузию, по одним сведениям, в 1921 году, хотя, может, и раньше. Но Нико долго жил в нищете, однако за помощью ни к кому не обращался. Вот таким был удивительный Никала… Гордым, самолюбивым, видимо, всегда тяготившимся положением приживальщика. У скромного гения, чьи картины сегодня оцениваются в миллионы долларов, нет даже могилы…

Легенды и мифы

Пока я орудую фотоаппаратом, в коридоре парадной на втором этаже появляется одна из жительниц дома — Алла Альбертовна. Она знакома с каждым экскурсоводом.

— Вот это Лена, — завидев издалека на лестнице гида, говорит мне тихо моя новая знакомая. – А утром приходил Тристан, замечательный мальчик. Очень интересно рассказывает.

Парадная в доме Калантаровых

Когда туристы оказываются выше, она здоровается с молодым гидом Еленой и вступает в диалог. Потом Алла Альбертовна завязывает разговор с туристами, показывает самые выгодные ракурсы для фотографий и посвящает в легенды о доме. Чувствуется, что примеряемая ею роль гида доставляет ей искреннее удовольствие. Алла Альбертовна по образованию историк, но, как сама говорит, по специальности ни одного дня не работала. Как говорят соседи, Алла Альбертовна живет тут дольше всех, знает больше всех и может вполне сойти за одну из здешних достопримечательностей.

Алла подводит к раскрытому окну длинной галереи. Тот, кому знакома архитектура тбилисских домов, легко представит, — п-образный с внутренней стороны дом и длинные галереи, оттороченные резным деревом. Их в Тбилиси еще называли шушабанди, имелось в виду, что весь длинный коридор, в котором уже в советские времена размещалось по несколько квартир, сплошь застекленный. Эти окна в длиннющих коридорах не закрывались до поздней осени.

Галерея с цветами

Я сама росла в таком доме со стеклянной галереей. В коридоре было три комнаты, приблизительно по 40 квадратных метров каждая. В третьей, самой последней по коридору, жили бабушка с дедушкой. У каждой двери – целый палисадник. От этого в коридоре стоял необычный аромат. Особенно, когда запах жарящихся в общей кухне котлет смешивался с терпким запахом календулы. Калантаровский коридор мне чем-то напомнил детский, столько же цветов и такой же деревянный пол. И узкие рамы окон из чистого дерева. Только в старинных домах и встретишь сегодня натуральные материалы. Этим окнам реставраторы сохранили даже родные задвижки.

— Они снимали старый, древесный слой на окнах каким-то аппаратом. А потом мазали сверху краской, — говорит Алла. – Видите окна напротив? Там и жила племянница Лаврентия Берия. И он сам, Лаврентий Павлович жил тут.

Флигель, в котором после того, как семья Калантаровых съехала из дома, жила племянница Лаврентия Берия, Татьяна

Вообще, это одна из самых расхожих баек про обитателей дома. О том, что серый кардинал собственной персоной жил тут, рассказывают и жильцы, и гиды, приводящие сюда туристов. Возможно, он часто появлялся в этом доме, потому что здесь жила его племянница, но сам с матерью, супругой и сестрой жил в доме, где сегодня размещен Национальный олимпийский комитет.

— А вот дочку этой самой племянницы Берия Гулсунду я уже хорошо помню, — продолжает Алла. — Она вышла замуж и съехала от матери. У нее была трагическая судьба. Муж и единственный сын погибли в автокатастрофе. Она после этой трагедии была не в себе. Не знаю ее дальнейшую судьбу. Сейчас в этой квартире живет художница.

Тот же флигель, но вид изнутри

А вот там, на первом этаже, — показывает Алла, — живет один пожилой человек. Он про деда своего рассказывал, у которого приключилась занятная история с самими Михаилом Калантаровым. Дед моему соседу рассказывал, как Калантаров перед отъездом из этого дома жил уже совсем один. Все уехали. Он тоже решил эмигрировать. Власть менялась, и предприниматели покидали Грузию. Не знаю подробностей относительно того, как его дед, проживавший в 12 номере, подружился с Калантаровым, но факт, что тот предложил ему ехать вместе с ним. И вот они почти договорились, но дед моего соседа вдруг спохватился и передумал уезжать из Грузии. И тогда Калантаров ему предложил занять несколько комнат в своем доме. Видимо, он уже тогда понимал, что в Грузию его семья не вернется. Дед соседа вернулся. Зашел в дом и занял несколько комнат. После национализации дом превратили в коммунальное жилье. В собственность жильцам передали их квартиры уже после развала Советского Союза. Дом ни разу капитально не ремонтировали, — рассказывает наша собеседница. — Лишь в 72-м создали видимость, что что-то в нем все же делают. Окрасили интерьер в жуткий желтый цвет. Так дом и простоял до определенного времени. Пока в 2014-м не начался процесс реконструкции.

Мы с Аллой снова выходим в роскошный подъезд, из которого, по правде говоря, вообще никуда выходить не хочется. Есть в нем что-то притягательное, волшебное.

Парадная в доме Калантаровых

Алла кивает на кабину на втором этаже, пристроенную к стене. Кабина эта находится прямо над лестницей. Рассказывает, как архитекторы, пришедшие делать реставрацию, обещали с ней разобраться, снести ее. Но, в итоге, видимо решили не создавать проблем ни себе, ни жильцам. Вспоминает Алла Альбертовна и о том, как много лет назад к ним в дом приезжали наследники Калантаровых. О том же говорит сосед с первого этажа, но отмечает, что приезжали не двое, а один пожилой мужчина, который представлялся сыном Михаила Калантарова. Об этом ему рассказывал его отец. Одним словом, сведения относительно приезда наследников в дом достаточно спорные и противоречивые.

Калантаровы, вы где?!

Поиски наследников Калантаровых затрудняются одним неоспоримым и крайне банальным фактом: предпринимателей с такой фамилией в Тифлисе было крайне много. Как-то я переписывалась с праправнучкой Александра Мелик-Азарянца. Девушка связалась с нами после выхода статьи об ее именитом в Тифлисе предке Александре Мелик-Азарянце. Наша беседа пролила свет на некоторые обстоятельства, хотя, конечно, не до конца и не на все.

Здания строились настолько качественно, что авторы собственных творений не боялись оставлять на них свои инициалы

Удалось выяснить, что у богатого промышленника, подарившего городу такой роскошный дом в самом сердце города, были две дочери, а не одна, которая погибла в результате неизвестной болезни. Наталья является потомком второй дочери Азарянца — Софьи. Она переслала мне копии документов, и сомнений, а не самозванка ли эта милая юная особа, отпали сами собой. Удалось выяснить еще одну деталь. В возрасте 26 лет урожденная Софья Мелик-Азарянц вышла замуж за Ивана (Ованеса) Калантарова. Зять Азарянца был родом из многодетной семьи. Сам Ованес получил в Санкт-Петербурге юридическое образование, чем занимались остальные дети в семье и кем по специальности был отец семейства, неизвестно. Точнее, мы тогда с Натальей этих деталей не обсуждали. Тема нашего с ней общения была немного другой. К этой беседе мы вернулись на днях, после моего вояжа в дом предпринимателя Калантарова. Наталья и сама не раз проявляла пристрастный интерес к ненароком появлявшимся фотографиям отреставрированного дома. А тут появился весомый повод ее расспросить про родственника.

Надпись на доме, рассказывающая об архитекторе

Буквально через пару минут после начала нашего разговора она переслала мне документ, в котором вкратце излагалась биография семейства Калантаровых. По словам Натальи, ее дедушка — сын Ованеса и Софьи Николай еще переписывался с родственниками – Калантаровыми, эмигрировавшими на Запад. Вот о чем шла речь в том документе, пролившем свет на вопрос возможного родства с владельцем особняка на Мачабели, 17.

Прадед Натальи Иван (Ованес) Калантаров родился в Тифлисе в многодетной семье. Его отец Калантаров Николай Андреевич в 1874 году вступил в брак с Автандиловой Марией Соломоновной. От этого брака на свет появились в 1875-м году в Тифлисе сын Антон, в 1877-м в городе Ереване — Иван, в 1879-м в Ереване — дочь Елена, и в 1883-м в Тифлисе — Михаил. То бишь, у Натальиного прадеда обнаруживается брат по имени Михаил, что и требовалось доказать. Но мог ли быть он тем самым искомым нами Михаилом, иными словами, об одном и том ли Михаиле Калантарове идет речь? Если дом на пересечении улиц Бебутовской, ныне Асатиани и Сергеевской, сегодня Мачабели был построен в 1908 году, а строился он как минимум год, в те времена дома строили не такими быстрыми темпами, как сегодня, то мог ли быть заказчиком предприниматель — Михаил Калантаров, брат Ованеса? К моменту окончания строительства нашему Михаилу, судя по дате рождения, был всего 21 год. Вывод, юнец просто не успел бы сколотить такого состояния, чтобы построить столь роскошный дом. На этом надежда найти общую нить и выйти на потомков предпринимателя Калантарова почила в бозе. Несмотря даже на такие сходства в обоих случаях, как многодетность семей, что было в те времена рядовым явлением, и эмиграция на Запад, ставшая участью Тифлисской буржуазии. Как говорится, Федот, да не тот.

Кафельная печь и Татьяна Берия.

В дом можно было попасть и со стороны двора. Кованый ажур железных ворот смыкается лишь на ночь. В остальное время, двор, а вместе с ним и садик с кипарисами открыт для любопытного взгляда. Это те самые кипарисы, про которые говорят, что каждый из них связан с рождением ребенка в семье Калантаровых. Детей в этой семье было шестеро, следовательно, и кипарисов должно быть столько же. До сегодняшнего дня дожили два дерева. Жильцы калантаровского дома говорят, что их вырубили во время укрепления соседнего дома.

Парадная в доме Калантаровых

Заглядываем во двор. На первом этаже идет капитальный ремонт. Раньше тут жила одна из старожилов этого дома Татьяна Курганова. Но недавно она продала квартиру и переехала к родным в Москву. Двор от маленького сада отделяет калитка. Есть у дома сбоку увитый виноградником и зеленью застекленный балкон. Открываем калитку, проходим мимо круглого палисадника, в прошлом бассейна. Раньше почти в каждом тбилисском дворе в обязательном порядке строился такой источник прохлады.

Поднимаемся по лестницам и стучимся в стеклянную дверь. Слышится собачий лай и к двери флигеля подбегает огромный лабрадор. Потом появляется и хозяйка жилища Мака. Обнюхав, Леонардо как гостеприимный хозяин кидается к винтовой лестнице, проходящей вдоль застекленного эркера. Приглашает подняться по ней, составить им с хозяйкой компанию. Мака по специальности художник-декоратор. Она извиняется за беспорядок в квартире, объясняет, что это место служит ей мастерской. Для себя отмечаю, что если это и есть беспорядок, то, конечно же, абсолютно творческий.

Флигель служит сегодня художнице мастерской

Мака приобрела эту квартиру в 2002 году. Купила у престарелой племянницы Лаврентия Берия Татьяны Берия. На момент переоформления квартиры женщине было 92 года. Но несмотря на возраст держалась она бодро и молодцом. Она давно не жила в этом доме, впустила постояльцев. А они, прожив в ней несколько лет, оказались неплатежеспособны. И, в конце концов, квартиру решили продать. Сама Татьяна перебралась жить к своей дочери, которая на тот момент жила где-то в районе Санзоны. Мака встает и проходит за барную стойку. Комната, в которой мы сидим, служит одновременно и кухней, и столовой, и залом.

Дом Калантаровых

— Вам сколько ложек сахара положить в каркаде?— спрашивает Мака. — Я люблю, например, в жару его кисленьким, — улыбается женщина, убирая со лба выбившуюся рыжую прядь волос.

— Я полностью переделала все, что можно было, — продолжает Мака, возвращаясь со стаканами холодного напитка. — К слову, тут было две комнаты. Между ними была стена, отделяющая. Мы снесли ее и освободили это пространство. Эти бесчисленные окна на эркерах были покрашены в депрессивный коричневый цвет. Полностью закрашены, понимаете?! В таком замечательном помещении! Но предыдущих жильцов можно понять. Ведь тут зимой нестерпимо холодно, а летом даже с кондиционером донимает жара. Пришлось ремонтировать и лестницу, она встретила ее совсем обветшалой.

Кафельная плитка, сохранившаяся в парадной дома

Как говорит художница, купила квартиру она за 15 тысяч долларов, а вот на ремонт потратила все 20. И тут она с почти детской восторженностью замечает, что оно того стоило. Ведь теперь у нее есть мастерская в таком старинном и колоритном доме. Ну а после того, как Мака заводит меня в комнату, половину которой, как она говорит, купила у соседей, я мысленно добавляю, у нее теперь не просто две комнаты, но еще и старинная печь. Вы можете себе представить, чтобы задняя часть старинной, кафельной печи осталась у вас, а другая половина печи принадлежала соседям? Я тоже не могла, до сегодняшнего дня. Хотя можно посмотреть на это и с другой стороны. Жильцы любят свой дом, заботятся о нем и даже раритеты делят поровну, чтобы никому не было обидно.

Уникальное зеркало, сохранившееся в парадной дома

Ну, а если без шуток, то этот дом обладает какой-то магией. Он будто тебя не отпускает. Даже после променада по нему и сделанных в нем фотографий, общения с жильцами, он остается с тобой. Ты, может, и уходишь из него, а вот он из тебя — нет…

7 очаровательных исторических домов в Тбилиси

Мне нравится бродить по улочкам Тбилиси. Когда вы открываете дверь квартиры или входите во двор, вы должны быть готовы к неожиданным красивым сюрпризам. Район Сололаки — рай исторических домов в Тбилиси. В этом районе вы можете увидеть некоторые из самых знаковых архитектурных деталей Тбилиси. Очень распространены такие декоративные элементы, как скульптуры и рельефы на фасадах зданий и ручная роспись стен в интерьерах квартир. Конечно, уникальные деревянные резные балконы и дворики Грузии так же красивы, как и эти квартиры. Для тех, кто хотел бы посетить такие дома, я хотел поделиться своими фаворитами с их прошлыми историями и адресами.

Где остановиться в Тбилиси, Грузия?

В Тбилиси много очаровательных зданий, но я хотел бы поделиться только домами в районе Сололаки, кроме одного дома.

Atoneli St No:31

Прежде всего, я начну с единственного адреса, который не находится в районе Сололаки. Это бывшая гостиница «Лондон», расположенная в районе Орбелиани. Он был построен в 1875 году и стал первым зданием, где было проведено электричество. Это был один из лучших отелей 19 века.го века, со многими известными иностранными гостями. Это действительно место, достойное инстаграма, с ручной росписью на стенах, напольной плитке и винтовой лестнице.

Ул. Бетлеми № 3

Дом, в котором на верхнем этаже находится бутик-сувенирный магазин «Галерея 27», является одним из самых фотогеничных зданий в Тбилиси с его красочными витражами и резной деревянной террасой. Дом 19 века — один из лучших образцов классического грузинского дома, но он очень старый и нуждается в ремонте. В последние месяцы было даже запрещено входить и фотографировать, а теперь войти можно.

ул. Иване Мачабели No:13

На первом этаже находится Дом-музей писателя, а в саду – кафе «Литтера». Здание было построено в 1905 году. Его первый владелец Давид Сараджишвили был ученым, предпринимателем и меценатом, известен как основатель коньячных заводов в Грузии. Верхний этаж в настоящее время служит отелем, так что вы можете остановиться в этом красивом доме, вы можете проверить цену и другие подробности здесь. В их номерах есть имена известных писателей, это может быть приятно, комментарии выглядят хорошо, оценка бронирования 9..5.

Ул. Галактиона Табидзе №18/13

Эта квартира была построена в 1911 году и принадлежала братьям Сейлановым, известным своим табачным производством. У входа, посреди этажа, их имена написаны русским алфавитом. Всего на двух стенах 5 разных картинок, на которых изображены разные континенты мира. Поднявшись на верхние этажи, вы увидите, что на стенах остались выцветшие картины. Вы также можете остановиться в этой квартире. Здесь открыты для проживания три отдельные квартиры. Первый — это небольшая квартира площадью 22 квадратных метра, вы можете проверить ее цену и другие подробности здесь, ее оценка — 9..1. Две другие квартиры больше, вы можете проверить их цену и другие подробности здесь, с оценкой 9,2.

ул. Иване Мачабели No:17

Этот дом принадлежал производителю масла и табака Михаилу Калантарову. Говорят, что он построил этот дом, чтобы показать свою любовь к своей возлюбленной оперной певице, и они счастливо жили здесь с 1908 по 1921 год. Они были вынуждены покинуть свои дома после советской оккупации. Это очень стильное здание, полное мавританских деталей как внутри, так и снаружи. Также есть одна квартира, вы можете остановиться здесь, вы можете проверить все детали здесь, оценка 9.5.

Летим Гурджи ул. №: 4/9

Это один из традиционных георгианских домов, красивое место для фото с его голубыми деревянными резными балконами и внутренним двориком. Этот дом 18 века является одним из старейших в Тбилиси. Дом, который на момент постройки принадлежал одной семье, после советской оккупации был разделен на 16 домовладений. Вы также можете остаться в этом доме. О цене и других деталях вы можете узнать здесь, оценка 9,8.

ул Геронти Кикодзе No:9

В этой квартире 100 лет назад располагалось консульство Эстонии. Нас приветствует цветочный декор на потолке подъезда дома. Балюстрады и лестничные пролеты сделаны из кованого железа, и это одно из моих любимых фотогеничных зданий с винтовой лестницей.

Если есть что-то еще, что вы хотели бы спросить, вы можете написать в комментариях. Не забудьте подписаться на мои фото и видео с большим количеством информации о Грузии и Тбилиси.

Instagram:  hellotbilisi

Нравится:

Нравится Загрузка…

Скрытые реликвии тбилисской буржуазии 20-го века

Как часто вы проходили мимо зданий в районах Сололаки, Мтацминда или Чугурети и не обратил внимания на обветшалые фасады? Ставлю много.

Эти здания имеют свою историю и скрывают некоторые из самых знаковых архитектурных жемчужин, жемчужин, на которые мало кто обращает внимание — во многих случаях даже местные жители мало о них знают.

Все началось, когда Грузия вошла в состав Российской империи в конце 18 века. Новая эра принесла в столицу множество культурных достижений, и Тбилиси постепенно начал расширяться за пределы своих городских стен, охвативших район, окружающий сегодняшнюю площадь Свободы.

Там, где в типичных георгианских домах были замысловатые резные балконы и наружные лестницы, новый архитектурный подход привел эти лестницы внутрь здания. Граждане начали стремиться к европейским стандартам жизни и моде, подобно тому, что они видели в Эмепале, столице Санкт-Петербурге, и в других местах Европы.


Воплощенные декоративные элементы, такие как статуи и рельефы на фасадах зданий, ручная роспись коридоров и общая склонность к роскоши стали неотъемлемой чертой буржуазных горожан того времени.

В большинстве случаев торговцы и богатые граждане владели величественными зданиями. Некоторые даже сдавали первый этаж, живя на верхних этажах. Типичные квартиры состояли из шести или семи основных комнат, кухни и ванной комнаты. Как и в подъездах, различные стены и потолки жилых комнат хозяева украшали либо обоями, либо декоративными мотивами.

Мое увлечение и восхищение этими архитектурными жемчужинами началось в 2014 году, когда однажды позвонил мой брат и попросил отвезти меня в многоквартирный дом на улице Г. Табидзе, 18, чтобы «показать мне кое-что». Как только мы припарковались, он проводил меня до трехэтажного здания, которое казалось совершенно обычным. Затем он указал на «1911г», вписанное в рисунок мраморного пола у входа и означающее дату постройки («г» — сокращение от слова «год» в русском языке). Похожий на ковер красочный мозаичный пол приветствовал меня, когда я вошел в тускло освещенный холл, где большая часть света исходила от открытой двери. Посередине пола на русском языке было написано «Братья Сейлановы», что позволяет предположить, что они были первоначальными владельцами дома.

Я медленно повернулся, чтобы заглянуть в вестибюль. Потом я их увидел: картины маслом под плотным слоем грязи на обеих боковых стенках. Было шесть рамок, из которых на пяти отображались аллегорические образы разных континентов и стран. Братья Сейлановы в начале ХХ века торговали табаком, и этот дом был их особняком.

Эти богато украшенные коридоры показывали гостям, насколько состоятельны и состоятельны семьи хозяев в обществе

И это еще не все – по лестнице наверх следовали декоративные росписи, часть которых была закрашена бежевым, а часть выцвела и стала едва заметной.

Полукруглая лестница привела нас на третий этаж, куда сквозь стеклянный потолок лился свет.

ул. И. Мачабели, 17

Такие витражи или гладкие стеклянные потолки были характерны для таких старых домов. Они обеспечивали прямой солнечный свет в течение дня и освещали всю лестницу и коридор. На стенах третьего этажа есть фамильный герб, внутри которого переплелись первые буквы имени и фамилии брата.
Это был момент, когда я попал на крючок и поставил перед собой задачу узнать больше и найти другие знаковые исторические и архитектурные здания, которые, как я знал, должны быть разбросаны по всему Тбилиси. Позже я начал свой страстный проект по демонстрации этих архитектурных жемчужин в рамках экскурсии на английском языке (www.redfedoradiary.com/tours) и делился городскими легендами, которые вы не найдете ни в одном путеводителе.


Стиль вестибюлей микрорайонов Сололаки, Чугурети и Вере сочетал псевдобарокко и классицизм с элементами модерна. В большинстве случаев художники работали непосредственно на гипсовой стене маслом или темперой, выбирая изображения, демонстрирующие разнообразные пейзажи.

Богато украшенные коридоры и входные двери были частью образа жизни буржуазии 20-го века. Это служило их «визитной карточкой» и показывало гостям, насколько состоятельны и авторитетны их семьи в обществе.

Изысканные мозаичные полы, похожие на ковры, украшены словом «Salve», что на латыни означает «Добро пожаловать». Есть только два дома, где это традиционное приветствие написано по-армянски и по-грузински.

Еще один прекрасный пример такого дома находится на улице И. Мачабели, 17, здание, когда-то принадлежавшее Михаилу Калантарову, другому табачному и нефтяному бизнесмену 20 века.

Дом Калантарова сильно отличается от других. Туркиз и оранжевые стены со стрельчатыми арками характерны для мавританского восточного стиля. Он имеет лепной сталактитовый потолок. Мраморная лестница ведет к деревянной двери, отделяющей этот вход от другой мраморной лестницы, ведущей на второй этаж. Эта вторая лестница имеет аналогичные украшения, стрельчатые арки, лепные сталактиты и коврообразный потолок с кругом витража в центре, чтобы обеспечить естественное освещение внутри.

Улица И. Мачабели, 17

К сожалению, все изменилось, когда к власти пришли Советы. Владельцы этих домов были вынуждены съехать и отдать свои роскошные дома сразу нескольким семьям. Некоторым везло, если им позволяли жить в одной из комнат собственного дома. Стены многих из этих прихожих были побелены, снято много красивых украшений и изящных отопительных печей.

Даже сегодня, спустя столетие, несколько семей живут в тех домах, которые когда-то принадлежали одной семье. Новым жителям пришлось приспосабливаться к своим «новым квартирам», добавляя больше места для кухни, ванной и гостиной, разделяя большие комнаты на две меньшие.

За последние шесть-семь лет мэрии удалось отремонтировать лишь несколько домов культурного наследия, в том числе дома Калантаров, братьев Сейлановых и еще несколько на улице Атонели и пр. Агмашенебели


К сожалению, Тбилиси имеет десятки таких зданий, требующих немедленного внимания: потрескавшиеся стены, значительно поврежденная обстановка, недостающие скульптуры и таблички, сломанные карнизы и капители, частично или полностью закрашенные настенные украшения, разбитые витражные потолки остаются нетронутыми, со временем разрушаясь, заставляя жить там небезопасно для жителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *