Маленькие тайны большого гарема Османской империи
Маленькие тайны большого гарема Османской империиХарем-и Хумаюн — гарем султанов Османской империи, влиявший на решения султана во всех областях политики.
Восточный гарем – тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин, средоточие чувственных наслаждений и изысканная скука томящихся в нем прекрасных наложниц. Все это не более чем миф, созданный талантом романистов.
Традиционный гарем (от арабского «харам» — запретное) – это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища — строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем — царство роскоши и погибших надежд…
Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе).
В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.
Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.
Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык («на башмачок»).
В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.
Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.
Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения Богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности.
В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.
Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска».
А вот и дворец Топкапы,где жил Гарем
Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» — госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши». Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана.
Транспорт жен,наложниц,короче гаремный таксопарк
Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки –- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь.
Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками. В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства. Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.
Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка.
Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном.
Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.
Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично — любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец — потенциальным претендентом на престол.
Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».
Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.
Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.
Султан мог иметь фавориток — гюзде. Вот одна из самых известных,украинка Роксалана
Сулейман Великолепный
Бани Хюррем Султан (Роксоланы), жены Сулеймана Великолепного, построенные в 1556 году рядом с собором Айя-София в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан.
Мавзолей Роксаланы
Валиде с черным евнухом
Реконструкция одной из комнат апартаментов валиде-султан во дворце Топкапы.Мелике Сафие Султан (возможно, урожд. София Баффо) — наложница османского султана Мурада III и мать Мехмеда III. Во время правления Мехмеда носила титул валиде-султан (мать султана) и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.
Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Валиде-султан, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример — Нурбану).
Айше Хафса Султан — жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I.
Хоспис Айше-Султан
Кёсем Султан, также известна как Махпейкер — жена османского султана Ахмеда I (носила титул хасеки) и мать султанов Мурада IV и Ибрагима I. Во время правления сыновей носила титул валиде-султан и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.
Аппартаменты Валиде во дворце
Ванная Валиде
Спаленка Валиде
По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.
Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны.
Причем среди одалисок — аутсайдеров гаремного общества — тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» – удостоенную взгляда, если султан хоть как-то — взглядом, жестом или словом — выделил ее из общей толпы. Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда»
. Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана. И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.
Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали — не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте.
Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.
Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен. Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух — мужчина.
Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей. Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.
Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и «султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью».
Селим
Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приёма у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил её к вхождению в союз против революционной Франции.
С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.
Гарем, как и сам дворец Топкапы настоящий лабиринт, комнаты, коридоры, дворики все беспорядочно разбросано. Эту путаницу можно разделить на три части: Помещения черных евнухов Фактический гарем, где проживали жены и наложницы Помещения Валиде Султан и самого падишаха Наша экскурсия по Гарему дворца Топкапы была весьма краткой.
Помещения темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон. Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние. Прошли каменный двор наложниц, посмотрели апартаменты Валиде.
Тоже тесно, вся красота – в зеленых, бирюзовых, синих фаянсовых плитках. Провела по ним рукой, прикоснулась к цветочным гирляндам на них – тюльпаны, гвоздики, а вот хвост павлина… Было холодно, и у меня в голове крутились мысли, что комнаты плохо согревались и обитательницы гарема, вероятно, часто болели туберкулезом.
Да еще это отсутствие прямого солнечного света… Воображение упорно не хотело работать. Вместо великолепия Сераля, роскошных фонтанов, благоухающих цветов, я видела замкнутые пространства, холодные стены, пустые комнаты, темные переходы, непонятные ниши в стенах, странный фантастический мир. Терялось чувство направления и связь в внешним миром. Меня упорно охватывала аура какой-то безнадежности и тоски. Не радовали даже балкончики и терраски в некоторых комнатках, с видом на море и крепостные стены.
Ну и напоследок,реакция официального Стамбула на нашумевший сериал «Золотой век»
Турецкий премьер Эрдоган считает, что телесериал о дворе Сулеймана Великолепного оскорбляет величие Османской империи. Однако исторические хроники подтверждают, что дворец действительно докатился до полного упадка.
Вокруг запретных мест часто ходят самые разные слухи. Причем, чем большей тайной они окутаны, тем более фантастические предположения выдвигают простые смертные о том, что творится за закрытыми дверями. Это касается в равной степени и секретных архивов Ватикана, и тайников ЦРУ. Гаремы мусульманских правителей – не исключение.
Так что нет ничего удивительного в том, что один из них стал местом действия «мыльной оперы», ставшей популярной во многих странах. Действие сериала «Великолепный век» разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, в спальне которого находилось место сотням едва одетых красавиц. Неудивительно, что 150 миллионов телезрителей в 22 странах заинтересовались этой историей.
Эрдоган же, в свою очередь, ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и таким образом — всего турецкого государства.
Но что значит в данном случае искажение истории? Три западных историка провели немало времени за изучением трудов по истории Османской империи. Последним из них был румынский исследователь Николае Иорга (Nicolae Iorga) (1871-1940), в «Историю Османской империи» которого вошли также изданные ранее исследования австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя (Joseph von Hammer-Purgstall) и немецкого историка Иоганна Вильгельма Цинкейзена (Johann Wilhelm Zinkeisen).
Иорга посвятил массу времени изучению событий при османском дворе во времена Сулеймана и его наследников, например, Селима II, унаследовавшего трон после смерти отца в 1566 году. «Больше похожий на чудовище, чем на человека», он большую часть своей жизни провел в пьянстве, кстати, запрещенном Кораном, а его красная физиономия лишний раз подтверждала его пристрастие к алкоголю.
День едва начинался, а он, как правило, бывал уже пьян. Решению вопросов государственной важности он обычно предпочитал развлечения, за которые несли ответственность карлики, шуты, фокусники или борцы, в которых он время от времени постреливал из лука. Но если бесконечные пиры Селима проходили, судя по всему, без участия женщин, то при его наследнике Мураде III, правившем с 1574 по 1595 год и прожившем 20 лет при Сулеймане, все было уже по-другому.
«Женщины в этой стране играют важную роль», — писал один французский дипломат, имевший в этом смысле некоторый опыт у себя на родине. «Поскольку Мурад все время проводил во дворце, его окружение имело большое влияние на его слабый дух», — писал Иорга. «С женщинами султан всегда бывал послушен и безволен».
Больше всего этим пользовались мать и первая жена Мурада, которых всегда сопровождали «множество придворных дамочек, интриганок и посредниц», писал Иорга. «На улице за ними следовала кавалькада из 20 телег и толпа янычаров. Будучи весьма проницательной особой, она часто влияла на назначения при дворе. Из-за ее расточительности Мурад несколько раз пытался отправить ее в старый дворец, но она так и оставалась до самой своей смерти настоящей повелительницей».
Османские принцессы жили в «типично восточной роскоши». Европейские дипломаты старались завоевать их расположение изысканными подарками, потому что одной записки из рук одной из них было достаточно, чтобы назначить того или иного пашу. Карьеры молодых господ, женившихся на них, целиком и полностью зависели от них. А те, кто осмеливались отвергнуть их, жили в опасности. Пашу «запросто могли задушить, если он не решался на этот опасный шаг – жениться на османской принцессе».
Пока Мурад развлекался в компании прекрасных рабынь, «все остальные люди, допущенные к управлению империей, сделали своей целью личное обогащение – неважно, честным или бесчестным путем», — писал Иорга. Неслучайно одна из глав его книги называется «Причины развала». Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это сценарий телесериала, такого как, например, «Рим» или «Подпольная империя».
Однако, за бесконечными оргиями и интригами во дворце и в гареме скрывались важные перемены в жизни при дворе. До восшествия Сулеймана на престол было принято, что сыновья султана в сопровождении матери уезжали в провинцию и оставались в стороне от борьбы за власть. Принц, наследовавший престол, потом, как правило, убивал всех своих братьев, что было некоторым образом даже неплохо, потому что так удавалось избегать кровопролитной борьбы на наследство султана.
Все изменилось при Сулеймане. После того, как он не только завел детей со своей наложницей Роксоланой, но и освободил ее из рабства и назначил своей главной женой, принцы оставались во дворце в Стамбуле. Первой наложнице, сумевшей подняться до жены султана, было неведомо, что такое стыд и совесть, и она беззастенчиво продвигала своих детей по карьерной лестнице. Об интригах при дворе писали многочисленные иностранные дипломаты. Позднее на их письма опирались в своих исследованиях историки.
Сыграло свою роль и то, что наследники Сулеймана отказались от традиции отправлять жен и принцев подальше в провинцию. Поэтому последние постоянно вмешивались в политические вопросы. «Кроме участия в дворцовых интригах, достойны упоминания их связи с янычарами, расквартированными в столице», — писала историк Сурайя Фароки из Мюнхена.
Так что эпоха Сулеймана вряд ли может считаться образцом для построения великой Турции, о которой мечтает Эрдоган.
Гаремы: Рай для мужчин | Большая Азия
Сами же гаремы, нужно отметить, появились задолго до того, как возник мусульманский мир. История знает всякие их формы – не только женские, но и детские, и мужские. Они появились еще за 3 тыс. лет до н.э. Можно вспомнить Древний Египет, Месопотамию, Персию, Древний Китай, наконец. У царя Соломона тоже было «шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа»…
«Правильный» гарем
Однако классический гарем, просуществовавший до начала прошлого века, предполагал наличие следующих составляющих: он непременно должен быть закрытым от посторонних глаз, в нем всегда действовали свои правила внутреннего распорядка, а также присутствовал другой обязательный атрибут — изобилие жен, наложниц и евнухов. Именно такие гаремы и были, например, в Турции, Иране, странах Аравийского полуострова и некоторых других исламских государствах.
Фото: zen.yandex.ru
В переводе с турецкого слово «гарим» означает «запретное место» — кстати, очень комфортное с точки зрения бытовых условий, но где все обитательницы делились «по ранжиру»: жены любимые и не очень, наложницы, невольницы – все имели различный статус. Главной фигурой в этом женском сообществе выступала мамаша султана («волид султан»), которая, как правило, и командовала всеми одалисками. Она же принимала окончательное решение по тому или иному вопросу, коих в этом закрытом от посторонних взгляд сообществе всегда накапливалось великое множество.
Одно из лидирующих мест «табеле о рангах» занимали дочери султана — этим разрешалось многое, хотя далеко и не все — любимым женам позволялось гораздо большее. Если с этими дамами все относительно понятно, то дальше возникает небольшая путница и чехарда, разобраться в которой непосвященному не так уж и просто, ведь у султана всегда были и любимые, и «полулюбимые», и уже вовсе нелюбимые официальные жены, многие из которых имели детей от правителя. В принципе, все эти дамы, которых называли «кад ифенди», считались довольно влиятельными персонами, способными влиять на решения султана. На то они и жены! Тем не менее, не меньшая власть сосредотачивалась и в руках фавориток, не имевших детей от султана.
Фото: zen.yandex.ru
Мальчик, родившийся от официальной жены, мог стать султаном, хотя его мать так и оставалась рабыней. Эти дети очень часто гибли от рук других кадин, плетущих интриги и желавших сделать султаном свое чадо. Насильственная гибель детей в гаремах – обычное явление того времени.
На более низкой иерархической ступеньке стояли так называемые «гёзде» — те самые фаворитки, кому только-только недавно начал симпатизировать султан. Таких женщин могло оказаться сразу несколько — и три, и двадцать три. Но и среди них всегда все-таки находилась главная фаворитка, против которой конкурентки всегда плели интриги. Если эта одалиска набирала силу, то по ее прихоти казнили и миловали.
Наименее влиятельными из всех одалисок считались «икбаль» (то есть «счастливые») — женщины, когда-то спавшие с правителем, но затем по каким-то причинам ему разонравившиеся, хотя он и не утратил к ним своего особого отношения.
Такой же статус был и у их учительниц-невольниц – «кальфамар». Не почитались, кстати, и самые пожилые женщины – «боула». Если правитель был уже пожилым человеком, то таких «мамок» накапливалось изрядное количество. К слову, и они конкурировали между собой, но поскольку эти женщины были более умудренные опытом и делить тело султана в их планы уже не входило, то между собой они конфликтовали меньше – каждая отвечала за свой «сектор» гарема. Но главной задачей этих дам являлся контроль за евнухами – они внимательно наблюдали за ними, не позволяя тем ничего лишнего. Кастраты – они и есть кастраты, но иногда и эти люди пользовались спросом у некоторых одалисок. В общем, всякое случалось в гаремах. К тому же, институт кастрации в разных странах предполагал различную степень удаления «мужского достоинства».
Фото: tumblr.com
Тем не менее, несмотря на перманентную «заинтригованность» гарема, все его женщины могли чувствовать относительную уверенность в завтрашнем дне. После смерти султана вся «женская половина» по сложившейся традиции плавно перекочевывала к наследнику правителя. Именно поэтому многие гаремы порой разрастались до невероятных размеров: 500-600 человек — это не редкость. И справиться с такой оравой одному мужчине, пусть и султану в расцвете сил, было не так-то просто, а исполнять мужские обязанности — тем более проблематично. Теперь поделим общее число дней в году на число женщин — и все станет на свои места. Оттого-то, наверное, в гаремах и существовали свои неписаные законы, следовать которым должны были всенепременно. Впрочем, как и везде, всегда существовали и исключения из правил, но, как правило, касались они в основном самых любимых женщин султана. С этим, в принципе, нельзя не согласиться.
Все на продажу
До 1847 года в Стамбуле существовал невольничий рынок, где вовсю процветала публичная продажа женщин – правоверных мусульманок, воинственных негритянок, кавказских девственниц, пленниц-славянок и прочих дам, еще не зараженных вирусом эмансипации. Например, некоторые черкесские и грузинские родители сами привозили дочерей на продажу, чтобы поправить свое материальное положение. Потом рынок официально прикрыли, но фактически гаремы снабжались невольницами еще почти сто лет.
Фото: liveinternet.ru
Сложная иерархия гаремов позволяла одним невольницам иметь даже собственных рабынь, а те в свою очередь также обладали своими служанками. Рабство Востока – это не совсем то, что мы о нем думаем. Скорее всего, обычному европейцу никогда не разобраться в этом до конца.
В строгом смысле слова, гарем – помещение для проживания женщин внутри дворца или иного большого здания.
Мусульманское жилище традиционно делится на мужскую половину – селамик и женскую – гаренлик. В последнем женщины и проводили все свое время: развлекались, кто как может или как позволял хозяин, плели интриги друг против друга – частенько травили соперниц, подслушивали, подглядывали, одновременно пытаясь завоевать благосклонность господина, иногда радуясь тем подаркам, что от него получали.
Только для посвященных
Если не считать евнухов, то в гаремы посторонние мужчины не допускались. Это правило, впрочем, касалось и ближайших родственников девушек. Не могли попасть в гаремы и животные мужского пола — точнее, могли, но только кастрированные, у которых отсутствовала способность к совокуплению. Обитательницам гарема не разрешалось ходить в мечети, а также посещать семейные и общественные праздники, приходить на поминки к родственникам. Одним словом, это был особый мир, в некотором смысле сказочная планета, где существовали особые правила и законы поведения, свои большие и маленькие радости и трагедии. Кто-то, возможно, сравнит гарем с санаторием, где практикуют особые косметические и лечебные процедуры, предлагая сладкую негу у бассейна и роскошную баню между полдником и ужином, наслаждение игрой музыкальных инструментов вдали от посторонних глаз. Но непременно за высоким забором.
Фото: onokart.wordpress.com
С раннего детства девочек воспитывали в рабской покорности. Оказавшись во дворце султана, одалиски фактически лишались родителей, родины, а заодно и имени, которое им давалось при рождении. Первое, чему их обучали — искусству любви. Эротические напевы — да, но секс — это на усмотрение правителя: в гаремах часто обходились и без него. За сексуальным воспитанием молодой одалиски внимательно следила главная наложница, под чутким руководством которой робкая девочка через некоторое время превращалась в соблазнительную для господина женщину. У нее обязательно должен быть неповторимый шарм, она в совершенстве владела умением принимать сладострастные позы, поэтично говорила, пела сладким голосом, заманчиво танцевала, а главное — всегда должна была быть готовой страстно и горячо любить владыку. Но поначалу приходилось подносить султану туфли, белье, напитки — на ложе владыки «дипломантка» могла рассчитывать только в том случае, если выдерживала все предварительные экзамены…
Бесполые блюстители
Евнухи всегда играли значительную роль при дворе как турецкого султана, так и китайского императора, например. Без них гарем – это вовсе и не гарем. Некоторые кастраты со временем приобретали огромное влияние при дворе — от них зачастую зависела жизнь и смерть многих людей. Но это уже совсем другая история, о ней мы поговорим как-нибудь в другой раз. Отметим лишь, что еще в «Тысяче и одной ночи» кастраты или евнухи, как их еще называют, были заметными персонажами, без оных персонажей жизнь гаремов была просто немыслима. Евнухи (от греческого enucxos – «блюститель ложа»), становились доверенными лицами, ближайшими друзьями (подругами или даже любовниками — случалось и такое) жен и наложниц. Их часто посвящали во многие женские секреты. Бывало, евнухи, как могли, удовлетворяли истосковавшихся по мужской ласке женщин, за что и подвергались жестокой казни, если их ловили с поличным на месте преступления – иногда рубили головы и по доносу.
Фото: wolshebniza100.blogspot.com
Считалось, что бесполые существа, утратившие мужское начало, но продолжающие оставаться мужчинами, лучше всего подходят для поддержания порядка среди женщин. Евнухи, как уже отмечалось, часто пытались компенсировать свою физическую ущербность за счет успешной карьеры. Среди китайских евнухов (в Китае гаремы появились гораздо раньше, чем в Турции) периодически возникали выдающиеся личности. Например, дослужившийся до адмирала некий Чжэн Хэ. Он возглавил экспедицию в Африку. Многие из кастратов в своей упорной борьбе за власть не гнушались ничем – они были отменными хитрецами, лгунами и злодеями. При дворе китайских императоров евнухи образовали весьма могущественную и жестокую клику. В гаремы турецких султанов собирали евнухов со всего мира. Но хорошо обученный евнух стоил недешево. Особенно почитались чернокожие – держать их считалось престижно.
В дворцовых гаремах Стамбула, Бахчисарая, Каира, Марракеша на трех наложниц приходился один евнух.
Обычное дело: женщины в комнате жили по двое, а между ними спал евнух. Ему, кроме всего прочего, вменялось в обязанность следить за «чистотой нравов» своих подопечных. Но, несмотря на предохранительные меры и естественную ревность правителей, страсти в гаремах расцветали буйные.
«Правильные» евнухи, много не болтавшие языком, отмечались — обычно именно из них выходили отменные служаки, занимавшие высокое положение в обществе. Но нередко случалось это не только из-за каких-то выдающихся способностей этих людей, а благодаря тем же одалискам, которые оказывали протекцию своим «слугам».
В Османской империи евнухи не гнушались и взятками – они были посредниками между фаворитками и просителями, которые надеялись на успешное решение своих вопросов через султанских женщин. Между прочим, будущий фельдмаршал Михаил Кутузов во время своей дипломатической миссии в Стамбуле задаривал фавориток султана и в итоге получил весьма выгодные условия мира. Одним словом, если нужно деликатно решить какую-то проблему, то, как говорят французы, ищите женщину…
гаремы история культура традиции
Мужские сексуальные причуды османов
НИКИ ГАММ
«Ваши манеры вскружили мне голову! Скажи, кто тебя воспитал такой наглой?Этот рост ни один кипарис не мог соперничать, кто планировал его развитие?
Твое нежное тело в отношении аромата и выбора цвета и чистоты,
«Кажется, это было на груди какой-то редкой розы, которую ты нашла питание.
Ты приходишь, о сын винодела, с розой в руке, в другом вине;
Что выбрать? Это роза, вино или вы дадите содержание?»
[Недим, в «Пингвиньей книге турецких стихов»]
Недим, живший в начале 18 века, был одним из десятков османских поэтов, открыто проявлявших интерес к представителям своего пола. Но что это был за интерес? Первая интерпретация, которая приходит в голову современному западному человеку, — это гомосексуальность и сексуальная активность (содомия).
Но серьезный взгляд на османскую культуру, а до этого на ислам дает совсем другую картину.
До современной эпохи в арабском или персидском языке не было слова, обозначающего содомию. И в Коране нет запрета на это. Некоторые ссылаются на разрушение города, идентифицированного как Содом Ветхого Завета (который, как предполагается, является источником слова содомия) в Коране, Сура 15: 73-77, как если бы это был источник. Но совершенно ясно, что город был разрушен потому, что его жители отказывались оказывать гостеприимство чужеземцам. Откуда взялся запрет на содомию? Ссылка на некоторые хадисы, высказывания и действия Пророка Мухаммеда, которые суннитская интерпретация ислама использует для обеспечения правовой основы для юридических вопросов, не освещенных в Коране.
Недавняя статья Элизы Семерджян, посвященная делам, переданным в шариатский суд в Алеппо за период 359 лет, когда город находился под властью Османской империи, обнаружила четыре дела, но только одно о содомии в отношении молодого человека и его матери. Предполагается, что юноша приводил к себе домой мужчин, замешанных в гомосексуализме, к гневу жителей его района. Эти двое были изгнаны из своей общины — обычное наказание за проституцию, которая стала достаточно заметной, чтобы беспокоить соседей. Содомиты, с другой стороны, не были наказаны.
Если оставить в стороне проблему содомии, которая интерпретировалась как проституция, но мало наказывалась и почти не уважалась, в ближневосточной литературе есть много выражений мужского восхищения мужчинами и, в частности, мальчиками. В последнем случае следует отметить, что мальчики в возрасте 7 лет считались в османском обществе достаточно взрослыми, чтобы покинуть гарем, чтобы пойти в школу или стать подмастерьем или, по крайней мере среди бедняков, работать. Те молодые люди, которые были «безбородыми, гладкощекими, красивыми и покладистыми», привлекали внимание мужчин старшего возраста, которые имели более высокое положение, больше денег, власти и т. д. Отношения были близкими, в том числе держались за руки, руки друг другу на плечи, даже целовались, но без явного сексуального компонента. Это влечение продлится до полового созревания, когда у мальчика начнут расти волосы на лице, другими словами, он станет мужчиной.
Пока длились отношения, пожилой мужчина должен был тосковать по своей юной возлюбленной, осыпать его дорогой одеждой и даже купить ему дом и другие подарки. Возлюбленный, напротив, вел себя капризно, применяя различные методы, чтобы разрушить чувства любовника и заставить его сомневаться в продолжении отношений и их конечном исходе.
На духовном уровне
В то время как османские стихи можно интерпретировать как относящиеся к реальным людям, строки также относятся к возвышенному. Возлюбленным был Бог, а любящим был человек, который пытался достичь единства с Богом. «Османы [как и европейцы] унаследовали давнюю традицию одухотворения любви. То есть… что общепризнано направление мысли, заключающееся в том, что сексуальные желания или влечения являются физическим проявлением стремления души вернуться к божественному единству, от которого она была отделена рождением в этом материальном мире». [Уолтер Г. Эндрюс и Мехмет Калпаклы, «Эпоха возлюбленных»]
Это мнение связано с мнением членов суфийских или мистических орденов, в которые входили многие из самых влиятельных людей в османском правительстве и, возможно, сам султан. Некоторые из суфиев даже организовывали так называемые «сема», во время которых они садились в круг и концентрировались на красивых юношах в центре, концентрируясь на том, что они воспринимали как красоту, до такой степени, что могли впасть в транс. Поскольку эти церемонии часто длились всю ночь, люди, выступавшие против этих мистических орденов, поспешили обвинить участников в содомии. Уже в 9эти церемонии сема проводились, а два века спустя они были осуждены ортодоксальными консерваторами как доказательство того, что суфии занимались ересью. Реформистское движение 17-го века в Османской империи осудило это наблюдение за мальчиками как ересь и приравняло его к содомии, хотя самого физического акта не было.
Что мало изучено, так это вопрос ношения мужчинами женской одежды. Известные как «зенне», эти люди были в центре внимания общественности, но, похоже, практически не подвергались критике. В миниатюрных изображениях празднеств мы видим танцоров-мужчин – женщинам было бы невозможно выступать на публике. А в традиционных карагёзских пьесах одним из персонажей является зенне.
Только в 19 веке, когда возросло воздействие западноевропейских идей, гомосексуальность, или, скорее, открытое влечение пожилого мужчины к младшему среди османов, стало отходить в тень. Невежество Запада в отношении османской культуры привело к появлению множества придуманных историй о том, что происходило в обществе; зловещие и фантастические истории были придуманы, чтобы шокировать и развлечь западных читателей. Рассказы, подобные рассказу о женщинах в императорском гареме, переодевающихся в мужскую одежду, чтобы возбудить сексуальный аппетит султана, были обычным явлением.
ближний восток — Существовал ли когда-нибудь мужской эквивалент гарема в Османской империи?
Меня смущает вопрос, и я думаю, нам нужно уточнить некоторые детали.
Глядя на то, как существовали гаремы, я задумался: существовал ли когда-нибудь гарем всех мужчин или, по крайней мере, если нет, то мужской эквивалент ему?
Я не уверен, что понимаю, что означает ОП под термином гарем — если термин используется правильно, он означает
«священное неприкосновенное место; гарем; женщины-члены семьи»)
Были ли когда-нибудь культуры, которые определяли священное, неприкосновенное место для членов семьи мужского пола? Абсолютно. В большинстве общественных зданий есть мужские туалеты, раньше было много мужских клубов и организаций.
Том Ау интерпретирует вопрос ОП более широко, чем я — «все, что угодно», и я думаю, что этот ответ приемлем. Но я не вижу этого в вопросе ОП.
Я не знаток ислама или Османской империи, но мое необразованное понимание состоит в том, что то, что сделало гарем священным и неприкосновенным, было ролью гарема в культуре. Смена пола, что немного похоже на деление на ноль — не имеет смысла.
Итак, как мы можем интерпретировать вопрос ОП?
- Был ли в османской культуре институт, который зарезервировал определенные места и обычаи только для мужчин? Технически да, но сфера была публичной, и я думаю, что это не в духе запроса.
На османско-турецком языке гарем, то есть часть дома, отведенная для женщин, называлась гаремлик, а пространство, открытое для мужчин, называлось селамлык.[10] Там же
Были ли в османской культуре культурно признанные и поддерживаемые обычаи в отношении гомосексуальных членов семьи? Не моя область, но я считаю, что технически ответ снова да, хотя я бы не решился назвать их «священными». Это не моя область, но я понимаю, что роль гомосексуализма в османской культуре не отличалась от роли многих других культур; гомосексуальность разрешен до тех пор, пока он официально не признан. (это резюме из 1 предложения; реальность сложнее, но я думаю, что этого достаточно для контекста этого вопроса)
Был ли в османской культуре институт или место, где женщины содержали нескольких любовников? Я считаю, что это категорически нет. Это типичное значение «обратного гарема». У меня нет точной даты первого появления этого термина, но я уверен, что это произошло намного позже распада Османской империи.
Такой обычай подорвал бы политическую династическую роль института гарема. Помимо «защиты» женщин и предоставления им возможности развивать культуру, отдельную от селамлика, гарем обеспечивал, чтобы политические жены получали надлежащее положение и уважение, а также гарантировал, что отец потомства гарема не оспаривался.
мужской эквивалент гарема имеет смысл только в том случае, если вы принимаете (неправильную) западную интерпретацию
Отчетливое воображаемое представление о гареме возникло на Западе, начиная с 17 века, когда европейцам стало известно о мусульманских гаремах, в которых проживает множество женщин. В отличие от средневековых европейских взглядов, которые представляли женщин-мусульманок жертвами, но сильными благодаря своему обаянию и обману. В эпоху европейского колониализма «воображаемый гарем» стал представлять то, что ученые-востоковеды считали униженным и порабощенным статусом женщин в исламской цивилизации. Эти представления служили для того, чтобы считать Запад культурно превосходящим и оправдывать колониальные предприятия. Под влиянием «Тысячи и одной ночи» гарем часто задумывался как личный публичный дом, где многочисленные женщины бездельничали в соблазнительных позах, направляя свою сильную, но подавленную сексуальность на одного мужчину в форме «конкурентной похоти». _упорная мина*
Какова будет функция такого учреждения? Материнская линия любого ребенка не скрыта и не нуждается в защите. Я предполагаю, что такое учреждение могло оставить исключительные сексуальные привилегии за доминирующей женщиной, но я не уверен, почему это было бы социально важно.