Донские казаки происхождение: Факты и мифы о происхождении казачества

Факты и мифы о происхождении казачества

Что стоит за возрождением казачества

Возрождение казачества, начавшееся в России с 1990-х гг., вызвало вполне понятный рост интереса к его истории, а естественными в наших условиях издержками этого явления стало нагромождение псевдонаучных теорий и откровенных мифов, прежде всего по вопросу о происхождении и этнической природе казаков. Давно устоявшаяся в историографии и опирающаяся на огромный конкретно-исторический материал точка зрения, согласно которой донские, яицкие и терские казаки (т.е. историческое ядро российского казачества) — это, при всей этнической пестроте ранних казачьих общин, в основном потомки русских людей, самовольно поселившихся в XVI-XVII вв. на Дону, Яике и Тереке, теперь решительно отвергается большинством активистов «казачьего возрождения», утверждающих, что казаки — это древний самобытный народ, генетически не связанный с русским народом.

Выдвигаемые в подтверждение таких взглядов аргументы, будучи основанными, главным образом, на дилетантских сочинениях политически ангажированных казачьих «автономистов» и «сепаратистов» первой четверти ХХ в. и на казачьей эмигрантской литературе, не выдерживают никакой научной критики и порой просто смехотворны1. Но один из доводов адептов этой «концепции» заслуживает особого внимания, поскольку, во-первых, рассматривается ими как наиболее «сильный» и, во-вторых, на самом деле отражает определенные исторические реалии. Речь идет о «феномене казачьего самосознания», об утверждениях, что казаки в массе своей всегда четко отделяли себя от русских, не считали себя русскими, «исторически никогда не связывали себя с московским народом» и т.д., и т.п.2


Есть ли у казаков «московские» корни?

Действительно, среди донских казаков мнение о своем происхождении не от «московских людей» было широко распространено уже в конце XVIII в., и хотя в других казачьих «войсках» подобные представления возобладали много позднее, казачьи идеологи толкуют их как бесспорное свидетельство принадлежности казаков к «особому этносу»: народная-де память не ошибается. Некоторые авторы, кроме того, заявляют, что казаки являются автохтонным населением традиционных мест своего обитания и никогда не связывали свою историю с какими-либо переселениями. «Казаки от казаков ведутся», — вот лейтмотив их заявлений по этому поводу (обычно в сопровождении ссылки на соответствующий эпизод из «Тихого Дона» М.А. Шолохова)3.

Насчет «никогда» — это просто неправда. Донские казаки в знаменитой «Повести об Азовском осадном сидении», созданной в 1642 г., так высказывались о своей родословной: «Отбегаем мы ис того государьства Московскаго, из работы вечныя, ис холопства неволнаго, от бояр и от дворян государевых, да зде прибегли и вселились в пустыни непроходней…»4 И это не было чье-то частное мнение, как пытаются доказать некоторые казачьи активисты: «Повесть» передавала настроения и чувства большинства казаков, иначе не была бы в свое время так широко (и в нескольких «редакциях») распространена в их среде, и написана была явно патриотом Донского края.

Яицкие казаки в 1721 г. по прибытии «по войсковому делу» в Москву рассказывали: «В прошлых давних годах прадеды и деды… то есть первыя яицкия казаки, пришли и заселись здесь, на Яике-реке. .. собравшись русския с Дону и из ыных городов, а татара из Крыму и с Кубани и из других магометанских народов», а от начала «их заселения или, паче, на Яик-реку приходу ныне будет гораздо более двухсот лет»5. Казаки Терека в XVIII в. тоже говорили, что «начались от беглых российских людей и от разных мест пришельцев от давних годов»6.

Эти факты давно известны профессиональным историкам и трактуются ими однозначно. А.Л. Станиславский подчеркивал, что в XVII в. казаки «осознавали себя частью русского народа, а места своих поселений считали частью России» («Московского государства»)7. О.Ю. Куц обратил внимание на то, как остро реагировали донские казаки на «росхищенье» православного населения Руси во время татарских набегов, и, подчеркивая кровное родство с угоняемыми с русских земель в «бусурманское» рабство полоняниками, называли их «отцами своими, и матерями, и сестрами единоутробными»8. Это находило поддержку и понимание у московского правительства, хвалившего казаков за то, что они государю служат, «помня . ..свою природу»9. При исследовании на солидной документальной базе социально-психологического облика донских казаков XVII в. О.Ю. Куц приходит к заключению, что в общем и целом им было присуще сознание своей принадлежности к православному миру, к Русскому государству и русскому населению10. «Будучи в массе своей выходцами из России, — пишет О.Ю.Куц, — казаки сохраняют сознание своей принадлежности к ней: донское казачье сообщество по своему мироощущению, зафиксированному как в казачьих войсковых отписках в Москву, так и в документах внутридонского характера… предстает перед нами в значительной мере как часть русского общества»11.


Историческая память и беспамятство

Н.А. Мининков, исследуя менталитет донских казаков XVII в., делает вывод, что они тогда «одинаково ощущали свою принадлежность и к России, и к Дону, и к русскому народу», что в исходивших от Войска Донского документах «никогда не проявлялось стремление противопоставить казачество русскому народу, а Дон — России», и донское казачество «ощущало себя частью общерусского единства»12.

Примечательно также, что потомки казаков-некрасовцев, покинувших российские пределы в 1708 г. после подавления Булавинского восстания и осевших в конце концов в Турции, сохранили историческую память о своем русском происхождении и вплоть до конца XIX в. считали себя русскими13.

В России же в XIX в. складывалась иная ситуация. Вспомним Л.Н. Толстого, его повесть «Казаки», написанную в 1863 г. Из нее следует, что уже в середине XIX в. на Тереке казаки смотрели на русского мужика как на «какое-то чуждое, дикое и презренное существо»14. В конце XIX в. аналогичные настроения отмечались исследователями у казаков на Урале и даже за Уралом, где казачьи войска формировались искусственно, по постановлениям правительства с массовым переводом в них именно крестьян. Там казаки тоже стали смотреть на «мужиков» свысока, «как на низшую породу», всячески дистанцировались от «русских», а браки с «мужиками» или «мужичками» вообще были у казаков неслыханным событием15. В дальнейшем утверждения о происхождении от беглых русских людей стали в казачьей среде порой восприниматься уже как прямое оскорбление, ибо трактовались как попытка вывести казачество из «московских отбросов»16.


Кто мог стать казаком?

Так что феномен казачьего самосознания действительно имеет место быть. Только он никак не может свидетельствовать в пользу «автохтонной теории» происхождения казачества, ибо причины «эволюции» казачьего самосознания вполне объяснимы и элементарны.

Уже давно приобрела хрестоматийный характер та справка о донских казаках, которую дал в своем сочинении в 1666 г. бывший подьячий Посольского приказа (ведавшего тогда связями и с вольным казачеством) Григорий Котошихин: «А люди они породою москвичи и иных городов, и новокрещеные татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр, и торговые люди, и крестьяне, которые приговорены были х казни в розбойных и татиных и в ыных делах, и покрадчи и пограбя бояр своих, уходят на Дон; и быв на Дону хотя одну неделю или месяц, а лучитца им с чем-нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому что Доном от всяких бед свобождаютца»)17.

Но и по множеству других источников хорошо известно, что в самой крупной области формирования русского казачества — на Дону — до начала XVIII в. казаком мог стать фактически любой дееспособный, годный к воинскому делу мужчина, а «Войско», будучи кровно заинтересованным в пополнении своих рядов, тающих в боях и походах, во взаимоотношениях с Москвой твердо придерживалось принципа «С Дона выдачи нет!..». О невозможности «службы великому государю» без пополнения извне казаки открыто говорили московским властям в ответ на требования выдать тех или иных беглецов. Такая ситуация была типичной и для других «казачьих рек», и она не могла не вызывать массового оттока на них населения из коренных русских областей, особенно усилившегося во второй половине XVII в.18

 


Этническое чванство

Но с подавлением Булавинского восстания (1707-1708 гг.), после того, как приток извне и свободный прием в казачество были прекращены и оно превратилось в замкнутое привилегированное сословие, казаки стали быстро забывать о своих корнях, а свое все более усиливавшееся и бросающееся в глаза отличие от «мужика» начали объяснять экзотическими родословными, тем более что и свое дворянство у казаков сформировалось, а ему претила мысль о «мужичьем» происхождении. Появилось сословное чванство, которое в свою очередь перерастало в чванство этническое.

Формированию такого мировоззрения, конечно, во многом способствовало элементарное невежество его носителей. В 1928 г. бывший есаул Донского войска, бывший мировой судья и член Донского войскового круга И.П. Карташев, отметив, что «у казачества воспитывались ненормальные отношения с неказачьим населением, к которому казачество относилось с чрезвычайным презрением», дал этому такое объяснение: «Казаки в прошлом ни в школах, ни на военной службе не изучали своей донской истории…»19

Скудость исторических познаний (сочетающаяся с абсолютной уверенностью в обратном) была характерной чертой казачьих идеологов. Общее впечатление от столь удручающей картины, конечно, несколько сглаживают отдельные представители казачьей интеллигенции — такие, как Е.А. Букановский, И.Н. Ефремов, Н.Ф. Рощупкин, М. А. Поликарпов, П.А. Скачков, К.И. Сычов, М.А. Караулов20. Они пытались донести до широких масс казачества научно обоснованные взгляды на его происхождение и этническую принадлежность, но, увы, остались в меньшинстве, следствием чего явились «независимые государства» на Дону и Кубани в годы Гражданской войны, «казакийское» движение в последующей за ней эмиграции, ставившее главной целью своей деятельности создании на юге и юго-востоке России «независимой Казакии», и сотрудничество многих «казакийцев» с гитлеровской Германией в годы Второй мировой войны21.

Метаморфозы казачьего самосознания в период с XVII по XX в. являют нам печальный парадокс: потомки тех, кто представлял собой наиболее активную, «пассионарную» часть народа, — ту, что предпочла подневольной жизни на родине «буйную волю» на полных опасностей окраинах страны — отреклись от него. Не из-за этого ли смертного греха столько бед в прошлом столетии обрушилось на казачество? И очень бы не хотелось, чтобы нечто подобное случилось у нас на новом витке исторической спирали…


1. Никитин Н.И. Происхождение казачества: мифы и реальность //Осторожно, история. М., 2011. С. 44-65.
2. Казачество: Мысли современников о настоящем, прошлом и будущем казачества. М.,2007. С. 107, 302; Аджиев М. Мы — из рода половецкого! [Рыбинск], 1992. С. 54; Вареник В.И. Происхождение донского казачества. Ростов н/Д, 1996. С. 144-148.
3. Вареник В.И. Указ. соч. С. 139, 148.
4. Воинские повести древней Руси. М.; Л., 1949. С. 68.
5. Цит. по: Рознер И.Г. Яик перед бурей. М. , 1966. С. 6.
6. См.: Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. 2е изд. СПб., 2002. С. 29.
7. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990. С. 8.
8. Куц О.Ю. Азовское осадное сиденье 1641 года. М., 2016. С. 6.
9. Он же. Донское казачество в период от взятия Азова до выступления С. Разина (1637-1667). СПб., 2009. С. 325.
10. Там же. С. 402, 404.
11. Там же. С. 408.
12. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д, 1998. С. 435.
13. Сень Д.В. Причины иммиграции некрасовских казаков из Турции в Россию в начале ХХ в. //Проблемы истории Северного Кавказа. Сб. научных статей. Краснодар, 2000. С. 109-110.
14. Толстой Л.Н. Казаки. Повести и рассказы. М.,1981. С. 158.
15. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 2. С. 137; Очерки традиционной культуры казачеств России. М.; Краснодар, 2002. Т. 1. С. 324-325; Русские в Евразии XVII-XIX. Миграции и социокультурная адаптация в иноэтничной среде. М., 2008. С. 455; Ремнев А.В., Суворова Н.Г. «Обрусение» азиатских окраин Российской империи: оптимизм и пессимизм русской колонизации //Исторические записки. М., 2008. Вып. 11. С. 147.
16. Казачество: Мысли современников… С. 187, 199.
17. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 159.
18. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. СПб., 1910. С. 107-113; Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до ХХ века. М., 1996. С. 322; Тхоржевский С. Донское войско в первой половине семнадцатого века //Русское прошлое. Пг.; М., 1923. Сб. 3. С. 3, 14-15; Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в. М., 1955. С. 268-270, 274; Пронштейн А.П. Войско Донское накануне Булавинского восстания //Вопросы военной истории России.XVIII и первая половина XIX веков. М., 1969. С. 315-316; Дариенко В.Н. Община на Яике в XVII — первой четверти XVIII в. //Ежегодник по аграрной истории. Вып. 6. Вологда, 1976. С. 55-56; Пронштейн А.П., Мининков Н.А. Крестьянские войны в России XVII-XVIII веков и донское казачество. [Ростов н/Д., 1983]. С. 82-86, 206-208; Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVIII). 2е изд. СПб., 2002. С. 17-21.
19. Казачество: Мысли современников… С. 185-186.
20. Там же. С. 191-102, 172, 248, 252-253, 264, 276; Караулов М.А. Терское казачество. М., 2007. С. 24, 28.
21. Кириенко Ю.К. Казачество в эмиграции: споры о его судьбах (1921-1945 гг.) //Вопросы истории. 1996. N 10. С. 3-18.

свобода и государство – Учительская газета

«С Дона выдачи нет» — это слова о свободе, о донской воле — человек, ушедший на берега реки-республики Дон, не выдавался своим бывшим начальникам или хозяевам.

Фото из личного архива Амирана Урушадзе

Об истории Вольного Дона в преддверии 12 мая — официального Дня основания Донского казачества в 1570 году — мы побеседовали с кандидатом исторических наук, деканом факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, руководителем исследовательского проекта Российского научного фонда «Национальные окраины в политике Российской империи и русской общественной мысли» Амираном Урушадзе, автором книги «Вольная вода. Истории борьбы за свободу на Дону».

Амиран Тариелович, Вы — специалист по истории Кавказа, первая Ваша книга «Кавказская война. Семь историй» тоже была финалистом премии «Просветитель». И вот — вторая — в той же научно-популярной серии книг «Что такое Россия» от издательства «НЛО». Что общего у этих книг? Вас привлекает тема вольницы в самодержавном государстве?

— Книги объединены сразу несколькими вещами. Во-первых, Дон всегда имел тесные связи с Северным Кавказом. Несколько лет назад я преподавал в Южном федеральном университете курс под названием «История Дона и Северного Кавказа». Как в научных исследованиях, так и в преподавании это вполне органично, здесь множество исторических пересечений: казачья колонизация, Кавказская война, трагедия Гражданской войны. Во-вторых, у книг есть общие герои — казаки. В Кавказской войне сражались донцы, черноморцы, терцы, линейцы. При этом переселение на Северный Кавказ казаки, в том числе донские, встречали с недовольством, порой открыто сопротивлялись. Среди историй «Вольной воды» есть и рассказ о Есауловском бунте 1792–1794 годов. Его причиной стало решение Екатерины II переселить несколько донских полков на Кубань.

Российскую историю у нас чаще всего тесно связывают с историей становления и развития государства. В этих двух книгах мне хотелось показать другое измерение отечественной истории — повседневное. Меня интересовал частный человек в исторической ситуации. В «Вольной воде» это выражено в намеренном отказе от традиционного описания истории российского казачества исключительно как служилого сословия. История богаче любой схемы, тем более история Дона.

А что общего у вольных казаков и свободных горцев?

— Прежде всего — разнообразие. Когда говорят «казак», то под этим словом понимают и донское казачество на заре его существования, и дальневосточное казачество рубежа XIX–XX веков, и казаков Богдана Хмельницкого времен антипольского восстания 1648-1657 годов. Излишне говорить, что все это очень разные сообщества. Кроме того, казачество всегда отличалось этнической, социальной и культурной пестротой. Среди казаков были русские и малороссы, татары и грузины, черкесы и осетины.

Теперь о горцах. Мы должны понимать, что этим словом принято называть множество народов Северного Кавказа. При этом значительная часть «горцев» проживала на равнине. Социальное устройство политических общностей Северного Кавказа также было разнообразным. В Кабарде и значительной части Дагестана мы видим дифференцированную социальную структуру, которая включала как привилегированные группы, так и зависимые слои населения. В Чечне и дагестанских вольных обществах социального неравенства было меньше.

Объединяет вольного казака и свободного горца готовность нести ответственность за свои поступки, защищать родной дом, хранить память о предках и воспроизводить традиции повседневной жизни. Казачьи и горские общества отличал высокий уровень самоорганизации и солидарности. Казак, как и горец, полагался на себя, родственников и ближайших соседей. Только совместными усилиями можно было прокормиться и защититься.

Можно ли сказать, что если в домонгольский период в Древней Руси не было государственного произвола, то затем, в период расцвета самодержавной власти, донское казачество — исключительный случай негосударственной самоорганизации большой группы людей в России? Почему это стало возможным?

— В домонгольский период и позже до конца XV столетия вообще государства было мало. Не существовало государственной бюрократии, развитой налоговой системы. Можно сказать, что вплоть до XV-XVI веков русские земли были объединены только в религиозном (православное христианство) и церковном (Киевская митрополия) отношениях. И только в царствования Ивана III, Василия III и Ивана IV Грозного происходит не только «собирание земель», но и «собирание власти» — формирование полноценного централизованного государственного аппарата. Процесс рождения государства современного типа сопровождался социальными проблемами — обезземеливанием, бедностью, судебными преследованиями, ростом долговых обязательств. Населению тяжелее всего приходится именно в период государственных преобразований — масштабных реформ. Это справедливо и в отношении реформ Петра I, великих реформ 1860–1870-х годов, перестройки и либеральных реформ 1990-х.

Тогда, в XVI–XVII веках, группы отверженных уходили подальше от государства и его институтов — на Дон. Не стоит думать, что здесь оседали только крестьяне. Россия в конце XV– начале XVII веков переживала тяжелые времена: Ливонскую войну, опричнину, Смутное время. Эти катаклизмы выдавливали на Дон и знатные слои населения — дворян и даже князей. То, что среди казаков были все эти элементы, помогло казачеству в короткие сроки заявить о себе как о мощной военной силе.

Что касается уникальности казачества как негосударственной самоорганизации, то при определенном взгляде можно и русскую крестьянскую общину считать подобным примером.

В книге про донское казачество Вы указываете основными причинами народной покорности во время опричнины Ивана Грозного социальную ненависть к богатым боярским и княжеским родам и державную гордость после победы царя над Казанским и Астраханским княжествами. Как Вы считаете, эти причины универсальны или они сработали только в той конкретной ситуации?

— Все зависит от уровня жизни людей и способов организации их общежития. Если большая часть населения притеснена и угнетаема, то такой механизм, как правило, срабатывает. В царе традиционно видели защитника народных интересов против хищничества знати и местных сатрапов. Этот миф был очень живучим. Не случайно в годы Первой русской революции 1905–1907 годов на антиправительственных митингах был популярен парадоксальный лозунг: «Долой самодержавие, а царя оставить!».

Когда «кончилось» казачество?

— Смотря, что мы понимаем под концом истории казачества. Если потерю Доном политической автономии, то таким рубежом надо считать поражение Булавинского восстания 1707–1708 годов. Если казачьи права и привилегии — то трагедию Гражданской войны и, конечно, печально известную директиву большевиков об истреблении казаков от 24 января 1919 года. К счастью, культурное наследие казачества — фольклор, замечательные казачьи песни, единоборства и традиционные спортивные состязания (шермиции) — удалось сохранить силами подвижников, потомков казаков. Как самобытное этнокультурное явление казачество продолжает жить.

Как сейчас в исторической науке разрешается основной вопрос казаковедения о происхождении казаков? Ведь их было много разных — донские, запорожские, терские…

— Важнее всего, что сейчас в науке принято разделять различные казачьи социумы и не пытаться найти некие общеказачьи закономерности исторического и политического развития. Только большевики придумали непротиворечивую концепцию казачьего «единства»: все казачество считалось контрреволюционной силой. Понятно, что сегодня такие схемы не работают.

Соответственно, и вопрос о происхождении казачества для разных его групп решается по-разному. Если говорить об истории донских, терских и запорожских казаков, остается актуальным спор между сторонниками миграционной и автохтонной теорий их происхождения. Первые настаивают на том, что эти группы казачества сформировались в результате бегства преимущественно крестьянского населения от произвола властей и помещиков. Вторые считают, что на соответствующих территориях сформировалось коренное (автохтонное) население, которое позже вобрало в себя беглецов.

А вот для казачества Дальнего Востока — Забайкальского, Уссурийского — спор о происхождении не имеет значения. Здесь понятно, что казаки появились на этих территориях как российские первопроходцы, а позднее закрепились в качестве защитников восточных рубежей Российского государства.

У нас на слуху донские казаки Степан Разин, Кондратий Булавин. В книге Вы пишете о неизвестном широкому кругу Евграфе Грузинове. Расскажите, пожалуйста, немного о нем нашим читателям.

— Евграф Грузинов, действительно, не так хорошо известен, как другие казаки-бунтари, хотя еще в советское время защищали диссертации и публиковали книги, посвященные его биографии. Грузинов не стал вождем большого казачьего восстания, но его жизнь удивительна. Он имел все: служил в гвардии, был обласкан милостями, получил землю и крестьян. Но по собственной воле от всего этого отказался, вернулся в родной Черкасск и зажил жизнью асоциального отшельника, спрятавшись от всех на чердаке родительского дома. Причиной такого переворота было то, что казак осознал несправедливость царивших порядков и отказался вслед за этим от государевой службы. Грузинов публично отрекся от императора Павла I и призывал донцов вспомнить былые времена вольного казачества. Власти посчитали его опасным заговорщиком, и, после короткого следствия, Грузинов был приговорен к наказанию кнутом. 5 сентября 1800 года приговор привели в исполнение. По свидетельствам очевидцев, Грузинов получил более 400 ударов, хотя к смерти обычно приводили и 200 ударов. Спустя час после жестокой экзекуции Евграф Грузинов умер. Главной уликой в деле Грузинова был наспех написанный им манифест-утопия, в котором донской казак планировал создание государства всеобщего равенства и братства.

И последний вопрос, Амиран Тариелович: как Вы думаете, уместно ли в одиннадцатом классе изучать «Тихий Дон»? Книга очень жесткая, даже жестокая.

— И в этом ее главное достоинство. «Тихий Дон» — книга о том, к чему может привести человеческая ненависть, как она разделяет семьи, заставляет родных людей идти насмерть друг против друга. Великий роман Шолохова показывает леденящий ужас братоубийственной войны. Очень важен основной урок книги: России достаточно революций и гражданских войн. Мне кажется, понимать это может и должен ученик выпускного класса.

казаков. Краткая история казачества – Посетите Санкт-Петербург

Казаки. Краткая история казачества

В историческом развитии любого народа бывали моменты, когда определенный этнос обособлялся и тем самым создавал отдельный культурный пласт. В некоторых случаях такие культурные элементы мирно сосуществовали с их нацией; в других боролись за равное место. Примером такого воинственного этноса можно считать казаков. Представители этой культурной группы всегда отличались особым мировосприятием и очень острой религиозностью. История казачества восходит к далекому XV веку, когда государства Европы погрязли в междоусобных войнах и династических переворотах.
В истории России казаки — уникальное явление. Именно это общество стало одной из причин, позволивших Российской империи разрастись до таких огромных размеров, а главное – закрепить за собой новые земли, превратив их в полноценные составные части одной великой страны.

Этимология слова «казак»

У многих современных людей сложилось общее представление о том, что казак – это воин или род воина, живший в определенный исторический период и боровшийся за свою свободу. «Казак» — в переводе с тюркского языка означает «свободный человек». Существует также множество других теорий, каждая из которых толкует это слово совершенно по-разному, но самая распространенная теория состоит в том, что казак был человеком свободным, но вооруженным, готовым к нападению и бою.

Историческое происхождение

Казаки впервые упоминаются в летописях в XIV веке. Сообщается, что в Сугде, нынешнем Судаке (Крым), погиб некий Алмалу, зарезанный казаками. В то время Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не запорожские казаки, русских рабов было бы гораздо больше.
Также в летописи 1444 г. «Слово о Мустафе-царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с Рязанским царством и москвичами против этого татарского князя. В данном случае они описываются как гвардейцы города Рязани, пришедшие на помощь княжеской дружине.
То есть первые источники показывают двойственность казаков. Этот термин употреблялся, во-первых, для «вольных людей» , поселившихся на окраинах (обычно на юге) русских земель, а во-вторых, для «служилых людей» , как городской стражи, так и пограничных войск.

Реестровые казаки Богдана Хмельницкого, XVI век

Кто осваивал в то время южную окраину России? Это охотники и беглые земледельцы, люди, искавшие лучшей жизни и спасавшиеся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все чужеземцы, которые также не могли сидеть на одном месте, а может быть, и остатки народов, населявших эту территорию, — хазары, скифы, гунны. Формируя отряды и выбирая атаманов (главу труппы), они сражались то за, то против тех, с кем были соседями.

Поступление на государственную службу русских войск

По-видимому, практически одновременно с вольным казачеством в России и в Польско-Литовском государстве казаки появились как род войск. Часто это были такие же вольные казаки, поначалу просто воевавшие как наемники, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они стали отдельным классом в русском обществе, выполняющим те же функции.

«Покорение Сибири Ермаком». Художник: Василий Суриков

Казачьи войска помогли русскому царю расширить границы Российской империи.

История русского казачества богата событиями и крайне запутана, но если коротко-сначала Россия, потом Российская империя практически на протяжении всей своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самообороны, как в случае с Крымом и Кавказом, но всегда среди отборных отрядов были казаки и они же селились на завоеванных землях. Сначала они селились на свободных землях, а потом царь привел их в повиновение. Они строили деревни и города, возделывали землю, охраняли территории от соседей, не желавших жить мирно или недовольных аннексией аборигенов.

Они мирно жили с гражданскими, частично перенимая их обычаи, традиции, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, так же как и разные диалекты, обычаи и песни.
Наиболее ярким примером этого являются кубанские и терские казаки, быстро перенявшие у народов Кавказа такие элементы горской одежды, как папаха, черкеска, бурка. Их музыка и песни также приобрели кавказские мотивы, например, казачья лезгинка, очень похожая на горские песни. Так возник уникальный культурный феномен, познакомиться с которым может каждый, побывав на концерте Кубанского казачьего хора.

«Казак, горы, река», художник: Андрей Лях


Coscack Lesginka, Национальный народный танец: видео >>


Кубан Козак Хор (видео >>

Кассак.

К концу XVII века казаки в России постепенно стали трансформироваться в те объединения, которые заставили весь мир считать их элитой русской армии . Процесс завершился в XIX веке, а конец всей системе положила Великая Октябрьская революция 19 века.17 и последовавшая за ней Гражданская война. В этот период были выделены:

Донское казачество

Донское казачество – древнейшая казачья культура, возникшая в середине XV века. Люди, по разным причинам бежавшие на окраины страны, сбивались в группы, выбирали атаманов и жили как могли — охотой, грабежами, набегами и служением ближним, когда была очередная война. Донские казаки располагались на территории Ростовской-на-Дону, Волгоградской, Луганской и Донецкой областей. Название исторически связано с рекой Дон. Главное отличие донских казаков от других казачьих формирований состоит в том, что они развивались не просто как воинская единица, а как этническая группа со своими культурными особенностями.
За добровольное и героическое участие войска донских казаков под командованием атамана Сусара Федорова в штурме Казани (1552 г.) Иван Грозный пожаловал казакам реку «Дон со всеми притоками» в вечное пользование. Самостоятельный статус донского казачества был подтвержден благодарственной грамотой, текст которой зачитывался казакам почти 150 лет каждый Покровский день.
И так было до 1708 года: Петр I приказал уничтожить эту Независимость из-за участия значительной части донских казаков в восстании Кондратия Булавина.
Государевая служба донских казаков началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу Романову. Участие казаков в народных восстаниях заставляло русских царей наводить порядок на своих территориях. Но только Петр Великий полностью преобразовал их, запретил выборы атаманов и ввел свою иерархию. Петр Великий включил этот край в состав Российской империи, его жителей обязали служить в царской армии, а на Дону приказал построить ряд крепостей.

Донские казаки. Культура донских казаков сохранилась и в наше время.

В результате Российская империя получила отважную и опытную армию, которая в основном использовалась для защиты южных и восточных рубежей страны.
Отсюда следует, что донской казак – это человек, принадлежащий к особой социальной формации по национальному признаку. Культура донских казаков сохранилась и в наше время.

Запорожский казак

г. Исторической родиной запорожских казаков является территория так называемого Дикого поля (современная Украина). Следует отметить, что в XV веке территория была нейтральной и не принадлежала ни Русскому царству, ни Польше. В основном территория «Дикого поля» подвергалась постоянным набегам крымских татар. Постепенное заселение этих земель людьми как из Польши, так и из Русского царства повлияло на развитие нового сословия – казаков.

«Запорожский казак пишет письмо тюркскому султану», Художник: Илья Репин

На самом деле история запорожского казачества начинается с того момента, когда простые люди, земледельцы, начинают заселять земли Дикого поля, создавая при этом свои самоуправляющиеся воинские формирования для отражения набегов татар и других национальностей. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь . Вся его история — участие во всех войнах региона, непрекращающиеся восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. К началу XVI века казачьи полки превратились в мощную военную силу, создававшую большие трудности соседним государствам.
Согласно историческим данным, которые известны сегодня, первая попытка самоорганизации казаков была предпринята в 1552 году князем Вишневецким, более известным как Байда. На свои средства он создал военную базу «Запорожская Сечь», которая располагалась на острове Хортица. На нем проходила вся жизнь казаков. Расположение было стратегически удобным, так как Сечь преграждала проход татарам из Крыма, а также находилась в непосредственной близости от границы с Польшей.

Запорожские казаки, ныне

В 1569 г. образовано новое литовско-польское государство – Речь Посполитая. Естественно, этот долгожданный союз был очень важен и для Польши, и для Литвы, и вольные казаки на границах нового государства действовали вопреки интересам Речи Посполитой. Конечно, такие укрепления служили отличным щитом от татарских нападений, но они были совершенно бесконтрольны и не уважали авторитет короны. Так, в 1572 году король Речи Посполитой Сигизмунд II Август издал универсальный закон, регулирующий найм 300 казаков на службу короне. Они были занесены в список, реестр, в который нанесли их имя реестровых казаков. Такие части всегда находились в полной боевой готовности для максимально быстрого отражения татарских набегов на границы Речи Посполитой, а также для подавления периодически возникающих крестьянских восстаний.
С 1583 по 1657 год некоторые казацкие предводители поднимали восстания, чтобы освободиться от влияния Речи Посполитой и других государств, пытавшихся подчинить себе земли еще не образовавшейся Украины. Наиболее сильное стремление к самостоятельности стало проявляться среди казачьего сословия после 1620 года, когда гетман Сагайдачный вместе со всем войском Запорожским присоединился к киевскому братству.

Эта акция ознаменовала единение казачьих традиций с православной верой. С этого момента бои казаков носили не только освободительный, но и религиозный характер.

После неудачной национально-освободительной войны XVII века, а также начала смуты военная мощь казаков была значительно подорвана. Кроме того, казаки лишились поддержки со стороны Российской империи после перехода на сторону Швеции в Полтавской битве, в которой войско казаков возглавлял Иван Мазепа.
В результате этой череды исторических событий в XVIII веке начинается динамичный процесс повествования, достигший своего пика во времена императрицы Екатерины II. В 1775 году Запорожская Сечь была ликвидирована. Однако казакам был предоставлен выбор: идти своей дорогой (жить обычной крестьянской жизнью) или вступить в гусарские и драгунские полки, чем многие и воспользовались. Тем не менее, оставалась значительная часть казачьего войска (около 12 000 человек), не принявшая предложение Российской империи.

Для обеспечения прежнего сохранения границ, а также каким-либо образом легализовать «казачьи остатки», по инициативе Александра Суворова в 1790 году было создано Черноморское казачье войско . А уже в XIX в. Было сформировано Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело проявить себя в Крымской войне, где пластунские разведчики их войск проявили удивительную ловкость и удаль.

Кубанские казаки

Кубанские казаки, ныне

Кубанское казачество, появилось в 1860 году. Сформировано из нескольких существовавших в то время воинских казачьих формирований. После русско-турецкой войны возникла необходимость осваивать новые земли и одновременно находить применение запорожцам – буйным и малоуправляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско. Потом, после долгих переговоров, им отдали Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — около 25 тысяч человек переселились на новую родину, приступили к созданию оборонительного рубежа и управлению новыми землями.
г. Основу Кубанского казачества, помимо Черноморского казачьего войска, составляло Кавказское казачье войско, упраздненное в связи с окончанием Кавказской войны. Это воинское формирование создавалось как пограничная сила для контроля над ситуацией на Кавказе. Война на этой территории закончилась, но стабильность постоянно находилась под угрозой. Казаки стали отличным буфером между Кавказом и Российской империей.
Переустройство под единые стандарты, смена мундиров на одежду горцев, а также присоединение казачьих полков из других районов страны и просто крестьян и отставных солдат привели к созданию совершенно новой общины.

Через некоторое время эти воинские формирования стали профессиональной частью вооруженных сил Российской империи. Кубанские казаки базировались в районе Северного Кавказа (территория современного Краснодарского края).

Памятник казаку в г. Краснодар (Кубань)

Кроме того, представители этой армии участвовали в годы Великой Отечественной войны. Сегодня быт кубанских казаков, их традиции и культура сохранились благодаря сформированному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Роль казачества в истории России

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся общин, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:
Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское , Оренбургская, Семиреченская, Сибирская, Терская, Уральская, Уссурийская. К тому времени их было почти 3 млн (с семьями), что составляет чуть более 2% населения страны. Они участвовали во всех важнейших событиях страны — в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в подавлении народных волнений. Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны. После революции часть из них примкнула к белогвардейскому движению, а часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.
К сожалению, на этом беды этого сословия не закончились – новая власть СССР стала последовательно проводить политику расказывания (уничтожения казаков), отбирая у них привилегии и репрессируя их. Объединение в колхозы тоже не было гладким.

Казаки в годы Первой мировой войны (1914-1917)

В годы Великой Отечественной войны казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым было возвращено традиционное обмундирование, проявили хорошую выучку, воинскую смекалку, отвагу и настоящий героизм. Семь кавалерийских корпусов и 17-я кавалерийская дивизия получили статус гвардейских. Многие выходцы из казачьего сословия служили в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-й кавалерист был награжден как Герой Советского Союза .
Казаки – Герои ВОВ, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор вооружения Ф. Токарев и др.

В годы Второй В Великой Отечественной войне казаки проявили свою исключительную храбрость (1941-1945 гг. )

Несомненно, казаки – это не просто воинские формирования, а отдельный этнос, сформировавший свою особую культуру за несколько столетий. На территории современной Российской Федерации проживает около 140 тысяч человек, записывающих свою национальность как «казак».

 

Вы сможете познакомиться с обычаями и традициями, побывать в действующем станице казачьей общины в Санкт-Петербурге и даже стать одним из них. Пожалуйста, присоединяйтесь к одной из программ, которые вы можете найти на этой странице:  Подробнее >>

 

Источник

Казаки | Encyclopedia.com

ЭТНОНИМ: Казаки


Ориентация

Идентификация. Изначально казаки были вольными наемниками, проживающими на ничейной земле. В конечном итоге они стали частью нерегулярных вооруженных сил России, основной задачей которых была защита приграничных территорий России. Таким образом, они были идентифицированы по месту жительства. Донские казаки, самые ранние известные в России, появились в пятнадцатом веке, а войско образовалось в начале шестнадцатого века. Примерно в это же время в Приднепровье сформировалось запорожское казачество. В конце шестнадцатого века возникли два ответвления донских казаков: Терское казачье войско в низовьях реки Терек на Северном Кавказе и Яицкое (Яицкое) войско в низовьях реки Яик (ныне известная как река Урал). С расширением Российского государства и поощрением правительства казачьи войска размножались, образуя оборонительный пояс вдоль границ империи. К концу XIX века, кроме прежних войск, существовали Амурское, Байкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Волжское, Уссурийское, а на Днепре — Запорожское казачье войско. . Однако донские казаки оставались самым многочисленным и значительным войском. В дореволюционной России донское казачество пользовалось административно-территориальной автономией.

С образованием СССР их земли вошли в состав нынешних Ростовской, Волгоградской, Воронежской и Ворошиловоградской областей, а также Калмыцкой АССР.

Местоположение. Донские казаки проживали вдоль 800 километров реки Дон и ее притоков между 46°07′ и 51°18′ северной широты и 37° и 45° восточной долготы. «Отец Дон», как донские казаки называют реку, делит пополам район холмистой местности. Река обычно замерзает до весны, так как зимы суровые. Снег выпадает уже в ноябре. Однако в середине зимы случаются оттепели, которые могут сопровождаться неделями осадков. Весной поля иногда затапливаются. Лето очень жаркое, над пшеничными полями висит желтая дымка пыли. Восточная часть района, составляющая левобережье Дона и его притока Медведицу, представляет собой степь, почва бесплодна, имеется лишь несколько мелких ручьев. Однако весной степь ярко зеленеет. На западе, на правом берегу Дона и в прилегающей местности на севере степи сменяются холмами. Наиболее плодородные земли находятся к северу от реки Медведицы. Деревья включают дуб, ясень, пихту, тополь, а у воды — иву и вербу. По берегу реки, местами песчаной, растут камыши. Среди птиц можно встретить гусей, уток (включая чирков), поганок, лебедей, дроф, орлов, ворон, перепелов, воробьев и сорок. Среди местных более мелких растений — чертополох, терновник, полынь и копья. Рыба включает сига, стерлядь и карпа.

Демография. В 1897 году на территории Донского казачества проживало около 30 тысяч калмыков. К 1917 г. население Донской области составляло 3,5 млн человек, из которых почти половину составляли казаки, четверть «туземные» крестьяне, остальные «пришлые». Сегодня этнические границы между казаками и неказаками относительно размыты.

Этническая и языковая принадлежность. В то время как большинство донских казаков имеют русское или, в гораздо меньшей степени, украинское происхождение, другие являются тюрками или потомками калмыков, поселившихся на Дону в XVII веке. Язык представляет собой особый вариант южного великорусского диалекта и демонстрирует сильное влияние украинского, турецкого и татарского языков. Название «казак», кстати, от тюркского слова хазак, означает «халявщик, бродяга» (не следует путать с казахским этническим названием, которое появляется в Казахстане).


История и культурные связи

Первые казачьи поселения появились в конце XV века в районе нижнего Дона. Большинство этих людей были беглецами, решившими поселиться вдоль Дона, вне досягаемости российских властей. С ростом населения вдоль Дона во второй половине шестнадцатого века донские казаки превратились в важную военную и политическую силу в этом районе. Зависимые от Москвы в экономическом и военном отношении, они тем не менее оставались политически и административно независимыми, проживая на окраинах Российского и Османского государств. В конце XVII века русское правительство пыталось ограничить их свободу и привилегии. Именно требование вернуть беглецов казаки считали величайшим нарушением своих традиционных свобод. К концу XVIII века граница отодвинулась южнее, и военное значение донских казаков уменьшилось. После 1738 г. главнокомандующий донскими казаками, ранее избиравшийся, стал ставленником российского правительства, а после 1754 г. местные начальники также назначались Военным министерством в Петербурге. Благодаря этому и другим шагам казаки были полностью поглощены русскими вооруженными силами и несли военную службу по всей Российской империи; при царе Павле, например, им было приказано «завоевать Индию», и они действительно отправились в путь, когда после его убийства была возвращена безумная директива. Казачья шляхта была создана указом 179 г.9; Казаки стали равными по званию остальным русским военным. В 1802 г. земли были разделены на семь округов, находившихся в ведении военного министерства; в 1887 г. количество округов было увеличено до девяти. К 1802 г. донские казаки могли составить восемьдесят кавалерийских полков. Каждый рядовой казак должен был отслужить тридцать лет. В 1875 году военная служба была сокращена до двадцати лет. Они были особенно печально известны своей ролью в подавлении революционных движений в России и расправе над евреями во время погромов. Во время 1-й мировой войны донские казаки сформировали 57 кавалерийских полков (т. е. около 100 000 всадников). После Февральской революции 1917 их главный командир А. М. Каледин объявил об образовании «Донского казачьего правительства». После разгрома Каледина и его контрреволюционного правительства в марте 1918 года была провозглашена «Донская советская республика». Однако новая советская политика национализации и присвоения излишков привела к восстанию в Донской области и ликвидации Советского правительства. В январе 1920 г. советские войска вернулись, чтобы восстановить советский контроль над территорией и отменить любую административную автономию в регионе. Последним напоминанием о былой славе стали несколько донских казачьих полков, сформированных в 1936 в Советской Армии. Во время Великой Отечественной войны эти полки оказались безнадежно устаревшим пушечным мясом и в итоге были расформированы.

Исторически донское казачество граничило с калмыками на востоке, ногайцами и крымскими татарами на юге, русскими на севере и украинцами на западе. Сегодня в состав области входят эти и другие этнические группы СССР.


Поселения

До XVIII века, с началом крестьянской колонизации края, донские казачьи поселения объединялись в станиц, созвездие из двух-трех деревень. В начале XIX века насчитывалось 114 станиц с новым административным центром в Новочеркасске. Население станицы варьировалось от 700 до 10 000 человек. Типы жилья варьировались от замысловатых поместий аристократии — больших домов, окруженных кирпичными стенами, хозяйственных построек, помещений для прислуги, бань, конюшен и фруктовых садов — до солидных усадеб и более рудиментарных хижин бедных крестьян. В то время как загородный дом богатого человека казался практически взаимозаменяемым с его аналогом в Западной Европе, крестьянские усадьбы и избы были более характерны для Дона. Эти жилища были построены плотниками, но оштукатурены женщинами из глины, смешанной с навозом; здания белили «на Пасху». Крыши были соломенные, иногда тростниковые. Полы были земляные. Воду из реки носили женщины, подвешивая ведра к коромыслам. Многие крестьянские избы были обнесены плетнем. Некоторые деревенские дома могут иметь железные крыши, шесть или около того обшитые панелями комнаты, балюстрады и веранды. Такие дома могли иметь дощатый забор, а двор мог быть вымощен плиткой. Дома, освещенные масляными лампадами, обычно имели серебряную икону в углу, столы, зеркала и самовар, либо на печи, либо на углях. Печь часто была высокой и покрыта зелеными изразцами. Дом с карнизами и оконными рамами делался более привлекательным благодаря занавескам, иногда из голубого хлопка. Предметы домашнего обихода включали окованные железом сундуки, фотографии и колыбели для младенцев. Если некоторые спали на кроватях с перинами, то крестьяне часто спали на нарах. За домом был земляной погреб для хранения продуктов. Самым маленьким поселением было хутор, село без церкви. В деревне была церковь, могли быть элеваторы, паровая мельница или ветряная мельница. Сегодня большая часть населения проживает в крупных промышленных городах: Ростове-на-Дону, Таганроге, Донецке, Ворошиловограде, Новочеркасске.

Экономика

Жизнеобеспечение и коммерческая деятельность . До XVIII века донские казаки не занимались земледелием — их военачальники прямо запрещали такую ​​деятельность. Вместо этого они существовали за счет поставок зерна из Москвы, присланного им в обмен на военную службу. Правительство также обеспечивало ежегодные поставки пороха, пуль, спиртных напитков и наличных денег. Иногда донские казаки закупали эти и другие необходимые товары в соседних русских городах, но московские власти старались воспрепятствовать такой торговле. Кроме того, донские казаки получали денежные выплаты по завершении военной кампании. Государственная монополия на соль и водку не распространялась на казаков, и право производить и то, и другое составляло важнейшую привилегию. Еще одним важным источником богатства была добыча ( zipun ) захвачен в плен в ходе набегов на османские провинции и соседние народы. Среди наиболее ценных вещей были взяты стада животных, лошади, предметы быта и особенно пленные, которые впоследствии были выкуплены или обменены. Рыбалка, охота и пчеловодство были основными аспектами экономики; Казаки с особой яростностью сопротивлялись любому ущемлению их исключительных прав на рыбный промысел в районе Дона. Животноводство — разведение лошадей, коров, коз, свиней — оставалось важной частью местной экономики. Однако с увеличением числа колонистов в восемнадцатом веке и введением товарных культур в девятнадцатом веке сельское хозяйство стало доминировать в экономике региона. Пшеница была важнейшим сельскохозяйственным продуктом, и при ее выращивании использовалось значительное механическое оборудование. Земля была перерыта боронами и плугами; урожай собирали машинами, а затем перевозили на подрамниках под вагонами. Волы были наиболее распространенными ломовыми животными для полевых работ. Пшеницу хранили в зернохранилищах, индивидуальных и общинных, и мололи на коммунальных мельницах. Другие полевые культуры включали ячмень, рожь и коноплю. У богатого фермера могло быть более дюжины быков, лошадей, коров и отар овец. Также разводили свиней, кур, индеек и уток. Скот содержался на общем пастбище под присмотром деревенского пастуха, который вечером отгонял животных из степи. Сады и фермы сделали каждое домашнее хозяйство практически независимым в отношении своих потребностей в еде. Деревню без садов и огородов называли «несчастливой». Помимо привычных яблонь и картофельных грядок, у крестьян также были грядки подсолнухов, выращенных на семена. Из степной травы заготавливали сено, также косили и использовали в качестве сена клевер. В 189В 0-х годах регион переживал экономическую депрессию, которая не ослабевала до тех пор, пока советская политика индустриализации не изменила экономический ландшафт региона. Сегодня, помимо сельского хозяйства и животноводства, в этом районе сосредоточены различные отрасли промышленности: сталелитейная, машиностроительная, угледобывающая и текстильная.

Продукты питания. Самым распространенным завтраком была каша. Основной прием пищи может состоять из горячего хлеба с маслом, соленого арбуза, тыквы, соленых огурцов и квашеной капусты, щей, домашней вермишели, баранины, курицы, холодных бараньих ножек, картофеля, запеченного в мундире, пшеничной каши с маслом, вермишели с вялеными вишни, блины и взбитые сливки. Рабочие в поле питались жирным мясом и кислым молоком, а солдаты в поле часто питались щами, гречневой кашей и пшеном, сваренным в котелке.

Торговля. Раньше большая часть торговли, особенно работорговли, велась в Черкасске, административном центре. Перевозили на повозках или телегах, запряженных лошадьми, зимой на санях, запряженных волами. В девятнадцатом веке донские казаки торговали зерном и скотом на нескольких ежегодных ярмарках в регионе. Сегодня основными продуктами являются зерно, уголь и сталь, которые транспортируются по железной дороге или по воде в другие части бывшего СССР. С 1952 года Волго-Донской канал соединил две основные артерии европейской части России.

Разделение труда. В досоветские времена труд был разделен между мужчинами и женщинами, как и в большинстве традиционных крестьянских обществ. О женщинах судили по их трудоспособности, и они почти постоянно были заняты в поле или дома. Некоторые из их обязанностей включали доение коров и приготовление пищи, часто под критическим наблюдением свекрови. Для стирки женщины били одежду плоскими камнями в реке. Также готовили пряжу на прялках и вязали в холостые минуты. Казаки презирали труд и большую часть времени проводили на военной службе, на охоте или рыбалке. При советской власти роль пола в разделении труда перестала быть важной. В частности, во время и после Второй мировой войны больше женщин было занято на работах, которые традиционно предназначались для мужчин.

Землевладение. Исторически донские казаки не имели недвижимого имущества и земля оставалась в общем владении. С притоком переселенцев и включением казаков в российскую армию в начале девятнадцатого века в регионе были введены землевладение и крепостное право. Вода, леса и пастбища оставались в узуфрукте, хотя каждый член станицы имел право на участок земли либо как пайщик, либо как плательщик ренты. В течение 1930-х годов казачьи земли были насильственно коллективизированы. Тех, кто сопротивлялся, сажали в тюрьмы или ссылали в Сибирь; другие невольно вступили в советские колхозы.


Родство

В ранний период, когда казачье общество состояло из одиноких мужчин, важнейшей связью было кровное братство. По мере того, как количество семей стало увеличиваться, социальные связи, основанные на экзогамных линиях и крестном отцовстве, стали доминирующими. Происхождение строго агнатично.

Брак. До конца XVII века подавляющее большинство донских казаков составляли мужчины-одиночки. Влюбиться, жениться и остепениться считалось несовместимым с вольным казачьим образом жизни, и те немногие, кто следовал такому курсу, часто подвергались насмешкам со стороны сверстников. Однако с притоком переселенцев на Дон семья превратилась в основную бытовую ячейку. Раньше большинство казачьих жен были пленницами. Мало кто венчался в церквях. Чтобы считаться женатыми, мужчина и женщина появлялись перед общественным собранием, произносили молитву и объявляли друг друга мужем и женой. Так же легко было развестись с женой, заявив, что ее больше не любят. По этому заявлению разведенная женщина могла быть продана любому другому казаку за деньги или товар. Бесчестье развода было снято после того, как новый муж частично прикрыл купленную женщину своим пальто, а затем объявил ее своей женой.

На протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков свадебные обряды все больше приближались к русским, и большинство бракосочетаний совершалось в церквях. Муж имел неограниченную власть над женой и мог избить, продать или даже убить ее, не опасаясь наказания. Мужское господство часто проявлялось в горьких, очень нечестивых проклятиях, а иногда и в садистских тайных побоях. Ввиду такого отношения и обычаев молодые женщины часто ненавидели институт брака. Брак традиционно устраивал отец будущего жениха, который вступал в переговоры с отцом девушки через пожилую родственницу юноши, выполнявшую функции свахи. Между свахой, представлявшей семью жениха, и отцом невесты происходил значительный торг. У девушки мог быть значительный выбор, поскольку отец иногда учитывал ее пожелания, решая, соглашаться ли на предложенный брак. Если решение было положительным, две семьи сразу же начинали обращаться друг к другу как к родственникам, доставали хлеб и бутылку водки и начинали спорить о размере приданого. Небольшая процессия под предводительством жениха, одетого в черный сюртук, отправилась за невестой в нескольких пестрых повозках. Пока новоприбывшие гости пили квас и водку, сестры невесты выставляли фиктивную защиту невесты от жениха. Сидя рядом с ней, с кочергой и скалкой в ​​качестве оружия, они отказались «продать» свою сестру за предложенную цену — монету на дне стакана жениха. Однако в конце концов они отказались от нее; тогда жених объяснил, что весь выкуп за невесту уплачен. Постбрачное место жительства было традиционно патрилокальным. Покидая дом родителей невесты, молодоженов осыпали хмелем и пшеницей. Получив благословение отца жениха, они пошли в церковь на официальное венчание. Во время этой церемонии жених, по крайней мере, держал свечу, и двое обменялись кольцами. Церемония завершилась поцелуем. В пост-1917 период гражданские браки стали преобладающими. Сегодня из-за острой нехватки жилья послебрачное проживание обусловлено в большей степени наличием места, чем силой традиции. Возраст вступления в брак и деторождения для мужчин и женщин составляет около двадцати пяти лет. Уровень разводов высок. Легальный аборт является основным средством контроля над рождаемостью.

Внутренний блок. Семейное хозяйство, курень, являлось основной бытовой единицей казачества. Похоже, что расширенное семейное хозяйство было менее распространено среди донских казаков, чем среди русских и украинцев. Мальчики воспитывались в строгой военной моде и уже в 3 года умели ездить верхом.

Наследство. Наследование по мужской линии.

Социализация. Мужские связи и дружба были наиболее важными традиционными средствами социализации для мужчин. Любой казак чувствовал определенное превосходство над любым неказаком. Бедный донской казак считал богатого купца-неказака «крестьянином». До восемнадцатого века казачки были замкнутыми. Позже они стали более заметными, общаясь в основном друг с другом. Уважение к родителям и пожилым людям остается важным. В пожилом человеке казаки уважают ясность ума, неподкупную честность и гостеприимство. Казак, которым сегодня все восхищаются, — это тот, кто овладел военными навыками, любит сельское хозяйство и тяжелый труд. Донские казаки также были известны своей набожностью и верностью монарху. Пожилой казак считал свою жизнь состоявшейся, когда он «дожил свои дни, послужил своему царю и напился водки». Питье было похоже на ритуал, и уклонение от него считалось чуть ли не отступничеством.


Общественно-политическая организация

Общественная организация. Традиционное донское казачье общество было военной демократией. Местные военные начальники ( атаман ), а также обер-командующий ( войсковой атаман ) избирались народным сходом ( круг ) . 90–191 Однако уже в этот ранний период казачье общество четко делилось на зажиточных, более состоявшихся донских казаков (90–190 домовитых 90–191), проживавших преимущественно на нижнем Дону, и бедных пришельцев (90–191). 0190 голутвенные ), поселившиеся выше по Дону. Социальная дифференциация продолжала расти по мере дальнейшего включения казаков в российскую военную, политическую и правовую системы. Назначаемые теперь российским правительством атаманы и разросшийся бюрократический аппарат составляли отчетливую социальную элиту ( старшина ) . Однако большинство составляли либо рядовые кавалеристы, либо земледельцы. В советском обществе различия между социальными группами донского края стали преимущественно профессиональными.

Социальный контроль. Казаки традиционно были связаны нормами обычного права. Провинившегося приводили в круг, и наказание, согласованное всеми присутствующими, объявлял атаман. Кража у товарища-казака считалась одним из самых тяжких проступков. Показания двух заслуживающих доверия свидетелей было достаточно для того, чтобы приговорить серьезного преступника к смертной казни через утопление ( в воде посадить ) . Телесные наказания были обычным явлением. В споре между двумя сторонами посредником выступал станичный атаман. Если ему не удавалось решить вопрос, он отправлял соперников в Черкасск, где решение принимал войсковой атаман и группа старост. С конца восемнадцатого века до 1917 правовая система состояла из хуторского суда как основной единицы, станичного суда с четырьмя-двенадцатью выборными судьями, суда чести для каждых двух станиц и принимающего правительства как высшей судебной инстанции. Старейшины имели право проводить военно-полевые суды, а человека могли лишить звания донского казака. Молодежь была приведена к присяге на военную службу на групповой церемонии, в которой приняли участие до 1500 молодых людей. Приняв присягу от священника, новоприсяжные целовали распятие. Дисциплина была суровой, фельдфебелям разрешалось молчаливо бить новобранцев кнутами по лицу даже на глазах у офицеров. Наказание военного трибунала иногда приводило к расстрелу или публичной порке, последняя проводилась перед толпой на площади, когда виновный без штанов склонялся над скамейкой. После 1917 года в Донской области были введены советские суды и советская правовая система. Сегодня милиция используется для обеспечения власти.

Конфликт. История Войска Донского, являющегося по своей сути милитаристским обществом, представляет собой историю военного, политического, социального и религиозного конфликта. До конца XVIII века донские казаки постоянно конфликтовали со своими соседями: калмыками, ногайцами, татарами, русскими и украинцами. Попытки правительства контролировать военные действия донских казаков и включить их в состав российских вооруженных сил привели к некоторым из крупнейших восстаний в истории России: одно под предводительством Степана Разина в 1670–1671 годах, другое под предводительством Кондратия Булавина в 1708 году и еще одно Емельяна Пугачева (1773—1774). Хотя эти восстания были подавлены, казаки продолжали играть важную роль в большинстве социальных восстаний на протяжении семнадцатого и восемнадцатого веков. После большевистской революции большинство донских казаков оставались резко антисоветскими и принимали активное участие в гражданской войне 1918-1920 на стороне контрреволюционных сил. В 1961 году массовая демонстрация рабочих и студентов в знак протеста против нехватки продовольствия закончилась кровавой баней в г. Новочеркасске.


Религия и культура самовыражения

Религиозные верования и обычаи. После раскола в русском православии в середине XVII века старообрядцы нашли долгожданный приют среди донских казаков, и значительная часть населения осталась старообрядческой. На Дон обосновались и другие христианские секты, хотя донское казачество в целом было привержено русскому православию. К 1820-м годам в этом районе насчитывалось 330 церквей. Церковь, расположенная в центре села, имела луковичный купол, местами зеленый, с примыкающим к нему садом, обнесенным кирпичной стеной. Рядом стояли отличные по местным меркам дома священников. По воскресеньям деревенский церковный колокол звонил на вечерню и утреню, и время считалось по церковному календарю. Исповедь практиковалась, и члены церкви часто крестились перед важными действиями и решениями. Молитвы часто записывали и носили как амулеты. В отличие от практики в других местах Российской империи, священники избирались до середины прошлого века. В 1891 на Дону было 6 966 православных священников, а конфессиональный состав области был разнообразным: русские православные — 1 864 000; старообрядцев 117 000; другие христиане, 43 000; тибетские буддисты (калмыки) — 29 551 человек; Евреи, 15 000; и мусульман — 2478 человек. Советское правительство прилагало постоянные усилия для искоренения религии. Сегодня, хотя значительное число людей считает себя христианами, большинство из них не являются практикующими христианами.

Православие смешалось с другими элементами. Молитвы обращались не только к Верховному правителю и Богородице, но и к народным героям. Суеверия и фольклор были тщательно перемешаны с традицией. В песнях донские казаки называли Дон своим «отцом», а окружающую местность — «Матерью Донланд». Возвращаясь из военных походов, они приносили «отцу Дону» подарки: шапки, накидки и т. д. Среди суеверий был страх перед кошками и числом тринадцать. Сова, кричащая с колокольни, может предвещать неприятности. Болезнь рассматривалась как Божья кара, а болезнь ребенка как кара матери. Колдовство могло привести к тому, что коровы стали сухими, а также стать причиной падежа домашнего скота. «Дурной глаз» мог сделать девушку угрюмой или вызвать у нее непривычное сексуальное влечение. Лекарства от колдовства были прерогативой старух, которые могли посоветовать «смыть» тоску в реке при свете зари или окропить водой через плечо. Некоторые лекарства имели суеверный подтекст. При кровотечении жевали землю, смешанную с паутиной, и комок прикладывали к ране. Суеверия и традиции смешались в таких обычаях, как посадка годовалого мальчика на лошадь, в надежде, что это сделает его хорошим казаком.

Ст. Особую известность получила устная эпическая поэзия, прославляющая воинские подвиги и отвагу. Большой популярностью пользовались также казачьи танцы и пение. Донские казаки пели о своих хороших конях и доблестных боях, но редко о любви.

Медицина. Сегодня больницы и врачи доступны населению. Однако бедственное состояние советской и постсоветской медицины, а также традиционные верования по-прежнему заставляют многих обращаться за помощью к народным врачам.

Смерть и загробная жизнь. Смерть и боль не имели особой важности, если только в дело не вмешивался родственник, и в этом случае возникало чувство тяжелой утраты. Погребение могло быть «по-христиански», головой на восток и над ней помещалась небольшая ракушка или, как в случае с крестьянским младенцем, просто в маленьком гробу под деревом без сопровождения службы. Заупокойные мессы были отслужены в связи со смертью взрослого человека, а через девять дней последовал семейный пир для священника и друзей.


Библиография

Броневский Владимир (1834). История Донского войска . Том. 3. Санкт-Петербург.

Лонгворт, Филип (1969). Казаки. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Пронштейн А.П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *