Достоевский старая русса: Старая Русса — Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества

Содержание

Старая Русса — Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества

Небольшой старинный провинциальный город Старая Русса Новгородской губернии оставил свой след в биографии и творчестве Ф. М. Достоевского. Старая Русса живописно расположена на реке Полисти, в центре города происходит слияние ее с Перерытицей и Порусьей. Город издавна славился своими минеральными источниками, привлекавшими многообразное общество из Москвы и Петербурга. Это место было выбрано семьей Достоевских для летнего отдыха с детьми.

20 апреля 1872 г. Достоевский писал своей сестре В. М. Ивановой: «Так как вопрос о даче для нас слишком важен, мы по совету Владиславлевых и поручили им… нанять дачу в Старой Руссе. Владиславлевы хвалят место, хвалят воды, дешевизну и комфорт. Правда место озерное и сыренько, это известно, но что делать… Наверно наймем в Старой Руссе, тем более, что уж очень много удобств — дешевизна, скорость и простота переезда и, наконец, дом с мебелью, с кухонной даже посудой, воксал с газетами и журналами и проч.

и проч.». Впервые Достоевские приехали в Старую Руссу 16 мая 1872 г. — Любе было неполных 3 года, а Феде еще не исполнился год. Город с буйной зеленью садов, колокольным звоном многих церквей производил отрадное впечатление. Начиная с этого времени, семья стала приезжать в Руссу каждое лето.

Первое лето Достоевские жили в доме настоятеля церкви св. Георгия, о. Иоанна Румянцева, ставшего духовником писателя. «Батюшка Румянцев есть мой давний и истинный друг», — напишет впоследствии в одном из писем Достоевский.

В доме о. Иоанна в это лето Достоевский работал над завершением романа «Бесы». Некоторые старорусские впечатления и реалии вошли в этот роман.

Несмотря на то, что первое лето оказалось не очень удачным (болели Люба и Анна Григорьевна, лето выдалось холодное), на следующий год Достоевские вновь решили снять дачу в Старой Руссе. На этот раз поселились в деревянном двухэтажном доме на набережной Перерытицы, принадлежавшем отставному подполковнику А.

К. Гриббе.

Жизнь в Руссе так полюбилась Достоевским, что они решили провести здесь даже зиму 1874/75 гг. (правда, для зимней жизни перебрались в другой, более теплый дом, поближе к центру города). Здесь, в уединении, Федор Михайлович напряженно работал над романом «Подросток», в котором эпизод из жизни провинциального города Афимьевска и образ купца Скотобойникова связаны со Старой Руссой.

В мае 1876 г. Достоевский приобрел дом на берегу Перерытицы у наследников умершего к тому времени А. К. Гриббе. Впервые у писателя, всю жизнь кочевавшего по квартирам и не имевшего никакой собственности, появился свой дом. Здесь жили уже трое детей Достоевских, так как 10 августа 1875 г., в Старой Руссе, у них родился сын Алексей.

Анна Григорьевна вспоминала впоследствии: «Благодаря этой покупке, у нас, по словам мужа, «образовалось свое гнездо», куда мы с радостью ехали раннею весною и откуда так не хотелось нам уезжать позднею осенью. Федор Михайлович считал нашу старорусскую дачу местом своего физического и нравственного отдохновения; помню, чтение любимых и интересных книг всегда откладывал до приезда в Руссу, где желаемое им уединение сравнительно редко нарушалось праздными посетителями. .. Дача г. Гриббе была не городской дом, а скорее представляла собой помещичью усадьбу, с большим тенистым садом, огородом, сараями, погребом и пр. Особенно ценил в ней Федор Михайлович отличную русскую баню, находившуюся в саду… Мужу нравился и наш тенистый сад и большой мощеный двор, по которому он совершал… прогулки в дождливые дни, когда весь город утопал в грязи… Но особенно нравились нам обоим небольшие, но удобно расположенные комнаты дачи, с их старинною, тяжелою, красного дерева мебелью и обстановкой, в которых нам так тепло и уютно жилось».

В Старой Руссе Достоевский много и интенсивно работал. Здесь была написана значительная часть последнего романа — «Братья Карамазовы». Провинциальный маленький городок Скотопригоньевск, в котором происходит действие романа, во многом напоминает Старую Руссу, а для жителей этого города узнаваемы были и некоторые персонажи и ситуации романа. Старая Русса — навсегда стала городом «Братьев Карамазовых».

Для Достоевского Россия — это не только Петербург, Москва, но, может быть, в первую очередь провинция, уездное захолустье, маленькие города вроде Старой Руссы.

Не случайно действие романа, задуманного как большое художественное обощение о жизни и судьбах поколений прошлой, настоящей и будущей России, Достоевский решил развернуть на фоне такого провинциального города, жизнь которого он хорошо знал по Старой Руссе.

Лето 1880 г., проведенное в Руссе, было чрезвычайно насыщено творческой работой. В мае именно здесь, за две недели была написана Пушкинская речь. 22 мая Достоевский выехал из Старой Руссы в Москву, чтобы участвовать в торжествах, посвященных открытию памятника Пушкину на Тверском (Страстном) бульваре. Открытие состоялось 6 июня, а 8 июня Достоевский произнес свою речь на торжественном заседании в Обществе любителей российской словесности. Успех был огромный. Публика увидела в Достоевском духовного учителя, пророка. В Старую Руссу он вернулся в зените славы и общественного признания.

В тиши старорусского дома его ждала работа: «…буквально измученный, воротился в Старую Руссу. Здесь тотчас же засел за «Карамазовых», написал три листа, отослал и затем тотчас же, не отдохнув, написал один № «Дневника писателя» (в который войдет моя речь), чтоб издать его отдельно как единственный № в этом году».

Напряженная работа сменялась кратким отдыхом, занятиями с детьми. В августе Федор Михайлович пишет жене, уехавшей ненадолго по делам в Петербург: «…Мы с Федей на извощике… отправились в Городской сад, что на Красном берегу, рядом с Дворцовым садом. Там было много народу, спускали шар и пели военные песельники».

Старорусское житье 1880-го года затянулось. 6 октября семья уехала в Петербург. Лето было исключительно плодотворным. Но оно стало последним в жизни писателя. 28 января 1881 г. Ф. М. Достоевский скончался.

После смерти Достоевского Анна Григорьевна продолжала приезжать в Старую Руссу, бережно сохраняя память об их совместной жизни в этом доме. Последний раз она жила здесь в 1914 г. Дом пережил события революции и войн и сохранился до наших дней. В 1931 г. на нем была установлена мемориальная доска, а в 1969 г. была открыта экспозиция, ставшая основой музея. Создателем экспозиции был Г. И. Смирнов, энтузиаст, ставший первым директором Музея.

Мемориальный Дом-музей Ф. М. Достоевского был открыт 4 мая 1981 г. На втором этаже дома, в шести комнатах, где жила семья писателя, восстановлена окружавшая их обстановка. В мемориальной экспозиции использованы подлинные вещи писателя и членов его семьи, документы, прижизненные издания произведений Достоевского, мебель его эпохи. На первом этаже дома располагаются служебные помещения, в нижней гостиной организуются выставки, проходят ежегодные научные чтения, устраиваются литературные и музыкальные вечера. В школах Старой Руссы дети изучают творчество своего великого земляка по особой, расширенной программе. Гости Старой Руссы могут познакомиться с местами, нашедшими отражение в романе «Братья Карамазовы».

Работники Дома-музея — люди преданные, занимающиеся этой деятельностью многие годы — рассказывают о прототипах героев его произведений, то есть о реальных людях, живших в своё время в нашем городе, портреты которых и использовал в своих романах писатель. До сих пор в нашем городе существует дом, в котором жили герои «Братьев Карамазовых» — именно его и описывал Федор Михайлович в этом произведении.

Не только реальные люди и реальные здания, но и сама природа нашего города находила своё отражение в романах писателя.

Ежегодно в мае в Старой Руссе в Доме-музее проходят международные литературные чтения. На них съезжаются не только со всех концов нашей страны, но и из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и из–за океана. Это многочисленные по количеству участников собрания, на которых люди делятся своими впечатлениями то прочитанного, читают вслух сочинения писателя, высказывают свои мнения и точки зрения, обсуждают их, то есть, собираются люди, которым нравятся произведения Достоевского.

Основные экскурсии по экспозиции:

Старорусский период жизни и творчества Ф. М. Достоевского (по экспозиции дома писателя)

Литературные места романа «Братья Карамазовы» (пешеходная экскурсия по памятным местам, связанным со старорусской жизнью Достоевского)

Старая Русса — город Достоевского (экскурсия по городу)

Прошлое и настоящее Старой Руссы (обзорная экскурсия по городу)

Обитель, где живет Надежда (автобусная экскурсия в пригородный монастырь, послуживший прообразом монастыря в романе «Братья Карамазовы»

Интерактивная экскурсия «В гостях у Достоевских» (для взрослых и детей)

См. также: Иллюстрированный путеводитель «Великий Достоевский в Старой Руссе»

Адрес: 175200, Новгородская область, г. Старая Русса, наб. Достоевского, д. 42/2

Тел.: +7 (81652) 5-14-77

Факс: +7 (81652) 3-72-85

E-mail: [email protected]

Дом-музей Ф.М. Достоевского

Имя Фёдора Михайловича Достоевского стало сегодня культовым. Можно читать его произведения, можно не читать, можно быть поклонником его таланта или считать его творчество мрачным и тяжелым, можно быть человеком, посвятившим Достоевскому свою научную деятельность, или ограничить изучение творчества школьной программой. Гениальность Достоевского не подлежит сомнению. Имя Достоевского – имя гения мировой литературы.

В этой связи  наш город, в котором  находится его дом, « свое собственное гнездо» обретает  особое значение. Старая Русса, по словам  профессора Московского государственного университета,  доктора  филологических наук, писателя,  исследователя жизни и творчества Ф. М. Достоевского Игоря Леонидовича Волгина, — это единственный город, который Достоевский выбрал по собственному желанию. Все другие города, в которых  приходилось жить  или бывать писателю, за него выбирали или обстоятельства или другие люди. И хотя  выбор Старой Руссы как места летнего отдыха был в достаточной мере случайным, она на  8 лет становится  родным городом для Федора Михайловича и на 46 лет для его  семьи.

В Старой Руссе впоследствии будут написаны романы «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», Пушкинская речь, статьи для «Дневника писателя».

И если говорит об истории музея Дома Достоевского, то начало ему положила жена  писателя Анна Григорьевна,  еще при жизни Достоевского трепетно хранившая все записные  книжки  мужа, черновые наброски и письма. В 1883 году, через 2 года после смерти Федора Михайловича она  официально объявила об открытии  музея Достоевского в его  доме на набережной Перерытицы. Посетителями этого музея были старорусские обыватели, учащиеся школ, отдыхающие  Старорусские Минеральных вод.

Музей располагался в двух комнатах второго этажа – гостиной и кабинете Федора Михайловича.  Здесь были собраны  личные вещи Ф.М. Достоевского, письма, книги и личные вещи. Сдавая в аренду дом, Анна Григорьевна ставила непременным условием  обязательный  показ  музея всем желающим. В 1918 году после революции и смерти А.Г. Достоевской  дом  был  национализирован. В 1921 году   в  нем  открылся   Старорусский исторический музей,  его основу  составляла коллекция, собранная Анной Григорьевной. Также  в 1921 году в литературоведческих  кругах довольно широко отмечается 100- летие со дня рождения Ф.М. Достоевского, издаются  новые  книги, широко и плодотворно  начитается изучение  наследия Достоевского.

Все последующие 10-15 лет — это время активной работы ученых  над творчеством Достоевского, которое  находят отражение и в тихой жизни Старой Руссы.   Если в 20-х годах набережная  Перерытицы носит имя 26 Бакинских комиссаров, то в 1931 году  это уже набережная Достоевского.

В 1933 году на Доме Достоевского  была установлена памятная доска,  хотя к этому времени  музей уже располагается в Воскресенском соборе. Там была вновь создана экспозиция,  посвященная жизни и творчеству Ф.М. Достоевского.

В Доме писателя с 1930 по 1941 год располагались   клуб и общежитие для педагогов. Во время  Великой Отечественной войны  дом Достоевского сильно пострадал:  сгорела крыша, веранда. Но он был восстановлен уже к зиме 1944-45 годов. Речи о повторном создании  музея в послевоенное годы не было, тем более что Достоевский в эту пору признавался реакционным писателем,  в школе творчество его не изучается.

В 1967 году в Старой Руссе отмечается 800-лет со дня первого летописного упоминания Руссы. К этому времени в Никольской церкви был создан краеведческий музей, в фондах которого появляются материалы о Достоевском. На празднование собралось много  именитых гостей, в среде которых и родилась идея  вновь   создать  музей  в доме писателя. Одним из инициаторов был Андрей Федорович  Достоевский, внук Ф.М. Достоевского. В ноябре 1969 года  в доме писателя в двух комнатах на первом этаже открывается первая  литературная послевоенная экспозиция, посвященная писателю. Сотрудником этого отдела краеведческого музея стал Георгий  Иванович Смирнов, который всю свою оставшуюся жизнь посвятил  великому русскому гению. Музей создавался буквально на пустом месте, подлинных вещей не было, нужно было их найти. В 1975 году детская музыкальная школа переезжает в новое здание и начинается работа над созданием Дома-музея Ф.М. Достоевского, открытие  которого состоялось 4 мая 1981 года. С этой даты  и начинается уже новейшая история Дома-музея. Сегодня это филиал Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Международные Старорусские Чтения «Достоевский и современность», которые ежегодно проводятся в доме писателя с 1986 года, стали значительным событием культурной жизни России. Участниками Чтений являются ученые, писатели, литературоведы разных городов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Традиционным стал Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского. За эти годы в Доме писателя были представлены моноспектакли театральных коллективов России, Польши, Японии, Сербии, Германии.

Корпус №3 «Достоевский» курорта-санатория Старая Русса

Корпус №3 «Достоевский» курорта-санатория Старая Русса Мы заботимся о наших гостях и принимаем меры по борьбе с распространением вируса COVID-19. Мы заботимся о безопасности наших гостей. Подробнее

Пятиэтажное здание, с комфортабельными номерами разной комфортности и евроремонтом, оснащенное лифтом. Корпус имеет собственное имя — «Достоевский».

x 1

Комфортный одноместный номер площадью 11-12 м2, состоящий из спальни с односпальной кроватью и санузла с ванной или душевой кабинкой.

x 1

Комфортный двухместный номер площадью 20-23 м2, состоящий из уютной спальни с двумя односпальными кроватями, прихожей и санузла с ванной или душевой кабинкой.

x 2

Комфортный двухместный номер площадью 23-25 м2, состоящий из уютной спальни с двуспальной кроватью и креслом, прихожей и санузла с ванной или душевой кабинкой.

Старая Русса Ф.

М. Достоевского
1) Рассказ об однодневном визите в Старую Руссу Новгородской области я начну, пожалуй, с дома-музея Ф. М. Достоевского, в котором он прожил несколько из последних лет жизни и работал над романами «Братья Карамазовы» и «Бесы», ставшими вершиной его творческой деятельности.
Название поста «Старая Русса Ф. Достоевского» в чём-то созвучно школьным темам сочинений, зато для курса литературы будет неплохое погружение в атмосферу города, получившим в романе «Братья Карамазовы» названием Скотопригоньевск.
О своих впечатлениях о городе я ещё напишу в последующих частях о городе, поэтому начну с такой посылки, что город имеет значение международного уровня по линии познавательного туризма, дело только в «перерождении города».
От железнодорожного вокзала до дома-музея я шёл 3 км, постоянно сворачивая вправо-влево в различные переулочки и закоулки, пытаясь найти дополнительный исторический фон города.


2) В 1872 году семья Достоевских по совету друзей отправилась на лето в Старую Руссу, где и поселились в доме священника Румянцева. в 1873 году семейная чета сняла двухэтажный деревянный дом на набережной реки Перерытицы, принадлежащему отставному полковнику А. Гриббе. После смерти хозяина, писатель выкупает дом у наследников подполковника, который стал его первой недвижимой собственностью, до этого он всей семьёй жил на съёмных квартирах (среди которых известна мемориальная мемориальная квартира писателя в Петербурге на Кузнечном переулке, дом 5).
Дом в Старой Руссе стал семейным гнездом, где Фёдор Михайлович получил желаемое уединение и тишину вдали от крупных тогдашних городов, где он работал над романом «Бесы» и «Братья Карамазовы».
Впоследствии, писатель в 1878 году выехал в Петербург, где он жил вплоть до его смерти в 1881 году.

3) теперь, дорогие мои читатели, настало время совершить такую своеобразную фотопрогулку по его дому, ставшему в 1909 году государственным музеем, пережив ВОВ, оставшись среди немногих зданий в городе, переживавших 2 мировую войну.
Дом был сохранён, отреставрирован к 1961 году силами местных жителей, писателя, сотрудника Института Литературы АН СССР, Владислава Глинки, и помощи Г. И. Смирнова в 1971 году, к 150-летнему юбилею момента рождения Фёдора Михайловича, была открыта экспозиция, ставшей основной музея.

4) на первом этаже располагаются служебные помещения, а на втором как-раз и проживала вся семья в 6 комнатах, где была восстановлена обстановка, окружавшая Достоевских, представлено много подлинных вещей на момент 60-70-х гг. XIX века.
Очень понравилось, что на набережной вдоль улицы Достоевского близ его дома сохранился цельный участок дореволюционной мостовой кладки. Жаль, была зима и мощёнка не очень хорошо видна. Для меня это первый случай, где я имел возможность пройтись по старой мостовой, не считая Выборгской брусчатки и Петербургской улицы Репина с сохранившимся мощением центральной улицы.
Это копия портрета писателя, выполненная кистью участника Товарищества Передвижных Художественных выставок Василия Перова (оригинал находится в Третьяковской галерее, автора копии- Нина Нератова). Художник уловил на портрете минуту творчества Достоевского. «Такое выражение я много раз примечала в лице Фёдора Михайловича, когда, бывало, войдёшь к нему, заметишь, что он как бы в себя смотрит, и уйдёшь, ничего не сказав»- вспоминала супруга писателя А. Г. Достоевская.

5) Теперь давайте пройдёмся по помещениям этого дома и погрузимся в атмосферу островка старого дореволюционного провинциального российского «ландшафта».
Это передняя. Во времена Достоевских передней называли приходую. Здесь представлена типологическая обстановка, так жили во 2 половине XIX века дворянские семьи среднего достатка, вся мебель датирована этим же временем.

6)Во времена Великой Отечественной Войны погибло большинство вещей Достоевского. Но,сохранились несколько подлинных вещей, среди которых: лайковая перчатка, ковровая скатерть и газеты того времени, которые выписывал писатель.

7)

8)

9) В этой комнате Достоевские принимали гостей. На стенах гостиной фотографические портреты хозяев и их детей: Любы, Феди и маленького Алёши, родившегося в этом доме и скончавшегося в 3 года от роду в Петербурге».
В этом помещении и устраивались семейные вечера.

10) Кабинет писателя.
Интерьер этой комнаты восстановлен по фото, сделанной Анной Григорьевной после смерти Ф. М. Достоевского, эта комната всегда была открыта для посетителей, даже когда она вынуждена была сдавать дом постояльцам.
В этом кабинете писатель работал долгие ночные часы. Обычно он в 22.00 садился за работу, когда домочадцы ложились спать, и писал до 4-5 часов утра.

11) Здесь создавались две части романа «Подросток» и «Пушкинская речь» из «Дневников писателя», большая часть «Братьев Карамазовых», основанной во многом на реалиях старорусской действительности.
В кабинете два рабочих места: стол Фёдора Михайловича и шкаф-бюро, за которым Анна Григорьевна ежедневно стенографировала под диктовку мужа то, что было написано в ночные часы.
Над ночным столом Достоевского-фото его близких:супруги, дети и его родители.
На стенах кабинета, копии с любимых картин Рафаэля, Тициана, Гольбейна, портреты Пушкина, творчеством которого Достоевский восхищался, ощущал глубинную связь героев, связанных их воображением, с персонажами его произведений.

12) Столовая.
Здесь проходили семейные трапезы. На столе, накрытым на 6 человек, настоящий столовый сервиз из фарфора и столовое серебро, которым пользовались домочадцы. Обычно за приёмом пищи собиралась вся семья: Фёдор Михайлович и Анна Григорьевна, Люба, Федя, няня Прохоровна. Часто обедал кто-нибудь из гостей. Трапеза проходила неспешно, старались не обсуждать то, что находилось выше понимания детей. Отец часто расспрашивал об их впечатлениях от проведённого дня.
По вечерам в столовой проходили семейные чтения Державина, Пушкина. Настольным книгами детей были «История Государства Российского» Карамзина и Евангелие.
Иногда здесь устраивали домашние спектакли. К примеру, в одном из вечеров 1879 года дети разыгрывали басни Крылова.

13) Раскрытый рояль напоминает, что в семье любили музыку. Любимыми авторами Ф.М.Достоевского были Бетховен и Глинка.

14) Комната Анны Григорьевны.
В своей спальне супруга писателя расшифровывала свои стенограммы, чтобы потом принести их на правку мужу, а затем отправить в издательство, также она вела переписку с издателями, кредиторами, так она стремилась освободить время мужа для его занятия творчеством.

15)

16) Детская комната.
На стенах можно увидеть снимки Любы и Феди Достоевских, детей священника Румянцева, бывших частыми гостями этого дома.
Судьбы детей писателя сложились по-разному. Люба занималась публицистикой, написала два романа, сборник рассказов, книгу воспоминаний об отце. Она так и не вышла замуж, детей не имела, много путешествовала, умерла за границей 1926 году.
Фёдор Достоевский стал владельцем конных заводов, которые были национализированы после революции. Сын Фёдора Андрей собирал архивы творчества деда. Сейчас в Петербурге живёт его сын-Дмитрий Андреевич Достоевский (правнук писателя).

17) Прообраз дома, в котором жила героиня романа «Братья Карамазовы» Катерина Ивановна Верховцева на улице Карла Маркса.

18) А это дом старорусской мещанки Агриппины Ивановны Меньшовой, ставшей прототипом Грушеньки Светловой в романе «Братья Карамазовы» на Речном переулке почти напротив дома Ф. М. Достоевского. Спросил смотрителя музея, почему дом в таком состоянии с заколоченными окнами. она сказала, что из-за тяжбы на землю и права владения строением дом в таком состоянии, ибо никто жить не может пока в нём, пока не определится постоянный владелец.

19) Георгиевская церковь 1410 года, бывшая приходским храмом семьи писателя в 500 м от его дома. О храме будет подробнее рассказано в последующей части о Старой Руссе.

20) Медный памятник Ф. М. Достоевскому (2001г.), изготовленный московским скульптором Вячеславом Клыковым. Установлен в сквере улиц Сварога и Красных командиров.

Вот примерно такое наследие Ф. Достоевского, связанного с этим городом, названным в романе «Братья Карамазовы» Скотопридоньевск. В следующей части мы познакомимся с храмами Старой Руссы.

Дом-музей Ф. М. Достоевского в Старой Руссе

30.04.2017
Достоевские приехали в Старую Руссу в 1872 г. На следующий год они сняли 7 комнат в доме на набережной реки Перерытицы, а в 1876 г. выкупили этот дом.

Сравнивая интерьеры старорусского дома с петербургской квартирой, можно заметить, что в вопросе меблировки Достоевские себе не изменяли. Мебельная экскурсия позволит в этом убедиться.

Передняя
Напольная вешалка-стойка, настенная зонтичница (1850-е гг.).

[Сравним их с аналогами из петербургской квартиры…]Сравним их с аналогами из петербургской квартиры. Вешалка в наличии. При небольших отличиях в дизайне функция зонтичницы полностью аналогична старорусскому экземпляру.

Обратим внимание на мемориальные предметы, лежащие на столе: цилиндр и лайковую перчатку Достоевского. Затем медленно переведем взгляд на спинку стула. На ней прочитывается сова.

Таких стульев в передней 6 штук: передняя очень просторная.
Еще одна мемория — ковровая скатерть семьи Достоевских.

Дорожный сундук, он же кофр для верхнего платья (фабрика дорожных вещей Ю. Мюллера, Санкт-Петербург, конец XIX века).

[Такой же большой, как и в Санкт-Петербурге…]Такой же большой, как и в Санкт-Петербурге.

[Кстати, о дороге. ..]Кстати, о дороге.
Сейчас читаю книгу Юрия Бродского «Соловки. Двадцать лет Особого Назначения». Автор приводит интересную фотографию и цитирует слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, находившегося с 1928 по 1932 гг. в соловецких лагерях в заключении:

Железную дорогу ОГПУ привезло из Новгорода — часть узкоколейной дороги, которая была проложена от Старой Руссы к Новгороду. По этой дороге ездил в свое время Ф. М. Достоевский.



Фото из книги Ю. Бродского «Соловки. Двадцать лет Особого Назначения» — М., 2008 (с. 138)

Сначала было засомневался, не отвлекаюсь ли. Но потом почувствовал еще одну значимую параллель — один политкаторжанин, академик АН СССР, говорит о другом политкаторжанине, члене-корреспонденте Петербургской АН: Достоевский четыре года провел на каторге и в ссылке.

Настенный шкафчик для хранения лекарств (1850-е гг.) — настоящее произведение прикладного искусства: карниз с фиалом в разрыве, резные металлические накладные петли, декоративная ручка.

Люстра для тридцать восьмой дюжины люстр и паникадил.

Гостиная
Вокруг стола, покрытого ковровой скатертью, расставлены кресла и двухместный диван — компаньон.

Подобная конструкция называется «сиамские близнецы». Диван оборудован полочкой. На полочке, вероятно, пепельница.

В противоположном углу еще один круглый стол, тоже покрытый ковровой скатертью, и пара кресел.

В простенке между окнами трюмо.

В углу фисгармония (1870-е гг.) фирмы Hinkel (Германия). Инструмент подлинный из старорусского дома Достоевских. Был передан в церковно-приходскую школу при Георгиевской церкви, где впоследствии хранился в подвале.

Люстра.

Кабинет Достоевского
Интерьер кабинета был восстановлен по фотографии, которую Анна Григорьевна сделала в 1885 г., после смерти писателя. В отличие от Петербурга, где у Достоевского был письменный стол внушительных размеров, в Старой Руссе Федор Михайлович трудился за небольшим столиком.

Стол самых простых форм, выполнен из березы (1870-е гг.). Зато изгиб спинки стула вызывает восторг.

На стене, над трехместным диваном с волнистой спинкой, висит литография с «Сикстинской мадонны» Рафаэля. В петербургской квартире писателя мы видели другую, увеличенную литографию с этого же полотна.

Литография связала Достоевского с Толстым. Я дважды рассказывал эту историю. Повторю ее и в третий раз, цитируя книгу Ильи Толстого «Свет Ясной Поляны» (Тула, 2014):

Когда в 1947 году Сергей Львович [Толстой]… прощался с домом, он сказал тогда об удивительном… совпадении: и здесь, в Ясной Поляне, и в Петербурге, в доме Достоевского, висят старинные литографии «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Они были подарены обоим писателям одним и тем же лицом — Александрой Андреевной Толстой, теткой Льва Николаевича. Толстому — в молодости, а Достоевскому, кажется, за год до его смерти. А они так и не познакомились друг с другом» (с. 59).


Легендарные «Сикстинские мадонны»:
[петербургская]- петербургская литография. И кстати, петербургский письменный стол — для оценки размеров рабочего места.


[яснополянская]- яснополянская литография. Толстой пользовался столом небольшого размера и — из-за близорукости — детским стульчиком.

Фото: www.belgdb.ru

Второе рабочее место в старорусском кабинете писателя было предназначено для Анны Григорьевны. За этим секретером (первая половина XIX века) она ежедневно стенографировала под диктовку Федора Михайловича.

Тончайшей работы латунная балюстрада по периметру.

Вертикальные каннелюры и прихваченные гвоздиками фигурные тарелочки на боковинах. Отделка под латунь на каждом ящичке. Черты стиля жакоб.

Подлинная кожаная вставка, старинный замок.
Справа — стенографический блокнот. Когда-то давным-давно я изучал стенографию, но разобрать записи не смог: подзабыл, да и система письма многократно менялась (даже у меня есть несколько учебников с различными системами).

Вообще, Анна Григорьевна предпочитала работать за секретерами. Взгляните на экземпляр из петербургской квартиры Достоевских.

[Петербургский кабинет Анны Григорьевны…]Петербургский кабинет Анны Григорьевны.

Консоль, кресло-корытце.

Столовая
В центре прямоугольный обеденный стол, окруженный стульями с высокими резными спинками. Самые ценные, мемориальные экспонаты — это фарфоровый столовый сервиз и серебряные приборы.
Но я предлагаю обратить внимание не на них, а на обои и бумажный декоративный бордюр по их верхнему краю.

В гостиной в петербургской квартире Достоевского обои и бордюр такие же.

[Сравним…]Сравним.

Есть две версии такого совпадения.


  • Первая, не подтвержденная наукой, но не противоречащая датам проживания Достоевских в Петербурге и Старой Руссе. Анна Григорьевна (она в семье писателя была и редактором, и корректором, и издателем, и бухгалтером, она же вела всю переписку с подписчиками, занималась бухгалтерией и вообще тащила на себе все хозяйство) могла купить двойной запас обоев — и для петербургской квартиры, и для старорусского дома.

  • Вторая, не противоречащая музейным практикам в условиях дефицита. При формировании экспозиции музейщики использовали те отделочные материалы, которые были в их распоряжении.

Но вернемся к мебели.

Буфет (1860-е гг.) с глухими дверцами. Низ лаконичный. Верх украшен кучерявой короной, изящными фиалами, резными ниспадающими гирляндами на дверцах.

Полотенце и самовар (что слева от двери), отсутствующие на рисунке Ж. Э. Лиотара «Прекрасная шоколадница» (что от двери справа), все равно как будто бы сошли с рисунка.

Самоварный столик (1860-е гг.).

Столешница каменная, характерной для таких столиков формы.

Полубуфет, в котором, в отличие от только что изученного буфета, все сбалансировано.
Высокий столик типа жардиньерки

украшен резными деревянными кисточками.

Люстра.

Комната Анны Григорьевны
Письменный стол мемориальный. Он на изящных ножках, с украшенными резьбой ящичками,

с центральным уступом для удобства сидения. Миниатюрный столик для той огромной работы, которую вела Анна Григорьевна.

Впрочем, и в Петербурге она довольствовалась малым.

[Взглянем на петербургский столик…]Взглянем на петербургский столик.

Кровать (1830–70-е гг.) красного дерева с одинаковыми по высоте изголовьем и изножьем.

Комод (1860-е гг.). Рисунок шпона подобран на четырех ящиках из пяти.

Столик для рукоделия (1870-е гг.).

Кутаный диван ценен не тем, что сконструирован в стиле Честер, но более всего тем, что́ на диване лежит.

Перед нами мемориальный портфель для деловых бумаг, принадлежавший Анне Григорьевне.

Портфель. 1880-е гг.
Кожа
А. Д. — Анна Достоевская

Оригинальной по цвету люстрой (XVIII век) завершаю тридцать восьмую дюжину.

Детская
Как поясняет путеводитель, в детской комнате нет ни люлек, ни кроваток, в которых спали дети, ни кровати няни. Зато здесь есть книжный шкаф с дверцами в итальянском стиле и

надстройкой, более характерной для полубуфетов, с S-образными устоями.
Пользуюсь случаем и вновь обращаю внимание на рисунок обоев.

Предлагаю сравнить обои детской комнаты с обоями из петербургской комнаты Анны Григорьевны.

[Сравнить…]Рисунок тот же — версии причин те же.

Детский уголок.

Судя по конструкции, детское креслице-качалка должно как-то трансформироваться. При этом оно будет опираться о пол четырьмя ножками (задние снабжены колесиками). Но что происходит с обеспечивающей качание полукруглой частью, я не могу представить. Идеи пишите в комментариях.

Лошадка на колесиках. Почти такая же, какая была у меня в детстве. Помню, ездил на ней по длиннющему коридору коммунальной квартиры на улице Желябова, в которой жила моя бабушка. Ездил и дергал за специальную деревянную пуговку на прочной леске. Дергал — а игрушечная лошадка издавала правдоподобное ржание.
Моя езда на лошадке ни к чему не привела, а вот сын Достоевских Федор занялся разведением лошадей и стал известным коннозаводчиком.

Напомню, что в петербургской квартире представлена лошадка-качалка.

[Взглянуть…]

Люстрой открываю очередную, тридцать девятую дюжину люстр и паникадил.

На этом мебельную экскурсию заканчиваю. Добавлю, что уже в 1883 г., то есть через 2 года после смерти Федора Михайловича, Анна Григорьевна объявила об открытии в старорусском доме музея. Преклоняю голову.

UPD. Как уточнил в комментарии к этому посту правнук великого писателя Дмитрий Андреевич Достоевский, «музей все же Анна Григорьевна открыла в 1893 г., но в три комнаты в одной из башен Исторического музея в Москве».


Если вдруг посты, которые я цитировал, заинтересовали целиком, то вам сюда:
Автопробег СПб — Великий Новгород — Старая Русса — Великий Новгород — СПб состоялся в период с 29 апреля по 01 мая 2017 г.

Дом-музей Федора Михайловича Достоевского — Старая Русса

Ф. М. Достоевский – выдающийся писатель, произведениями которого зачитываются представители различных поколений. Именно поэтому, чтобы увековечить в истории личность этого гениального творца, было принято решение открыть в Старой Руссе музейный комплекс, который базируется в двухэтажном доме, где Федор Михайлович провел спокойные год своей насыщенной жизни.

Что собой представляет музей?

Мемориальный комплекс был расположен в Старой Руссе не просто так. Именно здесь Достоевский провел лучшие годы своей жизни вместе со своей семьей. Старинный двухэтажный особняк располагается в непосредственной близости к живописной речушке Перерытицы, которая придает местности еще большей колоритности и притягательности.

Сегодня музей занимает собой 170 кв. м. Сюда ежегодно съезжается порядка 5 тысяч туристов, которые с трепетом относятся к личности писателя и его трудам. На территории музея организована роскошная библиотека, где можно собственными глазами увидеть редкие книги, которые были созданы еще во время жизни Федора Михайловича.

Официальной датой основания музея считается 1909 год, когда 4 мая было принято решение сохранить на века и для будущих поколений этот дом, в котором так любил бывать писатель. Именно поэтому в 1918 году этой исторической деревянной постройке был причислен «неприкосновенный» статус, который возможно и позволил сохранить до сегодняшнего дня это семейное гнездо.

Удивительным фактом является и то, что дом Достоевского явился одним из немногих сооружений, которые уцелели во время ВОВ. Ведь, как известно, большая часть города Старая Русса была полностью стерта до самого основания. Не стали «крестом» для этой усадьбы и тяжелые послевоенные годы, когда большая часть страны находилась в упадке. А уже к 1961 году было принято решение отреставрировать постройку, что продлило ей жизнь.

Основные экспозиции музея

Сегодня на территории музейного комплекса проводятся многочисленные экскурсии по выставочным залам. На втором этаже этой жилой постройки обустроено 6 комнат, в рамках которых на всеобщий обзор выставлены личные вещи четы Достоевских. Здесь же можно увидеть прижизненные фотографии Федора Михайловича, а также нарисованные портреты семейства.

Первый этаж этой постройки приспособлен под хозяйственные помещения. Однако гостиная сегодня используется в качестве площадки для организации различных выставок, музыкальных вечеров и литературных встреч. Эти встречи имеют международный статус так, как в Старую Руссу съезжаются творческие личности не только с разных городов нашей необъятной родины, но и с многих стран мира, в которых также чтут заслугу Ф.М. Достоевского.

Дом-музей Достоевского – это объект культурного наследия, который под одной крышей собирает ежегодно громадное количество единомышленников, которые готовы поделиться своими эмоциями и впечатлениями, полученными при прочтении «Братьев Карамазовых», «Преступления и наказания» или же «Идиота».

В Старой Руссе стартовал год Федора Михайловича Достоевского