Древнерусская нечисть: Самые опасные существа из славянской мифологии | Легенды#

Содержание

Топ‑10 существ славянской мифологии: кого можно встретить в Хэллоуин — Обзоры

Поделиться:

Топ‑10 существ славянской мифологии: кого можно встретить в Хэллоуин

Близится Хэллоуин – он же кельтский Самайн, он же канун Дня всех святых. По поверью, в эту ночь злые духи гуляют среди живых, а люди наряжаются в нечисть. В Россию праздник пришел не так давно, но обрел популярность. Каких существ славянской мифологии гипотетически можно встретить 31 октября и как их одолеть или задобрить, читайте в материале РИАМО.

27 октября 2021 в 15:49

  1. Баба-яга
  2. Карачун, позже Кощей
  3. Леший
  4. Водяной
  5. Домовой
  6. Оборотень, он же волколак
  7. Упырь
  8. Чудо-юдо
  9. Лихо одноглазое
  10. Анчутки
1Баба-яга

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Уродливая старуха, обладающая магической силой. Живет в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей или деревянным частоколом с нанизанными черепами. Летает в ступе, размахивая помелом. Также охраняет Царство смерти: одна нога у нее обычная, а вторая – костяная, чтобы стоять в мире мертвых.

Баба-яга пытается заманить к себе путников, а особенно маленьких детей и добрых молодцев, и съесть. А победить злую колдунью можно хитростью. И если получится выйти живым из ее избы, то она подарит волшебный предмет или даже исполнит заветное желание.

2Карачун, позже Кощей

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Злой дух, божество Нижнего мира, повелитель морозов, холода и мрака. Умеет оборачиваться вороном и колдовать, превращать людей и предметы в совершенно другие формы. Но уязвим перед жаждой: если ему не давать воды, слабеет и теряет свою магическую силу.

К XVIII веку обрел новое имя – Кощей Бессмертный – и стал считаться особо сильным злым чародеем. Смерть его запрятана в волшебных животных и предметах: «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце игла – смерть Кощея».

3Леший

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Дух-хозяин леса, который следит за порядком и помогает или, наоборот, мешает путникам, забредшим на его территорию. Может разговаривать с людьми, менять свой облик. Иногда предстает в виде маленького старичка с клюкой и всклокоченной бородой. Его можно встретить в глухом лесу или на тропинке, если рядом больше никого нет.

Это скорее положительный персонаж – он может выручить заблудившегося человека, помочь отыскать полянку с грибами и ягодами, оберечь от диких зверей. Впрочем, леший порой любит подшутить над людьми и путает их, водя кругами по лесу.

Но некоторые лешие коварны и опасны. Поэтому, отправляясь в лес, следует помолиться, а также задобрить «хозяина», попросив разрешения войти в его владения.

4Водяной

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Дух воды, хозяин рек и озер. Внешне похож на толстого пучеглазого старика с рыбьим хвостом или длинными ногами. Имеет звериные или рыбьи черты лица, опутан тиной и пахнет болотом. Может издавать громкие звуки, хохотать и плескаться, чтобы отпугнуть людей от своих владений. Злонамеренный водяной способен приманить человека и увлечь в пучину.

Водяной не будет мешать и вредить людям, если его задобрить куском хлеба или другим яством. Также важно не шуметь и не распугивать его «стада» – рыб, которых он пасет на дне водоема. А рыбакам следует сначала попросить у водяного разрешения и только после этого забрасывать удочку или ставить сети.

5Домовой

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Домашний дух, покровитель дома, помогающий по хозяйству и следящий за здоровьем домочадцев и их животных. Внешность может быть разная, но общими чертами являются всклокоченные волосы, небольшой размер и наличие одежды – рубахи с кушаком, кафтана.

Живет в темном укромном уголке дома – за печкой, в подполе, на чердаке. О себе может дать знать разными звуками, гремящей посудой. Также умеет прикидываться животным или человеком.

Задобрить домового можно куском хлеба и блюдцем с молоком, оставленными на столе или подоконнике на ночь, и тогда он сделает что-то полезное для дома или предостережет об опасности.

6Оборотень, он же волколак

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Человек или злой дух, умеющий принимать звериное обличие – чаще всего волка или медведя. Может быть таким от рождения, если на нем лежит проклятие, или же превращаться по своему желанию с помощью колдовства или ритуалов. Часть оборотней сохраняет разум после превращения, другие же полностью подчиняются звериным инстинктам.

Чтобы победить это злое существо, нужно поразить его сердце или голову, причем чаще всего понадобится серебряное оружие. Если же волколак укусит человека, тот тоже может стать оборотнем.

7Упырь

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Умерший неестественной смертью человек, встающий по ночам из могилы. Упырями становятся те, кто при жизни был оборотнем или колдуном, отлученные от церкви или совершившие тяжкие грехи, а также жертвы нападения таких же упырей.

Ночью упырь встает из могилы и охотится на людей и скот, пьет их кровь. Вернуться обратно в свой гроб или склеп он должен до крика третьих петухов. Считается, что упыри могут вызывать эпидемии болезней, неурожаи и засухи. Избавиться от них можно двумя способами: проткнуть осиновым колом или сжечь.

8Чудо-юдо

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Обитает в водоемах или вблизи воды, имеет крупные размеры и внешне похоже либо на огромную рыбу, либо на морского дракона с множеством голов. Часто дышит огнем и сжигает города и села. Злое и свирепое существо.

Победить чудо-юдо трудно – срубленные головы вновь прирастают благодаря особому огненному пальцу. Это делает его похожим на Лернейскую гидру – противницу древнегреческого героя Геракла.

Поразить чудо-юдо могут сказочные стрелы, меч или копье, а также раскаленные камни, которые следует забросить ему прямо в пасть.

9Лихо одноглазое

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Воплощение злой и несчастливой судьбы, приносит несчастья и неудачи, высасывает жизненную энергию из человека. Выглядит как худой высокий старик или старуха с одним глазом, иногда как великан-людоед – образ напоминает злого циклопа Полифема из «Одиссеи» Гомера.

Это зловредное существо часто упоминается в пословицах и поговорках: не буди лихо, пока оно тихо; не поминай лихом; лиха беда – начало. А победить его можно хитростью.

10Анчутки

© РИАМО,  Анастасия Гузыка

Древние славяне верили, что зимой земля находится под властью злых духов, которых называли анчутками. Они являлись олицетворением темноты и холода, могли вселяться в людей, и те становились «бешеными» и «одержимыми».

После крещения Руси образ анчутки слился с бесом и чертом, которые вызывают болезни и помешательство, подбивают людей следовать порокам и совершать грехи. Изгнать бесов можно с помощью молитв и специальных ритуалов, а славянские анчутки опасались оберегов, железа и соли.

* использована информация из Википедии и других открытых источников

Туманова Анастасия, Гузыка Анастасия

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

ПраздникиХэллоуин

Поделиться:

Следующий материал

Новости СМИ2

Актуальное

Врач‑лор из Мытищ о вирусных заболеваниях

Как развивался микрорайон Рупасово

Когда включат отопление в Мытищах

Как Мытищи подготовились к 1 сентября

Как развивался микрорайон Строитель в Мытищах

Закрытая на ключ собачья площадка в парке

Как вести себя при лесном пожаре и задымлении

Чем не устраивает жителей Мытищ парковка для большегрузов

Грибные места в Мытищах

Как в ЖК «Ярославский» решили сменить УК

Инфекционист о симптомах и лечении гепатита

Реконструкция Пироговского шоссе

Веломаршрут через Мытищинский лесопарк

История Шараповки

Как работает сообщество Анонимных Алкоголиков

Как производят приборы учета воды и тепла в Мытищах

Психиатр из Мытищ о шизофрении

Построят ли тротуар между улицами Крупской и Летной?

Как в Мытищах помогают беженцам

Проблемный дом на Ульяновской улице

Многодетная мать из ДНР про жизнь под обстрелами

Ферма в деревне Сухарево

Как Мытищи связаны с авиацией и космосом

Следователь о раскрытии преступлений, курьезах и скандале с «Матильдой»

Снос гаражей и ракушек в поселке Пансионат

Проблемы 16-го микрорайона

Врач‑фтизиатр про лечение и профилактику туберкулеза у детей

Что происходит в деревне Витенево

Дом 7б на улице Щербакова

Криминалист из Мытищ о своей профессии

Трансгендер из Мытищ про смену пола

Проект «Батарейки – вторая жизнь» в Мытищах

Проблемы жильцов ветхого дома в Леонидовке

Интервью с онкологом о причинах возникновения рака

Что посетить в селах Мытищ

Для чего нужен СНИЛС и как его получить в Мытищах

Три улицы без пешеходных переходов

Что горожане хотят увидеть на бульваре Ветеранов

Общий гороскоп нечистой силы по знаку Зодиака

Давайте разберемся, что такое нечисть, и так ли она плоха, как звучит, в нашем гороскопе нечистых сил по знаку Зодиака. Если верить в народную мудрость, то нечисти создавал как Сатана, чтобы уничтожать добро, посеянное Богом, так и сам Господь — из грешных ангелов, отправленных в преисподнюю. Также, существует версия, что теми самыми демоническими существами становятся люди, которых еще называют заложные покойники: некрещенные дети, самоубийцы, умершие неестественной смертью), люди, похищенные нечистью (водяным, русалками, лешим), дети, которые рождены от нечистой силы, или были проклятые родителями.

Оценка

— 4.67 из 5 возможных на основе 3 голосов

Не всегда нечисть делает гадости. Например, Леший может учить секретам знахарства, Домовой — ухаживать за животными и порядком в доме. Может нечисть, конечно, и пакостить, пугать различными звуками (гулом, воем, стуком, треском), прикосновениями, щекоткой, бессонницей у человека, могут двигать вещи, склоняют к греху, и даже к самоубийству.

Люди привыкли бояться нечисть, защищаясь от нее оберегами и молитвами. Но что, если нужно попробовать ее понять? Мы поможем вам распознать вашу нечисть по знаку Зодиака. Она ведь тоже, как и вы, однажды родилась…

Овен — Змей Горыныч (21 марта — 20 апреля)

Марс оказывает на животное непреодолимое влияние, что заставляет его «испепелять» окружающих заботой и вниманием. Змей Горыныч — зверь импульсивный, порывистый, дерзкий. Все время говорит исключительно то, что думает, даже если его не спрашивают, и даже тогда, когда умоляют молчать. Ему не мешало бы научиться правилу трех секунд, и сначала думать, а затем говорить. Бессмысленно просить его поставить себя на чужое место, этого дара ему не дано. Мыслит Змей Горыныч категорично, поэтому чаще всего преувеличивает факты.

Телец — Домовой (21 апреля — 21 мая)

Домовой — это настоящий Золотой Телец. В его тайниках много золота и серебра, но никогда в жизни он не расскажет, где находится то самое богатство. Домовой очень заботлив, но также упрям, эгоистичен, неуступчив, кого-угодно замучает ревностью. Не стоит пытаться его переспорить, потому что он даже не слушает своего оппонента. Самый страшный сон любого Домового — это еще один Домовой в помещении. Они друг друга просто убьют.

Близнецы — Леший (22 мая — 21 июня)

Леший — натура неоднозначная. Пять минут назад он мог рассказывать веселые секреты о лесных феях и гномах Белосежки, а сейчас уже требует тебя немедленно убраться из его жизни, потому что ты все портишь. Чтобы понять Леших, нужно иметь здоровую психику и очень много свободного (исключительно на них) времени. Также нужно иметь шикарное чувство юмора, иначе никак, с занудами им не по пути. Будьте готовы к тому, что у Леших всегда и во всем виноваты звезды, луна, солнце, вы, — но не они. Честно говоря, занудства у Леших тоже не отнимать. 

Рак — Кикимора (22 июня — 22 июля)

Кикимора — нечисть ранимая и мечтательная, добрая и сентиментальная. Ей так тяжело выбирать между семейным очагом и родным болотцем, что полжизни она так и мается. В любовных делах не может разобраться, чего ей не хватает для того самого счастья. Часто начинает жалеть о чем-то, когда теряет. В грусти и печали может находиться очень долго, ей так комфортно. Кикимора — самый верный в мире друг. Если вы попали в беду, то она вас с удовольствием заберет в свое лечебное болото, познакомит с пиявками, поганками и другими милыми гадостями, но спасет.  

Лев — Кот Баюн (23 июля — 23 августа)

Кот Баюн — тот еще артист! Пойдет налево — песнь заводит, направо — сказку говорит. Эта импозантная нечисть привыкла быть в центре всеобщего внимания и обожания. Вы, это, главное — не забывайте аплодировать ему каждые два часа и доливать молоко. Также готовьтесь к тому, что Кот Баюн совершенно внезапно может забывать некоторые вещи. Причем, предугадать невозможно, все это очень выборочно и индивидуально забывается. Если будете его недостаточно гладить, то он обидится, и пойдет со своей золотой цепью на другой дуб. Так что, имейте в виду!

Дева — Баба Яга (24 августа — 23 сентября)

Баба Яга — нечисть мудрая, которая просто устала от человеческого лицемерия и злобы, поэтому предпочла уединиться в глухом лесу. Мизантроп потому что, вот. Нечисть весьма скрупулезная и учтивая в своем цинизме. Пока ты о ней даже не думаешь, она в своем домике на куриной ножке варит для тебя свеженькое зелье из мухоморов. Баба Яга замкнутая, осторожная, требовательная и занудная. Компромиссов от нее не жди. С полуслова понимает, когда ее пытаются обмануть, и, не щадя обманщика, выгонит его из своей идеальной избушки паршивой метлой. 

Весы — Мара (24 сентября — 23 октября)

Мара — нечисть, которая долго не может определиться, чего ей не хватает для комфорта, и нужен ли ей вообще комфорт. Мару хлебом не корми — дай поговорить, и она расскажет вам всю свою длинную жизненную историю. Если вы хотите добиться взаимодействия с этой нечистью, тогда должны изрядно потрудиться, чтобы заинтересовать ее. Главный принцип жизни: зачем идти там, где можно стоять; зачем стоять там, где можно седеть; зачем седеть там, где можно лежать? Если у вас с нервишками не все отлично, то лучше откажитесь от глубокого общения с ней, поверьте, всю душу вытрясет, не пожалеет и грамма.  

Скорпион — Русалка (24 октября — 22 ноября)

Намереваясь искупаться, обязательно прихвати с собой полотенце, резиновые тапочки и делай все очень тихо, чтобы тебе не встретилась Русалка. Это милое с виду создание заставит тебя ждать, пока она часами расчесывает свои волосы, даже если их немного, и если ты посмеешь помешать процессу, забьет гребнем и утащит на дно. Русалочья натура очень переменчива. Секунду назад она пожертвовала ради тебя голос Ведьме, а уже спустя мгновение превратила своего возлюбленного в пену морскую. В то же время Русалка независима, своенравна и непокорна, чтобы на нее повлиять, дави на жалость.  

Стрелец — Лихо Одноглазое (23 ноября — 21 декабря)

Лихо Одноглазое становится лихим только в том случае, если его разбудили. Такому обидчику он не пожалеет ни лука, ни стрел, ни копья, ни других орудий. Те несчастные, кто додумался навредить этой нечисти, точно вынесли для себя одну истину: «Не будить!..». Однако, Лихо неисправимый романтик и меланхолик. Эта нечисть верит в чистую и искреннюю любовь до гроба и на века, идеальные семьи и дружбу до последнего вдоха. Он бескомпромиссно верит в любовь с первого взгляда, в дружбу со второго и в развод с третьего.  

Козерог — Кащей Бессмертный (22 декабря — 20 января)

Кащей Бессмертный — особь упрямая, честолюбивая, обворожительная, ослепительная, харизматичная, страстная, дерзкая, как пуля, резкая, а еще пуленепробиваемая и водонепроницаемая. Эта нечисть не склонна к полноте, можете смело ей завидовать. Лучший в мире стратег и умный руководитель. Очень ценит все, что пришло в его руки тяжким и упорным трудом, готов часами молиться на свои плоды. Берегитесь, нечисть очень ревнивая и с маниакальными склонностями. Может годами вынашивать в себе план, чтобы реализовать его вовремя. На вид приятен и улыбчив, но в мыслях одно — под каким соусом подать вас себе на ужин. 

Водолей — Соловей Разбойник (21 января — 18 февраля)

Соловей Разбойник — существо дружелюбное, веселое и безответственное (в основном). Принцип по жизни: в любой непонятной ситуации — свисти. Это позволяет ему без малейшего сопротивления забрать коня, оружие и другие блага. Соловью подходят творческие профессии пера и топора. Нескупо так одарен от природы, но сил хватило развить только умение красиво свистеть. Отличается общительностью, оптимизмом и нечеловеческим обаянием. Умеет и любит строить воздушные замки, которые сам же потом и рушит на глазах у изумленной публики. 

Рыбы — Водяной (19 февраля — 20 марта)

Водяной настолько привязан к своему болоту, что порой и вовсе перестает из него вылезать. В глубине души этой нечисти всегда есть место мечтам о морях и приключениях. Этот неисправимый романтик верит в алые паруса, может похвастаться живым воображением устрицы и интеллектуальным потенциалом дельфина. У Водяного тонкая и ранимая душа, но ни одна болотная тварь не способна оценить этого по достоинству. Всегда обитает на глубине и зрит в корень. Если потянешься к нему за советом, можешь утонуть.  

Не пропустите: 2020 год — високосный. Что нельзя делать в високосный год

Материалы по теме:

  • Активность Овна станет обузой для партнера, а Раков ожидают судьбоносные перемены: свадебный гороскоп на осень 2021 от Хаяла Алекперова
  • Весы решат уйти с работы, а Водолеи станут генераторами идей: карьерный гороскоп на осень 2021 года от Хаяла Алекперова
  • Гороскоп на неделю со 2 по 8 августа: разум человека созидателен
  • Гороскоп на неделю с 5 по 11 июля: в сомнительных случаях время — лучший истолкователь
  • Гороскоп на квітень 2021 року: душа може вважати себе щедрою, якщо їй приємніше давати, ніж отримувати
  • Гороскоп на 2021 год: что сулят звезды всем знакам Зодиака в год Белого Металлического Быка
  • Гороскоп на 2021 год: астрологический прогноз для Рыб
  • Гороскоп на 2021 год: астрологический прогноз для Водолеев
  • Гороскоп на 2021 год: астрологический прогноз для Козерогов
  • Гороскоп на 2021 год: астрологический прогноз для Стрельцов

теги: астрология гороскоп астрологический совет дня гороскоп на сегодня Гороскоп на год

Какими были русские русалки • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript.

Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсНеизвестный ЛермонтовЛекцииМатериалы

Мифолог Елена Левкиевская — о русалочьих ногах и хвостах, колосящейся ржи, потерянном гребне, железных грудях, неправильной смерти, танцах, щекотке и соблазнении мужчин

Записала Ирина Калитеевская

Морские сирены. Лубок. 1866 год © New York Public Library

Русалка литературная

В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке — речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других. Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии. Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе — интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности.

Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать. Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».

Образ русалки — литературный и романтический штамп, почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии

Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду. Чем они отличаются от русалок и морских царевен Лермонтова, Пушкина и Жуковского?

 Мелюзина. Рисунок Джузеппе Челлини. 1886 год © Иллюстрация к сборнику Габриэле д’Аннуцио «Isaotta Guttadàuro ed altre poesie»

Женщины с ногами, но без лиц

Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.
 
Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.

Русалочка. Иван Билибин. 1937 год © Иллюстрация к изданию «Albums du Pere Castor»

Представление о людях, умерших неправильной или нечистой смертью, — одно из самых древних в восточнославянской мифологии, оно восходит еще к индоевропейскому пласту. Сюда относятся чаще всего самоубийцы, те, кто умер без покаяния, занимавшиеся при жизни колдовством и знавшиеся с нечистой силой, а также люди, умершие до брака, — потому что с точки зрения народной традиции неправильной является всякая смерть человека, который не изжил своего положенного века и не выполнил заложенную для него жизненную программу, особенно если он умер, не вступив в брак и не оставив потомства (в первую очередь это касается девушек, умерших в период между обручением и венчанием). Кроме того, в украинской и белорусской традиции часто русалками становятся девушки, которые умерли на Троицкую неделю.
 
На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).
 
Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой. 

После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.

Русалки почти не занимаются соблазнением мужчин

Мы видим, что семантически эти восточноевропейские русалки связаны с вегетацией растений, но не с водоемами. В текстах может говориться о том, что они выходят из воды, но это один из многочисленных вариантов — точно так же они могут приходить с кладбища или просто с того света. Кроме того, в народной традиции чрезвычайно слабо проявляется любовная сюжетная линия, которую так любят эксплуатировать писатели и поэты-романтики: русалки почти не занимаются соблазнением мужчин. Редкие тексты, в которых русалка все-таки соблазняет земного мужчину, как подозревает целый ряд фольклористов, спровоцированы именно книжностью, знанием литературных текстов, а не собственно народной традицией.

Шутовка с гребнем

В северорусской традиции есть другой женский персонаж. Он довольно редко называется русалкой — скорее шутовкой, чертовкой, какой-нибудь водяной бабой. Этот персонаж лишен четко выраженной сезонности, всегда появляется в одиночку и связан именно с водным пространством — с какой-нибудь рекой или озером. Очень часто говорят, что эти шутовки происходят из утопившихся девушек и женщин. Фактически этот персонаж проявляет себя только в одном сюжете: шутовка сидит на берегу, на каком-нибудь прибрежном камне или на мостках, где стирают белье, и расчесывает свои длинные волосы большим костяным, каким-то необычным гребнем. При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней. На берегу остается ее гребень. И если человек заберет этот гребень с собой, она потом будет ходить к нему под окна, просить, нудить, чтобы он ей его отдал, и не оставит его в покое, пока он не положит гребень на место. В некоторых случаях она может причинять вред, в том числе затягивать человека в воду, — но это никак не связано с гендерными признаками, затянуть могут и мужчину, и женщину. Сексуальная составляющая, которая так сильна в романтической литературе, здесь никак не эксплицируется.

При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней

И украинские и белорусские русалки, и русские шутовки — это вполне нормальные, даже красивые женщины. Но если в европейской романтической традиции их красота всячески подчеркивается, то у славянских русалок это не слишком актуально. Кроме выдающейся внешности западноевропейские русалки часто обладают прекрасными голосами и поют красивые песни, заманивая к себе земных мужчин. Славянские русалки ничего особенного не поют и вообще по большей части молчат. То есть славянские русалки похожи на обычных девушек и женщин, ничем особенно от них не отличаясь ни по облику, ни по поведению.

Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год © Государственная Третьяковская галерея

Некрасивая русалка

Но в восточнославянской традиции есть еще один женский образ, который тоже может называться русалкой. Это безобразная русалка — косматая, некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи. Она часто нападает на детей — убивает их, пугает, вообще им вредит и совершает над ними какое-то насилие. Иногда говорится, что у нее железные груди, и детей в Полесье, например, часто ими пугали: не ходи в жито, а то тебя русалка железной цыцькой затолчет. Как полагают исследователи, этот образ является заимствованием из тюркских представлений о женском демонологическом существе, которое называется «албасты», или «албаста», и которое специализируется на причинении вреда детям и роженицам. В тюркских традициях оно иногда нападает на взрослых мужчин, щекочет их и может даже выступать в качестве мифологической любовницы, заманивая их к себе и сожительствуя с ними.

Некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи

Но в восточнославянских рефлексах на эту тему оно проявляет себя исключительно как страшная баба с длинными отвисшими грудями, которая может причинить вред детям.

Получается, что у восточных славян прототипа литературной романтической русалки мы не находим.

Русалочья болезнь

У южных славян тоже есть некие русалкоподобные существа, но они в некоторых своих проявлениях сближаются с украинскими и белорусскими русалками: это множественные и сезонные существа, появляющиеся на Троицкой неделе. Они появляются на земле во время цветения такого растения, которое по-болгарски называется «росен», и проявляют себя чаще всего в том, что поют и танцуют на полянах, где растет это растение, и оставляют на траве круги. Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальской болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании — человек находится, что называется, не в себе. Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец хоро — типа нашего хоровода, только все время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».

Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Русалка». Рисунок Михаила Врубеля. 1891 год © Государственная Третьяковская галерея

Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин

Что касается западных славян, то у них как раз есть представления о полуженщинах-полурыбах. У поляков они называются сиренами, или сиренками: на старом гербе Варшавы изображена такая сиренка — девушка с рыбьим хвостом; ее же изображение есть на Рыночной площади Старого города. Но в тех польских фольклорных и этнографических материалах XIX–XX веков, с которыми я знакома, этот персонаж известен плохо, в крестьянской традиции он не популярен.

На польскую и чешскую мифологии во многих узловых моментах сильно повлияла западноевропейская, особенно германская, традиция.

Полуженщины-полурыбы или женщины с драконьими хвостами, иногда женщины с двумя драконьими или рыбьими хвостами, тоже встречаются в разных мифологиях на севере Европы — кельтской, балтийской, германской. У всех есть набор общих черт: они красивые, очень часто поют красивые песни, впечатления от их голоса специально отмечаются в рассказах. Проявляют себя они чаще всего, вступая в любовные отношения с земными мужчинами. Называться могут по-разному — никса, ундина, Лорелея или Мелюзина. Все они имеют ряд общих черт с древнегреческими сиренами. Я не берусь утверждать, что все эти североевропейские персонажи генетически связаны с древнегреческими, но ведут себя они аналогично. Скорее всего, этот сюжет, так же как и сюжеты о карликах, проник в польскую традицию с Запада — возможно, это произошло где-то в Средние века — и к нашему времени стал расхожим местом, таким туристическим брендом. Теперь эта сиренка изображается на сувенирах — магнитиках, открытках и значках — в качестве символа Варшавы.

Русалка в декоративной резьбе. Музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Середина XIX века.© Ирина Бобылькова

То же самое произошло и в некоторых восточнославянских ареалах: эта сюжетная линия из книжности проникла в народную традицию России, Белоруссии и Украины, и там возник отдельный, совершенно самостоятельный сюжет о фараонках, или мелюзинах. В начале XX века русский этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин одним из первых выдвинул предположение о том, что образ полуженщины-полурыбы в восточнославянской мифологии был позаимствован. Он проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из‑под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули. Из них и возникли полулюди-полурыбы, живущие в море. Поэтому одно из русских названий таких персонажей — фараонки.  

Теги

Эксперт
Фольклор

Краткая история рака

Когда появился рак? Почему в Средневековье причиной этой болезни считали черную желчь и что это такое? Как в лечении рака помогли открытия Пьера и Марии Кюри? А как военные исследования отравляющих веществ? Вместе с РакФондом рассказываем историю главной болезни нашего времени

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

9 минут

1/6

Не тот герой нашего времени

Как Лермонтов, написав роман в двух частях, обманул Николая I и других читателей

Читает Александр Архангельский

Как Лермонтов, написав роман в двух частях, обманул Николая I и других читателей

15 минут

2/6

Телесный низ в юнкерских поэмах

Обычно замалчиваемые, малоприличные и непечатные стихи и поэмы — ключ к пониманию поздних произведений Лермонтова

Читает Алина Бодрова

Обычно замалчиваемые, малоприличные и непечатные стихи и поэмы — ключ к пониманию поздних произведений Лермонтова

14 минут

3/6

Неправильная «Молитва» Лермонтова

Как Лермонтов всех обманул, написав на сюжет духовного стиха очередное романтическое произведение

Читает Кирилл Головастиков

Как Лермонтов всех обманул, написав на сюжет духовного стиха очередное романтическое произведение

15 минут

4/6

Лермонтов и «Юная Франция»

Женщина-лошадь, идеальный нос, французская бородка и другие заимствования из французской литературы, которые позволял себе русский поэт

Читает Вера Мильчина

Женщина-лошадь, идеальный нос, французская бородка и другие заимствования из французской литературы, которые позволял себе русский поэт

13 минут

5/6

Обреченные отношения в поэтике Лермонтова

40 глаголов, разыгрывающих драму со страшным финалом, в 34 строках стихотворения «Морская царевна»

Читает Андрей Немзер

40 глаголов, разыгрывающих драму со страшным финалом, в 34 строках стихотворения «Морская царевна»

13 минут

6/6

Лермонтов — бренд

Кто и сколько выиграл от смерти Лермонтова и как мертвый писатель становился все более популярным

Читает Алина Бодрова

Кто и сколько выиграл от смерти Лермонтова и как мертвый писатель становился все более популярным

Материалы

За что ругали Лермонтова

Преступления поэта в оценках современников и потомков

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Найман читает Лермонтова

Поэт и писатель читает и комментирует стихотворения Лермонтова и других поэтов

Словесная дуэль Лермонтова с Пушкиным

Кто из двух поэтов кровавее, слезливее, чаще поминает Россию, няню и крокодила

Поматросил и бросил

Лермонтов поступил низко и изобразил все это в романе

Бабушкин сынок

Какой была главная женщина в жизни Лермонтова

Как попасть в хрестоматию

Литературовед объясняет, как и зачем в России стали выпускать хрестоматии

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Какими были русские русалки

Мифолог о русалочьих ногах и хвостах, грудях, щекотке и соблазнении

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Лекции Ираклия Андроникова о Лермонтове

Исследователь и популяризатор творчества Лермонтова на Центральном телевидении

Лермонтов — меломан

Музыка, следы которой находят в творчестве поэта

Николай I — книжный рецензент

Эпитеты, которыми император награждал сочинения современников

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Лермонтов без купюр (почти)

Игра: откройте то, что скрывает цензура

Маршруты Лермонтова и Печорина

Где пересекались писатель и его герой в поездках по Кавказу

Лермонтовизация поэзии

Игра: как выглядели бы произведения разных поэтов, если бы их написал Лермонтов

За что Лермонтов получал тройки и четверки

Ведомость о поведении и успехах ученика благородного пансиона

Переакцентуация, дактиль и другие герои «Молитвы»

Термины, полезные при разговоре о лирике Лермонтова

Угадайте стихотворения по картинкам

Какие произведения имел в виду известный график, иллюстрируя Лермонтова

Кому и чем обязан Лермонтов

Люди, посвятившие Лермонтову статью, книгу или жизнь

Одна книга с полки Лермонтова

Кирша Данилов, вдохновивший Лермонтова на несколько стихотворений

Лермонтов в кино

Жизнь и смерть недостаточно советского поэта в черно-белом фильме

Раневская и Ахматова инсценируют дуэль

Версия ссоры Мартынова и Лермонтова

Иконы стиля героев Лермонтова

Что носили модники в первой трети XIX века

Романсы Лермонтова на новый лад

Композитор объясняет, как вернуть жизнь до боли знакомым строчкам

Лермонтов без штанов (совсем)

Фильм, в котором читают «Молитву» в необычных обстоятельствах

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Славянские Демоны и Духи

FacebookTwitterPinterest

Древние славяне верили во многих богов и богинь. Они поклонялись им посредством различных праздников и ритуалов.

Они также верили в существование многих славянских демонов и духов, о которых вы прочтете в этой статье.

Содержание

Имена мифических персонажей и духов

Сверхъестественные персонажи в славянской мифологии проявляются в самых разных формах.

Имя одного существа может встречаться с другим написанием или транслитерацией в зависимости от конкретного языка конкретной славянской страны.

Например, «Воданой» — мужской водяной дух из славянской мифологии. Его называют «Водник» в Чехии и Словакии, «Водник» в Польше и «Водяник» в Украине.

Славянские демоны до христианизации

Существует небольшое количество письменных свидетельств о славянских демонах и духах в дохристианский период.

Истории польской мифологии (или легенды о русских демонах) рассказывают о демонических существах и духах из лесов, неба или озер.

Хотя эти рассказы содержат очевидные христианские элементы, они по-прежнему считаются языческими источниками и часто используются историками и фольклористами, исследующими славянскую мифологию.

Эти христианские элементы, конечно же, повлияли как на самих персонажей, так и на их черты.

Например, польский лесной демон Леший, как сообщается, был изобретен славянами-язычниками, но с годами изменился, в конечном итоге став Боровым, а затем Борутой (дьяволом) [1].

Славянские мифологии и легендарные существа

В мифологическом фольклоре каждой славянской страны есть сверхъестественные и демонические персонажи. Многие из них имеют одинаковую «сюжетную линию» или особенности.

10 Мифологические существа в славянском фольклоре

1. Аждая

Аждая — версия мифологического дракона, известного как Змай или Змей. В языческом фольклоре он интерпретировался как многоголовый демонический змей, который жил несколько сотен лет, изрыгал огонь, поедал людей и творил злые дела.

Аждая был довольно доминирующим злодеем в славянской мифологии, поэтому после христианизации он превратился в образ Дьявола.

2. Алконост

Алконост — персонаж русского фольклора, который, согласно сказке, живет на Небесах. Это существо представлено в виде красивой девушки с головой птицы.

Тайные способности Алконоста включали в себя прекрасный голос и способность посылать сообщения из преисподней на Землю (мир живых).

Считалось, что зимой эта женщина-птица откладывает яйца, а затем сбрасывает их на дно моря.

Несколько дней спустя штормы вызовут хаос, который подаст сигнал женщине-птице высиживать яйца, которые она должна оберегать от повреждений. Это одна из причин, почему Алконост был защитником погоды.

3. Баба Яга

Баба Яга — ведьма, популярная во всех восточнославянских странах (хотя ее не следует путать с существом, известным как Бабарога).

В большинстве сказок Яга изображается как злая старуха, которая ездит на ступе или метле, владеет пестиком и любит гоняться, пугать и есть маленьких детей.

Она живет глубоко в лесу, в хижине, построенной на курьих ножках (с конскими копытами на двери).

Хотя она в основном известна как «враг детей», в некоторых версиях ее сказки она также представлена ​​как человек, дающий совет.

4. Полудница

Полудница (также известная как Леди Полудня или даже Леди Полночь) — мифический персонаж, распространенный в славянских странах Восточной Европы.

Полудница — демон, обычно изображаемый в виде молодой женщины, одетой в белое. Она бродит по полям и нападает на сельских жителей и рабочих, работающих в полдень, вызывая у них тепловые удары, боли в шее и в некоторых случаях безумие.

Полудница появлялась среди жарких летних дней в виде кружащихся облаков пыли, несущих косы или ножницы.

Затем она приземлялась на землю в образе женщины и привлекала жителей деревни, загадывая им загадки, на которые было слишком сложно ответить. Их неспособность ответить в конечном итоге приведет к их смерти.

5. Русалка

В славянском фольклоре Русалка — женский сверхъестественный дух, связанный с водой. Русалка представлена ​​как человек, часто злобный по отношению к людям [2].

Фольклористы давно обсуждают точные черты этого существа. В одном они сходятся: Русакла восходит к языческим временам, когда считался доброжелательным духом.

Русалка иногда появляется в современной культуре славянских стран как русалка или нимфа.

Духами русалок считались души молодых женщин, утонувших или убитых в озерах. Их представляли в виде призраков с телами из воды, которые стремились отомстить за свою смерть или бродили по заколдованным озерам [3].

6. Беда

Беда — южнославянский демон, потомок злых духов. Она также известна как «Биеда», что переводится как «страдание», или «Чума», что означает «чума». Предки славян считали, что Беда бродит по свету, нападая и мучая людей.

Она представлялась костлявым существом, облитым слизью, способным быстро размножаться, любящим воровать вещи у людей и закапывать их глубоко под землю.

7. Вила

Вила на самом деле является феей из южнославянской мифологии, которая изображается как прекрасная девушка, вечно юная.

В зависимости от версии истории у нее могут быть крылья птицы или бабочки, белое шелковое платье и длинные золотые волосы, хранящие все ее магические силы.

Вила жили в лесах, у озер, в горах или в облаках. Она могла превращаться во многих животных (обычно в сокола, лебедя или волка).

Считалось, что она исцеляла раны воинов в битвах и имела при себе эликсир вечной молодости.

8. Водяной

Водяной (также известный как Водяной) — водное существо из восточно- и западнославянских сказаний, являвшееся духовным воплощением душ утонувших людей.

Водяной имел длинный хвост, когти и был покрыт травой или мхом. Некоторые версии также изображают его как старика с длинными волосами и бородой, покрытой водорослями и грязью.

9. Кикимора

Кикимора – женский домашний дух, присутствующий в основном в восточнославянских фольклорных традициях.

Это существо представлено в виде демонического духа, пришедшего из болот и обладающего домами. Это существо живет в подвале или за печкой, издает звуки и оставляет мокрые следы.

10. Нав

Нав — демон, восставший из душ умерших, некрещеных, новорожденных детей.

Изображался в виде черного дрозда с головой младенца, который нападал на беременных женщин и детей. Навь также воровала молоко у крупного рогатого скота.

Источники
  1. https://culture.pl/en/article/slavic-daemons-the-good-the-bad-the-ugly
  2. http://greek_greek.enacademic.com
  3. https: //www.lenntech.com/water-mythology.htm

FacebookTwitterPinterest

The Russian Spirit of Place

Черри Гилкрист

Первоначально напечатано в выпуске журнала Quest за май-июнь 2008 г.
Образец цитирования: Гилкрист, Черри . «Русский дух места». Квест 96.3 (МАЙ-ИЮНЬ 2008 г. ): 97-101.

ИДЕЯ О СУЩЕСТВИИ ТАКОЙ ВЕЩИ, как «дух места», является центральным элементом русской культуры. Кажется, так было всегда и, безусловно, верно и сегодня, поскольку мы находим воплощение этой концепции как в традиционных формах искусства, так и в русском образе жизни. Сильный элемент его основан на чувстве связи между землей и небом. Можно утверждать, что его основные корни лежат в шаманизме, анимистической и местной космологии, которая в настоящее время развилась в различные формы, но все еще может быть найдена в своих старых формах в Сибири.

Мой собственный опыт в России сформировал мой взгляд на русский дух места. Я не мог бы собрать эти размышления из одних книг; это был реальный жизненный контакт с самой страной и личное видение того, что означает дух места с точки зрения творчества и культуры, которые дали мне настоящее и подлинное понимание.

Святыни и шаманы

Летом 2004 года я отправился в свой пятьдесят шестой визит в Россию. Я путешествовал в Россию и из России с 19 лет.92 года, изучающих традиционное искусство и ремесло; однако я никогда раньше не был в Сибири. Это было давнее желание, и, наконец, все переменные сошлись воедино, и я смог провести некоторое время в Туве и Хакасии, двух провинциях, граничащих с Монголией на юге и примыкающих к Алтайскому краю на западе. Был август, и пока Англия страдала от дождей и штормов, моя группа грелась при температуре 25 o C (77 o F). Пейзаж представлял собой поразительную смесь открытых степей, разбитых круглыми холмистыми холмами, и зубчатых горных хребтов, покрытых хвойными лесами. Между ними были зеленые луга на склонах холмов, покрытые альпийскими цветами и изящными лиственницами. Большинство людей представляют Сибирь либо заснеженной пустошью, либо однообразным участком равнины и тундры, и хотя температура в этих южных районах зимой опускается до сорока градусов ниже нуля, красота другой половины года захватывает дух.

В большей части Сибири преобладающей религией является шаманизм. Хотя в советское время она была в значительной степени подавлена, сейчас она очень сильно возвращается, а в Туве и Хакасии она является основной системой верований наряду с возрождением буддизма. Шаманизм — это преимущественно анимистическая религия, в которой дух и духи, как известно, населяют окружающий нас мир. Это противоположность мертвой, механистической вселенной, предложенной ньютоновской физикой; однако это не блаженное, идиллическое видение жизни, поскольку духи животных, гор и усопших предков могут быть злыми и мстительными, а также мудрыми и полезными. Шаман является посредником между людьми и духами, действующим как канал для исцеления и агент силы. Считается, что именно эта модель сибирского шаманизма стала образцом для ранней русской культуры, и многие ее элементы до сих пор присутствуют в России.

Большая часть сибирского шаманизма связана с духом места, и поразительной особенностью юга Сибири является то, что повсюду есть святыни. Изможденные ветки, воткнутые в небольшие пирамиды из камней, украшенные цветными лентами и тряпками, сами по себе выглядят как странные духи-скелеты. В каждом значимом месте есть своя святыня: вершины холмов, реки, скалы, колодцы, а также юрточный лагерь приезжих, где мы остановились. Сибирская космология различает места особо священные и менее значимые. Хотя анимизм означает, что мир в целом воспринимается как живой, не каждая отдельная черта или объект важны. Например, в куче гальки только определенные камни будут восприниматься как воплощение могущественного духа. Поэтому духовные очертания, вершины и горячие точки ландшафта часто отмечаются святынями.

Ленты и тряпки, украшающие алтари, олицетворяют молитвы, подношения и пожелания, а возможностей загадывать желания в Сибири предостаточно. В одном храме, возле культового камня, всем в нашей небольшой группе подарили красную ленточку и предложили привязать ее к ветке на ветвях храма, загадывая желание. Когда я начал завязывать свою ленточку, я понял, что загадывание желания не всегда было простым делом. Святыня была свидетелем моего поступка, моей честности и прозорливости или, может быть, моей глупости в определении того, что я хотел. Чего я на самом деле хотел после всего? Резкий шок, когда я обдумывал возможные последствия фиксации своего желания на определенной цели, принес свои собственные озарения, которые отразились и остались со мной на несколько недель вперед. Святыня может проверить честность и приверженность человека.

Сибирская космология представляет собой тройственную систему с нашим непосредственным земным миром в центре, миром духов и неба вверху и подземным миром внизу, иногда называемым поселением, святилищем и кладбищем соответственно. Эти фундаментальные разделения являются общими для шаманских или анимистических систем верований в других частях мира и остались в основе русской традиционной культуры. Но сибирское шаманское мировоззрение опирается на эту базовую концепцию, создавая необычайно сложное мировоззрение. В зависимости от типа шаманизма и практикуемого ритуала воспринимаемое количество уровней или подразделений вселенной может возрасти до семи, девяти или целых шестнадцати миров. Это изменчивая космология, и, хотя она хорошо структурирована, ее можно рассматривать по-разному в зависимости от места и цели. Вдобавок к этой сложности пространственные измерения не являются фиксированными, а вертикальные и горизонтальные могут меняться местами, так что воспринимаемая священная река жизни может рассматриваться как текущая с востока на запад и сверху вниз. Сибирская космология — это дезориентирующий опыт с головокружительными перспективами, которые, возможно, эквивалентны современным попыткам понять относительность времени и пространства.

Эта космология также является неотъемлемой частью ландшафта и, таким образом, способствует ощущению духа места. Входом в подземный мир может быть особая пещера, где могут собираться духи умерших, которых привел туда лось или другой значительный животный дух. Особенности ландшафта могут быть точками входа в иной мир, а иногда происходит зеркальное отражение одного мира и другого, этот мир и тот мир отражают друг друга, но наоборот. Например, разбитый здесь стакан кажется целым и готовым к употреблению в подземном мире.

Но в центре меняющихся перспектив сибирской космологии находится ось жизни, связывающая верх и низ. Ось, проходящая между двумя полюсами творения, является устойчивой концепцией. Иногда это символизируется священной горой или может быть связан с культовым камнем, таким как Старушка или камень «Старушка» у алтаря, где мы повязали наши красные ленточки. В Туве и Хакасии многие из этих святынь находились в обиходе еще с бронзового века. Женщины по-прежнему обычно ходят в Старушка и делать ей подношения, обращаясь к ней за помощью, особенно в случаях бесплодия. В другом месте, известном как «Белый камень», мы опробовали местную практику: трижды обойти вокруг камня по солнцу, а затем осторожно подержать его в течение короткого времени — слишком долгое пребывание рядом с ним считается опасным, потому что энергия мощная. Наш проводник рассказал нам, что группы ученых трижды измеряли необычайно мощное радиоактивное энергетическое поле камня.

В шаманской космологии мировая ось не находится в одном постоянном месте, а может присутствовать в разных местах или вызываться по случаю. Одним из распространенных представлений оси является «Мировое дерево», небольшая березка или лестница, по которой шаман в состоянии транса поднимается, чтобы посетить высшие сферы. Ему или ей может помочь в этом полете дух-проводник, который принимает форму лошади, орла или вороны.

Находясь в Сибири, я воспользовался случаем, чтобы провести приватный сеанс с Херэлем, тувинским шаманом. В настоящее время многие шаманы работают в клиниках, специально отведенных комнатах, увешанных головами и шкурами животных, костями, лентами, кнутами, барабанами, узорчатыми тканями и другими предметами силы. Херель предложил исцеление и гадание, а после барабанного боя и пения дал мне свои предсказания на год вперед, а также духовный мешочек на удачу в виде маленького матерчатого мешочка, набитого зерном, чтобы повесить его высоко в моей спальне. плетеные ремешки и требующие регулярной подкормки маслом или топленым маслом.

Он также посоветовал мне установить контакт с духами холмов и рек, где я живу. «Если они у вас есть», — добавил он. Я чувствовал себя совершенно непринужденно, посещая святыни и священные горы и посещая шаманские церемонии в Сибири, но в Англии, на ручных холмах над Батом, мог ли я найти эквивалентных духов места, или я решил быть открытым для возможностей. Но где же был этот дух места? Может быть, на него накладывалось наше так называемое цивилизованное мировоззрение, и я подозревал, что это была не столько рациональная, научная точка зрения, сколько романтизированный взгляд восемнадцатого века на сельскую местность, побуждающий нам видеть природу как сочувствующую среду, в которой можно испытать наши личные чувства, восхищаясь ее красотой. Сибирский дух места для меня был чем-то более грубым, живым и сильным.

В течение нескольких месяцев после моего возвращения я каждое утро гулял по холмам над городом Бат и пытался найти точки в ландшафте, которые могли бы быть мощными энергетическими созвездиями. Постепенно я понял, что это не было своего рода сентиментальным стремлением, а то, что соединение с духом места было связано с расширением осознания и восприимчивостью к другим формам разума и жизни. Даже если мы всегда можем облечь такие интерпретации в наши собственные культурные образы, я обнаружил, что все же можно найти дух места рядом с домом не только в экзотических, малопосещаемых сибирских пейзажах.

Дом как микрокосм

Большая часть богатой сферы русской народной культуры восходит к изначальной анимистической или шаманской системе верований, которая, как считается, в древние времена распространилась по всей северной и центральной России. Триединая космология неба, земли и подземного мира, столь характерная для Сибири, обозначена во многих сказках и мотивах народного творчества, а также воплощена в плане, по которому обычно строятся русские деревянные дома. Традиционно каждый дом рассматривается как микрокосмос космоса, и, хотя осознание этого символизма, возможно, ослабло, практически каждый деревенский дом до сих пор строится подобным образом. Первый этаж, который часто представляет собой отапливаемую гостиную и спальную зону открытой планировки, представляет землю и повседневный мир, который мы знаем. Подвал, обычно доступный через люк в полу и используемый в основном для хранения еды на зиму, является подземным миром, где могут обитать духи умерших предков. А чердак, неотапливаемый и поэтому используемый в основном летом, — место небесных духов. Лошади, символы солнца и павлины могут быть вырезаны на концах фронтона, чтобы символизировать защиту небесных сил.

Другие особенности играют свою космологическую роль. Красный уголок, традиционно расположенный в главной гостиной напротив входа, является святым местом, где семейная икона находится на высокой полке, задрапированной белым льняным полотенцем (длинная полоса ткани), вышитым красным. Красный имеет значение красоты в России, слова красный ( красный ) и красивый ( красивый ) происходят от одного корня. Икона, идеально написанная в строго молитвенных условиях русской православной веры, считается проводником божественной благодати. Он принимает молитвы семьи, наблюдает за ними и благословляет их. Во время томительного ожидания новостей о выживших с 9-го0168 Катастрофа подводной лодки «Курск» в августе 2000 года, пожилая женщина рыдала, рассказывая телерепортеру, что их икона только что упала с полки, что было ужасным предзнаменованием для ее внука, оказавшегося на борту.

Православная религия, принятая Россией в десятом веке, мирно сосуществовала с местной системой верований, которая является развитием более ранних шаманских практик и часто описывается как религия природы. Россия была известна как страна двух вер, и неудивительно, что мы находим эту полярность христианства и язычества воплощенной в космологии дома. В то время как Красный Угол представляет христианский полюс, баня, обычно снаружи в саду, часто рассматривается как его противоположный полюс, хранилище прежних верований и обычаев. Здесь невеста могла провести канун свадьбы с подругами вместе с колдуном или местным волшебником, проводившим подготовительные обряды. И здесь тоже рождались младенцы, а затем акушерка дарила их звездам.

В центре дома стоит большая печь, которую, возможно, можно рассматривать как примиряющую силу двух религий. Он известен как «мать» и обеспечивает теплом, приготовлением пищи и сушкой; его плоская верхняя поверхность часто используется как спальное место для ночлега. Какой бы ни была религия, никто не может обойтись без этого основного утешения и пропитания от приветствующей материнской печи.

Внешнюю защиту обеспечивает резная деревянная лепнина вокруг окон, которая, как говорят, отпугивает злые силы, пытающиеся проникнуть в дом. Другая цель — красиво обрамить молодых девушек, когда они сидят и кружатся, тем самым увеличивая их шансы найти мужа.

Духи также присутствуют в микрокосме дома. Говорят, что у каждого дома в России есть свой домавой , или дух-хранитель. Однако, как и многие ему подобные, он не совсем благожелателен и склонен просыпаться в полночь и стучать по дому. Он живет за печкой, возможно, представляя другую внутреннюю полярность в космологии дома, как мужчина-проказник, контрастирующий с материнским теплом печи, и его приходится поддерживать в хорошем настроении для благополучия семьи, часто подарками. каши. Как и многие духи природы, он меняет форму, и его часто можно увидеть как старика в лохматой шляпе и с красным кушаком, но который может так же легко принимать облик лошади, змеи, курицы, сороки, козла. , корова или ель на территории усадьбы. Некоторые теперь считают верования в духов природы всего лишь интересными фольклорными данными давно ушедшей эпохи. Но сказать, что они исчезли, было бы далеко не так. До сих пор говорят о встречах с духами природы, их с благоговением рисуют мастера лаковой миниатюры, а их присутствие повествуется во всевозможных сказках и легендах.

Жар-птица: поиски, искусство и дух места

Русская Жар-птица (всегда женщина) — символ вдохновения. Как дух неба, она дает земле свое откровение яркого света, часто инициирует поиски в сказках и в реальной жизни рассматривается как источник новых художественных начинаний. Она фигурирует во многих русских сказках, которые знают и любят люди всех возрастов. В России к сказкам относятся серьезно и считают важным элементом культурного наследия. Как сказал мне в интервью художник Николай Бабурин, «Они несут мудрые мысли бедняков». Один из лучших примеров квеста «Жар-птица» можно найти в известной сказке о Иван-царевич и Жар-птица , в котором молодой принц отправляется на поиски Жар-птицы после того, как однажды ночью обнаруживает, что она крадет золотые яблоки с деревьев в саду его отца. Ему удается схватить одно перо из ее хвоста, прежде чем она убегает, перо, свет которого настолько ярок, что он не может успокоиться, пока не отправится в погоню за ней. Иван претерпевает множество испытаний. Он даже терпит смерть от рук своих ревнивых братьев, но его друг-обманщик Серый Волк отправляет двух воронов в потусторонний мир, чтобы принести Воды Жизни и Смерти, чтобы снова вернуть его к жизни. После многих приключений Иван ловит Жар-птицу и возвращается во дворец с новым конем с золотыми гривой и хвостом и прекрасной принцессой в качестве невесты. Хотя он постоянно не подчинялся инструкциям и игнорировал хорошие советы, он проходит через все это, возвращаясь в конце концов туда, откуда пришел, более мудрым и богатым человеком.

Таким образом, Жар-птица может вдохновить на приключение, включающее в себя сложное путешествие, которое в конечном итоге вернет героя к месту происхождения. Но это место и отношение героя к нему уже никогда не будут прежними. После испытаний и открытий в путешествии обретаются материальные награды, но любовь, мудрость и просвещение часто являются настоящими наградами.

Жар-птица в славянской Руси также является источником вдохновения для искусства. «Где перо Жар-птицы упадет на землю, там возникнет новая художественная традиция», — гласит пословица. Предание также гласит, что такое перо упало на местность, известную как Хохлома, вдохновив на создание лакированных и расписных изделий из дерева. Считается, что именно Жар-птица подала местным мастерам идею украшать деревянные тарелки и чашки стильными рисунками черного, красного и золотого цветов, а затем покрывать их лаком для придания долговечности. У хохломавары золотые и красные перья, тонкие завихрения рисованных узоров могут напомнить нам то первоначальное перо Жар-птицы, что слетело на землю; хотя при ближайшем рассмотрении выясняется, что мотивы часто заимствованы из природного мира ягод, цветов и папоротников. Цвета создают яркий и даже огненный эффект, в результате чего искусство возникает из сочетания небесного вдохновения и земной красоты. Как и в случае с другими формами ремесел, к мифическому измерению и символическим атрибуциям относятся очень серьезно; цвета хохломы интерпретируются как черный для сострадания и страдания, красный для энергии и красоты, а золотой для надежды и вечной жизни. Хотя они могут иметь скромное мирское применение, русские поделки созданы с непревзойденным мастерством и артистизмом и пронизаны богатой символикой, некоторые из которых восходят к древним временам.

Когда художественная или ремесленная традиция устанавливается в определенном месте, возникает сильное ощущение духа этого места. Любовь художников к своей деревне сливается с гордостью за само искусство. Когда я впервые увидел русскую лаковую миниатюру, изображающую сцену из сказки «Иван-царевич и Жар-птица» , я почувствовал, что в ней воплощено что-то от души России. Каждое из четырех разных сел, где практикуется это искусство — Холуй, Палех, Федоскино и Мстёра — имеет свой стиль искусства, свой характер и атмосферу, а также мастерскую, учебную школу и музей с захватывающими дух экспозициями миниатюры. В моем первом посещении деревень было что-то мифическое, и я рассматривал свою поездку как нечто вроде паломничества. Я не мог себе представить, кто были эти полубожественные существа, создававшие такие волшебные миниатюры. Конечно, как оказалось, они были просто людьми — сердечными, чуткими, интеллигентными художниками, чье волшебство заключалось в том, что они сочетали занятия изобразительным искусством с земной, традиционной жизнью, где посадка сезонного картофеля могла быть не менее важной. как завершающий штрих тонкого золотого орнамента на изысканной миниатюре. Художники всех четырех деревень лаковой миниатюры безмерно гордятся своим искусством и местом, где оно родилось. Каждая деревня энергично утверждает свою идентичность, превосходство своего духа места, отдавая дань уважения своим коллегам в трех других деревнях. Характер каждой деревни закрепляется и в искусстве, поскольку во многих пейзажах миниатюр появляется изящная белая церковь Холуя, извилистая река Федоскино, ярмарка на Мстёре, сцены сбора грибов и ягод на Палех. Помимо того, что Жар-птица является символом художественного вдохновения, она присутствует в искусстве в миниатюрах, а ее товарный знак выбит на коробках из Палеха и Холуя.

Мои посещения деревень часто были идиллическими, хотя со временем я понял, что неотразимый дух места – это не только пикники в лесу и вечеринки на снегу. Я обнаружил, что веселье русских, а также их постоянное стремление к искусству и красоте часто является противовесом суровой жизни в социальном климате, где медицинские ресурсы бедны, ранняя смерть вполне возможна, а капризы перемен времена создают ужасное финансовое давление и отсутствие безопасности. Но я также осознал, что смесь радости и трагедии, которой так часто была отмечена их жизнь, также перетекала в их работу и окрашивала дух места, в котором они жили.

Россия — загадочная и загадочная страна, пережившая множество суровых режимов и политических потрясений. Этого нельзя понять, просто читая книги по истории или просматривая сообщения в СМИ. Прикоснуться к непреходящему духу России можно, только изучая отношение ее народа к земле и небу, проникаясь культурой, которую это порождает, будь то шаманство или изящное искусство лаковой миниатюры. Восприятие этих отношений может быть ответственным за создание конструкции дома, создание пейзажа, населенного духами, и создание творческих и красочных ремесленных изделий. Именно этот дух, в той или иной степени проникнутый практически каждым посетителем России, заставляет большинство иностранных гостей чувствовать приподнятое настроение, энтузиазм и прилив энергии, когда они возвращаются домой, несмотря на иногда мрачные политические и городские условия, с которыми они могут столкнуться. Русский дух места, пожалуй, главный элемент, обеспечивающий продолжение русской культуры и выживание русского народа в трудные времена.


Справки

Афанасьев Александр. транс. Норберт Гутерман. Русские сказки . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1973.
Гилкрист, Черри. Русская лаковая миниатюра . Bristol: Firebird Publications, 1999.
Хейни, Джек В. Введение в русскую народную сказку . Армонк, Нью-Йорк и Англия: ME Sharpe Inc., 1999.
Hilton, Alison. Русское народное творчество . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Индианского университета, 19.95.
Иваниц, Линда Дж. Русское народное поверье . Армонк, Нью-Йорк и Англия: ME Sharpe Inc., 1992.
Красунов В.К. (ред.) Русские традиции . Нижний Новгород: Китиздат, 1996.
Милнер-Гулланд, Р. Русские . США: Blackwell, 1997.
Рожнова П. А. Русский народный календарь . Новости, Москва, 1992
Райан В.Ф. Баня в полночь: Магия в России . Страуд: Sutton Publishing Ltd., 1999.
Уорнер, Элизабет и Александр Кошкины. Герои, чудовища и иные миры из русской мифологии . Оксфорд, Великобритания: Eurobook, 1985.

Черри Гилкрист имеет многочисленные публикации по мифологии, традиционной культуре и внутренним традициям. Среди ее книг Элементы алхимии , Истории Шелкового пути и Гадание . Вишенка посетил Россию более пятидесяти раз в поисках красивых лаковых миниатюр и богатого народного наследия русского искусства и ремесел. Черри также является лектором и учит писать истории жизни. Ее последняя книга Душа России: Волшебные традиции в зачарованном пейзаже теперь доступна (Floris Books, Великобритания) и появится в Соединенных Штатах под названием Русская магия: живые народные традиции в зачарованном пейзаже (Quest Books 2009) . Сайт автора www.cherrygilchrist.co.uk.

Шесть жутких духов и существ славянской мифологии, которых можно встретить в Восточной Европе – Славорум

Славянская мифология полна божеств, духов, демонов и манящих существ. У нас нет цели напугать вас и заставить заглянуть под кровать перед сном, но вы должны знать об этом. Если вы посетите любую из славянских стран, вы должны быть утомлены, никогда не знаешь, что таится за углом. Итак, давайте продолжим список, это лишь некоторые из многих:

1. Водяной

https://en.wikipedia.org/wiki/Vodyanoy#/media/File:Vodyanoy.jpg

Название переводится как «водяной» или «водяной». Это существо мужского пола и злого духа, живущего в водах. Что делает его жутким и тревожным, так это то, что он выглядит как тело старика и лицо лягушки с огромной головой. Его борода зеленая, и он весь слизистый, так как покрыт водорослями и подобными вещами из воды. У него нет рук, но есть паутинные лапы, и на его теле тоже видна рыбья чешуя. Говорят, что все утопления в этих водах произошли по вине Водяного. Если Водяной злится и злится, рушит плотины и водяные мельницы, не считая того, что топит людей и животных. Как только он заманивал человеческих жертв, он использовал их в качестве рабов в своем преступном мире.

2. Кикимора

https://en.wikipedia.org/wiki/Kikimora#/media/File:Kikimora.jpg

Это существо является домашним духом с клювом и лицом летучей мыши, только намного крупнее. , у нее когтистые руки и птичьи ноги, но в целом человеческое вертикальное тело. Кикимора жила в домах и пряталась за печкой или подвалом. Там она издавала звуки, как маленькая мышь, просто чтобы получить немного еды на руки. Имя «Кикимора» имеет разные вариации у славянских народов, и у них есть сходство, но все они в жутком контексте. Оно может означать «чучело» или «плохой человек» и даже что-то вроде «кошмара» (по аналогии с «морой» в славянских языках). Его также описывают как душу, покидающую тело и превращающуюся в мотылька. Другая версия — это «темный дух», который маскируется под женщину, который приходит к мужчинам, пока они спят, и мучает их, пока они не будут уничтожены. Это существо, «кошмар», проникает в дома через замочную скважину и садится на грудь спящего…

3. Русалка

https://en.wikipedia.org/wiki/Русалка#/media/File:Rusalka_Bilibin.jpg

Изначально эти женские духи были добросердечными до 19 века. Он связан с духом нежити, который не является добрым по своей природе. Это были либо женщины, которые покончили жизнь самоубийством, утонув, либо утонули насильственно. Раньше у них были пожилые мужья или несчастливая любовная жизнь, которая привела к их кончине. Вот почему русалки бродят у воды и их можно увидеть у воды; они преследуют те места. Душа Русалка может упокоиться с миром только тогда, когда смерть будет отомщена. Вот почему Русалка соблазняет мужчин, погружает их под воду и запутывается в волосах, чтобы заманить их в ловушку. Она превращалась в скользкую вещь, чтобы жертвы не сбежали. Говорят, что русалки смеялись, видя, как умирают их жертвы. Этот дух был известен своей красотой и соблазнительностью.

4. Кощей

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кощей#/media/File:Viktor_Vasnetsov_Kashchey_the_Immortal.jpg

Этот дух существа мужского пола является типичным антагонистом и худощавой фигурой. Он невероятно здоров и обладает хорошей выносливостью, но он неестественно худой и костлявый, поскольку это имя переводится как «костяной» или «скелет». Обычно его изображают уродливым стариком и часто называют Кощей Бессмертным. Его душа — сама Смерть и она спрятана в игле, игла в яйце, яйцо в утке и сидит эта утка в зайце, который находится в железном сундуке. Этот железный сундук спрятан под землей или под дубом посреди океана. Он бессмертен, если его душа не найдена и не находится в опасности. Как только сундук будет открыт, утка улетит, и тот, кто получит яйцо, будет иметь власть над Кощеем. Этот дух станет больным и слабым после того, как его душа будет найдена, и если игла сломается пополам, он умрет.

5. Леший

https://en.wikipedia.org/wiki/Leshy#/media/File:Leshy_(1906).jpg

Леший — дух мужского пола, и его имя означает что-то вроде «из лес» или «существо/дух леса». Он живет в лесах и правит этими территориями, охотясь и бродя там. Он довольно большой и мужественный, с человеческим телом, которое меняет формы и размеры. Иногда его изображают с рогами, а рядом с ним медведи и волки. Почему он плохой дух? Он сбивал с пути людей или сбивал с пути путников, когда они проходили через лес, но он также похищал детей. Но, если путники ведут себя не враждебно, Леший нейтрален в поведении и не причиняет вреда.

6. Овинник

https://en.wikipedia.org/wiki/Овинник#/media/File:%D0%9E%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0 %B8%D0%BA_%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD %D0%B0_%D0%91%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *