Самые древние монастыри в России
Самый древний монастырь в России
Самый старый монастырь в России — Свято-Юрьев мужской монастырь. Этот монастырь имеет и другие названия: Юрьев, Юрьев-Георгиевский, Юрьевский. Находится он на южной окраине Великого Новгорода при истоке реки Волхов из озера Ильмень.
Previous Next
По преданию, обитель была основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым, который в Святом Крещении носил имя Георгий, по-русски Юрий, откуда и пошло название обители.
Вначале все постройки монастыря, в том числе и соборная церковь в честь великомученика Георгия Победоносца, были деревянными.
Став великим Киевским князем, Мстислав женился на дочери новгородского посадника (главы города) и в 1130 году наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. В XII–XIII веках монастырь стал государственным монастырем Новгородской республики, владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность, здесь велась княжеская летопись. Наместник Юрьевского монастыря считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. Обитель в это время стала крупнейшей из монастырей Новгородской земли и именовалась лаврой.
Во время царствования Екатерины II у монастыря была изъята значительная часть земельных владений, и он пришел в запустение.
Новую жизнь обитель получила уже в XIX веке, при настоятеле архимандрите Фотии, которому благоволил император Александр I. Графиня Анна Орлова-Чесменская, одна из богатейших помещиц России, на свои средства возродила монастырь. За короткое время были построены западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничной церковью Неопалимой Купины. В 1841 году по проекту архитектора Карла Росси была построена колокольня.
В советское время обитель была закрыта и разграблена, здания монастыря подверглись серьезным разрушениям.
25 декабря 1991 года комплекс зданий был передан в ведение Новгородской епархии. Монашеская община восстановлена в 1995 году.
Древние монастыри России
Борисоглебский мужской монастырь
Previous Next
Название обители происходит от имен двух братьев-князей — Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизированных в лике мучеников-страстотерпцев.
Князья Борис и Глеб, любимые дети великого князя Владимира, крестителя Руси, отличались благочестием и крепкой верой. Преподобный Ефрем, тогда бывший в боярском чине, служил им в звании конюшего. Потрясенный жестоким убийством юных князей, Ефрем решил оставить мир, дом, богатство, боярский сан и искал уединения. Из Киева он пришел в землю древлянскую. Особое Божие Провидение указало ему на иноческие подвиги и устроение обители на берегу реки Тверцы, на высоком холме.
Здесь он устроил обитель, а в 1038 году с другими подвижниками соорудил деревянный храм во имя святых князей Бориса и Глеба, отчего и монастырь получил название Борисоглебский. Преподобный собрал около себя множество монахов. Он был для них образцом высоких иноческих подвигов. Почил преподобный Ефрем 28 января 1053 года.Монастырь трижды горел в междоусобных войнах в 1167, 1181 и в 1372 годах, подвергался нападению монголо-татар, страдал от Литвы и поляков, но всё же выжил, и каменная церковь во имя Бориса и Глеба оставалась целой и неповрежденной. С XVIII века и до 1917 года Новоторжская обитель проживала период благоустройства, процветания и возвышения.
В советское время монастырь, как и большинство русских монастырей, был разграблен и закрыт.
Возрождение обители началось в 1993 году. 24 июня 1998 года, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского, в стенах Борисоглебского монастыря возобновилась литургическая жизнь.
Еще одна древнейшая иноческая обитель Руси — Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь — по преданию, был основан святым благоверным князем-страстотерпцем Глебом, первым русским святым, сыном равноапостольного великого Киевского князя Владимира. Получив в удел Муром, князь Глеб построил на высоком берегу реки Оки первый в городе деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли. В летописи «Повесть временных лет» «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом.
Previous Next
В XII–XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию, в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
В царствование Ивана IV Грозного начался экономический расцвет Спасского монастыря. В 1552 году, предприняв поход на Казань и проходя через Муром, молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы.
Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм, в 1757 году — трехъярусная кирпичная колокольня с восьмигранным шатром. На его территории было открыто первое учебное заведение — школа для обучения священнических детей.
В период церковных реформ патриарха Никона Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества, за что настоятель архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
В 1878 году в обитель была привезена со Святой Горы Афон точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», ставшая главной ее святыней.
После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь был закрыт.
Возрождение обители началось с 1995 года. Уже через 10 лет она возвратилась к своему первоначальному виду. В настоящее время на территории монастыря находится 7 действующих храмов и 6 часовен, а также Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена.
Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь, один из древнейших монастырей не только Тверской епархии, но и России, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части города Старицы.
Previous Next
История обители тесно связана с Киево-Печерской лаврой: в 1110 году два инока из Киевских пещер — Трифон и Никандр — в глухом лесу построили для себя келью и «стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Постепенно число братии множилось, сначала ими была построена небольшая деревянная церковь, а в 70-х годах XII столетия было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Так образовался монастырь, возле которого возникли поселения, деревни и в 1297 году основан город Старица, ставший одним из главных форпостов тверской земли. К концу ХIII столетия в обители было уже более 100 братьев.
Монастырская жизнь текла в неспокойное время монголо-татарского нашествия. В 1292 году татары убили игумена и с ним 124 инока. Но после страшного погрома иноческая жизнь в обители не угасла.
Свято-Успенский монастырь был восстановлен в первой половине XVI века дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все храмы и корпуса для игумена и братии из белого камня и кирпича. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор — оригинальный памятник русского зодчества. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Царь Иоанн IV Грозный любил Старицу и Успенский монастырь, в 1570 году он построил в обители Введенскую церковь, увенчанную высоким шатром, с просторной трапезной палатой. Все постройки были обнесены каменной стеной. Эти сооружения существуют и в настоящее время.
Старицкий Свято-Успенский монастырь воспитал многих великих подвижников Православия: первого патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия — и был настоящим оплотом веры, а также центром грамотности и культуры.
В 1609 году войско Лжедмитрия II разграбило и сожгло город и монастырь. После этого опустошительного набега монастырь так и не смог восстановить свои былые облик и славу. Церковные реформы Петра I и Екатерины II привели к постепенному запустению монастыря, жизнь в нем едва теплилась.
Советская власть закрыла Свято-Успенский монастырь в 1919 году. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.
Монашеская жизнь в Старицком монастыре вновь началась в 1997 году. К 2013 году монастырские строения были восстановлены в первозданном виде.
В настоящее время монастырь действующий, возрастает число его насельников. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Продолжение следует…
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
29.12.2020
Древние монастыри — ветераны русской боевой славы
Христианские монашеские обители издревле появлялись для того, чтобы живущие в них иноки вели непрестанную «брань духовную». Изначально никто и не помышлял о том, что обители вынуждены будут становиться также участниками земных сражений, а монахи — солдатами на кровавых войнах. Но так произошло. Особенно в Древней Руси, где мирных лет за столетия накопилось меньше, чем военных.
Идея монастыря-крепости появилась не сразу. По-видимому, до начала XVI века святые обители не рассматривались на Руси как возможные оборонительные пункты. Конечно, стены вокруг монастырей строились — деревянные или каменные, но назначение их — духовно-символическое. Монах живёт в другом мире, принадлежа наполовину иной, небесной реальности, и защита его — в молитве, а не в материальных стенах, которые лишь намечают границу между мирским и сокровенным. Стены, делающие русский монастырь похожим на целый город — с возвышающимися над ними надвратными церквями, куполами, колокольней, другими строениями, — выражают также идею Небесного града, Вечного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова. На оборону от реального врага обители не были рассчитаны. При появлении неприятельского войска насельники их чаще всего укрывались в ближайшем городе, где нередко располагали своим «осадным двором». Но даже встречая неприятеля за каменными стенами обителей, монахи не могли вести долгую оборону: боевые качества монастырских укреплений изначально были невысоки.
Дело меняется приблизительно с XVI в. Московские правители, наторевшие в частых войнах, вынужденные вести оборону государства от врага с востока, юга и запада, начинают присматриваться к крупным монастырям. В этом был резон — ведь накопленное монастырями за долгие годы добро (богатейшие вклады князей, бояр, купечества) привлекало захватчиков, и святые обители притягивали их к себе, как магнитом.
С этого времени важнейшие монастыри один за другим обзаводятся на государственный счет прочными каменными стенами с боевыми галереями для ведения огня, с бойницами в два-три яруса, сторожевыми башнями, складами оружия и боеприпасов, а иногда и постоянным гарнизоном. Так произошло, например, в Соловецком, Псково-Печерском, Пафнутьево-Боровском, Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, крупных столичных монастырях, в Троице-Сергиевой лавре. Многие из обителей, которые попали в «реестр» крепостей и вошли в общую систему обороны страны, в начале XVII столетия, в годы Смуты, подверглись вражеским штурмам, некоторые выдержали многомесячные осады. Иным из них досталось уже в конце XVI в. Эти монастыри — заслуженные ветераны, перед ними нельзя не склонить голову, вспоминая далекое прошлое…
Монастыри стольного града Руси самим своим расположением вынуждены были играть роль оборонительных укреплений на подступах к центру Москвы. Да и строили их подчас, выбирая наиболее выгодные в стратегическом отношении места, имея в виду, в том числе, постоянную опасность вражеских нашествий, угрожавших сердцу страны. В результате к XVII в. Московский Кремль и прилегавшие к нему стены Белого и Китай-города оказались «взяты» в плотное кольцо святыми обителями. В мирные годы в них размеренно текла нешумная монашеская жизнь, а когда наступало лихолетье, братия вместе с отряженными на подмогу воинами бралась за оружие, с боевых галерей начинали бить пушки, а стены монастырей испытывали жесткий напор неприятеля — и либо выстаивали, либо разрушались, не выдерживая.
Это была хорошо продуманная система дополнительных укреплений, прикрывавших основные направления, по которым враг приближался к Москве. Самые опасные — южное, юго-западное и юго-восточное. Здесь несли свою «вахту» и самые известные, прославленные московские обители: Данилов, Симонов, Спасо-Андроников, Новоспасский, Новодевичий, Донской монастыри. У всех них разное обличье, разные судьбы, но они одинаково разделяли со всей Москвой ее беды, переживали нападения, грабежи иноплеменников и иноверцев, вносили свою лепту в избавление от врага.
Старейший из них — Данилов, основанный московским князем Даниилом, сыном Александра Невского, в конце XIII века. Уже в следующем столетии монастырь запустел, но возродился заново при Иване Грозном. Тогда же в обители было начато строительство каменных укреплений. Они не дошли до нас, в Смутное время здесь шли бои: в 1606 г. у стен монастыря произошло сражение прославленного царского воеводы Михаила Васильевича Скопина-Шуйского с мятежными отрядами Ивана Болотникова. Чуть позже обитель буквально расстреляли из пушек польско-литовские интервенты. Разрушенным монастырь стоял недолго — после Смуты его восстановили, обнесли новыми кирпичными стенами с семью башнями. Из них доныне не сохранилась только одна. Сейчас Данилов монастырь — резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
С Даниловым исторически связан Новоспасский монастырь, у них, как у двух побегов одного растения, общий корень. Обитель во имя Спаса, основанная князем Даниилом, по воле Ивана Калиты, была в 1330 г. перенесена на Боровицкий холм в Кремле. Ныне от ее построек осталась на том месте лишь церковь Спаса на Бору. Сам же монастырь еще раз справил «новоселье» во второй половине XV в. при Иване III — в нескольких километрах к юго-востоку Кремля, на левом берегу Москвы-реки, где стоит и поныне. Почти до середины XVII в. укрепления обители были деревянные, что совсем не помешало ей исполнять обязанности сторожевой крепости — на эту «роль» ее назначил Иван Грозный.
В 1591 г. к Москве подошел со своей ратью крымский хан Казы-Гирей. 4 июля со стен Новоспасского, Данилова и Симонова монастырей заговорили пушки. Однако, по преданию, не это заставило повернуть хана вспять и бежать от города, бросив награбленное добро, а промыслительное вмешательство свыше. В начале XVII столетия обитель разоряли войска самозванцев-лжедмитриев и шайки русских изменников-«воров». Крепко тогда досталось обители. Но деревянные укрепления быстро срубили заново, и они еще несколько раз, до 1630-х годов, становились препятствием на пути воинственных поляков. А в 1640-1642 годах царь Михаил Федорович повелел заменить их каменными. Каменщики на строительство прибыли из знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, северной твердыни. Крепость — неправильный пятиугольник с четырьмя круглыми и одной квадратной башнями — действительно выстроили по всем правилам фортификации того времени. Однако… все это уже не пригодилось и осталось лишь напоминанием о мрачных и славных страницах русской истории.
Самым «воинственным» из московских монастырей был Симонов, основанный племянником преподобного Сергия Радонежского Феодором в 1370 г. Боевое крещение он получил уже в 1382 г. при нашествии на Москву хана Тохтамыша. В XVI в. обитель облачается в каменное одеяние — в Смутное время его немного попортят интервенты, но вскоре русские мастера перелицуют наново. Стены станут более мощными, толщиной до 2,5 м, получат дополнение в виде навесных бойниц (машикулей) и прямоугольных зубцов. Пять внушительных, массивных башен выступали за линию стен, чтобы удобнее было вести огонь по противнику. Представление о них дает единственная из сохранившихся башен XVI в. — построенная знаменитым зодчим-фортификатором Федором Конем и носящая название Дуло (две других, дошедших до нас башни — Кузнечная и Солевая — возведены позже, в XVII в.). Ее многочисленные бойницы расположены в три яруса, машикули из белого камня грозно нависают над предполагаемым врагом. К сожалению, монастырь-ветеран не выдержал натиска богоборцев в ХХ в. Большая часть его укреплений и пять храмов из шести были варварски взорваны в 1930 г. Ныне в Симонове идут восстановительные работы.
Женский монастырь-крепость — явление уникальное. Но инокини Новодевичьей обители, разумеется, не вели боевых действий — вместо них военные обязанности несли солдаты монастырского гарнизона. Обитель была основана Василием III в 1524 г. в честь возвращения Руси Смоленска и выстроена на важном юго-западном направлении, в излучине Москвы-реки. Здесь в 1598 г. был наречен на царство Борис Годунов, на его пожертвования чуть позже вокруг обители возвели белокаменные крепостные стены и башни. В те времена монастырь выглядел суровее, чем сейчас. Не было живописных ажурных наверший-корон у башен, на стенах отсутствовали изящные зубцы «ласточкин хвост». Барочный декор обители подарила царевна Софья в конце XVII в. — вместе с тремя нарядными церквями, трапезной и высокой колокольней. (Несколько лет спустя Софья попадет сюда уже в качестве ссыльной.) В начале же столетия думали лишь о том, как надежнее укрепить обитель: в стенах соорудили три уровня боя, 12 боевых башен держали под прицелом все пространство окрест. Монахинь от стрельцов отделял деревянный забор, ограждавший караульни в четырех углах крепости, — солдатам был ход только на стены и в башни. Но атаковать монастырь противнику почти не пришлось. Занимая Москву, неприятель входил и в обитель. В Смуту здесь хозяйничали поляки, два века спустя, в 1812 г., по монастырским помещениям проехал на коне Наполеон. Покидая столицу, французы заминировали некоторые здания монастыря. К счастью, сестрам удалось вовремя потушить фитили. ..
Мало кто знает, что удивительно нарядный, изящно-декоративный подмосковный Иосифо-Волоколамский монастырь в Смутное время выдержал 15-месячную осаду противника. Одновременно, с осени 1608-го до начала 1610 года, и ровно столько же польско-литовские отряды осаждали Троице-Сергиеву лавру. Только Дом преподобного Сергия выдержал столь длительное и страшное испытание, а обитель святого Иосифа Волоцкого не сумела выстоять до конца. Силы ее защитников оказались на исходе, их измучил голод, и они открыли ворота крепости. Поляки и «воры» Лжедмитрия II обосновались в монастыре, разграбили храмы, ризницы.
За время осады и штурмов укрепления Иосифова монастыря пришли в негодность, и до их восстановления дело дошло лишь в середине XVII столетия. Задача была поручена подмастерью Ивану Неверову. Осмотрев обитель, он составил отчёт, ярко говорящий о том, насколько ожесточёнными были бои за крепость: «Городу (стенам. — Прим. автора) и башням впредь стоять будет неможно, потому что все осыпалось и во многих местах развалилось». Началась полная перестройка укреплений, однако автором нового монастырского комплекса стал другой человек — Трофим Игнатьев, приступивший к работе в 1670 г. Он-то и создал весь этот великолепный монастырский ансамбль, которым мы любуемся ныне.
В середине — второй половине XVII в., оправившись от польско-литовских нашествий, российское государство почувствовало уверенность в своих силах. Обители, строясь и отстраиваясь после разорений Смутного времени, теперь зачастую лишь по виду напоминали грозные крепости — на деле это была уже дань традиции.
Наталья Иртенина
Монастыри в истории России
- Главная
- Россия
- Туризм
- Экскурсии: Монастыри в истории России
Боголюбово Обитель во Владимире
Русских Монастырей… их бесчисленное множество на огромной территории России. Наша поездка, конечно, не охватит их всех. Но мы выбрали тех, чьи судьбы тесно переплетены с историей Российского государства. Прежде всего древнейшие монастыри, каждый из которых был колыбелью русского православия. Таков Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 14 веке. Он расположен на берегу живописного озера Северское в Вологодской области. 15-16 века были лучшим временем монастыря. Сам Иван Грозный любил посещать монастырь, говоря, что обязан своим рождением молитвам белозерских монахов. Всю свою жизнь он присылал монастырю щедрые дары. Еще одним оплотом христианства на севере был Валаамский монастырь, который, по преданию, был основан в начале 15 века святым апостолом Андреем. А когда в 1715 году обитель пришла в запустение, Петр Великий издал указ о ее возрождении. Сегодня Валаамский монастырь — один из красивейших монастырей России, ее историческая и духовная гордость. Оказавшись на русском севере, нельзя упустить шанс посетить Соловецкий монастырь, уединенно стоящий на большом острове в Белом море. До 16 века монастырь охранял северные границы страны, выдерживая осаду ливов, шведов и англичан. В 1920 монастырь был превращен в лагерь для военнопленных, печально известные Соловки.
Еще один знаменитый старинный монастырь, известный своей многовековой историей, — Оптина пустынь, основанная в 14 веке. Для русских верующих это особое, святое место. Благодаря настоятелям монастыря, также известным как Оптинские старцы, монастырь еще в XVII веке стал духовным центром. Все оптинские старцы претерпели мученическую смерть за веру и впоследствии были прославлены Церковью. Среди оптинских паломников были Федор Достоевский и Лев Толстой. На западе России тоже много старинных монастырей. Одним из первых здесь появился Псково-Печорский монастырь. Его история началась в конце 14 века. Но больше всего монастырских подворий сосредоточено в средней полосе России. В тех самых местах, где начиналась Русь: прекрасным образцом среднерусского зодчества является Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, где было найдено «Слово о полку Игореве»; свидетелем знакового события в русской истории, восшествия на престол царя новой династии Романовых является Костромской Ипатьевский монастырь, сохранивший богато убранный дворец Романовых; ослепительно красивой Боголюбской обители во Владимире, основанной князем Андреем Боголюбским в XII веке (!) и многих других. На территории Москвы находятся сотни монастырей, из которых наиболее посещаемыми туристами являются Новодевичий монастырь, где была заточена опальная сестра Петра I Софья; Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский монастырь, где принимали монашеский постриг титулованные деятели и монархи; Свято-Данилов монастырь, основанный младшим сыном Александра Невского, стены которого встали на пути набегов крымского хана Казы-Гирея, войск царя Василия Шуйского, самозванца Лжедмитрия II и французов в годы Отечественной войны 1812.
- Религиозный туризм
- Туры: Святые места
- Туры: Монастыри в истории России
- Туры: Древние храмы России
- Туры: Исторический туризм
- Туры: Золотое кольцо, Исторический центр России4
: Города-герои России
- Туры: История Русского Севера
- Туры: Урал на стыке эпох
- Туры: Путь Великих сражений
- Туры: Сибирь и Дальний Восток
- Туры: Туризм здоровья и красоты
- Тур: климатические здравоохранения
- Spa Resorts
- Mudscure Resorts
- Туры: Традиционные поделки России
- Туры: Фолк -архитектура
- Туры: Фолк
- Культу.
- Приключенческий туризм
- Этнический туризм
Ансамбль Новодевичьего монастыря
Выдающаяся общечеловеческая ценность
Краткое обобщение
Новодевичий монастырь, расположенный в юго-западной части исторической части города Москвы у переправы через Москву-реку, был основан великим князем Василием III в 1520-х годах и входил в цепь монастырских ансамблей, интегрирована в систему обороны города. Это выдающийся образец православной архитектуры. Ансамбль состоит из 14 зданий, в том числе 8 соборов (усыпальница, 4 церкви, колокольня с Варлаамово-Иосафатовской церковью и две часовни) и ряда жилых и хозяйственных построек. Монастырь иногда называют «Московским Кремлем в миниатюре». Старейшее его здание — каменный собор в честь иконы Смоленской Божией Матери, построенный в 1524–1525 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля.
Монастырь — единственный древний женский монастырь, который одновременно служил крепостью. В 16-18 веках женский монастырь был избранным монастырем для женщин из царской династии, а также богатых боярских и дворянских семей для принятия пострига. Новодевичий монастырь имел тесные связи с Кремлем и тесно связан с политической, культурной и религиозной историей России, с крупными историческими событиями и с важными историческими деятелями Российского государства. Среди них Иван Грозный, Борис Годунов и Смутное время начала XVII века, отец Петра Великого Алексей Михайлович, а также его дочь княгиня Софья Алексеевна и ее борьба за власть с пришедшим императором Петром I, Отечественная Война против Наполеона в 1812 году.
Элитный характер монастыря означает наличие в нем образцов архитектуры высочайшего класса с богатыми интерьерами. Построенный в конце XVII века, монастырь является одним из самых выдающихся и представительных образцов так называемого «московского барокко», сохранив свою целостность лучше, чем любой из других перестроенных монастырей Москвы.
Монастырь является крупным центром юго-западной части исторической части города Москвы и Москвы-реки и имеет большое градостроительное значение. Несмотря на то, что характер городских окрестностей сильно изменился, монастырь по-прежнему остается неотъемлемой частью ландшафта, в отличие от других монастырских комплексов.
Монастырь окружен высокой каменной стеной с двенадцатью башнями и входными воротами с севера и юга. Он имеет две основные планировочные оси, и на их пересечении находится главный центр — Смоленский собор. Он посвящен высшей святыне русского православия Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия» и является старейшим каменным зданием монастыря. Интерьер собора уникален своим исполнением, буйством красок и хорошо сохранившимися настенными росписями конца XVI века, созданными при Борисе Годунове. Полностью сохранился характерный для московского барокко пятиярусный иконостас с деревянным срубом, созданный в 1683-1685 годах, с украшенной золоченой резьбой.
Среди других крупных построек монастыря — колокольня, построенная в 1683-1690 гг. Он не имеет аналогов ни среди старинных русских монастырей, ни среди других построек московского барокко. Благодаря своей большой высоте (72 м), необычному расположению, изящным пропорциям и прекрасному убранству, звонница всегда была главным вертикальным элементом всей западной части исторической части города Москвы, внося свой вклад в градостроительное значение монастыря.
Некрополь Новодевичьего монастыря был заложен в XVI веке и развивался в последующие века как усыпальница знати и почетных граждан. Из 1898 новое кладбище за южной стеной монастыря использовалось как усыпальница наиболее выдающихся русских интеллигентов, а также политических и военных деятелей. Это один из самых выдающихся исторических некрополей, сохранившихся в России.
Критерий (i) : Новодевичий монастырь является наиболее ярким образцом так называемого «московского барокко», ставшего модным стилем в Подмосковье. Помимо прекрасной архитектуры и декоративных деталей, это место характеризуется своей градостроительной ценностью.
Критерий (iv) : Новодевичий монастырь является выдающимся образцом исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса, представляющего, в частности, стиль «московского барокко» в архитектуре конца XVII века.
Критерий (vi) : Ансамбль Новодевичьего монастыря интегрирует политический и культурный характер существующего объекта всемирного наследия Московского Кремля. Сам он тесно связан с русским православием, а также с русской историей, особенно в XVI и XVII веках.
Целостность
Ансамбль Новодевичьего монастыря обладает всеми необходимыми деталями и атрибутами для выражения своей Выдающейся Общечеловеческой Ценности. Он сохранил свои первоначальные размеры, что выгодно отличает его от других древнерусских монастырей.
Монастырь остался нетронутым в основном из-за того, что в ХХ веке использовался как музей, в то время как другие ансамбли использовались не по назначению или просто были разрушены. Состав ансамбля, его постройки и исторические могилы сохранены.
Целостность ансамбля обеспечивается утвержденными границами объекта и его охранной зоной. Среди неблагоприятных факторов – интенсивное дорожное движение вблизи, приводящее к загрязнению воздуха, а также возможная застройка в охранной зоне, что может негативно сказаться на исторической планировке ансамбля в городском пространстве.
Подлинность
Новодевичий монастырь аутентичен тем, что не подвергался разрушению и восстановлению. При этом комплекс полностью сохранил свой общий план, а также отдельные постройки. Ему также возвращена функция, близкая к исходной. Сакральные здания сегодня выполняют литургическую функцию, монастырские постройки населены монахами, а показные жилые дома теперь выполняют культурные функции музея.
За время своего существования здания ансамбля неоднократно реставрировались. В 1890–1900 годах архитектор С. К. Родионов выполнял реставрационные работы монастыря. В сотрудничестве с И.П. Машков, известный архитектор и исследователь древнерусского зодчества С.К. Родионов отреставрировал Смоленский собор и очистил росписи от масляных красок.
В конце ХХ века ансамбль подвергался реставрации, но без повторения. Реставрации предшествовало тщательное обследование памятников. Реставрационный процесс архитектора Н.С.Романова отличался высокой степенью научности и достоверности. Регулярная реставрация и консервация, работа в сочетании с мониторингом, проводимым уполномоченными органами, обеспечивают сохранение подлинности.
Требования к охране и управлению
Ансамбль Новодевичьего монастыря является памятником истории и культуры федерального значения, находящимся под охраной государства (Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) ) народов Российской Федерации»). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации он включен в число особо охраняемых культурных ценностей народов Российской Федерации. Статус выдающегося культурного достояния Российской Федерации, присвоенный ему в 2013 году, позволяет обеспечить наивысший уровень правовой охраны связанных с ним памятников.
Утверждение охранной буферной зоны ансамбля Новодевичьего монастыря играет решающую роль в сохранении визуальной целостности ландшафта и способствует сохранению единства объекта и окружающей среды в условиях постоянного развития. Большое внимание следует уделить налаживанию эффективной координации между органами власти и местной культурной общественностью, согласованию соответствующего планирования стратегии развития объекта, вопросам охраны исторических ландшафтов, развитию культурно-исторических объектов Новодевичьего Ансамбль монастыря. Необходимо срочно выявить особенности важных объектов собственности и установить правовые формы их использования.
План управления объектом Всемирного наследия «Ансамбль Новодевичьего монастыря» станет важным инструментом сохранения Выдающейся универсальной ценности и координации действий всех заинтересованных сторон. В настоящее время памятники ансамбля находятся в безвозмездном пользовании Московской епархии Русской православной церкви, оказывающей содействие Министерству культуры Российской Федерации в контроле, резервировании и реставрации имущества. Здания ансамбля оборудованы видеонаблюдением, а также системами пожарной и охранной сигнализации. До получения государственного финансирования расходы по охране и содержанию имущества несет Московская епархия Русской Православной Церкви.