Дворец фараона
1Дворец фараона в древнем Египте
2
Интерьеры древнего Египта анфилады
3
Дворец фараона в древнем Египте
4
Тель-Эль-Амарна фрагмент генерального плана
5
Дворец фараона в древнем Египте
6
Тронный зал в древнем Египте
7
Египет дворец фараона
8
Зал фараон Египта
9
Дворец фараона Египта арт
10
Интерьер древнего Египта
11
Дворец фараона в древнем Египте
12
Мебель в жилище вельможи в древнем Египте
13
Дворец фараона интерьер
14
Дворец Клеопатры Египет
15
Древний Египетский стиль интерьер
16
Мебель фараона древний Египет
17
Дворец фараона Египта арт
18
Нео Египетский стиль интерьер
19
Объемные декорации на сцену
20
Дворец фараона в древнем Египте
21
Храмы древнего Египта внутри
22
Дворец фараона в древнем Египте
23
Дворец Клеопатры в древнем Египте
24
Дворец вельможи в древнем Египте
25
Новый музей Берлин Египетский зал
26
Фараон Египта дворец фараона
27
Замок Клеопатры в Египте
28
Дворец фараона в древнем Египте
29
Святилище храма древнего Египта
30
«Древнеегипетская архитектура» Антонио Базоли
31
Подземный храм фараона древний Египет
32
Витрина в египетском стиле
33
Здания в египетском стиле
34
Боги Египта концепт арт
35
Древний Египет концепт арт
36
Фараон Египта дворец фараона
37
Гробница Нефертари в долине царей
38
Фараон Египта дворец фараона
39
Дворец царицы Хатшепсут Египет
40
Дворец фараона в древнем Египте
41
Храм Амона ра в Карнаке
42
Дворец фараона в древнем Египте
43
Древний Египет храм Исиды
44
Храм Хатшепсут Египет 3д
45
Хаторические колонны в древнем Египте
46
Храм Атона в Ахетатоне
47
Дворец фараона в древнем Египте
48
Фараоны древнего Египта
49
Врата Египет
50
Фараон Египта дворец фараона
51
Абу-Симбел Египет внутри
52
Тронный зал в древнем Египте
53
Тронный зал Египет арт
54
Храмы в Египте Графика
55
Храм и дворец Рамзеса 3 в Мединет Абу
56
Тронный зал Клеопатры
57
Фрески дворцов древнего Египта
58
Дворец малката Египет
59
Кносский дворец Мегарон царицы
60
Дом вельможи в древнем Египте
61
Храм Абу Симбел внутри
62
Египетский стиль в современной архитектуре
63
Минойская цивилизация древней Греции
64
Египетский дворец снаружи
65
Заупокойный храм Аменхотепа III
66
Анубис концепт арт
67
Подземный храм фараона древний Египет
68
Тронный зал в древнем Египте
69
Древний Египет дворцы интерьеры
70
Дворец древнего Египта вектор
71
Гробница Нефертари в долине цариц
72
Дворец фараона в древнем Египте внутри
73
74
ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Наука и жизнь
Пирамида Хеопса — самое большое каменное сооружение Древнего мира (146 метров в высоту). На её строительство пошло два миллиона триста тысяч блоков весом от 2,5 до 30 тонн.
В гробнице царевича Рахотепа была найдена статуя царевича и его жены. XXVIII век до Р.Х.
Статуэтка мальчика. XXV век до Р.Х.
Фараон охотится на дичь. Эта роспись, сделанная в конце XV века до Р.Х., обнаружена на стене гробницы в Фивах.
Семья фараона-реформатора Эхнатона. Рельеф домашнего алтаря был сделан в XIV веке до Р.Х.
Украшение и каменный саркофаг, отделанный резьбой (фрагмент справа), найденные в одной из гробниц. Национальный музей Египта. Каир.
Эти два предмета — великолепный керамический сосуд (XVIII век до Р.Х.) и навершие штандарта в виде оленя (XXII век до Р.Х.) — говорят о большом художественном вкусе мастеров-хеттов.
‹
›
Открыть в полном размере
Народов всегда было много. Все разные, они по-разному вели себя да и жили в разных условиях. Поэтому кто-то развивался быстрее, кто-то догонял, а кто-то топтался на месте.
Тем, кто догонял, не надо было изобретать всё самим. Одни народы учились у других — из этого и состоит вся история. А поскольку в древности никакого транспорта, кроме лошадей и самых простых парусников, не существовало, учиться можно было только у тех, кто живёт по соседству. Иметь умных соседей — дело полезное, хотя и хлопотное.
Пять тысяч лет назад такими “умными соседями” оказались жители двух речных долин — на Ниле (Египет) и между реками Тигр и Евфрат (Месопотамия). Уже тогда люди умели обрабатывать медь, глину, дерево и самые разные виды камня. Но большинство народов жили тем, что разводили овец и коз. А вот египтяне и жители Месопотамии умели подавать на поля речную воду и получать высокие урожаи, лечить людей, высчитывать положение звёзд на небосклоне, строить огромные сооружения из кирпича и камня — египтяне вырубали из скал, обрабатывали и перевозили глыбы весом до 200 тонн.
Главный секрет их величия и могущества заключался не столько в способностях, сколько в умении объединять усилия большого числа людей. Египтяне любили петь, плясать и подолгу сидеть в пивнушках, потягивая пиво, но им приходилось и тяжело трудиться. Чтобы заставить большие отряды рабочих действовать слаженно, надрываясь на строительстве огромных дворцов, храмов и пирамид, нужна была сильная власть. И власть фараонов (египетских царей) действительно была огромна.
Любой египтянин, какой бы высокий пост он ни занимал, целиком зависел от фараона. В египетском языке не было глагола “принадлежать”, потому что египтянину в самом деле почти ничего не принадлежало. Ему давали грамоту на владение и распоряжение вещами, скотом, рабами. Но грамоту как дали, так могли и отобрать. Не имея почти ничего своего, египтяне редко что-то покупали и продавали, и деньги им были не нужны. Если купля-продажа всё-таки происходила, то в документах особо отмечалось, что за эти вот вещи или вот за этих рабов заплачено и что они “вписаны в договор, скреплённый печатью”.
Важная особенность египтян — их представление о самих себе. Они считали, что человек — существо составное. Даже у последнего бедняка есть, кроме смертного тела, бессмертный “двойник”. Если же человек имеет власть, силу и богатство, то у него ещё есть “проявления”, “призраки”, “имена”, “силы”, “тени”… И всё это не просто свойства, а вполне реальные существа. Чем человек могущественнее, тем больше у него бессмертных “спутников”. И больше всего их, конечно, у царя.
Считалось, что после смерти человека его “двойник” отделяется от тела, но он может вселиться в изображение покойного. Для этого египтяне делали скульптуры и барельефы из камня или глины. Их надо было выполнить в высшей степени искусно: ведь если изображение получится непохожим, “двойник” может его и не узнать.
Бессмертным “спутникам” человека, как и его телу, нужна была пища или, по крайней мере, ее вид и запах. Им нужен сон, они испытывали усталость и боль. Когда человек умирал, его “спутники” оказывались чем-то вроде бездомных собак. Чтобы они не лишились убежища, тело после смерти надо было хорошенько забальзамировать и поместить в просторном сухом помещении, чтобы защитить от непогоды и грабителей. Туда же следовало положить золото, серебро, одежду, умащения (в жарком солнечном Египте кожу приходилось постоянно смазывать маслами) и вообще всё, что могло понадобиться “спутникам” человека в долгой загробной жизни. Вот почему пирамиды египетских фараонов так велики и в них так много всякого добра. В пирамидах устроены ловушки для воров, ведь если вор утащит посмертное имущество, “спутникам” покойника не на что будет “жить”.
“Спутникам” умерших нужна была, как уже говорилось, пища. Без неё они могли “умереть с голоду”, и тогда покойник исчез бы окончательно. Поэтому египтяне постоянно приносили жертвы предкам или нанимали для этого жрецов. А чтобы снабжать продовольствием покойных фараонов и вельмож, к их гробницам приписывали целые селения. “Хорошая должность — царская власть, — радовался фараон Ахтой III. — Нет ни сына у него, ни брата, но увековечиваются его памятники, так как делает человек для предшественника своего, желая, чтобы то, что он сделал, было укреплено другим, который придёт после него”.
Почему Египет был такой богатый? Потому что египтяне и сами много трудились, и ещё грабили и порабощали соседей, в том числе азиатские области Ханаан и Финикию (сейчас это Палестина, Сирия и Ливан). Фараон Ахтой III учил сына: “Подл азиат, плохо место, в котором он живёт, — бедно оно водой, трудно проходимо из-за множества деревьев, дороги тяжелы из-за гор. Не сидит он на одном месте, ноги его бродят без нужды. Он сражается, но не побеждает, и сам не бывает побеждён”.
Ахтой писал это в XXI веке до Р. Х. Несколько столетий египетских вторжений после этого заставили мелких азиатских царьков признать власть фараонов. В Ханаане и Финикии египтяне построили крепости, разместили в тамошних городах свои гарнизоны. Тем, кто их поддерживал в борьбе с вражескими державами — Хеттским царством и Митанни, — фараоны помогали материально. Фараон Аменхотеп III уже ни разу не ходил походом на Азию, но благодаря египетским гарнизонам и египетскому золоту его власть оставалась неколебимой.
Но вот около 1350 года до Р. Х. на трон взошёл сын Аменхотепа III, Аменхотеп IV. У него были великие планы: он хотел, чтобы соседние народы не просто подчинялись, но слились с египтянами в единый народ. Для этого была нужна новая религия.
В древности каждый народ верил, что только он живёт правильно, потому что его образ жизни установлен богами (кое-кто до сих пор так считает). А поскольку народов было много и жили они все по-своему, богов тоже было много. Даже в каждой области Египта имелись свои боги, хотя больше всего египтяне почитали Амона.
Аменхотеп IV решил всё это поменять и установить повсюду единые порядки, освящённые общим богом. На роль такого бога он выбрал Атона — солнечный диск. Ведь Солнце светит всем, его все люди знают и чтут.
И вот на четвертом году царствования Аменхотепа IV жителям Египта объявили, что теперь у них два фараона — сам Аменхотеп и… Атон. Фараонов и раньше называли сыновьями разных богов: но это было не совсем взаправду. Теперь же приказывалось считать, что Аменхотеп IV — сын Солнца-Атона, причём самый настоящий: Солнце создало его из собственных лучей.
Имя Аменхотеп (“Амон доволен”) было изменено на Эхнатон (“Полезный Атону”). Была построена новая столица Ахетатон (“Небосклон Атона”). Было запрещено употреблять при письме знак бараньей головы, поскольку баран считался священным животным Амона. Имена всех богов, кроме Атона, всюду стирали. Наконец, вместо “бог” велено было писать “властелин”. Получилось, что фараон и бог обозначаются одним и тем же словом.
Перестройка целиком захватила Эхнатона, ему стало не до военных походов. Грабёж соседей прекратился, новые богатства не поступали в Египет. Количество золота, посылаемого азиатским царькам, резко сократилось. Египетские гарнизоны пришлось выводить из Ханаана и Финикии — их не на что было содержать.
Первое время ничего не изменилось. Ведь азиатские царьки по прошлому опыту знали, что бороться с владыками Египта —себе дороже. Поэтому на словах все они горячо одобряли превращение фараона в сына Солнца и всячески перед ним пресмыкались. Один писал Эхнатону, что он “пыль под сандалиями царя, моего господина; мой господин — Солнце, которое восходит над странами день за днём, как положено Солнцу”. Другой называл себя “скамейкой для ног фараона”. Третий уверял, что он “слуга царя и пыль его двух ног, по которой он ступает”, и что к ногам царя и Солнца он “падает ниц семь раз животом и семь раз спиной” (вы только попробуйте упасть спиной!). Четвёртый клялся, что, если бы ему передали приказ фараона вонзить кинжал в своё сердце, он бы это сделал и умер с радостью.
На самом деле они вовсе не считали себя “пылью” и “скамейками” и не торопились падать спиной, а тем более втыкать в своё сердце кинжал. Они внимательно следили за происходящими переменами и писали друг на друга доносы. Поняв, что ни золота, ни войск из Египта не дождаться, враги фараона подняли головы. Особенно ловко действовал Азиру — помощник одного из трёх египетских наместников. Он признал себя подданным хеттского царя и атаковал богатые портовые города Финикии — Библ, Тир, Сидон, Угарит. При этом он не уставал убеждать Эхнатона в преданности: “О господин, к врагам, которые клевещут на меня, ты не прислушивайся. Я твой слуга навсегда”.
Из Египта трудно было понять, кто на самом деле хранит верность, а кто тайком сговаривается с хеттским царём. Правитель Библа слал Эхнатону жалобы на Азиру и умолял о помощи, но в Египте ему не верили и подозревали в предательстве его самого. Правитель княжества Тунип, которому также угрожал Азиру, писал Эхнатону: “Ныне Тунип рыдает, и слёзы его текут потоком, и у нас больше нет надежды. Ибо двадцать лет мы пишем нашему повелителю фараону, владыке Египта, но в ответ не получаем ничего, ни единого слова”.
Кончилось тем, что Азиру при поддержке хеттов подчинил и Библ, и Тунип, и другие княжества. Все азиатские владения Египта были потеряны. Оказалось, что даже самые лучшие замыслы не могут заменить силу и богатство.
Дворец фараона из сырцового кирпича — TheTorah.com
Великий дом фараона
На протяжении рассказа о казнях Моисей неоднократно встречается с фараоном. Иногда в Торе указывается, что они встречаются у Нила[1], но в других случаях место встречи не указывается (Исход 5:1, 10:1, 11:8). Визуализируя эти встречи, вы, вероятно, представляли, что некоторые из них происходят в египетском царском дворце. Адаптация истории для большого экрана, безусловно, позволила установить множество взаимодействий с фараоном в тронном зале дворца, где король обычно встречал посетителей.
Почему в Торе прямо не упоминается, что Моисей и Аарон входят во дворец, непонятно. Возможно, связь между королем и дворцом была достаточно ясной, чтобы читатель неявно понял, что именно здесь происходили разговоры.[2] На самом деле, как пишет Ширли Бен Дор Эвиан в «Титуле «Фараон»», термин фараон является бастардизацией per a’aa , что означает «большой дом», то есть дворец. Называть царя Египта «фараоном» — это метонимия, такая же, как «Белый дом», «Ватикан» или «Букингемский дворец», в которой для обозначения правящего органа используется иконическое место. Фактический термин для царя в Египте — 9.0007 nesu(t) bity .
Рис. 1. Стела Царя Змей c 3800 – 1710 гг. до н.э. ЛуврИмя Гора на фасаде дворца
Фараонам было дано пять царских имен. Одно из этих имен, называемое «Имя Гора», которое часто появляется под изображением бога-сокола Гора, написано внутри мотива фасада дворца, называемого серех (рис. 1). Этот стиль письма выражает идею о неразрывной связи короля и места его жительства.
Множественные дворцы
У правителя Египта не было одного дворца, и вместо этого, подобно средневековому правителю, он перемещался по стране, выполняя свои — фараоны-женщины — обязанности. Двор, вероятно, сопровождал короля по кругу. В период Нового Царства (1550-1070 гг. до н.э.) дворцы были построены в каждой из двух столиц, Мемфисе на севере и Фивах на юге. Однако мы не знаем, сколько дворцов было у того или иного правителя — археологические данные не сохранили эту информацию.
Дворцы из сырцового кирпича
В отличие от элитных гробниц и храмов, жилища в Древнем Египте строились из сырцового кирпича, и дворец не был исключением. Хотя король был самым важным человеком, а резиденция должна была быть местом большой активности, гробницы и храмы были построены из камня и предназначались для вечности, в то время как дворцы не были спроектированы с учетом такого долголетия. Следовательно, сохранившихся дворцов (или жилых помещений любого типа) очень мало. Их строительство было признанием того, что жизнь древних египтян была короткой. Царствование было вечным, но люди, занимавшие этот пост, были простыми смертными.
Наиболее хорошо раскопанные образцы дворцов относятся к восемнадцатой династии (рис. 2) в Новом царстве, около 1500–1300 гг. до н. э. Несколько дворцов были, по крайней мере, частично сохранены с этого периода:
Малката — комплекс Малката Аменхотепа III на западном берегу в Фивах (ок. 1350 г. до н.э.), был построен или перестроен для церемониальной цели празднования юбилея царя, около тридцатый год его царствования.
Амарна. Так называемые Великий и Северный дворцы Эхнатона в Амарне в Среднем Египте (около 1370 г. до н.э.) относительно хорошо сохранились благодаря своему расположению в пустыне. Однако эти амарнские дворцы были построены наспех и быстро заброшены. Также нетипичная идеология в это время не позволяет нам обобщать.
Дворец Меренптаха. Дворец царя девятнадцатой династии Меренптаха[4] (ок. 1200 г. до н.э.) в Мемфисе, скорее всего, представляет собой «стандартный» дворец. Тем не менее, даже здесь нам следует проявлять осторожность, делая чрезмерные обобщения, учитывая тысячелетнюю продолжительность египетского царствования.
Рис. 2. План реконструкции Малкаты. Комната L будет тронным залом, добросовестное использование, www.arce.orgЭкскурсия по дворцу: общие черты
У каждого дворца есть общие черты с некоторыми вариациями: посетитель сначала вошел бы в открытый двор, окруженный колоннами и статуи. В Амарне во дворе могло быть так называемое окно видимости, через которое царь и его главная супруга (египетский эквивалент слова «царица» был «великая царственная жена») появлялись перед толпой. Дворцы обычно содержали бассейны или находились рядом с ними, которые воспроизводили нильские болота, метафоры космоса.
Когда посетители двигались к задней части дворца, они попадали по крайней мере в один зал с колоннами; более крупные дворцы могли иметь несколько залов. Перед входом в тронный зал посетитель проходил через поперечный зал, прямоугольное пространство, часто более широкое, чем проходящие и следующие за ними помещения, или перпендикулярное им. Самое дальнее место во дворце, куда мог бы зайти посетитель, — это тронный зал, где король принимал посетителей. Царь на троне был жизненно важным образом, а весь дворец был символом власти правителя.
Дворцы Нового Царства, как и большинство египетской архитектуры, довольно симметричны. Часто по обе стороны от центральных дворов и залов были спрятаны кладовые. Покои царя, где он чаще всего общался с людьми, обычно располагались сзади, позади или рядом с тронным залом, дальше всего от дворов впереди. Помещения ближе ко входу, по-видимому, были более публичными, хотя, опять же, трудно сказать, насколько публичным было бы «более публичным» — конечно, любой случайный египтянин не мог просто так войти. 0005
Вариация
Существующие дворцы не все идентичны. Малката и Большой дворец в Амарне представляют собой сложные городские дворцы с жильем для чиновников и членов королевской семьи, а также церемониальными и административными зданиями. Дворец Меренптах намного меньше и проще по конструкции. Он также оказался самым доступным, поскольку некоторые из его архитектурных элементов выставлены в музее Пенсильванского университета.
Троны
Сохранилась некоторая мебель из королевского окружения; Гробница Тутанхамона, конечно, предлагает лучшие примеры. Он был полон тронов, кроватей, сундуков и других предметов, которые можно было использовать в королевской резиденции. Трон имеет особое значение как предмет мебели, уникальный для королей и дворцов.
Тутмос IV
Уцелевшие троны воспроизводят темы естественного и военного порядка, которые также можно найти в дворцовом убранстве. На тронной панели из гробницы Тутмоса IV (ок. 1400 г. до н. э.), которая сейчас находится в Метрополитен-музее, изображен царь в образе сфинкса, попирающего врагов из-за границы (рис. 3). На другой стороне панели он восседает на троне, отмечая отношения курицы и яйца между прежним действием и последним статусом; он попирает чужеземцев, потому что он царь, но он царь, потому что у него достаточно власти, чтобы попирать чужеземцев. Изображения работают вместе, чтобы изобразить могущественного правителя, побеждающего врагов Египта. Сама панель изначально была позолочена, что усиливало иллюзию божественности короля.
Рис. 3. Царь в образе сфинкса, покоряющий врагов Египта. ок. 1400–1390 гг. до н.э. metmuseum.orgТутанхамон
Золотой трон Тутанхамона изображает его помазанным своей королевой Анхесенамун (рис. 4). Современному зрителю это кажется интимным жестом, но более важным, чем эмоциональная связь, является предложение секса, которое обеспечило бы зачатие следующего царя и вместе с ним (в идеале) преемственность египетского общества. [6]
Рис. 4. Трон Тутанхамона, на котором справа изображен фараон с женой Анхсенамун. в. 1327 г. до н.э., 9 г.0016 Пепи II Рис. 5. Статуя королевы Анхнес-мерире II и ее сына Пепи II В статуэтке в Бруклинском музее Пепи II (ок. 2280 г.), ставший королем в возрасте 5 лет или 6, сидит на коленях у своей матери Анхнесмериры, которая сама восседает на троне и чье тело принимает форму трона, на котором восседает царь. Фигура сияет светящимся молочным кальцитом (рис. 5).
Маловероятно, что это было предназначено для изображения реального момента или что посетитель увидел бы короля на коленях у матери в тронном зале. Вместо этого изображение может представлять статус королевы как регента. Сияние фигуры выражает то, как царь, сидящий во дворце, повторял свою роль в космосе: маяк в центре, его самый важный аспект. Структура дворца, наряду с его отделкой и убранством, была образцом этого мировоззрения.
Дворцовое убранство: сохранившиеся свидетельства и известные темы
Изучение скудных архитектурных остатков и сохранившихся украшений наряду с художественными произведениями дает нам некоторое представление о том, как египетские религиозные верования были включены в исполнение царской власти.
Фрагменты живописи из дворцов Нового Царства в основном изображают мир природы, в основном растения и животных. На этих картинах практически отсутствуют люди и божества. Эта флора и фауна, особенно связанные с болотами Нила, были метафорами космоса и цикла творения; включение бассейнов в дворцовые комплексы подтверждает это. Художественная программа сохранившегося дворцового убранства призвана отразить и усилить роль короля как хранителя этого естественного порядка.
Король обеспечивает естественный порядок (
Маат ) Надежный порядок в мире природы был необходим для безопасности и процветания Древнего Египта. Именно король отвечал за то, чтобы сдерживать опасности и обеспечивать сохранение жизни.[7] Для этого царь совершал храмовые ритуалы, находясь в Египте, и управлял делами Египта за границей. Кроме того, вера египтян в хека (магическая сила, пронизывающая вселенную) включала идею о том, что образы могут оказывать активное воздействие. [8] Таким образом, король часто изображался в искусстве, подчиняющим иностранцев, чтобы магически нейтрализовать их.]
Эти темы используются в дизайне дворца. На рельефе из дворца Меренптах, который сейчас находится в музее Пенсильванского университета, изображен король, поражающий врага (рис. 6). Фаянсовые плитки из погребального комплекса Рамзеса III двадцатой династии в Мединет-Абу (ок. 1175 г. до н. э.) в Музее изящных искусств изображают связанных нубийцев, оказавшихся беспомощными перед царем Египта (рис. 7). На картинах в египетских гробницах изображен царь на троне, окруженный изображениями покоренных иностранцев. Факсимиле одной из сцен из гробницы Анена, представленное Ниной де Гарис Дэвис, например, показывает Аменхотепа III и его главную жену, восседающих на помосте, украшенном всеми врагами Египта, связанными буквально под царем.
Рис. 6. Царь Меренптах изображен в сражающейся позе, побеждающей азиатских врагов. 1213-1204 гг. до н.э. Музей ПеннаРис. 7. Плитка с нубийским вождем mfa. orgИностранцы во дворце
Как и многое другое в египетском визуальном представлении, порабощенный иностранец представляет собой идеальный образ, который не всегда отражал политические реалии. Египет не вечно доминировал над своими соседями. Фактически, иностранные вторжения разрушили Египет в нескольких точках, и иностранцы правили Египтом как цари в разные эпохи. Более того, Египет в любое время поддерживал мирные и политические отношения со многими иностранными государствами, и иностранные дипломаты посещали Египет.
Предположительно, иностранцы, посещавшие дворец, могли видеть эти изображения поверженных иностранцев, магически уничтоженных их египетскими хозяевами. Во многом это изображение похоже на печать президента США, на которой изображен орел с когтем, сжимающим стрелы: по-видимому, иностранные лидеры, встречающиеся с президентом, не интерпретируют это изображение буквально, а скорее ориентируются на слова и действия своего Американский аналог, а не его иконография.
Значение временного, но роскошного дворца
Дворцовое убранство демонстрировало вкус царя, его богатство, власть и ценности Египта любому посетителю, но это не было его единственной целью. Вместо этого украшение и оснащение египетских дворцов отражали системы египетских верований и, возможно, волшебным образом помогали поддерживать эти принципы.
Хотя королевский дворец служил резиденцией и резиденцией центральной бюрократии, главной чертой строения, как это отражено в его искусстве, было изображение короля как хранителя маат (заказ). Таким образом, королевская резиденция была не просто прагматичной и необходимой структурой — она также играла важную роль в обеспечении власти короля.
TheTorah.com является некоммерческой организацией 501(c)(3).
Мы рассчитываем на поддержку таких читателей, как вы. Пожалуйста, поддержите нас.
Смелая смесь новостей и идей
Иллюстрация древнего дворца Малката космические и погребальные комплексы.
Доктор Стивен Снейп
Читатель по египетской археологии
Ливерпульский университет
Для ранних европейских исследователей Египта было немыслимо, чтобы массивные монументальные сооружения, которые они видели, не были очевидным свидетельством деспотизма. ‘ за работой, создавая эгоистичные памятники, призванные уподобить царя богам. В частности — и, возможно, имея в виду тщательно продуманные резиденции османского Стамбула — было легко представить себе египетских королей, создающих огромные и впечатляющие королевские дворцы, и в оригинальной публикации, выпущенной после экспедиции Наполеона в страну, Description de L’Egypte, каждый из фиванских комплексов Нового царства в Карнаке, Луксоре и Мединет-Абу описывался как «дворец».
«Северный дворец» в Амарне был предметом многолетних раскопок. Модель показывает, как он мог выглядеть после завершения. Модель и фото Иствуда Кука; концепция от Mallinson Architects и Кейт Спенс.
После расшифровки иероглифов, украшающих их стены, и археологических исследований на их территории мы теперь знаем, что основными монументальными архитектурными особенностями, которые так впечатлили этих первых посетителей, на самом деле были массивные храмы и погребальные комплексы. Городские жилища царя и подданных было и остается труднее идентифицировать из-за продолжающихся строительных работ на древних памятниках (иногда вплоть до наших дней) и потому, что, вопреки ожиданиям, сильно стратифицированная иерархия древнеегипетского общества часто не была очевидна. в его городском ландшафте: величие, которое европейцы привыкли ожидать от королевских строительных программ, кажется, было зарезервировано для священных пространств и погребальных комплексов.
Однако эти ранние посетители были в очень ограниченной степени правы в определении главных храмов как дворцов: Карнак и Мединет-Хабу действительно содержали королевские резиденции, но лишь в качестве сравнительно небольшого дополнения к тому, что в подавляющем большинстве случаев было резиденцией богов. Огромного царского дворца, построенного наравне с храмами и гробницами, просто не было видно. Не было прямого древнего аналога Версаля, Шенбрунна или Букингемского дворца — то есть великого архитектурного сооружения, построенного в столице централизованного государства или рядом с ней, где внешний вид отражает силу и достоинство человека или должности, которую он занимает. Образец царской резиденции в династическом Египте был совершенно иным, чем в 18-м или 19-м веке.европейский монарх X века.
«Северный дворец» в Амарне был предметом многолетних раскопок. Предоставлено Барри Кемпом/The Amarna Trust.
Возможно, лучше всего думать о дворцах, рассматривая их различные потенциальные функции: как частное жилище для правителя и семьи правителя, место для королевской администрации и поддерживающей ее бюрократии, как место проведения церемониальной деятельности ( как государственные, так и частные). В египетском контексте (как и в других) можно добавить четвертую основную функцию: место производства редких или важных товаров, имеющих внутреннюю ценность или требующих специальных навыков.
Одна из причин того, что дворцы были чем-то большим, чем просто резиденция, заключалась в том, что король был активным, мобильным правителем, а не только в зарубежных кампаниях (хотя для значительного числа правителей они, похоже, были регулярным событием). но по всему Египту. В египетских источниках упоминаются «места причала фараона», что создает впечатление прибрежных остановок для царя, который путешествовал — что неудивительно — по реке.
В этой модели королевской резиденции основным требованием является относительно большое количество относительно небольших резиденций, которые можно было бы оборудовать в кратчайшие сроки. Пример подготовки, необходимой для скорого прибытия короля Рамессидов, можно найти в Папирусе Анастази IV, который требует, среди прочего, почти 30 000 буханок хлеба, 60 мешков гранатов, 50 чаш меда и 100 подставок для цветочных букетов. . Однако следует отметить, что эти припасы предназначались не только для царя, но и для «армии и колесниц», которые были с ним.
Вариант передвижной королевской резиденции можно найти в том факте, что города, прикрепленные к отдельным королевским пирамидам Старого царства, служили несколькими важными центрами королевской администрации. [СЛЕВА]: Дворец короля Меренптаха в Мемфисе, который, по-видимому, был зданием, предназначенным для королевских аудиенций, с относительно скромными жилыми помещениями. Стивен Снейп.
[СПРАВА]: Этот небольшой дворец (отмечен рамкой), построенный как часть заупокойного храмового комплекса Рамсеса III в Мединет-Абу, возможно, служил настоящей королевской резиденцией при жизни короля, а мог и не использовались как таковые в третьем промежуточном периоде. Стивен Снейп.
Единственное существенное исключение из этой модели постоянного прогресса царя (по крайней мере, пока он был молод и достаточно энергичен, чтобы путешествовать) находится в Амарне, где заявленное намерение Эхнатона никогда не покидать свою новую столицу находит свое археологическое отражение. в обширных дворцовых комплексах в городе.
Поскольку египтяне не переняли модель небольшого количества очень больших многофункциональных дворцов в нескольких крупных центрах, отдельные «дворцы» могли иметь свой особый характер, основанный на их специфических, ограниченных функциях. Хорошим примером этого является дворец Меренптаха в Мемфисе, в основном состоящий из большого зала для аудиенций / приемов с очень скромным набором личных апартаментов короля в задней части.
«Окно появления» было разработано, чтобы обеспечить соответствующую обстановку для королевской награды чиновников. Эта сцена на стенах гробницы Мериры II в Амарне показывает, как Эхнатон и Нефертити бросают в Мериру подарки. Отто Георги.
Дворец Рамсеса III в Мединет-Абу также в первую очередь был «дворцом для аудиенций», но с тем дополнительным моментом, что его соединение с открытым двором соседнего погребального храма обеспечивало очень подходящее место для более публичных королевских демонстраций и наград в архитектурное оформление «Окна Явления», где король представлял себя в манере, напоминающей балконы, которые тоталитарные лидеры 20-го века предпочитали появляться перед собравшейся публикой. Действительно, в изобразительном искусстве династического Египта дворцы чаще всего появляются в сценах гробниц, показывающих награждение владельца гробницы королем в «Окне Явления». Однако даже здесь идентификация скромной королевской резиденции ни в коем случае не является простой, поскольку некоторые ученые идентифицировали эти «дворцы», примыкающие к погребальным храмам Нового Царства, как строения для использования мертвым, а не живым королем.
Учитывая требование, чтобы дворцы могли быть построены очень быстро (в случае определенного королевского прогресса или потому, что один король внезапно захотел иметь дворец в месте, не использовавшемся его предшественниками), но могли быть использованы только один раз, или на очень временной основе, неудивительно, что эти здания считались в основном одноразовыми. Исключением могут быть дворцы, пристроенные к храмам, имевшим особую давнюю связь с королем, а это означало, что их королевские дворцы использовались повторно чаще. Это особенно относится к заупокойным храмам в Фивах, где и Рамессеум, и Мединет-Абу имели небольшие дворцы как часть их великого замысла, но здесь, как мы видели, дом живого царя был значительно меньше, чем место, отведенное для бог Амон. Из-за скромного характера королевских дворцов иногда трудно археологически провести различие между резиденциями, построенными для королей в важных провинциальных центрах, и «дворцами» для региональных администраторов (см. Бубастис в Восточной дельте и Айн Асил в оазисе Дахла).
В большинстве известных случаев материалом для королевского дворца, как и для домов самых скромных подданных короля, был сырцовый кирпич. Как и в случае с обычными жилищами, сохранение царских дворцов в археологических источниках является случайностью и, как можно подозревать, нетипичными примерами. Однако способность построить дворец за очень короткое время лучше всего подтверждается комплексом «праздничного дворца» Аменхотепа III в Малкате, на западном берегу в Фивах, который был построен, использовался, а затем заброшен в течение относительно короткого периода времени.
Западные концепции гарема как института, как правило, зациклены на эротических возможностях создания собрания сексуально доступных женщин для единственного доступа одного мужчины. Восточный гарем был регулярным предметом жанровой живописи 19-го века, и хотя речь шла обычно о гареме Османской Турции, диапазон иногда расширялся, чтобы включить воображаемый гарем фараона, изображаемый с не меньшей атмосферой томной эротики.
Вполне вероятно, что реальность была несколько иной, и что Гаремный дворец был построен в Египте как средство справиться с огромным количеством женщин, которые были частью королевского дома. Возьмем самый известный пример, когда принцесса Гилухепа приехала из Митанни, чтобы выйти замуж за Аменхотепа III в качестве дипломатической невесты, в памятном скарабее, выпущенном королем в ознаменование этого события, также отмечается, что она привела с собой 317 «главных женщин гарема». Древнеегипетский королевский гарем был не столько сексуальным супермаркетом для царя, сколько сообществом, состоявшим в основном из женщин и младенцев из большой семьи царя. Родственным элементом дворцового комплекса был Kap , королевский детский сад или школа, в которой обучались как королевские дети, так и дети привилегированных членов двора. Быть «ребенком Кап » было важным требованием для членов двора 18-й династии, поскольку это указывало на близость к королю с раннего возраста.
Сохранившиеся архитектурные остатки затрудняют представление внутреннего облика царских дворцов Древнего Египта. «Фреска с принцессами» из Королевского дома в Амарне, возможно, подходит ближе всего — она изображает неформальную сцену жизни королевской семьи, в том числе двух дочерей Эхнатона и Нефертити, сидящих на подушке. Айви Закрыть Изображения/Алами.
Древнеегипетский гарем существенно отличался от османского. Хотя он был разработан для размещения значительного числа королевских женщин, он не был предназначен для их изоляции от внешнего мира, хотя наиболее распространенное слово для обозначения гарема, ḫnr (khener), по-видимому, происходит от глагола «удерживать». . Вместо этого гарем был самостоятельным жизнеспособным институтом, со своими экономическими активами, деятельностью, приносящей доход, и административными чиновниками. Самое важное из этих занятий указывает на то, как эти женщины проводили свое время: первое упоминание о том, что, по-видимому, является самым ранним египетским словом, обозначающим гарем, Ипет на печати Первой Династии (правление царя Семерхета) относится к «ткацкой мастерской Ипет ».
Производство высококачественного белья, по-видимому, было самым важным видом деятельности во Дворце гарема в Мединет-эль-Гуроб. Этот участок в Файюме необычен как гарем, потому что он был расположен далеко от основных центров силы. В Фивах, Мемфисе и Амарне были обнаружены другие здания, в которых, как известно или подозревается, размещались королевские женщины, но они всегда были связаны с более крупными дворцовыми комплексами. Причины, по которым Мединет эль-Гуроб был основан на значительном расстоянии от основных центров политической власти, могут быть связаны с желанием удалить потенциально конкурирующих королевских жен и матерей с этих арен. Если это так, то причастность женщин из гарема позднее, в Новом царстве, к попытке и, возможно, успешному покушению на Рамсеса III показывает мудрость такой политики, особенно когда несколько королевских жен и многочисленные королевские дети имели возможность сделать наследование престола крайне спорным.
Полевые исследования, проводимые в Мединет-эль-Гуроб с 2005 года британским египтологом Яном Шоу для Ливерпульского университета, подтверждают идею Гаремного дворца как крупного города с собственными производственными мощностями и солидными жилыми кварталами, который процветал с момента своего основания в царствование Тутмоса III до его окончательного забвения, вероятно, во время правления Рамсеса V. построенный Аменхотепом III, является самой обширной королевской резиденцией, известной со времен Древнего Египта. Стивен Снейп.
Многие городские центры Нового Царства, включая Фивы, Мемфис, Пр-Рамсес и Амарну, можно назвать «царскими городами» из-за того, как желания царя или ряда царей сформировали их внешний вид. . Важной частью королевского города является поселение, состоящее из расширенного королевского дворца с его вспомогательными постройками. Малката, относящаяся к Новому царству, является лучшим сохранившимся примером такого города-дворца. Полная протяженность Малкаты еще не известна, но она занимала площадь не менее 35 гектаров (86½ акров) на Западном берегу в Фивах. Его центральным элементом был сам дворец размером 125 на 50 метров (410 на 164 фута) с рядом внутренних комнат, которые были интерпретированы как центральный зал для аудиенций с колоннами. В одном конце зала находился небольшой тронный зал, а за ним находились королевские покои (включая спальню и ванную комнату). По бокам от центрального зала располагался ряд небольших апартаментов, которые, возможно, использовались для размещения других важных членов королевской семьи. Этот дворец выходил на ряд открытых дворов. Другие постройки в этом обширном комплексе включали в себя еще меньшие дворцы, место для празднования юбилея короля, ряд кладовых, мастерских, кухонь и пекарен, а также дома, последние предположительно занимали члены двора короля. Аменхотеп III. Пожалуй, самым поразительным было сооружение огромного Т-образного искусственного озера (на высоте с . 2 на 1 км, 1¼ на ⅔ мили, почти в шесть раз больше площади города), ныне известный как Биркет Хабу.
Город-дворец другого типа был построен в Дейр-эль-Балласе, расположенном в 45 км (28 милях) к северу от Луксора на западном берегу Нила и раскопанном в период между 1980 и 1986 годами американским египтологом Питером Лаковара.