Дворец сулеймана: Дворец султана Сулеймана Великолепного — отзыв о Дворец Топкапы, Стамбул, Турция

Содержание

Дворец Топкапы — СаратовТур

Дворец Топкапы

Дворец Топкапы являлся главной резиденцией правителей Османской империи вплоть до середины XIX в. Комплекс, раскинувшийся на окруженном водами Босфорского пролива мысе Сарайберну, занимает значительную часть исторического центра Стамбула.

Годом основания дворцово-паркового ансамбля, возведенного на месте византийского акрополя, считается 1475-й. Время от времени его достраивали, расширяли и украшали. Спустя почти 400 лет, в 1854–55 гг., двор султана покинул средневековый дворец и переместился в более современный и изысканный Долмабахче.

Вскоре после создания Турецкой республики в 1923 г., Топкапы преобразовали в общедоступный музей, ставший одним из самых крупных в мире по занимаемой площади и вторым в Турции по посещаемости. В составе исторических районов Стамбула дворец с 1985 г. был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Территория Топкапы со всех сторон окружена высокими стенами, поэтому комплекс часто называют городом в городе.

В переводе его название звучит как «пушечные ворота», что связано с традицией выезда падишаха за пределы резиденции под «аккомпанемент» пушечных выстрелов.

Дворцовый комплекс занимает площадь более 700 000 м². Количество посетителей в год — около 2 миллионов.

Описание

Территория дворца Топкапы разделена на четыре двора и гарем. Первые два — Алай Мейданы и Диван Мейданы — считались внешними и предназначались для общения правителя со своими подданными. Сюда мог войти практически любой правоверный житель государства и иностранные гости. В остальные два двора — Эндерун Авлусу и Софа-ы Хюмайун — право допуска имели приближенные к падишаху люди и обслуга с охраной. Здесь размещались личные апартаменты падишаха. В гареме жили наложницы, фаворитки, мать, дети султана и обслуга.

Дворы (авлу) разделены между собой стенами. Попасть из одного в другой можно последовательно, через колоритные средневековые порталы.

Алай Мейданы

Баб-ы Хюмайун (ворота Султана, или Повелителя) открывают путь в первый двор. Они круглосуточно охранялись специально обученными стражниками. Внутри двора располагалась янычарская больница, жилые помещения для «внешних» слуг, пекарня, монетный двор, служба приема жалоб, склады и подсобные строения. Кроме того, здесь был фонтан для лошадей, чайный сад, служившие пла́хой «камни назидания» и фонтан Палача, где после казни мыли окровавленные руки.

В Алай Мейданы устраивались торжественные церемонии, встречи с народом и пятничные намазы, приводились в исполнение смертные приговоры. Европейцы называли эту часть Топкапы двором Янычар. Верхом на коне въезжать в Баб-ы Хюмайун имели право почетные гости падишаха.

Церковь святой Ирины

В первом дворе находится одна из ранних христианских базилик Константинополя, возведенная в IV в. Она считалась главным храмом города до появления собора святой Софии. Сооружение не раз восстанавливалось, поэтому многие уникальные мозаики были утрачены.

После захвата города турками, церковь святой Ирины избежала участи превращения в мечеть. До первой половины XIX в. здание использовалось как оружейный склад. С 1846 г. в храме располагался Археологический музей, затем — Императорский и Военный.

Диван Мейданы

Входом во второй двор служат Баб-юс Селам (ворота Приветствий), с двумя высокими башнями, венчающимися шатрами. Внутри находится информационный пункт и отдел полиции, а снаружи — пост проверки билетов. Ранее помещения использовались для ожидания аудиенций, отдыха привратников и палача. В подвале была тюрьма.

За охрану входа и соблюдение тишины во втором дворе отвечали привратники. Въезжать на коне в Баб-юс Селам позволялось только правителю.

В Диван Мейданы проводились официальные церемонии, праздновались свадьбы султанских дочерей и принимались послы других стран. В главном здании — Диван-ы Хюмайун — проходили заседания высшего органа власти, располагалась канцелярия и диванная казна. Великолепие строению придал Сулейман I, повелевший украсить интерьер золотыми решетками, барельефами и богатым декором.

Между вторым двором и гаремом установлены Араба Капысы (они же — ворота Карет). Другой портал — Мейит Капысы (ворота Мертвых) — служил для выноса тел умерших.

В Диван Мейданы располагались:

  • конюшни султана — ныне здесь организовываются выставки;
  • Сарай Мутфаклары — большой комплекс кухонь, продуктовых складов, комнат для обслуги. Сегодня в залах Кухонного дворца размещены постоянные экспозиции, реставрационные мастерские, архив и службы музея;
  • Внешнее Казначейство — сегодня занято под огромную коллекцию османского оружия.

Во дворе есть мечеть Бешир Ага, жилые постройки и хамам для прислуги.

Эндерун Авлусу

Третий двор относится к внутреннему пространству дворцового комплекса. Вход сюда был строго ограничен. Здесь располагались личные покои падишахов.

Ведущие в Эндерун Авлусу ворота Баб-юс Саадет имеют три названия — Белых евнухов, Блаженства и Аудиенций. Первое связано с охраной ворот подразделением белых евнухов, подчинявшихся главному дворецкому-церемониймейстеру.

Они обслуживали султанские покои и зону приема гостей. По обе стороны от портала находились жилые пристройки.

Ворота Блаженства в XVII в. приобрели вид, характерный для стиля рококо. Они увенчаны куполом и дополнены навесами. Порог целовал каждый, кому позволялось пройти на территорию Эндерун Авлусу. У ворот объявляли имя нового правителя, через них выносили убитых османских султанов.

В третьем дворе располагались самые важные дворцовые объекты, такие как:

  • зал Аудиенций — служил для ведения государственных дел и приема послов;
  • палата Казны — сегодня в ней выставлены коллекции манускриптов и миниатюр;
  • палата Кампаний — предназначалась для пажей, ответственных за гардероб падишаха. Здесь туристы могут увидеть экспозицию нарядов разных правителей;
  • палата Султана — тут находились особо приближенные пажи, отвечающие за сохранность исламских реликвий. Рядом — галерея портретов османских правителей;
  • павильон Фатиха — в здании выставлена самая большая в мире коллекция сокровищ;
  • павильон Священной мантии и реликвий — хранит бесценные религиозные артефакты. Вход посторонним ограничен;
  • богатейшая дворцовая библиотека — для общественного доступа закрыта.

В Эндерун Авлусу находился Кафес — место заточения потенциальных престолонаследников, школа подготовки управленцев и мечеть Алагар, построенная для белых евнухов.

Софа-ы Хюмайун

Четвертый двор Топкапы, как и третий, относился к личным покоям падишаха. Здесь правители наслаждались полным уединением и отрешались от насущных проблем. С вершины холма открываются захватывающие виды на парк Гюльхане и просторы Босфора.

В Софа-ы Хюмайун находятся:

  • Ереванский павильон — назван в честь взятия Еревана;
  • Багдадский павильон — назван в честь покорения Багдада;
  • зал Обрезания — предназначался для наследников престола;
  • Султанская Софа — терраса с милым фонтанчиком и декоративным бассейном;
  • павильон Ифтарийе — с позолоченным бронзовым куполом оригинальной формы.

Во дворе присутствует часовая башня, жилище главного султанского лекаря, мечеть Софы и самое «молодое» здание Топкапы, построенное в 1840 г. Сегодня в нем расположен популярный ресторан турецкой кухни «Konyali».

Гарем Топкапы

Отдельно охраняемый участок двора делился на 4 зоны — для матери султана, наложниц, самого падишаха и евнухов. В общей сложности в гареме насчитывалось около трехсот комнат. Здесь была своя больница, бани, мечети.

Покои Хюррем

Большинство комнат гарема Топкапы отличалось скромными размерами и простым убранством. Самые шикарные покои принадлежали Хюррем, более известной под именем Роксолана. Они являются самыми посещаемыми.

Султаны Топкапы

За 4 столетия во дворце сменилось 25 правителей Османской империи.

Строительство комплекса начал султан Мехмед II через 22 г. после захвата турками Константинополя. Этот период определяется 1475–78 гг.

Самым известным в истории Топкапы считается величайший из династии Османов — Сулейман I Великолепный. При нем к дворцовому комплексу был присоединен гарем.

Последним султаном, проживавшим в Топкапы, стал Абдул-Меджид I. В середине XIX в. он сменил резиденцию на Долмабахче.

Музей Топкапы

Во дворце хранится огромное количество сокровищ, собранных за несколько столетий. По оценкам специалистов, количество выставленных экспонатов составляет 65 000, что соответствует всего лишь 10% музейного фонда.

Наиболее интересными являются коллекции:

  • императорских сокровищ;
  • европейского фарфора и стекла;
  • китайских фарфоровых изделий;
  • стамбульского стекла;
  • кухонной утвари;
  • серебра;
  • одежды падишахов;
  • портретов султанов;
  • оружия.

Туристов привлекают музейные залы, их внутреннее убранство, интерьер, и богатый декор в восточном стиле.

Кроме основных, в музее демонстрируются временные экспозиции. В музейно-парковом комплексе традиционно проводятся различные мероприятия и фестивали, посвященные истории Топкапы.

Экскурсии во дворец Топкапы

Для осмотра комплекса рекомендуется выделить целый день. В музейных магазинах продаются брошюры и путеводители. Но лучшим вариантом станет заказ экскурсии в Стамбуле на русском языке.

Стоимость билетов

Цена посещения дворцового комплекса Топкапы составляет 100 TRY.

Групповые скидки в дворцово-парковом комплексе не предусмотрены. Музейная карта на вход в Гарем и собор святой Ирины не действует.

Право бесплатного посещения распространяется на детей до 8 лет, граждан Турции до 18 и старше 65 лет.

Билеты можно оплатить наличными или по кредитной карте. Кассы расположены в первом дворе, для Гарема — во втором.

Часы работы

Топкапы открыт ежедневно, за исключением вторника, 1 мая и первой половины дней, приходящихся на важные религиозные даты. Посетить дворцово-парковый комплекс можно:

  • с 1.04 по 1.10 — с 09:00 до 18:45;
  • с 1. 10 по 1.04 — с 10:00 до 17:00.

Кассы закрываются за 45 минут до окончания работы.

Правила посещения

В выставочных залах фотографировать не разрешается. Вход с детскими колясками запрещен.

В сектор Священных реликвий и церковь святой Ирины не допускается заходить в шортах, мини-юбках, майках и одежде с оголенными плечами.

Как добраться до дворца Топкапы в Стамбуле

Ближайшая остановка скоростного трамвая Т1 — «Gülhane istasyonu». Первые ворота находятся в 8–10 минутах ходьбы.

От станции «Sirkeci İstasyonu» линии Marmaray до Топкапы можно дойти пешком (1 км) или доехать на трамвае Т1.

До остановки «Akbıyık», расположенной на набережной Kennedy Cd., следует автобус №  BN1. Расписание и схемы маршрутов можно посмотреть здесь.

В столице Турции стабильно работает мобильное приложение такси BiTaksi.

Дворец находится рядом с Айя-Софией и комплексом Голубой мечети.

Видео. Дворец Топкапы

Гид по Стамбулу. Дворец султана Сулеймана Топкапы. Где снимали Великолепный Век / Topkapi Palace

На карте

Второй двор Топкапы: Диван, Кухонный дворец, Гарем.

Вход во второй двор Топкапы начинается у ворот Орта Капэ, что в переводе означает Пушечные или Приветственные ворота. Над ними высятся граненые остроконечные башни.

Над башнями ворот с внешней стороны виднеется стела с надписью «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его», ключевая фраза исламской религии. На створках железных ворот имеются надписи, повествующие о том, что ворота были вылиты во время правления Сулеймана Великолепного.

Рядом с Пушечными воротами располагается небольшой фонтан Палача. Здесь султанские палачи мыли руки и меч после проведения публичных казней, а отрубленные головы выставляли на двух Позорных камнях, которые находились также у ворот.

Вход во Второй двор Топкапы (и дальше) платный, билеты продаются около Пушечных ворот. Сразу после входа можно увидеть макет полного дворцового комплекса под стеклом.
Остановимся подробнее на сооружениях Второго двора.

Здание Дивана представляет собой прямоугольное помещение, разделенное перегородками на три зала. Первый зал слева предназначался для заседаний Дивана, высшего органа управления Османской империи. Именно здесь собирался императорский совет во главе с великим визирем для решения важных государственных вопросов. Во втором зале оформлялись связанные с заседаниями документы, а в третьем находился кабинет великого визиря и канцелярия.

Отдельного внимания в зале заседаний Дивана заслуживает небольшое окошко с золочеными прутьями над местом визиря, которое еще называют «Око султана». До правления Сулеймана Великолепного все султаны, как правило, лично присутствовали на заседаниях Дивана, но Сулейман приказал сделать окно, к которому он всегда мог подойти и наблюдать за заседанием, оставаясь при этом невидимым. Члены Дивана не могли знать, присутствует здесь султан либо нет, поэтому за ними всегда следило «невидимое око».

К зданию Дивана примыкает здание Внешней казны, куда стекались налоги со всех концов Османской империи.

Рядом с Башней справедливости находится вход в Гарем – через Ворота карет. Ворота были так названы из-за того, что, покидая Гарем для прогулок, его обитательницы садились в закрытые кареты, чтобы никто посторонний не мог их увидеть. Расскажем немного подробнее о функциях и особенностях гарема.

Гарем означает «двор» или «запретное место». От этого же слова, как ни странно, происходит и «храм». Вход сюда был запрещен всем мужчинам, за исключением султана и евнухов. Нарушение каралось смертью. В гареме велась своя закрытая жизнь, а попадавшие туда девушки получали новое имя, принимали ислам и обучались религиозному почитанию и подчинению.

В гарем девушки попадали, будучи купленными на рынке рабов, захваченными в плен либо будучи проданными своими семьями в специальную школу при гареме. Сперва девушек учили грамоте, основам ислама, музыке, пению и швейному искусству.

Гарем населяли несколько «категорий» женщин: жены, фаворитки, наложницы-рабыни, а также сестры, дочери и наследники правящего султана. Структура гарема была иерархическая. Негласно им управляла мать действующего правителя, валиде-султан.

В гареме проживало множество служанок, рабынь и наложниц. Если девушке удавалось забеременеть и родить ребенка, она переводилась в более высокую категорию – «икбал», что сопровождалось возможностью держать служанок и жить в отдельных апартаментах внутри гарема. Перейти в такую категорию было чрезвычайно сложно, так как царившие в гареме жестокие нравы и конкуренция среди обитательниц зачастую приводили к тому, что выделившаяся девушка либо ее ребенок оказывались отравлены.

Жен у султана могло быть несколько, но только одна за всю историю Османской империи сумела стать официальной женой-султаншей, придя в гарем рабыней. Это была легендарная Роксолана, или Хюррем, единственная жена Сулеймана Великолепного. Для нее он даже ввел специальный титул, хасеки, то есть жена, родившая наследника.

Согласно наиболее распространенной версии, она была родом из современной Западной Украины, поскольку эти земли в Европе называли Роксоланией. Попала она в плен во время набега крымских татар. Оказавшись в гареме, Роксолана быстро завоевала расположение султана. Она пользовалась огромной властью при дворе, была умной и хитрой женщиной, постепенно уничтожала своих соперниц и соперников, плетя коварные интриги.

Традиции гарема были таковы, что после рождения ребенка его мать вместе с ним отправлялись в отдаленную провинцию, где наследник престола должен был воспитываться до того времени, как займет место султана. Однако Роксолана была первой и последней женщиной, которая после рождения детей осталась при дворе и, оставаясь единственной и любимой женой султана, также фактически являлась его политическим советником.

Осмотрев Гарем, переходим в следующий двор Топкапы.

Великолепие Топкапы, Дворец османских султанов Стэнли Мейслер

На протяжении веков западный мир был очарован чудесами и тайнами Османской империи и султанов, которые правили своими обширными владениями из дворца Топкапы в Стамбуле. Писатели, композиторы и художники прославляли или высмеивали всемогущество и богатство султанов и скрытую в гареме тайну. Творческих произведений о турках было так много, что у французов появилось слово для жанра: Турки.

Примеров много, и они хорошо известны. В 17 веке «Мещанин во дворянстве» Мольера высмеивает буржуазного отца, который позволяет молодому человеку жениться на своей дочери только после того, как жених притворяется сыном султана. В 18 веке в опере Моцарта «Похищение из сераля» рассказывается история двух похищенных молодых женщин, освобожденных из дворца паши. В 19 веке Энгр обольщает своих покровителей, рисуя причудливые сцены сладострастных женщин, томно лежащих в гареме и турецких банях.

Всему этому пришел конец, когда Османская империя с годами сократилась, а затем развалилась во время Первой мировой войны, вскоре унеся с собой династию султанов. Хотя туристы приезжают в Стамбул каждый год, западное воображение больше не захватывает увлечение османскими султанами.

Теперь остальной мир лишь изредка получает напоминания о султанах, их империи и дворце. К нам возвращаются образы величия и мощи из старых учебников истории, например, когда в бывших провинциях империи вроде Боснии и Косово вспыхивает война, или землетрясение угрожает сокровищам дворца-музея Топкапы, или правительство Турции разрешает роскошный выбор этих сокровищ для тура за пределами страны.

Одно такое напоминание находится на пути в Соединенные Штаты. Новая выставка «Дворец золота и света: сокровища Топкапы в Стамбуле» откроется в Художественной галерее Коркоран в Вашингтоне 1 марта и продлится до 15 июня, а затем переместится в Художественный музей Сан-Диего (14 июля). — 24 сентября) и Художественный музей Форт-Лодердейла (15 октября — 28 февраля 2001 г.).

На выставке будет представлен кинжал с изумрудами, который 36 лет назад стал мишенью банды воров в фильме «Топкапы», трон, использовавшийся султаном Сулейманом Великолепным во время его боевых кампаний в 16 веке, и многое другое. 200 других предметов, включая мечи и кинжалы, королевские одежды, ковры, ткани, керамику, рукописи, драгоценности, доспехи, картины и искусно выполненные предметы искусства. Выставка, организованная некоммерческим фондом Palace Arts Foundation и в значительной степени курируемая Тулаем Артаном, социальным историком из Стамбульского университета Сабанджи, попытается связать эти сокровища с историей Османской империи и дворца Топкапы.

Шоу прибывает в Соединенные Штаты во время переоценки ценностей в Стамбуле по поводу дворца Топкапы. Землетрясение в августе 1999 года, унесшее жизни тысяч людей на западе Турции, нанесло дворцу лишь незначительный ущерб, но привлекло внимание к недостаткам Топкапы как музея. Дерзкое ограбление несколько недель спустя подорвало уверенность в безопасности комплекса. Кроме того, посетители часто уезжают из Топкапы с запутанным представлением о дворце и его истории. Ученые говорят, что некоторая путаница происходит из-за природы места, поскольку оно представляет собой гибрид — частично музей, как Лувр во Франции, частично историческое здание, как Версаль.

«Топкапы должен решить, — говорит Филиз Озер из Стамбульского технического университета, пробегая по комнатам гарема, — что это будет — Версаль или Лувр. Я историк архитектуры, и у меня есть провел большую часть своей жизни в этом дворце. На каждом углу я вижу что-то не так, и это разбивает мне сердце». Но даже эксперты, которые с ней согласны, не могут договориться о том, что нужно делать.

Дворец Топкапы был построен султаном Мехмедом II, «Завоевателем», после того, как его армия штурмовала и разграбила Константинополь в 1453 году. Падение Константинополя, последнего форпоста христианского мира на Востоке, потрясло и напугало остальную Европу. Мехмед понимал символическое значение завоевания города, который когда-то служил столицей Римской империи. Он взял «Римский Цезарь» в качестве одного из своих титулов, объявил Константинополь (который вскоре стал известен под турецким названием Стамбул) столицей своей Османской империи и построил новый дворец, из которого управлял своими обширными владениями. Назвав Александра Македонского образцом для себя, Мехмед приказал придворным каждый день читать ему отрывки из греческой биографии македонского завоевателя. Книга до сих пор находится в библиотеке Топкапы.

В качестве места для нового дворца он выбрал древний византийский акрополь, высоко над местом слияния трех жизненно важных водоемов: Босфора, отделяющего Европу от Азии; Золотой Рог, отделяющий старинные кварталы города от остальных; и Мраморное море. Тогда дворец назывался Новым императорским дворцом, но несколько столетий спустя он получил название Топкапы Сарайи (Дворец Пушечных ворот).

В зените своего могущества в 16 веке османская династия дворца Топкапы правила империей, которая включала Грецию и Балканы, большую часть Кавказа и Крыма, большую часть Ближнего Востока и населенные районы Северного Африка. Города Афины, Будапешт, Белград, Сараево, Бухарест, София, Бейрут, Дамаск, Багдад, Иерусалим, Мекка, Каир, Александрия и Тунис когда-то принадлежали Османской империи. Султаны жили в Топкапы до середины XIX в.века, когда их вкус стал более западным и привел их к резиденции, более похожей на резиденцию европейской королевской семьи.

Издалека дворец Топкапы по-прежнему представляет собой великолепное зрелище — обнесенный стеной массив куполов и башен, минаретоподобных дымоходов и бельведеров, господствующих над городом с высоты. Оказавшись на акрополе, посетители попадают во дворец, проходя через монументальные ворота, охраняемые башнями-близнецами. За исключением арабских надписей и каллиграфических подписей султанов, известных как тугры , по своему фасаду ворота выглядят как вход в средневековый европейский замок. Но ворота не ведут ни к какому грандиозному зданию. Дворец на самом деле представляет собой комплекс, включающий 173 акра садов, дворов и беседок, мастерских, кухонь и арсеналов, бань и фонтанов, офисов и залов, а также жилых помещений. В период своего расцвета Топкапы напоминал небольшой город, населенный султаном, его царской семьей и тысячами чиновников, солдат, ремесленников и слуг.

В некоторых зданиях теперь находятся экспонаты. Самые впечатляющие экспонаты предстоящей выставки, большинство из которых созданы дворцовыми мастерами, происходят из здания, ныне известного как Сокровищница. Другие экспонаты на территории демонстрируют щедрые дары султанам, такие как мейсенский и лиможский фарфор, подаренный европейской королевской семьей. Некоторые здания — например, библиотека и кухни — пытаются передать представление об их первоначальном назначении. На некоторых стенах сохранилась оригинальная плитка, украшения и фонтаны; остальные стены голые. Жилые помещения султанов и гарем больше похожи не на огромный особняк, а на запутанный многокупольный лабиринт взаимосвязанных комнат и дворов.

В Топкапы потрясающие достопримечательности. В комнатах Тайной палаты, где жили и хранили свой трон султаны, до сих пор сохранились сверкающие купола, а также цветная и ярко раскрашенная плитка из города Изник, украшавшая комплекс в 16 веке. Посетитель все еще может ощутить красоту, даже несмотря на то, что комнаты сейчас находятся в полумраке из-за выставленных там мечей, волос, священной мантии и других реликвий Мухаммеда.

Посетитель также может оценить все великолепие спальни, которую султан Мурад III построил для себя в гареме в конце 16 века. Мурада, которого не слишком заботили государственные дела, европейцы считали великим развратником. Его спальня, на самом деле группа комнат, была спроектирована Синаном, архитектором некоторых из великих мечетей в Стамбуле. Надпись той эпохи описывает спальный павильон как выполнение просьбы султана о чем-то «красивом, волнующем и непревзойденном». Стены огромного зала покрыты изникской плиткой. Здесь есть бронзовый камин в форме шлейфа, позолоченный купол и замысловатый мраморный фонтан. «В османской комнате, — говорит Филиз Озер, — если вы видите текущую воду, знайте, что эта комната была местом встречи. Вода скрывает голоса».

Два павильона, построенные в 17 веке, известные как Багдадский киоск и Реванский киоск, сохранили большую часть своего первоначального убранства. Эти прекрасные павильоны с нишами и окнами стоят в частном дворе султана рядом с садами, фонтаном, бассейном и беседкой. В старые времена ковры, ткани и диваны заполняли альковы, и султаны в сопровождении женщин или придворных расслаблялись, слушая музыку, сочиняя стихи, принимая пищу или открывая перламутровые ставни, чтобы наблюдать за кораблями. на водах внизу. «Я скажу вам, что эти киоски — самые приятные здания, которые есть у турок», — писал Альберт Бобови, порабощенный польский музыкант, работавший во дворце в течение 19 лет.лет в 17 веке. Посетители все еще могут уловить настроение.

Тем не менее, несмотря на эти вспышки красоты, посетитель, скорее всего, будет чувствовать себя немного смущенным, покидая дворец, как будто ключ ко всему этому каким-то образом пропал. Гулру Нечипоглу, профессор исламского искусства и архитектуры Гарвардского университета и один из ведущих мировых исследователей Топкапы, выросла в Стамбуле и помнит недоумение туристов, неспособных понять архитектуру комплекса. «Однажды я слышала, как кто-то вышел из ворот дворца и спросил своего друга: «Где был дворец?», — вспоминает она.

Именно Нечипоглу открыл ключ к пониманию комплекса. «Я ходила туда и смотрела на здания, — говорит она, — и никогда не могла понять, что это такое. В книгах о Топкапы и Османской империи говорилось, что дворец был построен бессистемно с один султан добавил здания к тому, что было раньше. Я начал сомневаться в этом ».

В 1991 году, после обширных исследований, Нечипоглу опубликовал книгу «Архитектура, церемониал и власть: дворец Топкапы в пятнадцатом и шестнадцатом веках», которая изменила научные представления о происхождении и значении Топкапы. Нечипоглу сообщил, что султаны отремонтировали дворец, но никогда не меняли его первоначальную структуру. Это сооружение, по сути, напоминало планировку традиционного палаточного лагеря, когда султаны вели в бой армии, и олицетворяло имперскую мощь Османской империи.

В отличие от таких дворцов, как Версаль, который излучал силу благодаря своим монументальным размерам, Топкапы демонстрировал силу через неприступность и таинственность султана и его двора. Посторонний обычно проходил через первые два двора дворца, занимался делами в различных офисах, возможно, мельком видел султана на какой-то церемонии, но никогда не входил во внутреннее святилище. Посетители могли измерить их значимость, отметив, насколько близко строгий церемониальный этикет дворца позволил им приблизиться к султану. Но жилые покои султана, его гарем, его частные сады, его шатры были закрыты для посторонних, какими бы знатными и могущественными они ни были.

«Некоторые современные архитектурные критики утверждают, что небольшие здания Топкапы показывают, что султаны были скромными людьми, изливавшими свою любовь на большие монументальные мечети», — говорит Нечипоглу. «Но это неправда. То, что нам кажется случайным и скромным, на самом деле является тем, что они считали символом власти».

Нечипоглу предполагает, что новые путеводители и дополнительные плакаты помогут посетителям лучше понять дворец. Но откровенная Филиз Озер считает, что это все равно оставит первоначальную функцию многих комнат скрытой, потому что теперь они используются для демонстрации музейных экспонатов. Она указывает, например, на Казначейство. «Это был изначальный дом султана», — говорит она. «Это должно быть изменено, чтобы показать, что здание важнее драгоценностей». Затем она пожимает плечами и с улыбкой добавляет: «Но, может быть, это заходит слишком далеко». Ее запоздалая мысль отражает двойственное отношение ученых Топкапы. Некоторые хотели бы передать бесценные произведения искусства и ремесла в современный музей. Тем не менее, многие опасаются, что удаление экспонатов, хотя и разумное с научной точки зрения, лишит дворец признаков былой роскоши.

Однако все согласны с тем, что Топкапы не очень хорошо функционирует как музей. «Здесь нет никакой консервации, — говорит Уолтер Б. Денни, профессор истории искусств Массачусетского университета и известный исследователь османского искусства. «Нет ни одной комнаты с климат-контролем, ни одного квадратного дюйма хранилища с климат-контролем. Это кошмар безопасности. Если бы я много думал об этом, я бы не спал по ночам. Я беспокоюсь о вещах, которые я люблю».

Поскольку многие из стен дворца имеют толщину десять футов, комплекс избежал структурных повреждений во время разрушительного 19 августа.99 землетрясение. Но Филиз Кагман, выдающийся ученый, директор дворца-музея Топкапы, говорит, что плитка и штукатурка были повреждены. Этот опыт убедил Кэгмана перенести большую часть великой дворцовой коллекции фарфора в новые подставки.

Персонал дворца получил второй удар через несколько недель после землетрясения. Вор или банда воров ворвались ночью в библиотеку и украли из запертого ящика отрывок из Корана XII века. «Ограбление очень напугало музей, — говорит Тулай Артан. «Есть опасение, что воры хотели бросить вызов, что хотели сказать, что могут взять все, что захотят». При краже Корана воры оставили гораздо более ценные рукописи, что привело к предположению, что преступление могло быть попыткой поставить директора в неловкое положение. Виновниками, согласно этому предположению, могут быть исламские экстремисты, которые хотят, чтобы дворец превратился в религиозную святыню.

Передвижная выставка в США не пытается создать иллюзию дворца Топкапы. Но Артан, куратор, собрал воедино связанные части, чтобы помочь посетителям понять значение дворца и Османской империи. Она хочет, чтобы они, прежде всего, почувствовали силу Мехмеда Завоевателя. На выставке представлен меч, который он брал с собой в бой, с серебряным наконечником, костяной рукоятью и слегка изогнутым 40-дюймовым стальным лезвием с золотой каллиграфией. Греческий манускрипт, описывающий завоевание Мехмедом Константинополя, также украшает выставку, наряду с его поношенным голубым кафтаном и рубашкой с талисманом, украшенным священными писаниями Корана для защиты от злых духов.

Портреты Мехмеда, в том числе портрет Джентиле Беллини, который сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне, изображают задумчивого человека с проницательными темными глазами и длинным тонким носом. Беллини появился в Стамбуле после того, как Мехмед попросил дожа Венеции прислать ему «хорошего художника». Мехмед свободно говорил на турецком, греческом, арабском, латыни, персидском и иврите и проявлял значительный интерес к христианству, что заставило некоторых европейских христиан надеяться, что он может обратиться. Папа Пий II обещал ему славу даже большую, чем у Александра, Цезаря или Константина, если он обратится и объединит свою империю под христианской верой. «Сегодня на самом деле существует полемика, — говорит Артан, — между теми, кто верит, что Мехмед рассматривал возможность обращения в христианство, и теми, кто верит, что он этого не сделал».

Самым известным султаном, вероятно, является Сулейман Великолепный, который расширил империю до пределов и вплотную приблизился к захвату Вены в 16 веке. История показывает противоположные стороны Сулеймана. Венецианский посланник описал его как «меланхолика по натуре, очень привязанного к женщинам, либерального, гордого, поспешного, но иногда очень нежного». Он писал любовные стихи под псевдонимом Мухибби и много лет оставался преданным украинской наложнице по имени Роксолана, на которой женился. В одном стихотворении он описывает Роксолану, взявшую имя Хюррем после своего обращения в ислам, как «Мое истинное наслаждение, мое веселье, мой пир, мой факел, мое солнце, мое солнце на небесах; / Мой апельсин, мой гранат, горящая свеча, которая освещает мой павильон». Часто называемый Законодателем, Сулейман кодифицировал и упростил сложный и запутанный набор юридических процедур. Его кодекс пытался искоренить дискриминационную практику в отношении христиан и смягчить драконовские наказания преступников.

Но у его правления была и темная сторона. Хотя убийство соперничающих братьев долгое время было практикой среди султанов, Сулейман казнил двух своих сыновей как потенциальную угрозу и часто приказывал убивать пленных после битвы. Он был надменным правителем, который начал султанскую традицию отказываться сказать хоть слово, когда иностранные послы вручали свои верительные грамоты.

На выставке представлены трон Сулеймана, меч и тугра. Трон из орехового дерева и черного дерева, который Сулейман использовал в военных кампаниях, сконструирован таким образом, что его можно разобрать и снова собрать. Трон, украшенный слоновой костью и перламутром, должен был быть снабжен коврами и подушками, чтобы султан мог сидеть на нем со скрещенными ногами. Меч, известный как «ятаган», представляет собой изысканный образец османского мастерства, его стальное лезвие и рукоять из слоновой кости щедро украшены золотом и драгоценными камнями. Тугра Сулеймана изображена на восьмифутовой иллюминированной работе художника XVI века Кара Меми.

Турецкие ученые, кажется, защищают гарем Топкапы, в основном из-за щекотливых и причудливых рассказов плохо информированных путешественников на протяжении веков. Конечно, трудно разрушить популярный эротический образ, когда историки рассказывают истории о султане Мураде III, проходящем между двумя рядами наложниц и бросившем на ночь носовой платок в ту, которая ему приснилась. В конце 16 века султан Селим II мог выбирать из 150 наложниц, охраняемых 18 африканскими евнухами, управлявшими гаремом.

Однако ученые считают гарем жизненно важной системой организации империи. Хотя женщины были в основном нетурецкими рабынями, либо подаренными их семьями, либо взятыми в плен, они были хорошо образованы и жили в прекрасных квартирах со многими слугами. Если они становились фаворитами султана, то обладали влиянием. Если султаном становился сын, она занимала влиятельное положение во дворце. Несмотря на свой статус рабыни, у этих женщин был некоторый выбор в том, как распорядиться своей будущей жизнью. Фаворитки, не сумевшие родить сына, могли выйти замуж за высших чиновников империи. Те, кто никогда не становился фаворитом, могли принять работу влиятельной прислуги во дворце или предложение руки и сердца от постороннего.

Ученые Топкапы не знают, какая мебель подходит к каким комнатам дворца, но множество ковров, занавесок, постельных принадлежностей, наволочек и плитки на выставке намекают на роскошную жизнь в таинственном гареме. Некоторые представленные ковры известны как ковры Лотто и Гольбейна, потому что ковры с похожими узорами появлялись на картинах Лоренцо Лотто и Ганса Гольбейна Младшего в 16 веке.

Во дворце Топкапы работало множество ремесленников, и он был центром османского искусства. В 1575 году, например, во дворце числилось 89 человек.8 ремесленников. Согласно недавнему исследованию Филиз Кагман, среди них были художники, дизайнеры, производители плитки, каллиграфы, переплетчики книг, иллюминаторы рукописей, ювелиры, граверы, мастера по изготовлению мечей, мастера по изготовлению луков и стрел, ткачи ковров и текстиля, оружейники, оружейники, меховщики, мастера по изготовлению изделий из слоновой кости, производители музыкальных инструментов и гончары.

На новой выставке представлены одни из лучших образцов их работ, большая часть которых украшена драгоценностями. Самым известным является кинжал Топкапы, его ножны усыпаны бриллиантами, а на рукояти изображены три гигантских изумруда; четвертый изумруд наверху скрывает маленькие часы. Султан Махмуд I заказал кинжал в подарок персидскому шаху в 18 веке. Однако шах был убит до того, как послы Османской империи смогли доставить подарок. Другой пример — коробка для ручек султана 16 века, инкрустированная драгоценными камнями.

Некоторых султанов раздражали строгие церемониальные правила Топкапы, и недовольство дворцом усиливалось по мере того, как правители становились все более вестернизированными и завидовали своим коллегам в Европе. В 19 веке султан Махмуд II выразил сожаление по поводу сравнения Топкапы с западными дворцами. «Никто, кроме мошенника или дурака, — сказал он, — не мог бы сопоставить этот дворец… спрятанный под высокими стенами и среди темных деревьев… с этими светлыми, смеющимися дворцами, открытыми для свободного воздуха и чистого солнечного света». небеса.»

Дворец Топкапы был заброшен в 1853 году для нового дворца Долмабахче. Султаны жили там, пока их империя и династия распались — разрушенные британским, французским и итальянским империализмом, национализмом в Греции и на Балканах, войнами с Россией, союзом с проигравшей стороной в Первой мировой войне и созданием Турецкой республики герой войны Ататюрк в 1923 году.

Долмабахче была всем, чем не могла быть Топкапы. Это было монументальное трехэтажное симметричное здание с 285 комнатами, 43 салонами и огромным залом для приемов. Но Долмабахче страдал жизненным недостатком. В нем не было ни тайны, ни очарования, ни истории чудесного Топкапы.

ЗАГОЛОВКИ В ОРИГИНАЛЬНОЙ СТАТЬЕ SMITHSONIAN

Цветочные мотивы украшают позолоченную голову лошади спереди.
Селамет Таскин / Дворец-музей Топкапы

Знаменитый кинжал Топкапы украшен драгоценными камнями.
Хадие Кангёкче / Дворцовый фонд искусств

Дворец Топкапы выходит на слияние Босфора и Мраморного моря с Азией. Его коллекции могут похвастаться такими сокровищами, как кувшин из селадона Мин 15-го века.
Ян Артюс Бертран / Корбис; Hadiye Cangökçe / Palace Arts Foundation

Украшенный драгоценностями тюрбан XVII века, символизирующий королевскую власть. Инкрустированная драгоценными камнями шкатулка для ручек XVI века, вероятно, использовалась султаном.
Hadiye Cangökçe (2) / Palace Arts Foundation

Топкапы проявляли силу через недоступность и таинственность султана и его двора. Его жилые помещения, гарем и частные сады были закрыты для посторонних.
Внешний вход в Зал Совета. Изысканный интерьер апартаментов наследного принца. Отреставрированный золотой купол тронного зала Тайной палаты, ныне Зал Священной мантии. Комната Ахмеда III XVIII века, также известная как Фруктовая комната.
Вольфганг Келер; Ара Гюлер; Али Коньяли (2) / Palace Arts Foundation

«Я скажу вам, что эти киоски — самые приятные здания, которые есть у турок», — написал порабощенный польский музыкант, работавший во дворце в 17 веке. Эти павильоны с нишами и окнами стоят в частном дворе султана.
Багдадский киоск был построен в 1635-38 годах Мурадом IV в ознаменование его победы над Багдадом.
Роберт Фрерк / Одиссея

Золотая курильница для благовоний носит имя дочери султана. Портрет Мехмеда II , основателя Топкапы, был написан для рукописи 16 века. Столовая из горного хрусталя 17 века.
Hadiye Cangökçe (3) / Palace Arts Foundation

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЧТЕНИЕ

Архитектура, церемониал и власть: Дворец Топкапы в пятнадцатом и шестнадцатом веках
Гулру Нечипоглу
Фонд истории архитектуры и MIT Press, 1991

Века Османской империи: Взлет и падение Турецкой империи
Лорд Кинросс

Морроу Перо, 1977

Великолепие османских султанов
Доктор Нурхан Атасой, Тулай Артан (переводчик)
Чудеса, 1992

Сокровища стамбульского дворца раскрывают силу и загадочность живших здесь султанов. На протяжении веков западный мир был очарован чудесами и тайнами Османской империи и султанов, правивших своими обширными владениями из дворца Топкапы в Стамбуле. Писатели, композиторы и художники прославляли или высмеивали всемогущество и богатство султанов и скрытую в гареме тайну. Творческих произведений о турках было так много, что у французов появилось слово для обозначения жанра: Turqueries. Примеров много, и они хорошо известны. В 17 веке «Мещанин во дворянстве» Мольера высмеивает буржуазного отца, который позволяет молодому человеку жениться на своей дочери только после того, как жених притворяется сыном султана. В 18 веке в опере Моцарта «Похищение из сераля» рассказывается история двух похищенных молодых женщин, освобожденных из дворца паши. В 19го века Энгр развлекает своих покровителей, рисуя причудливые сцены сладострастных женщин, томно лежащих в гареме и турецких банях…

Сокровища стамбульского дворца раскрывают могущество и загадочность живших здесь султанов. На протяжении веков западный мир был очарован чудесами и тайнами Османской империи и султанов, правивших своими обширными владениями из дворца Топкапы в Стамбуле. Писатели, композиторы и художники прославляли или высмеивали всемогущество и богатство султанов и скрытую в гареме тайну. Творческих произведений о турках было так много, что у французов появилось слово для обозначения жанра: Turqueries. Примеров много, и они хорошо известны. В 17 веке «Мещанин во дворянстве» Мольера высмеивает буржуазного отца, который позволяет молодому человеку жениться на своей дочери только после того, как жених притворяется сыном султана. В 18 веке в опере Моцарта «Похищение из сераля» рассказывается история двух похищенных молодых женщин, освобожденных из дворца паши. В 19Энгр развлекает своих покровителей, рисуя причудливые сцены сладострастных женщин, томно лежащих в гареме и турецких банях…

Написана новая версия книги Сулеймана Великолепного

  • Новости
  • Турция
Эркан Актуг — СТАМБУЛ

Группа турецких художников-миниатюристов нарисовала и написала современную и точную версию произведения искусства XVI века «Сулейманнаме», иллюстрации к биографии османского султана Сулеймана Великолепного.

класс=’ср’>

Оригинал книги восстановлен во дворце Топкапы, но не выставлен для посетителей.

Чтобы сделать произведение доступным для молодого поколения, Группа миниатюрных проектов, возглавляемая художником Озданом Озджаном, нарисовала около 54 современных версий миниатюр, существующих в оригинальной книге.

«Мы работали над «Сулейманнаме», чтобы новые поколения могли лучше понять Сулеймана», — сказал Озджан на вводном собрании новой версии «Сулейманнаме» 28 марта.

Современные копии оригинальных миниатюр выставлены в Центре культуры и искусств Чинар в стамбульском районе Ускюдар.

«Сулейман правил миром и установил новый мировой порядок около 500 лет назад», — отметил Озджан.

«С помощью простых фраз и стихов мы сделали оригинальную книгу немного более понятной для новых поколений», — добавил он.
Когда его спросили о причине проекта, Озджан ответил: «С помощью этой работы мы хотели показать огромную ответственность за большую власть Сулеймана и жертвы, которые он принес».

класс=’ср’>

По словам Озджана, самая большая проблема (в Турции) возникает при воссоединении культуры и искусства. «Мы занимаемся искусством, но в этом нет культуры. Культура и искусство должны смешиваться друг с другом, чтобы у молодежи не возник кризис идентичности», — подчеркнул он.

Книга, которая продается в Интернете, описывает жизнь Сулеймана в хронологическом порядке. Начиная со дня его коронации, книга рассказывает о повседневной жизни Сулеймана внутри и снаружи
дворца.

«Новый Сулейманнаме — это работа больших усилий. Люди даже не могут увидеть оригинал книги за витринным стеклом во дворце Топкапы. Но мы сделали его символически осязаемым», — сказала Рабиа Бабаоглу, глава Международной ассоциации культуры и искусства «Чинар», которая провела вступительную встречу.

сулейман великолепный, сулейманнаме,

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ

  1. Турецкое продуктовое приложение Getir захватило немецкого конкурента Gorillas

  2. Двое арестованы по делу о жестоком обращении с детьми

МИР

Маск говорит, что будет генеральным директором Twitter, пока не будет найдена замена

Во вторник Илон Маск заявил, что планирует оставаться генеральным директором Twitter до тех пор, пока не найдет кого-то, кто захочет заменить его на этом посту.

ЭКОНОМИКА

Всемирный банк урезал прогнозы роста Китая из-за проблем с COVID

Вчера Всемирный банк снизил свой прогноз роста Китая на год, поскольку пандемия и слабость сектора недвижимости ударили по второй по величине экономике мира.

СПОРТИВНЫЙ

Огромные толпы приветствуют сборную Аргентины после победы на чемпионате мира

Тысячи болельщиков выстроились посреди ночи, чтобы попытаться увидеть аргентинскую футбольную команду, выигравшую один из величайших финалов чемпионата мира всех времен, в преддверии дня празднования в Буэнос-Айресе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *