Как был устроен дворец в Стамбуле, и Кто и зачем перенёс гарем из отдалённого павильона в резиденцию султана
До того, как гарем османского султана оказался полностью подчинен его любимой наложнице, а потом и супруге Хюррем, здания дворца Топкапы выглядели несколько по-другому. Сам гарем размещался поодаль, в павильоне, скрытом в дальней части резиденции султана. Амбициозной рыжеволосой красавице было мало завоевать внимание падишаха – она и гарем смогла перенести в центральную часть дворца, так, чтобы он располагался в непосредственной близости от залов, где принимались важнейшие государственные решения.
Дворец Топкапы: город в городе
В 1453 году Константинополь был захвачен османами, и уже спустя шесть лет на мысе Сарайбурну, где пролив Босфор и бухта Золотой Рог соединяются с Мраморным морем, был заложен дворец султана Мехмеда II Завоевателя. К работам были привлечены лучшие мастера. Структуру дворцовых помещений можно назвать беспорядочной – многое потом достраивалось и реконструировалось без оглядки на какой-либо общий архитектурный проект, исходя только лишь из актуальных потребностей. В итоге Топкапы стал похож на «город в городе» – и по количеству жителей, и по уровню организации хозяйства.
Макет дворца Топкапы. Справа — Первый двор, левее — Второй, еще левее — Третий и Четвертый. Источник: commons.wikimedia.org
Со временем семья османского султана перестала выезжать из Стамбула. Жизнь женщин и наследников правителя протекала внутри дворца, оттуда же осуществлялось управление империей, в котором активное участие принимали те, кому, вообще говоря, полагалось провести жизнь в забвении и в полной изоляции от всего окружающего мира – наложницы султана. Известно, что самой могущественной из них за всю историю существования османской династии стала Хюррем, или Роксолана – в художественном пересказе эта история была воплощена в сериале «Великолепный век».
Именно Хюррем-султан добилась реконструкции дворца — так, чтобы гарем стал ближе к султану и к политически важным помещениям Топкапы
И пусть с исторической точки зрения далеко не все в нем безупречно, один из главных секретов притягательности «Великолепного века» для зрителей заключен в возможности «заглянуть» в святая святых султанского дома, «проникнуть» в комнаты, в которых не бывало гостей и случайных посетителей, несмотря на то, что общее количество проживающих могло составлять не одну тысячу человек. Знакомые по сериалу помещения и интерьеры – как они располагались в реальности и выглядели во времена «правления» Хюррем-султан?
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что помогло наложнице султана Сулеймана I стать его любимой женой: Секреты мудрой Хюррем-султан.
Дворы Топкапы: от общедоступных ворот к строгой приватности
Входили во дворец и выходили с его территории через Императорские ворота. Не обитательницы гарема, разумеется – большинству из них был закрыт доступ куда-либо, кроме комплекса помещений, предназначенных для женщин султана. Зато свободные жители Стамбула могли попасть внутрь дворца – правда, лишь в так называемый Первый двор – самый большой из дворов Топкапы. А вот во Второй двор, через Ворота Приветствия войти было уже сложнее – пропускали не всех. Этот двор был окружен кварталами янычар, конюшнями, а также дворцовыми кухнями – огромными по площади сооружениями, которые должны были кормить до четырех тысяч человек ежедневно, а в дни государственных праздников – до пятнадцати тысяч.
У Ворот Счастья во Втором дворе устраивались официальные торжества и церемонии
Во Втором дворе султан нередко принимал иностранных послов и других официальных посетителей, здесь же происходили другие важные церемонии и торжества. Знаменитая Палата Совета, в которой визири обсуждали дела империи, с окном для султана, у которого он мог слушать заседание, оставаясь незамеченным, находится в глубине Третьего двора, и неподалеку от него возвышается башня Правосудия, откуда женская часть семьи султана могла наблюдать за событиями во дворе. Башня располагается между Палатой Совета и комплексом зданий гарема – настолько близко к центрам принятия решений удалось переместить гарем.
Палата Совета с окном для султана
В Третий двор вели Ворота Счастья, но вели уже совсем избранных – любому случайному посетителю грозила неминуемая смерть за нарушение покоя в той части дворца, которую султаны отводили только для себя и своей семьи. Там же хранились сокровища османской династии и драгоценные мусульманские реликвии, располагались библиотеки, а еще – кварталы мальчиков-пажей. Из Третьего двора, уже без всяких ворот, можно было попасть в расположенный чуть дальше Четвертый, где были построены павильон для церемонии обрезания принцев-шехзаде и другие павильоны, располагалась башня главного наставника.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие блюда подавали к столу османских султанов и их гарема: От пресного овечьего сыра до изысканных европейских деликатесов.
Гарем падишаха
Сооружения гарема не были подчинены единому архитектурному замыслу, зато занимали довольно большую территорию. Среди обитателей гарема были наложницы-рабыни, которые либо предназначались для увеселения султана, либо становились служанками дворца; родившие правителю ребенка, тем более – мальчика-наследника, получали более высокий статус, им полагалось не общежитие, как обычным наложницам, и не комната, как тем, на кого один или несколько раз обратил внимание падишах, а целые апартаменты – с собственными слугами. Самые большие и роскошные покои занимала мать султана, валиде, обладавшая практически неограниченной властью в гареме.
Третий двор. Изображение 1584 года. Источник: pinterest.com
Неподалеку от помещений гарема находились покои и самого правителя, там же размещался Тронный зал или Зал развлечений, в котором проходили семейные торжества, где принимались особенно близкие гости, проводилась церемония никаха – свадьбы. Отдельный балкон предназначался для музыкантов – женщин из числа живущих в гареме. Общее количество обитательниц гарема составляло в правление султана Сулеймана примерно полсотни человек, при последующих правителях – значительно больше, их число достигало четырех и даже пяти сотен.
Покои валиде-султан: слева — экспозиция музея Топкапы, справа — кадр из сериала
Как и положено «городу», дворец содержал в себе несколько мечетей, в которых могли молиться обитатели Топкапы (отдельная была и на территории гарема), бани (они находились рядом с общежитиями каждой категории слуг), например, там, где жили повара, или евнухи. Удивительно, но при таком внушительном количестве жителей дворца довольно большая его часть пребывала в состоянии замкнутого уединения и наслаждалась тишиной – пусть даже порой зловещей и коварной. Общежития, мечети, хаммамы, арсеналы оружия, кладовые и прачечные, дворцовая больница и непременное подземелье для совершивших преступление – на территории резиденции султанов шла своя жизнь, одновременно похожая и не похожая на ритм большого Стамбула.
В состав гарема входило до 400 комнат. Источник: pinterest. com
В 1923 году дворец Топкапы стал музеем, в его помещениях разместились многие тысячи экспонатов из истории империи и династии. Увы, пожары, которые время от времени охватывали территорию дворца, уничтожили довольно много ценных артефактов, включая, кстати, и гардероб Хюррем – что обидно, поскольку в отсутствие написанных при жизни портретов султанши платья могли бы дать хоть какую-то информацию о ее внешности. Поговаривали, что любимая женщина Сулеймана I была не так хороша собой, как считал сам султан, не то околдованный, не то нашедший в рыжеволосой наложнице по-настоящему родственную душу. А вот
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Дворец Топкапы
Недалеко от Стамбула, на самом краю полуострова, омываемый водами Босфора и Мраморного моря, возвышает великолепный дворцовый комплекс Топкапы, окруженный высокими крепостными стенами с башнями причудливой формы. Много столетий дворец являлся официальной резиденцией султанов Османской империи. Так и в сериале «Великолепный век» султан Сулейман Великолепный проживает со всей своей семьей и подданными именно во дворце Топкапы. Необычным для сериалов фактом является то, что съемки проходят ни в оригинальном комплексе, а в специально созданном для сериала павильоне, площадью около 5 000 кв.м. Впервые для бюджетного сериала построили такую огромную съемочную площадку.
Дворец стал открыт для туристов только с 1924 года, когда сам президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк издал указ об изменении статуса дворца до дворца-музея и возможности демонстрации его красот для всех желающих. Поток туристов во дворце Топкапы не иссекает до сих пор, тысячи людей изъявляют желание воочию увидеть этот шедевр архитектуры и прикоснуться к истории великих правителей османской империи. Успех сериала «Великолепный век» также сыграл свою роль в повышении интереса к этому памятнику древности. В последнее время на улицах Турции частенько можно увидеть русских туристов, расспрашивающих местное население о том, где можно найти дворец из сериала «Великолепный век».
Строительство дворца Топкапы заняло очень большое количество времени. Несколько столетий воздвигали дворцовый комплекс, достойный султана. Начало строительству положил Мехмед II в 1462 году, и в дальнейшем, каждый из правителей добавлял или изменял какие-нибудь части дворца. Архитекторы совсем не придерживались какой-то общей идеи и не старались вписать новые постройки в общий ансамбль. Они просто проектировали недостающий по мнению правящего султана элемент комплекса и занимались только его разработкой. Но, стоит признать, что подобное разнообразие стилей даже придает всему комплексу Топкапы некое очарование. При взгляде на все эти невероятно красивые, роскошные и совершенно разнообразные здания любой человек сразу осознает всю мощь и непоколебимость власти султанов Османской империи, простершей за 6 веков свои владения на три части света, включая Азию, Европу и Африку.
Дворцовый комплекс Топкапы можно смело считать самостоятельным городом, находящимся на территории Стамбула. Общая площадь комплекса достигает более 700 000 квадратных метров, а в длину этот памятник древности занимает 5 километров! Для лучшего представления масштаба, можно сказать, что Топкапы в два раза больше Ватикана, и вдвое меньше государства Монако. Во времена правления Османцев на территории комплекса жили и работали около 50 000 человек. Естественно, при такой заселенности комплекс имел все необходимое для жизнедеятельности, включая собственные бани, мечети, торговые ряды и даже зоопарк.
Изначально дворец планировался для проведения заседаний правящей знати, чиновников и султана. Во дворце решались многие государственные и политические вопросы. В современном мире предназначение дворца можно сравнить с зданиями Парламента, Думой и Домом Советов. Отметим, что султан Мехмед II, которому принадлежала идея создания дворца Топкапы, хоть и носил прозвище Завоевателя, но был человеком очень образованным и утонченным. Он знал восемь языков, включая греческий, латынь и французский, поддерживал и продвигал образование и повсеместно основывал школы и институты. Позже, в 16 веке, во дворце поселился султан Сулейман Великолепный вместе со своим гаремом, распорядившись достроить все необходимые для этого помещения. С тех пор в Топкапах проживало 24 султана. Эта традиция оборвалась только в 19 веке, когда очередной правитель решил построить новый, более современный, дворец с необычайно живописным видом на пролив Босфор.
Изначально дворцовый комплекс разделен на 4 части, каждая из которых ограничена монументальными воротами с символичными названиями. Например, через Имперские ворота, согласно названию, мог проезжать только султан. Вся остальная прислуга и сопровождающие должны были проходить ворота пешими.
Вторые ворота носят название, обусловленное особенностями строения арки — «Приветственные ворота». Из-за того, что верхняя перекладина установлена очень низко, любой проходящий через ворота, вынужден был наклонятся, чтоб избежать удара головой. Таким образом, все входящие люди, хотели они того или нет, отвешивали приветственный поклон. В третий двор можно было пройти только через Блаженные ворота. Их название связано с близостью к дворцу султана, а в те времена считалось, что великий правитель дарует всем своим подданным неземную благодать.
В первом дворе располагались служебные постройки и казармы. В начале 19 века султанские войска — янычары, составляли элитное сословие, которое имело огромную власть. К их мнению прислушивались даже государственные чиновники. Янычары слыли гордостью Османской империи и вселяли страх в своих врагов. Но султан Махмуд II, сильно обеспокоенный тем, что его могут свергнуть, приказал своей новой французской армии насильственно расформировать корпус янычар. За время правления Махмуд II ввел еще немало реформ, пытаясь приблизить страну к европейскому образу жизни. Реформирование затронуло и дворцовый комплекс Топкапы — в нем появились строения, напоминающие по стилю французский ампир.
Всем известно, что во времена правления султанов, доступ в гарем, за исключением правителя, разрешался только евнухам. Но теперь, когда дворец пустует и открыт для просмотра всем желающим туристам, вы сможете увидеть как были обустроены жилища наложниц. Гарем находился в отдельном здании, которое ограждала высокая стена, скрывающая прекрасных женщин султана от людских взоров.
Во дворе гарема имелся бассейн и некое подобие больницы. Для того, чтобы обеспечить женщинам нормальные условия проживания, были построены две мечети, восемь турецких бань и четыре очень больших кухни. В настоящее время в дворце-музее один из выставочных залов посвящен хранению коллекции невероятно роскошных дорогих тканей, одежд и украшений. В комнатах гарема было много журчащих фонтанчиков. Ходили слухи, что наложницы специально обучались говорить так тихо и сладострастно, чтобы голос не перебивал звуков журчания этих фонтанчиков. Таким образом они могли усладить не только взор, но и слух султана.
В те времена входить в гарем посторонним людям строго запрещалось, а ослушание каралось смертной казнью. Такие строгие правила были введены не только из-за наложниц. В гареме часто проводили время и дети правителя, включая наследника трона, а также самая уважаемая женщина в империи — валиде-султан, т.е. мать правящего султана. В сорока комнатах, отведенных специально для нее, женщина дни напролет слушала чтецов Корана и каждое утро принимала своего сына с докладом обо всех государственных делах, не взирая на их значимость.
Площадь гарема составляет 12 000 кв.метров, 400 комнат вмещали в себя до 500 человек, основная масса которых была наложницами, и лишь небольшая часть — слугами. Султан мог выбрать себе в жены абсолютно любую из этих сотен наложниц, поэтому каждую женщину обучали танцам и пению, чтению, письму и игре на музыкальных инструментах. В гарем попадали не только турецкие девушки, были и захваченные в плен иностранки, которым приходилось принимать ислам и изменять свое имя. Наибольшей удачей для наложницы считалось рождение сына от султана, который являлся бы наследником титула. Если это случалось, то женщина становилась женой султана или же его фавориткой, что обеспечивало ей безбедное существование и беззаботную жизнь до самой старости.
Но не все так безоблачно, как кажется. Достаточно часто между женой султана и валиде-султан (матерью правителя) возникали ссоры и серьезные конфликты из-за борьбы за власть. По законам Османской империи султан мог иметь до четырех жен, но на самом деле лишь немногие придерживались этого правила. Нередки случаи когда жены также не ладили друг с другом, сражаясь за внимание султана и пытаясь сделать наследником своих сыновей. Но в самом гареме девушки жили достаточно мирно, так как были опорой и поддержкой друг другу. Лишь те женщины, который смогли родить от султана детей получали отдельные комнаты и привилегии, остальные же были обречены на жизнь прислужниц, угождающих потребностям султана, его жен и фавориток. Если же вдруг кто-то из приближенных или государственных чиновников высказывал желание взять какую-то женщину гарема в жены, то султан спокойно отпускал ее, автоматически освобождая от заточения в гареме.
Сплетницы, если кто видел в живую это красивейшее историческое наследие Турции, поделитесь впечатлениями.
Дворец Топкапы, Стамбул, Турция
Стамбул
Дворец Топкапы
Резюме Дворец Топкапы , расположенный в самом сердце Стамбула, был официальной и главной резиденцией султанов Османской империи с 1465 по 1856 год. как 4000 человек для обслуживания нужд султана и правительства империи. |
Дворец Топкапы, расположенный в самом сердце Стамбула, был официальной и основной резиденцией султанов Османской империи с 1465 по 1856 год. Строительство дворца началось в 1459 году султаном Мехмедом II, который победил и захватил византийцев. город Константинополь в 1453 году и переименован в город Стамбул. Первоначально дворец был известен как Новый дворец, чтобы отличить его от предыдущей резиденции, которую он заменил в качестве главной резиденции. Название Топкап (Пушечные ворота) они получили в XIX в.го века, после Топкапских ворот и берегового павильона, хотя их больше нет.
К концу 17 века дворец утратил свое значение, когда султаны стали проводить больше времени на Босфоре, а в 1856 году султан Меджид I перенес двор в недавно построенный дворец в европейском стиле в городе. Функции императорской казны, библиотеки, мечети и монетного двора должны были оставаться во дворце Топкапы. 1921 год ознаменовался распадом Османской империи, а после упразднения Халифата в 1924 года дворец Топкап был преобразован в музей, посвященный имперской эпохе. Он содержит коллекцию фарфора, одежды, оружия, украшений, доспехов и исламских каллиграфических рукописей и фресок.
В отличие от многих дворцов, Топкапы развивался в течение четырех столетий, а последующие султаны вносили изменения и дополнения. Значительное развитие произошло во время правления султана Сулеймана (Великолепного) между 1520 и 1560 годами. Сулейман наблюдал за быстрым расширением Османской империи и хотел, чтобы это нашло отражение в его дворце.
В 1574 году части дворца были уничтожены пожаром, поэтому султан Селим II инициировал масштабную программу реконструкции, которая включала восстановление кухонь и расширение гарема, бань, Тайной палаты и ряда павильонов вдоль береговой линии. . Нынешний вид и дизайн датируются концом 16 века.
Дворцовый комплекс состоит из четырех основных дворов, в которых расположены общежития, библиотеки, школы, мечети, больница, пекарни, монетный двор и множество небольших зданий; хотя в настоящее время для публики открыто лишь ограниченное их количество. Он состоит из множества, в основном, одноэтажных зданий, ограждающих дворы, с дверями и окнами, выходящими во двор. Эти дворы соединены между собой галереями и переходами. Вокруг Дворца разбиты сады с деревьями и фонтанами, что делает его приятным местом для жизни. На своей высоте дворец был домом для 4000 человек и содержал все необходимое, чтобы не было необходимости выходить из комплекса. Дворец даже имел собственное водоснабжение через ряд подземных цистерн.
Главный вход в Первый двор осуществляется через Императорские ворота, которые первоначально датируются 1478 годом, хотя в 19 веке они были покрыты мрамором.го века и украшен позолоченной османской каллиграфией со стихами из Корана и туграми (печатью или монограммой султанов) султана Мехмеда II и Абдл Азиза I, которые отремонтировали ворота. По обеим сторонам находятся помещения для караула и апартаменты, располагавшиеся над воротами до второй половины 19 века.
В Первом дворе было несколько построек, которых сегодня уже нет. Сохранившиеся постройки — это бывший Императорский монетный двор, построенный в 1727 году, византийская церковь Святой Ирины, использовавшаяся в качестве склада и императорского арсенала, а также несколько фонтанов.
Этот двор был известен как Парадный двор и вел к Воротам Приветствия.Ворота Приветствия с двумя большими восьмиугольными остроконечными башнями ведут во Второй двор. Богато украшенные в верхней части религиозными надписями и вензелями султанов ворота датируются как минимум 40-ми годами 15-го века. Вход через ворота был только для официальных лиц и иностранных сановников. Через ворота проходит Второй двор или Диванная площадь, окруженная бывшей дворцовой больницей, пекарней, конюшнями, императорским гаремом и Диваном (государственным советом) и кухнями. Второй двор был местом, где султан вершил правосудие и проводил аудиенции.
Здание Имперского Совета — зал, в котором собирались государственные министры и ведущие государственные деятели.
Находится в северо-западном углу двора рядом с Воротами Счастья, которые обеспечивают вход в Третий двор и сплошную мраморную колоннаду. Зал совета имеет несколько входов изнутри дворца и со двора. Крыльцо состоит из нескольких мраморных колонн и украшено богато украшенным зеленым и белым деревянным потолком, украшенным золотом. Пол покрыт мрамором.
Дворцовые кухни с высокими трубами состоят из 10 купольных зданий и являются характерной чертой дворца. На кухне работало более 800 человек, которые готовили до 6000 блюд в день. Сегодня в зданиях выставлен выбор кухонной утвари, серебряных подарков, а также большие коллекции китайского фарфора.
Третий двор, также называемый Внутренним дворцом, представляет собой частные и жилые помещения дворца. Ворота имеют купол, поддерживаемый мраморными колоннами, и были построены в 15 веке, а более поздние работы проводились в 18 веке. Потолок расписан и украшен сусальным золотом, а в центре свисает золотой шар. По обеим сторонам этого прохода с колоннадами располагались султанский гарем и кварталы евнухов, а также комнаты дворцовой школы.
В Третьем дворе были пышные сады, окруженные Залом Тайной палаты, сокровищницей (в которой сегодня находится оружейная коллекция) и несколькими павильонами.
Четвертый двор является самым сокровенным личным святилищем султана и его семьи и состоит из ряда павильонов, киосков (небольшой садовый павильон, открытый по бокам), садов и террас.
В нем много интересных и красивых зданий, в том числе несколько фонтанов
Также здесь находится позолоченный павильон Ифтар с ребристым сводом-колыбелью с позолоченной крышей.
В нем также есть несколько фонтанов и летний павильон, построенный в 1640 году. Он стал использоваться для церемоний обрезания наследной принцессы и стал известен как Комната обрезания. Стены покрыты редкими образцами синих и белых панелей османской плитки.
Дворец Топкап является одним из памятников, составляющих исторические районы Стамбула, в которые входят мечеть Султана Ахмеда (Голубая мечеть) и собор Святой Софии, ставшие объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.
Чтобы увидеть больше фотографий и совершить виртуальную экскурсию по сайту, нажмите на фото ниже.
Посетите официальный сайт
Панорама доступна на airpano.com
Дворец Топкапы и гарем, резиденция османских султанов – Крылатая кость
Главный вход во дворец ТопкапыЕсли есть что-то, что вы не должны пропустить во время своего визита в Стамбул, так это дворцовый комплекс Топкапы. Это была резиденция похотливых султанов, придворных, наложниц и евнухов — все они жили и работали в комплексе между 15 и 19 веками.
Мехмет Завоеватель начал строить комплекс в 1453 году после завоевания им Стамбула (тогда еще Константинополя). Он продолжал оставаться домом султанов, пока они не решили попробовать дворцы в европейском стиле, построенные на берегу Босфора в 19 веке — я тоже побывал в одном из них — для следующего поста! Но именно это делает Топкапы таким особенным — настоящую османскую архитектуру вы не найдете больше нигде в Европе. Дворец с совершенно другой структурой, чем то, что вы получаете при посещении европейских королевских домов.
Но прежде чем войти в комплекс, вы остановитесь, чтобы полюбоваться красивым фонтаном у его ворот. В стиле рококо он был заказан султаном Ахметом III, в 1728 году – султаном, известным своей одержимостью тюльпанами.
Этот фонтан находился по дороге в мой отель, поэтому каждый день, когда я останавливался в Стамбуле, это была первая достопримечательность, которую я видел утром, а затем, возвращаясь вечером, последняя. Днём и ночью всегда красиво и девственно чисто.
При посещении комплекса Топкапы обязательно включите посещение гарема – другой билет и цена. Вероятно, это была моя любимая часть, и когда я действительно начал узнавать, что такое Гарем на самом деле. Перед этой поездкой я прочитал книгу, которая помогла мне немного понять историю этого места. Книга написана турецким автором Элиф Шафак и называется « Ученик архитектора ». Это происходит во времена султана Сулеймана Великолепного, и хотя главный герой является вымышленным персонажем, который одновременно является смотрителем слонов во дворце, а также учеником архитектора Мимара Синара, он пролил свет на то, как будет работать султанат.
Вид на Босфор из комплексаКнига начинается с крика, доносящегося из дворца. Несколько мертвых тел, мальчики разного возраста, но все же мальчики. Это были сыновья султана, убитые собственным братом, чтобы устранить любую угрозу его престолонаследию. Именно так обстояли дела в Османской империи – братоубийство было обычной практикой, пока султан Ахмед I не положил этому конец, не убив своих братьев и не введя преемственность по старшинству в Османской династии в 1603 году. Безжалостность кажется подходящим словом для описания этой практики. Тем не менее трудно поверить, когда вы идете по красивым дворам, что эти стены были свидетелями таких жестоких действий. Тем не менее, когда султан Ахмед I покончил с братоубийством, хорошо знать, что его братья не были свободны — они должны были оставаться во дворце, особенно в Кафе, зарезервированной зоне гарема. Это гарантировало бы их контроль и не вызвало бы восстания против султана.
Но прежде чем отправиться в гарем, я исследовал разные дворы дворца. Топкапы представляет собой ряд павильонов, кухонь, казарм, залов для аудиенций, киосков и спальных помещений, построенных вокруг центрального ограждения, что сильно отличается от европейских дворцов. В основном я восхищался архитектурой и декоративными элементами, которые так редко встречаются в Западной Европе. Желание понимать по-арабски, чтобы иметь возможность читать его, но при этом зная, что в каждом уголке дворца присутствовала религия — даже если так часто султанаты считаются грешными, жестокими и, ну… как я уже упоминал, довольно безжалостными. Но это религия и власть. Везде в мире.
Я ошибся в концепции гарема, как, вероятно, и многие из нас на западе. Я только представил себе группу красивых женщин, живущих вместе с единственной целью удовлетворить сексуальное желание султана. В основном я представлял себе гарем как своего рода публичный дом, предназначенный исключительно для султана. На самом деле слово «гарем» относится не только к наложницам, но и ко всей семье султана, включая его самого. На самом деле гарем происходит от арабского слова harīm , что означает «священное неприкосновенное место». Оно относится к частному, внутреннему пространству мусульманской семьи. В гареме жили мать и жена султана, его наложницы, его незамужние дочери, служанки и дети мужского пола. Его охраняли евнухи, единственные мужчины, кроме султана и его сыновей, допущенные внутрь — поскольку часть или все их гениталии были бы удалены, маловероятно, что у них возникнут интимные или романтические отношения с женщинами внутри.
Нужно помнить, что в большинстве мусульманских стран женщин следует держать подальше от посторонних глаз — мужчина, не способный контролировать своих женщин, считается слабым, его гордость уязвлена. Обеспечение того, чтобы их женщины не желали и не смотрели на них другие мужчины, вероятно, является одной из причин, по которой гарем был создан в первую очередь.
Внутри Гарема вы найдете роскошные, богатые и более чем комфортабельные комнаты. Но я не могла перестать чувствовать тошноту из-за всего этого, как феминистка, которой я являюсь. Конечно, если вы решили стать наложницей, ничего против этого нет. Это может быть прекрасной возможностью получить власть, если вы хорошо играете в игру — на самом деле, Хюррем Султан, жена султана Сулеймана, была наложницей, которую захватили из Руси (ныне Украина) и продали в рабство. Она вошла наложницей в гарем и поднялась по служебной лестнице, став фавориткой султана. В итоге она стала одной из самых могущественных и влиятельных женщин в истории Османской империи. Тем не менее, она была схвачена и продана как рабыня. Как и большинство наложниц. А также евнухи. Но ей удалось ловко пробиться к вершине, даже после того, что, должно быть, было очень травмирующим опытом.
В то время как рабыни, когда-то доставленные в гарем, девочек обучали турецкой культуре и языку, а также искусству макияжа, одежды, манер, музыке, чтению, письму, вышивке и танцам — все образование, необходимое для участия в соревнованиях. что стало своего рода карьерой — поскольку они начинали как фрейлины наложниц и детей султана, а затем, если они были особенно талантливы и привлекательны, они ложились в постель султана и вынашивали его детей. В большинстве случаев все женщины в гареме были очень хорошо образованы и начитаны — вот почему некоторые из них играли такую влиятельную роль в истории Османской империи, поскольку часто они могли стать советниками самого султана — так было и с Хюррем Султан.
Однако давайте помнить. Эти женщины все еще были рабынями. Их схватили и увезли из их стран и их семей. Пусть даже в золотой клетке, даже если дадут еду, образование и теплую постель — им не разрешалось выходить — это действительно была золотая клетка, но все же клетка. Я считаю, что повышение до уровня наложницы султана и обеспечение того, чтобы они ему нравились, в конечном итоге стало стратегией выживания.
Лично мне хотелось бы, чтобы было больше записей о том, какой на самом деле была жизнь в гареме. Конечно, это не должно было быть легко — потенциально никому нельзя доверять, бороться за власть и постоянно бояться, что твоих сыновей убьют в борьбе за престолонаследие. А что же случилось с теми наложницами, которые недолго пребывали в благосклонности султана? О его матери? Они только что умерли в гареме? Могли ли они в любой момент просто уйти?
Наверное, нет. В гареме должна была храниться власть. Но в ограниченных возможностях в этих стенах. Сила, которую можно было легко потерять в зависимости от настроения султана. И пока я посещал гарем, у меня постоянно возникало ощущение, что я действительно нахожусь в тюрьме. Не так много окон и слишком много стен. У меня была клаустрофобия. Я пытался представить, каково было бы в золотую эру гаремов империи — сообщается, что у некоторых султанов могло быть до 300 наложниц! Так что представьте себе это, плюс фрейлины, евнухи и дети. Казалось, многолюдно и занято!
И хотя с братоубийством в конце концов покончено, давайте вспомним, смерть заменили тюрьмой. Снова в золотой клетке, но все же, опять в клетке. Одна из самых страшных историй — результат безумия, вызванного таким ограждением. Султан Ибрагим был психически неуравновешенным — его избежали убийства, так как в детстве у него уже были очень серьезные психические проблемы, поэтому он не рассматривался как угроза — поэтому его держали в заключении в кафе , прославленной тюрьме принцев. Кому-то уже со своей долей проблем со здоровьем заключение в тюрьму не помогло. Со временем ему стало хуже, и, когда умер его брат, он был рядом с преемником. Полагаю, никто не предполагал, что это произойдет — султану было всего 27 лет, когда он скончался от цирроза печени в 1640 г.
Ибрагиму никогда не следовало давать эту силу. Он постоянно болел, и некоторые сегодня говорят, что первопричиной его постоянных недомоганий было именно то, как его воспитывали в детстве. Тем не менее его постоянные страдания не мешали ему быть особенно жестоким — кажется, это могло сделать его хуже любого другого султана. Несмотря на свои болезни, у него была ненасытная страсть к женщинам. Он держал в своем гареме большое количество наложниц. Но в основном он был хищником, насильником. Даже когда великий муфтий (глава государства) отказал ему в браке со своей дочерью, Ибрагим приказал привести ее в гарем, насиловал ее в течение нескольких дней, а затем вернул отцу. Прочитав эту историю, мне стало плохо. Но не так сильно, как то, что будет дальше — у него, похоже, был особый вкус к крупным женщинам. Его желание исполнилось, когда к нему была найдена и доставлена Сивекар Султан, армянка весом 150 кг. Она поднялась на вершину гарема, став его фавориткой — и сама, вероятно, позволила своей силе подняться ей в голову. В какой-то момент она сообщила султану, что одна из его наложниц была скомпрометирована посторонним — параноиком, он начал линию допросов, которая ни к чему не привела. Разъяренный Ибрагим приказал убить и сбросить весь свой гарем в Босфор. 280 женщин утонули в результате бездоказательного обвинения в измене.