Дворец топкапы в стамбуле покои хюррем фото: Покои Хюррем — 37 фото

Содержание

покои Хюррем Султан, фото гарема Султана Сулеймана и всех комнат с описанием, видео экскурсия по султанской резиденции на русском и план Топ Капы

Величественный, монументальный и роскошный султанский дворец «Топкапы» (Топ Капы) в Турции, словно магнит притягивает туристов со всего света.

Зайдя туда, вы окунетесь в мир, где когда-то жили и правили двадцать пять турецких султанов. На путешествие по дворцу лучше выделить целый день. Посмотреть «наскоком» все не получится.

Поэтому прежде чем отправиться в увлекательное путешествие по дворцу, советуем прочитать нашу статью дабы ничего не упустить из виду.

Содержание

  • История дворца Топкапы в Стамбуле
  • Описание: от главных ворот до Гарема
  • Дворец Топкапы: фото всех комнат дворца
  • Контакты
  • Важно знать
  • Видео экскурсия

История дворца Топкапы в Стамбуле

Четыре десятилетия сердцем Османской империи был «Топ капы», Турция, дворец (фото гарема в нашей статье чуть ниже) приказал построить султан Мехмед. Это случилось в 70-х годах 15 века, но после этого султанский дворец Топкапы постоянно «рос» и менялся. Изначально были построены несколько мечетей, монетный двор, больницы и пекарня.

В первые пятьдесят лет «Топ Капы» был лишь рабочей резиденцией. Султанские жены жили в гареме вне дворца Топкапы. Гарем на территории был построен лишь при султане Сулеймане I. Одна из его наложниц, Роксолана, желая находиться ближе к мужу, «подтолкнула» султана к масштабной перестройке дворца.

Почти до конца 19 века турецкие султаны жили во дворце. И только Абдул-Меджид I, в 1854 году решился на переезд в новый дворец Долмабахче. С приходом к власти первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, в 1923 году Топкапы стал музеем, который каждый день теперь посещают сотни туристов.

Описание: от главных ворот до Гарема

С турецкого языка название Топкапы переводится как «пушечные ворота». Это имя резиденции султанов было дано не случайно. Первое, на что падает взгляд всех посетителей, это величественные ворота, открывающие доступ к сердцу замка. Когда султан въезжал во дворец или выезжал из него, раздавался пушечный выстрел. Есть еще в Турции ворота Адриана, которые достойны вашего внимания.

Словно маленький город в Турции, дворец Топкапы в Стамбуле, фото, которого поражают своим богатством и красотой, был оснащен всем необходимым для жизни. Он настолько огромен (его площадь больше 170 гектаров), что здесь было все от мечетей и рабочих кабинетов султанов, до больниц и казарм янычар.

Турция — огромная страна, не хотите заблудиться? Тогда узнайте как доехать до Терра Сити в Анталии.

Население Стамбула увеличивается с каждым днем в несколько раз, так что скоро страна может стать лидером по численности. Жми сюда //tur-gid.net/turciya/goroda-turk/stambul/info-s/obzor-naselenie.html, и узнай с чего же все началось.

Возможно вас так же заинтересует такая достопримечательность, как дворец Султана Сулеймана в Стамбуле, более подробно о котором вы можете узнать здесь.

Территория поделена на четыре двора. Попасть в каждый из них можно так же через монументальные ворота. Пройдя через главные ворота, вы увидите огромный фонтан, который был построен по приказу падишаха Ахмеда III, в 1728 году.

Дальше, через «Блистательные врата» вы попадете в первый двор. Здесь можно увидеть управление жандарм, различные жилые помещения, а так же развалины хлебопекарни. Обязательно стоит посетить «Археологический музей» Стамбула и здание монетного двора. На территории первого двора находится церковь Святой Ирины.

Чтобы попасть во второй двор, вам нужно будет пройти через еще одни ворота, именуемые «Баб- и Селям». Здесь есть и великолепный сад с кипарисами и башня, которая некогда служила тюрьмой для осужденных высокопоставленных особ.

Особый интерес для туристов представляют «Дворцовые кухни». Здесь готовилась пища для султанов, и работала почти четверть всего дворцового персонала. Сегодня в залах кухонь можно увидеть редчайшую коллекцию фарфора. Самые старые экспонаты датируются седьмым веком, это посуда династии Танг. Самые ценные — изделия из белого фарфора.

В дворце Топкапы в Стамбуле представлена одна из крупнейших в мире коллекций оружия. Тем, кому будет интересно, советуем взглянуть и на коллекции исламских фресок и рукописей.

Экспозиция драгоценностей и ювелирных украшений действительно уникальна. Золотые подсвечники, кальяны, роскошные шкатулки из слоновой кости, а так же знаменитый «Алмаз Кашикчи» – вот лишь маленькая часть из того, что вы сможете увидеть в комплексе внутренней казны.

Не лишним будет взглянуть и на коллекцию султанских кафтанов. Одежда и шелковые молитвенные ковры — действительно настоящие произведения искусства.

Отдельного внимания заслуживает Гарем. Высокая стена, которой он окружен, раньше скрывала наложниц от взглядов посторонних. Здесь было все для комфортной жизни султанских жен: две мечети, турецкие бани, кухни и даже бассейн. Посетители смогут увидеть коллекции роскошных украшений и одежд, и прогуляться возле фонтанов. Стамбул поражает великолепными многочисленными музеями, мечетями, дворцами, парками. Хочется посмотреть все достопримечательности, в этом вам поможет статья.

Дворец Топкапы: фото всех комнат дворца

Мы собрали наиболее интересные и значимые места во дворце Топкапы, фото всех комнат Стамбульского дворца вы найдете в нашей подборке.








Контакты

Топкапы — дворец султанов, находится в историческом центре Стамбула, на берегу Мраморного моря. Для того чтобы увидеть дворец Топкапы в Стамбуле и гарем вам нужно на скоростном трамвае доехать до остановки Sultanahmet. По другой ветке можно добраться до остановки Gulhane это конечная трамвая T1.

Так же до остановки Султан Ахмет идет городские автобусы 4T и 61B. Затем нужно направиться в сторону Айя Софии, которая находится напротив главной достопримечательности города, мечети Султан Ахмет. За Айя Софией и располагается дворец Топкапы (Стамбул). Чтобы вам лучше ориентироваться на местности, изучите карту города, которая находиться здесь.

Адрес дворца Топкапы: Gulhane Park (парк Гюльхане) рядом с Sultanahmet Meydanı, Sultanahmet Eminönü/İst (Площадь Султан Ахмет), Hoca Paşa Mh. , Nöbethane Caddesi 10. Телефон, по которому можно задать интересующие вопросы по работе музея: +90 (212) 512-04-80.

Чтобы попасть сюда, вам необходимо будет приобрести входной билет, который стоит 30 лир – это чуть меньше 15 долларов. За посещение гарема придется заплатить отдельно 15 турецких лир, что равняется примерно 7 долларам. Предлагаем вам посмотреть расположение дворца на карте. Подробнее о национальной валюте узнаете, перейдя по ссылке.

Музей работает шесть дней в неделю с 9 утра до 19 вечера. Вторник – выходной день в Топ Капе (Турция). Во дворце экскурсию вам проведут профессиональные гиды историки. Есть возможность взять в прокат при входе в музей аудио гид. Более подробную информацию и план дворца Топкапы можно найти на официальном сайте — topkapisarayi.gov.tr.

Важно знать

Посетителей дворца-музея Топкапы просят соблюдать определенные требования:

  1. Самое главное – не фотографировать коллекции, которые представлены в выставочных залах. За соблюдением этого правила следят охранники, которые обязательно потребуют нарушителей удалить с фотоаппарата или камеры все сделанные снимки.
  2. Так же на территорию дворца нельзя входить с детскими колясками.
  3. Если вы планируете посетить мечети, то необходимо соблюсти дресс код. Вряд ли вас пропустят в коротких шортах или мини-юбке, а так же с открытыми плечами. При посещении мечетей или залов с мощами от вас потребуют покрыть голову платком.

Советуем заранее ознакомиться с правилами поведения в этой мусульманской стране (это здесь) и правилами въезда для россиян.

Сегодня дворец Топ Капы считается одним из самых важных мировых исторических памятников. Здесь представлено более 65 тысяч музейных экспонатов, а сам дворец находится под охраной ЮНЕСКО.

Видео экскурсия

Здесь вы найдете все, что вы хотели знать о дворце Топкапы, видео экскурсия на русском языке даст полное описание и расширит кругозор.

Турецкий гарем Султана Сулеймана Топкапы, покои Хюррем Султан

Дворцовый комплекс Топкапы — официальная резиденция султанов османской империи, о которой мы уже рассказывали, но есть во дворце еще одна часть, «Харем-и Хумаюн» (Harem-i Hümâyûn) — женская половина дворца. Слово «гарем» происходит от арабского «гарим», что означает защищённый, неприкосновенный и запретный. Гарем Топкапы имеет огромную архитектурную и историческую ценность, и в нем можно отыскать стили зодчества периода XVI — конца XIX веков. Он отчасти олицетворяет эпоху правления Султана Сулеймана I «Великолепного» (Кануни), потому что был возведен с подачи его жены, Роксоланы Хуррем Султан, и это была крупнейшая перестройка дворцового ансамбля Топкапы с момента его основания султаном Мехмедом. Чтобы попасть в турецкий гарем Топкапы, требуется приобрести отдельный билет стоимостью 150 турецких лир или €9. Вход в Гарем почему-то напоминает вход в лифт. 🙂

В Гареме проживали не только многочисленные жены султана (кадын эфендилер), но и его мать (валиде-султан), сестры, дочери и наследники (шехзаде), фаворитки (гюзде) и наложницы (джарийе). Всего здесь одновременно находилось от 700 до 1200 женщин.

К сожалению, для посещения открыт только первый этаж, а верхние этажи и лестницы недоступны для туристов и до сих пор находятся на реконструкции.

Интересное по теме:  Дворец Топкапы (Topkapı) — резиденция султанов

Надеемся, что когда-нибудь их тоже откроют, потому что очень интересно было бы ознакомиться с условиями жизни «обычных» наложниц, ведь на первом этаже открыты только покои и залы привилегированных женщин.

Почти над всеми дверьми в гареме располагаются надписи золотыми буквами, но что они означают мы, к сожалению, не знаем — возможно, это цитаты из Корана.

На стенах тоже много надписей.

Коридор евнухов. Здесь находились комнаты так называемых «чёрных евнухов» — караагалар. На эту должность брали только мужчин с темным цветом кожи (негров) и в штате султана их насчитывалось около 400 человек.

Именно в этот двор приезжали кареты за девушками, которые ехали на прогулку или по своим делам. Дальше этого коридора мужчины категорически не допускались.

Все стены внутри оформлены красочными мозаиками из изникской плитки, а потолки шикарно расписаны и их яркость и красоту сложно передать на фотографиях. В Изнике производили мозаичную плитку для многих известных строений Турции, в том числе и для оформления знаменитой Голубой Мечети в Стамбуле.

Красота необыкновенная — ни одна комната не похожа на другую.

Турецкий гарем Топкапы имеет площадь около 6700м2 и состоял из 300 комнат, 46 туалетов, 8 бань (хаммам), 2 мечетей, 6 кладовок для съестных припасов, прачечной, бассейна и больницы. По одним данным тут так же располагалось 4 кухни, но по другим — их не было, а еда доставлялась из Султанского дворца.

Честно говоря,  весьма сложно представить, как все это размещается на такой небольшой площади, но для осмотра открыт только первый этаж — похоже все самое интересное пока скрыто от глаз любознательных туристов.

А это «Двор рабынь» — самый маленький прогулочный дворик гарема с совсем небольшим кусочком неба над головой. Был воссоздан до мельчайших подробностей и даже «снимался» в сериале «Великолепный век». Он же и на заглавной фотографии.

Почти во всех комнатах есть камины, и нам показалось, что они практически одинаковые.

Это то ли это умывальник, то ли один из 46 туалетов — в общем, явно какая-то сантехника. 🙂

В одной из комнат обнаружился «прибор» для мытья ног.

А вот и сами девушки! 🙂

Главной фигурой гарема была мать султана — валиде-султан, и в ее распоряжении находилось более 40 комнат, персональный прогулочный двор и множество служанок.

Незамужние сестры султана во внутренней иерархии авторитетов имели уровень чуть ниже, а за ними уже шли жены. Ниже прогулочный двор валиде-султан.

Для туристов в гареме дворца Топкапы так же открыты покои знаменитой Роксоланы Хюррем Султан (Hürrem Haseki Sultan) — украинской наложницы, ставшей впоследствии женой султана Сулеймана Великолепного, получившей статус султанши, имевшей на него очень большое влияние и родившей ему наследника — султана Селима II.

Ее настоящее имя неизвестно, но по версиям историков разных стран ей приписывают имена Александра, Анастасия или Роксолана.

На окнах позолоченные решетки — «золотая клетка». 🙂

Если одной из рабынь удавалось забеременеть от султана, то она переходила в статус фавориток (или «счастливых» — икбал), получала право совершать прогулки во «Дворе Избранных» и другие привилегии, например, отдельную комнату-спальню, улучшенный рацион питания и рабынь-прислуг.

В этом дворе и места для прогулок больше, и красивый вид на Галату.

Несмотря на всю роскошь и красоту, совсем не хотелось бы здесь оказаться в качестве постояльца, ведь жизнь в турецком гареме подчинялась строгим внутренним законам, распорядкам и правилам.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

После утренней молитвы всем необходимо было отправляться в хамам, а затем, после завтрака, начинались нескончаемые уроки по этикету, шитью, религии, музыке и так далее.

Именно в гареме Топкапы наиболее сильно ощущается история Стамбула и Османской империи, хотя конечно, это наше личное мнение. Гарем заинтересовал нас даже больше, чем сам дворец — очень рекомендуем зайти и в него, если будете посещать Топкапы.

Экскурсии по дворцу Топкапы и Гарему на русском языке

  • Индивидуальная обзорная экскурсия по Стамбулу с посещением дворца Топкапы и Гарема — €150 за экскурсию + билеты
  • Экскурсия по следам Великолепного века — €174 за экскурсию, данная экскурсия не включает поход в гарем, но экскурсовод много расскажет о жизни в гареме, поэтому, когда вы самостоятельно отправитесь в Топкапы, будете подготовлены
  • Групповая экскурсия по Стамбулу с посещением гарема Топкапы — €40 с человека
  • Индивидуальная экскурсия с лицензированным гидом в Топкапы — €125 за экскурсию + билеты
  • Индивидуальная экскурсия по следам Хурем Султан с посещением гарема во дворце Топкапы — €180 + билеты

Все отели Стамбула на карте

 

Турецкий гарем Султана Сулеймана во дворце Топкапы и покои Хюррем Султан 2014-04-29T16:00:00+03:00 2023-01-06T20:47:57+03:00 Natalya ‘Poznamka’

Султанский дворец Топкапы в Стамбуле: фотографии и описание

Великолепный и монументальный дворец Топкапы был главной резиденцией многих турецких султанов. Этот дворец видел любовь и страсть Сулеймана Великолепного и его хасеки Роксоланы. Другими словами, стены дома хранят долгую и великую историю Великой Империи.

Дворец Топкапы: по страницам истории

За 6 веков своего существования дворец Топкапы стал свидетелем многих исторических событий Турции. Многие великие люди ходили по его залам; во дворце решались различные вопросы мирового значения, поскольку многие страны мира благоговели перед силой и могуществом Османской империи. Однако можно выделить некоторые ключевые моменты в истории Дворца, такие как:

  • 1475-1478 – здание дворца Топкапы по приказу султана Мехмеда II.
  • Середина 16 века – Сулейман I построил во дворце гарем по просьбе своей жены Хюррем Султан.
  • 1854 – Дворец Долмабахче получил статуи султанского дворца.
  • 1923 – Дворец Топкапы превращен в музей.
  • Это старейшая достопримечательность Стамбула, рассказывающая о жизни 25 турецких султанов.

Особенности дворцовой архитектуры

Архитектурный облик дворца поражает своей мощью и монументальностью. Дворец Топкапы занимает площадь 700 тысяч квадратных метров. Он окружен стеной, длина которой составляет 1400 метров.

Дворец построен по принципу четырех дворов, обнесенных стеной, но отделенных друг от друга. В первом дворе можно увидеть служебные и боковые покои дворца. Во втором дворе находятся диванная канцелярия и казначейство. В третьем можно увидеть гарем и внутренние покои; когда-то здесь была Эндерунская школа — древний центр подготовки управленческих кадров. В четвертом дворе находятся Ереванский киоск, Террасный киоск, Большой павильон, Диванная мечеть, Башня Главного наставника, Комната обрезания и султанская уборная.

Великолепие дворца Топкапы подтверждает его статус главной султанской резиденции, который дворец приобрел с момента постройки до 19 века, и статус крупнейшей туристической достопримечательности Турции.

Дворец Топкапы © Photo Oz / Shutterstock

Дворец Топкапы: музейная экспозиция

Сегодня роскошь этого турецкого дворца можно увидеть изнутри, посетив музей, расположенный в стенах дворца Топкапы. Он впечатлит вас своими украшениями и экспонатами: на дворцовых кухнях можно увидеть редкую коллекцию фарфора, занимающую 3-е место в мире (12 000 предметов), а также сокровища из домашней казны.

Прогуливаясь по залам дворца Топкапы, чувствуешь себя частью той таинственной, величественной истории, которая происходила в этих стенах на протяжении нескольких столетий существования могущественной Османской империи.

Еще одной интересной достопримечательностью Стамбула является Цистерна Базилика – это водохранилище 4 века, расположенное в центре города.

Фотографии Дворец Топкапы

Дворец Топкапы на карте

Дворец Топкапы — достопримечательности рядом

Hagia Sophia (Ayasofya)

Sultan Ahmed Mosque

Dolmabahce Palace

Suleymaniye Mosque

Archaelogical (Arkeoloji Muzeleri)

Dalipolibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolalibolaraz4)

(Arkeoloji Muzeleri)

(Arkeoloji Muzeleri).

Галатская башня (Галата Кулеси)

Золотой Рог (Халич)

Большой базар (Капали Чарси)

Босфор

Круизный порт Стамбула

Anzac Cove

Beyoglu

Obelisk of Theodosius

Istiklal Street (Istiklal Caddesi)

Kucuk Ayasofia Camii (Church of the Saints Sergius and Bacchus)

Taksim Square

Beylerbeyi Palace

Koza Han

Ulu Cami (Большая мечеть)

Босфорский мост

Входные билеты и экскурсии

от 131€

Бесплатная отмена

Забронируйте сейчас и заплатите позже

Посмотреть еще

от 66€

Бесплатная отмена

Забронируйте сейчас и заплатите позже

Подробнее

от 37€

Бесплатная отмена

Забронируйте сейчас и заплатите позже

Подробнее

от 52€

Бесплатная отмена

Забронируйте сейчас и заплатите позже

Подробнее

Популярные туры

5 дней

12-14 минут

9 часов0007

4 часа

6 дней

7 часов

4 до 8 часов

8 дней

8 часов

8 дней

14 часов

2 Дни

10 000

1 часа 30 0007 9000 40004

. 7 дней

Отели возле Дворец Топкапы

Популярные достопримечательности Турции

Antalya Archeological MuseumYivli Minare MosqueHadrian’s GateKaraalioglu ParkPergamon Ancient CityManavgat WaterfallAnkara Citadel (Hisar)Duden Waterfalls (Duden Selalesi)Antalya Old Town (Kaleici)Perge (Perga)Izmir Ethnography MuseumHierapolisKadifekaleDilek National Park (Dilek Milli Parki)DidymaKusadasi CaravanseraiSardisMuseum of Anatolian CivilizationsSt Mary’s HouseKusadasi Круизный портИзмир Круизный портМузей Карие (Церковь Хора)Музей Садберк ХанымМечеть Эйюпа Султана

Popular cities in Turkey

VanSideAnkaraPamukkaleAntalyaIzmirKarsKasMarmarisFethiyeTrabzonAlanyaMardinGoremeCanakkaleErzurumKemerSinopBelekDiyarbakırSelcukUrgupDikiliBodrum City

Latest articles

All

News

26.01.2023

Europe’s fastest metro line to the airport opened in Istanbul

News

21. 07.2021

Турция может закрыть границы для туристов

Показать все

Великолепие Топкапы, Дворец османских султанов Стэнли Мейслера

На протяжении веков западный мир был очарован чудесами и тайнами Османской империи и султанов, которые правили своими обширными владениями из дворца Топкапы в Стамбуле. Писатели, композиторы и художники прославляли или высмеивали всемогущество и богатство султанов и скрытую в гареме тайну. Творческих произведений о турках было так много, что у французов появилось слово для жанра:

Туркери.

Примеров много, и они хорошо известны. В 17 веке «Мещанин во дворянстве» Мольера высмеивает буржуазного отца, который позволяет молодому человеку жениться на своей дочери только после того, как жених притворяется сыном султана. В 18 веке в опере Моцарта «Похищение из сераля» рассказывается история двух похищенных молодых женщин, освобожденных из дворца паши. В 19 веке Энгр обольщает своих покровителей, рисуя причудливые сцены сладострастных женщин, томно лежащих в гареме и турецких банях.

Всему этому пришел конец, когда Османская империя с годами сократилась, а затем развалилась во время Первой мировой войны, вскоре унеся с собой династию султанов. Хотя туристы приезжают в Стамбул каждый год, западное воображение больше не захватывает увлечение османскими султанами.

Теперь остальной мир лишь изредка получает напоминания о султанах, их империи и дворце. К нам возвращаются образы величия и мощи из старых учебников истории, например, когда в бывших провинциях империи вроде Боснии и Косово вспыхивает война, или землетрясение угрожает сокровищам дворца-музея Топкапы, или правительство Турции разрешает роскошный выбор этих сокровищ для тура за пределами страны.

Одно такое напоминание находится на пути в Соединенные Штаты. Новая выставка «Дворец золота и света: сокровища Топкапы в Стамбуле» откроется в Художественной галерее Коркоран в Вашингтоне 1 марта и продлится до 15 июня, а затем переместится в Художественный музей Сан-Диего (14 июля). — 24 сентября) и Художественный музей Форт-Лодердейла (15 октября — 28 февраля 2001 г. ).

На выставке будет представлен кинжал с изумрудами, который 36 лет назад стал мишенью банды воров в фильме «Топкапы», трон, использовавшийся султаном Сулейманом Великолепным во время его боевых кампаний в 16 веке, и многое другое. 200 других предметов, включая мечи и кинжалы, королевские одежды, ковры, ткани, керамику, рукописи, драгоценности, доспехи, картины и искусно выполненные предметы искусства. Выставка, организованная некоммерческим фондом Palace Arts Foundation и в значительной степени курируемая Тулаем Артаном, социальным историком из Стамбульского университета Сабанджи, попытается связать эти сокровища с историей Османской империи и дворца Топкапы.

Шоу прибывает в Соединенные Штаты во время переоценки ценностей в Стамбуле по поводу дворца Топкапы. Землетрясение в августе 1999 года, унесшее жизни тысяч людей на западе Турции, нанесло дворцу лишь незначительный ущерб, но привлекло внимание к недостаткам Топкапы как музея. Дерзкое ограбление несколько недель спустя подорвало уверенность в безопасности комплекса. Кроме того, посетители часто уезжают из Топкапы с запутанным представлением о дворце и его истории. Ученые говорят, что некоторая путаница происходит из-за природы места, поскольку оно представляет собой гибрид — частично музей, как Лувр во Франции, частично историческое здание, как Версаль.

«Топкапы должен решить, — говорит Филиз Озер из Стамбульского технического университета, бегая по комнатам гарема, — что это будет — Версаль или Лувр. Я историк архитектуры, и у меня есть провел большую часть своей жизни в этом дворце. На каждом углу я вижу что-то не так, и это разбивает мне сердце». Но даже эксперты, которые с ней согласны, не могут договориться о том, что нужно делать.

Дворец Топкапы был построен султаном Мехмедом II, «Завоевателем», после того, как его армия штурмовала и разграбила Константинополь в 1453 году. Падение Константинополя, последнего форпоста христианского мира на Востоке, потрясло и напугало остальную Европу. Мехмед понимал символическое значение завоевания города, который когда-то служил столицей Римской империи. Он взял «Римский Цезарь» в качестве одного из своих титулов, объявил Константинополь (который вскоре стал известен под турецким названием Стамбул) столицей своей Османской империи и построил новый дворец, из которого управлял своими обширными владениями. Назвав Александра Македонского образцом для себя, Мехмед приказал придворным каждый день читать ему отрывки из греческой биографии македонского завоевателя. Книга до сих пор находится в библиотеке Топкапы.

В качестве места для нового дворца он выбрал древний византийский акрополь, высоко над местом слияния трех жизненно важных водоемов: Босфора, отделяющего Европу от Азии; Золотой Рог, отделяющий старинные кварталы города от остальных; и Мраморное море. Тогда дворец назывался Новым императорским дворцом, но несколько столетий спустя он получил название Топкапы Сарайи (Дворец Пушечных ворот).

В зените своего могущества в 16 веке османская династия дворца Топкапы правила империей, которая включала Грецию и Балканы, большую часть Кавказа и Крыма, большую часть Ближнего Востока и населенные районы Северного Африка. Города Афины, Будапешт, Белград, Сараево, Бухарест, София, Бейрут, Дамаск, Багдад, Иерусалим, Мекка, Каир, Александрия и Тунис когда-то принадлежали Османской империи. Султаны жили в Топкапы до середины XIX в.века, когда их вкус стал более западным и привел их к резиденции, более похожей на резиденцию европейской королевской семьи.

Издалека дворец Топкапы по-прежнему представляет собой великолепное зрелище — обнесенный стеной массив куполов и башен, минаретоподобных дымоходов и бельведеров, господствующий над городом с высоты. Оказавшись на акрополе, посетители попадают во дворец, проходя через монументальные ворота, охраняемые башнями-близнецами. За исключением арабских надписей и каллиграфических подписей султанов, известных как тугра , по своему фасаду ворота выглядят как вход в средневековый европейский замок. Но ворота не ведут ни к какому грандиозному зданию. Дворец представляет собой комплекс, включающий 173 акра садов, дворов и беседок, мастерских, кухонь и арсеналов, бань и фонтанов, офисов и залов, а также жилых помещений. В период своего расцвета Топкапы напоминал небольшой город, населенный султаном, его царской семьей и тысячами чиновников, солдат, ремесленников и слуг.

В некоторых зданиях теперь находятся экспонаты. Самые впечатляющие экспонаты предстоящей выставки, большинство из которых созданы дворцовыми мастерами, происходят из здания, ныне известного как Сокровищница. Другие экспонаты на территории демонстрируют щедрые дары султанам, такие как мейсенский и лиможский фарфор, подаренный европейской королевской семьей. Некоторые здания — например, библиотека и кухни — пытаются передать представление об их первоначальном назначении. На некоторых стенах сохранилась оригинальная плитка, украшения и фонтаны; остальные стены голые. Жилые помещения султанов и гарем меньше похожи на огромный особняк, чем на запутанный, многокупольный лабиринт взаимосвязанных комнат и дворов.

В Топкапы потрясающие достопримечательности. В комнатах Тайной палаты, где жили и хранили свой трон султаны, до сих пор сохранились сверкающие купола, а также цветная и ярко раскрашенная плитка из города Изник, украшавшая комплекс в 16 веке. Посетитель все еще может ощутить красоту, даже несмотря на то, что комнаты теперь находятся в полумраке из-за выставленных там мечей, волос, священной мантии и других реликвий Мухаммеда.

Посетитель также может оценить все великолепие спальни, которую султан Мурад III построил для себя в гареме в конце 16 века. Мурада, которого не слишком заботили государственные дела, европейцы считали великим развратником. Его спальня, на самом деле группа комнат, была спроектирована Синаном, архитектором некоторых из великих мечетей в Стамбуле. Надпись той эпохи описывает спальный павильон как выполнение просьбы султана о чем-то «красивом, волнующем и непревзойденном». Стены огромного зала покрыты изникской плиткой. Здесь есть бронзовый камин в форме шлейфа, позолоченный купол и замысловатый мраморный фонтан. «В османской комнате, — говорит Филиз Озер, — если вы видите текущую воду, знайте, что эта комната была местом встречи. Вода скрывает голоса».

Два павильона, построенные в 17 веке, известные как Багдадский киоск и Реванский киоск, сохранили большую часть своего первоначального убранства. Эти прекрасные павильоны с нишами и окнами стоят в частном дворе султана рядом с садами, фонтаном, бассейном и беседкой. В старые времена ковры, ткани и диваны заполняли альковы, и султаны в сопровождении женщин или придворных расслаблялись, слушая музыку, сочиняя стихи, принимая пищу или открывая перламутровые ставни, чтобы наблюдать за кораблями. на водах внизу. «Я скажу вам, что эти киоски — самые приятные здания, которые есть у турок», — писал Альберт Бобови, порабощенный польский музыкант, проработавший во дворце 19 лет.лет в 17 веке. Посетители все еще могут уловить настроение.

Тем не менее, несмотря на эти вспышки красоты, посетитель, скорее всего, почувствует себя немного смущенным, покидая дворец, как будто ключ ко всему этому каким-то образом пропал. Гулру Нечипоглу, профессор исламского искусства и архитектуры Гарвардского университета и один из ведущих мировых исследователей Топкапы, выросла в Стамбуле и помнит недоумение туристов, неспособных понять архитектуру комплекса. «Однажды я слышала, как кто-то вышел из ворот дворца и спросил своего друга: «Где был дворец?», — вспоминает она.

Именно Нечипоглу открыл ключ к пониманию комплекса. «Я ходила туда и смотрела на здания, — говорит она, — и никогда не могла понять, что это такое. В книгах о Топкапы и Османской империи говорилось, что дворец был построен бессистемно с один султан добавил здания к тому, что было раньше. Я начал сомневаться в этом ».

В 1991 году, после обширных исследований, Нечипоглу опубликовал книгу «Архитектура, церемониал и власть: дворец Топкапы в пятнадцатом и шестнадцатом веках», которая изменила научные представления о происхождении и значении Топкапы. Нечипоглу сообщил, что султаны отремонтировали дворец, но никогда не меняли его первоначальную структуру. Это сооружение, по сути, напоминало планировку традиционного палаточного лагеря, когда султаны вели в бой армии, и олицетворяло имперскую мощь Османской империи.

В отличие от таких дворцов, как Версаль, который излучал силу благодаря своим монументальным размерам, Топкапы демонстрировал силу через недоступность и таинственность султана и его двора. Посторонний обычно проходил через первые два двора дворца, занимался делами в различных офисах, возможно, мельком видел султана на какой-то церемонии, но никогда не входил во внутреннее святилище. Посетители могли измерить их значимость, отметив, насколько близко строгий церемониальный этикет дворца позволил им приблизиться к султану. Но жилые покои султана, его гарем, его личные сады, его шатры были закрыты для посторонних, какими бы знатными и могущественными они ни были.

«Некоторые современные архитектурные критики утверждают, что небольшие здания Топкапы показывают, что султаны были скромными людьми, изливавшими свою любовь на большие монументальные мечети», — говорит Нечипоглу. «Но это неправда. То, что нам кажется случайным и скромным, на самом деле является тем, что они считали символом власти».

Нечипоглу предполагает, что новые путеводители и дополнительные плакаты помогут посетителям лучше понять дворец. Но откровенная Филиз Озер считает, что это все равно оставит первоначальную функцию многих комнат скрытой, потому что теперь они используются для демонстрации музейных экспонатов. Она указывает, например, на Казначейство. «Это был изначальный дом султана», — говорит она. «Это должно быть изменено, чтобы показать, что здание важнее драгоценностей». Затем она пожимает плечами и с улыбкой добавляет: «Но, может быть, это заходит слишком далеко». Ее запоздалая мысль отражает двойственное отношение ученых Топкапы. Некоторые хотели бы передать бесценные произведения искусства и ремесла в современный музей. Тем не менее, многие опасаются, что удаление экспонатов, хотя и разумное с научной точки зрения, лишит дворец признаков былой роскоши.

Тем не менее, все согласны с тем, что Топкапы не очень хорошо функционирует как музей. «Здесь нет никакой консервации, — говорит Уолтер Б. Денни, профессор истории искусств Массачусетского университета и известный исследователь османского искусства. «Нет ни одной комнаты с климат-контролем, ни одного квадратного дюйма хранилища с климат-контролем. Это кошмар безопасности. Если бы я много думал об этом, я бы не спал по ночам. Я беспокоюсь о вещах, которые я люблю».

Поскольку многие из стен дворца имеют толщину десять футов, комплекс избежал структурных повреждений во время разрушительного 19 августа.99 землетрясение. Но Филиз Кагман, выдающийся ученый, директор дворца-музея Топкапы, говорит, что плитка и штукатурка были повреждены. Этот опыт убедил Кэгмана перенести большую часть великой дворцовой коллекции фарфора в новые подставки.

Персонал дворца получил второй удар через несколько недель после землетрясения. Вор или банда воров ворвались ночью в библиотеку и украли из запертого ящика отрывок из Корана XII века. «Ограбление очень напугало музей, — говорит Тулай Артан. «Есть опасение, что воры хотели бросить вызов, что хотели сказать, что могут взять все, что захотят». При краже Корана воры оставили гораздо более ценные рукописи, что привело к предположению, что преступление могло быть попыткой поставить директора в неловкое положение. Виновниками, согласно этому предположению, могут быть исламские экстремисты, которые хотят, чтобы дворец превратился в религиозную святыню.

Передвижная выставка в США не пытается создать иллюзию дворца Топкапы. Но Артан, куратор, собрал воедино связанные части, чтобы помочь посетителям понять значение дворца и Османской империи. Она хочет, чтобы они, прежде всего, почувствовали силу Мехмеда Завоевателя. На выставке представлен меч, который он брал в бой, с серебряным набалдашником, костяной рукоятью и слегка изогнутым 40-дюймовым стальным лезвием с золотой каллиграфией. Греческий манускрипт, описывающий завоевание Мехмедом Константинополя, также украшает выставку, наряду с его потертым синим кафтаном и рубашкой с талисманом, украшенным священными писаниями Корана для защиты от злых духов.

Портреты Мехмеда, в том числе портрет Джентиле Беллини, который сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне, изображают задумчивого человека с проницательными темными глазами и длинным тонким носом. Беллини появился в Стамбуле после того, как Мехмед попросил дожа Венеции прислать ему «хорошего художника». Мехмед свободно говорил на турецком, греческом, арабском, латыни, персидском и иврите и проявлял значительный интерес к христианству, что заставило некоторых европейских христиан надеяться, что он может обратиться. Папа Пий II обещал ему славу даже большую, чем у Александра, Цезаря или Константина, если он обратится и объединит свою империю под христианской верой. «Сегодня на самом деле существует полемика, — говорит Артан, — между теми, кто верит, что Мехмед рассматривал возможность обращения в христианство, и теми, кто верит, что он этого не сделал».

Самым известным султаном, вероятно, является Сулейман Великолепный, который расширил империю до пределов и вплотную приблизился к захвату Вены в 16 веке. История показывает противоположные стороны Сулеймана. Венецианский посланник описал его как «меланхолика по натуре, очень привязанного к женщинам, либерального, гордого, поспешного, но иногда очень нежного». Он писал любовные стихи под псевдонимом Мухибби и много лет оставался преданным украинской наложнице по имени Роксолана, на которой женился. В одном стихотворении он описывает Роксолану, взявшую имя Хюррем после своего обращения в ислам, как «Мое истинное наслаждение, мое веселье, мой пир, мой факел, мое солнце, мое солнце на небесах; / Мой апельсин, мой гранат, горящая свеча, которая освещает мой павильон». Часто называемый Законодателем, Сулейман кодифицировал и упростил сложный и запутанный набор юридических процедур. Его кодекс пытался искоренить дискриминационную практику в отношении христиан и смягчить драконовские наказания преступников.

Но у его правления была и темная сторона. Хотя убийство соперничающих братьев долгое время было практикой среди султанов, Сулейман казнил двух своих сыновей как потенциальную угрозу и часто приказывал убивать пленных после битвы. Он был надменным правителем, который начал султанскую традицию отказываться сказать хоть слово, когда иностранные послы вручали свои верительные грамоты.

На выставке представлены трон Сулеймана, меч и тугра. Трон из орехового дерева и черного дерева, который Сулейман использовал в военных кампаниях, сконструирован таким образом, что его можно разобрать и снова собрать. Трон, украшенный слоновой костью и перламутром, должен был быть снабжен коврами и подушками, чтобы султан мог сидеть на нем со скрещенными ногами. Меч, известный как «ятаган», представляет собой изысканный образец османского мастерства, его стальное лезвие и рукоять из слоновой кости щедро украшены золотом и драгоценными камнями. Тугра Сулеймана изображена на восьмифутовой иллюминированной работе художника XVI века Кара Меми.

Турецкие ученые, кажется, защищают гарем Топкапы, в основном из-за щекотливых и причудливых рассказов плохо информированных путешественников на протяжении веков. Конечно, трудно разрушить популярный эротический образ, когда историки рассказывают истории о султане Мураде III, проходящем между двумя рядами наложниц и бросившем на ночь носовой платок в ту, которая ему приснилась. В конце 16 века султан Селим II мог выбирать из 150 наложниц, охраняемых 18 африканскими евнухами, управлявшими гаремом.

Ученые, однако, считают гарем жизненно важной системой организации империи. Хотя женщины были в основном нетурецкими рабынями, либо подаренными их семьями, либо взятыми в плен, они были хорошо образованы и жили в прекрасных квартирах со многими слугами. Если они становились фаворитами султана, то обладали влиянием. Если султаном становился сын, она занимала влиятельное положение во дворце. Несмотря на свой статус рабыни, у этих женщин был некоторый выбор в том, как распорядиться своей будущей жизнью. Фаворитки, не сумевшие родить сына, могли выйти замуж за высших чиновников империи. Те, кто никогда не становился фаворитом, могли принять работу влиятельной прислуги во дворце или предложение руки и сердца от постороннего.

Ученые Топкапы не знают, какая мебель подходит к каким комнатам дворца, но множество ковров и занавесок, постельных принадлежностей, наволочек и плитки на выставке намекают на роскошную жизнь в таинственном гареме. Некоторые представленные ковры известны как ковры Лотто и Гольбейна, потому что ковры с похожими узорами появлялись на картинах Лоренцо Лотто и Ганса Гольбейна Младшего в 16 веке.

Во дворце Топкапы работало множество ремесленников, и он был центром османского искусства. В 1575 году, например, во дворце числилось 89 человек. 8 ремесленников. Согласно недавнему исследованию Филиз Кагман, среди них были художники, дизайнеры, производители плитки, каллиграфы, переплетчики книг, иллюминаторы рукописей, ювелиры, граверы, мастера по изготовлению мечей, мастера по изготовлению луков и стрел, ткачи ковров и текстиля, оружейники, оружейники, меховщики, мастера по изготовлению изделий из слоновой кости, производители музыкальных инструментов и гончары.

На новой выставке представлены одни из лучших образцов их работ, большая часть которых украшена драгоценностями. Самым известным является кинжал Топкапы, его ножны усыпаны бриллиантами, а на рукояти изображены три гигантских изумруда; четвертый изумруд наверху скрывает маленькие часы. Султан Махмуд I заказал кинжал в подарок персидскому шаху в 18 веке. Однако шах был убит до того, как послы Османской империи смогли доставить подарок. Другой пример — коробка для ручек султана 16 века, инкрустированная драгоценными камнями.

Некоторых султанов раздражали строгие церемониальные правила Топкапы, и недовольство дворцом усиливалось по мере того, как правители становились все более западными и завидовали своим коллегам в Европе. В 19 веке султан Махмуд II выразил сожаление по поводу сравнения Топкапы с западными дворцами. «Никто, кроме мошенника или дурака, — сказал он, — не мог бы сопоставить этот дворец… спрятанный под высокими стенами и среди темных деревьев… с этими светлыми, смеющимися дворцами, открытыми для свободного воздуха и чистого солнечного света». небеса.»

Дворец Топкапы был заброшен в 1853 году для строительства нового дворца Долмабахче. Султаны жили там, пока их империя и династия распались — разрушенные британским, французским и итальянским империализмом, национализмом в Греции и на Балканах, войнами с Россией, союзом с проигравшей стороной в Первой мировой войне и созданием Турецкой республики герой войны Ататюрк в 1923 году.

Долмабахче была всем, чем не могла быть Топкапы. Это было монументальное трехэтажное симметричное здание с 285 комнатами, 43 салонами и огромным залом для приемов. Но Долмабахче страдал жизненным недостатком. В нем не было ни тайны, ни очарования, ни истории чудесного Топкапы.

НАЗВАНИЯ В ОРИГИНАЛЬНОЙ СТАТЬЕ SMITHSONIAN

Цветочные мотивы украшают позолоченную голову лошади спереди.
Селамет Таскин / Дворец-музей Топкапы

Знаменитый кинжал Топкапы украшен драгоценными камнями.
Хадие Кангёкче / Дворцовый фонд искусств

Дворец Топкапы выходит на слияние Босфора и Мраморного моря с Азией. Его коллекции могут похвастаться такими сокровищами, как кувшин из селадона Мин 15-го века.
Ян Артюс Бертран / Корбис; Hadiye Cangökçe / Palace Arts Foundation

Украшенный драгоценностями тюрбан XVII века, символизирующий королевскую власть. Инкрустированная драгоценными камнями шкатулка для ручек XVI века, вероятно, использовалась султаном.
Hadiye Cangökçe (2) / Palace Arts Foundation

Топкапы проявляли силу через недоступность и таинственность султана и его двора. Его жилые помещения, гарем и частные сады были закрыты для посторонних.
Внешний вход в Зал Совета. Изысканный интерьер апартаментов наследного принца. Отреставрированный золотой купол тронного зала Тайной палаты, ныне Зал Священной мантии. Комната Ахмеда III XVIII века, также известная как Фруктовая комната.
Вольфганг Келер; Ара Гюлер; Али Коньяли (2) / Palace Arts Foundation

«Я скажу вам, что эти киоски — самые приятные здания, которые есть у турок», — написал порабощенный польский музыкант, работавший во дворце в 17 веке. Эти павильоны с нишами и окнами стоят в частном дворе султана.
Багдадский киоск был построен в 1635-38 годах Мурадом IV в ознаменование его победы над Багдадом.
Роберт Фрерк / Одиссея

Золотая курильница для благовоний носит имя дочери султана. Портрет Мехмеда II , основателя Топкапы, написан для рукописи XVI века. Столовая из горного хрусталя 17 века.
Hadiye Cangökçe (3) / Palace Arts Foundation

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЧТЕНИЕ

Архитектура, церемониал и власть: дворец Топкапы в пятнадцатом и шестнадцатом веках
Гулру Нечипоглу
Фонд истории архитектуры и MIT Press, 1991

Века Османской империи: Взлет и падение Турецкой империи
Лорд Кинросс 5 902 Морроу Квилл, 1977

Великолепие османских султанов
Доктор Нурхан Атасой, Тулай Артан (переводчик)
Чудеса, 1992

Сокровища стамбульского дворца раскрывают силу и загадочность живших здесь султанов. На протяжении веков западный мир был очарован чудесами и тайнами Османской империи и султанов, правивших своими обширными владениями из дворца Топкапы в Стамбуле. Писатели, композиторы и художники прославляли или высмеивали всемогущество и богатство султанов и скрытую в гареме тайну. Творческих произведений о турках было так много, что у французов появилось слово для обозначения жанра: Turqueries. Примеров много, и они хорошо известны. В 17 веке «Мещанин во дворянстве» Мольера высмеивает буржуазного отца, который позволяет молодому человеку жениться на своей дочери только после того, как жених притворяется сыном султана. В 18 веке в опере Моцарта «Похищение из сераля» рассказывается история двух похищенных молодых женщин, освобожденных из дворца паши. В 1910 века Энгр развлекает своих покровителей, рисуя причудливые сцены сладострастных женщин, томно лежащих в гареме и турецких банях…

Сокровища стамбульского дворца раскрывают могущество и загадочность живших здесь султанов. На протяжении веков западный мир был очарован чудесами и тайнами Османской империи и султанов, правивших своими обширными владениями из дворца Топкапы в Стамбуле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *