Дворец топкапы покои хюррем султан: Покои Хюррем — 37 фото

Содержание

Дворец Топкапы: фото, цена, экскурсии 2022

Дворец Топкапы в Стамбуле – это главная достопримечательность города, то, ради чего миллионы туристов ежегодно приезжают сюда. Проникнуться духом старины, посмотреть, как жили сильные мира сего времён Османской империи, окунуться в историю и почувствовать себя Хюррем-султан – вот малая часть того, ради чего стоит сюда прийти. Здесь вы найдёте всю полезную информацию: график работы, схему дворца и цену билетов, а еще фото Топкапы и полезные лайфхаки.

  • История Топкапы
  • Описание, фото и схема Топкапы
  • Покои султана и гарем дворца
  • Хюррем-султан: музей, покои и портрет во дворце Топкапы
  • Цена билета за вход в Топкапы в 2022 году
  • График работы дворца в 2022 году
  • Дворец Топкапы на карте Стамбула и как добраться
  • Экскурсия по дворцу Топкапы в Стамбуле

История Топкапы

Дворец Топкапы оставался главной резиденцией падишахов Османской империи вплоть до середины 19 века. Все правители империи и их гарем, семьи, придворные и слуги проживали здесь на протяжении 380 лет.

Топкапы расположен в одном из старейших исторических районов Стамбула, на историческом полуострове между Мраморным морем, Босфором и Золотым Рогом. Комплекс является одним из знаковых сооружений Стамбула — отсюда османские правители могли наблюдать как за морем, так и за происходящим в городе.

Название дворца «Топкапы» буквально переводится как «пушечные ворота». Это название было дано комплексу из-за того, что, когда падишах въезжал или через центральные ворота, из пушки палили почётный залп.

Центральные ворота дворца

Само место было известно и священно еще в античные времена. При древнем городе Византие здесь находился акрополь с храмом Афродиты, а во времена Константинополя – церковь Святой Ирины, которая оставалась главной церковью города вплоть до постройки Айя-Софии.

После прихода османов на территорию Константинополя, церковь превратили в арсенал, который в последствии стал частью первого палаца.

После завоевания Стамбула в 1453 году, султан Мехмет Фатих поселился во дворце, который находился в районе площади Беязит. В 1460 году, по его приказу было начато строительство Топкапы и завершено в 1478 году. Первая резиденция до наших дней не сохранилась, однако гарем находился неподалеку нынешнего дворца Топкапы. 

Первые 50 лет Топкапы был лишь «рабочей резиденцией».

В 16 веке Хюррем-султан, она же Роксолана, уговорила Сулеймана перенести гарем в Топкапы, чтобы быть ближе к возлюбленному. Во времена султана Сулеймана во дворце произошла самая грандиозная перестройка.

На протяжении последующих веков здания часто достраивались, оставаясь домом для династии Османов. Кстати, туристы часто ассоциируют палац именно с этим правителем и называют его дворцом султана Сулеймана, забывая, что Топкапы был домом для 25 падишахов.

В 1854 в результате несоответствия дворца требованиям государственного протокола XIX века, династия во главе с Абдул-Меджидом I переехала в Долмабахче.

После прихода к власти Турецкой Республики в 1923 году, указом президента Мустафы Кемаля Ататюрка 3 апреля 1924 года резиденция османской династии была преобразована в музей Топкапы и открыта для туристов.

Описание, фото и схема Топкапы

От начала строительства до 19 века Топкапы перестраивался и расширялся, пока не достиг нынешнего внешнего вида с четырьмя дворами.

В Первый двор ведут
Ворота Повелителя (Баб-ы Хюмаюн).

Он выполнял хозяйственные функции, здесь располагались служебные помещения. Он занимает самую большую площадь, его ещё называют Двором Янычар. Здесь находится церковь Святой Ирины. Сами Врата Повелителя – мраморные, именно этой дорогой монархи со свитой въезжали в резиденцию и ходили на намазы в Айя-Софию. В этом дворе также устраивались разные торжества и празднования, приёмы для высоких гостей, например, именно здесь султан принимал послов других государств или высокопоставленных деятелей Османской империи. Это единственная часть дворца, которая была доступна общественности.

Входом во второй двор служат
Ворота Приветствия (Баб-ус-селям).

На его территории построили помещение Дивана и Башни Правосудия. При султане Сулеймане помещение, где заседал Диван, перестроили из деревянного в шикарное строение с колоннами и украшениями. Там заседали османские визири, а султан наблюдал за происходящим из Башни Правосудия. Закрытое окно Башни служило знаком, что он не согласен с решением. Так собравшиеся понимали, что падишах не согласен и вызывает всех. Тут же находилось помещение казны и Внешнего Казначейства (здание с восьми куполами). Кроме этого, здесь были помещения для слуг, султанские конюшни, кухни, хамам и мечеть. Примечателен этот двор и тем, что с него можно было попасть в гарем, который состоял из 300 помещений, вмещал несколько хамамов, госпиталь для женщин и две мечети, и делился на четыре части — для евнухов, для наложниц, для валиде-султан (матери монарха) и султана.

Вход в третий двор —
Ворота Счастья (Баб-ус-саадет).

Двор отводился для женской половины, внутренних покоев (эндерун), дворика самшитовых деревьев и Кафес (место, где жили и которое запрещалось покидать всем возможным наследникам престола). Во внутренних покоях разместилась и школа Эндерун, где обучали будущих управленцев. За воротами находится Тронный зал. В нём иностранные послы получали аудиенцию монарха, а сам он занимался и другими государственными делами. Султан и другие посетители зала пользовались разными дверями, поэтому их там двое. Центральное место во дворе занимает библиотека, она стоит и сейчас. В наше время там выставлены книги, которые коллекционировали правители. На территории двора также находится одна из самых старых дворцовых построек– Палата сокровищ (сокровищница) и приватный особняк правителей – Тайный павильон, вместе с самой большой дворцовой мечетью – Агалар.

Четвёртый двор

В четвёртом дворе находятся остальные, не менее уникальные и роскошные, дворцовые постройки, такие как павильон для обрезаний, гардеробная, мечеть и другие. Отсюда открывается великолепный вид на Стамбул.

Стоит отметить, что каждый из павильонов Топкапы выделяется своим величием и уникальностью, роскошь османских падишахов сохранилась и до сегодня.

Покои султана и гарем дворцаЗолотой путь

Гарем Топкапы заслуживает пристального внимания, вы наверняка захотите посетить его при прогулке. Стоит понять, что это понятие дошло до нашего времени в искаженном понятии. Во времена османских султанов это было место, где жили мать, сестры, наложницы падишаха и слуги (зачастую евнухи).

Помимо функции продолжения османской династии, все наложницы посещали школу, где получали самое качественное образование на то время. Девушки выпускались образованными личностями с манерами аристократок, и зачастую выходили замуж за управленцев, которых воспитывали в Эндеруне. Таким образом, династия заботилась о поддержании прослойки интеллигентной аристократии, что крайне важно при эффективном управлении страной.

Гарем был местом, куда стремились попасть девушки Османской империи, но в которое пускали далеко не всех.

Сегодня, в музее Топкапы в Стамбуле вы можете посмотреть на наряды и украшения наложниц, посуду, оружие и прочие предметы быта того времени.

Каждая комната женской части уникальна, вы не найдёте двух одинаковых. Единственное, что объединяет многих из них – это камины, так как зимы в Стамбуле тоже бывают и девушки грелись.

Само слово «гарем» происходит с арабского и означает неприкосновенность. Именно такими и были его обитательницы, их уважали и ценили, а также прятали от посторонних глаз.

Он вмещал 43 туалета, два хамама, прачечные, кухни, бассейн, фонтаны и прочие подсобные помещения.

Обязательно посетите хамам валиде-султан, он не оставит вас равнодушными своим величием и изобилием драгоценных материалов.

В гареме Топкапы проживали одновременно от 600 до 1500 женщин, кроме них там постоянно обитали 400 евнухов, присматривающих за наложницами. Мужчинам входить можно было только до коридора евнухов.

Там также находился зал приёма, где валиде (а в своё время и Хюррем) принимали наложниц или других важных людей. Стоит заметить, что жёны шли третьими по иерархии, после матери и сестёр.

Наложниц во дворец обычно набирали в возрасте 5-7 лет и попадали они в гарем двумя способами: их либо продавали в рабство, а османы выкупали, либо же родители продавали их в школу гарема. Девушки находились в школе до 15 лет, за это время их обучали этикету и прочим необходимым знаниям.

Когда наложница рожала султану ребёнка (независимо мальчика или девочку), она получала отдельные покои на первом этаже и служанок.

В те времена существовало правило: если в течение 9 лет девушка ни разу не была на хальвете (то есть, не проводила с правителем ночь), она могла получить приданое и уйти, став свободной.

Личные покои султана выделяются среди остальных вырезанными в стене отверстиями в форме его головы. Он имел много спален, часть из которых располагалась в гареме. Эти спальни служили для встреч правителя с наложницами.

Хюррем-султан: музей, покои и портрет во дворце Топкапы

Покои валиде состояли из более 40 комнат, внутреннего двора с бассейном и конечно, целой армии слуг. Хюррем-султан, вопреки легендам, никогда не занимала покои валиде, ведь она умерла до вступления её сына Селима на престол. Её покои, хоть и скромнее, но всё же роскошные.

Для посещения гарема открыт только первый этаж, но покои Хюррем можно посмотреть. Комнаты впечатляют своим убранством и богатством, выполнены в голубых тонах, стены и потолок расписаны, а на окнах можно заметить позолоченные решетки. Хюррем также имела фонтан во внутреннем дворике, а ещё пользовалась всеми помещениями покоев валиде, например, залом для встреч.

В музее Топкапы хранится портрет любимой жены султана Сулеймана.

Цена билета за вход в Топкапы в 2022 году

Для входа в Топкапы и в гарем нужно покупать отдельные билеты, однако настоятельно рекомендуем посетить оба места. Билеты продаются как по полной стоимости, так и льготные.

 Взрослый билетС музейной картой Стамбула
Дворец Топкапы200 лирБесплатно
Гарем100 лир
Дворец+Гарем285 лирБесплатно

*Детям до 6 лет вход бесплатный.

Туристы также могут взять аудиогид, но в залог придётся оставить документ. Вот цены:

Топкапы — 20 лир
Гарем — 20 лир
Топкапы + Гарем — 30 лир

Действие Музейной карты Стамбула не распространяется на гарем.

График работы дворца в 2022 году

Время работы Топкапы в 2022 году — с 09:00 до 18:00 ежедневно, кроме вторников. Кассы работают до 17:00, последний вход на территорию разрешается также в 17:00. Последние посетители должны покинуть территорию в 18:00.

Вторник – выходной во все времена года.

Вот основные правила, которые лучше соблюдать, если вы хотите приятно и с пользой провести время:

  • На территорию запрещено ввозить детские коляски.
  • Коллекции, представленные в музее фотографировать запрещено.
  • Входя в мечети, нужно покрывать голову (женщинам) и прикрывать плечи и колени.
  • Чтобы сделать фото со штативом, потребуется отдельное разрешение.

Дворец Топкапы на карте Стамбула и как добраться

Официальный сайт Топкапы: https://www. millisaraylar.gov.tr/en/palaces/topkapi-palace.

Султанский дворец находится в самом сердце исторического района Султанахмет, поэтому туристы добираются туда пешком от одноимённой площади. Входные ворота в Топкапы находится сразу справа от Айя-Софии, кроме того, на площади много указателей, потеряться невозможно.

Экскурсия по дворцу Топкапы в Стамбуле

Как купить билет в Топкапы онлайн? К сожалению, сделать это на официальном сайте невозможно, администрация предлагает всем желающим покупать билеты в кассах.

Чтобы сэкономить время и деньги, вы можете:

  • Приобрести музейную карту Стамбула, которая даёт возможность посетить все самые известные музеи и дворцы Стамбула без очереди и со значительной скидкой.
  • Онлайн заказать экскурсию в Топкапы на русском языке. Русскоязычный гид проведёт вас всеми скрытыми уголками, расскажет тонкости и нюансы дворцовой жизни падишахов и их придворных того времени, окунёт вас в атмосферу древней османской столицы.

Как выглядела комната Хюррем султан? | Великолепная история

Сериал «Великолепный век» был создан на основе реальных событий, но многое в нем было специально приукрашено, чтобы вызвать восхищение и восторг телезрителей. Ведь если бы сагу сняли, руководствуясь только лишь историей Османской империи, то в этом случае сюжет сериала получился бы не такой интересный и захватывающий. Сценаристы и режиссеры очень постаралась передать атмосферу и обычаи, которых придерживались обитатели дворца Топкапы. 

В настоящее время этот дворец является национальным музеем Стамбула и доступ туда открыт всем желающим. Конечно, не все покои в Топкапы можно увидеть своими глазами, некоторые из них до сих пор закрыты для посещений или находятся на реставрации. Но те комнаты, куда можно попасть, восхищают посетителей своим убранством и роскошью обстановки. Поэтому многих интересуют такие вопросы, насколько точно знаменитый сериал демонстрирует интерьер знаменитого дворца. Так как же на самом деле выглядел дворец Топкапы во времена правления османских султанов?

стоп кадр из сериала великолепный век

Определенно можно сказать, что в сериале очень достоверно показаны покои султана, комнаты наложниц и других обитателей дворца. Все потому, что для съемок турецкой саги режиссеры, потратив большое количество денег, построили специальный павильон, который в точности до деталей повторяет все великолепие Топкапы. Поскольку сам дворец является музеем, съемки в нем были запрещены, но создателей это не остановило и была построена точная копия дворца султанов, чтобы все телезрители могли с головой окунуться в жизнь и быт османских правителей. Площадь дворца считается довольно большой. Ее можно поделить на несколько частей. В отдельно отведенных покоях проживали евнухи, свое место проживания было у служанок и рабынь, ну и конечно сам султан имел роскошные покои, вход в которые всегда охранялся верными людьми. 

После сильного пожара в Старом дворце, где издавна находился гарем всех султанов, султан Сулейман велел перевезти всех своих женщин в дворец Топкапы и для них было выделено отдельное помещение со множеством комнат. Вот так все наложницы, фаворитки и жены перебрались поближе к султану. Хюррем-султан, любимая жена Сулеймана имела свои покои, которые располагались совсем рядом с комнатами падишаха. Некоторые считают, что Хюррем был причастна к возникновению пожара в Старом дворце, поскольку при этом происшествии ее имущество пострадало меньше всех. Да и не нравилось ей находится далеко от Сулеймана, ведь в таком случае она не имела возможности влиять на его решения. А став ближе к нему из-за переезда, Хюррем обрела желаемое. После того, как хасеки стала официальной женой султана, ей были отведены отдельные комнаты. А как же ее покои выглядели на самом деле? Насколько точно в сериале показано убранство и меблировка комнат женщины, которая смогла влюбить в себя величайшего из султанов Османской империи и удержать его любовь? Сейчас покои Хюррем-султан открыты для посещений всем желающим. 

стоп кадр из сериала великолепный век

Все комнаты гарема, как остальные помещения дворца очень богато украшены и обставлены дорогой мебелью. Стены и потолки выложены затейливой мозаикой из весьма недешевой плитки. Поскольку Хюррем была любимой женой султана, ее комнаты были отделаны намного богаче других. О статусе любимицы султана в ее покоях говорило все. Самая дорогая мебель, покрытая настоящим золотом и украшенная коврами и красивейшими тканями. Золотые решетки на окнах были подлинным произведением искусства. Стены и потолки были отделаны дорогой плиткой и украшены настоящими золотыми надписями. Комнаты же простых наложниц были куда скромнее. Единственное, что было общего между всеми комнатами дворца, это то, что в каждой из них был камин для обогрева в зимнее время, а также места для омовения и соблюдения личной гигиены. 

Отдельного упоминания стоят хаммамы дворца. Османы очень трепетно относились к чистоте своего тела и никогда не пренебрегали омовениями. Хаммамы или бани были у каждой группы людей свои. Простые наложницы и служанки ходили в один хаммам. Евнухи имели свои бани, поскольку из-за перенесенной операции им требовалось более тщательно следить за собой. А вот султанши и другие представители правящей семьи ходили для омовения в свои персональные хаммамы. В роли наложницы Хюррем пробывала очень недолгое время, но это позволило ей увидеть, какая жизнь ее ожидает, если она не понравится султану. Поэтому девушка очень постаралась, чтобы привлечь и удержать любовь Сулеймана. 

стоп кадр из сериала великолепный век

Наградой за это ей стали власть, уважение и разные привилегии, недоступные простым наложницам. Одной из них была личная баня. Омовение тела для османов было целым ритуалом. Если девушка была приглашена на хальвет к повелителю, то ей занимались сразу несколько слуг, помогая подготовиться к свиданию. Воду для омовения всегда держали подогретой. Тело наложницы распаривали, а затем очищали кожу специальными скребками, которые прекрасно удаляли всю накопившуюся грязь. После этого девушку умащивали разными благовониями и кремами. Иногда делался массаж. Еще хаммамы были местом встречи, где девушки могли провести время за беседой и чаем, либо в специально отведенном месте могли выпить чашечку кофе или покурить трубку. Но в основном наложницы любили просто посидеть и посплетничать друг с другом, распивая чай и кушая различные сладости и десерты. 

Повара во дворце всегда были самые лучшие и, естественно, блюда, которые они готовили, были самыми вкусными. Только вот сладости девушки-наложницы кушали не так часто, как им хотелось бы. Все потому, что дневной рацион наложниц был строго ограничен порциями, чтобы они не набирали лишний вес. Но после свидания с султаном каждая девушка имела право покушать пахлаву или другой любимый десерт. В общем все покои во дворце Топкапы были отделаны очень дорого и богато. И до наших дней дошло это великолепие, которое можно увидеть, посетив музей Топкапы. А уж покои самой знаменитой султанши, Хюррем, и вовсе поражают своей богатой отделкой, шикарной дорогой мебелью с позолотой и красивейшей плиткой, украшавшей стены и потолки покоев хасеки. 

великолепныйвексултансулейманибрагимпашамахидеврансултанхатиджесултан

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Гарем — Дворец Топкапы — My Forever Travel

Без сомнения, дворец Топкапы, вероятно, является самым известным из всего османского наследия в Стамбуле. Султан Мехмед Завоеватель заказал его строительство вскоре после завоевания Константинополя в 1453 году. Это был императорский двор и резиденция османских султанов и их семей в течение 375 лет. Султан Абдулмеджид I перенес двор во дворец Долмабахче в 1856 году. Безусловно, это великолепное историческое место. Но я думаю, что гарем во дворце — самая увлекательная его часть. Таинственное место, где многие люди жили совершенно обособленно на протяжении многих веков.

 

Зал с фонтаном

 

Я посетил дворец и гарем во время моего последнего пребывания в Стамбуле. Гарем занимает большую часть дворца. В его состав входят более 300 комнат, бани, мечети, общежития, больница и прачечная. Но лишь небольшая часть гарема открыта для посетителей. Хотя открытая часть включает в себя некоторые из самых важных комнат, я также хотел бы увидеть закрытые на данный момент помещения гарема.

Весь комплекс большой, в нем поселилось много людей, и там есть на что посмотреть. Судя по всему, они восстанавливают и другие разделы, поэтому я надеюсь, что мы сможем их увидеть в будущем. Чем больше мы сможем увидеть этот великолепный дворец, тем лучше.

 

Зал с фонтаном

 

Этот пост о гареме, как вы видите, он есть на данный момент. Место красивое и дает хорошее представление о жизни в то время, когда османские султаны демонстрировали свою власть и богатство, владея многочисленными рабынями.

 

Зал с Фонтаном

 

 

МЕЧЕТЬ ЧЕРНЫХ ЕВНУХОВ

 

Первое, что вы видите при входе в гарем, это Мечеть Черного Юна уч.

 

Мечеть Черных Евнухов

 

Стих Корана «И ангелы воззвали к нему, когда он стоял, молясь в святилище» (Аль-Имран, 3:39) написан каллиграфическим вариантом арабского письма – Джели Тулут.

 

Молитвенная ниша с изображением Священной мечети в Мекке

 

Молитвенная ниша содержит изображение Священной мечети (аль-Масджид аль-Харам) в Мекке.

 

Мечеть Черных Евнухов

 

Изображение представляет собой подглазурную картину и непрерывно простирается на шестьдесят плиток.

 

Мечеть Черных Евнухов

 

Мечеть богато украшена и невероятно красива. Кроме того, вы получите очень хорошее представление о внутреннем убранстве всего гарема, в основном с плитками Изник ​​и Кутхая.

 

Мечеть Черных Евнухов

 

 

ДВОР ЧЕРНЫХ ЕВНУХОВ

 

В штат гарема во дворце Топкапы среди многих других входили и евнухи. Османы обычно выбирали черных евнухов абиссинского (египетского) происхождения из центральноафриканского крыла Османской империи. Затем они обучали их правилам дворца и гарема, со строжайшей дисциплиной.

Черные евнухи охраняли ворота гарема, следили за входом и выходом, сопровождали кареты, а также осматривали помещения, чтобы никто не мог проникнуть внутрь гарема.

 

Суд Черных Евнухов

 

Главные Черные Евнухи ( Кызлар Агасы)  возглавляли команду и руководили всем гаремом. По дворцовому протоколу они шли сразу после великого визиря и шейха аль-Ислами. Они получали относительно высокие доходы и, следовательно, жертвовали часть этих денег на различные благотворительные цели, такие как строительство мечетей, медресе и фонтанов.

Я упомянул Газанфера Ага в своем посте Османский Стамбул, главного белого евнуха и главного камергера султана Мехмеда III. Он построил медресе Газанфер Ага в Стамбуле.

 

Двор Черных Евнухов

 

Они обычно имели тесные отношения с султаном и его семьей и, следовательно, имели влияние на управление дворцом. Они были особенно сильны в 17-м и 18-м веках.

 

Двор Черных Евнухов

 

 

ВХОД В ГАРЕМ

 

Главный вход в гарем ( Cümle Kapısı) № отделял территорию гарема, где османская королевская семья жила вместе с наложницами, от зоны, где жили евнухи.

 

Главный вход в гарем

 

Также она вела к посту охраны евнухов, который соединялся с тремя основными крыльями гарема: коридором наложниц, двором Валиде Султан и личной квартирой султана и Золотой дорогой .

 

Гарем

 

 

КОРИДОР НАЛОЖНИЦ

 

От поста охраны евнуха вы входите в коридор наложниц. Коридор вел во двор наложниц и любимых жен султана.

 

Коридор наложниц

 

Кухня доставляла и сервировала еду вдоль длинной стойки коридора. Слуги-наложницы раздавали еду по всему гарему.

 

Коридор наложниц

 

 

НАЛОЖНИЦЫ И ЛЮБИМЦЫ СУЛТАНА

 

Женщины гарема жили согласно определенной иерархии. Это были мать султана, жены, сестры и дочери, а также наложницы-слуги. Когда во дворец прибывали новые наложницы, их сначала помещали в специальное общежитие для подмастерьев. Они получат строгое образование по османским традициям и правилам ислама, а также чтению и письму.

Основываясь на своих талантах, они обучали их музыке, вышивке, шитью и танцу живота. Тогда на службу султану отбирали только самых культурных, умных и красивых девушек. Их также обучали в частном порядке, надеясь однажды стать фаворитами султана.

Они также выбирали несколько наложниц, чтобы выйти замуж за ага (аги получали образование в престижной дворцовой школе Эндерун и занимали высокие посты в Османской империи). Другие девушки работали прислугой и занимались стиркой, уборкой и тому подобными задачами.

Наложницы получали жалованье и одежду в соответствии со своим рангом и титулом. Они служили во дворце минимум девять лет. Когда они захотели пожениться, они получили свободу с документом о свободе . Султан покрыл свадебные расходы каждой наложницы и предоставил довольно богатое приданое.

 

Палата султанской фаворитки

 

Самые красивые и умные наложницы получали частную личную комнату образование. Наложниц, вступивших в личные отношения с султаном, стало  Гёзде (избранное). Если они рожали детей, они получали определенные полномочия и привилегии и зарабатывали титулы Икбал (фаворитка) или Кадинефенди (главная женщина).

Жены султана тоже были  Хасеки . Этот титул впервые появился в 16 веке, когда Хюррем Султан и ее преемники использовали его до 18 века.

 

Палата фаворитки султана

 

 

КВАРТИРА ВАЛИДЭ СУЛТАНА

 

Женщины, чьи сыновья стали султанами, получили титул Валиде Султан (королева-мать).   Новый Валиде Султан переедет из Старого дворца в районе Баязида в Стамбуле во дворец Топкапы на торжественной церемонии V алиде Алайи .

 

Квартира Валиде Султан

 

Валиде Султан занимала самое высокое положение в гареме, а в XVII веке обладала еще большим авторитетом. Когда султан либо сходил с престола, либо умирал, они посылали Валиде Султан обратно в Старый Дворец. Это событие ознаменовало конец правления этого конкретного султаната.

 

Апартаменты Валиде Султан

 

В 1580-х годах, во время правления Султана Селима II, Мимар Синан и Давут Ага построили апартаменты Валиде Султан для Нурбану Султан, матери Султана Мурада III. Квартира находится посреди гарема.

 

Квартира Валиде Султана

 

После пожара квартира была восстановлена ​​в 1665 году. В 1789 году был пристроен второй этаж., для матери султана Селима III, Михриша Султан.

 

Квартира Валиде Султана

 

С тех пор различные обновления и расширения позволили ей дожить до наших дней. В квартире есть разные комнаты, хотя Валиде Султан , вероятно, проводила большую часть своего времени в приемной, молитвенной комнате и спальнях.

 

Квартира Валиде Султана

 

Лучшие образцы османской плитки XVII века украшают стены квартиры. Есть еще 19Пейзажная живопись ХХ века под влиянием Запада. Безусловно, эта квартира — одна из самых красивых комнат в гареме.

 

Апартаменты Валиде Султана

 

 

БАНИ ВАЛИДЕ СУЛТАНА

 

Двойной хаммам султана и женщин, преимущественно из Валиде Султан , был построен в 1585 году по проекту имперского архитектора Синана.

Султан Мурад III заказал его строительство, так как хотел новый хаммам для купания членов королевской семьи.

 

Баня Валиде Султана

 

Высокие диваны во фригидарии, тепидариуме и приватных комнатах создавали зоны отдыха.

 

Баня Валиде Султан

 

Но баня, используемая Валиде Султан и другими женщинами гарема, меньше, чем баня султана.

 

Баня Валиде Султана

 

 

Баня СУЛТАНА

 

Плитка Beatufiul Iznik украшает коридор, соединяющий эти две бани.

 

Баня султана

 

Султан Осман III отреставрировал баню султана и построил новый павильон, соответствующий стилю рококо того времени.

 

Купальня султана

 

Во второй половине 18 века были добавлены позолоченные краны фонтанов и бассейнов, а также позолоченные бронзовые перила, отделяющие частную купальню султана.

 

Султанские бани

 

Бани султана и Валиде Султан и Императорский зал отапливались полом с общей системой отопления.

 

Баня султана

 

Красивые надписи, в которых упоминается имя султана Османа III, украшают коридор хаммама .

 

Султанская баня

 

Также деревянные двери бани выполнены в стиле османского рококо.

 

Баня Султана

 

 

ИМПЕРАТОРСКИЙ ЗАЛ

 

Самая большая и впечатляющая комната в гареме – Императорский зал.

 

Императорский зал

 

Императорский зал, расположенный в центре между Тайной палатой султана Мурада III и банями, был построен главным имперским архитектором Давутом Ага после 1585 года.

 

Императорский зал

 

90 004 На протяжении веков, он претерпел множество изменений из-за многочисленных пожаров и различных ремонтов. Самый большой купол дворца Топкапы находится в Императорском зале вместе с балдахином, покрывающим трон султана.

Также есть галерея, где обычно сидели Валиде Султан и другие домочадцы.

 

Императорский зал

 

Зал служил султану местом проведения церемоний и аудиенций. Кроме того, императорская семья собиралась здесь для развлечений, свадеб, церемоний рождения и религиозных праздников. Именно там члены гарема поздравляли нового султана с восшествием на престол.

 

Императорский зал

 

Надписи на плитках датируются пожаром 1665 года. Синие и белые голландские (Дельфтские) плитки и украшения в стиле рококо относятся к периоду правления султана Османа III, в середине восемнадцатого века. Деревянные арки портика и окна выполнены в стиле барокко.

 

Императорский зал

 

Надписи над дверью и окнами содержат информацию о ремонте здания во времена правления султана Османа III, а также панегирик ему.

 

Императорский зал

 

Надписи под окнами, вероятно, относятся к тому же периоду и содержат стихи 257-263 суры аль-Бакара в Коране.

 

Гарем

 

 

ЧАСТНАЯ КОМНАТА СУЛТАНА МУРАДА III на месте уборной Сулеймана Великолепного. На протяжении веков различные султаны использовали здание как в качестве своей личной, так и официальной резиденции.

 

Комната султана Мурада III

 

Комната представляет собой великолепный образец османской архитектуры конца XVI века.

 

Комната султана Мурада III

 

В комнате две позолоченные деревянные балдахиновые кровати в стиле османского барокко, датируемые 18 веком.

 

Комната султана Мурада III

 

Кроме того, стены комнаты украшает лучшая изникская плитка XVI века. Искусство изготовления османской плитки в то время было на пике своего развития.

 

Комната султана Мурада III

 

Действительно, это великолепная комната, и из-за того, что в ней так много изысканных деталей, вы просто не знаете, где искать в первую очередь.

 

Комната султана Мурада III

 

 

ДВОР МАБЕЙН И КВАРТИРА ЛЮБИМЦЕВ СУЛТАНА

 

Двор МАБЕЙН и апартаменты Султанские фаворитки были построены в 18 веке для женщин гарема.

 

Мейбейн Кортъярд

 

Квартира спроектирована как приподнятая деревянная вилла в багдадском стиле с неоклассическими портиками. Специально построенный во время правления султана Абдулхамида I, мезонин здания содержит общежитие фаворитов. Спальня выходит на арки портика через решетчатый каркас.

 

Квартира султанских фаворитов

 

Квартира султана Абдулхамида I находится на нижнем уровне, прямо над полуразрушенной башней султана Селима I. Он жил там вместе со своей семьей.

 

Квартира султанских фаворитов

 

Еще одна интересная особенность этого двора — Кафе (клетка). Там под домашним арестом и постоянным наблюдением держали возможных наследников престола.

Ранняя история Османской империи — это история братоубийства. Каждый новый султан убивал всех своих братьев, включая младенцев. В начале своего правления султан Мехмед III казнил 19 своих братьев. Эта практика уменьшила количество претендентов на престол и предотвратила нестабильность.

 

Кафес (клетка)

 

«Правило старшинства» было принято после смерти султана Ахмеда I. Его старшему сыну на момент его смерти было 13 лет, поэтому брат Ахмеда Мустафа стал султаном. Основная предпосылка заключалась в том, что все мужчины в старшем поколении должны быть султанами перед самым старшим мужчиной из следующего поколения.

Но новые султаны заключали своих братьев, кузенов и племянников в клетку, как только они покидали гарем, в период полового созревания. Это означало конец их образования, и, следовательно, многие султаны взошли на престол неподготовленными. В клетке у них была только компания слуг и женщин гарема.

 

Гарем

 

 

ГАРЕМНАЯ МЕЧЕТЬ

 

Гаремная мечеть (Гарем Мескиди) во дворце Топкапы была построена в 17 веке.

 

Гаремная мечеть

 

Это был молитвенный зал для матери султана, сестер и дочерей, а также для его первой супруги и других старших женщин гарема.

 

Гаремная мечеть

 

Мечеть примыкает к мечети Агас во внутреннем (третьем) дворе дворца Топкапы.

 

Гаремная мечеть

 

Молитвенная ниша в стиле барокко (михраб) имеет решетчатое окно.

 

Гаремная мечеть

 

Ее стены покрыты плиткой, изготовленной во дворце Текфур.

 

Гаремная мечеть

 

В 1719 году во дворце Текфур была открыта гончарная мастерская. Там производили керамическую плитку, похожую на изникскую, но с европейским дизайном и цветовой гаммой.

 

Гаремная мечеть

 

Мечеть и плитки волшебные. Я использовал два изображения мечети в качестве основных фотографий своих предыдущих постов: Османские имперские мечети, часть 1 и часть 2.

 

Гаремная мечеть

 

Наконец, мечеть — это конец посещения гарема.

 

Гарем Мечеть

 

 

ЗОЛОТАЯ ДОРОГА

 

Чтобы выйти из гарема, вы должны пройти через Золотую Дорогу. Он возвращает вас к сторожевому посту Черных евнухов, выход там. Это самый длинный, самый старый и самый важный проход гарема.

В прошлом ее называли Долгая дорога (Узун Йол), Путь султана (Рах-и Падишахи), а также Аллея Его Превосходительства Султана (Сокак-и Хазрет-и Падишахи). Султан использовал его как кратчайший путь к покоям гарема.

Однако название происходит не от внешнего вида. Дорога представляет собой оштукатуренную стену и каменное покрытие без каких-либо украшений. Название его происходит от того, что в определенные особые дни здесь проходил султан и бросал золотые монеты обитательницам гарема, которые стояли вдоль дороги.

 

Золотая дорога

 

Если вы посетите Стамбул и дворец Топкапы, обязательно посетите и гарем. Я говорю это потому, что они берут отдельную плату за вход в гарем в дополнение к тому, что вы должны заплатить, чтобы увидеть дворец. Гарем действительно лучшая часть дворца.

Несомненно, его история увлекательна. Представьте, вы могли бы войти во дворец мальчиком-рабом или девушкой-рабыней и стать великим визирем или Валиде Султаном . Все по заслугам и с небольшой долей везения, в отличие от королевских дворов западного мира, где аристократы заключали браки только между собой.

Но об этом я напишу подробнее в следующем посте.

 

 

Назад в Турцию

Язык жестов Только во Дворце Сулеймана Топкапы!

Почти все в стамбульском дворце Топкапы были рабами, но это не единственная любопытная особенность дворца во времена правления султана Сулеймана Великолепного. Всех заставляли учить и использовать только язык жестов. Почему это могло быть? В этой статье рассматривается, как язык жестов был впервые введен во дворце Топкапы при султане Сулеймане Великолепном и почему во дворце говорили исключительно на языке жестов. Дворец Топкапы был не специальной школой для глухих, а уникальным местом для всех, как слышащих, так и глухих жителей.

В этом документе также рассматриваются фактические вопросы о гаремах. Непреднамеренно обет молчания может показаться расхождением, но будьте уверены, обет молчания был важным шагом в плане общения на языке жестов и обучения людей, которые были глухими.

Старые империи до Османской империи имели схожие обычаи и ритуалы, которые отличались от европейских обычаев. Эти древние империи всегда включали глухих и «жесты немых» (язык жестов). Это очень древние обычаи, и в них не было ничего «нового». Как и во всех других упадках, конец османского языка жестов (OSL) и империи был неизбежным результатом.

Сулейман Великолепный. Венгерский национальный музей. (Yelkrokoyade/ CC BY-SA 3.0 )

Дворец Топкапы и рабство в Османской империи

На пике Османской империи при Сулеймане Великолепном (годы правления 1520-1566) их было 4,0 00 жителей на Дворец Топкапы, и большинство из них были рабами, так как рабство в империи, к сожалению, было законным.

«Рабство было законной и значительной частью экономики и традиционного общества Османской империи» (Кембриджская всемирная история рабства).

В Стамбуле, административном и политическом центре Османской империи, с 1453 по 1700 год нашей эры численность рабов составляла около 2,5 миллионов человек.

«Выращивая и специально обучая рабов в качестве чиновников в дворцовых школах, таких как Эндерун, где их обучали служению султану и другим учебным предметам, османы создали администраторов со сложным знанием управления и фанатично преданных. Эти рабы и [освобожденные (освобожденные)] рабы были неотъемлемой частью успеха Османской империи с 14 века по 19 век.век». (Нечипоглу и Хабиб)

  • Богатства, обнаруженные в турецкой «стране слепых»
  • Безымянные иммигранты и рабы в Риме, кто они были? Откуда они пришли?

Откуда взялись рабы Османской империи?

Большинство рабов дворца Топкапы были захвачены с христианских территорий, завоеванных Османской империей. При империи почти каждая страна была завоевана в результате агрессивных войн, и многие пленники стали рабами.

Великий визирь Османской империи (второй по могуществу человек после султана) одно время возглавлял иерархию домашних рабов. Султан назначал великого визиря, и только султан мог уволить великого визиря.

Главный советник Великого визиря оценивал порабощенных в соответствии с критериями, установленными султаном. Один из критериев требовал, чтобы порабощенные обратились в ислам. Те, кто соответствовал критериям, были вынуждены покинуть территорию, где они были схвачены, и доставлены во дворец Топкапы. Как только они прибыли во дворец, они начали свои тренировки и уроки.

Жители завоеванных христианских территорий, порабощенные и обращенные в ислам, часто отпускались на волю (освобождались) после нескольких лет службы, ибо такое освобождение считалось благочестивым поступком со стороны рабовладельца. Здравый смысл подсказывает, что они явно не были счастливы быть рабами и обратились в ислам, чтобы выжить.

Верхняя терраса и багдадский киоск во дворце Топкапы ( RuslanKphoto / Adobe Stock)

Что делали рабы во дворце Топкапы?

Рабы-новички проходили религиозную и культурную обработку во время обучения чтению, письму и разговорной речи на османском турецком языке, после чего их переводили на службу к султану. Учебная программа включала изучение Корана, учебников по арабской грамматике, безмолвные уроки (язык жестов), права, персидской литературной классики и различные формы профессионального обучения.

После того, как обученные рабы, которые стали пажами (людьми, которые работали слугами империи и султана), завершили свое обучение в различных камерах и доказали свои навыки и верность на службе султану, они наконец были готовы принять выдающиеся административные должности во внешнем мире.

Их также обучали дрессировке охотничьих собак и соколов. Во дворце Топкапы есть собственная больница, прачечная, монетный двор, пекарни, швеи, портные, парикмахеры, парикмахеры, вышивальщицы, ткачи, ювелиры, уборщики, плотники, и большинство этих профессий выполняли обученные рабы.

Османские немые говорят на языке жестов. (Книга костюмов Раламба, 1657 / Public Domain )

История османского языка жестов (OSL)

В 1522 году османский язык жестов (OSL) был впервые представлен во дворце двумя немыми братьями во время правления Сулеймана I. Найдя эту форму общения очень уважительной, султан приказал использовать язык жестов для всех пажей (рабов). примыкает к его личной комнате. Для глухих людей их руки — это их голос, их глаза — это их уши.

Профессор Гарварда Гулру Нечипоглу, упомянутая в ее книге Архитектура, церемониал и власть: Дворец Топкапы в пятнадцатом и шестнадцатом веках, что:

«В 1527 году Сулейман отказался говорить, молчание, которое, конечно же, не соблюдалось предками султана, … В его использовании немых знаков вместо слов. Лишь трем любимым пажам разрешалось обращаться к нему словами; остальные могли общаться только с помощью знаков».

В 1605 году французский дипломат Анри де Бово говорит, что этот язык жестов назывался «Ixarette» (по-турецки isaret означает «знак») и использовался во дворце как второй язык. Три года спустя, в 1608 году, венецианский байло (высокопоставленный дипломат) Оттавин Бон писал, что «султан и его пажи общаются на языке жестов, чтобы наблюдать серьезность, которую так исповедуют турки, и то, что они выражают немыми знаками, более чем обсуждается устно; то же самое среди королевских женщин и других дам, ибо среди них есть также старые и молодые немые; и это очень древний обычай сераля желать и иметь как можно больше немых. [немой здесь синоним раба]

Девять лет спустя, в 1617 году, язык жестов и Принцип Молчания, предписанные Сулейманом, превратились в обязательный атрибут королевского достоинства. Когда султан Мустафа (годы правления 1617-1618 и 1622-1623) отказался изучать его, он подвергся критике в зале общественного совета Стамбула. Те, кто озвучил их жалобу, считали недостойным для султана использовать обычную речь янычар [рабов] и простых купцов и соглашались, что он [султан] никогда не должен говорить, но заставлять людей трепетать своей необычайной серьезностью.

Комната украшена кобальтово-синей плиткой Изник. (Хорхе Ласкар / CC BY 2.0 )

Глухие пространства дворца Топкапы

Самым удивительным элементом этого исследования было обнаружение одного из заслуживающих доверия источников, описывающих физические пространства во дворце Топкапы, которые были кстати дружелюбен к носителям жестового языка, на котором в настоящее время известны как «глухие пространства».

По словам профессора Нечипоглу, первоисточники описывали физические пространства в Топкапы, известные как глухие пространства, следующим образом:

«Перед тем, как лечь спать, прозвучала перекличка, и затем мастер палаты ударил тростью по полу, чтобы обозначить час покоя. Во всех общежитиях пажи спали на маленьких кроватях в длинных прямоугольных залах, которые всю ночь освещались факелами, чтобы привратники и евнухи могли наблюдать за их поведением».

Фраза «… ударил тростью по полу» подразумевает, что присутствующие пажи (рабы) были глухими. Удары тростью по полу были обычным способом привлечь внимание глухих даже в 15 веке во дворце Топкапы при Сулеймане!

Как драгоценно прочитать это в записи почти 700-летней давности. Основываясь на реальном жизненном опыте, глухие жильцы живут, например, на втором этаже квартиры, и всякий раз, когда они непреднамеренно издают раздражающие звуки, мешающие слышащим жильцам внизу, они ударяют по потолку ручкой метлы, чтобы предупредить глухих жильцов наверху, чтобы они остановились. издавать непреднамеренные раздражающие звуки.

Слышащие пажи услышали, как палка ударилась об пол, как раз в то время, когда глухие пажи ощутили ее вибрацию.

Основываясь на своих наблюдениях, когда я посетил Дворец-музей Топкапы, я заметил удивительные сотовые окна в крыше в одном из залов, которые, как я инстинктивно полагал, должны быть предназначены для носителей языка жестов. Одним из аспектов глухих пространств во дворце Топкапы было много света: яркие широкие залы и полукруглые окна были стратегически расположены высоко с обеих сторон довольно близко к потолку.

Как концепция гаремов долгое время была неправильно понята

Да будет известно, что эти заслуживающие доверия источники также показали, что европейцы прошлого неправильно понимали основную концепцию гаремов. Профессор Нью-Йоркского университета Лесли Пирс объяснила в своей книге Императорский гарем: женщины и суверены в Османской империи , «На самом деле семейный гарем — это почетное убежище — религиозной чистоты — для женщин, их детей и султана. Есть и мужской гарем». Давайте проясним, гаремы никогда не были публичными домами или местами для сексуальных оргий. В семейный гарем допускается только муж, глава семьи.

  • Хюррем Султан, Веселая Роза Сулеймана I и Могущественная Женщина Османской империи
  • В запретном месте: Скрытые жизни в гареме

Воображаемая сцена из султанского гарема. (  Public Domain )

Естественно спросить, почему европейцы прошлого неверно истолковывали гаремы, и это, вероятно, связано с тем, что некоторые христианские территории были завоеваны, особенно Константинополь. Европейцы-христиане прошлого были огорчены и возмущены потерей христианского Константинополя и базилики Святой Софии, самой большой христианской церкви того времени. Для христиан это была сокрушительная потеря, когда Константинополь был завоеван, переименован в город Стамбул и превращен в мусульманский город. Базилика Святой Софии была преобразована в мечеть, и многочисленные мусульманские мечети были построены по точному образу отреставрированной базилики Святой Софии.

Реально это норма ведения войны с врагом и Константинополь был завоеван врагом-нехристианином. Завоеватель получает шанс изменить город, и хотя Константинополь был православным городом, он был значительно перестроен, чтобы отразить исламскую религию завоевателя. Месть покоренных христианских жителей Стамбула заключалась в том, что они извратили смысл одной из самых заветных ценностей халифата, своих гаремов, из святилища в греховные публичные дома и места сексуальных оргий.

Истинная природа и реальность дворцовых гаремов Топкапы

Как объяснил профессор Лесли Пирс, «к концу шестнадцатого века султан построил второй набор частных покоев на территории дворца для размещения женщин и их детей из королевской семьи. домохозяйства, последняя область также стала именоваться «императорским гаремом» из-за присутствия там не женщин, а султана».

Пирс описывает, как охранялись императорские гаремы, следующим образом: «Белые евнухи охраняли императорский мужской гарем для молодых принцев, которые уже не были достаточно молоды, чтобы оставаться в фамильном гареме. Черные евнухи охраняли императорский гарем для женщин, детей и султана».

Портрет Камерии, дочери императора Солимана (1522-1578) работы Кристофано дель Альтиссимо. (Музей Пера, Общественное достояние )

Помните цитату Сулеймана…  «…это очень древний обычай сераля желать и иметь как можно больше немых…»

От с самого начала обета молчания монахи и монахини, жившие в монастырях, говорили на языке жестов и обучали глухих детей. В книге Пирса упоминается, что Османская империя завоевала христианские территории, и, конечно же, монастыри также были расположены на завоеванных территориях Османской империи. А исторические свидетельства показывают, что христианские монастыри и церкви приветствовали глухих, превращая их в собрание глухих христиан.

Подходы к раннему обучению глухих

Марина Радич Сестич, Надежда Димич и Мила Сеум из Белградского университета, Сербия, упомянутые в их статье 2012 г. Century (страница 147) , что «Это общеизвестный факт, что в Средние века инвалиды были маргинализированы более широким социальным сообществом и что благотворительная помощь в церквях и монастырях считалась законной формой помощи тем, кто был назначен Богом, чтобы искупить грехи своих предков». На самом деле именно Аристотель первым сделал неправомерное заявление о том, что Бог искупает грехи предков глухих людей.

Профессор английского языка Университета Галлодет Лоис Брэгг написала в своей статье Коммуникация в Европе до 1600 года: лексикон [жестирование] и алфавиты пальцев до появления образования глухих , что «подавляющее большинство глухих и небольшое число глухие дети знати, которых отправляли в Она [Испания] или, действительно, в любой монастырь в любое время с момента введения лексиконов. Иными словами, даже если горстка элитных глухих юношей вышла из монастырей, сведущих в монастырском звоне, вряд ли они могли иметь какие-либо контакты с глухими из других социальных слоев…».

Книга Мэрилин Дэниэлс, Бенедиктинские корни в развитии Образование для глухих: слушание слухом t показало, что участие бенедиктинцев в развитии образования для глухих малоизвестно, что именно и объяснила Лоис Брэгг в своей статье.

Медленный упадок османского языка жестов и Империя

Поскольку султан Мустафа отказывался изучать язык жестов, он постепенно уменьшался и использовался все реже и реже последующими султанами. Однако я считаю, что внешняя мировая политика могла также повлиять на султанов после Сулеймана, чтобы они по-новому пересмотрели идеи молчания и глухоты.

Хотя Османская империя в течение большей части своего 499-летнего существования впечатляла, то, как Османская империя завоевывала территории, не вызывала восхищения. То, как они поработили бесчисленное количество людей по всей империи, было ужасно. И хотя рабство — это плохо, рабам дворца Топкапы было неплохо. Им была предоставлена ​​возможность продвигаться вперед и готовиться к работе во внешнем мире.

  • Кхаджурахо: самые сексуальные храмы Индии
  • Китайский император, построивший винное озеро и мясной лес

Были гораздо худшие места для жизни в качестве раба. ( muratart / Adobe Stock)

На протяжении 46-летнего правления Сулейман постепенно предпочитал всегда подписывать до такой степени, что OSL был исключительно вторым языком во дворце. Они «говорили» на OSL гораздо больше, чем то, что обсуждалось устно. Он хотел иметь как можно больше немых. Это наводит меня на мысль, что сам Сулейман был слегка глухим и пытался скрыть свою слабость, принимая ее.

Есть несколько источников до Первой мировой войны, написанных глухими интеллектуалами, надеющимися на утопический мир, в котором все понимают глухих и говорят на их языке.

Очевидно, Сулейман свободно владел OSL. Дворец Топкапы действительно был утопией для глухих; однако, возможно, не для всех слышащих людей.

Верхнее изображение: Тронный зал в гареме дворца Топкапы, Стамбул. Источник: Франческо Бонино / Adobe Stock

Патриция Расвант

Ссылки

Bragg, L. (1997). Визуально-кинетическая коммуникация в Европе до 1600 года: обзор жестовой лексики и алфавитов пальцев до появления образования для глухих

. Журнал исследований глухих и образования глухих, 2 (1), 1–25. Проверено 19 марта 2021 г. Доступно в Интернете: http://www.jstor.org/stable/23805404

Campus Design and Planning Deaf Space . Галлодетский университет. Доступно в Интернете:

https://www.gallaudet.edu/campus-design-and-planning/deafspace/

Дэниелс, Мэрилин (1997) Бенедиктинские корни в развитии образования глухих: слушание сердцем. Берген и Гарви. Вестпорт, Коннектикут.

Эрлз, Аверилл. (2018) Devsirme: Дань детям, рабству и Османской империи. Доступно онлайн:

Devşirme: The Tribute of Children, Slavery and the Ottoman Empire

Хабиб Абдулла (2012) Полный Отчет об османской школе Эндерун.

Доступно на сайте: https://turkpidya.com/en/enderun-ottoman-school/

Lane, Harlan. Опыт глухих: классика языка и образования. Университет Галлодета. Вашингтон, округ Колумбия. Доступно в Интернете: http://gupress.gallaudet.edu/excerpts/TDE.html

Нечипоглу, Гулру. (1991) Архитектура, церемониал и власть: дворец Топкапы в пятнадцатом и шестнадцатом веках . MIT Press, Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия.

Доступно на сайте: https://biography.yourdictionary.com/osman-i

Пирс, Лесли П. (1993) Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи. Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк и Оксфорд.

Ри, Джонатан. (1999) Я вижу голос: глухота, язык и чувство — философская история.

Университетское издательство. Нью-Йорк и Оксфорд.

Сандерс Паула. (1984) Ритуал, политика и город Фатимидов Каир . Государственный университет Нью-Йорка, Олбани, Нью-Йорк.

Сестич, Марина; Димич, Надежда; и Сесум, Миа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *