Святыня святых. Город Эчмиадзин — экскурсия на «Тонкостях туризма»
Эчмиадзин — сердце армянской церкви
Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.
По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.
В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.
В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.
Кафедральный собор Эчмиадзин
1/10
За кафедральным собором и созданным вокруг него монастырем закрепилось название Эчмиадзин, что переводится со староармянского языка как «место Сошествия Единородного». Первоначально собор представлял собой деревянную базилику. В V–VII веках храм перестроили в камне, после чего он приобрел крестовокупольную форму. Современный купол выполнен в XVII веке, в это же время к собору была пристроена колокольня.
В начале XVIII века над росписью интерьера собора работал Овнатан Нагаш — основатель выдающегося армянского рода талантливых живописцев Овнатанянов. Впоследствии его потомки продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян обновил и дополнил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более 100 картин с обликом Иисуса Христа, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор.
Эчмиадзин сам по себе святыня армянской церкви и символ Армении. Неслучайно в ее календаре существует уникальный день кафедрального собора. Праздник, который отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 дня после Пасхи. Во время Святой Литургии звучит шаракан (духовный гимн) «Сошел Единородный», рассказывающий о видé нии Григория Просветителя и об основании храма. Шаракан написан еще в VIII веке.
Сокровищница Святого Эчмиадзина
1/10
Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.
В сокровищнице также представлены:
частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в., частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня, мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов, святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.
В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.
На территории Эчмиадзинского монастыря находятся многочисленные здания — памятники архитектуры.
Напротив входа в кафедральный собор расположена резиденция Католикоса всех армян (1738–1741). Духовная семинария Эчмиадзина — крупнейшее высшее учебное заведение армянской церкви: ее студенты живут и обучаются в Эчмиадзинском монастыре. В указанной семинарии учился Комитас — величайший армянский композитор начала XX века, получивший сан архимандрита. Памятник Комитасу находится на главной площади Вагаршапата.
Эчмиадзинская типография, возведенная в 1772 г.
Церковь Святых Архангелов построена недавно — в 2011 г.От главных ворот, заложенных на месте дворца царя Трдата и носящих его имя, к Эчмиадзинскому собору ведет аллея старинных хачкаров (камни в форме крестов), привезенных из разных регионов исторической Армении. Прилегающие площади монастыря прекрасно озеленены: здесь разбит уютный парк. Увидите и Храмы
Святой Рипсимэ
1/10
Святой Гаянэ Эчмиадзине
1/10
И бонус храм
ЗВАРТНОЦ на фоне Арарат.
1/10
Что входит
- транспорт,
- услуги профессионального гида,
Что не входит
- питание,
- личные расходы,
- расходы на билеты
Полезная информация
- График и маршрут индивидуальных экскурсий можно изменять по вашему желанию.
- Тур можно начинать с любого удобного вам адреса в Ереване и в Гюмри.
- Экскурсия для детей до 5 лет — бесплатно.
По всем вопросам звоните на
- WhatsApp +37499669015,
- Viber +37455669015
или пишите на электронную почту
Эчмиадзин — духовная столица армян
Святой Первопрестольный Эчмиадзин — духовная столица армян всего мира, место резиденции главы Армянской апостольской церкви — католикоса. В начале IV века здесь основали кафедральный собор, в сокровищнице которого хранится наконечник Святого копья, пронзившего бок Иисуса Христа на кресте, и другие бесценные святыни христианского мира. Тончайшая резьба по камню украшает фасад собора, а его интерьер поражает гармонией и изяществом росписей, сочные краски которых как будто переносят вас в райский сад.
Эчмиадзин — сердце армянской церкви
Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.
По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.
В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.
В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.
Эчмиадзин — неприступная скиния
Как и над всей Арменией, над Эчмиадзином много раз нависала опасность уничтожения. Так, во время драматических событий русско-персидской войны монастырь, где укрывались раненые русские солдаты, был осажден персами. С Божьей помощью русский отряд А. Красовского вместе с армянскими ополченцами победил превосходящие в 15 раз силы персов в битве при Ошакане и вступил в Эчмиадзин. Во время битвы архиепископ Эчмиадзина Нерсес Аштаракеци вместе со всем духовенством, жителями и солдатами на коленях молился за победу перед Святым копьем.
В 1828 г. Восточная Армения освобождена от персов. В 1918 г., во время армянско-турецкой войны, турецкие полчища стояли в считаных километрах от Эчмиадзина и собирались довершить геноцид армян. Несмотря на смертельную опасность, Католикос всех армян Геворг V Суренянц отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился вооружить духовенство для участия в битве против турок: отряд, в котором сражались священнослужители, насчитывал 300 человек.
21–24 мая 1918 г. состоялась битва при Сардарапате, в которой армяне разбили врага и отбросили его от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен: Армения была спасена от гибели и 28 мая 1918 г. возродила свою государственность после почти 600-летнего перерыва.
Кафедральный собор Эчмиадзин
За кафедральным собором и созданным вокруг него монастырем закрепилось название Эчмиадзин, что переводится со староармянского языка как «место Сошествия Единородного». Первоначально собор представлял собой деревянную базилику. В V–VII веках храм перестроили в камне, после чего он приобрел крестовокупольную форму. Современный купол выполнен в XVII веке, в это же время к собору была пристроена колокольня.
В начале XVIII века над росписью интерьера собора работал Овнатан Нагаш — основатель выдающегося армянского рода талантливых живописцев Овнатанянов. Впоследствии его потомки продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян обновил и дополнил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более 100 картин с обликом Иисуса Христа, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор.
Позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В прошедшем столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых в 2015 г.
Главный алтарь, как и во всех армянских церквях, расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе существует еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда Господь ударил золотым молотом.
Эчмиадзин сам по себе святыня армянской церкви и символ Армении. Неслучайно в ее календаре существует уникальный день кафедрального собора. Праздник, который отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 дня после Пасхи. Во время Святой Литургии звучит шаракан (духовный гимн) «Сошел Единородный», рассказывающий о видéнии Григория Просветителя и об основании храма. Шаракан написан еще в VIII веке.
Сокровищница Святого Эчмиадзина
Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви.
Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.В сокровищнице также представлены:
- частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
- частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
- мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
- святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.
В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.
Что еще посмотреть в окрестностях Эчмиадзинского монастыря
На территории Эчмиадзинского монастыря находятся многочисленные здания — памятники архитектуры.
- Напротив входа в кафедральный собор расположена резиденция Католикоса всех армян (1738–1741).
- Духовная семинария Эчмиадзина — крупнейшее высшее учебное заведение армянской церкви: ее студенты живут и обучаются в Эчмиадзинском монастыре. В указанной семинарии учился Комитас — величайший армянский композитор начала XX века, получивший сан архимандрита. Памятник Комитасу находится на главной площади Вагаршапата.
- Эчмиадзинская типография, возведенная в 1772 г.
- Церковь Святых Архангелов построена недавно — в 2011 г.
От главных ворот, заложенных на месте дворца царя Трдата и носящих его имя, к Эчмиадзинскому собору ведет аллея старинных хачкаров (камни в форме крестов), привезенных из разных регионов исторической Армении. Прилегающие площади монастыря прекрасно озеленены: здесь разбит уютный парк.
Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине
В окрестностях Эчмиадзинского монастыря расположены храмы Святой Рипсимэ (618 г.) и Святой Гаянэ (630 г.), построенные на тех местах, где святые нашли свою мученическую смерть. В криптах церквей покоятся мощи святых дев, особо почитаемых армянами, а также христианами других стран.
Рипсимэ, Гаянэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря Святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Узнав о красоте Рипсимэ, император Диоклетиан хочет взять ее в жены, однако она не подчиняется ему и сохраняет верность Христу. Монахини бежали в Египет, а оттуда — в Армению. Эту страну в видéнии Рипсимэ указала Пресвятая Богородица.
Царь Трдат, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из инокинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в ее решении, и тогда Трдат приказывает казнить девушек. Они перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате: лишь двум монахиням удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. Нунэ больше известна как святая Нина — просветительница Грузии.
Смерть мучениц открыла Армении путь к принятию христианства, и сейчас в дни памяти святых дев Рипсимэ и Гаянэ проводятся Святые Литургии. Святой Григорий обнаружил мощи святых дев, и на месте их захоронения построил деревянные часовни, перестроенные в VII веке в каменные церкви и сохранившиеся в Эчмиадзине до нашего времени. В 1694 г. возведен храм Сурб-Шогакат.
Церкви поражают своей монументальностью и удивительной простотой, возвращающей нас в раннехристианские времена. Храмы стали воплощением в камне той любви к Богу, которая победила жестокость и гордыню. Строгие камни церкви Святой Рипсимэ преисполнены тепла тысячелетних молитв, и это тепло согревает душу настолько, что даже в сильный мороз в храме не чувствуешь холода.
Звонница была пристроена к храму по армянским меркам «недавно» — в конце XVIII века. Церковь Святой Гаянэ была дополнена притвором — аркадой со звонницами — в XVII веке. Когда находишься в этом храме, кажется, что изнутри он еще больше, чем снаружи, и его массивные своды вместо того, чтобы подавлять своим масштабом, уносят ввысь — к куполу, пронизанному светом, непостижимым образом проникающим через небольшие узкие окна, но способным осветить и освятить даже самые темные уголки естества вошедшего сюда человека.
Достичь такого эффекта только лишь за счет точных расчетов невозможно, что и выделяет армянскую архитектуру среди других архитектурных традиций. В Армении архитектура по-настоящему стала не самоцелью, а средством передачи духовных ценностей и духовного общения.
Кафедральный собор Эчмиадзин, храмы Святой Гаянэ и Святой Рипсимэ включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вагаршапат (Эчмиадзин)
Эчмиадзин расположен в Армавирской области. Это самый большой город в регионе и особое место для армян. Город также известен как Вагаршапат.
Эчмиадзин — крупнейший спутник Еревана и 4-й по численности населения город Армении. Он расположен на востоке Еревана в бассейне реки Касах. Город находится очень близко к международному аэропорту Звартноц.
История ЭчмиадзинаЭчмиадзин называют «святым городом», так как он считается «духовной столицей» страны. Когда-то он был одним из крупнейших городов страны и столицей древней Великой Армении. Территория древнего Эчмиадзина заселена с III тысячелетия до н.э..
Первые письменные упоминания об этом городе обнаружены в надписях, оставленных урартским царем Русой II (685–645 до н.э.), где город упоминается как Куарлини. В Эчмиадзине упоминается водный канал, открытый царем Русой II между рекой Раздан и долиной Куарлини.В первой половине I века нашей эры царем Армении был Вагарш I (117–144), и город был переименован в Вагаршапат в честь царя, который, по словам Мовсеса Хоренаци, перестроил город.
Вагаршапат был столицей Армянского царства между 120 и 330 годами нашей эры. После принятия христианства в качестве государственной религии Армении в 301 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзин по названию Материнского собора; резиденция армянского католикосата. Вагаршапат развивался как важный центр образования и культуры. В городе находилось одно из старейших учебных заведений Армении, основанное Месропом Маштоцем.
Достопримечательности ЭчмиадзинаВ Эчмиадзине 5 церквей; Кафедральный собор Святого Эчмиадзина. Святая Рипсимэ, Святая Гаяне, Святая Шогакат и Святая Богородица Мариам. Важнейшим центром Армянской Апостольской церкви является Кафедральный собор Святого Эчмиадзина. Этот храм был построен в начале 4 века, сразу после принятия христианства в качестве государственной религии.
Построен первым патриархом Святым Григорием Просветителем. Говорят, святому Григорию приснился сон, в котором Иисус сошел с неба и показал место, где должна быть построена церковь. Это настоящее волшебное место, которое обязательно нужно посетить, когда вы находитесь в Армении.
Следующее замечательное здание, которое стоит увидеть, — купольная базиликообразная церковь Св. Гаяне. Это прекрасное произведение искусства, раскрывающее стиль армянской архитектуры. Еще одна удивительная церковь в Эчмиадзине – церковь Святой Рипсиме. Он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с Собором Матери. Церковь была основана в 618 году Комитасом Агеци, на месте, где была погребена святая Рипсиме. Могила святой Рипсиме находится под церковью. Это настоящее сокровище армянской архитектуры. Он имеет простой, но в то же время увлекательный вид.
Собор Звартноц расположен на окраине города Вагаршапат. Это разрушенная церковь 7 века. Он имеет уникальную круглую конструкцию. Руины Звартноца оставались погребенными до ХХ века. В период с 1901 по 1907 год на этом месте проводились раскопки, и были обнаружены фундамент собора, а также остатки дворца католикоса и винодельни.
Эчмиадзин также является домом для многих галерей и музеев. Например, если вы хотите узнать историю города, вы можете посетить Вагаршапатский этнографический музей. Другими важными музеями Эчмиадзина являются музей Эчмиадзинского собора, музей Хримян, музей сокровищ Алекса и Мари Манукян (где хранятся сокровища Армянской церкви на протяжении всей истории), музей Рубена Севака и многие другие. Некоторые здания музея имеют большое архитектурное значение.
Дворец культуры имени Комитаса работает с 1957 года, а Национальная галерея Эчмиадзина была открыта в 1970 году. Чтобы добраться туда, не нужно много времени. Так что не упустите возможность посетить исторические места Эчмиадзина и увидеть все эти культурные сокровища.
Кафедральный собор и церкви г. Эчмиадзин и археологический памятник Звартноц
Выдающаяся мировая ценность
Краткое обобщение
Город Эчмиадзин расположен в Армавирской области Армении. Поселение существовало с древних времен, о чем свидетельствуют археологические памятники каменного, бронзового и железного веков, расположенные в городе и рядом с ним. Древнейшие письменные сведения об Эчмиадзине относятся к периоду правления урартского царя Русы II (685-645 гг. до н.э.). Поселение упоминается в урартской клинописной надписи под названием Куарлини. Жизнь в этом армянском поселке продолжалась непрерывно.
Имущество, внесенное в список, разделено на три отдельные части: первая часть включает в себя Кафедральный собор Эчмиадзина и церковь Св. Гаяне. Площадь около 30,2 га. 18,8 га принадлежит Первопрестольному Эчмиадзину (Кафедральный собор и окружающие постройки площадью 16,4 га, церковь Св. Гаяне и окружающие постройки площадью 2,0 га и кладбище прихода площадью 0,4 га), а 11,4 га принадлежит общине Эчмиадзин. Город. Второй район включает в себя церкви Святой Рипсимэ и Церковь Святого Шогакат. Эта площадь составляет около 25,3 га, из которых 6,2 га приходится на территорию церкви Святой Рипсиме, принадлежащей Первопрестольному. Остальные 19.2 га принадлежит громаде города Эчмиадзин.
Третий район состоит из археологического памятника Звартноц с руинами храма, Дворца католикоса и других построек и занимает около 18,8 га.
Первый и второй районы вместе окружены одной общей буферной зоной площадью около 93 га. Буферная зона третьего участка составляет 24 га.
Религиозные постройки Эчмиадзина и археологические находки в Звартноце свидетельствуют о насаждении христианства в Армении и эволюции уникальной армянской церковной архитектуры, оказавшей глубокое влияние на архитектурное и художественное развитие региона. Они наглядно иллюстрируют эволюцию и расцвет армянской центрально-купольной крестово-зальной церкви.
Самая ранняя купольная церковь — Эчмиадсинский собор, построенный в 301-303 гг. н.э. царем Трдатом III (Тиридатом) и святым Григорием Просветителем. Его крестообразный план с четырьмя апсидами и центральным куполом, опирающимся на четыре столба, является выдающимся вкладом армянской церковной архитектуры в христианскую архитектуру в целом.
Церковь Св. Гаяне (630 г. н.э.) является самым ранним образцом в раннехристианской и армянской архитектуре, сочетающим трехнефную базилику с центральным куполом, форма, получившая широкое распространение как в Армении, так и в Западной Азии. Это четырехколонная купольная базилика с гармоничными пропорциями, центральным нефом и двумя ризницами, построенными из хорошо обработанного туфа (камня вулканического происхождения). Считается лучшим образцом церкви такого типа. Сводчатая гробница Святой Гаянэ Богородицы находится под главной апсидой, вход в которую осуществляется с юго-восточной ризницы. Крыша и стены церкви были отремонтированы в 1652 году. Вдоль западного фасада церкви в 1683 году был построен притвор-зал с тремя нишами, с приделами на северном и южном концах, посвященными апостолам Петру и Павлу. Притвор-зал также служил усыпальницей католикосов.
Вал монастыря был добавлен позже. С 1866 по 1882 год игумен Ваган Бастамян отремонтировал монастырь, его арочные ворота, жилые дома для настоятеля и прихожан, школу, основал типографию.
Различные типы центрально-купольных церквей возникли в раннем средневековье и получили широкое распространение в Армении в VII веке. Среди них церковь Св. Рипсиме является прекрасным образцом четырехапсидной церкви с промежуточными нишами и угловыми комнатами (618 г. н.э.). В 1970-х годах на прилегающих к храму территориях были проведены археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены дохристианские и раннехристианские захоронения и однонефный храм. Благодаря блестящему сочетанию строительной системы, обеспечивающей сейсмостойкость, отделки и архитектурного стиля церковь Св. Рипсимэ обладает кристальной ясностью. Структурная система является основным выражением его художественного облика.
Церковь Св. Шогакат была построена в 1694 году на месте часовни IV века, где «пролился луч света» на мучениц христианских Рипсимэ. Нынешняя церковь построена из коричневого хорошо обработанного туфа и отличается уникальной архитектурой.
Церковь Святой Мариам Аствацацин была построена в 1767 году во время правления католикоса Симеона Ереванци. Это трехнефная, двускатная базилика с тремя парами пилястр.
Результатом инициативы по разработке новых центральных купольных и крестообразных планов церквей стала церковь Звартноц, построенная в середине 7 века. Он считается шедевром, в котором интерьер с четырьмя апсидами содержится в трехэтажной круглой структуре с многогранным внешним видом. Он был разрушен в 10 веке, вероятно, землетрясением.
Согласно предложенной реконструкции (по каменной модели Гагкашенской церкви XI века, найденной при раскопках в Ани), высота церкви составила около 45 м, что необычно много для техники строительства 7 века. Звартноц имеет богатые барельефы. Искусно выполнены барельефы и горельефы, иллюстрирующие фрагменты церковной и светской жизни. Эти декоративные элементы были широко распространены в армянской архитектуре со второй половины VII века. Церковь Звартноц поистине является апогеем всех достижений золотого века армянской архитектуры (раннее средневековье) в области строительства, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Критерий (ii): Развитие церковной архитектуры, выдающимся образом представленное церквями в Эчмиадзине и археологическим памятником Звартноц, оказало глубокое влияние на церковный дизайн в обширном регионе.
Критерий (iii): Церкви в Эчмиадзине и археологические раскопки Звартноц ярко отражают как духовность, так и новаторские художественные достижения Армянской церкви с момента ее основания.
Целостность
Церкви на территории ясно свидетельствуют о насаждении христианства в Армении и эволюции уникальной армянской церковной архитектуры. Собственность содержит достаточно структур, чтобы продемонстрировать развитие церковной архитектуры. Все эти постройки, а также ландшафт в достаточной степени сохранились и не претерпели изменений со времени внесения их в Список всемирного наследия.
Основными угрозами целостности объекта являются его расположение в активной сейсмической зоне, загрязнение окружающей среды и нагрузки, связанные с активным туристическим маршрутом.
Подлинность
Подлинность церковных памятников разумна, учитывая, что они использовались в религиозных целях на протяжении многих столетий, подвергались изменениям в литургии и моде за этот период и периодически подвергались реставрации. Археологические раскопки полностью аутентичны, поскольку состоят исключительно из раскопанных остатков 31 исчезнувшей постройки. Однако некоторые из проведенных реставрационных работ не полностью соответствуют принципам Венецианской хартии.
Требования к охране и управлению
Только Археологический памятник Звартноц находится в государственной собственности и находится на территории историко-культурного музея-заповедника «Звартноц», а остальные памятники являются собственностью Армянской Апостольской Святыни. церкви, а также охраняется Законом Республики Армения «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды» и Положением «О государственной регистрации, изучении, охране, фортификации, реставрации, реконструкции и использование недвижимых памятников истории и культуры». Дополнительные статьи существуют в Гражданском, Административном, Земельном и Уголовном кодексах Республики Армения по охране памятников.
Министерство культуры Армении со своим специализированным подразделением в качестве уполномоченного государственного органа и Армянская Апостольская Святая Церковь со своими специализированными подразделениями и епархиями в качестве собственника, а также неправительственные, природоохранные подразделения и лица, заинтересованные в сохранении армянского наследия, занимаются охраной монастырского комплекса.