Экспедиция джона франклина: Тайна пропавшей экспедиции Франклина. Подробности раскрыли спустя 176 лет

Генетики впервые установили личность участника погибшей экспедиции Франклина

Генетики впервые подтвердили личность одного из участников британской полярной экспедиции 1845 года, проходившей под руководством сэра Джона Франклина, все 129 членов которой погибли на севере Канады. Сравнение ДНК из человеческих останков с острова Кинг-Уильям и предполагаемых потомков членов экипажа выявило, что исследованные кости принадлежали прапорщику Джону Грегори, служившему инженером на корабле «Эребус». Статья опубликована в журнале Polar Record.

В 1845 году под руководством сэра Джона Франклина началась британская полярная экспедиция по исследованию последней неизвестной части Северо-Западного морского прохода через Северный Ледовитый океан. В ее состав входило два бывших бомбардирских судна Королевского военно-морского флота – «Эребус» и «Террор», приспособленных для плаваний во льдах по самым современным стандартам XIX века. Экипаж состоял из 129 человек, главным образом – англичан, но присутствовали также ирландцы и шотландцы. Примечательно, что почти все они не имели опыта полярных экспедиций.

Более полутора веков исследователи пытаются восстановить, что происходило с экспедицией, все участники которой погибли. Первые трое не перенесли первую же зимовку на острове Бичи. В сентябре 1846 года оба судна оказались в ледяной западне близ острова Кинг-Уильям и никогда больше не выходили в открытое плавание. Часть экипажа погибла при зимовках уже на Кинг-Уильяме, в том числе и сам Джон Франклин. Оставшиеся члены экипажа предприняли в 1848 году тщетную попытку добраться до материка пешком.

Дуглас Стентон (Douglas R. Stenton) из Университета Уотерлу совместно с канадскими учеными провели исследование человеческих останков с острова Кинг-Уильям, где погибла большая часть участников британской полярной экспедиции 1845 года под командованием Джона Франклина.

В распоряжении исследователей находились результаты анализов ДНК, полученных из 20 зубов и 21 образца костей из археологических памятников экспедиции. Генетики смогли установить, что останки принадлежали 27 людям, имевшим западноевропейское происхождение. Это согласуется с составом экспедиции. Ученые решили сравнить имевшиеся данные с образцами ДНК, полученными от живых потомков погибших моряков. Первые 16 попыток не дали никаких положительных результатов. Однако в 2019 году с исследователями связался человек, идентифицировавший себя как прямой потомок прапорщика Джона Грегори, который служил инженером на корабле «Эребус». Анализ ДНК подтвердил, что он прямой потомок Грегори по отцовской линии в пятом поколении.

Исследования ученых не позволили им установить точную дату и место рождения Джона Грегори. Однако перепись населения, данные о рождении, крещении и браке свидетельствуют, что он родился в Ланкашире между 1801 и 1804 годом. Авторы заключили, что они доказали нахождение Грегори среди 105 членов экспедиции, покинувших корабли в конце апреля 1848 года. Его смерть предположительно произошла в мае 1848 года, когда ему было 43–47 лет. Дополнительно ученые провели реконструкцию лица Грегори, чтобы дать приблизительное представление о его внешности при жизни.

Ранее мы писали, что исследователи из канадской некоммерческой организации Arctic Research Foundation обнаружили корабль «Террор» из полярной экспедиции Франклина, пропавший в 1847 году, рядом с островом Кинг-Уильям Канадского Арктического архипелага

Михаил Подрезов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Трагичная экспедиция Джона Франклина, превратившая экипаж в каннибалов

В 19 веке Великобритания отчаянно пыталась найти северный путь в Азию и в 1845 году отправила на поиски экспедицию моряков. На это задание согласились выйти два суда под названиями «Эребус» и «Террор», которые были оснащены новейшими на тот момент технологиями и подстроены под соответствующий климат.

Усовершенствованные новыми паровыми двигателями, дополнительными металлическими пластинами, системой отопления и нишами для винтов и рулей корабли отправились в путь, но так и не достигли своей цели.


Опытный мореплаватель и исследователь Арктики сэр Джон Франклин отплыл вместе с остальными 129 членами экипажа. С собой моряки взяли трехлетний запас еды, а именно 62 тонны муки, более 13 тонн солонины и консервов и 16 тонн галет. Чтобы защищаться от цинги, которая подразумевает нехватку витамина С и проявляется в воспалении десен, ломкости костей и болях в суставах, суда прихватили 4 тонны лимонного сока.


Однако производители консервов не придерживались технологии изготовления из-за спешки, поэтому моряки часто травились свинцом из некачественных банок. К тому же лимонная кислота не спасла людей от цинги, а также они болели туберкулезом, гипотермией и страдали от отравлений.


На острове Бичи экспедиция Франклина провела первую зиму после отправления из порта Гринхайт в Англии, именно там и были в итоге найдены первые могилы английских моряков. Из-за вечной мерзлоты трупы хорошо сохранились и по ним были видны следы заболеваний. Уже спустя год несчастные моряки прибыли на остров Кинг-Уильям, а люди все так же умирали.


Спустя три года после отплытия Адмиралтейство развернуло поиски кораблей и капитана Франклина, на чем настаивала его верная супруга. В 1850 13 кораблей одновременно искали пропавших британских разведчиков, благодаря чему у острова Бичи нашлись первые могилы моряков.


Спустя 4 года путешественник с медицинским образованием Джон Рэй говорил с эскимосами канадского побережья Северного Ледовитого океана и острова Кинг-Уильям. Ему первому удалось предположить, что моряки занимались каннибализмом, что теперь подтверждает анализ повреждения костей жертв. Однако британская общественность не могла допустить каннибализма среди моряков флота Королевы, на чью сторону стал писатель Чарльз Диккенс.

Реклама


Поиски пропавших кораблей продолжались в течение оставшегося столетия, но останки судов были выявлены только недавно с помощью современных технологий. Спустя 170 лет после пропажи, в сентябре 2014, на просторах бухты острова Нунавут ученые обнаружили основу судна «Эребус», а спустя два года — хорошо сохранившийся корпус клоабля «Террор».


Несмотря на провал экспедиции и доказанный каннибализм среди моряков о капитане Франклине слагались героические легенды, ему посвящались песни и названия улиц Лондона и Спилсби, а также посмертно он был удостоен звания контр-адмирала.

Современные эксперты отмечают, что освоение Арктики Британией провалилось из-за неверно выбранного маршрута Франклина, который пошел через западное побережье Кинг-Уильяма, когда восточное побережье летом всегда чистое ото льда.

Каннибализм на кораблях сейчас объясняется неправильным подходом подготовки к экспедиции, неверным снаряжением и недостаточным количеством провизии. Суровая арктическая погода, болезни и неосведомленность только подтолкнули экипаж к неминуемой гибели.


Поделитесь этим постом с друзьями

Источник

Женя

Читайте Также

ещё больше интересных новостей:

Остров Кинг-Уильям | остров, Нунавут, Канада

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Викторины

  • Острова и архипелаги

Пропавшая экспедиция Франклина | Журнал морской истории

Когда в 1804 году сэр Джон Бэрроу занял должность второго секретаря Адмиралтейства Соединенного Королевства, он унаследовал многовековое наследие европейских военно-морских исследований. В течение своего 41-летнего пребывания на этом посту Барроу выступал за открытие Северо-Западного прохода над Канадой, обеспечивающего эффективное средство передвижения из Атлантики в Тихий океан. В последующие десятилетия различные известные исследователи, в том числе знаменитый Уильям Эдвард Парри, отправились в канадскую Арктику, пытаясь нанести на карту ее бесчисленные загадки.

Один из таких исследователей, офицер Королевского флота сэр Джон Франклин, участвовал в нескольких таких экспедициях. В 1818 году он служил заместителем командира экспедиции в этом районе на борту кораблей Dorothea

и Trent , а затем возглавил еще две экспедиции в 1819–22 и 1825–27 годах. К тому времени, когда в 1845 году его выбрали возглавить еще одну экспедицию, Франклину было уже не понаслышке известно о предательстве, которое ожидало его и его команду. Но он и не подозревал, что собирается отправиться в путь, который станет одной из величайших морских тайн в истории.

Сэр Джон Франклин (Национальная портретная галерея, Лондон)

Франклин не был первым кандидатом Бэрроу, чтобы возглавить экспедицию. Бэрроу, которому в то время было 82 года и его карьера приближалась к концу, обратился к пяти людям с просьбой о работе, прежде чем в конце концов остановился на Франклине. 1 Экспедиция должна была состоять из двух кораблей: бомбардировщика класса Hecla HMS Erebus (1826 г.) и бомбардировщика класса Vesuvius HMS Terror (1813). Франклин получил командование

«Эребус », а двое из предыдущих кандидатов Барроу на роль руководителя экспедиции были назначены на другие высокопоставленные должности в экспедиции. Исследователь и морской офицер ирландского происхождения Фрэнсис Крозье получил командование Terror , а молодой морской офицер Джеймс Фитцджеймс был назначен заместителем командира Erebus .

Как и человек, который должен был возглавить судьбоносную экспедицию, сами корабли также были хорошо знакомы с исследованием холодных вод, поскольку оба использовались в антарктической экспедиции Джеймса Кларка Росса 1841–1844 годов. Каждый из кораблей был снабжен «усиленными носами для прорубания льда и железными рулями, которые можно было втягивать в тяжелые железные колодцы, если того требовала ситуация». 2 Модели Erebus и Terror также были оснащены внутренней системой парового отопления, чтобы их экипажи чувствовали себя достаточно комфортно в суровых условиях канадской Арктики. Конструктивно оба корабля считались крепкими холодостойкими судами.

HMS Erebus и Terror (Illustrate London Times)

Франклин, как сообщается, очень гордился подготовкой к путешествию. 3 На кораблях была библиотека из более чем 1000 книг, которыми офицеры и команда могли наслаждаться на протяжении всего путешествия. Вместо того чтобы довольствоваться типичными пайками из соленой свинины и других сухих продуктов, Франклин решил нанять Стивена Голднера, снабженца, имевшего доступ к самой современной технологии консервирования, для приготовления 8000 банок еды, рассчитанной примерно на три дня. годы. Однако контракт с Гольднером был составлен и окончательно оформлен 1 апреля 1845 года, всего за семь недель до отплытия экспедиции Франклина. 4 Из-за ограниченного срока Голднер работал в спешке, чтобы выполнить заказ, и, как сообщалось, пожертвовал значительной частью контроля качества в процессе. После окончательного обнаружения остатков экспедиции было обнаружено, что банки были небрежно запечатаны свинцовой пайкой, которая капала на содержимое банок. 5

Экспедиция Франклина вышла из Гринхита, Кент, утром 9 мая 1845 года. Корабли сначала отправились в Стромнесс, Оркнейские острова, в северной Шотландии, а затем в Гренландию с помощью HMS 9.0145 Rattler и транспортное судно Baretto Junior . Достигнув залива Диско в Гренландии, было собрано больше провизии, и члены экипажа на борту Terror и Erebus отправили свои последние письма своим близким домой. Во время этой остановки пять человек были уволены, в результате чего окончательное количество персонала в экспедиции сократилось до 129 человек. Последнее наблюдение экспедиции европейцами произошло в конце июля 1845 года, когда китобои Prince of Wales и Enterprise заметили Terror и Erebus в Баффиновом заливе, ожидая, когда условия улучшатся достаточно для безопасного перехода через Ланкастер-Саунд. 6 После встречи в Баффиновом заливе Terror и Erebus вместе со 129 душами на борту больше никогда не были слышны.

1816 г. Портрет леди Джейн Франклин (Портрет Амели Ромилли)

Конечно, при самых благоприятных обстоятельствах эта экспедиция должна была занять довольно много времени. Таким образом, официально тревожные звоночки не звучали целых два года после отбытия экспедиции. Жена Франклина, леди Джейн Франклин, вместе с некоторыми членами парламента и другими влиятельными лицами начали оказывать давление на Адмиралтейство, чтобы оно отправило поисковые группы для пропавших без вести. Весной 1848 года была отправлена ​​первая наземная поисковая группа, положившая начало 150-летней попытке выяснить судьбу пропавшей экспедиции Франклина.

Награда в размере 20 000 фунтов стерлингов за обнаружение экспедиции пропавшего Франклина (Библиотека и архив Канады)

Группа за группой отправлялась разгадывать тайны этого злополучного путешествия, при этом между 1849 и 1859 годами состоялось около 32 отдельных экспедиций. 7 Ан Поисковая экспедиция 1850 года на остров Бичи обнаружила первые следы пропавшей экспедиции. Был обнаружен заброшенный лагерь зимнего сезона 1845–1846 годов, а также нечто гораздо более ужасное.

Могилы трех человек, старшины Джона Торрингтона, рядового Королевской морской пехоты Уильяма Брэйна и матроса Джона Хартнелла, всех членов экспедиции Франклина, были обнаружены рядом с этим местом. Никаких других сведений о дальнейших передвижениях экспедиции Франклина в то время обнаружить не удалось.

В годы, последовавшие за поисками 1850 года, европейские и американские поисковые группы часто обращались к местному населению инуитов за помощью в поиске пропавших людей. Некоторые люди завладели предметами, которые, как было установлено, принадлежали членам экспедиции Франклина, в то время как другие рассказывали истории об иностранцах, умерших от голода на побережье. 8 31 марта 1854 года Великобритания официально объявила экипажи Terror и Erebus погибшими и решила больше не отправлять поисковые группы.

Сообщение, найденное экспедицией МакКлинтока возле мыса Победы, на северо-западном побережье острова Кинг-Уильям, с подробным описанием судьбы экспедиции Франклина. (Национальный морской музей)

Несмотря на официальное решение Великобритании, леди Франклин собрала достаточно денег, чтобы отправить еще один частный поиск, на этот раз на борту шхуны Fox . Эта поисковая экспедиция отправилась из Англии в 1857 году, а в 1859 году обнаружила одну из самых зловещих улик. Во время наземных поисков острова Кинг-Уильям была обнаружена пирамида из камней. В нем был документ, содержащий два сообщения, оставленные Крозье и Фитцджеймсом. Первое сообщение от 28 мая 1847 г. содержало хорошие новости. Корабль «перезимовал в 1846–1847 годах на острове Бичи» и «сэр Джон Франклин командовал экспедицией. Все хорошо.» 9

Второе сообщение от 25 апреля 1848 г. рисовало гораздо более мрачную картину. Двадцать четыре участника экспедиции, включая Франклина, умерли к 11 июня 1847 года, всего через две недели после того, как было написано первое сообщение. В записке пояснялось, что выжившие 105 человек собирались направиться на юг, к Бэк-Ривер, под командованием Крозье. 10 Еще один набор скелетных останков, предположительно принадлежавший экспедиции Франклина, был обнаружен Fox 9.0146 партия.

Шли годы и десятилетия, обнаруживались все новые и новые следы экспедиции Франклина. Дополнительные могилы, реликвии и устные свидетельства местного инуитского населения рисовали мрачную картину голода, болезней и отчаяния. Археологические раскопки и эксгумации на островах Бичи и Кинг-Уильям в 1980-х и 1990-х годах только укрепили трагическую судьбу экспедиции Франклина. Дефицит витамина С, в конечном итоге приведший к цинге, был обнаружен в останках многих мужчин, а на нескольких костях, обнаруженных в могилах, были обнаружены скелетные узоры, обычно встречающиеся в случаях каннибализма. 11 Высокие концентрации свинца также были обнаружены во многих останках, хотя неясно, попал ли он из вышеупомянутых консервов или из корабельных систем дистилляции воды. В некоторых останках также были обнаружены признаки пневмонии, туберкулеза и болезни Потта.

Фрагмент тиснения «1845» на колоколе HMS Erebus , когда он был обнаружен в 2014 году (Парки Канады)

Хотя до этого момента было сделано много открытий, две огромные части головоломки еще не были найдены: Эреб и Террор . Обнаружение затонувших кораблей произойдет только в 2014 и 2016 годах соответственно. 1 сентября 2014 года две части корабля Королевского флота были обнаружены на острове Хэт в заливе Королевы Мод недалеко от острова Кинг-Уильям в Нунавуте. 12 Несколько дней спустя, 7 сентября, команда, работающая в этом районе, объявила об официальном обнаружении Erebus , погруженного на глубину около 36 футов в восточной части залива Королевы Мод. Почти ровно два года спустя, 16 сентября 2016 года, Фонд арктических исследований объявил об открытии Terror , погрузился на глубину около 79 футов в заливе Террор, к югу от острова Кинг-Уильям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *