Эмиль нольде картины: Эмиль Нольде — 50 произведений

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства | Публикации

«Я очень хочу, чтобы краски в моих картинах сами собой изливались через меня, художника, как будто сама природа творит свои картины, подобно тому, как самообразуются кристаллы и руда, как вырастают водоросли и мхи, как расцветают цветы под лучами солнца». Эмиль Нольде

Строго говоря – и, вообще, как угодно говоря – он был Ханзен. Нольде (1867-1956) – это псевдоним. В честь немецкой деревни на границе с Данией. Он там родился в крестьянской семье. И было их пять братьев. Но только одному из Ханзенов-младших пришло в голову расписывать цветным мелом хлев, курятник, амбар и прочие сараи – так его тянуло к прекрасному. И не какую-нибудь пакость вроде Человека-Паука он рисовал, а библейские истории. Семья-то сильно протестантская была. Росписи не сохранились.
В семнадцать лет Нольде ушел из дому в люди. Там он мотался по разным немецким городам, работал резчиком на мебельной фабрике, учился недолго дизайну – на долго не хватило денег, проектировал мебель, преподавал рисунок и т.

д. Везде ходил по музеям. В 1893 году он удачно нарисовал серию вот таких дурацких открыток.


La Cima della Pala et la Vezzana

Открытки разошлись большим тиражом, что принесло Нольде много денег. Работать он сразу завязал и стал учиться живописи. Сначала в Мюнхене, потом – в Париже, в знаменитой академии Жулиана. Там он полюбил импрессионистов, Ван, естественно, Гога и его друга Гогена. А Милле, Домье, Гойю, Тициана, Рембрандта и Беклина он любил еще до этого. Через некоторое время Нольде стал любить средневековую/ренессансную немецкую живопись и Мунка. Ну, позже еще кое-что по мелочам добавилось, но, в принципе, все перечисленное есть те основные традиции, из которых выросло его искусство.

Первые свои работы Нольде делал, сильно любя символистов и поздних романтиков типа того же Беклина.


Да будет свет


Двое на морском берегу

Это было в самом начале ХХ века. В Германии, в стороне от него, шли мощные художественные процессы, приведшие к рождению экспрессионизма. В 1905 году появилась группа «Мост». Присмотревшись к Нольде, мостовские пригласили его в группу. Нольде согласился. В «Мосте» он работал типа так.


Цветник


Белые стволы

В общем, понятно, что эти картинки ближе к французскому фовизму, нежели к родному экспрессионизму. И даже есть очень неясные отголоски, как это не жутко звучит, импрессионизма*. Нольде догнала ранее приобретенная любовь к французской живописи.

Странная, согласитесь, ситуация получается. Человек состоит в самом, что ни на есть, экспрессионистическом объединении, позже будет объявлен классиком экспрессионизма**, а картинки красит несоответствующие. Но, с другой стороны, кто вам сказал, что в искусстве — пути прямые? Не арифметика же.

Но так продолжалось недолго. Через год Нольде вышел из «Моста» и стал делать настоящую, по всем правилам экспрессионизма, живопись.


Осмеяние Христа


Тайная вечеря


Распятие

Все тут правильно. И опора на немецкие средневековье/Ренессанс, и гротеск, и доступными средствами переданное ощущение трагизма жизни, и суровое субстанциональное как антитеза вертлявому акцидентальному – все есть. И Христос у него — мужицкий Христос, т.е. парень из низов, в духе Грюневальда.

Жанровые пристрастия Нольде, понятно, не ограничивались исключительно возвращением к своей детской религиозной изобразительной традиции. Писал он и, скажем так, жанр.


Зрители в кабаре

В подобных картинках Нольде с удовольствием фиксировал нелюбовь крестьянина к городу. Еще он писал пейзажи – всегда, практически, без людей***.


Осеннее море VII


Осеннее море ХI

Эти картинки – часть серии из 21 работы, описывающей почти один и тот же вид. Тут опять где-то рядом болтаются французы. Поздний Моне, в частности, который делал серии пейзажей с одной и той же точки в разное время суток типа «Стогов сена» или «Реймсского собора». Правда, у Нольде была другая задача – его не интересовала фиксация в десятках работ того, как изменяется объект, грубо говоря, в один и тот же день в зависимости от освещения, его интересовали разные состояния этого объекта: шторм, штиль, время года, крупные суточные деления типа заката, полудня и т.д. Т.е. более фундаментальные вещи.

Еще в это время Нольде делает традиционную для экспрессионизма продольную деревянную гравюру, родом из средневековья.


Пророк

Первая мировая война в творчестве Нольде непосредственным образом не отразилась. На фронте он не был в силу возраста, художественная публицистика, скажем так, типа той, которой занимались в рамках экспрессионизма Дикс или Гросс, была ему неинтересна. Его интересовали, опять же, более фундаментальные вещи. Некоторый отклик на войну можно, конечно, найти в повышенной экстатике вещей вроде этой.


Красное вечернее небо

Или в такой печальной символике, 1919 года.


Потерянный рай

Другое дело, что война, поражение в ней, унизительный Версальский договор ввергли Нольде в кризис национальной самоидентификации. Тут все сложно было с самого начала. Папа его родным языком имел восточнофризский. Мама – южноютский. Нольде родным считал немецкий и, вообще, числил себя по этой принадлежности. В 1920 году его родная деревня с остатками меловых росписей на сараях перешла к Дании, сам он стал датским подданным – почему так случилось с подданством, не знаю, не разбирался. Факт тот, что для Нольде все это было ментально невыносимо. В 1927 году исполняются его мечты – он покупает сельский дом. Но не на горячо любимой малой родине, а в Зеебюле — недалеко от Нольде, но на германской территории. Колбасит его в это время по-черному – на выборах в 1928 году он мечется между коммунистами и нацистами****. А в самом начале 1930-х гг. Нольде в одной из мюнхенских галерей видел такую сцену – эсэсовец высказался по поводу работ экспрессиониста Франца Марка, вызвав хозяина галереи: «Что это тут за живопись? Зачем вы выставляет этот хлам? Уберите немедленно. Мы больше не намерены терпеть подобные выставки. Выставляйте истинно германское искусство, иначе ваша галерея будет закрыта*****». Нольде тогда обернулся  к своему приятелю и сказал: «Теперь я знаю мое будущее».

Тем не менее, в конце концов, он делает выбор и вступает в НСДАП.

Что его туда притащило? Ну, понятно, никто так много, как нацисты, не говорил о той самой национальной самоидентификации. Записавшись к ним, Нольде как бы стал самым настоящим немцем. Безусловно, его купила красота мифа о крови и почве – он же крестьянин в девятом поколении, художник, алкающий национальной традиции. Не будем говорить, что эту традицию можно было алкать прямо противоположным нацистскому варианту образом, как это делал, скажем, Барлах, просто примем, как объяснение.

Нольде в это время дошел до того, что стал говорить о приоритете немецкого искусства перед французским – это при том, сколько он оттуда взял. Ладно, хрен с ним, с Нольде. Что с него возьмешь – художник.

Беда подкралась с неожиданной для Нольде стороны – режим его не принял. Т.е. сначала внутри нацизма были заморочки в смысле принять экспрессионизм как истинно германское искусство в той его части, где экспрессионизм апеллирует к народности, средневековью и т.д., даже сам Геббельс выражал ему свои симпатии******. Все кончилось в 1937 году, когда Гитлер в своей речи на открытии Дома немецкого искусства в Мюнхене назвал экспрессионизм вместе со всеми остальными течениями авангардизма «дегенеративным искусством». И, персонально о Нольде: «Это немыслимо!». Нольде пытался как-то сопротивляться действительности. Даже писал доносы на бывших соратников в том смысле, что они евреи. Ничего не помогло.

И Нольде становится рекордсменом по количеству репрессий, свалившихся на него. Ну, понятно, его изгоняют с поста члена прусской Академии художеств, это как у и других таких же. Но на выставке «Дегенеративное искусство» его работа занимает одно из центральных мест.


Житие Христа

Но у него фантастическое количество изъятых из разных собраний работ – больше 1100. Часть из них была сожжена, часть, как ни странно, была по иску Нольде ему возвращена, часть – продана. И, самое необычное – я, во всяком случае, другой подобной истории не знаю – ему было запрещено заниматься профессией. С 1941 года исполнение этого запрета контролировало гестапо.

Нольде к тому времени уже многие годы практически безвылазно жил в Зеебюле. После запрета на профессию он перешел на малоформатные акварели. Совершенно фантастические по качеству. Тончайшие, но тем не менее, экспрессионистические.


Разноцветное небо над болотом

Не красить***** он был не в состоянии – из него перло. Но писать маслом он не мог – масляные краски слишком характерно пахнут, это может вспомнить любой, кто хоть раз был в мастерской нормального художника, не концептуалиста какого-нибудь жестикулирующего, в смысле. Эти работы он позже назвал ненаписанными картинами.


Анемоны 37

Кончилась война. Человечество забыло о национал-социалистических телодвижениях Нольде, оно воспринимало его как жертву. В 1950 году он получил премию Венецианского биеннале. В 1953 году правительство ФРГ  награждают его медалью «За заслуги в области науки и искусств». Черт его знает. Мы же не принимаем во внимание политические взгляды, скажем, Леонардо да Винчи. А, с другой стороны, тогда не было тоталитарных идеологий. Короче, как относится к офигенному, но идеологически враждебному художнику, я не знаю. Последние его работы такие.


Вечернее море и черный пароход


Солнце в дымке


Пейзаж в красном свете

Бонусы


Танец вокруг золотого тельца


Положение во гроб


Мальчики-папуасы

Прямо перед Первой мировой войной Нольде совершил путешествие до Новой Гвинеи. Прикоснулся к той любимой авангардизмом архаике.


Св. Мария в Александрии


Тропическое солнце


Грозовые облака


Осенний вечер

 

* Экспрессионизм и возник как некоторая негативная реакция на импрессионизм. Изяществу, неуловимости, текучести, неоформленности, объективности второго первый противопоставил субъективность, неизменность, сущностность, постоянство и патетику.


** При этом Нольде всю жизнь не мог терпеть, когда его так называли. Ни в какие объединения больше не входил. Очень отдельный был человек.

*** Настоящий пейзаж и должен быть без людей. Ведь чем нас круче всего потрясает природа? Нашей, человеческой непредставленностью в ней. Трудным представлением о том, что все это богатство – начиная с «Осени» Левитана и кончая экзотическими картинками в фб – может обходится без нас.


****Ничего чудовищного в этом выборе не было. Близость позиций осознавалась уже тогда. Гитлер говорил, что из либерала порядочного нациста никогда не получится, а из коммуниста – вполне. В начале нацистского режима был сделан фильм, не помню названия, а ворошить монографию Голомштока – лень, в котором упертый коммунист свой ротфронтовский жест – сжатый у плеча кулак – плавно переводит в нацистское приветствие. Нет ничего банальнее, чем говорить о корневом родстве этих идеологий. Это родство мы легко наблюдаем у нас на родине в течении последних десятилетий.


*****Немецкое казачество?


******Их Геббельс – это вроде нашего Луначарского. Оба писали вторичные символистского толка пьесы, оба были симпатизантами авангардизма. Но Геббельс оказался бодрее – раньше просек генеральную линию.

******* Еще раз напоминаю, что это профессиональный жаргон. В цивилизованном обществе это слово заменяют эвфемизмами вроде писать, рисовать, творить, создавать, малевать (пренебрж. ).

 

Автор: Вадим Кругликов

Эмиль Нольде: картины, биография. Немецкий экспрессионизм.

Добавить комментарий
Картины известных художников — Яркие личности в искусстве
12.07.2012 13:12

Эмиль Нольде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ганс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen),  1867, Нольде, ныне Дания —  1956, Зеебюль) — один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, график , считается одним из величайших акварелистов XX в. Эмиль  Нольде известен своей энергичной манерой письма и выразительным выбором цветов.

 Биография Эмиля Нольде

Статья Екатерины Деготь  из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992 г.

Эмиль Нольде не любил, когда его называли экспрессионис­том. Однажды он признался, что вздохнул свободнее, ког­да «футуристы и конструктивисты стали претендовать на это название». Нольде не хотел — или не в силах был — отсту­пить от своей позиции «одинокого художника». Таким он и остался — уникальным художником, странным и нелюди­мым человеком. Он всегда сторонился художественных групп, лишь ненадолго примкнув к «Мосту», затем к «Синему всаднику». Но если искать одного, самого характерного экспрессиониста, возможно, им окажется именно Нольде — художник поразительной интенсивности переживания и ред­кой открытости в выражении своих чувств, художник тра­гического темперамента и высокого религиозного напряже­ния. Для него, вечно недовольного собой, погруженного в меланхолию, живопись была единственным средством выска­зывания и освобождения от сомнений, единственной воз­можностью жить.

Авотопортрет Эмиля Нольде

Экспрессионизму, направлению, возникшему в начале 20 века в Германии, суждено было получить статус «вечно возвращающегося» художественного явления. Он отвечал ми­ру человека новейшего времена с его неразрешимыми кол­лизиями, смесь» грубо низменного и духовного, жестокого и возвышенного. Он был вызван к жизни желанием постичь истинное, постоянное в природе вещей, а не внешнее и пре­ходящее. Отсюда напряженная страстность экспрессионистской живописи, отсюда и разрыв с традицией импрессионизма. «Вместо неуверенного изящества импрессио­низма, — скажет один яз теоретиков нового движения, — достоверное утверждение, отважность, повелительность и патетическая резкость». Экспрессионистам оказались нужны широкие живописные жесты, варварски-яркие краски, изломанные формы, материальность и определенность предме­тов. Детали исчезают — ведь «искусство, которое хочет только подлинного, исключает второстепенное».

Эмиль Нольде, лишь будучи уже зрелым человеком, ступил на собственную дорогу в искусстве. В юности он носил фамилий Ханзен, сменив ее позднее на название той небольшой север­ной деревни, где родился. В его жизнь навсегда вошли се­верные края с их суровой и величественной природой, и не раз еще он будет путешествовать или скитаться по северу Европы, живя в Дании, Швеции, Ютландии, Гамбурге. Среда, в которой прошло его детство, тоже была простой, грубой и суровой — с тяжелым трудом, с Библией у изголовья с постоянным молчанием, определившим и его характер. Бег­ство в природу сделало его художником: он приобрел опыт, своеобразную школу, но и средства для художественного образования, когда исполненная им серия открыток с изобра­жением горных вершин в виде фантастических великанов неожиданно возымела коммерческий успех. Больше, чем част­ные художественные школы, дали ему картины Милле и Гойи, Бёклина и Домье, Рембрандта и Тициана — худож­ников, в которых он искал «внутреннего огня». Не прошли мимо его внимания Ван Гог, Гоген и особенно близкий ему по духу Мунк.

 Эмиль Нольде много работал в гравюре. Вначале это была сухая игла, затем ксилография с ее резкими сопоставлениями чер­ного и белого, грубыми, как бы вырубленными топором скульптурными формами. Таков его запоминающийся «Про­рок» (1912) с трагическим взором глубоко запавших глаз.

Презентация: Эмиль Нольде

Религиозные композиции в творчестве  Эмиля Нольде, художника запряженной жизни духа, всегда занимали особое место.

В таких картинах, как «Тайная вечеря» (1909), «Распятие» (1911—12), «Положение во гроб» (1913), он ищет экстатичности, непосредственной силы воздействия на зрителя. Герои его произведений стоят вплотную к нам, рядом, исто­рия предательства и мучений совершается сейчас и всегда. «Инстинкт в десять раз важнее знания», — говорил Нольд Его картины и отмечены стремлением уйти от объективности знания к полноте мистического переживания судьбы Христа. Христос у Нольде — это Христос «крестьянский», спустив­шийся на самое дно мира, чтобы возвысить его. Образы Ноль­де, трагичные, порой до безысходности, заставляют вспомнить великую традицию немецкой средневековой живописи и прежде всего Грюневальда.

Все творчество Эмиля Нольде проникнуто религиозным чувством — к нему вела экспрессионистов сама направленность на «внут­реннее» вещей, стремление к сверхчувственному познанию единственно данной истины. Энергия, наполняющая мир, у Эмиля Нольде явлена прежде всего в цвете, ставшем для него на­всегда главным выразительным средством. Это краски природы, но не копирующие ее, а взятые у нее самой, из ее недр и глубин, и потому единственно подлинные. «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод», — так писал о нем его современник, критик Вильгельм Гаузенштейн.

 Сниженность, варварская грубость отличают картины Нольде, связанные с «темой большого города», общей для всех экспрессионистов. Но иные из соратников Нольде более социальны, конкретны. Мир города у Нольде — это прежде всего таинственный, фантасмагорический и низменный Гамбург с желтолицыми матросами-китайцами, с подвыпившими парочками в ресторане. Все это у Нольде остро, необычно, экзотично — его тянуло к такому миру, недаром в 1913 году он совершил путешествие в Новую Гвинею с заходом в Россию, Японию, Китай. Так имя Эмиля Нольде встало в один ряд с именами других беглецов из мира цивилизации — Рембо, Гогена. Но у него был свой образ далеких стран. Его «Мальчики-папуасы» (1913—14) не обладают гибкими и прекрасными телами, они скованы, но серьезность и отчаяние одиночества, сквозящие в их странно значительных лицах, запоминаются навсегда. А рядом — буйные развлечения александрийских моряков («В порту Александрии»). Безудержное язычество и суровое христианство у Нольде не противопоставлены друг другу. Интенсивное переживание того и другого, до страдания, до мук — и есть залог их очистительного воздействия на душу.

 Эмиль Нольде не писал портретов своих современников, стремясь уйти от конкретности. Изображения человека у него символичны, они находятся, как говорил художник, «по ту сторону понимания и знания» и «вне времен». Таковы его «Дьявол и ученый», «Обнаженная и евнух», «Брат и сестра». Но человеческая душа всегда была в центре его творчества. О ней и его многочисленные пейзажи, которые он писал на протяжении всей жизни. Природа для него — пространство переживания, но от субъективности этого ощущения мира художник возвышается до объективности животворящей силы самого творческого духа мира. Огромную роль в его пейзажах играет небо, часто в драматическом, предгрозовом состоянии, с рваными силуэтами тяжелых туч. Природа торжественна и значительна. Человека в ней не видно, но есть знаки его присутствия: дома, мельницы, лодки, лишь в растворении в бескрайнем универсуме находящие свое место.

 Природа Нольде красочна, но в этом нет ни декоративности, ни жизнерадостного ощущения мира. Интенсивность цвета у него, как всегда, залог интенсивности жизни духа, и не случайно такое большое место занимает в его пейзажах свет, идущий как бы изнутри картины, излучаемый пятнами краски. «Дикая красота» пейзажей Нольде есть красота концентрированная, уходящая от внешности — к сущности. Поэтому эти картины природы, при всей их продиктованности натурными впечатлениями, никогда не бывают «портретами». Даже исполняя двадцать раз один и тот же вид «Осеннего моря» (1911), Нольде не стремится к запечатлению его различных атмосферных состояний, но скорее вновь и вновь пытается найти равнодействующую между состоянием собственной души и неизменным духом природы.

 Образы природы не оставили Нольде и в поздние годы его жизни. Это были не только пейзажи, но и натюрморты с цветами, часто акварели — и в этой технике художник достиг совершенства. Его красные маки, лиловые тюльпаны — это словно цвет в чистом виде, светлый, свободный и прекрасный, не отягченный драматической экспрессией, тяготевшей над искусством художника, заставлявшей его порой уничтожать свои работы, чтобы освободиться от них. Легкие, импровизированные акварели Нольде, исполненные на влажной японской бумаге, — самая светлая часть его творческого наследия; но на ней лежит другая печать — только эта область и осталась ему, когда при фашизме Нольде подвергли запрету на творчество.

 Эмиль Нольде всегда был далек от политики, но его творчество, напряженное вплоть до экстаза, почти фанатическое, оказывалось связанным с идеями «немецкого национального духа». Его «нордическое» искусство привело художника к членству в нацистской партии. Но иллюзия соединения подлинного искусства с тоталитарным режимом потерпела крах — Нольде был заклеймен как «вырожденец». Творчество Нольде выше, значительнее «арийского» духа и во многом противоположно ему. Но эта драма ложных упований и притязаний художника открывает, быть может, важные стороны искусства 20 века, преступающего дозволенные ему пределы и в расплате за это достигающего подлинно трагических высот.

Информация:

Немецкий экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), – направление в литературе и искусстве, 1-й четверти 20 века , провозгласившее единственной реальностью субьективный мир человеку, а его выражение главной целюю искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В.Газенклевер, художники Э. Нольде, Э.Л. Кирхнер, Ф. Марк, Э.Барлах и др. в Германии , художники О. Кокошка, М. Бекман, и др., композитор А. Шенберг в Австрии, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р.Вине и др.)

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.

Tags:

  • биография эмиля нольде
  • группа мост
  • картины нольде
  • немецкий художник
  • немецкий экспрессионизм
  • синий всадник
  • экспрессионизм
  • экспрессионис­т
  • эмиль нольде

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

кто от подробно, года жизни, периоды и суть творчества, автопортрет живописца, самые известные картины художника.

Роль Эмиля Нольде в развитии немецкого экспрессионизма в изобразительном искусстве XX века
  • Биография Эмиля Нольде
  • Самые известные картины художника Эмиля Нольде

Эмиль Нольде (Emil Nolde; родился 7 августа 1867 года — умер 13 апреля 1956 года) был известным немецким акварелистом XIX-XX веков, талантливым экспрессионистом и выдающимся мастером религиозного жанра. Творчество Эмиля Нольде посвящено описанию красочных садов, ярких морских видов, сумрачных пейзажей ночного Берлина. Живописец создавал насыщенные и выразительные картины мистического, фантастического и религиозного содержания, любил писать портреты и рисовать небо.

Биография Эмиля Нольде

Эмиль Нольде появился на свет 7 августа 1867 года в многодетной крестьянской семье, проживающей на небольшой ферме в приграничном районе Германии и Дании. Он стал четвертым по счету ребенком, при рождении получил имя Ханс Эмиль Хансен (Hans Emil Hansen) и с раннего детства был вынужден тяжело работать, помогая родителям по хозяйству. Как только представился случай, юный Ханс без сожаления покинул родной дом и поступил в Фленсбургскую ремесленную школу, избрав специальность художника и резчика по дереву.

Эмиль Нольде заинтересовался живописью во время учебы, но в семье никто не поддержал этого увлечения. Зато профессия мебельщика родственников удовлетворяла полностью, поэтому Ханс устроился на мебельную фабрику. И тайком посещал уроки рисования. В 1894 году Эмиль Хансен создал известные альпийские вершины в виде оживших великанов. Затем одолжил денег, напечатал серию открыток, которая разошлась большим тиражом, и полностью посвятил себя живописи. До самого конца 1890-х он искал себя — в искусстве, в любви, в жизни.

На стыке двух веков художник обзавелся псевдонимом и женился на Аде Вильструп. В этот же период окончательно сформировался и его стиль рисования. Многие современники, а затем и искусствоведы, изучавшие творчество Эмиля Нольде, называли его экспрессионистом, но сам живописец не был согласен с таким определением. Он считал, что термин искусственно ограничивает его возможности и значительно обедняет потенциал. Мастер называл себя «простым немецким художником». А писал Эмиль Нольде по-настоящему яркие экспрессивные картины, насыщенной палитрой выплескивая на холст сильные эмоции и переживания.

В поисках новых форм живописи Эмиль Нольде примкнул к группе «Мост», участники которой отказались от классического рисунка в пользу самобытной интерпретации окружающей действительности. Они считали, что вместо академически правильных картин, на которых изображена красивая, но обманчивая и приукрашенная реальность, художник должен создавать правдивые произведения, используя чистую краску и естественные линии.

Нольде разделял эти взгляды, но отделился от группы спустя два года. Слишком велика была пропасть между молодыми художниками, впитавшими в себя новую урбанистическую культуру с пеленок, и зрелым Эмилем, который пришел к живописи из глубокой деревни и всю свою жизнь по духу своему оставался простым крестьянином. После «Моста» был Берлинский сецессион, но оттуда акварелиста исключили за критику в адрес президента ассоциации. Вместе с другими живописцами он организовал оппозиционную группу Новый сецессион.

После Первой мировой войны Эмиль Нольде принял датское гражданство, но жить в Дании не стал и переехал в город Нойкирхен, где купил дом на холме Зеебюль. В это время в Германии происходят активные политические процессы, в результате которых в биографии Нольде появилась спорная страница — художнику нравилось направление, в котором двигалась страна, он даже вступил в национал-социалистическую партию и присутствовал на торжественной церемонии в честь «Пивного путча». Нольде близко знакомится с Гиммлером, а его картины украшают стены дома Геббельса.

Но, несмотря на то, что сам Эмиль Нольде позиционировал себя простым художником, прославляющим уникальность Германии, ее культуру, историю и землю, социал-националисты увидели в нем экспрессиониста. Центральным экспонатом печально известной выставки дегенеративного искусства стало «Житие Христа», созданное в девяти частях в 1911-1912 гг. Эмиля Нольде исключили из академии, запретили работать по профессии и рисовать. Его картины изъяли из музеев и галерей, конфисковали и уничтожили. Художник пытался достучаться до верхушки нацистов с просьбами о пересмотре дела и даже создавал пропагандистские антисемитские плакаты, но безуспешно. До окончания Второй мировой войны он уединился в своем доме и тайком создавал миниатюрные акварели (всего 1300 работ), которые прятал в саду.

После войны мастера признали гением, пострадавшим от нацистского режима. Эмиля Нольде приглашали на выставки, Зигфрид Ленц (Siegfried Lenz) написал о нем книгу «Урок немецкого», а дом в Зеебюле переделали в музей. Живописец прожил до почтенного возраста и ушел из этого мира 13 апреля 1956 года.

Самые известные картины художника Эмиля Нольде

Картины Эмиля Нольде хранятся в крупнейших музеях Европы, часто демонстрируются на временных экспозициях и всегда вызывают интерес зрителя. Посмотрите на самые яркие произведения мастера:

  • «Житие Христа» (1911-1912) — монументальная работа из девяти картин высотой более двух метров и длиной около шести метров. Главный экспонат выставки «Дегенеративного искусства». В настоящее время хранится в музее Нольде в Зеебюле.
  • «Жизнеописание Марии Египетской» (1912) — еще одна масштабная работа на религиозную тему.
  • «Подсолнухи» (1932) — любовь Нольде к природе проявилась в описании подсолнухов. Он рисовал их так часто, как и Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh).
  • «Маки» (1941-1945) — работа из серии «Ненаписанные картины», созданная в период вынужденного уединения в доме на Зеебюле.

Произведения Эмиля Нольде — частые гости аукционов, где за ними охотятся музейщики и коллекционеры. Примите участие в торгах на онлайн-платформе Very Important Lot, где можно недорого купить картину одного из известных экспрессионистов или шедевры антиквариата. На сайте также представлены работы современных художников, приобрести которые можно напрямую у авторов.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Венецианский пейзаж Клода Моне впервые выставят на аукцион

    Картины искусственного интеллекта впервые продадут на Christie’s

    Фарфор Юсупова из села Архангельское

    797-й аукцион Nagel Auktionen GmbH «Старое искусство, антиквариат и украшения» — 499 уникальных лотов очень скоро будут выставлены на торги

    «Благовещение Честелло» — картина Сандро Боттичелли

    500-летие Тинторетто отмечают в Венеции

    Стиль джаз в интерьере — творческое наследие эпохи «ревущих двадцатых»

    Картина «Ковер-самолет» Виктора Васнецова — сюжет из народных сказок, наполненный глубоким смыслом

    Картина «Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена» Владимира Боровиковского — торжественное величие коронационного портрета

    Архип Иванович Куинджи

    Эмиль Нольде — 169 работ, биографий и выставок на Artsy

    2,5 тыс. подписчиков

    Биография

    Ярко окрашенные жесты Эмиля Нольде, изображающие ночную городскую жизнь, библейские сцены, цветочные мотивы и пейзажи, являются образцами немецкого экспрессионизма. Богатые, тональные картины маслом и акварели Нольде создают сказочную атмосферу и образы…

    Просмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды

    Обзор

    Работы на продажу (88)

    Результаты аукциона

    Примечательные работы

    • Название художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название искусства

      Партнер

    • Название художника

      Название выставки и еще 10

      Групповая выставка в крупном учреждении

      Museum of Sample Art (Example) и еще 33

      Собраны крупным учреждением

      Пример, и еще 5

      достижения

      Активный вторичный рынок

      Недавние результаты аукциона в базе данных Artsy Price

      Высокий аукционный рекорд

      US 85,0 млн. , Phillip

      Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

      Отправить сейчас

      Iconic Collections

      • Works on Paper

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      • Works на бумаге

        От $500

      • Работы на бумаге

        От $500

      • Работы на бумаге

        От $500

      • 10003

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      Works For Sale

      • Some Artist

        Location

      • Some Artist

        Местонахождение

      • Некий Художник

        Местонахождение

      • Некий Художник

        Местонахождение

      • Некий Художник

        9008 Местонахождение0003

      • Some Artist

        Location

      • Some Artist

        Location

      • Some Artist

        Location

      Articles

      • Some Artist

        Location

      • Some Artist

        Местоположение

      • Некоторый художник

        Местоположение

      • Некоторый художник

        Местоположение

      • Некоторый художник

        Location

      • Some Artist

        Location

      • Some Artist

        Location

      • Some Artist

        Location

      Related Artists

      • Artist Name

        Nationality, b. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      Эмиль Нольде: Цвет – это жизнь​

      Кит Хартли, со-куратор крупнейшей выставки немецких экспрессионистов в Великобритании за более чем два десятилетия, рассказывает о сложном наследии художника, которого часто сравнивают с Ван Гогом

      Ключевая фигура немецкого экспрессионизма и один из величайших колористов современного искусства, Эмиль Нольде (1867-1956) сегодня остается весьма противоречивым. Хотя нацисты конфисковали около 1000 работ Нольде из немецких музеев и художественных коллекций на том основании, что они были «дегенеративными» — цифра выше, чем у любого другого художника, — Нольде, ранний и восторженный поклонник режима, оставался приверженным партия.

      Хотя эта преданность усложняет нашу оценку его работы, его талант никогда не оспаривался; в 1952 г. правительство Западной Германии наградило его орденом «За заслуги» — высшей гражданской наградой.

      В 2018 году, всего через несколько месяцев после того, как Christie’s установил мировой аукционный рекорд художника в размере 5 262 500 долларов за картину Нольде Indische Tänzerin, , ретроспектива в Шотландской национальной галерее современного искусства предоставила исключительную возможность рассмотреть широту и глубину его карьеры. Эмиль Нольде: Цвет — это жизнь , крупнейшая выставка художника в Великобритании за более чем 20 лет, передана в Шотландию из Национальной галереи Ирландии в Дублине .

      Здесь сокуратор Шотландской национальной галереи Кит Хартли рассказывает о жизни Нольде, его многочисленных художественных связях с Ван Гогом и о современном художнике, на которого Нольде оказал наибольшее влияние.

      Что делало Эмиля Нольде особенным?

      Кит Хартли: «Обычно на этот вопрос отвечают, что он был одним из пионеров немецкого экспрессионизма, что, безусловно, верно. Но для меня в Нольде примечательно то, что он сохранял остроту своего видения — и эмоций — вплоть до конца своей карьеры, десятилетия спустя.

      Выставлен в Эмиль Нольде: Цвет – это жизнь в Шотландской национальной галерее современного искусства: Эмиль Нольде (1867-1956), Прорыв света (Durchbrechendes Licht), 1950. Холст, масло 68,5 x 88,5 см © Nolde Фонд Seebüll

      «Другие экспрессионисты, такие как Эрнст Людвиг Кирхнер и Оскар Кокошка, не могли поддерживать свой уровень интенсивности в течение длительного периода времени, но Нольде мог. У нас есть его морская картина 1950 года на выставке под названием 9.0355 Свет, пробивающийся сквозь   (показан выше), столь же мощный, как и все, что он рисовал до него.

      ‘Поскольку на выставке было представлено более 120 работ, идея состояла в том, чтобы сделать полную ретроспективу. Средства массовой информации варьируются от картин маслом и акварелей до литографий, а даты работ варьируются от 1901 до 1950». ), Экстази (Ekstase), 1929. Холст, масло, 106,5 х 86,5 см. © Nolde Stiftung Seebüll

      «Охвачены все основные периоды и серии в карьере Нольде, такие как его сцены в кафе и кабаре в Берлине в 1911 году; его яркие картины из путешествия по Южным морям несколько лет спустя; а также так называемые «Ненаписанные картины» 1930-х и 1940-х годов. Это были похожие на драгоценности акварели, выполненные на листах бумаги в то время, когда нацистская партия заклеймила его как «дегенерата» и официально запретила ему работать художником».

      Можно ли сказать, что цвет был настоящей силой Нольде?

      КХ: «Я так думаю. У него была страсть и поистине блестящий талант к этому, который он никогда не терял. Вот почему мы назвали выставку Эмиль Нольде: Цвет — это жизнь . Стоять перед картиной Нольде — значит ощущать нечто похожее на электрический ток, настолько сильны его краски.

      ‘Я должен добавить, однако, что он не был расчетливым художником, с регламентированным способом работы. Он рисовал внутренне; выбор цвета, кажется, пришел к нему на ощупь.

      Выставлен в Эмиль Нольде: Цвет — это жизнь  в Шотландской национальной галерее современного искусства: Эмиль Нольде (1867-1956), Мученичество III (Martyrium III) , 1921. Мешковина, масло, 121 x 106,5 см. © Nolde Stiftung Seebüll

      «Нольде происходил из очень протестантской семьи на севере Германии. По-видимому, единственной книгой в его доме, когда он рос, была Библия , , которую он читал регулярно и жадно. Он был набожным человеком, написавшим несколько прекрасных картин на религиозную тематику. Как и у Ван Гога, интенсивность его цвета во многом проистекала из этой набожности».

      Учитывая пристрастие Нольде к жесткой живописи, можем ли мы сказать, что Ван Гог оказал на него серьезное влияние?

      KH:  ‘В своих трудах он сам подчеркивал это. Нольде был в значительной степени одиночкой — он был официальным членом немецкой экспрессионистской группы Die Brücke всего один год, прежде чем покинуть ее в 1907 году — что является еще одной параллелью с Ван Гогом.

      ‘Однако важно отметить, что он видел себя и свою работу во многом в контексте искусства своей страны. Иными словами, в рамках того, что он назвал «великой борьбой» за «создание второго периода великого немецкого искусства», первый из которых произошел с такими людьми, как Альбрехт Дюрер и Матиас Грюневальд во времена немецкого Возрождения».

      Эмиль Нольде (1867-1956), Мон (Маки) , 1950. Холст, масло. 27 x 34⅝ дюйма (68,6 x 88 см). Цена по запросу. Просмотреть все предметы искусства импрессионистов и модернистов, выставленные на частную продажу на Christie’s

      Не иронично ли, что художник, столь озабоченный величием художественного наследия своего народа, подвергся остракизму со стороны нацистов?

      КХ:  «Одним словом, да. Нольде, возможно, по понятным причинам считал, что партия будет защищать и современное немецкое искусство. Но он глубоко ошибался. Хотя многие в нацистском руководстве, такие как Геббельс, считали, что экспрессионизм должен быть знаменосцем доморощенной культуры, в конце концов победило предпочтение Гитлером классицизма и его предубеждение против всех форм нового искусства».

      Влияют ли произведения Нольде на современных художников?

      KH:  «Я определенно вижу большое сходство с работами Питера Дойга. Как и Нольде, Дойг сделал значительное количество работ на бумаге, и в усилиях обоих художников есть невероятная скорость и спонтанность.

      Выставлен в Эмиль Нольде: Цвет — это жизнь в Шотландской национальной галерее современного искусства: Эмиль Нольде (1867-1956), Плавание аборигенов (Швиммендер Эйнгеборенер), 1914. Бумага, акварель, 38,3 х 50 см. © Nolde Stiftung Seebüll

      ‘У нас на выставке есть замечательная акварель Южных морей Нольде, Плавание аборигенов ’ [вверху], которую неопытный глаз может легко принять за Дойга. Похоже, его можно было нарисовать меньше чем за минуту!»


      Войти Сейчас

      Экспрессионизм | Определение, характеристики, артисты, музыка, театр, кино и факты

      Эдвард Мунк: Крик

      Все медиа

      Похожие исполнители:
      Винсент Ван Гог Оскар Кокошка Эдвард Мунк Август Стриндберг Альбан Берг

      Просмотреть весь связанный контент →

      Сводка

      Прочтите краткий обзор этой темы

      Экспрессионизм , художественный стиль, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а скорее субъективные эмоции и реакции, которые объекты и события вызывают в человеке. Художник достигает этой цели посредством искажения, преувеличения, примитивизма и фантазии, а также посредством яркого, резкого, насильственного или динамичного применения формальных элементов. В более широком смысле экспрессионизм — одно из основных течений в искусстве конца 19 века.го и начала 20 веков, и его качества в высшей степени субъективного, личного, спонтанного самовыражения типичны для широкого круга современных художников и художественных направлений. Экспрессионизм также можно рассматривать как постоянную тенденцию в германском и скандинавском искусстве, по крайней мере, европейского Средневековья, особенно во времена социальных изменений или духовного кризиса, и в этом смысле он образует обратную сторону рационалистических и классицистических тенденций Италии и более поздних времен. Франции.

      В частности, экспрессионизм как отдельный стиль или движение относится к ряду немецких художников, а также австрийских, французских и русских художников, которые стали активными в годы перед Первой мировой войной и оставались таковыми на протяжении большей части межвоенного периода. .

      Корни немецкой экспрессионистской школы лежат в работах Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора, каждый из которых в период 1885–1900 гг. развил очень индивидуальный стиль живописи. Эти художники использовали выразительные возможности цвета и линии, чтобы исследовать драматические и эмоциональные темы, чтобы передать качества страха, ужаса и гротеска или просто восславить природу с галлюцинаторной интенсивностью. Они отошли от буквального представления природы, чтобы выразить более субъективные взгляды или состояния ума.

      Вторая и основная волна экспрессионизма началась примерно в 1905 году, когда группа немецких художников во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером сформировала свободную ассоциацию под названием Die Brücke («Мост»). В группу входили Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Фриц Блейл. Эти художники восстали против того, что они считали поверхностным натурализмом академического импрессионизма. Они хотели наполнить немецкое искусство духовной энергией, которой, как им казалось, ему не хватало, и они стремились сделать это посредством элементарного, очень личного и спонтанного выражения. К первоначальным членам Die Brücke вскоре присоединились немцы Эмиль Нольде, Макс Пехштейн и Отто Мюллер. На экспрессионистов оказали влияние их предшественники 1890-х годов, а также интересовались африканской резьбой по дереву и работами таких североевропейских художников средневековья и эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд и Альбрехт Альтдорфер. Они также знали о неоимпрессионизме, фовизме и других недавних движениях.

      Викторина «Британника»

      Окончательная викторина по искусству

      От символики до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.

      Немецкие экспрессионисты вскоре разработали стиль, отличающийся резкостью, смелостью и визуальной интенсивностью. Они использовали неровные, искаженные линии; грубая, быстрая манера письма; и резкие цвета для изображения городских уличных сцен и других современных сюжетов в многолюдных, взволнованных композициях, отличающихся своей нестабильностью и эмоционально заряженной атмосферой. Многие из их произведений выражают разочарование, тревогу, отвращение, недовольство, насилие и вообще какое-то неистовое напряжение чувства в ответ на уродство, грубую пошлость, возможности и противоречия, которые они усматривали в современной жизни. Гравюры на дереве с их толстыми зубчатыми линиями и резкими тональными контрастами были одним из излюбленных средств массовой информации немецких экспрессионистов.

      Работы художников Die Brücke стимулировали экспрессионизм в других частях Европы. Оскар Кокошка и Эгон Шиле из Австрии переняли их мучительную манеру письма и угловатые линии, а Жорж Руо и Хаим Сутин во Франции разработали стили живописи, отмеченные интенсивным эмоциональным выражением и насильственным искажением фигуративного предмета. Художник Макс Бекманн, график Кете Кольвиц и скульпторы Эрнст Барлах и Вильгельм Лембрук, все из Германии, также работали в экспрессионистских режимах. Художников, принадлежащих к группе, известной как Der Blaue Reiter («Синий всадник»), иногда считают экспрессионистами, хотя их искусство, как правило, лиричное и абстрактное, менее эмоционально эмоциональное, более гармоничное и больше связанное с формальными и живописными проблемами, чем с этим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *