Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства | Публикации
«Я очень хочу, чтобы краски в моих картинах сами собой изливались через меня, художника, как будто сама природа творит свои картины, подобно тому, как самообразуются кристаллы и руда, как вырастают водоросли и мхи, как расцветают цветы под лучами солнца». Эмиль Нольде
Строго говоря – и, вообще, как угодно говоря – он был
Ханзен. Нольде (1867-1956) – это псевдоним. В честь немецкой деревни на границе
с Данией. Он там родился в крестьянской семье. И было их пять братьев. Но
только одному из Ханзенов-младших пришло в голову расписывать цветным мелом
хлев, курятник, амбар и прочие сараи – так его тянуло к прекрасному. И не
какую-нибудь пакость вроде Человека-Паука он рисовал, а библейские истории.
Семья-то сильно протестантская была. Росписи не сохранились.
В семнадцать лет Нольде ушел из дому в люди. Там он мотался по разным немецким
городам, работал резчиком на мебельной фабрике, учился недолго дизайну – на
долго не хватило денег, проектировал мебель, преподавал рисунок и т.
La Cima della Pala et la Vezzana
Открытки разошлись большим тиражом, что принесло Нольде много денег. Работать он сразу завязал и стал учиться живописи. Сначала в Мюнхене, потом – в Париже, в знаменитой академии Жулиана. Там он полюбил импрессионистов, Ван, естественно, Гога и его друга Гогена. А Милле, Домье, Гойю, Тициана, Рембрандта и Беклина он любил еще до этого. Через некоторое время Нольде стал любить средневековую/ренессансную немецкую живопись и Мунка. Ну, позже еще кое-что по мелочам добавилось, но, в принципе, все перечисленное есть те основные традиции, из которых выросло его искусство.
Первые свои работы Нольде делал, сильно любя символистов и поздних романтиков типа того же Беклина.
Да будет свет
Двое на морском берегу
Это было в самом начале ХХ века. В Германии, в стороне от него, шли мощные художественные процессы, приведшие к рождению экспрессионизма. В 1905 году появилась группа «Мост». Присмотревшись к Нольде, мостовские пригласили его в группу. Нольде согласился. В «Мосте» он работал типа так.
Цветник
Белые стволы
В общем, понятно, что эти картинки ближе к французскому фовизму, нежели к родному экспрессионизму. И даже есть очень неясные отголоски, как это не жутко звучит, импрессионизма*. Нольде догнала ранее приобретенная любовь к французской живописи.
Странная, согласитесь, ситуация получается. Человек состоит в самом, что ни на есть, экспрессионистическом объединении, позже будет объявлен классиком экспрессионизма**, а картинки красит несоответствующие. Но, с другой стороны, кто вам сказал, что в искусстве — пути прямые? Не арифметика же.
Но так продолжалось недолго. Через год Нольде вышел из «Моста» и стал делать настоящую, по всем правилам экспрессионизма, живопись.
Осмеяние Христа
Тайная вечеря
Распятие
Все тут правильно. И опора на немецкие средневековье/Ренессанс, и гротеск, и доступными средствами переданное ощущение трагизма жизни, и суровое субстанциональное как антитеза вертлявому акцидентальному – все есть. И Христос у него — мужицкий Христос, т.е. парень из низов, в духе Грюневальда.
Жанровые пристрастия Нольде, понятно, не ограничивались исключительно возвращением к своей детской религиозной изобразительной традиции. Писал он и, скажем так, жанр.
Зрители в кабаре
В подобных картинках Нольде с удовольствием фиксировал нелюбовь крестьянина к городу. Еще он писал пейзажи – всегда, практически, без людей***.
Осеннее море VII
Осеннее море ХI
Эти картинки – часть серии из 21 работы, описывающей почти один и тот же вид. Тут опять где-то рядом болтаются французы. Поздний Моне, в частности, который делал серии пейзажей с одной и той же точки в разное время суток типа «Стогов сена» или «Реймсского собора». Правда, у Нольде была другая задача – его не интересовала фиксация в десятках работ того, как изменяется объект, грубо говоря, в один и тот же день в зависимости от освещения, его интересовали разные состояния этого объекта: шторм, штиль, время года, крупные суточные деления типа заката, полудня и т.д. Т.е. более фундаментальные вещи.
Еще в это время Нольде делает традиционную для экспрессионизма продольную деревянную гравюру, родом из средневековья.
Пророк
Первая мировая война в творчестве Нольде непосредственным образом не отразилась. На фронте он не был в силу возраста, художественная публицистика, скажем так, типа той, которой занимались в рамках экспрессионизма Дикс или Гросс, была ему неинтересна. Его интересовали, опять же, более фундаментальные вещи. Некоторый отклик на войну можно, конечно, найти в повышенной экстатике вещей вроде этой.
Красное вечернее небо
Или в такой печальной символике, 1919 года.
Потерянный рай
Другое дело, что война, поражение в ней, унизительный Версальский договор ввергли Нольде в кризис национальной самоидентификации. Тут все сложно было с самого начала. Папа его родным языком имел восточнофризский. Мама – южноютский. Нольде родным считал немецкий и, вообще, числил себя по этой принадлежности. В 1920 году его родная деревня с остатками меловых росписей на сараях перешла к Дании, сам он стал датским подданным – почему так случилось с подданством, не знаю, не разбирался. Факт тот, что для Нольде все это было ментально невыносимо. В 1927 году исполняются его мечты – он покупает сельский дом. Но не на горячо любимой малой родине, а в Зеебюле — недалеко от Нольде, но на германской территории. Колбасит его в это время по-черному – на выборах в 1928 году он мечется между коммунистами и нацистами****. А в самом начале 1930-х гг. Нольде в одной из мюнхенских галерей видел такую сцену – эсэсовец высказался по поводу работ экспрессиониста Франца Марка, вызвав хозяина галереи: «Что это тут за живопись? Зачем вы выставляет этот хлам? Уберите немедленно. Мы больше не намерены терпеть подобные выставки. Выставляйте истинно германское искусство, иначе ваша галерея будет закрыта*****». Нольде тогда обернулся к своему приятелю и сказал: «Теперь я знаю мое будущее».
Тем не менее, в конце концов, он делает выбор и вступает в НСДАП.
Что его туда притащило? Ну, понятно, никто так много, как нацисты, не говорил о той самой национальной самоидентификации. Записавшись к ним, Нольде как бы стал самым настоящим немцем. Безусловно, его купила красота мифа о крови и почве – он же крестьянин в девятом поколении, художник, алкающий национальной традиции. Не будем говорить, что эту традицию можно было алкать прямо противоположным нацистскому варианту образом, как это делал, скажем, Барлах, просто примем, как объяснение.
Нольде в это время дошел до того, что стал говорить о приоритете немецкого искусства перед французским – это при том, сколько он оттуда взял. Ладно, хрен с ним, с Нольде. Что с него возьмешь – художник.Беда подкралась с неожиданной для Нольде стороны – режим его не принял. Т.е. сначала внутри нацизма были заморочки в смысле принять экспрессионизм как истинно германское искусство в той его части, где экспрессионизм апеллирует к народности, средневековью и т.д., даже сам Геббельс выражал ему свои симпатии******. Все кончилось в 1937 году, когда Гитлер в своей речи на открытии Дома немецкого искусства в Мюнхене назвал экспрессионизм вместе со всеми остальными течениями авангардизма «дегенеративным искусством». И, персонально о Нольде: «Это немыслимо!». Нольде пытался как-то сопротивляться действительности. Даже писал доносы на бывших соратников в том смысле, что они евреи. Ничего не помогло.
И Нольде становится рекордсменом по количеству репрессий, свалившихся на него. Ну, понятно, его изгоняют с поста члена прусской Академии художеств, это как у и других таких же. Но на выставке «Дегенеративное искусство» его работа занимает одно из центральных мест.
Житие Христа
Но у него фантастическое количество изъятых из разных собраний работ – больше 1100. Часть из них была сожжена, часть, как ни странно, была по иску Нольде ему возвращена, часть – продана. И, самое необычное – я, во всяком случае, другой подобной истории не знаю – ему было запрещено заниматься профессией. С 1941 года исполнение этого запрета контролировало гестапо.
Нольде к тому времени уже многие годы практически безвылазно жил в Зеебюле. После запрета на профессию он перешел на малоформатные акварели. Совершенно фантастические по качеству. Тончайшие, но тем не менее, экспрессионистические.
Разноцветное небо над болотом
Не красить***** он был не в состоянии – из него перло. Но писать маслом он не мог – масляные краски слишком характерно пахнут, это может вспомнить любой, кто хоть раз был в мастерской нормального художника, не концептуалиста какого-нибудь жестикулирующего, в смысле. Эти работы он позже назвал ненаписанными картинами.
Анемоны 37
Кончилась война. Человечество забыло о национал-социалистических телодвижениях Нольде, оно воспринимало его как жертву. В 1950 году он получил премию Венецианского биеннале. В 1953 году правительство ФРГ награждают его медалью «За заслуги в области науки и искусств». Черт его знает. Мы же не принимаем во внимание политические взгляды, скажем, Леонардо да Винчи. А, с другой стороны, тогда не было тоталитарных идеологий. Короче, как относится к офигенному, но идеологически враждебному художнику, я не знаю. Последние его работы такие.
Вечернее море и черный пароход
Солнце в дымке
Пейзаж в красном свете
Бонусы
Танец вокруг золотого тельца
Положение во гроб
Мальчики-папуасы
Прямо перед Первой мировой войной Нольде совершил путешествие до Новой Гвинеи. Прикоснулся к той любимой авангардизмом архаике.
Св. Мария в Александрии
Тропическое солнце
Грозовые облака
Осенний вечер
* Экспрессионизм и возник как некоторая негативная реакция на импрессионизм. Изяществу, неуловимости, текучести, неоформленности, объективности второго первый противопоставил субъективность, неизменность, сущностность, постоянство и патетику.
** При этом Нольде всю жизнь не мог терпеть, когда его так называли. Ни в какие
объединения больше не входил. Очень отдельный был человек.
*** Настоящий пейзаж и должен быть без людей. Ведь чем нас круче всего потрясает природа? Нашей, человеческой непредставленностью в ней. Трудным представлением о том, что все это богатство – начиная с «Осени» Левитана и кончая экзотическими картинками в фб – может обходится без нас.
****Ничего чудовищного в этом выборе не было. Близость позиций осознавалась уже
тогда. Гитлер говорил, что из либерала порядочного нациста никогда не
получится, а из коммуниста – вполне. В начале нацистского режима был сделан
фильм, не помню названия, а ворошить монографию Голомштока – лень, в котором
упертый коммунист свой ротфронтовский жест – сжатый у плеча кулак – плавно
переводит в нацистское приветствие. Нет ничего банальнее, чем говорить о
корневом родстве этих идеологий. Это родство мы легко наблюдаем у нас на родине
в течении последних десятилетий.
*****Немецкое казачество?
******Их Геббельс – это вроде нашего Луначарского. Оба писали вторичные
символистского толка пьесы, оба были симпатизантами авангардизма. Но Геббельс
оказался бодрее – раньше просек генеральную линию.
******* Еще раз напоминаю, что это профессиональный жаргон. В
цивилизованном обществе это слово заменяют эвфемизмами вроде писать, рисовать,
творить, создавать, малевать (пренебрж. ).
Автор: Вадим Кругликов
Картины известных художников — Яркие личности в искусстве |
12.07.2012 13:12 |
Эмиль Нольде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ганс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen), 1867, Нольде, ныне Дания — 1956, Зеебюль) — один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, график , считается одним из величайших акварелистов XX в. Эмиль Нольде известен своей энергичной манерой письма и выразительным выбором цветов. Биография Эмиля НольдеСтатья Екатерины Деготь из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992 г. Эмиль Нольде не любил, когда его называли экспрессионистом. Однажды он признался, что вздохнул свободнее, когда «футуристы и конструктивисты стали претендовать на это название». Нольде не хотел — или не в силах был — отступить от своей позиции «одинокого художника». Таким он и остался — уникальным художником, странным и нелюдимым человеком. Он всегда сторонился художественных групп, лишь ненадолго примкнув к «Мосту», затем к «Синему всаднику». Но если искать одного, самого характерного экспрессиониста, возможно, им окажется именно Нольде — художник поразительной интенсивности переживания и редкой открытости в выражении своих чувств, художник трагического темперамента и высокого религиозного напряжения. Для него, вечно недовольного собой, погруженного в меланхолию, живопись была единственным средством высказывания и освобождения от сомнений, единственной возможностью жить. Авотопортрет Эмиля Нольде Экспрессионизму, направлению, возникшему в начале 20 века в Германии, суждено было получить статус «вечно возвращающегося» художественного явления. Он отвечал миру человека новейшего времена с его неразрешимыми коллизиями, смесь» грубо низменного и духовного, жестокого и возвышенного. Он был вызван к жизни желанием постичь истинное, постоянное в природе вещей, а не внешнее и преходящее. Отсюда напряженная страстность экспрессионистской живописи, отсюда и разрыв с традицией импрессионизма. «Вместо неуверенного изящества импрессионизма, — скажет один яз теоретиков нового движения, — достоверное утверждение, отважность, повелительность и патетическая резкость». Экспрессионистам оказались нужны широкие живописные жесты, варварски-яркие краски, изломанные формы, материальность и определенность предметов. Детали исчезают — ведь «искусство, которое хочет только подлинного, исключает второстепенное». Эмиль Нольде, лишь будучи уже зрелым человеком, ступил на собственную дорогу в искусстве. В юности он носил фамилий Ханзен, сменив ее позднее на название той небольшой северной деревни, где родился. В его жизнь навсегда вошли северные края с их суровой и величественной природой, и не раз еще он будет путешествовать или скитаться по северу Европы, живя в Дании, Швеции, Ютландии, Гамбурге. Среда, в которой прошло его детство, тоже была простой, грубой и суровой — с тяжелым трудом, с Библией у изголовья с постоянным молчанием, определившим и его характер. Бегство в природу сделало его художником: он приобрел опыт, своеобразную школу, но и средства для художественного образования, когда исполненная им серия открыток с изображением горных вершин в виде фантастических великанов неожиданно возымела коммерческий успех. Больше, чем частные художественные школы, дали ему картины Милле и Гойи, Бёклина и Домье, Рембрандта и Тициана — художников, в которых он искал «внутреннего огня». Не прошли мимо его внимания Ван Гог, Гоген и особенно близкий ему по духу Мунк. Эмиль Нольде много работал в гравюре. Вначале это была сухая игла, затем ксилография с ее резкими сопоставлениями черного и белого, грубыми, как бы вырубленными топором скульптурными формами. Таков его запоминающийся «Пророк» (1912) с трагическим взором глубоко запавших глаз. Презентация: Эмиль Нольде youtube.com/embed/s9JA6KtvV84?rel=0&fs=1&wmode=transparent» allow=»autoplay; fullscreen; encrypted-media» allowfullscreen=»true» frameborder=»0″ scrolling=»no» title=»JoomlaWorks AllVideos Player»>Религиозные композиции в творчестве Эмиля Нольде, художника запряженной жизни духа, всегда занимали особое место. В таких картинах, как «Тайная вечеря» (1909), «Распятие» (1911—12), «Положение во гроб» (1913), он ищет экстатичности, непосредственной силы воздействия на зрителя. Герои его произведений стоят вплотную к нам, рядом, история предательства и мучений совершается сейчас и всегда. «Инстинкт в десять раз важнее знания», — говорил Нольд Его картины и отмечены стремлением уйти от объективности знания к полноте мистического переживания судьбы Христа. Христос у Нольде — это Христос «крестьянский», спустившийся на самое дно мира, чтобы возвысить его. Образы Нольде, трагичные, порой до безысходности, заставляют вспомнить великую традицию немецкой средневековой живописи и прежде всего Грюневальда. Все творчество Эмиля Нольде проникнуто религиозным чувством — к нему вела экспрессионистов сама направленность на «внутреннее» вещей, стремление к сверхчувственному познанию единственно данной истины. Энергия, наполняющая мир, у Эмиля Нольде явлена прежде всего в цвете, ставшем для него навсегда главным выразительным средством. Это краски природы, но не копирующие ее, а взятые у нее самой, из ее недр и глубин, и потому единственно подлинные. «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод», — так писал о нем его современник, критик Вильгельм Гаузенштейн. Сниженность, варварская грубость отличают картины Нольде, связанные с «темой большого города», общей для всех экспрессионистов. Но иные из соратников Нольде более социальны, конкретны. Мир города у Нольде — это прежде всего таинственный, фантасмагорический и низменный Гамбург с желтолицыми матросами-китайцами, с подвыпившими парочками в ресторане. Все это у Нольде остро, необычно, экзотично — его тянуло к такому миру, недаром в 1913 году он совершил путешествие в Новую Гвинею с заходом в Россию, Японию, Китай. Так имя Эмиля Нольде встало в один ряд с именами других беглецов из мира цивилизации — Рембо, Гогена. Но у него был свой образ далеких стран. Его «Мальчики-папуасы» (1913—14) не обладают гибкими и прекрасными телами, они скованы, но серьезность и отчаяние одиночества, сквозящие в их странно значительных лицах, запоминаются навсегда. А рядом — буйные развлечения александрийских моряков («В порту Александрии»). Безудержное язычество и суровое христианство у Нольде не противопоставлены друг другу. Интенсивное переживание того и другого, до страдания, до мук — и есть залог их очистительного воздействия на душу. Эмиль Нольде не писал портретов своих современников, стремясь уйти от конкретности. Изображения человека у него символичны, они находятся, как говорил художник, «по ту сторону понимания и знания» и «вне времен». Таковы его «Дьявол и ученый», «Обнаженная и евнух», «Брат и сестра». Но человеческая душа всегда была в центре его творчества. О ней и его многочисленные пейзажи, которые он писал на протяжении всей жизни. Природа для него — пространство переживания, но от субъективности этого ощущения мира художник возвышается до объективности животворящей силы самого творческого духа мира. Огромную роль в его пейзажах играет небо, часто в драматическом, предгрозовом состоянии, с рваными силуэтами тяжелых туч. Природа торжественна и значительна. Человека в ней не видно, но есть знаки его присутствия: дома, мельницы, лодки, лишь в растворении в бескрайнем универсуме находящие свое место. Природа Нольде красочна, но в этом нет ни декоративности, ни жизнерадостного ощущения мира. Интенсивность цвета у него, как всегда, залог интенсивности жизни духа, и не случайно такое большое место занимает в его пейзажах свет, идущий как бы изнутри картины, излучаемый пятнами краски. «Дикая красота» пейзажей Нольде есть красота концентрированная, уходящая от внешности — к сущности. Поэтому эти картины природы, при всей их продиктованности натурными впечатлениями, никогда не бывают «портретами». Даже исполняя двадцать раз один и тот же вид «Осеннего моря» (1911), Нольде не стремится к запечатлению его различных атмосферных состояний, но скорее вновь и вновь пытается найти равнодействующую между состоянием собственной души и неизменным духом природы. Образы природы не оставили Нольде и в поздние годы его жизни. Это были не только пейзажи, но и натюрморты с цветами, часто акварели — и в этой технике художник достиг совершенства. Его красные маки, лиловые тюльпаны — это словно цвет в чистом виде, светлый, свободный и прекрасный, не отягченный драматической экспрессией, тяготевшей над искусством художника, заставлявшей его порой уничтожать свои работы, чтобы освободиться от них. Легкие, импровизированные акварели Нольде, исполненные на влажной японской бумаге, — самая светлая часть его творческого наследия; но на ней лежит другая печать — только эта область и осталась ему, когда при фашизме Нольде подвергли запрету на творчество. Эмиль Нольде всегда был далек от политики, но его творчество, напряженное вплоть до экстаза, почти фанатическое, оказывалось связанным с идеями «немецкого национального духа». Его «нордическое» искусство привело художника к членству в нацистской партии. Но иллюзия соединения подлинного искусства с тоталитарным режимом потерпела крах — Нольде был заклеймен как «вырожденец». Творчество Нольде выше, значительнее «арийского» духа и во многом противоположно ему. Но эта драма ложных упований и притязаний художника открывает, быть может, важные стороны искусства 20 века, преступающего дозволенные ему пределы и в расплате за это достигающего подлинно трагических высот. Информация: Немецкий экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), – направление в литературе и искусстве, 1-й четверти 20 века , провозгласившее единственной реальностью субьективный мир человеку, а его выражение главной целюю искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В.Газенклевер, художники Э. Нольде, Э.Л. Кирхнер, Ф. Марк, Э.Барлах и др. в Германии , художники О. Кокошка, М. Бекман, и др., композитор А. Шенберг в Австрии, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р.Вине и др.) В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Tags:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
кто от подробно, года жизни, периоды и суть творчества, автопортрет живописца, самые известные картины художника.
Роль Эмиля Нольде в развитии немецкого экспрессионизма в изобразительном искусстве XX века- Биография Эмиля Нольде
- Самые известные картины художника Эмиля Нольде
Эмиль Нольде (Emil Nolde; родился 7 августа 1867 года — умер 13 апреля 1956 года) был известным немецким акварелистом XIX-XX веков, талантливым экспрессионистом и выдающимся мастером религиозного жанра. Творчество Эмиля Нольде посвящено описанию красочных садов, ярких морских видов, сумрачных пейзажей ночного Берлина. Живописец создавал насыщенные и выразительные картины мистического, фантастического и религиозного содержания, любил писать портреты и рисовать небо.
Биография Эмиля Нольде
Эмиль Нольде появился на свет 7 августа 1867 года в многодетной крестьянской семье, проживающей на небольшой ферме в приграничном районе Германии и Дании. Он стал четвертым по счету ребенком, при рождении получил имя Ханс Эмиль Хансен (Hans Emil Hansen) и с раннего детства был вынужден тяжело работать, помогая родителям по хозяйству. Как только представился случай, юный Ханс без сожаления покинул родной дом и поступил в Фленсбургскую ремесленную школу, избрав специальность художника и резчика по дереву.
Эмиль Нольде заинтересовался живописью во время учебы, но в семье никто не поддержал этого увлечения. Зато профессия мебельщика родственников удовлетворяла полностью, поэтому Ханс устроился на мебельную фабрику. И тайком посещал уроки рисования. В 1894 году Эмиль Хансен создал известные альпийские вершины в виде оживших великанов. Затем одолжил денег, напечатал серию открыток, которая разошлась большим тиражом, и полностью посвятил себя живописи. До самого конца 1890-х он искал себя — в искусстве, в любви, в жизни.
На стыке двух веков художник обзавелся псевдонимом и женился на Аде Вильструп. В этот же период окончательно сформировался и его стиль рисования. Многие современники, а затем и искусствоведы, изучавшие творчество Эмиля Нольде, называли его экспрессионистом, но сам живописец не был согласен с таким определением. Он считал, что термин искусственно ограничивает его возможности и значительно обедняет потенциал. Мастер называл себя «простым немецким художником». А писал Эмиль Нольде по-настоящему яркие экспрессивные картины, насыщенной палитрой выплескивая на холст сильные эмоции и переживания.
В поисках новых форм живописи Эмиль Нольде примкнул к группе «Мост», участники которой отказались от классического рисунка в пользу самобытной интерпретации окружающей действительности. Они считали, что вместо академически правильных картин, на которых изображена красивая, но обманчивая и приукрашенная реальность, художник должен создавать правдивые произведения, используя чистую краску и естественные линии.
Нольде разделял эти взгляды, но отделился от группы спустя два года. Слишком велика была пропасть между молодыми художниками, впитавшими в себя новую урбанистическую культуру с пеленок, и зрелым Эмилем, который пришел к живописи из глубокой деревни и всю свою жизнь по духу своему оставался простым крестьянином. После «Моста» был Берлинский сецессион, но оттуда акварелиста исключили за критику в адрес президента ассоциации. Вместе с другими живописцами он организовал оппозиционную группу Новый сецессион.
После Первой мировой войны Эмиль Нольде принял датское гражданство, но жить в Дании не стал и переехал в город Нойкирхен, где купил дом на холме Зеебюль. В это время в Германии происходят активные политические процессы, в результате которых в биографии Нольде появилась спорная страница — художнику нравилось направление, в котором двигалась страна, он даже вступил в национал-социалистическую партию и присутствовал на торжественной церемонии в честь «Пивного путча». Нольде близко знакомится с Гиммлером, а его картины украшают стены дома Геббельса.
Но, несмотря на то, что сам Эмиль Нольде позиционировал себя простым художником, прославляющим уникальность Германии, ее культуру, историю и землю, социал-националисты увидели в нем экспрессиониста. Центральным экспонатом печально известной выставки дегенеративного искусства стало «Житие Христа», созданное в девяти частях в 1911-1912 гг. Эмиля Нольде исключили из академии, запретили работать по профессии и рисовать. Его картины изъяли из музеев и галерей, конфисковали и уничтожили. Художник пытался достучаться до верхушки нацистов с просьбами о пересмотре дела и даже создавал пропагандистские антисемитские плакаты, но безуспешно. До окончания Второй мировой войны он уединился в своем доме и тайком создавал миниатюрные акварели (всего 1300 работ), которые прятал в саду.
После войны мастера признали гением, пострадавшим от нацистского режима. Эмиля Нольде приглашали на выставки, Зигфрид Ленц (Siegfried Lenz) написал о нем книгу «Урок немецкого», а дом в Зеебюле переделали в музей. Живописец прожил до почтенного возраста и ушел из этого мира 13 апреля 1956 года.
Самые известные картины художника Эмиля Нольде
Картины Эмиля Нольде хранятся в крупнейших музеях Европы, часто демонстрируются на временных экспозициях и всегда вызывают интерес зрителя. Посмотрите на самые яркие произведения мастера:
- «Житие Христа» (1911-1912) — монументальная работа из девяти картин высотой более двух метров и длиной около шести метров. Главный экспонат выставки «Дегенеративного искусства». В настоящее время хранится в музее Нольде в Зеебюле.
- «Жизнеописание Марии Египетской» (1912) — еще одна масштабная работа на религиозную тему.
- «Подсолнухи» (1932) — любовь Нольде к природе проявилась в описании подсолнухов. Он рисовал их так часто, как и Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh).
- «Маки» (1941-1945) — работа из серии «Ненаписанные картины», созданная в период вынужденного уединения в доме на Зеебюле.
Произведения Эмиля Нольде — частые гости аукционов, где за ними охотятся музейщики и коллекционеры. Примите участие в торгах на онлайн-платформе Very Important Lot, где можно недорого купить картину одного из известных экспрессионистов или шедевры антиквариата. На сайте также представлены работы современных художников, приобрести которые можно напрямую у авторов.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Венецианский пейзаж Клода Моне впервые выставят на аукцион
Картины искусственного интеллекта впервые продадут на Christie’s
Фарфор Юсупова из села Архангельское
797-й аукцион Nagel Auktionen GmbH «Старое искусство, антиквариат и украшения» — 499 уникальных лотов очень скоро будут выставлены на торги
«Благовещение Честелло» — картина Сандро Боттичелли
500-летие Тинторетто отмечают в Венеции
Стиль джаз в интерьере — творческое наследие эпохи «ревущих двадцатых»
Картина «Ковер-самолет» Виктора Васнецова — сюжет из народных сказок, наполненный глубоким смыслом
Картина «Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена» Владимира Боровиковского — торжественное величие коронационного портрета
Архип Иванович Куинджи
Эмиль Нольде — 169 работ, биографий и выставок на Artsy
2,5 тыс. подписчиков
Биография
Ярко окрашенные жесты Эмиля Нольде, изображающие ночную городскую жизнь, библейские сцены, цветочные мотивы и пейзажи, являются образцами немецкого экспрессионизма. Богатые, тональные картины маслом и акварели Нольде создают сказочную атмосферу и образы…
Просмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды
Обзор
Работы на продажу (88)
Результаты аукциона
Примечательные работы
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Museum of Sample Art (Example) и еще 33
Собраны крупным учреждением
Пример, и еще 5
достижения
Активный вторичный рынок
Недавние результаты аукциона в базе данных Artsy Price
Высокий аукционный рекорд
US 85,0 млн. , Phillip
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
10003
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works For Sale
Some Artist
Location
Some Artist
Местонахождение
Некий Художник
Местонахождение
Некий Художник
Местонахождение
Некий Художник
9008 Местонахождение0003
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Articles
Some Artist
Location
Some Artist
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторый художник
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Related Artists
Artist Name
Nationality, b. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Эмиль Нольде: Цвет – это жизнь
Кит Хартли, со-куратор крупнейшей выставки немецких экспрессионистов в Великобритании за более чем два десятилетия, рассказывает о сложном наследии художника, которого часто сравнивают с Ван Гогом
Ключевая фигура немецкого экспрессионизма и один из величайших колористов современного искусства, Эмиль Нольде (1867-1956) сегодня остается весьма противоречивым. Хотя нацисты конфисковали около 1000 работ Нольде из немецких музеев и художественных коллекций на том основании, что они были «дегенеративными» — цифра выше, чем у любого другого художника, — Нольде, ранний и восторженный поклонник режима, оставался приверженным партия.
Хотя эта преданность усложняет нашу оценку его работы, его талант никогда не оспаривался; в 1952 г. правительство Западной Германии наградило его орденом «За заслуги» — высшей гражданской наградой.
В 2018 году, всего через несколько месяцев после того, как Christie’s установил мировой аукционный рекорд художника в размере 5 262 500 долларов за картину Нольде Indische Tänzerin, , ретроспектива в Шотландской национальной галерее современного искусства предоставила исключительную возможность рассмотреть широту и глубину его карьеры. Эмиль Нольде: Цвет — это жизнь , крупнейшая выставка художника в Великобритании за более чем 20 лет, передана в Шотландию из Национальной галереи Ирландии в Дублине .
Здесь сокуратор Шотландской национальной галереи Кит Хартли рассказывает о жизни Нольде, его многочисленных художественных связях с Ван Гогом и о современном художнике, на которого Нольде оказал наибольшее влияние.
Что делало Эмиля Нольде особенным?
Кит Хартли: «Обычно на этот вопрос отвечают, что он был одним из пионеров немецкого экспрессионизма, что, безусловно, верно. Но для меня в Нольде примечательно то, что он сохранял остроту своего видения — и эмоций — вплоть до конца своей карьеры, десятилетия спустя.
Выставлен в Эмиль Нольде: Цвет – это жизнь в Шотландской национальной галерее современного искусства: Эмиль Нольде (1867-1956), Прорыв света (Durchbrechendes Licht), 1950. Холст, масло 68,5 x 88,5 см © Nolde Фонд Seebüll
«Другие экспрессионисты, такие как Эрнст Людвиг Кирхнер и Оскар Кокошка, не могли поддерживать свой уровень интенсивности в течение длительного периода времени, но Нольде мог. У нас есть его морская картина 1950 года на выставке под названием 9.0355 Свет, пробивающийся сквозь (показан выше), столь же мощный, как и все, что он рисовал до него.
‘Поскольку на выставке было представлено более 120 работ, идея состояла в том, чтобы сделать полную ретроспективу. Средства массовой информации варьируются от картин маслом и акварелей до литографий, а даты работ варьируются от 1901 до 1950». ), Экстази (Ekstase), 1929. Холст, масло, 106,5 х 86,5 см. © Nolde Stiftung Seebüll
«Охвачены все основные периоды и серии в карьере Нольде, такие как его сцены в кафе и кабаре в Берлине в 1911 году; его яркие картины из путешествия по Южным морям несколько лет спустя; а также так называемые «Ненаписанные картины» 1930-х и 1940-х годов. Это были похожие на драгоценности акварели, выполненные на листах бумаги в то время, когда нацистская партия заклеймила его как «дегенерата» и официально запретила ему работать художником».
Можно ли сказать, что цвет был настоящей силой Нольде?
КХ: «Я так думаю. У него была страсть и поистине блестящий талант к этому, который он никогда не терял. Вот почему мы назвали выставку Эмиль Нольде: Цвет — это жизнь . Стоять перед картиной Нольде — значит ощущать нечто похожее на электрический ток, настолько сильны его краски.
‘Я должен добавить, однако, что он не был расчетливым художником, с регламентированным способом работы. Он рисовал внутренне; выбор цвета, кажется, пришел к нему на ощупь.
Выставлен в Эмиль Нольде: Цвет — это жизнь в Шотландской национальной галерее современного искусства: Эмиль Нольде (1867-1956), Мученичество III (Martyrium III) , 1921. Мешковина, масло, 121 x 106,5 см. © Nolde Stiftung Seebüll
«Нольде происходил из очень протестантской семьи на севере Германии. По-видимому, единственной книгой в его доме, когда он рос, была Библия , , которую он читал регулярно и жадно. Он был набожным человеком, написавшим несколько прекрасных картин на религиозную тематику. Как и у Ван Гога, интенсивность его цвета во многом проистекала из этой набожности».
Учитывая пристрастие Нольде к жесткой живописи, можем ли мы сказать, что Ван Гог оказал на него серьезное влияние?
KH: ‘В своих трудах он сам подчеркивал это. Нольде был в значительной степени одиночкой — он был официальным членом немецкой экспрессионистской группы Die Brücke всего один год, прежде чем покинуть ее в 1907 году — что является еще одной параллелью с Ван Гогом.
‘Однако важно отметить, что он видел себя и свою работу во многом в контексте искусства своей страны. Иными словами, в рамках того, что он назвал «великой борьбой» за «создание второго периода великого немецкого искусства», первый из которых произошел с такими людьми, как Альбрехт Дюрер и Матиас Грюневальд во времена немецкого Возрождения».
Эмиль Нольде (1867-1956), Мон (Маки) , 1950. Холст, масло. 27 x 34⅝ дюйма (68,6 x 88 см). Цена по запросу. Просмотреть все предметы искусства импрессионистов и модернистов, выставленные на частную продажу на Christie’sНе иронично ли, что художник, столь озабоченный величием художественного наследия своего народа, подвергся остракизму со стороны нацистов?
КХ: «Одним словом, да. Нольде, возможно, по понятным причинам считал, что партия будет защищать и современное немецкое искусство. Но он глубоко ошибался. Хотя многие в нацистском руководстве, такие как Геббельс, считали, что экспрессионизм должен быть знаменосцем доморощенной культуры, в конце концов победило предпочтение Гитлером классицизма и его предубеждение против всех форм нового искусства».
Влияют ли произведения Нольде на современных художников?
KH: «Я определенно вижу большое сходство с работами Питера Дойга. Как и Нольде, Дойг сделал значительное количество работ на бумаге, и в усилиях обоих художников есть невероятная скорость и спонтанность.
Выставлен в Эмиль Нольде: Цвет — это жизнь в Шотландской национальной галерее современного искусства: Эмиль Нольде (1867-1956), Плавание аборигенов (Швиммендер Эйнгеборенер), 1914. Бумага, акварель, 38,3 х 50 см. © Nolde Stiftung Seebüll
‘У нас на выставке есть замечательная акварель Южных морей Нольде, Плавание аборигенов ’ [вверху], которую неопытный глаз может легко принять за Дойга. Похоже, его можно было нарисовать меньше чем за минуту!»
Войти Сейчас
Экспрессионизм | Определение, характеристики, артисты, музыка, театр, кино и факты
Эдвард Мунк: Крик
Все медиа
- Похожие исполнители:
- Винсент Ван Гог Оскар Кокошка Эдвард Мунк Август Стриндберг Альбан Берг
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Экспрессионизм , художественный стиль, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а скорее субъективные эмоции и реакции, которые объекты и события вызывают в человеке. Художник достигает этой цели посредством искажения, преувеличения, примитивизма и фантазии, а также посредством яркого, резкого, насильственного или динамичного применения формальных элементов. В более широком смысле экспрессионизм — одно из основных течений в искусстве конца 19 века.го и начала 20 веков, и его качества в высшей степени субъективного, личного, спонтанного самовыражения типичны для широкого круга современных художников и художественных направлений. Экспрессионизм также можно рассматривать как постоянную тенденцию в германском и скандинавском искусстве, по крайней мере, европейского Средневековья, особенно во времена социальных изменений или духовного кризиса, и в этом смысле он образует обратную сторону рационалистических и классицистических тенденций Италии и более поздних времен. Франции.
В частности, экспрессионизм как отдельный стиль или движение относится к ряду немецких художников, а также австрийских, французских и русских художников, которые стали активными в годы перед Первой мировой войной и оставались таковыми на протяжении большей части межвоенного периода. .
Корни немецкой экспрессионистской школы лежат в работах Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора, каждый из которых в период 1885–1900 гг. развил очень индивидуальный стиль живописи. Эти художники использовали выразительные возможности цвета и линии, чтобы исследовать драматические и эмоциональные темы, чтобы передать качества страха, ужаса и гротеска или просто восславить природу с галлюцинаторной интенсивностью. Они отошли от буквального представления природы, чтобы выразить более субъективные взгляды или состояния ума.
Вторая и основная волна экспрессионизма началась примерно в 1905 году, когда группа немецких художников во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером сформировала свободную ассоциацию под названием Die Brücke («Мост»). В группу входили Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Фриц Блейл. Эти художники восстали против того, что они считали поверхностным натурализмом академического импрессионизма. Они хотели наполнить немецкое искусство духовной энергией, которой, как им казалось, ему не хватало, и они стремились сделать это посредством элементарного, очень личного и спонтанного выражения. К первоначальным членам Die Brücke вскоре присоединились немцы Эмиль Нольде, Макс Пехштейн и Отто Мюллер. На экспрессионистов оказали влияние их предшественники 1890-х годов, а также интересовались африканской резьбой по дереву и работами таких североевропейских художников средневековья и эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд и Альбрехт Альтдорфер. Они также знали о неоимпрессионизме, фовизме и других недавних движениях.
Викторина «Британника»
Окончательная викторина по искусству
От символики до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.
Немецкие экспрессионисты вскоре разработали стиль, отличающийся резкостью, смелостью и визуальной интенсивностью. Они использовали неровные, искаженные линии; грубая, быстрая манера письма; и резкие цвета для изображения городских уличных сцен и других современных сюжетов в многолюдных, взволнованных композициях, отличающихся своей нестабильностью и эмоционально заряженной атмосферой. Многие из их произведений выражают разочарование, тревогу, отвращение, недовольство, насилие и вообще какое-то неистовое напряжение чувства в ответ на уродство, грубую пошлость, возможности и противоречия, которые они усматривали в современной жизни. Гравюры на дереве с их толстыми зубчатыми линиями и резкими тональными контрастами были одним из излюбленных средств массовой информации немецких экспрессионистов.
Работы художников Die Brücke стимулировали экспрессионизм в других частях Европы. Оскар Кокошка и Эгон Шиле из Австрии переняли их мучительную манеру письма и угловатые линии, а Жорж Руо и Хаим Сутин во Франции разработали стили живописи, отмеченные интенсивным эмоциональным выражением и насильственным искажением фигуративного предмета. Художник Макс Бекманн, график Кете Кольвиц и скульпторы Эрнст Барлах и Вильгельм Лембрук, все из Германии, также работали в экспрессионистских режимах. Художников, принадлежащих к группе, известной как Der Blaue Reiter («Синий всадник»), иногда считают экспрессионистами, хотя их искусство, как правило, лиричное и абстрактное, менее эмоционально эмоциональное, более гармоничное и больше связанное с формальными и живописными проблемами, чем с этим.