Это была старая давно брошенная помещичья усадьба: Полное содержание Моя жизнь Чехов А.П. [2/7] :: Litra.RU

Усадьба ТРОИЦКОЕ на Протве Е.Р. Дашковой, Калужская область, Жуковский район: vadimrazumov.ru — LiveJournal

Этот пост мы совместно с искусствоведом Борисом Бочарниковым bbocharnikov хотели презентовать 2 мая, в День Рождения одной из самых известных женщин в российской истории — государыни Екатерины Второй. Почему? Дело в том, что речь пойдёт об усадьбе, принадлежавшей другой уникальной женщине, ближайшей подруге и сподвижницы Императрицы. В 2020 году исполняется ровно 210 лет со дня её кончины. Однако, буквально вчера Борис нашёл новые интересные факты об усадьбе, о которой пойдёт речь.

Главными героями этого рассказа станут Екатерина Романовна Дашкова и её калужская усадьба Троицкое. Объект уникальный, обширный, примечательный во всех отношениях, но, увы, стремительно погибающий.

Чем уникален архитектурный ансамбль Троицкого? Принимал ли участие в его создании архитектор Баженов? Какую роль в истории усадебного комплекса, по мнению Бориса Бочарникова, мог сыграть Болотов? Что роднит Троицкое с Липецкой усадьбой Баловнево? Был ли в усадьбе подземный ход? Что из старинных построек дошло до наших дней и как обстоят дела в усадьбе сейчас? Об этом и многом другом — в нашем новом материале. Отмечу также, что особым украшением этого поста стали изящный и профессиональный архитектурный анализ Бориса Бочарникова, а также — редкие архивные фотографии, подготовленные искусствоведом специально для читателей блога «Летопись русской усадьбы»

Друзья, вы слышали об усадьбе Троицкое? Бывали ли там лично?




Дата фотографий: 12 марта 2016 года.

2. Усадьба Троицкое расположена на крутом берегу реки Протвы в Жуковском районе Калужской области, с которого простилается бесконечная перспектива прилегающих к ней окрестностей. Село Троицкое, в котором расположена усадьба, упоминается ещё с середины XVII столетия, а с XVIII века как владение князей Дашковых, но никаких значительных сведений о каких-либо строениях этого времени неизвестно. Ансамбль усадьбы начал формироваться, видимо, при Михаиле Ивановиче Дашкове (1736-1764), но в значительной мере она была отстроена и пережила в пору управления им его вдовы — Екатерины Романовны Дашковой – дочери камергера, генерала-аншефа, сенатора и будущего владимирского генерал-губернатора Романа Илларионовича Воронцова.

3. Портрет княгини Е.Р. Дашковой, 1770-е годы.

4. В первый раз Екатерина Романовна Дашкова посетила Троицкое в 1760 году, когда вместе со свекровью и дочерью Анастасией она провела всё лето во владении своего мужа, с которым обвенчалась 14 февраля 1759 года. Во второй раз – после похорон супруга в 1765 году, безвременно скончавшегося 15 августа 1764 года. По-видимому, именно тогда началось строительство церкви в 1764-1767-х гг.

1990 год.

Храм Живоначальной Троицы.

5. Храм Живоначальной Троицы, построенный взамен деревянной церкви 1654 года, по-видимому, мог перекликаться со старым первоначальным усадебным домом елизаветинского времени, что пока недоказуемо.

6. Храм, решённый в строгой барочной стилистике, в пропорциях барабана и купола, как и в выступающих ризалитах рукавов креста главного объёма во многом отличает приземистость, восходящая к формам начала XVIII века, что может указывать на руку безымянного мастера или артели.

1954-1957 гг.

7. Несмотря на существенную простоту его архитектуры, мы не можем в полной мере судить, насколько нынешний облик храма соответствует первоначальному. Наличники, пилястры-лопатки с едва намеченными местами под капители, венчающие карнизы — все скрыты грубым слоем поздней штукатурки. Упрощённо выглядящий скупо решённый купол с главкой, увенчанной ныне обелиском, по-видимому, первоначально завершался фигурной луковичной главой, более соответствующей своей эпохе.

1990 г.

8. Вероятно, что в архитектурном решении барабана могли иметь место и декоративные фронтоны по каждой стороне его восьмигранной формы, взаимодействовавшие с фигурной кровлей купола.

9. Примыкающая со стороны трапезной Колокольня, с непропорционально соотнесёнными ярусами звона складывается с более пропорционально решёнными объёмами храма и трапезной в единую живописную композицию.

10. Е. Р. Дашкова, 1777.

Существующий ансамбль усадьбы – яркий пример архитектуры 1770-1790-х гг. , сочетающий в своём плане регулярный (парадный) и пейзажный (парковый) планировочные принципы. Любопытно отметить, что в тоже время, когда Екатерина Романовна начала работы по обустройству усадьбы, её брат Андрей Романович Воронцов, управлявший строительством в имении их отца «Андреевское» Владимирской губернии, создавал один из последних частновладельческих позднебарочных ансамблей. Екатерина Романовна же избрала для своей усадьбы стилистику классицизма, что, впрочем, не отменяет предположения о присутствии в архитектуре главного дома позднебарочных черт.  К сожалению, изображений господского практически не осталось кроме вида усадьбы на период действовавшей в ней фабрики Воронцовых-Дашковых, по которому вполне угадывается первоначальный трёхчастный объём дома с выделяющимися наличниками обрамлений окон, в том числе и мезонинного этажа. По своему объёму и композиции типологически он напоминал подобный ему Фонтанный дом Шереметевых в Петербурге. Впрочем, каких-либо иных достоверных изображений пока не имеется. Существует также и «классицизирующая» реконструкция облика дворца, разработанная архитектором-реставратором А.С.Днепровским, обладающая не меньшей обоснованностью. По ней создан и макет для мемориального музея Е.Р. Дашковой в соседнем городе (бывшем селе) Кремёнки, в облике которого скорее узнаются черты господского дома усадьбы Дубровицы.

Судить об облике усадьбы на момент её расцвета в 1790-е гг. и проследить этапы её формирования довольно трудно, так как опубликовано мало документов и недостаточно известны все особенности архитектурной программы ансамбля. Анализируя план, можно определённо сказать, что усадьба выстроена по центральной оси с северо-запада на юго-восток  и по перпендикулярной оси с юго-запада на северо-восток соответственно. Центральную её часть составляет компактно организованный двор с местом главного дома и двумя симметрично расположенными флигелями, фланкирующими триумфальную въездную арку, от которой очевидно расходится трёхлучие – центральной подъездной оси, дороги к селу и аллеи ведущей храму.   Возле церкви располагались постройки скотного, конного и каретного дворов.

Въездная арка.

11. Особый интерес заслуживает въездная арка – редкий пример классицизма 1770-х, по своему несколько дробному характеру сохраняющий свойственные этому времени черты его связи барокко. Впечатление от них ныне нарушаемо только остатками лесов в центральной арке, оставшийся со времён неоконченной реставрации памятника архитектуры конца 1980-х.

12. Её трёхчастная композиция с повышенной центральной частью и пониженными боковыми пилонами знакома по знаменитой въездной арке дворца М.М.Голицына на Волхонке (Пречистенского дворца Екатерины II), созданной архитекторами С.И.Чевакинским и И.П.Жеребцовым (или М.Ф.Казаковым).

1980-1990? Фото отсюда https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/

13. Однако, по своей архитектуре они несколько отличаются, находя  близость в арке созданного позднее Пашкова дома (1784-1788 гг.), приписываемого В.И.Баженову. Другой и наиболее близкой аналогией являются ворота в усадьбе Муромцевых в Баловнево Липецкой области, имеющие немало общего с воротами в усадьбе Голицыных и в Троицком, что заметно по композиции, в трактовке и пропорциональном соотношении главной и пониженной частей и в общей конфигурации венчающего антаблемента.

1982 год.

14. Дорический ордер в трактовке фриза, задающий монументальный характер арки в Баловнево, явно отвечает сходному решению арки в Троицком, что может указывать на отсылку к некоему общему архитектурному прототипу.

Арка в усадьбе Баловнево, 2015 год.

15. Но не исключено, что изначально проект ворот был несколько иным, поскольку на самой пилонной «раме» ворот заметны линии мутул и горизонтального руста, обозначенных посредством выпуклых филёнок, которым вполне могли отвечать не белокаменные, а муфтированные колонны, на что указывает наличие зубчатых линий карнизов, перерезающих пилоны по линии боковых симметричных проходов. Правки эти я решил сделать, поскольку перечитал комментарии про Троицкое со стороны других реставраторов, так и внимательно пересмотрев аргументирующие материалы.

1990 год.

16. Это логично объясняет определённую странность в одновременно и несвойственных правилам взаимодействия черт классицизма и барокко в этом памятнике.

17. Тем не менее, гладкие и лёгкие парные колонны, вольно трактованного дорического ордера, поддерживающие раскрепованный антаблемент , при неизменной возможной изначальной композиции, зрительно менял их работу в пространстве.

18. Несомненно, в архитектуре ворот важную роль должна была играть декоративная скульптура, по всей видимости, венчавшей центральную часть. Логично предположить, что это была композиция из герба и аллегорических фигур или ваз. Тем не менее, если считать предположение о предполагаемой атрибуции ворот Баженову, то такое сочетание декора и особенность композиции вполне могли быть в его творчестве.

Флигели.

19. Два больших флигеля, фланкирующих ворота,  отличает строгий и лаконичный характер классицистической, достаточно типичный для времени 1780-х гг.

20. Плоскости их фасадов в едином ритме расчленены вертикальными филёнками с расположенными в них окнами в обоих этажах, часть которых заложено ещё при Дашковой, а часть – при противоаварийных работах.

21. Макет усадьбы в мемориальном музее, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое в Кременках.

22. План усадьбы из книги: Днепровский А.С. Мои пенаты / Обн.: «Принтер, 1998.

23. Венчающие оба флигеля зубчатые карнизы, присутствующие и в воротах, лишь усиливают впечатление об их монументальном характере.

24.

25. Существовал также и второй северный флигель, но он не сохранился.

26. Несомненно, что по характеру разрушений южного флигеля (в отличии от целого 1-го северного), можно с полной умеренностью полагать, что изначально флигели задумывались более короткими, но из-за изменений в процессе строительства южный флигель был расширен, а северный следом возведён абсолютно симметрично первому. К сожалению, не сохранилось ограды со звеньями кованных решёток и разделяющими их столбами, от которых не осталось и следа. Также сохранился в перестроенном виде и один из флигелей, расположенный к северу от места главного дома — там был крепостной театр. Позднейшая переделка флигеля «Крепостного театра» из здания эпохи классицизма обрела черты фабричной постройки XIX века. Скорее всего, в фабричный период усадьбы в нём был устроены или котельная фабрики, или или мыльня со служебными помещениями.

Главный дом.

27. Главной доминантой усадебного двора был сам дом, от которого сохранились только подземные структуры цокольного полуподвального этажа, которые были непосредственно связаны со сложной и инженерно продуманной системой гротов и спусков, расположенных по склону со стороны реки. Усадебный дом, разобранный в 1950-е гг., о котором шла речь выше, по масштабу был сопоставим с флигелями, соответствуя им своим превосходящим размером и расположение в глубине двора.

28. Судя по тому же единственному изображению вида усадьбы в 1870-е гг.(?), можно отметить разнородных характер частей дома, часть которых могла относиться ко времени самой Е.Р.Дашковой, а частично к более позднему времени.

29. Исходя из реконструкции, предложенной учеником П. А.Барановского калужским архитектором-реставратором и исследователем усадьбы А.С.Днепровским, главный дом был выдержан в том же ритме, что и флигеля. Его главной особенностью было то, что представлял он собой главный большой корпус с двумя симметричными меньшими по высоте г-образными флигелями, соединённым с центральным корпусом посредством арок. Плоскости части его стен были расчленены вертикальными филёнками, как и флигели, а мезонинный этаж, поднимающийся посредине, был увенчан бельведером, согласно Врангелю бывшим башней, служившей библиотекой.

30. Посреди двора перед главным домом Дашковой был устроен  обширный газон, уложенным на английский манер травянистым дёрном, который был не единственной затеей в усадьбе. О парке, который считается одним из первых пейзажных парков той поры, устроенный княгиней по образцу виденных ею в своей поездке 1775-1782 гг., к сожалению, сведения скудны. Сама Екатерина  Дашкова в своих записках писала о нём: «…каждое дерево и каждый куст были посажены по моему выбору на моих глазах».

31. Особенностью всего устроенного парка была разбивка аллей не только по пейзажному принципу, но и в качестве надёжной защиты обширному плодовому саду, который вымерз только зимой 1939 года. Парк состоял из лип, дубов, клёнов, берёз и елей, до наших дней сохранившись частично в юго-западной части в качестве одной единственной аллеи, вторящей излому реки. Значительный урон парку пришёлся на 1940-е и во время разрушительного урагана 1965 года, обратя его простилающийся пустырь с отдельными уцелевшими и случайными насаждениями.

32. Из парковых затей тоже ничего не осталось, за исключением кургана, с находившейся прежде на вершине беседкой. Имелись также чайный домик (в парке) и башня на въезде в усадьбу недалеко от церкви, с которой, по преданию, княгиня любила осматривать окрестности с далёким видом на Серпухов. Обширный оранжерейный павильон располагался против церкви со стороны Западного флигеля,

33. Екатерина Дашкова. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1784 год.

Обелиск.

34. В некотором отдалении от основного ядра усадьбы, на самом конце перпендикулярной центральной оси дороге находится последняя значимая, но вызывающая споры о посвящении достопримечательность – обелиск, вознесённый на высоком насыпном кургане.

35. Время его установки доподлинно не известно за утратой давным-давно медных досок с посвятительными надписями. Обычно считается, что возведён он был в память о Екатерине II, на манер аналогичных обелисков в Яропольце Чернышёвых и несохранившегося в подмосковном Быково, но в отличии от этих имений, Екатерина в Троицкое не приезжала.

36. Вполне возможно, если рассматривать эту версию, обелиск был установлен в воспоминание об императрице, либо в честь восшествия её на престол в 1762 году, в котором Екатерина Романовна (уже будучи Дашковой) приняла непосредственное участие. Другие версии касаются больше личной жизни самой Екатерины Романовны, по одной из них обелиск был установлен в честь приезда выше упомянутой леди Гамильтон, что выглядит, несомненно, несколько сомнительным при известной скупости княгини. По второй версии обелиск мог быть посвящён либо почившему супругу – Михаилу Ивановичу Дашкову (ум. в 1765 г.), или сыну – Павлу Михайловичу (ум. в. 1807 г.).

37. По характеру архитектуры обелиска, несомненно, что он относится к четверти XVIII столетия, т.е. – к 1780-м, о чём свидетельствуют его массивные пропорции приземистого постамента и монументальный характер самого обелиска,  посаженного на  четыре шара с мраморной крестовиной.

38. Такой тип обелиска стилистически близок аналогичным декоративным обелискам в Кусково (из них сохранился лишь один у канала), но отличается и от большого обелиска в честь Екатерины там же, так и от спроектированных Ринальди для Царского села (Кагульского), Гатчины (Чесменского) и Бренной для Петербурга (Румянцевского) обелисков.

39. Портрет Е.Р. Дашковой, 1786 год. Гравюра М.К. Майра по портрету работы Д.Г. Левицкого.

40. Но кто же был автором усадебного ансамбля? Многочисленные свидетельства современников указывают на то, что сама княгиня активно занималась строительством, так и занималась собственноручно разбивкой парка, возможно, консультируясь с Болотовым.

41. Про подземные ходы в рамках этого поста уже не укладывается материал. Поэтому советую вам посмотреть исследования здесь http://www.horisonts.narod.ru/troickoe.html

42.

43. Известно, что на момент окончания строительства дома в Троицком велось сооружение московского дома на Большой Никитской 13, ныне включённого в основу нынешнего здания консерватории. Оно, согласно документальным свидетельствам сооружалось по проекту В.И.Баженова в 1792-1795 гг., но с учётом предпочтений самой княгини.

44. Возможно, в тоже время Баженов мог для Е.Р.Дашковой разработать проекты строений, которые по вкусу самой княгини могли быть изменены при воплощении замысла. Но, определённо ясно, что главный дом, как и флигеля, относятся к одному строительному периоду и потому датируются рубежом 1780-1790-х гг.

45. В тоже время, Дашкова владела своим домом на Галерной улице (дом 15), дачей Кирьяново на Петергофской дороге под Петербургом, усадьбой на Большой Никитской в Москве (дом 13) и селом Круглое в Могилёвской губернии, отчего нетрудно предположить, что не только Баженов, но и другие архитекторы могли работать с ней.

Троицкое было большой заботой Екатерины Романовны, и в годы её зарубежных странствий, и по возвращении в Россию в 1782 году. Несмотря на директорство в Российской академии наук  и председательство в учреждённой в 1783 году Императорской российской академии, она любила здесь проводить время и принимать гостей. Так в 1784 году она здесь принимала леди Эмму Гамильтон (1765-1815), с которой была дружна, о чём впоследствии оставила упоминание в своих записках.

Также в усадьбе гостила родственница леди Гамильтон – Мария Вильмонт, отмечавшая, говоря о Троицком, что крестьяне княгини, о которых заботилась Дашкова, по её словам «отличались зажиточностью и не знали нужды». Время порой неумолимо сменяет благоденствие на нищету, расположение на неприязнь, а память на забвение. Как ни парадоксально, но неудачные для Е.Р. Дашковой годы связанные с охлаждением отношений с Екатериной II и последующей краткой опалой со стороны Павла, безвременная кончина сына и невестки, как  и подступившая старость стали благоприятным временем для Троицкого и других её владений.

Забота об образовании крестьян, вдумчивая организация хозяйства, отсутствие бессмысленных трат на предметы роскоши и прочие затеи принесли благо как самой княгине, так и её слугам. Крестьяне Дашковой пользовались экономическими льготами от владелицы, а хозяйства их содержались в образцовом состоянии. Экономически продуманное отношение Дашковой к Троицкому, как и к другим своим многочисленным сёлам и владениям, перешедшим к ней по наследству от мужа, действительно процветали, ярким примером чему служит увеличение крестьянских душ в самом Троицком с 840 до 1500-та мужского пола. По переписи 1785 году, учинённой Екатериной Романовной, то в совокупности количества крестьян обоего пола составляли 2152 души.

Современники, знавшие, или заставшие великолепие Троицкого в этот период оставили восторженные отзывы в своих записках и воспоминаниях — М.Д. Бутурлин, П. Бартенев, К. Уильмот.  Выдающийся русский селекционер, учёный и архитектор Андрей Тимофеевич Болотов говорил о Троицком как о воздвигнутом княгиней «великолепном замке».

46. Неизвестный русский художник. Парадный портрет Воронцовой-Дашковой изображает её рядом с книгами, намекая на учёность. 1790-ые гг.

47. 16 января 1810 году на 67 году жизни в своём доме на Большой Никитской Екатерина Романовна Дашкова скончалась. Согласно её воле погребена она была не возле мужа и сына в соборе Новоспасского монастыря, а в церкви Святой Троицы в Троицком, в котором ей так хотелось жить и умереть.

Само Троицкое после смерти Е.К.Дашковой перешло по наследству её крестнику внучатому племяннику Ивану Илларионовичу Воронцову (1790-1854) – владельцу и инициатору перестройки своего имения в Быково, который по указу Александра I, по завещанию самой Екатерины-Романовны в 1807 года именовался графом Воронцовым-Дашковым.

Новый владелец, увы, ведя активную дипломатическую и светскую жизнь, чей петербургский дом считался одним из самых именитых в своём время, мало интересовался судьбой Троицкого, бросив его на произвол судьбы. В 1825 году М.Д.Бутурлину – родственнику и владельцу ныне разрушенной усадьбы Белкино предстала картина разорения главного дома, разграбленного и растаскиваемого крестьянами. После смерти Ивана Илларионовича, его сын —  Илларион Иванович Воронцов-Дашков решил привести в порядок свои владения, распорядившись перестроить разорённый дом вначале в суконную фабрику, которую затем переоборудовали в бумажную. Потом, после продажи Ильиным подмосковного Быково, граф продаёт и приносящую одни убытки фабрику в Троицком Дворянскому банку. Картину смерти Троицкого запечатлел на странице своей книги «Помещичья Россия» барон Н.Н.Врангель :

«…стоит мертвый и унылый дом, полный глухого проклятия. Церковь неуклюжая, старая, Аннинская: снаружи нетронутая, внутри вся поновлена. Только цела одна риза, шитая жемчугом. В саду, что в 1873 году восхищал П. Бартенева, еще страшнее развал.

Здесь, недалеко от церкви, высится простая высокая башня. По преданию, княгиня любила входить на нее смотреть дивные окрестности с далеким видом на Серпухов. На «Бестолковом месте» еще сохранился обветшалый памятник в виде пирамиды. Он весь зарос бурьяном и кустарником, и коровы и лошади пасутся тут же. У дома направо – какая-то покосившаяся башенка; это бывшая библиотека, которая некогда находилась на крыше старого дома. Нечего говорить, что от книг не осталось и следа. Я был в Троицком, когда три дня подряд горели окрестные села. Бил глухой набат, бил днем и ночью, сзывая народ. Красный язык пламени спокойно и настойчиво лизал свежую зелень ближнего парка и леса. Так умирало все, не только в усадьбе, но и кругом, повсюду. И думалось, что только случайно еще не съел огонь и не постигла разруха все родовые гнезда…»


Архивные фотографии из книги Днепровского «Мои пенаты».

Троицкая церковь.

Восточный фасад парадных ворот. Снято в 1987 году (реставрация).

Западный фасад ворот.

Троицкое. Панорама.

Фрагмент Троицкой церкви. Апсида придела, где погребена Е.Р. Воронцова-Дашкова.

Троицкая церковь. Реставрация калужскими художниками.

Часть сохранившейся аллеи парка.

Фрагмент некрополя у Троицкой церкви, 1997 год.

Обелиск. Поставлен Е.Р. Воронцовой-Дашковой в честь леди Гамильтон.

Сохранившаяся часть парка.

Южный флигель.

Фрагмент флигеля, вид до реставрации в 1985 году.

В книге здание подписано, как «крепостной театр».

В 20 веке использовалось, как служебное помещение.

Карты.

1874 год.

1941 год.

1987 год.

2020 год.


Могила Екатерины Романовны была устроена в трапезной части церкви «в левой стороне трапезной, против столба», в её северо-восточном углу в склепе, расположенном под полом. На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, составленный племянницей Дашковой Анной Исленьевой: «Здесь покоятся тленные останки княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой, штатс-дамы, ордена св. Екатерины кавалера, императорской Академии наук директора, Российской Академии президента, разных иностранных Академий и всех российских ученых обществ члена. Родилась 1743 года марта 17, скончалась 1810 января 4. Сие надгробие поставлено в вечную ей память от приверженной к ней сердечной и благодарной племянницы Анны Малиновской, урожденной Исленьевой».  Позднее место захоронения было потеряно, но в 1993 году в память о ней был отслужен молебен в годовщину её смерти, а спустя 6 лет 22 октября 1999 года инициативе МГИ им. Е. Р. Дашковой было вновь была воссоздана чугунная плита над её могилой. Годом ранее в соседнем городе Кремёнки открылся мемориальный музей, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое.

Революция 1917 года не принесла Троицкому ни возрождения, ни быстрой гибели. Брошенная фабрика так и осталась некому не нужной, вместе с выстроенным для неё дополнительным корпусом. Дом, преданный забвению исчез в 1950-е, а разбросанные камни, выходящие из-под земли своды подвалов покрылись саваном тлеющей травы. Само Троицкое, несмотря на утрату самой усадьбы как село оставалась одним из наиболее благополучным. Организованный на территории колхоз-миллионер им. В.И.Ленина до конца советской власти оставался одним из крупнейших агрокомплексов, в чём, возможно, сказалась и предыстория этого места


Список литературы.

1. Алексеев В.Н. Владения княгини Е.Р.Дашковой // Е.Р.Дашкова и её время. Исследования и материалы. Ред. Тычинина, Лариса Викторовна. М. 1999. Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, С. 86-94

2. Врангель Н.Н. Помещичья Россия: (очерки истории русской дворянской культуры)/ СПб.: «Коло», 2007

3. Днепровский А.С. Мои пенаты / Обн.: «Принтер, 1998

4. Федосюк Ф.Ю. «Улица Герцена,13»/ серия «Биография Московского дома», изд. «Московский рабочий», М., 1988 г., стр. 10

https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/
https://russos.livejournal.com/627486.html
https://sobory.ru/article/?object=04780

Станислав Юлианович Жуковский — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

“Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени. .., но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (памятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин — во дрова”.
С.Ю. Жуковский

Певец русской усадьбы.


Станислав Юлианович Жуковский

Станислав Юлианович Жуковский (1873, Ендриховичи, Гродненская губ., Российская империя — 1944, Прушково, близ Варшавы, Польша) — русский художник польского происхождения.

Выдающийся представитель русской пейзажной живописи конца XIX -начала XX столетия. лирический пейзажист достигший совершенства в усадебно-пейзажном жанре.

Старую русскую жизнь трудно представить без дворянских гнезд, уютных парков с усадебными домами. Наше время постепенно уничтожает остатки былого великолепия: природные ландшафты уродуются безликими коттеджными поселками, старые барские дома стоят в запустении или же растаскиваются по бревнышку-кирпичику предприимчивыми гражданами.


Жуковский Станислав Юлианович. Белый дом. 1906

Оставшиеся жемчужины дворянского быта, так или иначе связанные с именами великих людей, еще каким-то образом удается спасать от вандализма, а вот все остальное архитектурно-ландшафтное наследие уже стало просто историей, историей России. Художник Станислав Юлианович Жуковский сохранил в какой-то степени для нас эту историю, рисуя на своих картинах интерьеры старинных усадеб, природу, пейзажи. Судьба этого художника во многом трагична, к сожалению как и у большинства тех, кто попал в смуту революции…


Жуковский Станислав Юлианович. Брошенная терраса. 1911

Станислав Юлианович Жуковский родился в местечке Ендриховцы неподалеку от города Белостока. Отец Жуковского был дворянином по рождению, но к моменту крещения Станислава был лишен этого звания. Семья Жуковских жестоко пострадала после подавления польского восстания 1863 года. Отец художника и два его дяди были лишены всех имущественных и сословных прав и сосланы в Сибирь (один из них погиб там, а другому удалось бежать за границу).

Юлиан Жуковский тяжело переживал лишения, выпавшие на его долю, и это сказалось на его характере. Вернувшись в родные места, он стал замкнутым, нелюдимым. Его жена Мария, урожденная Вержбицкая, была родом из Варшавы. Она получила блестящее воспитание и образование, училась в Париже, но судьба, благосклонная к ней в юности, переменилась. Разделив участь мужа, она оказалась не в силах справиться с его изменившимся характером, была несчастлива в браке и всецело посвятила себя детям.


Жуковский Станислав Юлианович Выпал снег

Жуковские жили безвыездно в своем бывшем имении Старая Воля в Гродненской губернии Пружанского уезда, но не на правах собственников, а в качестве арендаторов. Семья жила очень патриархально и замкнуто. Мать учила детей музыке и иностранным языкам, приветствовала и поощряла их занятия рисованием. Успехи Станислава особенно радовали ее. У отца же, всегда мрачного и сурового, увлечение Станислава рисованием при недостаточном прилежании в точных науках вызывало раздражение, а иногда и гнев.

Получив первоначальное домашнее образование, Станислав поступил в Варшавскую классическую прогимназию Лаговского, но затем родители перевели его в Белостокское реальное училище. И здесь произошла встреча, определившая дальнейшую судьбу Жуковского.

Учителем рисования в Училище был художник Сергей Никитич Южанин, выпускник Строгановского училища, впоследствии известный пейзажист и мастер интерьера, педагог.

Эта склонность к пейзажу, которая проявилась очень отчетливо уже в юном возрасте у Жуковского, определила и выбор школы, в которой, как он решил вместе со своим учителем, ему предстояло учиться живописи.


Жуковский Станислав Юлианович. В мае. 1899

Петербургской Академии художеств юноша предпочел Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сохранившее и развивавшее лучшие традиции русской пейзажной школы.
Впрочем, дома о мечте Станислава профессионально заниматься живописью никто не знал: отец не допускал даже мысли о том, что его сын может стать художником.
Зная, что отец ни в коем случае не даст согласия на его профессиональные занятия живописью, Станислав стал тайно готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.


Жуковский Станислав Юлианович. Весенний бурлящий ручей. 1913

Согласно уставу, в училище можно было поступать с двенадцати лет, но за несовершеннолетних детей должны были подать заявление родители, свидетельствуя, что берут на себя материальное обеспечение учащегося. Жуковский же не имел никакой надежды получить от отца даже согласия на учебу в училище, а тем более письменного прошения о его зачислении. Поэтому Станислав решил скрыть свой возраст, прибавив себе два года. Он рассчитывал, что такая «ложь во спасение» позволит ему поступить в училище не в качестве учащегося, плату за которого вносят родители, но вольнослушателя, способного самостоятельно платить за свое обучение.

Семнадцатилетним юношей без разрешения отца Жуковский уехал в Москву. Отец воспринял это как побег из дому, отрекся от сына и увиделся с ним вновь лишь много лет спустя, когда Станислав стал известным художником. До конца жизни отец не простил его, с насмешливой гримасой называя «маляр» (в польском языке это слово одновременно означает и «художник», и «маляр»).


Жуковский Станислав Юлианович. Ранняя весна (Беседка в парке). 1910

О поре учебы в училище Жуковский всегда вспоминал с большой теплотой. Первым его московским педагогом был Сергей Коровин, преподававший в школе с 1888 года. Получив положенные по уставу первые номера за работы в оригинальном и головном классах, Жуковский перешел в фигурный класс, который вел Леонид Пастернак. Преподавателем в следующем, натурном классе был Абрам Архипов. Несомненно огромное влияние, которое оказал на Жуковского Василий Поленов.

В 1895 году Жуковский получил свидетельство Совета Московского художественного общества «для беспрепятственного рисования и снятия живописных этюдов с натуры». Он смог уехать на родину и там писал виды Гродненской губернии. Это были пейзажи, с документальной точностью воспроизводящие увиденное художником, однако нельзя утверждать, что в них ему удалось выразить свое настроение, вызванное конкретным мотивом. От этого периода дошли два варианта картины «Неман».


Жуковский Станислав Юлианович. Река Неман. 1895

Как награда за труд стал приходить к художнику успех. Даже в студенческие годы он практически не знал неудач и разочарований. Выставки открывались одна за другой: ученические Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Передвижные, Московского товарищества художников, Общества любителей художеств, и Жуковский начал показывать на них свои работы.


1896. УСАДЬБА ОСЕНЬЮ

Вскоре после удачного дебюта на выставке в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1896 году его работа «Усадьба» была принята на XXIV Передвижную выставку и сразу же отмечена в печати. А всего год спустя, с XXV Передвижной, Павел Михайлович Третьяков приобрел пейзаж «Весенний вечер» (1896).


Жуковский Станислав Юлианович Весенний вечер. 1896.

На экзамене в 1897 году Жуковский получил две малые серебряные медали за этюд и за рисунок. Наступало время писать картину на большую серебряную медаль. Утверждение эскиза прошло удачно. Впереди были два свободных года для подготовки к выпускным экзаменам. Но в том же 1897 году произошло еще одно очень важное событие в личной жизни художника — женитьба на ученице училища Александре Александровне Игнатьевой. Молодые поселились в двухкомнатной меблированной квартире на Вокзальной площади.


Жуковский С. Ю. с первой женой Жуковской А. А.

Известные нам работы Жуковского ученической поры и первой половины 1900-х годов выражают не столько его собственные находки, сколько художнические увлечения, симпатии, пристрастия. Вместе с тем примерно в те же годы Жуковский создал картины, свидетельствующие о том, что он уже выходил на самостоятельную дорогу. Первая из них — «Весенняя вода» (1898).


Жуковский Станислав Юлианович Весенняя вода. 1898.

«Весенняя вода» была выбрана с XXVI Передвижной выставки Комитетом по приобретению картин для Академии художеств, в который входили Илья Репин, Павел Чистяков и Владимир Маковский. Это, несомненно, свидетельствовало о признании незаурядного дарования художника.


Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900).

Осенью 1898 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества начал преподавать Левитан, и для Жуковского вновь наступила пора самого напряженного и в то же время самого счастливого ученичества. Жуковский формально не был учеником Левитана, но, по его собственному признанию, пользовался советами мастера, который оказал сильное воздействие на творчество молодого художника.


Жуковский Станислав Юлианович. Лунная ночь. 1899

Картина изображает подъезд к барскому дому в усадьбе Всесвятское Тверской губернии Вышневолоцкого уезда.
Имя Жуковского от выставки к выставке приобретало все большую известность. Его работы каждый раз оказывались в числе наиболее заметных. Подтверждением тому может служить «Лунная ночь» (1899), картина, за которую Жуковский получил звание классного художника.


Жуковский Станислав Юлианович Ясная осень. Бабье лето. 1899

В конце 1899 — начале 1900 года на XIX выставке картин Московского общества любителей художеств экспонировалась картина «Ясная осень. Бабье лето» (1899).
Пейзаж написан в усадьбе Поддубье Тверской губернии и изображает липовую аллею, которая вела от церкви к барскому дому.
В этом произведении Жуковский выступил продолжателем левитановской линии в русском пейзаже с ее чувством просветления и отрады, «светлой печали», когда природа, даже в период своего увядания, предстает перед зрителем в своей пышной красоте, являясь нам одетой «в багрец и золото».

В 1901 году Жуковский закончил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получив первую серебряную медаль и звание классного художника.
Жуковский вступил в новый век мастером, продолжающим линию русского лирического пейзажа и использующим для этого достижения современной живописи.
Жуковского начинают приглашать на выставки в качестве желанного экспонента.


Терраса в поместье. Весенний вечер 1896.

Ощутив себя самостоятельным, зрелым художником, Жуковский неизбежно должен был выбрать для себя круг единомышленников в искусстве, объединение, полноправным членом которого он мог бы стать. И такое объединение было образовано в Москве в декабре 1903 года — «Союз русских художников». В 1904 году стал членом «Союза русских художников» и Жуковский.
Уже в своем первом выступлении на выставке «Союза русских художников» Жуковский продемонстрировал тонкое проникновение в смену состояний природы, умение найти в ней наиболее эмоционально выразительные «куски», а также раскрыть широкую гамму настроений. Таковы картины:


Жуковский Станислав Юлианович У мельницы. 1904

Этюд «Осень» написан в мажорных тонах. Пейзаж освещен лучами неяркого солнца. На нем бледно — голубое небо и ярко — синяя покрытая рябью поверхность воды, уютный дворик с нехитрым бытом, оживляющим пейзаж. Фрагментарная композиция вовлекает зрителя в непосредственное общение с небольшим уголком природы. Этюд становится конечной целью художника, так как в нем сохраняется непосредственность восприятия природы. Выразительность живописных приемов оказывается столь адекватной физическому состоянию природы, что один из критиков «увидел изображенным сам ветер».


Жуковский Станислав Юлианович Осень (У пруда). 1904

Одна из лучших картин этого плана — «Осенний вечер» (1905), изображающая угол дома усадьбы Сигово в имении Колокольцевых на берегу озера Удомля.

Тема усадебного пейзажа все больше привлекала Жуковского. Впрочем, интерес к этой теме был заметен не только у него. Общий ретроспективный характер искусства начала XX века, стремление многих художников, от Борисова-Мусатова до представителей «Мира искусства», найти положительные идеалы вне «трагической картины русской действительности» времени первой русской революции 1905-1907.

В 1906 году Жуковский решил испытать себя в педагогической деятельности и открыл частную школу живописи и рисования. Студия вначале помещалась в гостинице «Санкт-Петербург», а с 1910 года существовала в большой квартире Жуковского в Козицком переулке. В летнее время, уезжая на дачу в Тверскую губернию, Жуковский вывозил туда своих учеников и интенсивно работал с ними на природе. Студия просуществовала до 1917 года. Среди ее учеников были Владимир Маяковский и Игнатий Нивинский.

К середине 1900-х годов Жуковский достиг в своем творчестве столь несомненных успехов, что привлек к себе внимание Императорской Академии художеств. На собрании 29 октября 1907 года было объявлено, что Императорская Академия «…за известность на художественном поприще признает и почитает Станислава Юлиановича Жуковского своим академиком».


Жуковский Станислав Юлианович Печальные думы. 1907

Будучи членом «Союза русских художников», Жуковский продолжал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Картина «Печальные думы» (1907), которая впервые экспонировалась на XXXVI Передвижной выставке в 1908 году, вызвала восхищение публики.
К концу 1900-х годов творчество художника вступило в пору расцвета. «Плотина» (1909) — один из шедевров Жуковского.


Жуковский Станислав Юлианович Плотина. 1909

Оказалось, что пейзаж имеет свой реальный прообраз — это мельница на проточном озере Меглыч в селе Всехсвятское Тверской губернии. Сегодня от мельницы осталась только запруда. Избушка сгорела.
Серебристый колорит картины рождает ощущение серого пасмурного дня, когда свет скользит по предметам, не давая резких теней. Это скольжение света Жуковский подчеркивает напряженностью мазка и видоизменением цвета на каждом участке, создавая впечатление вибрации воздуха.
В ней он нашел ту счастливую меру соединения пейзажа с жанром, при котором картина не стала повествовательно-событийной, но, оставаясь пейзажем, приобрела новый глубокий смысл.

Та же самая плотина была написана Жуковским в пасмурный день поздней осени, но на сей раз художник увидел ее с противоположного берега. За эту картину — «Мельница» (1910) -Жуковскому в 1910 году была присуждена премия имени Куинджи.
На выставках «Союза русских художников» он стал одним из фаворитов как публики, так и критиков, им восторгались, его картины раскупались подчас еще до вернисажа.

С начала 1910-х годов искусство Жуковского развивалось под влиянием импрессионизма. Однако воспринятые им импрессионистические приемы подчинены системе пленэрной живописи, которая является организующим и объединяющим началом его произведений.
К 1910-м годам в творчестве Жуковского сложились любимые тематические циклы: «чистый» пейзаж, архитектурный, точнее, усадебный пейзаж и интерьер. Впрочем, подчас в одной картине переплетаются элементы всех этих жанров — архитектура включается в пейзаж, а через открытые окна и распахнутые двери интерьер соединяется с ландшафтом, окружающим дом.

Художник вдохновенно писал усадьбы в разные времена года, отдавая предпочтение весне и осени, открывая в них ту удивительную красоту, которую сохранили вековые парки с тенистыми аллеями, старинные особняки — каменные, с портиками, украшенными колонами, или простые, деревянные — комнаты с мебелью прошлого века из красного дерева и старинными картинами на стенах.

Тема усадьбы для Жуковского имела свою притягательную силу. Может быть, что-то касающееся его раннего детства или какая-то генетическая память об утраченном уютном доме заставляли художника обращаться к этому излюбленному и неисчерпаемому для него мотиву. Недаром Жуковского называли (и называют до сих пор) певцом русской усадьбы.

В 1910-е годы в творчестве Жуковского преобладают интерьеры. Сюжеты художник чаще всего находил в старых домах и особняках с их библиотеками, гостиными, старинной мебелью и портретами, которые воспринимаются как сохранившиеся следы русской культуры прошлого и не могут не вызвать какого-то уважительного чувства. Вместе с тем интерьеры Жуковского — это не музейные залы, а та привычная среда, в которой живет и действует человек.

При этом художник не просто воспроизводил на холсте реальные предметы, в окружении которых течет жизнь их владельцев, а по аналогии с пейзажем воссоздает атмосферу их эмоционального бытия. Жуковского привлекали комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные портретами первой половины XIX столетия. Интерьеры предстают не просто как места обитания людей среди набора красивых вещей, но как памятники истории искусства.


Жуковский Станислав Юлианович «Радостный май» 1912 год

Идеальным примером типичного усадебного интерьера Жуковского периода расцвета может служить одно из самых мажорных и гармоничных его произведений — «Радостный май» (1912), где связь пейзажа и интерьера нерасторжима.
Юбилейная, десятая выставка «Союза русских художников» проходила в помещении Училища живописи, ваяния и зодчества с 26 декабря 1912 по 27 января 1913 года. Чувствуя повышенную ответственность, художники постарались экспозицию юбилейной выставки сделать максимально насыщенной. Пятьдесят авторов экспонировали на ней около пятисот произведений. Фактически юбилейная выставка объединения состояла из нескольких персональных.

Жуковский выставил много вещей — все свои любимые мотивы, решенные им с обычным мастерством: опустевшие террасы («Перед террасой», 1912), мягкие, снежные пейзажи («Свежий снег», 1912; «Утро после снежной ночи», 1912), глубокие, полные воздуха изображения комнат в старом помещичьем доме — со старинной мебелью, портретами, цветами в кадках, с красными блестками солнца на обоях, завершающими общий аккорд («Былое. Комната старого дома», 1912; «Поэзия старого дворянского дома», 1912; «Радостный май», 1912).


Жуковский Станислав Юлианович Перед Террасой 1912 год

глубокие, полные воздуха изображения комнат в старом помещичьем доме — со старинной мебелью, портретами, цветами в кадках, с красными блестками солнца на обоях, завершающими общий аккорд («Былое. Комната старого дома», 1912; «Поэзия старого дворянского дома», 1912; «Радостный май», 1912).


Жуковский Станислав Юлианович Былое. Комната Старого Дома 1912 год


Жуковский Станислав Юлианович Поэзия Старого Дворянского Дома 1912 год

Весной 1916 года Жуковский работал в имении Рождествено в Звенигородском уезде Московской губернии. Во второй половине 1916 года Жуковский писал интерьеры в имении Брасово, в то время принадлежавшем великому князю Михаилу Александровичу. Интерьеры имения Брасово по праву считаются блестящим образцом этого жанра. По возвращении из Брасова Жуковский задумал написать интерьеры в подмосковных усадьбах графов Шереметевых.

Вторая половина 1910-х годов — период расцвета в творчестве Жуковского. Его работы, написанные в 1916-1917 годах, отличаются особой силой эмоциональной выразительности. Художник много работал, много выставлялся, его имя не сходило со страниц журнальных и газетных статей, присутствие новых его работ в значительной мере определяло успех выставок, на которых они экспонировались. Впрочем, не исключено, что определенную роль в эмоциональном подъеме Жуковского в этот период был связан с его романом с ученицей его студии, молодой красавицей Софьей Павловной Кваснецкой, который завершился разводом с Александрой Жуковской и новым браком в 1917 году.


Жуковский Станислав Юлианович. Большая гостиница в Брасове. 1916

Революционные события, происходившие в стране, были встречены Жуковским без энтузиазма. В феврале 1917 года он вступил в члены объединения «Изограф» — организации, объединившей членов Товарищества передвижников, Московского товарищества художников, «Бубнового валета», «Мира искусства», «Союза русских художников» и ряда других. С октября 1918 года Жуковский — член комиссии по охране памятников при ИЗО Наркомпроса, кроме этого, он становится членом художественного совета Третьяковской галереи. По заданию Отдела пластических искусств ИЗО Наркомпроса Жуковский обследовал частные художественные собрания Москвы и Подмосковья; сделал все от него зависящее, чтобы превратить в музей усадьбу Кусково.

Зима 1918 года прошла под знаком этой новой для художника деятельности, но нельзя утверждать, что она доставляла Жуковскому удовольствие. Весною же, как обычно, он уехал с семьей в свои любимые места на берегу озера Молдино, где пробыл на сей раз почти до конца 1919 года. В декабре 1919 года Жуковский уехал в Вятку, где прожил полтора года.

В начале 1920-х годов необходимость отображения «революционной современности в искусстве» была провозглашена главной задачей искусства. Жуковскому со своей давно уже определившейся тематикой трудно было найти себя в новых условиях. Искать новые темы, «перестраиваться», ломать себя, как сделали многие в то время, он не мог и не хотел. Художника угнетала мысль, что его искусство объявили чуждым народу и поэтому не нужным обществу, но он пытался остаться верным себе, продолжая неутомимо работать, готовясь показать свои работы в Москве.


Жуковский Станислав Юлианович. Старая усадьба зимой. 1911

Двадцать третьего октября 1921 года в Салоне на Большой Дмитровке открылась персональная выставка Жуковского. На ней были представлены 74 работы, выполненные в основном за последние четыре года. Выставка имела успех у зрителей, но в связи с тем, что художественная критика в Советской России стала политически ангажированной, искусство Жуковского было объявлено идейно вредным, «воспевающим помещичьи гнезда», тоскующим по прошлой жизни.

И хотя работы мастеров по-прежнему оказывались востребованными, когда речь шла о необходимости представить все грани современного русского искусства за границей, на внутренние выставки работы некоторых из них уже не допускались. Он все чаще начал задумываться о своей дальнейшей судьбе. В современной России его искусство стало ненужным. Сфера его выставочной и творческой деятельности все более сужалась. Жуковский принял решение уехать из Советской России на свою родину, в Польшу. Он уехал в сентябре 1923 года. Проститься с ним пришла его первая жена, а из коллег по «Союзу русских художников» — только Виноградов и Яковлев.


Жуковский Станислав Юлианович. Летний день. 1913

Приехав в Польшу, Жуковский погрузился в атмосферу, которая окружала его в детстве. Здесь, в Варшаве он начинал учиться в гимназии Лаговского, его манили знакомые места в Беловежской пуще, берега Буга и Немана. В 48 лет надо было начинать новую жизнь, казалось бы, у себя на родине, но в то же время в новой стране. Перед польской художественной общественностью Жуковский предстал как изгнанный из России популярнейший живописец предреволюционного десятилетия. Начиная с первых дней пребывания в Варшаве Жуковский был тесно связан с Обществом поощрения художеств, стал его действительным членом и участником большинства его ежегодных выставок.


Жуковский Станислав Юлианович. Старая усадьба. Май. 1910

Он писал пейзажи Полесья, интерьеры Лазенковского дворца; в Варшаве и Кракове прошли его персональные выставки (1929). Как и в прежние годы, Жуковский очень много работал — его наследие позднего периода обширно, многие произведения были приобретены Национальным музеем в Варшаве, Национальной галереей в Кракове, музеями Познани, Гданьска, Вроцлава, Лодзи и других городов, множество работ приобреталось в частные собрания. Выставки картин Жуковского прошли и в Париже — в 1925 году в галерее Шарпантье, в 1930 — в галереях Зак и д’Алиньян. И все же польский период Жуковского, представляет собой чуть измененное повторение всего того, что было написано раньше в России. Не случайно польская критика тех лет отмечала, что творчество Жуковского не имеет никаких связей с линией развития польского искусства и видела в нем «наследника по прямой линии знаменитого русского пейзажиста Левитана». В середине тридцатых годов тяжелейший экономический кризис, разразившийся в Польше, привел к тому, что произведения искусства перестали покупать, и Жуковский испытал все тяготы этого кризиса. Узнав о том, что его картины не находят сбыта в Польше, первая жена художника, Александра Жуковская, используя старые связи, продала в Советском Союзе через закупочную комиссию двенадцать его картин и пыталась убедить его в необходимости вернуться, тем более, что, живя в Варшаве, Жуковский долго сохранял советское гражданство.


Жуковский Станислав Юлианович. Комната в доме имения Брасово. 1916

Однако история рассудила иначе. Вернуться было очень не просто, да и, судя по всему, Жуковский не был уверен в том, что это нужно делать. Тем временем Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания он с другими жителями был изгнан немцами из города, попал в лагерь в Прушкуве, где умер осенью 1944 года и был похоронен в общей могиле.


Жуковский Станислав Юлианович Последние Астры

Tags: Польша, Россия, живопись, искусство

13 заброшенных особняков, за которыми стоят сумасшедшие истории

1

Замок Леннокс

изобилие сокровищ//Getty Images

Мы начинаем с этого чудака. Замок Леннокс в Шотландии был построен в 1812 году для Джона Леннокса Кинкейда Леннокса. Предположительно, он был дальним родственником клана Кинкейдов, которые были потомками некоторых известных древних графов Леннокса. Короче говоря, замок был домом для важной шотландской семьи, пока в 19-м веке его не превратили в приют для душевнобольных.30-х годов и госпиталь во время ВОВ, когда имевшиеся душевнобольные были переведены в другие здания на участке.

Судя по всему, драки между пациентами были обычным явлением, и в одной особенно тяжелой драке большая часть персонала (вместе с посторонними пациентами) бежала из больницы. Но бунтовщиков заперли внутри и, в конце концов, они существенно повредили отделение. Больница была освобождена к 1980-м годам и официально закрыта в 2002 году. Сейчас идут разговоры о переоборудовании здания в квартиры.

2

Lynnewood Hall

Wikimedia Commons

Оооо, как пали сильные. Сказать, что Lynnwood Hall огромен, было бы большим преуменьшением. Действительно, это двенадцатый по величине исторический дом в США. В нем колоссальные 110 комнат (например, бальный зал, вмещающий 1000 гостей), оформленных в неоклассическом стиле, и когда-то в нем находилась самая важная частная коллекция произведений искусства европейских шедевров в стране.

Неудивительно, что он из Золотого века. Он был построен в 1900 для Питера Аррелла Брауна Уайденера, бизнесмена, который, среди прочего, разбогател, инвестируя в общественный транспорт и упаковку мяса. У него было трое сыновей (один из которых погиб на «Титанике»), и он жил в доме, пока не скончался в 1915 году. Его сын Джозеф унаследовал особняк и жил там до своей смерти в 1943 году, и ни один из членов его семьи, даже его дети, не выжили. хотел взять на себя ответственность места. К 1945 году поместье Уайденера оценивалось в 98 368 058 долларов!

Застройщик позже пытался продать Lynnewood, но единственным покупателем был проповедник-фундаменталист Карл Макинтайр, купивший дом в 1952 за 192 000 долларов. Он был лишен права выкупа в 2006 году, когда организация McIntire не смогла выплатить ипотеку.

3

Elda Castle

Youtube

Построенный в 1920-х годах Дэвидом Т. Аберкромби, соучредителем Abercrombie & Fitch, этот особняк в Оссининге, штат Нью-Йорк, расположен на колоссальных 50 акрах земли. Жена Аберкромби, Люси Эббот Кейт, была архитектором дома, и она решила назвать его в честь своих четверых детей, Элизабет, Люси, Дэвида и Эбботта. Сразу после завершения в 1928 августа в семье произошла череда трагедий: сначала их дочь Люси погибла в результате несчастного случая на фабрике своего отца, а затем сам патриарх скончался от ревматизма в доме, после чего Люси-старшая переехала со своей старшей дочерью до ее собственная смерть в 1955 году.

Оставшись одна, Эльда вскоре пришла в упадок. Как ни странно, часть его была спроектирована так, чтобы выглядеть как руины средневекового замка. Так что, возможно, у величественного дома есть собственный разум, и он просто полон решимости исполнить свою судьбу места распада. Мало что известно об истории дома между тем и сейчас, но несколько разных владельцев пытались возродить дом до его былой славы, прежде чем сами попали в тяжелые времена. Напрашивается вопрос: оно проклято? Наверное, нет, но как знать!

Реклама — Продолжить чтение ниже

4

Ашлар Холл

Карты Google

Снаружи этот фиктивный замок площадью 11 000 квадратных футов в Мемфисе, штат Теннесси, не выглядит так, будто его история слишком отличается от истории Эльды. И его более ранняя история относительно похожа: богатый человек Роберт Бринкли Сноуден построил это здание в 1896 году для своей семьи и назвал его Ашлар Холл. Они жили там, наслаждаясь его восемью спальнями, шестью барами, пятью ванными комнатами и крытым бассейном до его смерти в 19 году.42. Примерно через десятилетие изнурительного содержания семья решила превратить его в место бизнеса, управляя им как ресторан. В какой-то момент после этого Ашлар-холл и прилегающие земли были куплены инвесторами, которые построили вокруг него небоскребы и оставили его гнить.

Но сегодня интерьер выглядит совершенно иначе, рассказывая явно менее историю. Перенесемся в 1990-е, когда Роберт Ходжес, он же самопровозглашенный принц Монго, превратил его в ночной клуб The Castle. Монго считает, что он инопланетный посол с воображаемой планеты Замбоджа и, как известно, носит очки в стиле стимпанк, длинный белый парик и резиновых цыплят по городу. Среди многих его странных решений он засыпал парковку песком, чтобы ее можно было использовать в качестве «пляжа» для вечеринки на улице, когда начальник пожарной охраны закрыл ночной клуб из-за повторяющихся проблем с переполненностью.

Последний владелец, застройщик Хуан Монтойя, купил его на налоговой распродаже за 59 000 долларов и планирует превратить его в место проведения мероприятий.

5

Замок Баннермана

Wikimedia Commons

Замок Баннермана расположен на острове на реке Гудзон в Нью-Йорке. Фрэнсис Баннерман VI, чья семья начала военный бизнес после Гражданской войны, купил остров в 1900 году, чтобы использовать его в качестве склада (например, они купили 90 процентов оружия, захваченного американскими военными у испанцев во время испано-американской войны). . Он также построил поблизости жилой дом меньшего размера, но строительство закончилось его смертью в 19 г.18. Несколько более поздних взрывов еще больше навредили бизнесу.

Когда в 20-м веке законодательство изменилось, продажи резко упали, а затем шторм опустошил остров, разрушив паром, который люди использовали для доступа к нему. Он был почти пуст до конца 60-х, когда его купило государство. Он был открыт для экскурсий около года, пока его не уничтожил очередной пожар, но недавно фонд Bannerman Castle Trust снова начал проводить экскурсии.

6

Семейный особняк Луи

Wikimedia Commons

Построенный в 1929 году в стиле барокко Дом призраков Минсюн (также известный как семейный особняк Луи) — причудливое место с душераздирающей историей. Расположенный в тайваньской сельской местности, он был заброшен с 1950-х годов, когда семья внезапно бежала. Как и во всех загадочных местах, вокруг семьи много легенд и почему они покинули когда-то красивое место.

Ходят слухи, что у горничной семьи был роман со своим работодателем, Лю Ронг-юй, и когда секрет стал достоянием общественности, она умерла, прыгнув в колодец (но поскольку она не дожила до того, чтобы рассказать эту историю, это трудно понять, что именно произошло). Несколько лет спустя собственность была оккупирована членами Гоминьдана Китая (Гоминьдан), многие из которых, как считалось, также покончили жизнь самоубийством, что усугубило ее репутацию места с привидениями.

Конечно, есть и другие, гораздо менее болезненные истории — например, идея о том, что новый бизнес требует, чтобы семья переехала ближе к центру города.

Реклама — Продолжить чтение ниже

7

Casa Sperimentale

Flickr

Casa Sperimentale намного красивее как по предыстории, так и по дизайну, чем некоторые другие представленные здесь дома. Casa Sperimentale представляет собой заброшенный бруталистский домик на дереве в Фергене, Италия, прибрежном городке на окраине. Рима. Это увлекательное скопление геометрических фигур, возвышающихся над верхушками деревьев. Он был построен в конце 1960-х годов Джузеппе Перуджини, его жены Уги де Плезант и их сына Рейнальдо Перуджини в качестве дома для отдыха, а также в качестве эксперимента, чтобы увидеть, пригодно ли это строение для жизни. В него можно попасть по лестнице с подъемным мостом, чтобы он чувствовал себя полностью изолированным от остального мира.

Мало что известно о его заброшенности, но, вероятно, он пришел в упадок после смерти архитектора.

8

Особняк Ха-Ха-Тонкна

Wikimedia Commons

Глубоко в Озарке в штате Миссури находится особняк Ха-Ха-Тонка. Некоторые утверждают, что название государственного парка означает «смеющиеся воды», что может быть либо восхитительно веселым, либо совершенно жутким, в зависимости от того, как вы его видите. Эта оболочка особняка была мечтой состоятельного бизнесмена Роберта Снайдера. Он начал строить замок в европейском стиле на собственном озере в 1906, но вскоре он погиб в одной из первых автомобильных аварий в Миссури.

Его сыновья продолжали строительство, пока особняк не был завершен в 1920 году. Один из них жил там, пока у него не закончились деньги из-за череды судебных исков о правах на землю. В конце концов, сын Снайдера был изгнан из собственности, и в середине 20-го века она функционировала как отель и курорт. В конце концов отель был разрушен пожаром, и они наконец закрыли магазин. Останки теперь являются популярным местом, которое вы тоже можете посетить, если устанете от катания на водных лыжах и пеших прогулок.

9

Особняк в грязи

Особняк в грязи

До недавнего времени особняк в округе Фэрфилд, штат Огайо, имел плохую репутацию. Кажется, никто не может договориться о том, когда он был построен, но он датируется где-то между 1840-ми и 1900-ми годами. В отличие от других заброшенных особняков в этом списке, вы, к сожалению, больше не можете посетить его, так как дом был снесен в 2015 году после того, как его никто не заселял. с 1930-х гг. Последним жильцом (по крайней мере, юридически) была Лулу Хартман-Маст, а нынешним владельцем недвижимости является ее родственница Жанна Маст.

Из-за того, что информации о том, кто и когда здесь жил, очень мало, а заброшенные места пробуждают темную сторону воображения, вокруг предполагаемых злодеяний (и последовавших за ними призраков) ходит множество легенд. Однако источники не слишком заслуживают доверия. Продолжить чтение ниже Только взгляните на это надвигающееся одеяло из тумана! Расположенный недалеко от озера Комо, Италия, «Дом ведьм» восходит к 1854-1857 годам, когда он был построен как летний дом для графа Феликса де Векки. Семья смогла провести там всего несколько лет, так как их жизнь погрязла в трагедии сразу после постройки.

Во-первых, архитектор умер через год после постройки. Затем, в 1862 году, граф де Векки вернулся домой и обнаружил, что его жена убита, а дочь пропала. Когда он не смог найти ее после года поисков, он покончил жизнь самоубийством. Затем его брат переехал в дом, и его семья продолжала жить там до Второй мировой войны. Он пустовал с 1960-х годов, а в 2002 году лавина уничтожила все дома в этом районе… кроме этого. Жуткий.

11

Особняк Хегелера Каруса

Хегелер Карус

Особняк Хегелера Каруса в Ла-Салле, штат Иллинойс, — одна из немногих заброшенных резиденций, которая была фактически отреставрирована и превращена в достопримечательность. Он был построен для Генри. C. Hegeler, производитель и издатель цинка, работы того же архитектора, который завершил строительство здания Капитолия штата и знаменитой Чикагской водонапорной башни.

У Гегелеров было десять детей, но две из их дочерей умерли в том же году, а еще одна скончалась в возрасте 23 лет. Его потомки жили в семиэтажном доме, пока последняя не умерла в 2001 году. незадолго до того, как его отреставрировали и превратили в музей. Хотя он выглядит как «дом с привидениями», он просто старый и, как говорят некоторые, на самом деле имеет приятную, веселую энергию.

12

Дом-убийца в Лос-Фелиз

я

А теперь о том, что лично я нахожу самым захватывающим: особняке-убийце в Лос-Фелиз. Лос-Фелиз — один из самых крутых и пригодных для жизни районов Лос-Анджелеса, но у него также очень темное прошлое, связанное с некоторыми из самых ужасных (и близких к Голливуду) убийств в истории. Есть дом Соудена, спроектированный Ллойдом Райтом дом эпохи возрождения майя, который, по слухам, был местом убийства Черного георгина; дом убийств Мэнсона; а тут еще это место.

Это был, казалось бы, счастливый дом доктора Гарольда Перельсона и его семьи до той ужасной ночи 6 декабря 1959 года, когда он убил во сне свою жену молотком с шариковым бойком и попытался убить троих своих детей. пить кислоту, чтобы убить себя. К счастью, его старшая дочь вскрикнула, когда он ударил ее по голове, разбудив младших детей, которые затем вышли в коридор, чтобы узнать, что происходит. Во время беспорядков все они смогли бежать.

До убийства-самоубийства он был преуспевающим врачом, который изобрел новый тип шприца, вложив большую часть денег в его исследования и производство, но его лишили прав (ведущие следователи виноваты в финансовых проблемах). Другие жуткие детали включают отрывок из «Божественной комедии» Данте , оставленный открытым на прикроватной тумбочке. Два года спустя он был продан семье Энрикес, которая использовала его в качестве «склада», и их сын продолжал это делать, пока в 2016 году не продал его паре, у которой были планы отремонтировать его. Но, похоже, это их отпугнуло, потому что через несколько лет он снова появился на рынке.

Реклама — Продолжить чтение ниже

13

Дом Джона Листа

New York Daily News Archive//Getty Images

Если вы достаточно слышали о трагических семейных убийствах, возможно, остановитесь здесь.

В ноябре 1971 года Джон Лист убил всех своих ближайших родственников в их доме в Нью-Джерси, включая жену, мать и двоих детей. Затем он пошел посмотреть, как его 15-летний сын играет в футбол, но застрелил его, когда они вернулись домой. Затем он выстроил все тела (кроме тела своей матери) в бальном зале, в котором был подписан витраж Тиффани стоимостью не менее 100 000 долларов в то время, настроил радио на религиозную станцию, включил весь свет, выключил свой лицо с семейного фото и убежал.

Тела и место преступления были обнаружены только через месяц, когда одноклассники, соседи и учителя начали интересоваться, где семья. Тем временем Лист поселился в Денвере под вымышленным именем, работал контролером на фабрике и руководил службой совместного использования автомобилей в своей лютеранской церкви. Он встретил там женщину в 1985 году и женился на ней, и его не ловили и не арестовывали до 1989 года. Он так и не взял на себя полную ответственность. Через несколько лет в 19 веке на участке был построен новый дом.74 после того, как подозреваемый в поджоге уничтожил оригинал (но он, честно говоря, очень похож на оригинал и находится всего в восьми минутах езды от печально известного дома, которому угрожает «Наблюдатель»).

Внутри давно заброшенного особняка Винсенте Миннелли в Бев Хиллз

Любопытный осведомитель поделился этими интригующими фотографиями разросшегося заброшенного дома на Кресент Драйв в Беверли-Хиллз, рядом с отелем Беверли-Хиллз, и оказалось, что они пришли с пикантной знаменитостью предыстория. Типстер пишет: «Я проезжал мимо [дома] некоторое время, и его стиль в стиле Пола Уильямса всегда привлекал мое внимание. В какой-то момент, около года назад, на улице были посажены новые фикусы, и я просто предположил, что кто-то собирается делать большой ремонт Недавно я заметил несколько порванных штор в окне наверху, и мое любопытство было задето … Очевидно, разные скваттера были в доме, и часть мусора казалась довольно свежей». Вульф , когда-то принадлежал покойному режиссеру сцены и кино Винсенте Миннелли , и что совсем недавно дом был в центре ожесточенной публичной битвы между дочерью Винсенте

Лайзой Миннелли и ее мачехой Ли Миннелли, которая привела к судебный процесс и держал дом в подвешенном состоянии в течение четырех лет.0003

Винсенте Миннелли умер в доме в Беверли-Хиллз в 1986 году, завещав своей вдове Ли пожизненное пользование имуществом, но также оставив Лизе официально управлять его имуществом. В 2000 году Лиза решила выставить его на продажу, якобы предложив купить квартиру своей мачехе. Ли отказался, и последовала затянувшаяся драма: дом был продан в 2002 году, но Ли отказался никуда идти. Зайдя в тупик с мачехой, Лиза перестала платить по счетам за электричество и все прочее; персонал продолжал работать бесплатно. В том же году дом продан, 94-летняя Ли подала иск против Лизы, обвинив ее падчерицу в «нарушении контракта, жестоком обращении с пожилыми людьми и причинении эмоционального стресса» за попытку выгнать ее из особняка. В то время, когда все это происходило, Лиза выходила замуж за воскового человека Дэвида Геста, и пышные празднества были боеприпасами для адвокатов ее мачехи. Из судебного иска (через I Am Not A Stalker):

«Пока ответчик путешествует по миру в медовый месяц, накормив 850 своих ближайших друзей 12-футовым тортом, истица находится одна в холодном темном доме в возрасте 9 лет.4.»

В конце концов, в 2001 году иск был прекращен, и была достигнута сложная договоренность, согласно которой новые покупатели позволили Лизе платить им арендную плату, чтобы Ли могла оставаться в доме до самой ее смерти, после чего владельцы могли дом не был закрыт до 2006 года — через четыре года после начала продажи (по словам Редфина, дом был куплен за 2,33 миллиона долларов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *