Чем эвены отличаются от эвенков? | Отмороженная
Сегодня в мире насчитывается свыше 20 тысяч эвенов. Большинство из них проживает в Якутии, но помимо нашего региона их можно встретить в Магадане, Хабаровске, на Камчатке и Чукотке. Единственным районом, где большинством населения являются эвены, считается Эвено-Бытантайский улус Якутии, куда я и отправилась, чтобы узнать тайны этого народа.
Сказать, когда именно возник этнос невозможно. Известно, что в 17 веке, когда на северные земли пришли первооткрыватели, то эвены занимали территорию от Лены до Охотского моря и от рек Алдана и Ульи до Северного Ледовитого океана. Тогда их называли ламуты и селились они либо в верховьях гор, либо рядом с морем. А появились эвены в результате смешения эвенков с юкагирами и коряками. Поэтому и переняли у них многие обычаи. Можно даже сказать, что эвены заимствовали все, что видели у других народов, переделывая это под свой лад.
Раньше эвены делились на мелкие группы в зависимости от территории проживания. На территории современного Эвено-Бытантайского района между верхоянских хребтов жили и живут эвены под названием – тюгесиры. Это в честь зимней птички – тундерной чечётки, которую они считают своим покровителем.
Здесь же в дружбе с эвенами соседствовал народ саха (в такой сильной дружбе, что произошла серьезная ассимиляция). Народы переняли друг у друга многие традиции. Сейчас сложно понять какие именно. Поменялся даже язык эвенов. Под влиянием якутского появилась западная разновидность эвенского. В районе мне не удалось услышать её.
К сожалению, на родном эвенском языке сегодня общаются единицы. Как мне сказали, все это пережитки советского времени, тогда малочисленным народам запрещали говорить на своих языках. Общаться можно было либо на русском, либо на якутском. В результате язык был утрачен. Чтобы сохранить культуру народа, в школах и даже детских садах преподают эвенский язык, но дома дети все равно говорят по-якутски или по-русски.
Язык исчезает не только из-за исторической несправедливости. Язык эвенов – это язык кочевников. Без кочевья не будет и народа, а с каждым годом становится все меньше оленеводов. Большой пласт слов и терминов, посвящённых традиционному промыслу, сегодня уже неизвестен. Говорят раньше язык делился на мужской и женский, в зависимости от деятельности. Оленеводы и охотники использовали одни слова, женщины при готовке абсолютно другие, хотя обозначили они одни и те же вещи. В принципе, эвенский похож на эвенкийский язык. Относится к тунгусо-манчжурской группе. Так что далекими предками эвенов могли быть японо-корейцы или монголы. А официальная письменность у языка появилась лишь в 30-ые годы 20 века.
Не смотря на то, что язык умирает, в районе живы народные промыслы. Эвенские мастерицы с удовольствие изготавливают национальные костюмы. Одежда эвенов состояла из кафтана и нагрудника. Летом их делали из ровдуги (это выделенная замша из оленей шкуры), зимой из меха. Чтобы изготовить один такой наряд, понадобится шкура трех, а возможно и четырех оленей. Так что это дорогая одежда, но очень теплая зимой и прохладная летом.
Интересно, что юкагиры и эвены носили одинаковую одежду, она вообще ничем не отличалась. А вот у эвенков и эвенов есть отличия. В первую очередь они касаются узоров. Эвены любят изображать графические узоры: ровные линии, оленьи рога, шахматы. Унты этого народа всегда можно узнать по орнаменту. Кстати, главная цель всех этих узоров – это отпугнуть злых духов. Поэтому они так и расположены: на подоле кафтана, нагруднике, краях рукавов: чтобы злые духи не пролезли. Эвенская магия.
Как и многие северные народы, эвены являются язычниками. У них распространён анимизм, одухотворение животных, а также поклонение духам предков. Главным божеством считалось солнце. Оно не имело ни женского, ни мужского рода. Ему поклонялись круглогодично и его изображали на всей одежде. Мне даже удалось поучаствовать в специальном обряде: в круговом танце Сэдьэ, с помощью которого эвены благодарят солнце за все хорошее, что оно послало. Взявшись за руки, танцующие перемещаться по кругу в определенном ритме и с определёнными словами. Со временем ритм ускоряется и в конце обрывается на самом интересном месте.
А ещё эвены верили, что у каждого человека есть свой олень покровитель, который берет на себя все беды. Таких оленей называли солнечными. И если что-то случалось с их хозяевами, то оленей забивали, чтобы отвести несчастье. Кто бы, что не говорил, но вся жизнь эвена вращалась вокруг оленя. Он пища, он одежда и он же транспорт. Чтобы дети продолжали традицию предков, в младенчестве им дарят олененка, будущие телята которого также будут принадлежать им. Став взрослыми эвены имеют целое стадо.
С приходом православия многое поменялось. Меня удивило, что эвены считались самым православным народом из всех сибирских народов — у них даже существовал в хозяйстве специальный олень для перевозки икон каждого хозяина при перекочевке. Сейчас, конечно, таких оленей нет, но во многих домах стоят иконы.
Конечно, всех интересует вопрос: чем же отличаются эвены от эвенков? Как мне объяснили, это родственные этносы. Раньше эвенки (тунгусы) и эвены (ламуты) были одним народом и просто относились к разным родовым группам. Тунгусы кочевали по тайге, ламуты по открытой местности рядом с морями и горами. Со временем эвены отделились настолько сильно и смешались с юкагирами и коряками, что стали самостоятельным народом. Вот и все.
якутиясеверэвены
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Этническая карта России
Ефим Фиштейн: Уже довольно давно в этой программе мы представляем этническую карту России, где анализируем образ жизни, быт и обычаи различных народов и этнических групп, населяющих Российскую Федерацию. Сегодня на очереди – сибирская народность эвены. Автор цикла Игорь Яковенко беседует с Мариной Белянской, сотрудницей Этнографического музея и представительницей эвенов и Алексеем Бурыкиным, ведущим сотрудником Института лингвистических исследований.
Материал подготовил Игорь Яковенко.
Игорь Яковенко: Алексей Алексеевич, до 1931 года эвенов, как и близких к ним эвенков, называли тунгусами. В связи с чем произошло переименование, что означает этноним «эвены»?
Алексей Бурыкин: Да, с середины 17 века, как только стало известно об эвенах, когда землепроходцы узнали от эвенков, их стали называть тунгусами, но при этом делали оговорку «ламуты», что приморские жители по-эвенкийски. В историографии 19 – начала 20 века очень часто эвенков и эвенов считали одним народом, хотя этнонимы эвенки и эвены были известны с 18 века. Эти этнонимы фиксировались. Было принято считать, что это, по крайней мере, близкие группы, хотя эвенский и эвенкийский языки различаются, как русский и болгарский. Слов много общих, а грамматика совершенно разная и понимание иллюзорно. Даже сейчас, когда народы разделены по самоназваниям основных своих частей, происходит путаница из-за того, что форма для названия женщин «эвенка», и даже сейчас эта статистика несколько перебита.
Игорь Яковенко: Марина Христофоровна, эвены живут на огромной территории, наверное, это около трети Российской Федерации — это громадные пространства Якутии, Чукотки, Колымы, Хабаровского края. Причем живут вперемешку с якутами, чукчами, с юкагирами, естественно, с русскими и с другими народами. Как при таком чересполосном расселении эвены сохраняют свою культуру, язык, этническое самосознание? И в чем кроме языка отличие эвенов от тех же близких к ним эвенков?
Марина Белянская: Вы действительно правы, эвены расселены очень широко при небольшой численности, но тем не менее, даже проживая по соседству со многими народами, которые вы перечислили, эвенский народ сохраняет язык и культуру. Если рассматривать этот народ с точки зрения этнографии, то здесь следует обратить особое внимание, что все же народ сохраняет свою этническую самобытность благодаря оленеводству. Оленеводство, которое является основным видом хозяйственной деятельности, сохраняет язык и культуру в целом.
Игорь Яковенко: Марина Христофоровна, в чем особенности уникальные вот этого эвенского оленя, чем он отличается от тех оленей, которые являются домашними животными других народов Севера?
Марина Белянская: Дело в том, что эвенская порода оленей отличается от эвенкийской, ниже ростом, этот олень более вынослив и адаптирован к арктическому климату. Так же эвенский олень очень вынослив. Допустим, чукотская порода более мясистая, а эвенский олень более жилистый.
Можно приводить массу примеров, но тем не менее, эвенская порода оленей достаточно ярко выражается и представлена в других видах этого животного.Игорь Яковенко: Алексей Алексеевич, чем объявляется такой загадочный взрывной рост численности эвенов? По переписи 1926 года эвенов было около двух тысяч, а недавняя перепись 2010 года зафиксировала 22 тысячи, то есть в 11 раз за менее, чем 80 лет.
Алексей Бурыкин: Это объясняется в первую очередь за счет более точной идентификации тех групп, которые могли быть относимы ранее к тунгусам и которые не отличались таким образом от эвенков. Есть определенная тенденция записываться эвенами у тех, кто является эвеном только по одному из родителей, только по одной из линий, у кого чаще всего бабушка эвенка. Такая тенденция есть, потому что люди тем самым, идентифицировавши себя с эвенами, получают определенные социальные бонусы, льготные условия для получения образования.
Игорь Яковенко: То есть можно сказать, что в сегодняшнее время эвеном стало быть выгодно и модно?
Алексей Бурыкин: Да, так же, как стало выгодно и модно быть эскимосом на Чукотке, как стало выгодно быть юкагиром в Якутии.
Игорь Яковенко: Что это за льготы, что это за преимущества, которые дают принадлежность к эвенам по сравнению с другими народами?
Алексей Бурыкин: Из того, что я знаю, это возможность получения образования, это возможность внеконкурсного поступления в вузы по имеющейся льготе, например, в Санкт-Петербург.
Игорь Яковенко: Эвенов считают, по крайней мере, я читал в литературе, что считают самым христианизированным народом среди коренных народов Севера. Вместе с тем, начиная с 90 годов, происходит возрождение культурных традиций, в том числе эвенского шаманизма, анимистических ритуалов и в ряде случаев старых традиций. Какова сегодня структура религиозного сознания эвенов, какую роль религия занимает в их жизни?
Марина Белянская: По поводу шаманизма в принципе написано достаточно много публикаций. Если исходить с точки зрения представителей эвенского народа, я могу сказать о том, что фиксируется, что с 90 годов происходит воссоздание старых традиций. Дело в том, что насколько, я знаю по своей семье, у нас всегда сохранялись свои религиозные традиции. Но в то же время мои предки, допустим, проживали рядом с русским населением и поэтому христианизация была достаточно ярко выражена. Но ярко выражена в получении новых имен. Например, у нас в семье было принято мальчиков называть Христофор, а девочек Христина. Это как отголосок христианизации эвенов. Но в то же время и в 70-80 годы в семье сохранялись традиции — это кормление огня, почитание предков, поклонение воде. Сказать, что до 90 годов было затишье, просто, наверное, ярко не демонстрировали это, но тем не менее, среди народа это существовало. Современный шаманизм, мне кажется, это опять взгляд человека из культуры, он несколько надуман. Простите, дорогие слушатели, за такое утверждение. Потому что, будучи исследователем эвенкийской культуры Якутии, если в языческой культуре сохранились и присутствуют шаманы как жрецы религиозного культа, то в эвенской культуры я до сих пор представители этого культа не встречала.
Игорь Яковенко: Алексей Алексеевич, несколько слов об эвенском языке.
Алексей Бурыкин: Что касается снижения процента людей, говорящих на языке или даже считающих его родным, то это тенденция общая и тенденция неизменная для многих малых языков народов России. Причины здесь в том, что определенные просчеты в политике были допущены еще до Второй мировой войны, в 30 годы.
Самый серьезный удар по этим языкам был нанесен тогда, когда люди, овладевшие русским языком, ставшие билингвами, начали из-за ложных культурных приоритетов переходить на русский язык. Тем самым они задали стандарт для следующего поколения интеллигенции, для более младшего поколения. И таким образом ситуация становится все более и более неблагоприятной. Изучение родного языка, пользование родным языком, обслуживание преподавания стало практически профессиональной формой пользования языком. Книг на эвенском языке не так уж мало, их на самом деле более полтора сотен названия, не считая учебников, которых, наверное, еще столько же.Со сменой поколений литература стала очень сложной проблемой. Однако есть более молодые авторы, есть, например, Анатолий Степанов, сын известного эвенского литератора Платона Степанова, известного как Платон Ламутский. Есть многие авторы, которые пишут по-русски. Вся беда для младшего поколения творческой интеллигенции, что оно тоже живет в постсоветском пространстве, где для малочисленных народов все подобные позиции были заняты.
Что касается радио и телевидения на эвенском языке, то оно может прекрасно функционировать при известной насыщенности новыми материалами, оно может быть востребовано. Я в начале 80 годов сам вел эвенскую страницу на Чукотке национальной газете «Наш край» и подготовил несколько телепередач на эвенском языке. Это все было востребовано. Правда, что касается телепередач, после одной из них телевидение засыпали звонками, прося повторить тот же самый материал на русском языке, что пришлось и сделать. Оно нам лишь снилось. Почему? Да потому что США и другие западные страны нас во всем ограничивали и говорили: это мы вам не продадим, это тоже. Ну а теперь все изменится. Ракеты мы разместим и в горах, и на равнинах, и на побережье, и даже под землей. Представьте себе: появляется вражеский самолет за триста километров от наших границ, а мы его «бах» и сбили. И даже, когда много самолетов – мы все посбиваем.
Виктор Черецкий: Неудивительно поэтому, что российское оружие в руках радикального венесуэльского режима, по мнению некоторых международных наблюдателей, оценивается как угроза миру – и не только в Латинской Америке.
Четный | люди | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Рожденный оленем: история народа эвенов
Вначале было только море. Однажды с неба в воду спустилась дева. Она ехала верхом на восьминогом северном олене, а клочья оленьего меха, разбросанные по поверхности моря, стали плотом. Олени отдали свое тело земле, горам и лесам. Вши из их меха превратились в диких северных оленей, бродящих по окрестностям. Сердце северного оленя стало героем, а легкие — мальчиком и девочкой. Так гласит одна эвенская легенда, рассказанная Семеном Егоровичем Дьячковым и записанная профессором Василием Афанасьевичем Роббеком в 1978.
Капитан Silversea Мэгги Эттлин знакомится с эвенами из трех поколений/Люсия ГриггиНезаменимый ресурс
Северные олени жизненно важны для выживания эвенов, или эвенов (в единственном числе), людей — коренного этнического меньшинства, проживающего на северо-востоке Сибири и Дальний Восток России. Эвенов насчитывается около 20 000 человек, и они являются близкими родственниками более известных и многочисленных эвенков. Оба являются частью тунгусской группы людей и языков, согласно статье 2015 года «Отбрасывая тени времени» антропологов Пирса Витебского и Анатолия Алексеева. Витебский учился и жил у эвенов более 20 лет, а Алексеев — эвенский оленевод, ставший антропологом.
Край, населенный эвенами, расположенный за Полярным кругом, невероятно красив, но чрезвычайно отдален. А с зимними температурами, опускающимися до 70 градусов по Фаренгейту ниже нуля (56 градусов ниже по Цельсию), холоднее только в Антарктиде. Дорог мало — Транссибирская магистраль проходит в сотнях миль к югу.
Эвены долго выживали в этих условиях в тесном симбиозе с северными оленями. «Олени были основой хозяйства эвенов», — говорит Дмитрий Банин , эксперт экспедиции Silversea, который общался и торговал с эвенами перед походами на оленей. «Большинство эвенов разводили оленей и охотились. Некоторые эвены имели оленьи пастбища в районах Колымы, Омолона и Индигирки».
Ценный в экономическом, культурном и духовном отношении у эвенов олень бродит / Денис ЭльтерманСчитается, что в России обитает более миллиона диких северных оленей, называемых буюнами, которых не пасут, но иногда на них охотятся. Еще миллион — это полуодомашненные «ороны», сосуществующие с коренными народами, которые скрывают их миграцию по земле, чтобы выжить. А еще есть одомашненные северные олени, или «учахи», которых приучили ездить верхом и запрягать в сани. Эти животные-компаньоны действуют как мост между людьми и более дикими северными оленями.
В своей книге «Оленеводы» Витебский пишет: «Помимо добычи полезных ископаемых, люди не могут зарабатывать на жизнь в этом ландшафте, кроме как в партнерстве с оленями, и они не могут жить с оленями, кроме как следуя за их вечная миграция». Кочевые эвены питаются северным оленем, например, мясом и молоком. Их одежда основана на шкуре и мехе северного оленя, идеально адаптированных к арктическим температурам, с двойным слоем шерсти, тонким подшерстком, покрытым грубым слоем полых волос, которые изолируют и удерживают тепло.
В суровом ландшафте, где на сотню и более миль может не быть ни одного человека, где мало поселений и припасов, найти топливо для транспортных средств не дано, даже если есть дороги. Следовательно, эвены зависят от оленей в качестве транспорта. Небольшое телосложение эвенов позволяет оленеводам ездить на «учахах», которые весят примерно одну треть веса лошади, и они разработали упряжь и сани для перевозки снаряжения по замерзшей тундре и приполярной тайге.
Ребенок эвенов, одетый в традиционную одежду, держит ягоды/Лючия ГриггиАдаптация и модернизация
Некоторые эвены стали полуоседлыми и занимаются рыболовством и охотой на морских млекопитающих, говорит Банин. С приходом русских они охотились на соболей, лисиц и белок, что составляло до 90 процентов их дохода. «Коллективизация 1930-х годов была разрушительной для традиционной социальной структуры эвенов, в том числе и для кочевого образа жизни, — говорит Банин. «Многие кочевые эвены осели, вступили в коллективные хозяйства, называемые «колхозами», и занялись скотоводством и земледелием. Образовались постоянные поселения».
Читать Далее
Сегодня многие люди живут в деревянных домах. Но некоторые эвены до сих пор содержат большие стада северных оленей до 2000 голов. Они проводят часть года в палатках на земле, путешествуя с оленями, когда летом они переходят на высокогорные пастбища, чтобы пастись и откармливаться. В суровую зиму пастухи уходят в зимовья в долинах, а северные олени питаются лишайниками. Вернувшись в деревни, даже люди, которые не занимаются оленеводством, по-прежнему зависят от оленеводческого хозяйства для торговли мясом и мехом и продажи рогов для корейской и китайской медицины.
В то время как некоторые традиционные аспекты сохраняются благодаря языку и мифологии, другие исчезают. «Этнический туризм и интерес к эвенской культуре могут замедлить или частично обратить вспять этот процесс за счет сохранения традиций, которые можно было бы показать приезжим», — говорит Банин. Хотя традиционная культура утрачена — многие молодые люди даже никогда не были в стойбище оленей, — язык все еще живет. «Эвенский язык преподается в дошкольных и начальных классах вместе с русским, — говорит Банин.