Национальные костюмы народов России
«Национальные костюмы народов России»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с культурой. Также и другие народы, которые живут рядом с нами. В традициях национальной культуры мы черпаем народные нравы, обычаи и дух свободы и творчества.
Народный костюм – бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей народа. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно развитие любого вида и жанра современного искусства.
Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, донесший традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и украшений, свойственных одежде в прошлом.
У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.
Мы знаем, что Россия — многонациональная государство, в котором более 130 народов.
Русских в России — 80%. Народы различаются не только по своей численности, но и по особенностям расселения, национальным и религиозным традициям, а также по обычаям, укладу жизни, культурному наследию и одежде.
Актуальность
Актуальность выбранной проблемы вызвана тем, что у каждого народа есть свои, сложенные веками, традиции, обычаи, и, соответственно, свои оригинальные и неповторимые национальные наряды. Каждый человек обязан знать историю своей нации. Принадлежность к определенным вековым традициям и обычаям даёт ему ощущение значимости в жизни.
Цель: расширение и углубление знаний воспитанников о Родине и
ознакомление с традициями народов России путем изучения национальных костюмов и кукол в национальных костюмах.
Задачи:
Познакомить учащихся с особенностями национальных костюмов народов России.
Развивать мышление, внимание
Формировать национальное самосознание детей средствами народного искусства.
Воспитывать любовь и чувство патриотизма к национальной культуре, интерес к своей Родине.
Национальный костюм, его особенности и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заряжают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
Коллекции национальных костюмов, которые хранятся в музеях, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии людей, их тонкого вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия, и народы населяющие ее. Многие коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и особенности национальной одежды.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/518433-nacionalnye-kostjumy-narodov-rossii
Известные люди Башкирии рассказали, как национальные костюмы помогают быть модным и стильным
Культура20 Апреля , 09:10
Амина Шафикова
В Башкирии 20 апреля проходят мероприятия ставшего уже традиционным Дня национального костюма. Официально этот праздник отмечается по инициативе Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова с 2020 года дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. В этом году дата проведения сдвинулась в связи с мусульманским праздником Ураза-байрам. Почему людям нравится носить одежду в этническом стиле, как они используют ее в повседневной жизни – «Башинформу» рассказали известные деятели культуры республики.
— Национальный костюм всегда в моде и во все времена актуален. Это первое свидетельство того, что человек уважает свои корни, традиции, изучает историю своего народа, дорожит наследием, — говорит министр культуры РБ Амина Шафикова. — Национальный костюм передавался из века в век, выполняя роль оберега, украшая в первую очередь девушек. Каждая женщина пыталась украсить свой костюм – головной убор, верхнюю одежду, платье. В будни я ношу стилизованные платья, их у меня несколько, они были сшиты на заказ. Также я очень люблю национальные башкирские украшения. Когда ты надеваешь национальную одежду, появляется ощущение, что ты прикасаешься к чему-то большому духовному, неизведанному, к своим корням.
Амина Шафикова
20 апреля основное праздничное мероприятие пройдет в уфимском торговом центре «Планета». На ковровой дорожке представят аутентичные и сценические костюмы различных народов Башкортостана. Башкирские художественные промыслы «Агидель» РБ покажут свою новую коллекцию «Дамбырнэ», в основе которой башкирская тамбурная вышивка. Руководитель объединения Гузель Каримова и сама каждый день носит одежду с элементами национального стиля.
— Национальный костюм – предмет гордости для любой нации, потому что каждая деталь рассказывает о культурных особенностях народа. Башкирская вышивка, цветочно-растительные орнаменты, яркие, сочные узоры и национальные мотивы проходят через все коллекции ГУП БХП «Агидель», — рассказывает Гузель Каримова. — Башкирский национальный костюм, как и у других народов мира, всегда был необходимой частью гардероба. Если сравнивать с другими городами и странами, ношение национальной одежды в Башкортостане было распространено очень долгое время.
Радует, что в республике много искусных мастериц, которые шьют национальные костюмы, дизайнеров, создающих современные модели. Это значит, что есть спрос и общество нуждается в подобной одежде. Сегодня многие интегрируют элементы национального костюма в повседневную одежду и выглядят при этом модно. Это может быть цвет, орнамент или какой-либо другой элемент, они сразу же активируют культурные коды, которые понятны любому человеку. Одежду с национальными мотивами и элементами я ношу ежедневно, тем самым тонко и деликатно сообщаю окружающим свой культурный код. Когда ты носишь удобную и красивую современную одежду с элементами этностиля, ты сам становишься проводником национальной культуры, и в то же время подчеркиваешь собственную уникальность.
Гузель Каримова
В наше время для тех, кто любит национальную одежду или украшения, очень много предложений. Практически на каждом крупном мероприятии обязательно организуется выставка-продажа работ искусных мастериц, часто проводятся мастер-классы по созданию башкирских нагрудников, татарских калфаков, плетению браслетов. Оригинальные платья и украшения в русском стиле — страсть солистки Уфимского ансамбля песни и танца «Мирас», заслуженной артистки РБ Алены Завьяловой. Ее образ всегда отличают оригинальные наряды и детали.
— У меня много украшений в народном стиле. Например, серьги в виде матрешек, с монетками (в башкирском народном духе), браслет с росписью хохлома. Есть у меня и одежда с узорами в этно-стилистике. Люблю надевать в повседневной жизни ободки с цветами. С удовольствием примеряю и мини-короны из кожи, ткани, напоминающие кокошники, — поделилась Алена Завьялова. — У меня любовь к этно-тематике из детства. Костюмы изначально шила моя мама, и до сих пор именно она придумывает мне концертные образы, как стилизованные, так и эстрадные. Ее чувству вкуса я доверяю беспрекословно.
Думаю, всё возвращается, люди стали тянуться к народному творчеству, к своим корням. Это стало привлекательно, модно, и это правильно! И пусть даже выражается этот интерес не в подлинно этническом, а стилизованном варианте – это здорово. В музыке, песнях, не только в одежде — это значит, что мы движемся в правильном направлении, привлекаем подрастающее поколение к своим истокам.
Алена Завьялова
Проводниками национальной культуры, несомненно, являются драматические театры республики. Актеры не только играют в спектаклях, но и часто ведут концерты, мероприятия, участвуют в общественной жизни. Кому, как не им, становиться примером для подражания, нести культурный код в массы.
— Мне очень приятно смотреть на людей, которые носят национальную одежду, я прямо таю от этого, — признается актер Башдрамтеатра им. М. Гафури, заслуженный артист РБ Артур Кунакбаев. — Очень нравится, что они смелые, не стесняются привлекать к себе внимание, это очень круто. Я и сам давно мечтаю иметь в своем гардеробе национальный стилизованный костюм.
— Я очень люблю башкирскую культуру. Мы с мужем Русланом Хайсаровым заказали свитшоты с башкирскими орнаментами на всю семью. Это пропаганда башкирской культуры, многие заинтересовались и захотели заказать такие же, — рассказывает актриса Башдрамтеатра им. М. Гафури Гульназ Хайсарова. — А на День башкирского языка я ходила в национальном нагруднике. Это было очень красиво и защищает от сглаза. У меня дома есть два таких нагрудника, которые подарили мама и тетя. И конечно, очень много сережек в этническом стиле, их я ношу каждый день. Это дополняет и украшает женскую башкирскую красоту. Еще я хотела бы иметь национальное украшение – хаситэ и брючный стилизованный костюм, который можно было бы надевать и на праздник, и на работу.
Гульназ Хайсарова
— Национальная одежда — красота, искренность, чистота, источник нашей песенности и вдохновения, зеркало души моего народа. Дошедшая до нас из глубины веков и хранящая духовную энергетику золотая нить, которая связывает нас с корнями. Когда надеваешь национальную одежду, чувствуешь себя представителем трудолюбивого, духовного народа с богатой историей, это пробуждает чувство гордости и добавляет чувство ответственности, что я должна быть достойным примером, — считает актриса Уфимского татарского театра «Нур», народная артистка Башкортостана Гульназ Мухамадиева. — Соответствовать всем канонам национального костюма можно только на сцене. А в повседневной жизни мне нравится, когда в современной одежде есть национальные элементы, детали. Я часто ношу татарский головной убор калфак, серебряные браслеты, серьги и другие украшения. Получается очень красиво и рождается оригинальный, не похожий на других людей образ. Так мы подаем окружающим пример красоты, изящества, вкуса. В таком наряде я начинаю себя ощущать прекрасной и женственной, хочется улыбаться, идти красивой походкой, дарить всем радость. Надо сберечь наши традиции, наш национальный костюм для следующих поколений. У каждой нации своя история, свой неповторимый узор, свои особенности. Национальная одежда, как и наша история, язык, укрепляет наш дух, способствует процветанию нашей нации, это очень важно.
— Я очень люблю национальную одежду. У каждого народа свой красивый традиционный костюм. Помню, в 90-е годы мы вместе с друзьями-земляками одно время все носили тюбетейки. Это была такая своеобразная мода. Я за то, чтобы мы каждый день носили свою национальную одежду, — говорит актер Уфимского татарского театра «Нур», заслуженный артист Башкортостана и Татарстана Эльмир Газизуллин.
Гульназ Мухамадиева
Какие бы веяния ни влияли на моду во всем мире, у жителей Башкортостана всегда будет мода на свое, этническое. Яркое разнообразие лиц, одежды, украшений добавляют колорита и настроения в нашу жизнь. Любое женское платье из масс-маркета можно сделать уникальным, добавив к нему украшение в национальном стиле, а мужской костюм заиграет новыми красками благодаря галстуку с этническим орнаментом. Национальная одежда — это то, на что можно опереться в выборе стиля, отличиться в толпе, передать как дорогую реликвию детям, подарить близким и друзьям. Человек в национальной одежде ярко ощущает свою принадлежность к большому этносу и ведет себя с достоинством и ответственностью.
Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас в
Блог русской моды Краткая история сарафана
Слово «сарафан» может быть незнакомо многим, но большинство людей легко помнят, как мог бы выглядеть традиционный русский костюм. Сарафан, по сути, построен вокруг концепции длинного платья в форме трапеции, которое на протяжении веков носило названия «ферязь», «клинник» и, наконец, «сарафан». Само слово берет свое начало из персидского языка, но одежда попала в Россию из Европы еще в 13 веке и хорошо сохранилась до 20 века, прежде чем различные изменения привели к ее упадку.
Сарафан, который изначально носили мужчины, на протяжении веков видоизменялся и постепенно стал основным элементом гардероба женщин разного социального происхождения по всей стране. Первоначально он состоял из цельного куска с тонкими лямками, надетого с безрукавкой, «душегреей», что создавало желаемую форму двух пересекающихся посередине треугольников. Сарафан был выполнен из простой ткани для работы и повседневной носки, но мог выглядеть замечательно празднично, если был сделан из более роскошных материалов и вышивки, предназначенных для особых торжеств. Интересно, что ширина сарафана определяла не только социальный статус его обладательницы, но и ее региональное происхождение и даже то, по какому случаю носили сарафан.
Сарафан был популярен среди социальных слоев вплоть до начала 18 века, когда Петр I коренным образом изменил облик высшего и среднего сословия. Придворные теперь были обязаны носить европейскую одежду, тем самым отказываясь от давней традиции ношения сарафанов. В основном носившиеся крестьянскими девушками и женщинами, а также купеческими женами, сарафаны продолжали существовать в своей самостоятельной форме, эволюционируя в соответствии с изменениями климата и географическим расширением страны. Крестьянские костюмы отличались широким использованием крупной цветочной вышивки, яркие цвета которой только усиливались контрастом с популярными в то время простыми белыми рубашками. Синие льняные сарафаны носили чаще всего и часто украшали природными мотивами и рядами пуговиц. Красные сарафаны, столь же популярные у сельского населения, предназначались только для свадеб, хотя невеста не была обязана носить красный сарафан в этот день.
К началу 20 века крестьянское население страны резко сократилось, а вместе с ним ушла и традиция ношения сарафанов. Широко считавшиеся предметом прошлого, теперь они рассматривались как традиционная одежда для определенных народных праздников и были увековечены в ностальгических картинах, посвященных размышлениям о давно минувших временах.
Теги: евгения дорофеева, народный костюм, российская империя, сарафан, национальный костюм
Опубликовано в истории | 5 комментариев »
История абхазского мужского платья
О том, как менялся абхазский мужской костюм, какое значение он имеет в жизни абхазов, как он завоевал мировую популярность и какое будущее у черкеска, читайте в этом материале Sputnik.
Сария Кварацхелия, Спутник Абхазия | 05.03.2019
«Анна шла с опущенной головой и играла кисточкой капюшона. Ее лицо сияло ярким блеском, но этот блеск был несчастным…», — так начинается девятая глава одного из самых известных романов Льва Толстого «Анна Каренина».
Во второй половине XIX века кавказский национальный костюм постепенно вошел в российскую моду сначала в виде отдельных элементов, таких как капюшон, а затем и целиком. Императорская армия и члены царской семьи одеваются в черкеску. Чуть позже в столице европейской моды Париже появляются дома «кавказского происхождения», которые в начале 20-х годов прошлого века ввели в моду кавказские мотивы. Черкеска быстро завоевала популярность; в него стали одеваться представители европейской аристократии; он также присутствовал в коллекциях модных домов. Но обо всем по порядку.
Черкесские корни
Абхазский язык удивительным образом отражает разнообразие и богатство национального мужского костюма. У каждого предмета одежды есть свой термин.
Мужской костюм состоял из: туники, известной как «черкесска», но по-абхазски ак W ‘ымж W y ; рубашка ak’aba ; брюки аджик в а [или айк в а — доп. переводчика]; шерстяная куртка ag w абанак j ; тяжелый фетровый плащ awap’a ; головной убор в составе: башлык акстарпа ; фетровая шляпа awapts w a xylpa ; меховая шапка axylparch . На ногах носили: сыромятные сандалии аж ш тс ш эймаа , надеваемые на босую ногу[; гетры облегающие из мягкой кожи аймсы — доп. переводчика].
«Черкеска — русское название верхнего предмета мужского костюма — кафтан, который был распространен у многих кавказских народов», — так Большая советская энциклопедия определяет мужской национальный костюм многих кавказских народов.
Черкесса, или по-абхазски ак w ’ымж w y — традиционный мужской костюм абхазов.
По мнению этнолога Елены Малии, национальный костюм является богатым источником, характеризующим творчество народа, его искусство, вкусы и эстетические потребности. Абхазский мужской костюм в первую очередь связан с военными традициями и верховой ездой.
В начале прошлого века в Абхазии основная масса крестьян была одета в домотканую одежду из грубого сукна или льна. Форма ак ш ’ымж Ш у остались практически без изменений, плотно облегающие фигуру, туго стянутые поясом, с длинными рукавами.
«Эта форма была продиктована коллективом и передавалась по традиции от дедов к отцам и от отцов к детям. Она ценилась, была близка каждому сердцу и была предметом особой национальной гордости. Еще совсем недавно она вошло в обязательный застольный этикет пить тост за сыновей, одетых в «абхазскую черкеску и абхазскую шапку».
Любое нецензурное замечание по поводу их костюма абхазы считали личным оскорблением. Отрезать человеку нижнюю часть черкески было равносильно месть и снятие всякого позора», — пишет Елена Малия.Нижние части черкески сходились на талии и застегивались на пуговицы и застежки. У черкески был небольшой разрез. По бокам груди имелись патронные карманы с патронами. Раньше в патронах хранили порох, но позже они потеряли свое назначение и стали использоваться в качестве украшения.
«Карманы-патроны появились в черкеске несколько поздно. Все преобразования, происходившие с этим костюмом, носили очень практический характер. Карманы-патроны появились в верхней части, потому что это было удобно и продиктовано временем — время требовало развитие видов вооружения», — пояснила министр культуры и охраны историко-культурного наследия Абхазии Эльвира Арсалия. «Затем, в какое-то время, в 30-40-х годах прошлого века, патроны-карманы остались на прежнем месте, но уже утратили свою утилитарную функцию» 9.
Женский труд
Абхазские женщины, славившиеся искусным рукоделием, сами занимались заготовкой, обработкой, выделкой сырья для одежды. Искусство ткачества в Абхазии восходит к древнейшему периоду. Умение шить ак ш ’ымж ж у — с высоко ценилось у абхазов, даже в отношении выбора невесты — сторона жениха интересовалась, умеет ли девушка шить, кроить и вышивать.
© tppra.org
«У абхазов есть выражение: «Она была настолько искусна, что могла нарисовать птицу и, даже не снимая мерки с человека, сшить черкеску». Ну, это мастерство, традиции, которые передавались из поколения в поколение к поколению», — пояснила Эльвира Арсалия.
Одежда абхазской женщины шилась из ткани, которую они сами ткали на специальных станках. Как отметил министр культуры, ткань была на вес золота. И поэтому мастерицам приходилось шить костюмы так, чтобы не пролилось ни одной мелочи.
«И это был очень рациональный крой одежды, который собрал архитектуру костюма в соответствующую форму», — добавила она.
Цвет тоже имел большое значение. По словам Арсалия, существует понятие абхазского спектра — цветов, которые использовались в абхазских костюмах. Как правило, это были: серый, коричневый, глубокий бордовый, белый, черный. Другие цвета появились в прошлом веке.
Мода на черкеске
Конец XIX -го -го и начало XX -го
«Были ингушские, абхазские и чеченские полки, участвовавшие в Первой мировой войне. И, конечно же, именно с лошадью, оружием и национальным костюмом, в котором люди шли на войну. Черкеска как максимально Удобная форма платья заслуживала большого внимания. До Первой мировой войны в царской армии черкески не носили. В это время портные императорского двора разработали особую форму черкески, которая была приспособлена для военных нужд», — пояснил Эльвира Арсалия.
Даже члены царской семьи, не исключая императора Николая II, одевались в черкеску. Есть даже портрет Николая II на вороном коне в красной черкеске. Именно в черкеске всероссийский император встретил роковую минуту своей жизни.
Кавказский мужской костюм, принадлежавший последнему русскому царю, сегодня экспонируется в музее-заповеднике Царское Село.
После революции 1917 года многие представители как Кавказа, так и России эмигрировали во Францию. Там благодаря им черкеска оказала большое влияние на моду.
«Существовала определенная эстетика в отношении ношения черкески. В то время в Париже успешно работали несколько кавказских домов, которые шили одежду на кавказский манер. Они имели большой успех за 10-15 лет своего существования. Создатели из этих домов были с Кавказа», — рассказала Эльвира Арсалия, рассказывая эту интересную историю.
Не только ак ш ’ымж Ш у , но и другие элементы мужского костюма получили широкое распространение в России и Европе. Этот факт нашел отражение в русской литературе. Так эпизоды с башлыками можно найти в «Анне Карениной» Льва Толстого и в стихах Марины Цветаевой.
«Башлык, который она накинула на плечи:
Смешно кататься в башлыке!
Она смеется – неужели на катке
происходят роковые встречи?»
«Этот элемент сам по себе привлекал внимание и многих путешественников по Кавказу. Французы и итальянцы отмечали абсолютную универсальность этого элемента одежды, в котором можно было собирать виноград, носить ребенка, и, подпоясываться, взбираться на гору, перевязывать раненого… Для ношения башлыка есть особые правила: для торжественных случаев, для траура и т. д.», — пояснил министр культуры Абхазии 9.