Мина, Менес, Аха
Менес (Menes), согласно греческим источникам, фараон, объединивший Египет и основавший I династию в 3200 году до н.э. Возможно, Менес и Нармер — одно и то же лицо.
Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.
Аха, фараон Египта древнего 1-й династии, правивший в XXX в. до Р. Х.
Позднейшие источники знают Аху под именем Мина и связывают с его царствованием объединение страны — завоевание Верхним Египтом Нижнего. Но объединение это, несомненно, произошло несколькими поколениями раньше. Зато справедливо другое деяние, традиционно приписываемое Ахе — основание первой общеегипетской столицы города Мемфиса. (Предшественники Ахи имели свою резиденцию в Тине). По свидетельству Геродота, этот царь с помощью дамбы изменил течение Нила, старое русло он осушил и на этой земле построил новый город. Это событие и стало восприниматься потомками как начало правления 1-й династии.
Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., «Вече». 2001, с. 58.
Мена, Менес (греч. Mnnos), — согласно спискам древнеегипетских царей и сообщениям Геродота и Манефона, первый царь I династии в Египте. Мене приписывается объединение Верхнего и Нижнего Египта и сооружение крепости «Белые стены», ставшей центром царской резиденции времени Древнего царства (греческий Мемфис). В памятниках I династии Мена под своим личным именем не упомянут. Полагают, что он тождествен с царем Нармером или, скорее всего, с его сыном и преемником, тронное имя которого было Хор-Axa (Хор-Боец).
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966.
Мина, Менес — согласно Менефону*, первый фараон Египта, считается родоначальником I династии египетских фараонов. Происходил из города Тинис и сначала управлял Верхним Египтом.
Около 3000 г. до н.э. Мина задался целью объединить страну по берегам Нила под своей властью и начал войну с правителем Нижнего Египта. Неизвестно, сколько лет длилась эта война и с какими трудностями в ходе ее пришлось столкнуться Мине, но несомненно то, что он оказался более талантливым и энергичным полководцем, чем его противник. Ему удалось завоевать Дельту и объединить два египетских царства.
Став правителем единого Египта, Мина принял тронное имя Гор-Аха («Гор Боец»). Он решил перенести свою резиденцию из Тиниса ближе к Дельте. Вскоре им было выбрано и подходящее место для строительства нового города. Фараон распорядился перегородить русло Нила гигантской плотиной.
Нильские воды были отведены в другое русло, старое же — засыпано землей. На освобожденном от воды месте начались строительные работы. Сначала возвели храм бога Птаха, который первое время служил крепостью. Впоследствии около этого храма появились другие святилища, дворец фараона и жилые кварталы. Так была заложена столица Египта, которая вошла в историю под названием Мемфис, но при Мине и его ближайших преемниках город назывался Меннофер («Хорошее место»).
Менефон указывает, что Мина правил в течение 62 лет. Кроме войны за объединение Египта он воевал с Нубией, границы которой в те времена доходили до первого нильского порога. В конце своего правления он совершил успешный поход в Ливию.
Предание приписывает Мине введение законодательства в объединенном Египте. Однако введенные им законы изменили жизнь египтян к худшему. Ярким подтверждением этому является иероглифическая надпись на стеле, написанная неким Тнефахтом, который проклинал Мину за изменение простых нравов древних египтян.
По одной из легенд, Мина погиб от зубов крокодила, когда кормил его мясом. Он был погребен в Нижнем Египте, недалеко от его родного города Тинис в большой кирпичной гробнице.
Примечания:
* Менефон (IV-III вв. до н.э.) — египетский жрец, написавший на греческом языке «Историю Египта».
Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005, с. 3-4.
Далее читайте:
Египет, историческая справка с указателем имен фараонов.
Древний Египет (карта)
Древний Египет во II тыс. до н.э. (карта)
Династии древнего Египта
Литература:
Постовская Н. М., Египет при I династии в свете новых археологич. открытий, «ВДИ», 1948, No 4;
Emery W. В., Archaic Egypt, Balt., (1961).
Фараон – Библейский словарь Нюстрема
Эрик Нюстрем (протестант)
Библейский словарь Нюстрема
ФамнийФаран
Скачать
epub fb2 pdf
Фараон евр. паро. Фараон – название в Священном Писании почти всех египетских царей, следовательно, своего рода царский титул (Быт 40.1; Быт 41.1 и дал.). Обыкновенно упоминается только титул – фараон, царь египетский, без обозначения собственного имени. Например, 3Цар 3.1, 4Цар 17.7, 4Цар 18.1, но иногда присоединяется и последнее, например, «фараон Нехао, царь египетский» (4Цар 23.29), «фараон Вафрий, царь египетский» (Иер 44.30). Значение слова фараон весьма неясно. По словам Иосифа Флавия, оно означает царь, это значение найдено в коптском слове «пуро» или «фуро»; (срав. евр. слово фирах, т.е. князь). Другие относят его к слову Фра или Пра, т.е. солнце, встречаемому в иероглифах. Новейшие египтологи полагают, что это название произошло от слова «пер-аа», т.е. большой дом, обозначающего царскую власть, которое сравнивают с турецким выражением «Высокая Порта», высокие ворота. Много было положено труда, чтобы в длинных списках царей у Малето (См. «Египет») отыскать фараонов, упомянутых в Библии, но в большинстве случаев положительных результатов еще не достигнуто.
Следующие фараоны упоминаются в Библии:
1. Фараон во времена Авраама, который взял себе в жену Сарру, жену Авраама (Быт 12.15). Этого фараона относят к периоду до владычества Гиксов; предполагают, что это – Аментема или Салатис.
2. Фараон во время Иосифа (Быт 37.36, Быт.39–50, Деян 7.10,13), один из Гиксов. Некоторые полагают, что фараон, о котором говорится в Быт 37.36, есть отец того фарона, который возвысил Иосифа.
3. Фараон, который не знал Иосифа, притеснял израильтян и сделал их рабами, изнуряя работою над глиной и кирпичами (Исх 1.8 и дал.). Многие думают, что это был фараон Тотмес 3, который изгнал предыдущую династию Гиксов. Открыт рисунок на могиле той эпохи (около 1740 г. до Р.Хр.), на котором, как предполагают, изображено выделывание кирпичей израильтянами. См. «Кирпич». Более достоверно предположение, согласно которому притеснявший израильский народ фараон был тот же, при котором родился и вырос Моисей (Исх 2.1). Полагают, что это был Рамзес 2 Великий, называемый греками Сезострисом, который известен большими военными походами и великолепными постройками.
От его времени остались многочисленные художественные произведения. Он особенно заботился о школах и библиотеках, и соорудил большие постройки в дельте Нила и в древнем городе Танисе, для каковых пользовался трудом живших там израильтян.4. Фараон, который ожесточил свое сердце при предупреждениях Господа и после посылаемых Им через Моисея и Аарона казней. Этот фараон мучил народ Божий еще более тяжкими работами (Исх 2.23) и упорно отказывался отпустить израильтян из Египта, пока не наступила последняя казнь (когда Ангел Божий убил всех первенцев египетских) и фараон был вынужден отпустить Израиля. Но после этого он погнался за ними и потонул вместе со своим войском в Чермном море (Исх 5–14, Пс 135.15, Рим 9.17). Полагают, что это был Менефта или Мернефта.
5. Отец Бифьи, жены израильтянина Мереда (1Пар 4.18).
6. Фараон, современник Давида, который выдал за идумеянина Адера сестру своей жены (3Цар 11.18).
7. Тесть Соломона (3Цар 3.1), который покорил хананейскии город Газер и отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое (3Цар 9. 16).
8. Сусаким, победивший Ровоама (3Цар 11.40, 14.25). См. «Сусаким»
9. Зарай, который напал на Асу (2Пар 14.9). См. «Зарай», 3
10. Сигор, с которым желал заключить союз Осия (4Цар 17.4). См. «Сигор»
12. Фараон Нехао. См. «Нехао»
13. Фараон Вафрий (Иер 44.30), внук или второй наследник Нехао, названный греками Априсом (около 583–570 г. до Р.Хр.), по всей вероятности, тот фараон, который стремился помочь Езекии в войне с Навуходоносором, но ничего не мог сделать, чтобы воспрепятствовать разрушению Иерусалима (Иер 37.5, Иез 17.11). Он был свержен восставшими под предводительством Амазиса египтянами и задушен в Саисе (Ср. Иер 44.30).
ФамнийФаран
Краткая история египетских фараонов
Фараоны были древнеегипетскими правителями, которые были одновременно религиозными лидерами и главами государства. Их значение в Древнем Египте бесспорно первостепенно. Ранних египетских правителей называли царями, но со временем имя «фараон» стало широко использоваться. Фараон представляет собой среднего посредника между египтянами и богами. Они считаются божественными высшими существами.
На многих из этих изображений изображены либо статуи, либо посмертные маски древнеегипетских фараонов. Статуи в память об умершем фараоне. Посмертные маски были созданы для того, чтобы души могли узнавать свои тела и безопасно возвращаться в них в загробной жизни.
Архив Бриджмена богат египетскими изображениями. Изучите эти исключительные изображения некоторых из самых известных фараонов в истории Древнего Египта.
Хатшепсут
Хатшепсут была пятым фараоном восемнадцатой династии Египта. Хатшепсут была второй исторически подтвержденной женщиной-фараоном. Она вступила на престол в 1478 году до нашей эры. Эта маска представляет идеализированные формы лица Хатшепсут, идеальные черты с равной симметрией!
Царь Тутанхамон
Царь Тутанхамон был древнеегипетским фараоном, правившим между 1334 и 1325 годами до нашей эры. Тутанхамон был последним из своей королевской семьи, правившим в конце 18-й династии.
Клеопатра VII
Клеопатра VII была царицей Птолемеевского царства Египта. Египетское царство Птолемеев было древним эллинистическим государством. Под руководством Клеопатры она предотвратила падение Египта перед Римской империей.
Аменхотеп III
Аменхотеп III был девятым фараоном Восемнадцатой династии. Он правил Египтом с июня 1386 по 1349 год до нашей эры. Он правил во время пика художественной и международной власти Египта.
Король Нармер
Король Нармер был древнеегипетским фараоном раннединастического периода. Ученые считают Нармера объединителем Египта и основателем Первой династии.
Рамсес III
Рамсес III был вторым фараоном Двадцатой династии в Древнем Египте. Рамсес III правил с 1186 по 1155 год до нашей эры и считается последним великим монархом Нового царства, имевшим власть над Египтом.
Тутмос I
Тутмос I был третьим фараоном восемнадцатой династии Египта. Тутмос I провел кампанию вглубь Леванта и Нубии, отодвинув границы Египта дальше, чем раньше.
Пепи I Мерире
Пепи I Мерире был древнеегипетским фараоном и третьим царем Шестой династии Египта. Он правил более сорока лет в 24-м и 23-м веках до нашей эры, ближе к концу периода Старого царства.
Король Усеркаф
Усеркаф был фараоном Древнего Египта и основателем Пятой династии. Усеркаф правил в период Старого царства от семи до восьми лет в начале 25 века до нашей эры. Считается, что Усеркаф, возможно, был верховным жрецом Ра до восхождения на престол.
Джедефре
Джедефре был древнеегипетским фараоном, правителем 4-й династии во времена Древнего Царства. Джедефре был сыном и непосредственным наследником престола Хуфу, строителя Великой пирамиды в Гизе.
Царица Нефертити
Нефертити была королевой 18-й династии Древнего Египта и великой царственной женой фараона Эхнатона. Известно, что Нефертити и ее муж возглавили религиозную революцию, поскольку пара верила только в одного бога, Атона, солнечный диск. 9Подробнее о Древнем Египте и Долине царей Земли» и «Первосвященник каждого храма». Слово «фараон» является греческой формой египетского pero или per-a-a , которое обозначало царскую резиденцию и означает «Великий дом».
Название резиденции стало ассоциироваться с правителем и со временем стало использоваться исключительно для вождя народа. Ранние монархи Египта были известны не как фараоны, а как цари. Почетный титул «фараон» для правителя не появлялся до периода, известного как Новое царство (ок. 1570–1069 гг. до н. э.). К монархам династий до Нового Царства иностранные сановники и члены двора обращались «ваше величество», а иностранные правители — как «брат»; обе практики продолжались и после того, как царь Египта стал известен как фараон.
Удалить рекламу
Реклама
Королевская власть установлена
В 3150 г. до н.э. в Египте появилась Первая династия с объединением Верхнего и Нижнего Египта царем Менесом (ок. 3150 г. до н.э., ныне считается Нармером). Менес/Нармер изображен в надписях с двумя египетскими коронами, что означает объединение, и его правление считалось согласующимся с волей богов; но сама должность царя не ассоциировалась с божественным до более позднего времени.
Во времена Второй династии Египта (2890–2670 гг. до н. э.) царь Ранеб (также известный как Небра) связал свое имя с божественным, а свое правление — с волей богов. Вслед за Ранебом правители более поздних династий приравнивались к богам и с обязанностями и обязанностями, причитающимися этим богам. Главным среди них было поддержание маат — гармонии и баланса — которые были установлены богами и должны соблюдаться, чтобы люди могли жить наилучшей возможной жизнью.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Осирис считался первым «царем» Египта, и поэтому земные правители чтили его и устанавливали свою собственную власть, неся посох и цеп. Посох символизировал царствование (руководство людьми), а цеп ассоциировался с плодородием земли (обмолотом пшеницы). Посох и цеп были связаны с ранним могущественным богом по имени Анджети, который был поглощен Осирисом. После того, как Осирис стал по традиции первым царем, его сын Гор также стал ассоциироваться с правлением фараона.
Цилиндрические предметы, которые иногда можно увидеть в руках статуй египетских монархов, известны как Цилиндры Фараона и Жезлы Гора, и считается, что они использовались для концентрации духовной и интеллектуальной энергии — во многом так же, как сегодня кто-то может использовать Розарий. Бусины или Komboloi (бусинки для беспокойства).
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
фараон считался богом на земле, посредником между богами и людьми.
Как верховный правитель народа фараон считался богом на земле, посредником между богами и людьми. Когда фараон восходил на трон, он сразу же ассоциировался с Гором — богом, победившим силы хаоса и восстановившим порядок, — а когда он умирал, он ассоциировался с Осирисом, богом мертвых.
Таким образом, в роли «верховного жреца каждого храма» фараон должен был строить великие храмы и монументы, отмечая свои собственные достижения и отдавая дань уважения богам земли, которые дали ему власть править в этой жизни. и будет вести его в следующем.
Удалить рекламу
Реклама
Кроме того, фараон проводил религиозные церемонии, выбирал места для храмов и определял, какие работы будут выполняться (хотя он не мог выбирать жрецов и очень редко принимал участие в проектировании храма). Как «Владыка двух земель» фараон издавал законы, владел всей землей в Египте, собирал налоги и вел войны или защищал страну от агрессии.
Нармер побеждает своих врагов
Неизвестно (общественное достояние)
Правители Египта обычно были сыновьями или объявленными наследниками предыдущего фараона, рожденными от Великой жены (главной супруги фараона) или иногда от жены меньшего ранга, которую фараон благоволил. Вначале правители женились на женщинах-аристократках, чтобы установить легитимность своей династии, связав ее с высшими классами Мемфиса, который тогда был столицей Египта.
Эта практика, возможно, началась с Нармера, который сделал Мемфис своей столицей и женился на принцессе Нейтхотеп из старого города Накада, чтобы укрепить свое правление и связать свой новый город с Накадой и своим родным городом Тинис. Чтобы сохранить чистоту родословной, многие фараоны женились на своих сестрах или сводных сестрах, а фараон Эхнатон женился на собственных дочерях.
Удалить рекламу
Реклама
Фараон и Маат
У фараона была священная обязанность защищать границы земли, но также и нападать на соседние страны из-за природных ресурсов.
Главной обязанностью фараона было поддерживать маат по всей земле. Считалось, что богиня Маат (произносится как «май-эт» или «ми-эхт») обеспечивает гармонию через фараона, но индивидуальный правитель должен был правильно интерпретировать волю богини и затем действовать в соответствии с ней.
Соответственно, война была важным аспектом правления фараона, особенно когда она считалась необходимой для восстановления баланса и гармонии на земле. Примером этой концепции войны является «Поэма о Пентавре», написанная писцами Рамзеса II Великого (годы правления 1279–1213 гг. до н. э.) и рассказывающая о его победе над хеттами в битве при Кадеше в 1274 г. до н. э.
Хетты, по словам Рамсеса II, нарушили баланс Египта, и поэтому с ними нужно было поступить сурово. У фараона была священная обязанность защищать границы земли, но также и нападать на соседние страны из-за природных ресурсов, если считалось, что это отвечает интересам гармонии.
Удалить рекламу
Реклама
Фараоны и пирамиды
При 3-й династии царь Джосер (ок. 2670 г. до н.э.) обладал достаточным богатством, престижем и ресурсами, чтобы построить Ступенчатую пирамиду как свой вечный дом. Спроектированная визирем Имхотепом (ок. 2667–2600 гг. до н. э.), Ступенчатая пирамида была самым высоким сооружением своего времени и очень популярной туристической достопримечательностью как тогда, так и сегодня. Пирамида была спроектирована в первую очередь как место последнего упокоения Джосера, но великолепие окружающего комплекса и большая высота пирамиды предназначались не только для Джосера, но и для самого Египта и процветания земли под его правлением.
Другие цари 3-й династии, такие как Сехемхет и Хаба, построили пирамиды по проекту Имхотепа (Погребенная пирамида и Слоистая пирамида) и создали тип памятника, который стал синонимом Египта, хотя структура пирамиды использовалась многими другими культурами (особенно майя, вообще не имевшие связи с древним Египтом). Затем их примеру последовали монархи Старого Царства (ок. 2613–2181 гг. до н. э.), кульминацией которых стала Великая пирамида в Гизе, увековечившая Хуфу (годы правления 2589–2566 гг. до н. э.) и проявившая силу и божественное правление фараона в Египте.
Комплекс ступенчатых пирамид в Саккаре
Деннис Джарвис (CC BY-SA)
18-я династия и Египетская империя
С распадом Среднего царства в 1782 г. до н. э. Египтом стал править таинственный семитский народ, известный как гиксосы. Однако гиксосы подражали всем атрибутам египетских фараонов и сохраняли обычаи до тех пор, пока их царство не было свергнуто царской линией египетской 18-й династии, которая затем породила некоторых из самых известных фараонов, таких как Рамзес Великий. и Аменхотеп III (годы правления 1386–1353 до н. э.).
Это был период империи Египта, и престиж фараона никогда не был выше. Египет контролировал ресурсы регионов от Месопотамии вниз через Левант, через Ливию и далее на юг в нубийское королевство Куш. Когда Яхмос I (ок. 1570–1544 гг. до н. э.) изгнал гиксосов из Египта, он установил буферные зоны вокруг границ, чтобы никакие другие инвазивные народы не могли закрепиться внутри Египта. Эти зоны в конечном итоге были укреплены и управлялись египетскими администраторами, которые подчинялись фараону.
Эти фараоны были преимущественно мужчинами, но королева Хатшепсут (годы правления 1479–1458 до н. э.) из 18-й династии успешно правила как женщина-монарх более двадцати лет, и во время ее правления Египет процветал. Она восстановила торговлю с землей Пунт и поощряла торговые экспедиции в другие места, что вызвало экономический бум. Хатшепсут отвечала за большее количество проектов общественных работ, чем любой фараон, кроме Рамсеса II, и ее правление отмечено миром и изобилием по всей стране.
Когда Тутмос III (годы правления 1458-1425 гг. до н.э.) пришел к власти после нее, он приказал убрать ее изображения со всех ее храмов и памятников, чтобы, как считается, восстановить порядок на земле. Согласно традиции, женщина никогда не должна была носить титул фараона — это была честь, предназначенная для мужчин, в соответствии с Осирисом как первым царем Египта и его сестрой Исидой как его супругой, а не правящим монархом. Таким образом, считается, что Тутмос III опасался, что пример Хатшепсут может вдохновить других женщин «забыть свое место» в священном порядке и стремиться к власти, которую боги отвели мужчинам.
Закат фараона
Новое Царство было периодом величайшего успеха Египта на многих уровнях, но оно не могло продолжаться долго. Власть фараона начала снижаться после правления Рамсеса III (годы правления 1186–1155 до н. э.), во время которого вторглись народы моря. Цена победы Египта над народами моря, как финансовая, так и потеря жизней, была значительной, и экономика Египта начала приходить в упадок.
Первая забастовка рабочих в истории также произошла при Рамсесе III, что поставило под сомнение способность этого фараона поддерживать маат и то, насколько высшие классы на самом деле заботились о людях. Ряд других факторов также способствовал концу Нового царства, которое положило начало Третьему промежуточному периоду (ок. 1069 г.).-525 г. до н.э.), который завершился персидским вторжением.
Престиж фараона значительно упал после поражения египтян персами в битве при Пелусии в 525 г. до н. э. и, еще дальше, после завоеваний Александра Македонского. Ко времени правления последнего фараона, хорошо известной Клеопатры VII Филопатор (ок.