Феодосия! Богом Данная..
– один из самых древних городов Крыма, возраст которого насчитывается более 25 веков! Здесь сочетаются удивительные климатические условия, красота природы и богатое историческое прошлое.
Это настоящий музей под открытым небом, насчитывающий более 160 памятников истории и архитектуры, культуры и искусства.
Феодосия — одно из самых романтических мест в Крыму.
Здесь, вглядываясь на закате в бесконечную морскую даль, можно увидеть алые паруса своей мечты и прикоснуться к вечности, гуляя по старинным улочкам.
Если помните, у меня на протяжении многих лет зимние туры проходили через Феодосию, подробнее смотрите здесь.
Помните этот чудный город?
Как мы гуляли по историческим местам, по набережной, как выходили к морю и кормили с рук множество птиц, среди них были белые и черные лебеди, утки, гуси, чайки, и множество других.
Все они с удовольствием подходят к человеку, совсем не боятся.
Ну и конечно же посещение уютного арт-кафе «Антресоль», кафе наших друзей Володи и Ирины, о которых мы уже писали на сайте, подробнеесмотрите здесь.
«Антресоль» отличается стильным интерьером, какого пожалуй нет ни в одном заведении Феодосии: с живописью, с музыкальными инструментами, а в окне синеет полоска моря…
Вечером звучит фортепиано или гитара, всегда оригинальное музыкальное оформление.
На сегодняшний день — Феодосия активно развивающийся курорт.
В городе активно проодятся фестивали и выставки, да и вне фестивальных дней есть много интересных мест для культурного отдыха.
— улица Галерейная, 12 — Национальная картинная галерея имени Айвазовского, где представлено творчество выдающегося «певца моря», шедевры мировой маринистической живописи, редкие документы и фотографии, мемориальные вещи.
— пр. Айвазовского, 11 – Феодосийский музей Древностей – познакомит с прошлым Крыма, с наиболее яркими моментами истории Феодосии-Каффы-Кефе, с особенностями культур народов полуострова.
— улица Галерейная, 10 — Литературно-мемориальный музей А.С.Грина, где воплощен дух романтического творчества писателя.
— Старый город – это духовное сердце Феодосии, место ее основания, место мистическое, до сих пор скрывающее от мира многие свои тайны.
Античный мир, начало нашей эры, раннее и позднее средневековье, современность – все смешалось в этом городе. Историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость» — расположен на Карантинном холме на южной окраине города, четыре средневековых храма – три православных и один армянский, мечеть Муфти-Джами, сохранились остатки цитадели с двумя башнями, сохранилась Доковая башня возле моря и часть внешней оборонительной стены и часть сухого рва, по проспекту Айвазовского обязательно нужно посмотреть Дачу Стамболи – здание в мавританском стиле и дачу Милос – великолепный особняк в стиле классической греческой архитектуры.
Также можно съездить в Коктебель или посетить Карадагский природный заповедник, которые расположены совсем рядом.
Но это уже отдельная история, с которой мы обязательно вас познакомим в ближайшее время.
Следите за новостями на сайте, приезжайте в Крым и не переставайте удивляться этому удивительной земле, таящей в себе столько интересного и прекрасного.
Феодосия. «Богом данная» — Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни» — ЖЖ
Владимир Дергачев
Константин Богаевский Каффа (Старая Феодосия). 1927. Третьяковская галерея, Москва
Феодосия («Богом данная») — единственный крымский город, сохранивший название с античной эпохи, расположен в юго-восточном Крыму на побережье Феодосийского залива Черного моря. В 1954 году Феодосия в составе Крымской области была передана Украинской ССР и с 1992 года входила в независимую Украину, а в 2014 году присоединена к России.
С юго-запада город прикрывают отроги невысокого хребта Тепе-Оба (до 300 метров), заканчивающегося в сторону моря мысом Святого Ильи. На северо-западе города расположена гора Лысая (Паша-Тепе, «голова Паши»), покрытая соснами. Седловина между Тепе-Оба и Лысой представляет собой узкий коридор, позволяющий усиливаться западным ветрам. Климат приближен к средиземноморскому, средняя годовая температура положительная. Зима очень мягкая, а лето жаркое и засушливое.
***
Город был основан греческими колонистами из Милета в 6 веке до н.э. на месте уже существовавшего поселения и с 355 года до н. э. входил в состав Боспорского царства. В 3 веке захватившие город аланы назвали его Ардабда («город семи богов»). Затем город разрушили гунны. С 5 века Феодосия перешла под контроль Византийской империи, её несколько раз разоряли хазары. В 13 веке небольшое поселение попало под власть Золотой Орды, но было выкуплено генуэзскими купцами. Торговая колония Кафа стала центром всех генуэзских владений в Северном Причерноморье. В населении средневекового города преобладали греки, армяне, караимы, евреи и болгары. В 1475 году город заняли турки, переименовали в Кефе, и разместили здесь резиденцию султанского наместника в Крыму. В 1783-м город вместе с Крымом вошел в состав Российской империи.
Сегодня в городской округ Феодосия (101 тыс. жителей) входит так же 18 населённых пунктов. В их числе поселки городского типа Приморский (12,6 тыс. жителей), Коктебель (2,8 тыс.), Орджоникидзе (2,6 тыс.), Щебетовка (3,4 тыс.), Курортное с Карадагской биологической станцией, село Краснокаменка. У Феодосии — свыше двадцати городов-побратимов в России, Украине, Греции, Италии, Польше, Армении и Израиле.
Средневековая крепость, расположенная амфитеатром у Феодосийского залива с цитаделью на Карантинном холме, была возведена Генуэзской республикой в 14 веке для обороны крупнейшего владения в Крыму.
По теме: Генуэзская «империя»
Историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость Кафа».
http://www.nice-places.com/photos/albums/Koktebel/Koktebel_110.jpg
В цитадели размещались консульский дворец, казначейство, резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для объявления консульских постановлений, конторы для проверки весов, склады и магазины особенно ценных товаров (драгоценных камней, мехов и шелка). До настоящего времени сохранилась южная стена цитадели с двумя башнями (см. на фотографии) и несколько других башен в разных частях крепости.
***
При генуэзцах произошло знакомство татаро-монголов с «цивилизованной» Европой. Российский историк Лев Гумилев приводит эту встречу как средневековый пример отрицательной комплиментарности к зарождающемуся капитализму. Крымские генуэзцы считали главной целью в жизни — выгоду, а монголы рассматривались как объект для коммерческих операций. Эта раннекапиталистическая этика была чужда русским, татарам и византийским грекам. Когда в причерноморских степях случился массовый падеж скота, вызвавший голод, этим воспользовались генуэзцы, по дешевке скупавшие у татар детей для работорговли. Узнав об этом, золотоордынский хан Джанибек возмутился. Хану было непонятно, как можно использовать беду соседа для обогащения, по татарским понятиям это было аморальным. Войска хана осадили неприступную генуэзскую крепость Кафу. Джанибек приказал забросить катапультой в крепость труп умершего от чумы человека. В Кафе началась эпидемия. Генуэзцы оставили крепость и отплыли в Италию. По дороге остановились в Константинополе и чума начала «гулять» над Босфором, а затем по всей Европе[1].
Позднесредневековые генуэзцы и венецианцы и сегодня у восточных народов рассматриваются как пираты, тогда как в «правильной» Европе это время характеризуется как эпоха духа приключений.
Подробно:
Путешествие в Европу в поисках европейских ценностей
Кафа стала у генуэзцев процветающим на работорговле торговым портовым городом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. Население города превышало 70 тыс. человек. В городе действовал филиал одного из первых в мире банков (Святого Георгия, Генуя), имелся монетный двор, где чеканились монеты. Генуэзцы поддерживали союзнические отношения с золотоордынскими ханами.
В 1475 году Кафа вместе с другими генуэзскими владениями была завоевана османами, и город стал одним из главных турецких портов на Чёрном море. В Османской империи Кафу часто называли Кючюк-Истанбул (Маленький Стамбул). Здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок, где ежегодно продавались тысячи невольников, захваченных крымскими татарами во время набегов на польские и русские города и селения.
В 16 веке город (по-турецки, Кефе) делился на внутреннюю крепость, наружную крепость и пригород. Во внутренней крепости располагалась османская администрация города. Во внешней крепости жили ремесленники, торговцы, музыканты и люди других профессий, а за пределами крепости в пригороде размещался простой народ. Христианам и иудеям не разрешалось жить во внутренней крепости. В свою очередь, мусульманское население делилось на плативших в казну налоги и освобождённых от них чиновников, военных, учителей, ученых, а также нищих.
В 1616 году казаки Войска Запорожского под руководством гетмана Петра Сагайдачного штурмом взяли турецкую крепость Кефе, разгромили 14-тысячный турецкий гарнизон и освободили пленных.
В 1771 году русские войска взяли Кефе приступом, а по Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 года весь Крым отошёл к России. В 1787 году Крым, включая Кафу, посетила императрица Екатерина II. Город находился в упадке, развалины местной крепости произвели на императрицу глубокое впечатление.
С 1796 года Кафа входит в Новороссийскую губернию и получает в 1798 году на 30 лет режим порто-франко. В 1802 году сюда переведены уездные учреждения, и сам город выделен в особое градоначальство и в 1804 году получает своё древнее название Феодосия.
Во время организованного в 1778 году российским правительством переселения христианского населения Крыма в Приазовье, Кафу покинули 5511 армян и 1648 греков. В 19 веке население Феодосии увеличилось с 3,7 тыс. (1829) до 27 тыс. человек (1897), в том числе русских было 16 тыс., татар — 3,2 тыс., евреев — 3 тыс., караимов — 1,7 тыс. и армян — 1,5 тыс. человек.
После гражданской войны население сократилось с 35 тыс. до 23 тыс. и выросло к 1939 до 45 тыс. человек. Только к 1959 году Феодосия восстановила довоенную численность населения и достигла максимума к 1992 году (86 тыс.), но к 2016 году население вновь сократилось до 68,6 тыс. жителей. Это немного меньше чем в средневековой генуэзской Кафе.
***
Вблизи город нет крупных рек, поэтому для Феодосии всегда острой была проблема обеспечение питьевой водой. Строились водопроводы из ближайших горных источников к городским водоразборным фонтанами, где вода в конце 19 века продавалась по цене 0,5 копеек за ведро.
Особую роль в обеспечении водой сыграли Субашские источники, являющиеся началом реки Субаш, впадающей в залив Сиваш Азовского моря. В прошлом они были частью помещичьего имения семьи Айвазовских Шах-Мамай. Субашский водопровод и фонтан были сооружены по проекту и на средства художника Ивана Айвазовского в 1888 году. Водой из субашского источника Феодосия обеспечивалась до пуска Северо-Крымского канала в 1970 году. В 2004 году в городе был установлен фонтан-памятник «Доброму гению» в память о выдающемся художнике Иване Айвазовском, много сделавшего для родного города.
По проекту и на средства знаменитого гражданина на горе Митридат был сооружен музей древностей, разрушенный во время войны. Здание являлось своего рода доминантой застройки старой Феодосии. Его фронтон, опиравшийся на шесть мраморных дорических колонн, был великолепно виден с городских площадей и улиц.
В 1892 году в Феодосию проведена железнодорожная ветка из Джанкоя, а в 1899 году из Севастополя — коммерческий порт. Это способствовало промышленному развитию и росту города. Относительно глубоководный у побережья Феодосийский залив позволяет местному порту принимать сухогрузы и танкеры большого водоизмещения.
***
Во время революции и Гражданской войны Феодосия испытала голод, безработицу, репрессии, частую смену власти. Несмотря на смутные времена, в городе возникает литературно-артистический кружок (ФЛАК). В его кафе выступали Велошин, Эдинбург, Мандельштам, поэтесса Мария Кювилье (Майя Кудашева), будущая жена французского писателя Ромена Роллана. Писатель Эмиль Миндлин вспоминал: «Бывали в кафе…какие-то странные девушки, похожие на блудливых монашек. Странные эти девушки сходили с ума от стихов, были очень религиозны, много говорили о христианстве, вели себя, как язычницы, читали блаженного Августина, часто покушались на самоубийство и охотно позволяли спасать себя».
Окончательно советская власть в Феодосии установилась в ноябре 1920 года. Началось восстановление Феодосийского порта, через который во время разразившегося голода в Советскую Россию поступали зерно и продовольственные товары из-за границы. В течение только одного года портовые грузчики разгрузили 5,9 млн. пудов продовольствия. За этот трудовой подвиг в 1923 году Феодосийский порт был награждён орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. В годы первых пятилеток Феодосия развивалась в первую очередь как промышленный центр.
В ноябре 1941 года Феодосию в первый раз заняли немецкие войска. Красная Армия осуществила крупную Керченскую десантную операцию, проходившую с 26 декабря 1941 года по 20 мая 1942 года. В порту Феодосии был высажен крупный десант и на три недели город вновь стал советским. 18 января 1942 город во второй раз занят немецкими войсками. Несмотря на первоначальный успех, десантная операция закончилась крупной неудачей. На Керченском полуострове были окружены и разбиты три советских армии. Общие потери составили более 300 тыс. человек, не включая около 170 тысяч пленных. Поражение десанта тяжело отразилось на судьбе осажденного Севастополя.
Во время оккупации было расстреляно более 8 тыс. жителей города, в том числе все евреи (3, 2 тыс. человек). Окончательно Феодосия была освобождена 13 апреля 1944 года. Война нанесла огромный ущерб городу, сохранилось не так много старинных зданий.
После войны город награждён орденом Отечественной войны I степени. В 2015 году за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Феодосии было присвоено почётное звание — Город воинской славы.
В послевоенные годы восстановлены промышленные предприятия, включая табачную фабрику и нефтяной терминал. Строятся судостроительный завод «Море» и КТБ «Судокомпозит», судоремонтный, приборостроительный, механический и оптический заводы, «Феодосийский завод коньяков и вин». В городе и окрестностях создается мощный военно-промышленный комплекс, в котором трудилось 57% трудоспособного населения. В Феодосии — 13 находился один из центральных ядерных арсеналов СССР, в том числе Черноморского флота. Через Феодосийский морской порт производилась отправка ядерных боеголовок на Кубу во время Карибского кризиса. Вблизи города проходили подготовку космонавты первого отряда.
К востоку от Феодосии расположен Испытательный авиационный полигон «Чауда», который в 1961, 1962, 1964 годах посещал Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Королев. На полигоне проходили подготовку к полетам Юрий Гагарин, Герман Титов и многие другие космонавты.
В начале 1970-х годов город получил статус курорта.
До распада Советского Союза Феодосия была центром наукоёмкого машиностроения, здесь располагались научно-исследовательские институты кораблестроительного, военно-морского, военно-воздушного, геологоразведочного, приборостроительного, гидроакустического, эколого-биологического профилей. В 90-е годы Феодосия во многом утратила свой научный потенциал.
В городе и окрестностях проводятся соревнования по автоспорту и воздухоплаванию. Соревнования по дельтапланеризму и парапланеризму проходят на горе Клементьева между Феодосией и Коктебелем.
Феодосия с высоты птичьего полета
http://boombob.ru/img/picture/Oct/16/a31a19195df96c6c503973c074259776/6. jpg
Курортный поселок Орджоникидзе входит в Феодосийский городской округ
http://jalita.com/guidebook/feodosia/images/ordjo_lg.jpg
[1] Лев Гумилев От Руси к России. — М.: Экопрос, 1992.
Метки: Киммерия, Крым, Россия, Феодосия
Феодосий I | Христианская история
«Он… заслужил титул «Великий» из-за своего набожного христианства».
—Майкл Грант
В списках римских императоров Феодосий далеко не самый заметный. Один историк отметил, что этот сын императора, убитого за государственную измену, «сбивающим с толку колебался между противоположностями — лихорадочной активностью и праздной медлительностью, простой солдатской жизнью и великолепием двора». Но этот малоизвестный император навсегда изменил ход христианской истории не в одну сторону, а в две. Он использовал свою власть, чтобы официально навязать ортодоксальное христианство, но в итоге поставил свою власть под власть церкви, установив стандарт более чем на тысячелетие.
Хронология | |
313 | «Миланский эдикт» |
323 | Евсевий завершает Церковная история |
325 | Первый Никейский собор г. |
347 | Феодосий I родился в г. |
395 | Феодосий I умирает г. |
405 | Джером завершает Вульгату |
Военный
Белокурый, элегантный Феодосий начал свою имперскую карьеру в обычной манере. Он родился на северо-западе Испании в семье талантливого военачальника. Феодосий усвоил свои военные уроки, проводя кампании со штабом своего отца в Британии и других странах.
Став императором на Востоке (379 г.), он продолжал сражаться с германскими племенами на севере, но в конце концов выработал с ними уникальную договоренность: в обмен на землю и провизию их солдаты, когда это было необходимо, служили под римскими знаменами. Для того времени это была новаторская идея, от которой будущие императоры все больше и больше зависели.
Однако, чтобы заплатить за эту расширенную армию, Феодосий жестоко поднял налоги. «Никто не должен владеть имуществом, освобожденным от налогов», — постановил он. Городских магистратов, которые отвечали за сбор налогов, пороли, если они не собирали налоги эффективно.
Однако его внимание привлекли не только уклоняющиеся от уплаты налогов, но и еретики и язычники.
Император для Христа
В начале своего царствования, во время тяжелой болезни, Феодосий принял христианское крещение.
Одержав эту победу, Феодосий попытался протаранить свой выбор патриарха Константинополя, но епископы взбунтовались и потребовали назначить епископа из составленного ими короткого списка. Это был первый из многих случаев в царствование Феодосия, когда церковь взяла над ним верх.
Самый известный пример произошел в 387 г.: когда город Фессалоника взбунтовался из-за того, что любимый возничий был заключен в тюрьму (за гомосексуальность), Феодосий приказал отомстить: были объявлены гонки на колесницах, горожане собрались на арене, ворота были заперты, а солдаты выставлены.
на толпу. К концу дня погибло 7000 человек.Амвросий, епископ Милана, духовный и политический советник Феодосия, пришел в ярость. Он отказывался причащать Феодосия до тех пор, пока император не совершит публичной епитимьи: он должен снять с себя царские одежды, облачиться в саван и публично молить Божию о милости.
Когда Феодосий согласился, это ознаменовало новую главу в истории церкви и государства. Впервые светский правитель подчинился церкви. Менее века назад императоры пытались уничтожить церковь.
Токарные столы
Феодосий, со своей стороны, пытался изменить это наследие, преследуя еретиков и язычников. Ариане и манихеи (дуалисты) были осуждены и изгнаны в подполье. Одним указом запрещалось публичное обсуждение любых религиозных вопросов! Наконец, в 391 г. языческие капища были закрыты, а языческие богослужения запрещены. Более поздние римские историки, такие как Зосима, рассматривали эту христианизацию империи как причину падения Рима (обвинение, которое Августин опроверг в своем «О граде Бога»).
Феодосий закончил свое правление, победив политических врагов на Западе, так что к концу 394 г. он остался один как император еще раз объединенной империи. Однако момент был коротким, так как Феодосий умер в течение пяти месяцев.
Хронология — Феодосий издал указ
- Дэн Грейвс, MSL
- 2010 3 мая
В истории церкви было много поворотных моментов. Один из многих значимость малоизвестна большинству христиан.
После обращения Константин узаконил христианство. Скоро после этого христиане в Римской империи разделились между арианством (который отрицает божественность Христа) и тринитаризм (который видит Бога как три лица в одном существе). состоялся первый вселенский церковный собор в Никее в 325 г. сопротивлялся арианству; все, кроме трех его епископов, проголосовали тринитарного вероучения.*
Вскоре после вступления на императорский престол Феодосий положил конец Арианский спор простым способом издания указа. В этот день 27 февраля 380 г. (некоторые историки говорят 381) этот указ повелевал всем быть христианами, но не всем типа христианин. Христианин-католик, говорилось в нем, это тот, кто придерживается этого Отец, Сын и Святой Дух — одно Божество и равны в величии. Это, конечно, была позиция Никейского символа веры. Феодосия решение было результатом его воспитания: он воспитывался в христианской домой, возможно, первый император, удостоившийся этого отличия. (Его поведение однако не всегда был христианином, так как преднамеренная резня тысяч мирных жителей в Фессалониках показали в 39 г.0).
На следующий год Феодосий издал еще один указ специально требующих поклонения единому Богу согласно Никейскому символу веры. Феодосий низложил Константинопольского Демофила, арианского епископа, и заменил его тринитарием.
Эти законы (Кодексы Феодосия 16.1.2 и 16.5.6) имеют значение для много причин. Они знаменуют собой первый случай, когда юридический кодекс принуждает людей стать христианами. Они сделали православное католическое христианство официальным догматы церкви и подавил арианские фракции. Законы установил образец, который станет более выраженным по мере того, как Феодосий царствование прогрессировало в использовании государственного аппарата для подавления разнообразие религиозных взглядов. Церковь может только сожалеть о том, что раньше все было сделано, люди, называющие себя христианами, преследовали язычников, Ариане, манихеи и евреи. Многие преследователи не удержались называть христианином из ревности о Христе, а потому, что это было политически правильный.
*Хотя троицу трудно понять, основа учение неоднократно встречается в Священных Писаниях, и некоторые утверждают, что оно имеет больше смысла сейчас, чем когда он был впервые принятh, потому что теперь у нас есть математики, которые описывают многомерность. Если Бог бесконечен, как Христиане учат, что он должен обитать в измерениях за пределами пространства-времени, которое мы знать. Троица соответствует этому.