Музей фресок Дионисия. Ферапонтов монастырь
Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства.
Рабочее время:
в период с 1 мая по 30 сентября с 09.00 до 18.00 (кассы до 17.30) без выходных;
в период с 1 октября по 30 апреля с 09.00 до 18.00 (кассы до 17.30) выходной − понедельник.
Историческая справка:
Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV−XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.
История Ферапонтова Белозерского Рождества Богородицы мужского монастыря, основанного в конце XIV века, тесно связана с историческими событиями XV – XVII веков: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.
Во второй половине XV − начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.
Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV − XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки − каменное сушило, гостевая палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.
После разрушения нацистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались единственным полностью уцелевшим фресковым ансамблем Древней Руси московской школы стенописи.
Состояние объекта на сегодняшний день:
В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фрески Дионисия
Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера. Чудом сохранившаяся стенопись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490 г.) была неизвестна до 1898 года. Дионисий расписал собор в 1502 году вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием за 34 дня.
Ферапонтовские росписи не являются классической фреской, они выполнены в технике многослойной живописи. Площадь стенописи собора составляет около 600 кв. м. Росписи собора Рождества Богородицы, насчитывающие более 300 сюжетов и изображений отдельных персонажей, занимают все поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов. Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям собора, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи.
Фрески Ферапонтова монастыря объединены общей темой прославления Девы Марии во главе с акафистом Пресвятой Богородице. Это живописное воплощение поэтических гимнов, написанных византийским поэтом Романом Сладкопевцем в VI веке. Стремление восславить подобным образом Богоматерь привнесено было в творчество Дионисия православной традицией. Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен сюжет – «Рождество Богородицы». Тема прославления Богородицы не случайно выбрана как основа системы росписей. В конце XV века Богоматерь стала рассматриваться как покровительница Русской земли.
Реставрацией Ферапонтова монастыря была развенчана легенда о том, что Дионисий использовал в росписи собора местные гальки, которыми были усеяны берега местных озер. Микрохимический анализ минерального сырья подлинной живописи показал, что Дионисий, как и все другие художники, писал привозными красками (вероятно, итальянскими и немецкими), закупавшимися оптом на торговых площадках Ростова или Москвы.
Дионисий использовал как искусственные, так и натуральные пигменты: малахит, познякит, атакамит, псевдомалахит. Такого количества зеленых медных пигментов не содержат росписи ни одного из исследованных памятников западноевропейской живописи. Нет подобного разнообразия и в древнерусской иконописи, что является индивидуальным почерком мастера.
Контакты
Телефон: (81757) 4-92-61, 4-93-86
Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8
|
Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий. Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов. Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924. В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ансамбль Ферапонтова монастыряКомплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства. Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.
|
|
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Выдающаяся мировая ценность
Краткое обобщение
Ансамбль Ферапонтова монастыря расположен в Вологодской области, в северо-западной части Российской Федерации на небольшой возвышенности, между Бородаевским и Паским озер, в 120 км к северо-западу от г. Вологды.
Монастырь был основан московским монахом Феррапонтом в 1398 году. Ансамбль монастыря сложился в 15-17 веках. Ядром ансамбля является собор Рождества Богородицы (149 г.0), что особенно примечательно среди шести сохранившихся построек монастыря. Остальные — Благовещенская церковь с трапезной, Сокровищница, Мартинианская церковь, Богоявленская и Ферапонтова церкви над Святыми воротами, Колокольня. В 19 веке территория монастыря была обнесена каменной оградой.
История Феррапонтова монастыря связана с важными событиями в некоторые переломные моменты становления централизованного Российского государства, такими как утверждение власти первого «императора всея Руси» Ивана III, правление первого русского царя Ивана IV и изгнание патриарха Никона. В 15-16 веках Феррапонтов монастырь стал крупным культурным и идеологическим центром региона, одним из главных монастырей, существенно влиявших на политику Московии.
Архитектура монастыря, замечательного образца ростовского зодчества, отличается изобретательностью и чистотой. Здания монастыря сохранили все характерные черты и внутреннее убранство. Ансамбль Феррапонтова монастыря также является ярким образцом гармоничного единства с мало изменившимся с XVII века природным окружающим ландшафтом, подчеркивающим своеобразный духовный строй северных монахов, и в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северных крестьянство.
Росписи собора Рождества Богородицы имеют особое значение для русской культуры и других культур мира. Росписи собора – единственные росписи величайшего русского мастера Дионисия Мудрого, полностью сохранившиеся до наших дней в первозданном виде. Ансамбль Феррапонтова монастыря, с ценнейшими и полностью сохранившимися фресками Дионисия, представляет собой уникальный образец цельности и единства русского стиля северного монастырского ансамбля XV-XVII вв.
Критерий (i): Настенные росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Феррапонтова монастыря являются высшим выражением русской росписи XV-XVI веков.
Критерий (iv): Комплекс Феррапонтова монастыря представляет собой чистейший и наиболее полный образец православной монашеской общины XV-XVII веков, переломного периода в культурном и духовном развитии России.
Целостность
Внесенный в список объект занимает площадь 2,10 га с буферной зоной в 20 га и содержит все атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. Целостность ансамбля Феррапонтова монастыря и хорошая сохранность всех его атрибутов обеспечиваются границами владения, которые остались неизменными и четко очерчены каменной стеной, окружающей все архитектурные памятники и сооружения монастыря. Ни одному из атрибутов не угрожает современное развитие, ухудшение или запустение .
Ландшафт вокруг монастыря почти не изменился на протяжении веков и сохранил свое гармоничное единство. Благодаря расположению и компактности выразительный силуэт монастыря хорошо просматривается с разных сторон, а все природные и антропогенные воздействия на объект исключены.
Аутентичность
Ансамбль, возведенный в XV-XVII вв., сохранил высокую степень аутентичности по своей первоначальной планировке, форме, материалам и приемам, дизайну, а также старинному архитектурному облику, особенно что касается интерьеров. При хорошей сохранности монастырь не нуждался в масштабной реконструкции. Некоторые оригинальные архитектурные формы и сооружения были реконструированы на основе научных исследований и с использованием традиционных материалов: крупноформатного кирпича для стен, дерева для швов, засыпок и кровельных конструкций. На территории монастыря нет современных зданий и сооружений.
Работы по консервации настенных росписей заслуживают особой похвалы, поскольку ограничиваются укреплением и очисткой. Подлинность фресок Дионисия определяется на основании отсутствия каких-либо вмешательств в структуру. Уникальные методы консервации слоев росписи собора обеспечили лишь незначительные вмешательства в картины художника и отсутствие нарушения их структуры и эстетического восприятия.
Сегодня в монастыре находится государственный музей. Тем не менее, изменения в подлинности функции являются частью истории собственности, и добавление музея играет незаменимую роль в защите подлинности ансамбля. Русская Православная Церковь использует храмы св. Ферапонта и св. Богоявления в качестве приходских храмов, также предусмотрены богослужения в храме св. Мартиниана.
Охрана и управление требования
Согласно Указу Президента РФ от 02.04.1997 № 275 Ансамбль Феррапонтова монастыря объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации. федерального значения. Музей фресок Дионисия в Феррапонтовом монастыре является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 1998 года за финансирование и управление музеем отвечает Министерство культуры Российской Федерации. В настоящее время музей находится в ведении Департамента культурного наследия Министерства и Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия. В 2011 году для решения вопросов управления и сохранения памятников культурного наследия монастыря была создана Согласительная комиссия в составе представителей Вологодской епархии Русской Православной Церкви и Музея. За состоянием сохранности объекта также следит Национальная комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Задачи по сохранению, которые необходимо решить, включают дальнейшее сохранение уникальных фресок Дионисия, сохранение ансамбля монастыря, а также устойчивый мониторинг состояния сохранности объекта, а также мониторинг и соблюдение правил буферной зоны. .
Новый фильм Президентской библиотеки рассказывает о фресках иконописца Дионисия. Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь», снятого в Вологодской области киногруппой библиотеки.
«Места чудесные и благословенные! На каждом шагу природа дарит вам здесь свои возвышенные впечатления, освященные памятью людей, угодивших Богу и засеявших всю эту землю семенами духовного просвещения», — такими словами русский историк Иван Бриллиантов сделал эпиграф к публикации о Ферапонтовом монастыре. , изданной в 1898 г. Его книга привлекла внимание царя Николая II, в результате чего для восстановления древнего памятника была создана Императорская историческая комиссия.Работы по восстановлению монастыря начались в первые годы 20 века и продолжаются по сей день Сессия ЮНЕСКО в 2000 году включила монастырь в список Всемирного наследия.0007
Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский мужской монастырь, один из древнейших на Русском Севере, стоит во главе всех Белозерских монастырей. Основанный преподобным Ферапонтом, он прославился благодаря фрескам продолжателя традиций Андрея Рублева, знаменитого иконописца Дионисия. Это единственная оригинальная авторская картина, сохранившаяся в стране.
В конце XV века на территории монастыря был возведен каменный собор Рождества Богородицы. В 1502 году для росписи собора была приглашена артель художников во главе со знаменитым мастером Дионисием, по тексту летописи на откосе северной двери камера задерживается на этом фрагменте, давая возможность зрителю всмотреться в древнюю летопись и оценить рукотворный подвиг во имя Спасителя, выдающегося представителя московской иконописной школы.