Город матера: Матера, Италия — Туристический Гид

Содержание

Матера, Италия — Туристический Гид

Удивительный скальный город Матера расположен на юго-востоке Италии. Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, уникальную старую часть которого называют подземным городом. Туристы со всего мира съезжаются в Матеру, чтобы увидеть свидетельство невероятной способности людей адаптироваться к любым окружающим условиям. Фантастические дома-гроты, скальные церкви со сталактитами вместо колонн, покрытые древними фресками, туннели и улочки, которые проходят одна над другой — мало где в мире можно еще увидеть такие пейзажи. Матера — самобытный уголок Италии, бережно хранящий свою историю и привлекающий туристов необычными архитектурными памятниками.

Все фото

Достопримечательности Матеры

Древний скальный город притягивает туристов множеством уникальных исторических и архитектурных достопримечательностей, среди которых подземные дома, удивительные церкви и любопытнейшие музеи. Лучше заранее составить план знакомства с Матерой, чтобы не упустить ничего интересного.

Сасси ди Матера

Население

Согласно данным 2018 года, в Матере проживает 60 404 человека. Большинство горожан — итальянцы по национальности. Также здесь живут выходцы из Румынии, Болгарии, Албании, Китая, Марокко и других стран. Господствующая религия в городе — католицизм.

Краткая история

Первые поселения людей на территории современного города появились еще 9 тысяч лет тому назад. Около IV столетия до нашей эры здесь жили воинственные древнеиталийские племена луканов. Согласно популярной версии, первый город в скалах был основан в III веке до нашей эры. Это было древнеримское поселение Матеола. Город находился на важных торговых путях, что способствовало его расцвету. Но богатство Матеолы привлекало грабителей. Для защиты от нападений вокруг города были возведены высокие укрепления.

После гибели Римской империи город сначала захватила Византия, а затем — лангобарды. В VII веке Матера оказалась в составе Лангобардского королевства.

В это время в скалах были вырублены первые храмы, принадлежавшие монахам бенедиктинцам и василианцам.

В течение почти четырех веков город завоевывали войска разных королей и стран. Только после захвата Матеры нормандским графом Вильгельмом Железная Рука, здесь установился мир. В начале XVIII века Матера стала столицей региона Базиликата.

Город постепенно развивался до Второй мировой войны. В 1943 году он стал первым из населенных пунктов Италии, восставшим против нацистской Германии.

Город в скалах просуществовал до 1950-х годов. Большинство горожан жили в бедности, ведя такой же образ жизни, как и 400 лет тому назад. Все изменилось после выхода книги Карло Леви «Христос остановился в Эболи», в которой описывалась жизнь матеранцев. Некоторые СМИ назвали тогда город «позорным пятном Италии». После этого власть начала процесс переселения жителей из скальных жилищ в новые кварталы. А Старый город остался удивительным памятником архитектуры, занесенным в список культурного наследия мира.

Бюджет поездки

Перед поездкой необходимо рассчитать приблизительный бюджет, который понадобится для путешествия:

Бронирование


отеля

Аренда


квартиры

Средний чек в


ресторане
от 87 €/ночьот 73 €/ночь50 € за двоих

Лучшее время для поездки в Матеру

Город находится в зоне умеренного климата. Основное количество осадков выпадает зимой. Средняя температура воздуха в это время года — +4 ºС…+8 ºС. Лето — теплое и сухое, столбик термометра поднимается до +19 ºС…+ 23 ºС. Нередко воздух прогревается до +27 ºС.

Каждый год 2 июля в Матере проходит красочный праздник Мадонны-делла-Бруна. Он начинается «Процессией пастухов», во время которой жители несут икону Богоматери в собор Святой Мессы. Затем из храма выносят старинную статую Мадонны-делла-Бруна. Ее устанавливают на повозку из папье-маше и в сопровождении всадников в традиционных костюмах везут на площадь Витторио Венето.

Там начинается самое интересное. Каждый участник праздника старается отломить себе кусочек повозки. Считается, что в течение всего года он будет приносить удачу. Завершается веселый праздник грандиозным фейерверком.

Знакомиться с удивительной Матерой можно в любое время года. Но зимой лучше заранее узнать режим работы основных достопримечательностей города.

Полезные заметки

Составляя бюджет поездки в Матеру, учитывайте стоимость еды в городе. Так, за чашку капучино придется отдать 1€, за бутылку минеральной воды 0,33 л — 0,74€, за бутылку пива 0,33 л — 2,52€. Цена Мак-Меню в Макдональдсе — 5,8€, обеда на одного в недорогом кафе — 15€. Стоимость ужина со спиртным напитком на двоих в респектабельном ресторане начинается от 50€.

Ближайший от Матеры аэропорт находится в 60 км — в городе Бари. Отсюда каждые 1-2 часа отправляется поезд, который доставит вас в скальный город. Также в Матеру ходят автобусы компаний SITA и Marino. Они отправляются из многих городов Италии, среди которых Милан, Болонья, Неаполь, Анкона.

В Матере средняя цена за проживание в отеле 3 звезды составляет 115€, в четырехзвездочном — 131€, в отеле 5 звезд — 330€. Если хотите сэкономить на проживании, выбирайте хостел. Тогда ночь вам обойдется в среднем — 20€.

Что нужно сделать туристу в Матере

  • Прогуляться по Старому городу. Территория исторической части Матеры разделена на два района — Сассо Кавеозо и Сассо Баризано. Между ними расположен древний район Чивита, в котором можно увидеть кафедральный собор и резиденции местной знати. Самые ранние пещерные жилища и римский амфитеатр находятся в Сассо Кавеозо. А приобрести оригинальные сувениры можно в Сассо Баризано. Только не забудьте об удобной обуви. Путь по скалистой местности довольно тяжелый.
  • Восхититься церковью Святого Петра (San Pietro Barisano). Самый большой пещерный храм города был возведен в XII веке. Главная ценность церкви — великолепные фрески XV-XVI веков, на которых изображено Благовещение и другие библейские сюжеты. Под полом церкви находится красивая крипта — подземное помещение со сводами.
  • Полюбоваться кафедральным собором Матеры. Строгая внешняя красота храма XIII века сменяется изящным интерьером. Рассмотрите стройные колонны с роскошными капителями, богатые фронтоны алтаря, очаровательные часовни, искусные фрески XII-XVII веков. Особая гордость собора — фреска «Византийская мадонна» XIII века.
  • Пройтись по монастырскому комплексу Мадонна дела Вирту Сан Никола делла Гречи. Одна из главных достопримечательностей Матеры представляет собой два монастыря, расположенных один над другим. Нижний ярус — монастырь Мадонна дела Вирту X-XI века. Верхний — бенедиктинский монастырь XIII века, декорированный множеством фресок. В этом комплексе часто демонстрируются художественные инсталляции знаменитых мастеров.
  • Увидеть церковь Санта Мария ди Идрис. Небольшое религиозное сооружение в центре района Сассо Кавеозо кажется органичной частью скалы. Эта церковь соединена узким коридором с затопленным храмом Сан Джованни и знаменита красивыми фресками XII-XVII веков. К ней ведет каменная лестница. Во время частых засух женщины поднимались по ее ступеням к дверям храма на коленях, прося святую Идрис о дожде.
  • Окунуться в жизнь подземного города в Дом-Гротте ди Вико Солитари. Не пропустите уникальную возможность познакомиться с жизнью и бытом жителей домов-пещер. Жилье, в котором сохранилась обычная для этих мест обстановка, расположено на улице Бруно Буоцци. Здесь можно увидеть жилую комнату с кроватью и ткацким станком, сарай для осла и свиньи, подсобные помещения.
  • Впечатлиться Паломбаро Лунго. Это гигантский каменный резервуар, один из многих, использовавшихся для хранения водных запасов древнего города. Сейчас он осушен и доступен для туристических экскурсий. Паломбаро Лунго напоминает величественный собор, через верхние отверстия которого проникает солнечный свет. Экскурсия в резервуар не рекомендуется тем, кто страдает клаустрофобией.
  • Посетить Национальный художественный музей современного искусства Базиликаты в палаццо Ланфранки. В элегантном барочном здании в Сассо Кавеозо ранее находились средняя школа и семинария. Сейчас здесь представлены экспонаты интереснейшего музея, который состоит из четырех залов: картинная галерея Камилло Д`Эррико, демоэтноантропология, религиозное искусство и современное искусство. Не пропустите знаменитую картину Карло Леви «Lucania ’61», расположенную на первом этаже палаццо.
  • Познакомиться с экспонатами уникального музея Мусма. Его экспозиции находятся в палаццо Помариччи и рядом расположенных скальных помещениях. «Дворец ста комнат», как называют его местные жители, хранит в своих стенах редкие коллекции артефактов, изделий из керамики, скульптур и других предметов искусства. Все экспонаты условно разделены по двум тематикам: верхние этажи отданы под экспозиции по истории скульптуры (начиная с 1800 года), нижний — коллекциям, найденным во время раскопок.
  • Попробовать блюда местной кухни. Особой популярностью здесь пользуется знаменитый хлеб Матеры, который используется во многих местных блюдах. Закажите чалледа кальда (cialledda calda) — хлеб, поджаренный с чесноком, яйцом и оливками. Еще одно популярное блюдо — ньюмаредд (gnumaredd) — запеканка из ягненка.

Карта Матеры

Отели Матеры

Все отели Матеры

Популярные экскурсии

40 to 50 minutes

2 hours

2 hours

2 to 3 hours

2 hours

6 to 7 hours

6 to 8 hours

2 hours

6 hours

10 to 11 hours

9 hours

5 to 6 hours

6 to 8 hours

2 hours

2 hours

2 hours 30 minutes

Другие города Италии

Италия

Италия

Венеция

Италия

Флоренция

Италия

Помпеи

Италия

Неаполь

Италия

Верона

Италия

Римини

Италия

Италия

Палермо

Италия

Италия

Болонья

Италия

Италия

Италия

Катания

Италия

Италия

Италия

Италия

Кальяри

Италия

Портофино

Италия

Бергамо

Италия

Амальфи

Италия

Италия

Позитано

Италия

Популярные города других стран

Барселона

Москва

Санкт-Петербург

Ливерпуль

Екатеринбург

Калининград

Казань

Нижний Новгород

Ростов-на-Дону

Владивосток

Волгоград

Самара

Самара

Стамбул

Армения

Иркутск

Будапешт

Нью-Йорк

Бристоль

Последние публикации

Все

Новости

02. 05.2023

В Италии пересыхает река По

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

14.03.2023

В Болонье выставлена на продажу квартира Леонардо да Винчи

Смотреть все

Матера (Италия) — все о городе, фото, достопримечательности

  • Европа
  • Путеводители по Италии
  • Италия
  • Матера
traveller-eu

Поделиться

Матера (Италия) — самая подробная информация о городе с фото и картой. Главные достопримечательности Матеры с описанием в путеводителе для туристов.

Город Матера (Италия)

Матера — город на юге Италии в регионе Базиликата. Это одно из самых необычных и интересных мест страны, а также одно из старейших поселений Европы, история которого насчитывает семь тысячелетий. Матера имеет великолепный старый город, сохранивший практически нетронутое историческое ядро, и целый район древних пещерных домов, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

  1. География и климат
  2. Информация для туристов
  3. История
  4. Как добраться
  5. Достопримечательности
  6. Видео
  7. Карта
  8. Комментарии

География и климат

Город расположен в восточной части региона Базиликата на высоте 401 метров над уровнем моря. Матера граничит с юго-западной частью провинции Бари и имеет жаркий субтропический климат. 

Матера

Информация для туристов

  1. Население — 60.4 тыс. человек
  2. Площадь — 392,09 км2​​​​​​
  3. Язык — итальянский
  4. Валюта — евро
  5. Виза — шенгенская
  6. Время — UTC +1

История

Историки считают Матеру одним из древнейших постоянных поселений мира. Её история насчитывает от 7 до 10 тысяч лет. Современный город был основан римлянами в 3 веке до н.э. После распада Римской империи (в 7 веке н.э.) город был завоёван лангобардами и стал частью герцогства Беневенто. 

Улочки Матеры

В 7 — 8 веках близлежащие гроты были населены монахами, в основном бенедиктинского ордена. В 9 и 10 столетиях Матера несколько раз страдает от осад сарацин и византийцев. В первой половине 11 века город стал частью владений норманнов. В 15 столетии Матера стала арагонским владением и была передана в собственность баронам Трамонтано.

В 17 веке Матера была передана графству Орсини и фактически стала частью Апулии. Позже город был выбран столицей провинции Базиликата, сохраняя этот статус до 1806 года. 

Как добраться

До Матеры легко добраться на поезде из Бари. Есть также прямое автобусное сообщение с аэропортом столицы Апулии. 

Панорама Матеры

Достопримечательности

Матера — это великолепный старый город, включающий сеть жилых пещер, обитаемых с палеолита. Город полон старинной архитектуры и древних церквей, очаровательных узких улочек и переулков, каменных лестниц и смотровых площадок с потрясающими видами, красивых двориков, усыпанных ярко-зелеными кактусами, небольшими деревьями и цветами. 

Городской пейзаж Матеры в некотором роде сохранил «библейский характер» и прогулка по его древним улицам — это как шаг назад во времени. Поэтому город часто используют в качестве естественных декораций при съёмке исторических фильмов.

Сасси

Сасси — жемчужина Матеры, великолепный культурный ландшафт древних обитаемых пещер и средневековых каменный домов, заселенный с палеолита. Район включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из самых атмосферных мест Италии.

Пещеры и дома Сасси были населены до второй половины 20 века и считались практически «позором Италии». Люди здесь жили в нищете и без удобств. Затем итальянское правительство расселило жителей и превратило этот район в поразительное историко-культурное пространство.  

Сасси разделяется на два района: Баризано и Кавеозо. Баризано занимает северную часть этого ландшафта, а Кавеозо — южную. Пещерные дома и церкви были вырыты в известняковых пещерах. Самые древние из них относятся ещё к доримскому периоду. Некоторые пещерные дома открыты для посещения, другие — перестроены в магазины и рестораны.

Кафедральный собор

Кафедральный собор — жемчужина романского стиля и самая известная церковь Матеры. Собор был построен в 13 веке на самой высокой точке города и является символом городского пейзажа. Церковь имеет план латинского креста и состоит из трех нефов, разделенных круглыми арками, поддерживаемыми колоннами с каменными капителями. Большая часть интерьера собора выполнена стиле барокко и датируется 17 — 18 столетиями.

Внутри находится древняя фреска в византийском стиле с изображением Мадонны, датируемая 1270 годом и приписываемая некому Ринальдо да Таранто. В архитектуре собора выделяется 52-метровая колокольня. 

В Матере насчитывается более 150 пещерных церквей, многие из которых украшены уникальными старинными фресками.  

Сан-Джованни Баттиста

Сан-Джованни Баттиста — великолепная средневековая церковь 13 века. Здание имеет преимущественно романскую архитектуру с заметным влиянием других стилей: арабский стиль в порталах, готический стиль в арках и греческий стиль в плане структуры здания. В правой части церкви (здание не имеет настоящего фасада) выделяется главный портал, изящно украшенный растительными завитками и висячими колоннами с скульптурами животных.

Интерьер состоит из трех нефов, ограниченных восемью колоннами с капителями. Центральный неф имеет звездчатый свод, а в боковых проходах большие поперечные арки образуют крестовые своды. В средневековых часовнях можно увидеть фреску Мадонны делла Нова 16 века и две древние деревянные статуи, изображающие святых Косму и Дамиана.

Монастырь Сант-Агостино

Монастырь Сант-Агостино внушительный комплекс зданий 16 века в стиле барокко. Комплекс состоит из монастыря, построенного монахами эмеритского ордена Сант-Агостино в 1592 году, и церкви Санта-Мария-делле-Грацие, построенной в 1594 году. Разрушенный в 1734 году в результате ужасного землетрясения, монастырь был восстановлен и позже стал резиденцией монахов-августинцев. Сегодня здесь располагается офис управления архитектурного наследия Матеры.

Церковь Сан Доменико

Церковь Сан Доменико — романское здание 13 века, расположенное на центральной площади Матеры — Витторио Венето. Церковь имеет строгий каменный фасад, в котором выделяется очень красивое окно-роза с четырьмя рельефными фигурами. Здание имеет план латинского креста и трёхнефный интерьер.

Церковь Сан-Франческо д’Ассизи

Церковь Сан-Франческо д’Ассизи на одноимённой площади была основана в первой половине 13 века, расширена в 15 столетии и почти полностью перестроена в 17 веке в барочном стиле. Церковь имеет примечательный фасад в стиле позднего барокко. Внутри находится древний склеп святых Петра и Павла, в котором сохранилась древняя фреска, изображающая визит в Матеру римского папы Урбана II в 1093 году.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо, построенная в 13 столетии, является одним из символов одноимённого района Сасси. В 17 веке здание было практически полностью перестроено. Также была добавлена ​​колокольня, выполненная в стиле барокко. Внутри церкви много картин 18 века и фрески святых. Многочисленные часовни украшены лепниной, фресками и деревянными полиптихами.

Санта-Мария-ди-Идрис (вверху справа)

Санта-Мария-ди-Идрис — каменная церковь 12 века, высеченная в скале. Она расположена в верхней части Монтерроне — большой известняковой скалы, которая возвышается в сердце Кавеозо. К церкви можно подняться по лестнице, берущей начало у пещерной церкви Санта-Лючия-алле-Мальве. Здание имеет простой каменный фасад. Интерьер, сохранивший фрагменты древних фресок, не сохранил практически ничего от оригинальной структуры.

Трамонтано

Трамонтано — внушительный замок 15 века в арагонском стиле, возведенный как нормандская резиденция на окраине старого города с великолепным видом на историческое ядро Матеры. Комплекс изначально состоял из восьми квадратных башен и был оборудован мостом. Круглые башни были добавлены в начале 16 века. В 1514 году барон Трамонтано был убит и поэтому замок остался недостроенным.

Палаццо Ланфранки

Палаццо Ланфранки — дворец 17 века в стиле ренессанс с великолепным фасадом. Здание было спроектировано и построено монахом Франческо да Копертино по просьбе архиепископа Винченцо Ланфранки с целью размещения епархиальной семинарии и считается самым ярким памятником 17 столетия в Матере. Сейчас в стенах палаццо расположены помещения национального музея средневекового и современного искусства Базиликаты.

Палаццо дель Седиле

Палаццо дель Седиле — ещё один яркий памятник гражданской архитектуры Матеры. Дворец был построен в 1540 году и реконструирован в стиле ренессанс в 1759 году. Фасад палаццо украшен двумя колокольнями и шестью статуями. 

Интересные экскурсии

Sputnik85133

25.00 €

Откройте для себя Рим!

Говорят, что Рим — это музей под открытым небом, и чтобы не заблудиться в его закоулках, никому не обойтись без опытного гида

Anna5122

€300 за экскурсию

Рим с нуля: прогулка с сиестой

Обзорная экскурсия по главным культурным и историческим объектам Вечного города

больше экскурсий

Италия

Рим

Венеция

Милан

Матера на карте Италии

Видео

Как Матера превратилась из древней цивилизации в трущобы и превратилась в скрытое сокровище | Путешествие

Палеолитическое прошлое Матеры сделало ее процветающим туристическим направлением: она конкурирует с такими городами, как Сиена и Равенна, за звание культурной столицы Европы 2019 года. Франческо Ластруччи

Вы знаете, что вкусы путешественников изменились, когда постояльцы отелей стали требовать жить как троглодиты. В южном итальянском городе Матера я спустился по извилистому переулку в призрачный район, известный как Сасси (по-итальянски «камни»), где около 1500 пещерных жилищ испещрили склоны крутого ущелья. Впервые заселенные в эпоху палеолита, мириады естественных пещер постепенно углублялись и расширялись в жилые помещения крестьянами и ремесленниками на протяжении классической и средневековой эпох. Сегодня эти подземные резиденции вновь заселяются итальянцами, а проживание в одном из пещерных отелей Сасси стало одним из самых экзотических новых впечатлений в Европе.

Рядом с каменной вершиной, увенчанной железным распятием, находится пещерный комплекс под названием Корте-Сан-Пьетро, ​​где меня встретил владелец Фернандо Понте в прекрасном шелковом костюме и галстуке. (Быть троглодитом, как бодро называют себя местные жители — буквальное значение этого слова — «житель пещеры», — очевидно, не мешает быть стильным. ) Понте открыл дымчатую стеклянную дверь в то, что должно было стать моим собственным высеченным в скале убежищем, одна из пяти комнат, вырытых в мягком известняке у небольшого двора. Элегантное дизайнерское освещение освещало необработанные каменные стены, украшенные современными произведениями искусства и телевизором с плоским экраном. Гладкая каменная ванна была встроена в самый дальний угол пещеры. Естественно, в моей пещере был включен Wi-Fi. Всякий раз, когда я касался золотых стен, мягкий дождь песка падал на полированный каменный пол.

Трудно представить, что древний лабиринт Матеры не так давно был известен как «позор Италии» за его унылую бедность. В 1950-х годах все население примерно 16 000 человек, в основном крестьяне и фермеры, было переселено из Сасси в новые жилищные проекты в рамках непродуманной государственной программы, оставив его пустой оболочкой. Понте, выросший в современной части Матеры, раскинувшейся вдоль Пиано («квартиры») над ущельем, был одним из первых, кто воспользовался этой готовой недвижимостью.

Он переехал рядом с женой около 19 лет.90, и с тех пор ремонтирует компактный комплекс с пятью комнатами-пещерами и обеденным залом вокруг внутреннего двора, устанавливая водопровод, электричество, системы отопления и вентиляции для борьбы с подземной влажностью. «Семья моей жены была яростно против того, чтобы мы жили здесь», — сказал он. «В то время Сасси был заброшен, фактически отдан волкам».

Работая в своих пещерах — что придает новый смысл термину «фиксатор-верхний» — Понте обнаружили восемь взаимосвязанных цистерн под полом, часть сети, разработанной для сбора дождевой воды для питья. «Мы понятия не имели, что они здесь, пока не начали», — сказал он, пока мы шли по теперь безупречным конусообразным пространствам. «Они были завалены мусором». Цистерны теперь превращаются в «спа души» для медитации.

Друзья собираются на закате в парке Мургия через каньон от сасси. Франческо Ластруччи Доменико Николетти возвращается в дом своего детства вместе с сыном и внуком.
Франческо Ластруччи Гости отеля Corte San Pietro в Сассо-Кавеозо спят в роскошных подземных люксах. Франческо Ластруччи Фрески внутри chiesa rupestre хорошо сохранились. Франческо Ластруччи Дети играют перед Convento di Sant’Agostino в День первого причастия. Франческо Ластруччи Современное искусство скульптора из Матерана Антонио Парадизо было выставлено в пространстве, которое раньше было свалкой. Франческо Ластруччи Фрески украшают стены пещеры внутри часовни Мадонны делле Тре Порте.
Франческо Ластруччи Коровы пасутся в парке Мургия, через каньон от Сасси Матеры. Франческо Ластруччи Пастух до сих пор ведет свое стадо в парке Мургия. Франческо Ластруччи Проход ведет пешеходов с площади Витторио Венето в пещеры Сассо Баризано. Франческо Ластруччи «То, что вы видите на поверхности, составляет всего 30 процентов», — говорит художник Пеппино Митаротонда. «Остальные 70 процентов скрыты». Франческо Ластруччи На пике своего развития в сасси Матеры проживало около 16 000 человек.
Франческо Ластруччи Ребенок играет на ходулях из консервных банок в одной из деревень троглодитов Матеры в 1948. Позднее в рамках государственной программы сельские жители были переселены в новые жилые комплексы. Дэвид Сеймур / Magnum Photos Когда люди вернулись в Матеру, вернулись и ритмы повседневной жизни, включая свадьбы. Франческо Ластруччи Часовня Мадонны дель Идрис видна на вершине одного из холмов Матеры. Франческо Ластруччи Женщина входит в церковь Сант-Агостино в Сассо-Барисано в Матере. На заднем плане виден собор. Франческо Ластруччи Пещеры на стороне каньона Гравина обращены к Матере.
Когда-то использовавшиеся в качестве приюта для пастухов, некоторые из них украшены древними фресками. Франческо Ластруччи Древний город вырос на склоне оврага. Франческо Ластруччи В Национальном музее Доменико Ридолы хранятся местные артефакты, в том числе многие из эпохи Великой Греции, когда греки поселились в этом районе около 2500 лет назад. Франческо Ластруччи Сыровар совершенствует свою рикотту. Франческо Ластруччи Художник Донато Рицци сначала жил в Сасси как скваттер в 19 веке.70-е годы. Внутри одной из наскальных церквей Матеры фрески девятого века нашей эры на стенах Склепа первородного греха изображают сцены из Ветхого и Нового Заветов. Внутри одной из наскальных церквей Матеры фрески девятого века нашей эры на стенах Склепа первородного греха изображают сцены из Ветхого и Нового Заветов. Франческо Ластруччи Раскопки обнаруживают древние артефакты. Франческо Ластруччи В Casa Cava проходят концерты и культурные мероприятия. Франческо Ластруччи

«Вы не думаете, что пещера сложная с точки зрения архитектуры», — говорит американский архитектор Энн Токси, автор книги «Противоречия материнства» , изучающая Сасси более 20 лет. «Но меня поразила их замысловатая структура». Самая сложная каменная кладка относится к эпохе Возрождения, когда многие пещеры были украшены новыми фасадами или их потолки были расширены, чтобы сделать сводчатые комнаты. Сегодня резные каменные лестницы по-прежнему соединяют арки, чердаки, колокольни и балконы, привитые друг к другу, как динамичная кубистская скульптура. За железными решетками спрятаны высеченные в скале церкви, созданные византийскими монахами, с великолепными интерьерами, украшенными фресками. На противоположной стороне ущелья, на плато под названием Мургия, пустыми глазами смотрят еще более таинственные пещеры.

Легко понять, почему Матера была выбрана в качестве дублера древнего Иерусалима в фильмах, включая « Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини и « Страсти Христовы» Мела Гибсона . «Матера — один из старейших живых городов мира с точки зрения преемственности, — сказал мне Антонио Николетти, градостроитель из Матеры. «В Месопотамии можно найти старые города, но в наше время они не заселены. Где еще теперь можно спать в комнате, которая сначала была занята 9000 лет назад? Оценки самого раннего заселения этого места разнятся, но археологи нашли в местных пещерах артефакты, относящиеся к периоду неолита и даже раньше.

В то же время современное переосмысление исторических интерьеров Сасси было бесконечно изобретательным. Наряду с пещерными отелями в настоящее время существуют пещерные рестораны, пещерные кафе, пещерные галереи и пещерные клубы. Здесь есть подземный бассейн, напоминающий древние римские термы, с подсветкой, создающей гипнотические водные узоры на потолке, и музей современного искусства MUSMA с собственной подземной сетью, освещающей — что еще? — скульптуру. В одном пещерном комплексе находится компания по разработке компьютерного программного обеспечения, в которой работает около 50 человек. Посетители Матеры могут пройти по металлическим дорожкам через огромный комплекс цистерн 16-го века под главной площадью с камерами глубиной около 50 футов и длиной 240 футов, которые были обнаружены в 19 веке.91 и исследованы аквалангистами.

«Сасси, как швейцарский сыр, пронизан туннелями и пещерами», — отмечает Пеппино Митаротонда, художник, работающий над ремонтом в местной культурной группе Zétema Foundation. «То, что вы видите на поверхности, составляет всего 30 процентов. Остальные 70 процентов скрыты».

Гилберт Гейтс

На юге Италии прошлое часто помогало спасти настоящее. С тех пор, как раскопки Помпеи привели к грандиозным экскурсиям в Неаполь в 18 веке, исторические места завлекали иностранных путешественников в бедные аванпосты. Но Матера, возможно, является самой радикальной историей превращения из грязи в князи в Европе. Расположенный на подъеме итальянского сапога, город всегда был изолированной, забытой частью Базиликаты, среди наименее населенных, наименее посещаемых и наименее изученных регионов Италии. Даже в 19 briganti , или разбойников, отваживались путешествовать по его засушливым, пустынным ландшафтам. Редкие авантюристы, наткнувшиеся на Матеру, были озадачены перевернутым миром Сасси, где на пике своего расцвета 16 000 человек жили друг над другом, с палаццо часовнями, смешанными между пещерными домами, и где были кладбища. на самом деле построен над крышами церкви.

Безвестность Матеры закончилась в 1945 году, когда итальянский художник и писатель Карло Леви опубликовал свои мемуары Христос остановился в Эболи, о годе своего политического изгнания в Базиликате под властью фашистов. Леви нарисовал яркий портрет забытого сельского мира, который после объединения Италии в 1870 году погрузился в отчаянную нищету. Название книги, относящееся к городу Эболи недалеко от Неаполя, предполагает, что христианство и цивилизация так и не достигли глубокого юга, оставив его языческой, беззаконной землей, пронизанной древними суевериями, где до сих пор считалось, что некоторые пастухи общаются с волками. Леви выделял Сасси за их «трагическую красоту» и галлюциногенную ауру разложения — «как представление школьника об Аде Данте», — писал он. Доисторические пещерные жилища города к тому времени превратились в «темные дыры», пронизанные грязью и болезнями, где скотные дворы содержались в сырых углах, куры бегали по обеденным столам, а уровень детской смертности был ужасающим из-за безудержной малярии, трахомы и дизентерия.

Книга Леви вызвала бурю негодования в послевоенной Италии, и Сасси прославился как la vergogna nazionale , позор нации. После визита в 1950 году премьер-министр Италии Альсиде де Гаспери был настолько потрясен, что привел в действие драконовский план по переселению всего населения Сасси в новые жилые комплексы. Италия была полна средств от Плана Маршалла, и американские эксперты, такие как Фридрих Фридманн, профессор философии Арканзасского университета, прибыли с итальянскими учеными, которые изучали программы массового переселения в сельские районы властей долины Теннесси в XIX веке.30 с. Новые публичные дома были спроектированы самыми авангардными архитекторами Италии в ошибочном утопическом видении, которое на самом деле изолировало бы семьи в мрачных, клаустрофобных коробках.

«В следующие несколько лет Сасси опустели, — говорит Николетти. «Он стал городом призраков». Некоторые матеранские чиновники предложили замуровать весь район и забыть. Вместо этого древние улочки заросли и обветшали, и вскоре Сасси приобрели криминальную репутацию, привлекая торговцев наркотиками, воров и контрабандистов. В то же время бывшие жители Сасси с трудом приспосабливались к новому жилищу.

Многие переселенные семьи делали вид, что прибыли из других частей южной Италии. Планировщик Антонио Николетти был озадачен тем, что его собственный отец, Доменико, никогда не посещал Сасси с тех пор, как его семья переехала в 1956 году, когда Доменико было 20 лет, хотя его новый дом находился менее чем в полумиле от него. Я спросил, может ли его отец теперь рассмотреть вопрос о повторном посещении своей родовой резиденции. Через пару дней получил ответ. Синьор Николетти пытался найти свой старый дом в сопровождении своих сыновей и двух внуков.

Это было похоже на итальянскую версию «This Is Your Life», когда мы собрались в кафе на вершине Сасси. Это было воскресенье, и вся большая семья только что вернулась с церковной службы, была элегантно одета и возбужденно болтала за крепким эспрессо. Они вежливо уступили патриарху, Доменико, которому сейчас 78 лет, крошечному, сдержанному мужчине в безупречном сером костюме-тройке и щетке с серебристыми волосами. Когда мы все спускались по скользким ступеням, мелкая морось окутала каменные улочки навязчивым туманом, и синьор Николетти оглядел Сасси с возрастающим волнением. Он вдруг остановился возле сломанной лестницы: «Раньше здесь был колодец, где я, будучи маленьким мальчиком, брал воду», — сказал он, заметно дрожа. «Однажды здесь я споткнулся и порезал ногу. У меня все еще есть шрам». Через несколько шагов он указал вниз на что-то похожее на домик хоббита, построенный ниже уровня земли и выходивший в небольшой дворик под лестницей. — Это был наш дом.

Он притворился, что протирает очки, а на его глаза навернулись слезы.

Придя в себя, синьор Николетти сказал: «Конечно, без водопровода и электричества жизнь здесь была очень тяжелой. Женщины выполняли всю тяжелую работу, con coraggio , мужественно. Но прелесть этого была в сообществе. Мы знали каждую семью».

— У моего отца очень мрачные воспоминания о Сасси, — добавил Антонио. «Но у него также есть ностальгия по его общественной жизни. Люди жили снаружи в своих vicinato , или внутренний двор, похожий на крошечную площадь. Дети играли, мужчины сплетничали, женщины лущили горох со своими соседями. Они помогали друг другу во всех трудностях». Эта традиционная жизнь привлекала таких фотографов, как Анри Картье-Брессон в 1950-х годах, которые, несмотря на нищету, запечатлели образы мифической Италии — священников в черных шапках, едущих на ослах по каменным улочкам, арки, украшенные бельем на веревках, женщин в вышитых платьях на подкладке. с кожаными ведрами у коммунальных колодцев. «Но когда они переехали, это сообщество просто распалось».

Пока мы разговаривали, молодая женщина смотрела на нас через маленькое окошко пещерного дома. Она объяснила, что арендовала его у города десять лет назад, и предложила нам посетить. Грубые стены теперь были побелены известью, чтобы запечатать скалу, но планировка осталась неизменной. Синьор Николетти показал, где он и его три сестры когда-то спали на соломенных матрацах, разделенных занавесками, и нашел место на кухне, где его мать построила фальшивую стену, чтобы скрыть от нацистов ценные вещи, в том числе льняное приданое его сестер. (Одним из его самых ранних воспоминаний было возвращение его отца в Матеру после того, как он эмигрировал в Германию, чтобы стать чернорабочим. Семья не знала о нем в течение двух лет. «Я подбежала, чтобы обнять его, и чуть не сбила его с ног!»)

Позже, когда мы обсыхали в теплом кафе, синьор Николетти сказал, что был рад снова увидеть свой старый дом, но не торопится возвращаться. «У меня было трое братьев, которые умерли там в младенчестве, — сказал он. «Когда был шанс сбежать, я им воспользовался».

«Мой отец не рассказывал мне о своих потерянных братьях, пока мне не исполнилось 18 лет», — признался Антонио. «Для меня это было шоком: у меня могло быть три дяди! Но он не думал, что это новость. Он сказал: «Они умерли от голода, малярии, я не хочу вспоминать».

***

В конце 1950-х, когда последних жителей Сасси эвакуировали из их домов, около двух десятков студентов-матеранов, выросших в более современном, богатом мире Фортепиано, решили восстать против их известность города. «Мы задали себе простой вопрос: кто мы?» — вспоминает сегодня один из лидеров Рафаэлло де Руджери. «Являются ли мы детьми нищеты и бедности, как говорило нам правительство, или мы потомки долгой, гордой истории?»

Я встретил Де Ружьери, адвоката на пенсии, которому за 70, он отдыхал с женой на террасе в саду их отреставрированного особняка в Сасси и ел вишни на солнце. В 1959 году, в возрасте 23 лет, Де Руджери и его старший брат основали культурный клуб, чтобы спасти прошлое Матеры, под названием Circolo la Scaletta, Круг лестниц. «Мы были тесной группой друзей, мужчин и женщин, студентов-медиков, студентов-юристов, домохозяек — и среди нас не было ни одного квалифицированного археолога». Участники начали исследовать пустынный Сасси, который к тому времени стал заросшим и опасным, и поняли, что репутация пещерных жилищ обманчива. «Очевидно, правда там была, дома нездоровые, условия ужасные. Но почему правительство сосредоточилось на неудачах последних 100 лет и забыло, что Сасси процветали в предыдущие 9 лет?000?» — спрашивает де Ружьери. «Единственная реальная проблема сасси была экономической: именно бедность делала сасси нездоровыми».

Большая часть уникальной архитектуры, как обнаружила группа, может быть легко сохранена. «Только 35 процентов пещерных жилищ были объявлены опасными, — говорит Де Ружьери, — но 100 процентов из них были эвакуированы». Заброшенные архитектурные сокровища включали множество наскальных , или высеченных в скале, церквей, покрытых бесценными византийскими фресками. За прошедшие годы группа выявила более 150 пещерных церквей, некоторые из которых были превращены пастухами со своими стадами в конюшни, в том числе одна величественная пещера византийской эпохи, ныне известная как Склеп первородного греха, которую назвали Сикстинской капеллой. рупестрское искусство.

Многие фрески были написаны анонимными монахами-самоучками. В церкви Мадонна-делле-Тре-Порте изображения Девы Марии относятся к 15 веку н.э. и выполнены в неформальном стиле, объяснил Микеле Заса, проводник на плато Мургия: «Вы можете видеть, что его Мадонны не образы цариц или далекие, небесные девы, типичные для византийского искусства, но свежие и открытые, как наши деревенские девушки».

La Scaletta опубликовала собственную книгу о пещерных церквях в 1966, и начал лоббирование средств на сохранение, поддержанный писателем Карло Леви, ныне сенатором, который объявил Сасси архитектурным сокровищем «наравне с Большим каналом Венеции». В конце 1970-х Де Руджери купил разрушенный особняк на окраине Сасси — «по цене капучино!» — шутит он, — и начал его восстанавливать, несмотря на опасения, что это опасно. В то же время предприимчивые местные художники начали дрейфовать в заброшенных зданиях. Художник Донато Рицци вспоминает, как в подростковом возрасте открыл для себя Сасси. «Я просто хотел улизнуть, чтобы выкурить сигарету с друзьями», — сказал он. «Но я был ошеломлен тем, что нашел! Представьте себе людей палеолита, приходящих сюда, чтобы найти эти пещеры рядом с пресной водой, цветами, дичью», — сказал он мне с террасы своей галереи в Сасси, откуда открывается панорамный вид. «Должно быть, это было похоже на поиск пятизвездочного отеля без падроне!» Он и его друзья впервые переехали в качестве скваттеров в 1970-х и сегодня сложные, абстрактные формы Сасси находят отклик в его картинах.

Ситуация изменилась в 1980-х годах. «Молодые авантюристы из нашего клуба стали частью политического класса, среди нас были юристы, бизнесмены и даже два мэра», — сказал де Ружьери. «У всех нас была разная политика, но мы разделяли цель восстановления Сасси». Они организовали добровольных сборщиков мусора, чтобы выгребать цистерны, наполненные мусором, и церкви, разбросанные использованными иглами для подкожных инъекций. Первые правительственные археологи прибыли в начале 19 века.80-е годы. Несколько лет спустя Ла Скалетта пролоббировала итальянский закон, предоставивший защиту и финансирование. В 1993 году ЮНЕСКО включила Сасси в список Всемирного наследия, назвав его «самым выдающимся, нетронутым примером поселения троглодитов в Средиземноморском регионе, идеально приспособленным к его местности и экосистеме».

Вскоре после этого открылись первые пещерные отели, и городские власти начали предлагать 30-летнюю аренду по номинальной стоимости арендаторам, которые согласились отремонтировать пещеры под наблюдением экспертов по консервации. «Парадокс в том, что «историческое сохранение» может привести к таким большим изменениям», — говорит архитектор Токси. «Вместо того, чтобы быть запертыми в нафталиновых шариках, Сасси сильно отличаются от того, чем они когда-то были. Это форма джентрификации, но она не совсем соответствует модели, поскольку Сасси уже опустела, и никого не вытесняют». Сегодня в Сасси проживает около 3000 человек, и около половины жилищ заняты, а Матера занимает прочное место в туристическом маршруте южной Италии. «Здесь как золотая лихорадка», — со смехом говорит гид Заса.

«Матера — это образец того, как можно использовать прошлое, не подавляя его», — говорит писательница американского происхождения Элизабет Дженнингс, которая живет здесь уже 15 лет. «В других итальянских городах, таких как Флоренция, история — это черная дыра, которая засасывает в себя все подряд и затрудняет любые инновации. Здесь у них никогда не было золотого века. Ренессанс, Просвещение, промышленная революция — все они прошли мимо Матеры. Не было ничего, кроме бедности и эксплуатации. Так что сегодня нет никакого рефлекторного сопротивления новым идеям».

Несмотря на внезапный скачок вверх по лестнице Матеры, самодельная эксцентричность, ознаменовавшая возрождение Сасси, сохранилась. Пещеры привлекают не крупные сети отелей, а предприимчивых людей, таких как Понте, которые любят проводить время со своими гостями в старом вичинато, болтая за аперитивом. Визиты, как правило, организуются из уст в уста. Доступ ко многим высеченным в скале церквям организован через друзей друзей, в зависимости от того, у кого есть ключ.

А древняя сельская культура удивительно жизнестойка. Новые пещерные рестораны в Сасси предлагают современный взгляд на крестьянскую кухню Матеры (теперь модную и простую): пухлый орекьетте, паста в форме уха, смешанная с брокколи рабе, перцем чили и панировочными сухарями; наваристый фасолевый суп под названием черепаха ; и maiale nero , салями из «темной свиньи» и фенхеля. И, приложив немного усилий, путешественники все еще могут вернуться в прошлое.

Однажды днем ​​я пошел по тропе, которая уходила от Сасси в дикий овраг и соединялась с тропами, когда-то использовавшимися языческими пастухами. Когда я заметил каменный фасад церкви в глуши, он выглядел как мираж: до него можно было добраться, выгравировав неровные склоны утеса, только карабкаясь по гальке, скользкой, как шарикоподшипники. В ледяном интерьере свет, просачивающийся сквозь провал в потолке, обнажал выцветшие остатки фресок на покрытых шрамами стенах.

Потом, взбираясь на плато Мургия, я услышал далекий звон колокольчиков. Одетый в кожаную кожу пастух с деревянным посохом гнал на пастбище скот подолико вместе с фалангой собак. Представившись Джованни, он провел меня к каменному дому, где один из его друзей, загорелый фермер по имени Пьеро, делал сыр. Со стропил свисали шарики его драгоценного caciocavallo podolico, а по беспорядку носилась маленькая собачка, тявкая у наших ног. Пьеро варил рикотту в чане и помешивал ее дубиной длиной с шест гондолы. Когда спелое облако пара повисло в комнате, он зачерпнул обжигающий образец и предложил мне.

Мангия ! Мангия ! — настаивал он. Он был нежным, больше похожим на сливки, чем на сыр.

— Вчерашняя рикотта — это завтрашнее масло, — сказал Пьеро, словно это был секрет алхимика.

Пионеры Circolo la Scaletta, которым сейчас за 70, передают бразды правления молодому поколению итальянских защитников природы. «Двадцать лет назад мы были единственными, кто интересовался Сасси, — говорит художник Митаротонда. «Но теперь круг расширился. Мы достигли своей цели». По его словам, самая большая проблема состоит в том, чтобы обеспечить развитие Сасси как живого сообщества, а не туристического анклава. «Это не может быть просто место, где потребляется культура», — говорит Де Ружжьери. — Тогда это просто музей. Доступ к школам, больницам и магазинам Piano остается затрудненным, и ведутся ожесточенные споры о том, следует ли разрешить автомобильное движение по единственной дороге Сасси.

В свой последний день я прогуливался с Антонио Николетти, когда мы встретили группу стариков в рабочих шапках, которые гуляли на площади. При малейшей подсказке они по очереди потчевали нас своими детскими воспоминаниями о «жизни троглодитов» в Сасси, в том числе о том, как стирать белье с использованием пепла и сколько коз они могут втиснуть в свои дома.

«До возрождения люди, выросшие в Сасси, притворялись, что пришли откуда-то еще», — размышлял Николетти, пока мы шли прочь. «Теперь они знаменитости».

Получайте последние новости Путешествия и культура на свой почтовый ящик.

Рекомендуемые видео

Чем заняться в Матере: город пещер

Поиск

Базиликата

Сайты, которые нельзя пропустить События События Город Полезная информация Карта региона

Один из старейших городов мира, природа, история и культура объединяются в Матере

Место, богатое пейзажами, уникальными архитектурными произведениями, несравненным очарованием, Матера очаровало многих художников, в том числе Карло Леви и Джованни Пасколи. , и продолжает очаровывать своим Сасси, объектом Всемирного наследия. Достойный долгого посещения, он восхищает сердце.

Сайты, которые нельзя пропустить

  • Основные моменты

Природа

Культурные города

Еда и вино

Велотуризм

ЮНЕСКО

Матера, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО: город камней и скальных церквей

Матера — один из старейших, до сих пор обитаемых городов мира: волшебное место, сохранившее свидетельства человеческих поселений со времен палеолита в естественных пещерах, вырубленных в скале. На протяжении веков эти пещеры, которые должны были стать символом города, превращались во все более сложные структуры в два больших естественных амфитеатра. Посещая Матеру, расположенную на известняковом плато в Базиликате, которое характеризуется глубокими трещинами, оврагами, скалами и пещерами, вы как будто попадаете на вертеп. Дома, церкви, монастыри и отшельнические хижины построены в естественных пещерах Мурджии в пейзаже, настолько вызывающем воспоминания, что он был выбран в качестве места действия для таких фильмов, как «Страсти Христовы» Мела Гибсона и «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини. Готовы погрузиться в чудеса этого уникального города?

5 минут

Еда и вино

Lucanian Delights: оливковое масло Extra Virgin от Basilicata

Средне-фруктовый, слегка горьковатый и иногда пряный, с цветом между зеленым и желтым: это характеристики Olio Evo della Basilicata, которые с 2020 года могут похвастаться IGP или защищенной географической идентификацией. Это важное признание привело к тому, что количество превосходных фирменных продуктов в регионе достигло восемнадцати, включая пять DOP, семь IGP, четыре DOC, один DOCG и один IGT, включая вина, овощи и злаки, мясо, сыры и хлеб из Матеры.

3 минуты

Город

Замечательный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО Сасси-де-Матера

Матера — город Сасси, камни Матеры, уникальный район, в котором хранятся свидетельства существования человеческих поселений от палеолита до наших дней. Тысячелетняя история, множество достопримечательностей, богатая и вкусная кухня бедного происхождения: жемчужина Базиликаты заслуживает того, чтобы ее увидели хотя бы раз в жизни.

Узнать больше

ОСТАВАЙТЕСЬ С НАМИ

Продолжайте жить как итальянец

Подпишитесь на информационный бюллетень, чтобы не пропустить места, события и опыт, чтобы познакомиться с лучшей стороной Италии: подлинной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *