Материалы по теме:Дионисий и Андрей Рублев Преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец Родословная иконника Дионисия Техника росписи |
В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года. Надпись о времени создания росписи и ее мастерах была впервые приведена в книге И.И. Бриллиантова «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания. 1398–1898». Расположенная на поверхности арки северного входа собора, она сообщает о времени создания (1502 г.) и сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады». В 1911 году вышла монография В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» – первая работа, посвященная росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы, за которой последовало множество других исследований, посвященных истории создания росписи, ее иконографической программе, особенностям техники и стиля Дионисия и работавших с ним мастеров. Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом. Этот собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты швов наложенного на стены левкаса. Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах, в щеках подпружных арок – Учение отцов церкви, в сводах – евангельские сцены, на западной стене – Страшный суд, на уровне окон четверика – композиции на текст Акафиста Богоматери, ниже – Вселенские соборы, на столпах – воины-мученики, в алтарных апсидах – Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец и сопутствующие сюжеты. Внизу, по периметру стен и столпов, располагаются «полотенца» с орнаментами. Наружные росписи на западной стене, отображая распределение сюжетов внутри собора, через образы Рождества Богородицы и Деисуса раскрывают темы спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного. Композиция над захоронением преподобного Мартиниана посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря – Ферапонта и Мартиниана. Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи. После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев. С 1981 года в соборе Рождества Богородицы под контролем Научно-методического совета Министерства культуры СССР, а затем Российской Федерации, ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по особым методам, впервые разработанным специально для росписей Дионисия, осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев. Профилактическая консервация фресок и отлаженный температурно-влажностный режим заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища, памятника российской и европейской культуры. |
|
Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, Вологодская область: vadimrazumov.ru — LiveJournal
?- Путешествия
- Искусство
- Архитектура getCancelledCats().length > 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel
Подготовить для вас этот материал меня побудило радостное событие. На сайте «Росрегионреставрации» появились сведения о том, что в Ферапонтовом монастыре вновь возобновятся работы по реставрации фресок Дионисия. Напомню, что один из этапов предыдущих восстановительных работ завершился здесь в 2011 году. Стало быть, важнейшее дело по спасению 500-летних шедевров продолжается, и это по-настоящему отрадно!
А вы были в Ферапонтовом монастыре? И видели ли вы еще где-нибудь работы Дионисия?
Дата фотографий: 4 августа 2016 года.
2. В росписях храма можно увидеть более 300 сюжетов.
3.
4. Христос-Вседержитель в куполе в центре собора.
5.
6.
7.
8.
9. Некоторые элементы фресок нуждаются в реставрации.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru
Tags: Вологодская область, Дионисий, Ферапонтов монастырь, интерьеры, монастыри, фото 2016, фрески
Августовский номер National Geographic с моими фотографиями Ферапонтова монастыря
1 августа в продаже появится новый номер журнала National Geographic. Ровно год назад мы вместе с главным редактором натгео Андреем Паламарчуком и…
Ферапонтов монастырь с дрона, Вологодская область
На севере Вологодчины, на холме меж двух озёр — Ферапонтовского и Спасского, гармонично слившись с окружающим ландшафтом, расположился Ферапонтов…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Августовский номер National Geographic с моими фотографиями Ферапонтова монастыря
1 августа в продаже появится новый номер журнала National Geographic. Ровно год назад мы вместе с главным редактором натгео Андреем Паламарчуком и…
Ферапонтов монастырь с дрона, Вологодская область
На севере Вологодчины, на холме меж двух озёр — Ферапонтовского и Спасского, гармонично слившись с окружающим ландшафтом, расположился Ферапонтов…
Ферапонтово Вологодская Область Россия Февраль 2020 Фрески Ферапонтова Монастыря Дионисия – Стоковое редакционное фото © irinabal18 #365014404
Изображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффектыИнструменты
ПредприятиеЦеныВсе изображения
ВойтиРегистрация
Только для редакционного использования
Удалить BG
Образец
Чтобы загрузить это изображение,
создайте учетную запись У вас уже есть учетная запись? Войти
Нажимая Зарегистрироваться, вы принимаете Depositphotos
Пользовательское соглашение
Ферапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы.
— Фото автора irinabal18
- Найти похожие изображения
Похожие лицензионные изображения:
Та же серия:
Ферапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества БогородицыФрески в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Ефимьевского монастыря в СуздалеФерапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы. Ферапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества БогородицыИконостас Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря Ферапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы. Ферапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы. Ленинградская область, Россия, 13 сентября 2015 г. Святотроицкий Александро-Свирский монастырь, фрагмент росписи Троицкого собора Ферапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы. Образ Николая Чудотворца, 1502 г. Ферапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы. Иконостас Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыряВологда, Россия, 24 февраля. 2020 г. Иконостас верхнего храма Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря в ВологдеФерапонтово , Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы. Фрески в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Ефимьевского монастыря в СуздалеИконостас Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыряФерапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 г. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 года. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества БогородицыUsage Information
Вы можете использовать это бесплатное редакционное фото «Ферапонтово, Вологодская область, Россия, 23 февраля 2020 года. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы.» для личных и некоммерческих целей в соответствии со Стандартной лицензией. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.
Вы можете купить эту редакционную фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 3000×2250. Дата загрузки: 21 апреля 2020 г. 0028
- Все документы
- Доступны на
- Доступно на
Контакты и поддержка
- +90-850-390-2134
- Свяжитесь с нами
- Depositphotos Отзывы
© 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.
Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.
Храм Рождества Богородицы Ферапонтовского монастыря Вологодской области
Церковь Рождества Богородицы Ферапонтовского монастыря Вологодской области.
Мария Шевелькина | Stanford University
Описание
Церковь Рождества Богородицы в комплексе Ферапонтовского монастыря — первая каменная церковь в Белозерском (Белозерском) районе Вологды, Россия, построенная в 1490 году каменщиками. из Ростова. Памятник стоит на вершине холма, укрепленного пятью другими постройками и окруженного невысокой стеной с видом на Борадаевское озеро. Церковь и комплекс в настоящее время являются частью объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и связаны с Кирилло-Белозерским монастырем, расположенным примерно в двадцати километрах южнее на Северском озере. Основан в 139 г.8 св. Ферапонта, Ферапонтовский монастырь был оплотом русского православия в свое время и в течение четырехсот лет до ослабления монашеской власти и его официального распада после короткого периода женского монастыря в 1924 году. Монастырь имел решающее значение для консолидации княжеств Руси под властью московских правителей на рубеже 15-16 вв. В этот переходный период иконописец Дионисий по поручению богатого аристократа архиепископа Ростовского Иосафа (ум. 1514), по согласованию с великим князем Иваном III (р. 1462–1505), украсил внутреннее убранство храма. Рождества Богородицы с росписями и иконостасом. Проект был завершен Дионисием и его мастерской, в которую входил и его сын Феодосий Иконописец, 8 сентября 1502 г.
Внутреннее и внешнее убранство стен церкви Рождества Богородицы — единственное сохранившееся целое настенное росписи раннесовременной Руси. Настенные росписи, считающиеся вершиной художественного творчества мастера-иконописца, отличаются подчеркнуто плавными композициями, вытянутыми формами и яркими цветами. Покрывая весь интерьер церкви и внешний западный вход, настенные росписи создают состояние воздушной прозрачности. Они знаменуют собой кульминацию периода интенсивного изобразительного творчества в монашеской Руси в 15-м и 16-м веках.
Значение
До работы над храмом Рождества Богородицы, апогеем Дионисия, художник выполнял многочисленные заказы как на иконостасы, так и на настенные росписи. Дионисий учился в Симоновом монастыре, крупнейшем духовном центре Москвы, следуя новаторским путем Феофана Грека (ок. 1340–ок. 1410) и Андрея Рублева (ок. 1360–ок. 1430), которые работали и проживали там как хорошо. Вместе со своим старцем , «великим старцем» Митрофаном (ок. XV в.), Дионисий украсил Пафнутье-Боровский монастырь. В последней четверти XV века Дионисий со своей мастерской много путешествовал, расписывая памятники по всей Руси. Проекты включали недавно построенный Аристотелем Фиорованти Успенский собор в Московском Кремле и множество других храмов Спасо-Каменного, Волоколамского, Чигасовского, Павло-Обнорского, Кирилло-Белозерского и Спасо-Прилукского монастырей. Житие Пафнутия Боровского , составленное Вассианом Саниным (Патрикеевым) в 1515 году, является первым письменным источником, указывающим на Дионисия. В нем его деятельность названа «чудотворной».
Церковь Рождества Богородицы в Ферапонтове располагалась в уже сложившихся монастырских твердынях Руси, быстро консолидировавшейся под единым Московским княжеством Ивана III. Уполномоченный Дионисия, архиепископ Иосаф , был в значительной степени замешан в спорах о монастырской собственности на землю, начавшихся в 149 г.0 с. Для обсуждения этого вопроса было созвано несколько соборов с участием ключевых деятелей монашеского, исихастского и коллективного молитвенного движений, включая Иосифа Волоцкого (ок. 1440–1515) и Нила Сорского (ок. 1433–1508) — оба были знакомы с Дионисием. . Настенные росписи храма Рождества Богородицы, очевидно, отражают эту современность, подчеркивая вновь развернувшуюся мессианскую тему Москвы как «Нового Иерусалима», со сценами соборов, интегрированными в изображения ветхозаветных и новозаветных повествований.
В настенных росписях храма Рождества Богородицы Дионисий заимствовал экспрессивные портреты, характерные для творчества Феофана и Рублева, детально применяя стиль к отдельным фигурам в сценах коллективной молитвы, нюансируя характеристики каждого тело и лицо. Отход Дионисия от его предшественников очевиден в передаче полных сцен с подробными архитектурными и ландшафтными элементами, следуя византийской традиции, а не абстрактным изображениям, развитым в мистических картинах Руси. Кроме того, Дионисий разрушил время в своих композициях, изображая сцены из Ветхого Завета в писания Нового Завета, исторические и современные события, включая церковные соборы и литургические ритуалы, все в одном пространстве, плавно разворачивая различные повествования в церковной структуре. Участники монашеской литургии были окутаны самыми разнообразными интимными и динамичными сценами и видениями: небесные ангелы, сотни святых и пророков в фигурах и в медальонах, узнаваемые современники, фигурация акафистов, восхваляющих Богородицу, Христос во многих образах, Страшный суд на западной стене, литургические предметы, такие как жертвенная чаша, и многочисленные орнаментальные мотивы, включая весь нижний регистр с совершенно уникальными круглыми медальонами, украшающими завесу скинии. Какофония фигур, структур и повествований способствовала ощущению сопричастности учениям и переживаниям христианской истории, слившимся в одно время и пространство, разыгранное во время литургии.
Отличительной чертой храма Рождества Богородицы является цветовая гамма настенных росписей, выдержанная от Пантократора в куполе до нижнего регистра завесы и западного внешнего фасада. Учитывая огромное количество фигур и сцен (не менее 300), Дионисий мастерски объединяет поверхность сооружения через цвет, создавая смягченное целостное единство. Смешавшись с известняком, пигменты настенных росписей превращаются в туманные, осветленные версии самих себя: золотистая охра, мшисто-зеленый, серо-голубой, лилово-розовый и белый переходят друг в друга, создавая воздушный, туманный результат. Это особенно контрастирует с первоначальными панелями иконостаса, также расписанными Дионисием, но уже не сохранившимися ни полностью, ни на месте в церкви, подчеркнуто сверкающими своими интенсивными, подобными драгоценным камням, цветами. Таким образом, настенные росписи были предназначены не только для литургического созерцания, но и способствовали состоянию трансцендентности, поскольку они сливались вместе в мерцающую легкость. Исследователи настенных росписей храма Рождества Богородицы давно отмечают своеобразие и экспериментальность форм и красок настенных росписей, контекстуализированных Русью конца XV века. Церковь Рождества Богородицы — один из последних памятников, демонстрирующих это чувство свободы и динамизма, скованное церковными кодификациями и ростом судебных преследований, развязанных интенсивной авторитарной централизацией следующего столетия.
Дополнительная литература
Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века. К 500 лету росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова Монастыря: Сборник статей [Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина 15 – начало 16 века. 500 лет настенным росписям Богородицкой церкви Ферапонтовского монастыря: сборник статей / под редакцией Л. И. Лифшица. Москва: Северный Поломник, 2005. 9 с.0003
Этот том содержит тридцать три статьи, посвященные широкому кругу тем, связанных с Церковью Рождества Богородицы. В этой книге, в которой собраны самые последние исследования памятника, обсуждаются вопросы иконографии, архитектуры и контекстуальные дискуссии, включая социальные и политические состояния того периода, а также другие сравнительные памятники.
Лифшиц Л.И., Попов Г.В. Дионисий [Дионисий]. Москва: Северный Поломник, 2006. 9 с.0003
Эта монография предлагает полезный обзор творчества Дионисия, в том числе его настенные росписи, панно и миниатюры. Книга, иллюстрированная в полном цвете, содержит самое большое количество изображений в одном издании на сегодняшний день.
Сарабьянов В. Д. История Архитектурных и Художественных Памятников Ферапонтово монастыря [История архитектурных и художественных памятников: Ферапонтовский монастырь]. М.: Индрик, 2014.
В этом полнометражном исследовании рассматривается структурная и административная история Ферапонтовского монастыря, включая каждый из пяти его памятников, а также хранящиеся в нем настенные росписи и иконы, начиная с XIV века и заканчивая реставрационными проектами. в 20 веке.
Сохранение Росписи Дионисия 1502 года в Соборе Рождества Богородицы Ферапонтово Монастырь: Материалы Международной научно-методической конференции (13-15 сентября 2011 года, Кириллов-Ферапонтово) [Консервация Ди Настенные росписи Онисия 1502 года в Рождество Богородицы Божья церковь Ферапонтовского монастыря: Материалы международной научной конференции (13-15 сентября 2011 г., Кириллов-Ферапонтово). М.: Индрик, 2012.
В сборнике представлены статьи, посвященные обширной истории и процессам реставрации настенных росписей. в храме Рождества Богородицы, с углубленным анализом структур, пигментов и процессов мастерской Дионисия и последующих консерваторов-реставраторов.0003
Этот вклад был спонсирован Центром византийского искусства и культуры Мэри Джахарис в Греческом колледже Святого Креста.
Цитирование:
Мария Шевелькина, «Храм Рождества Богородицы, Ферапонтов монастырь, Вологодская область», Картографирование Восточной Европы ,
ред.