Сомнения о нюансах «смешения кровей» посещают и татар, и русских, да и представителей любой национальности
АНОНИМНЫЕ ОТКЛИКИ КАК РЕФЕРЕНДУМ НЕРАВНОДУШНЫХ
Я догадывался, что моя статья о смешанных браках, опубликованная на прошлой неделе в «БИЗНЕС Online», вызовет интерес публики. Но никак не полагал, что настолько! Почти каждый из более 170 комментариев читателей похож на скрытый монолог или фильм о семейной истории. Или на выступление с трибуны научно-практической конференции. Такая изначально противоречивая, жизненная тема. Она актуальна везде и всегда. Как глобальное потепление, статистика пьянства, состояние дорог, семейный бюджет, благополучие детей, желание счастья. Чувствуется, что каждый прочитавший мог бы высказаться, и то не все нюансы были бы раскрыты. Такая тема…
Дело не в количестве комментариев, мнения обычно повторяются. Но даже 6 — 7 самостоятельных точек зрения — это много. А тут десятки версий.
Странно, что никто не возразил против моей гипотезы о связи между равенством в смешанной семье и в многонациональной стране, регионе, например, в Украине с ее Юго-Востоком, где идет война, вспыхнувшая и по национальным мотивам.
Людей больше волнует не глобальная политика, а бытовые понятия. Некоторые читатели возмущаются разному статусу семейной любви и верности к родному народу.
10.08.2014 09:51 «…Значит семья — это всего лишь интимное чувство (слово-то какое подобрал 🙂 ). А вот ЛЮБОВЬ — это только к НАРОДУ! :-)» (здесь и далее в комментариях орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены — прим. ред.)
На самом деле объявление семейных отношений интимными — правильно. Это говорит об их неприкосновенности. Поэтому я никого не учу или не осуждаю. Разве что выразить позитивное чувство — оно всегда полезно. Любые супруги вправе послать меня, если стану вторгаться в их полномочия и права.
И вот читатели, разделившись на три группы, судят автора. Им можно — они же анонимны! Впрочем, некоторые высказываются открыто, указывая псевдоним или свое имя под фотографией. Анонимность тоже полезна: такое обсуждение темы и самой статьи важно как социологический опрос. Суть раскрывается широким спектром сокровенных мыслей, которые никто публично не скажет. Первая группа («настоящие татары») возмущается, почему я не призываю заключать брак только «со своими», аргументируя сотнями примеров потери этнического облика нашего народа. Им кажется, что я пропагандирую смешанные браки, что совершенно не к чему.
Вторая группа восхваляет смешанные браки, которые «улучшают генофонд», дают стабильность обществу, приводя пример собственного благополучия.
Третьи резко осуждают само обсуждение темы смешанных браков. Предлагают «не расчесывать».
СТОИЛО ИЛИ НЕ СТОИЛО ПИСАТЬ ОБ «ЭТОМ»?
10.08.2014 09:48 «…А может лучше не надо публично «расчесывать» эту тему, тогда она может как-то сама по себе рассосется и отболит у каждого индивидуально?»
Так полагает читатель. Нет, уважаемый, не рассосется и не отболит ранка или царапина в душе, связанная с духовным настоем предков, шепотом матери, красивой мелодией песни. Она может затаиться и ждать своего выхода. Но как же быть с теми, кто заявляет: «Не надо раскачивать тему…»
10.08.2014 15:27 «Тимур! Я русский, жена татарка, живем вместе более 25 лет. Пока не переехали в Казань, знать не знал про национальные проблемы. И так по всей стране, живут в смешанных браках ровно и спокойно. Только здесь увидел национальные «закидоны». Лично у меня много друзей и татар и русских и никогда не возникало никаких межнациональных разногласий. Видимо некоторые товарищи и не товарищи специально «раскачивают» тему. При этом тема тупиковая. НИКТО В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕ ДАСТ РАСШАТАТЬ ДАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС. Поверьте, сметут.. Жить надо в мире и согласии, с уважением национальных интересов и религиозных учений друг друга».
Понятный и серьезный коммент. Но давайте уточним, с чем читатель столкнулся, когда переехал в Казань? Раньше, 25 лет прожив в смешанном браке, он не знал про существование национальных проблем. Каких именно? Вовсе необязательно это означает стотысячные митинги, голодовки, террористические акты, карательные операции, улаживание вопроса при помощи тяжелой артиллерии и заполнение тюрем несогласными. Так бывает, когда национальные перекосы доведены до крайности, назрел реальный конфликт, раскол в обществе.
На наше счастье такого у нас нет. И нет глухого непонимания разных этнических групп. В жизни народов часто всегда всплывает старая обида, пролитая когда-то кровь, месть. Несмотря на сложную историю, в Татарстане и в Урало-Поволжском регионе народы давно притерлись друг к другу. Прижились, переженились, знают культуру и быт друг друга, догадываются, чего можно ожидать друг от друга. Вся красота и основа будущего благополучия в этом.
Но сами национальные интересы, этнокультурные потребности, надежда на справедливость никуда не исчезают. Национальная проблема появляется, если какая-то национальная общность чувствует себя дискомфортно, ее культура и язык оттесняются.
В цивилизованном мире такие процессы регулярно мониторят. Иногда тестирование и оценка становятся миссией отдельных экспертов, общественных организацией и нас, журналистов. Шаблонные рапорты «У нас 100 национальностей, все хорошо, живем дружно» могут удовлетворить только любителей фальшивой отчетности.
Для настоящего дела нужна реальная картина, конкретная профилактика, текущее и перспективное планирование. А что такое национальные «закидоны», о которых пишет автор комментария? Одно дело, если перехлест, ложная тревога. Сам же факт наличия национальных различий, потребностей — нормальное явление, а не «закидон».
Десятилетиями русский народ преподносился как огромная беспроблемная, универсальная масса. Теперь оказалось, что у русских тоже есть националисты, даже скинхеды и фашисты, что существует проблема постижения гениальности великих писателей и ученых России. Как и татарских деятелей тоже. Само обсуждение проблем русской или татарской (второго по численности в стране народа) истории и культуры — тоже не «закидон», а самое нормальное явление. И процесс этот непременно охватывает и общественность, и, конечно, семьи!
И семья — самая передовая линия, главная площадка урегулирования, замалчивания, апробирования, согласования и взаимопрезентации народов. Все счастья и несчастья, раздоры и слияния — здесь! Странно, что иногда позорные явления и идеалы замалчиваются в обществе, коллективе, а иногда и в семье. И неизвестно, когда прорвутся наружу благородные порывы или низменные страсти. Но прорвутся обязательно, не сомневайтесь. Предлагаете ждать?
«НЕЛЬЗЯ, НО… МОЖНО!»
Интересной и противоречивой мне кажется такая распространенная точка зрения: «Жениться на девушке другой нации или выходить замуж за инородца категорически нельзя! Если только будет в семье равенство языков и культур…»
10.08.2014 10:54 «Timur. Соединять судьбу с представителями других национальностей можно, если в новой семье будет равенство языков, культур и дети вырастут достойными татарами! То есть, жениться можно при условии, что дети будут считаться татарами!
Вот здесь кроется ключевой и конфликтный момент. Татарину, если не хочет быть по жизни униженным и уступающим по всем фронтам, жениться на русской категорически нельзя. Татарке, если не хочет потерять идентичность своей нации, выходить замуж за инородца, тем более за русского, категорически нельзя.
Все это обусловлено нашей историей и превалированием одного языка и одной культуры в ущерб остальным. Думаю, межнациональные браки станут полноценными тогда, когда культуры станут взаимодополнять друг друга и не будет превалировать и доминировать одна из культур в ущерб другой… К тому же межнациональные браки — это развод манкуртов, где и русская культура девальвирована…»
Комментарий читателя под ником Timur вызвал бурную реакцию. И он обратился с уточнениями:
10.08.2014 13:05 «Объясняю: Ребенок родился в татарской семье, где отсутствует преемственность поколений, из-за отсутствия знаний языка матери. Что бы по настоящему впитать русскую культуру, надо жить в русской среде, в семье. В итоге ребенок попадает под влияние уличной гапоты, где его социализация проходит по понятиям. Готовый бандюган. От такого человека одни проблемы, всем он дает прикурить. Особенно если родители манкурты»
«СМЕШАННЫЕ БРАКИ СПАСЛИ РЕСПУБЛИКУ ОТ БЕДЫ»
10.08.2014 11:14 «С ужасом вспоминаю 90-е годы и убеждена, что нас тогда спасло только то, что в Татарстане много межнациональных браков и рожденных от них детей».
10.08.2014 11:39 «…Эта рознь нужна тем, кто прибрал богатство, созданное тремя поколениями россиян. И не важно, какой они национальности. Простые люди всегда жили в мире. А нынешние чинуши продолжают политику директора ЦРУ Аллена Даллеса. Еще в 1945 году он сказал «Россию войной победить нельзя. Но если их заставить разговаривать на разных языках, то местные чиновники взятками приведут Россию к уничтожению». Так что, думайте, кому в первую очередь это нужно. И все встанет на свои места».
10.08.2014 12:31 «Да, тема действительно важная и деликатная! Смешанные браки были, есть и будут! Счастливые, не счастливые, долгосрочные и не очень, так же как и браки из представителей одной национальности. Хотелось обратиться к моим землякам (и не только в Татарстане) осознающим себя татарами, чувашами, марийцами и представителями других народов, много веков «варившихся друг с другом в этом многоэтническом российском котле». Просьба о мудром понимании и проведении четкого отличия между попытками недопустимого навязывания чужих языка, религии, идеологии, культуры и пр. от неизбежного цивилизационного смешивания этих же языков, религий, идеологий, культур и др. с получением в долгосрочном результате чего-то единого и приемлемого для всех народов, участвующих в этом «плавлении». И дело не только в смешанных брака, хотя где-где, а в рамках семьи с общими столом, бытом и (я извиняюсь!) постелью, сразу становится ясно близкие ли это люди или они все же разные, но и без смешанных браков, современный мир (как в деловой жизни, так и в быту) просто диктует ускорение взаимопонимания и единообразия мировоззрений, путем создания всеми единых и понятных для всех инструментов коммуникаций. И конечно, к сожалению, без утраты некоторых признаков отличий и самобытности народов не обойдется. ..»
…В СМЕШАННЫХ БРАКАХ ДЕТИ ТЕРЯЮТ СВОЮ «ТАТАРСКОСТЬ»
10.08.2014 11:50 «Знаю примеры когда русская мать дала сыну татарское имя и сама выучила татарский, но это очень редкое исключение.Конечно двуязычие в смешанном браке лучшее лекарство от, извините за затасканное слово но он верное, «манкуртизации».У нас в РТ с этим чуть легче есть программа поддержки татарского языка, сын моего соседа русский, в своем классе где более половины татар луче всех знает их язык.Но как быть в других республиках и губерниях где живут татары?Кстати такая же проблема стояла и перед российскими евреями. Они тоже обеспокоены «денационализацией» и пытаются учить детей ивриту и обычаям, кстати синагоги у них мощный фактор поддержки своей культуры»
И ТАКОЕ БЫВАЕТ: ПРИМЕР КУРДОВ-ЕЗИДОВ
10.08.2014 13:12 «Недавно прочел о таком народе как езиды, их около 2 млн. Их еще называют курдами-езидами, т.е. это не совсем курды. Это из-за них США начали бомбить исламистов в Ираке. Это народ, который говорит на курманджийском языке курдской группы арийской ветви индоевропейской семьи. Их история исчисляется несколькими тысячелетиями, хотя мало кто о них знает. И этот народ, не имея своей государственности, смог сохранить свой язык, свою культуру и свои традиции, точнее смог сохранить себя как единый народ.
Так считается, что основой выживания народов была духовность, строгое соблюдение морально-нравственных норм и традиций. Во-первых, у них своя отличная от других религия, хотя она вобрала в себя очень многие и из христианства и из ислама. Их религиозное мировоззрение в корне отличается от авраамических религий. И во-вторых, оказывается, что езидом считается только тот, у кого оба родителя езиды. Если произошло возникновение семьи с разными нациями, то эта семья уже больше не считается езидами и изгоняются из этой народности. А у них там очень четкая иерархическая структура. Это как государство в государстве. Вот так они и смогли пройти в своей истории несколько тысячелетий. И очень близки по своей ментальности к армянам, которые тоже смогли сохранится..»
АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ С «ИНОРОДЦАМИ»?
Иная культура, другая вера, другой язык… Иногда вообще непонятный, а иногда вполне доступный, если постараться. Сомнения о нюансах «смешения кровей» посещают и татар, и русских, да и представителей любой национальности.
Риторические вопросы ни к чему не приводят, так как большинство молодых, если дело дошло до стадии выбора спутника жизни, уже по пятой графе свое решение не меняют. К моим советам не прислушаются, даже родительский наказ, как правило, деликатно отвергается. Они же не представляют свое будущее друг без друга! Создают новую семью, формируют свою родню. Традиции, обычаи отползают в сторону, так как институт семьи трещит по швам, уступая место «гражданским» бракам, «приходящим» супругам. Спасибо, если спутник (или спутница) — противоположного пола, ведь Европа требует не вмешиваться и в эту сферу. В такой ситуации трудно надеяться на согласование кандидатур будущих супругов по социальному статусу, культурному уровню, национальности.
И все же еще жив основной контингент «консервативных» брачующихся. Есть уважающие мнение родителей, желающие создавать семью и растить детей традиционным способом. Пишу только для таких.
ИТАК, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ РОЖАТЬ И РАСТИТЬ ТОЛЬКО ТАТАР?
10.08.2014 09:51 «…Правда, в итоге дискуссия вышла на удивительно правильный вывод — соединять судьбу с представителями других национальностей можно, если в новой семье будет равенство языков, культур и дети вырастут достойными татарами!» То есть, жениться можно при условии, что дети будут считаться татарами!»
Этот критерий — «можно, если дети вырастут татарами» — многих смущает. Звучит как лозунг махрового национализма: растите татарских детей, и все будет ОК. А ведь, по сути, тут нет никакого национализма. Речь идет о том, что ребенок как минимум наполовину, на 50 процентов, родился татарином. Таким же он и уйдет из жизни спустя годы: татарином по происхождению, пусть наполовину. То же самое с русской или иной «половиной» крови. Зачем скрывать это обстоятельство?
По культуре, языку, даже по самосознанию он может признать приоритетность национальности другого родителя, не татарина. Но это только его личный выбор. Воздействовать на него искусственно, чтобы превратить в представителя только одного народа, безнравственно. Значит, создавая семью с девушкой или парнем другой национальности, ты признаешься, что дети по происхождению будут относиться как минимум к двум народам. И у тебя появляется ответственность за передачу обоих корней своего ребенка. У него или у его потомков может возникнуть этническое самосознание, которое когда-то было пресечено. Так что приведенный в статье итог дискуссии делегатов форума татарской молодежи вполне логичен. Женитесь, мол, но не забывайте.
НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ ЭТНИЧНОСТЬ?
Много препятствий на пути брака и любовных связей. Например, политика, война, международные отношения. В прошлой статье я приводил пример Андрия, застреленного Тарасом Бульбой (отцом!) за измену родине по причине любви к полячке. Подумалось: а ведь находились умельцы «политтехнологии» по применению любовной зависимости, чтобы повернуть оружие влюбленного против собственного рода и семьи. Поистине, любовь опасная штука, и с ней надо обращаться осторожно.
Многое препятствует чувствам. Есть социальные прослойки, бедные и богатые. Аристократы и «простолюдины», высшие круги и «простые люди». Даже короли и королевы, наследники престола, которых любовь связывает, несмотря на откровенную безрассудность морганатического брака. Случались обломы с ханским или королевским престолом на этой же почве.
Среди таких же факторов национальность. Самый распространенный, легкодоступный, достаточно гибкий. В отличие от миллиардных состояний, королевского статуса, этнический фактор не очень жесткий. Достаточно подтвердить уважение, знание традиций, языка, культур, религиозных убеждений. Есть семьи и традиции, когда можно жениться или выйти замуж, если принять веру жениха или девушки.
Я давно храню фотографию семьи дочери Райсы Хаким из Сан-Франциско, которую она мне подарила лет 20 назад. Красавица-татарка по имени Фариял вышла замуж за американца ирландского происхождении Чака, который принял мусульманство. А какие красивые у них дети — дочь и сын! Может быть, Чак освоил татарский язык и традиции или и впрямь стал мусульманином? Как сложилась их судьба? И Райсы Хаким, написавшей письмо в журнал «Идель» после выхода его первых номеров, уже нет в живых. Но любовь Чака и Фариял всегда вспоминается мне. Чак стал мусульманином, верю. Но татарином он не мог стать.
ВСЕ РЕШАЕТ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
13.08.2014 12:24 «…Вы, по большому счету, правы. Так или иначе, семьи создаются в окружающем нас обществе, и чем ближе супруги к этому обществу, тем комфортнее жить. Согласитесь, если девушка, допустим, татарка, выйдет замуж за еврея, и уедет на ПМЖ в Израиль, то несколько несуразными будут выглядеть попытки разговаривать в семье на татарском языке. Ведь общение с обществом за стенами дома будет явно проходить по-другому, и дети будут общаться со сверстниками на другом языке. То же самое и с религией. Сам ты можешь верить во что хочешь, но если твоя семья не живет отшельниками, то, как минимум, придется жить в соответствии с тем укладом жизни, каким живет большинство. Перебегать в другую религию нет смысла (если ты действительно верующий), но соблюдать все обычаи и праздники окружающих так или иначе придется.
Поэтому не может быть однозначного ответа — как жить в смешанном браке, и стоит ли вообще так жить. И нельзя сделать однозначный вывод — кому с кем лучше жить, потому что нельзя предсказать — где вам суждено жить».
13.08.2014 11:50 «starr. Человека красят поступки. Только никчемные люди выпячивают напоказ свою национальность и религию, потому что больше гордиться нечем».
УНИКАЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ ПРОВОКАЦИИ 90-Х ГОДОВ
10.08.2014 11:57 «… В 1991 ом году был такой случай: еду в автобусе, заходит на остановке молодой парень с каким-то шарфом зеленым, не помню, что там точно у него написано было, и начинает на русском (! явно провокация) языке выкрикивать, что татары должны бороться за свою чистую кровь, выкинуть всех русских их Татарии, ну и т. д. Его слушали прохладно, а потом все больше людей в ответ стали выкрикивать: «У меня жена русская! Мне ее выгнать или убить?!» (кто-то говорил про русского мужа, кто-то про друга, кто-то про мать или отца). В общем, на следующей остановке попросили парня выйти по-хорошему. Поджал он хвост и выскочил. Действительно, только тот факт, что тогда было много межнациональных браков и детей их смешанных семей удержало Татарстан от возможной крови. И меня очень пугает тот факт, что большая часть молодежи сейчас очень сильно настроенная на мононациональные и монорелигиозные браки. Сколько не объясняй им, что в них теперь нет абсолютно «чистой» крови, что все они уже перемешаны — бесполезно…»
Обязан и сам хочу прокомментировать этот отклик. Иногда «антитатарские» авторы пишут, что в годы суверенитета власти Татарстана сами поднимали национальные массы, чтобы требовать у центра большие права и ресурсы. Мол, реальной угрозы со стороны радикалов не было, и поэтому, мол, тезис о том, что команда Шаймиева спасла Россию и Татарстан от большого конфликта, не очень актуален.
Приведенный выше пример показывает, что в годы глубоких перемен, борьбы национальное возрождение и реальный федерализм, горячие головы и радикальные идеи встречались и в республике, и в российских регионах, и за рубежом. После объявления суверенитета весь мир застыл в ожидании, ожидая отделения Татарстана от России, объявления чисто татарской государственности. В это поверили даже в Московском Кремле, и реально рассматривался вариант вооруженного подавления Татарстана, изоляции его лидеров.
Помните, перед референдумом в марте 1992 года шумела вся Россия, из Москвы шли машины, нагруженные листовками против суверенитета? Руководителей республики вызывали на Конституционный суд, по телевизору транслировали заседания Верховного Совета, показывали репортажи и политические прогнозы, какая беда ожидает всех, если референдум пройдет. Накануне дня референдума по программе «Время» выступил президент Борис Ельцин с призывом голосовать против суверенитета или отделения (точно не помню). И референдум состоялся, хотя был подготовлен и вариант, применяемый сейчас Киевом по отношению к Луганску и Донбассу. Идея федерализма выстояла и сейчас, несмотря на серьезные трудности и преграды, продолжает оказывать позитивное влияние на российскую политику. Хотя уже существуют горячие головы с унитаристским и монархическим мышлением.
Так вот, провокатор с зеленым шарфом из маршрутного автобуса мог быть из среды бытовых националистов, татарских радикальных политиканов или «ультра-революционеров». Нельзя исключить, что антитатарские силы могли таким образом специально провоцировать недовольство казанцев. Нормальная татарская общественность, депутаты никогда не признавали дикие лозунги автобусного провокатора. Я нигде не слышал и не читал призывов насчет соблюдения «чистоты крови», оттеснения других народов. Не видел, как лезут со стороны в семейные дела.
Но признаю, возможность катастрофы, конфликта с участием силовых структур разных сторон и стран исключить было нельзя. Мы предотвратили такой сценарий. Что иногда преподносится как «трусость» и «предательство». Как будто для кровопролития и войны нужна большая смелость и много ума. На деле как раз наоборот.
ПРИВЯЗАННОСТЬ И УВАЖЕНИЕ — СИЛЬНЕЕ ЛЮБОВНОГО ПОРЫВА
А вот комментарий опытного человека, компетентного в политике и семейных делах. Он написал свой отклик в числе самых последних, вероятно, много думал. Хотя он и не стал нарушать традиции анонимного плебисцита, но я бы с ним с удовольствием пообщался в реальном мире, даже перед телекамерой в открытом эфире. Потому что мой оппонент выражается искренне, обдуманно, зная жизнь и понимая предмет разговора. Полагаю, не имея субъективного интереса и корысти. Просто он тоже неравнодушен к теме национального фактора в семейных отношениях. Хотя автор отклика не совсем согласен со мной, но я с ним не спорю, привожу его письмо без изменений и полностью.
12.08.2014 06:24 «…Ипташ Римзиль, конечно, много демагогии подпустил, особенно политической, и к обозначенной теме отношения не имеющей. У тебя один взгляд на ситуацию в Украине, у меня — другой, и нечего тут лишнее напряжение создавать. Смешанные браки, конечно, различаются и по-разному классифицируются в социологии. Есть культурно однородные (гомогенные) браки: татары-башкиры, татары-турки, татары-арабы и т.п. А есть разнородные (гетерогенные) браки: татары-русские, турки-немцы, арабы-французы и т.п. Исследования показывают, что однородные браки более устойчивые, нежели разнородные.
Еще 80-е годы советские социологические исследования показывали, что вероятность распада смешанного брака в 3 раза выше, чем однородного брака. К сожалению, современных данных у меня нет, но, думаю, ситуация только ухудшилась по части «разводимости». У известного французского писателя Андре Моруа есть знаменитое произведение «Письма незнакомке», читать его одно удовольствие, поскольку это очень поучительно для читателей всех возрастов. К тому же, там бездна юмора и остроумия. Так вот, там у Моруа есть высказывание (передаю суть): для счастливого брака у супругов должны быть совпадающие политические и религиозные воззрения. Это к вопросу о смешанных браках. А вот еще одно высказывание: «Человек устает от всего, даже от любви». Это для тех, кто педалирует на всякие эфемерные аспекты брака. Прожив жизнь в нескольких браках, могу сказать, что спокойная привязанность друг другу в семье, гораздо более необходимая вещь для супругов, чем пылкая страсть. Чем жарче любовь, тем быстрее она проходит».
Спасибо автору этого комментария. Некоторые молодые люди не поверят утверждению, что любовь проходит, а уважение, совместимость остается всегда. Есть пары, сохранившие пылкую любовь всю жизнь. Но они только сами знают, как ее прожили. Наверное, были моменты, когда проклинали мир и осуждали любимого. Небольшие конфликты, нечаянные обиды и грязь, противоречия забываются, когда есть что-то главное, светлое… И потом, на финише, кажется, что всегда было как в 17 лет.
Нынешние Ромео и Джульетты тоже будут клясться, что любовь вечна и незаменима и без любимого человека жизнь не мила. И даже бессмысленна. Благодаря этому «перебору» — весьма сомнительной истине — великое произведение Шекспира живет до сих пор. Если бы эти два тинейджера из Монтекки и Капулетти благополучно поженились, завели хозяйство и родили бы детей… Трудно даже представить. Сначала их затаскали бы по судам, и Ромео дали бы срок за связь с несовершеннолетней. Они могли бы наладить благополучную жизнь, воспитать детей, получить профессию. Но тогда бы не было трагедии Шекспира с аншлагами в театрах мира.
Крайности интереснее, чем реальная жизнь (а мы в ней живем!). Иногда случаются суициды на почве любви. Но мы не будем ориентироваться на такие отклонения. Будем же разумны. С нас хватит чувства влюбленности, которая, как утверждают психологи, за 6 — 24 месяца трансформируется в устойчивую привычку, глубокое уважение и осознанную семейную жизнь, которой нет замены, как нет и альтернативы любимому супругу. Если только не грянет беда новой влюбленности, которая приносит проблемы всей семье и горе ни в чем не повинным детям.
Но это уже другая история. И в ней тоже есть и быт, и право, и экономика, и политика. Надеюсь как-нибудь написать об этом. Уж больно горячая тема — любовь, не подлежащая государственному регулированию. И она все решает, даже иногда глупо, несправедливо. Деловых людей и чиновников власти любовь тоже не обходит стороной. Даже судей, прокуроров, журналистов. В общественной сфере столько интриги и неожиданных факторов, связанных с любовью и влияющих на политику и бизнес. Писать об этом сложно и рискованно. Когда-нибудь хотелось бы написать об этом, предварительно накопив мысли.
Да и тема смешанных браков (и регионов?) остается открытой. Почему-то многим овладение тремя языками — родным, государственным и международным — представляется невозможным подвигом.
Вот последний пример зарождения неразрешимого противоречия. Буквально сегодня позвонила давняя знакомая, рассказала про брата, который живет в Сургуте с женой-молдаванкой. Мать умерла, так и не простив сына за то, что он «женился на цыганке». Когда молдаванско-татарская семья из Сибири приезжает в деревню, гости просят говорить по-русски или сразу перевести сказанное по-татарски. Супруги страстно любят друг друга. Расил (так зовут брата), который души не чает в «цыганке», на родном языке говорит крайне редко, только когда остается наедине с деревенской родней или разговаривает с ними по телефону. А также иногда на работе — среди нефтяников много татар и башкир. Аналогична, вероятно, ситуация с языком и родней, живущей, в Молдове.
Не знаю, к какой национальности и культуре относится их сын — Галиуллин Альберт Расилович, не знающий ни по-татарски, ни по-молдавски. Условно — к русской, наверное. А по-моему — ни к какой. Сомнительно, что он внесет значительный вклад в великую русскую культуру в полном отрыве от своих корней. Смысл этих заметок заключается в том, чтобы он как минимум знал три языка и три культуры. Догадываетесь, какие именно. Время такое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смешение кровей | VOXPOPULI
Казахстан часто называют многонациональной страной. И именно у нас можно встретить людей, в чьих жилах намешано много разных национальностей. Виктор Магдеев решил узнать, что это значит на деле.
Эрика Ромеро, 21 год, журналистка, главный редактор сайта Nespi.kz:
– Мой отец – мексиканец, а мама – казашка. Отец говорил, что в его родне были французы, испанцы и евреи. Родители мамы были против их брака, так как она, будучи казашкой, должна была выйти за казаха, и сильно обижались. Но с моим появлением на свет все изменилось.
Я никогда не сталкивалась с проявлением злобы. Когда я была маленькая, всем детям было любопытно, почему у меня такие имя и фамилия, все хотели дружить со мной. Когда я выросла, то однажды родители одного из парней,с которым я встречалась, прошлись по теме «не чистая казашка», но мне было скорее смешно, чем обидно от этого. Я не придаю значения национальности, цвету кожи или глаз, потому что моя собственная принадлежность к национальности сильно размыта. Я не стала указывать национальность в паспорте. Я не знаю, казашка я или мексиканка. Не могу сказать, что чувствую себя казашкой на все сто процентов (как и мексиканкой). Не думаю, что это плохо, наоборот, я рада, что совершенно разные культуры и разные темпераменты смешались во мне.
– Я не знаю, за кого хотела бы выйти замуж. Влюбляться могу в кого угодно, неважно, казах он, мексиканец, афроамериканец или японец.
Меня постоянно спрашивают о национальности таксисты, охранники, люди, с которыми я сталкиваюсь по работе… Немного надоедает, но в целом привыкла.
Однажды один американец, друг моей коллеги, подсел за наш столик на вечеринке и стал высказываться о мексиканцах, что, мол, они обезьяны, уголовники, и у них это в крови. Он уехал за тысячи километров от родного дома и чувствовал себя в полной безопасности, говоря такие глупости. Когда ему сказали, что я наполовину мексиканка… Нужно было видеть его лицо! Он краснел и пытался выкручиваться как мог, но, конечно, опозорился. Больше его на вечеринки не звали.
Наргиз Худайбердиева, 19 лет, студентка Almaty Management University:
– Во мне течет кровь четырех национальностей: уйгурская и татарская с папиной стороны, турецкая и русская – с маминой. Хотя дедушка по маминой линии еще и с грузинской кровью, а прабабушка по маминой – донская казачка. По паспорту я уйгурка. В нашей многонациональной стране как минимум каждый третий – метис, поэтому редко встретишь косые взгляды. Но при знакомстве обычно интересуются моей национальностью. В таких случаях я отвечаю: «А как ты думаешь?». И тут начинается викторина. Многие угадывают, очень часто примешивают узбекскую кровь.
Я была на курсах английского в Великобритании, в колледже, в который съезжаются подростки со всего мира. Так вот, испанцы и латиноамериканцы принимали меня за свою. Все были в шоке от количества кровей, текущих во мне. Girl from Kazakhstan, who speaks Russian, looks like Spanish/Columbian, with Turkish name! – «Девочка из Казахстана, которая говорит на английском, выглядит как испанка/колумбийка, с турецким именем!». Девочки из Италии сказали, что мое имя очень популярно в Италии и Испании. Они называли меня Нарцисс.
– За кого я хочу выйти замуж? У меня нет никаких национальных критериев при выборе мужа. При смешении кровей детки получаются до безумия красивые. Да и родители со мной солидарны, так как сами являются плодами многонациональной любви.
По мне национальность – это принадлежность к какой-то части истории, и эта принадлежность не должна ставить какие-либо рамки в твоей жизни. Все мы дети мира и должны с уважением относиться к людям, какой бы национальности они ни были.
Алексей Ефимченко, 25 лет, работает в магазине Docku Bordhouse:
– Во мне течет три крови: русская, немецкая и украинская, но по паспорту я русский. Большинство моих родственников живут в Германии, а в Алматы только я, мама, мой двоюродный брат и тетя.
В жизни мне всегда было просто, я никогда не обращал внимания на то, что во мне столько разных кровей.
– Бывало, в школе все смеялись над тем, что я фриц, а я поддерживал шутку и смеялся вместе с ними. С девушками всегда было просто, никто никогда не придирался к национальности. А вообще мне нравятся азиатки.
Адэлла Каталуфа, 23 года, графический дизайнер:
– Во мне 4 национальности: уйгуры, евреи, белорусы и ингуши. Первые три – от мамы, а ингушка я по отцовской линии. Когда я жила в Питере, в параллельном классе были мальчики, которые на переменах любили кричать мне вслед «черномазая», но меня это нисколько не обижало. Я понимала, что приехала из другой страны и выделяюсь на фоне остальных. Тем более они меня лично не знали, а мои одноклассники, наоборот, всегда говорили, что у меня необычная внешность. Когда я училась в Москве, проблем с этим не было.
– В моей внешности есть большой плюс: когда я приезжаю в другую страну, меня часто принимают там за свою, – так было в Испании, Индонезии, Италии.
Зачастую один из первых вопросов, когда со мной кто-то знакомится, о моей национальности.
Мой парень – казах, а вообще никаких критериев у меня нет. Ничего плохого в смешении кровей я не вижу. Думаю, через много лет чистокровных людей будут единицы.
Уэдраого Амината Айша, 21 год, студентка факультета журналистики Казахского национального университета им. аль-Фараби:
– Моя мама – казашка, а папа из Буркина Фасо, в паспорте написано, что я казашка. В начале 90-х мой отец приехал сюда учиться, окончил юридический факультет Казахского национального университета им. аль-Фараби, где, собственно, мои родители и познакомились. Ну а в результате появилась я. Папа назвал меня Амината в честь своей мамы, то есть моей бабушки.
Когда мне было 2,5 года, мы уехали из Алматы всей семей к отцу на родину, в Буркина Фасо (столица – Уагадугу). Буркина Фасо – бывшая колония Франции, поэтому разговорный язык там французский (им я владею в совершенстве), а государственный язык – море. В детстве я понимала его неплохо, но, к сожалению, уже забыла. Я росла, ходила в садик, затем в школу. У меня было очень много друзей разных национальностей: французы, сенегальцы, камерунцы, русские. Когда я была маленькой, ребята во дворе часто называли меня «насара бига», что с языка море переводится как «ребенок белого». Это было вовсе не дискриминационное отношение ко мне, просто в тот период и в том районе, где мы проживали, жители нечасто видели белых людей. Поэтому им просто нужно было как-то по-особенному назвать меня. Чуть позже у меня родился братик. Мы с семьей часто путешествовали по Европе, по другим африканским странам, а каждые два года обязательно приезжали в Казахстан. В ауле меня с нетерпением ждали аташка с апашкой и другие родственники, они меня просто обожают. Все жители этих аулов знали меня и часто приглашали нас в гости. В Буркина Фасо мы прожили 9 лет.
– Когда мы переехали навсегда в Казахстан, я не говорила по-русски, знала только такие слова, как «привет», «здравствуйте». У меня способность к языкам, и за 3 месяца в школе я выучила русский язык почти так, как владею им сейчас. Позже я начала говорить по-казахски на уроках в школе, а потом и с родственниками дома. Далее я стала посещать курсы английского языка. Сейчас учусь на факультете журналистики. Знание четырех языков (русский, французский, английский, казахский) мне очень пригодилось. Планирую продолжить обучение за границей. Но жить останусь в Алматы, люблю этот город.
В школе меня никогда не дразнили, наоборот, у меня было много друзей, все всегда хотели со мной познакомиться, а учителя меня очень любили и ставили в пример.
Меня часто спрашивают, где все-таки моя родина – Казахстан или Буркина Фасо?
Всегда отвечаю, что у меня две родины, и люблю я их одинаково. Я горжусь тем, что наполовину буркинабе и казашка, ведь во мне всегда будет течь кровь двух сильных и абсолютно разных национальностей.
Михаил Коржавин, 24 года, шесть лет работает аниматором:
– Во мне 4 крови, так как мои родители метисы. Моя мама наполовину татарка, наполовину украинка, а отец наполовину кореец, наполовину русский.
В детстве меня часто спрашивали, кто я по национальности, потому как явной принадлежности не видели, и тогда я отвечал: «У меня мама – украинка, папа – кореец, а я – татарин». Когда пришла пора получать удостоверение, была проблема с выбором национальности, и поэтому на семейном совете я решил вписать «украинец» в память о дедушке, которого с нами уже нет. Сейчас же, в более зрелом возрасте, я немного теряюсь, услышав этот вопрос, потому как всем своим национальностям я рад. И поэтому отвечаю, что я – чистокровный метис.
– Иметь принадлежность к разным национальностям – это здорово. Это значит, быть частью разных культур, знать традиции и обычаи разных народов, владеть несколькими языками. И конечно, особенно приятно, что, когда мы собираемся вместе, можно попробовать разную кухню. Я люблю свою многонациональную семью, у нас никогда не бывает разногласий, особенно в межнациональных вопросах. Сейчас я женат на немке, и у наших детей будет еще большее смешение.
Дария Абдухабарова, 24 года, занимается дизайном:
– Если я не ошибаюсь, то во мне 4 крови: казахская, украинская, татарская и еврейская.
С маминой стороны казахско-татарская часть, а со стороны отца украинско-еврейская. Несмотря на такой микс, у меня все же более восточное воспитание.
Когда я родилась, меня хотели назвать Карлыгаш, но аже сказала: «Какая же она Карлыгаш?!». И предложила назвать Дарией. Я благодарна ей за такое красивое имя, но когда меня называют Дарьей или Дашей, очень злюсь и могу даже проигнорировать обращение. А друзья в шутку называют меня ДариГа (с украинским акцентом). Я горжусь и с любовью вспоминаю своего аташку – выдающегося человека в мире спорта, двукратного чемпиона мира по греко-римской борьбе Казбека Файзрахмановича Карамуллина. Он воспитал во мне много положительных черт.
– Мое детство было похоже на сказку «Гадкий утенок»: казахские дети играли только друг с другом, русские тоже не принимали меня в свой круг, и мне приходилось всегда играть в одиночестве или рисовать, что способствовало развитию воображения. Зато сейчас у меня много друзей.
Когда парни со мной знакомятся, то сразу же всплывает вопрос национальности… Меня это не обижает, скорее утомляет, потому что можно было бы начать общение с чего-то более интересного. Я выйду замуж за мужчину, с которым у нас будут общие интересы, желания и схожее отношение к жизни. Национальных критериев нет, есть критерии высокого IQ!
Аделеке Лейла, 20 лет, студентка МАБ:
– Мой папа из Нигерии, дедушка с маминой стороны – иранец, а бабушка – азербайджанка. Я родилась и выросла в Алматы. По паспорту я нигерийка. Мои родители познакомились, когда были студентами. Они встретились на телеграфе, когда пытались дозвониться до своих родных. К сожалению, ни у одного из них ничего не получилось. Папе понравились мамины волосы и глаза. Они разговорились и договорились встретиться. Через две недели маме нужно было возвращаться домой, в Туркмению, папа, провожая ее, пообещал, что сделает все, чтобы они были вместе. Он уговорил ее переехать в Алматы после окончания учебы. Они стали жить вместе и вскоре поженились, через три года родилась я. Родителям пришлось через многое пройти – от непонимания со стороны их семей до насмешек лучших друзей. Они пережили взлеты и падения, но прожили вместе 11 лет.
– Я сталкивалась с насмешками, но благодарна маме за то, что она научила меня с этим справляться. Я рано осознала, что лучший способ не быть обиженной – это просто не обращать внимания. Мама учила меня представлять себя за звуконепроницаемым стеклом, сейчас я учу этому своих братишку и сестренку. Учу их тому, что любой незнакомец может спросить о национальности, потрогать волосы, попросить сфотографироваться. Чаще всего задают одни и те же вопросы, одно время думала сделать карточки с ответами на них и раздавать, если вдруг кто-нибудь начинает интересоваться, кто я по нации и где родилась, с рождения ли кудрявые волосы и можно ли их потрогать…
В детстве, когда у моей мамы спрашивали, почему я такая кудрявая, мама отвечала, что сразу после рождения повела меня на химическую завивку. Иногда тоже придумываю разные истории о том, что переборщила с солярием или что только летом такая смуглая – ближе к зиме белею. Друзья всегда удивляются, почему я здороваюсь с незнакомыми африканцами или мулатами. На самом деле я и сама не знаю, просто так заведено – сразу ощущаешь некую поддержку.
Я редко задумываюсь о национальности моего будущего мужа. Можно сказать, что не придаю этому большого значения. Главное ведь не цвет кожи, а то, что является менее поверхностным. Папа говорит, главное, чтобы был образованным, а мама – чтобы любил и уважал.
Наталия Цой, 39 лет, в детстве носила фамилию отца Котова, менеджер по пиару компании «Амиран»:
– Во мне три крови: корейская, русская и белорусская. Корейская – с маминой стороны, русская и белорусская – с папиной. По паспорту я кореянка. Всех всегда удивляло, почему меня зовут Наташа, так как внешность совсем не Наташина – темные волосы, темно-карие глаза с непонятным разрезом. Корейцы тоже не сразу принимают за свою – ростом пошла в папу, уже в 5-м классе стала под 180 см. Помню, и в школе, и в колледже сталкивалась с одной и той же проблемой: когда новый учитель начинал знакомиться с классом, читая фамилии в журнале, то на мне вечно была заминка – преподаватель называл мою фамилию, а когда я вставала, говорил: «Сядьте, когда подойдет ваша очередь, тогда и вызову!». Так могло повторяться несколько раз до тех пор, пока до него не доходило, в чем дело. Естественно, мы, дети, молчали до последнего и наслаждались моментом.
– Вопрос национальности при выборе мужчины никогда не стоял. Полукровкам проще в этом плане – не надо бороться за чистоту крови… Хотя в душе я все-таки больше кореянка, чем русская. Люблю корейскую кухню, отношения в семье у нас тоже построены на принципах восточных предков, скорее всего, потому, что моя мама-кореянка с детства прививала ценности своего народа. От отца мне досталась любовь к русским народным песням.
Уже будучи взрослой, выступала организатором одного крупного мероприятия, на шее, как положено, висел бейдж с именем, фото и указанием должности. И каждый приглашенный сначала внимательно смотрел на бейдж, потом на меня, потом снова на бейдж, а после такого пристального сканирования обязательно спрашивал: «Где найти Наталию?». После моего ответа обязательно следовал: «Странно, а почему у вас волосы не светлые и глаза не голубые?». И завершали свою речь таким образом: «И вообще, странная такая, вводит в заблуждение!». А совсем недавно произошла смешная история. По телефону договорилась о встрече, предварительно представившись. Когда эти люди пришли на встречу, то уставились на меня, как на космического пришельца: «Ничего себе, вы ТАКАЯ высокая, да и глаза у вас ОЧЕНЬ большие, не корейские, нельзя же так людей путать». Вот такие мы нестандартные, метисы, всех путаем, под общепринятые критерии не попадаем.
Саного Мелина Амаду, 17 лет, модель:
– Мой папа – малиец, мама – русская. Папа родился в Мали в большой семье и упорно учился, старался, чтобы именно его отправили получать высшее образование. Его мама это видела и отправила в Алматы. Моя мама родилась здесь. Когда ей было 17 лет, подруга познакомила ее со своим парнем-африканцем и его другом, моим будущим папой. Через год мои родители поженились, а их друзья – нет. А через 9 месяцев родилась я.
– Я родилась белокожей, с прямыми волосами и была такой до года! Поэтому все думали, что я казашка. Потом я потемнела, волосы стали завиваться. Люди удивлялись, почему я на маму вообще не похожа, думали, что мы неродные. Дети в школе вроде нормально воспринимали меня, но вот на улице, бывает, встречаются дикие люди, показывают пальцем и кричат: «Кара!». Хотя сами порой темнее меня. Я к этому спокойно отношусь, мне просто смешно смотреть на таких людей.
Пересечение расы и крови
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Кровь может быть расовой или этнической, поэтому наличие большего количества доноров крови в определенных группах может иметь решающее значение для спасения жизней пациентов, которые разделяют их происхождение.
Credit…Keith NegleyРоуз Джордж
«Нам нужна черная кровь».
Я не знал, что на это ответить, не в последнюю очередь потому, что это сказал глава донорской службы Национальной службы крови и трансплантации Англии. Интервью было для книги, которую я писал о крови, теме, о которой я к тому времени немного знал, но откровенность его заявления все еще шокировала меня. Неужели мы все одинаковы под кожей?
Я знал, что история рас и крови ужасна. Самый ранний банк крови в Америке, основанный в 1937 году в больнице округа Кук в Чикаго, отмечал гонку в донорских формах, и другие банки крови последовали его примеру. Во время Второй мировой войны афроамериканская кровь была помечена буквой N, что означает негр (и некоторые центры полностью отказались от доноров-афроамериканцев) и переливалась только афроамериканским солдатам. В письме к Элеоноре Рузвельт председатель Американского Красного Креста Норман Х. Дэвис признал, что разделение крови было «делом традиции и чувства, а не науки», но не прекращал делать это до 19 лет.50. Луизиана запретила сегрегацию крови только в 1972 году.
Но Красный Крест ошибся: хотя никто не предлагает принудительную сегрегацию мешков с кровью, теперь научно установлено, что кровь может иметь расовую или этническую специфику.
Большинство людей знают о восьми основных группах крови: A, B, AB и O, каждая из которых может быть положительной или отрицательной (резус-фактор). Они определяются генами, и ваша группа зависит от того, какая комбинация белков и сахаров — антигенов — находится снаружи ваших эритроцитов. Международное общество переливания крови перечисляет 360 известных антигенов, но комбинаций бесконечно больше. Многие из них не имеют отношения к обычному переливанию крови, хотя все они были обнаружены, потому что вызывали проблемы с совместимостью.
Успешное переливание крови зависит от одинаковости. Если в поступающей крови есть антиген, которого вам не хватает, ваш организм может плохо на него отреагировать. В крайне редких случаях реакция может быть фатальной; и даже если нет, это может привести к нагрузке на иммунную систему у людей, которые уже ослаблены своим заболеванием. Кроме того, вы создадите антитело, своего рода иммунного штурмовика, чтобы в следующий раз лучше распознавать тот же антиген. Пациенты, нуждающиеся в регулярных переливаниях крови — например, больные серповидно-клеточной анемией, талассемией или лейкемией — могут столкнуться с постоянно уменьшающимся запасом подходящей крови, поскольку она продолжает вырабатывать антитела.
Не было бы проще, если бы вся наша кровь была одной? Виноваты ошибки. Большая часть различий «была обусловлена эволюционным отбором бактерий, малярии и паразитов», — говорит Конни Вестхофф, исполнительный научный директор Национального центра геномики групп крови в Нью-Йоркском центре крови. Если малярия попадает в кровоток через определенный антиген, этот антиген может измениться, чтобы защитить себя, что приведет к появлению разных групп крови. Холера лучше развивается на кишечных клетках, полученных из стволовых клеток О-типа, но О также лучше защищает от малярии. По многим сложным причинам только 27 % азиатов имеют тип А, но 40 % европеоидов. Тип B чаще встречается в Азии, чем в Европе.
Это работает не только с группами крови. В настоящее время известно, что серповидноклеточная анемия защищает от малярии, поэтому серповидноклеточная анемия, болезненное и изнурительное заболевание, вызванное деформированными клетками крови, часто встречается — но не только — у людей африканского происхождения, потому что малярия процветает в Африке.
Прошлой зимой случай с маленькой девочкой по имени Зайнаб Могол в Южной Флориде прекрасно продемонстрировал всю эту сложность. У Зайнаб, которой сейчас 3 года, нейробластома, агрессивный рак, и ее лечение — химиотерапия и трансплантация стволовых клеток — означает, что ей понадобится кровь.
А еще у нее редкая кровь. Она принадлежит к менее чем 1 проценту населения, у которого отсутствует антиген, который есть у остальных 99 процентов, что делает ее кровь одной из самых редких в мире. В ее случае у нее отсутствуют как антигены Indian B, так и антигены Big E. Через обращение в Американскую программу редких доноров, а затем в Международную группу редких доноров в Англии местный банк крови Зайнаб, One Blood, нашел пять доноров с такими же крайне редкими донорами. тип.
Это была трудная задача: известно, что индийский антиген В отсутствует в крови иранцев, пакистанцев и индийцев, поэтому доноры должны были иметь обоих родителей из этих групп населения. Два донора живут в США, двое в Великобритании и один в Австралии. «Большинство людей, — говорит Сьюзен Форбс из One Blood, — не понимают необходимости разнообразного кровоснабжения».
Публичность дела Зайнаб, хотя оно и было крайне редким, помогло повысить осведомленность.
Тем не менее, это сложное сообщение: наша кровь отличается от красных и белых клеток. Когда дело доходит до поиска стволовых клеток для трансплантации костного мозга, поиск должен быть таким же дискриминационным. На этот раз речь идет о HLA, антигенах лейкоцитов человека, присутствующих в лейкоцитах.
«Причина, по которой на первый план выходит этническая принадлежность, — говорит д-р Абир Мадбули, старший научный сотрудник Be the Match, программы, проводимой Национальной программой доноров костного мозга, крупнейшим реестром доноров стволовых клеток в мире, — заключается в том, что HLA кодирует иммунную систему, и иммунная система проходит определенные состояния в зависимости от того, где вы находитесь». В зависимости от угрозы у каждой популяции разовьются определенные наборы типов HLA. В такой разнообразной популяции, как в Соединенных Штатах, поиск совместимого донора становится более сложной задачей для пациента смешанного этнического происхождения.
«Допустим, у вас есть кто-то с африканскими корнями и кто-то с азиатским происхождением, и затем у них есть потомство смешанных национальностей», — сказал доктор Мадбули. «У вас есть африканский HLA и тип HLA, распространенный в азиатских регионах, которые объединяются, чтобы сформировать новый тип HLA, который не распространен ни в одном из них». Хотя в прошлом году Be the Match добавила в свой реестр почти два миллиона доноров, только 30 процентов из них были теми, кого доктор Мадбули называет «разнообразными». Этого не достаточно.
Кровь Зайнаб редкая, как и ее положение. Что беспокоит банкиров крови ежедневно, так это более распространенное состояние, вызванное необычной кровью. Серповидно-клеточная анемия преимущественно встречается у афроамериканцев, а талассемия — у выходцев из Южной Азии, и оба заболевания требуют точно подобранной крови. Но существует дефицит между пациентами из числа этнических меньшинств, которым нужна кровь, и донорами из числа этнических меньшинств. В Нью-Йорке кавказцы составляют 35 процентов населения, но 58 процентов доноров. Двадцать восемь процентов жителей Нью-Йорка — афроамериканцы, но только 8 процентов доноров в Нью-Йорке — афроамериканцы, и это после пяти лет напряженной работы и информационно-разъяснительной работы Нью-Йоркского центра крови с его кампанией PreciseMatch.
Несмотря на это, возникли проблемы, когда в 2009 году Центр крови начал предлагать возможность «самообъявления» этнической принадлежности в своих донорских формах. Это было эффективно: не имея бюджета для точного скрининга каждого пожертвования, они могли сосредоточиться на антигенах, которые, как известно, специфичны для определенных групп населения. Поначалу были проблемы, когда сотрудников поначалу расстраивало такое очевидное разделение крови по национальному признаку. «Мы не обучали персонал, — говорит доктор Вестхофф, — чтобы они знали, что мы не разделяем кровь просто для того, чтобы отделять. Мы делали это, чтобы направить все афроамериканские подразделения на детей программы серпа, потому что они гораздо лучше справлялись с кровью той же этнической группы».
Конечно, беспокойство было неизбежным, учитывая чувствительность к тому, является ли раса поверхностной и нужно ли вообще подчеркивать различия, если когда-либо будет достигнуто равенство. Но поразительная правда о крови заключается в том, что признание, поиск и прославление ее различий может нарушить баланс между жизнью и смертью для людей, которые в ней нуждаются.
Банкиры крови неохотно говорят о том, почему некоторые сообщества более склонны к донорству, чем другие, но прочитайте некоторые из «мифов о донорстве крови», которые они регулярно публикуют, и вырисовывается картина: донорство крови не способствует увеличению веса. Это также не влияет на ваше половое влечение (хотя вам не следует выполнять энергичные упражнения в течение 24 часов). Это не противоречит исламскому закону или традиции. Одна из самых распространенных причин, по которой люди не делают пожертвований, заключается в том, что их никто не просил.
Такие случаи, как помощь Зайнаб, достигают этих групп населения: многие из 25 000 человек, которые отправили электронные письма с просьбой помочь, были донорами впервые. Но, как говорит Сьюзен Форбс из One Blood: «Цель состоит в том, чтобы они сделали это привычкой и возвращались, чтобы помочь улучшить кровоснабжение, где бы они ни жили».
Роуз Джордж — британский журналист, чьи книги включают «Девять пинт: путешествие сквозь деньги, медицину и тайны крови».
Самые редкие и самые распространенные группы крови по этническому признаку
Группы крови — это классификация крови, основанная на антигенах, присутствующих в эритроцитах. В Соединенных Штатах O-положительная группа крови является наиболее распространенной, а AB-отрицательная — самой редкой.
Переливание крови — это процедура, которая восстанавливает кровь в организме. Очень важно, чтобы люди, проходящие процедуру, получили правильную группу крови, иначе это вызовет иммунную систему, вызывая болезни и осложнения.
По данным Американского Красного Креста, примерно каждые 2 секунды человеку в США требуется переливание крови. Они также отмечают, что эта процедура ежегодно спасает 4,5 миллиона жизней.
В этой статье мы обсуждаем самые редкие и самые распространенные группы крови по этническому признаку.
Поделиться на PinterestГруппа крови человека может относиться к любой из 36 групп крови человека. Getty ImagesЛюди могут определять группы крови, используя системы групп крови АВО и резус (Rh). Они определяют группы крови, в соответствии с которыми антигены присутствуют в эритроцитах.
Система ABO
Эта система классифицирует группы крови следующим образом:
- Группа крови A содержит антигены A на эритроцитах.
- Группа крови B имеет антигены B.
- Группа крови O не имеет ни А, ни В антигенов.
- Группа крови AB содержит антигены А и В.
Резус-система
Эритроциты могут иметь на своей поверхности другой антиген, называемый резус-антигеном. Если она есть, то группа крови резус-положительная, а если отсутствует, то группа крови резус-отрицательная.
Сочетание этих двух характеристик дает восемь наиболее распространенных групп крови. Большинство людей имеют один из этих типов:
- О-положительный
- О-отрицательный
- А-положительный
- А-отрицательный
- В-положительный
- В-отрицательный
- АВ-положительный
- AB-отрицательный
Гены, которые наследует человек от своих родителей определяют смесь антигенов и белков в их крови.
Эти генетические факторы имеют тенденцию проявляться в этнических группах. Таким образом, Американский Красный Крест предполагает, что, когда людям, особенно с редкими группами крови, нужна кровь, наилучшие совпадения, как правило, исходят от людей той же расы или этнического происхождения.
По этой причине некоторые центры крови собирают информацию об этнической принадлежности доноров крови.
Для некоторых состояний, таких как талассемия и серповидно-клеточная анемия, такое сопоставление еще более важно, поскольку эти состояния более распространены среди определенных этнических групп, и людям могут потребоваться частые переливания крови.
Например, только 2% доноров имеют редкий подтип крови, который врачи часто используют для лечения серповидно-клеточной анемии, но спрос на него увеличивается на 10–15% каждый год. Редкость и спрос на этот тип крови подчеркивает важность доноров крови.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о группах крови.
В США 38% населения имеют О-положительную кровь, что делает эту группу крови наиболее распространенной.
По данным Американского Красного Креста, следующие статистические данные показывают наиболее распространенные группы крови в США в зависимости от популяции доноров: B-положительные
Наименее распространенная группа крови в США — AB-отрицательная, менее 1% населения имеет эту группу.
Статистические данные Американского Красного Креста показывают, что следующие наиболее редкие формы основных восьми групп крови в США на основе популяции доноров:
- Афроамериканцы: 0,3% AB-отрицательные, 1% B-отрицательные и 2% A-отрицательные
- Латиноамериканцы: 0,2% AB-отрицательные, 1% B-отрицательные и 2% как A-отрицательные, так и AB — положительный
- Азиат: 0,1% AB-отрицательный, 0,4% B-отрицательный и 0,5% A-отрицательный
- Белый: 1% AB-отрицательный, 2% B-отрицательный и 3% AB-положительный
Антигены А и В представляют только два из примерно 600 других известных антигенов, которые могут различать группы крови. Важно различать самые редкие из восьми наиболее распространенных групп крови и чрезвычайно редкие подтипы.
Наличие антигена, которого нет у большинства людей, или отсутствие антигена, который есть у большинства людей, означает, что у человека редкая группа крови.
По данным Международного общества переливания крови, если только у 1 из 500 человек отсутствует тот же антиген, что и у человека, их группа крови является редкой. Если его не хватает только 1 из 1000 человек, группа крови человека встречается очень редко.
Кроме того, ученые определили 36 различных систем групп крови, некоторые из которых могут вызывать проблемы при переливании крови.
Некоторые из этих редких групп крови и систем групп крови явно более распространены среди определенных этнических групп. В приведенных ниже данных Американского Красного Креста перечислены редкие группы крови и этнические группы, в которых они наиболее распространены:
- Афроамериканцы: U-отрицательные и даффи-отрицательные группы крови
- Коренные американцы и уроженцы Аляски: RzRz Группа крови
- Острова Тихого океана и Азия: Группа крови JKnull
- Латиноамериканцы: Diego B-отрицательная группа крови
- Восточноевропейская и русская еврейская:
- Европеоидная: Kell B-отрицательная и Vel-отрицательная группы крови
разные антигены и белки, присутствующие в эритроцитах.