Где крестилась русь: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Содержание

Домонгольская Русь . Крещение Руси и «Русская правда»

Русь — православная, но так было не всегда. Выясним, как крестили Русь и кто был против.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Петр Мазаев

Историк, педагог, координатор IB DP в Европейской гимназии, заведующий гуманитарной кафедрой школы Le Sallay Диалог

В течение 8 лет три брата — Ярополк, Олег и Владимир боролись за власть.

👑 В 980 году победил незаконнорожденный сын Святослава — Владимир. Он понимал, что многие русские законы и обычаи не унифицированы, поэтому решил провести религиозную реформу.

🎎 Сначала он провел языческую реформу, формируя из всех разрозненных славянских богов единый пантеон во главе с Перуном.

👊 Насаждение культа Перуна происходило достаточно жесткими методами, в основном этим занимался дядя Владимира, Добрыня, который руководил строительством капищ.

⚖️ Но реформа не дала нужных результатов, поэтому Владимир решил в целях военно-политического союза, усиления собственной власти и объединения государства выбрать монотеистическую религию.

⛪️ У него было достаточно много вариантов, но он выбрал византийскую религию — православие, так как с Византией уже существовали военные и торговые отношения. В результате этого союза произошло крещение самого князя, его приближенных, а затем и всех жителей Руси.

Начинается насаждение христианства, так как крещение не вызвало мгновенного перехода в православие, и двоеверие сохранялось еще в течение нескольких веков.

📜 Вместе с христианством на Русь попадает письменность на славянском языке и переведенные на него книги.

✍️ Уже в середине 11 века в Новгороде появляется огромное количество артефактов с надписями на славянских языках, а к началу 12 века в Новгороде писать и читать могут практически все слои населения.

⛪️ Начинается строительство крестово-купольных храмов по греческому образцу, появляются мозаики, фрески и иконы, монастыри становятся центрами грамотности.

🏗 К началу 12 века русские мастера самостоятельно строят храмы и создают фрески, формируется древнерусский художественный язык.

🤜 Конечно же, крещение вызвало недовольство языческого населения, и в течение 11 века несколько раз происходили крупные восстания волхвов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — Десятинная церковь в Киеве

2 — Остромирово Евангелие

После смерти Владимира его сыновья Святополк и Ярослав начали борьбу друг с другом.

👑 В итоге к власти пришел младший сын Владимира — Ярослав, который до этого правил в Новгороде. Прозвище «Мудрый» ему дал в 19 веке историк Николай Карамзин, а современники никогда его так не называли.

🤝 Ярослав вел очень активную внешнюю политику: наладил отношения с Польшей, Венгерским королевством, Византией, Францией, Англией и Швецией.

👫 Он заключил огромное количество династических браков, сам женился на шведке, а своих детей женил на представителях других европейских династий.

🏗 Также Ярослав активно занимался каменным строительством. При нем были построены София Новгородская и Киевская.

⚔️ Он активно завоевывал соседние земли, победил печенегов — именно при нем окончательно сложилась территория Киевской Руси.

📜 Ярослав создал первый свод законов — «Русскую правду», которая фиксировала обычаи славян. Этот свод законов продолжали расширять его потомки.

В «Русской правде» впервые описывалась сословная структура общества Руси👇

▫️привилегированные сословия

▫️свободные люди

▫️имущественно-зависимые

▫️лично зависимые

👥 Также описывались разные народы, проживающие на территории Руси, и их права.

🙅‍♂️ Но еще при Ярославе стало понятно, что государство не может больше держаться только на торговле, и ему нужно активно заниматься развитием собственных земель.

1 — Реконструкция Софии Киевской

2 — Современная София Киевская

3 — Фреска Ярослава с семьей в Софии Киевской

4 — Реконструкция Софии Новгородской

5 — Современная София Новгородская

курс Level One

История тайн: теории заговоров от древности до наших дней

Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽

подробнее о курсе

Глава двенадцатая. Проблемы крещения Руси. Когда крестилась Киевская Русь?

Глава двенадцатая. Проблемы крещения Руси

Введение

О распространении христианства в восточной Европе есть много старых сведений. Этой тематикой занимались многие ученые последних 250 лет, пытаясь найти ответ на разные вопросы; по ней существует обширная литература, в которой нашли отражение исследования и мнения о самых разнообразных сторонах этого знаменательного события.

О развитии научных поисков в этой области известный специалист О. Рапов писал, что внимание историков XIX — начала XX в. было сосредоточено на следующих основных вопросах:

— когда в землях восточных славян появились первые христиане?

— можно ли доверять рассказу «Повести временных лет» о просвещении Русской земли апостолом Андреем?

— следует ли считать серьезными историческими источниками по проблеме обращения Руси в христианство «Житие св. Стефана Сурожского» и «Житие св. Георгия Амастридского»?

— занимались ли обращением в христианство русов Константин Философ и его брат Мефодий?

— сколько было крещений русов в IX столетии и в какие годы они имели место?

— когда и где приняла крещение княгиня Ольга?

— насколько была христианизирована Русь в княжение Игоря, Ольги, Ярополка?

— когда и при каких обстоятельствах произошло крещение Владимира Святославича и киевлян?

— было ли князем Владимиром в его правление крещено все население Руси или только небольшая часть городских жителей?

— когда происходило обращение в христианство вятичей и радимичей, а также неславянских народов, входивших в состав Киевского государства?

— какова роль латинских миссионеров в христианизации Руси?

— от кого приняла Русь христианство: от Константинополя, Рима, Охридской патриархии?

— какова роль хазар и варягов-скандинавов в проникновении христианства на Русь?

— когда возникла митрополия в Киеве?

О. Рапов подчеркивает, что по всем этим вопросам шла серьезная полемика, но ни по одному из них историки не пришли к единому мнению (РАП с. 12–13).

Единого мнения не было, но тем не менее постепенно оформилось господствующее мнение. Для ознакомления с ним рекомендуем читателям обратиться к «Заключению» монографии О. Рапова «Русская церковь»; в дальнейшем ссылки на нее обозначены сокращением РАП. Добавим, что в настоящей книге и особенно в следующей главе большое количество старых сведений, переводов, пересказов и мнений специалистов даются так, как они присутствуют именно в РАП.

Из всего обширного круга проблем, связанных с христианизацией Руси, нас прежде всего интересует один важнейший вопрос: когда крестилась Киевская Русь?

Постановка задачи

Итак, целью настоящего исследования, занимающего следующие две главы, является грубая относительная датировка крещения Киевской Руси.

Конечно, как видно из перечисленных выше проблем из ранней истории христианства на Руси, ученые дают себе отчет в том, что крещение целого народа, жившего на обширной территории, не могло во времена плохих коммуникаций осуществиться за день, год и даже десятилетие.

Как очень точно отметил Н. М. Тихомиров,

«Официальной датой установления христианства на Руси считается «Крещение Руси» в 989 г. при князе Владимире Святославиче. Но эта дата, в сущности, обозначает лишь наиболее заметный исторический факт: признание христианства официальной религией Киевской Руси.» (РАП с. 17)

Поэтому мы уточняем нашу задачу: мы хотим найти грубую датировку основной части религиозных перемен, сделавших христианство преобладающей, государственной религией в Киеве и на территории Киевской Руси. Период времени, в котором совершались эти перемены, будем для краткости называть «веком крещения Руси» и обозначать сокращением ВКР.

Особенности методики настоящего исследования

Как и в главе о свв. Кирилле и Мефодии, мы рассмотрим дошедшие до нас сведения о создании славянской письменности без предубеждений, т. е. не разделяя их заранее на «достоверные» и «недостоверные», не выделяя в них “правильные” и “анахроничные” детали. Вытекает ли из них естественным (внутренним) образом какая-нибудь определенная хронологическая картина, и если да, то какая она? Совпадает ли с той, что принята исторической школой XX века?

Как было отмечено выше, многие современные «канонические взгляды» сформировались давным-давно, 4–5 веков назад, на основе небольшой совокупности документов. Естественно, эти документы считаются в целом «достоверными». Далее, с обнаружением каждого нового документа он оценивался с точки зрения принятого «канона» и, если не соответствовал ему, отвергался и попадал в категорию «недостоверных», а иногда его попросту объявляли «фальсификатом». Но тогда, отбрасывая документы «по одному», практически очень сложно обнаружить любую ошибку в основных, «канонических» взглядах.

Принимая во внимание, что любой источник информации может содержать как «достоверные», так и «недостоверные» сведения, можно считать, что источники просто достоверны в разной степени. А что в данном документе достоверно и что нет — следует решать на основе анализа как можно более широкого круга документов.

Эти замечания объясняют выбранную в нашем исследовании методику работать со всеми доступными сведениями, в том числе и с теми, которые считаются недостоверными.

Перед тем как обратиться к нашей основной хронологической задаче, наметим некоторые яркие детали из сведений о крещении русского народа.

Как крестилась Киевская Русь?

Напомним очень коротко несколько любопытных и в то же время распространенных сведений об этом.

1) Четыре крещения Руси

Посмотрим, как крещение Руси описано в канонических церковных книгах первой половины XVII в. Возьмем «Большой катехизис», напечатанный в Москве при царе Михаиле Федоровиче Романове и патриархе Филарете в 1627 г. В этой книге есть особый раздел «О крещении русского народа». Оказывается, что крещение Руси описано здесь совершенно иначе, чем мы привыкли думать. «Катехизис» утверждает, что было четыре крещения Руси:

— Первое — от апостола Андрея.

— Второе крещение — от патриарха цареградского Фотия,

«во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире.» (КАТ л. 27 об.; цит. по ФОМ14 с. 307).

— Третье крещение — при княгине Ольге. Оно произошло, согласно «Катехизису», в 6463 г. «от сотворения мира». Любопытно, что сам «Катехизис» переводит эту дату в 963 г. от Р. Хр.

— Четвертое крещение — это знаменитое крещение при князе Владимире. Вот что говорит «Катехизис»:

«Итако повеле креститеся всей земли Русстей в лето шесть тысящь 497 от святых патриарх от Николы Хрусоверта или от Сисиния или от Сергия архиепископа Новгородского при Михаиле митрополите Киевском.»

В последней цитате целый ряд странных деталей. Так, например, упоминание о патриархе, Новгородском архиепископе и Киевском митрополите во время крещения.

Сколько было христиан среди русских и каково было их положение и влияние в обществе во времена апостола Андрея или княгини Ольги? Это конкретные вопросы истории религии, выходящие за рамки хронологических проблем. Но с ними связана и определенная политическая нагрузка, которую русская историческая, государственная и церковная традиции вкладывали в легенду о крещении русских ап. Андреем.

2) Буря у Константинополя

В старых хрониках (например, в «Повести временных лет», у византийского писателя, известного как «Продолжатель Георгия Амартола» и в ряде других) встречается рассказ о чуде с бурей. Его сюжет состоит в следующем:

Русский флот осадил (считается, что это было в 866 г.) Константинополь. Население, перепуганное грабежами солдат в окрестностях города, ждало развязки военного конфликта. Византийский император, который в начале осады находился вне города, сумел пробраться в него. Вместе с патриархом Фотием он пошел в храм Богородицы во Влахернах; помолившись, вынесли оттуда чудотворную ризу Богоматери и направились к морю. Там дотронулись воды краем ризы, и тотчас же подули ветры и поднялась сильная буря, хотя до этого море было совершенно спокойным. Волны и ветер выбросили русские корабли на скалы, и тем самым русский флот был уничтожен, а город спасся от осады и кровопролития. У «Псевдо-Симеона» к этому рассказу есть приписка:

«Паде же тогда прах с небесех кръви плънь, и мнози обретаху камение на путих, и врътоградохъ чръвлено, якы кръвь.» (РАП с. 84)

Это же известие о «красной пыли» встречается и в Никоновской летописи. Судя по описанию, по Босфору прошел смерч, который выбросил русские суда на берег, поднял в воздух много пыли, камней и морских водорослей.

Конечно, такое «чудо» не могло не бросить тень на русских языческих богов и поднять авторитет могущественного христианского Бога, который вызвал бурю, потопил флот и тем самым спас столицу Византии.

Потерпев наказание от Бога, по легенде русские возвратились обратно домой и вскоре послали послов в Константинополь, прося крестить русский народ.

3) Чудо с Евангелием

Чудеса присутствуют во многих старых рассказах о крещении людей и народов. Есть чудо и в легенде о крещении русских. Вот краткий пересказ его сюжета из Биографии Константина Багрянородного:

Византийский император заключил мирный договор с русскими и убедил их принять святое крещение. Рукоположенный византийским патриархом Игнатием архиепископ был направлен с проповеднической миссией к русскому князю. Тот собрал старцев и других своих подданных и попросил прибывшего к ним архиерея объяснить, что он намерен возвестить им и чему собирается научить их. Архиерей предложил им Евангелие и рассказал о некоторых чудесах Ветхого и Нового Завета. Русские заявили, что не поверят ему, если сами не увидят что-либо подобное и особенно чудо с тремя отроками в печи. Помня слова Христа о просящих во имя Его, архиепископ ответил: «Хотя и не должно искушать Бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, чего хотите, и Бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны». Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени Евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. Увидев это, русские, пораженные чудом, без колебаний начали креститься.

4) Религия русов до крещения

Об этом есть очень интересное сведение византийского патриарха Фотия, современника этих событий. Он писал:

«Ибо не только этот народ (болгары — ЙТ) переменил на веру Христову прежнее нечестие, но и тот слишком ставший известным и превосходящий всех жестокостью и кровопролитием, т. е. так называемая русь и этот народ переменил эллинское и безбожное учение, в котором прежде содержался, на чистое и неповрежденное христианское исповедание…» (УСП с.  78–79)

Итак, по Фотию выходит, что перед принятием христианства в Киевской Руси господствующей религией было «эллинское заблуждение», т. е. вера в Зевса («Громовержца», поражающего своих врагов «перуном») и других «классических» эллинских богов.

В то же время принятая сегодня в исторической науке точка зрения о дохристианских верованиях русских совсем другая (хотя бы внешне): например, она предлагает нам «чисто славянского» верховного бога — громовержца Перуна. Но нельзя не заметить сходство Перуна с Зевсом, и даже совпадение слова «перун» — оно обозначает как имя «славянского» бога, так и основное оружие — гром/молния — «эллинского» бога.

Добавим, что в то время слово «эллин», по-видимому, обозначало не национальную, а религиозную принадлежность. О распространении «эллинских заблуждений» на Руси есть немало упоминаний в старых рукописях.

5) Богомильские элементы крещения

Созданный «отцами Церкви» христианский канон отводит Сатане роль противника Бога, бунтовщика против него. Апокалипсис Иоанна (XII, 7) видит в нем дракона, который вместе с группой ангелов взбунтовался против Бога. Идея о Сатанаиле как отщепенце от Бога нашла особое место в трудах Тертуллиана, Лактанция, Григория Ниссианского и др. (см. BRA с. 57).

В отличие от этих представлений богомильская традиция отводит Сатанаиле роль не дракона, а падшего ангела. Она считает, что Сатанаил сначала был добрым ангелом, начальником ангелов; в некоторых произведениях он описан как старший сын Бога (младшим является Иисус Христос). Богомилы считали, что позднее он возгордился и стал противиться своему Творцу и Богу.

Рассказывая о крещении Руси, «Повесть временных лет» приводит слова греческого проповедника, объясняющего князю Владимиру православную веру; там говорится о «Сотонаиле» и о том, что это

«первый от ангель, старьишина чину ангелски» (цит. по АНГ с. 164)

Таким образом, крестившие Русь духовники являлись носителями христианских идей, по крайней мере в некоторых деталях, близких к верованиям богомилов.

Св. Климент Охридский, один из учеников свв. Кирилла и Мефодия и митрополит Болгарской церкви, писал, что Сатанаил является Божьим служащим (АНГ с. 165). Ниже мы вернемся опять к вопросу о возможной близости болгарского и русского христианства к “неправославным” христианским традициям.

6) Политические аспекты разных вариантов ответа на вопрос: кто и когда крестил Русь

Сказание о христианской миссии апостола Андрея, зафиксированное в ряде церковных книг, с давних пор служило мощным оружием в руках византийской дипломатии в ее борьбе с Римом за церковную гегемонию в Европе. По преданию, город Византий, на месте которого впоследствии основан Константинополь, был посещен апостолом Андреем, и часть его населения приняла христианство. Там якобы находилась и гробница апостола Андрея. А так как апостол Андрей был старшим братом апостола Петра, основателя Римской христианской церкви, и опять-таки, по легенде, был раньше Петра призван Христом к апостольской деятельности, то все это позволило византийским императорам добиться на церковных соборах вначале уравнения в правах Константинополя с Римом как церковной столицы, а затем заставить Пятый церковный собор отдать предпочтение константинопольскому патриарху над прочими церковными иерархами. (РАП с. 65)

Позднее, когда Византия пала под власть турок, Россия заявила о своих притязаниях стать центром Восточной Римской Империи. Часть теоретического обоснования этих домогательств основывалась на том, что в России, как и в Византии, проповедовал апостол Андрей; этот факт как бы давал Русской церкви высокий ранг, не ниже ранга других городов — претендентов на звание «столицы православного мира».

Особенности Крещения Руси

Особенности Крещения Руси Существуют различные точки зрения по поводу времени принятия христианства на всей территории Руси. Сомнительны выводы тех, кто считает, что якобы Русь повсеместно приняла христианство ещё при жизни великого князя Владимира. Точно известно,

Значение Крещения Руси

Значение Крещения Руси Крещение Руси имело огромное социально-экономическое и политическое значение для её развития. Христианство стало идеологией объединения различных областей Киевского государства. Оно становилось средством консолидации не только различных

24. Два Крещения Руси

24. Два Крещения Руси Первое Крещение Руси было дано в XII веке самим Андроником-Христом, то есть апостолом Андреем Первозванным (Андреем Боголюбским). Приблизительную эпоху принятия апостольского христианства (второе Крещение Руси) при императоре Дмитрии Донском =

Туман крещения Руси

Туман крещения Руси Много тумана в истории христианизации славян. Правда, не столько в Болгарии, сколько на Руси. Здесь туман вообще безнравственного свойства. Едва ли не все, что говорится об этом важнейшем государственном акте, есть домыслы и предположения. Даже дата

24. Два Крещения Руси

24.  Два Крещения Руси Первое Крещение Руси было дано в XII веке самим Андроником – Христом, то есть апостолом Андреем Первозванным (Андреем Боголюбским). Приблизительную эпоху принятия апостольского христианства (второе Крещение Руси) при императоре Дмитрии Донском =

«Туман» крещения Руси

«Туман» крещения Руси Много тумана и в истории с христианизацией Киевской Руси. Это даже не обман! Здесь едва ли не все — домыслы и предположения. В том числе и сама дата крещения.Споры о ней ведутся не первый год. Хотя известно, официально акт христианизации приходится на

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения Ничего нет странного в том, что приход Рюрика на Русь и его борьба за власть и добычу

Эпоха крещения и расцвета Киевской Руси

Эпоха крещения и расцвета Киевской Руси В 945 г. князь Игорь трагически погиб во время сбора дани в земле славянского племени древлян. Княжеский стол в Киеве наследовал его малолетний сын Святослав. Однако бразды правления Киевской Русью взяла в свои руки вдова Игоря

Особенности Крещения Руси

Особенности Крещения Руси Существуют различные точки зрения по поводу времени принятия христианства на всей территории Руси. Сомнительны выводы тех, кто считает, что якобы Русь повсеместно приняла христианство ещё при жизни великого князя Владимира. Точно известно, что

Значение Крещения Руси

Значение Крещения Руси Крещение Руси имело огромное социально-экономическое и политическое значение для её развития. Христианство стало идеологией объединения различных областей Киевского государства. Оно становилось средством консолидации не только различных

Языческая подготовка Крещения Руси

Языческая подготовка Крещения Руси Крещение всей Руси не могло быть делом случая, пусть даже и чудесного. Русичам предстояло проникнуться новой верой, раскрыв ее смыслы на всех уровнях. Здесь не годилось простое решение – крещение по приказу сверху. Языческая Русь не

От крещения Руси

От крещения Руси Старообрядчество по определению связано с историей. Старообрядцев всегда отличала глубокая историческая память. Для них не только недавно подвизавшиеся русские святые, но и библейские праотцы и пророки были реально жившими людьми, составлявшими всю

Глава четырнадцатая.

Датировка Крещения Руси в Новой Хронологии

Глава четырнадцатая. Датировка Крещения Руси в Новой Хронологии Теперь мы можем приступить к формальному анализу описанной совокупности интервалов для датировки ВКР.Они отмечены на ХД на рис. 14-1. Рассмотрим их внимательно.Видно, что они «упорядочены» и с достаточной

Туман крещения Руси

Туман крещения Руси Много тумана в истории христианизации славян. Правда, не столько в Болгарии, сколько на Руси. Здесь туман вообще безнравственного свойства. Едва ли не все, что говорится об этом важнейшем государственном акте, есть домыслы и предположения. Даже дата

Празднование 1030-летия Крещения Руси • Президент России

Впервые на Соборной площади Кремля под открытым небом состоялась Патриаршая литургия. Когда служба подходила к концу, Президент присоединился к крестному ходу и прошел с верующими к памятнику равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади.

Патриарх Московский и Всея Руси Россия Кирилл, Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор, Президентский Полномочный представитель в ЦФО Игорь Щеголев и Москва К шествию присоединился и мэр города Сергей Собянин.

Представители Православных Церквей Александрии, Антиохия, Иерусалим, Грузия, Сербия, Болгария, Кипр, Албания, Польша вместе с Православной Церковью Чехии и Словакии произнесли особую молитву у памятника князю Владимиру.

* * *

Речь на мероприятии, отмеченное 1030 -летием крещения Руса

Президент России Владимир Путин : Ваша Святость,

Участники и гости празднования, совместимых с 1030 -й отделательностью:

и гости. Крещения Руси,

Уважаемые дамы и господа,

Крещение Руси было важным поворотным моментом момент в нашей истории, событие, ускоряющее цивилизацию, трансформирующее духовная сила. Оно определило дальнейший многовековой путь России и повлияло глобальное развитие.

Мы традиционно отмечаем это мероприятие по-особому, с глубоким почтением к нашим предкам, проявившим мудрость и великое предвидение, начав эпоху, к которой мы все принадлежим сегодня.

Крещение Руси неразрывно связано с именем святого равноапостольного князя Владимира, сотворившего этот решающий выбор и стал проводником веры. Он был тем, кто впервые увидел в нем моральную поддержку, красоту, свет истины и добродетели и основу для обновления, для большего единства и общности народов, населявших Древнюю Русь.

Воин, прошедший через ожесточенных битв и испытаний, Владимир стал просветителем, созидателем. Под его руководство, церкви и монастыри, города, школы и библиотеки.

Крещение явилось отправной точкой развития российской государственности, истинным духовным рождением нашего предков, определение их самобытности, расцвет национальной культуры и образования, а также развитие многогранных связей с другими страны.

Этого точно не могло быть легко, но Православие сделало то, чего раньше не было: оно обратилось к человеку, его совести и душе с вечным призывом как к милосердию, так и к благоволению и любовь.

И этот зов действительно был услышан. Крещение Руси открыло ее народам подлинные нравственные и духовные ориентиры.

Российский историк и философ Лев Гумилев говорил: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между добром и злом, а победа православия дала России тысячелетнюю историю».

Народы, принявшие христианство истины как свои собственные достигли небывалых высот в политике, искусстве, литературы, науки и хозяйственной деятельности, получили колоссальный опыт единения, не раз спасавший, укреплявший и поддерживавший нашу Родину в тяжелейших исторических потрясениях.

Это величайшее духовное наследие вечный. Наш священный долг — сохранить и укрепить его для будущего. поколения.

Очень важно, чтобы современные общество заботится об укреплении моральных опор. Огромную роль здесь играют благотворительные и просветительские организации, все ответственные и неравнодушные граждан нашей страны, и, конечно же, Русской Православной Церковью, которая никогда не прекращал своей самоотверженной работы.

Мы глубоко ценим этот подвиг, его неутомимость молитвы за Россию, ее народ, наших соотечественников за рубежом, наших соседей и братьев во имя мира, согласия и доброй воли.

Ваше Святейшество, друзья,

Поздравляю всех нас с 1030-летием Крещения Руси и Днем святого князя Владимира. Желаю вам процветания и успехов.

Спасибо.

Темы

  • Культура
  • Религия

Статус публикации

Опубликовано в разделах: Новости, Транскрипты

Дата публикации:

. .ru/d/58123

Текстовая версия

Украинская Православная Церковь торжественно отмечает 1030-летие Крещения Руси / Новости / Патриархат.ру В 2018 году, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира и 1030

годовщины Крещения Руси, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил Божественную литургию в сквере по адресу: г. Киево-Печерская Успенская лавра.

Среди его сослуживцев были, наряду с иерархами и духовенством УПЦ, представители Александрийского и Иерусалимского Патриархатов и Поместных Православных Церквей Грузии, Сербии, Болгарии, Кипра, Албании, Польши, Чешских земель Словакии, Румынии и в Америке .

В Киев на торжества приехали тысячи прихожан и паломников со всех областей Украины и других стран.

Во время литургии молящиеся и верующие во главе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви преклонили колени, чтобы вознести горячую молитву о мире в Украине.

Накануне митрополит Онуфрий возглавил благодарственный молебен на Владимирской горке и возглавил Великий Крестный ход, в котором приняли участие делегации 12 Поместных Православных Церквей и около 250 верующих.

После запричастия митрополит Бориспольский и Броварской Антоний зачитал Послание Епископата Украинской Православной Церкви клиру, монашествующим и мирянам по случаю 1030-летия Крещения Руси.

После богослужения Блаженнейший поприветствовал верующих УПЦ по случаю праздника, сказав, в частности: «Святой князь Владимир дал нам возможность идти путем Христовым. Мы, дети святого Владимира, должны беречь себя от греха, как бы ни был он труден, и идти ко Христу».

Накануне митрополит Онуфрий возглавил Всенощное бдение на Соборной площади Лавры. Паломники продолжали молиться в монастыре всю ночь. В трапезной Лавры во имя преподобных Антония и Феодосия были отслужены молебны и пропеты акафисты на восьми святынях, принесенных в Великий Крестный ход, сообщает Патриархия ру со ссылкой на Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Официальный сайт Украинской Православной Церкви / Патриархия.ру

Версия: Русский, украинский, греческий

Материалы по теме

Епископ Виктор Барышев: Визит Константинопольского Патриарха в Украину причинит страдания миллионам православных украинцев [Интервью]
Визит духовенства Антиохийского Патриархата в Ровенскую епархию Украинской Православной Церкви
Паломники из Грузии посещают храмы и монастыри Украинской Православной Церкви
Крестный ход в Киеве показал: Украинская православная церковь – самая многочисленная конфессия в Украине
Митрополит Волоколамский Антоний на службе в Лесновском монастыре
Визит представителей научных кругов Коптской церкви в Россию
Завершился визит в Россию Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока
Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольные торжества в Горненском женском монастыре в Иерусалиме
Комментарий Службы связи ОВЦС о выступлении Константинопольского Патриарха Варфоломея на Всемирной политической конференции (Абу-Даби, 9 декабря 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *