Граненый стакан история создания: Граненый стакан | История

История стакана

Информационный портал культуры Тюменской области

Размер шрифта:

Изображения

Цвет сайта:

Настройки

Обычная версия сайта

Правительство Тюменской области

Департамент культуры Тюменской области

Текст для поиска…

Стеклянный и граненый, полезен дома и в пути.

Везде он может пригодиться – нужнее вещи не найти.

Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды.

В него нальете что угодно – компот, чай, сок или воды…

11 сентября в России отмечается  День граненого стакана. Именно в этот день в 1943 году с конвейера сошел первый советский  граненый стакан.

 До этого они  были совсем другими.

Граненый стакан традиционно воспринимается как предмет быта ХХ века. В 1918 году его изобразил на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин. Но там не совсем тот стакан, к которому мы привыкли: цилиндрический сосуд не расширяется кверху, грани широкие, а на краю нет гладкого неграненого ободка. Подобные изделия можно увидеть и в дореволюционных каталогах стеклянной посуды

Классический граненый стакан — с 16 гранями и ободком по верхнему краю — был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном

Многие предметы и вещи советских времён имеют массу легенд по поводу своего происхождения. Не обошло это стороной  и  гранёный стакан. История его создания окутана многими легендами. Вот только некоторые из них:

1 Изобретение этой формы приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной, но документальных подтверждений этому нет, хотя создательница «Рабочего и колхозницы» действительно много экспериментировала со стеклом. Ей было поручено изoбрeсти новую форму для стакана таким образом, чтобы в столовых общепита их было удобно промывать в посудомоечной машине, a также сделать их более прочным.

У стакана Мухиной пo верху  шло  усилительное  кольцо, которого вы не увидите на других гранёных стаканах ранее.

  1. Другие полагают, что граненый стакан придумал профессор геологии Николай Славянов. При изучении его дневников были найдены наброски с изображением стаканов с различным количеством граней. Однако его изделия должны были быть не стеклянными, а металлическими. Вполне возможно, что форму граненого стакана придумал Славянов, а материал для изготовления предложила Мухина.
  2. Есть легенда, что первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, немедля швырнул чашу оземь со словами: «Стакану быть!». Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе — «Стаканы бить». Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

Классический граненый стакан имеет  12, 14, 16, 18 и 20 граней. Чем больше граней, тем дороже стакан. Полный стакан вмещает 250 мл воды, а наполненный до каемочки — 200 мл. Есть и стаканчики меньшего объема, вмещающие 50, 100 и 150 мл.

Почему  граненый стакан предпочтительнее его «гладкого» собрата? Потому что он более прочный, что было очень важным свойством для общепита.

Независимо от того, какая история у гранёного стакана в России, его всегда использовали не только по прямому назначению. Хозяйки  находили ему порой самые неожиданные применения.

  1. С его помощью вырезали  заготовки  для вареников, пельменей. Если требовался больший диаметр, то брали большой стакан, а при необходимости использовали стопки
  2. Гранёный стакан на советской кухне был универсальным прибором для измерения. В старых кулинарных изданиях измеряли продукты для приготовления не в граммах, а в стаканах.
  3. Совсем необычное — использование гранёного стакана в роли осушителя. Его часто можно было видеть зимой стоящим между двойными рамами. В стакан насыпали соль, чтобы окна не промерзали.
  4. Стакан использовали для демонстрации оптических явлений: если в него налить воды и поместить чайную ложку, то кажется, что она надломленная.

Сегодня на заводе в Гусь-Хрустальном граненые стаканы штампуют  также как и раньше. Товар расходится по бывшим союзным республикам. За месяц продают миллион стаканов.

Наверх

История изобретения советского граненого стакана

В сентябре 2018 года советский граненый стакан, хорошо знакомый людям старшего поколения, отметил свое 85-летие. В советские времена стакан был неотъемлемой частью быта каждой советской семьи. Он безраздельно хозяйничал на кухне любой хозяйки. В таких стаканах проводник разносил чай в поездах, с них пили «газировку» на улице, разливали компоты и другие напитки в кафе и столовых. Стакан стал своеобразным символом советской эпохи. Считается, что дизайн советского гранчака был придуман известным скульптором В. Мухиной (композиция «Рабочий и колхозница») специально для предприятий общественного питания, где для мытья посуды использовались посудомоечные машины. От традиционного граненого стакана он отличался гладким кольцом по окружности, что делало его более прочным и удобным для мытья в машинах. Согласно другой версии, форму граненого стакана, правда не стеклянного, а металлического, придумал профессор геологии Н. Славянов. Об этом свидетельствуют рисунки в его дневнике с изображением стаканов с гранями. Еще в одной истории создания советского стакана вместе с В. Мухиной упоминается Казимир Малевич, создатель «Черного квадрата». Впрочем, многие из версий весьма противоречивы, нет и документов, наверняка подтверждающих чье-либо авторство.

Как бы там не было, в 1943 г. на Гусь-Хрустальновском стекольном заводе, что во Владимирской области, был изготовлен первый стакан с 16 гранями. Диаметр стандартного стакана равнялся 6,5 см, высота — 9 см. Позже появились стаканы с различным числом граней (12, 14, 18, 20 и даже 17), но классическим считается стакан с 16 гранями. Вместимость стакана составляет: до ободка — 200 мл, с учетом краев — 250 мл.

Справедливости ради следует заметить, что предшественники советского стакана выдувались в России еще в 17 веке. Граненый стакан без ободка был известен при Петре Первом. Впервые в России толстостенный гранчак был, якобы, изготовлен и подарен государю стеклодувом Ефимом Смолиным, проживавшим во Владимире. Петр по достоинству оценил подарок, заметив, что его легче держать в руке, да и вряд ли он разобьется, если упадет. В армейской доктрине Павла I также встречается упоминание о граненом стакане — такова была суточная норма вина солдату. Изображение граненого стакана с чаем можно увидеть на картине Петрова-Водкина. Заметим, что мастер создал картину «Утренний натюрморт» в 1918 г. Эта посуда и явилась прародителем граненого стакана Мухиной. Кстати, на картине Веласкеса «Завтрак», написанной живописцем в начале 17 века, также изображен граненый стакан, правда с другими гранями.

Технологию изготовления стаканов изобрели в США в 20-х годах 19 столетия, в середине столетия там уже выпускались стаканы методом прессования. Россия приступила к выпуску таких стаканов в начале 20 века. Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что у советского стакана были славные предшественники. В. Мухина успешно модернизировала предыдущий и выпустила свой, обновленный стакан с толстым стеклом, который перестал биться в посудомоечных машинах. Невероятно популярный еще несколько десятков лет назад, сегодня граненый стакан пришел в забвение. Большинство заводов перешли на выпуск современной европейской посуды и практически приостановили производство граненых стаканов. Сегодня их делают только под заказ.

Промышленное стекло | Britannica

Посмотрите, как супергидрофобная многофункциональная стеклянная поверхность противостоит запотеванию, бликам и самоочищается

Посмотреть все видео к этой статье показывает большую стойкость под воздействием природных элементов. Эти три свойства — блеск, прозрачность и долговечность — делают стекло предпочтительным материалом для таких предметов домашнего обихода, как оконные стекла, бутылки и лампочки. Однако ни одно из этих свойств по отдельности, ни все вместе они не достаточны и даже не необходимы для полного описания стекла. Согласно современным научным представлениям, стекло — это твердый материал, имеющий атомную структуру жидкости. Более подробно, следуя определению, данному в 1932 физика У.Х. Захариасен, стекло представляет собой протяженную трехмерную сеть атомов, образующих твердое тело, в котором отсутствует дальнодействующая периодичность (или повторяющееся упорядоченное расположение), типичное для кристаллических материалов.

Обычно стекло образуется при охлаждении расплавленной жидкости таким образом, что предотвращается упорядочение атомов в кристаллическое образование. Вместо резкого изменения структуры, которое происходит в кристаллическом материале, таком как металл, при его охлаждении ниже точки плавления, при охлаждении стеклообразующей жидкости происходит непрерывное застывание жидкости до тех пор, пока атомы практически не замерзнут. более или менее случайное расположение, подобное тому, которое они имели в жидком состоянии. И наоборот, при приложении тепла к твердому стеклу происходит постепенное размягчение структуры, пока оно не достигнет жидкого состояния. Это монотонно изменяющееся свойство, известное как вязкость, позволяет изготавливать стеклянные изделия в непрерывном режиме, при этом сырье расплавляется до однородной жидкости, доставляется в виде вязкой массы к формовочной машине для изготовления конкретного изделия, а затем охлаждается до твердого состояния. и жесткое состояние.

В этой статье описаны состав и свойства стекла и его образование из расплавленных жидкостей. В нем также описываются процессы промышленного производства стекла и формовки стекла, а также рассматривается история производства стекла с древних времен. При этом основное внимание в статье уделяется составу и свойствам оксидных стекол, которые составляют основную часть товарного тоннажа стекла, а также традиционным методам производства стекла методом термоплавления или плавления стекла. Однако внимание также уделяется другим неорганическим стеклам и менее традиционным производственным процессам.

Подробное описание физики стеклообразного состояния см. в статье Аморфное твердое тело. Полное описание различных художественных применений стекла см. Витражи и изделия из стекла .

Составы стекла и применения

Из различных семейств стекла, представляющих коммерческий интерес, большинство основано на кремнеземе или двуокиси кремния (SiO 2 ), минерале, который в большом количестве встречается в природе, особенно в кварце и прибрежных песках. Стекло, изготовленное исключительно из кварца, известно как кварцевое стекло или стекловидный кварц. (Его также называют плавленым кварцем, если его получают путем плавления кристаллов кварца.) Кварцевое стекло используется там, где требуются высокая рабочая температура, очень высокая стойкость к тепловому удару, высокая химическая стойкость, очень низкая электропроводность и хорошая прозрачность в ультрафиолетовом излучении. Однако для большинства стеклянных изделий, таких как контейнеры, окна и лампочки, основными критериями являются низкая стоимость и хорошая долговечность, и стекла, которые лучше всего соответствуют этим критериям, основаны на системе натрий-известь-кремнезем.

Примеры этих стекол показаны в таблице Состав репрезентативных оксидных стекол.

Состав репрезентативных оксидных стекол
стекловидный кварц печные трубы, кремниевые плавильные тигли 100,0
натриево-известковый силикат окно 72,0 14.2 10,0 0,6 2,5
контейнер 74,0 15,3 5. 4 1,0 3,7
лампочка и трубка 73,3 16,0 5.2 1,3 3,5
посуда 74,0 18,0 7,5 0,5
боросиликат натрия
химическая посуда
81,0 4,5 2.0
свинцово-щелочной силикат свинцовый «хрусталь» 59. 0 2.0 0,4
телевизионная воронка 54,0 6,0 3.0 2.0 2.0
алюмосиликат стеклянная галогенная лампа 57,0 0,01 10,0 16,0 7,0
стекловолокно «Е» 52,9 17,4 14,5 4. 4
оптический «корона» 68,9 8,8
стекловидный кварц печные трубы, кремниевые плавильные тигли
натриево-известковый силикат окно
контейнер след 0,6
лампочка и трубка 0,6
посуда
боросиликат натрия химическая посуда 12,0
свинцово-щелочной силикат свинцовый «хрусталь» 25,0 12,0 1,5
телевизионная воронка 23,0 8,0
алюмосиликат стеклянная галогенная лампа 4. 0 6,0 след
стекловолокно «Е» 9.2 1,0
оптический «корона» 10.1 2,8 8.4 1,0

После кремнезема многие «натриево-известковые» стекла содержат в качестве основных компонентов соду или оксид натрия (Na 2 O; обычно получают из карбоната натрия или кальцинированной соды) и известь или оксид кальция (CaO; обычно полученный из обожженного известняка). К этой основной формуле могут быть добавлены другие ингредиенты для получения различных свойств. Например, добавляя фторид натрия или фторид кальция, можно получить полупрозрачный, но не прозрачный продукт, известный как опаловое стекло. Еще одним вариантом на основе диоксида кремния является боросиликатное стекло, которое используется там, где требуется высокая стойкость к тепловому удару и высокая химическая стойкость, например, в химической посуде и автомобильных фарах. В прошлом посуда из свинцового «хрусталя» изготавливалась из стекла, содержащего большое количество оксида свинца (PbO), что придавало изделию высокий показатель преломления (отсюда блеск), высокий модуль упругости (отсюда звонкость, или «звонкость»). »), и большой рабочий диапазон температур. Оксид свинца также является основным компонентом стеклянных припоев или герметиков для стекол с низкими температурами обжига.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Другими стеклами на основе кремнезема являются алюмосиликатные стекла, которые занимают промежуточное положение между стекловидным кварцем и более распространенными натриево-известково-кремнеземными стеклами как по термическим свойствам, так и по стоимости; стекловолокна, такие как стекло E и стекло S, используемые в армированных волокном пластмассах и в теплоизоляционной вате; и оптические стекла, содержащие множество дополнительных основных компонентов.

без кремнезема

Оксидные стекла не на основе кремнезема не имеют большого коммерческого значения. Как правило, это фосфаты и бораты, которые в некоторой степени используются в биорассасывающихся продуктах, таких как хирургическая сетка и капсулы с пролонгированным высвобождением.

Неоксидные стекла

Стекла из фторида тяжелых металлов

Из неоксидных стекол фторидные стекла тяжелых металлов (HMFG) имеют потенциальное применение в телекоммуникационных волокнах благодаря их относительно низким оптическим потерям. Однако они также чрезвычайно трудно формируются и имеют низкую химическую стойкость. Наиболее изученной ГМФГ является так называемая группа ZBLAN, содержащая фториды циркония, бария, лантана, алюминия и натрия.

Стекловидные металлы

Другой неоксидной группой являются стекловидные металлы, образованные высокоскоростной закалкой жидких металлов. Возможно, наиболее изученным стеклообразным металлом является соединение железа, никеля, фосфора и бора, которое имеется в продаже как Metglas (торговая марка). Он используется в гибком магнитном экранировании и силовых трансформаторах.

Последний класс неоксидных, некристаллических веществ — это халькогениды, которые образуются при сплавлении халькогенных элементов серы, селена или теллура с элементами из группы V ( , например, мышьяк, сурьма) и группа IV (, например, германий) периодической таблицы. Благодаря своим полупроводниковым свойствам халькогениды нашли применение в устройствах пороговой и запоминающей коммутации, а также в ксерографии. Родственным конечным членом этой группы являются элементарные аморфные твердые полупроводники, такие как аморфный кремний (a-Si) и аморфный германий (a-Ge). Эти материалы являются основой большинства фотогальванических приложений, таких как солнечные элементы в карманных калькуляторах. Аморфные твердые тела имеют жидкостный атомный порядок, но не считаются настоящими стеклами, потому что они не демонстрируют непрерывного перехода в жидкое состояние при нагревании.

В некоторых стеклах можно добиться определенной степени кристаллизации нормально случайной атомной структуры. Стекловидные материалы, обладающие такой структурой, называются стеклокерамикой. Коммерчески используемая стеклокерамика — это стеклокерамика, в которой высокая плотность неориентированных кристаллов одинакового размера была достигнута в объеме материала, а не на поверхности или в отдельных областях. Такие продукты неизменно обладают прочностью, намного превышающей прочность исходного стекла или соответствующей керамики. Яркими примерами являются посуда для приготовления пищи Corning Ware (торговая марка) и зубные имплантаты Dicor (торговая марка).

В дополнение к стеклокерамике полезные изделия из стекла могут быть изготовлены путем смешивания керамических, металлических и полимерных порошков. Большинство продуктов, изготовленных из таких смесей или композитов, обладают свойствами, которые представляют собой комбинации свойств различных ингредиентов. Хорошими примерами композитных изделий являются пластмассы, армированные стекловолокном, для использования в качестве прочных эластичных твердых материалов, а также толстопленочные проводники, резисторы и диэлектрические пасты с заданными электрическими свойствами для упаковки микросхем.

В природе встречается несколько неорганических стекол. К ним относятся обсидианы (вулканические стекла), фульгариты (образованные ударами молнии), тектиты, обнаруженные на суше в Австралазии, и связанные с ними микротектиты со дна Индийского океана, молдавиты из Центральной Европы и стекло Ливийской пустыни из западного Египта. Благодаря своей чрезвычайно высокой химической стойкости под водой композиции микротектита представляют значительный коммерческий интерес для иммобилизации или переработки опасных отходов.

История древнего стекла

История древнего стекла

Древнее стекло из Азии Минор

История древнего стекла

. изготовлены в эпоху бронзы к концу третьего тысячелетия до н.э. Археологические данные свидетельствуют о том, что открытие произошло в Месопотамии и, по всей вероятности, произошло в результате использования там стекловидной глазури и фаянса — для изготовления бус, черепицы, керамики и других изделий. Самые ранние производители стекла производили заменители полудрагоценных и драгоценных камней, поэтому почти все раннее стекло было непрозрачным и ярко окрашенным. Бусины были наиболее распространенными изделиями, хотя также производились цилиндрические уплотнения, стержни, вставки и другие мелкие предметы. Всю эту раннюю стеклянную посуду обрабатывали в холодном состоянии с использованием различных методов резки, в значительной степени адаптированных из тех, которые использовались резчиками по камню.

Стеклянные сосуды появляются только в конце шестнадцатого века до н.э. Распределение находок указывает на то, что первые образцы стеклянных сосудов, вероятно, были изготовлены в северной Месопотамии в хурритском царстве Митанни, хотя самый ранний датируемый образец происходит из городища Атчана (древний Алалах) на Антиохийской равнине недалеко от современной Турецкой империи. граница с Сирией. Сосуды почти всегда изготавливались методом формирования стержня и имели форму маленьких бутылочек, мензурок и кубков. Создание сосудов представляло собой крупный прогресс в технологии стекла, поскольку оно включало манипуляции со стеклом, пока оно еще горячее. Однородность стержневых стекол указывает на то, что они, вероятно, были созданы в небольшом количестве центров, которые находились в тесном контакте друг с другом. Мастерские располагались в крупных городах или при религиозных центрах, где мастера по стеклу пользовались покровительством царей или священников. Небольшие изменения можно обнаружить в форме сосудов между концом шестнадцатого и четырнадцатым веками до нашей эры. Это также может быть воспринято как указание на ритуальную и традиционную роль, которую стекло играло в обществе позднего бронзового века.

Вскоре после появления первых сосудов с сердцевиной стекольщики разработали методы отливки мозаичного стекла для изготовления кубков, мисок и тарелок. Как и в случае формирования стержня, мозаичное литье, по-видимому, было связано с хурритскими районами северной Месопотамии. Помимо сосудов изготавливались самые разнообразные изделия из стекла — бусы, печати, подвески, ювелирные и мебельные инкрустации и даже небольшие статуэтки.

За короткое время месопотамские стеклянные изделия и знания о том, как их делать, были экспортированы в другие крупные центры цивилизации позднего бронзового века. Из них самым важным было Египетское царство. Хотя первоначальное вдохновение для египетской промышленности пришло из-за границы, местные мастера вскоре разработали свои собственные виды изделий из стекла. Полного расцвета эта отрасль достигла под царским покровительством фараона Аменхотепа III в первой половине четырнадцатого века до н.э. Археологические находки того периода свидетельствуют о крупномасштабном производстве, высокой технической компетентности и постоянных фабричных установках. Египтяне ясно осознавали неотъемлемые качества стекла как инертного материала без запаха. Таким образом, их стеклянные сосуды представляли собой в основном небольшие закрытые сосуды — фляги, кувшины, амфориски, кратериски, кувшины и трубки для краски, все они произошли от форм традиционной египетской глиняной посуды, фаянса и каменных сосудов. Они использовались для хранения ароматических масел, душистых мазей и дорогих благовоний, а также более приземленных предметов, таких как косметика и лекарства. Помимо сосудов, египетская промышленность занималась производством стеклянных предметов, в основном инкрустации непрозрачных цветов для мебели, похоронных принадлежностей, святынь и крупных архитектурных элементов.

Доказательства производства стеклянных сосудов в других местах восточного Средиземноморья в эпоху поздней бронзы пока неубедительны. Даже если сирийцы и киприоты не производили собственных судов, близких к египетским типам, вполне вероятно, что они принимали активное участие в изготовлении необработанного стекла и в торговле как слитками, так и готовыми изделиями. Однако несомненно, что микенские греки развили местную стекольную промышленность, основным продуктом которой были небольшие литые аппликации.

Железный век

В одиннадцатом веке до нашей эры темный век распространился по восточному Средиземноморью и западной Азии, приведя к резкому упадку цивилизации и процветанию. Последовавший сбой в торговле серьезно повлиял на стекольную промышленность. После распада великих империй позднего бронзового века в производстве стекла как в Месопотамии, так и в Египте наступил длительный перерыв. До сих пор не найдено убедительных доказательств того, что стекло производилось в раннем железном веке. Хотя стекло не исчезает полностью из археологических источников, в период между двенадцатым и восьмым веками до нашей эры стекло встречается крайне редко. Но это не значит, что стекло было совершенно неизвестно. Литературные свидетельства изготовления стекла были обнаружены как в средневавилонских клинописных текстах, так и в неоассирийских табличках из Ниневии. Предполагается, что эти тексты представляют собой нить преемственности, протянувшуюся через четырехвековой промежуток археологических данных. Ранние стеклянные изделия также хранились в этот период как драгоценные сувениры и реликвии, о чем свидетельствуют находки мозаичного стекла в цитадели в Хасанлу, которая была разрушена в конце девятого века до нашей эры.

Когда стекольное производство возрождается, продукты появляются во множестве новых форм и с различными функциями и технологиями. Однако очень мало осталось, чтобы указать на присутствие первых стекольных заводов в Месопотамии или где-либо еще в Западной Азии. Фрагмент непрозрачного бирюзово-голубого «сегментарного» слитка стекла был найден в С.З. дворец в Нимруде и, по-видимому, датируется седьмым веком до нашей эры, но другие слитки из Нимруда из непрозрачного красного стекла, вероятно, не ранее ахеменидского периода.

Самое раннее крупномасштабное использование стекла в первом тысячелетии до нашей эры произошло из финикийской слоновой кости. Стекло использовалось в качестве инкрустации для украшения и подчеркивания деталей фигур и цветочных орнаментов и придавало слоновой кости полихромный вид. Они включают в себя как монохромные, так и мозаичные стеклянные вставки и датируются первой половиной восьмого века до нашей эры. Было высказано предположение, что монохромные инкрустации были отлиты самими резчиками по слоновой кости, а инкрустации из мозаичного стекла, поскольку их изготовление требовало значительных навыков и подготовки, вероятно, были сделаны специалистами-стеклодувами. Остается неясным, были ли эти два типа инкрустации изготовлены финикийскими мастерами из местных источников или, напротив, были импортированы из других мест либо в необработанном, либо в готовом виде.

Стеклянные сосуды снова появляются вскоре после первоначального изготовления инкрустации из слоновой кости. В Месопотамии это приняло форму возрождения основной промышленности позднего бронзового века. Возобновление его датируется второй половиной восьмого века до н.э. Эти стержневые сосуды, по-видимому, не так высоко ценились, как литые и вырезанные сосуды, о которых речь пойдет ниже, поскольку они чаще встречаются в частных могилах, чем в царских дворцах. Однако сосуды были экспортированы в седьмом веке до нашей эры в Иран, и многочисленные примеры местной неоэламитской промышленности в Сузах являются явными имитациями месопотамских типов. Другие изолированные сосуды в форме ядра были обнаружены на урартском стоянке Кармир Блур, а также в Сирии и Палестине.

На острове Родос было обнаружено значительное количество алабастры с сердцевиной. Это говорит о том, что либо они попали на Родос из Месопотамии, либо были изготовлены на Родосе месопотамскими мастерами-мигрантами. Родос действительно стал главным центром производства стержневых судов в середине шестого века до нашей эры, и, вероятно, именно оттуда ремесло распространилось по Средиземному и Черноморскому регионам.
Безусловно, наиболее интересным типом посуды железного века с точки зрения техники, декора и внутренней ценности является группа литых и граненых сосудов. Они значительно отличаются от стеклянных сосудов бронзового века по внешнему виду и способу изготовления. Сосуды были отлиты в формах, вероятно, методом выплавляемых восков, а затем обработаны шлифовкой, резкой, сверлением и полировкой — методами, заимствованными у производителей каменных сосудов. Роскошные металлические и каменные сосуды часто служили прототипами не только по форме, но и по характерным для некоторых сосудов горизонтальным желобкам и гребням. В отличие от большинства прежних стекол, это были монохромные сосуды, как правило, из полупрозрачного, почти бесцветного или светло-зеленоватого стекла. Стеклодувы явно имитировали горный хрусталь или прозрачные полудрагоценные камни, а не непрозрачный лазурит или бирюзу, которые привлекали мастеров во втором тысячелетии до нашей эры. Это предпочтение полупрозрачного стекла свидетельствует, прежде всего, о новом осознании особых качеств вещества, с которым они работали.

Самая большая и важная группа литых сосудов происходит из ассирийских дворцов в Нимруде. Саргонская ваза представляет собой конечную точку 705 г. до н.э. для начала этих литых и вырезанных роскошных стеклянных сосудов, хотя большинство фрагментов Нимруда были найдены в развалинах разрушения 612 г. до н.э. В дополнение к простым чашам, некоторые предметы имеют превосходную гравировку, а два фрагмента другой чаши демонстрируют инкрустацию и роспись. Они служат примером непревзойденного мастерства стеклодувов того времени, сочетая использование литья по выплавляемым моделям, резку, роспись и мозаику из стекла. На несколько более низком уровне мастерства находится небольшое количество стеклянных косметических палитр из Палестины, особенно из Мегиддо. Они очень напоминают каменные палитры, относительно распространенные в той же местности; Сам Мегиддо дал тридцать пять таких примеров. Нет никаких доказательств того, что стекло производилось в Палестине в VIII-VII веках до нашей эры. Стекло, используемое для изготовления палитр, аналогично тому, которое используется для литых и граненых сосудов, описанных выше. Они также считаются изделиями финикийских мастеров, как и каменные, а иногда и фаянсовые палитры.

Хотя уже давно признано, что эти сосуды образуют связную группу с довольно четко определенной хронологией, место происхождения было предметом многочисленных споров. Промышленность следует отнести к Финикии или, в случае с изделиями Нимруда, к финикийским мастерам, работавшим для царских дворцов в Ассирии. Таким образом, кажется, что финикийцы играли важную роль в производстве стекла в железном веке. Эклектичный характер финикийского искусства отражается в способности его стеклодувов поставлять предметы роскоши на самые разные рынки.

Классический период

Между шестым и первым веками до нашей эры наибольшая доля стекольного производства была посвящена изготовлению стержневых сосудов. Это были почти исключительно маленькие бутылочки, предназначенные для хранения ароматических масел, мазей, парфюмерии и косметики. Бутылки и их содержимое стали частью повседневной жизни; их использовали дома, приносили в жертву в святилищах богов и использовали на похоронах для помазания мертвых. Их формы сознательно имитируют формы греческой керамики, но выделяются из них своей яркой окраской и яркими узорами.

Были идентифицированы три последовательных периода производства, каждый из которых очерчен новым набором форм, декоративных мотивов, форм ручек и цветовых комбинаций. Бутылки были широко распространены в землях, граничащих со Средиземноморьем, но фабрика еще не обнаружена, поэтому остается неясным, где именно они были изготовлены. Были предложены различные места — Родос, Кипр, южная Италия и прибрежные города Финикии. На самом деле вполне вероятно, что существовало несколько различных центров, каждый из которых производил свои собственные варианты.

В пятом веке до нашей эры под покровительством ахеменидских персов зародилась новая промышленность, использующая технику выплавляемого воска. Он специализировался на тонко сделанной роскошной посуде, форма и огранка которой были созданы по образцу металлических сосудов. Большая часть этой посуды была изготовлена ​​из бесцветного стекла, непосредственной имитации горного хрусталя. Самая большая известная коллекция персидской стеклянной посуды была извлечена из сокровищницы Персеполя, королевского дворца, разрушенного в 331 г. до н.э. во время завоевания Александром Македонским империи Ахеменидов. Другие экземпляры были найдены в разрозненных и отдаленных местах. Поэтому было трудно определить, была ли промышленность основана в сердце Персии, или в одной из западных сатрапий, или даже в греческом городе на периферии Империи. Однако тесная связь между стеклянными сосудами и изделиями из персидского серебра в сочетании с свидетельствами из Персеполя ясно показывает, что промышленность, где бы она ни находилась, в значительной степени зависела от покровительства двора Ахеменидов.

Эллинистический период

В эллинистическом мире существовало два основных центра производства стекла: сирийское побережье и Александрия, столица птолемеевского царства Египта. В Сирии производство традиционных бутылок для мази в виде сердцевины продолжалось до первого века до нашей эры. Кроме того, была произведена многочисленная серия литых чаш. Сосуды часто украшались прорезями или канавками, а на более поздних типах — рядом выпуклостей или коротких ребер по внешней стороне корпуса. С другой стороны, в Александрии изготавливались очки более сложного и технически сложного характера. Эти литые и граненые сосуды бывают самых разнообразных форм и демонстрируют очень индивидуальное художественное качество. Стеклодувы в Александрии также развили мастерство изготовления мозаики и многослойного золотого стекла. Все они представлены в так называемой канозской группе стеклянной посуды, которая может быть датирована второй половиной III в. до н.э. Они свидетельствуют о первых согласованных усилиях древних мастеров по изготовлению обеденных сервизов из стекла. Подобно ахеменидскому стеклу, на эту посуду большое влияние оказали преобладающие стили керамики и металлических сосудов. Однако ясно, что стекло завоевывает все большее признание как привлекательная и красочная альтернатива, особенно серебряным сосудам для сервировки и питья.

Хотя стеклянные сосуды как из Сирии, так и из Александрии продавались широко (например, достигали Италии и Южной России, а также Малой Азии), их изготовление было трудоемким и дорогостоящим процессом. Следовательно, стеклянная посуда оставалась относительно дефицитным и дорогим предметом, а промышленность по-прежнему сильно зависела от покровительства богатых, будь то ведущие граждане греческих городов или члены эллинистических королевских семей.

Римский период

Римская стекольная промышленность была основана на вдохновении и опыте стеклодувов эллинистического мира. Однако она быстро превратилась в независимое и инновационное предприятие, которое еще больше распространило искусство изготовления стеклянных сосудов за пределы Средиземноморского бассейна в Западную Европу и другие страны. По мере своего роста он впервые снабжал древнего потребителя недорогой стеклянной посудой массового производства. Основной импульс развитию этой отрасли дало своевременное и случайное изобретение стеклодувного дела. Однако этот технический прогресс сам по себе не был достаточной причиной для внезапного превращения стекла из редкой роскоши в предмет обыденности. Немаловажную роль сыграли и другие факторы. Первым было огромное расширение торговли, имевшее место в ранний имперский период, в сочетании с ростом благосостояния, возвещаемым восстановлением мира при Августе. Второе должно быть связано с походами римлян на Восток в I веке до н.э. Аннексия Сирии и растущее участие римлян в делах Палестины и Египта привели римлян к прямым контактам с теми самыми регионами, где производство стекла уже давно было налажено и все еще очень активно.

Точно так же, как римляне при Августе развили вкус к мрамору в гражданской архитектуре, можно утверждать, что примерно в то же время они приобрели страстный аппетит к изделиям из стекла. Их предпочтение не ограничивалось только сосудами и сосудами, но распространялось также на использование стекла для внутренней отделки в мозаиках, панелях и фасадах.

Римляне были первыми людьми, которые в полной мере оценили функциональное использование стекла в качестве покрытия для окон и, когда оно покрыто металлической (золотой или серебряной) фольгой, в качестве отражающего материала. Стеклянные окна и зеркала настолько стали частью современного мира, что, как следствие, трудно понять масштабы этих нововведений. Они также, как правило, затмеваются появлением потрясающих новых форм посуды и утилитарных сосудов в ранний имперский период. Тем не менее, стеклянная мозаика, панели и окна, вероятно, были столь же вездесущи и незаменимы в римском мире, как и стеклянная бутылка. Короче говоря, римляне были способны распознать все качества стекла, которые сегодня считаются само собой разумеющимися. Римляне, похоже, стремились опробовать всевозможные новинки и эксперименты. Для зарождающейся римской стекольной промышленности эта любознательность в сочетании с их способностью потакать своим стяжательским вкусам стимулировала небывалый расцвет стекольного искусства. Новые формы, техники, цвета и аппликации были охотно приняты. Их оценка различных свойств стекла находит отражение в относительно редких ссылках на него в современной литературе. Возможно, наиболее показательной является история, рассказанная Трималхионом о ремесленнике, подарившем императору Тиберию стеклянную чашу, которая не разбивалась и могла быть восстановлена ​​в форме, если на ней образовалась вмятина. Стеклодув ожидал награды за свое «изобретение»; вместо этого император приказал казнить его, опасаясь, что, если секрет станет достоянием общественности, золото потеряет всю свою ценность. Эта история хорошо иллюстрирует высокий престиж стекла в начале первого века нашей эры и настроение инноваций и экспериментов, которое пронизывало римское общество в то время. К сожалению, эта история чаще используется современными учеными, чтобы доказать, что римский мир не интересовался техническим прогрессом, большей эффективностью и производительностью. Свидетельства римской стекольной промышленности категорически против такой точки зрения.

Из-за его размера и сложности можно определить некоторые основные аспекты римской стекольной промышленности. Во-первых, следует проводить четкое различие между типами стекла, особенно в отношении сосудов. Итак, некоторые из них были явно сделаны как предметы роскоши и считались в древности, как и сегодня, произведениями искусства. Стекло Cameo, например, несомненно, попадает в эту категорию. Эти высоко ценимые объекты могли иметь или не иметь функциональное назначение. На несколько более низком уровне находится второй класс посуды, искусно сделанная и часто искусно украшенная посуда. К этой группе можно отнести многие подписанные выдувные сосуды. Под ними следуют более обыденные, но все же привлекательные контейнеры — кувшины, фляги и бутылки, которые можно использовать как для сервировки, так и для хранения. Наконец, есть масса утилитарных сосудов, типичным примером которых является простой, дешевый флакон для духов.
Этот широкий ассортимент продукции отражает различные рынки, на которые ориентируется стекольная промышленность. На одном конце шкалы следует представить клиентуру, состоящую из самых высших слоев римского общества. Действительно, недавно утверждалось, что такие изысканные предметы, как Портлендская ваза, были сделаны для самой императорской семьи. Точно так же один из образцов позднеримской vasa diatreta, (ныне уничтоженной) страсбургской клетки-чаши, носил имя императора Максимиана (287–305 гг. н. э.). На другом конце шкалы находятся очки, которые, по словам августовского писателя Страбона, «можно было купить за медную монету». Некоторые бутылки на самом деле можно рассматривать как одноразовые сосуды, и, безусловно, стекло более или менее вытеснило различные типы римской глиняной посуды.

Третьим аспектом, который можно рассмотреть, является распределение отрасли. Принято считать, что ряд крупных производственных центров находился в Сирии, Египте, Италии и Рейнской области. С другой стороны, беглое знакомство с дутым стеклом римского мира совершенно ясно показывает, что практически в каждом регионе должны были быть свои теплицы, по крайней мере, с конца I века н. э. Это кажущееся противоречие разрешается путем проведения различий между различными категориями продуктов, как описано выше. Таким образом, большинство утилитарных стеклянных сосудов, несомненно, были изготовлены на месте, возможно, странствующими мастерами с использованием временных сооружений. Эфемерный характер их деятельности может помочь объяснить, почему на археологических раскопках обнаружено так мало стекольных мастерских. Точно так же, из-за их ограниченного распространения, обычные домашние изделия демонстрируют большое разнообразие форм. Несмотря на их простое и часто небрежное изготовление, их крайне сложно классифицировать как географически, так и хронологически. Так, на низшем уровне популярность стекла привела к раздроблению стекольной промышленности. Даже в отдаленных провинциях, таких как Британия, к третьему веку нашей эры существовала небольшая стекольная промышленность.

Однако изделия более высокого качества производились на известных фабриках, некоторые из которых смогли заявить о своем существовании с помощью штампованных форм. Для этих «средних» продуктов тонкие различия между общими формами и стилями украшения могут использоваться как идентифицирующие характеристики региональных групп. Затем корабли циркулировали в пределах заданного района, и только в исключительных случаях можно было ожидать найти их где-либо еще. Тем не менее, в римском стекле существует общая однородность, что предполагает довольно постоянный контакт между различными центрами производства. Вполне вероятно, что эта взаимосвязь была вызвана главным образом миграцией ремесленников из одной части империи в другую. Например, существует множество эпиграфических свидетельств того, что многие сирийцы и египтяне перебрались на Запад, чтобы заниматься рядом различных профессий и ремесел, включая производство стекла.

Наконец, видно, что элитное стекло производилось в небольшом количестве узкоспециализированных мастерских. В другом месте высказывалось предположение, что серебряные тарелки с картинками отражают универсальность интересов и вкусов элиты позднеантичного общества. Как и в случае с серебром, роскошная стеклянная посуда принадлежала представителям римской знати, чье материальное окружение отражало их общий социальный и культурный фон. чаши (диатрета), два очень близких типа, на другом уровне воспроизводят способность этого социального класса свободно путешествовать из одного конца Империи в другой. Примечательно, что приведенные Харденом доказательства торговли стеклянными сосудами на дальние расстояния относятся к другому типу предметов роскоши — чашам из тонкого бесцветного стекла с фацетной огранкой и гравировкой на колесиках.
Заключение

Доминирующей темой, проходящей через этот краткий обзор истории древнего стекла, была важная роль, которую играли богатые меценаты. Стекло часто производилось в мастерских под прямым королевским покровительством или предназначалось для удовлетворения потребностей богатых частных клиентов. Тем не менее, с древнейших времен человек использовал стекло как более дешевую альтернативу изделиям из драгоценных камней и металлов. До римского периода практически все производство стекла было направлено на изготовление имитаций камня, металлических и гончарных изделий. Таким образом, очарование стекла является чем-то вроде загадки. В отличие от натуральных полудрагоценных камней, он не был прочным, хотя обладал такими же качествами прозрачности, гладкости и чистоты. В то время как серебряная пластина могла быть превращена в «деньги», стекло было материалом преходящей ценности. Опять же, стекло отличалось от керамики тем, что после разбития его можно было собрать и переплавить. У стекла есть и другие качества. Он податлив в горячем состоянии и может быть вырезан в холодном состоянии; Таким образом, это позволяет мастерам применять различные навыки и производить самые разные формы, цвета и декоративные элементы. Он не придает вкуса или запаха; Таким образом, это идеальный контейнер, который в закрытом виде может сохранять содержимое в течение значительного времени. Он относительно легкий по весу и может транспортироваться в различных формах в виде необработанного стекла, готовой продукции или лома. Отбракованное стекло имеет небольшую внутреннюю ценность, поскольку оно зависит от навыков стеклодува, чтобы превратить стекло в вещь, имеющую коммерческую ценность или использование. Таким образом, торговля стеклом в древности была направлена ​​на определенные торговые точки и не подвергалась таким же опасностям, как, например, движение драгоценных металлов.

Открытие производства стекла позволило человеку использовать материал, который можно было использовать для бесчисленного множества различных целей и во всех мыслимых формах. Привлекательность стекла в древности, без сомнения, основывалась на его практических достоинствах, но это также может быть связано с тем фактом, что это искусственное, созданное руками человека вещество. Его тайна заключалась в специальных навыках, которые требовались для производства сырья, а затем для превращения его в привлекательные, но очень полезные предметы. В римский период изобретение стеклодувного дела сделало продукты этой эксклюзивной отрасли доступными для «обычного обывателя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *