Что в реальности делал князь Владимир в сакральном Крыму | Мнения
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира
Когда Владимир Путин объявил, что крещение князя Владимира в Херсонесе делает Крым и Севастополь для русских не менее сакральным местом, чем Храмовая гора для евреев, многим такой поворот исторический мысли показался новым и неожиданным. Однако в околоисторической литературе и публицистике сравнения Херсонеса с Иерусалимом попадаются уже давно, а в последние годы особенно часто. Поэтому здесь было бы интересно обратиться к реальным историческим источникам и постараться понять, чем же на самом деле занимался в Крыму князь Владимир Красно Солнышко, сколько в этом было сакрального и насколько его действия оказались важны для истории Руси и Византии.
Трижды крещенные
Итак, в двух словах сюжет таков. Киевский князь Владимир явился под Херсонес (Корсунь), осадил и взял город, потребовав в жены сестру византийского императора Василия Анну. Анну он получил в обмен на обещание креститься, крестился там же в Крыму, потом вернулся в Киев, сбросил языческих идолов в Днепр, разорил капища, и Русь стала христианской. Это, конечно, не единственная трактовка произошедших событий, и поскольку детали хронологии фактически полностью утеряны, есть еще масса альтернативных версий.
Тем не менее сравнению Херсонеса с Храмовой горой несколько мешают исторические обстоятельства, реальность которых трудно оспаривать. В первую очередь поход Владимира был обыкновенным грабительским походом – русы неоднократно появлялись у стен Константинополя с аналогичными намерениями. Владимир поступил мудрее и прибрал к рукам то, что плохо и ближе лежало – византийская армия во главе с императором только что была полностью разгромлена болгарами, и грекам было не до Тавриды. «Корсунь разорен бысть от Руси», – говорит нам Тверская летопись. Правда, в последнее время историки, основываясь на результатах археологических раскопок, начали минимизировать ущерб, который русская армия нанесла городу. Но сложно поверить в то, что армия язычников во главе со своим женолюбивым вождем ни с того ни с сего отказалась бы от грабежа и насилия, тем более что Херсонес оказал сопротивление.
Но больше всего в истории с Херсонесом и Крещением Руси поражает то, что по этому поводу хранят молчание византийские историки. А кому, как не им, стоило бы расписать в подробностях столь знаменательные для империи события: потерю форпоста в Крыму (простите, Тавриде, – до тюркского Крыма оставалась еще несколько сотен лет), выдачу замуж сестры басилевса, обретение единоверцев в лице могущественных северных соседей и, наконец, союз с ними.
Михаил Пселл в своей «Хронографии» описывает борьбу императора Василия против мятежных военачальников Варды Фоки и Варды Склира – именно на этот период приходится Крещение Руси. Но византийский летописец лишь в одном месте упоминает «тавро-скифов», как греки именовали русских. «Царь Василий порицал неблагодарных ромеев и, поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавро-скифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска», – вот, собственно, и все, ни тебе Анны, ни тебе Херсонеса, ни тем более Владимира.
Возможно, в Царьграде не прочувствовали всей сакральности момента, потому что, по мнению греков, можно сказать, монополизировавших тогда православие, Крещение Руси состоялось намного раньше – в середине IX века, когда присланный из Константинополя епископ крестил киевских князей Аскольда и Дира. Патриарх Фотий в «Окружном послании» от 867 года информирует нас: «Ибо не только этот народ (болгары) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан. .. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Собственно, в IX веке, согласно византийским источникам, появилась и «епархия Росия».
Если к этому добавить то, что бабка Владимира – княгиня Ольга – тоже официально крестилась, да не где-то, а в Святой Софии в присутствии императора Романа, то можно представить недоумение греков, когда речь вновь зашла о крещении «северных варваров». Сколько можно, каждые сто лет, что ли, их крестить? Получается, для тех, кто крестил Русь, никакой сакральности в истории с Херсонесом не было и быть не могло, а Владимира в Константинополе, скорее всего, расценивали как варвара и пройдоху, отказавшегося от веры своей бабки. Требование же креститься греки могли выдвинуть, чтобы застраховать сестру императора от участи наложницы, коих киевский князь зело любил – одной из них, например, стала беременная вдова его брата Ярополка, которого воины Ясного Солнышка предательски прикончили.
Плюс у греков был трезвый расчет – им надо было не только вернуть хоть и изрядно пограбленный, но все еще важный для империи Херсонес, но и получить ту самую армию «тавро-скифов», с помощью которой в итоге император Василий одолел мятежников. Причем, по наиболее распространенной версии, Владимир предоставил своих воинов уже после взятия и разграбления Херсонеса, поставив условием опять-таки присылку ему новой жены.
Странные союзники
Что же касается разговоров про включение Руси при Крещении в сферу влияния Византии, то тут, пожалуй, можно говорить только о культурном и религиозном пространстве и вряд ли о настоящем союзничестве. Принятие Христа не помешало Ярославу Мудрому отправить армию и флот на захват Константинополя в 1043 году – как раз когда вспыхнул крупный мятеж полководца Георгия Маниака и трон под императором Константином Мономахом шатался.
Да и все последующие годы Киевская Русь, а потом ее наследники вплоть до падения Константинополя в 1453 году не особенно рвались помогать Византии в ее бесконечной борьбе с внешними и внутренними врагами. Конечно, своих проблем хватало, да и край неблизкий, но разве это помеха, когда речь идет о сакральности? Ричард Львиное Сердце ездил из Англии аж в Иерусалим, чтобы воевать за Гроб Господень, хотя у него дома тоже было все не слава богу.
Русские же правители, покуда враги отщипывали от Византии куски, в том числе и Херсонес (разграбленный татарами, литовцами и присвоенный генуэзцами), делили между собой ярлыки на княжение и наслаждались сакральностью. Последними же защитниками Константинополя, города, откуда эта сакральность пришла, были почему-то наряду с греками как раз итальянцы. Потомки Дмитрия Донского в это время как раз дрались за великокняжеский престол.
И наконец, последнее. Сторонники сакральности Херсонеса забывают о том, что массовое Крещение Руси началось с Киева, где была возведена и первая официальная церковь, Десятинная. Если в мире и найдется место более сакральное для русских православных, чем она, то его уже точно нужно искать не в Крыму, а где-то в Палестине.
Часто встречается утверждение, что раз крестился князь, то это автоматически означает и крещение всех его подданных. Но тут мы опять возвращаемся к Аскольду, Диру и Ольге. Принятие последней православия не помешало, например, появлению годы спустя первых христианских мучеников – уже в правление Владимира Феодор Варяг и сын его Иоанн были растерзаны язычниками в Киеве. Да и после Херсонеса прошло еще немало лет, покуда христианство было принято на Руси – кое-где, как в Новгороде, не обошлось при этом без кровопролития. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет. Если Крым наш, то делать с ним можно все, что захочется.
Владимир I. Крещение Руси
Историки давно ведут спор о времени крещения Руси. Полагают, что события развивались в следующем порядке. Русское войско прибыло в Константинополь в 988 г. Тогда же князь встретил невесту у днепровских порогов.
После княжеской свадьбы Русь в том же 988 г. приняла христианство, а через год киевский князь по просьбе императора разгромил Херсонес (Корсунь), причастный к мятежу.Эта схема требует уточнений. В византийских источниках не удается отыскать никаких данных об участии корсунян в мятеже против императора. Предположение, будто киевский князь разгромил Корсунь по просьбе Василия II противоречит всему, что известно о русско-византийских отношениях. Византийские дипломаты старались любой ценой обезопасить корсуньскую фему от нападения русов и хазар, свидетельством чему служит договор с князем Игорем 944 г. Заняв Корсунь, русские получили самую удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Какой бы ни была ситуация, Василий II не имел причин отдавать богатейший византийский город на разграбление варварам.
Краткая летописная заметка, включенная монахом Яковом в сочинение «Память и похвала Владимиру», является, быть может, самым ранним известием о крещении Руси и потому заслуживает наибольшего доверия.
Почему Владимир нарушил союзный договор и, будучи христианином, напал на владения своего союзника Василия II? Причина заключалась, по-видимому, в том, что император нарушил договор первым и не прислал на Русь сестру Анну в 988 г., когда Владимир ждал ее у днепровских порогов.
Взяв Корсунь, князь пригрозил Василию II, что теперь он сделает с Константинополем то же, что сделала с этим знаменитым городом в Крыму, если император откажется прислать в Киев сестру Анну.
При каких обстоятельствах Владимиру удалось взять неприступную крепость, которой надо было продержаться до прибытия византийского флота с «греческим огнем»? Как видно, корсуняне не ждали удара со стороны союзного Киева и были застигнуты врасплох. Косвенные показания источников наводят на мысль, что крепость пала из-за предательства гарнизона. В корсуньском гарнизоне служил наемный отряд норманнов. После взятия крепости Владимир жестоко расправился со стратигом Корсуни и поставил наместником города корсуньского варяга Жадьберна. Высокое назначение варяга наводит на мысль, что он не был рядовым воином, а командовал наемным отрядом, стоявшим в крепости. Предательство варяга помогло русам овладеть крепостью. Именно Жадьберн дал знать Владимиру о местонахождении колодцев, питавших город водой, что и предопределило исход осады.
Византия с успехом насаждала христианство в варварских странах, попадавших таким образом в орбиту политического влияния империи. Крещение Руси отвечало высшим интересам Византии, но политические цели пришли в столкновение с династическими, что на два года задержало крещение.
Нарушение договора не было следствием прихоти или произвола императора Василия II. У князя Владимира было много языческих жен и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский престол. Император не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну в Киев при одном непременном условии. Все предыдущие браки князя Владимира должны быть расторгнуты, с тем чтобы христианский брак был признан единственно законным. Однако скандинавское семейное право оказалось несовместимым с христианским правом Византии. С точки зрения христианской религии сыновья Владимира, рожденные вне христианского брака, были незаконнорожденными и не имели никаких прав на трон. Для Владимира такая точка зрения была неприемлема: старшие сыновья были опорой его власти. Переговоры о брачном контракте, по-видимому, закончились провалом, после чего Владимир разорвал союз в Василием II и обрушился на Корсунь. Падение главного опорного пункта византийцев в Крыму сделало киевского князя хозяином полуострова. Хазария стояла на пороге гибели и не могла противостоять ему. «Память и похвала Владимиру» монаха Якова упоминает о войне Владимира с хазарами. Данное свидетельство давно ставило историков в тупик, поскольку летописи не сохранили вообще никаких сведений о названной войне.
«Память и похвала Владимиру» является ранним и наиболее достоверным источником, отвергать его показания невозможно. Владимир вступил в войну с хазарами, видимо, во время длительной осады Корсуни. Взяв главный опорный пункт византийцев в Крыму, князь подчинил себе также бывшие владения «царя русов» Хельги в Таматархе и Керчи. Владимир был первым русским киевским князем, который стал распоряжаться судьбами русского Тмутараканского княжества. Он посадил на престол в Тмутаракани одного из своих младших сыновей.Византия не могла допустить того, чтобы русы закрепились на Крымском полуострове и получили удобные гавани для нападений на империю. Как только Владимир согласился передать Корсунь как выкуп («вено») за невесту («царицы деля»), препятствия для мира были устранены.
Крещение русов затянулось вследствие сопротивления влиятельных сил в самом Киеве. Вопрос о перемене веры не мог быть решен вопреки воле «мужей» из княжеской дружины. Христианский летописец повествует, что князь послал за рубеж послов для «испытания веры», а по возвращении велел им выступить с отчетом перед дружиной: «Скажите пред дружиною». Дружина будто бы сразу приняла решение о крещении, сославшись на авторитет княгини Ольги: «Аще бы лих закон гречьский, то не бы баба твоя прияла, Ольга, яже бе мудрейши всех человек». Приведенное известие недостоверно. Ольга пыталась учредить христианское епископство в Киеве, но языческая дружина изгнала епископа, приглашенного ею из Германии.
Ольга приняла христианство в зрелом возрасте. Ее сын Святослав провел детство и возмужал в языческой среде. Он решительно отверг все предложения матери о перемене веры. В семью внука Ольги Владимира христианство проникло благодаря его многочисленным бракам. Одной из его старших жен была «грекиня», похищенная русами из православного монастыря на Балканах. Жены «болгарыня» и «чехини», вероятно, также были христианками. Однако брак с ними не был освящен церковным обрядом, а христианская религия запрещала многоженство.
Крещение Владимира в 987 г. было выдающимся государственным актом и должно было привлечь всеобщее внимание. Между тем современники проявляли редкую неосведомленность, коль скоро речь шла о крещении их князя.
Пока княжеская дружина держалась веры предков, ни мудрая Ольга, ни Владимир, самолично принявший христианство, не могли принудить Русь к отказу от язычества. Но со временем ситуация изменилась. Едва ли не главным фактом, подготовившим почву для крещения Руси, были войны между Русью и Византией. Старая языческая дружина Святослава, насчитывавшая 10 000 воинов, подверглась почти поголовному истреблению во время его балканских походов. По условиям договора с Василием II киевский князь отпустил в Царьград половину своего войска — 6 000 русов. Оставшаяся при нем дружина жила в окружении христианского населения Крыма в течение полугода, пока осаждала Корсунь.
Царевна Анна приплыла в Крым на корабле, посланном из Константинополя ее братом — императором. Не тратя времени понапрасну, Владимир в 989 г. обвенчался с Анной в кафедральном соборе Корсуни. Церемония бракосочетания дала возможность широко оповестить мир о разрыве князя с язычеством. То, что не удалось Ольге в языческом Киеве, удалось Владимиру в христианском городе Корсунь.
Победоносный поход в Крым упрочил престиж киевского князя, его воины получили богатую добычу. Торжественный акт венчания, который был для Владимира как бы вторым крещением, произвел глубокое впечатление на «мужей» из княжеского окружения: «се же видевше дружина ево, мнози крестишася».
После штурма Корсунь подвергся разграблению. Русы изъяли городскую казну, множество всякого скарба, забрали из церквей хранившиеся там мощи, иконы, церковную утварь. Владимир вывез из Корсуни античные статуи коней, украшавших городской ипподром. В Киев русское войско явилось с несметными богатствами. Согласие между дружиной и князем упрочилось. Сопротивление язычников было окончательно сломлено. Владимир приказал разгромить капище в Киеве. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Однако русы не избавились от страха перед старыми богами и опасались прогневить Перуна. Его изваяние не было разрушено. Идола привязали к конскому хвосту и поволокли к Днепру. Процессию сопровождали двенадцать воинов, которые били кумира палками, чтобы изгнать из него бесов. Перуна проволокли до порогов, где и бросили во владениях печенегов. Таким образом, главный языческий бог был отправлен в изгнание. Приняв христианство, русы пустили в ход насилие, чтобы навязать новую веру славянам. После ниспровержения кумиров Владимир велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра, где их крестили греки — «царицины попы» и «корсунские попы». В Новгороде, куда были посланы Добрыня и епископ Аким Корсунянин, все повторилось. Изваяние Перуна было посечено и сброшено в Волхов.
Владимир избежал конфликта с норманнской языческой знатью, поддержкой которой дорожил. Некоторые личные качества помогли ему сохранить мир в собственном окружении. Дружинный эпос прославил своего первого христианского князя за его щедрость и тароватость, а более всего за роскошные пиры, на которые дружинники сходились во дворец даже в отсутствие князя.
Когда Владимир был молод, его братья не скрывали пренебрежения к сыну рабыни-ключницы. Дочь конунга Рогволда Полоцкого отвергла его сватовство, сказав: «Не хочу розути робичича». Брак с греческой царевной смыл с Владимира клеймо «робичича» и вознес его высоко над прочими норманнскими конунгами.
Русы не могли дать завоеванным ими славянам готовой государственности: скандинавы были варварами, и у них господствовал родоплеменной строй, как и у восточных славян. Решающее влияние на эволюцию русского общества оказал синтез военной организации норманнов, общественных институтов славян и византийского права, ставшего известным на Руси благодаря утверждению в Киеве византийской церковной иерархии.
После крещения Владимир пожаловал киевской митрополии десятую часть всех княжеских доходов. «Царица» Анна позаботилась о том, чтобы выписать знающих архитекторов и мастеров из Константинополя и они построили первое в русской истории каменное здание — собор Пресвятой Богородицы. В народе его стали называть Десятинной церковью. Ранее 1011 г. Владимир дал Десятинной церкви грамоту, в которой писал: «Исгадав аз со своею княгинею Анной, дал есмь Святей Богородици» и пр. Приведенная грамота подтверждает, что царевна Анна и ее окружение играли важную роль в устройстве церкви на Руси.
Греческие «попы», прибывшие с Анной из Константинополя и привезенные в качестве пленников из Корсуни, столкнулись с трудной задачей. Им предстояло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и всего народа и вели проповедь на славянском языке. Византия имела огромный опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Болгары сыграли выдающуюся роль в приобщении Руси к духовным ценностям христианства. Русская письменность и книжность возникли на почве греко-болгарской христианской культуры.
Константинополь посылал на далекие глухие окраины не самых лучших и образованных иерархов. В случае с Анной все было иначе. С ней были отправлены знающие и опытные люди, которым предстояло управлять Русью вместе с наследниками греческой царевны. Полагают, что русская митрополия была организована между 996 и 998 гг. (Я. Н. Щапов). Основанием для такой датировки послужил тот факт, что каменная Десятинная церковь была построена и освящена лишь в 996 г., а кроме того, в константинопольском перечне митрополий XI в. русская митрополия названа на одном из последних мест. Надо заметить, однако, что святые мощи, обязательные для основания кафедры и кафедрального собора, были привезены в Киев уже в 989-990 гг. Наспех построенная деревянная церковь, ставшая местом хранения мощей, имела все основания стать первой русской соборной церковью, резиденцией, прибывшего с царицей греческого иерарха. По сообщению византийского историка Н. Каллиста (он писал в начале XIV в., но имел в своем распоряжении ранние документы), первым русским митрополитом был грек Феофилакт, занимавший кафедру в Севастии и Армении, а затем перемещенный в Киев. Преемником Феофилакта стал Иоанн I. Сохранилась печать с надписью «Иоанн митрополит Руси», относящаяся ко времени не позднее начала XI в. Иоанн I именовался в источниках начала XI в. то как митрополит, то как архиепископ русский. Объясняется это тем, что в латинской церкви сан митрополита не существовал, что и побуждало западных хронистов именовать киевского владыку архиепископом. Итоги деятельности греческих миссионеров были впечатляющими. Со слов очевидцев, немецкий хронист Титмар Мерзенбургский в 1018 г. описал Киев как огромный город, имеющий несчетное количество жителей, 8 рынков и более 400 церквей. Автор хроники многократно преувеличил число киевских храмов, но верно передал общее впечатление всех, кто побывал в городе. В начале XI в. Киев имел вид крупного христианского города со множеством деревянных домов и церквей.
В летописях начальный этап истории русской церкви не получил отражения, а первые митрополиты не упоминаются, как будто их не было. Этот парадокс получил в литературе следующее объяснение. Чтобы обеспечить независимость русской церкви князь Владимир будто бы принял церковную иерархию не от византийского патриарха в Константинополе, а от болгарского патриарха в Охриде. Русские летописцы не упомянули о том, что русскую церковь возглавил охридский архиепископ Иоанн I, на том основании, что для них истинное христианство на Руси началось с устроения в Киеве греческой митрополии в 1036 г. (М. Д. Приселков). Такое объяснение противоречит фактам. Выдающийся памятник церковной письменности середины XI в. «Слово о законе и благодати» доказывает, что истинность киевского христианства конца X — начала XI в. не вызывала у церковных писателей никакого сомнения. Первый митрополит прибыл на Русь вместе с другими «царицыными попами» в свите Анны. Его преемник Иоанн I носил титул «митрополита руского» и не имел никакого отношения к Охриде. Императорские хрисовулы в Охриду перечисляли епархии, подчиненные местному архиепископу, но русской митрополии в этих перечнях нет.
Полагают, будто бы сторонники независимой русской церкви были недовольны греческой «игемонией», что и было причиной их резко отрицательного отношения к первым митрополитам. В действительности при Владимире и Анне русская церковная иерархия состояла из одних греков и не могла существовать без постоянной помощи и руководства из Константинополя. Стремление к независимости возникло у русского духовенства позже.
Верхи киевского общества не забыли скандинавский язык и традиции, в которых воспитывались их предки. Это затрудняло контакты греко-болгарского духовенства с династией и ее окружением.
На первых порах греческое духовенство было малочисленным и его миссионерская деятельность распространялась главным образом на городские центры, в которых влияние норманнских элементов было наибольшим. Лишь постепенно церковь из чужеродного тела превратилась в органическую часть киевского общества.
Византийское духовенство целиком зависело от князя, наделявшего церковь имуществом, предоставлявшего платежи из казны и распоряжавшегося церковными должностями. По временам греческие иерархи негодовали на то, что киевские князья колебались между православным Востоком и латинским Западом. Источником трений был также династический вопрос. В Византии церковь зависела от светской власти. На Руси греки продолжали отстаивать интересы императорского дома. Император Василий II с самого начала домогался, чтобы киевский трон достался потомкам царевны Анны, но киевская княжеская семья не желала считаться с его претензиями.
Источники:
1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)См. также:
иконы святого, портреты в летописях, статуи, памятники и скульптуры.
Владимир Святославич — один из самых прославленных правителей Древней Руси. На протяжении веков художники изображали князя в иконописи и графике, живописи и скульптуре. Рассказываем, как с течением времени менялся образ князя Владимира в русском искусстве.
Искусство Древней Руси
Неизвестно, когда именно Владимир Святославич был канонизирован, но, судя по иконописным образам, в XV веке его почитали как святого. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева). В XV веке, когда Константинополь был захвачен турками, русским правителям было особенно важно подчеркнуть преемственность Руси от Византии, и Владимира начинают изображать подобно византийскому императору. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. Можно отметить большое иконографическое сходство русского князя с правителями Византии: на голове Владимира — золотая корона, которую русские князья не носили, а одет он в византийское украшенное золотом платье. Однако образ все же русифицирован: поверх византийских одежд на Владимире накинута подбитая мехом ферязь с длинными рукавами — одежда, характерная для Руси того времени.
Икона равноапостольного князя Владимира со святыми князьями Борисом и Глебом из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в. Музей-квартира П.Д. Корина
Дионисий. Фреска «Императрица Ирина с сыном на седьмом Вселенском соборе» (фрагмент). 1502. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь
Книжная миниатюра
Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.
В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.
Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672
Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон
Барокко
Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Русские художники этой эпохи заимствуют из европейского искусства стилистику и сюжеты, обращаясь, в основном к античным темам. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. Хотя для картины выбран сюжет из истории Древней Руси, в остальном автор склоняется к западноевропейской живописной традиции, которая в России на тот момент пользовалась большей популярностью. Перед нами галантная дворцовая сцена, хотя в реальности Владимир взял девушку в жены против ее воли, убив ее родителей у нее на глазах. Лосенко одевает своих персонажей на европейский манер: на князе Владимире фантазийный головной убор со страусиными перьями, мантия, подбитая горностаевым мехом, — атрибут западноевропейских монархов, пришедший на Русь в петровские времена. Владимир изображен без бороды, что приближает его к образу западноевропейского правителя того времени. За спинами персонажей — стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко).
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. ГРМ
Франц Кристоф Яннек. Галантная пара в интерьере. Середина XVIII в. Частное собрание
Классицизм
Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1801–1811 годах, декорирован многочисленными скульптурными изображениями, выполненными лучшими мастерами тех лет: Степаном Пименовым, Иваном Мартосом, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским. Статуя Владимира, выполненная Степаном Пименовым, изображает князя в виде античного героя, а не средневекового правителя. В начале XIX века в русском искусстве господствовал классицизм, и художники вдохновлялись греческой и римской скульптурой: князь Владимир одет в легкую античную тунику и обладает телосложением олимпийского атлета.
Степан Пименов. Статуя князя Владимира. Фасад Казанского собора. 1801-1811. Санкт-Петербург
Геракл. Древний Рим. I-II вв. н.э. Государственный Эрмитаж
Историзм
В конце XIX века во всех европейских странах появляется интерес к собственной истории: проводятся археологические экспедиции, фольклористы изучают народные обычаи и устное народное творчество. Произведения на исторические сюжеты, созданные русскими художниками, уже не выглядят адаптированными копиями западных образцов (однако говорить об исторической достоверности их работ в современном понимании этого слова сложно, в частности потому, что археологическая наука была развита недостаточно хорошо, чтобы художники могли правильно реконструировать реалии предыдущих эпох).
Читайте также:
Особенно часто князю Владимиру посвящают храмы и живописные произведения во второй половине XIX века, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Памятник Владимиру в Киеве был сооружен в 1853 году. Его высота составляет 20,5 метра, постамент украшен барельефами с изображением Крещения Руси, герба Киева и звезды ордена Святого Владимира. Восьмигранный постамент стилизован под колокольню русской церкви, нижний ярус завершается кокошниками, которые украшают фасады многих церквей начиная с XVII века.
Памятник святому равноапостольному князю Владимиру. Петр Клодт (статуя князя), Василий Демут-Малиновский (барельефы на постаменте), Александр Тон (пьедестал). 1853. Киев
В 1862 году, к 1000-летию русской государственности, в Новгороде установили многофигурный монумент «Тысячелетие России». Силуэт многоярусного монумента напоминает форму колокола, в верхней части — держава, вокруг которой расположены шесть скульптурных групп. Князь Владимир изображен в композиции «Крещение»: рядом с ним — славянская женщина и мужчина, низвергающий языческого идола. Скульпторы сочетают элементы классицизма, такие как орнамент из лавровых листьев, с древнерусскими узорами.
Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород
Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород
Тщательная проработка костюмов на картине Григория Седова говорит об осознанном желании максимально приблизить изображение к историческим реалиям Средневековья. Интерьер, в который помещены персонажи, уже не похож на западноевропейский дворец, это древнерусские палаты.
Григорий Седов. Обращение Владимира в христианство. 1866
К 900-летию Крещения Руси в Киеве заложили собор Святого Владимира, но к 1888 году закончить его отделку не успели. Над интерьерами собора работали ведущие живописцы, в том числе Виктор Васнецов: он создал фрески на сюжеты крещения Владимира и Крещения Руси. В композициях Васнецова очевидны византийские мотивы: Владимира крестят в восьмигранном пространстве баптистерия, украшенного мозаиками по византийскому образцу. В Крещении Руси князь предстает в образе императора — в короне и золотых одеждах, — как и на древних иконах.
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е
Виктор Васнецов. Крещение Руси. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е
Авангард
Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»
Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.
Современная живопись
Начиная со времен перестройки, князю Владимиру было посвящено немало монументов и живописных работ. Владимир изображен на первом плане работы Ильи Глазунова «Вечная Россия». За спиной князя — свержение языческого идола. Глазунов подражает манере иконописцев: персонажи у него плоскостные и почти статичные. О языческом прошлом Владимира говорит ферязь, украшенная языческими солярными символами.
Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова
Илья Глазунов. Вечная Россия (фрагмент). 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова
Современная скульптура
В конце ХХ — начале XXI века памятники князю Владимиру появились не только в России, но и за рубежом, в том числе в Лондоне (Великобритания) и Торонто (Канада).
Лео Мола. 1988. Лондон
Памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру. Крым, Севастополь. Фотография: Щеголева Ольга / Фотобанк Лори
Сергей Исаков. 2009. Владимир
Памятник святому равноапостольному князю Владимиру- крестителю Руси в Белгороде. Фотография: Алексей Шаповалов / Фотобанк Лори
«Крещение Руси». Документально-игровой фильм
Проект «Крещение Руси» рассказывает об удивительном периоде в истории, связанном с приходом и распространением христианства на территории Древней Руси.
Из фильма зрители узнают, как складывались взгляды и религиозные убеждения людей того времени, как менялся политический менталитет, как зарождалось то, что сегодня мы называем древнерусской культурой и духовностью — все то, что в последствии подарило нам великую святую Русь с ее тысячелетней историей и непрерывной связью с сегодняшним днем.
Влад Ряшин, генеральный продюсер Star Media: «В фильме подробно рассказано, какие события сопутствовали решению князя Владимира, показана история этого человека, ставшая историей целого народа. Самая главная задача для нас состояла в том, чтобы создать познавательную, образовательную, эффектную картину для широкой аудитории, достоверно передавая историческую действительность».
1 серия. «Тьма»
В середине IX века союз восточнославянских и финно-угорских племен призывает на княженье одного из предводителей скандинавских морских дружин, конунга викингов Рюрика. Так начинается первая в нашей истории княжеская династия — прямые потомки Рюрика будут править на Руси вплоть до конца XVI века. Двое из воевод Рюрика, известные в летописи как Аскольд и Дир, совершают поход на столицу Византийской империи Константинополь, принимают там крещение и начинают править в Киеве. После смерти Рюрика в Новгороде власть получает конунг Хелги, известный в летописи под именем Вещего Олега. Он захватывает Киев, убивает двух первых русских христианских князей и объединяет земли новгородских и киевских славян. Вещий Олег создает первое Русское государство и правит до совершеннолетия сына Рюрика, князя Игоря.
2 серия. «Зарница»
Князь Игорь вступает в княжеские права и организовывает новый поход на Константинополь, который заканчивается военной катастрофой. В результате внутриполитических неурядиц князь Игорь гибнет, и на историческую арену выходит его вдова, княгиня Ольга. Она жестоко мстит виновникам гибели своего мужа — мятежным древлянам. После этого Ольга проводит ряд государственных реформ и вновь идет на Константинополь, но на этот раз не с войной, а с миром. Там она неожиданно для своих людей принимает крещение из рук самого Константинопольского патриарха. Пытаясь распространить христианство на всю русскую землю, княгиня Ольга встречает резкое противодействие со стороны своего выросшего сына, князя Святослава Игоревича. Великий воин и убежденный язычник, князь Святослав видит будущее своей земли не в силе духа, но в силе меча.
3 серия. «Денница»
Одержав ряд блестящих военных побед над многими противниками, Святослав гибнет, проиграв войну против Византийской империи. После его гибели для русской земли начинается трудное время — в смертельной схватке за власть сошлись родные братья: Олег, Ярополк и Владимир. Победителем выходит Владимир Святославич. Военная удача, мудрость в делах управления, любовь и уважение подданных, — все это на стороне великого князя Владимира. Не случайно в народных былинах он стал известен под именем Владимира Красное Солнышко. Понимая, что никакое государство не держится без духовных скреп, князь Владимир решает закрепить свои успехи грандиозной языческой религиозной реформой. Но в этом своем начинании он терпит сокрушительное поражение — реформа проваливается. На роль государственной религии язычество явно не годится.
4 серия. «Солнце»
Ко второй половине X века религиозная карта Евразии претерпевает значительные изменения. На государственном уровне повсюду распространяется триада монотеистических религий: иудаизм, христианство и ислам. Великий князь Владимир Святославич отчетливо понимает, что и для Руси пришло время принять веру в единого Бога. Весь вопрос — в какого? После долгих сомнений и колебаний Владимир склоняется в пользу христианства восточного образца. Приняв крещение в завоеванном у Византии Херсонесе, князь Владимир полностью перерождается духовно: отныне Русью правит не жестокий и удачливый языческий вождь, но мудрый и твердый православный владыка. Избежав внутриполитических потрясений, Владимир крестит всю русскую землю. Чем на века определяет судьбу и величие своей родины. Отныне судьба великой России и православия будут нераздельны.
Владимир Святой null, история жизни, значимые события и заслуги
В истории каждого народа есть такой правитель, которого народ почитает как своего просветителя и устроителя своей духовной бытности. В русской истории таким человеком по праву считается Владимир I Святой (960-1015 гг.). Герой былин и сказаний, он вышел из зари российской истории язычником, просияв христианским просветителем Русской Земли.
Сын князя Святослава — Владимир появился на свет около 960 г. (точная дата нам не известна). Первоначально отец пожаловал Владимиру Новгород — согласно летописям, уже в 970 г.
Владимир был новгородским князем, когда от рук печенегов погиб его отец князь Святослав (972). Началась усобица между двумя старшими сыновьями — Ярополком и Олегом, в результате которой последний погиб. Воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, посоветовал юному княжичу бежать к варягам, так как Ярополк стремился избавиться от всех конкурентов в борьбе за единовластие. В 978 г. князь Владимир вернулся с варяжским войском и сверг брата, превратившись в полновластного правителя.
Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных, Владимир в 983 г. создал в Киеве пантеон важнейших славянских богов. Однако подобное нововведение не давало результатов, так вновь присоединенные племена (вятичи, например) продолжали поклонятся своим местным богам. Владимир начинает склоняться к принятию новой веры.
Жители Киевской Руси были знакомы с христианством, иудейством и мусульманством. Наиболее активно отношения развивались с христианским миром — Западной Европой и Византией. Именно поэтому, после удачного похода на Херсонес в 988 г. князь принимает христианство и женится на византийской царевне Анне. По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю после обряда крещения. Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил распространить ее на всю Русь.
По возвращении в Киев князь Владимир построил Десятинную церковь, в которой равноапостольный князь и был похоронен в 1015 г. Князь Владимир стал своеобразным символом христианской России, с которым связаны многие памятники и памятные места.
Урок 19. правление князя владимира. крещение руси — История — 6 класс
История, 6 класс
Урок 19. Правление Князя Владимира. Крещение Руси
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Обзор общих характеристик славянского язычества.
- Знакомство с главными чертами христианства, летописным изложением процесса выбора веры князем Владимиром, значением Крещения Руси для её культуры и международного положения.
- Объяснение основных задач правления и способов укрепления государства на Руси даётся на примерах из политической деятельности князя Владимира.
- Иллюстрируются причинно — следственные связи и исторические последствия действий правителей.
Тезаурус
Десятина – налог в пользу церкви, введённый Владимиром Святославичем после Крещения Руси. Составлял 1/10 дохода христианина.
Догмат – утверждённое церковью положение вероучения.
Митрополит – этот титул отражает первенство чести, его носили епископы христианских церквей, резиденции которых находились в главных церковных административных центрах. По степени священства митрополит равен другим епископам.
Подол – низинная часть исторического центра города, древний район ремесленников и купцов.
Лествичное право наследования – передача верховной власти старшему в роде.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.
- Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И. – М.: Советская Россия, 1986.
- Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е., – М.: Владос, 1996.
- Сайт: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века».
- Сайт: http://www.booksite.ru/enciklopedia – Древнерусская жизнь в картинках.
- Сайт: http://www.krugosvet.ru – Онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
- Сайт: http://www.avorhist.ru – Русь Древняя и Удельная.
- Сайт: http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – Сайт материалов по отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
- Сайт: http://history.sgu.ru – Российская история в зеркале изобразительного искусства.
- Сайт: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Хронология русской и западной истории.
- Сайт: http://historydoc.edu.ru – Лекции по истории on-line для любознательных.
- Сайт: http://www.istorya.ru/hronos.php – История Отечества с древнейших времен до наших дней.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте поговорим об одной из самых ярких и значительных фигур в истории нашего отечества – князе Владимире I. Мы познакомимся с его преобразованиями для укрепления внутреннего единства и позиции Руси среди соседей, узнаем о главном историческом деянии князя – Крещении Руси. Взглянем и на личность князя, так как часто качества личности правителя влияют на стиль его политической деятельности. Летописцы разделяют поведение князя Владимира Святославича до крещения и после принятия христианства. В то же время, его образ правителя и исторического деятеля, воссозданный историками на основе объективного анализа источников, – это образ последовательного политика, направившего всю свою энергию на решение государственных задач.
Князь Владимир
В начале правления перед князем Владимиром стояли задачи укрепить политическое, и культурное единство государства Русь.
Также он стремился обезопасить его границы от внешних вторжений и упрочить международные позиции Руси.
Для этого он укрепил Киев, как столицу государства, поддерживал торговлю по «пути из варяг в греки», вёл активную внешнюю политику.
Принятие христианства от Византии отвечало всем поставленным государственным целям, а ещё способствовало культурному расцвету Руси: появились новые ремёсла, грамотность. Церковь стала опорой и поддержкой княжеской власти.
В момент Крещения Руси христианство до 1054 г. оставалось единым, и перед Владимиром не стоял выбор между православием и католицизмом. В выборе новой веры Владимир стремился к добиться государственных целей: укрепления внутренней сплочённости, церковной независимости. Важно было и то, чтобы язык письменности и богослужения, обычаи и нравственные правила новой религии были понятны населению Руси и не противоречили её традициям. Таким образом, Владимир проявил себя гибким политиком, соблюдающим интересы страны и её населения.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Годы правления Владимира Святославича?
Варианты ответов:
А) 862 – 882 гг.
Б) 882 – 912 гг.
В) 957 – 972 гг.
Г) 980 – 1015 гг.
Правильный ответ:
Г) 980–1015 гг.
Задание 2. Вычеркните в тексте слово или словосочетание, которое является лишним в ряду.
Варианты ответов:
В ходе военных походов князь Владимир: покорил Полоцкое княжество; одержал победу над Волжской Булгарией; совершил два успешных похода на Византию; подчинил радимичей; отвоевал у Польши города Перемышль и Червень.
Правильный ответ:
В ходе военных походов князь Владимир: покорил Полоцкое княжество; одержал победу над Волжской Булгарией; совершил два успешных похода на Византию; подчинил радимичей; отвоевал у Польши города Перемышль и Червень.
Почему Владимир «Святой», и некоторые другие факты о Дне Крещения Руси
День Крещения Руси: праздник, насаждаемый «сверху», или отражающий душу народа? Попробуем разобраться
28 июля – День Крещения Руси. Праздник установлен в 2009 году и традиционно воспринимается как один из праздников-«скреп» (акцентирующий ценности, скрепляющие Россию в единое целое). По замыслу инициаторов, он должен подчеркивать историческое, духовное и культурное единство народов России, Украины и Белоруссии. Каково состояние этого единства к 2020 году – тема для иной публикации, а мы попробуем рассмотреть, есть ли в этом празднике что-то больше «скреп».
Дата празднования Крещения Руси выбрана не случайно – 28 июля это церковная память князя Владимира, известного истории как «Красно Солнышко», а Православной церкви как «Святой».
За что князь Владимир причислен к лику святых? Ведь даже поверхностное изучение его биографии открывает нам жестокого воина, братоубийцу, «ненасытного в блуде», многоженца, взявшего первую супругу Рогнеду силой. Наконец, язычника, всячески поддерживающего культ идолов:
И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот» («Повесть временных лет»).
Так что сюжет из фильма «Викинг» с Данилой Козловским, в котором гибнут воин Федор с сыном Иваном из-за нежелания стать жертвой идолам – не выдумка режиссеров.
В заслугу князю Владимиру ставится крещение Руси, что и стало причиной причисления его к лику святых как равноапостольного, то есть приведшего свой народ к вере во Христа. Со школьной скамьи многим известна легенда, в которой князь принимал представителей каждой религии, и в итоге выбрал самую удобную и выгодную по его мнению – христианство. Без сомнения в принятии новой веры было немало политических причин, обусловленных государственной пользой. Однако за этим событием государственного масштаба нередко теряется личный выбор самого Владимира.
Летописный источник повествует о некоем «запятье» (слав. «запятье» — неожиданная остановка, преткновение на привычном пути), которое постигло князя Владимира:
Господь послал Владимиру некое запятье, чтобы он стал христианином, точно так же как Плакида в древности…. И так же случилось с Владимиром. Бог явился ему, и он стал христианином» («Повесть временных лет»).
Вот все, что говорят источники о личных мотивах самого князя. Однако даже столь скудной информации достаточно для того, чтобы утверждать, что помимо государственных мотивов обращения народа в новую веру, у Владимира были мотивы и личные. Это решение стало в том числе результатом его внутренних процессов и выборов.
Ещё интереснее, а главное очевиднее, перемены, произошедшие в князе после Крещения. По возвращении в Киев, Владимир впервые среди князей Руси крестил сыновей, а также с явной охотой приказал уничтожить столичное языческое капище:
Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы» («Повесть временных лет»).
Сложно представить, как бы все это делал человек, обратившийся в новую веру без личных мотивов, исключительно по государственной необходимости. Каким лицемерием необходимо обладать, чтобы крестить своих детей, и уничтожать веру предков просто для того, чтобы сделать приятное новым союзникам-грекам.
Далее известный женолюбием князь отпускает своих жен и наложниц (которых, по свидетельству летописи, было несколько сотен), разрешив выйти замуж по своему разумению и выделив приданое. Прочитав в Библии изречение царя Соломона: «Дающий нищему, дает взаймы Богу», Владимир приказывает на княжеском дворе принимать и кормить нищих и нуждающихся. Прекращает грабительские военные походы, при этом укрепляя границы Руси, в результате чего сократились набеги кочевников.
О чем говорят эти перемены, произошедшие в князе Владимире, после принятия христианства? Они безусловно указывают на то, что его историческое решение вызвано не только политическими выгодами новой веры, но также и наличием серьёзных личных причин. Князь действительно уверовал, и эта внутренняя перемена отразилась на всей его жизни.
Наконец, возвращаемся к вопросу, поставленному нами в начале: как человек с таким прошлым, как у князя Владимира, мог быть признан святым? Не является ли это попыткой Церкви угодить власти, придавая виднейшим правителям сакральный ареал? Нет, не является. Здесь мы встречаемся с одним из главных принципов христианства: не так важно, каким был человек до обращения ко Христу, гораздо важнее, как он изменился после того, как уверовал. Вера во Христа предполагает качественное преображение всей жизни человека, и равноапостольный князь Владимир стал ярчайшим примером такой перемены. Он искренне уверовал, и изменился, не только сам, но преобразив жизнь своего народа.
Обязательно ли подобные перемены происходят в человеке после Таинства Крещения? Не обязательно, и свидетельством тому являются примеры как многих исторических деятелей, так и наших современников. Внутренняя перемена – это движение навстречу двух сторон: человека, и Бога. Однако она обязательно происходит в том, кто искренне обратит свое сердце к вере, и будет искать в ней не жизненные выгоды, а самого Христа: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён» (1Ин.5,1).
Владимир I
Младший сын великого князя Киевского Святослава Игоревича и служанка, Владимир проявил себя первым наместником своего отца в Новгороде, куда он был назначен в 969 году. В гражданской войне, последовавшей за смертью Святослава (972 или 973), Владимир бежал в Скандинавию, оставив правление своему старшему брату Ларополку (976 г.). Но в 978 году при помощи большого войска варягов (норманнов) он возобновил борьбу и примерно к 980 году стал великим князем Киевским.
Первая цель Владимира, похоже, состояла в том, чтобы вернуть завоевания отца, потерянные во время гражданской войны, и добавить к ним собственные завоевания. Хотя Владимир остался за пределами Балкан, он вернул себе территорию Вятичей и Радимичей на востоке (981-982, 984) и таким образом воссоединил всех восточных славян под Киевом. На западе он отвоевал у Польши ряд галицких городов (981 г.) и завоевал территорию литовских латвигов (983 г.). Но его поход против волжских булгар в 985 г. был нерешительным и положил конец его намерениям вернуть бассейн Волги.На юге он также был заблокирован тюркским племенем печенегов (патзинаков), захватившим контроль над черноморскими степями, но он все же вернул себе часть степей и обеспечил их системой земляных стен, фортов и укрепленные города. Стремление к единству и безопасности было также целью внутренней политики Владимира. Он заменил своих сыновей и лейтенантов слишком независимыми вождями племен в качестве губернаторов отдельных частей государства и подверг их строгому надзору.
Похоже, что Владимир использовал даже религию для достижения этой цели. Сначала он предпринял попытку создать языческое вероучение, общее для всего его царства, приняв всех богов и божеств местных племен и сделав их объектом всеобщего почитания. В конце концов он обратился к христианству, вероятно, потому, что вера в единого Бога казалась более подходящей для целей князя, стремящегося укрепить власть единственного правителя в своем королевстве. Однако точные обстоятельства этого события до конца не известны.Похоже, что в 987 году византийский император Василий II в обмен на помощь России в борьбе с восстаниями в Болгарии и Анатолии согласился протянуть Владимиру руку своей сестры Анны, если он станет христианином. Владимир крестился около 988 года, получил византийскую невесту и сделал христианство официальной религией своего государства. Он приказал и, в конце концов, заставил своих подданных принять крещение, уничтожил языческих идолов, построил христианские церкви, школы и библиотеки, поддерживал мир внутри и за пределами королевства и занимался благотворительностью на благо бедных и больных.
Крещение Руси, конечно, не было немедленным успехом. Прошло несколько десятилетий, прежде чем христианство прочно и окончательно пустило корни в России. Не удалось Владимиру полностью предотвратить опасность феодального распада. Фактически, он умер в 1015 году в разгар поход против восстания своего сына Ярослава. Возникшая в результате этого гражданская война закончилась только в 1026 году разделением России между Ярославом и его братом Мстиславом, и страна не воссоединилась снова до 1036 года, после его кончины.
Владимир I завершил объединение всех восточных славян в своем царстве, обезопасил его границы от иноземных вторжений и, приняв христианство, ввел Россию в сообщество христианских народов и их цивилизации. Его помнили и прославляли в многочисленных легендах и песнях как великого национального героя и правителя, «Солнечного принца». Почитаемый как креститель Руси, «равный апостолам», он был канонизирован примерно в середине 13 века.
Житие святого Владимира | Свято-Владимирская православная церковь
История и жизнь св.Владимир
Святой Владимир в молодости был набожным язычником. Он был великим завоевателем, у него было много жен, и он установил множество языческих статуй на землях, которыми он правил.
Обнаружив, что за пределами его собственного язычества существуют и другие религии, он решил послать своих посланников в мир, чтобы узнать, что такое истинная вера на земле. Его посланники встречались с мусульманами, но чувствовали, что среди них нет радости и что их вера очень механична. Посланники также встречались с евреями и католиками, но остались без особого впечатления.
Все изменилось, когда послы прибыли в Константинополь. Посещая Божественную литургию в Святой Софии, посланники сказали: «Мы уже не знали, находимся мы на небе или на земле». По слову своих посланников святой Владимир крестил себя и свой народ в Православную Церковь.
Святой Владимир полностью изменился после крещения. Он уничтожил все языческие изваяния, стоявшие в Киевской Руси, и заменил их церквями. Он также старался как можно больше жить в мире со своими соседями и имел только одну жену.
Святой и правоверный Владимир (Святославич), креститель Киевской Руси (958-1015) был великим князем Киевским, когда православие было введено в нынешнюю Россию и Украину. Он также является внуком святой Ольги и отцом св. Борис и Глеб Страстотерпцы (и первые святые земель русских). Поминается Церковью 15 июля.
Гимны Святому Владимиру
Тропарь (Тон 4)
Святой князь Владимир, вы походили на купца за жемчугом.Послав служителей в Константинополь за православную веру, вы нашли Христа, бесценную жемчужину. Он назначил вас другим Павлом, смыв крещением вашу физическую и духовную слепоту. Мы чествуем вашу память, прося вас молиться за всех православных христиан и за нас, ваших духовных чад.
Кондак (Тон 8)
Славный Владимир! Ты в старости подражал великому апостолу Павлу: он оставил детское, а ты оставил идолопоклонство юности твоей.Вместе с ним вы достигли полноты божественной мудрости: вас украсила чистота святого крещения. Теперь, когда вы стоите перед Христом, нашим Спасителем, молитесь о спасении всех православных христиан.
988 Владимир принимает христианство | Журнал христианской истории
В 1988 ГОДУ ХРИСТИАНСКИЙ МИР ОТМЕТИЛ тысячелетнюю годовщину христианства в России.Хотя 988 год действительно был поворотным для русских христиан, называть его годом зарождения христианства не совсем правильно.
Христианство действительно проникло в «Русь» к началу 900-х годов, когда хотя бы одна церковь была построена в древнем городе Киеве. В 950-х годах крестилась Ольга, бабушка Владимира. Она попросила немецкого короля Отто I прислать миссионеров в ее страну, но, судя по всему, они не добились большого успеха.
Внук Ольги Владимир исповедовал старую религию.Он построил несколько языческих храмов и прославился своей жестокостью и предательством. У Владимира было восемьсот наложниц и несколько жен, и свободное время он проводил на охоте и пиршествах. Вряд ли он казался тем, кто распространяет христианство среди украинцев.
Покупки для церкви
Владимир, очевидно, хотел объединить людей под одной религией, поэтому около 988 года он отправил послов для изучения основных религий. Варианты? Ислам, иудаизм, католическое христианство в Западной Европе и православное христианство в Восточной Европе (хотя пока еще не было официального разрыва между православными и католиками).
История об избрании Владимиром православного христианства отчасти легенда, отчасти факт. По традиции, Владимиру не нравились диетические ограничения ислама и иудаизма. Католическое христианство было в порядке, но великого князя поразило ослепительное поклонение, которое, по словам его послов, видели в великом соборе Святой Софии в Константинополе: «Мы не знали, находимся мы на небе или на земле, потому что такого великолепия нет. или красота где-нибудь на земле. Мы не можем вам это описать.Только мы знаем, что Бог обитает там среди людей и что их служение превосходит поклонение во всех других местах. Мы не можем забыть эту красоту ».
Итак, Владимир выбрал Православие из-за прекрасного богослужения. Название религии, избранной Владимиром, на самом деле было Православие, что означало «истинное поклонение» или «истинная слава». Православие было также религией самого могущественного, богатого и цивилизованного из приграничных с Россией народов — Византийской империи. И если Владимира импонировала красота православия, то его впечатлила и другая красота: Анна, сестра византийских императоров Василия II и Константина, предложившая ее Владимиру в невесту с условием его крещения.
В 988 году крестился Владимир. В 989 году он женился на Анне. Ни тот, ни другой поступок не был признаком того, что он подчинялся авторитету — религиозному или политическому — Византийской империи. Хотя «русская» церковь приняла византийскую религию, она всегда была независимой.
Создание национальной церкви
Важный для церковной истории, Владимир тогда приказал всем киевлянам явиться на Днепр для крещения или считаться врагами царства. Это не означает, что славянский народ в одночасье превратился в христианское общество.Но с помощью монахов, которые всегда были главной силой в восточном православном христианстве, новая религия начала давать ощутимое влияние.
Что касается самого Владимира, то это явно повлияло на его образ жизни. Женившись на Анне, он расстался со своими пятью бывшими женами. Он не только строил церкви, но и уничтожал идолов, отменил смертную казнь, защитил бедных, основал школы и сумел жить в мире с соседними народами. На смертном одре он отдал все свое имущество бедным.
Спустя столетия, когда Москва, а не Киев, была столицей России, русское православие стало такой силой, что Москва считала себя Третьим Римом, новой столицей христианской империи. Владимир этого не знал, но, приняв христианство, он прокладывал путь к русской республике, которую один писатель назвал «одной из самых христианских наций в мире» — страной с богатой многовековой историей церквей и церквей. монастыри, источник многочисленных почитаемых святых и мучеников, с заветным богатым наследием духовной музыки, иконографии и духовной литературы.
Тем не менее, Русская Православная Церковь настолько сблизилась с царскими режимами, что оказалась в значительной степени неподготовленной к большевистской революции 1917 года. С тех пор церковь сильно пострадала, но продолжает существовать. Рассказ о церкви, восходящей к князю Владимиру, еще не закончен. CH
по
[Первоначально эта статья была опубликована в «Христианской истории» в выпуске № 28 «Христианская история» за 1990 год]
Следующие статьи
1054 Раскол между Востоком и Западом
Давние разногласия между западными и восточными христианами, наконец, привели к окончательному разрыву, и католики и восточные православные все еще остаются отдельными.
Джордж Т. Деннис Показать большеПреобразование России по JSTOR
AbstractВ данной статье предпринимается попытка заново изучить предмет, о котором точно известно немногое. Недавние исследования русского профессора Голубинского предоставили много ценного материала, и теперь можно переписать эту главу церковной истории.
Информация о журналеТекущие выпуски теперь размещены на веб-сайте Chicago Journals. Прочтите последний выпуск. Журнал религии — одна из публикаций, с помощью которых Школа богословия Чикагского университета стремится продвигать критическое, герменевтическое, историческое и конструктивное исследование религии. Ожидая, что статьи будут продвигать научные знания в соответствующих областях ясным, убедительным и свежим образом, журнал особенно интересует области исследований с широким спектром последствий для религиоведов или междисциплинарной значимостью.Редакция приветствует статьи по теологии, религиозной этике и философии религии, а также статьи, в которых роль религии в культуре и обществе рассматривается с исторической, социологической, психологической, лингвистической или художественной точки зрения. Статьи, в которых представлены узкоспециализированные исследования в ограниченных областях исследования, могут быть рассмотрены при условии, что их выводы, по мнению редакторов, имеют значение для более широкой читательской аудитории. Представленные материалы не могут одновременно рассматриваться для публикации в другом месте.
Информация об издателеС момента своего основания в 1890 году в качестве одного из трех основных подразделений Чикагского университета, University of Chicago Press взяла на себя обязательство распространять стипендии высочайшего стандарта и публиковать серьезные работы, способствующие образованию, развитию общественное понимание и обогащение культурной жизни. Сегодня Отдел журналов издает более 70 журналов и сериалов в твердом переплете по широкому кругу академических дисциплин, включая социальные науки, гуманитарные науки, образование, биологические и медицинские науки, а также физические науки.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Владимир Великий
Пожалуйста, помогите поддержать миссию New Advent и мгновенно загрузите все содержимое этого веб-сайта. Включает в себя католическую энциклопедию, отцов церкви, Summa, Библию и многое другое — всего за 19,99 долларов …
(ВЛАДИМИР или ВОЛОДОМИР).
Великий князь Киевский и всея Руси, внук святой Ольги и первый русский правитель, принявший христианство, р.956; d. на Берестовой, 15 июля 1015 года. Святая Ольга не смогла обратить своего сына и преемника Святослава, так как он жил и умер язычником и воспитал своего сына Владимира языческим вождем. У Святослава было два законных сына, Ярополк и Олег, и третий сын Владимир, которого родила ему придворная фаворитка Ольга Малуша. Незадолго до своей смерти (972 г.) он пожаловал Ярополку Великое княжество Киевское, а Олегу земли древланы (ныне Галичина). Древняя русская столица Новгород угрожала восстанием, и, поскольку оба князя отказались идти туда, Святослав передал свою власть молодому Владимиру.Между тем между Ярополком и Олегом началась война, и первый завоевал древлянские земли и сверг Олега с престола. Когда это известие дошло до Владимира, он, опасаясь подобной участи, бежал за помощью к варягам Скандинавии, а Ярополк завоевал Новгород и объединил всю Русь под своим скипетром. Через несколько лет Владимир вернулся с большим войском и взял Новгород. Осмелев, он начал войну против своего брата на юге, взял город Полоцк, убил его князя Рагвальда и женился на его дочери Рагнильде, обрученной невесте Ярополка.Затем он продолжил наступление и осадил Киев. Ярополк бежал в Родно, но не смог там удержаться и, сдавшись победившему Владимиру, был окончательно убит; последний после этого стал правителем Киева и всей России в 980 году. Как языческий князь Владимир имел четырех жен, кроме Рагнильды, и от них имел десять сыновей и двух дочерей. Со времен святой Ольги христианство, которое первоначально было утверждено у восточных славян св. Кирилл и Мефодий тайно продвигались по всей Русской земле (ныне восточная Австрия и Россия) и начали значительно изменять языческие представления.Это был период, похожий на эпоху обращения Константина.
Несмотря на это скрытое течение христианских идей, Владимир воздвиг в Киеве множество статуй и святынь ( требища, ) славянским языческим богам Перуну, Даждьбогу, Симорглу, Мокоши, Стрибогу и другим. В 981 году он покорил города Червенск (ныне Галичина), в 983 году он преодолел дикие Ятвяги на берегу Балтийского моря, в 985 году воевал с болгарами на низовьях Волги, а в 987 году он планировал поход против греко-греков. Римская империя, в ходе которой он заинтересовался христианством.В «Хрониках Нестора» говорится, что он отправлял послов в соседние страны для получения сведений об их религиях. Посланники отрицательно отзывались о последовавших за ним болгарах (магометанах), хазарских евреях и немцах с их простыми миссионерскими латинскими церквями, но они были в восторге от торжественного греческого ритуала Великой церкви (Святой Софии) Константинополя и напомнил Владимиру, что его бабушка Ольга приняла эту Веру. В следующем году (988 г.) он осадил Херсон в Крыму, город в границах восточной Римской империи, и, наконец, взял его, перекрыв подачу воды.Затем он отправил послов к императору Василию II в Константинополь, чтобы попросить его сестру Анну выйти замуж, добавив угрозу походом на Константинополь в случае отказа. Император ответил, что христианин не может жениться на язычнике, но если Владимир будет христианским князем, он санкционирует союз. На это Владимир ответил, что он уже изучил учения христиан, склонен к ним и готов креститься. Василий II послал эту сестру со свитой чиновников и духовенства в Херсон, и там Владимир был в том же году крещен митрополитом Михаилом и принял также крестильное имя Василий.Современная легенда гласит, что Владимир был слепым до приезда Анны и ее свиты, а после крещения получил зрение. Затем он женился на принцессе Анне и после этого бросил своих языческих жен. Он сдал город Херсон грекам и вернулся в Киев вместе со своей невестой. Русский историк Карамсин (т. I, с. 215) предполагает, что Владимир мог креститься задолго до того в Киеве, поскольку христиане и их священники уже были там; но такой поступок унизил бы гордого вождя в глазах его народа, потому что он смиренно принял бы незаметный обряд в руках тайной и презираемой секты.Поэтому он предпочел, чтобы оно исходило от послов римского императора Константинополя, чтобы произвести впечатление на свой народ.
Вернувшись в Киев, Владимир взял на себя обращение своих подданных. Он приказал сбросить статуи богов, разрубить их на части, а некоторые из них сжечь; главного бога Перуна протащили по грязи и бросили в реку Днепр. Эти действия произвели на людей впечатление беспомощности их богов, и когда им сказали, что они должны последовать примеру Владимира и стать христианами, они охотно крестились, даже переходя в реку вброд, чтобы священник мог быстрее достичь их для крещения.Зубрицкий считает, что эта готовность показывает, что доктрины христианства уже были тайно распространены в Киеве и что люди только ждали возможности публично признать их. Владимир призывал всех своих подданных стать христианами, основал церкви и монастыри не только в Киеве, но и в Переяславе, Чернигове, Белегороде, Владимире на Волыни и многих других городах. В 989 году он построил большую церковь Пресвятой Богородицы (обычно именуемую Десятинный собор , Десятинный собор), а в 996 году церковь Преображения Господня в городе Киев.Он отказался от своей военной карьеры и посвятил себя главным образом управлению своим народом; он основал школы, основал церковные суды и прославился своей кротостью и рвением в распространении христианской веры. Его жена умерла в 1011 году, родив ему двух сыновей, Бориса и Глеба (также известных как святые Роман и Давид по их крещенским именам). После этого его жизнь стала тревожной из-за поведения его старших детей. Следуя обычаю своих предков, он разделил свое царство среди своих детей, отдав во владение город Новгород своему старшему сыну Ярославу; последний восстал против него и отказался оказывать ни услугу, ни дань.В 1014 году Владимир приготовился двинуться на север, в Новгород, и отобрать его у своего непослушного сына, а Ярослав обратился за помощью к варягам против своего отца. Владимир заболел и скончался в пути. Его праздник отмечается 15 июля в русских православных и русинских греко-католических календарях, и он получил имя Равноапостол (равно Апостолам) в названии праздника и тропаря литургии. Русские добавили в свои служебные книжки слова, относящиеся к его обращению и заступничеству перед нынешней Российской империей ( российская земля ), но русины никогда не допускали таких вставок.
Источники
PELESZ, Gesch. der Union, I (Вена, 1878 г.), 79–127; NILLES, Kalendarium Manuale, I (Инсбрук 1896 г.), 212; Acta SS., IV, июль, стр.4; Богословская энциклопедия, III (СПб., 1902), 564-67; Голубинский, История Русской Церкви, I (Москва, 1901), ч. I, 105-87; МАЛЬЦЕВ, Die Nachtwache (Берлин, 1892 г.), 724–27; АДЕНИ, Греческая и Восточная церкви (Нью-Йорк, 1908), 358–65; MOURAVIEFF, Hist. Русской Церкви (Оксфорд, 1842 г.), 10-18; ZUBRYCKI, Gesch. des Fürstenthums Galicz (Лембург, 1852 г.).
Об этой странице
Цитирование APA. Шипман, А. (1912). Святой Владимир Великий. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/15497a.htm
цитирование MLA. Шипман Андрей. «Святой Владимир Великий». Католическая энциклопедия. Vol. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912.
Транскрипция. Эта статья была переведена для журнала «Новое пришествие» Викторией Терезой Скарлетт.Посвящается Джозефу Х. Андерсону.
Духовное одобрение. Nihil Obstat. 1 октября 1912 г. Реми Лафорт, S.T.D., цензор. Imprimatur. + Джон кардинал Фарли, архиепископ Нью-Йорка.
Контактная информация. Редактор New Advent — Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: , веб-мастер, newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления о типографских ошибках и неприемлемой рекламе.
Энциклопедия пустяков: Владимир Великий
Владимир Великий (ок. 958-15 июля 1015 г.) был новгородским князем, великим князем Киевским и правителем Киевской Руси с 980 по 1015 год.Киевская Русь была свободной федерацией восточнославянских народов. Во время правления Владимира Великого государство Киевская Русь расширилось примерно до 800 000 км2 (309 000 кв. Миль). Беларусь, Россия и Украина считают Киевскую Русь своими культурными предками.
Икона С.Владимир от анонима |
Хотя христианство распространилось в регионе во время правления его брата Олега, Владимир был язычником в начале своего правления, взял восемьсот наложниц (вместе с семью женами) и участвовал в идолопоклоннических обрядах, включающих человеческие жертвоприношения.
Примерно в 988 году Владимир решил, что хочет объединить своих подданных вокруг одной монотеистической религии. Согласно Русской летописи , Владимир отправил послов в соседние страны, чтобы из первых рук судить о главных религиях того времени; Ислам, католицизм, иудаизм и византийское православие.
Первые три религии не смогли победить Владимира, но два посланника, которых он отправил в Константинополь, посетили мессу в большом соборе Святой Софии. На них произвела большое впечатление Божественная литургия, и они сообщили своему учителю, что не могут сказать, на небе они или на земле.
В 988 году Владимир женился на Анне Порфирогените, дочери византийского императора Романа II и императрицы Феофано и сестре императоров Василия II Булгароктоноса и Константина VIII.. Это было неожиданностью, ведь византийская императорская принцесса еще не вышла замуж за варвара.
Владимира впечатлили византийские религиозные обряды; этот фактор, а также его брак с Анной привели к его решению принять восточное христианство. Он также начал христианизацию своего царства.
крещение святого князя Владимира Виктором Васнецовым (1890) |
1 августа 988 года Владимир приказал всему Киеву собраться на берегу Днепра.Затем он повел их в воду, чтобы все они могли креститься по православной форме. Остальное население Киевской Руси медленно обращалось. Таким образом, православие стало государственной религией России, которой оно оставалось до 1917 года.
Владимир приказал уничтожить всех идолов. Двенадцать назначенных мужчин избили большого деревянного идола Перуна палками, пока его тащили за конский хвост, чтобы изгнать демона, обманувшего идолопоклонников.Затем его бросают в реку Днепр.
Во время своего христианского правления Владимир воплощал в жизнь библейские учения, занимаясь благотворительностью. Он раздавал еду и питье бедным и старался выйти к людям, которые не могли достучаться до него.
Владимир основал множество церквей, в том числе Десятинную в Киеве (спроектированную византийскими архитекторами и посвященную около 996 г.), которая стала символом обращения Киевской Руси. Он также основал школы, помогал бедным и основал церковные суды.
Анна активно участвовала в христианизации Киевской Руси: она была духовной наставницей Владимира и сама основала несколько женских монастырей и церквей.
Он был канонизирован Русскими Православными Церквями в 13 веке, после чего именовался «святым, равноапостольным, великим князем Киевским».
День святого Владимира Киевского, 15 июля, впервые отмечался в 1263 году.
Как ненасытный принц стал покровителем — OZY
Потому что, если языческий принц может перевернуть свою игру, что еще духовно возможно?
Покаяться никогда не поздно! Даже у некоторых из наиболее почитаемых святых было непослушное прошлое.Исследуйте тонкую грань между грехом и святостью в этой оригинальной серии OZY — Before They Were Holy: Saints Gone Wild.
Киевский князь Владимир хотел большего. Младший сын великого князя Святосолава Игоревича, Владимир отнюдь не был бедным молодым человеком, но два его старших брата, Олег и Ярополк, стояли на пути того, чего он действительно хотел: короны.
В то время как его братья вели ожесточенную гражданскую войну после смерти отца, Владимир бежал в Норвегию в 977 году, где собрал армию солдат.Всего через несколько месяцев после прибытия он послал свои войска в Киев, где на престоле восседал Ярополк, убивший Олега. По пути в столицу Владимир и его люди оставили за собой след смерти и страданий, но молодой князь приберег свой самый жестокий поступок напоследок.
Войдя во дворец в Киеве, Владимир убил своего брата, а затем взял в заложники свою новоиспеченную невестку. Несмотря на то, что он достиг своей цели, Владимир нанес последний жестокий удар: он изнасиловал свою невестку и заставил ее стать одной из своих наложниц.
Когда Владимир крестился в 988 году, он променял своих наложниц и жен на единственную византийскую невесту.
Такая жестокость обычно не ассоциируется с покровителем не одного, а двух народов, но это статус жестокого князя Владимира — покровителя Украины и России, известного сегодня как Святой великий князь Владимир, равный апостолам.
Родился в 956 году. Владимир был продуктом романа его отца, князя Святсолава, и его домработницы Малуши.Согласно скандинавским сагам, Малуша была языческой пророчицей, которая жила в пещере, и ее часто вызывали в замок, чтобы предсказывать будущее — и, очевидно, чтобы совершить какое-то любовное действие. Владимир также был внуком маньяка-геноцида, ставшего святой, княгини Ольги Киевской, которая, как известно, искала кровной мести за убийство своего мужа, убив все древлянское племя до своего обращения в христианство.
Владимир определенно унаследовал кровожадность своей бабушки; ученые не уверены, от кого он получил свой ненасытный сексуальный аппетит.В начале своего правления Владимир был стойким язычником и многоженцем. В разгар этого периода жизни у князя было 800 наложниц и множество жен.
Во время правления Владимира различные формы язычества доминировали в религиозном ландшафте его царства, Киевской Руси, которая оккупировала сегодняшнюю Украину и большую часть западной России. Чтобы создать единую нацию под верховным правителем, принц начал кампанию по объединению языческих верований многочисленных племен королевства, сделав их богов объектами национального почитания, хотя он положил глаз на бога грома Перуна на роль верховного божества. .«Он построил храм, в котором хранились идолы всех местных богов», — объясняет Томас Крэгуэлл, автор книг Святые, плохо себя ведающие, и Этот святой изменит вашу жизнь . «Он освятил его по старинке — человеческим жертвоприношением».
Когда попытки Владимира объединить свой народ через язычество потерпели неудачу, он обратился к религии, которая добивалась определенных успехов в регионе: христианству. Как и его бабушка Ольга, он приступил к миссии по обращению своего королевства.Его мотивация, скорее всего, была не божественным вдохновением, а скорее логикой: он предположил — и, как оказалось, правильно, — что религия с одним богом лучше согласовывалась с нацией, у которой был только один правитель.
Когда Владимир крестился в 988 году, он променял своих наложниц и жен на единственную византийскую невесту. Он заставил своих подданных обратиться в христианство, разрушил языческие идолы и храмы, основал благотворительные организации и построил церкви, школы, библиотеки и церкви по всей Киевской Руси.
Хотя Владимиру потребовались десятилетия, чтобы укрепить свою власть и власть христианства, он в конце концов преуспел там, где его бабушка потерпела неудачу, — объединив восточных славян в своем королевстве и укрепив свои границы, чтобы помешать иностранным захватчикам. Более того, насильственное обращение его народа в христианство послужило важной дипломатической цели, поскольку Россия вступала в союзы с другими влиятельными христианскими государствами.
Владимир умер в 1015 году и почти сразу стал мифической фигурой средневековой Украины и России.О нем рассказывается множество героических баллад и легенд, он был канонизирован в середине 13 века, и как Римско-католическая, так и Восточно-православная церкви отмечают его праздник 15 июля.
Сегодня преступления Владимира в юности рассматриваются как свидетельство способности Христа обращать грешников в святых. Но бывший бабник-убийца остается провокационной фигурой в украинско-российских отношениях, поскольку обе страны называют его своим соотечественником. 1000-летие со дня его смерти в 2015 году добавило еще одно измерение к украинско-российскому конфликту, причем первый утверждал, что запланированное Россией празднование св.Смерть Владимира была попыткой украсть их историю.
Даже после смерти мародерский княжеский святой разжигает конфликт в своем королевстве.
.