Карфаген, Тунис — все о городе с фото
История
Карфаген был основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тир. После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии. К III веку до н. э. он становится крупнейшим государством на западе средиземного моря, подчинив Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима потерял свои завоевания и был разрушен в 146 г. до н. э., его территория превращена в провинцию Африка. Юлий Цезарь предложил основать на его месте колонию (была основана после его смерти). После завоевания Северной Африки императором Византии Юстинианом, Карфаген — столица Карфагенского экзархата. Окончательно потерял своё название после завоевания арабами.
Расположение
Карфаген находится на мысе с входами к морю на севере и юге. Расположение города сделало его лидером морской торговли Средиземноморья. Все суда, пересекающие море, неизбежно проходили между Сицилией и побережьем Туниса.
В черте города были вырыты две большие искусственные гавани: одна для военного флота, способная вместить 220 военных кораблей, другая для коммерческой торговли. На перешейке, отделявшем гавани, была построена огромная башня, окружённая стеной.
Протяженность массивных городских стен составляла 37 километров, а высота в некоторых местах достигала 12 метров. Большинство стен было расположено на берегу, что делало город неприступным со стороны моря.
Город имел огромное кладбище, культовые места, рынки, муниципалитет, башни, и театр. Он был разделен на четыре одинаковых жилых области. Примерно в середине города стояла высокая цитадель, которая называлась Бирса. Это был один из самых больших городов в Эллинистические времена (по некоторыми оценками, больше была только Александрия ), и был среди наибольших городов древности.
Государственное устройство
У власти Карфагена стояла аристократия. Высший орган — совет старейшин, во главе которого стояли 10 (позднее 30) человек. Народное собрание формально также играло значительную роль, но фактически к нему обращались редко. Примерно в 450 до н. э. с целью создать противовес стремлению некоторых родов (особенно рода Магонов) получить полный контроль над советом был создан совет судий. Он состоял из 104 человек и первоначально должен был судить остальных должностных лиц по истечении срока их полномочий, но впоследствии сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Исполнительную (и высшую судебную) власть исполняли два суффета, они как и совет старейшин избирались ежегодно путём открытой покупки голосов (вероятнее всего, существовали и другие чиновники, но сведений об этом не сохранилось). Совет 104-х не избирался, а назначался специальными комиссиями — пентархиями, которые сами пополнялись по признаку принадлежности к тому или иному аристократическому роду. Совет старейшин также избирал главнокомандующего — на неопределённый срок и с самыми широкими полномочиями. Выполнение обязанностей чиновников не оплачивалось, кроме того существовал ценз знатности. Демократическая оппозиция усилилась только ко времени пунических войн и не успела сыграть в истории почти никакой роли. Вся система была в высшей степени коррупционной, но колоссальные государственные доходы позволяли стране довольно успешно развиваться.
По словам Полибия (т.е. с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме — лучшими людьми, то есть Сенатом. И это притом, что по мнению многих историков Карфагеном правила Олигархия.
Религия
Хотя финикийцы жили разрозненно по всему Западному Средиземноморью, их объединяли общие верования. Карфагеняне унаследовали ханаанскую религию от своих финикийский предков. Ежегодно на протяжении веков Карфаген отправлял посланников в Тир для совершения там жертвоприношения в храме Мелькарта. В Карфагене главными божествами была пара Ваал Хаммон, чье имя означает «хозяин-жаровик», и Танит, отождествляемая с Астартой.
Самой печально-известной особенностью религии Карфагена было приношение в жертву детей. Согласно словам Диодора Сицилийского, в 310 году до н. э., во время атаки города, чтобы умиротворить Ваал Хаммона, карфагеняне принесли в жертву более 200 детей из знатных семей. В «Энциклопедии религии» говорится: «Принесение невинного ребенка в жертву искупления было величайшим актом умилостивления богов. По всей видимости, этот акт был призван обеспечить благосостояние как семьи, так и общества».
В 1921 году археологи обнаружили место, где были найдены несколько рядов урн с обуглившимися останками как животных (их приносили в жертву вместо людей), так и маленьких детей. Место назвали Тофет. Захоронения находились под стелами, на которых были записаны просьбы, сопровождавшие жертвоприношения. Подсчитано, что в этом месте находятся останки более 20 000 детей, принесенных в жертву всего лишь за 200 лет. Сегодня некоторые ревизионисты утверждают, что место погребения было просто кладбищем для детей, родившихся мертвыми или не достигших возраста, позволявшего похоронить их в некрополе. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что в Карфагене не приносили в жертву людей.
Социальная система
Всё население по своим правам делилось на несколько групп по этническому признаку. В наиболее тяжёлом положении находились ливийцы. Территория Ливии была разделена на области, подчинявшиеся стратегам, налоги были очень высоки, их сбор сопровождался всяческими злоупотреблениями. Это привело к частым восстаниям, которые жестоко подавлялись. Ливийцы насильно набирались в армию — надёжность подобных подразделений, конечно же, была очень низкой. Сикулы — сицилийские греки — составляли другую часть населения; их права в области политического управления были ограничены «сидонским правом» (его содержание неизвестно). Сикулы, однако, пользовались свободой торговли. Выходцы из финикийских городов, присоединённых к Карфагену, пользовались полными гражданскими правами, а остальное население (вольноотпущенники, переселенцы — словом, не финикийцы) аналогично сикулам — «сидонским правом».
Богатство Карфагена
Построенный на основании, которое заложили еще предки-финикийцы, Карфаген создал свою торговую сеть (в основном он занимался ввозом металлов) и развил ее до небывалых размеров. Свою монополию на торговлю Карфаген поддерживал посредством мощного флота и наемного войска.
Карфагенские купцы постоянно искали новые рынки. Приблизительно в 480 году до н. э. мореплаватель Гимилькон высадился в британском Корнуолле, богатом оловом. А через 30 лет Ганнон, выходец из влиятельной карфагенской семьи, возглавил экспедицию из 60 кораблей, на которых было 30000 мужчин и женщин. Людей высаживали в разных частях побережья, чтобы они основывали новые колонии. Не исключено, что, проплыв через Гибралтарский пролив и вдоль Африканского побережья, Ганнон достиг Гвинейского залива и даже берегов Камеруна.
Предприимчивость и деловая хватка помогли Карфагену стать, по общему признанию, богатейшим городом древнего мира. «В начале III века [до н. э.] благодаря технологиям, флоту и торговле… город выдвинулся на передовые позиции»,— говорится в книге «Карфаген» («Carthage»). Греческий историк Аппиан писал о карфагенянах: «Могущество их в военном отношении стало равным эллинскому, по богатству же находилось на втором месте после персидского».
Армия
Армия Карфагена была главным образом наёмной. Основу пехоты составляли испанские, африканские, греческие, галльские наёмники, карфагенская аристократия служила в «священном отряде» — тяжеловооружённой коннице. Наёмная кавалерия состояла из нумидийцев, считавшихся в античности искуснейшими воинами, и иберийцев. Иберийцы также считались хорошими воинами — балеарские пращники и цетратии (caetrati — соотносимые с греческими пельтастами) образовывали лёгкую пехоту, скутатии (вооружённые копьём, дротиком и бронзовым панцирем) — тяжёлую, испанская тяжёлая кавалерия (вооружённая мечами) тоже очень ценилась. Племена кельтиберов пользовались вооружением галлов — длинными двухлезвийными мечами. Важную роль играли также слоны, которых содержали в количестве около 300. Высоким было и «техническое» оснащение армии (катапульты, баллисты и т. д.) В целом по составу пунийская армия была похожа на армии эллинистических государств. Во главе армии находился главнокомандующий, избираемый советом старейшин, но к концу существования государства это избрание проводилось и войском, что свидетельствует о монархических тенденциях.
История
Карфаген был основан выходцами из финикийского города Тира в конце IX века до н. э. Согласно легенде, город основала вдова финикийского царя по имени Дидона. Она пообещала местному племени заплатить драгоценный камень за кусок земли, ограниченный шкурой быка, но при условии, что выбор места останется за ней. После того, как сделка была заключена, колонисты выбрали удобное место для города, окольцевав его узкими ремнями, сделанными из одной бычьей шкуры.
Достоверность легенды неизвестна, но кажется маловероятным, что без благоприятного отношения аборигенов горсть преселенцев могла закрепиться на отведенной ей территории и основать там город. К тому же есть основания полагать, что переселенцы были представителями политической партии, не угодной на родине, и надеяться на поддержку метрополии им вряд ли приходилось. По сообщениям Геродота, Юстина и Овидия, вскоре после основания города отношения между Карфагеном и местным населением испортились. Вождь племени макситан Гиарб под угрозой войны потребовал руку царицы Элиссы, но та предпочла браку смерть. Война тем, не менее, началась и была не в пользу карфагенян. По Овидию, Гиарб даже захватил город и удерживал его в течение нескольких лет.
Судя по предметам, найденным во время археологических раскопок, в начале своей истории торговые связи соединяли Карфаген с метрополией, а также Кипром и Египтом.
В VIII веке до н. э. положение в Средиземноморье сильно изменилось. Финикия была захвачена Ассирией, и многочисленные колонии стали независимыми. Ассирийское владычество вызвало массовый отток населения из древних финикийских городов в колонии. Вероятно, население Карфагена пополнилось беженцами до такой степени, что Карфаген смог, в свою очередь сам образовывать колонии. Первой карфагенской колонией в западном средиземноморье стал город Эбесс на острове Питиусс (первая половина VII век до н. э.).
На рубеже VII и VI вв. до н. э. началась греческая колонизация. С целью противостояния продвижению греков финикийские колонии начали объединяться в государства. На Сицилии — Панорм, Солуент, Мотия в 580 году до н. э. успешно противостояли грекам. В Испании союз городов, возглавляемый Гадесом, боролся с Тартессом. Но основой единого финикийского государства на западе стал союз Карфагена и Утики.
Выгодное географическое положение позволило Карфагену стать крупнейшим городом западного Средиземноморья (население достигало 700000 человек), объединить вокруг себя остальные финикийские колонии в Северной Африке и Испании и вести обширные завоевания и колонизацию.
VI век до н. э.
В VI веке греки основали колонию Массалия и заключили союз с Тартессом. Первоначально пунийцы терпели поражения, но Магон провёл реформу армии (теперь основой войск стали наёмники), был заключён союз с этрусками и в 537 году до н. э. в битве у Алалии греки были разбиты. Вскоре был уничтожен Тартесс и присоединены все финикийские города Испании.
Основным источником благосостояния была торговля — карфагенские купцы торговали в Египте, Италии, Испании, в Чёрном и Красном морях — и сельское хозяйство, базирующееся на широком использовании рабского труда. Существовала жёсткая регламентация торговли — Карфаген стремился монополизировать товарооборот; с этой целью все подданные были обязаны торговать только при посредничестве карфагенских купцов. Это приносило огромные доходы, но сильно тормозило развитие подвластных территорий и способствовало росту сепаратистских настроений. Во время греко-персидских войн Карфаген был в союзе с Персией, совместно с этрусками была проведена попытка полного захвата Сицилии. Но после поражения в битве при Гимере (480 год до н. э.) от коалиции греческих городов-государств борьба была приостановлена на несколько десятилетий. Основным противником пунийцев были Сиракузы (к 400 году до н. э. это государство находилось на вершине могущества и стремилось открыть торговлю на западе, полностью захваченную Карфагеном), война продолжалась с промежутками почти сто лет (394—306 годы до н. э.) и закончилась почти полным завоеванием Сицилии пунийцами.
III век до н. э.
В III веке до н. э. интересы Карфагена вошли в конфликт с усилившейся Римской республикой. Отношения, прежде союзнические, стали ухудшаться. Впервые это проявилось на заключительном этапе войны Рима с Тарентом. Наконец в 264 году до н. э. началась Первая пуническая война. Она велась главным образом в Сицилии и на море. Довольно быстро римляне захватили Сицилию, но тут сказалось почти полное отсутствие у Рима флота. Лишь к 260 году до н. э. римляне создали флот и, использовав абордажную тактику, одержали морскую победу у мыса Милы. В 256 году до н. э. римляне перенесли боевые действия в Африку, разбив флот, а затем и сухопутную армию карфагенян. Но консул Аттилий Регул не использовал полученное преимущество, и через год пунийская армия под командованием спартанского наёмника Ксантиппа нанесла римлянам полное поражение. В этой битве, как и во многих предыдущих и последующих, победу принесли слоны (даже несмотря на то, что римляне уже сталкивались с ними, воюя против Пирра, царя Эпира). Лишь в 251 году до н. э. в битве у Панормы (Сицилия) римляне одержали большую победу, захватив 120 слонов. Через два года карфагеняне одержали большую морскую победу (чуть ли не единственную за всю войну) и наступило затишье, обусловленное полным истощением обеих сторон.
Гамилькар Барка
В 247 году до н. э. главнокомандующим Карфагена стал Гамилькар Барка (Молния), благодаря его выдающимся способностям успех в Сицилии стал склоняться в сторону пунийцев, но в 241 году до н. э. Рим, собравшись с силами, смог выставить новый флот и армию. Карфаген уже не мог им противостоять и после поражения был вынужден заключить мир, уступив Сицилию Риму, и заплатить контрибуцию в 3200 талантов в течение 10 лет.
После поражения Гамилькар подал в отставку, власть перешла к его политическим противникам, которых возглавлял Ганнон. Карфагенское правительство сделало в высшей степени неразумную попытку уменьшить плату наёмникам, что вызвало сильнейшее восстание — ливийцы поддержали армию. Так началось восстание наёмников, которое едва не закончилось гибелью страны. Гамилькар был вновь призван к власти. В ходе трёхлетней войны он подавил восстание, но гарнизон Сардинии примкнул к восставшим и, опасаясь племён, живших на острове, признал власть Рима. Карфаген потребовал вернуть остров. Так как Рим искал возможности уничтожить Карфаген, то под ничтожным предлогом в 237 году до н. э. объявил войну. Лишь уплатив 1200 талантов в возмещение военных расходов, войну удалось предотвратить.
Явная неспособность аристократического правительства к эффективному управлению привела к усилению демократической оппозиции, возглавляемой Гамилькаром. Народное собрание наделило его полномочиями главнокомандующего. В 236 году до н. э., покорив всё африканское побережье, он перенёс боевые действия в Испанию. 9 лет воевал он там, пока не пал в битве. После его смерти главнокомандующим армия выбрала его зятя Гасдрубала. За 16 лет (236—220 годы до н. э.) большая часть Испании была завоёвана и прочно привязана к метрополии. Серебряные рудники доставляли очень большие доходы, в боях была создана великолепная армия. В целом Карфаген стал намного сильнее, чем он был даже до потери Сицилии.
Ганнибал
После смерти Гасдрубала армия выбрала Ганнибала — сына Гамилькара — главнокомандующим. Всех своих детей — Магона, Гасдрубала и Ганнибала — Гамилькар воспитывал к духе ненависти к Риму, поэтому, получив контроль над армией, Ганнибал начал искать повод начать войну. В 218 году до н. э. он захватил Сагунт — греческий город и союзник Рима — война началась. Неожиданно для врага Ганнибал провёл свою армию в обход через Альпы на территорию Италии. Там он одержал ряд побед — при Тичино, Требии и Тразименском озере. В Риме назначили диктатора, но в 216 году до н. э. у города Канны Ганнибал одержал сокрушительную победу, следствием которой был переход на его сторону значительной части Италии, и второго по значению города — Капуи. Боевые действия велись и в Испании, и в Сицилии. Первоначально успех сопутствовал Карфагену, но затем римляне сумели одержать ряд важных побед. С гибелью брата Ганнибала — Гасдрубала, который вёл ему значительные подкрепления, — положение Карфагена очень сильно осложнилось. Высадка Магона в Италии была безрезультатна — он потерпел поражение и был убит в бою. Вскоре Рим перенёс боевые действия в Африку. Заключив союз с царём нумидийцев Массиниссой, Сципион нанёс пунийцам ряд поражений. Ганнибала вызвали на родину. В 202 году до н. э. в битве у Замы, командуя плохо обученным войском, он потерпел поражение, и карфагеняне решили заключить мир. По его условиям они были вынуждены отдать Риму Испанию и все острова, содержать только 10 боевых кораблей и выплатить 10 000 талантов контрибуции. Кроме того, они не имели права воевать с кем-либо без разрешения Рима.
После окончания войны враждебно настроенные по отношению Ганнибалу Ганнон, Гисгон и Гасдрубал Гэд — главы аристократических партий попытались добиться осуждения Ганнибала, но, поддержанный населением, он сумел удержать власть. С его именем были связаны надежды на реванш. В 196 году до н. э. Рим победил в войне Македонию, которая была союзницей Карфагена. Но оставался ещё один союзник — царь селевкидской империи Антиох. Именно в союзе с ним Ганнибал рассчитывал вести новую войну, но прежде следовало покончить с олигархической властью в самом Карфагене. Пользуясь своими полномочиями суффета, он спровоцировал конфликт со своими политическими противниками и практически захватил единоличную власть. Его жёсткие действия против коррупции в среде аристократического чиновничества вызвали противодействие с их стороны. В Рим был сделан донос о дипломатических связях Ганнибала с Антиохом. Рим потребовал его выдачи. Понимая, что отказ вызовет войну, а страна к войне не готова, Ганнибал был вынужден бежать из страны к Антиоху. Там он не получил практически никаких полномочий, несмотря на величайшие почести, сопровождавшие его прибытие. После поражения Антиоха он скрывался на Крите, в Вифинии и, наконец, постоянно преследуемый римлянами, был вынужден покончить с собой, не желая попадать в руки врага.
III пуническая война
Даже проиграв две войны, Карфаген сумел быстро оправиться и вскоре вновь стал одним из богатейших городов. В Риме уже давно торговля стала существенной отраслью экономики, конкуренция Карфагена сильно мешала её развитию. Большое беспокойство вызывало также его быстрое восстановление. Марк Катон, бывший во главе одной из комиссий, расследовавших споры Карфагена, сумел убедить большую часть сената, что он всё ещё представляет опасность. Вопрос о начале войны был решён, но необходимо было найти удобный повод.
Царь нумидийцев Массинисса постоянно нападал на карфагенские владения; поняв, что Рим всегда поддерживает противников Карфагена, он перешёл к прямым захватам. Все жалобы карфагенян игнорировались и решались в пользу Нумидии. Наконец пунийцы были вынуждены дать ему прямой военный отпор. Рим незамедлительно предъявил претензии в связи с началом боевых действий без разрешения. К Карфагену прибыла римская армия. Испуганные карфагеняне просили мира, консул Луций Цензорин потребовал отдать всё оружие, затем потребовал, чтобы Карфаген был разрушен и чтобы новый город был основан вдали от моря. Попросив месяц на обдумывание, пунийцы приготовились к войне. Так началась III пуническая война. Город был великолепно укреплён, поэтому захватить его удалось только через 3 года трудной осады и тяжёлых боевых действий. Карфаген был полностью разрушен, из 500 000 населения в живых осталось лишь 50 000. На его территории была создана римская провинция, управлявшаяся наместником из Утики.
Рим в Африке
Всего лишь 100 лет спустя после разрушения Карфагена, Юлий Цезарь решил основать на месте города колонию. Этим планам было суждено осуществится только после его смерти. В честь основателя, колония была названа «Colonia Julia Carthago» или «карфагенская колония Юлия». Римские инженеры убрали около 100 000 кубических метров земли, разрушив вершину Бирсы, чтобы выровнять поверхность и уничтожить следы прошлого. На этом месте были возведены храмы и красивые общественные здания. Через какое-то время Карфаген стал «одним из самых роскошных городов Римского мира», по величине вторым после Рима городом Запада. Для удовлетворения потребностей 300000 жителей города там были построены: цирк на 60 000 зрителей,театр, амфитеатр, термы и 132-километровый акведук.
Христианство достигло Карфагена приблизительно в середине II века н. э. и быстро распространилось в городе. Приблизительно в 155 году н. э. в Карфагене родился известный теолог и апологет Тертуллиан. Благодаря его трудам латинский язык стал официальным языком Западной церкви. В III веке епископом Карфагенским был Киприан, который ввел в обиход систему семиступенчатой церковной иерархии и погиб мученической смертью в 258 году н. э. Еще один житель Северной Африки, Августин (354—430), величайший христианский богослов древности, объединил вероучения церкви с греческой философией.
К началу 5 века н.э Римская империя переживала упадок и то же происходило с Карфагеном. В 439 году н. э. город был захвачен и разграблен вандалами. Через сто лет завоевание города византийцами на время приостановило его окончательное падение. В 698 году н. э. город был взят арабами, его камни послужили материалом для строительства города Туниса. В следующих столетиях мрамор и гранит, когда-то украшавшие римский город, были разграблены и увезены из страны. Позднее их использовали для строительства соборов в Генуе, Пизе , а так же Кентерберийского собора в Англии. Сегодня это пригород Туниса и объект для туристического паломничества.
Карфаген наших дней
Всего в 15 км от Туниса, на берегу, выбеленном морской пеной, напротив охраняющего его покой горного массива Букорнина, стоит древний Карфаген.
Карфаген строился 2 раза. Первый раз — в 814 г. до н.э., финикийской принцессой Елиссой, и был назван Карфагеном, что на пуническом означает ‘новый город’. Расположенный на пересечении торговых путей Средиземного моря, он быстро рос, став главным соперником Римской империи.
После разрушения Карфагена Римом в 146 г. до н.э. в ходе пунических войн, он был отстроен заново как столица римской колонии Африки и продолжал процветать. Но и его в конце концов постигла печальная участь Рима: Мощный культурный и торговый центр в 430 г. захлестнули толпы варваров, затем он был захвачен византийцами в 533 г. После арабского завоевания Карфаген уступил место Кайруану, ставшему столицей нового арабского государства. Столько раз разрушали Карфаген, но каждый раз он поднимался вновь. Не зря же при его закладке нашли черепа лошади и быка — символы силы и богатства.
Город интересен археологическими раскопками. При раскопках в так называемом пунийском квартале под римскими сооружениями были обнаружены пунийские водопроводы, исследования которых показали, как хитроумно осуществлялось водоснабжение высоких (даже шестиэтажных) домов. В начале нашей эры римляне впервые разровняли место, где находились руины разрушенного в 146 г. до н.э. Карфагена, поставили вокруг холма дорогостоящие подпорные укрепления и на его плоской вершине соорудили форум.
Cогласно сведениям из античной истории на этом месте покровителю города богу Ваал-Хаммону и богине Танит приносили в жертву мальчиков-первенцев начиная с V в. до н.э. Весь ритуал выразительно описан Гюставом Флобером в романе ‘Саламбо’. Археологами в ходе поисков на территории пунийских захоронений было обнаружено около 50000 урн с останками младенцев. На восстановленных надгробных плитах можно различить высеченные резцом символы богов, серп Луны или стилизованную женскую фигуру с поднятыми руками — символ богини Танит, а также солнечный диск — символ Ваал-Хаммона. Неподалеку находятся гавани Карфагена, которые позже служили и римлянам: торговая гавань на юге и военная на севере.
Достопримечательности
Холм Бирса. Здесь находится кафедральный собор св. Людовика. Находки, сделанные при раскопках, демонстрируются в Национальном музее Карфагена (Musee National de Carthage) на холме Бирса.
Наибольшее внимание туристов в Карфагене привлекают термы императора Антонина Пия в Археологическом парке. Они были самыми большими в Римской империи после терм Траяна в Риме. Аристократия Карфагена встречалась здесь для отдыха, купания и деловых разговоров. От самого здания сохранилось только несколько массивных мраморных сидений.
Рядом с термами находится летний дворец беев: сегодня это резиденция президента Туниса.
wikiway.com
Город Карфаген. История создания, расширение владений и поражение от Рима
Карфаген — древний город, название которого известно пожалуй всем. Это редкое явление в истории. Многих городов уж нет, постепенно забылись и их названия, и их история и значение. Карфаген вошел в список исключений из такого правила.
Карфаген — финикийское (еще называют пуническое) город-государство, существовавший в древности на севере Африки, на территории современного Туниса. Дата основания Карфагена указывается точно — 814 году до н. э. Основан колонистами из финикийского города Тир во главе с царицей Элиссой (Дидона), которая бежала из Тира после того, как ее брат Пигмалион, царь Тира, убил ее мужа Сихея, чтобы завладеть его богатством.
Расположение Карфагена
Карфаген был основан на мысе с выходами в море на севере и юге. Расположение города сделало его лидером морской торговли Средиземноморья. Все суда, пересекающие море, неизбежно проходили между
Сицилией и побережьем Туниса. Протяженность массивных городских стен составляла 37 километров, а высота в некоторых местах достигала 12 метров.Большинство стен было расположено на берегу, что делало город неприступным со стороны моря. Город имел огромное кладбище, культовые места, рынки, муниципалитет, башни, и театр. Он был разделен на четыре одинаковых жилых области. Примерно в середине города стояла высокая цитадель, которая называлась Бирса. Это был один из крупнейших городов в эллинистические времена.
Корабли входили в торговую гавань через узкий проход. Для погрузки и разгрузки на берег можно было вытащить одновременно до 220 судов. За торговой гаванью располагались военная гавань и арсенал.
Численность населения в городе неизвестна.
Карфаген, удобно расположенный в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых и морских путей, постепенно стал укрепляться и богатеть.
Первоначально это был небольшой город, мало чем отличающийся от других финикийских колоний на берегах Средиземного моря. Экономика города была основана главным образом на посреднической торговле
Ремесло было малоразвито и по своим основным техническим и эстетическим характеристикам практически не отличалось от восточного.
Земледелие отсутствовало, земель для занятий сельским хозяйством было мало.
В создании произведений искусства мастера Карфагена не преуспели. Их работы не имели никаких специфических черт, отличных от общефиникийских.
Религия Карфагена
Карфагеняне, как и другие средиземноморские народы, представляли вселенную разделенной на три мира, расположенных один над другим. Возможно, это тот же мировой змей, которого угаритяне называли Латану, а древние евреи — Левиафаном.
Земля мыслилась лежащей между двумя океанами. Солнце, встающее из восточного океана, обойдя землю, погружалось в западный океан, считавшийся морем мрака и обиталищем мертвых. Души умерших могли попадать туда на кораблях или верхом на дельфинах.
Небо было местом пребывания карфагенских богов. Так как карфагеняне были переселенцами из финикийского города Тира, они почитали богов Ханаана, но далеко не всех. Да и ханаанские боги на новой почве изменяли свой облик, вбирая черты местных богов.
Недруги Тира
Выделяется только одна особенность нового города, которая повлияла на его будущую судьбу: основателями города были представители оппозиционной группировки, потерпевшей в Тире поражение. Поэтому Карфаген с самого начала не вошел в Тирскую державу, а занял самостоятельное положение, хотя и сохранял духовные узы со своей метрополией.
Политическим строем Карфагена первоначально была монархия. Однако она едва ли существовала дольше жизни Элиссы-Дидоны, сестры тирского царя, возглавившей переселение и ставшей царицей вновь основанного города. Источники ничего не сообщают о детях царицы, а контекст Юстина прямо свидетельствуют об их отсутствии. С прекращением царского рода в Карфагене была установлена республика.
По мере того как богател город, его жители и городские власти увеличивали земельные владения вокруг города, захватывая землю или арендуя ее у местных племен.
Власть в Карфагене находилась в руках торгово-ремесленной олигархии. Властный орган — сенат, который ведал финансами, внешней политикой, объявлением войны и мира, а также осуществлял общее ведение войны. Исполнительная власть была возложена на двух выборных магистратов-суффетов. Очевидно, это были сенаторы, и обязанности их были исключительно гражданскими, не предполагавшими контроль за войском. Вместе с командующими армией они избирались народным собранием.
В VII—VI вв. до н.э. карфагеняне начали активную наступательную политику в Северной Африке.
Вдоль морского побережья по направлению к Геркулесовым Столпам (Гибралтарский пролив по нашему), а также за ними на атлантическом побережье основывались карфагенские колонии. Уже к концу VII в. до н.э. существовали карфагенские колонии на атлантическом побережье современного Марокко (Таков Лике у нынешнего города Аль-Арайш (Ларош). Найдено также безымянное поселение (Карийская стена?) у г. ас-Сувейра (Могадор).).
Появление захватнических амбиций. Войны Карфагена
В середине VI в. до н.э. карфагеняне под предводительством Малха вели войну против ливийцев и, по-видимому, в результате победы добились освобождения от уплаты арендной платы за городскую землю, которую они до этого должны были регулярно вносить одному из местных племен. В конце VI в. до н.э. была завершена и многолетняя борьба с Киреной, греческой колонией в Северной Африке, за установление границы между двумя государствами. Граница была значительно отодвинута от Карфагена на восток, в сторону Кирены.
В те же века Карфаген укреплялся и на Пиренейском полуострове, где финикийские колонии во главе с Гадесом (ныне Кадис) ещё до того вели упорную борьбу с Тартессом за торговые пути к Британским островам, которые были богаты оловом. Тир и Карфаген оказывали жителям Гадеса всевозможную поддержку. Разгромив Тартесс на суше, они подвергли его блокаде и захватили часть принадлежавшей ему территории. В середине VII в. до н. э. Карфаген основал свою собственную колонию Эбесс (ныне Ивиса) на Балеарских островах, вблизи берегов Испании. Эти острова Карфаген также захватил у Тартесса.
Во второй половине VII в. до н.э. карфагеняне решили закрепиться на полуострове. Гадес воспринял такой шаг Карфагена как угрозу своему монопольному положению в международной торговле цветными металлами и оказал Карфагену упорное сопротивление. Но карфагеняне взяли Гадес штурмом и разрушили его стены. После этого под властью Карфагена оказались, несомненно, и другие финикийские колонии на Пиренейском полуострове.
Дальнейшее продвижение
xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
Карфаген — древний город в Тунисе
У среднестатистического современного человека древний Карфаген, скорее всего, ассоциируется с Ганнибалом, Римом и тем, что он непременно должен был быть разрушен. Кто-то, возможно, вспомнит где находился Карфаген и, что именно карфагеняне начали применять слонов на поле боя. На этом запас знаний об этом древнем городе, скорее всего, будет исчерпан.
На самом деле Карфаген был одним из самых могущественных государств античности, и не только в военном плане. В период расцвета это государство, расположенное на севере нынешнего Туниса, контролировало обширные территории на севере Африки и в Европе. Карфагеняне монополизировали морские перевозки в западном Средиземноморье. Эта монополия была неиссякаемым источником пополнения казны, позволяя содержать мощную армию и превосходный флот. Большой доход при почти идеальном климате давало сельское хозяйство.
Карфаген — этапы истории древнего города
Как часто бывает в истории, именно могущество и погубило Карфаген. Рим не мог терпеть под боком такого сильного соседа. В результате трёх Пунических войн Карфаген потерпел безоговорочное поражение.
Ненависть сенатора Катона-старшего, упоминавшего о разрушении Карфагена даже в речах, посвящённых бюджету Рима — материализовалась. Город был стёрт с лица земли, а руины ещё и засыпали солью. Но стратегическое расположение Карфагена было таким выгодным, что римляне довольно скоро опомнились и отстроили на месте древнего Карфагена новый прекрасный и современный для тех времён город. После римлян городом владели вандалы и арабы. История Карфагена повествует о минимум четырёх эпохах расцвета и упадка.
Ввиду концентрации археологических артефактов на относительно небольшой площади современным археологам стоит большого труда правильно датировать и классифицировать свои находки, настолько многослойными получаются раскопки.
Музей Бардо
Исследования, начатые в конце 19-го века, сразу принесли такое количество находок, что стало ясно — ни в какой существующий музей они не поместятся. Французские колониальные власти отдали под новый музей целый дворец. Теперь он называется музей Бардо. Но и огромного дворца не хватило — множество экспонатов расположено под открытым небом.
Несмотря на преобладание римских и мусульманских артефактов, памятникам Пунической эпохи (римляне называли карфагенян пунийцами) в музее Бардо отведён целый зал. Главным, и самым противоречивым экспонатом зала считается стела, на которой изображена сцена принесения в жертву маленького ребёнка. Ряд ученных и историков уверены, что карфагеняне приносили в жертву младенцев и стела «жрец с ребенком» является убедительным доказательством этого. Кроме наследия карфагенян в музее широко представлены экспонаты, относящиеся к временам римского владения Карфагеном и мусульманского завоевания.
В память о римлянах остались скульптуры, оружие и монеты. Мусульманский период обогатил сокровищницу музея прекрасными мозаиками.
Стелу с изображением несчастного ребёнка доставили в музей Бардо с Тофета. Это место, как считается, служило одновременно и алтарём и кладбищем. В пользу человеческих жертвоприношений говорили найденные здесь останки сожжённых маленьких тел. Но поздние исследования показали, что большая часть захороненных детей либо родились мёртвыми, либо умерли естейственной смертью в раннем возрасте. Скорее всего, в Тофете просто хоронили очень маленьких детей, умерших от болезней. Всё же, мрачная аура кладбища у этого алтаря сохраняется до сих пор — в более поздние времена первые христиане хоронили здесь своих умерших.
Национальный музей Карфагена
Очень впечатляющая коллекция древностей собрана также в Национальном музее Карфагена. Изначально он располагался в здании, с которого римляне начали отстраивать Карфаген в начале нашей эры. На стратегически господствующем над местностью холме Бирса ещё сохранялись, и сохранились по сей день, руины карфагенской цитадели. Постепенно к музею присоединяли другие постройки, и в итоге сейчас Национальный музей стал гигантским комплексом, ознакомиться с которым без предварительной подготовки всего за один день очень сложно.
Здание собственно музея сложено из белого мрамора. Внутри есть несколько разных по размеру залов. В них представлены произведения искусства и народного творчества, рассортированные в хронологическом порядке: пунический Карфаген, эра римского господства, период арабского завоевания. Есть и экспонаты, привезённые из других мест и связанные с Карфагеном исключительно временем создания. В Национальном музее собрана одна из крупнейших коллекций древних и средневековых монет.
Термы Антония Пия
Император Антоний Пий не очень известен в истории. Немудрено — он не вёл крупных войн и не присоединял к Риму новые провинции. Он обращал основное внимание на повышение благосостояния жителей империи. И его имя в городе Карфаген увековечили в названии бань. От собственно бань сохранились только фрагменты стен и несколько колонн, лишь одна из которых стоит на положенном ей месте.
Высота колонны наглядно демонстрирует высоту потолков в термах — они были не ниже 6 метров. Дорога к термам также хорошо иллюстрирует качество и масштабы римского строительства.
Современному человеку не очень удобно шагать по обтесанным камням, которыми вымощена дорога. Зато, идя к Термам Антония Пия, по-настоящему прикасаешься к древности. Бани имели прямой выход к морю, однако мраморная лестница, по которой римляне спускались к берегу, до наших дней не дожила.
Собор Святого Людовика
На холме Бирса расположен и относительно новый, по меркам Карфагена, Собор Святого Людовика. Очень красивое здание построено в конце 19-го века на месте лагеря крестоносцев, в котором во время восьмого крестового похода умер французский король Людовик IX.
Собор господствует над местностью и прекрасно виден со всех сторон. Некоторое время Собор Святого Людовика считался главным католическим храмом континента. После того, как в 1964 году Тунис из французской колонии стал независимым государством, мощи святого короля были вывезены во Францию, а католические службы в соборе прекратились. С 1994 года храм используется лишь как концертный зал и музей.
Холм Юпитера
Несколько севернее холма Бирса находится ещё одна приметная возвышенность — холм Юпитера. В отличие от остатков построек, сохранившихся на холме Бирса, здесь руины не идентифицированы. Археологи пока не выяснили предназначение обширных зданий и колоннад. На холме когда-то располагался христианский монастырь, но сохранившиеся фрагменты ему явно не принадлежат.
Карфагенский акведук
После того, как воссозданный Карфаген стал центром крупной римской провинции, город стал привлекательным для знати и богачей. До сих пор сохранившиеся руины римских вилл красноречиво говорят о том, что, как и в других центрах Древнего Рима, среди правящей элиты шло соревнование в размерах, красоте и функциональности вилл, хозяева которых проводили в них от силы пару месяцев в год. Некоторые виллы в высоту соответствовали нынешним шестиэтажным домам.
Водоснабжение плотной и довольно высотной застройки не было для римлян проблемой. В Карфагене с этой целью они построили гигантский акведук. Вода в город подавалась с расстояния 132 километра, от подножия Тунисских гор.
Средняя высота акведука составляла 20 метров. Сейчас части акведука разрушены, но и сохранившихся участков достаточно для того, чтобы вызвать восхищение античной инженерной мыслью и объёмом труда, потраченным на сооружение водопровода. По расчётам современных специалистов, пропускная способность Карфагенского акведука составляла до 400 литров в секунду.
Амфитеатр и современный Карфаген
Таким же важным атрибутом крупного римского города, как акведук, был амфитеатр. Имелся амфитеатр и в Карфагене. Сооружение было многоцелевым. Там проходили не только поединки гладиаторов, но и морские бои (арена имела возможность превращения в озеро), и казни первых христиан. По оценке, в римскую эпоху амфитеатр вмещал до 50 000 зрителей.
Сейчас он восстановлен в гораздо меньшем масштабе, а от римской постройки остались лишь незначительные фрагменты.
Современное название Карфагена — Картаж. Это пригород столицы Туниса — города Тунис в котором помимо исторических сооружений также находятся резиденция президента и университет.
Добавить комментарий
okvoyage.ru
Карфаген, Тунис. Где находится, история, фото, видео, экскурсии, музей, отели рядом, как добраться — Туристер.Ру
Карфаген — древний город, познавший процветание и могущество, полное разрушение, возрождение и упадок. Долгий период времени его руины покоились под землей и только во второй половине XIX в. начали постепенно открываться миру. Археологический парк считается одной из главных достопримечательностей Туниса, поэтому сюда приезжают тысячи туристов со всего мира. В 1979 г. объект был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Бывший Карфаген
Выгодное географическое положение и деловая хватка карфагенян превратили город в столицу могущественного государства, ставшего в III в. крупнейшим в западном Средиземноморье и одним из богатейших в Древнем мире. Местные жители занимались торговлей и натуральным обменом, производством, ремесленничеством и сельским хозяйством. В Карфаген сходились морские и сухопутные торговые пути, так как его гавани способны были принимать большое число количество судов, непременно останавливавшихся здесь при пересечении пролива между африканским континентом и островом Сицилия.
Карфагеняне имели свой флот и армию, чеканили собственные монеты, облагали высокими налогами жителей присоединенных территорий, не давая им ни малейших поблажек и жестоко подавляя восстания. В городе присутствовали рынки, культовые места, муниципалитет, кладбище, четыре жилых района, смотровые башни и высокая цитадель Бирса. Территорию окружала 37-километровая крепостная стена высотой до 12 метров.
Карфаген должен быть разрушен
Конкуренция и быстрое восстановление экономической мощи Карфагена после двух Пунических войн вызывало у римлян раздражение, сопровождающееся призывами к борьбе с врагом. Плутарх в своих трудах упоминает о том, кто сказал «Карфаген должен быть разрушен» первым. Авторство он приписывает выходцу из плебейской семьи Катону Цензору, сумевшему достичь высоких государственных постов и получившему известность своими публичными выступлениями. Ставшей сегодня крылатой фразой он заканчивал все свои речи в сенате, даже когда их тема была совсем иной.
«Карфаген должен быть разрушен» на латыни звучит как «Carthaginem esse delendam».
Кто разрушил Карфаген
Город был стерт с лица земли в 146 г. до н. э. в ходе Третьей Пунической войны. Войдя после долгой осады в Карфаген и захватив последний рубеж обороны — цитадель Бирсу, римляне разграбили, подожгли и затем до основания разрушили пунийскую столицу. Землю обильно посыпали солью, пленных продали в рабство, на заселение этого места вынесли запрет под страхом проклятия, после чего присоединили территорию к римским провинциям.
Город на развалинах
Удачное географическое расположение уничтоженного Карфагена не давало римлянам покоя. Идею основания на его месте колониального города озвучил Юлий Цезарь в 46 г. до н. э., а спустя 17 лет ее реализовал первый римский император Октавиан Август. Построенный на искусственной «подушке» римский Карфаген — Colonia Julia Carthago — был заселен и стал столицей провинции Африка. В V в. его частично разрушили вандалы, а в VII в. — полностью уничтожили арабы.
Экскурсии
В рамках предлагаемых туристам экскурсий можно посетить Карфаген, Сиди-бу-Саид и город Тунис. С собой рекомендуется брать питьевую воду, фотоаппараты, видеокамеры или современные гаджеты, а также наличные для покупки сувениров, головные уборы и солнцезащитные очки. Одежда и обувь должны быть удобными.
Для самостоятельных визитов в археологический парк рекомендуется на пару дней остановиться в Тунисе или Картаже.
Отели рядом с КарфагеномГде находится Карфаген
Археологическая зона расположена на северо-западе столичного вилайета Тунис, самой компактной провинции одноименной североафриканской страны. Центральная часть древнего Карфагена возвышается на холме, с которого открываются великолепные виды на Тунисский залив. Территория относится к округу Картаж.
Город Карфаген: история
О событиях, связанных с основанием, развитием, войнами, колониями и падением древнего Карфагена, написано немало трудов и снято много фильмов. Но его история требует дальнейшего изучения.
Древний Карфаген
Чаще всего датой основания города называют 814–13 гг. до н. э. В этот период на южном берегу Средиземного моря высадилась будущая карфагенская царица Дидона вместе со своими соратниками. Она бежала из Тира от преследований своего брата Пигмалиона, убившего ее мужа ради завладения его богатства.
При покупке земли под поселение у царя местного племени Иарбанта Дидона воспользовалась хитрым планом. Ей позволили приобрести лишь тот участок, который покроет шкура вола. Легендарная царица разрезала ее на тонкие полосы и окружила ими холм, где впоследствии была возведена цитадель Бирса.
Спустя пять веков Карфаген превратился в развитый, могущественный город. Он был хорошо укреплен с суши и неприступен с моря. До начала Пунических войн здесь проживало почти полмиллиона человек.
Войны с Римом
К III в. до н. э. Апениннский полуостров оказался под властью Рима, а Карфаген контролировал западное Средиземноморье. Первые не желали мириться с господством над проливами вторых и подчиняться их правилам, ведь силы могучих держав были в то время практически равны. Серьезный конфликт, приведший к серии вооруженных столкновений, разгорелся из-за владения Сицилией. Три Пунические войны продолжались с перерывами с 264 по 146 гг. (пунами римляне называли финикийцев, обосновавшихся в Северной Африке).
Первая Пуническая война завершилась через 23 года победой Римской республики. В итоге карфагеняне были вынуждены отказаться от Сицилии в пользу римлян и выплатить им контрибуции. Но противоречия между державами остались.
Вторую Пуническую войну развязал заклятый враг Рима Ганнибал в 221–20 гг. до н. э. Он зашел на территорию Италии с севера, через Альпы и Апеннины, разбил несколько направленных против него войск и с триумфом проследовал до самого юга. В августе 216 г. до н. э. в битве при Каннах (Апулия) полководец нанес сокрушительный удар римской армии. Однако последний этап войны завершился генеральным сражением на территории Африки в 202 г. до н. э. победой римлян. Карфаген потерял все заморские колонии и флот, выплатил огромные контрибуции и был лишен права вести войны без согласия Рима.
Причиной начала Третьей Пунической войны в 149 г. до н. э. стал вооруженный конфликт между Карфагеном и нумидийским царем Массиниссой, постоянно провоцировавшим карфагенян. Рим воспользовался нарушением договора и направил в Африку свою армию. Осада Карфагена длилась до весны 146 г. до н. э. и закончилась его поражением и разрушением.
Рим и Карфаген
Римская эпоха в Карфагене началась в 29 г. до н. э. Чтобы окончательно уничтожить следы пунов, вершина Бирсы была срезана, а окружающая территория выровнена. В центре организовали форум, от него проложили сетку параллельно-перпендикулярных улиц, построили общественные и жилые здания, возвели храмы и провели акведук. Сюда была перенесена столица провинции Африка, в связи с чем численность населения выросла до нескольких сот тысяч человек. К III в. город превратился в один из крупнейших в Римской империи полисов и стал центром раннего христианства. Римляне владели Карфагеном до 439 г.
После Рима
Ослабление Западной Римской империи отразилось и на Карфагене. В V в. над провинцией был утрачен контроль, и город захватили вандалы, объявив его резиденцией своего короля. В 534 г. земли отвоевали византийцы, образовав на них Африканский экзархат со столицей в Карфагене. Он просуществовал до захвата территории арабами. В 698 г. город окончательно пал — дома и акведук были разрушены, сельскохозяйственные угодья разорены, гавани заброшены.
В конце XIX в. Тунис оказался под протекторатом Франции. С этого момента древним Карфагеном заинтересовались археологи.
Развалины и достопримечательности
Точное местоположение Карфагена удалось определить в первой половине XIX в. датскому консулу К. Фальбе, перенесшему план руин на карту. Раскопки начались в 1857 г. под руководством француза Ш. Бёле́, а их активная фаза пришлась рубеж XIX — ХХ вв. Представленные в парке находки относятся, в основном, к римскому периоду. Из пунических объектов сохранились некрополи и небольшое число артефактов.
Район Бирса
На одноименной крутой возвышенности высотой 60 м располагалась карфагенская цитадель, ставшая последним оплотом защитников города в 146 г. до н. э. Тогда в ней удалось скрыться 50 тыс. жителей. Многие сдались в плен и были порабощены, остальные предпочли погибнуть в огне подожженного ими храма Эшмуна.
Сегодня на месте цитадели находятся остатки римских строений. Однако с боковых сторон Бирсы, под слоями возведенной колонистами насыпи, удалось обнаружить руины пунического Карфагена. С южной стороны можно увидеть освобожденный от наслоений «квартал Ганнибала» с остатками жилых домов и грамотно спланированными улицами. Предполагается, что небольшие по площади здания возвышались до 6 этажей, а цистерны в подвалах служили для сбора воды. При раскопках на склонах Бирсы были найдены глубокие отстойники и бассейны, куда по древней канализационной сети отводились стоки.
На Бирсе находятся:
- католический собор Святого Людовика — построен в 1890-х гг. и освящен в честь Людовика IX, скоропостижно скончавшегося в Тунисе во время крестового похода в 1270 г. В настоящее время в храме проводятся концерты;
- Национальный музей Карфагена — основан в 1875 г. В коллекции представлены археологические находки пунического, римского, древнехристианского и византийского периодов.
На открытой площадке размещены найденные при раскопках артефакты — части колонн и статуй, капители и т. д. Недалеко расположен Музей раннего христианства.
В 1990-е годы на Бирсе случайно обнаружили шахту глубиной 4,7 м, ведущую к погребальному склепу. В одном из двух саркофагов лежали останки юноши-европейца, которому дали имя Ариш. Впоследствии была реконструирована его внешность в виде восковой фигуры. Находка датирована VI в. до н. э.
Амфитеатр
Быстро растущий город требовал организации массовых зрелищ, в связи с чем во II в. был возведен огромный амфитеатр вместительностью до 50 тыс. чел. На арене проводились бои, а в период гонения на христиан — публичные казни, о чем свидетельствует мраморная колонна с мемориальной надписью. Амфитеатр Карфагена был разрушен вандалами в V в.
Цистерны Ла Магла (Маальга)
Прекрасно сохранившийся комплекс крытых резервуаров, предназначавшихся для сбора и хранения воды, расположен недалеко от амфитеатра. Огромные параллельные цистерны были сооружены в римскую эпоху и отреставрированы в конце XIX в. Их общая длина составляет более 800 м, а ширина — около 8 м. Вода в резервуары поступала по многокилометровому акведуку. Его фрагменты сохранились до наших дней.
Цистерны Ла Магла, © Noomen9Цирк
От бывшего стадиона-ипподрома остались только просматриваемые очертания продолговатой формы. Здесь в римскую эпоху собирались для массовых зрелищ.
Римские виллы
По остаткам строений и мощеным улицам можно судить об общей планировке городского района в римский период. В разной степени сохранности здесь можно увидеть христианскую базилику VII в., византийскую церковь, пунический некрополь, частично восстановленную в 1960-х гг. римскую виллу III в., названную «Домом птичника», и торговые лавки.
Римский театр
Восстановленный амфитеатр на 5000 мест, изначально построенный во II в., обладает уникальной акустикой. Здесь организовываются концерты и фестивали.
Термы Антония (Антонина Пия)
Предполагается, что грандиозный комплекс был возведен во времена императора Антонина Пия, в середине II столетия. По размерам он уступал лишь римским термам Каракаллы и Диоклетиана. От сооружения остались только подвальные помещения, раскопки которых проводились уже после Второй мировой войны. Наземная часть терм Антонина была уничтожена вандалами в раннее Средневековье.
Тофет
Место массовых жертвоприношений детей (позже — животных) обнаружили в 1921 году. В финикийской и наследовавшей ей пунической религии устройство подобного святилища считалось обязательным для осуществления жертвоприношений. Участок с рядами церемониальных урн, заполненных обуглившимися костями, и со скоплением камней с высеченными просьбами, поверг археологов в шок.
Специалисты насчитали более 20 тысяч останков, собиравшихся здесь на протяжении двух веков пунической эпохи. После детального изучения извлеченных из более чем 300 урн материалов, ученые пришли к выводу, что в большинстве случаев смерть детей не была насильственной.
Гавани
Два пунических порта предназначались для торговых и военных судов. Последний мог одновременно принять до 220 кораблей. На перешейке между двумя гаванями возвышалась огражденная стеной высокая башня. На небольшом островке в районе портов находится Океанографический музей и небольшой павильон с экспозициями по истории портов.
Византийская базилика
Превращенный в руины раннехристианский комплекс включал в себя монастырь, два храма, часовню, баптистерий. До наших дней дошла лишь обрамленная 16 колоннами ротонда. От базилики «Дамус-эль-Карита» остались нижние части колонн, позволяющие судить о ее размерах.
Остатки византийской базилики, © Noomen9Современный Карфаген
Археологический парк находится на территории города Картажа, основанного в 1919 г. Открытые для просмотра объекты рассредоточены на огромной площади. Исторические достопримечательности соседствуют с жилой застройкой современного города, который до недавнего времени шаг за шагом поглощал территорию древнего Карфагена.
В Картаже предпочитают проживать состоятельные граждане. Здесь расположена официальная резиденция президента Туниса и университет.
Режим работы
Летом археологический парк открыт с 08:00 до 19:00, зимой — с 08:30 до 17:00.
Цены
Комплексный билет стоит 10 TND (тунисский динар). Детям до 14 лет вход свободный. За фотосъемку нужно дополнительно заплатить 1 TND.
Как добраться до Карфагена
До археологической зоны можно доехать на составах линии TGM. Они курсируют между станциями «Tunis-Marine» и «La Marsa». Выйти можно на любой из остановок — «Carthage Byrsa», «Carthage Dermech» или «Carthage Hannibal», в зависимости от намеченного маршрута прогулки.
Схема линии TGM в Тунисе (выделена синим цветом)На машине из центра Туниса нужно следовать либо по проходящей вдоль насыпи ул. Гулет и далее — по дороге R23, либо — по огибающей Тунисское озеро трассе N9, с поворотом на N10.
Заказать такси в Тунисе можно с помощью мобильных приложений Ched-Taxi, Taxi216, TjikTaxi.
В рамках экскурсии можно посетить Карфаген, Сиди-бу-Саид и город Тунис.
www.tourister.ru
КАРФАГЕН — это… Что такое КАРФАГЕН?
Карфаген — Карфаген. Крышка так называемого саркофага принцессы. Мрамор с росписью. Около 300 г. до н. э. Карфаген. Крышка так называемого саркофага принцессы. Мрамор с росписью. Около 300 г. до н. э. Карфаген (, ) город государство в Северной Африке,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Карфаген — древний город государство на С. Африки, близ совр. города Тунис. Основан в 825 г. до н. э. финик, колонистами; название от финик. Картадашт новый город . См. также Африка, Картахена, Тунис. Географические названия мира: Топонимический словарь. М … Географическая энциклопедия
Карфаген — Карфаген. Крышка так называемого саркофага принцессы. Мрамор с росписью. Ок. 300 до н.э. Национальный музей. Карфаген. КАРФАГЕН, город государство в Северной Африке (в районе современного города Тунис). Основан в 825 до нашей эры финикийцами. К… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КАРФАГЕН — древний город государство в Сев. Африке (в районе современного г. Тунис). Основан в 825 до н. э. финикийцами. К нач. 3 в., завоевав Сев. Африку, Сицилию (кроме Сиракуз), Сардинию и Юж. Испанию, превратился в могущественную державу Средиземноморья … Большой Энциклопедический словарь
Карфаген — (Carthago, Καρχηδών). Город в северной Африке, по преданию, основанный Дидоной и финикийскими выходцами из Тира в 853 г. до Р.Х., т. е. за сто лет до основания Рима. Карфагеняне (иначе называемые пунами) были торговый и промышленный народ, и… … Энциклопедия мифологии
Карфаген — древний город государство в Северной Африке. Основан финикийцами в 825 до н. э.; в VII IV вв. до н. э. подчинял значительную часть побережья Северной Африки, юг Испании, ряд островов Средиземного моря. Центр Карфагена г. Картаджанна. Как… … Художественная энциклопедия
карфаген — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Карфаген — (Carthage), город на побережье Сев. Африки (в совр. Тунисе), был основан колонистами из Тира (немногим позже 814 г. до н.э., к рый традиционно считается датой основания) и превратился со временем в один из ведущих торг, центров Зап.… … Всемирная история
Карфаген — I Карфаген (финикийский Картадашт, буквально новый город) рабовладельческий город государство в Северной Африке, подчинивший в 7 4 вв. до н. э. значительная часть побережья Северной Африки, юга Испании и ряд островов Средиземного моря. К … Большая советская энциклопедия
Карфаген — древний город государство в Северной Африке (в районе современного г. Тунис). Основан в 825 до н. э. финикийцами. К началу III в. до н. э., завоевав Северную Африку, Сицилию (кроме Сиракуз), Сардинию и Южную Испанию, превратился в могущественную… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Карфаген (город) — Википедия. Что такое Карфаген (город)
Карфаге́н (финик. Qart Hadasht, лат. Carthago, араб. قرطاج, Картадж, фр. Carthage, др.-греч. ) — древний город (музей) на территории современного государства Тунис, вблизи города Тунис.
Карта́ж[1] — современное название города, в котором находится музей Карфагена. Картаж входит в состав столичного вилайета Тунис. В настоящее время в Картаже находятся президентская резиденция и Университет Картажа[2].
Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst) переводится с финикийского языка как «новый город».
На протяжении своей истории Карфаген был столицей основанного финикийцами государства Карфаген, одной из крупнейших держав Средиземноморья. После Пунических войн Карфаген был взят и разрушен римлянами, но затем отстроен и являлся важнейшим городом Римской империи в провинции Африка, крупным культурным, а затем и раннехристианским церковным центром. Затем захвачен вандалами и был столицей Вандальского королевства. Но после арабского завоевания вновь пришёл в упадок.
В 1831 году в Париже было открыто общество по изучению Карфагена. С 1874 года раскопки Карфагена велись под руководством французской Академии надписей. С 1973 года исследования Карфагена проводятся под эгидой ЮНЕСКО.
История
Согласно легенде, царица Дидона, которая бежала в эти места из Тира, решила купить землю под основание города. Ей разрешили купить столько земли, сколько сможет охватить одна бычья шкура. Сообразительная царица разрезала бычью шкуру на тонкие ремешки, связала их и получившейся длинной верёвкой обозначила свои владения. Не случайно возникшую в центре Карфагена цитадель назвали Бирсой, что означает «шкура». Карфаген (Картхадашт) — дословно обозначает «новый город».[3]
К началу III века до н. э. Карфаген стал крупнейшим государством на западе Средиземного моря. Его нахождение между Сицилией и побережьем Туниса позволяло контролировать суда, которые проходили мимо. В те времена корабли плавали обычно в видимости берега. Карфагеняне были воинственным и деловым народом, они вырыли на побережье две гавани — одну для военных судов, которая вмещала примерно 220 кораблей, другую — для торговых. Кроме того, вокруг всего города они выстроили крепостную стену, общая длина которой составляла 37 км, а высота в некоторых местах достигала 12 м. Карфаген сделался неприступным с суши и моря, где его охраняли боевые корабли. Сам город был поделен на 4 жилых района. Для захоронений у него имелось кладбище, для поклонения богам — специальные культовые места, где совершались жертвоприношения.
В отличие от Рима, в котором руководящее положение занимал сенат, куда избирались лучшие люди, в Карфагене более весомая роль отводилась народному собранию. Но некоторые учёные полагают, что реальная власть в городе находилась у олигархов, группы особенно богатых людей. Карфаген наряду с Римом считался наиболее культурным и развитым городом того периода.
Карфагеняне плавали в разные страны и подчинили себе Южную Испанию, земли Северной Африки, острова Сицилию, Сардинию, Корсику. Римляне называли карфагенян пунийцами. Вначале оба государства помогали друг другу в боевых действиях, но вскоре возникли трения из-за обладания островом Сицилия, из-за влияния в других землях и морях.
В 264 году до н. э. между ними началась Первая Пуническая война за господство в Средиземном море, за Сицилию. Она длилась с переменным успехом до 241 года до н. э. Объяснялось это тем, что карфагеняне имели сильный флот и доминировали на море, но на суше их побеждала более сильная и организованная римская армия. Однако после каждого поражения карфагеняне восстанавливались и снова шли против римлян. В конце концов, римляне сумели одолеть их в многолетней и многотрудной борьбе. Карфагенянам не помогли ни знаменитый полководец Ганнибал (247—183 до н. э.), ни привлеченные для участия в сражениях боевые слоны.
Третья Пуническая война (149—146 до н. э.) окончилась полной победой римлян. Сбылся призыв государственного деятеля, полководца и оратора Древнего Рима Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н. э.), который все свои речи в сенате заканчивал фразой «… я считаю, что Карфаген должен быть разрушен». Его призыв исполнился, хотя сам он и не дожил до этого времени, а фраза стала крылатой, её говорят, чтобы подчеркнуть настойчивость в каком-либо деле.
Почти полумиллионный город пунийцев был разрушен. Оставшихся в живых продали в рабство, а руины посыпали солью, чтобы в этих местах никто не селился. Но в дальнейшем римляне пожалели о содеянном — зачем разрушили город, достаточно было уничтожить армию противника. Они вновь заселили Карфаген и превратили его в главный город Африки.
Христианство утвердилось в Карфагене в середине II века. Выдающимися богословами Карфагенской Церкви стали священномученик Киприан Карфагенский, Святой Преподобный Максим Исповедник и блаженный Августин Гиппонский. Около 642 года Святой Максим Исповедник перешёл в монастырь близ Карфагена, где начал изучать Христологию Григория Нисского и Псевдо-Дионисия Ареопагита. Там же, в Карфагене, Максим начал свою карьеру как богослов и аскетический писатель. Максим был высоко оценён местным населением и духовенством как человек святой жизни. Он проповедовал Христианство в Карфагене и его окрестностях около 5 лет и боролся против ереси монофелитов.
Некоторое время епископ Карфагена носил почётный титул Патриарха. Но уже в VI веке Римская империя распалась, вместе с ней пришёл в упадок и Карфаген. В 698 году его захватили арабы, остатки зданий пошли на строительство города Тунис. Сегодня бывший Карфаген стал знаменитым пригородом Туниса, местом паломничества туристов со всего света. Он включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Карфагенское государство
Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тира. После падения финикийского влияния Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии и превращается в столицу крупнейшего государства Западного Средиземноморья. К III веку до н. э. карфагенское государство подчиняет Южную Испанию, Северную Африку, западную Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима (Пунические войны) потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н. э., его территория превращена в провинцию Африки.
Римская эпоха
Юлий Цезарь предложил основать на месте разрушенного Карфагена римскую колонию (она была основана после его смерти). Благодаря удобному расположению на торговых путях город вскоре снова разросся и стал столицей римской провинции Африки, включавшей земли нынешнего северного Туниса.
После Рима
Во время Великого переселения народов и распада Западной Римской империи Северная Африка была захвачена вандалами и аланами, которые сделали Карфаген столицей своего государства. Это государство просуществовало до 534 года, когда полководцы восточноримского императора Юстиниана I вернули африканские земли империи. Карфаген стал столицей Карфагенского экзархата.
Падение
После завоевания Северной Африки арабами новым центром региона Ифрикия стал основанный ими в 670 году город Кайруан, и Карфаген довольно быстро угас.
Современный Картаж
Примечания
- ↑ Maps for the world (недоступная ссылка)
- ↑ написание университета согласно: charm.ru/info/events/HermitageProgram.pdf
- ↑ Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва Наука, 1986. — С. 25. — 287 с.
Литература
- Ашери Д. Карфагеняне и греки // Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. М., 2011. С. 875—922.
- Волков А. В. Карфаген. Белая империя черной Африки. — М.: Вече, 2004. — 320 с. — Серия «Таинственные места Земли». — ISBN 5-9533-0416-1
- Дриди Эди. Карфаген и Пунический мир / Пер. Н. Озерской. — М.: Вече, 2008. — 400 с. — Серия «Гиды цивилизаций». — ISBN 978-5-9533-3781-6
- Залесский Н. Н. Этруски и Карфаген // Древний мир. М., 1962.
- Зелинский Ф. Ф. Римская республика / Пер. с пол. Н. А. Папчинского. — СПб.: Алетейя, 2002. — 448 с. — Серия «Античная библиотека».
- Кораблев И. Ш. Ганнибал. — М.: Наука, ГРВЛ, 1976. — 400 с.
- Левицкий Г. Рим и Карфаген. — М.: НЦ «ЭНАС», 2010. — 240 с. — Серия «Культпросвет». — ISBN 978-5-93196-970-1
- Лурье С. Я. Афины и Карфаген // Вестник древней истории. 1947. № 3.
- Майлз Ричард. Карфаген должен быть разрушен. — М.: ООО «АСТ», 2014. — 576 с. — Серия «Страницы истории». — ISBN 978-5-17-084413-5
- Маркоу Гленн. Финикийцы / Пер. с англ. К. Савельева. — М.: Гранд-Фаир, 2006. — 328 с.
- Машкин Н. А. Карфагенская держава до Пунических войн // Вестник древней истории. 1948. № 4.
- Моммзен Т. История Рима. СПб.: Наука, Ювента, 1997.
- Сансоне Вито. Камни, которые надо спасти / Пер. с итал. А. А. Бангерского. — М.: Мысль 1986. — 236 с.
- Ур-Мьедан Мадлен. Карфаген / Пер. А. Яблокова. — М.: Весь мир, 2003. — 144 с. — Серия «Весь мир знаний». — ISBN 5-7777-0219-8
- Харден Дональд. Финикийцы. Основатели Карфагена. — М.: Центрполиграф. 2004. — 264 с. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-1418-4[1]
- Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. — М.: Наука, ГРВЛ, 1986. — 288 с.: ил. — Серия «Культура народов Востока»[2].
- Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. — М.: ООО «АСТ», 2001. — 528 с.
- Шифман И. Ш. Финикийские мореходы. — М.: Наука, ГРВЛ, 1965. — 84 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
- Шифман И. Ш. Карфаген. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 520 с. — ISBN 5-288-03714-0
- Carthago // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
Ссылки
wiki.sc
Карфаген (город) — Википедия
Карфаге́н (финик. Qart Hadasht, лат. Carthago, араб. قرطاج, Картадж, фр. Carthage, др.-греч. ) — древний город (музей) на территории современного государства Тунис, вблизи города Тунис.
Карта́ж[1] — современное название города, в котором находится музей Карфагена. Картаж входит в состав столичного вилайета Тунис. В настоящее время в Картаже находятся президентская резиденция и Университет Картажа[2].
Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst) переводится с финикийского языка как «новый город».
На протяжении своей истории Карфаген был столицей основанного финикийцами государства Карфаген, одной из крупнейших держав Средиземноморья. После Пунических войн Карфаген был взят и разрушен римлянами, но затем отстроен и являлся важнейшим городом Римской империи в провинции Африка, крупным культурным, а затем и раннехристианским церковным центром. Затем захвачен вандалами и был столицей Вандальского королевства. Но после арабского завоевания вновь пришёл в упадок.
В 1831 году в Париже было открыто общество по изучению Карфагена. С 1874 года раскопки Карфагена велись под руководством французской Академии надписей. С 1973 года исследования Карфагена проводятся под эгидой ЮНЕСКО.
История
Согласно легенде, царица Дидона, которая бежала в эти места из Тира, решила купить землю под основание города. Ей разрешили купить столько земли, сколько сможет охватить одна бычья шкура. Сообразительная царица разрезала бычью шкуру на тонкие ремешки, связала их и получившейся длинной верёвкой обозначила свои владения. Не случайно возникшую в центре Карфагена цитадель назвали Бирсой, что означает «шкура». Карфаген (Картхадашт) — дословно обозначает «новый город».[3]
К началу III века до н. э. Карфаген стал крупнейшим государством на западе Средиземного моря. Его нахождение между Сицилией и побережьем Туниса позволяло контролировать суда, которые проходили мимо. В те времена корабли плавали обычно в видимости берега. Карфагеняне были воинственным и деловым народом, они вырыли на побережье две гавани — одну для военных судов, которая вмещала примерно 220 кораблей, другую — для торговых. Кроме того, вокруг всего города они выстроили крепостную стену, общая длина которой составляла 37 км, а высота в некоторых местах достигала 12 м. Карфаген сделался неприступным с суши и моря, где его охраняли боевые корабли. Сам город был поделен на 4 жилых района. Для захоронений у него имелось кладбище, для поклонения богам — специальные культовые места, где совершались жертвоприношения.
В отличие от Рима, в котором руководящее положение занимал сенат, куда избирались лучшие люди, в Карфагене более весомая роль отводилась народному собранию. Но некоторые учёные полагают, что реальная власть в городе находилась у олигархов, группы особенно богатых людей. Карфаген наряду с Римом считался наиболее культурным и развитым городом того периода.
Карфагеняне плавали в разные страны и подчинили себе Южную Испанию, земли Северной Африки, острова Сицилию, Сардинию, Корсику. Римляне называли карфагенян пунийцами. Вначале оба государства помогали друг другу в боевых действиях, но вскоре возникли трения из-за обладания островом Сицилия, из-за влияния в других землях и морях.
В 264 году до н. э. между ними началась Первая Пуническая война за господство в Средиземном море, за Сицилию. Она длилась с переменным успехом до 241 года до н. э. Объяснялось это тем, что карфагеняне имели сильный флот и доминировали на море, но на суше их побеждала более сильная и организованная римская армия. Однако после каждого поражения карфагеняне восстанавливались и снова шли против римлян. В конце концов, римляне сумели одолеть их в многолетней и многотрудной борьбе. Карфагенянам не помогли ни знаменитый полководец Ганнибал (247—183 до н. э.), ни привлеченные для участия в сражениях боевые слоны.
Третья Пуническая война (149—146 до н. э.) окончилась полной победой римлян. Сбылся призыв государственного деятеля, полководца и оратора Древнего Рима Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н. э.), который все свои речи в сенате заканчивал фразой «… я считаю, что Карфаген должен быть разрушен». Его призыв исполнился, хотя сам он и не дожил до этого времени, а фраза стала крылатой, её говорят, чтобы подчеркнуть настойчивость в каком-либо деле.
Почти полумиллионный город пунийцев был разрушен. Оставшихся в живых продали в рабство, а руины посыпали солью, чтобы в этих местах никто не селился. Но в дальнейшем римляне пожалели о содеянном — зачем разрушили город, достаточно было уничтожить армию противника. Они вновь заселили Карфаген и превратили его в главный город Африки.
Христианство утвердилось в Карфагене в середине II века. Выдающимися богословами Карфагенской Церкви стали священномученик Киприан Карфагенский, Святой Преподобный Максим Исповедник и блаженный Августин Гиппонский. Около 642 года Святой Максим Исповедник перешёл в монастырь близ Карфагена, где начал изучать Христологию Григория Нисского и Псевдо-Дионисия Ареопагита. Там же, в Карфагене, Максим начал свою карьеру как богослов и аскетический писатель. Максим был высоко оценён местным населением и духовенством как человек святой жизни. Он проповедовал Христианство в Карфагене и его окрестностях около 5 лет и боролся против ереси монофелитов.
Некоторое время епископ Карфагена носил почётный титул Патриарха. Но уже в VI веке Римская империя распалась, вместе с ней пришёл в упадок и Карфаген. В 698 году его захватили арабы, остатки зданий пошли на строительство города Тунис. Сегодня бывший Карфаген стал знаменитым пригородом Туниса, местом паломничества туристов со всего света. Он включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Карфагенское государство
Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тира. После падения финикийского влияния Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии и превращается в столицу крупнейшего государства Западного Средиземноморья. К III веку до н. э. карфагенское государство подчиняет Южную Испанию, Северную Африку, западную Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима (Пунические войны) потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н. э., его территория превращена в провинцию Африки.
Римская эпоха
Юлий Цезарь предложил основать на месте разрушенного Карфагена римскую колонию (она была основана после его смерти). Благодаря удобному расположению на торговых путях город вскоре снова разросся и стал столицей римской провинции Африки, включавшей земли нынешнего северного Туниса.
После Рима
Во время Великого переселения народов и распада Западной Римской империи Северная Африка была захвачена вандалами и аланами, которые сделали Карфаген столицей своего государства. Это государство просуществовало до 534 года, когда полководцы восточноримского императора Юстиниана I вернули африканские земли империи. Карфаген стал столицей Карфагенского экзархата.
Падение
После завоевания Северной Африки арабами новым центром региона Ифрикия стал основанный ими в 670 году город Кайруан, и Карфаген довольно быстро угас.
Современный Картаж
Примечания
- ↑ Maps for the world (недоступная ссылка)
- ↑ написание университета согласно: charm.ru/info/events/HermitageProgram.pdf
- ↑ Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва Наука, 1986. — С. 25. — 287 с.
Литература
- Ашери Д. Карфагеняне и греки // Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. М., 2011. С. 875—922.
- Волков А. В. Карфаген. Белая империя черной Африки. — М.: Вече, 2004. — 320 с. — Серия «Таинственные места Земли». — ISBN 5-9533-0416-1
- Дриди Эди. Карфаген и Пунический мир / Пер. Н. Озерской. — М.: Вече, 2008. — 400 с. — Серия «Гиды цивилизаций». — ISBN 978-5-9533-3781-6
- Залесский Н. Н. Этруски и Карфаген // Древний мир. М., 1962.
- Зелинский Ф. Ф. Римская республика / Пер. с пол. Н. А. Папчинского. — СПб.: Алетейя, 2002. — 448 с. — Серия «Античная библиотека».
- Кораблев И. Ш. Ганнибал. — М.: Наука, ГРВЛ, 1976. — 400 с.
- Левицкий Г. Рим и Карфаген. — М.: НЦ «ЭНАС», 2010. — 240 с. — Серия «Культпросвет». — ISBN 978-5-93196-970-1
- Лурье С. Я. Афины и Карфаген // Вестник древней истории. 1947. № 3.
- Майлз Ричард. Карфаген должен быть разрушен. — М.: ООО «АСТ», 2014. — 576 с. — Серия «Страницы истории». — ISBN 978-5-17-084413-5
- Маркоу Гленн. Финикийцы / Пер. с англ. К. Савельева. — М.: Гранд-Фаир, 2006. — 328 с.
- Машкин Н. А. Карфагенская держава до Пунических войн // Вестник древней истории. 1948. № 4.
- Моммзен Т. История Рима. СПб.: Наука, Ювента, 1997.
- Сансоне Вито. Камни, которые надо спасти / Пер. с итал. А. А. Бангерского. — М.: Мысль 1986. — 236 с.
- Ур-Мьедан Мадлен. Карфаген / Пер. А. Яблокова. — М.: Весь мир, 2003. — 144 с. — Серия «Весь мир знаний». — ISBN 5-7777-0219-8
- Харден Дональд. Финикийцы. Основатели Карфагена. — М.: Центрполиграф. 2004. — 264 с. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-1418-4[1]
- Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. — М.: Наука, ГРВЛ, 1986. — 288 с.: ил. — Серия «Культура народов Востока»[2].
- Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. — М.: ООО «АСТ», 2001. — 528 с.
- Шифман И. Ш. Финикийские мореходы. — М.: Наука, ГРВЛ, 1965. — 84 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
- Шифман И. Ш. Карфаген. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 520 с. — ISBN 5-288-03714-0
- Carthago // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
Ссылки
wikipedia.green